Квинтет форели
Пианино квинтет в крупном | |
---|---|
Квинтет форели | |
Франц Шуберт | |
![]() 1821 рисунок Франца Шуберта Джозеф Купелвизер | |
Ключ | Майор |
Каталог | Дюймовый 667 |
Случай | По заказу Сильвестера Паумгартнера |
Составлен | 1819 |
Опубликовано | 1829 |
Продолжительность | 35–43 минуты |
Движения | пять |
Квинтет форели ( Forellenquintett ) является популярным названием для пианино в майоре , D. 667, Франц Шуберт . Квинтет фортепиано был составлен в 1819 году, [ 1 ] Когда ему было 22 года; Однако он не был опубликован до 1829 года, через год после его смерти. [ 2 ]
Вместо обычного фортепианного квинтетного ансамбля фортепиано и струнного квартета , квинтет форели написан для фортепиано , скрипки , альты , виолончели и двойного баса .
По словам друга Шуберта Альберта Стадлера, он был смоделирован на квинтете версии септета Иоганна Непомука Хаммела в D Minor For Flute, Hobe, Horn, Viole, виолончели, бас -басу и фортепиано, Op. 74 [ 3 ] Это также могло повлиять квинтет Хаммела в E Flat Minor, op. 87 [ 4 ]
Прозвище
[ редактировать ]Произведение известна как форель , потому что четвертое движение представляет собой набор вариаций Шуберта на более раннем лжи « Die Forelle » («The Forout»). Квинтет был написан для Sylvester Paumgartner, богатого музыкального покровителя и любительского виолончелиста из Стейра , Верхняя Австрия, который также предположил, что Шуберт включает в себя набор вариаций на Lied. [ 1 ] Наборы вариаций на мелодиях из его Лидера найдены в четырех других работах Шуберта: смерть и детский квартет , «Трокне Блюмен» (сушеные цветы) для флейты и фортепиано (D. 802), фантазии Wanderer и Fantasia для скрипки и фортепиано в C Major (D. 934, на "Sei mir gegrüßt").
Анализ
[ редактировать ]Квинтет состоит из пяти движений :
Повышенная фигура Sextuplet песни из аккомпанемента используется в качестве объединяющего мотива по всему квинтету, и связанные с ними фигуры появляются в четырех из пяти движений - все, кроме Scherzo . Как и в песне, фигура обычно вводится пианино, восходящим. [ 1 ]
I. Аллегро Вива
[ редактировать ]
Первое движение в форме сонаты . Как и обычное место в работах классического жанра, экспозиция переходит от тоника к доминирующему ; Тем не менее, гармонический язык Шуберта является инновационным, включающим много средних и субсмедиантов . Это видно из почти начала произведения: после того, как он заявил о тонике для десяти баров, гармония резко переключается на мажор (флаг -субмедиант) в одиннадцатом баре.
Раздел разработки начинается с аналогичного резкого сдвига, от E -Major (в конце экспозиции) до C -Major. Гармоническое движение сначала медленное, но становится быстрее; К возвращению первой темы Гармония модулирует в восходящих половинах.
Рекапитуляция ненужной, частым явлением в первых движениях сонаты , начинается в субдоминанте , внося любые модулирующие изменения в переходе ко второй теме написанных Шубертом. [ 1 ] Он отличается от экспозиции только при пропуске первых стержней и еще одним коротким разделом, до закрытой темы.
II Анданте
[ редактировать ]Это движение состоит из двух симметричных секций, вторая представляет собой транспонированную версию первого, за исключением некоторых различий в модуляции, которые позволяют движению закончиться в том же ключе, в котором оно началось. Тональная компоновка (с некоторыми промежуточными ключами более низкой структурной значимости опущено) следующим образом:
- F Major - F ♯ Minor - D Major - G Major - G Minor - G Major; A ♭ Major - несовершеннолетний - F Major - F Minor - F Major
Iii. Шутка: скоро
[ редактировать ]Это движение также содержит медиальные тональности, такие как окончание первого участка самого Scherzo, который находится в C Major, сплющенном медиане или относительном майоре параллельного несовершеннолетнего ( несовершеннолетнего ).
IV Андантино - Аллегрето
[ редактировать ]
Четвертое движение - это тема и различия Шуберта в льеве " Die Forelle ". Как типично для некоторых других вариантов движений Шуберта (в отличие от стиля Бетховена), [ 5 ] Вариации не превращают оригинальную тему в новый тематический материал; Скорее, они концентрируются на мелодичном украшении и изменениях настроения. В каждом из первых нескольких вариантов основной теме воспроизводится другой инструмент или группу. В пятом вариации Шуберт начинается в плоском субмедианте (B ♭ Major) и создает серию модуляций, в конечном итоге, приводящих к основному ключу движения в начале последнего шестого вариации.
Аналогичный процесс слышен в трех более поздних композициях Шуберта: октет в F Major, D. 803 (четвертое движение); пианино соната у несовершеннолетнего, D. 845 (второе движение); и импровизированная в B ♭ Major, D. 935 № 3 . Заключительное изменение аналогично оригинальному Lied, разделяя то же характерное сопровождение на пианино.
В. Аллегро Джусто
[ редактировать ]Финал находится в двух симметричных секциях, таких как второе движение. Однако движение отличается от второго движения в отсутствие необычного хроматизма , а во втором разделе является точной транспозицией первого (за исключением некоторых изменений в октавском регистре). Повторяющийся знак написан для первого раздела: если кто -то тщательно придерживается счет, движение состоит из трех длинных, почти идентичных повторений одного и того же музыкального материала. Исполнители иногда предпочитают опустить повторение первого раздела во время игры.
Хотя этому движению не хватает хроматизма второго движения, его собственный гармонический дизайн также является инновационным: первый раздел заканчивается в D Major , субдоминанте. Это противоречиво эстетике классического музыкального стиля, в котором первым крупным гармоническим событием в музыкальном произведении или движении является переход от тоника к доминирующему (или, более редко, к медианту или субмедианту - но никогда не к субдоминанту) Полем [ 6 ] [ 7 ]
Музыкальное значение
[ редактировать ]По сравнению с другими крупными камерными работами Шуберта, такими как последние три струнные квартеты и строковый квинтет , квинтет форели - это неторопливая работа, характеризующаяся более низкой структурной когерентностью, особенно в ее внешних движениях и Анданте. Эти движения содержат необычайно длинные повторения ранее заявленного материала, иногда транспонированного, с практически без структурной переработки, нацеленные на создание общего единого драматического дизайна («механика» в словах Мартина Чусида [ 1 ] ).
Важность произведения проистекает главным образом благодаря использованию оригинального и инновационного гармонического языка, богатого средним и хроматизмом , а также от его тембральных характеристик. обладает Квинтет форели уникальной сонорией среди камерных работ на фортепиано и струны, в основном из -за части фортепиано, которая для существенных разделов произведения концентрируется на самом высоком регистре инструмента, причем обе руки играют одну и ту же мелодическую линию в октаве. Будучи освобождением, включив в себя как виолончели, так и баса в ансамбль). Такое письмо также встречается в других камерных работах Шуберта, таких как фортепианные трио, но в гораздо меньшей степени, [ 1 ] [ 8 ] и характерно для работ Шуберта для фортепианных четырех рук , [ 8 ] Один из его самых личных музыкальных жанров. Такое тембральное письмо, возможно, повлияло на произведения романтических композиторов, таких как Frédéric Chopin , который восхищался музыкой Шуберта для фортепианных четырех рук. [ 9 ]
Квинтет составляет основу фильма Кристофера Нупена 1969 года «Форель» , в котором Ицхак Перлман , Пинчас Зукерман , Жаклин дю -Пре , Даниэль Баренбум и Зубин Мехта исполняют его в Королевской Элизабет Холле в Лондоне. [ 10 ]
Другое использование
[ редактировать ]Часть форели пятого движения квинтета , исполняемой ансамблем Нэш , используется в качестве музыки темы для телевизионной комедии BBC, ожидающей Бога . Третье движение, выполняемое ансамблем Нэш, также используется в шоу.
Samsung Стиральные машины и сушилки для белья разыгрывают первую часть четвертого движения после завершения цикла вращения. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Chusid 1997 , с. 174–192
- ^ Гиббс 1997 , с. 241–253.
- ^ Kroll, Mark (2007-10-15). Иоганн Непомук Хаммел: жизнь и мир музыканта . Пресс чучела. ISBN 978-1-4616-6008-8 .
- ^ Шуберт Бетховен Проект . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-65087-8 .
- ^ Джеффри Перри, «Многочисленные возвраты Странника: вариации Шуберта пересмотрели», « Журнал музыкологии » , 19/2, 2002, стр. 374–416
- ^ Чарльз Розен , Соната Формы , Пересмотренное издание, 1988, WW Norton, с. 359–360.
- ^ Чарльз Розен, Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен , Экспенсированное издание, 1997, WW Norton, pp. 25–27, 384.
- ^ Jump up to: а беременный Notley 1997 , pp. 138–154
- ^ Чарльз Розен, Романтическое поколение , 1995, издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, с. 390.
- ^ Кристофер Нупен фильмы, Франц Шуберт, Форель
- ^ «Скрипач играет удивительно очаровательный дуэт… с ее стиральной машиной» . 19 января 2023 года.
Источники
- Чузид, Мартин. «Камерная музыка Шуберта: до и после Бетховена». В Гиббсе (1997) .
- Гиббс, Кристофер Х. (апрель 1997 г.). «Немецкий прием:« Путешествие к бессмертию »Шуберта ». В Кристофере Х. Гиббсе (ред.). Кембриджский компаньон Шуберту . Кембридж -компаньоны на музыку . Великобритания: издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48424-4 .
- Нотли, Маргарет. «Социальная музыка Шуберта:« забытые жанры ». В Гиббсе (1997) .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вайс, Пьеро (осень 1979). "Свидание с квинтетом" форели ". Журнал Американского музыкологического общества . 32 (3): 539–548. doi : 10.2307/831254 . JSTOR 831254 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Квинтет форели : результаты в Международном проекте библиотеки музыкальных результатов
- Запись полного квинтета Камерной музыки Общества Линкольн Центр из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате
- Лекция и выступление на YouTube , в Gresham College , 2013; Кристофер Хогвуд , исполнители из Королевской академии музыки