Jump to content

Наука и технологии в Пакистане

Страница полузащищена
(Перенаправлено с «Наука в Пакистане »)

Абдус Салам был вторым в мире учёным из мусульманской страны, получившим Нобелевскую премию .
Профессор Атта-ур-Рахман — первый ученый из мусульманского мира, избранный членом Королевского общества (Лондон) в знак признания исследований, проводимых в исламской стране.
Профессор Вольфганг Фельтер, выдающийся немецкий ученый, построивший в его честь здание в Международном центре химических и биологических наук Университета Карачи.
HEJ Научно-исследовательский институт химии

Наука и технологии являются развивающейся областью в Пакистане и играют важную роль в развитии страны с момента ее основания. В Пакистане имеется большое количество ученых, инженеров, врачей и технических специалистов, играющих активную роль в науке и технологиях. Настоящий рост науки в Пакистане произошел после создания в 2002 году Комиссии по высшему образованию, которая оказала большую поддержку науке, а также стала основным спонсором Пакистанской академии наук под руководством профессора Атта-ур-Рахмана . [1] В этот период упор был сделан на качество, а не на цифры. [2] [3] [4] Меры качества, введенные профессором Атта-ур-Рахманом в качестве председателя-основателя HEC, включали: 1) Все кандидаты наук. диссертации оценивались видными зарубежными учеными, 2) Все кандидатские диссертации и научные статьи проверялись на плагиат, 3) Около 11 000 студентов были отправлены за границу в ведущие университеты для обучения на уровне докторантов и по возвращении были приняты на работу, 4) Назначения на должности профессорско-преподавательского состава были связаны с международный авторитет заявителей, судя по их международным публикациям, патентам и цитатам, и (5) впервые в истории страны во всех университетах были созданы ячейки повышения качества. [5] (6) Минимальные критерии создания нового университета были утверждены Кабинетом министров, и университеты, не соответствующие этим критериям, были закрыты. [6] (7) Утверждено Положение о Модельном университете (Приложение 3 в справке), устанавливающее параметры управления новыми университетами. [7] (8) Был подготовлен и обнародован список фиктивных высших учебных заведений. [8] (9) Агентство обеспечения качества (QAA) было создано в рамках Комиссии по высшему образованию, которая создала группы повышения качества (QEC) в качестве своих операционных подразделений в государственных и частных университетах по всей стране. [9] (10) Финансирование университетов было связано с достижениями в преподавании и исследованиях в рамках механизма финансирования, основанного на формуле, в котором учитывались набор студентов, предметы и качество преподавания и исследований. [10] Первая политика и стратегия внедрения ИТ были одобрены под руководством профессора Атта-ур-Рахмана, тогдашнего федерального министра науки и технологий, в августе 2000 года, что заложило основы развития этого сектора. [11] По просьбе профессора Атта-ур-Рахмана компания Intel в марте 2002 года инициировала общенациональную программу обучения школьных учителей информационным и коммуникационным технологиям, в результате которой было обучено 220 000 школьных учителей в 70 районах и городах Пакистана. [12] По рекомендации профессора Атта-ур-Рахмана были утверждены 15-летние налоговые каникулы, что привело к росту ИТ-бизнеса с 30 миллионов долларов в 2001 году до более чем 3 миллиардов долларов. [13] [14] Пакистанско-Австрийский университет прикладной инженерии (Fachhochschule) был создан в Харипуре-Хазаре под руководством руководящего комитета под председательством профессора Атта-ур-Рахмана, в котором студенты будут получать степени нескольких австрийских университетов. [15] О росте научных результатов в Пакистане можно судить по тому факту, что в 1990 году Пакистан опубликовал 926 научных документов, а в 2018 году это число выросло до 20 548, что в двадцать раз больше. Напротив, Индия опубликовала 21 443 научных документа в 1990 году, а в 2018 году это число выросло до 171 356. , в восемь раз больше. [16] В 2018 году 336 человек на миллион были исследователями в сфере НИОКР (сектор исследований и разработок) в Пакистане по сравнению с 256 человек на миллион, которые были исследователями в Индии. [17] Реформы, начатые профессором Атта-ур-Рахманом ФРС в 2003-2008 годах, продолжались в течение последующего десятилетия, и, согласно отчету Web of Science, за это десятилетие количество исследовательских публикаций в 2019 году выросло на 300%, причем 2019 год стал рекордным. первый год, когда Пакистан занял место выше среднего мирового уровня по исследованиям. В 2019 году Пакистан выпустил на 300% больше публикаций, проиндексированных в Web of Science Core Collection, чем в 2010 году. За десятилетие 2010-2019 годов более половины исследований Пакистана было опубликовано в журналах с импакт-фактором. Глобальное влияние пакистанских исследований растет, поскольку ученые страны все чаще публикуются в журналах верхнего квартиля. Нормализованный показатель цитируемости пакистанских публикаций (который измеряет влияние публикаций по сравнению с их аналогами во всем мире) вырос с 0,67 до 1,03. выход. [18] По состоянию на 2020 год плотность телефонной связи в Пакистане составляет 85%: 183 миллиона абонентов сотовой связи, 98 миллионов абонентов 3G/4G и 101 миллион абонентов широкополосного доступа благодаря основам, заложенным профессором Атта-ур-Рахманом в сфере информационных технологий и телекоммуникаций в 2000-2008 годах. [19] Анализируя продуктивность научных исследований Пакистана по сравнению с Бразилией, Россией, Индией и Китаем, Thomson Reuters приветствовала события, произошедшие в результате реформ, введенных профессором Атта-ур-Рахманом из ФРС, поскольку Пакистан стала страной с самым высоким ростом процента высокоцитируемых статей по сравнению со странами «БРИК». [20]

Химия остается самым сильным предметом в стране, при этом Международный центр химических и биологических наук играет ведущую роль в крупнейшей исследовательской программе последипломного образования в стране, в которой около 600 студентов обучаются на степень доктора философии. [21] [22] Физика ( теоретическая , ядерная , физика элементарных частиц , лазерная и квантовая физика ), материаловедение , металлургия ( инженерия ), биология и математика — вот некоторые из других областей, в которых внесли свой вклад пакистанские ученые. Начиная с 1960-х годов и позднее правительство Пакистана сделало развитие и продвижение науки национальным приоритетом и осыпало выдающихся ученых почестями. Хотя правительство прилагает усилия, чтобы сделать науку частью национального развития, федеральная политика подвергается критике, например, роспуск правительством Комиссии высшего образования Пакистана (HEC) — административного органа, который контролировал научные исследования — в 2011 году. Эта попытка роспуска не состоялась из-за решения Верховного суда Пакистана по ходатайству, поданному профессором Атта-ур-Рахманом, бывшим федеральным министром науки и технологий и бывшим председателем-основателем Комиссии по высшему образованию. [23] Пакистанские учёные также завоевали признание в математике и в некоторых областях физических наук, особенно в теоретической и ядерной физике, химии и астрономии. Профессор Абдус Салам , физик-теоретик, получил Нобелевскую премию по физике в 1979 году, став первым и единственным пакистанцем на сегодняшний день, удостоенным этой чести. Профессор Атта-ур-Рахман, химик-органик, был избран членом Королевского общества (Лондон) в 2006 году в знак признания его вклада в область натуральных продуктов, став, таким образом, первым ученым из исламского мира, удостоенным этой чести за выполненную работу. внутри исламской страны. [24] Вклад профессора Атта-ур-Рахмана в развитие науки и высшего образования в Пакистане был признан на международном уровне, и ему была отдана дань уважения в ведущем мировом научном журнале Nature, который назвал его «силой природы». [25] Анализируя продуктивность научных исследований Пакистана по сравнению с Бразилией, Россией, Индией и Китаем, Thomson Reuters приветствовала события, произошедшие в результате реформ, введенных профессором Атта-ур-Рахманом из ФРС, поскольку Пакистан стал страной с самым высоким увеличением процента высокоцитируемых статей по сравнению со странами «БРИК». [26] В знак признания строительства прочных мостов между наукой Пакистана и Китая профессор ФРС Атта-ур-Рахман получил высшую национальную награду Китая - «Премию международного сотрудничества в области науки и технологий». [27] [28] Его книга по ЯМР-спектроскопии, опубликованная Springer Verlag, была переведена на японский язык и использована для преподавания курсов по ЯМР-спектроскопии в Японии. [29] Его книгу под названием «Стереоселективный синтез в органической химии», опубликованную издательством Springer Verlag, нобелевский лауреат сэр Дерек Бартон, написавший предисловие к этой книге, назвал «монументальным фолиантом». [30]

Технологии высоко развиты в ядерной физике и разработке взрывчатых веществ , где гонка вооружений с Индией убедила политиков выделить достаточные ресурсы для исследований. Благодаря программе, возглавляемой Муниром Ахмадом Ханом и Пакистанской комиссией по атомной энергии (PAEC), Пакистан стал седьмой страной, разработавшей атомную бомбу , что, по мнению мирового разведывательного сообщества, было сделано к 1983 году (см. Кирана-I ), девять лет после Индии (см. Похран-I ). Пакистан впервые публично испытал свои устройства (см. Чагай-I и Чагай-II ) 28 и 30 мая 1998 г., через две недели после того, как Индия провела свои собственные испытания (см. Похран-II ). [31]

Исследование космоса развивалось поспешно: в 1990 году Пакистан запустил «Бадр-1», а в 2001 году — «Бадр-II» . С 1980-х годов космическая программа была посвящена военным технологиям ( программа космического оружия и комплексные ракетные системы ) и поддерживает сильную программу, разработанную для военное применение.

Пакистан является ассоциированным членом ЦЕРН , одной из немногих стран, получивших этот статус. [32] Пакистан занял 88-е место в Глобальном индексе инноваций в 2023 году по сравнению со 107-м местом в 2020 году. [33] [34] [35]

В течение 2018-2019 годов правительство Пакистана сформировало ряд целевых групп для укрепления науки и технологий, информационных технологий и экономики знаний. Целевую группу, созданную в 2018 году по теме «Экономика знаний, основанная на технологиях», возглавляет премьер-министр г-н Имран Хан, а ее заместителем является Атта-ур-Рахман. [36] В состав группы входят несколько важных федеральных министров, в том числе министры финансов, планирования, образования, информационных технологий/телекоммуникаций, науки и технологий и председатель Комиссии по высшему образованию. Целью целевой группы является содействие исследованиям в важных и новых областях технологий. [37] Еще одна важная рабочая группа премьер-министра – это группа по науке и технологиям, председателем которой является Атта-ур-Рахман. [38] В результате усилий этих целевых групп под руководством профессора Атта-ур-Рахмана ФРС в Министерстве науки и технологий произошли огромные изменения, а бюджет развития Федерального министерства науки и технологий был увеличен. более чем на 600% благодаря проектам, инициированным этими целевыми группами, что позволяет реализовать большое количество новых важных инициатив в области инженерии материалов, геномики, промышленной биотехнологии, альтернативной энергетики, полезных ископаемых, регенеративной медицины, нейробиологии и искусственного интеллекта. . [39] Первый зарубежный инженерный университет Пакистана (Pak Austria Fachhochschule) представляет собой уникальную гибридную модель, включающую факультет Fachhochschule и аспирантуру, а также центральный технологический парк. При сотрудничестве 8 зарубежных университетов (3 австрийских и 5 китайских) он также начал функционировать под руководством руководящего комитета, возглавляемого Атта-ур-Рахманом. [40] в Харипуре, Хазара. Ряд таких зарубежных инженерных университетов находится в стадии создания под руководством профессора ФРС Атта-ур-Рахмана. К ним относятся один в Сиалкоте, первый камень в фундамент которого уже заложил премьер-министр Пакистана, [41] и еще один на территории за домом премьер-министра в Исламабаде. [42]

История

Отдел научных и технологических исследований (S&TR) был создан в 1964 году для (i) координации и реализации национальной научно-технической политики; (ii) продвижение и координация исследований и использование результатов исследований; (iii) развитие, производство и использование ядерной энергии; и (iv) координация использования научно-технической рабочей силы. Отдел административно отвечал за Национальный научный совет, Совет научных и промышленных исследований, Комиссию по атомной энергии и Комитет по исследованию космоса и верхних слоев атмосферы.Министерство науки и технологий (MoS&T) функционирует с 1972 года. Это национальный координационный центр и вспомогательный орган правительства Пакистана для планирования, координации и направления усилий; инициировать и запускать научно-технические программы и проекты в соответствии с национальной повесткой дня для создания прочной и устойчивой научно-технической исследовательской базы для социально-экономического развития.Министерство предлагает технологическое развитие для более высоких темпов роста и повышения уровня жизни, от промышленного развития до возобновляемых источников энергии и развития сельских районов. Его основное внимание уделяется повышению технологической компетентности Пакистана и развитию большего количества человеческих ресурсов для предотвращения утечки мозгов, а также интеграции существующей технологической инфраструктуры для укрепления технологических институтов, эффективного управления наукой и техническими науками и повышения потенциала местных инновационных систем.

Золотой век науки

Период 1960-х и 1970-х годов считается начальным подъемом пакистанской науки, получившей международную репутацию в различных научных сообществах мира. [43] В этот период ученые внесли свой вклад в такие области, как химия природных продуктов , теоретическая физика частиц , математическая и ядерная физика , а также другие основные и подобласти химии и физики. [43] Исследованиям предшествовали такие ученые, как Риазуддин , Ишфак Ахмад , Салимуззаман Сиддики , Атта-ур-Рахман и Самар Мубаракманд . Однако основной рост научной продукции произошел после создания Комиссии по высшему образованию, что сопровождалось увеличением финансирования науки в 60 раз.

Профессор Атта-ур-Рахман ФРС получает премию ЮНЕСКО в области науки на Всемирном конгрессе по науке в Будапеште, Венгрия (1999 г.)
Проф. д-р Атта-ур-Рахман получает стипендию Королевского общества (Лондон) от профессора сэра Мартина Риза, президента Королевского общества, 14 июля 2006 г.
Институт исследования природных продуктов Атта-ур-Рахмана создан в крупнейшем университете Малайзии, Технологическом университете Мары, недалеко от Куала-Лумпура.

Реальный рост науки в Пакистане произошел под руководством профессора Атта-ур-Рахмана в 2000–2008 годах, когда он был федеральным министром науки и технологий, а затем председателем Комиссии по высшему образованию (HEC) со статусом федерального министра. . Председатель Постоянного комитета Сената по образованию объявил первые шесть лет HEC под руководством профессора Атта-ур-Рахмана «золотым периодом Пакистана». [44] Thomson Reuters в независимой оценке прогресса Пакистана в области международных публикаций признал, что за последнее десятилетие произошло четырехкратное увеличение количества международных публикаций и десятикратное увеличение количества высокоцитируемых статей, причем статистика была лучше, чем в странах БРИК. [45]

Замечательная трансформация науки и высшего образования под руководством профессора Атта-ур-Рахмана в качестве федерального министра науки и технологий, а затем в качестве председателя Комиссии по высшему образованию со статусом федерального министра в период 2000–2008 годов приветствовалась многими. независимые эксперты, а в обзоре, опубликованном в журнале Nature, его назвали «силой природы». [25]

Доктор Абдус Салам , первый пакистанский лауреат Нобелевской премии по физике , был отцом физических исследований в Пакистане. [43] Под бдительным руководством Салама математики и физики решали величайшие и выдающиеся проблемы физики и математики . [43] С 1960 по 1974 год Салам отвечал за максимальное руководство исследованиями. Это привело к международному признанию пакистанских математиков и физиков, что позволило им проводить свои исследования в ЦЕРН. [43] Салам и его ученики (Риазуддин, Файязуддин и другие) произвели революцию в физике элементарных частиц и теоретической физике и считаются современными пионерами физики элементарных частиц во всех ее аспектах. Чистые исследования были предприняты в области квантовой электродинамики , квантовой теории поля , протонного распада пакистанскими учеными и основных областей физики. С созданием в стране ядерных и нейтронных институтов пакистанские математики внедрили сложные математические приложения для изучения и изучения поведения элементов в процессе деления. Салимуззаман Сиддики, Атта-ур-Рахман и Икбал Чоудхари являются новаторами в изучении выделения уникальных химических соединений из нима ( Azadirachta indica ) , раувольфии , барвинка ( Catharanthus roseus ), ( Buxus papillosa ) и различных других растений.

Государственная наука

В отличие от некоторых западных стран , большинство исследовательских программ проводятся не в учреждениях (например, университетах), а в специально созданных исследовательских центрах и институтах. [46] Эти институты находятся в ведении государственного Министерства науки , которое курирует развитие и продвижение науки в стране, в то время как другие находятся в ведении Пакистанской академии наук , других специализированных академий и даже исследовательских подразделений различных правительственных министерств. [46] Поначалу ядром фундаментальной науки была Пакистанская академия наук, первоначально созданная в 1953 году и переехавшая из Карачи в Исламабад в 1964 году. [47] В Пакистанской академии наук работает большой процент исследователей в области естественных наук, особенно физики. [47] С 1947 по 1971 год исследования проводились независимо, без влияния правительства. [47] Лаборатории высокого напряжения (HTL) в Государственном колледже университета в Лахоре (GCU) были созданы Р.М. Чаудри на средства, предоставленные британским правительством в 1950-х годах. [48] В 1967 году профессор Абдус Салам возглавил создание Института теоретической физики (ITP) в Университете Каид-и-Азам, а также создание Пакистанского института ядерной науки и технологий (PINSTECH) и Центра ядерных исследований ; все они были независимо созданы академическими учеными Пакистана при финансовой помощи европейских стран . [48] Однако после того, как Зульфикар Али Бхутто стал президентом, он взял под свой контроль научные исследования в 1972 году в рамках своих усиленных социалистических реформ и политики . [48] По совету доктора Мубашира Хасана Бхутто основал Министерство науки вместе с Ишратом Хусейном Усмани , бюрократом с докторской степенью в области атомной физики. [46] [48]

В 1950-х и 1960-х годах как Западный Пакистан , так и Восточный Пакистан имели свои собственные академии наук, при этом Восточный Пакистан полагался на Западный Пакистан в распределении средств. [46] Медицинские исследования координируются и финансируются Министерством здравоохранения. [49] а сельскохозяйственные исследования проводятся Министерством сельского хозяйства. [50] Аналогичным образом, исследования в области наук об окружающей среде возглавляет Министерство окружающей среды . [48] [51]

Последствием в Индо-Пакистане 1971 года зимней войны президент Бхутто увеличил финансирование науки со стороны правительства более чем на 200%, в основном посвященное военным исследованиям и разработкам. Бхутто с помощью своего научного советника доктора Салама собрал сотни пакистанских ученых, работающих за границей, для разработки того, что стало пакистанской атомной бомбой. Эту аварийную программу сначала возглавлял д-р Абдус Салам до 1974 года, а затем руководил и возглавлял д-р Мунир Ахмад Хан с 1974 по 1991 год. Впервые такая попытка была предпринята правительством, когда граждане Пакистана добились успехов в ядерной области. физика, теоретическая физика и математика. В 1980-х годах генерал Мухаммад Зия-уль-Хак радикализировал науку, навязывая лженауку – своими мусульманскими фундаменталистами в качестве администраторов – в пакистанских школах и университетах. Позже Зия-уль-Хак предложил д-ру Абдул Кадир Хану экспортировать чувствительные промышленные (военные) технологии в Ливию , Иран и Северную Корею . Из-за государственного контроля академические исследования в Пакистане остаются строго засекреченными и неизвестными международному научному сообществу. Иностранные державы предприняли несколько неудачных попыток проникнуть в исследовательские центры страны, чтобы узнать, насколько продвинулись исследования и сколько секретных знаний было получено пакистанскими учеными. [52] Один из примечательных случаев произошел в 1970-е годы, когда ливийская разведка предприняла безуспешную попытку получить знания по критическим аспектам ядерной технологии и важнейшим математическим расчетам быстрых нейтронов в теоретической физике . Этому помешало Управление объединенной технической разведки ISI (JIT). [52] Начиная с 1980-х годов и позже, как российская разведка , так и Центральное разведывательное управление предприняли несколько попыток получить доступ к исследованиям Пакистана, но из-за ISI им не удалось получить никакой информации. [52] В период с 1980 по 2004 год научные исследования были недостаточными, пока генерал Первез Мушрраф не учредил Комиссию по высшему образованию (HEC), которая увеличила вклад науки и технологий в Пакистане. Основной толчок развитию науки в Пакистане произошел под руководством профессора Атта-ур-Рахмана в качестве председателя-основателя Комиссии по высшему образованию, когда около 11 000 студентов были отправлены в ведущие зарубежные университеты для получения докторской степени. и постдокторская подготовка. Это привело к огромному увеличению исследовательской деятельности Пакистана в журналах «Импакт-фактор» с примерно 800 в год в 2000 году до более 12 000 публикаций в год. [53] Это вызвало положительные комментарии со стороны Thomson Reuters о резком увеличении количества высокоцитируемых статей по сравнению с Бразилией, Россией, Индией и Китаем. [54] Крупные исследования были проведены пакистанскими институтами в области естественных наук. [46] В 2003 году Министерство науки и технологий правительства Пакистана и Государственный департамент США подписали всеобъемлющее Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий, которое установило рамки для расширения сотрудничества в области науки, технологий, техники и образования для взаимной выгоды и мирных целей. между научными и образовательными сообществами обеих стран. В 2005 году Агентство США по международному развитию (USAID) объединилось с Министерством науки и технологий (MOST) и Комиссией высшего образования Пакистана для поддержки совместной пакистано-американской программы сотрудничества в области науки и технологий. Начиная с 2008 года Государственный департамент США присоединился к USAID в качестве со-спонсора программы со стороны США. Эта программа, которую реализует Национальная академия наук со стороны США, призвана повысить силу и широту сотрудничества и связей между пакистанскими учеными и учреждениями с коллегами в Соединенных Штатах. [55] Однако при неблагоприятных обстоятельствах [ нужны разъяснения ] исследования отказались. В 2011 году правительство распустило HEC, и контроль над образованием перешел в руки правительственных министерств. [46] Профессор Атта-ур-Рахман подал петицию в Верховный суд Пакистана против действий правительства. Верховный суд принял решение в пользу позиции профессора Атта-ур-Рахмана, и федеральный характер Комиссии по высшему образованию был сохранен. [23]

Научная политика

Национальная политика в области науки, технологий и инноваций

Федеральное министерство науки и технологий курирует сектор науки и технологий с 1972 года. Однако только в 2012 году была сформулирована первая Национальная политика Пакистана в области науки, технологий и инноваций: это был также первый случай, когда правительство официально признало инновации как долгосрочную стратегию стимулирования экономического роста. Политика главным образом подчеркивает необходимость развития человеческих ресурсов, развития внутренних технологий, передачи технологий и расширения международного сотрудничества в области исследований и разработок (НИОКР). [56]

Эта политика была основана на результатах технологического прогнозирования, проводимого Пакистанским советом по науке и технологиям с 2009 года. К 2014 году исследования были завершены в 11 областях: сельское хозяйство, энергетика, ИКТ, образование, промышленность, окружающая среда, здравоохранение, биотехнологии, водные ресурсы, нанотехнологии и электроника. Дальнейшие прогнозные исследования были запланированы в области фармацевтики, микробиологии, космических технологий, общественного здравоохранения, канализации и санитарии, а также высшего образования. [56]

Национальная стратегия в области науки, технологий и инноваций

После смены правительства в Исламабаде после всеобщих выборов в мае 2013 года новое Министерство науки и технологий опубликовало проект Национальной стратегии в области науки, технологий и инноваций на 2014–2018 годы, а также запросило комментарии у общественности. Эта стратегия была включена в долгосрочный план развития правительства «Видение 2025», первый для Пакистана. [56]

Центральным элементом проекта Национальной стратегии в области науки, технологий и инноваций является человеческое развитие. Хотя путь к реализации не детализирован, новая стратегия устанавливает цель повышения валовых внутренних расходов Пакистана на НИОКР (ВРНИОКР) с 0,29% (2013 г.) до 0,5% ВВП к 2015 году, а затем до 1% ВВП к концу 2015 года. пятилетний срок нынешнего правительства в 2018 году. Амбициозная цель утроить соотношение ВРНИОКР/ВВП всего за семь лет является похвальным выражением решимости правительства, но для достижения желаемого результата необходимо будет одновременно проводить амбициозные реформы. [56]

Национальные премии

Самая престижная государственная премия, присуждаемая за достижения в области науки и техники, — Нишан-э-Имтиаз (или в английском Орден за выдающиеся достижения). В то время как Hilal-i-Imtiaz , Pride of Performance , Sitara-i-Imtiaz и Tamgha-e-Imtiaz занимают уникальную роль и значение в гражданском обществе Пакистана. Атта-ур-Рахман — единственный учёный Пакистана, получивший все эти 4 Гражданские награды.

Достижения

В Хунаньском университете китайской медицины открылся исследовательский центр академика доктора Атта-ур-Рахмана с г-ном Фавадом Чоудхари, министром науки Пакистана в качестве почетного гостя

В 1961 году международные достижения впервые были зафиксированы в 1961 году, когда Пакистан стал третьим [ нужны разъяснения ] Азиатская страна и десятая [ нужны разъяснения ] в мире, когда Rehbar-I с космодрома Сонмани была запущена твердотопливная ракета одноразового использования . Рехбар -I был разработан и запущен под руководством доктора В.Дж.М. Туровича , польско-пакистанского ученого, а затем директора проекта этой программы. С тех пор в рамках программы начались полеты, которые продолжались до 1970-х годов.

Крупный прорыв произошел в 1979 году, когда Нобелевский комитет присудил Нобелевскую премию по физике Абдусу Саламу за формулировку электрослабой теории – теории, которая обеспечивает основу для объединения слабого ядерного взаимодействия и электромагнитного взаимодействия . В 1990 году Комиссия по исследованию космоса и верхних слоев атмосферы (SUPARCO) запустила первый спутник связи местной разработки «Бадр-1 » с космодрома Сичан (XLSC) Китайской Народной Республики . После запуска Пакистан стал первой страной с мусульманским большинством, разработавшей искусственный роботизированный спутник, и вторым государством Южной Азии, запустившим свой спутник, после Индии.

Одним из широко известных достижений стало вступление страны в ядерный клуб в 1998 году . Индии В ответ на ядерные испытания 11 и 13 мая 1998 года под кодовым названием «Операция Шакти » на давно построенном полигоне Похран (ПТР). При премьер-министре Навазе Шарифе Комиссия по атомной энергии Пакистана (PAEC) провела пять одновременных испытаний на холмах Чагай под кодовым названием Chagai-I 28 мая 1998 года. PAEC провела еще одно испытание в пустыне Харан под Chagai-II , что означает, что оно протестировал шесть устройств менее чем за неделю. После испытаний этих атомных устройств Пакистан стал седьмой ядерной державой в мире и единственной страной с мусульманским большинством, освоившей эту технологию. 13 августа 2011 года SUPARCO запустила свой первый геостационарный спутник , собственной разработки Paksat-1R также с XLSC в Китае.

Лаборатории профессора Атта-ур-Рахмана в Международном центре химических и биологических наук, Университет Карачи, Центр передового опыта ЮНЕСКО

В 2006 году профессор Атта-ур-Рахман был избран членом Королевского общества (Лондон), став таким образом первым ученым из мусульманского мира, удостоенным такой чести в знак признания исследований и вклада, проведенных в исламской стране. [24] Он внес большой вклад в развитие химии натуральных продуктов, и несколько международных журналов опубликовали специальный выпуск в знак признания этого вклада в его честь. [57] [58] [59] [60] Он внес свой вклад в крупное развитие науки и технологий в качестве председателя Комиссии по высшему образованию в 2002–2008 годах, что привело к значительному увеличению количества исследовательских публикаций в Пакистане с примерно 800 исследовательских статей в журналах Impact Factor в 2002 году до более 11 000 публикаций в 2016 году. качество которого было признано ThomsonReuters. [54] Международный центр химических и биологических наук при Университете Карачи, который под руководством профессора Атта-ур-Рахмана превратился в ведущий исследовательский центр в регионе, в 2016 году был признан Центром передового опыта ЮНЕСКО. [61] Профессор Атта-ур-Рахман был награжден высокой гражданской наградой правительства Австрии («Grosses Goldenes Ehrenzeichen am Bande») в 2007 году в знак признания его вклада в развитие науки в Пакистане. [62] и правительство Китая также удостоило его высшей награды для иностранцев (Премия дружбы) в знак признания его выдающегося вклада. [63] Крупнейший университет Малайзии, Universiti Teknologi Mara, основал исследовательский центр под названием «Научно-исследовательский институт открытия натуральных продуктов доктора Атта-ур-Рахмана», чтобы почтить память этого великого мусульманского ученого за развитие науки в Пакистане и в мусульманском мире в его качестве Генеральный координатор COMSTECH, министерского комитета, в состав которого входят 57 министров науки и технологий 57 стран-членов ОИК. [64] [65] Совсем недавно ведущий китайский университет традиционной медицины в Чанше, провинция Хунань, также решил назвать исследовательский институт в честь профессора Атта-ур-Рахмана ФРС в знак признания его выдающегося вклада в развитие науки в Пакистане и установление прочных связей. с Китаем. [66]

В другом знаковом исследовании, проведенном Thomson Reuters и подчеркивающем влияние реформ, введенных Атта-ур-Рахманом, было обнаружено, что темпы роста числа высокоцитируемых статей из Пакистана за десятилетие были даже выше, чем в Бразилии, России, Индия или Китай [54]

В ответ на CNR Рао профессор Атта-ур-Рахман недавно написал: « Индийскому правительству не стоит беспокоиться. Мы, пакистанцы, увы, знаем, как разрушить наши собственные институты . [67]

Информационные технологии

Быстрый прогресс, достигнутый Пакистаном в секторе информационных технологий и телекоммуникаций в 2000–2002 годах под руководством профессора Атта-ур-Рахмана в качестве федерального министра, привел к распространению Интернета из 29 городов в 2000 году на 1000 городов, поселков и деревень к 2002 году. и распространение оптоволокна из 40 городов в 400 городов за этот период. Первая политика и стратегия внедрения ИТ были одобрены под руководством профессора Атта-ур-Рахмана, тогдашнего федерального министра науки и технологий, в августе 2000 года, что заложило основы развития этого сектора. [11] Цены на интернет резко снизились с 87 000 долларов в месяц за линию 2 МБ до всего лишь 3 000 долларов в месяц, а затем и до 90 долларов в месяц. Бум мобильной телефонии также произошел под руководством Атта-ур-Рахмана и начался с резкого снижения цен, введения конкуренции (Ufone) и изменения системы, так что от человека, принимающего звонок, больше не требовали платить. любые обвинения. Спутник был выведен в космос (Паксат-1) всего за 4 миллиона долларов. Эти изменения в ИТ-инфраструктуре оказались неоценимыми для сектора высшего образования. Пакистанская сеть образовательных исследований была создана в 2004 году, благодаря чему в университетах была создана одна из лучших цифровых библиотек. В 2002 году лишь немногие университетские библиотеки могли подписаться на несколько журналов. Сегодня каждый студент любого университета государственного сектора имеет свободный доступ к более чем 20 000 международных журналов со старыми томами и более чем 60 000 книг от 250 международных издателей. [68] По состоянию на 2011 год в Пакистане насчитывалось более 20 миллионов интернет-пользователей, и он считается одной из ведущих стран, в которых зарегистрированы высокие темпы роста проникновения Интернета. В целом, страна занимает 15-е место в мире по численности интернет-пользователей. В 2012–2013 финансовом году правительство Пакистана планирует потратить 4,6 миллиарда рупий (рупий) на проекты в области информационных технологий с упором на электронное правительство, развитие человеческих ресурсов и инфраструктуры. [69] Индустрия информационных технологий Пакистана претерпела кардинальные изменения, и страна взяла на себя ведущую роль во внедрении одних технологий, а также подала другим пример передовой мировой практики. [ нужна ссылка ] Вопросы, связанные с ИТ-индустрией, контролируются и регулируются Министерством информационных технологий правительства Пакистана. ИТ-индустрия считается успешным экономическим сектором Пакистана даже во время финансового кризиса. [ нужны разъяснения ] Правительство Пакистана за последнее десятилетие оказало многочисленные льготы ИТ-инвесторам в стране, что привело к развитию ИТ-сектора. В 2003–2005 годах экспорт информационных технологий из страны вырос примерно на пятьдесят процентов и составил в общей сложности около 48,5 миллионов долларов США. Всемирный экономический форум, оценив развитие информационных и коммуникационных технологий в стране, поставил Пакистан на 102-е место среди 144 стран в отчете о глобальных информационных технологиях за 2012 год. [ нужна ссылка ]

Реформы высшего образования

Реформа 2002–2009 гг.

В 2002 году Комиссия по университетским грантам была заменена Комиссией по высшему образованию (HEC), у которой есть независимый председатель. HEC было поручено реформировать систему высшего образования Пакистана путем введения более эффективных финансовых стимулов, увеличения набора в университеты и количества выпускников PhD, увеличения иностранных стипендий и исследовательского сотрудничества, а также предоставления всем крупным университетам самых современных средств ИКТ. [56]

В ходе серии реформ в 2002 году HEC провел масштабную модернизацию научных лабораторий, восстановил существующие образовательные учреждения, расширил поддержку исследований и курировал развитие одной из лучших цифровых библиотек в регионе. В целях соответствия международным стандартам также был установлен процесс обеспечения качества и аккредитации. Около 95% студентов, отправленных на обучение за границу, вернулись, что является необычно высоким результатом для развивающейся страны, в ответ на улучшение заработной платы и условий труда в университетах, а также на сплочение и строгий контроль со стороны комиссии, Фулбрайта и других. В течение ограниченного периода времени HEC предоставил всем университетам бесплатный высокоскоростной доступ в Интернет к научной литературе, модернизацию исследовательского оборудования, доступного по всей стране, и программу создания новых университетов науки и технологий, включая научные парки, которые привлекли иностранные инвесторы.

Международная похвала: золотой период высшего образования Пакистана

С момента проведения реформы Комиссии по высшему образованию (HEC) в 2002 году HEC получила похвалу от международных наблюдателей в сфере высшего образования. Рахман, председатель-основатель HEC, получил ряд международных наград за трансформацию сектора высшего образования под его руководством.[25] Немецкий академик доктор Вольфганг Фельтер из Тюбингенского университета в Германии оценил работу HEC под руководством Рахмана и назвал реформы HEC «произошедшим чудом». После преподавания и посещения 15 университетов Пакистана Фёлтер написал, что «сценарий образования, науки и технологий в Пакистане резко изменился, как никогда раньше в истории страны». [ нужна ссылка ] Председатель Постоянного комитета Сената по образованию недавно объявил первые шесть лет HEC под руководством Рахмана «золотым периодом высшего образования Пакистана». [44]

Американский академик профессор Фред М. Хейворд также высоко оценил процесс реформ, предпринятый Пакистаном, признав, что «с 2002 года произошел ряд чрезвычайных изменений». [70] Хейворд отметил, что «за последние шесть лет почти 4000 ученых приняли участие в программах докторантуры в Пакистане, в рамках которых более 600 студентов обучались по зарубежным программам докторантуры». [70]

Реформы HEC также приветствовались Комиссией Организации Объединенных Наций по науке и технологиям в целях развития (UNCSTD), которая сообщила, что «достигнутый прогресс был потрясающим и позволил Пакистану опередить сопоставимые страны во многих аспектах». [71] UNCSTD внимательно следил за развитием событий в Пакистане в последние годы и пришел к выводу, что программа HEC, инициированная под руководством Рахмана, является примером «передовой практики» для развивающихся стран, стремящихся наращивать свои человеческие ресурсы и создавать инновационную, технологическую -основанная экономика.». [71] Согласно статье, опубликованной в ведущем научном журнале Nature, «сильная научная подготовка Рахмана, энтузиазм к реформам и впечатляющая способность зарабатывать деньги сделали его хитом дома и за рубежом. Это действительно было аномалией, что у нас был человек такого уровня с таким своего рода опора,----Атта-ур-Рахман был силой природы [25]

Рахман получил четыре международные награды за революционные изменения в секторе высшего образования, осуществленные в HEC. Nature, ведущий научный журнал, также написал ряд редакционных статей и статей о трансформации, произошедшей в Пакистане в секторе высшего образования под эгидой HEC. В статье под названием «Пакистанская угроза индийской науке», опубликованной в ведущей ежедневной газете «Hindustan Times», Индия, сообщается, что профессор CNR Рао , председатель научно-консультативного совета премьер-министра Индии, сделал презентацию премьер-министру Индии на быстрый прогресс, достигнутый Пакистаном в секторе высшего образования под руководством Рахмана, председателя Комиссии по высшему образованию. Сообщалось, что в результате реформ «Пакистан вскоре может присоединиться к Китаю и составить Индии серьезную конкуренцию в науке». «Наука — прибыльная профессия в Пакистане. За последние несколько лет зарплаты ученых утроились». [72]

Децентрализация управления высшим образованием

В 2011–2012 годах HEC оказался на грани роспуска из-за 18-й поправки к Конституции, которая передала ряд функций управления провинциальным правительствам, в том числе функцию высшего образования. Только после того, как профессор Атта-ур-Рахман, бывший председатель ФРС HEC, подал петицию в Верховный суд Пакистана и Верховный суд вмешался в апреле 2011 года, комиссия была избавлена ​​от разделения между четырьмя провинциями Белуджистан, Хайбер –Пахтунхва, Пенджаб и Синд. [56]

Несмотря на это, бюджет развития HEC, потраченный на стипендии, обучение преподавателей и т. д., был сокращен на 37,8% в 2011–2012 годах с пикового значения в 22,5 миллиарда рупий (около 0,22 миллиарда долларов США) в 2009–2010 годах до 14 рупий. млрд (около 0,14 млрд долларов США). Сектор высшего образования по-прежнему сталкивается с неопределенным будущим, несмотря на незначительное увеличение расходов на развитие, вызванное новой администрацией Исламабада: рупий. В бюджете на 2013–2014 годы предусмотрено 18,5 миллиардов долларов (около 0,18 миллиардов долларов США). Согласно статистике HEC, бюджет организации в процентах от национального ВВП последовательно падал с пика 2006–2007 годов в 0,33% до 0,19% в 2011–2012 годах. [56]

Вопреки постановлению Верховного суда от апреля 2011 года, ассамблея провинции Синд в 2013 году приняла беспрецедентный Закон о Высшей комиссии Синда, создавший первую в Пакистане провинциальную комиссию по высшему образованию. В октябре 2014 года провинция Пенджаб последовала этому примеру в рамках масштабной реструктуризации своей собственной системы высшего образования. [56]

Влияние реформ на количество студентов и академическую успеваемость

Несмотря на турбулентность, вызванную юридической тяжбой, развернувшейся после принятия в 2011 году поправки к конституции, о которой говорилось выше, число учреждений, присуждающих ученые степени, продолжает расти по всей стране, как в частном, так и в государственном секторах. Число студентов в университетах продолжает расти: с 0,28 миллиона в 2001 году до 0,47 миллиона в 2005 году и более 1,2 миллиона в 2014 году. Чуть менее половины университетов находятся в частной собственности. [56]

В период с 2002 по 2009 год HEC увеличил количество выпускников PhD до 6 000 в год и предоставил до 11 000 стипендий для обучения за рубежом. Число пакистанских публикаций, зарегистрированных в Web of Science компании Thomson Reuter (расширенный индекс научного цитирования), подскочило с 714 до 3 614 за тот же период, затем до 6 778 к 2014 году и более 20 000 к 2020 году. Этот прогресс в научной продуктивности, по-видимому, обусловлен к импульсу, вызванному увеличением числа преподавателей и студентов, получающих стипендии для обучения за рубежом, а также ростом числа аспирантов. Критики утверждают, что быстрый и массовый рост численности поставил под угрозу качество. [56] [73] Однако это утверждение было опровергнуто нейтральными международными экспертами. [74] [75]

Проблемы

Пак Индия Сравнение исследовательских публикаций на 10 миллионов населения за период 2000-2018 гг.; Пакистан зеленый Индия синий; Пакистан обогнал Индию в 2017 году благодаря реформам, проведенным профессором Атта-ур-Рахманом ФРС.

Пакистан известен некоторыми своими достижениями в области науки и техники, такими как успешное развитие средств массовой информации и военных технологий, а также растущая база врачей и инженеров, а также новый приток инженеров-программистов, которые вносят свой вклад в индустрию информационных технологий Пакистана. Из-за нынешней ситуации в Пакистане около 3000 пакистанских врачей эмигрируют в западные страны в поисках подходящих возможностей трудоустройства и, следовательно, вносят интеллектуальный вклад в сектор здравоохранения развитых стран, в то же время оставляя последствия утечки мозгов в Пакистане. [ нужна ссылка ]

Первез Худбхой опубликовал отчет о научной деятельности в Пакистане, в котором заявил, что исследования и научная деятельность ниже, чем во многих других развивающихся странах. [76] Худбхой заявил, что Пакистан выпустил меньше газет, чем соседняя Индия . [77] Утверждения Худбхоя были подвергнуты сомнению из-за использования устаревших данных. [ нужна ссылка ] Увеличение результатов исследований в Пакистане получило высокую оценку после создания Комиссии по высшему образованию в 2002 году. [54] [78] [79] Это подтверждается графическим сравнением Пакистана и Индии, показанным справа, которое показывает, что Пакистан (зеленый) отставал от Индии (синий) на 400% по количеству исследовательских публикаций на 10 миллионов населения в 2000 году, но обогнал Индию в 2017 году и к 2018 году. По данным Web of Science, он опережал Индию примерно на 20%.

В отчете, опубликованном Thomson Reuters в 2016 году, был сделан вывод, что темпы роста количества высокоцитируемых статей в международных журналах из Пакистана выше, чем из Бразилии, России, Индии или Китая. [54]

Инфраструктура государственного сектора науки и технологий Пакистана дополняется академическими учреждениями, а также стратегическим и оборонным секторами. На протяжении многих лет эти три компонента боролись за политическое покровительство и общественное признание, что приводило к дублированию и конкуренции между различными органами. [80]

Научно-исследовательские учреждения (НИИ)

Научно-исследовательский институт химического университета HEJ Университета Карачи является неотъемлемой частью Международного центра химических и биологических наук, регионального Центра передового опыта ЮНЕСКО.
Центр молекулярной медицины и исследований лекарственных препаратов доктора Панджвани Университета Карачи является неотъемлемой частью Международного центра химических и биологических наук, регионального Центра передового опыта ЮНЕСКО.
Национальный институт биотехнологии и генной инженерии, Фейсалабад, Пакистан.

Большая часть исследований проводится научно-исследовательскими институтами, частично контролируемыми правительством.

Научное сообщество Пакистана

См. также

Источники

В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из «Доклада ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году» , ЮНЕСКО, Издательство ЮНЕСКО.

В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC BY-SA 3.0 IGO ( лицензионное заявление/разрешение ). Текст взят из «Доклада ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие» , 574–603, издательство ЮНЕСКО.

Дальнейшее чтение

  • «Рейтинг Пакистана в области технологий; удивительные факты и цифры (2021 г.)» . Протехвозрождение.

Ссылки

  1. ^ "Дом" .
  2. ^ «Исправить HEC» .
  3. ^ «В ГЭК полный бардак» .
  4. ^ «Высшее качество» .
  5. ^ «Реформа высшего образования в Пакистане» . Декабрь 2007.
  6. ^ https://hec.gov.pk/english/services/universities/Documents/887_HEC2_Criteria_of_university_institutions.pdf [ пустой URL PDF ]
  7. ^ https://www.hec.gov.pk/english/services/universities/Documents/887_HEC2_Criteria_of_university_institutions.pdf [ пустой URL PDF ]
  8. ^ «Нелегальные/фальшивые университеты и кампусы» .
  9. ^ «Агентство обеспечения качества» .
  10. ^ https://www.hec.gov.pk/english/services/universities/FP/Documents/Funding-policy-HEIs.pdf [ пустой URL PDF ]
  11. ^ Перейти обратно: а б «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 февраля 2018 года . Проверено 3 февраля 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  12. ^ «Программы INTEL ICT в Пакистане» . 21 января 2010 г.
  13. ^ «Пакистан на перепутье» .
  14. ^ «Наука и технологии в Пакистане: путь вперед» . 13 сентября 2002 г.
  15. ^ «Паф-Ист» .
  16. ^ «Журнал Scimago и рейтинг страны» . Рейтинг учреждений Scimago .
  17. ^ «Исследователи в сфере НИОКР (на миллион человек)» . Всемирный банк .
  18. ^ «Группа веб-науки» .
  19. ^ «Пакистанские стартапы привлекут $85 миллионов в 2021 году благодаря притоку иностранного капитала в финтех» . 13 июня 2021 г.
  20. ^ «Пакистан: еще один кирпичик в стене» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года . Проверено 23 июля 2017 г.
  21. ^ «Международный центр химических и биологических наук» .
  22. ^ «Высшее образование: прошлое, настоящее и будущее» . 10 февраля 2016 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б «Реализация 18-й поправки: Верховный суд приходит на помощь HEC» . 13 апреля 2011 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б «Атта-Ур Рахман | Королевское общество» .
  25. ^ Перейти обратно: а б с Брамфил, Джефф; Инман, Мейсон (2010). «Бумы и крахи преследуют пакистанские университеты» . Природа . 467 (7314): 378–379. дои : 10.1038/467378a . ПМИД   20864966 .
  26. ^ «Пакистан против стран БРИК – отчет о научном влиянии и цитируемости» . ip-science.interest.thomsonreuters.com .
  27. ^ «Доктор Атта получит высшую награду Китая за международное научно-техническое сотрудничество» .
  28. ^ «Президент Китая вручает высшую китайскую научную награду профессору Атта-ур-Рахману – Министерство иностранных дел» . 10 января 2020 г.
  29. ^ Ядерный магнитный резонанс | СпрингерЛинк .
  30. ^ Атта-Ур-Рахман; Шах, Захир (1993). Стереоселективный синтез в органической химии (PDF) . Нью-Йорк. ISBN  978-1-4613-8327-7 . OCLC   840282859 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  31. ^ Хельменстайн, доктор философии, Энн Мари . «Этот день в истории науки – 28 мая – Пакистан становится ядерным» . Энн Мари Хелменстайн из chemistry.com.
  32. ^ «Пакистан официально становится ассоциированным членом ЦЕРН» . 31 июля 2015 г.
  33. ^ ВОИС (30 ноября 2023 г.). Глобальный инновационный индекс 2023, 15-е издание . Всемирная организация интеллектуальной собственности. дои : 10.34667/tind.46596 . ISBN  9789280534320 . Проверено 29 октября 2023 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  34. ^ «Глобальный инновационный индекс 2019» . www.wipo.int . Проверено 2 сентября 2021 г.
  35. ^ «Глобальный инновационный индекс» . Знания INSEAD . 28 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 2 сентября 2021 г. Проверено 2 сентября 2021 г.
  36. ^ «Премьер-министр одобрил создание рабочей группы по формированию экономики знаний, основанной на технологиях» .
  37. ^ «Пакистан будет переходить к экономике знаний, основанной на технологиях: отчет» . 29 января 2019 г.
  38. ^ «Кабинет министров утвердил рабочую группу по науке и технологиям | Пакистан сегодня» .
  39. ^ «Бюджет развития министерства науки и технологий увеличен на 600 процентов: Фавад» . 5 ноября 2019 г.
  40. ^ «Паф Ист» . Паф Ист . Проверено 25 августа 2022 г.
  41. ^ «Уведомление Руководящего комитета Университета прикладной инженерии и новых технологий, Самбриал | Департамент высшего образования правительства Пенджаба» .
  42. ^ Аббаси, Кашиф (10 июля 2019 г.). «Правительство меняет генеральный план Исламабада по созданию университета в Доме премьер-министра – Пакистан – DAWN.COM» . Dawn.com .
  43. ^ Перейти обратно: а б с д и Риазуддин (21 ноября 1998 г.). «Физика в Пакистане» . ИКТП . Проверено 5 мая 2020 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б Фельтер, Вольфганг. «Золотой период». Электронная бумага «Рассвет». Золотой период, The Dawn, получено 20 марта 2010 г.
  45. ^ «Eloqua — Информация об ошибке» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 октября 2019 года . Проверено 25 июня 2017 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б с д и ж МоСТ, Министерство науки и технологий . «Министерство науки и технологий» . Правительство Пакистана . Управление электронного правительства (DEG) и Управление отдела научных и технологических исследований (STRD).
  47. ^ Перейти обратно: а б с PAS, Пакистанская академия наук . "Введение" . Пресс-дирекция ПАС . Управление информации и общественной прессы Пакистанской академии наук (PAS).
  48. ^ Перейти обратно: а б с д и Ахмад, Хамид Ахмад (ноябрь 2004 г.). «Образование, наука и технологии в развивающихся странах: некоторые мысли и воспоминания: §Высшее образование в Пакистане: текущие и будущие сценарии» (PDF) . COMSATS Научный журнал . 1 (1): 212 . Проверено 5 мая 2020 г.
  49. ^ (МЗ), Министерство здравоохранения (Пакистан) . «Министерство здравоохранения» . Правительство Пакистана и Министерство здравоохранения Пакистана . Управление электронного правительства (DEG) и Управление медицинских исследований и государственных исследований и разработок (HERPURD).
  50. ^ (минфал), Министерство продовольствия и сельского хозяйства . «Министерство сельского хозяйства» . Управление электронного правительства и Управление сельскохозяйственных исследований и прикладных наук (ARAS).
  51. ^ (moenv), Министерство окружающей среды . «Министерство экологии» . Управление электронного правительства и Управление экологических исследований и прикладных наук (ERAS).
  52. ^ Перейти обратно: а б с Бригадный генерал Сайед А.И. Тирмази (1985 г.). Профили интеллекта. Комбинированные принтеры. Каталог Библиотеки Конгресса № 95-930455.
  53. ^ «Рейтинг высшего образования» .
  54. ^ Перейти обратно: а б с д и «Пакистан против стран БРИК – отчет о научном влиянии и цитируемости» .
  55. ^ «Программа сотрудничества Пакистана и США в области науки и технологий» . 5 января 2015 года . Проверено 14 января 2015 г.
  56. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Накандала, Дилупа; Малик, Аммар А. (2015). Южная Азия. В Докладе ЮНЕСКО о науке: на пути к 2030 году (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. стр. 567–597. ISBN  978-92-3-100129-1 .
  57. ^ Бьянко, Армандодориано (2013). «Специальный выпуск Natural Product Research, посвященный профессору Атта-ур-Рахману по случаю его 70-летия» . Исследование натуральных продуктов . 27 (4–5): 297. doi : 10.1080/14786419.2013.766048 . S2CID   96991398 .
  58. ^ «Фитотерапия | Проф. Атта-ур-Рахман ФРС (70 лет со дня рождения)» . Наука Директ . Эльзевир . Проверено 25 августа 2022 г.
  59. ^ «ARKAT USA, Inc. — Обзор ARKIVOC — Том 2007 (Vii)» .
  60. ^ Кеглевич, Дьёрдь (2012). «Дань живой легенде (Спецвыпуск в честь 70-летия со дня рождения доктора Атта-ур-Рахмана)» . Современная органическая химия . 16 (17): 1949. doi : 10.2174/138527212803251631 .
  61. ^ «Пакистанский международный центр химических и биологических наук находится под эгидой ЮНЕСКО | Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры» .
  62. ^ Чоудхари, Мухаммад Икбал (2013). «Профессор Атта-ур-Рахман: выдающиеся научные достижения». Исследование натуральных продуктов . 27 (4–5): 298–301. дои : 10.1080/14786419.2013.766053 . ПМИД   23473069 .
  63. ^ «Высшая национальная награда Китая профессору Атта-ур-Рахману - Хорошие времена | Уникальный Пакистан Хорошие времена | Уникальный Пакистан» . Архивировано из оригинала 20 августа 2017 года . Проверено 20 августа 2017 г.
  64. ^ «Индекс /» .
  65. ^ «Атта-ур-Рахман – Глобальная инициатива знаний» .
  66. ^ «Китайский исследовательский центр будет носить имя доктора Аттаура Рахмана» . 28 мая 2019 г.
  67. ^ Р. РАМАЧАНДРАН (5 октября 2012 г.). «Вы не сможете выжить, если не будете работать вместе» . Линия фронта 5 октября 2012 г., 00:00 по восточному стандартному времени . Индус . Архивировано из оригинала 9 марта 2021 года . Проверено 5 октября 2012 г.
  68. ^ « HEC – почему Индия почувствовала угрозу – профессор Атта-ур-Рахман» . «Ньюс Интернэшнл», Пакистан . 3 сентября 2011 года . Проверено 14 января 2015 г.
  69. ^ Информационные технологии в Пакистане
  70. ^ Перейти обратно: а б Хейворд, Фред М. (зима 2009 г.). Трансформация высшего образования в Пакистане: политическая и экономическая нестабильность, International Higher Education Quarterly (54), получено 20 марта 2010 г.
  71. ^ Перейти обратно: а б Роде, Бернд Майкл. Письмо председателя/европейского координатора ASEA-UNINET, опубликованное сегодня в DAWN, DildilpakistanWordpress, получено 10 марта 2010 г.
  72. Пакистанская угроза индийской науке, Hindustan Times, 23 июля 2006 г., получено 19 марта 2012 г.
  73. ^ Худбой, П. (2009). «Система высшего образования Пакистана: что пошло не так и как это исправить» . Обзор развития Пакистана . 48 (4II): 581–594. дои : 10.30541/v48i4IIpp.581-594 .
  74. ^ Хейворд, Фред (2015). «Трансформация высшего образования в Пакистане: политическая и экономическая нестабильность» . Международное высшее образование (54). дои : 10.6017/ihe.2009.54.8416 .
  75. ^ «Золотой период — DAWN.COM» . 6 декабря 2008 г.
  76. ^ Наука и исламский мир — В поисках сближения , Первез Худбхой , Physics Today
  77. ^ [ http://ptonline.aip.org/journals/doc/PHTOAD-ft/vol_60/iss_8/captions/49_1table1.shtml Семь наиболее продуктивных в научном отношении исламских стран по состоянию на начало 2007 года по сравнению с рядом других стран, Филадельфия - специалист по научной информации, Thomson Scientific
  78. ^ https://ejournals.bc.edu/ojs/index.php/ihe/article/viewFile/8416/7550 [ пустой URL PDF ]
  79. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 июня 2015 года . Проверено 23 июля 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  80. ^ Усама, Атар; Ша, Сохан Прасад; Викремасингхе, Сита И. (2021). Южная Азия. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за более разумное развитие . Издательство ЮНЕСКО. стр. 574–603.
  81. ^ «Школа прикладных биологических наук Атта-ур-Рахмана (ASAB) - Национальный университет наук и технологий (НИТУ)» .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: edfb1236189bb07231697d53dc6b0d37__1722535140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/37/edfb1236189bb07231697d53dc6b0d37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Science and technology in Pakistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)