Jump to content

Юсуфзай

Страница расширена и защищена
(Перенаправлено с Камальзая )

Юсуфзай
Испази
Изображение воина Юсуфзая
Этническая принадлежность пуштун
Расположение Афганистан , Пакистан ( Хайбер-Пахтунхва )
Родительское племя Сарбани
Филиалы Манданр , Илиасай, Акозай, Мандан, Исазай, Мализай
Язык пушту
Религия ислам

Юсуфзай или Юсуфзай ( пушту : Юсуфзай , произносится [jusəpˈzai] 1 ), также называемый Эсапзай ( ايسپزی , произносится [iːsəpˈzai] ), или юсуфзайские афганцы являются одним из крупнейших племен пуштунов . исторически Они базируются в северной части провинции -Пахтунхва ( Малаканд , Дир , Сват , Шангла , Бунер , Сваби , Мардан , Баджаур , Пешавар , Тор Гар ) Хайбер и в некоторых частях Афганистана включая Кунар , Кабул , Кандагар и Фарах , есть много мест, которые стоит посетить . Горивала района . В Банну ( Могол Кхель ) [ 1 ] Белуджистан Сиби ( Аказай ), Чагай ( Хассанзай ) и Рохилканд .

Большинство юсуфзаев говорят на северной разновидности пушту и некоторой южной разновидности пушту ( как в случае с Великими Моголов ) и на афганском диалекте персидского языка . [ 2 ]

Этимология

В фонологии пушту , поскольку /f/ встречается только в заимствованных словах и имеет тенденцию заменяться на /p/, [ 3 ] имя обычно произносится как Yūsəpzay или Īsəpzay . Это имя буквально означает «потомок Юсуфа » на пушту; Юсуф ( يوسف ) — арабско - арамейское мужское имя, означающее «(Бог) добавит».

По мнению некоторых ученых, в том числе филолога Дж. В. МакКриндла , имя Юсупзай или Исапзай происходит от племенных названий Аспасиой и Ассакеной – древних жителей долины Кунар и долины Сват , которые оказали сопротивление, когда Александр вторгся на их землю в 327–326 гг. до н.э. . По словам историка Р. К. Маджумдара , ассакенои были либо союзниками, либо ветвью более крупных аспасиоев , и оба этих древних племенных названия, вероятно, произошли от слова Ашвака , которое буквально означает «всадники», «коневоды» или « кавалеристы». (от асва или аспа , санскритского и авестийского слов, означающих « лошадь »). [ 4 ]

Маккриндл отмечал: «Название ашваков указывает на то, что их страна была известна в первобытные времена, как и в наши дни, своей превосходной породой лошадей . Тот факт, что греки перевели свое имя на «гиппасиой» (от ἵππος , лошадь) показывает, что они, должно быть, осознавали ее этимологическое значение». [ 5 ]

Имя Ашвакан ​​или Асакан также является источником этнонима Афган , который исторически использовался для всех пуштунов. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Мифическая генеалогия

Согласно популярной мифической генеалогии, записанной придворным Великих Моголов 17-го века Ниматом Аллахом аль-Харави в его книге «Тарих-и Хан Джахани ва Махзан-и Афгани» , племя Юсуфзай произошло от своего одноименного предка Юсуфа, который был сыном Манда, который был сыном Хашая (или Хахая), который был сыном Канда, который был сын Харшбуна, который был сыном Сарбана (прародителя племенной конфедерации Сарбани ), который был сыном Кайса Абдур Рашида (прародителя всех пуштунов). Кайс Абдур Рашид был потомком Афгана, которого описывали как внука израильского царя Саула и главнокомандующего армии пророка Соломона . Кайс считался современником исламского пророка Мухаммеда и родственником арабского полководца Халида ибн аль-Валида . Когда Халид ибн аль-Валид вызвал Кайса из Гора в Медину , Кайс принял ислам, и пророк переименовал его в Абдур Рашида (что означает «Слуга Путеводителя по правильному пути» или «Слуга Бога» на арабском языке ). Абдур Рашид вернулся в Гор и представил там ислам. В книге говорилось, что у деда Юсуфа (и отца Манда), Хашая, было еще два сына, Мук и Таркалани, которые были прародителями Племена Гигьяни и Таркани соответственно. У Юсуфа был один брат, Умар, который был прародителем племени Манданр , тесно связанного с Юсуфзаем.

В отчете Великих Моголов 1595 года Айн-и-Акбари также упоминается традиция израильского происхождения среди пуштунов, что показывает, что эта традиция уже была популярна среди пуштунов 16 века. [ 11 ]

История

Мирный договор с Бабуром

Бабур переправляется через реку Кунар на плоту , к западу от Баджаура.

В ранний современный период афганское племя Юсуфзай было впервые открыто упомянуто в Бабурнаме Бабуром Узбекистана , тимуридским правителем из Ферганы современного (на территории ), который захватил Кабул в 1504 году . [ 12 ] 21 января 1519 года, через две недели после резни в Баджауре , Бабур писал: «В пятницу мы двинулись к Саваду ( Свату ) с намерением атаковать юсуфзайских афганцев и спешились между водами Панджкоры и объединенными водами Чандавала ( Джандул) и Баджаур Шах Мансур Юсуфзай принесли несколько ароматных и весьма опьяняющих напитков. кондитерские изделия ». [ 13 ]

Из-за военной и стратегической мощи Юсуфзаев Бабуру требовалась безопасность из-за их расположения на холмах, которые угрожали его империи и не позволяли безопасно расшириться в Индию . В рамках договора с юсуфзайскими афганцами о семейных узах Бабур женился на Биби Мубарике , дочери вождя юсуфзаев Шаха Мансура, 30 января 1519 года в целях взаимной безопасности после того, как ему не удалось подчинить племя. Шах Мансур выступал за мир, в то время как фракция Малик Ахмад Хана была против любого установления тесных связей. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Биби Мубарика сыграл важную роль в установлении дружеских отношений пуштунских вождей Юсуфзая с Бабуром, который позже основал Империю Великих Моголов после победы над пуштунским султаном Ибрагимом Лоди в Первой битве при Панипате в 1526 году. [ 17 ] Один из братьев Мубарики, Мир Джамал Юсуфзай, сопровождал Бабура в Индию в 1525 году и позже занимал высокие посты при императорах Великих Моголов Хумаюне и Акбаре . Хотя подозрения существовали с обеих сторон, и Юсуфзай никогда не платил налоги или дань Бабуру или какому-либо другому императору Великих Моголов . [ 18 ] [ 19 ]

Юсуфзай вождь

Малак Ахмад Хан Юсуфзай завоевал земли Малакандского подразделения, и Юсуфзай остался могущественным и известным племенем округа Малаканд. [ 20 ] Основные части Хайбер-Пахтунхвы остались под властью вождя Юсуфзая, и основными вождями Юсуфзая являются следующие.

После 1675 года вождь Юсуфзай был разделен на 32 области, которые оставались под властью Машара (вождя) каждого племени Юсуфзай.

В 1586 году Акбар Великий попытался вторгнуться в Малаканд в битве у перевала Маландари (1586), но потерпел неудачу и стал величайшим бедствием для империи Великих Моголов в эпоху Акбара. [ 23 ]

Стычки с силами Великих Моголов

В 1580-х годах многие юсуфзаи и манданры восстали против Великих Моголов и присоединились к движению Рошани Пира Рошана . [ 24 ] В конце 1585 года император Великих Моголов Акбар послал военные силы под командованием Заин-хана Коки и Бирбала , чтобы подавить восстание. В феврале 1586 года около 8000 могольских солдат, включая Бирбала, были убиты возле перевала Каракар между Сватом и Бунером лашкаром Юсуфзая под предводительством Калу-хана . Это была величайшая катастрофа, с которой столкнулась армия Великих Моголов во время правления Акбара. [ 25 ]

В 1630 году под предводительством Пира Рошана правнука , Абдул Кадира, тысячи пуштунов из юсуфзаев, манданров, хешги , момандов , африди , бангашей и других племен предприняли нападение на армию Великих Моголов в Пешаваре . [ 26 ] В 1667 году Юсуфзаи снова восстали против Великих Моголов, и один из их вождей в Свате провозгласил себя королем. Мухаммад Амин Хан привел 9-тысячную армию Великих Моголов из Дели, чтобы подавить восстание. [ 27 ] Хотя император Великих Моголов Аурангзеб смог завоевать южные равнины Юсуфзая в северной долине Кабула , ему не удалось вырвать Сват и прилегающие долины из-под контроля Юсуфзая. [ 28 ]

период Дуррани

Форт Паттаргарх недалеко от Наджибабада , основанный Наджибом ад-Даулой Юсуфзаем в Рохилкханде , Индия.
Наджиб-уд-Даула и Шуджа-уд-Даула , марширующие слева от Ахмад Шаха Дуррани , который едет на коричневой лошади, во время Третьей битвы при Панипате , которая стала самым большим количеством погибших за один день, о котором сообщается в классическом формационная битва между двумя армиями

Ахмад Шах Дуррани (1747–1772), основатель Афганской империи Дуррани , для административных целей разделил все афганские племена на четыре улуса (племенные конфедерации): Дуррани , Гильджи , Сур и Бар Дуррани («Верхние Дуррани»). Юсуфзаи были включены в конфедерацию Бар-Дуррани вместе с другими восточными пуштунскими племенами, включая Моманд , Африди , Бангаш и Хаттак . [ 11 ] Бар Дуррани были также известны как Рохилла и составляли основную часть пуштунов, поселившихся в Рохилкханде , Индия. [ 28 ]

Наджиб-уд-Даула , принадлежавший к племени Юсуфзай, был видным вождем Рохиллы. В 1740-х годах он основал город Наджибабад в Рохилкханде. В 1757 году он поддержал Ахмад Шаха Дуррани в его нападении на Дели. После своей победы Ахмад Шах Дуррани восстановил императора Великих Моголов Аламгира II на троне Дели в качестве титульного главы Великих Моголов, но передал фактический контроль над Дели Наджибу ад-Дауле. С 1757 по 1770 год Наджиб ад-Даула занимал должность губернатора Сахаранпура , управляя также Дехрадуном . В 1761 году он принял участие в Третьей битве при Панипате и предоставил Ахмад Шаху Дуррани тысячи солдат Рохиллы и множество орудий для победы над маратхами . [ 29 ] Он также убедил Шуджа-уд-Даулу , наваба Авада , присоединиться к силам Дуррани. Перед отъездом из Дели Ахмад Шах Дуррани назначил Наджиба-уд-Даулу Мир Бакши (генеральным казначеем) императора Великих Моголов Шаха Алама II . [ 30 ] После его смерти в 1770 году Наджибу ад-Дауле наследовал его сын Забита-хан , который потерпел поражение в 1772 году от маратхов, вынудив его бежать из Рохилкханда. Однако потомки Наджиба ад-Давлы продолжали править территорией Наджибабада, пока не потерпели поражение от британцев при Нагине 21 апреля 1858 года во время Индийского восстания 1857 года . [ 31 ]

Сегодня многие юсуфзаи проживают в Индии, особенно в регионе Рохилханд, а также в Фаррухабаде , который был основан в 1714 году пуштуном Навабом Мухаммад Ханом Бангашем . [ 32 ] [ 33 ]

Штат Дир

Флаг штата Дир

В Дире потомки ахунда 17 века Ильяса Юсуфзая, основателя города Дир , заложили основу государства Дир . В 1897 году британское правление аннексировало Дир и даровало титул «наваба Дира» Шариф-хану Ахундхелю, правителю Дира (1886–1904). [ 34 ] [ 35 ]

Княжеское государство Дир просуществовало до 1969 года, после чего было объединено в Западный Пакистан , а затем в 1970 году в Северо-Западную пограничную провинцию (современная Хайбер-Пахтунхва ) Пакистана. [ 36 ] Его территория является частью современных Бунера , Нижнего Дира и Верхнего Дира . [ нужна ссылка ]

Юсуфзай из Горивалы

Река Банну Курам
Мост через реку Курам , район Банну

Одним из внуков Илиасаи по линии Тадже был человек по имени Гадезай , у которого было пять сыновей: Хасан, Бехрам, Али Шер, Хусейн и Ибрагим. Первые четыре сына поселились в современном округе Бунер , а Ибрагим был разлучен с ними во время резни Юсуфзая Улугбеком в Кабуле . Первоначально поселившись в Курраме , потомки Ибрагима в конечном итоге мигрировали в Горивалу в современном округе Банну .

У Ибрагима был только один сын по имени Хасан Хан, и его семья была известна как Хасан Хель. Однако после одного из его потомков, Могол-хана Юсуфзая, его племя стало известно как Могол-Хел . Лидерство и способности Могол-хана помогли его племени стать одним из ведущих и почетных племен Банну. Джаффар Хан Юсуфзай, внук Могол-хана, также заслужил себе имя и место среди старейшин округа. Он также заказал строительство красивой мечети в Банну Базаре примерно в 1820-х годах. [ 37 ]

Семейное происхождение пуштунского племени Великих Моголов
Племенное дерево Великих Моголов из Хаят-и-Афгани [ 38 ]

Племя Великих Моголов имеет следующие подплемена: Касим Хель, Джаффар Хель, Хаким Хель и Мухаммад Хасан Хель. Моголы Кхель правили и занимали положение маликов в Горивале более 300 лет. Из-за многовекового проживания на земле вдали от своих собратьев Моголы-хели постепенно ассимилировались в местном обществе, перенимая местные элементы и, таким образом, перешли от произношения с жесткого пушту к мягкому пушту, но в своей речи и внешнем виде все еще были давно утраченными. персонажей можно идентифицировать. [ 39 ] [ 40 ]

Как сказал автор Bannu Gazetteer:

Наиболее примечательным примером такого рода является случай могольских хелсов из Горивалы, группы Юсуфзай, которые завоевали себе территорию семь поколений назад и до сих пор сохраняют в речи и физиономиях доказательства своего происхождения.

- Герберт Бенджамин Эдвардс, географический справочник района Банну 1883 года.

[ 41 ]

Пуштуский диалект

Юсуфзай-пушту, разновидность северного пушту , является престижной разновидностью пушту в провинции Хайбер-Пахтунхва в Пакистане. Некоторые из его согласных отличаются от других диалектов: [ 2 ]

Диалекты [ 42 ] хороший с что дж Нет
Юсуфзай пушту [х] [ɡ] [с, тс] [С] [д͡ʒ]
Гильджи пушту [ч] [ʝ] [тс] [С] [ʒ, с]
Дуррани пушту [ʂ] [ʐ] [тс] [дзз] [ʒ]

Общество

Юсуфзая Пуштунская аристократия исторически была разделена на несколько общин, основанных на сегментарных группах по отцовской линии: [ 28 ]

Хан

Хан . обратился к землевладельцам Юсуфзаю В 16 веке святой шейх Милли, видный сановник Юсуфзай, распределил землю Юсуфзай между основными племенными кланами Юсуфзай ( хел ). Однако, чтобы избежать неравенства, он приказал, чтобы земли не становились постоянной собственностью кланов, а, скорее, перераспределялись внутри отцовских кланов периодически примерно каждые десять лет. В этой системе ( wēsh ) каждый хан -землевладелец имел долю ( brakha ), представляющую его долю от общей распределенной площади. Благодаря регулярной ротации собственности землевладельцы Юсуфзая мигрировали на расстояние до 30 миль за своей новой долей после каждого цикла, хотя арендаторы, обрабатывающие землю, оставались.

Система веш действовала среди Юсуфзаев региона Сват по крайней мере до 1920-х годов. [ 43 ]

Хамсая

Хамсайя , или «участники тени» , были клиентами или иждивенцами других (не юсуфзайских) пуштунских племен, которые с годами привязались к племени юсуфзай.

Факир

Факирами . или «бедняками» назывались безземельные крестьяне-непуштуны, приписанные к землевладельцам Юсуфзаю Будучи зависимыми крестьянами, факиры платили арендную плату за землю, которую они обрабатывали.

В XIX веке различие между хамсайей как «зависимым пуштунским племенем» и факиром как «непуштунскими безземельными крестьянами» стало размытым. Оба термина затем использовались как взаимозаменяемые для обозначения безземельных иждивенцев или клиентов.

Млатар

Млатəṛ ḍəm или «сторонники» предоставляли услуги своим покровителям в качестве ремесленников ( касабгар ), музыкантов ( ) , пастухов или коммерческих агентов, в основном в обмен на оплату зерном или рисом.

Гулям

Гуламы или «рабы» были более тесно привязаны к своему покровителю и его семье , и им часто поручались различные функции в доме своего хозяина. Хотя гуламы были менее свободны по сравнению с хамсаем или факиром , они обычно пользовались более высоким статусом в обществе.

Подтрибы

Известные Юсуфзай / Юсуфзай

Примечания

  • ^ 1 На пушту «Юсуфзай» ( Yusufzai , [jusəpˈzai]) — это форма слова мужского рода единственного числа. Женское число единственного числа — «Юсуфзи» ( Yusufzey , [jusəpˈzəi]), а множественное число — «Юсуфзи» ( Yusufzey , [jusəpˈzi]).

Ссылки

  1. Война, начавшаяся с нападения Юсуфзая в 1667 году под предводительством Бхаку-хана.
  1. ^ Перейти обратно: а б Хан Рошан Хан. «Юсуфзай Каум Ки Саргузашт» . Проверено 28 марта 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Койл, Деннис Уолтер (2014). Размещение вардака среди разновидностей пушту (магистерская диссертация). Университет Северной Дакоты.
  3. ^ Тегей, Хабибулла; Робсон, Барбара (1996). Справочная грамматика пушту (PDF) . Вашингтон: Центр прикладной лингвистики. п. 15.
  4. ^ Маджумдар, Рамеш Чандра (1977) [1952]. Древняя Индия (переиздание). Мотилал Банарсидасс. п. 99.ISBN  978-8-12080-436-4 .
  5. ^ Джон Уотсон МакКриндл (1896). Вторжение Александра Великого в Индию: в описании Арриана, К. Курция, Диодора, Плутарха и Юстина . Мичиганский университет: А. Констебль. стр. 333–334.
  6. ^ «Название Афган, очевидно, произошло от Асвакана, Ассакеной Арриана...» (Мегафен и Арриан, стр. 180. См. также: Вторжение Александра в Индию, стр. 38; Дж. В. МакКриндл).
  7. ^ «Даже имя Афган - арийское, происходящее от Ашвакаяны, важного клана Ашваков или всадников, которые, должно быть, получили этот титул из-за обращения со знаменитыми породами лошадей» (См.: Отпечатки индийской мысли и культуры за рубежом, стр. 124, Вивекананда Кендра Пракашан).
  8. ^ cf: «Их имя (афганец) означает «кавалер», происходящее от санскритского слова «Ашва » или «Ашвака» , лошадь, и показывает, что их страна, должно быть, была известна в древние времена, как и в наши дни, своей Высшая порода лошадей асвака была важным племенем, поселившимся к северу от реки Кабул, которое оказало отважное, но безрезультатное сопротивление оружию Александра» (Ссылка: Scottish Geographical Magazine, 1999, стр. 275, Королевское шотландское географическое общество).
  9. ^ «Афганцы - это ассакани греков ; это слово на санскрите ашвака, означающее« всадники »» (Ссылка: Sva, 1915, стр. 113, Кристофер Молсворт Бердвуд).
  10. ^ См.: «Имя представляет собой санскритский Ашвака в смысле кавалера , и оно появляется почти без изменений в Ассакани или Ассакени историков экспедиции Александра » (Хобсон-Джобсон: Словарь разговорных англо-индийских слов и фраз). и родственные термины, этимологические... Генри Юла, А.Д. Бернелла).
  11. ^ Перейти обратно: а б Жемчужина жемчуга: Конфедерация Абдали-Дуррани и ее трансформация при Ахмад-шахе, Дурр-и Дурран, автор Саджад Неджати. https://tspace.library.utoronto.ca/handle/1807/80750 .
  12. ^ Самрин, Фара (2006). «Юсуфзай в истории Великих Моголов». Труды Индийского исторического конгресса . 67 : 292–300. JSTOR   44147949 .
  13. ^ Беверидж, Аннет Сюзанна (7 января 2014 г.). Бабур-нама на английском языке, Мемуары Бабура . Проект Гутенберг.
  14. ^ Шьям, Рэдхи (1978). Бабур . Джанаки Пракашан. п. 263.
  15. ^ Арлингхаус, Джозеф Теодор (1988) Трансформация афганского племенного общества: племенная экспансия, империализм Великих Моголов и восстание Рошания, 1450-1600 гг.
  16. ^ Элизабет Мойнихан В. Путешествие в Кабул - Незапланированная жизнь: В поисках садов Великих Моголов Национальный музей азиатского искусства
  17. ^ Афтаб, Тахера; отредактировано; Хиро, представленный Дилипом (2008). Надписи мусульманских женщин Южной Азии: аннотированная библиография и исследовательское руководство ([Online-Ausg.]. Под ред.). Лейден: Брилл. п. 46. ​​ИСБН  9789004158498 . {{cite book}}: |last2= имеет общее имя ( справка )
  18. ^ Мукерджи, Сома (2001). Дамы королевских Великих Моголов и их вклад . Книги Гьян. п. 118. ИСБН  978-8-121-20760-7 .
  19. ^ Новости (2016) Забытая королева Бабура Химаятулла Якуби
  20. ^ «Жизнь Малика Ахмада Бабы Юсуфзая, заслуги, которые следует помнить» . 4 мая 2015 г.
  21. ^ Рашид, Харун (2002). «История патанов: Сарабани-патаны» .
  22. ^ Икрам, Шейх Мохамад (1966). «Мусульманское правление в Индии и Пакистане, 711–1858 гг.: Политическая и культурная история» .
  23. ^ « Краткая история Империи Великих Моголов » . 2016.
  24. ^ «Императорский географический справочник2 Индии, том 19 – Имперский географический справочник Индии» . Цифровая библиотека Южной Азии. п. 152 . Проверено 22 апреля 2015 г.
  25. ^ Ричардс, Джон Ф. (1993). Империя Великих Моголов . Новая Кембриджская история Индии. Издательство Кембриджского университета. стр. 50–51. ISBN  9780521566032 .
  26. ^ Мисдак, Наби (2006). Афганистан: политическая нестабильность и внешнее вмешательство . Рутледж. ISBN  1135990174 .
  27. ^ Ричардс, Джон Ф. (1995). Империя Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521566032 .
  28. ^ Перейти обратно: а б с Гомманс, Йос Дж.Л. (1995). Возвышение Индо-Афганской империи: ок. 1710-1780 гг . БРИЛЛ. п. 219. ИСБН  9004101098 .
  29. ^ Наджибабад Техсил и город Имперский географический справочник Индии , 1909, том. 18, с. 334.
  30. ^ История современной Индии, 1707–2000 гг.
  31. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Бийнор» . Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 928.
  32. ^ Халим, Сафия (24 июля 2007 г.). «Исследование общин патанов в четырех штатах Индии» . Хайберские ворота. Архивировано из оригинала 30 апреля 2013 года . Проверено 4 мая 2014 г. В Фаррухабаде проживает смешанное население патанов, в котором преобладают бангаши и юсуфзаи. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  33. ^ Халим, Сафия (24 июля 2007 г.). «Исследование общин патанов в четырех штатах Индии» . Хайберские ворота. Архивировано из оригинала 30 апреля 2013 года . Проверено 4 мая 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  34. ^ Кто есть кто в агентствах Дир, Сват и Читрал – исправлено до 1 сентября 1933 г. (PDF) . Нью-Дели: Менеджер правительства Индии Press. 1933 год . Проверено 31 июля 2013 г.
  35. ^ Директор энциклопедии Британской
  36. ^ Клаус, Питер Дж.; Даймонд, Сара; Энн Миллс, Маргарет (2003). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия: Афганистан, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка . Тейлор и Фрэнсис. п. 447. ИСБН  978-0-41593-919-5 .
  37. ^ Перейти обратно: а б Хан Рошан Хан. Юсуфзай Каум Ки Саргузашт (на урду). Насир Хан. пп. Моголы-хели упоминаются на странице №. 424 по шести заголовкам.
  38. ^ Мухаммад Хаят Хан (1867 г.). Хаят Э Афгани Мухаммада Хаят Хана, опубликованная в 1867 году. Полная книга на урду .
  39. ^ «Банну :: История, культура, образ жизни, люди, еда и т. д.» . pmru.kp.gov.pk. ​Проверено 17 ноября 2022 г.
  40. ^ Иббетсон, сэр Дензил (1916). Касты Пенджаба: перепечатка главы «Расы, касты и племена людей» в отчете о переписи населения Пенджаба . Суперинтендант государственной типографии, Пенджаб. п. 82.
  41. ^ Справочник округа Банну: 1883 г. Британское правительство. 1883. С. Номер страницы 58.
  42. ^ Халлберг, Дэниел Г. 1992. Пушту, Ванечи, Ормури. Социолингвистическое исследование Северного Пакистана, 4.
  43. ^ Ноэль, Кристина (2012). Государство и племя в Афганистане девятнадцатого века: правление Амира Дост Мухаммад-хана (1826-1863) . Рутледж. п. 139. ИСБН  978-1136603174 .
  44. ^ "База данных предков - Хан Хел --.-> خان خېل" . www.khyber.org . Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 28 марта 2021 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  45. ^ «Словарь патанских племен северо-западной границы Индии» (Часть I. К северу от реки Кабул, включая всех момандов и племена к западу от Инда), опубликованный штабом армии Генерального штаба, Калькутта, Индия - (Первоначально опубликовано в 1910 году) :: Хан Хел упоминается на странице 26 (под буквой «К» - Хан Хел )
  46. ^ "Банну :: Географический справочник" . pmru.kp.gov.pk. ​Проверено 15 ноября 2022 г.
  47. ^ «Ведущие семьи Банну :: Khyber.ORG» . www.khyber.org . Архивировано из оригинала 13 февраля 2007 года . Проверено 15 ноября 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  48. ^ Хан, Мухаммад Хаят (1981). Афганистан и его жители (на урду). Публикации Санг-э-Мил. стр. Упоминается на стр. №. 626 под титулом Хандане Горивала.
  49. ^ We Mountains - Региональный веб-сайт Северного Пакистана (2020) Ахунд Салаак: Солдат Святой Джахандад Хан
  50. ^ Международный: Новости (2015) племени Юсуфзай. Спикеры вспоминают жизнь и жертвы главных корреспондентов
  51. ^ Патаны ~ 550 г. до н.э. - 1957 г. н.э., Олаф Каро (1958)
  52. ^ «История пуштунов: Юсуфзаи из Горивалы в Банну» . 23 мая 2016 г.
  53. ^ Хан, Джавед (18 января 2015 г.). «Мадхубала: Из Пешавара с любовью…» Рассвет . Архивировано из оригинала 20 апреля 2018 года . Проверено 20 апреля 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b00811fea35421d9cbbb1c3312ef3d71__1723626420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/71/b00811fea35421d9cbbb1c3312ef3d71.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yusufzai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)