Jump to content

Девасена

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Дейваяная )

Девасена
Литография Картикеи с Девасеной, сидящей у него на коленях.
Другие имена Деваянаи, Амритавалли, Шашти
Принадлежность Деви , Кумари , Шашти
Устанавливать Слон
Кот (как Шашти)
Родители Индра и Шачи
или
Дакша (согласно Махабхарате )
или
Вишну (согласно южноиндийским традициям)
Супруга Картикея

Девасена ( санскрит : देवसेना , букв. «армия дэвов», IAST : Девасена , тамильский : தேவசேனா , латинизированный: Tevacēṉā ) — ​​индуистская богиня устремления и супруга бога войны Картикеи (Муруг). а). [ 1 ] она также известна как Деваянай , Дейванай и Дейваянай В тамильских текстах . Ее имя также пишется как Тейванай или Теваянай ( Тейванай ).

Девасена описывается как дочь Праджапати Дакши в Махабхарате , тогда как некоторые санскритские писания считают ее дочерью Индры , царя дэвов ( богов), и его жены Шачи . В тамильской версии « Сканда-пураны » она изображается как дочь бога Вишну , которого позже усыновил Индра. [ 2 ] [ 3 ] Она обручена с Картикеей Индрой, когда он становится главнокомандующим дэвов. В тамильских рассказах Девасена обычно изображается как антитеза Валли , ее сестры-жены; вместе они завершают божество. Девасена обычно изображается вместе с Муруганом, а также часто в сопровождении Валли.

В Тамил Наду Девасена не пользуется независимым поклонением, но почитается как супруга Муругана в большинстве его храмов. Она играет большую роль в храме Тируппаранкунрам Муруган , который, как полагают, был местом ее брака. В Восточной Индии Девасене поклоняются в форме Шашти , где ей обычно поклоняются независимо.

Этимология

[ редактировать ]

Санскритское имя богини Девасена означает «армия богов», поэтому ее муж известен как Девасенапати («Повелитель Девасены»). [ 4 ] Эпитет Девасенапати — это игра слов, которая также передает его роль главнокомандующего дэвов.

Ее зовут Дейванай или Дейваянаи ( по-тамильски буквально означает «небесный слон»). [ 5 ] поскольку она была воспитана божественным слоном Индры, Айраватой . [ 6 ]

Легенды и текстовые ссылки

[ редактировать ]

В Северной Индии Картикея обычно считается человеком, соблюдающим целомудрие и не состоящим в браке. [ 6 ] Санскритские писания обычно считают только Девасену супругой Картикеи, тогда как в Тамил Наду у него есть две супруги: Деваянаи (Девасена) и Валли . [ 6 ] Девасена описывается как дочь царя богов Индры и его жены Шачи. [ 6 ] или, по крайней мере, приемная дочь Индры.

Храм Ладан ковил VIII века в Янаймалае с Картикеей и Девасеной в святилище.

Третья книга Махабхараты повествует историю о рождении Картикеи, в которой упоминается Девасена. Девасена и Дайтьясена (буквально «армия демонов») — дочери Праджапати Дакши . [ 7 ] Однажды, пока сестры наслаждаются отдыхом на берегу озера Манаса, асура (демон) Кеши похищает их, чтобы жениться на них. Хотя Девасена отказывается, Дайтьясена соглашается. Тем временем боги терпят поражение в битве с демонами. Индра, ищущий идеального Девасенапати (командующего армией богов), достигает места, где находится в плену Девасена. По ее просьбе Индра побеждает демона и спасает ее. Девасена просит Индру найти ей мужа ( пати ), который сможет защитить ее и победить богов, демонов и якш . Индра обсуждает этот вопрос с богом Брахмой , и они соглашаются, что сын, рожденный от Агни , подойдет на роль Девасенапати , мужа Девасены и главнокомандующего богов. Соответственно, Агни вынужден родить сына, который становится Картикеей. После многих подвигов, доказывающих его превосходство над богами, Картикея становится генералом армии богов и женится на Девасене Индрой. В этом месте текста Агни отождествляется с Шива , провозглашенный отцом Картикеи. В конце концов, с помощью Девасены и Картикеи боги побеждают демонов. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] В этом повествовании Девасена отождествляется со многими другими богинями, такими как Шашти , Шри- Лакшми , Куху- Синивали и другими. [ 11 ]

В тамильских рукописях санскритского писания Сканда Пурана Девасена и Валли упоминаются как воплощения дочерей Вишну , Амритавалли и Сундаравалли соответственно. [ 12 ] Таким образом, Муруган считается зятем Вишну, их мужем. Интерполяция в тамильской редакции Священного Писания, а также в Канда Пуране (тамильская версия санскритской Сканда Пураны ) повествует историю брака двух девушек с Муруганом. Двум девушкам суждено выйти замуж за бога. Старшая сестра Девасена родилась как Амритавалли. Чтобы обрести мужа, она следует путем традиционных индуистских ритуалов и практик. Умиротворенный ее покаянием, Индра усыновляет ее как свою дочь и выдает ее замуж за Муругана в браке по расчету, следуя обычаю, после того, как последний одерживает победу над асурами ( демонами). Канда -пурана описывает Деваянай (Девасену) как дочь Индры, без какого-либо упоминания об усыновлении. Пара описывается как обосновавшаяся на холмах Тируттани , где стоит один из главных храмов Муругана, Храм Тируттани Муруган . Другая версия описывает пару как проживающую в Сварге , обители богов. Тем временем Валли рождается как Сундаравалли. Ее усыновил вождь племени, и она выросла охотницей. Муруган выигрывает руку Валли и отвозит ее в Тируттани. Богу поклоняются в храме Тирутани, в окружении Девасены слева и Валли справа. В конце концов, троица поселяется в обители богов и с тех пор живет в гармонии. [ 13 ] [ 14 ] Альтернативный финал, найденный в преданиях Шри-Ланки, описывает Муруган как оставшегося в лесу с Валли после их свадьбы в Катарагаме , где его храм стоит . Деваянай тщетно пытается заставить бога вернуться в обитель богов, но в конце концов присоединяется к Картикее и Валли, чтобы поселиться в Катарагаме. [ 15 ]

В отличие от Сканда-пураны , в которой говорится о гармонии между Девасеной и Валли, Парипатал - часть литературы тамильского сангама - говорит о конфликте, результатом которого является битва между королевскими солдатами Деваянаи и кланом охотников Валли, в которой последние побеждают. Народная экаль (народная поэма, представленная как диалог двух лиц) традиция также говорит о недоверии и ссорах между женами. В одной из версий, где Деваянай является старшей сестрой Валли, Валли пытается добиться расположения Муругана до свадьбы Деваянай. По традиции сначала выдают замуж старшую сестру. В ярости Деваянай проклинает Валли, чтобы она родилась в лесу в ее следующей жизни, и проклятие затем исполняется, когда Валли рождается охотницей. [ 16 ] В Джаянтипуре Махатмье , детали которой соответствуют большинству тех, что встречаются в сказке «Сканда Пурана» , Девасена и Валли женаты на Картикее с первобытных времен. Однако в этой версии бог приговаривает Валли родиться на земле в наказание за насмешки над ее сестрой Деваянай. [ 17 ] Тирумуругатрупадай из литературы Сангама описывает Муругана в сопровождении его целомудренной жены Деваянай и почитаемого процессией дэвов и риши (мудрецов). [ 18 ]

Иконография

[ редактировать ]
Муруган с Деваянай (справа) и Валли (слева).

Деваянай обычно изображается со своим мужем, особенно в иконографической форме под названием Сенапати . Она сидит на левом бедре шестиглавого и двенадцатирукого Картикеи. Одна из его рук держит ее за талию. Многочисленные изображения этих двоих существуют в Тируппаранкунраме , месте их свадьбы. Однако во многих южно-индийских изображениях, когда Муруган изображается только с одной супругой, Валли отдается предпочтение перед Девасене. В большинстве тамильских изображений Муруган изображен со стоящими рядом с ним обеими его супругами; Девасена находится слева от него. [ 5 ] Цвет ее лица желтый; ее часто изображают украшенной короной, серьгами, ожерельями и украшениями. Она носит традиционное сари и имеет две руки. В левой руке она держит лотос, а правая рука свисает вниз. [ 19 ]

Символизм

[ редактировать ]
Монета Яудхея , имитация кушанской чеканки, III-IV вв. н.э. Аверс : Карттикея стоит лицом, держит копье с дви («два» в Брахми ) слева от головы Картикеи, справа внизу павлин, вокруг йаудхейя ганасья джайа («Победа народа Яудхея»). Реверс : Девасена стоит влево и поднимает руку; ваза для цветов слева, перевернутая нандипада справа. [ 20 ]

Говорят, что присутствие двух супруг указывает на двойственную природу Муругана как бога неба и земли. Девасена, небесная жена, состоит в традиционном браке по расчету, в то время как Муруган выигрывает земную Валли, что приводит к браку по любви. Супруги также представляют собой синкретизм между традициями Шайвы и Вайшнавов , посвященными Шиве и Вишну соответственно. Сын Шивы Картикея в результате брака становится зятем Вишну. Обе супруги отождествляются с душой ( Атман ), а их муж ( пати , Господь) представляет Бога. Брак Девасены передает идеалы вайшнавов, согласно которым душа (Девасена) остается оторванной от Бога; она обладает относительной автономией и заслужила любовь бога своими заслугами. Напротив, философия Шайва говорит, что Бог привязан к душе (Валли), и поэтому он добивается ее. [ 21 ] Парипатал панегирик , содержит тамильский посвященный Муругану. Он восхваляет его как бога, которому разрешено иметь двух жен, Девасену – дочь Индры и Валли, принцессу-охотницу. Описано, что Муруган одинаково проводит время и на земле, и на небесах. Это передают и его жены: Девасена – дочь небес, а Валли – земная дева. [ 18 ]

Другая интерпретация рассматривает трио как три глаза Шивы. Девасена и Валли представляют собой крия шакти (силу действия) и ичча-шакти (силу воли) соответственно; тогда как их Картикея — это третий глаз , символ трансцендентной гьяна -шакти (силы знания). [ 21 ] [ 22 ] В тамильской литературе упоминаются два вида любви: карпу («целомудрие»), любовь, связанная традиционным браком, представленная Девасеной, и калаву , любовь до брака, переданная Валли. [ 23 ] [ 24 ] Девасена представляет собой «традиционный, контролирующий, ритуальный подход к поклонению» Богу, а Валли - это поклонение через «экстаз и самоотречение». [ 24 ] Девасена – воплощение целомудрия и чистоты. В троице гун она является средней гуной раджасом , символизирующей «правление, устойчивость и стабильность». Картикея — высшая саттва (чистая), а Валли — низший тамас (темный). [ 25 ] По другой интерпретации, Девасена является воплощением того, как должны жить добродетельные люди, учитывая ее стойкую и бескомпромиссную борьбу со злом. [ 26 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Тируппаранкунрам Храм Муруган в Тируппаранкунраме недалеко от Мадурая посвящен Муругану и Деваянаи. Считается, что в этом месте она вышла замуж за бога. Праздничная икона изображает бога, сидящего рядом со своей божественной супругой. [ 27 ] Храм Ладан Ковил VIII века в Янаймалае — один из самых ранних храмов, посвященных божественной чете. [ 28 ]

Девасена и Валли, супруги Муругана, не имеют посвященных им независимых храмов. Их изображения установлены в святилищах Муругана, где они обрамляют свою супругу с обеих сторон. Им поклоняются вместе с Муруганом, и они получают подношения как часть его поклонения (см. Пуджа (индуизм) ). По вторникам соблюдается пост, чтобы умилостивить богинь-супруга. Фестивальные иконы Муругана, используемые во время храмовых праздничных шествий, обычно изображают его со своими супругами. [ 19 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. стр. 185–6. ISBN  978-0-8239-3179-8 .
  2. ^ Рао, Мекала С. Садхана: Жизнь с Богом . МЕКАЛА С РАО. п. 197.
  3. ^ Паттанаик, Девдатт (сентябрь 2000 г.). Богиня в Индии: пять ликов вечной женственности . Внутренние традиции / Медведь и компания с. 29. ISBN  978-0-89281-807-5 .
  4. ^ Клоти с. 214
  5. ^ Перейти обратно: а б Клоти стр. 79
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Рошен Далал (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Книги Пингвинов Индия. стр. 190, 251. ISBN.  978-0-14-341517-6 .
  7. ^ Махабхарата: Том 3 . Книги Пингвинов Индия. Июль 2012. с. 384. ИСБН  978-0-14-310015-7 .
  8. ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 213 . ISBN  0-8426-0822-2 .
  9. ^ Клоти, стр. 51–53.
  10. ^ Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета. 1993. стр. 93–6. ISBN  978-0-226-06456-7 .
  11. ^ Йоханнес Адрианус Бернардус Бютенен; ДЖАБ ван Бютенен (1981). Махабхарата, Том 2: Книга 2: Книга собрания; Книга 3: Книга Леса . Издательство Чикагского университета. п. 656. ИСБН  978-0-226-84664-4 .
  12. ^ Гурье, Говинд Садашив (1977). Индийская аккультурация: Агастья и Сканда . Популярные публикации. п. 174.
  13. ^ Клоти, стр. 83–84.
  14. ^ Хандельман, стр. 44–45.
  15. ^ Хандельман с. 55
  16. ^ Хандельман с. 56
  17. ^ Клоти с. 225
  18. ^ Перейти обратно: а б Клоти, стр. 64–5.
  19. ^ Перейти обратно: а б Дэниел Джиярадж (23 сентября 2004 г.). Генеалогия южноиндийских божеств: английский перевод оригинальной немецкой рукописи Бартоломеуса Цигенбальга с текстовым анализом и глоссарием . Рутледж. п. 88. ИСБН  1-134-28703-8 .
  20. ^ Баджпай, К.Д. (октябрь 2004 г.). Индийские нумизматические исследования . Публикации Абхинава. стр. 29–30. ISBN  978-81-7017-035-8 .
  21. ^ Перейти обратно: а б Клоти, стр. 84–85.
  22. ^ Хандельман с. 47
  23. ^ Клоти с. 142
  24. ^ Перейти обратно: а б Хандельман п. 46
  25. ^ Хандельман с. 52
  26. ^ Бхану стр. 5
  27. ^ Клоти, стр. 76, 125–6.
  28. ^ Клоти с. 76
  • Фред В. Клоти (1978). Многоликий Мурукан: история и значение южноиндийского бога . Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-90-279-7632-1 .
  • Дон Хандельман (2013). «Мифы о Муругане». Один Бог, две богини, три исследования южноиндийской космологии . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-25739-9 .
  • Бхану, Шарада (1997). Мифы и легенды Индии — Великие женщины . Ченнаи: Macmillan India Limited. ISBN  0-333-93076-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf43220440e48509407cd410b7f56988__1719299100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/88/bf43220440e48509407cd410b7f56988.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Devasena - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)