Джон Джорно
Джон Джорно | |
---|---|
![]() День в 2010 году | |
Рожденный | Нью-Йорк, США | 4 декабря 1936 г.
Умер | 11 октября 2019 г. Нью-Йорк, США | (82 года)
Образование | Колумбийский университет |
Род занятий | Поэт , художник-перформанс |
Супруг | Уго Рондиноне |
Веб-сайт | https://www.giornofoundation.org/ |
Джон Джорно (4 декабря 1936 — 11 октября 2019) — американский поэт и перформанс . Он основал некоммерческую продюсерскую компанию Giorno Poetry Systems и организовал ряд первых мультимедийных поэтических экспериментов и мероприятий. Творческий путь Джорно был отмечен сотрудничеством, новаторскими инициативами и глубоким исследованием разнообразных форм искусства. Он получил известность благодаря сотрудничеству со светилом поп-арта Энди Уорхолом , что положило начало творческому партнерству, которое подняло его карьеру на новую высоту. [ 1 ]
Художественная эволюция Джорно определялась его встречами с Уорхолом и другими влиятельными фигурами. » 1964 года Его заметное появление в фильме Уорхола «Сон , где он проспал перед камерой более пяти часов, познакомило зрителей с его уникальным сочетанием игры и художественного самовыражения. Творческий путь Джорно был отмечен множеством мультимедийных поэтических экспериментов, одним из которых стал новаторский проект « Dial-A-Poem ». Это предприятие позволило людям получить доступ к кратким стихотворениям современных поэтов по телефону, установив новую связь между технологиями и поэзией.
Сотрудничество было отличительной чертой творчества Джорно, поскольку он объединил усилия с известными художниками, включая Уильяма С. Берроуза , Патти Смит , Лори Андерсон , Филипа Гласса и Роберта Мэпплторпа . Его поэтический стиль со временем развивался, охватывая такие методы, как апроприация, нарезка и монтаж. Его фирменные стихи в две колонки, характеризующиеся повторением, отражали вокальные искажения, которые он использовал в своих выступлениях. По мере развития карьеры Джорно его работы начали включать политические темы, особенно его активные протесты против войны во Вьетнаме.
Помимо своих творческих усилий, Джорно увлекался духовностью и активизмом. Преобразующая поездка в Индию в 1971 году познакомила его с тибетским буддизмом , особенно с традицией Ньингма . Он был одним из первых западных учеников тибетского буддизма, приглашая различных тибетских учителей в Нью-Йорк и принимая их. Будучи преданным активистом борьбы со СПИДом, в 1984 году он основал Проект лечения СПИДа, оказывая жизненно важную поддержку тем, кто пострадал от эпидемии. Влияние Джорно распространилось по всему миру, поскольку он продолжал выступать, сотрудничать и выставлять свои работы, оставив непреходящее наследие в мирах поэзии, перформанса и мультимедийных исследований.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Джорно родился в Нью-Йорке и вырос как в Бруклине , так и в городе Рослин-Хайтс на Лонг-Айленде . [ 2 ] Он учился в средней школе Джеймса Мэдисона в Бруклине и окончил Колумбийский университет в 1958 году, где был «коллегой» физика Ганса Христиана фон Байера . [ 2 ] [ 3 ] В Колумбии он проживал в Ливингстон-холле . [ 4 ] Когда ему было чуть больше двадцати, он некоторое время работал в Нью-Йорке биржевым маклером.
Карьера
[ редактировать ]В 1962 году Джорно встретил Энди Уорхола во время первой персональной выставки Уорхола в стиле поп-арт Элеоноры Уорд в Нью-Йорке в галерее . Они стали любовниками, и Уорхол продолжал оказывать большое влияние на развитие поэзии, перформансов и записей Джорно. В немом фильме Уорхола 1964 года « Сон» показано, как Джорно спит перед камерой более пяти часов. [ 5 ] Менее известный фильм Уорхола с участием Джорно « Джон Уошинг » (также 1963) длится всего 4,5 минуты. [ 6 ] Говорят, что Джорно и Уорхол оставались очень близкими до 1964 года, после чего их встречи стали редкими. Их отношения несколько оживились за последний год перед смертью Уорхола. Вдохновленный Уорхолом и последующими отношениями с Робертом Раушенбергом и Джаспером Джонсом , Джорно начал применять методы поп-арта присвоения найденных образов к своей поэзии, создав «Американскую книгу мертвых» в 1964 году (частично опубликованную в его первой книге « Стихи» в 1964 году). 1967). Встречи с Уильямом С. Берроузом и Брайоном Гайсином в 1964 году способствовали его интересу к применению техник вырезания и монтажа к найденным текстам, а также (через Гайсина) к его первым аудиостихотворениям, один из которых был показан на биеннале Парижского музея современного искусства. в 1965 году.
Вдохновленный « Экспериментами Раушенберга в искусстве и технологиях» 1966 года, Джорно начал создавать «Среду электронной сенсорной поэзии», работая в сотрудничестве с создателем синтезатора Робертом Мугом и другими над созданием психоделических поэтических инсталляций/хеппенингов в таких местах, как церковь Св. Марка в Нью-Йорке. . В 1965 году Джорно основал некоммерческую продюсерскую компанию Giorno Poetry Systems , чтобы донести поэзию до новой аудитории, используя инновационные технологии. В 1967 году Джорно организовал первое мероприятие Dial-A-Poem в Архитектурной лиге Нью-Йорка , сделав короткие стихи различных современных поэтов доступными по телефону. Произведение было повторено с большим успехом в Музее современного искусства в 1970 году, в результате чего была выпущена серия пластинок, объединяющих записи, которые были выпущены Giorno Poetry Systems. Некоторыми поэтами и художниками, которые записывались или сотрудничали с Giorno Poetry Systems, были Уильям Берроуз , Джон Эшбери , Тед Берриган , Патти Смит , Лори Андерсон. , Филип Гласс , Роберт Раушенберг , Энн Уолдман и Роберт Мэпплторп . С 1976 по 1979 год Джорно также вел «Поэтический эксперимент». [ 7 ] представил свою серию из восьми частей Dial-A-Poem Poets и вместе с Чарльзом Руасом на радио WBAI -Pacifica Radio. [ 8 ]
Текстовая поэзия Джорно быстро развивалась в конце 1960-х годов: от прямого заимствования целых текстов из газет к монтажу радикально разных типов текстового материала и к развитию его фирменных стихотворений в две колонки, в которых широко используется повторение как в двух колонках, так и в разных колонках. и вниз по странице. Это устройство позволило Джорно имитировать эхо и искажения, которые он применял к своему голосу во время выступления. Некоторые из этих стихотворений были собраны в книге «Баллинг Будда» (1970). Стихи также имеют все более радикальное политическое содержание, и Джорно участвовал в ряде протестов против войны во Вьетнаме . Спиро Агнью назвал Джорно и Эбби Хоффман «будущими Ханойскими Ханнами» после их радиопередач WPAX, сделанных для американских войск в Южном Вьетнаме по Радио Ханоя . Некоторые работы Джорно этого периода были опубликованы в журнале 0 to 9 , авангардном издании конца 1960-х годов, экспериментировавшем с языком и созданием значений.
Джорно отправился в Индию в 1971 году, где встретил Дуджома Ринпоче , главу Ньингма ордена тибетского буддизма . Он стал одним из первых западных учеников тибетского буддизма и на протяжении нескольких десятилетий участвовал в жизни буддийских общин, приглашая различных тибетских учителей в Нью-Йорк и принимая их. Некоторые стихи Джорно отражают буддийские и другие азиатские религиозные темы, начиная с его самых ранних стихов, но стихи в «Раке в моем левом шаре » (1972) и последующие представляют собой весьма оригинальное взаимопроникновение буддийских и западных авангардных практик и поэтики.
Гастролируя по рок-клубам в 1970-х годах с Берроузом, Джорно продолжал развивать усиленную, конфронтационную поэзию перформанса, которая оказала большое влияние на то, что впоследствии стало сценой Poetry Slam , а также на исполнительское искусство Карен Финли и Пенни Аркейд раннюю индустриальную музыку , а также на Пульсирующий хрящ и самоубийство . В 1982 году он записал альбом Who Are You Staring At? с Гленном Бранкой [ 9 ] и заметно фигурирует в фильме Рона Манна 1982 года «Поэзия в движении» . На кого ты смотришь? был представлен в 2023 году в Центре Помпиду на кураторской выставке Николя Балета под названием « Кто вы смотрите: Culture visuelle de la scène no wave des années 1970 et 1980» ( Визуальная культура сцены без волн в 1970-х и 1980-х годах ). [ 10 ]
Джорно прекратил использовать найденные элементы традиции Readymades Марселя Дюшана в своей поэзии в начале 1980-х годов и с тех пор преследовал своего рода экспериментальный реализм, используя лирическое заклинание и минималистское искусство -повторение.
Джорно прославлял странную сексуальность, начиная с «Порнографической поэмы» 1964 года, посредством своих психоделических воспоминаний о ночной жизни геев Нью-Йорка 1970-х годов, и заканчивая более поздними стихотворениями, такими как «Просто скажи нет семейным ценностям». В 1984 году он основал по борьбе со СПИДом благотворительную организацию « Проект лечения СПИДа» , которая и по сей день продолжает оказывать прямую финансовую и другую поддержку людям, больным СПИДом.
Помимо сотрудничества с Берроузом, Джорно выпустил 55 пластинок, кассет, видео и книг. Он выступал на поэтических фестивалях и мероприятиях, особенно в Европе, где на протяжении нескольких десятилетий был активным участником звуковой поэзии . Работы Джорно Poem Prints ( 1991) включены в постоянную коллекцию Художественного музея Переса в Майами , Флорида. Произведение было приобретено в результате более крупного приобретения более 400 произведений искусства на языковой основе из коллекции основателей Архива конкретной и визуальной поэзии Сакнера, коллекции слов и языковых искусств в Майами. [ 11 ] [ 12 ]
Джорно жил по адресу 255 East 74th Street небольшой каретный сарай . , когда на его территории располагался [ 13 ] [ 14 ] Позже он жил и работал на трех лофтах в здании в районе Бауэри в Нижнем Ист-Сайде . [ 15 ]
В 2007 году он появился в фильме «Девять стихотворений в Базиликате» , снятом Антонелло Фареттой на основе его стихов и выступлений. Помимо сольных выступлений на живых поэтических шоу, с 2005 года он сотрудничал в некоторых музыкально-поэтических шоу с испанским рок-певцом и композитором Хавьером Колисом.
Первый за всю карьеру сборник стихов Джорно « Покорение демонов в Америке: избранные стихотворения 1962–2007» под редакцией Маркуса Буна был опубликован издательством Soft Skull в 2008 году.
В 2010 году Джорно провел свою первую персональную выставку в Нью-Йорке под названием « Черные картины и рисунки » в галерее Николь Клагсбрун, где он представил работы, отражающие эволюцию поэтической живописи. Первые репродукции стихотворений были частью инсталляции Dial-A-Poem на выставке «Информация» 1970 года в Музее современного искусства . Соединяя слова и образы, поэт использует материальность написанного слова, чтобы представить зрителям поэзию в разных контекстах.
В 2011 году он снялся в одной из двух версий видеоклипа на REM последний сингл « We All Go Back to Where We Belong ». [ 16 ]
Смерть
[ редактировать ]Джорно умер от сердечного приступа в возрасте 82 лет 11 октября 2019 года в своем доме в Нижнем Манхэттене. [ 2 ] [ 17 ] [ 18 ] На момент смерти был женат на швейцарском художнике Уго Рондиноне . [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вся биографическая информация взята из предисловия к книге Джорно « Покорение демонов в Америке: избранные стихотворения 1962–2007 гг.» (Беркли: Soft Skull/Counterpoint, 2008).
- ^ Перейти обратно: а б с Кеннеди, Рэнди (13 октября 2019 г.). «Джон Джорно, выведший поэзию за пределы печатной страницы, умер в возрасте 82 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Ганс Кристиан фон Байер , Демон Максвелла: почему тепло рассеивается и время проходит (Нью-Йорк: Random House, 1998), 142.
- ^ Морган, Билл (ноябрь 1997 г.). Бит-поколение в Нью-Йорке: пешеходная экскурсия по городу Джека Керуака . Книги «Огни большого города». ISBN 978-0-87286-325-5 .
- ^ Джонсон, Кен (23 декабря 2010 г.). «Немые кинопортреты Уорхола» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 5 ноября 2016 г.
- ^ «Кто есть кто из неизданных фильмов Уорхола» . BAM150years.blogspot.com . Бруклинская музыкальная академия . 4 ноября 2014 г. Проверено 5 ноября 2016 г.
- ^ Руби, Мэтью (9 мая 2011 г.). Аудиокниги, литература и звуковедение . Рутледж. ISBN 978-1-136-73333-8 .
- ^ «Набери стихотворение. | Архив радио Pacifica» . www.pacificradioarchives.org . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ Continuo.wordpress.com
- ^ [1] На кого вы смотрите?: Визуальная культура безволновой сцены 1970-х и 1980-х годов, 1 февраля - 19 июня 2023 г., Коллекции фильмов, видео, звука и цифровых технологий.
- ^ «Репродукции стихов • Художественный музей Переса в Майами» . Художественный музей Переса в Майами . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Художественный музей Переса в Майами объявляет о приобретении знакового приобретения из Архива конкретной и визуальной поэзии Сакнера» . Фонд Рыцаря . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ Кеннет Голдсмит (2009). Я буду твоим зеркалом: избранные интервью Энди Уорхола, 1962–1987 гг . Да Капо Пресс. ISBN 9780786740390 . Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ Джон Джорно (1994). Ты должен гореть, чтобы сиять . Книги высокого риска/Змеиный хвост. ISBN 9781852423216 . Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ Эрл-Левин, Джули (1 июня 2015 г.). «Полвека Джона Джорно на Бауэри» . Т. Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Янг, Алекс (27 октября 2011 г.). «Видео: REM – Мы все возвращаемся туда, где мы принадлежим (Версия Кирстен Данст)» . Последствие звука . Проверено 27 октября 2011 г.
- ^ Фаррелл, Пол (12 октября 2019 г.). «Джон Джорно мертв: легендарный поэт умер в возрасте 82 лет» . Тяжелый . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Рассет, Эндрю (12 октября 2019 г.). «Джон Джорно, легендарный художник, расширивший возможности поэзии, умер в возрасте 82 лет» . АРТньюс . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ «Джон Джорно (1936–2019)» . Артфорум . 12 октября 2019 г. . Проверено 12 октября 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хосе Эстебан Муньос, «Призраки публичного секса. Утопические стремления, странные воспоминания», в книге «Полиция публичного секса». Квир-политика и будущее гей-активизма , Бостон, South End Press, 1996, ISBN 0896085503 , стр. 355–372.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив Совета
- Джон Джорно на Facebook
- Джон Джорно на IMDb
- Фонда Джона Джорно Сайт
- Джон Джорно в Instagram
- 1936 рождений
- смертей в 2019 году
- Американские художники 20 века
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские поэты 20-го века
- Американские художники 21 века
- Американские писатели-мужчины XXI века
- Американские поэты XXI века
- Американские поэты-мужчины
- Американские артисты-перформансы
- Американские писатели итальянского происхождения
- Выпускники Колумбийского колледжа (Нью-Йорк)
- Американские буддисты
- Американские художники-геи
- Американские писатели-геи
- Американские активисты по ВИЧ/СПИДу
- Гей-буддисты
- ЛГБТ из Нью-Йорка (штат)
- Американские поэты ЛГБТ
- Буддисты Ньингма
- Люди из Рослин-Хайтс, Нью-Йорк
- Поэты из Нью-Йорка (штат)
- Американские писатели-постмодернисты
- Тибетские буддисты из США
- Писатели из Бруклина
- Поэты-геи