Jump to content

Культ святых в англосаксонской Англии

Культ святых играл ключевую роль в англосаксонском христианстве , форме римского католицизма, практиковавшейся в англосаксонской Англии с конца шестого до середины одиннадцатого века.

Церковные авторы составили жития многих из этих святых. Эти тексты были нацелены в основном на церковную аудиторию, хотя некоторые из них также были предназначены для королевской семьи и знати, и в них описывалось, как жить идеальной христианской жизнью.

Определение

[ редактировать ]

За некоторыми исключениями, в англосаксонской Англии не существовало «абсолютного определения» того, что считалось святым. [ 1 ] В некоторых случаях, особенно начиная с девятого века, провозглашение умершего человека святым разрешалось епископом или церковным советом, хотя в других случаях его называли святым только определенными церквями или религиозными общинами. [ 1 ] Блэр предположил, что часто было «довольно расплывчато» относительно того, был ли почитаемый человек на самом деле святым или нет в тот период. [ 2 ] Хотя Папа стал играть все большую роль в принятии решения о том, кого объявлять святым, начиная с десятого века, только в двенадцатом веке они взяли под свой контроль канонизацию . [ 1 ] С этого момента были установлены конкретные критерии того, кого можно считать святым: они должны были либо замученно умереть , либо прожить особо добродетельную жизнь и творить посмертные чудеса. [ 1 ]

Доказательство

[ редактировать ]

В период между 1000 и 1200 годами была выпущена серия каталогов, в которых были перечислены места упокоения различных английских святых; самый ранний из них, Секган , включает в себя то, что может быть списком периода до викингов. [ 2 ]

Истоки и развитие

[ редактировать ]

Предшественники

[ редактировать ]

Местный англосаксонский святой был развитием более широкой и древней римской традиции. [ 3 ] Культ святых стал центрально важным аспектом христианства, по крайней мере, с четвертого века, когда он подвергся критике со стороны последнего языческого императора Римской Юлиана империи Отступника . [ 4 ] Заочные кладбища, на которых хоронили людей, считавшихся святыми, стали известными местами для христианских общин; Например, базилика Святого Петра в Риме была возведена на вершине заочного кладбища, где, как полагают, находились останки Святого Петра . [ 4 ] С этим культом святых был связан культ мощей; в Восточной Римской империи началась практика дробления оригинальных останков для распределения между различными церквями, которая вскоре распространилась и на другие места христианского мира. [ 5 ] В качестве теоретического обоснования этого некоторые христианские мыслители — в частности, архиепископ Руанский — утверждали , Витриций что святые производили такую ​​силу, что она источала даже фрагменты их тел. [ 5 ] была Римская церковь обеспокоена рассеянием человеческих останков и поэтому поощряла почитание вторичных реликвий — предметов, которые соприкасались с останками святых — в качестве альтернативы. [ 6 ]

Историк Дэвид Ролласон предположил возможность того, что некоторые романо-британские культы святых пережили англосаксонскую миграцию пятого века и продолжали существовать на фоне роста англосаксонского язычества . [ 7 ] Одним из них мог быть культ святого Альбана . [ 8 ] и еще один связан с Сикстом, фигурой, позже упомянутой в письме папы Григория Великого, но о которой ничего не известно. [ 9 ]

Обращение англосаксов

[ редактировать ]

Мощи святых начали появляться в англосаксонской Англии вскоре после прибытия первых христианских миссионеров. [ 10 ] В начале седьмого века папа Григорий Великий написал Августину — который возглавлял григорианскую миссию по обращению Кентского королевства в христианство — сообщая ему, что он посылает не только рукописи, облачения и священные сосуды, но и « мощи святых апостолов и мучеников», чтобы помочь процессу обращения. [ 10 ] Позже в том же столетии папа Виталиан отправил «блага» ( beneficia ) святых — мощи апостола Петра, апостола Павла , Лаврентия , Иоанна и Павла , Григория и Панкраса — королю Нортумбрии Освиу , а также послал королеву Освиу. «крест с золотым ключом, сделанный из святых оков апостолов Петра и Павла». [ 10 ] Эти дары, вероятно, отражали желание Папы связать растущую англосаксонскую церковь с церковью в Риме. [ 10 ]

Многие англосаксы также стремились получить дополнительные реликвии из Рима. [ 10 ] Около 761 года Бенедикт Бископ , основавший монастыри в Монквермуте и Джарроу , посетил Рим и привез «святые мощи блаженных апостолов и христианских мучеников» обратно в Англию. [ 10 ] Согласно его биографии восьмого века, написанной Стефаном , Уилфрид , основатель аббатства Хексхэм и аббатства Рипон , также привез множество реликвий из Рима в Англию после своих визитов в Италию в 680 и 704 годах. [ 11 ] Ролласон также считал вполне вероятным, что Бенедикт Бископ и Уилфрид привезли реликвии в Англию из Франкской Галлии , области, с которой они оба имели тесные связи и которая была богатым источником для создания реликвий. [ 12 ] Хотя у нас нет информации о том, какую форму приняли эти реликвии, Ролласон полагал, что, скорее всего, это были второстепенные реликвии, которые папство предпочитало раздавать. [ 12 ]

Вполне возможно, что мощи святых считались жизненно важными для открытия новых церквей в англосаксонской Англии, особенно если — как советовал Григорий Великий в письме Меллиту — многие ранние церкви были превращены в языческие храмы. [ 13 ] С другой стороны, в других случаях реликвии могли использоваться для строительства новых церквей; это подтверждается заявлением Беды , в котором отмечается, что епископ Акка собрал реликвии и «воздвиг алтари для их почитания, установив для этой цели в стенах церкви различные часовни». [ 13 ]

Седьмой и восьмой века

[ редактировать ]

В англосаксонской Англии седьмой и восьмой века были названы «эпохой святых». [ 3 ] Блэр отметил, что после 850 г. «сотворение святых стало другим по своему характеру и гораздо более ограниченным». [ 3 ]

Хотя в агиографиях культы святых часто представлялись спонтанно возникающими из народной преданности, [ 14 ] для создания таких культов потребовался бы церковный импресарио, который мог бы заказать агиографии, опубликовать предполагаемые чудеса, построить и украсить святыню, организовать праздник и, при необходимости, организовать место святых как место паломничества . [ 15 ]

Между королевской семьей и культом святых существовало множество связей: многие святые родились в королевских семьях, а многие церкви были основаны королевской семьей. [ 16 ] В Кентском королевстве культы святых обычно располагались в аббатствах, которые также были королевскими виллами и, следовательно, центрами королевской администрации. [ 17 ] Члены королевской семьи могли использовать свою принадлежность к таким культам, чтобы претендовать на легитимность против конкурентов на трон. [ 18 ] Династия могла иметь престиж благодаря тому, что в ее семье был святой. [ 19 ] Пропаганда определенного культа могла помочь королевской семье заявить о своем политическом господстве над территорией, особенно если она была недавно завоевана. [ 19 ]

Политическое и церковное соперничество повлияло на культы различных святых; например, существовала конкуренция между культами Катберта и Уилфрида. [ 20 ]

Поздний англосаксонский период

[ редактировать ]

По крайней мере, с конца девятого века есть свидетельства того, что англосаксонские короли имели свои собственные коллекции реликвий. [ 21 ]

Движение за церковную реформу конца X века продемонстрировало возросший интерес к культу святых. [ 22 ] Этим церковным реформаторам церковь святых давала возможность обрести величие и престиж. [ 23 ] В этот период наблюдалось распространение агиографий, производство которых продолжалось до середины-конца одиннадцатого века. [ 24 ] В десятом веке также появились первые записи о паломничестве мирян к местам, связанным с мощами святых, что позволяет предположить, что в тот период произошел значительный рост популярности культов святых среди мирян. [ 25 ] Это расширение будет сопровождаться современными событиями на территории бывшей Каролингской империи . [ 25 ] Рост народного почитания святых мог быть вызван спонтанным благочестием мирян, но также и желанием церкви еще больше интегрировать мирян в сферу своего влияния. [ 26 ] Введение в календарь праздников святых помогло бы и духовенству, и царям регулировать деятельность мирян. [ 27 ]

Политическая эксплуатация культа святых продолжалась и в одиннадцатом веке, что отражено в действиях Кнута . [ 28 ]

После норманнского завоевания Англии в 1066 году культ святых мог превратиться в источник оппозиции новой нормандской администрации, но, похоже, этого не произошло. [ 29 ] В одном из антинормандских восстаний, которое возглавил Херевард Пробуждение , повстанцы присягнули своему делу на теле святого Этельтрита — местного святого в районе Эли , где они базировались, — но нет никаких доказательств того, что Этельтрит стал непреходящим символом англосаксонского сопротивления. [ 30 ] Многие норманнские епископы и другие церковные деятели, привезенные в Англию после завоевания, использовали существовавшие ранее культы святых для продвижения своих собственных монастырей и церквей. [ 31 ] Более того, в норманнский период различные старые англосаксонские деятели были обращены в святых; церковные власти в Рочестере в Кенте, например, объявили Итамара , бывшего епископа Рочестера , который появился в качестве второстепенной фигуры в «Церковной истории» Беды , святым. [ 32 ]

Блэр утверждал, что к 1100 году многие местные святые были признаны в своих церквях основателями и покровителями, но кроме этого о них было мало что известно или вообще ничего. [ 33 ]

Хотя отшельники по определению не жили в монастырях, к одиннадцатому веку ряд крупных реформированных домов приобрели мощи отшельников для своих собственных коллекций. [ 34 ]

Импортированные святые

[ редактировать ]

Различные святые в англосаксонской Англии, такие как Петр и Павел, уже почитались Римской церковью. [ 35 ] Свидетельства существования этих фигур датируются седьмым и восьмым веками, поэтому неясно, были ли они привезены в англосаксонскую Англию раньше вместе с Григорианской миссией. [ 36 ] Григория «Диалоги Великого » , текст, созданный в Риме и в основном посвященный жизни итальянских святых, имел влияние в англосаксонской Англии, поскольку описания чудес, которые он давал, копировались некоторыми англосаксонскими агиографами, такими как Беда в « Житии святого Катберта» . [ 37 ] В Линдисфарнских Евангелиях , выпущенных около 700 экземпляров, перечислены фестивали двух южно-итальянских святых, Януария и Стефана , причем списки фестивалей, возможно, были скопированы из ранее существовавшего неаполитанского списка. [ 38 ] Древнеанглийский мартиролог , составленный, вероятно, в девятом веке, также содержит большое количество южных и центральных итальянских святых. [ 39 ] Неясно, возникло ли это итальянское влияние на англосаксонский культ святых через тексты, которые распространились на запад, или вместо этого оно возникло в результате прямых контактов между двумя регионами Европы. [ 40 ] Есть некоторые свидетельства того, что итальянские церковные деятели приезжали в Англию — Адриан , бывший аббат итальянского монастыря, сопровождал грека Теодора Тарса в Англию в 669 году, а Бирин , проповедовавший Евангелие в Уэссексе, также был из Италии — и это может быть что эти личности повлияли на развитие англосаксонского культа святых. [ 40 ]

Грегори и его голубь, Колледж Корпус-Кристи, Кембридж, г-жа 389

Есть также свидетельства того, что франкская Галлия повлияла на выбор святых в англосаксонской Англии. [ 41 ] Различные англосаксонские церкви были посвящены франкскому святому Мартину Турскому . [ 41 ] Англосаксонская копия Иеронимийского мартиролога , первоначально составленная в Риме в пятом веке, вероятно, прибыла в Англию через Галлию, где к ней были добавлены различные святые. [ 42 ] Англосаксонский календарь середины девятого века — MS Digby 63 в Бодлианской библиотеке — включает в себя дни различных франкских святых, особенно из Фландрии , что свидетельствует о влиянии. [ 43 ]

Существует мало свидетельств ирландского влияния на англосаксонский культ святых. [ 44 ] За исключением нескольких выдающихся и широко распространенных святых, таких как Патрик , Бригид и Колумба , ирландские святые не упоминаются в англосаксонских текстовых источниках. [ 44 ] Существует также мало свидетельств ирландского влияния на англосаксонскую агиографию, за единственным возможным исключением является предполагаемое влияние ирландского « Жизни святого Колумбы» на анонимно написанное англосаксонское « Житие святого Катберта» . [ 44 ]

Гретч заявил, что, за исключением апостолов, именно Григорий Великий «пользовался самым большим и всеобщим почитанием в англосаксонской Англии». [ 45 ] К тому времени, когда Беда и Альдхельм писали свои тексты, в Англии Григорию было посвящено как минимум два алтаря и одна часовня. [ 46 ]

Королевские святые

[ редактировать ]

В англосаксонской Англии было больше королевских святых, чем в соседних регионах Северо-Западной Европы. [ 47 ] О жизни некоторых из этих святых свидетельствуют источники, написанные в англосаксонский период, хотя другие сохранились только в агиографических отчетах, созданных после норманнского завоевания. [ 48 ] Некоторые из этих королевских святых были королями, которые вышли на пенсию, чтобы посвятить свою жизнь религиозным занятиям. [ 49 ] В некоторых случаях, например, в случае с Кеолвульфом , их, вероятно, вынудили принять этот образ действий политические соперники. [ 49 ] Одно из предположений заключалось в том, что акцент, который англосаксы придавали королевским святым, возник под влиянием языческих представлений о том, что короли играют священную роль в обществе. [ 50 ]

Частично увеличение числа королевских святых могло объясняться тем, что королевские семьи поощряли их, полагая, что они получат престиж, имея семейную связь со святым. [ 51 ] Многие ведущие священнослужители сами были членами королевских семей и, возможно, сами были заинтересованы в провозглашении членов своей семьи святыми. [ 52 ] Церковь, возможно, также хотела укрепить престиж существующих королевских династий, чтобы способствовать социальной стабильности и сильному правительству, от чего сама Церковь выиграла бы. [ 53 ]

Замученные королевские святые

[ редактировать ]
Изображение англосаксонского королевского святого Эдуарда Мученика XIV века.

В различных случаях эти царственные святые были убиты другими христианами. [ 48 ] Из замученных королевских святых самые ранние датируются седьмым веком, очень немногие из них появились в восьмом веке, а затем некоторое количество появилось в конце восьмого и первой половине девятого веков в королевствах Нортумбрия и Мерсия, с очень последний известный пример происходит из Уэссекса. [ 54 ] Тот факт, что мотивы и тропы повторяются в различных житиях святых-мучеников, заставил Ролласона предположить, что разные авторы действовали в известной агиографической традиции и заимствовали из более ранних работ. [ 55 ] Например, с восемью из этих мучеников в их житиях связан мотив луча божественного света, открывающего местонахождение тела; девять влекут за собой убийство, совершенное слугой, которого приказал совершить его хозяин; и семеро утверждают, что после убийства был создан религиозный фонд. [ 55 ]

Самым ранним примером замученного королевского святого был Дейрский , который был убит по приказу своего соперника Освиу Берницийского Освин . [ 56 ] О том, что Освин вскоре был освящен, свидетельствует тон, в котором Беда описывает его, и его включение в календарь восьмого века Святого Виллиброрда. [ 57 ] Лучшим задокументированным примером замученного королевского святого является Эдвард Мученик , который был убит в 978 или 979 году во время посещения своего сводного брата Этельреда Неготового . [ 56 ] О том, что он был освящен исключительно из-за способа его смерти, свидетельствует « Житие Освальди» , написанное, вероятно, Биртфертом из Рэмси между 995 и 1005 годами, в котором не описывается, что он проявил какие-либо особые добродетели при жизни. [ 56 ] Трое королевских особ Нортумбрии также были святыми мучениками: короли Эардвульф и Эльфвальд и принц Элхмунд . [ 57 ] Эрдвульф, похоже, отличается от большинства других королевских святых-мучеников тем, что он, похоже, пережил казнь. Согласно истории, изложенной в анналах Historia Regum , Эардвульф был казнен за воротами Рипонского собора , после чего монахи перенесли его тело в церковь, где он ожил в течение ночи. [ 57 ]

Одна из четырех известных монет с изображением Этельберта II, который посмертно стал одним из замученных королевских святых.

Два кентских принца седьмого века, Этельред и Этельберт, также представлены как святые-мученики в ряде источников одиннадцатого века и более поздних источников. Тем не менее, есть свидетельства того, что их почитали как святых, по крайней мере, с начала восьмого века. [ 58 ] Существует также много свидетельств почитания мерсийского принца девятого века Вигстана , который, согласно источникам позднего средневековья, тоже принял мученическую смерть. В этой истории Вигстан отказался унаследовать трон после смерти своего отца, но затем был убит в 849 году другим принцем, Беортфритом, в отместку за сопротивление Вигстана своей собственной матери Эльфледду, женившейся на отце Беортфрита, новом короле Беортвульфе . [ 59 ] Другим священным королем Мерсии был Этельберт II из Восточной Англии , который, согласно англосаксонским хроникам , был убит Оффой Мерсийским в 794 году. Как и в случае с Вигстаном, подробности его убийства можно найти только в более поздних средневековых источниках. [ 60 ] Кенельм также является предполагаемым убитым мерсийцем, ставшим святым, хотя источники, посвященные его убийству, относятся к позднему средневековью и демонстрируют некоторые противоречия с раннесредневековыми источниками, обсуждающими королевскую преемственность Мерсии. [ 61 ] Лишь позднесредневековыми источниками засвидетельствованы также убийства мерсийских принцев Вульфлада и Руфинуса , якобы совершенные их отцом, который стремился наказать их за обращение в христианство. [ 62 ] В этом рассказе есть различные несоответствия, хотя он может представлять собой пережиток события седьмого века в искаженной форме. [ 62 ]

Одна из возможностей того, почему различные убитые члены королевской семьи были освящены, заключалась в том, что Церковь стремилась предотвратить такие убийства и тем самым способствовать социальной стабильности. В таком сценарии короли могли бы пересмотреть свое решение об убийстве своих соперников и врагов, если бы они боялись, что последние будут активно освящены в результате убийства. [ 63 ] Возможно, уместно то, что очевидное увеличение числа замученных королевских святых произошло в конце восьмого и начале девятого веков, вскоре после визита в 786 году папских легатов в Англию, во время которого они решительно осудили убийство королей и принцев. [ 64 ] Другая возможность распространения культов королевских мучеников может быть скорее политической, чем церковной. Эти культы могли культивироваться врагами убийц, которые надеялись, что культы выразят и сосредоточат сопротивление последним. [ 64 ] Например, Кнут, возможно, продвигал культ Эдварда Мученика, чтобы создать негативный образ Этельреда Неготового, который, возможно, был убийцей Эдварда и ключевым соперником Кнута. [ 65 ]

Агиография

[ редактировать ]

В англосаксонской Англии агиографии – или письменные отчеты о жизни святых – предназначались не для того, чтобы служить точными биографиями, а скорее для описания святой жизни, которой другие могли бы подражать. [ 66 ] Свидетельства посвящений, обнаруженные в англосаксонских житиях, позволяют предположить, что они предназначались в основном для религиозных общин, а в некоторых случаях и для королей. [ 67 ] Тот факт, что они часто были написаны на латыни и иногда использовали сложную латинскую терминологию, предполагает, что их основной аудиторией были представители духовенства. [ 68 ] В некоторых случаях были сделаны некоторые древнеанглийские переводы - есть древнеанглийские примеры « Жития святого Гутлака» Беды Феликса и «Жития святого Чада» - что могло позволить этим агиографам иметь более широкую аудиторию. [ 69 ] Например, «Жизнь святого Гутлака» и «Жизнь святого Катберта» Беды дают описание того, как быть хорошим монахом или отшельником. [ 70 ] В житиях есть и другие истории, которые имели бы большее значение для мирян, в частности для членов королевской семьи и знати. [ 71 ]

В десятом веке англосаксонская агиография начала демонстрировать растущую озабоченность авторитетом святых и тесными отношениями между святыми и королями. [ 72 ]

Из 106 древнеанглийских агиографических произведений 66 из них (примерно две трети) были написаны аббатом Эльфриком Эйншамским . [ 73 ] Из них только 6 посвящены английским или британским святым, причем большинство посвящено иностранным святым. [ 74 ] Изучая этот материал, Гретч предположил, что политические и этические соображения могли повлиять на решение Эльфрика относительно того, о каких святых писать. [ 75 ]

Реликвии

[ редактировать ]

Раннесредневековая концепция местного святого была основана на идее о том, что святое может иметь физическое присутствие. [ 3 ]

Если в церкви хранились телесные мощи святого, это служило одновременно знаком статуса и религиозным центром для верующих. [ 2 ]

Тела святых

[ редактировать ]

Погребение в церкви было обязательным условием для того, чтобы человека воспринимали как святого в англосаксонской Англии. [ 76 ] Единственным известным возможным исключением был святой Гутлак Кроулендский , чей агиограф Феликс туманно описал, как его тело было захоронено под памятником, природа которого не была указана. [ 76 ] Размещение трупа святого в церкви позволило церковной общине контролировать культ святого, а также сохранять владение реликвиями и их предполагаемой силой. [ 76 ] Это также позволило разместить останки святого рядом с алтарем, что подчеркнуло святость алтаря и облегчило мессы для святого. [ 77 ]

Некоторые святые, такие как святой Себби и святой Иоанн Беверли , были похоронены прямо внутри церкви после их смерти. [ 76 ] В других случаях людей, которых считали святыми, сначала хоронили в земле, обычно на кладбище, и только позже извлекали из земли, а их тела переносили в церковь. [ 78 ] Этот акт выноса реликвий известен как « перевод ». [ 78 ] Один из отчетов о таком переводе предоставлен Бедой, который сообщает, что, когда Этельтрит , настоятельница Эли, умерла в 679 году, ее похоронили в деревянном гробу среди других умерших монахинь, как и было ее наставлением. Шестнадцать лет спустя ее преемница и сестра, Сиксбург , приказала монахам Эли выкопать тело Этельтрита, поместить его в белый мраморный гроб, найденный в заброшенной римской крепости, а затем переместить его в церковь в Или. [ 78 ] Беда также представил отчет об обнаружении и перезахоронении святого Катберта , епископа Линдисфарна , который первоначально был похоронен в полу церкви Святого Петра. Преемник Катберта, Эдберт , позже приказал убрать его тело и поместить на более высокое и видное место, на полу церкви или над ним. [ 79 ]

Ролласон предположил, что акт раскопок, а затем перезахоронение в церкви служил для обозначения личности умершего как святого в социальном контексте, в котором не было стандартного процесса канонизации. [ 79 ] В различных англосаксонских источниках говорится о том, что тело святого извлекали из земли и затем помещали в недавно построенную церковь; в этом случае присутствие святого могло помочь освятить церковь, которая сама по себе затем обеспечила бы контекст и место для почитания святого. [ 80 ] Он также подчеркнул, что акт по раскопкам мог быть заимствован англосаксами из Франкской Галлии. [ 81 ] отмечая, что такая практика не была в курсе Римской церкви того времени, которая в течение седьмого и восьмого веков продолжала сохранять свое противодействие эксгумации останков святых. [ 81 ]

Идея о том, что тело и одежда умершего человека будут сохранены во время раскопок, рассматривалась как знак святости в англосаксонской Англии. [ 82 ] как это было и в Галлии. [ 83 ] Беда записал, что во время раскопок святого Этельтрита и святого Катберта их тела чудесным образом сохранились и не разложились. [ 84 ] В девятнадцатом веке медицинское обследование останков святого Катберта показало, что все еще существовали некоторые свидетельства сохранения плоти, что подтвердило утверждение англосаксов о том, что его тело сохранилось после первоначального захоронения. [ 85 ] Такая сохранность могла быть результатом особых условий почвы, в которую его поместили, или же тело могло быть намеренно забальзамировано ; последняя концепция была известна в англосаксонской Англии, например, фигурируя в упоминании Беды. [ 85 ]

Гробы и могильные покрытия

[ редактировать ]
Камень Хедда в соборе Питерборо, возможно, был покрытием могилы святых.

Деревянный гроб святого Катберта был обнаружен в 1827 году. На нем вырезаны изображения Девы Марии и младенца Иисуса, ангелов и апостолов по бокам, а также Иисуса на крышке. [ 86 ] От англосаксонского периода также сохранилось несколько украшенных каменных гробов, хотя неясно, кого именно они накрывали. Некоторые могли погребать останки святых, хотя другие могли содержать останки богатых мирян. [ 87 ]

Фрагментарные каменные сундуки в форме домов, расположенные в Джедбурге и Сент-Эндрюсе , оба из которых относятся к англосаксонскому периоду, возможно, представляли собой гробы-реликвии. Он в Сент-Эндрюсе был найден на кладбище церкви Святого Рула и, таким образом, возможно, когда-то покрывал могилу этого человека. [ 88 ] Также возможно, что ребристые камни с орнаментом в англосаксонском стиле - например, Камень Хедда из собора Питерборо и школьный храм Св. Леонарда из Сент-Эндрюса - могли покрывать могилы святых. [ 89 ] Записи показывают, что в более поздний период времени гребни камня Гедда собирали пыль, которая, как тогда считалось, имела силу творить чудеса; возможно, что это поверье имеет англосаксонское происхождение. [ 89 ]

Незначительные реликвии

[ редактировать ]

Незначительные реликвии, вероятно, часто помещались в небольшую полость каменного алтаря, покрытую камнем или металлической пластиной. [ 90 ] Никаких английских примеров этого не сохранилось, хотя аналогичный экземпляр можно найти в Петербурге-бай-Фульде в западной Германии. [ 90 ] В других случаях реликвии меньшего размера, вероятно, содержались в гробах-мощевиках. [ 90 ] В континентальной Европе сохранились два вероятных англосаксонских образца. Один из них, датированный второй половиной восьмого века, изготовлен из моржовой кости и находится в Музее Герцога Антона Ульриха в Брауншвейге . [ 91 ] Другой — деревянный с позолоченной медью и содержит как английские руны, так и английское имя Эдан, вероятно, создателя; он расположен в Сен-Эвру в Мортене в Нормандии. [ 91 ] Одним из возможных реликвариев был золотой и гранатовый крест с полостью в центральной выступе, который был найден вместе с останками святого Катберта. [ 91 ]

Социальное использование

[ редактировать ]

Папские документы, созданные в десятом и одиннадцатом веках, показывают, что в этот момент реликвии использовались в церемониях освящения церкви. [ 92 ]

Мощи святых иногда использовались при принесении клятв. В 876 году король Альфред Великий заставил датскую армию присягнуть на таких реликвиях. [ 93 ] Гобелен из Байе изображает Гарольда Годвинсона, приносящего клятву Уильяму, герцогу Нормандии, над реликварием. [ 94 ] Ряд записей того периода также указывают на то, что мощи святых иногда играли роль в церемониях, посвященных освобождению рабов. [ 95 ] Они также участвовали в ряде записанных судебных разбирательств, проводившихся с целью определить, был ли обвиняемый невиновен или виновен в конкретном преступлении. Наличие реликвий предписано в пяти из шестнадцати сохранившихся текстов, описывающих ритуалы испытаний этого периода. [ 96 ]

Записи также свидетельствуют о том, что реликвии использовались во время уличных покаянных шествий. [ 97 ] К ним относятся шествия в честь Дня Рогации , призванные способствовать плодородию земель путем их благословения. [ 97 ] Они также появлялись в процессиях, призванных отразить конкретную угрозу; например, на своем совете в Бате король Этельред приказал провести процессии с реликвиями, чтобы противостоять угрозе викингов. [ 97 ]

Святые и исцеление

[ редактировать ]

В различных житиях встречаются сообщения о святых, совершавших исцеления. [ 98 ] В большинстве этих описаний исцеленными были священнослужители или представители знати. [ 99 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д Ролласон 1989 , с. 3.
  2. ^ Jump up to: а б с Блэр 2005 , с. 142.
  3. ^ Jump up to: а б с д Блэр 2005 , с. 141.
  4. ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 9.
  5. ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 10.
  6. ^ Ролласон 1989 , стр. 10–11.
  7. ^ Ролласон 1989 , стр. 14–15.
  8. ^ Ролласон 1989 , с. 14.
  9. ^ Ролласон 1989 , с. 15.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Ролласон 1989 , с. 23.
  11. ^ Ролласон 1989 , стр. 23–24.
  12. ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 24.
  13. ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 25.
  14. ^ Ролласон 1989 , с. 105.
  15. ^ Ролласон 1989 , с. 110.
  16. ^ Ролласон 1989 , с. 114.
  17. ^ Ролласон 1989 , стр. 116–117.
  18. ^ Ролласон 1989 , с. 123.
  19. ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 120.
  20. ^ Ролласон 1989 , стр. 112–113.
  21. ^ Ролласон 1989 , с. 159.
  22. ^ Ролласон 1989 , с. 174.
  23. ^ Ролласон 1989 , с. 185.
  24. ^ Ролласон 1989 , стр. 174–175.
  25. ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 187.
  26. ^ Ролласон 1989 , стр. 188.
  27. ^ Ролласон 1989 , стр. 188–189.
  28. ^ Ролласон 1989 , стр. 157.
  29. ^ Ролласон 1989 , стр. 217.
  30. ^ Ролласон 1989 , с. 221.
  31. ^ Ролласон 1989 , с. 223.
  32. ^ Ролласон 1989 , стр. 236–237.
  33. ^ Блэр 2005 , с. 143.
  34. ^ Блэр 2005 , с. 145.
  35. ^ Ролласон 1989 , стр. 62–63.
  36. ^ Ролласон 1989 , с. 61.
  37. ^ Ролласон 1989 , стр. 63–64.
  38. ^ Ролласон 1989 , с. 65.
  39. ^ Ролласон 1989 , с. 66.
  40. ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 68.
  41. ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 69.
  42. ^ Ролласон 1989 , стр. 70–72.
  43. ^ Ролласон 1989 , с. 73.
  44. ^ Jump up to: а б с Ролласон 1989 , с. 79.
  45. ^ Гретч 2005 , с. 21.
  46. ^ Гретч 2005 , с. 25.
  47. ^ Ролласон 1989 , с. 126.
  48. ^ Jump up to: а б Ролласон 1983 , с. 1.
  49. ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , стр. 124–125.
  50. ^ Ролласон 1989 , стр. 126–127.
  51. ^ Ролласон 1983 , с. 15.
  52. ^ Ролласон 1989 , с. 125.
  53. ^ Ролласон 1983 , с. 16.
  54. ^ Ролласон 1983 , с. 12.
  55. ^ Jump up to: а б Ролласон 1983 , с. 13.
  56. ^ Jump up to: а б с Ролласон 1983 , с. 2.
  57. ^ Jump up to: а б с Ролласон 1983 , с. 3.
  58. ^ Ролласон 1983 , с. 5.
  59. ^ Ролласон 1983 , стр. 5–8.
  60. ^ Ролласон 1983 , стр. 9.
  61. ^ Ролласон 1983 , стр. 9–10.
  62. ^ Jump up to: а б Ролласон 1983 , с. 11.
  63. ^ Ролласон 1983 , с. 16; Ролласон 1989 , с. 128.
  64. ^ Jump up to: а б Ролласон 1983 , с. 17.
  65. ^ Ролласон 1983 , с. 18.
  66. ^ Ролласон 1989 , с. 84.
  67. ^ Ролласон 1989 , стр. 83–84.
  68. ^ Ролласон 1989 , стр. 86–87.
  69. ^ Ролласон 1989 , с. 87.
  70. ^ Ролласон 1989 , стр. 84–85.
  71. ^ Ролласон 1989 , стр. 88–89.
  72. ^ Ролласон 1989 , с. 173.
  73. ^ Гретч 2005 , с. 65.
  74. ^ Гретч 2005 , стр. 65–66.
  75. ^ Гретч 2005 , с. 4.
  76. ^ Jump up to: а б с д Ролласон 1989 , стр. 42.
  77. ^ Ролласон 1989 , с. 43.
  78. ^ Jump up to: а б с Ролласон 1989 , с. 34.
  79. ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 35.
  80. ^ Ролласон 1989 , с. 41.
  81. ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 49.
  82. ^ Ролласон 1989 , с. 38.
  83. ^ Ролласон 1989 , с. 50.
  84. ^ Ролласон 1989 , стр. 35, 36.
  85. ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , стр. 38–39.
  86. ^ Ролласон 1989 , стр. 43–44.
  87. ^ Ролласон 1989 , с. 44.
  88. ^ Ролласон 1989 , стр. 46–47.
  89. ^ Jump up to: а б Ролласон 1989 , с. 46.
  90. ^ Jump up to: а б с Ролласон 1989 , с. 28.
  91. ^ Jump up to: а б с Ролласон 1989 , с. 29.
  92. ^ Ролласон 1989 , стр. 176–177.
  93. ^ Ролласон 1989 , стр. 192.
  94. ^ Ролласон 1989 , с. 191.
  95. ^ Ролласон 1989 , стр. 192–193.
  96. ^ Ролласон 1989 , с. 193.
  97. ^ Jump up to: а б с Ролласон 1989 , с. 194.
  98. ^ Ролласон 1989 , стр. 95–96.
  99. ^ Ролласон 1989 , с. 97.

Источники

[ редактировать ]
  • Блэр, Джон (2000). Англосаксонский век: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780192854032 .
  • Блэр, Джон (2005). Церковь в англосаксонском обществе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0199211173 .
  • Гретч, Мехтильд (2005). Эфрих и культ святых в позднеанглосаксонской Англии . Кембриджские исследования в англосаксонской Англии 34. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Ролласон, Дэвид (1983). «Культ убитых королевских святых в англосаксонской Англии». Англосаксонская Англия . 11 :1–22. дои : 10.1017/S0263675100002544 . S2CID   162251327 .
  • Ролласон, Дэвид (1989). Святые и реликвии в англосаксонской Англии . Оксфорд: Бэзил Блэквелл. ISBN  978-0631165064 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Биддл, М. (1986). «Археология, архитектура и культ святых в англосаксонской Англии». В Батлере, Лос-Анджелес; Моррис, Р.К. (ред.). Англосаксонская церковь . стр. 1–31.
  • Браун, П. (1981). Культ святых: его возникновение и функции в латинском христианстве . Чикаго. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Блэр, Джон (2002). «Святой на каждого священника? Местные культы в англосаксонской Англии». Местные святые и поместные церкви на Западе раннего средневековья . Оксфорд: Алан Такер и Р. Шарп. стр. 455–565.
  • Кубитт, А. (2000). «Места и святость: возвращение к культу убитых и замученных англосаксонских королевских святых». Раннесредневековая Европа . 9 : 53–83. дои : 10.1111/1468-0254.00059 . S2CID   154743054 .
  •  ——— (2002). «Вселенские и местные святые в англосаксонской Англии». Местные святые и поместные церкви на Западе раннего средневековья . Оксфорд: Алан Такер и Р. Шарп. стр. 423–453.
  • Ридьярд, SJ (1988). Королевские святые англосаксонской Англии . Кембридж. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Ролласон, Дэвид (1978). «Списки мест упокоения святых в англосаксонской Англии ». Англосаксонская Англия . 7 : 61–93. дои : 10.1017/S0263675100002866 .
  • Такер, Алан Т. (1985). «Короли, святые и монастыри в Мерсии до викингов». История Мидленда . 10 :1–25. дои : 10.1179/mdh.1985.10.1.1 .
  •  ——— (2002). «Становление местного святого». Местные святые и поместные церкви на Западе раннего средневековья . Оксфорд: Алан Такер и Р. Шарп. стр. 45–73.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b70221693a45f750ac86b19f09237b84__1722361440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/84/b70221693a45f750ac86b19f09237b84.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cult of saints in Anglo-Saxon England - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)