Фьорды и каналы Чили
Южное побережье Чили представляет большое количество фьордов и фьордоподобных проливов от широты мыса Горн (55° ю.ш.) до устья Релонкави (42° ю.ш.). Некоторые фьорды и каналы являются важными судоходными каналами, обеспечивающими доступ к таким портам, как Пунта-Аренас , Пуэрто-Чакабуко и Пуэрто-Наталес .
История
[ редактировать ]Коренные народы
[ редактировать ]Самыми ранними известными обитателями фьордов и каналов были, с севера на юг, Чоно , Алакалуфе и Яган , все из которых вели образ жизни охотников-собирателей, плавающих на каноэ. У них также были общие физические черты, такие как низкий рост, длинноголовый ( долихоцефалический ) и «низкое лицо». [ 1 ] Несмотря на сходство, их языки были совершенно разными. [ 2 ] Чоно перемещался в районе от архипелага Чилоэ до 50° ю.ш., а Алакалуфе — от 46° ю.ш. до Магелланова пролива . Таким образом, обе группы пересекались в заливе Пенас , архипелаге Гуаянеко и на других островах. [ 2 ] Яганы населяли уменьшенную территорию к югу от Огненной Земли . [ 2 ]
Часто предполагается, что Чонос были людьми, которые оставили после себя большую часть обильных доисторических находок ракушек (chonchales) архипелага Чилоэ , однако это утверждение не подтверждено. [ 3 ] Архипелаг Гуайтекас составлял южную границу доиспанского земледелия. [ 4 ] о чем свидетельствует упоминание о выращивании картофеля испанской экспедицией в 1557 году. [ 5 ]
И Хонос, и Алакалуфес использовали Pilgerodendron uviferum в качестве дров, а также древесину для гребли, лодок и домов. [ 6 ]
Колониальные экспедиции и упадок Чоно
[ редактировать ]Педро де Вальдивия первоначально стремился завоевать всю южную часть Южной Америки до Магелланова пролива (53° ю.ш.). Однако он достиг только пролива Релонкави (41°45' ю.ш.). Позже, в 1567 году, был завоеван архипелаг Чилоэ (42 ° 30 'ю.ш.), после чего расширение Испанской империи на юг остановилось. Считается, что у испанцев не было стимулов для дальнейших завоеваний юга. Коренное население было малочисленным, и его образ жизни отличался от оседлой сельскохозяйственной жизни, к которой привыкли испанцы. [ 7 ] Суровый климат фьордов и каналов Патагонии также мог сдерживать дальнейшее расширение. [ 7 ] Действительно, даже в Чилоэ испанцы столкнулись с трудностями при адаптации, поскольку их попытки основать экономику на добыче золота и «латино-средиземноморской» сельскохозяйственной модели потерпели неудачу. [ 8 ]
В колониальные времена фьорды и каналы Патагонии впервые исследовали испанцы . Их исследования имели ряд мотивов, в том числе желание христианизировать коренные народы, предотвратить вторжение иностранных держав на территорию, на которую претендует Испания, расширить географические знания этой зоны и, наконец, найти мифический город под названием Город Цезари . [ 9 ] Ложные слухи о европейских поселениях возле Магелланова пролива побудили испанцев организовать экспедицию Антонио де Веа 1675–1676 годов, крупнейшую экспедицию на тот момент. [ 10 ] [ 7 ] В 1792 году вице-король Перу приказал исследовать патагонские каналы, чтобы найти вход во внутренние районы Патагонии. [ 9 ] Указанный приказ был выполнен Хосе де Мораледа, который возглавил экспедицию, которая посетила многие основные каналы зоны. [ 9 ]
После сокращения численности населения чоно на архипелаге в 18 веке этот район приобрел среди чилийцев репутацию «пустыни», что сродни описанию восточной Патагонии как «пустыни». [ 11 ] Однако в 19 веке острова часто посещали и пересекали рыбаки, лесорубы и охотники из Чилоэ. [ 11 ] Это ясно показывает, что многие районы, которые прошли исследователи, уже были известны жителям южного Чилоэ, которые посещали эти районы за лесом, рыбной ловлей или охотой. [ 12 ] [ 11 ]
В целом физическая инфраструктура испанцев во фьордах и каналах в колониальный период была незначительной и состояла из нескольких часовен, построенных в 1610-х и 1620-х годах, и деревянной крепости, построенной в 1750 году. [ 7 ] Все эти здания были заброшены через несколько лет. [ 7 ]
XIX век: Исследования и первые поселения.
[ редактировать ]Чилийские и европейские исследования
[ редактировать ]В начале-середине 19 века исследования гидрографов, таких как Роберт Фицрой и Франсиско Хадсон, расширили знания о каналах. [ 9 ] [ 13 ] После смерти Гудзона в 1859 году Франсиско Видаль Гормаз продолжил исследования - обязанность, которую Энрике Симпсон взял на себя в 1870-х годах. [ 14 ] [ 15 ] Каналы к югу от перешейка Офки были подробно исследованы агентом чилийского правительства Гансом Штеффеном в конце 19 века. [ 14 ]
Во время своих исследований и составления карт во второй половине XIX века Видаль Гормаз стал критически относиться к работам Роберта Фицроя и Чарльза Дарвина , которые, по его мнению, не смогли признать важность Патагонских островов. [ 11 ]
пилигрима Одендрона Бум
[ редактировать ]Фелипе Вестхофф , немецко-литовский иммигрант, который управлял лесозаготовительным бизнесом Pilgerodendron uviferum из Анкуда , основал компанию Melinka на архипелаге Гуайтекас в 1860 году. [ 16 ] [ 17 ] Это было первое постоянное поселение на архипелаге. [ 16 ] Чилийские власти предоставили Вестхоффу исключительные права на добычу Пильгеродендрона на архипелаге и даровали ему титул subdelegado marítimo , который давал ему некоторые обязанности и власть над архипелагом, но на самом деле это мало что значило, поскольку у него не было средств для обеспечения соблюдения закона или своих прав. . [ 16 ] После выхода на пенсию Вестхоффа в 1870-х годах Сириако Альварес приобрел известность как выдающийся бизнесмен, занимающийся пилгеродендронами . [ 17 ] Главной экспортной продукцией Альвареса были шесты и штабели для выращивания виноградной лозы , которые отправлялись в северное Чили и Перу . [ 18 ] [ 11 ] [ 19 ] Бизнес Альвареса дал ему прозвище «Король Пильгеродендрона» ( испанский : El Rey del Ciprés ). [ 17 ] и оказал большое влияние на зарождающееся экономическое развитие , которое связало архипелаги Чилоэ , Гуайтекас и Чонос . [ 11 ]
Климат и география
[ редактировать ]Зимой фьорды замерзают очень редко, но когда это случается, обычно это происходит во внутренних частях фьордов, поверхностные воды которых в основном пресноводные. [ 20 ] [ 21 ]
Плавание по фьордам и каналам Чили в основном осуществляется судами, желающими избежать сильного волнения на море и плохой погоды, которые так часто возникают при переходе в Тихий океан с западной оконечности Магелланова пролива . Большие полномощные почтовые пароходы обычно сразу же выходят в открытое море у мыса Пиллар (у западного входа в Магелланов пролив), поскольку опыт показывает, что таким образом они экономят время; но суда с меньшей мощностью двигателей, для которых пунктуальность и оперативность являются не столько целью, сколько избежание возможной опасности, найдут лучший маршрут через Патагонские каналы.
Общими чертами этих каналов являются высокие, крутые берега с бесчисленными вершинами и мысами, удивительно похожими по характеру, их смелые, суровые вершины создают вид мрачного величия, редко встречающегося где-либо еще. [ 22 ] Берега, как правило, крутые, а каналы по большей части открыты и свободны, а те немногие опасности, которые существуют, обычно отмечены водорослями. Приливы регулярные и несильные, за исключением Английского пролива .
В случае двух вышеупомянутых и некоторых других фьордов эти водные пути оказались ценными в качестве транспортных путей, когда западная Патагония была заселена и включена в состав Чили. С другой стороны, фьорды служили естественным барьером, препятствующим сухопутному перемещению с севера на юг в чилийской Патагонии.
Правовой статус водных путей
[ редактировать ]
Чили Все воды между исходной линией и континентальной береговой линией являются внутренними водами , согласно чилийскому указу № 416 от 14 июня 1977 года, основанному на Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву , то есть прибрежная нация имеет право устанавливать законы, регулировать любое использование и использование любого ресурса. Иностранные суда не имеют права прохода во внутренних водах, и это отсутствие права на мирный проход является ключевым различием между внутренними водами и территориальными водами . Чили разрешает использование основных водных путей, находящихся в ведении морских властей, для следующих навигационных путей (все названия на испанском языке): [ 23 ]
а) на протяжении Магелланова пролива :
Пунта Дунгенес – Примера Ангостура – Сегунда Ангостура, Пасо Нуэво – Пасо Инглес – Пасо Тортуозо – Пасо Ларго – Пасо дель Мар – Кабо Пилар (и обратно).
б) от Кабо Тамар до острова Сан-Педро :
Мыс Тамар – пролив Смит – пролив Мейн или пролив Грей – перевал Виктория – пролив Коллингвуд – перевал Фаркуар – пролив Сармьенто – пролив Ангостура – пролив Иноцентес – пролив Консепсьон – перевал Каффин – пролив Тринидад – либо Тихий океан (и обратно), либо продолжить Широкий канал — либо (восточный маршрут) Canal Icy — Canal Grappler, либо (западный маршрут) Canal Escape — Paso del Abismo или Paso Piloto Pardo — Canal Escape; затем Пасо-дель-Индио - Ангостура-Инглеса - канал Мессье до острова Сан-Педро (и обратно) или от Кабо Ладрильеро до канала Консепсьон до внутренних каналов (и обратно).
в) От Магелланова пролива до Пуэрто-Наталеса или Пуэрто-Бориса :
от острова Бринкли - пролив Юнион - пролив Морла-Викунья - пролив Кирке и пролив - пролив Вальдес, залив Альмиранте-Монт - пролив Сеньоре - пролив Эльтима-Эсперанса - Пуэрто-Наталес - Пуэрто-Борис (и обратно)
г) от Магелланова пролива до Пуэрто-Вильямса :
от Тревожного острова - Канал Магдалена - Канал Кокберн - Перевал Брекнок или Канал Случай - Канал Юнион - Западный перевал - Северный перевал - Китобойный пролив - Канал О'Брайен - Перевал Тимбалес - Северо-западное ответвление пролива Бигль - Канал Бигль - Пуэрто-Уильямс (и назад).(Чилийские корабли могут использовать Пасо Агирре)
д) от Пуэрто-Уильямса до мыса Горн :
Пролив Бигл – перевал Пиктон – перевал Ричмонд – до мыса Горн (и обратно)
е) к востоку от пролива Бигль :
Корабли, идущие с востока, могут зайти через восточное устье, к северо-востоку от острова Нуэва или через Пасос-Ричмонд и Пиктон.
ж) в Сено Отвей и Сено Скайринг :
от острова Карла III – пролива Джером – Отвей-Сайн – пролива Фитц-Рой – Скайринг-Сайн до залива Майн-Елена (и обратно).
h) на остров Гуарелло :
от острова Иносентес [ 24 ] - Канал Консепсьон - Западный канал - Сено-Контрерас - Баия-Корбета-Папудо на острове Гуарелло (и обратно) или от Баия-Корбета-Папудо на острове Гуарелло - Сено-Контрерас - Пасо-Металеро (и обратно).
i) по всему архипелагу Чонос :
- от острова Инчемо - залив Анна-Пинк - Бока-Уикхем - канал Пуллуче - канал Чакабуко - канал Эррасурис - канал Мораледа до залива Корковадо и Бока-дель-Гуафо (и обратно) или
- от острова Инчемо - Баия Анна Пинк - Бока Уикхем - канал Пуллуче - канал Утарупа - канал Дарвин - канал Мораледа до залива Корковадо и Бока-дель-Гуафо (и обратно) или
- от острова Аучилу, - Залив Дарвина - Канал Дарвина - Канал Мораледа до залива Корковадо и Бока-дель-Гуафо (и обратно) или
- от Bahía Adventure – Isla Liebre – Canal Niñualac – Canal Moraleda до залива Корковадо и Бока-дель-Гуафо (и обратно).
j) в залив Чакабуко :
от канала Мораледа – Пасо-дель-Медио или канала Пилькомайо или канала Ферронаве – Сено-Айсен до Баия-Чакабуко (и обратно).
k) до Лагуны Сан-Рафаэль :
- от канала Мораледа – Пасо Касма – Канал Коста – Эстеро Элефанте – Пасо Кесауэн – Гольфо Элефантес и Рио Темпанос – Лагуна Сан Рафаэль (и обратно) или
- от канала Мораледа - канала Эррасурис - Пасо-Трес-Крусес - Эстеро Элефантес - Пасо Кесауэн - Гольфо Элефантес и Рио Темпанос - Лагуна Сан-Рафаэль (и обратно).
л) по внутренним каналам Чилоэ :
от Бока-дель-Гуафо или Гольфо-Корковадо до Пуэрто-Монт или до Гольфо-де-Коронадос (и обратно) по внутренним каналам, направляясь к портам и заливам.
м) в Пуэрто-Монт через канал Чакао :
от залива Коронадос - канал Чакао - залив Анкуд - канал Кальбуко или перевал Кеуллин - пролив Релонкави - перевал Гуар - Пуэрто-Монт (и обратно).
Транспорт
[ редактировать ]Поскольку невозможно добраться до всего региона по дороге через Чили, перевозка людей и грузов должна осуществляться морскими или воздушными судами в соответствии с положением общественной инфраструктуры.
Паромные переправы
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2013 г. ) |
Для перевозки значительного количества людей, транспортных средств и грузов непосредственно на неулучшенный берег для снабжения островов и прибрежных районов, включая поселения, паром является наиболее подходящим типом судна, и большинство из них по сути представляют собой грузовые суда без каких-либо изысков, крейсера. -тип проживания, хотя им удалось улучшить обслуживание клиентов. В южных регионах Чили курсируют 150 крупных судов. [ 25 ]
Круизные лайнеры также курсируют между основными портами региона и предлагают путешествие, которое само по себе считается незабываемым из-за медленного входа в этот великолепный ландшафт узких каналов и одиноких островов. [ 26 ] [ 27 ]
Carretera Austral требует использования трех паромов: 30-минутная переправа примерно в 45 километрах (28 миль) к югу от начала шоссе в Пуэрто-Монт , 5-часовая переправа из Хорнопирена (110 километров (68 миль) к югу от Пуэрто). Монтт) до Калета Гонсало и 50-минутный переход от Пуэрто-Юнгай до Рио-Браво, соединяющийся с последними 100 километрами (62 миль) шоссе.
За исключением острова Чилоэ , регион малонаселен. Главные порты: Пуэрто-Монт, Квеллон , Чайтен , Мелинка , Пуэрто-Чакабуко , Пуюгуапи, Пуэрто-Наталес , Пунта-Аренас , Порвенир и Пуэрто-Уильямс .
К югу от Чилоэ есть также небольшие порты, такие как Вилла Пуэрто-Эден , Корвет-Бэй-Папудо на острове Гуарелло , Пуэрто-Борис , Пуэрто-Наварино , Пуэрто-Торо и Юджиния-Крик. [ 28 ]
Проект канала «Перешеек Офки»
[ редактировать ]
Чтобы открыть прямой проход из пролива Мораледа в пролив Мессье без выхода в открытый Тихий океан для обхода полуострова Тайтао , чилийское правительство распорядилось в 1937 году построить канал из лагуны Сан-Рафаэль через перешеек ( (2200 м в длину, 17 м в ширину, 5 м в глубину) до реки Негро , дноуглубление которой позже должно быть углублено на 25 километров (16 миль). В 1937 году начались работы на земле, под руководством отдела железных дорог Министерства общественных работ . Работы продолжались до мая 1943 года, когда средства закончились. На карте справа показаны лагуна Сан-Рафаэль и залив Элефантес , это самая южная часть канала Мораледа . Гольф -Сан-Эстебан можно рассматривать как самую северную часть канала Мессье .
Мост через канал Чакао
[ редактировать ]Мост через канал Чакао , также известный как Мост двухсотлетия Чилоэ , представляет собой запланированный мост, который должен соединить остров Чилоэ с материковой частью Чили, пересекая канал Чакао . Это был один из нескольких проектов, запланированных к празднованию двухсотлетия Чили в 2010 году. Если его завершить как подвесной мост , это будет самый большой мост такого типа в Южной Америке .
Основные фьорды и каналы
[ редактировать ]Чакао — Гуафо
[ редактировать ]
- Доступ к морю Чилоэ и проливу Релонкави.
- Населенные пункты: Чакао
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ в район Хорнопирен
- Населенные пункты: Хорнопирен
- Доступ к
- Поселения: Рауль Марин
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к реке Пуэло , озеру Тодос-лос-Сантос и перевалу Вурилоче.
- Населенные пункты: Канутильяр , Кочамо.
- Доступ к Carretera Austral
- Поселения: Калета Гонсало
Гуайтекас до залива Пенас
[ редактировать ]
- Доступ в Койайке район
- Населенные пункты: Пуэрто Чакабуко
- Доступ к Бейкер и Паскуа. рек району
- Поселения: Калета Тортель
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к вилле О'Хиггинс и озеру О'Хиггинс.
- Населенные пункты: Пуэрто Юнгай
- Канал Дарвина (не путать с проливом Дарвина )
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к северному региону Айсен
- Расчеты:
- Доступ на виллу Ла Тапера
- Населенные пункты: Пуэрто-Сиснес
- Доступ к
- Расчеты:
От залива Пенас до Магелланова пролива
[ редактировать ]
- Безопасный морской путь из Центрального Чили в Пунта-Аренас , Пуэрто-Наталес и Огненную Землю.
- Поселения: Вилла Пуэрто Эден
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Безопасный морской путь из Центрального Чили в Пунта-Аренас , Пуэрто-Наталес и Огненную Землю.
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
Огненная Земля и Пуэрто-Наталес.
[ редактировать ]- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Безопасный морской путь из Центрального Чили в Пунта-Аренас , Пуэрто-Наталес и Огненную Землю.
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к озеру Ками на Огненной Земле.
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Доступ к
- Расчеты:
- Безопасный морской путь между Южной Атлантикой и южной частью Тихого океана
- Населенные пункты: Пуэрто-Наварино , Пуэрто-Уильямс , Пуэрто-Торо .
- Дарвин-Саунд (не путать с Дарвин-Каналом )
- Доступ к проливу Бигль из Тихого океана и Магелланова пролива.
- Расчеты:
- Доступ к Магелланову проливу из Тихого океана
- Расчеты:
- Доступ к Магелланову проливу из Тихого океана
- Расчеты:
- Доступ к Магелланову проливу из Тихого океана , маршрут от пролива Бигля до Магелланова пролива.
- Расчеты:
- Маршрут от пролива Бигл до Магелланова пролива
- Расчеты:
- Безопасный морской путь между Южной Атлантикой и южной частью Тихого океана
- Населенные пункты: Порвенир , Пунта-Аренас , Камерон.
- Соединяет пролив Бигл с мысом Горн через Баия-Нассау.
- Пуэрто-Наварино
- Доступ к
- Расчеты:
Галерея
[ редактировать ]-
Пуэрто-Эден - Канал Мессье
-
Пуэрто-Эден - Канал Мессье
-
Канал Бигль , январь 2006 г.
-
Мессье-Канал
-
Пуэрто-Эден - Канал Мессье
-
кораблекрушений Логотипы в проливе Бигль
-
Вилла Пуэрто Эден в Пасо дель Индио
-
Устье Релонкави , самый северный фьорд Чили.
-
Вид с воздуха на канал Бигль
-
MV Evangelistas проезжает мимо English Narrows , направляясь из Пуэрто-Наталеса в пункт назначения, Пуэрто-Монт. Рано утром
-
Крушение « Капитана Леонидаса» служит предупреждением для затопленного Бахо Котопакси (Банка Котопакси) в проливе Мессье .
-
Вид с воздуха на остров Вознесения, известный как Мелинка.
См. также
[ редактировать ]- Архипелаги Патагонии
- Прибрежный край
- География Чили
- Острова Чили
- Список антарктических и субантарктических островов
- Список фьордов, каналов, звуков и проливов Чили
- Список островов Чили
- Список маяков и маяков в Чили
Примечания
[ редактировать ]- ^ Триверо Ривера 2005, с. 42.
- ^ Jump up to: а б с Триверо Ривера 2005, с. 33.
- ^ Триверо Ривера 2005, с. 39.
- ^ Берд, Юниус (1946). «Алакалуф». В Стюарде, Джулиан Х. (ред.). Справочник южноамериканских индейцев . Бюллетень 143. Том. I. –Бюро американской этнологии. стр. 55–79.
- ^ Контрерас, Эндрю; Чампи, Луиджи; Падулоси, Стивен; Спунер, Дэвид М. (1993). «Экспедиция по сбору зародышевой плазмы картофеля на архипелаги Гуайтекас и Чонос, Чили . Картофельные исследования 36 : 309–316. Архивировано из оригинала 08.08.2020 . Получено 3 июля 2019 г.
- ^ Молине, Карлос; Солари, Мария Евгения; Диас, Мануэль; Мартикорена, Франциска; Диас, Патрисио А.; Наварро, Магдалена; Никличек, Эдвин (2018). «Фрагменты экологической истории северной Патагонии, системы фьордов и каналов, Южное Чили: два столетия эксплуатации». Магаллания (на испанском языке). 46 (2): 107–128.
- ^ Jump up to: а б с д и Урбина Карраско, Химена (2016). : Педро и Франсиско Делько, Игнасио и «Взаимодействие между испанцами Чилоэ и Чонос в XVII и XVII веках Кристобаль Талькапиллан и Мартин Оллета] (PDF) . Чунгара (на испанском языке). 48 (1): 103–114 . Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ Торрехон, Фернандо; Систернас, Марко; Альвиал, Ингрид и Торрес, Лаура. 2011. Последствия колониальных вырубок в лесах Чилоэ, юг Чили (16-19 века)* . Магаллания . Том 39 (2): 75–95.
- ^ Jump up to: а б с д Моралес Матос, Гильермо (1996), «Географические конфликты на чилийских патагонских землях» , Ería: Revista Cuatrimestral de Geografía , 41 : 206–212 , получено 12 сентября 2013 г.
- ^ Мартинич Б., Матео ; Мур, Дэвид М. (1982). «Английские исследования Магелланова пролива. Рукописная карта Джона Нарборо» (PDF) . Анналы Института Патагонии (на испанском языке). 13 :7–20 . Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Нуньес, Андрес Г.; Молина О., Рауль; Алисте А., Энрике; Белло А., Альваро (2016). переосмысления окраин Чили в «Географическое молчание в Патагонии-Айсен: территория, кочевничество и перспективы девятнадцатом веке». Магаллания (на испанском языке). 44 (2). дои : 10.4067/S0718-22442016000200006 . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Белло Мальдонадо, Альваро (2017). «Исследование, географические знания и нация: «создание» Западной Патагонии и Айсена в конце XIX века» (PDF) . В Нуньесе, Андрес; Готов, Энрике; Белло Мальдонадо, Альваро; Осорио, Маурисио (ред.). Географические воображения, практики и пограничные дискурсы: Айсен-Патагония из текста нации . GEOlibros (на испанском языке). Графический принт ЛОМ. стр. 61–86. ISBN 978-956-14-2064-9 .
- ^ Сепульведа Ортис, Хорхе (1998), «Франциско Хадсон, выдающийся малоизвестный моряк», журнал Navy Magazine
- ^ Jump up to: а б «Ганс Штеффен» . Мемориал Чилена . Проверено 26 апреля 2013 г.
- ^ Сепульведа Ортис, Хорхе (1998), «Франциско Хадсон, выдающийся малоизвестный моряк в нашей истории» (PDF) , Revista de Marina (на испанском языке): 1–20, заархивировано из оригинала (PDF) 01.2019 г. 23 , получено 30 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Моралес Б., Диего (2014). «Лесной бизнес: лесорубы и купцы Чилоэ, 1850-1875» . Магаллания (на испанском языке). 42 (2). дои : 10.4067/S0718-22442014000200003 . Проверено 10 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Кем был Филип Вестхофф Родиус?» . eldivisadero.cl (на испанском языке). Газета Эль Дивисадеро. 28 июля 2012 года . Проверено 10 января 2019 г.
- ^ Торрехон, Фернандо; Бизама, Фернандо; Аранеда, Альберто; Агуайо, Маурисио; Бертран, Себастьен; Уррутия, Роберто (2013). «Расшифровка экологической истории архипелагов Айсен, Чили: колониальное влияние и коммерческая эксплуатация в республиканскую эпоху (XVI-XIX вв.)». Магаллания (на испанском языке). 41 (1). дои : 10.4067/S0718-22442013000100002 . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Отеро, Луис (2006). След огня: История родных лесов. Заселение и изменения ландшафта южного Чили (на испанском языке). Pehuén Editores. ISBN 956-16-0409-4 .
- ^ Гатика, Виктория (30 июня 2022 г.). «Эксперты объясняют, почему в Тортеле замерзло море» . DiarioFutrono (на испанском языке) . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ «Экстремальные температуры на юге Чили приводят к замерзанию моря в Тортель-фьорде» . Эмол (на испанском языке). 27 июня 2022 г. Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ Шеффель, Ричард Л.; Вернет, Сьюзен Дж., ред. (1980). Природные чудеса света . Соединенные Штаты Америки: Reader's Digest Association, Inc., стр. 288–289. ISBN 978-0-89577-087-5 .
- ^ Морское управление Чили ( Генеральное управление морской территории и торгового флота ), статья 45 Правил лоцманской проводки и лоцманской проводки. [ постоянная мертвая ссылка ] ВМС Чили (февраль 2010 г.), МАГЕЛЛАНОВСКИЙ ПРОЛИВ, ЧИЛИЙСКИЕ КАНАЛЫ И ФЬОРДЫ Правила и информация для пилотирования. МАРШРУТЫ (на испанском языке), ВМС Чили, заархивировано из оригинала 26 ноября 2012 г. , получено 16 апреля 2013 г.
- ^ точка пересечения каналов Консепсьон и канала Иносентес.
- ^ «Кто мы» (на испанском языке). Броня . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ « Короткие круизы и паромные перевозки» (на немецком языке). ПроЧили Гамбург. Архивировано из оригинала 31 августа 2015 года . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ «Navegaciones por los canales y fiordos del sur de Chile» [Навигация по каналам и фьордам южного Чили] (на испанском языке). ЧилиТур Копек. Архивировано из оригинала 27 марта 2014 года . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ В этот список не включены озера. Несмотря на название, Пуэрто-Айсен не является портом.
Ссылки
[ редактировать ]
- ВМС Чили , «Общие правила и информация по пилотированию» , МАГЕЛЛАНОВЫЙ ПРОЛИВ, ЧИЛИЙСКИЕ КАНАЛЫ И ФЬОРДЫ Правила и информация по пилотированию. МАРШРУТЫ (на испанском языке), web.directemar.cl/, заархивировано из оригинала 8 октября 2012 г. , получено 16 апреля 2013 г.
- ВМС Чили , «Плавание по Магелланову проливу или проливу Дрейка» , МАГЕЛЛАНОВОВ ПРОЛИВ, ЧИЛИЙСКИЕ КАНАЛЫ И ФЬОРДЫ Правила и информация для ПИЛОТОВАНИЯ. МАРШРУТЫ (на испанском языке), web.directemar.cl/, заархивировано из оригинала 24 ноября 2012 г. , получено 16 апреля 2013 г.
- ВМС Чили , «Плавание по Чилийским проливам, каналам и фьордам» , МАГЕЛЛАНОВЫЙ ПРОЛИВ, ЧИЛИЙСКИЕ КАНАЛЫ И ФЬОРДЫ Правила и информация по ПИЛОЦИРОВАНИЮ. МАРШРУТЫ (на испанском языке), web.directemar.cl/, заархивировано из оригинала 26 ноября 2012 г. , получено 16 апреля 2013 г.
- Министрио де Обрас Публикас де Чили (2012), «Карты всех регионов Чили» , Cartas camineras 2010 с разрешением 200 и 70 точек на дюйм, доступны (карты) (на испанском языке), Правительство Чили, заархивировано из оригинала 4 сентября 2012 г. , получено 20 апреля 2013 г.
- Гидрографическое управление США , пилот Южной Америки (1916 г.)
- Триверо Ривера, Альберто (2005). Первые поселенцы Чилоэ: генезис горизонта мапуче (на испанском языке). Сюке Мапуфёрлагет. ISBN 91-89629-28-0 .