История Азад Кашмира
История Пакистана |
---|
Хронология |
История Азад Кашмира , спорной части Кашмирского региона, в настоящее время находящегося под управлением Пакистана , связана с историей Кашмирского региона во времена правления Догры. Азад Кашмир граничит с пакистанскими провинциями Пенджаб и Хайбер-Пахтунхва на юге и западе соответственно, с Гилгит-Балтистаном на севере и с индийской союзной территорией Джамму и Кашмир на востоке. На этот регион претендует Индия, и он является предметом спора между Индией и Пакистаном с 1947 года . [ 1 ]
Современная история
[ редактировать ]Княжеский штат Джамму и Кашмир возник в 1846 году после Первой англо-сикхской войны . До этого Джамму был данником сикхской империи, базирующейся в Лахоре . Гулаб Сингх , бывший лакей в армии махараджи Ранджита Сингха , отличившийся в различных кампаниях, был назначен раджей Джамму в 1822 году. Долина Кашмира также была частью сикхской империи, управляемой через отдельного губернатора. Раджа Гулаб Сингх последовательно сражался и захватил Раджури (1821 г.), Киштвар (1821 г.), а через своего генерала Зоравара Сингха , долину Суру и Каргил (1835 г.), Ладакх (1834–1840 гг.) и Балтистан (1840 г.). Он стал богатым и влиятельным дворянином при сикхском дворе. [ 2 ]
Во время Первой англо-сикхской войны 1845–1846 годов Гулаб Сингх встал на сторону британцев, что привело к поражению сикхов. В последующем Лахорском договоре сикхи были вынуждены уступить Кашмир и Хазару британцам вместо компенсации и признать Гулаба Сингха независимым махраджем. Неделю спустя, по Амритсарскому договору , Гулаб Сингх выплатил британцам причитавшуюся от сикхов контрибуцию и взамен приобрел Кашмир. [ 2 ] Таким образом Гулаб Сингх стал махараджей штата Джамму и Кашмир, основав новую династию Догра . Амритсарский договор по-прежнему широко рассматривается кашмирцами как «договор купли-продажи».
В 1856 году Гулаб Сингх отрекся от престола в пользу своего сына Ранбира Сингха , который стал махараджей. Во время индийского восстания 1857 года Ранбир Сингх снова пришел на помощь британцам и был должным образом вознагражден. По признанию британских наблюдателей, во время правления Ранбира Сингха Кашмир столкнулся с репрессивным деспотизмом. В 1860 году Ранбир Сингх аннексировал Гилгит . Хунза и Нагар стали данниками. Вскоре после этого [ 3 ] Ранбира Сингха сменили Пратап Сингх (1885–1925) и Хари Сингх (1925–1952), последний был правителем во время независимости Индии.
Состояние Джамму и Кашмира в 1947 году было чрезвычайно разнообразным. Долина Кашмира, самый густонаселенный регион, была исторически могущественным королевством, противостоявшим арабам и афганско-турецким захватчикам и остававшимся независимым до времен Акбара . На 97% это были мусульмане, с 3% представителей религиозных меньшинств, в основном индуистской общины кашмирских пандитов . В восточных районах округа Джамму проживало большинство индуистского населения, культурно связанное с горными штатами Химачал-Прадеша . В его западных районах, таких как Пунч , Котли и Мирпур, проживало мусульманское большинство, культурно связанное с равнинами Западного Пенджаба . В Ладакхе , большом горном регионе, проживало преимущественно буддийское население, культурно связанное с Тибетом. Северные районы Гилгита и Балтистана были почти полностью мусульманскими, с буддийскими меньшинствами, культурно связанными с Пахтунами и регионами Центральной Азии.
Пунч был джагиром , подаренным махараджей Ранджитом Сингхом брату Гулаба Сингха Радже Дхиан Сингху. После смерти последнего джагир был возвращен Лахором и передан Гулабу Сингху по договорам Лахора и Амритсара. Однако сын Дхиан Сингха, Джавахар Сингх, предъявил Пунчу иск, и он был удовлетворен при условии, что он будет консультироваться с Гулабом Сингхом по «всем важным вопросам». Также ожидалось, что он каждый год будет дарить Гулабу Сингху одну лошадь, украшенную золотыми украшениями. [ 4 ] После смерти Раджи Джавахара Сингха Хари Сингх лишил своего маленького сына контроля над Пунчом и намеревался интегрировать его в свое государство. Этот шаг был непопулярен в Пунче. Во время правления Махаджары было введено множество новых налогов, и войска догра были отправлены для обеспечения сбора налогов. [ 5 ]
Суданские племена Пунч и Мирпур были воинственными. Они составляли единственные мусульманские войска в армии махараджи Хари Сингха. [ 6 ] Во время Второй мировой войны более 60 000 из них воевали в британской армии. После демобилизации они были вынуждены вернуться к сельскому хозяйству, поскольку Махараджа отказался принять их в свою армию, и они столкнулись с новой системой налогообложения Махараджи. Весной 1947 года они развернули кампанию «отсутствия налогов», потребовав суровых репрессий со стороны правительства Махараджи. В июле Махараджа приказал всем мусульманам сдать оружие властям. Однако по мере распространения насилия в результате раздела такое же оружие, как сообщается, было роздано немусульманам. Эта напряженность привела к восстанию в Пунче . [ 5 ]
Образование Азад Кашмира
[ редактировать ]Во время раздела Индии в 1947 году британцы отказались от своего сюзеренитета над княжествами , которым была предоставлена возможность присоединиться к Индии или Пакистану или остаться независимыми. Хари Сингх , махараджа Джамму и Кашмира, предпочел остаться независимым, предложив подписать соглашения о моратории с обоими доминионами. [ 7 ] [ 8 ]
Весной 1947 года восстание против Махараджи вспыхнуло в Пунче , районе, граничащем с дивизией Равалпинди в Западном Пенджабе . Это произошло после роста социально-политической напряженности между Кашмира догра- махараджей Хари Сингхом и мусульманским населением (в основном пунчи ) и ее распространения из соседнего Пенджаба . [ 9 ] Сообщается, что администрация Махараджи начала взимать с крестьян карательные налоги, что спровоцировало местное восстание, и администрация прибегла к жестоким подавлениям. Население этого района, состоящее из недавно демобилизованных солдат времен Второй мировой войны, восстало против сил Махараджи и получило контроль над почти всем районом. [ 10 ] Крупномасштабные массовые убийства и изгнание индуистов и сикхов произошли в Мирпуре, Бхимбере, Музаффарабаде, Котиле, Пунче и т. д. [ 11 ] Временное государство Азад (Свободный) Джамму и Кашмир было создано 24 октября 1947 года, когда группа повстанцев («Армия Азад») объявила о своем формировании в юго-западных районах Джамму и Кашмира. Армия Азад насчитывала около 50 000 человек, среди которых было много бывших военнослужащих Второй мировой войны , а популярная на местном уровне Всемусульманская конференция J&K объединилась с Мусульманской лигой и организовала «военный совет». [ 9 ] Попытки Махараджи подавить восстание провалились, поскольку все больше людей начали брать в руки оружие, а Пунч и части соседних районов Мирпур и Музаффарабад были потеряны. [ 12 ]
21 октября несколько тысяч пуштунских соплеменников из Северо-Западной пограничной провинции хлынули в Джамму и Кашмир, чтобы освободить его от правления Махараджи. Они возглавлялись опытными военачальниками и были оснащены современным вооружением. Разваливающиеся силы Махараджи не смогли противостоять натиску. Рейдеры захватили города Музаффарабад и Барамулла , последний всего в двадцати милях к северо-западу от столицы штата Сринагара . 24 октября Махараджа запросил военную помощь у Индии, которая ответила, что не сможет ему помочь, пока он не присоединится к Индии. Соответственно, 26 октября 1947 года Махараджа Хари Сингх подписал Акт о присоединении , передав контроль над обороной, внешними связями и коммуникациями правительству Индии. Индийские войска были немедленно переброшены по воздуху в Сринагар. [ 13 ] Сардар Ибрагим-хан и силы армии Азад поддержали вторжение и вынудили мусульманские силы армии J&K в Домеле поднять мятеж. Через два дня Сардар Ибрагим-хан объявил об образовании Азад Кашмира . После этого индийская армия прибыла в Дж&К, выступая против армии Азада, сил Пухтуна и Гилгитиса, затем позже Балтиса, а с мая 1948 года - пакистанской армии . [ 14 ] Впоследствии Пакистан вмешался. [ 8 ] Завязались бои между индийской и пакистанской армиями, при этом обе зоны контроля более или менее стабилизировались вокруг того, что сейчас известно как « линия контроля ». [ 15 ]
Позже Индия обратилась в Организацию Объединенных Наций с просьбой разрешить спор, и были приняты резолюции в пользу проведения плебисцита относительно будущего Кашмира. Однако ни с одной из сторон такой плебисцит никогда не проводился, поскольку существовало предварительное условие, требовавшее вывода пакистанской армии вместе с негосударственными элементами и последующего частичного вывода индийской армии. [ 16 ] из частей Кашмира, находящихся под их контролем, – вывод, которого так и не произошло. [ 17 ] В 1949 году была официально введена в силу линия прекращения огня, разделяющая контролируемые Индией и Пакистаном части Кашмира.
После соглашения о прекращении огня 1949 года правительство Пакистана разделило удерживаемые им северную и западную части Кашмира на следующие два отдельно контролируемых политических образования; вместе обе эти территории образуют Кашмирский регион, находящийся под управлением Пакистана. [ сомнительно – обсудить ] :
- Азад Джамму и Кашмир (AJK) – узкая южная часть длиной 250 миль (400 км) и шириной от 10 до 40 миль (от 16 до 64 км).
- Гилгит-Балтистан , ранее называвшийся Северными территориями федерального управления (FANA), представляет собой гораздо большую территорию к северу от AJK, 72 496 квадратных километров (27 991 квадратных миль); она находилась под непосредственным управлением Пакистана как де-факто зависимая территория, т.е. несамоуправляющаяся территория. Однако 29 августа 2009 года ему официально была предоставлена полная автономия. [ 18 ]
1949 г. по настоящее время
[ редактировать ]Новый штат Азад Кашмир стал в значительной степени полагаться на поддержку пакистанского государства. Первоначально у него не было городской столицы, поэтому такие районы, как Мурри и Равалпинди , с их армейскими расквартированиями и доступностью были важны. Чтобы показать «коренной» характер движения, жители Азада Кашмира перенесли свою столицу в густые леса вокруг Паландри , а затем в еще более густые леса в Траркхеле , пока в 1949 году столицей не стал «потрепанный войной» Музаффарабад . [ 12 ] Несмотря на то, что в 1947 году среди поддерживающего населения был мотивированный персонал, действовавший в знакомой среде, помимо нехватки ресурсов и финансов, наблюдалась нехватка образованного персонала, особенно администраторов. Пакистан и его армия частично облегчили эти проблемы, предоставив ресурсы и «одолжив» своих чиновников в качестве бюрократов. Кристофер Снедден пишет, что по сравнению с Кашмиром, находящимся под управлением Индии , «Азад Кашмир стал известен как «местная власть» с ограниченной властью, контролем и влиянием и строго контролируется Пакистаном». [ 19 ] В соответствии с требованиями запланированного плебисцита ООН, Пакистан решил «управлять» двумя своими территориями J&K до тех пор, пока плебисцит не определит их статус, вместо того, чтобы полностью и юридически включить их в состав Пакистана. Делает Азад Кашмир и Гилгит-Балтистан де-факто , но не де-юре частью Пакистана. [ 20 ]
Кристофер Снедден добавляет: «Азад кашмирцы быстро и охотно приняли «понижение» своего региона и многое другое. Это было то, что требовалось для присоединения J&K к Пакистану», далее отмечая, что «азад кашмирцы пользовались значительной автономией». Однако это положение дел начало меняться после официального прибытия пакистанской армии в AJK, взяв под свой контроль армию Азад, подчинив ее части и расформировав оставшуюся часть после прекращения огня 1949 года, что положило конец способности Кашмира добиваться «освобождения» самостоятельно. Тем не менее, жители Азада Кашмира продолжали называть свой регион «базовым лагерем для освобождения [индийского] Дж&К». Пакистанская армия даже подавила Азада Кашмира после восстания в 1950 году и еще одного восстания в 1955 году . [ 20 ] который закончился в 1956 году началом операции PC Pak Search Sudhan в Пунче и Равалакоте. [ 21 ] [ 22 ] Пунчское восстание было вызвано увольнением Сардара Ибрагим-хана , жестокостью и отсутствием плебисцита . Понимая, что проблема стала более сложной, правительство Пакистана учредило Министерство по делам Кашмира (МКА) в Равалпинди. [ 20 ] Позже стало Министерством по делам Кашмира и северных территорий (MKANA) с добавлением в его компетенцию Гилгит-Балтистана . [ 23 ]
Министерство по делам Кашмира (МКА) в апреле 1949 года сформулировало политику «Основ соглашения» между М.А. Гурмани (главой МКА), президентом Азада Кашмира Сардаром Ибрагимом и Мусульманской конференции президентом Чаудри Гуламом Аббасом . В этом соглашении были определены обязанности соответствующих сторон. [ 24 ] Даниш Хан описывает период проведения Мусульманской конференции как время, когда конференция оставалась «поглощенной обсуждением Кашмирского конфликта, а не ставила во главу угла сложную задачу создания институтов для социально-экономического развития коренного/местного населения». [ 25 ] «Азаду Кашмирцам не нравилось, но они терпели зачастую запоздалое обращение с ними со стороны чиновников МКА, поскольку это была цена, которую пришлось заплатить за присоединение к Пакистану. В то же время Карачи находился далеко, Индия была совершенно непривлекательна, и других вариантов не было», - утверждает Снедден. [ 24 ] В 1970 году военная администрация Яхья Хана обнародовала «элементарную» конституцию, «Закон о правительстве Азад Джамму и Кашмира 1970 года», которая предоставила AJK президентскую систему, выборное законодательное собрание и «значительную» автономию. Снедден называет это «обеспечением максимальной автономии, которой когда-либо пользовался этот регион – или любой другой регион в J&K». Центральное правительство контролировало только иностранные дела, оборону и валюту, в то время как МКА было отодвинуто на второй план. [ 26 ]
Зульфикар Али Бхутто , тогдашний премьер-министр Пакистана, при некоторой местной поддержке ввел « Акт о временной конституции Азад Джамму и Кашмира 1974 года » (временный до разрешения спора о Кашмире с Индией). Это позволило AJK иметь непосредственно избираемое Законодательное собрание AJK и меньший, непрямо избираемый Совет Азад Джамму и Кашмир в Исламабаде. Такая договоренность снизила мощность MKA, однако Снедден назвал это «уменьшением». [ 27 ] Даниш Хан в The Friday Times характеризует это развитие как предоставление гражданам «возможности привлечь внимание политических элит к насущным социально-экономическим проблемам и проблемам развития, таким как доступ к базовой инфраструктуре и общественным благам», далее заявляя, что «в то время как инвестиции государственного сектора в инфраструктуру и социальный сектор за последние годы продемонстрировали относительные улучшения, всеобъемлющая концепция в политической сфере, охватывающая все партийные линии, по-прежнему в значительной степени сосредоточена на конфликте в Джамму и Кашмире, а не на социально-экономическом развитии коренных народов». [ 25 ] Конституция предоставляет Кашмиру собственного президента , премьер-министра , Высокий суд , Верховный суд , генерального аудитора и главного избирательного комиссара. [ 28 ] 13-я поправка к Конституции AJK, принятая в Музаффарабаде, наделила правительство AJK полномочиями, расширила полномочия выборного собрания, предоставила Азаду Кашмиру большие финансовые и административные полномочия и стремилась сделать федеральную территорию более автономной. Слово «Закон» также было исключено из Конституции. [ 29 ]
Антиа Мато Бузас пишет: «Отношения Пакистана с территориями Кашмира, находящимися под его контролем, известными в настоящее время как Гилгит-Балтистан и AJK , вращались вокруг двух противоречивых вопросов: необходимости управлять уже удерживаемыми территориями и в то же время упорствовать в претендовать на все княжеское государство». Это привело к сохранению колониального статус-кво в Гилгит-Балтистане, который до 1970-х годов находился под управлением Положения о пограничных преступлениях (FRC), и в меньшей степени в AJK, признанном федеральной территорией со своей собственной конституцией и полуавтономным режимом. состояние. При Зульфикаре Али Бхутто Гилгит-Балтистану было предоставлено ограниченное самоуправление, судебные и налоговые полномочия местных правителей были отменены, а «подданное правило», которое юридически связывало людей как подданных княжеского государства, было отменено, что сигнализировало об изменении приверженность прежнему статус-кво. Однако право на апелляцию в Высокий суд Пакистана и участие во всеобщих выборах не было реализовано. [ 30 ] Сверхурочно Гилгит-Балтистану была предоставлена большая степень автономии с собственным региональным правительством и администрацией . [ 31 ] кульминацией стал Указ о Гилгит-Балтистане (расширение полномочий и самоуправление) 2009 года, который превратил его Законодательный совет в Ассамблею Гилгит-Балтистан , создал Совет Гилгит-Балтистан и создал должность главного министра Гилгит-Балтистана, избираемого Ассамблеей. . [ 32 ]
Район Кашмира, который когда-то находился под контролем Пакистана, представляет собой урочище Шаксгам — небольшой регион вдоль северо-восточной границы северных территорий, который был временно передан Пакистаном Китайской Народной Республике в 1963 году и который сейчас является частью Уйгурского автономного района Китая. из Синьцзяна . Часть Кашмира, находящаяся под управлением Индии, в настоящее время разделена между Джамму и Кашмиром и Ладакхом .
В 1972 году нынешняя граница между Пакистаном и Индией, по которой проходили территории Кашмира, была обозначена как «Линия контроля». Линия контроля осталась неизменной [ 33 ] 1972 года начиная с Симлского соглашения , которое обязывало две страны «урегулировать свои разногласия мирными средствами посредством двусторонних переговоров». Некоторые утверждают, что, учитывая этот пакт, единственным решением проблемы являются взаимные переговоры между двумя странами без привлечения третьей стороны, такой как Организация Объединенных Наций.
Разрушительное землетрясение произошло в Азад Кашмире в 2005 году.
Вмешательство Организации Объединенных Наций
[ редактировать ]Джавахарлал Неру , тогдашний премьер-министр Индии, попросил ООН вмешаться. Организация Объединенных Наций приняла Резолюцию 47 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций , а затем и Резолюцию 80 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций , в которой Пакистану предлагалось вывести все свои силы, а Индии - одновременно вывести большую часть своих сил из Кашмира. За этим должен был последовать плебисцит, который определит пожелания жителей всего штата Кашмир. [ 34 ] Однако требуемого вывода так и не произошло. Территория, оставшаяся под контролем Пакистана, называется Азад Кашмир. Индия захватила две трети Кашмира, не выведя свои войска. Пакистан, ссылаясь на Индию, не вывел свои войска, а также не вывел свои войска из Кашмира и контролирует одну треть Кашмира.
Конституционный статус
[ редактировать ]11 июля состоялись выборы в Законодательное собрание Азад Кашмира, состоящее из 49 мест, в восьмое Законодательное собрание с 1970 года (седьмое с 1974 года, когда Пакистан предоставил региону парламентскую систему с правом голоса для взрослых). Азад Кашмир классифицируется как автономный регион, но критики утверждают, что такие титулы, как премьер-министр и президент для избранного политического руководства региона, вводят в заблуждение. [ 35 ] поскольку кандидаты должны подписать письменные показания о верности присоединению Кашмира к Пакистану. [ 35 ]
14 сентября 1994 года Верховный суд Азад Кашмира постановил, что «северные районы являются частью штата J&K, но не являются частью Azad J&K, как это определено во Временном конституционном законе 1974 года». [ 36 ] Северные районы в настоящее время не имеют официального статуса в Пакистане. Пакистан не считает эту территорию «провинцией» Пакистана или частью «Азад Кашмира». Они управляются непосредственно из Исламабада через Совет северных территорий. Глава местной администрации (обычно отставной офицер пакистанской армии), назначаемый Исламабадом, является главой местной администрации. [ 37 ] В настоящее время эта территория не имеет представителей ни в Ассамблее Азад Кашмира, ни в парламенте Пакистана. Законодательный совет северных территорий был создан в составе 29 человек (позже увеличен до 32), но его полномочия ограничены. 11 мая 2007 года глава НС, который также является министром по делам Кашмира и северных территорий, заявил, что регион имеет право быть представленным в Национальной ассамблее. Другие требуют придать ей статус провинции. Изменения, внесенные в 1994 году в постановления о местных органах власти, расширили представительство женщин и делегировали некоторые административные и финансовые полномочия местной администрации. Однако жители региона не пользуются основными правами, поскольку его деятельность по-прежнему регулируется Указом о правовой базе 1994 года. [ 38 ]
День Азада Кашмира
[ редактировать ]День Азада Кашмира отмечает первый день правления правительства Азад Джамму Кашмир, созданного 24 октября 1947 года.
См. также
[ редактировать ]- Кашмирский регион
- Связанные с конфликтом
- Индо-пакистанские войны и конфликты
- Кашмирский конфликт
- Линия фактического контроля (LAC) - разделяющая территории, находящиеся под управлением Индии и Китая.
- Пакистан и государственный терроризм
- Китайско-индийская война
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Корреспондент, округ Колумбия (26 июня 2023 г.). «PoK есть, был и останется частью Индии: Раджнатх Сингх в Джамму» . Деканская хроника . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Шофилд 2003 , стр. 6–7.
- ^ Шофилд 2003 , стр. 9–11.
- ^ Мридху Рай 2004 .
- ^ Jump up to: а б Шофилд 2003 , с. 41.
- ^ Шофилд 2003 , с. 17.
- ^ «Конфликт J&K: хронологическое введение» . Индия вместе. Архивировано из оригинала 4 апреля 2014 г. Проверено 5 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Британская краткая энциклопедия. «Кашмир (регион, Индийский субконтинент) - Интернет-энциклопедия Britannica» . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 1 марта 2010 г. Проверено 5 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Зутши 2018 , стр. 116–117.
- ^ Bose 2003 , стр. 32–33.
- ^ Снедден 2013 , стр. 45.
- ^ Jump up to: а б Зутши 2018 , стр. 118.
- ^ Bose 2003 , стр. 35–36.
- ^ Зутши 2018 , стр. 117–118.
- ^ Прем Шанкар Джа. «Схватив крапиву» . Южноазиатский журнал . Архивировано из оригинала 16 мая 2010 г. Проверено 12 февраля 2016 г.
- ^ «Резолюция ООН 47» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2015 года . Проверено 11 сентября 2012 г.
- ^ «Резолюция UNCIP от 13 августа 1948 г. (S / 1100) - Посольство Индии, Вашингтон, округ Колумбия» . Архивировано из оригинала 13 октября 2007 года.
- ^ Миллер, Дэвид (30 августа 2009 г.). «Пакистан предоставляет полную автономию северным районам | Пакистанская газета» . Daily.pk. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 года . Проверено 5 июня 2010 г.
- ^ Зутши 2018 , стр. 118–119.
- ^ Jump up to: а б с Зутши 2018 , стр. 119–120.
- ^ Снедден 2013 , стр. 120, 121, 122.
- ^ Хан Юсуфзай, Усман (18 марта 2021 г.). «Забытое восстание Пунч: пятно на нашей истории» . tribune.com.pk . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 20 июня 2021 г.
- ^ Мато Бузас 2019 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Зутши 2018 , стр. 120.
- ^ Jump up to: а б «Понимание протестного движения в Азад Джамму и Кашмире» . «Фрайдей Таймс» . 14 мая 2024 г. Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Зутши 2018 , стр. 121.
- ^ Зутши 2018 , стр. 121–122.
- ^ Али, Шахин Сардар; Рехман, Джавайд (1 февраля 2013 г.). «Коренные народы и этнические меньшинства Пакистана: конституционные и правовые перспективы» . Северный институт азиатских исследований (серия монографий № 84): 121. ISBN. 978-1-136-77868-1 – через Рутледжа Керзона.
- ^ «Закон 1974 года: AJK одобряет 13-ю поправку» . www.thenews.com.pk . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ Мато Бузас 2019 , стр. 51–53.
- ^ Мато Бузас 2019 , с. 54.
- ^ Зутши 2018 , стр. 142.
- ^ «ГВНООНИП: Группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций в Индии и Пакистане» . Архивировано из оригинала 14 мая 2008 года.
- ↑ Краткая история конфликта в Кашмире. Архивировано 8 января 2019 г. в Wayback Machine , The Daily Telegraph , 10 ноября 2004 г.
- ^ Jump up to: а б «Что означают выборы в ПОК» . Индус . Ченнаи, Индия. 15 августа 2006 года. Архивировано из оригинала 8 ноября 2012 года . Проверено 7 января 2012 г.
- ^ Пакистан оккупировал Кашмир, меняя дискурс . Институт оборонных исследований и анализа, Нью-Дели. Май 2011.
- ^ Гупта, КР (2003). Индийско-пакистанские отношения с особым упором на Кашмир . Атлантические издатели и дистрибьюторы. п. 69.
- ^ «Рассвет – Редакция; 23 октября 2007 г.» . Редакция «Рассвет». 23 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 16 апреля 2015 г.
- Источники
- Бозе, Сумантра (2003), Кашмир: корни конфликта, пути к миру , издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-01173-1
- Мато Бузас, Антия (2019). Кашмир как приграничье: космическая политика и принадлежность за линией контроля . Азиатское пограничье. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-90-485-4399-1 .
- Рай, Мриду (2004), Индуистские правители, мусульманские предметы: ислам, права и история Кашмира , К. Херст и компания, ISBN 978-1850656616
- Шофилд, Виктория (2003) [впервые опубликовано в 2000 году], Кашмир в конфликте , Лондон и Нью-Йорк: IB Taurus & Co, ISBN 978-1860648984
- Снедден, Кристофер (2013), Кашмир: Неписаная история , HarperCollins India, ISBN 978-9350298985
- Зутши, Читралекха, изд. (2018). Кашмир: история, политика, представительство . Кембридж, Нью-Йорк, Нью-Йорк, Порт, Мельбурн, Нью-Дели, Сингапур: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-40210-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Матур, Шубх (2008), «Сринагар-Музаффарабад-Нью-Йорк: изгнание кашмирской семьи», в Рое, Анджали Гера; Бхатия, Нанди (ред.), Разделенные жизни: рассказы о доме, перемещении и переселении , Pearson Education India, ISBN 978-9332506206