Jump to content

Бизнес-кластер

(Перенаправлено с эффекта кластера )

Бизнес-кластер это географическая концентрация взаимосвязанных предприятий , поставщиков и связанных с ними учреждений в определенной области. Считается, что кластеры повышают производительность, с которой компании могут конкурировать на национальном и глобальном уровне. Бухгалтерский учет является частью бизнес-кластера. [ 1 ] [ 2 ] В урбанистике термин агломерация . используется [ 3 ] Кластеры также являются важными аспектами стратегического управления .

Концепция

[ редактировать ]

Термин бизнес-кластер, также известный как отраслевой кластер , конкурентный кластер или портеровский кластер , [ 4 ] был представлен и популяризирован Майклом Портером в книге «Конкурентное преимущество наций» (1990). [ 5 ] На важность экономической географии, или, точнее, географической экономики, также обратил внимание Пол Кругман в книге «География и торговля» (1991). [ 6 ] С тех пор развитие кластеров стало предметом внимания многих государственных программ. Основная концепция, которую экономисты называют экономикой агломерации , восходит к 1890 году и к работе Альфреда Маршалла .

Майкл Портер утверждает, что кластеры могут влиять на конкуренцию тремя способами: повышая производительность компаний в кластере, стимулируя инновации в этой области и стимулируя новые предприятия в этой области. По мнению Портера, в современной экономике глобальной сравнительные преимущества , благодаря которым определенные места обладают особыми возможностями (например, порт, дешевая рабочая сила), помогающими им преодолевать высокие затраты на производство, стали менее актуальными. Теперь более важным является конкурентное преимущество , при котором компании продуктивно используют ресурсы, требующие постоянных инноваций . [ 3 ] Портер утверждает, что экономическая деятельность встроена в социальную деятельность; что «социальный клей связывает кластеры вместе». [ 7 ] Это подтверждается недавними исследованиями, показывающими, что, особенно в региональных и сельских районах, значительно больше инноваций происходит в сообществах, которые имеют более сильные межличностные сети. [ 8 ]

Другими словами, бизнес-кластер — это географическое место, где накопление достаточного количества ресурсов и компетенций достигает критического порога, что дает ему ключевую позицию в данной экономической отрасли деятельности и имеет решающее устойчивое конкурентное преимущество перед другими местами или даже мировое превосходство в этой области (например, Кремниевая долина и Голливуд).

Кластер чаще всего является результатом инициатив, поскольку предполагает убеждение нынешних конкурентов работать совместно. Инициатива обычно исходит из политической сферы (например, различные сингапурские кластеры [ 9 ] ), но оно также может исходить от самой отрасли [ 10 ] (например, инициатива Барта Й. Гроота, директора Dow Olefinverbund GmbH, крупного химического комплекса на пересечении трех восточногерманских земель ( Саксония , Саксония-Анхальт и Тюрингия после воссоединения). Цель заключалась в том, чтобы «поощрить координацию между политические и административные чиновники» Средней Германии .) [ 11 ]

По составу

[ редактировать ]

После разработки концепции межорганизационных сетей в Германии и практического развития кластеров в Великобритании ; Многие считают, что существует четыре метода, с помощью которых можно идентифицировать кластер:

  • Географический кластер – как указано выше, например, Калифорнии . винный кластер [ 12 ] или цветочное скопление между Роттердамом и Амстердамом в Нидерландах . [ 13 ]
  • Секторальные кластеры (группы предприятий, работающих вместе в одном коммерческом секторе, например, морской ( юго-восточная Англия ; Каус , а теперь Солент ) и фотоники ( Астонский научный парк , Бирмингем ))
  • Горизонтальный кластер (взаимосвязь между предприятиями на уровне совместного использования ресурсов, например, управление знаниями, оборудование, лабораторные и испытательные инструменты, снабжение материалами, профессиональная занятость)
  • Вертикальный кластер (т.е. кластер цепочки поставок ).

Ожидается также – особенно в немецкой модели организационных сетей – что взаимосвязанные предприятия должны взаимодействовать и предпринимать решительные действия как минимум на двух отдельных уровнях соответствующих организаций.

По типу сравнительного преимущества

[ редактировать ]

Выделяют несколько типов бизнес-кластеров, основанных на разных видах знаний:

  • Кластеры высоких технологий . Эти кластеры ориентированы на высокие технологии , хорошо адаптированы к экономике знаний и обычно имеют в своей основе известные университеты и исследовательские центры, такие как Силиконовая долина , [ 14 ] Восточный Лондонский технологический город или Париж-Сакле . Исключительным примером выдающегося высокотехнологичного кластера, не включающего университет, является High Tech Campus Eindhoven , расположенный в голландском городе Эйндховен . [ 15 ] [ 16 ]
  • Исторические кластеры, основанные на ноу-хау . Они основаны на более традиционных видах экономической деятельности, которые сохраняют свое преимущество в ноу-хау на протяжении многих лет, а для некоторых из них - на протяжении многих столетий. Зачастую они являются отраслевыми. Примером является Лондон как финансовый центр .
  • Кластеры обеспеченности факторами . Они создаются потому, что сравнительное преимущество, которое они могли бы связать с географическим положением. Например, производство вина группируется из-за солнечных регионов, окруженных горами, где может расти хороший виноград. Это похоже на некоторые регионы Франции, такие как Бургундия и Шампань , а также Ломбардия , Испания, Чили и Калифорния.
  • Кластеры низкозатратного производства . Эти кластеры обычно возникают в развивающихся странах в определенных отраслях, таких как автомобильное производство, электроника или текстильная промышленность. Примеры включают кластеры электроники в Мексике (например, Гвадалахара ) и Аргентине (например, Кордова ). Кластерные фирмы обычно обслуживают клиентов в развитых странах. К факторам возникновения кластеров относятся доступность дешевой рабочей силы, географическая близость к клиентам (например, в случае Мексики для клиентов из США; Восточной Европы для клиентов из Западной Европы). [ 17 ]
  • Кластеры услуг знаний . Подобно кластерам низкозатратного производства, эти кластеры обычно возникают в развивающихся странах. Они характеризуются наличием более дешевых навыков и опыта, удовлетворяющих растущий глобальный спрос на все более коммерциализированные (т.е. стандартизированные, менее специфичные для фирмы) информационные услуги, например, разработку программного обеспечения, инженерную поддержку, аналитические услуги. [ нужна ссылка ] Примеры включают Бангалор , Индия; Ресифи , Бразилия; Шанхай , Китай. Транснациональные корпорации сыграли важную роль в «индивидуализации» условий ведения бизнеса в этих кластерах. [ 18 ] Одним из примеров этого является установление связей сотрудничества с местными университетами для обеспечения поставок квалифицированных, но более дешевых инженеров. [ нужна ссылка ]

Процесс идентификации, определения и описания кластера не стандартизирован. Отдельные экономические консультанты и исследователи разрабатывают свои собственные методологии. Весь кластерный анализ опирается на оценку местных и региональных моделей занятости, основанную на отраслевых классификациях, таких как NAICS или все более устаревших кодексах SIC . Известные базы данных, предоставляющие статистические данные о кластерах и отраслевых агломерациях, включают:

  • Проект кластерного картирования (для США), проводимый Институтом стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса.
  • Европейская кластерная обсерватория (для Европы), управляемая Центром стратегии и конкурентоспособности Стокгольмской школы экономики.

Альтернативой кластерам, отражающей распределенный характер бизнес-операций в условиях глобализации, являются хабы и узлы .

Дело Кремниевой долины

[ редактировать ]

В середине-конце 1990-х годов в Кремниевой долине в Калифорнии появилось несколько успешных компаний, связанных с компьютерными технологиями . Это побудило любого, кто хотел создать стартап-компанию, сделать это в Кремниевой долине. Рост числа стартапов в Кремниевой долине привел к тому, что ряд фирм венчурного капитала переехали в свои офисы в Долине или расширили их. Это, в свою очередь, побудило больше предпринимателей размещать там свои стартапы.

Другими словами, венчурные капиталисты (продавцы финансов) и стартапы доткомов (покупатели финансов) «сгруппировались» внутри и вокруг географического региона.

Кластерный эффект на рынке капитала также привел к кластерному эффекту на рынке труда . По мере того, как в Силиконовой долине открывалось все больше компаний, программисты, инженеры и т. д. осознавали, что они найдут больше возможностей для трудоустройства, переехав в Силиконовую долину. Такая концентрация технически квалифицированных людей в долине означала, что стартапы по всей стране знали, что их шансы найти кандидатов на работу с необходимым набором навыков выше в долине, что давало им дополнительный стимул переехать туда. Это, в свою очередь, привело к переезду туда большего количества высокотехнологичных работников. Подобные эффекты были также обнаружены в Кембриджском ИТ-кластере (Великобритания). [ 19 ]

Дело Digital Media City

[ редактировать ]

В конце 1990-х годов столичное правительство Сеула в Южной Корее построило Digital Media City (DMC), комплекс площадью 135 акров, в четырех милях от центрального делового района города в районе Сангам-дон. Благодаря быстро растущему кластеру индустрии мультимедиа, информационных технологий и развлечений в Сеуле, Digital Media City благодаря своей динамичной агломерации способствовал продвижению этих отраслей и компаний, основной бизнес которых требовал использования информационных, коммуникационных и медиа-технологий. DMC росла и процветала как глобальная бизнес-среда, превратив Сеул в восточно-азиатский торговый центр. Кластер высокотехнологичных компаний, связанных с цифровыми медиа, породил партнерские отношения, которые, в свою очередь, использовали как человеческий, так и социальный капитал в этом регионе. В конечном итоге DMC обеспечила инновациями более 10 000 мелких интернет-, игровых и телекоммуникационных компаний, расположенных в Сеуле. [ 20 ]

При разработке DMC правительство Сеула использовало первоначальное финансирование со стороны частных технологических партнеров и разработчиков. Район также обеспечен ИТ- широкополосными и беспроводными сетями , а также необходимой инфраструктурой . Правительство Сеула даже предоставило налоговые льготы и выгодные цены на землю для магнитных арендаторов, которые привлекли бы в этот район другие фирмы благодаря установленным деловым отношениям и благодаря своему присутствию, что, в свою очередь, продвинуло бы DMC как выгодное место. [ 20 ]

Благодаря такой концентрации этих предприятий Сеул стал крупным центром высоких технологий и цифровых медиа. Здесь расположены фирмы, занимающиеся исследованиями и разработками в области цифровых медиа самых разных типов, включая создание культурных медиа, цифровые медиа-технологии, центры цифрового вещания, технологические офисы и развлекательные фирмы. Непосредственно за пределами комплекса DMC расположены филиалы международных компаний, школы, жилые дома со средним и низким доходом, коммерческие и конференц-центры, развлекательные зоны и центральный железнодорожный вокзал города. [ 20 ] Сплоченная связь промышленности, культурных центров, инфраструктуры и человеческого капитала сделала Сеул сильной столичной экономикой , а Южную Корею, «чудо на реке Хан» , — легендарной страной, переходящей от производственной к инновационной экономике.

Кластерный эффект

[ редактировать ]

Эффект кластера легче заметить в любой городской агломерации , поскольку большинство коммерческих предприятий склонны спонтанно группироваться по категориям. обувные магазины (или магазины одежды Например, ) редко изолированы от конкурентов. На самом деле, их часто можно встретить целыми улицами.

Кластерный эффект аналогичен сетевому эффекту (но не совпадает с ним) . Это похоже на то, что независимые от цены предпочтения как рынка, так и его участников основаны на восприятии друг друга, а не на том, что рынок просто представляет собой сумму действий всех его участников, как это обычно бывает. Таким образом, кластерный эффект, являясь следствием, превышающим сумму его причин, и возникая спонтанно, является обычно приводимым примером возникновения .

Правительства и компании часто пытаются использовать эффект кластера, чтобы продвигать определенное место как подходящее для определенного вида бизнеса. Например, город Бангалор использовал в Индии эффект кластера, чтобы убедить ряд высокотехнологичных компаний открыть там свои магазины. Аналогичным образом, Лас-Вегас выиграл от кластерного эффекта игорной индустрии. Во Франции национальная промышленная политика включает поддержку особой формы бизнес-кластеров, называемых « Pôles de Compétitivité », таких как Cap Digital . Еще одним хорошим примером является «Нано/микроэлектроника и встроенные системы» или, короче, «ми-кластер», которому способствовала « Инициатива кластера Кораллия » в Греции. Кораллия представила восходящую трехэтапную программу для содействия развитию кластера и вошел в шорт-лист финальной классификации (финалистов) премии RegioStars 2009 от DG REGIO в категории «Исследования, технологические разработки и Инновации». [ 21 ]

Было доказано, что кластеры стимулируют инновационную активность среди фирм одной отрасли . Одной из основных причин, на которую можно выделить, является конкуренция между компаниями. Более того, помимо стимулирования благоприятных условий для обмена идеями, отраслевые региональные концентрации также создают мощный на рынок труда вклад . Следовательно, инновации увеличивают накопление знаний в регионе, что влияет на местную внутреннюю экономику. [ 22 ]

Однако эффект кластера не будет длиться вечно. [ 23 ] Чтобы поддерживать производительность кластера в долгосрочной перспективе, кластерам необходимо управлять открытостью сети для бизнеса за пределами кластера, одновременно способствуя прочным межорганизационным отношениям внутри кластера. [ 24 ] Его относительное влияние также диктуется другими рыночными факторами, такими как ожидаемый доход, сила спроса, налоги , конкуренция и политика . Например, в случае Силиконовой долины, как указано выше, возросшая скученность в долине привела к острой нехватке офисных и жилых помещений, что, в свою очередь, вынудило многие компании переехать в альтернативные места, такие как Остин, штат Техас , и Роли-Дарем, Северная Каролина. даже хотя им хотелось бы остаться в долине.

Иногда кластерные стратегии все еще не оказывают достаточного положительного воздействия, чтобы его можно было оправдать в определенных отраслях. Например, в случае с Builders Square розничный торговец товарами для дома не мог конкурировать с лидерами отрасли, такими как Home Depot, поскольку он не мог реализовать такие же низкие затраты и контракты. В результате ей была предоставлена ​​возможность слияния с другим розничным продавцом товаров для дома, Hechinger, чтобы лучше улучшить свои бизнес-кластеры и конкурировать с Home Depot и другими лидерами отрасли. Однако, когда ему это не удалось, он постепенно начал приходить в упадок и в конечном итоге обанкротился. Хотя в результате слияния была предпринята попытка создать географические кластеры, чтобы конкурировать с низкими затратами других фирм, затраты не были снижены достаточно, и в конечном итоге план провалился, что вынудило Хечингера ликвидировать Главу 7 и вывести Builders Square из отрасли. [ 25 ] [ 26 ]

Кластеры также могут потерпеть неудачу, если региональная экономика не адаптируется ко времени. В Детройте, когда автомобильная промышленность пришла в упадок, кластер и город пришли в упадок вместе с ним. Кластеры могут потерпеть неудачу, если они не воспользуются своим положением, чтобы заново изобрести себя и перейти в другие отрасли до того, как будет достигнут переломный момент. [ 27 ]

С точки зрения инновационной активности участников кластера этот тип системы обычно характеризуется низким уровнем освоения различных технологий из-за ограниченности контактов акторов с промышленными компаниями, ориентированными преимущественно на одни и те же области интересов. [ 28 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ ЯНУШКА, М. Коммуникация как ключевой фактор поддержки парадигмы виртуального предприятия. В области инноваций и управления знаниями: глобальное конкурентное преимущество. Куала-Лумпур: Международная ассоциация управления деловой информацией (IBIMA), 2011. с. 1-9. ISBN   978-0-9821489-5-2
  2. ^ Портер, Майкл Э. (25 июля 2016 г.). «Местоположение, конкуренция и экономическое развитие: локальные кластеры в глобальной экономике» . Ежеквартальный журнал экономического развития . 14 (1): 15–34. дои : 10.1177/089124240001400105 . S2CID   46341908 .
  3. ^ Jump up to: а б Портер, М.Э. 1998, Кластеры и новая экономика конкуренции , Harvard Business Review , ноябрь/декабрь 98 г., Vol. 76 Выпуск 6, стр.77,
  4. ^ Термин, используемый, например, Элеонорой Дойл и Коннеллом Фаннингом в « Роль кластеров в политике экономического развития Ирландии », глава 16, в книге Эйлуорд, К. и О'Тул, Р. (2007), Перспективы производительности Ирландии: A Подборка эссе ирландских и международных экономистов , опубликованная Forfás .
  5. ^ Портер, Мэн (1990). Конкурентное преимущество наций . Нью-Йорк: Свободная пресса. 1–857 стр.
  6. ^ Кругман, П. (1991). География и торговля . МТИ Пресс. 1-142 стр.
  7. ^ Портер, Майкл (1998). О конкурсе . Бостон: Издательство Гарвардской школы бизнеса. п. 225 . ISBN  9780875847955 .
  8. ^ Уир, Эндрю (2008). «Инновации и сила сообщества в провинции Виктория» (PDF) . Австралазийский журнал региональных исследований . 14 (2): 195.
  9. ^ Портер, МЭ, Нео, Б.С., и Кетелс, CH (2010). Переделка Сингапура.
  10. ^ Зиафати Бафарасат, А. (2018) «Теоретизирование» теории режима: взгляд на город и регион, Журнал городских дел, 40 (3), стр. 412-425.
  11. ^ Кетелс, Кристиан Его Величество; Страх, Джеффри (10 августа 2006 г.). «Кластерная мобилизация в Средней Германии» . Учебные заметки Гарвардской школы бизнеса .
  12. ^ Портер, МЭ, и Бонд, GC (2004). Винный кластер Калифорнии. Бостон, Массачусетс: Гарвардская школа бизнеса.
  13. ^ Портер, М., Рамирес-Валлехо, Дж., и ван Эненнаам, Ф. (2011). Голландская цветочная группа.
  14. ^ Саксениан, А., 1994. Региональное преимущество. Культура и конкуренция в Кремниевой долине и на Маршруте 128. Издательство Гарвардского университета.
  15. ^ Пентленд, В. «15 самых изобретательных городов мира» . Форбс . Проверено 10 апреля 2017 г. .
  16. ^ Ван Агтмаэль, А.; Баккер, Ф. (2016). Самые умные места на земле: почему «ржавые пояса» становятся новыми очагами глобальных инноваций . Нью-Йорк: PublicAffairs. ISBN  9781610398169 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года . Проверено 17 апреля 2017 г.
  17. ^ Альтенбург, Тилман; Мейер-Штамер, Йорг (сентябрь 1999 г.). «Как продвигать кластеры: политический опыт Латинской Америки». Мировое развитие . 27 (9): 1693–1713. дои : 10.1016/S0305-750X(99)00081-9 .
  18. ^ Мэннинг, Стефан (1 июля 2008 г.). «Настройка кластеров: о роли западных транснациональных корпораций в формировании кластеров науки и техники в странах с развивающейся экономикой». ССНН   1655502 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  19. ^ Хубер, Ф. (1 февраля 2011 г.). «Действительно ли кластеры имеют значение для инновационной практики в области информационных технологий? Ставим под сомнение значимость распространения технологических знаний». Журнал экономической географии . 12 (1): 107–126. дои : 10.1093/jeg/lbq058 .
  20. ^ Jump up to: а б с француз Деннис; Жорофф, Майкл. «Цифровой медиагород» . Центр недвижимости MIT . Архивировано из оригинала 17 сентября 2021 г. Проверено 11 августа 2020 г.
  21. ^ «RegioStars Awards 2009: Представление финалистов» . Европейская комиссия .
  22. ^ Батен, Йорг; Спадавеккья, Анна; Стреб, Йохен; Инь, Шуси (1 октября 2007 г.). «Что заставило юго-западные немецкие фирмы быть инновационными примерно в 1900 году? Оценка важности внутри- и межотраслевых внешних эффектов» . Оксфордские экономические документы . 59 (Приложение 1): i105–i126. дои : 10.1093/oep/gpm032 .
  23. ^ Эйзингерих, AB; Бём, Л. (2007). «Групповой анализ: почему некоторые региональные кластеры работают лучше, чем другие» . Отчет журнала MIT Sloan Management Review . 3 : 1–3. Архивировано из оригинала 25 ноября 2011 г.
  24. ^ Эйзингерих, Андреас Б.; Белл, Саймон Дж.; Трейси, Пол (март 2010 г.). «Как кластеры могут поддерживать производительность? Роль силы сети, открытости сети и неопределенности окружающей среды». Исследовательская политика . 39 (2): 239–253. дои : 10.1016/j.respol.2009.12.007 . hdl : 10044/1/17881 .
  25. ^ Боуи, Лиз. «Слияние Hechinger может привести к закрытию Builders Square в Пенсильвании, а в других штатах ожидается, что это будет способствовать консолидации» . Балтимор Сан .
  26. ^ Боуи, Лиз. «Решение о слиянии Hechinger почти верится. Некоторые аналитики предсказывают выкуп Green и объединение с Builders Square» . Балтимор Сан .
  27. ^ Моретти, Энрико (2012). Новая география рабочих мест Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Mariner Books. стр. 100-1 149–150. ISBN  9780544028050 .
  28. ^ Хелман, Джоанна (январь 2020 г.). «Анализ структуры местной инновационной и предпринимательской системы на пути к разработке концепции «Вроцлавской инновационной экосистемы»» . Устойчивость . 12 (23): 10086. дои : 10.3390/su122310086 . ISSN   2071-1050 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fe63af28a0863cd3c3049778269e65c8__1712220480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/c8/fe63af28a0863cd3c3049778269e65c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Business cluster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)