Демонстрации по понедельникам в Восточной Германии

Демонстрации по понедельникам ( нем . Montagsdemonstrationen in der DDR ) представляли собой серию мирных политических протестов против правительства Германской Демократической Республики (ГДР), которые проходили в городах и поселках по всей стране в различные дни недели с 1989 по 1991 год. Лейпцигские демонстрации, самые известные, проходили по понедельникам. [ 1 ] Протесты условно разделены на пять циклов.
Обзор
[ редактировать ]

Несмотря на политику государственного атеизма в Восточной Германии, христианский пастор Кристиан Фюрер, регулярно встречался со своей паствой в церкви Святого Николая в Лейпциге для молитвы . начиная с 1982 года, [ 2 ] [ 3 ] В Лейпциге демонстрации начались 4 сентября 1989 года после еженедельной Friedensgebet (молитвы за мир) в церкви Святого Николая с пастором Кристианом Фюрером и в конечном итоге заполнили близлежащую площадь Карла Маркса (сегодня снова известную как Augustusplatz ). Уверенные в том, что Лютеранская церковь поддерживает их сопротивление, многие недовольные граждане Восточной Германии собрались перед церковью, и начались ненасильственные демонстрации с требованием таких прав, как свобода путешествовать по зарубежным странам и выбирать демократическое правительство. . Место проведения демонстрации способствовало успеху протестов. В течение следующих семи лет Церковь росла, несмотря на то, что власти забаррикадировали ведущие к ней улицы, а после церковных служб проходили мирные марши при свечах. [ 2 ] Тайная полиция угрожала смертью и даже напала на некоторых участников марша, но толпа все равно продолжала собираться. [ 2 ]
Узнав об этих событиях западногерманское телевидение и друзья, люди в других городах Восточной Германии начали повторять демонстрации в Лейпциге, собираясь на городских площадях по вечерам . Поворотным моментом стали события, произошедшие в то время в посольстве Западной Германии в Праге . В сентябре туда бежали тысячи восточных немцев, живя в условиях, напоминающих страны третьего мира. Ганс-Дитрих Геншер заключил соглашение, которое позволяло им путешествовать на Запад поездами, которые сначала должны были пройти через ГДР. Выступление Геншера с балкона было прервано весьма эмоциональной реакцией на его заявление. Когда в начале октября поезда проезжали центральный вокзал Дрездена , полиции пришлось препятствовать попыткам людей запрыгнуть на него.
Протесты вокруг празднования 40-летия ГДР 7 октября были встречены решительным ответом со стороны государства. Несмотря на повышенное иностранное внимание в этот день, по всей Восточной Германии было арестовано около 500 человек.
После событий выходных в понедельник, 9 октября, внимание было обращено на Лейпциг. Считая это днем принятия решения, государство собрало 8000 полицейских и вооруженных воинских подразделений с целью предотвращения любых демонстраций. Опасения по поводу « китайского решения » росли по мере распространения слухов о том, что в больницах имеются дополнительные запасы крови для переливания. По всему городу транслировалось послание, записанное шестью известными гражданами, в котором они призывали обе стороны сохранять спокойствие и стремиться к мирному диалогу. В состав группы, созданной по инициативе уважаемого дирижера Курта Мазура, входили также местные члены коммунистической партии. [ 4 ] [ 5 ]
Ожидания и приготовления государства были значительно превзойдены, поскольку собралось более 40 000 протестующих (из 500 000 населения города). Самым известным скандированием стало « Wir sind das Volk! » ( букв. « Мы — народ! » ), напоминая лидерам ГДР, что демократической республикой должен управлять народ, а не недемократическая партия, претендующая на то, чтобы представлять их. [ 6 ] Протестующие оставались совершенно мирными, когда добрались до штаб-квартиры Штази , избегая любой эскалации деликатной ситуации.
Хотя некоторые демонстранты были арестованы, угроза широкомасштабного вмешательства сил безопасности так и не материализовалась, поскольку местные лидеры ( лидер партии СЕПГ Гельмут Хакенберг и генерал-майор вооруженной полиции Герхард Страсенбург) не получили четких приказов из Восточного Берлина и были удивлены неожиданно большим числом демонстрантов. граждан, уклонявшихся от возможной резни, приказали отступить своим войскам. Позже Эгон Кренц заявил, что именно он отдал приказ не вмешиваться. [ 6 ]
9 октября часто рассматривается как «начало конца» ГДР и один из первых признаков того, что государство поддается давлению. С 2009 года эта дата отмечается Фестивалем огней, на котором собираются до 200 000 человек, идущих по следам протеста. Среди участников - такие высокопоставленные лица, как Курт Мазур , Ханс-Дитрих Геншер , Иоахим Гаук, а также главы государств Венгрии, Польши, Словакии и Чехии. [ 7 ] [ 8 ]
9 октября 1989 года полиции и армейским подразделениям было дано разрешение применить силу против собравшихся, но это не помешало провести церковную службу и марш по внутренней кольцевой дороге города , собравший 70 000 человек. [ 2 ] [ 3 ]
На следующей неделе, 16 октября 1989 года, в Лейпциге собралось 120 000 демонстрантов, а поблизости снова находились в боевой готовности воинские части. (Через два дня после митинга Эрих Хонеккер , лидер СЕПГ, был вынужден уйти в отставку.) Через неделю это число увеличилось более чем вдвое до 320 000. Многие из этих людей начали проникать в Восточный Берлин без единого выстрела. [ 2 ] Это давление и другие ключевые события в конечном итоге привели к падению Берлинской стены 9 ноября 1989 года, что ознаменовало неизбежный конец социалистического режима ГДР.
Демонстрации в конечном итоге закончились в марте 1990 года, примерно во время первых свободных многопартийных выборов в Народную палату парламента по всей ГДР. Это проложило путь к воссоединению Германии .
Циклы понедельничных демонстраций в Лейпциге
[ редактировать ]- Первый цикл (25 сентября 1989 г. - 18 декабря 1989 г.) Тринадцать протестов.
- Второй цикл (8 января 1990 г. - 12 марта 1990 г.) Десять протестов.
- Третий цикл (с 10 сентября 1990 г. по 22 октября 1990 г.) Семь протестов.
- Четвертый цикл (21 января 1991 г. - 18 февраля 1991 г.) Пять протестов.
- Пятый цикл (4 марта 1991 г. - 22 апреля 1991 г.) Семь протестов. [ 9 ]
Роль церкви
[ редактировать ]Во время правления ГДР церковь пыталась сохранить свою автономию и продолжать организовываться, хотя религиозная практика в целом подавлялась в соответствии с марксистско-ленинской доктриной государственного атеизма . [ 10 ] В этот период Церковь действовала в соответствии со своей идеологией «борьбы против несправедливости и угнетения». В результате церковь предоставила убежище альтернативным политическим группам, ставшим жертвами правления ГДР. Церковь также предложила им финансовую помощь, поддержку прихожан и место для общения. [ 11 ]
Первоначально церковь не делала заявлений по поводу ГДР или чего-либо, связанного с политикой. Однако к середине 1989 года произошла «политизация церкви». Политика стала появляться в проповедях проповедников. В церквях стало собираться все больше и больше людей. Это способствовало распространению информации о несправедливостях, происходящих в государстве. Собрание людей после мирных молитв и распространение информации спровоцировали возникновение стихийных демонстраций. [ 11 ] [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Восстание 1953 года в Восточной Германии.
- Демонстрация на Александерплац
- Революции 1989 года
- Мирная революция
- История Германской Демократической Республики
Литература
[ редактировать ]- Вольфганг Шнайдер и др. (Ред.): Книга по разборке Лейпцига. Демо – Понедельник – Дневник – Демонтаж , Лейпциг/Веймар: Густав Кипенхойер , 1990 г.
- Норберт Хибер: Никакого насилия! Мирный путь к демократии - хронология в картинках , Берлин: Verbum 1990.
- Сейчас или никогда – демократия . Лейпциг, осень 1989 г., Лейпциг: К. Бертельсманн Верлаг , 1989 г.
- Эккехард Кун: День принятия решения . Лейпциг, 9 октября 1989 г., Берлин: Ульштайн , 1992 г.
- Карл Чок: Церковь Св. Николая – открыта для всех. Сообщество в центре перехода , Лейпциг: Evangelische Verlagsanstalt , 1999.
- Тобиас Холлитцер: Мирный курс 9 октября 1989 года в Лейпциге – капитуляция или готовность к реформам? Предыстория, ход и последствия, в: Гюнтер Хайдеманн, Гюнтер Май и Вернер Мюллер (ред.) Революция и трансформация в ГДР 1989/90 , Берлин: Duncker & Humblot 1999, стр. 247–288.
- Мартин Янковски: «Рабет или исчезновение кардинального направления». Роман. Мюнхен: via verbis, 1999, ISBN 3-933902-03-7
- Томас Кюттлер, Жан Курт Рёдер (ред.): «Поворот в Плауэне», Плауэн: Vogtländischer Heimatverlag Neupert Plauen, 1991
- Мартин Янковски: День, который изменил Германию - 9 октября 1989 года. Evangelische Verlagsanstalt, Лейпциг, 2007 г., ISBN 978-3-374-02506-0
- Шмеман, Серж, Переворот на Востоке; Участники марша в Лейпциге на цыпочках вокруг воссоединения. Нью-Йорк Таймс , 19 декабря 1989 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хоффмайстер, Ганс; Хемпл, Мирко, ред. (2000). Поворотный момент в Тюрингии: обзор (2-е изд.). Арнштадт / Веймар: Государственная газета Тюрингии / Rhino Verlag.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Welle, Deutsche (7 января 2009 г.). «Мирные молитвы помогли разрушить Стену, — говорит лейпцигский пастор» . Немецкая волна .
- ^ Перейти обратно: а б Крачли, Питер (9 октября 2015 г.). «Как молитвы помогли положить конец холодной войне» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 2 февраля 2019 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Тиммер, Карстен (2000). От отъезда к перевороту: гражданское движение в ГДР 1989 г. (на немецком языке). Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3525359259 .
- ^ «9 октября 1989 года – День решения» . LVZ – Leipziger Volkszeitung (на немецком языке). 8 октября 2012 года . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Карри, Эндрю (9 октября 2009 г.). «Мирная революция в Лейпциге» . Шпигель онлайн . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ «Лейпциг. Город без границ.: На внутреннем кольце Лейпцига проживает более 100 000 человек» . www.leipziger-freiheit.de . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ «Лихтфест Лейпциг 2014» . www.leipzig.de (на немецком языке) . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ Ломанн, С. (1994). «Динамика информационных каскадов: демонстрации по понедельникам в Лейпциге, Восточная Германия, 1989–91». Мировая политика , 47 (1), 42–101.
- ^ Томлинс, Стивен; Булливант, Спенсер (10 ноября 2016 г.). Кампания «Атеистический автобус»: глобальные проявления и ответные меры . Брилл Академик Пресс . п. 165. ИСБН 978-90-04-32853-2 .
Этот прохожий относится к эпохе коммунистической Германской Демократической Республики (ГДР), которая характеризовалась государственным атеизмом.
- ^ Перейти обратно: а б Кратчли, Питер (9 октября 2015 г.). «Действительно ли молитвенное собрание разрушило Берлинскую стену и положило конец холодной войне?» . Би-би-си . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ Карл-Дитер Опп, Питер Восс, Кристиана Герн (1995). Истоки спонтанной революции: Восточная Германия, 1989 г. Издательство Мичиганского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]