Самосознание
Часть серии о |
Самость |
---|
Конструкции |
Теории |
Процессы |
Ценностное суждение |
Применительно к деятельности |
Межличностный |
Социальные |
Политика |
В себя философии самосознание — это переживание собственной личности или индивидуальности . [1] Его не следует путать с сознанием в смысле квалиа . В то время как сознание осознает свое тело и окружающую среду, самосознание — это признание этого сознания . [2] Самосознание – это то, как человек переживает и понимает свой характер , чувства , мотивы и желания .
Биология
[ редактировать ]Зеркальные нейроны
[ редактировать ]Исследователи изучают, какая часть мозга позволяет людям осознавать себя и как люди биологически запрограммированы на самосознание. В.С. Рамачандран полагает, что зеркальные нейроны могут обеспечить неврологическую основу самосознания человека. [3] В эссе, написанном для Edge Foundation в 2009 году, Рамачандран дал следующее объяснение своей теории : «[Э]ти нейроны могут не только помогать моделировать поведение других людей, но и могут быть направлены «вовнутрь» — так сказать — для создания вторичного поведения. Упорядоченные представления или мета-представления ваших собственных ранних мозговых процессов. Это может быть нейронной основой самоанализа и взаимности самосознания и другого осознания. Здесь, очевидно, возникает вопрос о курице или яйце: что развилось раньше? но... Главное в том, что эти двое эволюционировали совместно, взаимно обогащая друг друга, создавая зрелое представление о себе, которое характеризует современных людей». [4]
Тело
[ редактировать ]Телесное (само)сознание связано с проприоцепцией и визуализацией . [5] В здравоохранении и медицине осознание тела означает способность человека точно направлять свое внимание на различные внутренние ощущения. И проприоцепция , и интероцепция позволяют людям сознательно осознавать множество ощущений. [6] Проприоцепция позволяет людям и пациентам сосредоточиться на ощущениях в мышцах и суставах, позе и равновесии, в то время как интероцепция используется для определения ощущений внутренних органов, таких как колебание сердцебиения, дыхания, боли в легких или насыщения. Чрезмерное осознание тела, недостаточное осознание тела и искаженное осознание тела являются симптомами, присутствующими при различных расстройствах и состояниях здоровья, таких как ожирение , нервная анорексия и хронические боли в суставах. [7] Например, искаженное восприятие насыщения имеется у больного, страдающего нервной анорексией .
Психология
[ редактировать ]Самосознание называют «возможно, самым фундаментальным вопросом психологии как с точки зрения развития, так и с точки зрения эволюции». [8]
Теория самосознания, разработанная Дювалем и Виклундом в их знаковой книге 1972 года «Теория объективного самосознания» , утверждает, что, когда мы сосредотачиваемся на себе, мы оцениваем и сравниваем наше текущее поведение с нашими внутренними стандартами и ценностями. Это вызывает состояние объективного самосознания . Мы начинаем осознавать себя объективными оценщиками самих себя. [9] Самосознание не следует путать с самосознанием . [10] Различные эмоциональные состояния усиливаются самосознанием. Однако некоторые люди могут стремиться повысить свое самосознание с помощью этих средств. [ указать ] . Люди с большей вероятностью будут согласовывать свое поведение со своими стандартами, когда они осознают себя. Люди испытывают негативное воздействие [ как? ] если они не соответствуют своим личным стандартам. Различные сигналы и ситуации окружающей среды вызывают осознание себя, например, зеркала, аудитория, видеосъемка или запись. Эти сигналы также повышают точность личной памяти. [11]
В одной из Андреаса Деметриу неопиажеистских теорий когнитивного развития самосознание систематически развивается от рождения на протяжении всей жизни и является основным фактором развития [ нужны разъяснения ] общие процессы вывода. [12] Самосознание когнитивных процессов способствует общему интеллекту наравне с [ двусмысленный ] Функции эффективности обработки, такие как рабочая память , скорость обработки и рассуждение . [13]
Альберта Бандуры Теория самоэффективности описывает «веру в свои способности организовывать и выполнять действия, необходимые для управления потенциальными ситуациями». Вера человека в свою способность добиться успеха закладывает основу для того, как он думает, ведет себя и чувствует. Например, человек с высокой самоэффективностью рассматривает проблемы как задачи, которые нужно выполнить, и неудачи его нелегко разочаровывают. Такой человек осознает свои недостатки и способности и решает использовать эти качества в меру своих возможностей. Человек со слабым чувством собственной эффективности избегает трудностей и быстро разочаровывается из-за неудач. Они могут не осознавать этих негативных реакций и, следовательно, не могут быть побуждены изменить свое отношение. Эта концепция занимает центральное место в социальной когнитивной теории Бандуры, «которая подчеркивает роль обучения с помощью наблюдения, социального опыта и взаимного детерминизма в развитии личности». [14] [ ненадежный источник? ]
Человеческое развитие
[ редактировать ]Этапы развития
[ редактировать ]Люди начинают осознавать себя посредством развития самосознания. [8] Этот конкретный тип саморазвития относится к осознанию своего тела и своего душевного состояния, включая мысли, действия, идеи, чувства и взаимодействие с другими. [15] «Самосознание не возникает внезапно благодаря одному конкретному поведению: оно развивается постепенно через последовательность различных видов поведения, каждое из которых относится к самому себе». [16] Мониторинг своего психического состояния называется метапознанием и считается индикатором того, что существует некоторая концепция себя. [17]
По словам Филиппа Роша , существует пять уровней самосознания, которые разворачиваются на ранних этапах развития человека, и шесть потенциальных перспектив, варьирующихся от «Уровня 0» (отсутствие самосознания) с повышением сложности до «Уровня 5» (явное самосознание): [8]
- Уровень 0 — Растерянность : человек не осознает ни зеркального отражения, ни самого отражения; они воспринимают зеркальное отражение как продолжение своего окружения.
- Уровень 1 — Дифференциация: человек понимает, что зеркало способно отражать вещи. Они видят, что то, что в зеркале, имеет иную природу, чем то, что их окружает. На этом уровне они могут различать собственное движение в зеркале и движение окружающей среды.
- Уровень 2 — Ситуация: Человек может связать движения на зеркале с тем, что воспринимается внутри своего тела.
- Уровень 3 — Идентификация : теперь человек может видеть, что в зеркале не другой человек, а он на самом деле.
- Уровень 4 — Постоянство: человек способен идентифицировать себя на предыдущих фотографиях, выглядящего иначе или моложе. Теперь мы переживаем «постоянное Я».
- Уровень 5 — Самосознание или «мета» самосознание: на этом уровне «я» не только рассматривается с точки зрения первого лица, но осознается, что оно также рассматривается с точки зрения третьего лица. Человек, который развивает самосознание, начинает понимать, что он может быть в сознании других: например, как его видят с общественной точки зрения.
Младенчество и раннее детство
[ редактировать ]Когда человеческий младенец приходит в мир, он не имеет ни малейшего понятия ни о том, что происходит вокруг него, ни о значении других людей вокруг него. [18] : 46 Сначала «младенец не может узнать свое лицо». [18] : 46 Уже в возрасте нескольких месяцев младенцы уже знают взаимосвязь между проприоцептивной и зрительной информацией, которую они получают. [19] Это называется «самосознание от первого лица».
К тому времени, когда средний малыш достигает 18–24 месяцев, он обнаруживает себя и узнает свое отражение в зеркале. [20] [21] однако точный возраст варьируется в зависимости от социально-экономического уровня и различий, связанных с культурой и воспитанием детей. [22] Те, кто достигает этого уровня осознания, осознают, что они видят себя, например, видящими в отражении грязь на своем лице, а затем касающимися своего лица, чтобы стереть ее. Вскоре после того, как малыши начинают рефлексивно осознавать себя, они начинают осознавать свои тела как физические объекты во времени и пространстве, которые взаимодействуют и влияют на другие объекты. Например, малыш, положенный на одеяло, когда его попросят передать кому-нибудь одеяло, поймет, что ему нужно слезть с него, чтобы иметь возможность его поднять. [19] Это заключительная стадия самосознания тела, и она называется объективным самосознанием.
К 18 месяцам младенец может сообщить свое имя другим, а когда ему покажут фотографию, на которой он изображен, он сможет идентифицировать себя. К двум годам они также обычно приобретают гендерную и возрастную категории, говоря такие вещи, как «Я девочка, а не мальчик» и «Я младенец или ребенок, а не взрослый». По мере перехода младенца к среднему детству и далее к подростковому возрасту у него развиваются более продвинутые уровни самосознания и самоописания. [18] К 24 месяцам малыш будет наблюдать и соотносить свои действия с действиями других людей и окружающей среды. [20]
Будучи дошкольниками, они начинают давать гораздо более конкретные подробности о вещах, вместо того, чтобы обобщать. В этом возрасте [ указать ] ребенок находится на том, что Жан Пиаже называет предоперационной стадией развития. Младенец очень неточно судит о себе. Например, младенец на этом этапе не будет ассоциировать свою силу с способностью преодолевать джунгли в школе, а тот факт, что он может решить математическую задачу, он не будет связывать со своей способностью считать. [18]
В школьном возрасте осознание ребенком своей памяти переходит в ощущение самого себя. На этом этапе у ребенка начинают развиваться интересы, симпатии и антипатии. Этот переход позволяет человеку лучше осознавать свое прошлое, настоящее и будущее, поскольку он чаще вспоминает свой сознательный опыт. [20]
Подростковый возраст
[ редактировать ]человек начинает осознавать свои эмоции В подростковом возрасте . Большинство детей осознают такие эмоции, как стыд , вина , гордость и смущение уже к двум годам, но не до конца понимают, как эти эмоции влияют на их жизнь. [23] [ нужна страница ] К 13 годам дети начинают лучше понимать эти эмоции и начинают применять их в своей жизни. Многие подростки проявляют счастье и уверенность в себе в присутствии друзей, но безнадежность и гнев в отношении родителей из-за страха разочароваться. Подростки могут чувствовать себя умными и творческими рядом с учителями, но могут чувствовать себя застенчивыми, неловкими и нервными среди людей, с которыми они не знакомы. [24]
По мере того, как дети достигают подросткового возраста, их острые чувства эмоций переходят в метакогнитивное состояние, в котором проблемы психического здоровья могут стать более распространенными из-за повышенного эмоционального и социального развития. [25] Обучение самосознанию может уменьшить проблемы с управлением гневом и уменьшить агрессивные тенденции у подростков. [26]
В подростковом возрасте самосознание имеет более сложный эмоциональный контекст, чем на этапе раннего детства. Элементы могут включать в себя образ самого себя , самооценку и самосознание , а также другие черты, которые относятся к конечному уровню самосознания Роша, однако самосознание остается отдельной концепцией. [27]
Измерение
[ редактировать ]Существует два распространенных метода, используемых для измерения того, насколько серьезен недостаток самосознания человека. Шкала оценки компетентности пациентов (PCRS) оценивает самосознание пациентов, перенесших черепно-мозговую травму. [28] PCRS — это инструмент самоотчета, состоящий из 30 пунктов, в котором испытуемого просят использовать 5-балльную шкалу Лайкерта, чтобы оценить степень сложности выполнения различных задач и функций. Независимо от этого родственников или других близких людей, которые хорошо знают пациента, также просят оценить пациента по каждому из тех же поведенческих показателей. Разница между восприятием родственников и пациента считается косвенным показателем нарушения самосознания. Ограничения этого эксперимента зависят от ответов родственников. Результаты их ответов могут привести к предвзятости. Это ограничение побудило к использованию второго метода тестирования самосознания пациента. Просто спросив пациента, почему он находится в больнице или что не так с его телом, можно получить убедительные ответы о том, что он видит и анализирует. [29]
расстройства
[ редактировать ]Анозогнозия
[ редактировать ]Медицинский термин, обозначающий неосведомленность о своих недостатках, — это анозогнозия, или, более широко известная как отсутствие понимания. Недостаточная осведомленность повышает риски несоблюдения режима лечения и услуг. [30] С анозогнозией связан широкий спектр расстройств. Например, пациенты, слепые из- коры головного мозга, за поражений могут фактически не осознавать, что они слепы, и заявлять, что не страдают какими-либо нарушениями зрения. Люди с афазией могут не осознавать определенных речевых ошибок. [31] Людям, страдающим болезнью Альцгеймера, не хватает осведомленности; этот дефицит становится более интенсивным на протяжении всего заболевания. [32] Ключевой проблемой этого расстройства является то, что люди, страдающие анозогнозией и страдающие определенными заболеваниями, могут не знать о них, что в конечном итоге приводит их к тому, что они ставят себя в опасное положение. [31]
Расстройство аутистического спектра
[ редактировать ]Исследование 2008 года показало, что самосознание у аутичных людей в основном отсутствует в социальных ситуациях, но когда они находятся наедине с собой, они более осознают себя и присутствуют. Именно в компании других людей при межличностном взаимодействии механизм самосознания, похоже, дает сбой. [33] Люди с более высоким функционированием по шкале расстройств аутистического спектра сообщили, что они лучше осознают себя, когда находятся в одиночестве, если только они не находятся в сенсорной перегрузке или сразу после социального воздействия. [34] Самосознание рассеивается, когда аутист сталкивается с требовательной социальной ситуацией, возможно, из-за поведенческой тормозной системы, которая отвечает за самосохранение. [34] Исследование, проведенное в 2012 году среди людей с синдромом Аспергера , «продемонстрировало нарушения в областях «Я-как-объект» и «Я-как-субъект» в интервью для самопонимания». [35]
Шизофрения
[ редактировать ]Шизофрения как болезненное состояние характеризуется тяжелой когнитивной дисфункцией, и неизвестно, в какой степени пациенты осознают этот недостаток. Медалия и Лим (2004) исследовали осознание пациентами своего когнитивного дефицита в областях внимания, невербальной и вербальной памяти . [36] Результаты этого исследования (N = 185) выявили большое расхождение в оценке пациентов своих когнитивных функций по сравнению с оценкой их врачей. Хотя невозможно получить доступ к своему сознанию и по-настоящему понять, во что верит шизофреник, несмотря на это, в этом исследовании пациенты не осознавали своих когнитивных дисфункциональных рассуждений.
Исследование 1993 года предполагает, что существует корреляция между пониманием пациентами, соблюдением режима лечения и прогрессированием заболевания. Пациенты с плохим пониманием с меньшей вероятностью будут соблюдать лечение и с большей вероятностью будут иметь худший прогноз. Пациенты с галлюцинациями иногда испытывают положительные симптомы, которые могут включать бред отношения, включение/удаление мыслей, трансляцию мыслей, бред преследования и грандиозность. [37]
Нечеловеческие животные
[ редактировать ]« Зеркальные тесты » были проведены на шимпанзе , слонах , дельфинах и сороках . В ходе испытания экспериментатор ищет животных, которые проходят четыре стадии: [38]
- социальная реакция (вести себя по отношению к отражению так же, как по отношению к другому животному своего вида)
- физический зеркальный осмотр
- повторяющееся зеркальное тестирование поведения и
- тест на метку, при котором животные спонтанно прикасаются к отметке на своем теле, которую было бы трудно увидеть без зеркала.
Техника красных пятен, созданная Гордоном Г. Гэллапом . [39] изучает самосознание у приматов. Этот метод позволяет разместить на лбу анестезированного примата красное пятно без запаха. Пятно размещается на лбу, поэтому его можно увидеть только через зеркало. После пробуждения примата наблюдаются его самостоятельные движения к месту после того, как он увидит свое отражение в зеркале.
Дэвид ДеГрация выделяет три типа самосознания, которые животные могут разделять с людьми. Телесное самосознание позволяет животным понять, что они отличаются от остальной окружающей среды. Это объясняет, почему животные не едят себя. Телесное осознание также включает в себя проприоцепцию и ощущения . Социальное самосознание, наблюдаемое у очень социальных животных , позволяет животным взаимодействовать друг с другом. Интроспективное самосознание – это то, как животные могут ощущать чувства, желания и убеждения . [40]
Обезьяны
[ редактировать ]Шимпанзе и другие обезьяны — широко изучаемые виды — наиболее похожи на людей, с наиболее убедительными выводами и прямыми доказательствами самосознания у животных. [41] Во время техники красного пятна шимпанзе, посмотрев в зеркало, дотрагивались пальцами до красной точки на лбу, а после прикосновения к красной точке они чувствовали запах кончиков пальцев. [42] «Животные, которые могут узнавать себя в зеркалах, могут осознавать самих себя», — говорит Гэллап.
Дельфины
[ редактировать ]Дельфины подверглись аналогичному испытанию и достигли тех же результатов. Диана Рейсс , психобиолог из Нью-Йоркского аквариума, обнаружила, что афалина может узнавать себя в зеркалах . [43]
Слоны
[ редактировать ]Трех слонов подвергали воздействию больших зеркал, и экспериментаторы изучали их реакцию, когда слоны видели свои отражения. Эти слоны прошли «лакмусовую бумажку». [ необходимо определение ] чтобы увидеть, осознают ли они, на что смотрят. Этот видимый знак был нанесен на слонов, и исследователи сообщили о большом прогрессе. [ указать ] с самосознанием. [38]
Сороки
[ редактировать ]Исследователи также использовали тесты с метками и зеркалами для изучения сороки . самосознания [44] Поскольку большинство птиц слепы ниже клюва, Prior et al. пометил шею птиц тремя разными цветами: красным, желтым и черным (в имитацию, поскольку изначально сороки черные). Когда птиц с красными и желтыми пятнами поместили перед зеркалом, они начали чесать шею, сигнализируя о том, что на их телах присутствует нечто иное. Во время одного испытания с зеркалом и меткой трое из пяти сорок продемонстрировали по крайней мере один пример самостоятельного поведения. Сороки исследовали зеркало, приближаясь к нему и заглядывая за него. Одна из сорок, Харви, во время нескольких испытаний брала предметы, позировала, махала крыльями, и все это перед зеркалом с предметами в клюве. Это представляет собой чувство самосознания; зная, что происходит внутри него самого и в настоящем. Авторы предполагают, что самораспознавание у птиц и млекопитающих может быть случаем конвергентной эволюции , когда сходное эволюционное давление приводит к схожему поведению или чертам, хотя они приходят к ним разными путями. [45]
В ходе испытания с черной меткой и зеркалом произошло несколько незначительных проявлений поведения по отношению к собственному телу сороки. Авторы этого исследования предполагают, что черная метка могла быть слегка заметна на черных перьях. «Это косвенное подтверждение интерпретации того, что поведение в отношении области отметки было вызвано наблюдением собственного тела в зеркале в сочетании с необычным пятном на теле». [44]
Был явный контраст между поведением сорок при наличии зеркала и при его отсутствии. В испытаниях без зеркала неотражающая серая пластина была заменена на тот же размер и положение, что и зеркало. Когда метка присутствовала, будь то цветная или черная, не наблюдалось какого-либо поведения, направленного на метку. [44] Результаты показывают, что сороки понимают, что зеркальное отражение представляет их собственное тело; сороки обладают самосознанием.
Другое использование
[ редактировать ]Растения
[ редактировать ]Самодискриминация растений проявляется в их корнях, усиках и цветах, которые избегают себя, но не других людей в окружающей среде. [46]
научная фантастика
[ редактировать ]В научной фантастике самосознание описывает важнейшее человеческое свойство, которое часто (в зависимости от обстоятельств повествования) наделяет нечеловека личностью. Если компьютер , инопланетянин или другой объект описывается как «самосознающий», читатель может предположить, что к нему будут относиться как к полностью человеческому персонажу, имеющему те же права, возможности и желания, что и у обычного человека. [47] Слова « чувство », « разум » и « сознание » используются в научной фантастике схожим образом.
Робототехника
[ редактировать ]Чтобы обрести «самосознание», роботы могут использовать внутренние модели для имитации собственных действий . [48]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «самосознание» . Мерриам-Вебстер . 15 сентября 2023 г.
- ^ Джабр, Феррис (2012). «Самосознание простым мозгом». Научный американский разум . 23 (5): 28–29. doi : 10.1038/scientificamericanmind1112-28 .
- ^ Оберман, Л.; Рамачандран, В.С. (2009). «Размышления о системе зеркальных нейронов: их эволюционные функции за пределами моторного представления». В Пинеде, Дж. А. (ред.). Системы зеркальных нейронов: роль зеркальных процессов в социальном познании . Хумана Пресс. стр. 39–62 . ISBN 978-1-934115-34-3 .
- ^ Рамачандран, В.С. (2009). «Самосознание: последний рубеж» . Край . Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ де Виньемон, Фредерик (8 июля 2020 г.) [09.08.2011]. «Телесное осознание» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Мелинг, Вольф Э.; Гописетти, Виранджини; Добенмье, Дженнифер; Прайс, Синтия Дж.; Хехт, Фредерик М.; Стюарт, Анита (19 мая 2009 г.). «Осознание тела: меры по построению и самоотчету» . ПЛОС ОДИН . 4 (5): е5614. Бибкод : 2009PLoSO...4.5614M . дои : 10.1371/journal.pone.0005614 . ПМК 2680990 . ПМИД 19440300 .
- ^ Гарфинкель, Пол Э.; Молдофски, Харви; Гарнер, Дэвид М.; Стэнсер, Харви К.; Косцина, Дональд В. (1978). «Осознание тела при нервной анорексии: нарушения в образе тела и насыщении ». Психосоматическая медицина . 40 (6). Ovid Technologies (Wolters Kluwer Health): 487–498. дои : 10.1097/00006842-197810000-00004 . ISSN 0033-3174 . ПМИД 734025 . S2CID 28010263 .
- ^ Jump up to: а б с Роша, Филипп (декабрь 2003 г.). «Пять уровней самосознания в раннем возрасте». Сознание и познание . 12 (4): 717–731. дои : 10.1016/s1053-8100(03)00081-3 . ПМИД 14656513 . S2CID 10241157 .
- ^ Дюваль, Шелли; Виклунд, Роберт А. (1972). Теория объективного самосознания . Академическая пресса. ISBN 9780122256509 . OCLC 643552644 . [ нужна страница ]
- ^ Коэн, Энтони (2002). Самосознание: альтернативная антропология идентичности . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-203-41898-7 . [ нужна страница ]
- ^ Дюваль, Томас Шелли; Сильвия, Пол Дж. (2001). «Введение и обзор». Самосознание и причинная атрибуция . стр. 1–15. дои : 10.1007/978-1-4615-1489-3_1 . ISBN 978-1-4613-5579-3 .
- ^ Деметриу, Андреас; Кази, Смарагда (февраль 2013 г.). Единство и модульность разума и личности: исследования взаимосвязи между самосознанием, личностью и интеллектуальным развитием от детства до подросткового возраста . Рутледж. ISBN 978-1-134-69601-7 . [ нужна страница ]
- ^ Деметриу, Андреас; Кази, Смарагда (май 2006 г.). «Самосознание в g (с эффективностью обработки и рассуждением)». Интеллект . 34 (3): 297–317. дои : 10.1016/j.intell.2005.10.002 .
- ^ Черри, Кендра (5 июля 2019 г.), Самоэффективность и почему так важна вера в себя
- ^ Геангу, Елена (март 2008 г.). «Заметки о развитии самосознания в раннем детстве» (PDF) . Познание, Creier, Поведение/познание, Мозг, Поведение . 12 (1): 103–113. ПроКвест 201571751 .
- ^ Бертенталь, Беннетт И.; Фишер, Курт В. (1978). «Развитие самопознания у младенца». Психология развития . 14 (1): 44–50. CiteSeerX 10.1.1.550.1903 . дои : 10.1037/0012-1649.14.1.44 .
- ^ Коучман, Джастин Дж. (январь 2015 г.). «Люди и обезьяны различают самопроизвольные, противоположные и случайные действия» . Познание животных . 18 (1): 231–238. дои : 10.1007/s10071-014-0792-6 . ПМЦ 4282946 . ПМИД 25108418 .
- ^ Jump up to: а б с д Яки, Томас Д.; Джонсон, Джеймс Э. (ред.). Интегративные процессы и социализация от раннего до среднего детства . Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. ISBN 9780203767696 .
- ^ Jump up to: а б Мур, Крис; Мелия, Дженнифер; Гарон, Нэнси; Повинелли, Дэниел Дж. (1 марта 2007 г.). «Развитие самосознания тела». Младенчество . 11 (2): 157–174. дои : 10.1111/j.1532-7078.2007.tb00220.x .
- ^ Jump up to: а б с Роша, Филипп (23 октября 1998 г.). «Самовосприятие и действие в младенчестве». Экспериментальное исследование мозга . 123 (1–2): 102–109. CiteSeerX 10.1.1.602.6987 . дои : 10.1007/s002210050550 . ПМИД 9835398 . S2CID 985947 .
- ^ Браунелл, Селия А.; Зервас, Стефани; Рамани, Гита Б. (сентябрь 2007 г.). « Такой большой: развитие самосознания тела у малышей» . Развитие ребенка . 78 (5): 1426–1440. дои : 10.1111/j.1467-8624.2007.01075.x . ПМК 3351035 . ПМИД 17883440 .
- ^ Брош, Таня; Каллаган, Тара; Генрих, Джозеф; Мерфи, Кристина; Роша, Филипп (август 2011 г.). «Культурные вариации детского зеркального самопознания». Журнал межкультурной психологии . 42 (6): 1018–1029. дои : 10.1177/0022022110381114 . S2CID 18326326 .
- ^ Зина, Чарльз (2009). Справочник по психическому здоровью младенцев . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- ^ Хартер, Сьюзен (1999). Строительство себя . Гилфорд Пресс. ISBN 9781572304321 .
- ^ Моран, Орла; Алмада, Присцилла; Макхью, Луиза (январь 2018 г.). «Исследование взаимосвязи между тремя самостями (Я-как-Содержание, Я-как-процесс и Я-как-контекст) и психическим здоровьем подростков». Журнал контекстуальной поведенческой науки . 7 : 55–62. Бибкод : 2018JCBS....7...55M . дои : 10.1016/j.jcbs.2018.01.002 .
- ^ Мохаммадьярия, Алиреза; Сараби, Салар Дусти; Ширази, Махмуд; Лачинани, Фатима; Рустаи, Амин; Аббаси, Зоре; Гасемзаде, Азизреза (2012). «Влияние тренировки самосознания и управления гневом на уровень агрессии у иранских учащихся средних школ» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 46 : 987–991. дои : 10.1016/j.sbspro.2012.05.235 .
- ^ Санду, Кристина Марина; Панишоара, Джорджета; Панишоара, Ион Овидиу (май 2015 г.). «Исследование о развитии самосознания у подростков» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 180 : 1656–1660. дои : 10.1016/j.sbspro.2015.05.060 .
- ^ Литем, Джанет М .; Мерфи, Латеша Дж.; Флетт, Росс А. (9 августа 2010 г.). «Самооценки и оценки информаторов по шкале оценки компетентности пациентов у пациентов с черепно-мозговой травмой». Журнал клинической и экспериментальной нейропсихологии . 20 (5): 694–705. дои : 10.1076/jcen.20.5.694.1122 . ПМИД 10079045 .
- ^ Пригатано, Джордж П. (1999). «Лекция Диллера: нарушение сознания, постукивание пальцами и результаты реабилитации после черепно-мозговой травмы». Реабилитационная психология . 44 (2): 145–159. дои : 10.1037/0090-5550.44.2.145 .
- ^ Ксавье, Амадор. «Информационный бюллетень об анозогнозии (отсутствии понимания)» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2015 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Хейлман, К.М.; Барретт, AM; Адэр, Джей Си (29 ноября 1998 г.). «Возможные механизмы анозогнозии: дефект самосознания» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б: Биологические науки . 353 (1377): 1903–1909. дои : 10.1098/rstb.1998.0342 . ПМК 1692420 . ПМИД 9854262 .
- ^ Сак, М; Кэссиди, Джей Ти; Боле, Г.Г. (декабрь 1975 г.). «Прогностические факторы при полиартериите». Журнал ревматологии . 2 (4): 411–20. ПМИД 1533 .
- ^ Уддин, Люсина К.; Дэвис, Мари С.; Скотт, Эшли А.; Зайдель, Эран; Букхаймер, Сьюзен Ю.; Якобони, Марко; Дапретто, Мирелла (29 октября 2008 г.). «Нейронная основа репрезентации себя и других при аутизме: фМРТ-исследование распознавания лица» . ПЛОС ОДИН . 3 (10): е3526. Бибкод : 2008PLoSO...3.3526U . дои : 10.1371/journal.pone.0003526 . ПМЦ 2568959 . ПМИД 18958161 .
- ^ Jump up to: а б Уддин, Люсина К. (июнь 2011 г.). «Я при аутизме: новый взгляд на нейровизуализацию» . Нейрокейз . 17 (3): 201–208. дои : 10.1080/13554794.2010.509320 . ПМК 3117464 . ПМИД 21207316 .
- ^ Джексон, Пол; Скирроу, Пол; Заяц, Дугал Джулиан (май 2012 г.). «Аспергер в Зазеркалье: исследовательское исследование самопонимания у людей с синдромом Аспергера». Журнал аутизма и нарушений развития . 42 (5): 697–706. дои : 10.1007/s10803-011-1296-8 . ПМИД 21647793 . S2CID 22219711 .
- ^ Медалия, Алиса; Лим, Роза В. (декабрь 2004 г.). «Самосознание когнитивного функционирования при шизофрении». Исследования шизофрении . 71 (2–3): 331–338. doi : 10.1016/j.schres.2004.03.003 . ПМИД 15474903 . S2CID 19673249 .
- ^ Амадор, XF; Штраус, Д.Х.; Йель, ЮАР; Флаум, ММ; Эндикотт, Дж; Горман, Дж. М. (июнь 1993 г.). «Оценка проницательности при психозе». Американский журнал психиатрии . 150 (6): 873–879. CiteSeerX 10.1.1.457.5515 . дои : 10.1176/ajp.150.6.873 . ПМИД 8494061 .
- ^ Jump up to: а б Плотник, Джошуа; Ваал, Франс; Рейсс, Диана (2006). «Самопознание в азиатском слоне» . Труды Национальной академии наук США . 103 (45): 17053–57. Бибкод : 2006PNAS..10317053P . дои : 10.1073/pnas.0608062103 . ПМЦ 1636577 . ПМИД 17075063 .
- ^ Бекофф, М. (2002). «Отражения животных» . Природа . 419 (6904): 255. дои : 10.1038/419255a . ПМИД 12239547 . S2CID 10070614 .
- ^ Деграция, Дэвид (2009). «Самосознание у животных». В Лурце, Роберт В. (ред.). Философия животного разума (PDF) . стр. 201–217. дои : 10.1017/CBO9780511819001.012 . ISBN 9780511819001 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2016 года . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Бард, Ким (2006). «Самосознание у младенцев человека и шимпанзе: что измеряется и что подразумевается под тестом «метка и зеркало»?». Младенчество . 9 (2): 191–219. дои : 10.1207/s15327078in0902_6 .
- ^ Гэллап, Гордон Г.; Андерсон, Джеймс Р.; Шиллито, Дэниел Дж. (2002). «Зеркальный тест» . В Бекоффе, Марк; Аллен, Колин; Бургхардт, Гордон М. (ред.). Когнитивное животное: эмпирические и теоретические перспективы познания животных . МТИ Пресс. стр. 325–334. ISBN 978-0-262-52322-6 .
- ^ Теннесен, Майкл (2003). «Есть ли у дельфинов чувство собственного достоинства?» . Национальная дикая природа . Мировое издание. Архивировано из оригинала 9 августа 2010 года.
- ^ Jump up to: а б с Прайор, Х.; Шварц, А.; Гюнтюркюн, О. (2008). «Поведение сороки, вызванное зеркалом ( Pica pica ): свидетельства самопознания» . ПЛОС Биология . 6 (8): е202. doi : 10.1371/journal.pbio.0060202 . ПМК 2517622 . ПМИД 18715117 .
- ^ Элисон, Мотлюк. «Зеркальный тест показывает, что сороки не такие уж птичьи с мозгами» . Новый учёный . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ Фукано, Юя; Ямаво, Акира (7 сентября 2015 г.). «Саморазличение в побегах виноградной лозы Cayratia japonica опосредовано физиологической связью» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 282 (1814): 20151379. doi : 10.1098/rspb.2015.1379 . ПМЦ 4571702 . ПМИД 26311669 .
- ↑ Роберт Колкер, Стэнли Кубрик « 2001: Космическая одиссея» , с. 106, Издательство Оксфордского университета, США, 2006 г. ISBN 978-0-19-517452-6
- ^ Уинфилд, Алан FT (2014). «Роботы с внутренними моделями: путь к самосознанию и, следовательно, к более безопасным роботам» (PDF) . Компьютер после меня . стр. 237–252. дои : 10.1142/9781783264186_0016 . ISBN 978-1-78326-417-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эшли, Грег; Райтер-Палмон, Рони (1 сентября 2012 г.). «Самосознание и эволюция лидеров: необходимость лучшего измерения самосознания» . Журнал поведенческого и прикладного менеджмента . 14 (1): 2–17. дои : 10.21818/001c.17902 .
- Мограби, Дэниел С.; Холл, Саймон; Арантес, Беатрис; Хантли, Джонатан (2024). «Когнитивная нейробиология самосознания: текущие рамки, клинические последствия и будущие направления исследований». Провода Когнитивная наука . 15 (2): e1670. дои : 10.1002/wcs.1670 . ПМИД 38043919 .