Девасена
Девасена | |
---|---|
![]() Литография Картикеи с Девасеной, сидящей у него на коленях. | |
Другие имена | Деваянаи, Амритавалли, Шашти |
Принадлежность | Деви , Кумари , Шашти |
Устанавливать | Слон Кот (как Шашти) |
Родители | Индра и Шачи или Дакша (согласно Махабхарате ) или Вишну (согласно южноиндийским традициям) |
Супруга | Картикея |
Девасена ( санскрит : देवसेना , букв. «армия дэвов», IAST : Девасена , тамильский : தேவசேனா , латинизированный: Tevacēṉā ) — индуистская богиня устремления и супруга бога войны Картикеи (Муруг). а). [ 1 ] она также известна как Деваянай , Дейванай и Дейваянай В тамильских текстах . Ее имя также пишется как Тейванай или Теваянай ( Тейванай ).
Девасена описывается как дочь Праджапати Дакши в Махабхарате , тогда как некоторые санскритские писания считают ее дочерью Индры , царя дэвов ( богов), и его жены Шачи . В тамильской версии « Сканда-пураны » она изображается как дочь бога Вишну , которого позже усыновил Индра. [ 2 ] [ 3 ] Она обручена с Картикеей Индрой, когда он становится главнокомандующим дэвов. В тамильских рассказах Девасена обычно изображается как антитеза Валли , ее сестры-жены; вместе они завершают божество. Девасена обычно изображается вместе с Муруганом, а также часто в сопровождении Валли.
В Тамил Наду Девасена не пользуется независимым поклонением, но почитается как супруга Муругана в большинстве его храмов. Она играет большую роль в храме Тируппаранкунрам Муруган , который, как полагают, был местом ее брака. В Восточной Индии Девасене поклоняются в форме Шашти , где ей обычно поклоняются независимо.
Этимология
[ редактировать ]Санскритское имя богини Девасена означает «армия богов», поэтому ее муж известен как Девасенапати («Повелитель Девасены»). [ 4 ] Эпитет Девасенапати — это игра слов, которая также передает его роль главнокомандующего дэвов.
Ее зовут Дейванай или Дейваянаи ( по-тамильски буквально означает «небесный слон»). [ 5 ] поскольку она была воспитана божественным слоном Индры, Айраватой . [ 6 ]
Легенды и текстовые ссылки
[ редактировать ]В Северной Индии Картикея обычно считается человеком, соблюдающим целомудрие и не состоящим в браке. [ 6 ] Санскритские писания обычно считают только Девасену супругой Картикеи, тогда как в Тамил Наду у него есть две супруги: Деваянаи (Девасена) и Валли . [ 6 ] Девасена описывается как дочь царя богов Индры и его жены Шачи. [ 6 ] или, по крайней мере, приемная дочь Индры.

Третья книга Махабхараты повествует историю о рождении Картикеи, в которой упоминается Девасена. Девасена и Дайтьясена (буквально «армия демонов») — дочери Праджапати Дакши . [ 7 ] Однажды, пока сестры наслаждаются отдыхом на берегу озера Манаса, асура (демон) Кеши похищает их, чтобы жениться на них. Хотя Девасена отказывается, Дайтьясена соглашается. Тем временем боги терпят поражение в битве с демонами. Индра, ищущий идеального Девасенапати (командующего армией богов), достигает места, где находится в плену Девасена. По ее просьбе Индра побеждает демона и спасает ее. Девасена просит Индру найти ей мужа ( пати ), который сможет защитить ее и победить богов, демонов и якш . Индра обсуждает этот вопрос с богом Брахмой , и они соглашаются, что сын, рожденный от Агни , подойдет на роль Девасенапати , мужа Девасены и главнокомандующего богов. Соответственно, Агни вынужден родить сына, который становится Картикеей. После многих подвигов, доказывающих его превосходство над богами, Картикея становится генералом армии богов и женится на Девасене Индрой. В этом месте текста Агни отождествляется с Шива , провозглашенный отцом Картикеи. В конце концов, с помощью Девасены и Картикеи боги побеждают демонов. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] В этом повествовании Девасена отождествляется со многими другими богинями, такими как Шашти , Шри- Лакшми , Куху- Синивали и другими. [ 11 ]
В тамильских рукописях санскритского писания Сканда Пурана Девасена и Валли упоминаются как воплощения дочерей Вишну , Амритавалли и Сундаравалли соответственно. [ 12 ] Таким образом, Муруган считается зятем Вишну, их мужем. Интерполяция в тамильской редакции Священного Писания, а также в Канда Пуране (тамильская версия санскритской Сканда Пураны ) повествует историю брака двух девушек с Муруганом. Двум девушкам суждено выйти замуж за бога. Старшая сестра Девасена родилась как Амритавалли. Чтобы обрести мужа, она следует путем традиционных индуистских ритуалов и практик. Умиротворенный ее покаянием, Индра усыновляет ее как свою дочь и выдает ее замуж за Муругана в браке по расчету, следуя обычаю, после того, как последний одерживает победу над асурами ( демонами). Канда -пурана описывает Деваянай (Девасену) как дочь Индры, без какого-либо упоминания об усыновлении. Пара описывается как обосновавшаяся на холмах Тируттани , где стоит один из главных храмов Муругана, Храм Тируттани Муруган . Другая версия описывает пару как проживающую в Сварге , обители богов. Тем временем Валли рождается как Сундаравалли. Ее усыновил вождь племени, и она выросла охотницей. Муруган выигрывает руку Валли и отвозит ее в Тируттани. Богу поклоняются в храме Тирутани, в окружении Девасены слева и Валли справа. В конце концов, троица поселяется в обители богов и с тех пор живет в гармонии. [ 13 ] [ 14 ] Альтернативный финал, найденный в преданиях Шри-Ланки, описывает Муруган как оставшегося в лесу с Валли после их свадьбы в Катарагаме , где его храм стоит . Деваянай тщетно пытается заставить бога вернуться в обитель богов, но в конце концов присоединяется к Картикее и Валли, чтобы поселиться в Катарагаме. [ 15 ]
В отличие от Сканда-пураны , в которой говорится о гармонии между Девасеной и Валли, Парипатал - часть литературы тамильского сангама - говорит о конфликте, результатом которого является битва между королевскими солдатами Деваянаи и кланом охотников Валли, в которой последние побеждают. Народная экаль (народная поэма, представленная как диалог двух лиц) традиция также говорит о недоверии и ссорах между женами. В одной из версий, где Деваянай является старшей сестрой Валли, Валли пытается добиться расположения Муругана до свадьбы Деваянай. По традиции сначала выдают замуж старшую сестру. В ярости Деваянай проклинает Валли, чтобы она родилась в лесу в ее следующей жизни, и проклятие затем исполняется, когда Валли рождается охотницей. [ 16 ] В Джаянтипуре Махатмье , детали которой соответствуют большинству тех, что встречаются в сказке «Сканда Пурана» , Девасена и Валли женаты на Картикее с первобытных времен. Однако в этой версии бог приговаривает Валли родиться на земле в наказание за насмешки над ее сестрой Деваянай. [ 17 ] Тирумуругатрупадай из литературы Сангама описывает Муругана в сопровождении его целомудренной жены Деваянай и почитаемого процессией дэвов и риши (мудрецов). [ 18 ]
Иконография
[ редактировать ]
Деваянай обычно изображается со своим мужем, особенно в иконографической форме под названием Сенапати . Она сидит на левом бедре шестиглавого и двенадцатирукого Картикеи. Одна из его рук держит ее за талию. Многочисленные изображения этих двоих существуют в Тируппаранкунраме , месте их свадьбы. Однако во многих южно-индийских изображениях, когда Муруган изображается только с одной супругой, Валли отдается предпочтение перед Девасене. В большинстве тамильских изображений Муруган изображен со стоящими рядом с ним обеими его супругами; Девасена находится слева от него. [ 5 ] Цвет ее лица желтый; ее часто изображают украшенной короной, серьгами, ожерельями и украшениями. Она носит традиционное сари и имеет две руки. В левой руке она держит лотос, а правая рука свисает вниз. [ 19 ]
Символизм
[ редактировать ]
Говорят, что присутствие двух супруг указывает на двойственную природу Муругана как бога неба и земли. Девасена, небесная жена, состоит в традиционном браке по расчету, в то время как Муруган выигрывает земную Валли, что приводит к браку по любви. Супруги также представляют собой синкретизм между традициями Шайвы и Вайшнавов , посвященными Шиве и Вишну соответственно. Сын Шивы Картикея в результате брака становится зятем Вишну. Обе супруги отождествляются с душой ( Атман ), а их муж ( пати , Господь) представляет Бога. Брак Девасены передает идеалы вайшнавов, согласно которым душа (Девасена) остается оторванной от Бога; она обладает относительной автономией и заслужила любовь бога своими заслугами. Напротив, философия Шайва говорит, что Бог привязан к душе (Валли), и поэтому он добивается ее. [ 21 ] Парипатал панегирик , содержит тамильский посвященный Муругану. Он восхваляет его как бога, которому разрешено иметь двух жен, Девасену – дочь Индры и Валли, принцессу-охотницу. Описано, что Муруган одинаково проводит время и на земле, и на небесах. Это передают и его жены: Девасена – дочь небес, а Валли – земная дева. [ 18 ]
Другая интерпретация рассматривает трио как три глаза Шивы. Девасена и Валли представляют собой крия шакти (силу действия) и ичча-шакти (силу воли) соответственно; тогда как их Картикея — это третий глаз , символ трансцендентной гьяна -шакти (силы знания). [ 21 ] [ 22 ] В тамильской литературе упоминаются два вида любви: карпу («целомудрие»), любовь, связанная традиционным браком, представленная Девасеной, и калаву , любовь до брака, переданная Валли. [ 23 ] [ 24 ] Девасена представляет собой «традиционный, контролирующий, ритуальный подход к поклонению» Богу, а Валли - это поклонение через «экстаз и самоотречение». [ 24 ] Девасена – воплощение целомудрия и чистоты. В троице гун она является средней гуной – раджасом , символизирующей «правление, устойчивость и стабильность». Картикея — высшая саттва (чистая), а Валли — низший тамас (темный). [ 25 ] По другой интерпретации, Девасена является воплощением того, как должны жить добродетельные люди, учитывая ее стойкую и бескомпромиссную борьбу со злом. [ 26 ]
Поклонение
[ редактировать ]Тируппаранкунрам Храм Муруган в Тируппаранкунраме недалеко от Мадурая посвящен Муругану и Деваянаи. Считается, что в этом месте она вышла замуж за бога. Праздничная икона изображает бога, сидящего рядом со своей божественной супругой. [ 27 ] Храм Ладан Ковил VIII века в Янаймалае — один из самых ранних храмов, посвященных божественной чете. [ 28 ]
Девасена и Валли, супруги Муругана, не имеют посвященных им независимых храмов. Их изображения установлены в святилищах Муругана, где они обрамляют свою супругу с обеих сторон. Им поклоняются вместе с Муруганом, и они получают подношения как часть его поклонения (см. Пуджа (индуизм) ). По вторникам соблюдается пост, чтобы умилостивить богинь-супруга. Фестивальные иконы Муругана, используемые во время храмовых праздничных шествий, обычно изображают его со своими супругами. [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]Часть серии о |
Кумарам |
---|
![]() |
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. стр. 185–6. ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Рао, Мекала С. Садхана: Жизнь с Богом . МЕКАЛА С РАО. п. 197.
- ^ Паттанаик, Девдатт (сентябрь 2000 г.). Богиня в Индии: пять ликов вечной женственности . Внутренние традиции / Медведь и компания с. 29. ISBN 978-0-89281-807-5 .
- ^ Клоти с. 214
- ^ Перейти обратно: а б Клоти стр. 79
- ^ Перейти обратно: а б с д Рошен Далал (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Книги Пингвинов Индия. стр. 190, 251. ISBN. 978-0-14-341517-6 .
- ^ Махабхарата: Том 3 . Книги Пингвинов Индия. Июль 2012. с. 384. ИСБН 978-0-14-310015-7 .
- ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 213 . ISBN 0-8426-0822-2 .
- ^ Клоти, стр. 51–53.
- ^ Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета. 1993. стр. 93–6. ISBN 978-0-226-06456-7 .
- ^ Йоханнес Адрианус Бернардус Бютенен; ДЖАБ ван Бютенен (1981). Махабхарата, Том 2: Книга 2: Книга собрания; Книга 3: Книга Леса . Издательство Чикагского университета. п. 656. ИСБН 978-0-226-84664-4 .
- ^ Гурье, Говинд Садашив (1977). Индийская аккультурация: Агастья и Сканда . Популярные публикации. п. 174.
- ^ Клоти, стр. 83–84.
- ^ Хандельман, стр. 44–45.
- ^ Хандельман с. 55
- ^ Хандельман с. 56
- ^ Клоти с. 225
- ^ Перейти обратно: а б Клоти, стр. 64–5.
- ^ Перейти обратно: а б Дэниел Джиярадж (23 сентября 2004 г.). Генеалогия южноиндийских божеств: английский перевод оригинальной немецкой рукописи Бартоломеуса Цигенбальга с текстовым анализом и глоссарием . Рутледж. п. 88. ИСБН 1-134-28703-8 .
- ^ Баджпай, К.Д. (октябрь 2004 г.). Индийские нумизматические исследования . Публикации Абхинава. стр. 29–30. ISBN 978-81-7017-035-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Клоти, стр. 84–85.
- ^ Хандельман с. 47
- ^ Клоти с. 142
- ^ Перейти обратно: а б Хандельман п. 46
- ^ Хандельман с. 52
- ^ Бхану стр. 5
- ^ Клоти, стр. 76, 125–6.
- ^ Клоти с. 76
Ссылки
[ редактировать ]- Фред В. Клоти (1978). Многоликий Мурукан: история и значение южноиндийского бога . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-90-279-7632-1 .
- Дон Хандельман (2013). «Мифы о Муругане». Один Бог, две богини, три исследования южноиндийской космологии . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-25739-9 .
- Бхану, Шарада (1997). Мифы и легенды Индии — Великие женщины . Ченнаи: Macmillan India Limited. ISBN 0-333-93076-2 .