Легкая бронированная машина
Легкая бронированная машина | |
---|---|
Тип | Разведывательная машина |
Место происхождения | Франция |
История обслуживания | |
Войны |
|
История производства | |
Производитель | Панар |
Произведено | 1985–2010 |
Технические характеристики | |
Масса | от 3,5 до 4 тонн |
Длина | 3,80 м (версия длиной 4,00 м) |
Ширина | 2,02 м |
Высота | 1,70 м |
Экипаж | 3 |
Броня | STANAG уровень 1 (защита от снарядов и шрапнели калибра 7,62х51 НАТО ) |
Основной вооружение | зависит от версии |
вторичный вооружение | никто |
Двигатель | турбодизель Peugeot XD3T;
С июля 2018 г.: DW10FC. 95 л.с. (70 кВт); 130 л.с. с DW10FC [ 1 ] |
Мощность/вес | 29,5 л.с./т |
Приостановка | Дорожный просвет 0,35 м |
Оперативный диапазон | От 600 до 800 км |
Максимальная скорость | 95 км/ч |
Panhard Véhicule Blindé Léger («Легкая бронированная машина»), также известная под аббревиатурой Panhard VBL или просто VBL , — французский колесный 4x4, вездеход построенный компанией Panhard . Автомобиль предлагается в различных конфигурациях и был спроектирован так, чтобы сочетать в себе маневренность автомобиля связи Peugeot P4 с адекватной защитой от огня стрелкового оружия , артиллерийских осколков, мин и оружия массового поражения . Произведенный в период с 1985 по 2010 год, автомобиль использовался французской армией и другими армиями Европы, Африки и Центральной Америки в различных конфликтах с 1980-х годов.
Дизайн
[ редактировать ]Французская программа VBL стартовала в 1978 году. Французская армия искала легкую разведывательную машину , предназначенную для работы с «колесным танком» AMX-10 RC , причем джип Hotchkiss M201 был устаревшим по сравнению с советским БРДМ-2 бронеавтомобилем . Новую машину необходимо было вооружить одним пулеметом для разведки (recce) или ракетой MILAN для противотанковой борьбы . [ 2 ] будучи защищенным от опасностей ОМП и огня из стрелкового оружия . [ 3 ] И Renault , и Panhard предложили прототип, испытания которого начались в 1982 году. До того, как модель Panhard была принята на вооружение французскими вооруженными силами в 1985 году, модель Panhard была заказана мексиканской армией в 1984 году. В 1985 году было произведено предварительное производство 15 машин для французской армии. запущен [ 2 ] В то время как VBL начал свою активную боевую службу во французской армии в 1990 году. Французская армия заказала 569 VBL в 1990 году, 330 в период с 1994 по 1997 год и 700 VB2L (удлиненный вариант) до 2004 года. VBL продавался за рубежом как ULTRAV M- 11 был произведен в Мароль-ан-Юпуа , в 30 км (19 миль) к югу от Парижа . В 2004 году ежемесячно производилось около десяти автомобилей. В 2001 году был выпущен 1500-й VBL. [ 4 ] и последний VBL из 2600 VBL [ 5 ] покинул завод в 2010 году. [ 6 ]
VBL имеет два отсека: моторный отсек, вынесенный вперед для защиты второго отсека, предназначенного для экипажа. [ 7 ] Компактные внутренние размеры привели к созданию удлиненной версии VBL. [ 8 ] Экипаж VBL защищен от оружия массового поражения . [ 9 ] В разведывательных версиях экипаж состоит из двух человек, а в противотанковых — из трех человек. [ 10 ]
Версия VBL для французской армии оснащена Peugeot XD3T. турбодизельным двигателем [ 8 ] Этот двигатель используется на многих гражданских автомобилях, таких как Peugeot 505 , Peugeot 605 и Talbot Tagora . В VBL также использовалось множество других стандартных гражданских компонентов. [ 10 ] Его мощность 95 лошадиных сил (71 кВт) и передаточное число 29,5 л.с./т (22,0 кВт/т) позволяют VBL двигаться со скоростью 95 км/ч (59 миль в час). [ 8 ] Его расход топлива составляет 16 литров (3,5 имп галлона; 4,2 галлона США) на 100 км (62 мили). [ 3 ] Его запас хода в 600 км (370 миль) может быть увеличен до 800 км (500 миль) за счет двух внешних топливных баков. [ 8 ] Разработанный так, чтобы вес VBL был легче 3,5 т (3,4 длинных тонны; 3,9 коротких тонны), масса VBL увеличилась до 4 т (3,9 длинных тонны; 4,4 коротких тонны) за счет добавления большего количества вооружения, брони и систем. [ 11 ] VBL является полностью амфибией и движется по воде со скоростью 5,4 км/ч (3,4 мили в час); [ 12 ] его также можно транспортировать по воздуху на самолетах С-130 , С-160 , Ил-76 и А400М . Его можно транспортировать на подвеске более крупными вертолетами, такими как AS332 Super Puma , а также сбрасывать с парашютом. [ 13 ]
-
Пропеллер . VBL позволяет ему двигаться по воде
-
VBL можно подключать к вертолетам. Вот португальский VBL и американский UH-60 Blackhawk .
-
Французский VBL упакован на поддоне для десантирования с парашютом.
Варианты
[ редактировать ]Французские версии
[ редактировать ]- Стандарт ВБЛ , вооружен 7,62-мм пулеметом АН-Ф1 (3000 патронов). Раньше он нес двенадцать противотанковых орудий APILAS , но их заменили ПТУР Eryx . малой дальности [ 14 ]
- VBL MILAN : Противотанковый бой на средней дистанции. Он использует одну MILAN с шестью ракетами, ракетную огневую установку [ 15 ] и монтирует тепловизионную камеру MIRA. [ 16 ]
- КОМАНДНЫЙ ПОСТ VB2L : («VBL Long») Версия команды. Удлиненная версия [ 17 ] который управляет системой VHF с двумя радиостанциями PR4G, системой HF с одной радиостанцией SSB для большого радиуса действия и системой радио/интеркома для экипажа. Вооружение — кольцевая установка с пулеметом калибра 7,62 мм (1400 патронов). Специальное оборудование: рабочее место с планшетом и складным столом, дополнительные аккумуляторы для нужд радиосвязи и вспомогательных служб, обеспечивающие до 8 часов дополнительной автономности, а также откидное сиденье для 4-го члена экипажа. [ 18 ]
- ВБЛ РЕКО 12.7 : разведка и взаимодействие войск. Управляет одним пулеметом М2 на кольцевой установке ПЛ-127, защищенной бортовой броней. Старые версии имели кольцевое крепление СТМ-105. [ 19 ] Пулемет М2 может быть заменен 40-мм гранатометом. [ 20 ]
- VBL Ultima : модернизированная версия, с дизельным двигателем мощностью 130 л.с. (97 кВт), новыми устройствами связи и без амфибийных способностей. [ 6 ]
Версия Реко (7,62 или 12,7) комплектуется радиостанцией ДУК-ДУР 440 ТР-ВП 213 или ПР4Г, очками ночного видения ОБ 41 и ОБ 43, а также радиационным измерителем и дозиметром . В версии MILAN TR-VP 213 заменен радиоприемником TR-VP 13, а OB 41 — очками ночного видения OB 51. [ 3 ]
Экспортные версии
[ редактировать ]- VBL TOW : Противотанковая система дальнего действия с трубкой TOW и четырьмя ракетами. [ 18 ]
- VBL ALBI-MISTRAL : вариант ПВО, вооруженный двухзарядной башней ALBI, стреляющей зенитной ракетой MISTRAL по принципу «выстрелил и забыл», шесть ракет, в том числе две в огневом блоке. [ 18 ]
- VBL Mark 2 : модернизированная версия с мощностью 125 л.с. (93 кВт) двигателем Steyr и дистанционным боевым модулем Protector . [ 21 ] [ 22 ]
Версии прототипа
[ редактировать ]- VBL MVO : версия для борьбы с массовыми беспорядками и внутренней безопасности . задач [ 23 ]
- LAV (с выпрямленными бортами) CANON : с автоматической 20-мм пушкой MK 20 Rh 202 на автоматизированной башне. [ 18 ]
- VBL TOURELLE FERMEE : с дистанционно управляемой башней калибра 12,7 мм. [ 18 ]
- VBL Azur : версия для городской войны . [ 24 ]
История обслуживания
[ редактировать ]VBL использовался во многих миротворческих операциях французской армии, особенно в Ливане . [ 25 ] Босния , [ 26 ] Руанда [ 16 ] и Косово . [ 27 ] 13 марта 1985 года французский контингент Временных сил Организации Объединенных Наций в Ливане в Бейруте получил три VBL: один использовался на стационарном посту, другой в качестве машины связи и последний находился в резерве. [ 28 ] VBL также часто видели во время осады Сараево из-за вклада французской армии в « Голубые каски» в Югославии. Его использовали в качестве транспортного средства главные командующие силами ООН, в том числе генерал Льюис Маккензи , [ 26 ] получив прозвище «Сараевское такси». [ 29 ] Некоторые из них были захвачены Армией Республики Сербской после бомбардировок НАТО сил боснийских сербов . [ 30 ] В других миссиях отряду из трех VBL полка морской пехоты в Руанде было поручено установить контакт с Патриотическим фронтом Руанды и гражданским населением во время операции «Бирюза» . [ 16 ] а в Косово оперативные потребности миссии связи привели к разработке программы Petit Véhicule Protégé в дополнение к VBL. [ 31 ]
В 2000-х и 2010-х годах VBL также использовался французскими войсками в Кот-д'Ивуаре . VBL и броневики ERC-90 В период с 2002 по 2003 год бронемашины открыли огонь по повстанцам MPIGO , чтобы блокировать их вторжения. [ 32 ] Позже они использовались в Абиджане во время операции по отстранению Лорана Гбагбо от власти в апреле 2011 года. [ 33 ] В Афганистане подразделения VBL защищали аэропорт Кабула и логистические пути. [ 34 ] [ 35 ] В Мали VBL были развернуты в 2013 году в рамках операции «Сервал» ; [ 36 ] в ходе последующей операции «Бархан» несколько солдат, находившихся в экипажах VBL, были убиты самодельными взрывными устройствами . [ 37 ] VBL также использовался в Центральноафриканской Республике в 2013 году. [ 38 ]
Другие европейские пользователи VBL также использовали свои автомобили в миротворческих миссиях. Португальские VBL были развернуты в составе Сил для Косово (KFOR) в Косово. [ 39 ] работая вместе со старым «Бравией Хаимите» для сопровождения, контрольных миссий или мобильных контрольно-пропускных пунктов . [ 40 ] В ходе этой операции греческой военной полиции рота , которой было поручено регулировать движение на дороге Приштина — Скопье , была оснащена VBL. Греческий батальон КФОР выставил шесть VBL для разведывательных задач. Греческие VBL также использовались в Северной Македонии в 2001 году во время операции Essential Harvest . [ 41 ] и в Афганистане. [ 42 ]
Помимо французов, в Африке были развернуты и другие VBL. В Руанде Руандийские вооруженные силы использовали свои VBL против Патриотического фронта Руанды во время гражданской войны в Руанде . [ 43 ] страны при этом разведывательная эскадрилья ( Escadron de Reconnaissance ) была обучена французскими советниками использованию ПТУР MILAN , а также VBL. [ 44 ] Транспортные средства, захваченные Патриотической армией Руанды, позже участвовали в Первой и Второй войнах в Конго . [ 45 ] В Нигерии нигерийская армия использовала Panhard VBL в составе Группы наблюдения Экономического сообщества западноафриканских государств во время гражданской войны в Сьерра-Леоне . [ 46 ] Они видели дальнейшее применение во время мятежа Боко Харам , некоторые из которых были потеряны Боко Харам . [ 47 ] На Африканском Роге джибутийские VBL служили против ФРУД во время гражданской войны в Джибути в 1990-х годах: в отличие от более моторизованных Хамви , броня VBL позволяла им противостоять засадам повстанцев. [ 48 ]
По ту сторону Атлантики мексиканские VBL столкнулись с Сапатистской Армией национального освобождения во время конфликта в Чьяпасе . [ 49 ]
Операторы
[ редактировать ]Северная Америка
[ редактировать ]Первым пользователем VBL стала мексиканская армия , которая заказала 40 штук в 1984 году. Они также были первыми, которые были поставлены в 1985 году. Было закуплено три версии: стандартная, вооруженная FN MAG , VBL PC (командный пункт, сокращенно шасси) и VBL MILAN. [ 49 ]
Европа
[ редактировать ]Португалия заказала свой первый VBL в декабре 1987 года. получила местное обозначение M-11. Укороченная версия [ 39 ] и M-11D 4x4 M/89-91 для длинной версии, они служат в разведывательных эскадрильях интервенции и бригад быстрого реагирования . [ 50 ] М-11 вооружены пулеметом Browning M1919 или ракетой MILAN. [ 51 ] и М-11Д с пулеметом М2 «Браунинг» или СБ-40 гранатометом /PPS-5 . [ 52 ] В 1997 году Греция заказала шесть VBL для использования их в Албании, где Hummer был слишком большим и слишком неустойчивым на замерзших дорогах. Успех машин привел к получению еще десяти заказов в период с 1997 по 2004 год. Греческие VBL аналогичны машинам французской армии, с короткими и длинными шасси, некоторые с кольцевой установкой PL-127 или с ракетами MILAN. [ 42 ] Получив 1621 VBL, [ 6 ] В 2019 году на вооружении французской армии находится 1446 VBL. [ 3 ]
Африка
[ редактировать ]В 1985 году Нигер заказал один VB2L и шесть коротких VBL с пулеметами 7,62 мм, все они были поставлены в 1986 году. [ 53 ] Габон заказал в 1985 году двенадцать VBL для своей президентской гвардии: один с радаром «Эльта» , остальные с пулеметом калибра 12,7 на установке СТМ-105 или с АА-52. [ 54 ] Того заказал и получил в 1986 году два стандартных VBL. [ 53 ] В 1986 году Руанда заказала шестнадцать VBL, включая VBL PC, VBL Standard и шесть VBL MILAN. [ 43 ] Камерун заказал в 1987 году один ПК VB2L и четыре коротких шасси, остальные с пулеметом калибра 12,7 на кольцевой установке CTM 105 или с пулеметом калибра 7,62. [ 53 ] 1-я эскадрилья батальона Гулуф джибутийской армии с 1987 года оснащена семью VBL. [ 55 ] Некоторые из этих VBL оснащены пулеметом НСВ . [ 55 ] Первый заказ на 40 VBL, подписанный Нигерией в 1985 году, был отменен, но в 1992 году было заказано и поставлено 72, в том числе десять с кольцевой установкой CTM-105, десять VB2L PC и другие с пулеметами FN MAG. В 2004 году около 30 находились на вооружении. [ 46 ]
Аравийский полуостров
[ редактировать ]В 1996 году Национальная гвардия Кувейта получила двенадцать VBL TOW и восемь VBL с PL 127. [ 56 ] Все эти машины вооружены дополнительным пулеметом FN MAG. [ 57 ] Катар заказал шестнадцать VBL в трех версиях (стандартно для FN MAG, CTM-105 и MILAN) для оснащения разведывательной эскадрильи. [ 58 ] После интенсивных испытаний в 1994 году султанат Оман заказал более 132 VBL для своих противотанковых и разведывательных эскадрилий. Было заказано несколько версий, таких как стандартная версия FN MAG, VBL TOW, VBL CTM-105 и версия с Mistral ЗРК . [ 59 ] Кувейта В 2008 году Министерство внутренних дел заказало двадцать VBL Mk 2 для своего спецназа. [ 21 ]
Азия
[ редактировать ]В 1996 году Индонезия заказала восемнадцать VBL, вооруженных FN MAG. Однако экономические трудности и кризис в Восточном Тиморе не позволили им закупить больше. [ 60 ]
Список
[ редактировать ]- Бенин : 10 [ 61 ]
- Ботсвана : 37 [ 61 ]
- Камерун : 5 [ 61 ]
- Джибути : 10–15 [ 61 ]
- Франция : 1621 [ 6 ]
- Габон : 12–14 [ 61 ]
- Греция : 242 [ 61 ]
- Индонезия : 18 [ 61 ]
- Кувейт : 40 [ 61 ]
- Мексика : 40 [ 61 ]
- Нигер : 7 [ 61 ]
- Нигерия : 72 [ 61 ]
- Собственных : 132 [ 61 ]
- Португалия : 38 [ 39 ]
- Катар : 16 [ 61 ]
- Саудовская Аравия : 2 [ 61 ]
- Сенегал : 9 [ 61 ]
- Togo : 2 [ 61 ]
- Объединенные Арабские Эмираты : 24 [ 61 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Боко Харам [ 62 ]
- Республика Сербская : некоторые взяты в плен [ 30 ]
- Руанда : 16 [ 61 ] [ 43 ]
Неудачный экспорт
[ редактировать ]- Россия : МВД рассматривало возможность строительства от 500 до 1000 ВБЛ Марк 2 для своих силовиков в 2011 году. [ 63 ] Эта перспектива была отменена в 2014 году из-за международных санкций во время российско-украинской войны . [ 64 ]
- Западная Германия : Бундесвер испытал VBL в конце 1980-х годов. [ 65 ]
См. также
[ редактировать ]- Панар ПОД
- Пума (AFV) Италии
- Komatsu LAV из Японии
- Отокар Кобра из Турции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ПСА Силовой агрегат» .
- ^ Перейти обратно: а б Дебэй 2004 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д «ЛАВ – Легкая Бронированная Машина» . Defense.gouv.fr (на французском языке). 27 июня 2019 г.
- ^ Дебэй 2004 , с. 5.
- ^ «Идеальный VBL в процессе создания» . www.forceoperations.com . 16 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 г. . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фосс, Кристофер Ф. (26 марта 2019 г.). «Первый модернизированный французский VBL должен появиться в этом году» . Обзор международной обороны Джейн .
- ^ Дебэй 2004 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дебэ 2004 , с. 9.
- ^ Дебэй 2004 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Фосс, Кристофер Ф. (4 октября 2001 г.). «Панар ВБЛ». Доспехи и артиллерия Джейн 2002–2003 гг .
- ^ «Расширение количества легких бронированных машин (LAV) находится в стадии изучения» . opex360.com (на французском языке). 8 июля 2015 г.
- ^ Дебэй 2004 , с. 12.
- ^ Дебэй 2004 , с. 16.
- ^ Дебэй 2004 , с. 18.
- ^ Дебэй 2004 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с «Le RICM в Руанде» (PDF) . L'Ancre d'Or (на французском языке). Январь 1995. стр. 18–23.
- ^ Дебэй 2004 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Легкий бронеавтомобиль VBL Panhard 4x4» . Armyrecognition.com . 3 сентября 2018 г.
- ^ Дебэй 2004 , с. 19.
- ^ «ВБЛ 4 Х 4 разведывательная ПЛ 127 с гранатометом» . ixarm.com (на французском языке). Главное управление вооружений . 5 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 8 июня 2021 г. Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Боевой вездеходный разведывательный бронеавтомобиль VBL Mk2» . Armyrecognition.com . 25 ноября 2018 г.
- ^ Фосс, Кристофер Ф. (22 февраля 2015 г.). «Ближний Восток переходит к сбалансированному автопарку [IDX15VP]» . Джейн 360 .
- ^ Дебэй 2004 , с. 6.
- ^ «Армия оценивает бронетехнику Azur в городских боях». Рейды (на французском языке). № 252. Май 2007. с. 38.
- ^ Дебэй 2004 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Дебэй 2004 , с. 36.
- ^ Дебэй 2004 , с. 71.
- ^ Ле Пейе, Пьер (1988). Голубые береты ООН: через 40 лет израильско-арабского конфликта (на французском языке). Париж: Издания France-Empire. п. 616. ИСБН 9782402249317 .
- ^ Гость, Томас (2015). Вопрос чести: Сараево 1992-1993 гг. (на немецком языке). п. 24. ISBN 9783738047905 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Дебэй 2004 , с. 40.
- ^ Альтмейер, Сирил (4 января 2012 г.). «COR-Panhard считает консолидацию французской бронетехники срочной » . Проблемы (на французском языке).
- ^ Дебэй 2004 , стр. 86–88.
- ^ Гиснель, Жан. «Что на самом деле сделали французы в Абиджане» . Ле Пуэнт (на французском языке).
- ^ Дебэй 2004 , с. 52.
- ^ «Жертвы бюджета, ВБЛ не будут ремонтироваться» . Forceoperations.com (на французском языке). 23 ноября 2011 г.
- ^ «Мали: Операция «Сервал» набирает обороты» . www.forceoperations.com . 15 января 2013 г.
- ^ Лагно, Лоран (2 ноября 2019 г.). «Бригадир 1-го полка спахи убит самодельным взрывным устройством в Мали» . opex360.com (на французском языке).
- ^ Agence France Presse (26 ноября 2013 г.). «Центральноафриканская Республика: Французская армия набирает силу в Банги» (на французском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с Дебэ 2004 , с. 100.
- ^ Дебэй 2004 , с. 106.
- ^ Дебэй 2004 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б Дебэ 2004 , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б с Дебэй 2004 , с. 118.
- ^ Успехов, Жан ; Бизимана, Жан-Дамаскин ; Ругира, Алиса; Мбабази, Джудит; Господи, Августин! Друг, Питер; Мвано, Жан-Батист (20 апреля 2019 г.). Основные элементы, содержащиеся в отчете об исследовании (PDF) (на французском языке). Республика Руанда. стр. 12 – через lefigaro.fr.
- ^ Дебэй 2004 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Дебэ 2004 , с. 122.
- ^ Агентство Франс Пресс (14 декабря 2017 г.). «Нигерийские солдаты предупреждены после нападения Боко Харам» .
- ^ Дебэй 2004 , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Дебэй 2004 , с. 98.
- ^ Дебэй 2004 , с. 104.
- ^ Дебэй 2004 , с. 101.
- ^ Дебэй 2004 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с Дебэй 2004 , с. 114.
- ^ Дебэй 2004 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б Дебэ 2004 , с. 120.
- ^ Дебэй 2004 , с. 124.
- ^ Дебэй 2004 , с. 125.
- ^ Дебэй 2004 , с. 128.
- ^ Дебэй 2004 , стр. 130–134.
- ^ Дебэй 2004 , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Торговые реестры» . Armstrade.sipri.org. Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 г. Проверено 1 января 2015 г.
- ^ «Операция Лафия Доул: войска зачищают лагерь Заира и возвращают боевые танки» . Army.mil.ng . 30 января 2018 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2022 г. . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ «Бронеавтомобили Panhard для России» . France Soir (на французском языке). 23 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2022 г. . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ "Создание в России бронеавтомобиля ASTAIS-VBL приостановлено" . arms-expo.ru (in Russian). 26 July 2014. Archived from the original on 20 October 2021 . Retrieved 18 April 2019 .
- ^ Дебэй 2004 , с. 31.
Библиография
[ редактировать ]- Дебе, Ив (2004). ВБЛ Панар (на французском языке). История и коллекции. ISBN 9782913903166 .