Хуан Луис Вивес
Хуан Луис Вивес | |
---|---|
Рожденный | 6 марта 1493 г. |
Умер | 6 мая 1540 г. | (47 лет)
Эра | Философия Возрождения |
Область | Западная философия |
Школа | Гуманизм эпохи Возрождения |
Основные интересы | Психология , образование |
Известные идеи | Исследование психики |
Подпись | |
Хуан Луис Вивес и Марш ( латинский : Joannes Lodovicus Vives , букв. «Хуан Луис Вивес»; каталанский : Joan Lluís Vives i March ; голландский : Ян Людовикус Вивес ; 6 марта 1493 г.) [1] — 6 мая 1540) — испанский ( валенсийский ) учёный и гуманист эпохи Возрождения , проведший большую часть взрослой жизни в южных Габсбургских Нидерландах . Его убеждения о душе, понимание ранней медицинской практики и взгляд на эмоции, память и обучение принесли ему титул «отца» современной психологии . [2] Вивес был первым, кто пролил свет на некоторые ключевые идеи, которые определили, как психология воспринимается сегодня.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Луис Вивес родился в Валенсии в конверсо семье , перешедшей из иудаизма в христианство . [3]
Еще находясь в Испании, он посещал Валенсийский университет (Estudi General), где его преподавали Жером Амигетус и Даниэль Сисо . В школе преобладала схоластика , при этом диалектика и диспуты играли центральную роль в предоставлении образования. [ нужна ссылка ]
Даже самые молодые ученые привыкли никогда не хранить молчание; они всегда энергично отстаивают все, что приходит им на ум, чтобы не показалось, что они отказываются от спора. Недостаточно и одного диспута, а то и двух в день, как, например, за обедом. Они ссорятся за завтраком; они ссорятся после завтрака; они ссорятся перед ужином и ссорятся после ужина. Дома спорят, спорят на улице. Они ссорятся из-за еды, в бане, в парилке, в церкви, в городе, в деревне, на публике, наедине. Они постоянно ссорятся. [4]
Его мать, Бланкина, родившаяся в 1473 году, была привлечена к ответственности за ересь в 1491 году и призналась, что упомянула, что, будучи девятилетней девочкой, ее мать заставляла их соблюдать Прощеный пост . [5] Получив возможность прочитать Символ веры, она была оправдана. Она умерла от чумы в 1508 году, когда Вивесу было 15 лет; [6] в 1509 году он покинул Испанию и никогда не вернулся.
Примерно в 1524 году его отец, бабушка и прадедушка, а также члены их более широкой семьи были казнены как иудействующие по приказу испанской инквизиции . [7] после того, как его дядю обвинили в том, что у него в доме была тайная синагога. [8]
Несколько лет спустя (около 1528 г.), якобы для того, чтобы избежать выплаты приданого сестер Вивеса, власти снова выдвинули обвинение их матери в ереси, приведя свидетельства о посте прощения . [5] После проклятия ее труп был раскопан и сожжен. Вивес в то время жил в доме Томаса Мора и впал в депрессивное состояние. [8]
Академическая карьера
[ редактировать ]Вивес учился в Парижском университете с 1509 по 1512 год, а в 1519 году был назначен профессором гуманитарных наук Левенского университета . По настоянию своего друга Эразма он подготовил подробный комментарий к De книге Августина Civitate Dei , которая была опубликована в 1522 году с посвящением Генриху VIII Английскому . Вскоре после этого он был приглашен в Англию и выступал в качестве наставника княгини Марии , для которой он написал Deratione studii puerilis epistolae duae (1523) и, якобы, De Institutione Feminae Christianae , об образовании девочек (книгу, которую он посвящен английской королеве Екатерине Арагонской ). [9]
Находясь в Англии, он проживал в колледже Корпус-Кристи в Оксфорде , с которым у Эразма были прочные связи. Вивес получил степень доктора права и читал лекции по философии . Выступив против аннулирования брака Генриха VIII и Екатерины Арагонской , он потерял королевскую благосклонность и в 1528 году был заточен в своем доме на шесть недель. После освобождения он удалился в Брюгге , где посвятил остаток своей жизни. к составлению многочисленных сочинений, главным образом направленных против схоластической философии и преобладающего неоспоримого авторитета Аристотеля . Самым важным из его трактатов является « De Causis Corruptarum Artium» , который приравнивается к « Бэкона » Новому органону . [10]
Его самые важные педагогические работы: «Introductio ad sapientiam» (1524); De disciplinis , в котором подчеркивалась острая важность более рациональных программ образования и обучения; Де прима философии ; и Exercitatio linguae latinae , учебник латыни, состоящий из ряда блестящих [ нужна ссылка ] диалоги. Его философские работы включают De anima et vita (1538), De veritate fidei Christianae ; и «De Subventione Pauperum Sive de Humanis Necessitatibus» («О помощи бедным») (1526 г.), первый трактат такого рода в западном мире, в котором рассматривается проблема городской бедности и предлагаются конкретные предложения по политике социального законодательства. Вивес обнаружен посредством филологического анализа [11] что предполагаемый автор так называемого «Письма Аристея» , претендующего на описание библейского перевода Септуагинты , не мог быть греком, а должен был быть евреем, жившим после того, как произошли описанные им события.
Он умер в Брюгге в 1540 году в возрасте 47 лет. [10] и был похоронен в соборе Св. Донатиана . [ нужна ссылка ]
Государственная помощь бедным
[ редактировать ]В Средние века помощь бедным обычно возлагалась на церковь и отдельных лиц путем раздачи милостыни. По мере того как общество становилось более развитым, этих усилий стало недостаточно. В 1525 году голландский город Брюгге попросил Вивеса предложить способы решения проблемы помощи бедным. Свои взгляды он изложил в своем эссе «De Subventione Pauperum Sive de Humanis Necessitatibus» («О помощи бедным»). Вивес утверждал, что государство несет ответственность за предоставление определенной финансовой помощи бедным, а также за обучение ремеслу для неквалифицированных бедняков. Город Брюгге не реализовал предложения Вивеса до 1557 года, но его предложения повлияли на законодательство о социальной помощи, принятое в Англии и Германской империи в 1530-х годах. [ нужна ссылка ]
Современная актуальность
[ редактировать ]Вивес придумал и описал всеобъемлющую теорию образования. Возможно, он оказал непосредственное влияние на эссе Мишеля Эйкема де Монтеня. [12] а также Джон Генри Ньюман. Им восхищались Томас Мор и Эразм , которые писали, что Вивес «затмит имя Эразма». [13]
Вивес считается первым ученым, который непосредственно проанализировал психику. [14] Он проводил обширные интервью с людьми и отмечал связь между проявлением их аффекта и конкретными словами, которые они использовали, и вопросами, которые они обсуждали. Хотя неизвестно, был ли Фрейд знаком с работами Вивеса, историк психиатрии Грегори Зильбург считал Вивеса крестным отцом психоанализа. ( История медицинской психологии , 1941) и отец современной психологии Фостер Уотсон (1915).
Вивес обучал монархов. Его идея разнообразного и конкретного образования детей задолго до появления Жан-Жака Руссо и, возможно, косвенно повлияла на Руссо через Монтеня. [ нужна ссылка ]
Каким бы влиятельным он ни был в XVI веке, сейчас Вивес вызывает минимальный интерес за пределами специализированных академических областей. Ценности Vives вдохновили две бельгийские школы высшего образования (KATHO и Katholieke Hogeschool Brugge-Oostende ) выбрать название Vives в качестве названия для своего сотрудничества/слияния, начиная с сентября 2013 года. Кроме того, региональная связь Vives с провинцией Западная Фландрия , столицей которой является Брюгге, сыграла свою роль. [ нужна ссылка ]
Гендерные роли и обязанности
[ редактировать ]Некоторые считают, что Вивес меняет классическую риторику, чтобы выразить свой собственный полуфеминизм в защиту девственности, который по-прежнему представляет интерес для историков гендера. [15] [16] Среди многочисленных «трактатов за и против женщин», написанных в Испании XVI века, некоторые видят, что Вивес «идет срединным путем» (стр. xxiv – xxv), не являясь ни женоненавистником, ни освящающим. [17]
В то же время в его произведениях выражались патриархальные убеждения. Например, он заявил, что женщины не должны быть педагогами:«Ибо Адам был создан первым, затем Ева, и не Адам был соблазнен, но женщина была соблазнена и сбита с пути. продемонстрированную, кого дьявол ввёл в заблуждение под столь незначительным предлогом), ей не следует учить, чтобы, убедившись в каком-нибудь ложном мнении, она в роли учителя не передала его своим слушателям и легко не втянула в своё заблуждение других, так как ученики охотно следуют за своим учителем». [18] Кроме того, его De Institutione Feminae Christianae , опубликованный в 1523 году по заказу Екатерины Арагонской , католической королевы-консорта Генриха VIII Английского , для ее дочери Марии . Целью книги было научить Мэри играть роли, соответствующие ее полу. Он запрещает ту самую роль, которую царствующая королева Елизавета I позже исполнила бы при поддержке Англии и ее флота в разгроме армады католической Испании, происходящей из страны католических монархов , родителей Екатерины Арагонской и лидеров испанской инквизиции , казнившей Вивеса. ' родственники:«Незамужняя молодая женщина должна редко появляться на публике... кто может уважать мужчину, которым, как он видит, управляет женщина?» [19] В книге описан более длинный список качеств замужней женщины. Она должна быть верной, преданной и послушной своему супругу; она должна одеваться подобающе, закрывая лицо на публике; она не должна впускать в свой дом мужчину без разрешения мужа. В то время как послушание и преданность жены своему супругу определяли ее честь, честь мужа проистекала из его способности контролировать свою жену и обеспечивать ее добродетельность. [ нужна ссылка ] Текст Вивеса для мужей « De los deberes del marido» занимает менее половины страниц его книги советов для женщин и в основном сосредоточен на выборе хорошей жены и управлении ею, а не на подробном описании того, как муж должен вести себя самостоятельно. [19]
Мысли о душе
[ редактировать ]Вивес проявил интерес к душе. Он считал, что понимание того, как функционирует душа, более ценно, чем понимание самой души. «Его интересовало не то, что такое душа, а то, какой она была». [20] Норена объясняет, что Вивес считал, что душа имеет определенные характеристики. Он считал, что лучшая часть души — это ее способность «…понимать, запоминать, рассуждать и судить». [21] Вивес затронул разум в своих объяснениях души: он утверждает, что нельзя просто определить, что такое душа, но, соединив воедино ее части, можно получить лучшее представление о том, как работает душа. Он сравнил душу с искусством, заявив: «То, как мы воспринимаем нарисованную картину, более красноречиво, чем то, что представляет собой сама картина». [20] Вивес отверг детерминистский взгляд на человеческое поведение и вместо этого сказал, что наша душа может «модифицировать наше поведение в этическом и социальном плане». [22] Он также предположил, что то, как мы чувствуем себя изо дня в день, влияет на то, достигает ли наша душа добра или зла. [23]
Взгляд на медицину
[ редактировать ]Вивес получил признание за интеграцию психологии и медицины. «Его идеи были новыми, и они проложили путь к другим вкладам, которые сильно повлияли на наше сегодняшнее общество с точки зрения того, как мы рассматриваем влияние медицины на людей». [24] Он подчеркнул важность проведения испытаний на животных , прежде чем проводить их на людях: «Хотя Вивес не проводил реальных медицинских процедур, его предложения были одними из первых в его время». [24] Вивес надеялся, что его идеи повлияют на публику. «Со временем некоторые могут утверждать, что своего рода социальная реформа была создана во многом благодаря идеям Вивеса о медицине». [24] Клементс назвал вклад Вивеса «оригинальным», однако многие сочли бы его очень недооцененным с точки зрения его достижений и идей. [24] Вивес также сделал важные первые наблюдения о здоровье человеческого тела: он утверждал, что «личные привычки к чистоте и умеренности сильно влияют на здоровье». [25] Он утверждал, что чистота тела влияет на благополучие тела и ума. [26] Он коснулся вопроса о том, как лечить психически больных людей, сказав, что насмешки, возбуждение и раздражение психически больных людей не способствуют их лечению. [25] Вивес сказал, что «использование психически больных в качестве развлечения - одна из самых бесчеловечных практик, с которыми он когда-либо сталкивался». [25] Он считал, что некоторым психически больным людям следует давать лекарства, а другим просто нужно дружелюбное отношение. [27]
Эмоции и тело
[ редактировать ]Еще один психологический вклад Вивеса связан с его мыслями об эмоциях. На его идеи во многом повлияли идеологии Галена и Гиппократа о том, как эмоции связаны с желчью в организме. [24] Он согласился с обоими мнениями, что «желчь разного цвета, которую люди отражают разные типы эмоций». [28] Кроме того, Вивес считал, что «определенные эмоции окрашивают желчь внутри человеческих тел, а цветные тела также влияют на эмоции». [29] По словам Норены, Вивес следовал рекомендациям Галена есть определенные виды пищи для определенных типов темперамента. [26] Вивес также предположил, что почти все наши эмоции, даже те, которые считаются негативными, на самом деле во многих отношениях полезны. [23] Он рассказал о том, что существует потенциал для обучения и роста, используя как отрицательные, так и положительные эмоции. По словам Клементса, его акцент на анимизме или духе животных повлиял на Декарта. [29] В своей работе Вивес предположил, что степень, в которой человек верит в свою мораль, оказывает большое влияние на его отношение к себе: «умственная сила может влиять на физическую силу». [25] Эмоции, по мнению Вивеса, можно разделить на «горячие, холодные, влажные, сухие и различные комбинации этих четырех». [27] Нарушения личности и эмоций можно устранить, применяя к телу правильную температуру. [28]
Память
[ редактировать ]Вивес уделял особое внимание памяти. Он определил память как «…относящуюся к прошлому, тогда как восприятие относится к настоящему». [30] «Память — это то, что сохраняется благодаря внешнему или внутреннему восприятию». [31] Он особенно подчеркивал, как люди внутренне представляют что-то и связывают это с событием, чтобы создать память. Это, по мнению Вивеса, облегчает извлечение информации из памяти. [32] Он затронул воспоминания, о которых мы не подозреваем, иначе называемые бессознательными . [32] Он сказал, что информация «наиболее доступна из памяти, когда ей уделяется определенное количество внимания». По словам Мюррея, Вивес продемонстрировал понимание современной концепции того, как люди осуществляют поиск информации. [32] Вивес заметил, что чем больше воспоминание связано с сильным эмоциональным переживанием, тем легче его запомнить. Считалось, что ключевую роль в сохранении памяти играет воображение, особенно у детей. [26] Он также верил в теорию, указывающую на то, что память можно улучшить с помощью практики. Он советовал: «Каждый день следует запоминать что-нибудь, даже бесполезную цитату». [33] Вивес даже затронул детскую память — он считал, что дети учатся быстрее, потому что их разум менее загроможден заботами, чем разум взрослых. Вивес также считал, что возвращение воспоминаний обусловлено концепцией, согласно которой душа обрабатывает воспоминания. У самого Вивеса в детстве был случай, когда он ел вишню, когда у него была лихорадка. Когда он снова съел вишню, будучи взрослым, он «чувствовал себя так же, как будто он болен, как и в детстве». [34] Он нашел это удивительным и установил, что память может существовать бессознательно в течение очень долгого времени. Он также считал, что «память ухудшается с каждым днем, если ум не тренируется». [35]
Обучение
[ редактировать ]Вивес использовал слово «интеллект» в том смысле, который можно перевести как слово «надзор» в том смысле, в котором мы знаем его сегодня: интеллект, по мнению Вивеса, включает в себя функции, направляющие внимание от различных видов стимулов . [31] интеллект — это во многом когнитивная Согласно Вивесу, структура. Когда мы учимся, память об опыте замыкается в порядке реального интеллекта. [32] По мнению Вивеса, интеллект важен только тогда, когда его используют. Наличие умного дара имеет смысл только тогда, когда человек активно его реализует. Развитие интеллекта важно для сохранения памяти, что в целом способствует лучшему обучению. Вивес был одним из первых, кто предположил, что здоровье ученика, личность учителя, среда в классе и типы авторов, которых ученики должны читать, очень важны для того, как ученик учится. [25] «Вивес уделяет особое внимание надлежащей школьной среде как первому экологическому компоненту чувственного опыта ребенка». [36] Он сравнил обучение и получение знаний с тем, как люди переваривают пищу. [25] Кормить ум знаниями — то же самое, что кормить тело пищей; это важно для человека. [37]
Основные работы
[ редактировать ]- Opuscula varia (1519), сборник небольших произведений, в том числе первые философские работы Вивеса « О истоках, сектах и восхвалениях философии» .
- Против псевдодиалектики (1520 г.) [38]
- О природе учения детей (1523)
- Об обучении христианок (1524 г.). Посвящается Екатерине Арагонской. [17]
- Введение в мудрость (1524 г.)
- Спутники или символы (1524) [39]
- О поддержке бедных. Или о человеческих потребностях книги II (1525). Занимается проблемой бедности.
- О разногласиях Европы и республики (1526 г.)
- О разногласиях в Европе и турецкой войне (1526 г.)
- О состоянии христианской жизни при турках (1526 г.)
- О согласии и раздоре в роде человеческом (1529 г.)
- Об умиротворении (1529 г.)
- Насколько несчастна была жизнь христиан при турках (1529 г.)
- О дисциплинах книги XX (1531 г.). [38] Энциклопедический труд, разделенный на три части: О причинах коррупции искусств , О преподавании дисциплин и Об искусствах. Также включает «О первой философии или о сокровенном творении природы», «Об объяснении каждой сущности», «О критике истины», «Об инструменте вероятности» и «Об обсуждении». [40]
- Одна книга о консультации (1533). [38] Работа по совещательной риторике .
- В четвертой лекции риторов в Герении (1533 г.). [38] Введение в риторику Геренния .
- О способе речи (1533). [38] Уникальный подход к риторике.
- О написании писем (1534 г.). [41] Трактат о письме.
- Де анима и жизнь (1538)
- Упражнение по латинскому языку (1538 г.)
- De Europae statu ac tumultibus. Посредничество с обращением к Папе с просьбой о мире между христианскими князьями.
- Об истине христианской веры (1543 г.)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Хуан Луис Вивес Жоаннес Людовикус Вивес» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 14 октября 2012 г.
- ^ Уотсон (1915) , с. 333
- ^ Чарльз Фантацци; Энрике Гонсалес Гонсалес; Виктор Гутьеррес Родригес. «Хуан Луис Вивес» . Издательство Оксфордского университета . Проверено 16 ноября 2013 г.
- ^ Вивес, Хуан Луис; Уотсон, Фостер, пер. (1908). Жизнь тюдоровского школьника: Диалоги Хуана Луиса Вивеса . Лондон: JM Dent & Company.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Гонсалес, Энрике Гонсалес (1 января 2008 г.). «Хуан Луис Вивес работает и дни». Товарищ Хуана Луиса Вивеса : 15–64. дои : 10.1163/ej.9789004168541.i-431.6 . ISBN 9789004168541 .
- ^ «БЛАНКИНА МАРШ: МАТЬ ЛУИСА ВИВЕСА» . 31 октября 2018 г.
- ^ Виттмайер Барон, Сало, том. XIII стр.77 (1969). Социальная и религиозная история евреев . Нью-Йорк: Еврейское издательское общество, Колумбийский университет.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б SL, EDICIONES PLAZA. «Марш Бланкины и инквизиция» . Площадь Культуры (на испанском языке) . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Вивес, Хуан Луис (1996). Институт женщин-христианок – Хуан Луис Вивес, Константинус Матеуссен, Шарль Фантацци – Google Boeken . БРИЛЛ. ISBN 978-9004106598 . Проверено 14 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 года .
- ↑ Опубликовано в 22 книгах «Комментариев к Граду Божьему» , 1522 г.
- ^ Смит, Уильям Ф. (1946). «Вивес и Монтень как педагоги». Испания . 29 (4): 483–493. дои : 10.2307/333706 . JSTOR 333706 .
- ^ Уотсон, Фостер (1913). Вивес: Об образовании. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. XXII.
- ^ Уотсон (1915) .
- ^ Паттон, Элизабет (1994). « Женщины и риторика педагогики эпохи Возрождения [докторская диссертация]» . английский и комп. Лит., Колумбийский университет . Проверено 14 октября 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ [1] Архивировано 8 февраля 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Вивес, Хуан Луис (1996). О воспитании христианок, Книга 1. Фантацци К. и Матеуссен К., ред. (Фантацци, К., пер.). Лейден: Э. Дж. Брилл . БРИЛЛ. ISBN 978-9004106598 . Проверено 14 октября 2012 г.
- ^ «Новая гражданка: гендер и просвещение» (PDF) . Издательство Калифорнийского университета: 24 . Проверено 29 июня 2015 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б «Новая гражданка: гендер и просвещение» (PDF) . Издательство Калифорнийского университета: 25 . Проверено 29 июня 2015 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Уотсон (1915) , с. 337
- ^ Чей (1970) , с. 203
- ^ Клементс (1967) , с. 225
- ^ Jump up to: а б Клементс (1967) , с. 231
- ^ Jump up to: а б с д и Клементс (1967) , с. 219
- ^ Jump up to: а б с д и ж Клементс (1967) , с. 220
- ^ Jump up to: а б с Чей (1970) , с. 187
- ^ Jump up to: а б Клементс (1967) , с. 222
- ^ Jump up to: а б Клементс (1967) , с. 224
- ^ Jump up to: а б Клементс (1967) , с. 223
- ^ Клементс (1967) , с. 226
- ^ Jump up to: а б Мюррей и Росс (1982) , с. 23
- ^ Jump up to: а б с д Мюррей и Росс (1982) , с. 26
- ^ Чей (1970) , с. 188
- ^ Уотсон (1915) , с. 339
- ^ Уотсон (1915) , с. 341
- ^ Чей (1970) , с. 186
- ^ Клементс (1967) , с. 221
- ^ Jump up to: а б с д и Лоуренс Д. Грин и Джеймс Дж. Мерфи (2006). Краткий каталог названий риторики эпохи Возрождения, 1460–1700 гг . Издательство Эшгейт. стр. 447–449. ISBN 0-7546-0509-4 . ОСЛК 52092027 .
- ^ Телло, Джоан (2020). «Спутниковый символ жизни Джоан Луис: критическое издание с кратким введением » Гуманистика Лувена . 69 : 35–114. дои : 10.30986/2020.35 . S2CID 240930251 .
- ^ Мак, Питер (2008). «Вклад Вивеса в риторику и диалектику». В Чарльзе Фантацци, изд. Спутник Хуана Луиса Вивеса . стр. 227–276.
- ^ Вивес, Хуан Луис (1989). О написании посланий: критическое издание с введением, переводом и аннотациями Чарльза Фантацци . ISBN 90-04-07782-0 . OCLC 15592468 .
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Да здравствует Джон Луис» Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Леджей, Пол (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Клементс, Р.Д. (1967). «Физиолого-психологическая мысль Хуана Луиса Вивеса». Журнал истории поведенческих наук . 3 (3): 219–235. doi : 10.1002/1520-6696(196707)3:3<219::aid-jhbs2300030302>3.0.co;2-r .
- «ХУАН ЛУИС ВИВЕС (1492?-1540), Рикардо Марин Ибаньес, Перспективы: ежеквартальный обзор сравнительного образования (Париж, ЮНЕСКО: Международное бюро образования), том XXIV, № 3/4, 1994, стр. 743 –759 ЮНЕСКО: Международное бюро образования, 2000 г.
- Мюррей, диджей; Росс, HE (1982). «Память и припоминание» (PDF) . Канадская психология . 23 :22–30. дои : 10.1037/h0081226 .
- Норена, Карлос Г. (1970). Хуан Луис Вивес . Гаага: Нийхофф.
- Уотсон, Ф. (сентябрь 1915 г.). «Отец современной психологии» . Психологический обзор . XXII (5): 333–353. дои : 10.1037/h0073231 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Телло, Джоан (2023). «Каталог произведений Жоана Луиса Вивеса» . В The Satellitium siuesymbola или Эскадрилья символических максим , Женева: Droz (Travaux d'Humanisme et Renaissance, 649), стр. 219-252. Ресурс открытого доступа, раздел «Пресса и бесплатные приложения».
- В-третьих, Джоан (2018). «Каталог работ Жоана Луиса Вивеса: предварительное предложение» , Convivium 31, стр. 59–100.
- Фантацци, Чарльз, изд. (2008). Спутник Хуана Луиса Вивеса , Лейден: Брилл (Сподвижники Брилла по христианской традиции, 12).
- Уотсон, Фостер (1908). Введение в жизнь тюдоровского школьника: Диалоги Хуана Луиса Вивеса. Лондон: JM Dent & Company, стр. vii–li.
- Уотсон, Фостер (1909). «Предлагаемый источник трактата Мильтона об образовании», Девятнадцатый век и после, Vol. LXVI, стр. 607–617.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Луисом Вивесом, на Викискладе?
- Работы Хуана Луиса Вивеса в Project Gutenberg
- Работы Хуана Луиса Вивеса или о нем в Интернет-архиве
- Работы Хуана Луиса Вивеса в Открытой библиотеке
- Хуан Луис Вивес (Жоаннес Людовикус Вивес) в Стэнфордской энциклопедии философии
- «ХУАН ЛУИС ВИВЕС (1492?–1540)», Рикардо Марин Ибаньес, первоначально опубликовано в журнале «Перспективы: ежеквартальный обзор сравнительного образования» (Париж, ЮНЕСКО: Международное бюро образования), том. XXIV, нет. 3/4, 1994, стр. 743–759. ЮНЕСКО: Международное бюро образования, 2000 г.