Jump to content

Самосознание

(Перенаправлено с Самонаблюдения )

Художник и покупатель (1565). На этом рисунке Питера Брейгеля Старшего художник представлен как автопортрет.

В себя философии самосознание — это переживание собственной личности или индивидуальности . [1] Его не следует путать с сознанием в смысле квалиа . В то время как сознание осознает свое тело и окружающую среду, самосознание — это признание этого сознания . [2] Самосознание – это то, как человек переживает и понимает свой характер , чувства , мотивы и желания .

Биология

[ редактировать ]

Зеркальные нейроны

[ редактировать ]

Исследователи изучают, какая часть мозга позволяет людям осознавать себя и как люди биологически запрограммированы на самосознание. В.С. Рамачандран полагает, что зеркальные нейроны могут обеспечить неврологическую основу самосознания человека. [3] В эссе, написанном для Edge Foundation в 2009 году, Рамачандран дал следующее объяснение своей теории : «[Э]ти нейроны могут не только помогать моделировать поведение других людей, но и могут быть направлены «вовнутрь» — так сказать — для создания вторичного поведения. Упорядоченные представления или мета-представления ваших собственных ранних мозговых процессов. Это может быть нейронной основой самоанализа и взаимности самосознания и другого осознания. Здесь, очевидно, возникает вопрос о курице или яйце: что развилось раньше? но... Главное в том, что эти двое эволюционировали совместно, взаимно обогащая друг друга, создавая зрелое представление о себе, которое характеризует современных людей». [4]

Телесное (само)сознание связано с проприоцепцией и визуализацией . [5] В здравоохранении и медицине осознание тела означает способность человека точно направлять свое внимание на различные внутренние ощущения. И проприоцепция , и интероцепция позволяют людям сознательно осознавать множество ощущений. [6] Проприоцепция позволяет людям и пациентам сосредоточиться на ощущениях в мышцах и суставах, позе и равновесии, в то время как интероцепция используется для определения ощущений внутренних органов, таких как колебание сердцебиения, дыхания, боли в легких или насыщения. Чрезмерное осознание тела, недостаточное осознание тела и искаженное осознание тела являются симптомами, присутствующими при различных расстройствах и состояниях здоровья, таких как ожирение , нервная анорексия и хронические боли в суставах. [7] Например, искаженное восприятие насыщения имеется у больного, страдающего нервной анорексией .

Психология

[ редактировать ]

Самосознание называют «возможно, самым фундаментальным вопросом психологии как с точки зрения развития, так и с точки зрения эволюции». [8]

Теория самосознания, разработанная Дювалем и Виклундом в их знаковой книге 1972 года «Теория объективного самосознания» , утверждает, что, когда мы сосредотачиваемся на себе, мы оцениваем и сравниваем наше текущее поведение с нашими внутренними стандартами и ценностями. Это вызывает состояние объективного самосознания . Мы начинаем осознавать себя объективными оценщиками самих себя. [9] Самосознание не следует путать с самосознанием . [10] Различные эмоциональные состояния усиливаются самосознанием. Однако некоторые люди могут стремиться повысить свое самосознание с помощью этих средств. [ указать ] . Люди с большей вероятностью будут согласовывать свое поведение со своими стандартами, когда они осознают себя. Люди испытывают негативное воздействие [ как? ] если они не соответствуют своим личным стандартам. Различные сигналы и ситуации окружающей среды вызывают осознание себя, например, зеркала, аудитория, видеосъемка или запись. Эти сигналы также повышают точность личной памяти. [11]

В одной из Андреаса Деметриу неопиажеистских теорий когнитивного развития самосознание систематически развивается от рождения на протяжении всей жизни и является основным фактором развития [ нужны разъяснения ] общие процессы вывода. [12] Самосознание когнитивных процессов способствует общему интеллекту наравне с [ двусмысленный ] Функции эффективности обработки, такие как рабочая память , скорость обработки и рассуждение . [13]

Альберта Бандуры Теория самоэффективности описывает «веру в свои способности организовывать и выполнять действия, необходимые для управления потенциальными ситуациями». Вера человека в свою способность добиться успеха закладывает основу для того, как он думает, ведет себя и чувствует. Например, человек с высокой самоэффективностью рассматривает проблемы как задачи, которые нужно выполнить, и неудачи его нелегко разочаровывают. Такой человек осознает свои недостатки и способности и решает использовать эти качества в меру своих возможностей. Человек со слабым чувством собственной эффективности избегает трудностей и быстро разочаровывается из-за неудач. Они могут не осознавать этих негативных реакций и, следовательно, не могут быть побуждены изменить свое отношение. Эта концепция занимает центральное место в социальной когнитивной теории Бандуры, «которая подчеркивает роль обучения с помощью наблюдения, социального опыта и взаимного детерминизма в развитии личности». [14] [ ненадежный источник? ]

Человеческое развитие

[ редактировать ]

Этапы развития

[ редактировать ]

Люди начинают осознавать себя посредством развития самосознания. [8] Этот конкретный тип саморазвития относится к осознанию своего тела и своего душевного состояния, включая мысли, действия, идеи, чувства и взаимодействие с другими. [15] «Самосознание не возникает внезапно благодаря одному конкретному поведению: оно развивается постепенно через последовательность различных видов поведения, каждое из которых относится к самому себе». [16] Мониторинг своего психического состояния называется метапознанием и считается индикатором того, что существует некоторая концепция себя. [17]

По словам Филиппа Роша , существует пять уровней самосознания, которые разворачиваются на ранних этапах развития человека, и шесть потенциальных перспектив, варьирующихся от «Уровня 0» (отсутствие самосознания) с повышением сложности до «Уровня 5» (явное самосознание): [8]

  • Уровень 0 — Растерянность : человек не осознает ни зеркального отражения, ни самого отражения; они воспринимают зеркальное отражение как продолжение своего окружения.
  • Уровень 1 — Дифференциация: человек понимает, что зеркало способно отражать вещи. Они видят, что то, что в зеркале, имеет иную природу, чем то, что их окружает. На этом уровне они могут различать собственное движение в зеркале и движение окружающей среды.
  • Уровень 2 — Ситуация: Человек может связать движения на зеркале с тем, что воспринимается внутри своего тела.
  • Уровень 3 — Идентификация : теперь человек может видеть, что в зеркале не другой человек, а он на самом деле.
  • Уровень 4 — Постоянство: человек способен идентифицировать себя на предыдущих фотографиях, выглядящего иначе или моложе. Теперь мы переживаем «постоянное Я».
  • Уровень 5 — Самосознание или «мета» самосознание: на этом уровне «я» не только рассматривается с точки зрения первого лица, но осознается, что оно также рассматривается с точки зрения третьего лица. Человек, который развивает самосознание, начинает понимать, что он может быть в сознании других: например, как его видят с общественной точки зрения.

Младенчество и раннее детство

[ редактировать ]

Когда человеческий младенец приходит в мир, он не имеет ни малейшего понятия ни о том, что происходит вокруг него, ни о значении других людей вокруг него. [18] : 46  Сначала «младенец не может узнать свое лицо». [18] : 46  Уже в возрасте нескольких месяцев младенцы уже знают взаимосвязь между проприоцептивной и зрительной информацией, которую они получают. [19] Это называется «самосознание от первого лица».

К тому времени, когда средний малыш достигает 18–24 месяцев, он обнаруживает себя и узнает свое отражение в зеркале. [20] [21] однако точный возраст варьируется в зависимости от социально-экономического уровня и различий, связанных с культурой и воспитанием детей. [22] Те, кто достигает этого уровня осознания, осознают, что они видят себя, например, видящими в отражении грязь на своем лице, а затем касающимися своего лица, чтобы стереть ее. Вскоре после того, как малыши начинают рефлексивно осознавать себя, они начинают осознавать свои тела как физические объекты во времени и пространстве, которые взаимодействуют и влияют на другие объекты. Например, малыш, положенный на одеяло, когда его попросят передать кому-нибудь одеяло, поймет, что ему нужно слезть с него, чтобы иметь возможность его поднять. [19] Это заключительная стадия самосознания тела, и она называется объективным самосознанием.

К 18 месяцам младенец может сообщить свое имя другим, а когда ему покажут фотографию, на которой он изображен, он сможет идентифицировать себя. К двум годам они также обычно приобретают гендерную и возрастную категории, говоря такие вещи, как «Я девочка, а не мальчик» и «Я младенец или ребенок, а не взрослый». По мере перехода младенца к среднему детству и далее к подростковому возрасту у него развиваются более продвинутые уровни самосознания и самоописания. [18] К 24 месяцам малыш будет наблюдать и соотносить свои действия с действиями других людей и окружающей среды. [20]

Будучи дошкольниками, они начинают давать гораздо более конкретные подробности о вещах, вместо того, чтобы обобщать. В этом возрасте [ указать ] ребенок находится на том, что Жан Пиаже называет предоперационной стадией развития. Младенец очень неточно судит о себе. Например, младенец на этом этапе не будет ассоциировать свою силу с способностью преодолевать джунгли в школе, а тот факт, что он может решить математическую задачу, он не будет связывать со своей способностью считать. [18]

В школьном возрасте осознание ребенком своей памяти переходит в ощущение самого себя. На этом этапе у ребенка начинают развиваться интересы, симпатии и антипатии. Этот переход позволяет человеку лучше осознавать свое прошлое, настоящее и будущее, поскольку он чаще вспоминает свой сознательный опыт. [20]

Подростковый возраст

[ редактировать ]

человек начинает осознавать свои эмоции В подростковом возрасте . Большинство детей осознают такие эмоции, как стыд , вина , гордость и смущение уже к двум годам, но не до конца понимают, как эти эмоции влияют на их жизнь. [23] [ нужна страница ] К 13 годам дети начинают лучше понимать эти эмоции и начинают применять их в своей жизни. Многие подростки проявляют счастье и уверенность в себе в присутствии друзей, но безнадежность и гнев в отношении родителей из-за страха разочароваться. Подростки могут чувствовать себя умными и творческими рядом с учителями, но могут чувствовать себя застенчивыми, неловкими и нервными среди людей, с которыми они не знакомы. [24]

По мере того, как дети достигают подросткового возраста, их острые чувства эмоций переходят в метакогнитивное состояние, в котором проблемы психического здоровья могут стать более распространенными из-за повышенного эмоционального и социального развития. [25] Обучение самосознанию может уменьшить проблемы с управлением гневом и уменьшить агрессивные тенденции у подростков. [26]

В подростковом возрасте самосознание имеет более сложный эмоциональный контекст, чем на этапе раннего детства. Элементы могут включать в себя образ самого себя , самооценку и самосознание , а также другие черты, которые относятся к конечному уровню самосознания Роша, однако самосознание остается отдельной концепцией. [27]

Измерение

[ редактировать ]

Существует два распространенных метода, используемых для измерения того, насколько серьезен недостаток самосознания человека. Шкала оценки компетентности пациентов (PCRS) оценивает самосознание пациентов, перенесших черепно-мозговую травму. [28] PCRS — это инструмент самоотчета, состоящий из 30 пунктов, в котором испытуемого просят использовать 5-балльную шкалу Лайкерта, чтобы оценить степень сложности выполнения различных задач и функций. Независимо от этого родственников или других близких людей, которые хорошо знают пациента, также просят оценить пациента по каждому из тех же поведенческих показателей. Разница между восприятием родственников и пациента считается косвенным показателем нарушения самосознания. Ограничения этого эксперимента зависят от ответов родственников. Результаты их ответов могут привести к предвзятости. Это ограничение побудило к использованию второго метода тестирования самосознания пациента. Просто спросив пациента, почему он находится в больнице или что не так с его телом, можно получить убедительные ответы о том, что он видит и анализирует. [29]

расстройства

[ редактировать ]

Анозогнозия

[ редактировать ]

Медицинский термин, обозначающий неосведомленность о своих недостатках, — это анозогнозия, или, более широко известная как отсутствие понимания. Недостаточная осведомленность повышает риски несоблюдения режима лечения и услуг. [30] С анозогнозией связан широкий спектр расстройств. Например, пациенты, слепые из- коры головного мозга, за поражений могут фактически не осознавать, что они слепы, и заявлять, что не страдают какими-либо нарушениями зрения. Люди с афазией могут не осознавать определенных речевых ошибок. [31] Людям, страдающим болезнью Альцгеймера, не хватает осведомленности; этот дефицит становится более интенсивным на протяжении всего заболевания. [32] Ключевой проблемой этого расстройства является то, что люди, страдающие анозогнозией и страдающие определенными заболеваниями, могут не знать о них, что в конечном итоге приводит их к тому, что они ставят себя в опасное положение. [31]

Расстройство аутистического спектра

[ редактировать ]
Основные структуры мозга, ответственные за аутизм

Исследование 2008 года показало, что самосознание у аутичных людей в основном отсутствует в социальных ситуациях, но когда они находятся наедине с собой, они более осознают себя и присутствуют. Именно в компании других людей при межличностном взаимодействии механизм самосознания, похоже, дает сбой. [33] Люди с более высоким функционированием по шкале расстройств аутистического спектра сообщили, что они лучше осознают себя, когда находятся в одиночестве, если только они не находятся в сенсорной перегрузке или сразу после социального воздействия. [34] Самосознание рассеивается, когда аутист сталкивается с требовательной социальной ситуацией, возможно, из-за поведенческой тормозной системы, которая отвечает за самосохранение. [34] Исследование, проведенное в 2012 году среди людей с синдромом Аспергера , «продемонстрировало нарушения в областях «Я-как-объект» и «Я-как-субъект» в интервью для самопонимания». [35]

Шизофрения

[ редактировать ]

Шизофрения как болезненное состояние характеризуется тяжелой когнитивной дисфункцией, и неизвестно, в какой степени пациенты осознают этот недостаток. Медалия и Лим (2004) исследовали осознание пациентами своего когнитивного дефицита в областях внимания, невербальной и вербальной памяти . [36] Результаты этого исследования (N = 185) выявили большое расхождение в оценке пациентов своих когнитивных функций по сравнению с оценкой их врачей. Хотя невозможно получить доступ к своему сознанию и по-настоящему понять, во что верит шизофреник, несмотря на это, в этом исследовании пациенты не осознавали своих когнитивных дисфункциональных рассуждений.

Исследование 1993 года предполагает, что существует корреляция между пониманием пациентами, соблюдением режима лечения и прогрессированием заболевания. Пациенты с плохим пониманием с меньшей вероятностью будут соблюдать лечение и с большей вероятностью будут иметь худший прогноз. Пациенты с галлюцинациями иногда испытывают положительные симптомы, которые могут включать бред отношения, включение/удаление мыслей, трансляцию мыслей, бред преследования и грандиозность. [37]

Нечеловеческие животные

[ редактировать ]
Зеркальный тест – это простой способ самосознания.

« Зеркальные тесты » были проведены на шимпанзе , слонах , дельфинах и сороках . В ходе испытания экспериментатор ищет животных, которые проходят четыре стадии: [38]

  1. социальная реакция (вести себя по отношению к отражению так же, как по отношению к другому животному своего вида)
  2. физический зеркальный осмотр
  3. повторяющееся зеркальное тестирование поведения и
  4. тест на метку, при котором животные спонтанно прикасаются к отметке на своем теле, которую было бы трудно увидеть без зеркала.

Техника красных пятен, созданная Гордоном Г. Гэллапом . [39] изучает самосознание у приматов. Этот метод позволяет разместить на лбу анестезированного примата красное пятно без запаха. Пятно размещается на лбу, поэтому его можно увидеть только через зеркало. После пробуждения примата наблюдаются его самостоятельные движения к месту после того, как он увидит свое отражение в зеркале.

Дэвид ДеГрация выделяет три типа самосознания, которые животные могут разделять с людьми. Телесное самосознание позволяет животным понять, что они отличаются от остальной окружающей среды. Это объясняет, почему животные не едят себя. Телесное осознание также включает в себя проприоцепцию и ощущения . Социальное самосознание, наблюдаемое у очень социальных животных , позволяет животным взаимодействовать друг с другом. Интроспективное самосознание – это то, как животные могут ощущать чувства, желания и убеждения . [40]

Обезьяны

[ редактировать ]

Шимпанзе и другие обезьяны — широко изучаемые виды — наиболее похожи на людей, с наиболее убедительными выводами и прямыми доказательствами самосознания у животных. [41] Во время техники красного пятна шимпанзе, посмотрев в зеркало, дотрагивались пальцами до красной точки на лбу, а после прикосновения к красной точке они чувствовали запах кончиков пальцев. [42] «Животные, которые могут узнавать себя в зеркалах, могут осознавать самих себя», — говорит Гэллап.

Дельфины

[ редактировать ]

Дельфины подверглись аналогичному испытанию и достигли тех же результатов. Диана Рейсс , психобиолог из Нью-Йоркского аквариума, обнаружила, что афалина может узнавать себя в зеркалах . [43]

Трех слонов подвергали воздействию больших зеркал, и экспериментаторы изучали их реакцию, когда слоны видели свои отражения. Эти слоны прошли «лакмусовую бумажку». [ необходимо определение ] чтобы увидеть, осознают ли они, на что смотрят. Этот видимый знак был нанесен на слонов, и исследователи сообщили о большом прогрессе. [ указать ] с самосознанием. [38]

Исследователи также использовали тесты с метками и зеркалами для изучения сороки . самосознания [44] Поскольку большинство птиц слепы ниже клюва, Prior et al. пометил шею птиц тремя разными цветами: красным, желтым и черным (в имитацию, поскольку изначально сороки черные). Когда птиц с красными и желтыми пятнами поместили перед зеркалом, они начали чесать шею, сигнализируя о том, что на их телах присутствует нечто иное. Во время одного испытания с зеркалом и меткой трое из пяти сорок продемонстрировали по крайней мере один пример самостоятельного поведения. Сороки исследовали зеркало, приближаясь к нему и заглядывая за него. Одна из сорок, Харви, во время нескольких испытаний брала предметы, позировала, махала крыльями, и все это перед зеркалом с предметами в клюве. Это представляет собой чувство самосознания; зная, что происходит внутри него самого и в настоящем. Авторы предполагают, что самораспознавание у птиц и млекопитающих может быть случаем конвергентной эволюции , когда сходное эволюционное давление приводит к схожему поведению или чертам, хотя они приходят к ним разными путями. [45]

В ходе испытания с черной меткой и зеркалом произошло несколько незначительных проявлений поведения по отношению к собственному телу сороки. Авторы этого исследования предполагают, что черная метка могла быть слегка заметна на черных перьях. «Это косвенное подтверждение интерпретации того, что поведение в отношении области отметки было вызвано наблюдением собственного тела в зеркале в сочетании с необычным пятном на теле». [44]

Был явный контраст между поведением сорок при наличии зеркала и при его отсутствии. В испытаниях без зеркала неотражающая серая пластина была заменена на тот же размер и положение, что и зеркало. Когда метка присутствовала, будь то цветная или черная, не наблюдалось какого-либо поведения, направленного на метку. [44] Результаты показывают, что сороки понимают, что зеркальное отражение представляет их собственное тело; сороки обладают самосознанием.

Другое использование

[ редактировать ]

Растения

[ редактировать ]

Самодискриминация растений проявляется в их корнях, усиках и цветах, которые избегают себя, но не других людей в окружающей среде. [46]

научная фантастика

[ редактировать ]

В научной фантастике самосознание описывает важнейшее человеческое свойство, которое часто (в зависимости от обстоятельств повествования) наделяет нечеловека личностью. Если компьютер , инопланетянин или другой объект описывается как «самосознающий», читатель может предположить, что к нему будут относиться как к полностью человеческому персонажу, имеющему те же права, возможности и желания, что и у обычного человека. [47] Слова « чувство », « разум » и « сознание » используются в научной фантастике схожим образом.

Робототехника

[ редактировать ]

Чтобы обрести «самосознание», роботы могут использовать внутренние модели для имитации собственных действий . [48]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «самосознание» . Мерриам-Вебстер . 15 сентября 2023 г.
  2. ^ Джабр, Феррис (2012). «Самосознание простым мозгом». Научный американский разум . 23 (5): 28–29. doi : 10.1038/scientificamericanmind1112-28 .
  3. ^ Оберман, Л.; Рамачандран, В.С. (2009). «Размышления о системе зеркальных нейронов: их эволюционные функции за пределами моторного представления». В Пинеде, Дж. А. (ред.). Системы зеркальных нейронов: роль зеркальных процессов в социальном познании . Хумана Пресс. стр. 39–62 . ISBN  978-1-934115-34-3 .
  4. ^ Рамачандран, В.С. (2009). «Самосознание: последний рубеж» . Край . Проверено 26 июля 2011 г.
  5. ^ де Виньемон, Фредерик (8 июля 2020 г.) [09.08.2011]. «Телесное осознание» . Стэнфордская энциклопедия философии .
  6. ^ Мелинг, Вольф Э.; Гописетти, Виранджини; Добенмье, Дженнифер; Прайс, Синтия Дж.; Хехт, Фредерик М.; Стюарт, Анита (19 мая 2009 г.). «Осознание тела: меры по построению и самоотчету» . ПЛОС ОДИН . 4 (5): е5614. Бибкод : 2009PLoSO...4.5614M . дои : 10.1371/journal.pone.0005614 . ПМК   2680990 . ПМИД   19440300 .
  7. ^ Гарфинкель, Пол Э.; Молдофски, Харви; Гарнер, Дэвид М.; Стэнсер, Харви К.; Косцина, Дональд В. (1978). «Осознание тела при нервной анорексии: нарушения в образе тела и насыщении ». Психосоматическая медицина . 40 (6). Ovid Technologies (Wolters Kluwer Health): 487–498. дои : 10.1097/00006842-197810000-00004 . ISSN   0033-3174 . ПМИД   734025 . S2CID   28010263 .
  8. ^ Jump up to: а б с Роша, Филипп (декабрь 2003 г.). «Пять уровней самосознания в раннем возрасте». Сознание и познание . 12 (4): 717–731. дои : 10.1016/s1053-8100(03)00081-3 . ПМИД   14656513 . S2CID   10241157 .
  9. ^ Дюваль, Шелли; Виклунд, Роберт А. (1972). Теория объективного самосознания . Академическая пресса. ISBN  9780122256509 . OCLC   643552644 . [ нужна страница ]
  10. ^ Коэн, Энтони (2002). Самосознание: альтернативная антропология идентичности . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-0-203-41898-7 . [ нужна страница ]
  11. ^ Дюваль, Томас Шелли; Сильвия, Пол Дж. (2001). «Введение и обзор». Самосознание и причинная атрибуция . стр. 1–15. дои : 10.1007/978-1-4615-1489-3_1 . ISBN  978-1-4613-5579-3 .
  12. ^ Деметриу, Андреас; Кази, Смарагда (февраль 2013 г.). Единство и модульность разума и личности: исследования взаимосвязи между самосознанием, личностью и интеллектуальным развитием от детства до подросткового возраста . Рутледж. ISBN  978-1-134-69601-7 . [ нужна страница ]
  13. ^ Деметриу, Андреас; Кази, Смарагда (май 2006 г.). «Самосознание в g (с эффективностью обработки и рассуждением)». Интеллект . 34 (3): 297–317. дои : 10.1016/j.intell.2005.10.002 .
  14. ^ Черри, Кендра (5 июля 2019 г.), Самоэффективность и почему так важна вера в себя
  15. ^ Геангу, Елена (март 2008 г.). «Заметки о развитии самосознания в раннем детстве» (PDF) . Познание, Creier, Поведение/познание, Мозг, Поведение . 12 (1): 103–113. ПроКвест   201571751 .
  16. ^ Бертенталь, Беннетт И.; Фишер, Курт В. (1978). «Развитие самопознания у младенца». Психология развития . 14 (1): 44–50. CiteSeerX   10.1.1.550.1903 . дои : 10.1037/0012-1649.14.1.44 .
  17. ^ Коучман, Джастин Дж. (январь 2015 г.). «Люди и обезьяны различают самопроизвольные, противоположные и случайные действия» . Познание животных . 18 (1): 231–238. дои : 10.1007/s10071-014-0792-6 . ПМЦ   4282946 . ПМИД   25108418 .
  18. ^ Jump up to: а б с д Яки, Томас Д.; Джонсон, Джеймс Э. (ред.). Интегративные процессы и социализация от раннего до среднего детства . Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. ISBN  9780203767696 .
  19. ^ Jump up to: а б Мур, Крис; Мелия, Дженнифер; Гарон, Нэнси; Повинелли, Дэниел Дж. (1 марта 2007 г.). «Развитие самосознания тела». Младенчество . 11 (2): 157–174. дои : 10.1111/j.1532-7078.2007.tb00220.x .
  20. ^ Jump up to: а б с Роша, Филипп (23 октября 1998 г.). «Самовосприятие и действие в младенчестве». Экспериментальное исследование мозга . 123 (1–2): 102–109. CiteSeerX   10.1.1.602.6987 . дои : 10.1007/s002210050550 . ПМИД   9835398 . S2CID   985947 .
  21. ^ Браунелл, Селия А.; Зервас, Стефани; Рамани, Гита Б. (сентябрь 2007 г.). « Такой большой: развитие самосознания тела у малышей» . Развитие ребенка . 78 (5): 1426–1440. дои : 10.1111/j.1467-8624.2007.01075.x . ПМК   3351035 . ПМИД   17883440 .
  22. ^ Брош, Таня; Каллаган, Тара; Генрих, Джозеф; Мерфи, Кристина; Роша, Филипп (август 2011 г.). «Культурные вариации детского зеркального самопознания». Журнал межкультурной психологии . 42 (6): 1018–1029. дои : 10.1177/0022022110381114 . S2CID   18326326 .
  23. ^ Зина, Чарльз (2009). Справочник по психическому здоровью младенцев . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  24. ^ Хартер, Сьюзен (1999). Строительство себя . Гилфорд Пресс. ISBN  9781572304321 .
  25. ^ Моран, Орла; Алмада, Присцилла; Макхью, Луиза (январь 2018 г.). «Исследование взаимосвязи между тремя самостями (Я-как-Содержание, Я-как-процесс и Я-как-контекст) и психическим здоровьем подростков». Журнал контекстуальной поведенческой науки . 7 : 55–62. Бибкод : 2018JCBS....7...55M . дои : 10.1016/j.jcbs.2018.01.002 .
  26. ^ Мохаммадьярия, Алиреза; Сараби, Салар Дусти; Ширази, Махмуд; Лачинани, Фатима; Рустаи, Амин; Аббаси, Зоре; Гасемзаде, Азизреза (2012). «Влияние тренировки самосознания и управления гневом на уровень агрессии у иранских учащихся средних школ» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 46 : 987–991. дои : 10.1016/j.sbspro.2012.05.235 .
  27. ^ Санду, Кристина Марина; Панишоара, Джорджета; Панишоара, Ион Овидиу (май 2015 г.). «Исследование о развитии самосознания у подростков» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 180 : 1656–1660. дои : 10.1016/j.sbspro.2015.05.060 .
  28. ^ Литем, Джанет М .; Мерфи, Латеша Дж.; Флетт, Росс А. (9 августа 2010 г.). «Самооценки и оценки информаторов по шкале оценки компетентности пациентов у пациентов с черепно-мозговой травмой». Журнал клинической и экспериментальной нейропсихологии . 20 (5): 694–705. дои : 10.1076/jcen.20.5.694.1122 . ПМИД   10079045 .
  29. ^ Пригатано, Джордж П. (1999). «Лекция Диллера: нарушение сознания, постукивание пальцами и результаты реабилитации после черепно-мозговой травмы». Реабилитационная психология . 44 (2): 145–159. дои : 10.1037/0090-5550.44.2.145 .
  30. ^ Ксавье, Амадор. «Информационный бюллетень об анозогнозии (отсутствии понимания)» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2015 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
  31. ^ Jump up to: а б Хейлман, К.М.; Барретт, AM; Адэр, Джей Си (29 ноября 1998 г.). «Возможные механизмы анозогнозии: дефект самосознания» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б: Биологические науки . 353 (1377): 1903–1909. дои : 10.1098/rstb.1998.0342 . ПМК   1692420 . ПМИД   9854262 .
  32. ^ Сак, М; Кэссиди, Джей Ти; Боле, Г.Г. (декабрь 1975 г.). «Прогностические факторы при полиартериите». Журнал ревматологии . 2 (4): 411–20. ПМИД   1533 .
  33. ^ Уддин, Люсина К.; Дэвис, Мари С.; Скотт, Эшли А.; Зайдель, Эран; Букхаймер, Сьюзен Ю.; Якобони, Марко; Дапретто, Мирелла (29 октября 2008 г.). «Нейронная основа репрезентации себя и других при аутизме: фМРТ-исследование распознавания лица» . ПЛОС ОДИН . 3 (10): е3526. Бибкод : 2008PLoSO...3.3526U . дои : 10.1371/journal.pone.0003526 . ПМЦ   2568959 . ПМИД   18958161 .
  34. ^ Jump up to: а б Уддин, Люсина К. (июнь 2011 г.). «Я при аутизме: новый взгляд на нейровизуализацию» . Нейрокейз . 17 (3): 201–208. дои : 10.1080/13554794.2010.509320 . ПМК   3117464 . ПМИД   21207316 .
  35. ^ Джексон, Пол; Скирроу, Пол; Заяц, Дугал Джулиан (май 2012 г.). «Аспергер в Зазеркалье: исследовательское исследование самопонимания у людей с синдромом Аспергера». Журнал аутизма и нарушений развития . 42 (5): 697–706. дои : 10.1007/s10803-011-1296-8 . ПМИД   21647793 . S2CID   22219711 .
  36. ^ Медалия, Алиса; Лим, Роза В. (декабрь 2004 г.). «Самосознание когнитивного функционирования при шизофрении». Исследования шизофрении . 71 (2–3): 331–338. doi : 10.1016/j.schres.2004.03.003 . ПМИД   15474903 . S2CID   19673249 .
  37. ^ Амадор, XF; Штраус, Д.Х.; Йель, ЮАР; Флаум, ММ; Эндикотт, Дж; Горман, Дж. М. (июнь 1993 г.). «Оценка проницательности при психозе». Американский журнал психиатрии . 150 (6): 873–879. CiteSeerX   10.1.1.457.5515 . дои : 10.1176/ajp.150.6.873 . ПМИД   8494061 .
  38. ^ Jump up to: а б Плотник, Джошуа; Ваал, Франс; Рейсс, Диана (2006). «Самопознание в азиатском слоне» . Труды Национальной академии наук США . 103 (45): 17053–57. Бибкод : 2006PNAS..10317053P . дои : 10.1073/pnas.0608062103 . ПМЦ   1636577 . ПМИД   17075063 .
  39. ^ Бекофф, М. (2002). «Отражения животных» . Природа . 419 (6904): 255. дои : 10.1038/419255a . ПМИД   12239547 . S2CID   10070614 .
  40. ^ Деграция, Дэвид (2009). «Самосознание у животных». В Лурце, Роберт В. (ред.). Философия животного разума (PDF) . стр. 201–217. дои : 10.1017/CBO9780511819001.012 . ISBN  9780511819001 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2016 года . Проверено 4 ноября 2023 г.
  41. ^ Бард, Ким (2006). «Самосознание у младенцев человека и шимпанзе: что измеряется и что подразумевается под тестом «метка и зеркало»?». Младенчество . 9 (2): 191–219. дои : 10.1207/s15327078in0902_6 .
  42. ^ Гэллап, Гордон Г.; Андерсон, Джеймс Р.; Шиллито, Дэниел Дж. (2002). «Зеркальный тест» . В Бекоффе, Марк; Аллен, Колин; Бургхардт, Гордон М. (ред.). Когнитивное животное: эмпирические и теоретические перспективы познания животных . МТИ Пресс. стр. 325–334. ISBN  978-0-262-52322-6 .
  43. ^ Теннесен, Майкл (2003). «Есть ли у дельфинов чувство собственного достоинства?» . Национальная дикая природа . Мировое издание. Архивировано из оригинала 9 августа 2010 года.
  44. ^ Jump up to: а б с Прайор, Х.; Шварц, А.; Гюнтюркюн, О. (2008). «Поведение сороки, вызванное зеркалом ( Pica pica ): свидетельства самопознания» . ПЛОС Биология . 6 (8): е202. doi : 10.1371/journal.pbio.0060202 . ПМК   2517622 . ПМИД   18715117 .
  45. ^ Элисон, Мотлюк. «Зеркальный тест показывает, что сороки не такие уж птичьи с мозгами» . Новый учёный . Проверено 26 ноября 2014 г.
  46. ^ Фукано, Юя; Ямаво, Акира (7 сентября 2015 г.). «Саморазличение в побегах виноградной лозы Cayratia japonica опосредовано физиологической связью» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 282 (1814): 20151379. doi : 10.1098/rspb.2015.1379 . ПМЦ   4571702 . ПМИД   26311669 .
  47. Роберт Колкер, Стэнли Кубрик « 2001: Космическая одиссея» , с. 106, Издательство Оксфордского университета, США, 2006 г. ISBN   978-0-19-517452-6
  48. ^ Уинфилд, Алан FT (2014). «Роботы с внутренними моделями: путь к самосознанию и, следовательно, к более безопасным роботам» (PDF) . Компьютер после меня . стр. 237–252. дои : 10.1142/9781783264186_0016 . ISBN  978-1-78326-417-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: aebc5e85edc12358c070f3675e5839c6__1722827340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/c6/aebc5e85edc12358c070f3675e5839c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Self-awareness - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)