Культ святых в англосаксонской Англии
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( январь 2020 г. ) |
Культ святых играл ключевую роль в англосаксонском христианстве , форме римского католицизма, практиковавшейся в англосаксонской Англии с конца шестого до середины одиннадцатого века.
Церковные авторы составили жития многих из этих святых. Эти тексты были нацелены в основном на церковную аудиторию, хотя некоторые из них также были предназначены для королевской семьи и знати, и в них описывалось, как жить идеальной христианской жизнью.
Определение
[ редактировать ]За некоторыми исключениями, в англосаксонской Англии не существовало «абсолютного определения» того, что считалось святым. [ 1 ] В некоторых случаях, особенно начиная с девятого века, провозглашение умершего человека святым разрешалось епископом или церковным советом, хотя в других случаях его называли святым только определенными церквями или религиозными общинами. [ 1 ] Блэр предположил, что часто было «довольно расплывчато» относительно того, был ли почитаемый человек на самом деле святым или нет в тот период. [ 2 ] Хотя Папа стал играть все большую роль в принятии решения о том, кого объявлять святым, начиная с десятого века, только в двенадцатом веке они взяли под свой контроль канонизацию . [ 1 ] С этого момента были установлены конкретные критерии того, кого можно считать святым: они должны были либо замученно умереть , либо прожить особо добродетельную жизнь и творить посмертные чудеса. [ 1 ]
Доказательство
[ редактировать ]В период между 1000 и 1200 годами была выпущена серия каталогов, в которых были перечислены места упокоения различных английских святых; самый ранний из них, Секган , включает в себя то, что может быть списком периода до викингов. [ 2 ]
Истоки и развитие
[ редактировать ]Предшественники
[ редактировать ]Местный англосаксонский святой был развитием более широкой и древней римской традиции. [ 3 ] Культ святых стал центрально важным аспектом христианства, по крайней мере, с четвертого века, когда он подвергся критике со стороны последнего языческого императора Римской Юлиана империи Отступника . [ 4 ] Заочные кладбища, на которых хоронили людей, считавшихся святыми, стали известными местами для христианских общин; Например, базилика Святого Петра в Риме была возведена на вершине заочного кладбища, где, как полагают, находились останки Святого Петра . [ 4 ] С этим культом святых был связан культ мощей; в Восточной Римской империи началась практика дробления оригинальных останков для распределения между различными церквями, которая вскоре распространилась и на другие места христианского мира. [ 5 ] В качестве теоретического обоснования этого некоторые христианские мыслители — в частности, архиепископ Руанский — утверждали , Витриций что святые производили такую силу, что она источала даже фрагменты их тел. [ 5 ] была Римская церковь обеспокоена рассеянием человеческих останков и поэтому поощряла почитание вторичных реликвий — предметов, которые соприкасались с останками святых — в качестве альтернативы. [ 6 ]
Историк Дэвид Ролласон предположил возможность того, что некоторые романо-британские культы святых пережили англосаксонскую миграцию пятого века и продолжали существовать на фоне роста англосаксонского язычества . [ 7 ] Одним из них мог быть культ святого Альбана . [ 8 ] и еще один связан с Сикстом, фигурой, позже упомянутой в письме папы Григория Великого, но о которой ничего не известно. [ 9 ]
Обращение англосаксов
[ редактировать ]Мощи святых начали появляться в англосаксонской Англии вскоре после прибытия первых христианских миссионеров. [ 10 ] В начале седьмого века папа Григорий Великий написал Августину — который возглавлял григорианскую миссию по обращению Кентского королевства в христианство — сообщая ему, что он посылает не только рукописи, облачения и священные сосуды, но и « мощи святых апостолов и мучеников», чтобы помочь процессу обращения. [ 10 ] Позже в том же столетии папа Виталиан отправил «блага» ( beneficia ) святых — мощи апостола Петра, апостола Павла , Лаврентия , Иоанна и Павла , Григория и Панкраса — королю Нортумбрии Освиу , а также послал королеву Освиу. «крест с золотым ключом, сделанный из святых оков апостолов Петра и Павла». [ 10 ] Эти дары, вероятно, отражали желание Папы связать растущую англосаксонскую церковь с церковью в Риме. [ 10 ]
Многие англосаксы также стремились получить дополнительные реликвии из Рима. [ 10 ] Около 761 года Бенедикт Бископ , основавший монастыри в Монквермуте и Джарроу , посетил Рим и привез «святые мощи блаженных апостолов и христианских мучеников» обратно в Англию. [ 10 ] Согласно его биографии восьмого века, написанной Стефаном , Уилфрид , основатель аббатства Хексхэм и аббатства Рипон , также привез множество реликвий из Рима в Англию после своих визитов в Италию в 680 и 704 годах. [ 11 ] Ролласон также считал вполне вероятным, что Бенедикт Бископ и Уилфрид привезли реликвии в Англию из Франкской Галлии , области, с которой они оба имели тесные связи и которая была богатым источником для создания реликвий. [ 12 ] Хотя у нас нет информации о том, какую форму приняли эти реликвии, Ролласон полагал, что, скорее всего, это были второстепенные реликвии, которые папство предпочитало раздавать. [ 12 ]
Вполне возможно, что мощи святых считались жизненно важными для открытия новых церквей в англосаксонской Англии, особенно если — как советовал Григорий Великий в письме Меллиту — многие ранние церкви были превращены в языческие храмы. [ 13 ] С другой стороны, в других случаях реликвии могли использоваться для строительства новых церквей; это подтверждается заявлением Беды , в котором отмечается, что епископ Акка собрал реликвии и «воздвиг алтари для их почитания, установив для этой цели в стенах церкви различные часовни». [ 13 ]
Седьмой и восьмой века
[ редактировать ]В англосаксонской Англии седьмой и восьмой века были названы «эпохой святых». [ 3 ] Блэр отметил, что после 850 г. «сотворение святых стало другим по своему характеру и гораздо более ограниченным». [ 3 ]
Хотя в агиографиях культы святых часто представлялись спонтанно возникающими из народной преданности, [ 14 ] для создания таких культов потребовался бы церковный импресарио, который мог бы заказать агиографии, опубликовать предполагаемые чудеса, построить и украсить святыню, организовать праздник и, при необходимости, организовать место святых как место паломничества . [ 15 ]
Между королевской семьей и культом святых существовало множество связей: многие святые родились в королевских семьях, а многие церкви были основаны королевской семьей. [ 16 ] В Кентском королевстве культы святых обычно располагались в аббатствах, которые также были королевскими виллами и, следовательно, центрами королевской администрации. [ 17 ] Члены королевской семьи могли использовать свою принадлежность к таким культам, чтобы претендовать на легитимность против конкурентов на трон. [ 18 ] Династия могла иметь престиж благодаря тому, что в ее семье был святой. [ 19 ] Пропаганда определенного культа могла помочь королевской семье заявить о своем политическом господстве над территорией, особенно если она была недавно завоевана. [ 19 ]
Политическое и церковное соперничество повлияло на культы различных святых; например, существовала конкуренция между культами Катберта и Уилфрида. [ 20 ]
Поздний англосаксонский период
[ редактировать ]По крайней мере, с конца девятого века есть свидетельства того, что англосаксонские короли имели свои собственные коллекции реликвий. [ 21 ]
Движение за церковную реформу конца X века продемонстрировало возросший интерес к культу святых. [ 22 ] Этим церковным реформаторам церковь святых давала возможность обрести величие и престиж. [ 23 ] В этот период наблюдалось распространение агиографий, производство которых продолжалось до середины-конца одиннадцатого века. [ 24 ] В десятом веке также появились первые записи о паломничестве мирян к местам, связанным с мощами святых, что позволяет предположить, что в тот период произошел значительный рост популярности культов святых среди мирян. [ 25 ] Это расширение будет сопровождаться современными событиями на территории бывшей Каролингской империи . [ 25 ] Рост народного почитания святых мог быть вызван спонтанным благочестием мирян, но также и желанием церкви еще больше интегрировать мирян в сферу своего влияния. [ 26 ] Введение в календарь праздников святых помогло бы и духовенству, и царям регулировать деятельность мирян. [ 27 ]
Политическая эксплуатация культа святых продолжалась и в одиннадцатом веке, что отражено в действиях Кнута . [ 28 ]
После норманнского завоевания Англии в 1066 году культ святых мог превратиться в источник оппозиции новой нормандской администрации, но, похоже, этого не произошло. [ 29 ] В одном из антинормандских восстаний, которое возглавил Херевард Пробуждение , повстанцы присягнули своему делу на теле святого Этельтрита — местного святого в районе Эли , где они базировались, — но нет никаких доказательств того, что Этельтрит стал непреходящим символом англосаксонского сопротивления. [ 30 ] Многие норманнские епископы и другие церковные деятели, привезенные в Англию после завоевания, использовали существовавшие ранее культы святых для продвижения своих собственных монастырей и церквей. [ 31 ] Более того, в норманнский период различные старые англосаксонские деятели были обращены в святых; церковные власти в Рочестере в Кенте, например, объявили Итамара , бывшего епископа Рочестера , который появился в качестве второстепенной фигуры в «Церковной истории» Беды , святым. [ 32 ]
Блэр утверждал, что к 1100 году многие местные святые были признаны в своих церквях основателями и покровителями, но кроме этого о них было мало что известно или вообще ничего. [ 33 ]
Хотя отшельники по определению не жили в монастырях, к одиннадцатому веку ряд крупных реформированных домов приобрели мощи отшельников для своих собственных коллекций. [ 34 ]
Святые
[ редактировать ]Импортированные святые
[ редактировать ]Различные святые в англосаксонской Англии, такие как Петр и Павел, уже почитались Римской церковью. [ 35 ] Свидетельства существования этих фигур датируются седьмым и восьмым веками, поэтому неясно, были ли они привезены в англосаксонскую Англию раньше вместе с Григорианской миссией. [ 36 ] Григория «Диалоги Великого » , текст, созданный в Риме и в основном посвященный жизни итальянских святых, имел влияние в англосаксонской Англии, поскольку описания чудес, которые он давал, копировались некоторыми англосаксонскими агиографами, такими как Беда в « Житии святого Катберта» . [ 37 ] В Линдисфарнских Евангелиях , выпущенных около 700 экземпляров, перечислены фестивали двух южно-итальянских святых, Януария и Стефана , причем списки фестивалей, возможно, были скопированы из ранее существовавшего неаполитанского списка. [ 38 ] Древнеанглийский мартиролог , составленный, вероятно, в девятом веке, также содержит большое количество южных и центральных итальянских святых. [ 39 ] Неясно, возникло ли это итальянское влияние на англосаксонский культ святых через тексты, которые распространились на запад, или вместо этого оно возникло в результате прямых контактов между двумя регионами Европы. [ 40 ] Есть некоторые свидетельства того, что итальянские церковные деятели приезжали в Англию — Адриан , бывший аббат итальянского монастыря, сопровождал грека Теодора Тарса в Англию в 669 году, а Бирин , проповедовавший Евангелие в Уэссексе, также был из Италии — и это может быть что эти личности повлияли на развитие англосаксонского культа святых. [ 40 ]

Есть также свидетельства того, что франкская Галлия повлияла на выбор святых в англосаксонской Англии. [ 41 ] Различные англосаксонские церкви были посвящены франкскому святому Мартину Турскому . [ 41 ] Англосаксонская копия Иеронимийского мартиролога , первоначально составленная в Риме в пятом веке, вероятно, прибыла в Англию через Галлию, где к ней были добавлены различные святые. [ 42 ] Англосаксонский календарь середины девятого века — MS Digby 63 в Бодлианской библиотеке — включает в себя дни различных франкских святых, особенно из Фландрии , что свидетельствует о влиянии. [ 43 ]
Существует мало свидетельств ирландского влияния на англосаксонский культ святых. [ 44 ] За исключением нескольких выдающихся и широко распространенных святых, таких как Патрик , Бригид и Колумба , ирландские святые не упоминаются в англосаксонских текстовых источниках. [ 44 ] Существует также мало свидетельств ирландского влияния на англосаксонскую агиографию, за единственным возможным исключением является предполагаемое влияние ирландского « Жизни святого Колумбы» на анонимно написанное англосаксонское « Житие святого Катберта» . [ 44 ]
Гретч заявил, что, за исключением апостолов, именно Григорий Великий «пользовался самым большим и всеобщим почитанием в англосаксонской Англии». [ 45 ] К тому времени, когда Беда и Альдхельм писали свои тексты, в Англии Григорию было посвящено как минимум два алтаря и одна часовня. [ 46 ]
Королевские святые
[ редактировать ]В англосаксонской Англии было больше королевских святых, чем в соседних регионах Северо-Западной Европы. [ 47 ] О жизни некоторых из этих святых свидетельствуют источники, написанные в англосаксонский период, хотя другие сохранились только в агиографических отчетах, созданных после норманнского завоевания. [ 48 ] Некоторые из этих королевских святых были королями, которые вышли на пенсию, чтобы посвятить свою жизнь религиозным занятиям. [ 49 ] В некоторых случаях, например, в случае с Кеолвульфом , их, вероятно, вынудили принять этот образ действий политические соперники. [ 49 ] Одно из предположений заключалось в том, что акцент, который англосаксы придавали королевским святым, возник под влиянием языческих представлений о том, что короли играют священную роль в обществе. [ 50 ]
Частично увеличение числа королевских святых могло объясняться тем, что королевские семьи поощряли их, полагая, что они получат престиж, имея семейную связь со святым. [ 51 ] Многие ведущие священнослужители сами были членами королевских семей и, возможно, сами были заинтересованы в провозглашении членов своей семьи святыми. [ 52 ] Церковь, возможно, также хотела укрепить престиж существующих королевских династий, чтобы способствовать социальной стабильности и сильному правительству, от чего сама Церковь выиграла бы. [ 53 ]
Замученные королевские святые
[ редактировать ]
В различных случаях эти царственные святые были убиты другими христианами. [ 48 ] Из замученных королевских святых самые ранние датируются седьмым веком, очень немногие из них появились в восьмом веке, а затем некоторое количество появилось в конце восьмого и первой половине девятого веков в королевствах Нортумбрия и Мерсия, с очень последний известный пример происходит из Уэссекса. [ 54 ] Тот факт, что мотивы и тропы повторяются в различных житиях святых-мучеников, заставил Ролласона предположить, что разные авторы действовали в известной агиографической традиции и заимствовали из более ранних работ. [ 55 ] Например, с восемью из этих мучеников в их житиях связан мотив луча божественного света, открывающего местонахождение тела; девять влекут за собой убийство, совершенное слугой, которого приказал совершить его хозяин; и семеро утверждают, что после убийства был создан религиозный фонд. [ 55 ]
Самым ранним примером замученного королевского святого был Дейрский , который был убит по приказу своего соперника Освиу Берницийского Освин . [ 56 ] О том, что Освин вскоре был освящен, свидетельствует тон, в котором Беда описывает его, и его включение в календарь восьмого века Святого Виллиброрда. [ 57 ] Лучшим задокументированным примером замученного королевского святого является Эдвард Мученик , который был убит в 978 или 979 году во время посещения своего сводного брата Этельреда Неготового . [ 56 ] О том, что он был освящен исключительно из-за способа его смерти, свидетельствует « Житие Освальди» , написанное, вероятно, Биртфертом из Рэмси между 995 и 1005 годами, в котором не описывается, что он проявил какие-либо особые добродетели при жизни. [ 56 ] Трое королевских особ Нортумбрии также были святыми мучениками: короли Эардвульф и Эльфвальд и принц Элхмунд . [ 57 ] Эрдвульф, похоже, отличается от большинства других королевских святых-мучеников тем, что он, похоже, пережил казнь. Согласно истории, изложенной в анналах Historia Regum , Эардвульф был казнен за воротами Рипонского собора , после чего монахи перенесли его тело в церковь, где он ожил в течение ночи. [ 57 ]

Два кентских принца седьмого века, Этельред и Этельберт, также представлены как святые-мученики в ряде источников одиннадцатого века и более поздних источников. Тем не менее, есть свидетельства того, что их почитали как святых, по крайней мере, с начала восьмого века. [ 58 ] Существует также много свидетельств почитания мерсийского принца девятого века Вигстана , который, согласно источникам позднего средневековья, тоже принял мученическую смерть. В этой истории Вигстан отказался унаследовать трон после смерти своего отца, но затем был убит в 849 году другим принцем, Беортфритом, в отместку за сопротивление Вигстана своей собственной матери Эльфледду, женившейся на отце Беортфрита, новом короле Беортвульфе . [ 59 ] Другим священным королем Мерсии был Этельберт II из Восточной Англии , который, согласно англосаксонским хроникам , был убит Оффой Мерсийским в 794 году. Как и в случае с Вигстаном, подробности его убийства можно найти только в более поздних средневековых источниках. [ 60 ] Кенельм также является предполагаемым убитым мерсийцем, ставшим святым, хотя источники, посвященные его убийству, относятся к позднему средневековью и демонстрируют некоторые противоречия с раннесредневековыми источниками, обсуждающими королевскую преемственность Мерсии. [ 61 ] Лишь позднесредневековыми источниками засвидетельствованы также убийства мерсийских принцев Вульфлада и Руфинуса , якобы совершенные их отцом, который стремился наказать их за обращение в христианство. [ 62 ] В этом рассказе есть различные несоответствия, хотя он может представлять собой пережиток события седьмого века в искаженной форме. [ 62 ]
Одна из возможностей того, почему различные убитые члены королевской семьи были освящены, заключалась в том, что Церковь стремилась предотвратить такие убийства и тем самым способствовать социальной стабильности. В таком сценарии короли могли бы пересмотреть свое решение об убийстве своих соперников и врагов, если бы они боялись, что последние будут активно освящены в результате убийства. [ 63 ] Возможно, уместно то, что очевидное увеличение числа замученных королевских святых произошло в конце восьмого и начале девятого веков, вскоре после визита в 786 году папских легатов в Англию, во время которого они решительно осудили убийство королей и принцев. [ 64 ] Другая возможность распространения культов королевских мучеников может быть скорее политической, чем церковной. Эти культы могли культивироваться врагами убийц, которые надеялись, что культы выразят и сосредоточат сопротивление последним. [ 64 ] Например, Кнут, возможно, продвигал культ Эдварда Мученика, чтобы создать негативный образ Этельреда Неготового, который, возможно, был убийцей Эдварда и ключевым соперником Кнута. [ 65 ]
Агиография
[ редактировать ]В англосаксонской Англии агиографии – или письменные отчеты о жизни святых – предназначались не для того, чтобы служить точными биографиями, а скорее для описания святой жизни, которой другие могли бы подражать. [ 66 ] Свидетельства посвящений, обнаруженные в англосаксонских житиях, позволяют предположить, что они предназначались в основном для религиозных общин, а в некоторых случаях и для королей. [ 67 ] Тот факт, что они часто были написаны на латыни и иногда использовали сложную латинскую терминологию, предполагает, что их основной аудиторией были представители духовенства. [ 68 ] В некоторых случаях были сделаны некоторые древнеанглийские переводы - есть древнеанглийские примеры « Жития святого Гутлака» Беды Феликса и «Жития святого Чада» - что могло позволить этим агиографам иметь более широкую аудиторию. [ 69 ] Например, «Жизнь святого Гутлака» и «Жизнь святого Катберта» Беды дают описание того, как быть хорошим монахом или отшельником. [ 70 ] В житиях есть и другие истории, которые имели бы большее значение для мирян, в частности для членов королевской семьи и знати. [ 71 ]
В десятом веке англосаксонская агиография начала демонстрировать растущую озабоченность авторитетом святых и тесными отношениями между святыми и королями. [ 72 ]
Из 106 древнеанглийских агиографических произведений 66 из них (примерно две трети) были написаны аббатом Эльфриком Эйншамским . [ 73 ] Из них только 6 посвящены английским или британским святым, причем большинство посвящено иностранным святым. [ 74 ] Изучая этот материал, Гретч предположил, что политические и этические соображения могли повлиять на решение Эльфрика относительно того, о каких святых писать. [ 75 ]
Реликвии
[ редактировать ]Раннесредневековая концепция местного святого была основана на идее о том, что святое может иметь физическое присутствие. [ 3 ]
Если в церкви хранились телесные мощи святого, это служило одновременно знаком статуса и религиозным центром для верующих. [ 2 ]
Тела святых
[ редактировать ]Погребение в церкви было обязательным условием для того, чтобы человека воспринимали как святого в англосаксонской Англии. [ 76 ] Единственным известным возможным исключением был святой Гутлак Кроулендский , чей агиограф Феликс туманно описал, как его тело было захоронено под памятником, природа которого не была указана. [ 76 ] Размещение трупа святого в церкви позволило церковной общине контролировать культ святого, а также сохранять владение реликвиями и их предполагаемой силой. [ 76 ] Это также позволило разместить останки святого рядом с алтарем, что подчеркнуло святость алтаря и облегчило мессы для святого. [ 77 ]
Некоторые святые, такие как святой Себби и святой Иоанн Беверли , были похоронены прямо внутри церкви после их смерти. [ 76 ] В других случаях людей, которых считали святыми, сначала хоронили в земле, обычно на кладбище, и только позже извлекали из земли, а их тела переносили в церковь. [ 78 ] Этот акт выноса реликвий известен как « перевод ». [ 78 ] Один из отчетов о таком переводе предоставлен Бедой, который сообщает, что, когда Этельтрит , настоятельница Эли, умерла в 679 году, ее похоронили в деревянном гробу среди других умерших монахинь, как и было ее наставлением. Шестнадцать лет спустя ее преемница и сестра, Сиксбург , приказала монахам Эли выкопать тело Этельтрита, поместить его в белый мраморный гроб, найденный в заброшенной римской крепости, а затем переместить его в церковь в Или. [ 78 ] Беда также представил отчет об обнаружении и перезахоронении святого Катберта , епископа Линдисфарна , который первоначально был похоронен в полу церкви Святого Петра. Преемник Катберта, Эдберт , позже приказал убрать его тело и поместить на более высокое и видное место, на полу церкви или над ним. [ 79 ]
Ролласон предположил, что акт раскопок, а затем перезахоронение в церкви служил для обозначения личности умершего как святого в социальном контексте, в котором не было стандартного процесса канонизации. [ 79 ] В различных англосаксонских источниках говорится о том, что тело святого извлекали из земли и затем помещали в недавно построенную церковь; в этом случае присутствие святого могло помочь освятить церковь, которая сама по себе затем обеспечила бы контекст и место для почитания святого. [ 80 ] Он также подчеркнул, что акт по раскопкам мог быть заимствован англосаксами из Франкской Галлии. [ 81 ] отмечая, что такая практика не была в курсе Римской церкви того времени, которая в течение седьмого и восьмого веков продолжала сохранять свое противодействие эксгумации останков святых. [ 81 ]
Идея о том, что тело и одежда умершего человека будут сохранены во время раскопок, рассматривалась как знак святости в англосаксонской Англии. [ 82 ] как это было и в Галлии. [ 83 ] Беда записал, что во время раскопок святого Этельтрита и святого Катберта их тела чудесным образом сохранились и не разложились. [ 84 ] В девятнадцатом веке медицинское обследование останков святого Катберта показало, что все еще существовали некоторые свидетельства сохранения плоти, что подтвердило утверждение англосаксов о том, что его тело сохранилось после первоначального захоронения. [ 85 ] Такая сохранность могла быть результатом особых условий почвы, в которую его поместили, или же тело могло быть намеренно забальзамировано ; последняя концепция была известна в англосаксонской Англии, например, фигурируя в упоминании Беды. [ 85 ]
Гробы и могильные покрытия
[ редактировать ]
Деревянный гроб святого Катберта был обнаружен в 1827 году. На нем вырезаны изображения Девы Марии и младенца Иисуса, ангелов и апостолов по бокам, а также Иисуса на крышке. [ 86 ] От англосаксонского периода также сохранилось несколько украшенных каменных гробов, хотя неясно, кого именно они накрывали. Некоторые могли погребать останки святых, хотя другие могли содержать останки богатых мирян. [ 87 ]
Фрагментарные каменные сундуки в форме домов, расположенные в Джедбурге и Сент-Эндрюсе , оба из которых относятся к англосаксонскому периоду, возможно, представляли собой гробы-реликвии. Он в Сент-Эндрюсе был найден на кладбище церкви Святого Рула и, таким образом, возможно, когда-то покрывал могилу этого человека. [ 88 ] Также возможно, что ребристые камни с орнаментом в англосаксонском стиле - например, Камень Хедда из собора Питерборо и школьный храм Св. Леонарда из Сент-Эндрюса - могли покрывать могилы святых. [ 89 ] Записи показывают, что в более поздний период времени гребни камня Гедда собирали пыль, которая, как тогда считалось, имела силу творить чудеса; возможно, что это поверье имеет англосаксонское происхождение. [ 89 ]
Незначительные реликвии
[ редактировать ]Незначительные реликвии, вероятно, часто помещались в небольшую полость каменного алтаря, покрытую камнем или металлической пластиной. [ 90 ] Никаких английских примеров этого не сохранилось, хотя аналогичный экземпляр можно найти в Петербурге-бай-Фульде в западной Германии. [ 90 ] В других случаях реликвии меньшего размера, вероятно, содержались в гробах-мощевиках. [ 90 ] В континентальной Европе сохранились два вероятных англосаксонских образца. Один из них, датированный второй половиной восьмого века, изготовлен из моржовой кости и находится в Музее Герцога Антона Ульриха в Брауншвейге . [ 91 ] Другой — деревянный с позолоченной медью и содержит как английские руны, так и английское имя Эдан, вероятно, создателя; он расположен в Сен-Эвру в Мортене в Нормандии. [ 91 ] Одним из возможных реликвариев был золотой и гранатовый крест с полостью в центральной выступе, который был найден вместе с останками святого Катберта. [ 91 ]
Социальное использование
[ редактировать ]Папские документы, созданные в десятом и одиннадцатом веках, показывают, что в этот момент реликвии использовались в церемониях освящения церкви. [ 92 ]
Мощи святых иногда использовались при принесении клятв. В 876 году король Альфред Великий заставил датскую армию присягнуть на таких реликвиях. [ 93 ] Гобелен из Байе изображает Гарольда Годвинсона, приносящего клятву Уильяму, герцогу Нормандии, над реликварием. [ 94 ] Ряд записей того периода также указывают на то, что мощи святых иногда играли роль в церемониях, посвященных освобождению рабов. [ 95 ] Они также участвовали в ряде записанных судебных разбирательств, проводившихся с целью определить, был ли обвиняемый невиновен или виновен в конкретном преступлении. Наличие реликвий предписано в пяти из шестнадцати сохранившихся текстов, описывающих ритуалы испытаний этого периода. [ 96 ]
Записи также свидетельствуют о том, что реликвии использовались во время уличных покаянных шествий. [ 97 ] К ним относятся шествия в честь Дня Рогации , призванные способствовать плодородию земель путем их благословения. [ 97 ] Они также появлялись в процессиях, призванных отразить конкретную угрозу; например, на своем совете в Бате король Этельред приказал провести процессии с реликвиями, чтобы противостоять угрозе викингов. [ 97 ]
Святые и исцеление
[ редактировать ]В различных житиях встречаются сообщения о святых, совершавших исцеления. [ 98 ] В большинстве этих описаний исцеленными были священнослужители или представители знати. [ 99 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ролласон 1989 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Блэр 2005 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б с д Блэр 2005 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 10.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 10–11.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 14–15.
- ^ Ролласон 1989 , с. 14.
- ^ Ролласон 1989 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ролласон 1989 , с. 23.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 23–24.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 25.
- ^ Ролласон 1989 , с. 105.
- ^ Ролласон 1989 , с. 110.
- ^ Ролласон 1989 , с. 114.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 116–117.
- ^ Ролласон 1989 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 120.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 112–113.
- ^ Ролласон 1989 , с. 159.
- ^ Ролласон 1989 , с. 174.
- ^ Ролласон 1989 , с. 185.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 174–175.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 187.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 188.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 188–189.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 157.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 217.
- ^ Ролласон 1989 , с. 221.
- ^ Ролласон 1989 , с. 223.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 236–237.
- ^ Блэр 2005 , с. 143.
- ^ Блэр 2005 , с. 145.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 62–63.
- ^ Ролласон 1989 , с. 61.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 63–64.
- ^ Ролласон 1989 , с. 65.
- ^ Ролласон 1989 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 69.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 70–72.
- ^ Ролласон 1989 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б с Ролласон 1989 , с. 79.
- ^ Гретч 2005 , с. 21.
- ^ Гретч 2005 , с. 25.
- ^ Ролласон 1989 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1983 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , стр. 124–125.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 126–127.
- ^ Ролласон 1983 , с. 15.
- ^ Ролласон 1989 , с. 125.
- ^ Ролласон 1983 , с. 16.
- ^ Ролласон 1983 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1983 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с Ролласон 1983 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Ролласон 1983 , с. 3.
- ^ Ролласон 1983 , с. 5.
- ^ Ролласон 1983 , стр. 5–8.
- ^ Ролласон 1983 , стр. 9.
- ^ Ролласон 1983 , стр. 9–10.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1983 , с. 11.
- ^ Ролласон 1983 , с. 16; Ролласон 1989 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1983 , с. 17.
- ^ Ролласон 1983 , с. 18.
- ^ Ролласон 1989 , с. 84.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 83–84.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 86–87.
- ^ Ролласон 1989 , с. 87.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 84–85.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 88–89.
- ^ Ролласон 1989 , с. 173.
- ^ Гретч 2005 , с. 65.
- ^ Гретч 2005 , стр. 65–66.
- ^ Гретч 2005 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Ролласон 1989 , стр. 42.
- ^ Ролласон 1989 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с Ролласон 1989 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 35.
- ^ Ролласон 1989 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 49.
- ^ Ролласон 1989 , с. 38.
- ^ Ролласон 1989 , с. 50.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 35, 36.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , стр. 38–39.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 43–44.
- ^ Ролласон 1989 , с. 44.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 46–47.
- ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с Ролласон 1989 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с Ролласон 1989 , с. 29.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 176–177.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 192.
- ^ Ролласон 1989 , с. 191.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 192–193.
- ^ Ролласон 1989 , с. 193.
- ^ Jump up to: а б с Ролласон 1989 , с. 194.
- ^ Ролласон 1989 , стр. 95–96.
- ^ Ролласон 1989 , с. 97.
Источники
[ редактировать ]- Блэр, Джон (2000). Англосаксонский век: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192854032 .
- Блэр, Джон (2005). Церковь в англосаксонском обществе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199211173 .
- Гретч, Мехтильд (2005). Эфрих и культ святых в позднеанглосаксонской Англии . Кембриджские исследования в англосаксонской Англии 34. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Ролласон, Дэвид (1983). «Культ убитых королевских святых в англосаксонской Англии». Англосаксонская Англия . 11 :1–22. дои : 10.1017/S0263675100002544 . S2CID 162251327 .
- Ролласон, Дэвид (1989). Святые и реликвии в англосаксонской Англии . Оксфорд: Бэзил Блэквелл. ISBN 978-0631165064 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Биддл, М. (1986). «Археология, архитектура и культ святых в англосаксонской Англии». В Батлере, Лос-Анджелес; Моррис, Р.К. (ред.). Англосаксонская церковь . стр. 1–31.
- Браун, П. (1981). Культ святых: его возникновение и функции в латинском христианстве . Чикаго.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Блэр, Джон (2002). «Святой на каждого священника? Местные культы в англосаксонской Англии». Местные святые и поместные церкви на Западе раннего средневековья . Оксфорд: Алан Такер и Р. Шарп. стр. 455–565.
- Кубитт, А. (2000). «Места и святость: возвращение к культу убитых и замученных англосаксонских королевских святых». Раннесредневековая Европа . 9 : 53–83. дои : 10.1111/1468-0254.00059 . S2CID 154743054 .
- ——— (2002). «Вселенские и местные святые в англосаксонской Англии». Местные святые и поместные церкви на Западе раннего средневековья . Оксфорд: Алан Такер и Р. Шарп. стр. 423–453.
- Ридьярд, SJ (1988). Королевские святые англосаксонской Англии . Кембридж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ролласон, Дэвид (1978). «Списки мест упокоения святых в англосаксонской Англии ». Англосаксонская Англия . 7 : 61–93. дои : 10.1017/S0263675100002866 .
- Такер, Алан Т. (1985). «Короли, святые и монастыри в Мерсии до викингов». История Мидленда . 10 :1–25. дои : 10.1179/mdh.1985.10.1.1 .
- ——— (2002). «Становление местного святого». Местные святые и поместные церкви на Западе раннего средневековья . Оксфорд: Алан Такер и Р. Шарп. стр. 45–73.