Токката и фуга фа мажор, BWV 540
![]() | Этот раздел предоставляет недостаточный контекст для тех, кто не знаком с предметом . ( сентябрь 2022 г. ) |
Токката и фуга фа мажор , BWV 540, — органное произведение, написанное Иоганном Себастьяном Бахом , возможно, датируемое временем пребывания композитора в Веймаре или Лейпциге.
История
[ редактировать ]Точную дату создания композиции установить невозможно, и даже предполагалось, что обе части были написаны отдельно, а токката является потенциально более зрелым произведением. Уильямс, однако, описывает, что разные аффекты двух частей не представляют никаких проблем для гипотезы о том, что все произведение было написано в один и тот же период. Эта концепция «дополнительных частей» была любимой даже у Баха, и драматический характер токкаты в отличие от контрапункта фуги не следует, как пишет Питер Уильямс, «не понимать как простое несоответствие». [ 1 ] Из-за разнообразия партий педали токката могла быть написана для выступления около 1713 года на органе Вайсенфельса с педалью, поднятой до фа. [ 2 ]
Музыка
[ редактировать ]Тронутый
[ редактировать ]
Токката начинается с большого линейного канона (первые 6 тактов показаны выше) над педальной точкой фа мажор. Затем следует педальное соло, основанное на материале канона. Канон повторяется с некоторыми вариациями доминанты до мажор. На этот раз руки меняются местами, и левая рука ведет правую. Затем снова следует длинное соло на педали. Два больших канонических завитка охватывают 108 тактов композиции. Педальные соло охватывают 60 тактов. Концертная часть имеет семичастную структуру. Каноны и педальные соло производят переход от исходной тональности фа к доминанте до, а остальная часть с ее концертной трехчастной имитацией и «протовальсами » представляет собой гармонический возврат. Этот формальный образец уникален для всех произведений Баха.
Токката (как прелюдия) — пропорционально самое большое из всех произведений Баха в формате прелюдии-фуги. Его часто рассматривают как показательное произведение, исключая последующую фугу. Ритмическая подпись Токкаты предполагает паспье или мюзет , хотя большой масштаб механизма не поддерживает эти характеристики.
Не имеет значения и гармоническая сложность композиции; Через 45 тактов после второго педального соло появляется доминантный аккорд , который обманчиво превращается во вторичную доминанту третьей инверсии неаполитанского аккорда . В частности, обнаружено, что удвоенный корень движется наружу в движении, противоположном хроматическом мажорной девятке; в басу на нисходящий полутон, далекий от ожидаемой пятой. применяет в произведении эту обманчивую каденцию Бах трижды ; оно не стало идиоматическим до Шопена и Чайковского .
Фуга
[ редактировать ]
Первая тема (вступления тенора, альта и сопрано, показанные выше) фуги хроматическая и орнаментальная. Второй субъект имеет множество сдвигов модуляции и иногда изначально представляется как контрпредмет первого. Фуга — единственная основательная двойная фуга Баха, в которой две темы раскрываются в отдельных частях, а затем объединяются. Эффект усиливается усилением ритмической активности второго субъекта и более частым применением модуляции в заключительном разделе фуги.
Бравура токкаты фа мажор с ее педальными соло и виртуозностью рук контрастирует с трезвым началом фуги. Оба представляют два различных аспекта итальянского влияния: моторные ритмы и последовательные отрывки Токкаты, а также традиционный контрапункт alla breve фуги с ее хроматизмом, гармоническими паузами и непрерывной последовательностью тем и ответов. Эти приемы очень похожи на те, что используются в «Дорианской» токкате и фуге ре минор, BWV 538.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уильямс 1985 , стр. 103–104.
- ^ Уильямс 1985 , с. 104
Источники
[ редактировать ]- Уильямс, Питер Ф. (1985), Органная музыка И. С. Баха , том. 1 (1-е изд. в мягкой обложке), Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 103–112, ISBN 9780521317009
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Токката и фуга фа мажор : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Этюд к токкате фа мажор И.С. Баха
- Бесплатная загрузка BWV 540, записанная Джеймсом Кибби на органе Готфрида Зильбермана / Захариаса Хильдебрандта 1755 года в католической Хофкирхе , Дрезден, Германия