Jump to content

Хуан Луис Вивес

(Перенаправлено с Луиса Вивеса )

Хуан Луис Вивес
Анонимный портрет Хуана Луиса Вивеса, Музей Прадо.
Рожденный 6 марта 1493 г.
Умер 6 мая 1540 г. ( 1540-05-06 ) (47 лет)
Эра Философия Возрождения
Область Западная философия
Школа Гуманизм эпохи Возрождения
Основные интересы
Психология , образование
Известные идеи
Исследование психики
Подпись

Хуан Луис Вивес и Марш ( латинский : Joannes Lodovicus Vives , букв. «Хуан Луис Вивес»; каталанский : Joan Lluís Vives i March ; голландский : Ян Людовикус Вивес ; 6 марта 1493 г.) [1] 6 мая 1540) — испанский ( валенсийский ) учёный и гуманист эпохи Возрождения , проведший большую часть взрослой жизни в южных Габсбургских Нидерландах . Его убеждения о душе, понимание ранней медицинской практики и взгляд на эмоции, память и обучение принесли ему титул «отца» современной психологии . [2] Вивес был первым, кто пролил свет на некоторые ключевые идеи, которые определили, как психология воспринимается сегодня.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Луис Вивес родился в Валенсии в конверсо семье , перешедшей из иудаизма в христианство . [3]

Еще находясь в Испании, он посещал Валенсийский университет (Estudi General), где его преподавали Жером Амигетус и Даниэль Сисо . В школе преобладала схоластика , при этом диалектика и диспуты играли центральную роль в предоставлении образования. [ нужна ссылка ]

Даже самые молодые ученые привыкли никогда не хранить молчание; они всегда энергично отстаивают все, что приходит им на ум, чтобы не показалось, что они отказываются от спора. Недостаточно и одного диспута, а то и двух в день, как, например, за обедом. Они ссорятся за завтраком; они ссорятся после завтрака; они ссорятся перед ужином и ссорятся после ужина. Дома спорят, спорят на улице. Они ссорятся из-за еды, в бане, в парилке, в церкви, в городе, в деревне, на публике, наедине. Они постоянно ссорятся. [4]

Его мать, Бланкина, родившаяся в 1473 году, была привлечена к ответственности за ересь в 1491 году и призналась, что упомянула, что, будучи девятилетней девочкой, ее мать заставляла их соблюдать Прощеный пост . [5] Получив возможность прочитать Символ веры, она была оправдана. Она умерла от чумы в 1508 году, когда Вивесу было 15 лет; [6] в 1509 году он покинул Испанию и никогда не вернулся.

Примерно в 1524 году его отец, бабушка и прадедушка, а также члены их более широкой семьи были казнены как иудействующие по приказу испанской инквизиции . [7] после того, как его дядю обвинили в том, что у него в доме была тайная синагога. [8]

Несколько лет спустя (около 1528 г.), якобы для того, чтобы избежать выплаты приданого сестер Вивеса, власти снова выдвинули обвинение их матери в ереси, приведя свидетельства о посте прощения . [5] После проклятия ее труп был раскопан и сожжен. Вивес в то время жил в доме Томаса Мора и впал в депрессивное состояние. [8]

Академическая карьера

[ редактировать ]
Статуя Хуана Луиса, живущего в монастыре Университета Валенсии, автор Хосеп Айша Иньиго.

Вивес учился в Парижском университете с 1509 по 1512 год, а в 1519 году был назначен профессором гуманитарных наук Левенского университета . По настоянию своего друга Эразма он подготовил подробный комментарий к De книге Августина Civitate Dei , которая была опубликована в 1522 году с посвящением Генриху VIII Английскому . Вскоре после этого он был приглашен в Англию и выступал в качестве наставника княгини Марии , для которой он написал Deratione studii puerilis epistolae duae (1523) и, якобы, De Institutione Feminae Christianae , об образовании девочек (книгу, которую он посвящен английской королеве Екатерине Арагонской ). [9]

Находясь в Англии, он проживал в колледже Корпус-Кристи в Оксфорде , с которым у Эразма были прочные связи. Вивес получил степень доктора права и читал лекции по философии . Выступив против аннулирования брака Генриха VIII и Екатерины Арагонской , он потерял королевскую благосклонность и в 1528 году был заточен в своем доме на шесть недель. После освобождения он удалился в Брюгге , где посвятил остаток своей жизни. к составлению многочисленных сочинений, главным образом направленных против схоластической философии и преобладающего неоспоримого авторитета Аристотеля . Самым важным из его трактатов является « De Causis Corruptarum Artium» , который приравнивается к « Бэкона » Новому органону . [10]

Его самые важные педагогические работы: «Introductio ad sapientiam» (1524); De disciplinis , в котором подчеркивалась острая важность более рациональных программ образования и обучения; Де прима философии ; и Exercitatio linguae latinae , учебник латыни, состоящий из ряда блестящих [ нужна ссылка ] диалоги. Его философские работы включают De anima et vita (1538), De veritate fidei Christianae ; и «De Subventione Pauperum Sive de Humanis Necessitatibus» («О помощи бедным») (1526 г.), первый трактат такого рода в западном мире, в котором рассматривается проблема городской бедности и предлагаются конкретные предложения по политике социального законодательства. Вивес обнаружен посредством филологического анализа [11] что предполагаемый автор так называемого «Письма Аристея» , претендующего на описание библейского перевода Септуагинты , не мог быть греком, а должен был быть евреем, жившим после того, как произошли описанные им события.

Он умер в Брюгге в 1540 году в возрасте 47 лет. [10] и был похоронен в соборе Св. Донатиана . [ нужна ссылка ]

Государственная помощь бедным

[ редактировать ]

В Средние века помощь бедным обычно возлагалась на церковь и отдельных лиц путем раздачи милостыни. По мере того как общество становилось более развитым, этих усилий стало недостаточно. В 1525 году голландский город Брюгге попросил Вивеса предложить способы решения проблемы помощи бедным. Свои взгляды он изложил в своем эссе «De Subventione Pauperum Sive de Humanis Necessitatibus» («О помощи бедным»). Вивес утверждал, что государство несет ответственность за предоставление определенной финансовой помощи бедным, а также за обучение ремеслу для неквалифицированных бедняков. Город Брюгге не реализовал предложения Вивеса до 1557 года, но его предложения повлияли на законодательство о социальной помощи, принятое в Англии и Германской империи в 1530-х годах. [ нужна ссылка ]

Современная актуальность

[ редактировать ]
Книги Хуана Луиса Вивеса в 2021 году

Вивес придумал и описал всеобъемлющую теорию образования. Возможно, он оказал непосредственное влияние на эссе Мишеля Эйкема де Монтеня. [12] а также Джон Генри Ньюман. Им восхищались Томас Мор и Эразм , которые писали, что Вивес «затмит имя Эразма». [13]

Вивес считается первым ученым, который непосредственно проанализировал психику. [14] Он проводил обширные интервью с людьми и отмечал связь между проявлением их аффекта и конкретными словами, которые они использовали, и вопросами, которые они обсуждали. Хотя неизвестно, был ли Фрейд знаком с работами Вивеса, историк психиатрии Грегори Зильбург считал Вивеса крестным отцом психоанализа. ( История медицинской психологии , 1941) и отец современной психологии Фостер Уотсон (1915).

Статуя Хуана Луиса Вивеса работы Пере Карбонелла [ ок . ] (1892 г.), установленная на фасаде Национальной библиотеки Испании.

Вивес обучал монархов. Его идея разнообразного и конкретного образования детей задолго до появления Жан-Жака Руссо и, возможно, косвенно повлияла на Руссо через Монтеня. [ нужна ссылка ]

Каким бы влиятельным он ни был в XVI веке, сейчас Вивес вызывает минимальный интерес за пределами специализированных академических областей. Ценности Vives вдохновили две бельгийские школы высшего образования (KATHO и Katholieke Hogeschool Brugge-Oostende ) выбрать название Vives в качестве названия для своего сотрудничества/слияния, начиная с сентября 2013 года. Кроме того, региональная связь Vives с провинцией Западная Фландрия , столицей которой является Брюгге, сыграла свою роль. [ нужна ссылка ]

Гендерные роли и обязанности

[ редактировать ]

Некоторые считают, что Вивес меняет классическую риторику, чтобы выразить свой собственный полуфеминизм в защиту девственности, который по-прежнему представляет интерес для историков гендера. [15] [16] Среди многочисленных «трактатов за и против женщин», написанных в Испании XVI века, некоторые видят, что Вивес «идет срединным путем» (стр. xxiv – xxv), не являясь ни женоненавистником, ни освящающим. [17]

В то же время в его произведениях выражались патриархальные убеждения. Например, он заявил, что женщины не должны быть педагогами:«Ибо Адам был создан первым, затем Ева, и не Адам был соблазнен, но женщина была соблазнена и сбита с пути. продемонстрированную, кого дьявол ввёл в заблуждение под столь незначительным предлогом), ей не следует учить, чтобы, убедившись в каком-нибудь ложном мнении, она в роли учителя не передала его своим слушателям и легко не втянула в своё заблуждение других, так как ученики охотно следуют за своим учителем». [18] Кроме того, его De Institutione Feminae Christianae , опубликованный в 1523 году по заказу Екатерины Арагонской , католической королевы-консорта Генриха VIII Английского , для ее дочери Марии . Целью книги было научить Мэри играть роли, соответствующие ее полу. Он запрещает ту самую роль, которую царствующая королева Елизавета I позже исполнила бы при поддержке Англии и ее флота в разгроме армады католической Испании, происходящей из страны католических монархов , родителей Екатерины Арагонской и лидеров испанской инквизиции , казнившей Вивеса. ' родственники:«Незамужняя молодая женщина должна редко появляться на публике... кто может уважать мужчину, которым, как он видит, управляет женщина?» [19] В книге описан более длинный список качеств замужней женщины. Она должна быть верной, преданной и послушной своему супругу; она должна одеваться подобающе, закрывая лицо на публике; она не должна впускать в свой дом мужчину без разрешения мужа. В то время как послушание и преданность жены своему супругу определяли ее честь, честь мужа проистекала из его способности контролировать свою жену и обеспечивать ее добродетельность. [ нужна ссылка ] Текст Вивеса для мужей « De los deberes del marido» занимает менее половины страниц его книги советов для женщин и в основном сосредоточен на выборе хорошей жены и управлении ею, а не на подробном описании того, как муж должен вести себя самостоятельно. [19]

Мысли о душе

[ редактировать ]

Вивес проявил интерес к душе. Он считал, что понимание того, как функционирует душа, более ценно, чем понимание самой души. «Его интересовало не то, что такое душа, а то, какой она была». [20] Норена объясняет, что Вивес считал, что душа имеет определенные характеристики. Он считал, что лучшая часть души — это ее способность «…понимать, запоминать, рассуждать и судить». [21] Вивес затронул разум в своих объяснениях души: он утверждает, что нельзя просто определить, что такое душа, но, соединив воедино ее части, можно получить лучшее представление о том, как работает душа. Он сравнил душу с искусством, заявив: «То, как мы воспринимаем нарисованную картину, более красноречиво, чем то, что представляет собой сама картина». [20] Вивес отверг детерминистский взгляд на человеческое поведение и вместо этого сказал, что наша душа может «модифицировать наше поведение в этическом и социальном плане». [22] Он также предположил, что то, как мы чувствуем себя изо дня в день, влияет на то, достигает ли наша душа добра или зла. [23]

Взгляд на медицину

[ редактировать ]

Вивес получил признание за интеграцию психологии и медицины. «Его идеи были новыми, и они проложили путь к другим вкладам, которые сильно повлияли на наше сегодняшнее общество с точки зрения того, как мы рассматриваем влияние медицины на людей». [24] Он подчеркнул важность проведения испытаний на животных , прежде чем проводить их на людях: «Хотя Вивес не проводил реальных медицинских процедур, его предложения были одними из первых в его время». [24] Вивес надеялся, что его идеи повлияют на публику. «Со временем некоторые могут утверждать, что своего рода социальная реформа была создана во многом благодаря идеям Вивеса о медицине». [24] Клементс назвал вклад Вивеса «оригинальным», однако многие сочли бы его очень недооцененным с точки зрения его достижений и идей. [24] Вивес также сделал важные первые наблюдения о здоровье человеческого тела: он утверждал, что «личные привычки к чистоте и умеренности сильно влияют на здоровье». [25] Он утверждал, что чистота тела влияет на благополучие тела и ума. [26] Он коснулся вопроса о том, как лечить психически больных людей, сказав, что насмешки, возбуждение и раздражение психически больных людей не способствуют их лечению. [25] Вивес сказал, что «использование психически больных в качестве развлечения - одна из самых бесчеловечных практик, с которыми он когда-либо сталкивался». [25] Он считал, что некоторым психически больным людям следует давать лекарства, а другим просто нужно дружелюбное отношение. [27]

Эмоции и тело

[ редактировать ]
Бюст Хуана Луиса Вивеса в Брюгге , Бельгия

Еще один психологический вклад Вивеса связан с его мыслями об эмоциях. На его идеи во многом повлияли идеологии Галена и Гиппократа о том, как эмоции связаны с желчью в организме. [24] Он согласился с обоими мнениями, что «желчь разного цвета, которую люди отражают разные типы эмоций». [28] Кроме того, Вивес считал, что «определенные эмоции окрашивают желчь внутри человеческих тел, а цветные тела также влияют на эмоции». [29] По словам Норены, Вивес следовал рекомендациям Галена есть определенные виды пищи для определенных типов темперамента. [26] Вивес также предположил, что почти все наши эмоции, даже те, которые считаются негативными, на самом деле во многих отношениях полезны. [23] Он рассказал о том, что существует потенциал для обучения и роста, используя как отрицательные, так и положительные эмоции. По словам Клементса, его акцент на анимизме или духе животных повлиял на Декарта. [29] В своей работе Вивес предположил, что степень, в которой человек верит в свою мораль, оказывает большое влияние на его отношение к себе: «умственная сила может влиять на физическую силу». [25] Эмоции, по мнению Вивеса, можно разделить на «горячие, холодные, влажные, сухие и различные комбинации этих четырех». [27] Нарушения личности и эмоций можно устранить, применяя к телу правильную температуру. [28]

Вивес уделял особое внимание памяти. Он определил память как «…относящуюся к прошлому, тогда как восприятие относится к настоящему». [30] «Память — это то, что сохраняется благодаря внешнему или внутреннему восприятию». [31] Он особенно подчеркивал, как люди внутренне представляют что-то и связывают это с событием, чтобы создать память. Это, по мнению Вивеса, облегчает извлечение информации из памяти. [32] Он затронул воспоминания, о которых мы не подозреваем, иначе называемые бессознательными . [32] Он сказал, что информация «наиболее доступна из памяти, когда ей уделяется определенное количество внимания». По словам Мюррея, Вивес продемонстрировал понимание современной концепции того, как люди осуществляют поиск информации. [32] Вивес заметил, что чем больше воспоминание связано с сильным эмоциональным переживанием, тем легче его запомнить. Считалось, что ключевую роль в сохранении памяти играет воображение, особенно у детей. [26] Он также верил в теорию, указывающую на то, что память можно улучшить с помощью практики. Он советовал: «Каждый день следует запоминать что-нибудь, даже бесполезную цитату». [33] Вивес даже затронул детскую память — он считал, что дети учатся быстрее, потому что их разум менее загроможден заботами, чем разум взрослых. Вивес также считал, что возвращение воспоминаний обусловлено концепцией, согласно которой душа обрабатывает воспоминания. У самого Вивеса в детстве был случай, когда он ел вишню, когда у него была лихорадка. Когда он снова съел вишню, будучи взрослым, он «чувствовал себя так же, как будто он болен, как и в детстве». [34] Он нашел это удивительным и установил, что память может существовать бессознательно в течение очень долгого времени. Он также считал, что «память ухудшается с каждым днем, если ум не тренируется». [35]

Обучение

[ редактировать ]

Вивес использовал слово «интеллект» в том смысле, который можно перевести как слово «надзор» в том смысле, в котором мы знаем его сегодня: интеллект, по мнению Вивеса, включает в себя функции, направляющие внимание от различных видов стимулов . [31] интеллект — это во многом когнитивная Согласно Вивесу, структура. Когда мы учимся, память об опыте замыкается в порядке реального интеллекта. [32] По мнению Вивеса, интеллект важен только тогда, когда его используют. Наличие умного дара имеет смысл только тогда, когда человек активно его реализует. Развитие интеллекта важно для сохранения памяти, что в целом способствует лучшему обучению. Вивес был одним из первых, кто предположил, что здоровье ученика, личность учителя, среда в классе и типы авторов, которых ученики должны читать, очень важны для того, как ученик учится. [25] «Вивес уделяет особое внимание надлежащей школьной среде как первому экологическому компоненту чувственного опыта ребенка». [36] Он сравнил обучение и получение знаний с тем, как люди переваривают пищу. [25] Кормить ум знаниями — то же самое, что кормить тело пищей; это важно для человека. [37]

Основные работы

[ редактировать ]
  • Opuscula varia (1519), сборник небольших произведений, в том числе первые философские работы Вивеса « О истоках, сектах и ​​восхвалениях философии» .
  • Против псевдодиалектики (1520 г.) [38]
  • О природе учения детей (1523)
  • Об обучении христианок (1524 г.). Посвящается Екатерине Арагонской. [17]
  • Введение в мудрость (1524 г.)
  • Спутники или символы (1524) [39]
  • О поддержке бедных. Или о человеческих потребностях книги II (1525). Занимается проблемой бедности.
  • О разногласиях Европы и республики (1526 г.)
  • О разногласиях в Европе и турецкой войне (1526 г.)
  • О состоянии христианской жизни при турках (1526 г.)
  • О согласии и раздоре в роде человеческом (1529 г.)
  • Об умиротворении (1529 г.)
  • Насколько несчастна была жизнь христиан при турках (1529 г.)
  • О дисциплинах книги XX (1531 г.). [38] Энциклопедический труд, разделенный на три части: О причинах коррупции искусств , О преподавании дисциплин и Об искусствах. Также включает «О первой философии или о сокровенном творении природы», «Об объяснении каждой сущности», «О критике истины», «Об инструменте вероятности» и «Об обсуждении». [40]
  • Одна книга о консультации (1533). [38] Работа по совещательной риторике .
  • В четвертой лекции риторов в Герении (1533 г.). [38] Введение в риторику Геренния .
  • О способе речи (1533). [38] Уникальный подход к риторике.
  • О написании писем (1534 г.). [41] Трактат о письме.
  • Де анима и жизнь (1538)
  • Упражнение по латинскому языку (1538 г.)
  • De Europae statu ac tumultibus. Посредничество с обращением к Папе с просьбой о мире между христианскими князьями.
  • Об истине христианской веры (1543 г.)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Хуан Луис Вивес Жоаннес Людовикус Вивес» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 14 октября 2012 г.
  2. ^ Уотсон (1915) , с. 333
  3. ^ Чарльз Фантацци; Энрике Гонсалес Гонсалес; Виктор Гутьеррес Родригес. «Хуан Луис Вивес» . Издательство Оксфордского университета . Проверено 16 ноября 2013 г.
  4. ^ Вивес, Хуан Луис; Уотсон, Фостер, пер. (1908). Жизнь тюдоровского школьника: Диалоги Хуана Луиса Вивеса . Лондон: JM Dent & Company. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Jump up to: а б Гонсалес, Энрике Гонсалес (1 января 2008 г.). «Хуан Луис Вивес работает и дни». Товарищ Хуана Луиса Вивеса : 15–64. дои : 10.1163/ej.9789004168541.i-431.6 . ISBN  9789004168541 .
  6. ^ «БЛАНКИНА МАРШ: МАТЬ ЛУИСА ВИВЕСА» . 31 октября 2018 г.
  7. ^ Виттмайер Барон, Сало, том. XIII стр.77 (1969). Социальная и религиозная история евреев . Нью-Йорк: Еврейское издательское общество, Колумбийский университет. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Jump up to: а б SL, EDICIONES PLAZA. «Марш Бланкины и инквизиция» . Площадь Культуры (на испанском языке) . Проверено 5 октября 2023 г.
  9. ^ Вивес, Хуан Луис (1996). Институт женщин-христианок – Хуан Луис Вивес, Константинус Матеуссен, Шарль Фантацци – Google Boeken . БРИЛЛ. ISBN  978-9004106598 . Проверено 14 октября 2012 г.
  10. ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 года .
  11. Опубликовано в 22 книгах «Комментариев к Граду Божьему» , 1522 г.
  12. ^ Смит, Уильям Ф. (1946). «Вивес и Монтень как педагоги». Испания . 29 (4): 483–493. дои : 10.2307/333706 . JSTOR   333706 .
  13. ^ Уотсон, Фостер (1913). Вивес: Об образовании. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. XXII.
  14. ^ Уотсон (1915) .
  15. ^ Паттон, Элизабет (1994). « Женщины и риторика педагогики эпохи Возрождения [докторская диссертация]» . английский и комп. Лит., Колумбийский университет . Проверено 14 октября 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  16. ^ [1] Архивировано 8 февраля 2005 г. в Wayback Machine.
  17. ^ Jump up to: а б Вивес, Хуан Луис (1996). О воспитании христианок, Книга 1. Фантацци К. и Матеуссен К., ред. (Фантацци, К., пер.). Лейден: Э. Дж. Брилл . БРИЛЛ. ISBN  978-9004106598 . Проверено 14 октября 2012 г.
  18. ^ «Новая гражданка: гендер и просвещение» (PDF) . Издательство Калифорнийского университета: 24 . Проверено 29 июня 2015 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  19. ^ Jump up to: а б «Новая гражданка: гендер и просвещение» (PDF) . Издательство Калифорнийского университета: 25 . Проверено 29 июня 2015 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  20. ^ Jump up to: а б Уотсон (1915) , с. 337
  21. ^ Чей (1970) , с. 203
  22. ^ Клементс (1967) , с. 225
  23. ^ Jump up to: а б Клементс (1967) , с. 231
  24. ^ Jump up to: а б с д и Клементс (1967) , с. 219
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж Клементс (1967) , с. 220
  26. ^ Jump up to: а б с Чей (1970) , с. 187
  27. ^ Jump up to: а б Клементс (1967) , с. 222
  28. ^ Jump up to: а б Клементс (1967) , с. 224
  29. ^ Jump up to: а б Клементс (1967) , с. 223
  30. ^ Клементс (1967) , с. 226
  31. ^ Jump up to: а б Мюррей и Росс (1982) , с. 23
  32. ^ Jump up to: а б с д Мюррей и Росс (1982) , с. 26
  33. ^ Чей (1970) , с. 188
  34. ^ Уотсон (1915) , с. 339
  35. ^ Уотсон (1915) , с. 341
  36. ^ Чей (1970) , с. 186
  37. ^ Клементс (1967) , с. 221
  38. ^ Jump up to: а б с д и Лоуренс Д. Грин и Джеймс Дж. Мерфи (2006). Краткий каталог названий риторики эпохи Возрождения, 1460–1700 гг . Издательство Эшгейт. стр. 447–449. ISBN  0-7546-0509-4 . ОСЛК   52092027 .
  39. ^ Телло, Джоан (2020). «Спутниковый символ жизни Джоан Луис: критическое издание с кратким введением » Гуманистика Лувена . 69 : 35–114. дои : 10.30986/2020.35 . S2CID   240930251 .
  40. ^ Мак, Питер (2008). «Вклад Вивеса в риторику и диалектику». В Чарльзе Фантацци, изд. Спутник Хуана Луиса Вивеса . стр. 227–276.
  41. ^ Вивес, Хуан Луис (1989). О написании посланий: критическое издание с введением, переводом и аннотациями Чарльза Фантацци . ISBN  90-04-07782-0 . OCLC   15592468 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf474107859bab65e5af957f4266d47f__1719293700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/7f/bf474107859bab65e5af957f4266d47f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Juan Luis Vives - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)