Хусейн-Али Монтазери
Хусейн-Али Монтазери | |
---|---|
Заместитель Верховного лидера Ирана | |
В офисе 10 ноября 1985 г. - 13 марта 1989 г. | |
Верховный лидер | Рухолла Хомейни |
Имам пятничной молитвы Тегерана | |
В офисе 12 сентября 1979 г. - 14 января 1980 г. | |
Назначен | Рухолла Хомейни |
Предшественник | Махмуд Талегани |
Преемник | Али Хаменеи |
Председатель Ассамблеи экспертов по Конституции | |
В офисе 19 августа 1979 г. - 15 ноября 1979 г. | |
Предшественник | Позиция создана |
Преемник | Должность упразднена |
Член Ассамблеи экспертов по Конституции | |
В офисе 15 августа 1979 г. - 15 ноября 1979 г. | |
избирательный округ | Тегеранская провинция |
Большинство | 1,672,980 (66.24%) |
Личные данные | |
Рожденный | Наджафабад , величественное государство Персии | 24 сентября 1922 г.
Умер | 19 декабря 2009 г. Кум , Иран | (87 лет)
Место отдыха | Храм Фатимы Масуме |
Национальность | Иранский |
Политическая партия | Общество преподавателей семинарии Кума |
Супруг |
Мах-Султан Раббани
|
Дети | 7, включая Мохаммеда Монтазери |
Веб-сайт | https://amontazeri.com/ |
Персональный | |
Религия | ислам |
Номинал | Двенадцать шиитов |
Школа | Джафари |
Основной интерес(и) | Фикх , Ирфан , Исламская философия , Исламская этика , Хадисы |
Известная идея (ы) | Опека исламского юриста , исламская демократия |
Альма-матер | Кумская семинария |
Мусульманский лидер | |
Учитель | Сейед Хосейн Боруджерди Рухолла Хомейни |
Студенты | |
Почта | Кумская семинария Семинария Фейзие |
Великий аятолла Хусейн-Али Монтазери [ 1 ] [ 2 ] ( персидский : Хосейн Али Монтазери [hosei̯næˈliː-e montæzeˈɾiː] ; 24 сентября 1922 г. [ 3 ] [ 4 ] — 19 декабря 2009) — иранский шиитский исламский богослов , защитник исламской демократии , писатель и правозащитник . Он был одним из лидеров иранской революции и одним из самых высокопоставленных авторитетов в шиитском исламе . [ 5 ] революции Когда-то он был назначенным преемником Верховного лидера аятоллы Хомейни , но в 1989 году они поссорились из-за политики правительства, которая, по утверждению Монтазери, ущемляла свободу людей и лишала их прав, особенно после массовой казни политических заключенных в 1988 году . Монтазери провел свои последние годы в Куме и оставался политически влиятельным в Иране, но в 1997 году был помещен под домашний арест за сомнение в «безответственном правлении, осуществляемом верховным лидером». [ 6 ] Али Хаменеи , сменивший на этом посту Хомейни. Он был известен как самый знающий старший исламский ученый в Иране. [ 7 ] и великая марджа (религиозный авторитет) шиитского ислама. Говорят, что аятолла Монтазери был одним из учителей Хаменеи. [ 7 ]
На протяжении более двух десятилетий Хусейн-Али Монтазери был одним из главных критиков внутренней и внешней политики Исламской Республики. Он также был активным защитником бахаи прав , гражданских прав и прав женщин в Иране . Монтазери был плодовитым автором книг и статей. Он был убежденным сторонником исламского государства и утверждал, что послереволюционный Иран не управлялся как исламское государство.
Ранняя жизнь и общественная карьера
[ редактировать ]Монтазери родился в 1922 году в крестьянской семье в Наджафабаде . [ 8 ] [ 9 ] город в провинции Исфахан , в 250 милях к югу от Тегерана .
Его раннее богословское образование он получил в Исфахане . вынудил Хомейни покинуть страну После того, как шах , Монтазери «находился в центре клерикальной сети», которую Хомейни создал для противодействия правлению Пехлеви. Он стал преподавателем в Теологической школе Фаизие. Находясь там, он ответил на призыв Хомейни протестовать против Белой революции шаха Мохаммеда Резы Пехлеви в июне 1963 года и был активен в антишахских клерикальных кругах. [ 10 ] Его посадили в тюрьму в 1974 году и освободили в 1978 году как раз вовремя, чтобы принять активное участие во время революции. [ 11 ] Затем Монтазери отправился в Кум , где изучал теологию. [ 12 ]
Иранская революция
[ редактировать ]Монтазери был известен как исламский юрист, которого заставили поплатиться за свои либеральные убеждения. Он поддерживал демократическую республику как лучшую форму правления; однако в его идеальной модели правительства исламский юрист выступает в роли наблюдателя и советника, что он вместе с аятоллой Хомейни называл велаят-э факих . Он был автором «Дирасат фи вилаят аль-факих» , научной книги, пропагандирующей надзор за управлением со стороны исламских юристов. Он верил в независимость правительства и не принимал никакой исполнительной и политической роли исламского юриста. [ 13 ] Монтазери утверждал, что правило юриспруденции не должно быть абсолютным правилом; [ 14 ] [ 15 ] вместо этого его следует ограничить функцией советника правителей, избираемых народом.
В 1979 году, после свержения шаха, он сыграл ключевую роль в принятии новой конституции Ирана. Он был одним из лидеров движения за замену демократического и светского проекта конституции, предложенного для Исламской Республики, конституцией, в которой признавался надзор исламских юристов. Он распространил «подробный комментарий и альтернативный проект» новой конституции Ирана. Он включал предложения указать, что шиизм двунадесятников , а не ислам в целом, является официальной религией государства, и заявить, что исламские юристы должны назначать судей с правом вето на все законы и действия, противоречащие исламским принципам. [ 16 ] Позже он работал в Ассамблее экспертов ( Majles-e-Kobregan ), которая написала конституцию и реализовала многие из его предложений. [ 11 ]
В это время Монтазери также был руководителем пятничной молитвы в Куме, членом Революционного совета и заместителем Верховного лидера Хомейни. Хомейни начал «передавать часть своей власти» Монтазери в 1980 году. К 1983 году «все правительственные учреждения повесили небольшую фотографию» Монтазери рядом с фотографией Хомейни. В 1984 году Монтазери стал великим аятоллой. [ 17 ]
Монтазери первоначально отклонил предложение Хомейни сделать его своим преемником, настаивая на том, чтобы выбор преемника был оставлен за демократически избранной Ассамблеей экспертов. [ 18 ] Позже Монтазери уступил, и после сессии Ассамблеи экспертов в ноябре 1985 года он был официально назначен преемником Хомейни на посту Верховного лидера. [ 7 ] [ 19 ] [ 20 ]
Некоторые наблюдатели полагают, что Хомейни выбрал его на эту роль исключительно из-за его поддержки исламскими юристами принципа теократического правления Хомейни. Предлагаемая Хомейни форма правления призывала к «правлению» самых образованных или одного из самых образованных исламских юристов, и из всех тех, кого можно было считать ведущим исламским юристом, только Монтазери поддерживал теократию. Однако, по мнению Монтазери, юрист не будет действовать как абсолютный правитель, а будет действовать как советник и консультант. [ 21 ]
Монтазери не соответствовал богословским требованиям верховного факиха. Он не мог заявлять о своем происхождении от Пророка и не обладал всеми полномочиями уважаемого ученого исламского права. Его религиозных последователей было немного. И ему не хватало столь важной харизмы. Его выбор произошел по одной причине: он был единственным среди кандидатов на пост Факиха, кто полностью поддержал видение Хомейни исламского правительства. [ 11 ]
Кроме того, традиционалисты не одобрили назначение Монтазери преемником по нескольким причинам, включая его проблемную личность в шиитских семинариях во время правления шаха и его поддержку Али Шариати и нематоллы Салехи Наджафа Абади . работ [ 22 ] Лидерские качества Монтазери еще больше пострадали от того, что он не был сейедом или потомком Пророка Мухаммеда, традиционно носившего черный тюрбан в шиитском исламе, как Хомейни и преемник Хомейни Верховный лидер аятолла Али Хаменеи . [ 23 ] В первые годы революции он не был так популярен, как в последние два десятилетия своей жизни. В те ранние годы средний класс и элиты издевались над ним. [ 7 ]
Спор с Хомейни и понижение в должности
[ редактировать ]Монтазери был одним из аятоллы Хомейни двух любимых учеников . Хомейни доверил Монтазери важные обязанности и назвал его «плодом своей жизни». Точно так же Монтазери уважал и восхищался «чистой решимостью и непоколебимой верой» Хомейни. [ 24 ]
Мехди Карруби утверждает, что напряженность между Монтазери и Хомейни началась примерно в октябре 1986 года, когда Монтазери направил последнему письмо, критикуя и ставя под сомнение основы государства. [ 25 ] Проблемы Монтазери стали еще более очевидными из-за его связи с Мехди Хашеми , который руководил организацией из офиса Монтазери, стремившейся экспортировать исламскую революцию. Считается, что Хашеми поставил в неловкое положение Акбара Хашеми Рафсанджани, разгласив информацию о его связи с делом Иран-контрас . Впоследствии Хашеми был арестован, осужден и казнен в сентябре 1987 года по обвинению в контрреволюционной деятельности. [ 26 ]
В ноябре 1987 года Монтазери вызвал еще большую полемику, когда призвал к легализации политических партий, хотя и под строгим регулированием. [ 27 ] Вслед за этим он призвал к «открытой оценке неудач» революции и прекращению экспорта революции , заявив, что Иран должен вдохновлять своим примером, а не обучать и вооружать союзные группы. [ 26 ] Хомейни ответил в феврале следующего года критикой Монтазери, а месяц спустя созвал собрание экспертов, чтобы «обсудить его». [ 26 ]
Ситуация достигла апогея после массовой казни политических заключенных в конце лета и начале осени 1988 года, когда Монтазери прочитал серию лекций, в которых выразил поддержку «гораздо более открытой» политике. [ 28 ] В интервью, опубликованном в журнале «Кейхан» в начале 1989 года, он раскритиковал Хомейни такими словами, которые, как говорят, решили «его политическую судьбу»:
Отрицание прав народа, несправедливость и игнорирование истинных ценностей революции нанесли самой жестокой революции. Прежде чем [произойдёт какая-либо реконструкция], сначала должна быть проведена политическая и идеологическая реконструкция... Это то, чего люди ожидают от лидера. [ 28 ]
Еще хуже для него была публикация за границей и трансляция на BBC его писем, осуждающих послевоенную волну казней в марте 1989 года. [ 29 ] Монтазери также раскритиковал фетву Хомейни, приказавшую убить писателя Салмана Рушди, заявив: «Люди в мире приходят к выводу, что наш бизнес в Иране - это просто убийство людей». [ 30 ]
26 марта 1989 года Хомейни решительно осудил действия Монтазери, а два дня спустя объявил, что Монтазери подал в отставку со своего поста. [ 31 ] Монтазери не стал протестовать, выпустив послание, в котором говорилось: «Я прошу всех братьев и сестер не произносить ни слова в мою поддержку». [ 32 ]
Помимо потери положения назначенного наследника, Монтазери был лишен титула Великого аятоллы, публикация его лекций в Газета «Кайхан» и упоминания о нем на государственном радио были прекращены, его портреты по распоряжению тогдашнего премьер-министра Мир Хосейна Мусави были удалены из офисов и мечетей, [ 33 ] и его охрана была отозвана. В различных газетах появились статьи и редакционные статьи, направленные на «разрушение» «безупречной» революционной репутации Монтазери. [ 34 ]
Согласно многочисленным источникам, поправка к конституции Ирана, отменяющая требование о том, чтобы Верховным лидером был Марджа, была введена для решения проблемы отсутствия каких-либо оставшихся великих аятолл, желающих принять «неограниченный велаят-е факих». [ 11 ] [ 35 ] [ 36 ] Однако другие заявили, что причина, по которой маржи не были избраны, заключалась в отсутствии у них голосов в Ассамблее экспертов. Например, великий аятолла Мохаммад Реза Голпайгани пользовался поддержкой только тринадцати членов собрания. Кроме того, присутствовали и другие марджи, принявшие «безграничный велаят-э факих». [ 37 ] [ 38 ]
Позже инакомыслие и домашний арест
[ редактировать ]Хомейни умер в июне 1989 года, и другой священнослужитель, Сейед Али Хаменеи , был выбран Ассамблеей экспертов новым Верховным лидером. Хаменеи был высокопоставленным Ходжатолесламом До смещения Монтазери . Его повышение было принято многими шиитами. [ 39 ] среди исключений - Монтазери.
В декабре 1989 года сторонники Монтазери в Куме распространили « ночные письма », ставящие под сомнение квалификацию Хаменеи как « Марджа э Таклид» («Источник подражания») или, другими словами, аятоллы. В отместку Стражи исламской революции «задержали и унизили» Монтазери, «заставив его носить ночной колпак вместо белого тюрбана». [ 18 ]
В октябре 1997 года, после открытой критики власти Хаменеи, Монтазери был помещен под домашний арест под предлогом защиты его от сторонников жесткой линии. В 2003 году его освободили из-под домашнего ареста. [ 40 ] [ 41 ] после того, как более 100 иранских законодателей призвали президента Хатами освободить его. Некоторые считали, что правительство отменило домашний арест, чтобы избежать негативной реакции населения, если больной Монтазери умрет, находясь под стражей. [ 42 ]
Критика правительства
[ редактировать ]Во время казней иранских политических заключенных в 1988 году Монтазери писал Хомейни, говоря, что «по крайней мере прикажите пощадить женщин, имеющих детей... казнь нескольких тысяч заключенных за несколько дней не отразится положительно и не будет безошибочной.. . Большое количество заключенных было убито под пытками следователями... в некоторых тюрьмах Исламской Республики насилуют молодых девушек... В результате неуправляемых пыток многие заключенные стали глухими, парализованными или страдали хроническими заболеваниями. ." [ 43 ]
22 января 2007 года Монтазери раскритиковал бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада за его ядерную и экономическую политику. [ 44 ] [ 45 ]
Согласившись, что Иран имеет право развивать ядерную энергетику, он назвал подход Ахмадинежада к этому вопросу агрессивным, заявив: «С врагом нужно обращаться мудро, а не провоцировать его... его (провокация) только создает проблемы для страны». " [ 45 ] и спросил: «Разве у нас нет и других прав?», Имея в виду права личности и человека. [ 44 ] Монтазери также раскритиковал экономические показатели администрации Ахмадинежада, отметив уровень инфляции, включая 50-процентное увеличение стоимости жилья. [ 44 ] - утверждая, что страной нельзя управлять «лозунгами». [ 46 ]
Монтазери в интервью «Голосу Америки» в 2008 году по поводу 29-й годовщины революции заявил, что революция принесла исламу плохую репутацию, утверждая: «К сожалению, революция остается исламской только по названию. Ее содержание изменилось, и то, что происходит во имя ислама, создает плохой имидж этой религии. Это религия доброты и терпимости». [ 47 ] В 2008 году он также выступил с заявлением в поддержку прав преследуемых бахаи в Исламской Республике, заявив, что, хотя бахаи не были людьми Книги, такими как евреи , христиане и зороастрийцы , тем не менее:
«Они являются гражданами этой страны, они имеют право на гражданство и жить в этой стране. Более того, они должны пользоваться исламским состраданием, которое подчеркивается в Коране и религиозными властями». [ 48 ]
Монтазери снова выступил против Ахмадинежада 16 июня 2009 года во время протестов против его переизбрания. Ахмадинежад был переизбран президентом после противоречивых выборов, в которых участвовало множество кандидатов, но главными лидерами по количеству голосов были Ахмадинежад и бывший премьер-министр Мир Хоссейн Мусави . Правительство сообщило, что Ахмадинежад победил на выборах, набрав 62 процента голосов. Монтазери заявил, что «никто в здравом уме не может поверить», что результаты были подсчитаны справедливо. [ 49 ] Монтазери призвал объявить трехдневный публичный траур в связи со смертью Неды Ага-Солтан и других людей, убитых во время протестов 20 июня. Он также заявил, что нынешнее правящее правительство не было ни исламским, ни республиканским, а военным. [ 50 ] [ 51 ] В ноябре 2009 года, за день до празднования 30-летия иранского кризиса с заложниками , Монтазери заявил, что оккупация американского посольства в 1979 году была ошибкой. [ 52 ]
Права человека и гендер
[ редактировать ]Хотя аятолла Монтазери прославился как защитник прав политических заключенных и прав человека, связанных с общественной сферой, в интервью [ 53 ] проведенном в 2003 году в Куме с иранским академиком-феминисткой Голбарг Баши, он сказал, что, хотя мужчины и женщины пользуются одинаковым достоинством и уважением в глазах Бога, права женщин должны оставаться строго в сфере шиитского фикха, а не международных конвенций по правам человека. такие как КЛДЖ .
В ответ на высказывание Голбарг Баши аятолла Монтазери сказал:
Женщины тоже люди... Когда мы говорим о людях, мы подразумеваем как мужчин, так и женщин... понимаете, если люди во всем мире хотят сказать определенные вещи о женщинах, например, о том, что они равны мужчинам в вопросах наследования или юридических показаний, поскольку эти вопросы относятся к самой букве Корана, мы не можем их принять... Теперь учтите, что Всемогущий Бог возложил на мужчин обязанность покрывать расходы женщин... в Иране мы не можем принять те законы, которые против нашей религии... в некоторых случаях, когда эти законы противоречат очень ясному тексту Корана, мы не можем сотрудничать... Мужчины в целом (но'-е мард ха), учитывая все обстоятельства, более продуктивны — и интеллектуальная деятельность, и практическая деятельность... В общем, интеллектуальная и практическая деятельность мужчин больше, чем у женщин.
Когда Баши сообщил ему, что в настоящее время (2003 г.) в иранских университетах «около 60% студентов составляют женщины», и спросил его: «А что в будущих поколениях, когда число профессоров, врачей, высокопоставленных экспертов и т. д. будет в основном женщинами?» Сможет ли ислам провести иджтихад и изменить эти несправедливые законы, поскольку они больше не соответствуют действительности?» Аятолла Монтазери ответил: «Те аспекты исламского закона, которые основаны на самой букве Коран, ответ — нет. Но некоторые другие вещи — да, вы можете, и они могут меняться, но те, которые основаны на самой букве Корана, — нет, и в них есть определенная мудрость. и тонкости в них». [ 53 ]
Репутация
[ редактировать ]По словам журналиста Кристофера де Беллега , союзники и даже оппоненты считали Монтазери «блестящим»; де Беллег добавил, что Монтазери «живет просто и приравнивает ислам к социальной справедливости». Недоброжелатели Монтазери изображали его упрямым и наивным, настаивающим на том, чтобы Исламская республика нашла примирение с « лицемерами » и « либералами », которые являются ее «внутренними врагами». [ 8 ]
Общественный имидж
[ редактировать ]В конце 1960-х годов Монтазери приобрел влияние и популярность в провинции Исфахан после своих выступлений с критикой шаха, что побудило САВАК изгнать его, а затем заключить в тюрьму. [ 54 ]
В 1980-х годах Монтазери был известен под уничижительным прозвищем Горбе Наре ( персидский : گربهنره , кот мужского пола) в честь Кота , персонажа мультсериала Пиноккио» « . По словам Элейн Сциолино , это произошло из-за его «плохих навыков публичных выступлений, скрипучего голоса, круглого лица и седеющей бороды». [ 55 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]4 сентября 1942 года он женился на Мах-Султане Раббани (1926 – 26 марта 2010 г.) и имел семерых детей, четырех дочерей и трех сыновей. [ 56 ] Один из его сыновей, Мохаммад Монтазери , погиб в результате взрыва бомбы в штаб-квартире Исламской республиканской партии в 1981 году, устроенного Народными моджахедами Ирана ; другой, Саид Монтазери, потерял глаз во время ирано-иракской войны в 1985 году. Другой сын, Ахмад Монтазери, является священнослужителем в Куме; в 1970-е годы Ахмад проходил военную подготовку в лагерях ФАТХ в Ливане. [ 57 ] Брат зятя Монтазери, Мехди Хашеми , был приговорен к смертной казни и казнен после революции 1979 года из-за его предполагаемой причастности к убийству аятоллы Абул Хасана Шамса Абади, который был критиком Монтазери, в Исфахане. [ 22 ]
Аятолла Мохаммад Гилани описал его как «дотошного в отношении чистоты, если не одержимого ею». [ 23 ]
Смерть
[ редактировать ]19 декабря 2009 года Монтазери умер во сне от сердечной недостаточности в своем доме в Куме в возрасте 87 лет. [ 58 ] Агентство новостей Исламской Республики , официальное информационное агентство Ирана, не использовало титул аятоллы в своих первоначальных сообщениях о его смерти и называло его «клерикальной фигурой бунтовщиков». [ 59 ] Государственные телерадиокомпании действовали аналогичным образом, показывая напряженность между правительством и его оппонентами. [ 60 ]
Похороны и протесты
[ редактировать ]Этот раздел может быть слишком длинным для удобного чтения и навигации . ( июль 2017 г. ) |
Говорят, что похороны Монтазери ознаменовали «новый этап» иранского восстания 2009 года . [ 61 ]
21 декабря
[ редактировать ]21 декабря сотни тысяч скорбящих и сторонников Зеленого движения со всего Ирана пришли на похороны Монтазери и превратили похороны в массовый протест против иранского правительства. Панихида по нему началась в его доме, а заупокойные молитвы прошли в Большой мечети в Куме. [ 62 ] После особых молитв аятоллы Мусы Шабири Занджани, [ 63 ] его тело было похоронено в храме Фатимы Масуме . [ 64 ] Он был похоронен рядом со своим сыном Мохаммадом Монтазери. [ 65 ] [ 66 ]
Протестующие скандировали оппозиционные лозунги, в том числе «Наш позор, наш позор, наш идиот-лидер» и «Диктатор, это ваше последнее послание: народ Ирана восстает!»
Хотя полиция в основном не присутствовала на похоронах, между протестующими и ополчением «Басидж» произошли некоторые стычки. Также 21 декабря внутри храма Кум, где было захоронено тело Монтазери, собрались активисты оппозиции и скандировали «Смерть диктатору». Когда одна группа проправительственных ополченцев -басиджи подошла к ним, скандируя «Смерть лицемерам», толпа перешла на лозунги против басиджи. Затем они вынимали деньги, предлагая их басиджи, и скандировали, что действуют как наемники правительства: «Где нефтяные деньги? Потрачено на Басиджи» и «Великая гордость Басиджа, изнасилование в тюрьме». [ 67 ] В тот же день Мир-Хосейн Мусави вышел из резиденции великого аятоллы Саанеи , своего товарища-реформатора, чтобы перейти дорогу к дому Монтазери в Куме. В этот момент группа из 30 бородатых мужчин, держа в руках фотографии Монтазери, чтобы слиться с толпой, уронила портреты, начала нападать на Мусави и кричала: «Смерть лицемеру». Бывшего кандидата пришлось срочно доставить на территорию Монтазери. То же самое произошло, когда священнослужитель Мехди Карруби вышел на улицу. На этот раз группы реформистов были готовы и оттеснили дружинников, чтобы Карруби мог пройти. [ 67 ]
Когда похоронная процессия закончилась, силы безопасности хлынули в город, перекрыв дороги к дому аятоллы и срывая плакаты с изображением аятоллы. Сообщается, что скорбящие бросали камни в полицию, которая пыталась помешать им скандировать лозунги в поддержку Монтазери. Когда по громкоговорителю было приказано не скандировать, скорбящие отреагировали вызывающе, разразившись криками «Йа Хосейн, Мир Хосейн» в поддержку Мир Хоссейна Мусави. Когда толпа проправительственных сторонников скандировала в ответ: «Я отдам свою жизнь за верховного лидера», их освистали скорбящие, рассказал свидетель. [ 50 ] Силы безопасности не позволили семье аятоллы провести запланированную поминальную церемонию в большой мечети Кума после похорон. [ 68 ]
По данным реформистского сайта Kalameh, мужчины на мотоциклах, предположительно сторонники Ахмадинежада, напали на машину, в которой Мир Хоссейн Мусави ехал обратно из Кума в Тегеран. Они оскорбили Мусави, разбили заднее окно и ранили одного из его помощников. [ 65 ] [ 69 ]
Протесты прошли также в Наджафабаде, где родился аятолла Монтазери. На интернет-видео видно, как протестующие размахивают зелеными транспарантами и скандируют: «Диктатор, диктатор, Монтазери жив!» и «О, Монтазери, за тобой последуют, даже если диктатор всех нас расстреляет!» [ 68 ]
22 и 23 декабря
[ редактировать ]22 декабря Ахмадинежад продолжил свои усилия по лишению своих оппонентов последних остатков политической власти. Он прервал визит в Шираз , чтобы вернуться в Тегеран и сместить Мира Хосейна Мусави, главного лидера оппозиции, которого он победил на президентских выборах, с поста главы государственной академии искусств и культуры - пост, который он занимал в течение десяти лет. [ 70 ] Сторонники жесткой линии также хотели арестовать Мусави за его роль в разжигании беспорядков после спорных июньских выборов. [ 71 ]
, 23 декабря иранские силы безопасности столкнулись с десятками тысяч сторонников оппозиции в городе Исфахан По сообщениям оппозиционного сайта . Активисты заявили, что полиция применила слезоточивый газ, перцовые баллончики и дубинки, чтобы разогнать людей, собравшихся в мечети Сейеда, чтобы почтить память великого аятоллы Монтазери. Люди собрались в главной мечети на поминальную службу, но когда они прибыли, двери были закрыты, и силы безопасности приказали им уйти. После этого силы безопасности начали избивать людей, в том числе женщин и детей, дубинками, цепями и камнями, применили слезоточивый газ и перцовый баллончик и арестовали по меньшей мере 50 человек, в том числе четырех журналистов и священнослужителя Масуда Абида, который должен был произнести проповедь. Многие также получили ранения. Один из свидетелей рассказал: «Они брали людей в магазинах и избивали их в основном вне поля зрения общественности, хотя некоторые избиения происходили и на улицах». Силы безопасности также оцепили дом аятоллы Джалал ад-Дина Тахери , который организовал службу и проводил пятничные молитвы в Исфахане, пока не ушел в отставку в 2002 году в знак протеста против растущего авторитаризма правительства. [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ]
Между тем, на кадрах, отправленных Би-би-си из Наджафабада, видно, как толпы скандируют «Преступники, насильники, смерть руководству» и «Мы не боимся, мы не боимся», а сотрудники службы безопасности наблюдают за происходящим с крыш. [ 73 ]
Полиция жестоко атаковала скорбящих и протестующих в нескольких городах, многие были ранены и арестованы. Правительство также объявило, что с 8 января будут запрещены банкноты с антиправительственной аннотацией, которые недавно распространились по стране. [ 76 ]
24 декабря
[ редактировать ]24 декабря оппозиционные веб-сайты сообщили, что полиция в Тегеране и городе Зенджан на северо-западе страны столкнулась с протестующими, игнорирующими приказ иранского правительства о запрете поминальных служб по Монтазери. Протестующие прошли маршем на площади Имама Хомейни на юге Тегерана в знак траура по Монтазери. Протестующие скандировали: «Сегодня день траура; сегодня зеленая нация Ирана скорбит» — отсылка к фирменному цвету оппозиции. Полиция атаковала протестующих дубинками и слезоточивым газом. Пожилые женщины пытались помешать аресту молодых людей, бросаясь на них, и были жестоко избиты сотрудниками полиции, намеревавшимися утащить молодых людей. [ 77 ]
Тем временем полиция в Зенджане, городе, где в основном говорят по-турецки, попыталась помешать траурной церемонии по Монтазери, заперев мечеть, где должна была состояться церемония, и напав на скорбящих, которые скандировали возле нее. Было отмечено, что: «Полицейские избивали людей с такой жестокостью, что у многих были сломаны ноги, руки и носы». Было также много арестов. [ 77 ]
26 декабря
[ редактировать ]Свидетели и оппозиционные сайты сообщили о следующих инцидентах:
- В нескольких районах столицы, включая более бедные районы южного Тегерана, прошли протесты, а правительственные силы применили слезоточивый газ, чтобы попытаться разогнать демонстрантов. [ 78 ]
- Сообщалось о столкновениях в северном Тегеране возле мечети Джамаран (где Хомейни обращался к людям), между тысячами сторонников оппозиции (выкрикивавших антиправительственные лозунги) и полицией по охране общественного порядка. Бывший президент-реформатор Мохаммад Хатами должен был выступить в мечети по случаю шиитского священного дня Ашура . Однако силовики отменили речь Ашуры, которую должен был произнести Хатами, а также окружили мечеть. Реформистский веб-сайт сообщил, что около 50 боевиков в штатском ворвались в мечеть Джамаран и напали на людей. Во время инцидента ОМОН также применил слезоточивый газ. По словам очевидцев, протестующие кричали: «Смерть этой диктатуре» и «если бы Хомейни был жив, он обязательно был бы с нами». Свидетель также рассказал: «Полиция сказала им, что у них есть пять минут, чтобы уйти, и, когда они все еще выкрикивали лозунги и упорствовали, полицейские на мотоциклах проехали сквозь толпу и применили слезоточивый газ». ОМОН и члены «Басидж» также преследовали демонстрантов в близлежащие оживленные районы. Ниаваранской улице и обстреляли их пейнтбольными шарами. Силы безопасности также арестовали нескольких протестующих. Сообщалось также о столкновениях между полицией и протестующими возле другой мечети на севере Тегерана, Дар аль-Захра, где, как известно, проживают священнослужители-реформаторы. [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ]
- Сторонники оппозиции собрались группами на участке главной дороги в центре Тегерана длиной в несколько километров, но полиция была на месте и не позволяла им присоединиться друг к другу. Ранее столкновения произошли в нескольких местах на улице Энгелаб, главной улице, где несколькими месяцами ранее сотни тысяч сторонников оппозиции устроили марши протеста после спорного переизбрания Ахмадинежада. Полиция также остановила и арестовала пассажиров автобуса возле площади Энгелаб, потому что они скандировали прооппозиционные лозунги. Сообщается, что некоторые протестующие скандировали: «Диктатор должен знать, что он скоро будет свергнут». [ 78 ] [ 79 ] [ 81 ] [ 82 ]
- Напряженность нарастала на митингах, на которых протестующие скандировали антиправительственные лозунги в трех районах центрального Тегерана. Сообщается, что правительственные силы, в том числе солдаты элитной Революционной гвардии и военизированного формирования «Басиджи», отреагировали агрессивно: избивали протестующих дубинками, производили предупредительные выстрелы в воздух для разгона демонстрантов, использовали слезоточивый газ и перцовый баллончик, а также разбивали ветровые стекла автомобилей, которые были крики в знак протеста, а также многочисленные аресты. [ 78 ] [ 81 ] [ 82 ]
- Силы безопасности загнали протестующих в здание, в котором располагался офис информационного агентства ISNA , где некоторые демонстранты прятались во время столкновений, сообщает ISNA, добавляя, что один из ее репортеров был ранен, когда силы безопасности напали на здание. Очевидец сообщил, что по меньшей мере два человека получили ранения, когда полиция преследовала протестующих в здании. «Они сломали череп одному сотруднику ISNA и жестоко избили другого сотрудника», — рассказал свидетель. Служба новостей ISNA, похоже, работала нормально, и позже она опубликовала отчет об инциденте, в котором говорилось, что один из ее репортеров был ранен, но не уточнили, кто виноват. [ 79 ] [ 81 ]
- Было слышно, как пожилая женщина, проезжавшая в городском автобусе в этом районе, призывала пассажиров скандировать такие лозунги, как «Йа Хосейн, Мир Хосейн» в поддержку лидера оппозиции Мир Хоссейна Мусави, сообщил свидетель. Свидетель рассказал, что пассажиры переполненного автобуса также скандировали: «Наша Неда не мертва, мертво правительство», имея в виду протестующую Неду Ага Солтан , которая истекла кровью во время акции протеста 20 июня в шокирующих сценах, снятых на видео и просмотренных. миллионами по всему миру. [ 79 ]
- По словам очевидцев, полиция по охране общественного порядка произвела предупредительные выстрелы в нескольких районах Тегерана, чтобы сдержать демонстрантов, многие из которых все чаще скандировали лозунги против верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи, самой влиятельной фигуры Ирана, а не против президента Махмуда Ахмадинежада. [ 82 ]
- Сообщалось о столкновениях в таких городах, как Исфахан, Керманшах и Шираз, поскольку сторонники оппозиции использовали церемонии Тасуа и Ашура, чтобы выйти на улицы. [ 82 ]
Более поздние события
[ редактировать ]В 2010 году офис Монтазери, которым руководил его сын Ахмад, был закрыт по приказу Али Хаменеи. [ 62 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Великий аятолла Хосейн Али Монтазери: 1922-2009» . ФРОНТЛАЙН - Тегеранское бюро . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ Мойн, Бакер (20 декабря 2009 г.). «Великий аятолла Хосейн Али Монтазери» . Хранитель . Получено 22 декабря.
- ^ "khatami.76 - Instagram с метками - Deskgram" . Архивировано из оригинала 3 февраля 2018 года.
- ^ «Память о 90-летии великого аятоллы Монтазери + хронология его жизни» новостной сайт анализа слов . www.kaleme.com . Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 года . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ «Хосейн Али Монтазери» . Британский .
- ^ «Досье: иранский диссидент аятолла» . Новости Би-би-си . 30 января 2003 года . Проверено 7 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Слакман, Майкл (21 ноября 2009 г.). «Клирик использует религию, чтобы бросить вызов иранской теократии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кристофер де Беллег (27 июня 2002 г.). «Кто правит Ираном?». Нью-Йоркское обозрение книг .
- ^ «Ливанская статья о Хашеми» (PDF) . Аль Шира . 3 ноября 1986 года . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ Хиро, Дикип, Самая длинная война: Ирано-иракский военный конфликт , Рутледж Чепмен и Холл, 1991, стр. 151.
- ^ Перейти обратно: а б с д Макки, Сандра (1998). Иранцы: Персия, ислам и душа нации . Нью-Йорк: Книга Перьев. п. 353 . ISBN 978-0-452-27563-8 .
- ^ Маттисен, Тоби (весна 2010 г.). «Хизбалла аль-Хиджаз: история самой радикальной саудовской шиитской оппозиционной группы» . Ближневосточный журнал . 64 (2): 179–197. дои : 10.3751/64.2.11 . S2CID 143684557 . Проверено 19 августа 2013 г.
- ^ Дабаши, Хамид (2006). Теология недовольства: идеологическая основа исламской революции в Иране . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. стр. 424–5. ISBN 978-1-4128-0516-2 .
- ^ «Интервью с великим аятоллой Монтазери» . МЕМРИ . Проверено 20 декабря 2009 г.
- ^ «Иранский диссидент аятолла» . Новости Би-би-си . 30 января 2003 года . Проверено 20 декабря 2009 г.
- ^ Бахаш, Шауль (1984). Правление аятолл . Нью-Йорк: Основные книги. п. 79 . ISBN 978-0-465-06888-3 .
- ^ Мойн, Бакер (20 декабря 2009 г.). «Великий аятолла Хосейн Али Монтазери» . Хранитель . Проверено 2 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брумберг, Дэниел (2001). Кайхан, цитируется в книге «Переосмысление Хомейни: борьба за реформы в Иране» . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 172. ИСБН 978-0-226-07757-4 .
- ^ Мойн, Бакер (2000). Хомейни: Жизнь аятоллы . Нью-Йорк: Книги Томаса Данна. п. 262 . ISBN 978-0-312-26490-1 .
- ^ Рузбе Парси (февраль 2012 г.). «Введение: Иран на критическом этапе» (PDF) . В Рузбе Парси (ред.). Иран: Революционная республика в переходный период . Париж: Институт исследований безопасности Европейского Союза. стр. 9–22. ISBN 978-92-9198-198-4 . Архивировано из оригинала (Chaillot Papers) 25 февраля 2021 года . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ «Интервью с великим аятоллой Хосейном-Али Монтазери» . Иран Пресс . Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 20 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Халаджи, Мехди (февраль 2012 г.). «Верховная преемственность. Кто возглавит Иран после Хаменеи?» (PDF) . Вашингтонский институт . Вашингтон, округ Колумбия. Архивировано из оригинала (Policy Focus (№ 117)) 16 апреля 2014 года.
- ^ Перейти обратно: а б Профиль - Монтазери: Архитектор и критик современного Ирана Reuters , 21 декабря 2009 г.
- ^ Монтазери: Жизнь и мысли иранского революционного аятоллы . Издательство Кембриджского университета. 2003. с. 139. ИСБН 978-0-300-09856-3 .
- ^ Ахави, Шахро (2008). «Мысль и роль аятоллы Хосейнали Монтазери в политике Ирана после 1979 года». Иранские исследования . 41 (5): 645–666. дои : 10.1080/00210860802518301 . S2CID 143617528 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кедди, Никки Р .; Янн Ричард (2003). Современный Иран: корни и результаты революции . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 260. ИСБН 978-0-300-09856-3 .
- ^ Мойн, стр. 277.
- ^ Перейти обратно: а б Мойн, стр. 279.
- ^ Мойн, стр. 287.
- ^ Райт, Робин Б. (2000). Последняя великая революция: беспорядки и трансформации в Иране . Нью-Йорк: А.А. Кнопф. п. 20 . ISBN 978-0-375-40639-3 .
- ^ «Перевод письма аятоллы Хомейни об увольнении Монтазери» . напечатано в Абраре . Виртуальная библиотека Ирана. Архивировано из оригинала 13 марта 2007 года . Проверено 7 июня 2007 г.
- ^ Мойн, 289.
- ^ Behnegarsoft.com. "А - Проспект Мусави о фотографии/изображении Монтазери" . alef.ir Архивировано из оригинала 26 декабря 2009 года.
- ^ Мойн, 290–1.
- ^ Мойн, 293.
- ^ Рой, Оливье (1994). Крах политического ислама . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 173–4 . ISBN 978-0-674-29140-9 .
- ^ Аятолла Хаменеи был против велаятского фарда . Радио Фарда (на персидском языке). 8 декабря 2006 г. Проверено 17 сентября 2007 г.
- ^ Объяснение Хашеми о руководящем совете . Новости Афтаба (на персидском языке). 7 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 г. Проверено 17 сентября 2007 г.
- ^ Кедди, 262.
- ^ «Иран освобождает священнослужителя-диссидента» . Новости Би-би-си . 30 января 2003 года . Проверено 8 июня 2007 г.
- ^ «Диссидент аятолла требует избрания правителей Ирана» . Фокс Ньюс. Ассошиэйтед Пресс. 17 сентября 2003 года . Проверено 8 июня 2007 г.
- ^ Кедди, 283.
- ^ Басменджи, Каве (2005). Тегеранский блюз: Молодёжная культура в Иране . Книги Саки. ISBN 978-0863565823 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Иранский священнослужитель напал на президента» . Новости Би-би-си . 22 января 2007 года . Проверено 8 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Высший диссидентский священнослужитель раскритиковал Ахмадинежада» . США сегодня . Ассошиэйтед Пресс. 22 января 2007 года . Проверено 8 июня 2007 г.
- ^ «Иранский священнослужитель-диссидент раскритиковал Ахмадинежада» . Радио Свободная Европа / Радио Свобода. Ассошиэйтед Пресс. 22 января 2007 года . Проверено 8 июня 2007 г.
- ^ «Основные события недели персидского телевидения» . Голос Америки . 19 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 г. . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ Аятолла Монтазери провозглашает бахаистов гражданами Ирана. Архивировано 4 сентября 2012 г., archive.today Молодежь Ближнего Востока, 22 мая 2008 г.
- ^ Стробель, Уоррен П.; Лэндей, Джонатан С. (16 июня 2009 г.). «Старший аятолла Ирана раскритиковал выборы» . Газеты Макклатчи . Архивировано из оригинала 20 июня 2009 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Похороны иранского священнослужителя Монтазери превращаются в политический протест» . Хранитель . 21 декабря 2009 г.
- ^ Теодулу, Майкл (21 сентября 2009 г.). «Великий аятолла высвобождает свой гнев» . Национальный . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ Протесты в Иране: Зеленый ноябрь The Economist
- ^ Перейти обратно: а б Интервью Голбарга Баши с аятоллой Монтазери. Архивировано 27 апреля 2011 года в Wayback Machine Payvand.
- ^ Мухаммад Сахими (21 декабря 2009 г.). «Великий аятолла Хосейн Али Монтазери: 1922-2009» . Тегеранское бюро . Проверено 29 июня 2016 г.
- ^ Элейн Сциолино (2001). Персидские зеркала: неуловимое лицо Ирана . Саймон и Шустер . п. 191 . ISBN 978-0743217798 .
- ^ «Монтазери, Хосейн Али (1922–)» . Биографическая энциклопедия современного Ближнего Востока и Северной Африки . 1 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2014 г. Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ Херст, Дэвид (2010) Остерегайтесь малых государств. Ливан, поле битвы на Ближнем Востоке. Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-23741-8 стр.177
- ^ «Великий аятолла Хосейн Али Монтазери» . Телеграф . Лондон. 20 декабря 2009 года . Проверено 4 мая 2010 г.
- ^ «Толпы собираются, чтобы оплакать реформистского иранского священнослужителя Монтазери» . Новости Би-би-си . 20 декабря 2009 года . Проверено 5 января 2010 г.
- ^ «Умер иранский священнослужитель-диссидент Монтазери» . Ассошиэйтед Пресс. 20 декабря 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Режим Ирана и оппозиция готовятся к следующему раунду , Time , Робин Райт, Time , 4 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сартович, Урс (21 декабря 2012 г.). «В поисках наследников Монтазери» . Кантара . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ «Демонстрация силы на миллион человек» . Руз . 23 декабря 2009 года . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ Спенсер, Ричард (21 декабря 2009 г.). «На похоронах великого аятоллы Монтазери сотни тысяч людей бросили вызов иранскому режиму» . Телеграф . Лондон.
- ^ Перейти обратно: а б Смерть аятоллы вызвала ожесточенные протесты иранской оппозиции Times
- ^ «Похороны почитаемого аятоллы Хосейна Али Монтазери» . Пайванд . 21 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2014 г. Проверено 2 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Иранская оппозиция воодушевлена похоронами Монтазери в Куме, говорят очевидцы The CS Monitor , 21 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стоит, Роберт Ф.; Фатхи, Назила (22 декабря 2009 г.). «Похороны священнослужителя стали протестом иранских лидеров» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 мая 2010 г.
- ^ Иранский аятолла Монтазери похоронен в Куме на фоне протестов. Архивировано 6 июня 2011 года в Wayback Machine Hindustan Times.
- ^ Перейти обратно: а б Столкновения на церемонии в Монтазери, иранская оппозиция сообщает BBC
- ^ Перейти обратно: а б Женщин и детей избивают на панихиде ABC , 24 декабря 2009 г.
- ↑ Сторонники правительства Ирана устраивают демонстрацию BBC
- ^ Перейти обратно: а б «Протесты в Иране демонстрируют неповиновение» . 23 декабря 2009 года . Проверено 22 декабря 2020 г. - через news.bbc.co.uk.
- ↑ О новых протестах и столкновениях сообщалось в Иране CNN , 23 декабря 2009 г.
- ^ Иранские силы безопасности подавляют новую волну протестов оппозиции в Isfahan Times.
- ^ «Столкновения в сфере безопасности Ирана с скорбящими священнослужителями» . Рейтер . 24 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Полиция пытается подавить протестующих, оплакивающих иранского священнослужителя The New York Times , 25 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д В Иране сообщили о возобновлении столкновений BBC
- ^ Перейти обратно: а б с д «Антиправительственные столкновения в Иране вспыхивают в священный для шиитов день» . Архивировано из оригинала 29 декабря 2009 года . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ↑ Столкновения иранской полиции с протестующими на севере Тегерана: Report India Times
- ^ Перейти обратно: а б с «Таймс» и «Санди Таймс» . www.thetimes.co.uk . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д В Иране произошли новые столкновения из-за протестов толпы во время религиозных церемоний The Guardian, 27 декабря 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дорри Наджаф Абади, Горбан-Али (2005). «8» . В Назари, Гейдар (ред.). Хатерат и Ходжат-уль-Ислам в исламе Дорри Наджаф Абади (1-е изд.). Тегеран: IDRC (Центр документации иранской революции). стр. 232–233. Архивировано из оригинала 25 марта 2007 года.
- Кедди, Никки (2003). Современный Иран: корни и результаты революции . Издательство Йельского университета.
- Макки, Сандра (1996). Иранцы: Персия, ислам и душа нации . Даттон.
- Мойн, Бакер (2000). Хомейни: Жизнь аятоллы . Книги Томаса Данна.
- Монтазери, Хосейн-Али (2000). «8» . Хатерат . стр. 471–480. Архивировано из оригинала 7 февраля 2006 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Офис аятоллы Монтазери, Кум
- «Лидерство и легитимность: споры среди духовенства о том, кто должен возглавить Исламское государство» — иранское издание
- «Фетва Ирана о свободе» — Washington Times
- Великий аятолла Монтазери: «У этой системы нет религиозных достоинств»
- «Добрый аятолла», профессор Аббас Милани , Внешняя политика
Сиденья для сборки | ||
---|---|---|
Новый офис | Председатель Ассамблеи экспертов по Конституции 1979 |
Офис упразднен |
Политические офисы | ||
Новый офис | Заместитель Верховного лидера Ирана 1985–1989 |
Офис упразднен |
Религиозные титулы | ||
Предшественник | Пятничная молитва Имам Тегерана 1979–1980 |
Преемник |
- 1922 рождения
- смертей в 2009 г.
- Иранские активисты демократии
- Иранские диссиденты
- Великие аятоллы Ирана
- Иранские революционеры
- Иранские активистки за права женщин
- Иранские писатели
- Активисты исламской демократии
- мусульманские реформаторы
- Люди из Наджафабада
- Люди иранской революции
- Члены Общества преподавателей семинарии Кума
- Спикеры Ассамблеи экспертов
- В Иране людей поместили под домашний арест
- Члены Ассамблеи экспертов по Конституции
- Заключенные тюрьмы Эвин
- Иранские философы ХХ века
- Похороны в храме Фатимы Масуме
- Казни иранских политических заключенных в 1988 году.