Нурхачи
Нурхачи Нурхачи | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хан Великого Цзинь | |||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||
Хан династии Поздняя Цзинь | |||||||||||||||||||||
Царствование | 17 февраля 1616 г. - 30 сентября 1626 г. | ||||||||||||||||||||
Преемник | Хун Тайцзи | ||||||||||||||||||||
Рожденный | (8 апреля, 38-й год правления Цзяцзин) Хэту Ала , Маньчжурия , Мин | 14 мая 1559 г. ||||||||||||||||||||
Умер | 30 сентября 1626 г. (11 августа, одиннадцатого года правления Тяньмина) Айджипу, Позже Джин | (67 лет) ||||||||||||||||||||
Похороны | |||||||||||||||||||||
Супруги | Консорт Юань
Консорт Джи
| ||||||||||||||||||||
Проблема | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Дом | Айсин-Джоро | ||||||||||||||||||||
Династия | Позже Джин | ||||||||||||||||||||
Отец | Такси | ||||||||||||||||||||
Мать | Императрица Сюань |
Нурхачи (14 мая 1559 г. - 30 сентября 1626 г.), также известный под своим храмовым именем как император Цин Тайцзу , был ханом-основателем династии чжурчжэнями , возглавляемой Поздняя Цзинь . [ 1 ]
Будучи лидером Дома Айсин-Гиоро , Нурхачи реорганизовал и объединил различные чжурчжэньские племена (позже « маньчжурские »), консолидировал военную систему Восьми Знамен и в конечном итоге начал нападения как на династии Мин , так и на династии Чосон . Его завоевание северо-восточного региона Ляодун династии Мин заложило основу для завоевания династии Мин его потомками, которые провозгласили династию Цин в 1636 году. Ему также обычно приписывают приказ о создании новой письменности для маньчжурского языка, основанной на Монгольское вертикальное письмо .
Имя и титулы
[ редактировать ]Нурхачи пишется как ᠨᡠᡵᡤᠠᠴᡳ на маньчжурском языке . Некоторые предполагают, что значение имени на маньчжурском языке — «шкура кабана». [ 2 ] Другое объяснение - «смелый человек, как кабан». [ 3 ] династии Цин, ему присвоено традиционное храмовое имя Тайцзу Считающийся отцом- основателем , которое традиционно присваивается основателям династий. Его имя также альтернативно пишется Нургачи , Нурхачи или Ну-эр-ха-чи (последнее из них просто транскрипция китайских иероглифов, используемых для написания его имени).
Нурхачи был последним вождем чжурчжэней и Цзяньчжоу первым ханом династии Поздняя Цзинь . Его титул хана в Маньчжурии был ᡤᡝᡵᡝᠨ
ᡤᡠᡵᡠᠨ ᠪᡝ
ᡠᠵᡳᡵᡝ
ᡤᡝᠩᡤᡳᠶᡝᠨ
ᡥᠠᠨ Герен гурун-бе уджире гэнгиен хан («блестящий хан, приносящий пользу всем народам»). Его эпохальное имя было Тяньмин ( китайский : 天命 ; Уэйд-Джайлс : Тянь-мин ; маньчжурский : ᠠᠪᡴᠠᡳ
ᡶᡠᠯᡳᠩᡤᠠ Абкай Фулингга ), по -монгольски « Тенгри -инь Сюлдету». Это означает « Мандат Небес ». В 1736 году ему было присвоено посмертное имя (см. информационный блок), сокращенная форма которого была «Император Гао». Китайский : 高皇帝 , маньчжурский : ᠠᠪᡴᠠᡳ
ᡶᡠᠯᡳᠩᡤᠠ Журнал Hūwangdi )
Ранний период жизни
[ редактировать ]Нурхачи родился в 1559 году. Будучи членом клана Гиоро племени реки Суксуху, Нурхачи также заявлял о своем происхождении от Ментему , чжурчжэньского вождя, жившего примерно двумя столетиями ранее. Молодой человек вырос солдатом в семье генерала династии Мин Ли Чэнляна в Фушуне , где он выучил китайский язык , официальный язык дворов. Нурхачи прочитал китайские романы «Роман трех королевств» и «Водные края», узнав из них все, что он знал о китайской военной и политической стратегии. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Он назвал свой клан Айсин Гиоро примерно в 1612 году, когда официально взошел на трон как хан династии Поздняя Цзинь.
Дед Нурхачи, Джоканга, был вождем чжурчжэней в Хету Ала, пользовавшимся покровительством Ли. [ 7 ] Он часто посещал рынок Фушуня в качестве руководителя официальной делегации и как минимум один раз сопровождал Ли в Пекин. [ 8 ] В 1582 году Никан Вайлань , конкурирующий вождь чжурчжэней, возглавил силы Мин для нападения на форт Гуре (古勒城, ныне в уезде Синьбинь ). Джоканга опасался за свою внучку, которая была замужем за Атаем, главой города. Он ворвался в город, взяв с собой отца Нурхачи Такси . В ходе завязавшегося боя Джоканга и Такси были убиты. [ 7 ]
Нурхачи стремился отомстить Никану Вайлану за смерть его отца и деда. Мин вернул останки его отца, предоставил ему торговые патенты и признал его преемником Джоканги. Однако требование Нурхачи о выдаче Никана Вайлана было отклонено. Поэтому Нурхачи начал расширять свою власть, начав только с тринадцати комплектов доспехов, унаследованных от его отца. [ 9 ] В 1584 году он напал на Никана Вайлана при Туруне. Никан Вайлань бежал в Эрхун, на который Нурхачи снова напал в 1587 году. Никан Вайлань на этот раз бежал на территорию Ли Чэнляна. Ли уступил и передал Никана Вайлана Нурхачи, который немедленно обезглавил Никана Вайлана.
В последующие годы Нурхачи постепенно наращивал свою силу и с 1583 по 1588 год подчинил основные племена и города Цзяньчжоу чжурчжэнь . [ 9 ] В то же время Нурхачи по-прежнему считал себя хранителем границы Мин и местным представителем императорской власти Мин. Он получил титул помощника главного комиссара в 1589 году и честь «генерала дракона-тигра» в 1595 году. Он укрепил свои отношения с Мин, лично возглавив несколько подчиненных миссий в Пекин, начиная с 1590 года. [ 10 ] и был замечен Мином как верный подданный. Его агрессивная тактика против других чжурчжэньских племен подпитывалась высоким статусом, который дал ему Мин. [ 11 ]
Объединение племен чжурчжэней
[ редактировать ]В 1593 году ехе призвали коалицию девяти племен: хада, ула, хойфа, монголов хорчина , сибе , гувалка, джушери, нэйен и самих йехе для нападения на чжурчжэней Цзяньчжоу. Коалиция потерпела поражение в битве при Гуре, и Нурхачи вышел победителем. [ 12 ]
С 1599 по 1618 год Нурхачи отправился в поход против четырех племен Хулуна . Он начал с нападения на Хада в 1599 году и завоевания их в 1603 году. Затем в 1607 году Хойфа также была завоевана со смертью ее бейле Байндари , после чего последовала экспедиция против Улы и ее бейле Буджантай в 1613 году и, наконец, Йехе и ее бейле. Гинтаиси в битве при Сарху в 1619 году. По мере расширения власти Нурхачи отношения с Мин также становились все более натянутыми. В 1608 году подданным Мин было запрещено обрабатывать землю или собирать женьшень , один из основных экспортных продуктов чжурчжэней, в пределах границ Нурхачи. [ 13 ]
В 1599 году Нурхачи дал двум своим переводчикам, Эрдени Бакси («Учитель драгоценностей» на монгольском языке) и Дахай Джаргучи, [ 14 ] задача создания маньчжурского алфавита путем адаптации монгольской письменности . Дахай был описан с учетом его происхождения из долины Ляо и его этнической принадлежности как ханьского китайца в корейской книге «Нанджунг чамнок; Сок чамнок» (亂中雜錄) Чо Кён Нама (趙慶南) (1570-1641), корейского чиновника и ученый, что противоречит текстам Цин, в которых говорится, что его клан - Джолка. В текстах Цин говорится, что семья Дахау жила недалеко от Фушуня в регионе Джолка. [ 15 ]
В 1606 году монголы пожаловали ему титул Кундулун-хана.
В 1616 году Нурхачи объявил себя ханом и основал династию Цзинь ( айсин гурун ), часто называемую Поздним Цзинь в связи с наследием ранней чжурчжэньской династии Цзинь XII века. «Поздний Цзинь» был переименован в «Цин» его сыном Хун Тайцзи после его смерти в 1626 году, однако Нурхачи обычно называют основателем династии Цин.
Чтобы помочь с вновь организованной администрацией, пять его доверенных товарищей были назначены его главными советниками: Анфиянгу , Эйду , Хурхан, Фиондон и Хохори.
Только после того, как он стал ханом, он наконец объединил Ула (клан своей супруги леди Абахай , упомянутый ниже) и Йехе, клан своей супруги Монгго Джерджер .
Нурхачи решил по-разному подчеркнуть различия или сходства в образе жизни с другими народами, такими как монголы, по политическим причинам. [ 16 ] Нурхачи сказал монголам, что «Языки китайцев и корейцев разные, но одежда и образ жизни у них одни и те же. То же самое и с нами, маньчжурами (чжурчжэнями) и монголами. Наши языки разные, но наша одежда и образ жизни тот же». Позже Нурхачи указал, что связь с монголами не была основана на какой-либо реальной общей культуре, а скорее по прагматическим причинам «взаимного оппортунизма», когда он сказал монголам: «Вы, монголы, разводите скот, едите мясо и носите шкуры. люди обрабатывают поля и живут зерном. Мы не одна страна, и у нас разные языки». [ 17 ]
Когда Нурхачи реорганизовали чжурчжэней в Восемь Знамен, многие маньчжурские кланы были созданы искусственно, когда группа неродственных людей основала новый маньчжурский клан (мукун), используя название географического происхождения, такое как топоним для их хала (название клана). [ 18 ] Нарушения в отношении происхождения чжурчжэней и маньчжурских кланов привели к тому, что Цин попытался задокументировать и систематизировать создание историй маньчжурских кланов, включая создание целой легенды о происхождении клана Айсин Гиоро, взяв мифологию с северо-востока. [ 19 ]
Вторжение династии Мин
[ редактировать ]
В 1618 году Нурхачи заказал документ под названием « Семь жалоб» , в котором он перечислил семь проблем правления Мин и начал восстание против господства династии Мин . Большинство жалоб касалось конфликтов против Ехе и фаворитизма Мин в отношении Ехе.
Нурхачи провел множество успешных сражений против династий Мин, династии Северный Юань , династии Чосон и других кланов чжурчжэней, значительно расширив территорию, находящуюся под его контролем.
Первыми столицами династии Поздняя Цзинь, основанной Нурхачи, были Фе Ала и Хэту Ала. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Многие этнические ханьцы участвовали в строительстве Хэту Ала. [ 25 ]
Перебежчики со стороны Мин сыграли огромную роль в цинском завоевании Мин . Генералы династии Мин, перешедшие на сторону маньчжур, часто были женаты на женщинах из клана Айсин Гиоро, в то время как перебежчикам более низкого ранга давали в жены неимперских маньчжурских женщин. Нурхачи устроил брак между одной из своих внучек и генералом Мин Ли Юнфаном ( 李永芳 ) после того, как Ли сдал Фушунь в Ляонине маньчжурам в 1618 году в результате битвы при Фушуне . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Дочь его сына Абатая была замужем за Ли Юнфаном. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] Потомок Ли получил титул «Виконт третьего класса» ( 三等子爵 ; sān děng zǐjué ). [ 35 ] Ли Юнфан был прапрапрадедом Ли Шияо ( 李侍堯 ). [ 36 ] [ 37 ]

Ханьский военнопленный Гун Чжэнлу (Оной) был назначен инструктировать сыновей Нурхачи и получил в дар от Нурхачи рабов, жен и место жительства после того, как Нурхачи отклонил предложения оплаты за его возвращение родственникам. [ 38 ]
Нурхачи обращался с Хань в Ляодуне по-разному в зависимости от того, сколько зерна у них было: с теми, у кого было меньше 5–7 грехов, обращались плохо, а с теми, у кого было больше этого количества, награждали собственностью. Из-за восстания Хань в Ляодуне в 1623 году Нурхачи, который ранее давал уступки покоренным ханьским подданным в Ляодуне, восстал против них и приказал больше им не доверять, а также провел дискриминационную политику и убийства против них, одновременно приказав Хань, который ассимилировал к чжурчжэням (в Цзилине) до 1619 года относились так же, как к чжурчжэням, а не как к завоеванным ханьцам в Ляодуне.
К маю 1621 года Нурхачи завоевал города Ляоян и Шэньян . В апреле 1625 года он назначил Шэньян новой столицей, которая сохраняла этот статус до цинского завоевания Мин в 1644 году. [ 24 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]
В 1626 году Нурхачи потерпел поражение от генерала династии Мин Юань Чунхуаня в битве при Нинъюань , что стало первым серьезным военным поражением в его жизни. Во время этого боя Нурхачи был ранен португальскими артиллеристами из пушек, изготовленных в Макао и размещенных в армии Юаня. [ 39 ] Не сумев восстановиться ни физически, ни морально, Нурхачи умер от ран два дня спустя в Айджипу (靉雞堡; современная деревня Даайджинпу, городок Дицзя, район Юхун , Шэньян ) 30 сентября 1626 года в возрасте 67 лет. Его могила, Мавзолей Фу ( китайский : 福 陵 ; пиньинь : Фулин ), расположена к востоку от Шэньяна.
Среди наиболее значительных вкладов, оставленных Нурхачи своим потомкам, было создание Восемь Знамен , которые в конечном итоге составили основу вооруженных сил, доминировавших в Империи Цин. Статус Баннеров не сильно изменился ни при жизни Нурхачи, ни в последующие годы правления, оставаясь в основном под контролем королевской семьи. Два элитных «Желтых знамени» постоянно находились под контролем Нурхачи. Два Голубых знамени контролировались братом Нурхачи Шурхачи до его смерти, после чего Синие знамена были переданы двум сыновьям Шурхачи, Чиурхачи и Амину. Старший сын Нурхачи, Куйен , контролировал Белое Знамя большую часть правления своего отца, пока не восстал. Затем Белое знамя с каймой было передано внуку Нурхачи, а простое белое - его восьмому сыну и наследнику Хун Тайцзи . Однако к концу правления Нурхачи Хун Тайцзи контролировал оба Белых Знамени. Наконец, Красным Знаменем руководил второй сын Нурхаци Дайшан . Позже, во время правления Нурхачи, Красное знамя с каймой было передано его сыну. Дайшан и его сын продолжали держать два Красных Знамени вплоть до конца правления Хун Тайцзи.

Детали преемственности Хун Тайцзи на посту хана династии Поздняя Цзинь неясны. [ 40 ] Когда он умер в конце 1626 года, Нурхачи не назначил наследника; вместо этого он призвал своих сыновей править коллегиально. [ 41 ] Трое его сыновей и племянник были «четырьмя старшими бейлями»: Дайшан (43 года), Амин (сын брата Нурхачи Шурхачи ; 40 или 41 год), Мангултай (38 или 39 лет) и сам Хун Тайцзи (33 года). [ 42 ] На следующий день после смерти Нурхачи они вынудили его первую супругу леди Абахай (1590–1626), родившую ему трех сыновей: Аджиге , Доргона и Додо , покончить жизнь самоубийством, чтобы сопровождать его в смерти. [ 43 ] Этот жест заставил некоторых историков заподозрить, что Нурхачи на самом деле назначил пятнадцатилетнего Доргона своим преемником, а Дайшана - регентом. [ 44 ] Заставив мать Доргона покончить с собой, принцы лишили Доргона прочной базы поддержки. Причина, по которой такая интрига была необходима, заключалась в том, что Нурхачи оставил два элитных Желтых Знамени Доргону и Додо, сыновьям госпожи Абахай. Хун Тайцзи обменял контроль над двумя своими Белыми Знаменами на контроль над двумя Желтыми Знаменами, перенеся их влияние и власть от своих молодых братьев на себя. [ нужна ссылка ]
Согласно более поздним воспоминаниям Хун Тайцзи, Амин и другой бейле были готовы принять Хун Тайцзи в качестве хана, но тогда Амин хотел бы уйти со своим Синим знаменем с каймой, угрожая распустить объединение чжурчжэней Нурхачи . [ 45 ] В конце концов, старший Дайшан нашел компромисс, который позволил Хун Тайцзи стать ханом, но почти равным трем другим старшим бейлям. [ 46 ] Хун Тайцзи в конечном итоге нашел способы стать бесспорным лидером.
Изменение названия с чжурчжэней на маньчжурское Хун Тайцзи было сделано для того, чтобы скрыть тот факт, что предки маньчжуров, цзяньчжоуские чжурчжэни, находились под властью китайцев. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] Династия Цин тщательно спрятала два оригинальных издания книг « Цин Тайцзу У Хуанди Шилу » и « Маньчжоу Шилу Ту » (Тайцзу Шихлу Ту) во дворце Цин, запрещенные для публичного просмотра, поскольку они показали, что маньчжурская семья Айсин Гиоро правила династия Мин. [ 24 ] [ 50 ] В период Мин корейцы Чосона называли населенные чжурчжэнями земли к северу от Корейского полуострова, выше рек Ялу и Тюмень, частью Минского Китая, которую они называли «высшей страной» (сангук). [ 51 ]
Переводы китайских текстов
[ редактировать ]Первыми маньчжурскими переводами китайских произведений были « Шесть тайных учений» ( 六韜 ), «Сушу 素書» и «Три стратегии Хуан Шигуна» ( 三略 ), все китайские военные тексты, посвященные военному искусству из-за маньчжурского интереса к этой теме. , как работа Сунь-Цзы «Искусство войны» . [ 52 ] [ 53 ] Тексты военной тематики, которые были переведены на маньчжурский язык с китайского, были переведены Дахаем. [ 54 ]
Маньчжурские переводы китайских текстов включали уголовный кодекс Мин, а военные тексты были выполнены Дахаем. [ 55 ] Эти переводы были запрошены Нурхачи у Дахая. [ 56 ] Военный текст «Вузи» был переведен на маньчжурский язык вместе с «Искусством войны» . [ 57 ]
Классические тексты по китайской истории, китайскому праву и китайской военной теории были переведены на маньчжурский язык во время правления Хун Тайцзи в Мукдене (ныне Шэньян ), при этом маньчжуры придавали большое значение китайским текстам, связанным с военными и государственными делами. [ 58 ] Был сделан маньчжурский перевод романа на военную тематику «Роман о трёх королевствах» . [ 59 ] [ 60 ] Китайская литература, военная теория и юридические тексты были переведены на маньчжурский язык Дахаем и Эрдэни. [ 61 ] Переводы были заказаны в 1629 году. [ 62 ]
Перевод военных текстов «Сушу» и «Три стратегии Хуан Шигуна» и «Дамин Хуэйдянь» ( 大明會典 ), выполненный Дахаем, был заказан Нурхаци. [ 63 ] составляли в основном административные и этические рекомендации Хотя большую часть Трех стратегий Хуан Шигуна и Сушу , военная наука действительно содержалась в Шести тайных учениях , а китайские военные руководства охотно переводились маньчжурами. Их также привлекло военное содержание «Романа о трёх королевствах» , поэтому его перевели. [ 64 ] «Искусство войны» было переведено на маньчжурский язык как ᠴᠣᠣᡥᠠᡳ
ᠪᠠᡳᡨᠠ
ᠪᡝ
ᡤᡳᠰᡠᡵᡝᠩᡤᡝ Абкай: Я не знаю, что делать, [ 65 ] Мёллендорф : Кухай Байта Бе Гисуренгге, Беседы о военном искусстве. [ 66 ] Другой более поздний маньчжурский перевод был сделан Айсином Гиоро Циином. [ 67 ]
Первоисточники
[ редактировать ]Информацию о Нурхачи можно найти в более поздних пропагандистских работах, таких как Manchu Veritable Records ( китайский : 滿洲實錄 ; пиньинь : Mǎnzhōu Shílù ; маньчжурский : ᠮᠠᠨᠵᡠ ᡳ
ᠶᠠᡵᡤᡳᠶᠠᠨ
ᡴᠣᠣᠯᡳ , Мёллендорф : манджу-и яргиян кули). Также доступны хорошие современные источники. Например, много материалов о восхождении Нурхачи сохранилось в корейских источниках, таких как « Истинные записи династии Чосон» ( китайский : 朝鮮王朝實錄 ), особенно « Сонджо Силлок» и « Кванхэгун Ильги» . Действительно, запись о поездке Син Чон Ира в Цзяньчжоу сохранилась в « Сонджо Силлок» .
Цзю Маньчжоу Данг времен правления Нурхачи также сохранился. Переработанная транскрипция этих записей (с добавлением к тексту точек и кружков) была заказана императором Цяньлуном . Это было переведено на японский язык под названием Manbun roto и на китайский язык под названием Manwen Laodang ( китайский : 满文老檔 ). Проект есть или был (по состоянию на 2006 г. [ 68 ] ) в Гарвардском университете переведут их на английский язык под названием «Староманьчжурские хроники» . [ 69 ]
Внешний вид
[ редактировать ]По словам корейских послов, Нурхачи был физически сильным человеком с длинным и суровым лицом и большим прямым носом. Как и большинство других маньчжурских мужчин, он сбрил большую часть волос на лице и оставил только усы . [ нужна ссылка ]
Семья
[ редактировать ]Основной супруг
- Супруга Юань (元 императорская наложница) из клана Тунгия (彟佳士; 1560–1592), личное имя Хахана Джасинг (哈娜泽青)
- Нэньчжэ , принцесса Дуаньчжуан первого ранга, 8 апреля 1578 — август/сентябрь 1652, первая дочь
- Женился на Хохори (何和禮; 1561–1624) из маньчжурского клана Дунго в 1588 году, имел проблему (два сына).
- Цуйен (蚚英), принц Гуанлюэ третьего ранга (广leubeile; 1580-14 октября 1615), первый сын
- Дайшан , принц Лили первого ранга (李 Lie Prince; 19 августа 1583 — 25 ноября 1648), второй сын
- Нэньчжэ , принцесса Дуаньчжуан первого ранга, 8 апреля 1578 — август/сентябрь 1652, первая дочь
- Супруга Цзи (старшая наложница) из клана Фука (клан Фука; ? – 1620), личное имя Гундэй (衮代)
- Мангултай , принц третьего ранга (Бейлор; 1587 – 11 января 1633), пятый сын
- Мангуджи (莽古濟; 1590 – январь/февраль 1636), третья дочь
- Женился на Ургудае из маньчжурского клана Хада-Нара в феврале/марте.
- Женился на Содном Дюгуренг (索諾木杜棱; ? – 1644) из клана Аохан Борджигин в 1627 году.
- Дегелей , принц третьего ранга (Бейлор; 10 января 1597 — 11 ноября 1635), 10-й сын
- Императрица Сяоцигао (Empress Xiaocigao) из клана Йехе-Нара (клан Йехе-Нара; 1575 – 31 октября 1603), личное имя Монго Джерджер (Мэнгугу Чжежэ)
- Хун Тайцзи (黄太极), император Тайцзун (太宗; 28 ноября 1592 - 21 сентября 1643), восьмой сын
- Императрица Сяолеву из рода Ула-Нара (1590 – 1 октября 1626), личное Абахай. имя
- Аджиге , принц Ин первого ранга (принц Англии; 28 августа 1605 — 28 ноября 1651), 12-й сын
- Доргон (Доргон), принц Жуйчжун первого ранга (принц Жуйчжун; 17 ноября 1612 - 31 декабря 1650), 14-й сын
- Додо , принц Ютун первого ранга (Prince Yutong; 2 апреля 1614 — 29 апреля 1649), 15-й сын
Вторичный супруг
- Супруга Шукан (生康妃) из клана Хорчин Борджигин (клан борджиджит; 1599 - 21 января 1666)
- Вторичная супруга клана Хада-Нара , личное имя Амин Джерджер.
- Вторичная супруга клана -Гиоро. Ирген
- Яньчжэ , принцесса второго ранга (принцесса Хэшуо; 1587 — август/сентябрь 1646), вторая дочь
- Женат на Йилаке (Введение)
- Женат на Дархане (達爾漢; 1590–1644) из маньчжурского клана Гороло .
- Абатай , принц Раоюмин первого ранга (принц Рао Юмин; 27 июля 1589 — 10 мая 1646), седьмой сын
- Яньчжэ , принцесса второго ранга (принцесса Хэшуо; 1587 — август/сентябрь 1646), вторая дочь
- Вторичная супруга клана Йехе-Нара , личное Нанакун. имя
- Сонггуту (松古图), принцесса второго ранга (принцесса Хэшуо; 28 декабря 1612 г. - март / апрель 1646 г.), восьмая дочь
- Женился на Гюрбуши (古爾ふ什; ? – 1661) из рода Халха Борджигин 22 февраля 1625 г.
- Сонггуту (松古图), принцесса второго ранга (принцесса Хэшуо; 28 декабря 1612 г. - март / апрель 1646 г.), восьмая дочь
- Вторичный супруг рода Хорчин Борджигин (род Борджигин; ? – март/апрель 1644 г.)
Наложница
- Хозяйка клана Джугия
- Абай (Абай), герцог Циньминь первого ранга (Чжэньго Циньминь Гун; 8 сентября 1585 — 14 марта 1648), третий сын
- Хозяйка клана Ниохуру
- Тангудай (唐古), генерал Кеджи первого ранга (正国 Генерал Кеджи; 24 декабря 1585 - 3 ноября 1640), четвертый сын
- Табай (太白), герцог Цехоу второго ранга (富国悫浩公; 2 апреля 1589 - 6 сентября 1639), шестой сын
- Хозяйка клана Гиямухут-Гиоро, личное Женгэ. имя
- Бабутай (Бабутай), герцог Кэси первого ранга (Чжэньго Кэси Гун; 13 декабря 1592 - 27 февраля 1655), девятый сын
- Мукушен , принцесса второго ранга (принцесса Хэшуо; 1595 — июнь/июль 1659), четвертая дочь
- Женился на Буджантае (布佔泰; ? – 1618) из маньчжурского клана Ула-Нара в 1608 году и имел детей (трое сыновей).
- Женился на Эйду (額亦都; 1562–1622) из маньчжурского клана Ниохуру , имел проблемы (два сына, одна дочь).
- Женился на Тургее (圖爾格; 1594–1645) из маньчжурского клана Ниохуру .
- Бабухай , генерал первого ранга (正国Генерал; 15 января 1597 — сентябрь/октябрь 1643), 11-й сын
- Пятая дочь (1597–1613)
- Женился на Даки (達啟) из маньчжурского клана Ниохуру в 1608 году.
- Шестая дочь (1600 – октябрь/ноябрь 1646 г.)
- Женился на Суне (蘇納; ? – 1648) из маньчжурского клана Ехе-Нара в 1613 году, имел проблему (1 сын).
- Хозяйка клана -Гиоро. Ирген
- Леди третьего ранга (鄉君; 8 апреля 1604 г. - июль / август 1685 г.), седьмая дочь
- Женился на Эжаи (鄂札伊; ? – 1641) из маньчжурского клана Нара в ноябре/декабре 1619 года.
- Леди третьего ранга (鄉君; 8 апреля 1604 г. - июль / август 1685 г.), седьмая дочь
- Хозяйка клана -Гиоро. Сирин
- Лаймбу (Лай Мубу), герцог Цзечжи второго ранга (戥国杰智公; 26 января 1612 - 23 июня 1646), 13-й сын
- Хозяйка , личное Дайинжа имя
- Фиянгу (английский; октябрь/ноябрь 1620–1640), 16-й сын
Родословная
[ редактировать ]Сибеочи Фианггу | |||||||||||||||||||
Они курят | |||||||||||||||||||
Джоканга (1526–1583) | |||||||||||||||||||
Дулиджи | |||||||||||||||||||
Императрица Чжи | |||||||||||||||||||
Такси (1543–1583) | |||||||||||||||||||
Императрица Йи | |||||||||||||||||||
Нурхачи (1559–1626) | |||||||||||||||||||
Дулиджи | |||||||||||||||||||
Баскетбольная площадка | |||||||||||||||||||
Агу | |||||||||||||||||||
Императрица Сюань (ум. 1569) | |||||||||||||||||||
В популярной культуре
[ редактировать ]- В первой сцене фильма 1984 года «Индиана Джонс и Храм Судьбы» Индиана Джонс обменивает останки Нурхачи (содержащиеся в маленькой богато украшенной нефритовой урне ) на бриллиант, принадлежащий шанхайскому бандиту Лао Че. В новеллизации фильма Лао Че утверждал, что является потомком Нурхачи.
- Телесериал 2005 года Тайдзу Миши был посвящен жизни Нурхачи. Его сыграл Стив Ма .
- Нурхачи сыграл Цзин Ганшань в телесериале 2017 года « Прави миром» .
Наука
[ редактировать ]Род Nurhachius , птеродактилоидный птерозавр, назван в честь Нурхаци.
См. также
[ редактировать ]
- Генеалогическое древо китайских императоров (позднее)
- Даругачи
- Ли Чэнлян
- Цинское завоевание Мин
- Список претендентов на Будду
Ссылки
[ редактировать ]- ^ _Бо, Жэнь Цзи_. Процветающая эпоха династии Цин (на китайском языке).
- ^ Так-синг, Кам (1999). «Латинизация ранних маньчжурских царственных имен» . Студия Ориенталия . 87 : 133–148.
- ^ «Что означает имя Нурхачи на китайском языке» , 8 июля 2020 г.
- ^ Паркер, Джеффри (2013). Глобальный кризис: война, климат и катастрофа в семнадцатом веке (иллюстрированное издание). Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300189193 .
- ^ Своп, Кеннет М. (2014). Военный крах китайской династии Мин, 1618–1644 гг. (Иллюстрированный ред.). Рутледж. п. 16. ISBN 978-1134462094 .
- ^ Майр, Виктор Х.; Чен, Санпин; Вуд, Фрэнсис (2013). Жизни китайцев: люди, создавшие цивилизацию (иллюстрированное издание). Темза и Гудзон. ISBN 978-0500771471 .
- ^ Jump up to: а б Ли 2002 , с. 25.
- ^ Кроссли 1997 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Ли 2002 , стр. 27–29.
- ^ Ли 2002 , стр. 29–30.
- ^ Джерр 2017 , с. 152.
- ^ Наранго 2014 , с. 24.
- ^ Ли 2002 , с. 31.
- ^ Мацумура Цзюнь, стр.131 Пересмотр истории основания династии Цин «Пересмотр истории основания династии Цин» (на японском языке)
- ^ Хуан, Пей (1990). «Новый свет на происхождение маньчжуров» . Гарвардский журнал азиатских исследований . 50 (1): 269. дои : 10.2307/2719229 . JSTOR 2719229 . Архивировано из оригинала 07 августа 2020 г. Проверено 5 ноября 2020 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Пердью, Питер С. (2009). Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии . Издательство Гарвардского университета. п. 127. ИСБН 978-0-674-04202-5 .
- ^ Кембриджская история Китая: Pt. 1; Империя Цин до 1800 года . Издательство Кембриджского университета. 2002. с. 31. ISBN 978-0-521-24334-6 .
- ^ Снит, Дэвид (2007). Безголовое государство: аристократические ордена, общество родства и искажения фактов о кочевой Внутренней Азии (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. стр. 99–100. ISBN 978-0231511674 .
- ^ Кроссли, Памела Кайл (1991). Воины-сироты: три маньчжурских поколения и конец мира Цин (иллюстрировано, переиздание). Издательство Принстонского университета. п. 33. ISBN 0691008779 .
- ^ Фредерик Э. Уэйкман (1985). Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 45–. ISBN 978-0-520-04804-1 .
- ^ Гертрауда Рот Ли (2010). Маньчжурия: Учебник по чтению документов . Центр ресурсов Natl Foreign LG. стр. 285–. ISBN 978-0-9800459-5-6 .
- ^ Джонатан Д. Спенс; Джон Э. Уиллс-младший (1979). От Мин к Цин: завоевание, регион и преемственность в Китае семнадцатого века . Издательство Йельского университета. стр. 35–. ISBN 978-0-300-02672-6 .
- ^ Марк К. Эллиотт (2001). Маньчжурский путь: восемь знамен и этническая идентичность в позднеимперском Китае . Издательство Стэнфордского университета. стр. 54–. ISBN 978-0-8047-4684-7 .
- ^ Jump up to: а б с Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .
- ^ Фредерик Э. Уэйкман (1985). Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 47–. ISBN 978-0-520-04804-1 .
- ^ Энн Уолтхолл (2008). Слуги династии: дворцовые женщины в мировой истории . Издательство Калифорнийского университета. стр. 148–. ISBN 978-0-520-25444-2 .
- ^ Уэйкман, Фредерик (1977). Падение императорского Китая . Саймон и Шустер. стр. 79–. ISBN 978-0-02-933680-9 .
- ^ Кеннет М. Своп (2014). Военный крах китайской династии Мин, 1618-44 гг . Рутледж. стр. 13–. ISBN 978-1-134-46209-4 .
- ^ Фредерик Э. Уэйкман (1985). Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 61–. ISBN 978-0-520-04804-1 .
- ^ Марк К. Эллиотт (2001). Маньчжурский путь: восемь знамен и этническая идентичность в позднеимперском Китае . Издательство Стэнфордского университета. стр. 76–. ISBN 978-0-8047-4684-7 .
- ^ «Представление потомков генерала Ли Юнфана Ли Юнфана» [Представление потомков генерала Ли Юнфана Ли Юнфана] www.lishiquwen.com (на китайском языке). Архивировано из оригинала 03 декабря г. 2016 -06-30 .
- ^ Цао Дэцюань (22 марта 2014 г.). «Первая сдача золота после династии Мин Ли Юнфана» [Первая сдача золота после династии Мин Ли Юнфана] (на китайском языке. Архивировано из оригинала 2016 г.) . 07. Проверено 30 июня 2016 г.
- ^ «Что Ли Сюньсянь, первый генерал династии Мин, сдавшийся династии Цин, использовал в пользу Юнфана?» [Что Ли Сюньсянь, первый генерал династии Мин, сдавшийся династии Цин, использовал в пользу Юнфана? ?]. Сеть истории Китая (на китайском языке). Архивировано из оригинала 07.10.2016 . Проверено 30.06.2016 .
- ^ «Что случилось с первым генералом династии Мин, который сдался династии Цин? »
- ^ Эвелин С. Равски (1998). Последние императоры: социальная история имперских институтов Цин . Издательство Калифорнийского университета. стр. 72– . ISBN 978-0-520-92679-0 .
- ^ Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .
- ^ «Ли Фэнъяо (? – 1789) был членом Знамени Сянхуан армии Хань. Он был четвертым внуком Ли Юнфана, второго дяди, и министром династии Цин. Его отцом был Юань Лян, Шаншу из династии Цин. Министерство правительства, посмертный титул Цинке и младший брат Ли Шияо. Он стал чиновником» . Архивировано из оригинала 7 октября 2016 г.
- ^ Памела Кайл Кроссли (2000). Полупрозрачное зеркало: история и идентичность в имперской идеологии Цин . Издательство Калифорнийского университета. стр. 101–. ISBN 978-0-520-92884-8 .
- ^ Боксер, CR (Чарльз Ральф) (1937). Португальские военные экспедиции в помощь минам против маньчжуров, 1621-1647 гг . Библиотеки Университета Дьюка. Макао, Китай, салезианская типографская школа.
- ^ Ли 2002 , с. 52.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 157.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 158.
- ^ Ли 2002 , с. 51.
- ^ Ли 2002 , с. 52, примечание 127, цитируется Фукс 1935 .
- ^ Уэйкман 1985 , стр. 158–160.
- ^ Уэйкман 1985 , с. 160.
- ^ Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .
- ^ Гроссник, Рой А. (1972). Ранняя маньчжурская вербовка китайских учёных-чиновников . Университет Висконсина – Мэдисон. п. 10.
- ^ Тилль, Барри (2004). Маньчжурская эпоха (1644-1912): искусство последней императорской династии Китая . Художественная галерея Большой Виктории. п. 5. ISBN 9780888852168 .
- ^ Августан, тома 17–20 . Августовское общество. 1975. с. 34.
- ^ Ким, Сун Джу (2011). Северный регион Кореи: история, идентичность и культура . Вашингтонский университет Press. п. 19. ISBN 978-0295802176 .
- ^ Ранний Китай . Общество изучения раннего Китая. 1975. с. 53.
- ^ Даррант, Стивен (1977). «Маньчжурские переводы текстов династии Чжоу». Ранний Китай . 3 : 53. дои : 10.1017/S0362502800006623 . JSTOR 23351361 . S2CID 191822020 .
- ^ Чан, Син-вай (2009). Хронология перевода в Китае и на Западе: от легендарного периода до 2004 года . Издательство Китайского университета. п. 60. ИСБН 978-962-996-355-2 .
- ^ Пердью, Питер С. (2009). Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии . Издательство Гарвардского университета. п. 122. ИСБН 978-0-674-04202-5 .
- ^ Уэйкман 1985 , с. 44 .
- ^ Ранний Китай . Общество изучения раннего Китая. 1977. с. 53.
- ^ Лосось, Клодин (2013). Литературные миграции: традиционная китайская художественная литература в Азии (17–20 века) . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 94. ИСБН 978-981-4414-32-6 .
- ^ Чиу, Елена Сует-Ин (2017). Сказки Баннермена (Зидишу): маньчжурские повествования и культурная гибридность в династии Цин . Гарвардский университет, Азиатский центр. п. 25. ISBN 978-0-674-97519-4 .
- ^ Уэст, Эндрю . «Текстовая история Санго Яньи: маньчжурский перевод » Получено 11 октября.
- ^ Хаммел, Артур В. старший (1991). Выдающиеся китайцы периода Цин: 1644-1912 гг . СМК изд. п. VI. ISBN 978-957-638-066-2 .
- ^ 1855 , с. 36 .
- ^ Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .
- ^ Даррант, Стивен (октябрь 1979 г.). «Китайско-маньчжурские переводы при Мукденском дворе». Журнал Американского восточного общества . 99 (4): 653–661. дои : 10.2307/601450 . JSTOR 601450 .
- ^ 1855 , с. 39 .
- ^ Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии. Северо-Китайский филиал, Шанхай (1890 г.). Журнал Северо-Китайского отделения Королевского азиатского общества . Келли и Уолш. п. 40.
- ^ Виктор Х. Майр (февраль 2008 г.). « Военные методы : Vade Mecum для иконоборческого перевода Сунь Цзы Бинфа » (PDF) . Дино-Платонические статьи . п. 82. Номер 178.
- ^ «Староманьчжурские хроники» . Группа маньчжурских исследований . 08.11.2012 . Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ «Маньчжурские исследования в Гарварде» . сайты.fas.harvard.edu . Архивировано из оригинала 13 октября 2016 г. Проверено 27 сентября 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Кроссли, Памела Кайл (1997). Маньчжуры . Оксфорд: Издательство Блэквелл. ISBN 9780631235910 .
- Фукс, Вальтер (1935), «Смерть императрицы Абахай в 1626 году: вклад в вопрос о жертвенной смерти среди маньчжуров]», Monumenta Serica , 1 (1): 71–81, doi : 10.1080/02549948.1935.11744911 .
- Ко, Шоу-пин Ву (1855). Перевод (А. Уайли) Цин ван кэ мунг, китайской грамматики маньчжурского татарского языка (Ву Ких Шоу-пин, редакция и редакция Чинг Мин-юэнь Пей-хо) с вт. заметки о маньчжурской литературе .
Перевод Цин ван кэ мунг, китайской грамматики маньчжурского татарского языка (PDF) . Шанхэ: Лондонская миссионерская пресса. 1855. Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2014 г. Проверено 19 августа 2016 г. - Нарангоа, Ли (2014). Исторический атлас Северо-Восточной Азии, 1590-2010: Корея, Маньчжурия, Монголия, Восточная Сибирь . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231160704 .
- Ли, Гертрауда Рот (2002), «Государственное строительство до 1644 года», в Петерсоне, Уилларде Дж. (редактор), Кембриджская история Китая, Vol. 9, Часть 1: Династия Цин до 1800 года , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 9–72, ISBN. 0-521-24334-3 .
- Пердью, Питер С. (2009). Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии (переиздание). Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674042025 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Петерсон, Уиллард Дж. (2002). Кембриджская история Китая от династии Цин до 1800 года . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-24334-3 .
- Уэйкман, Фредерик (1985). Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века . Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-04804-1 . В двух томах.
- Джерр, Николь (2017). Леса суверенитета: глобальные и эстетические перспективы истории концепции . Издательство Колумбийского университета.
- Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .