Sidney Bechet
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Sidney Bechet | |
---|---|
![]() Беше в клубе Джимми Райана , Нью-Йорк, 1947 год, фотография Уильяма П. Готлиба. | |
Справочная информация | |
Рожденный | Новый Орлеан , Луизиана, США | 14 мая 1897 г.
Умер | 14 мая 1959 г. Гарш , Франция | (62 года)
Жанры | Джаз , джаз Нового Орлеана |
Род занятий | Музыкант, композитор |
Инструмент(ы) | Кларнет, саксофон-сопрано |
Годы активности | 1908–1957 |
Ранее из | Луи Армстронг , Томми Леднье |
Сидни Джозеф Бечет ( / b ɛ ˈ ʃ eɪ / beh- SHAY ; 14 мая 1897 — 14 мая 1959) — американский джазовый саксофонист, кларнетист и композитор. Он был одним из первых значительных солистов в джазе и впервые записал свою музыку за несколько месяцев до трубача Луи Армстронга . [1] Его эксцентричный темперамент препятствовал его карьере, и только в конце 1940-х годов он заслужил широкое признание. Беше провел большую часть своей дальнейшей жизни во Франции. [2]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Беше родился в Новом Орлеане семье среднего класса в 1897 году в цветной креольской . Отец Бечета Омар был одновременно сапожником и флейтистом , и все четверо его братьев также были музыкантами. [3]
Его старший брат, Леонард Виктор Беше, был штатным дантистом , а по совместительству тромбонистом и руководителем оркестра . Беше выучил и освоил несколько музыкальных инструментов, которые хранились в доме (он начинал с корнета ), в основном обучаясь самостоятельно; он решил специализироваться на кларнете (на котором играл почти исключительно примерно до 1919 года). [3]
В возрасте шести лет он начал выступать с группой своего брата на семейной вечеринке по случаю дня рождения, продемонстрировав свои таланты и получив признание. Позже в юности Беше учился у Джозефа «Кинга» Оливера , Банка Джонсона , Фредди Кеппарда , [2] Лоренцо Тио , «Большой Глаз» Луи Нельсон Делиль и Жорж Баке . [4]
Музыкальное развитие
[ редактировать ]Беше играл во многих ансамблях Нового Орлеана, используя импровизационные техники того времени ( облигато с гаммами и арпеджио и варьированием мелодии ). Работая с Луи Армстронгом , Беше был одним из первых музыкантов, разработавших свинг джазовый стиль ; он повлиял на растущую разницу между джазом и рэгтаймом . [2] Беше любил, чтобы его звук доминировал во время выступления, и, как сообщается, трубачам было трудно играть вместе с ним. [5]
Он выступал на парадах с Фредди Кеппарда , духовым оркестром Оркестром Олимпии и танцевальным оркестром Джона Робишо . С 1911 по 1912 год он выступал с Банком Джонсоном в оркестре Eagle Band Нового Орлеана и в 1913–14 годах с Кингом Оливером в оркестре Olympia Band. С 1914 по 1917 год он гастролировал и путешествовал, доехав до Чикаго и часто выступая с Фредди Кеппардом . [ нужна ссылка ]
Весной 1919 года он отправился в Нью-Йорк и присоединился к Уилла Мэриона Кука синкопированному оркестру . Вскоре после этого оркестр отправился в Европу, где выступил в Королевской филармонии в Лондоне. Группа была принята тепло, особенно популярна была Беше. [4]
Находясь в Лондоне, он открыл для себя прямой саксофон-сопрано и разработал стиль, непохожий на его тон кларнета . Беше был первым влиятельным саксофонистом-сопрано, что привело к его растущей популярности как джазового инструмента. [3]
Звук его саксофона можно охарактеризовать как эмоциональный, безрассудный и всеобъемлющий. Он часто использовал широкое вибрато , как некоторые кларнетисты Нового Орлеана того времени. В 1919 году швейцарский дирижер классической музыки Эрнест Ансерме написал дань уважения Беше. Это была одна из первых (если не первая) статей о джазовом музыканте, написанная знатоком классической музыки и связывающая музыку Беше с музыкой Баха . [4]
Первые записи Беше были сделаны в 1923 и 1924 годах. [2] Сессию вел Кларенс Уильямс , пианист и автор песен, более известный в то время своим музыкальным издательством и продюсированием пластинок, а также своей « Blue Five » (в которую входил Луи Армстронг ). [2] Беше записал «Блюз дикой кошки» и «Блюз человека из Канзас-Сити». Первый выполнен в стиле рэгтайм с четырьмя 16-тактовыми темами, а второй представляет собой 12-тактовый блюз . [3] В 1924 году Беше в течение трех месяцев работал с Дюком Эллингтоном и оказал значительное влияние на ранний джазовый стиль Эллингтона. [2] Дюк Эллингтон назвал его «воплощением джаза». [6] Однако за всю свою жизнь, будучи музыкантом, он так и не научился читать ноты. [7]

Беше во Франции
[ редактировать ]
15 сентября 1925 года Беше и другие участники « Ревю Негр» , в том числе Жозефина Бейкер , отплыли в Европу и прибыли в Шербур , Франция, 22 сентября. Ревю открылось в Театре Елисейских Полей. [8] в Париже 2 октября. Шоу было примером негрофилии во Франции того времени. [9] Он гастролировал по Европе с несколькими группами, добравшись до России в середине 1926 года. В 1928 году он возглавил свою небольшую группу в Chez Bricktop (которую возглавляла популярная Ада «Bricktop» Смит ) на Монмартре , Париж.
Во Франции Беше обнаружил, что его ценит более широкая аудитория и что у него больше свободы, чем в Соединенных Штатах. [7]
Он был заключен в тюрьму в Париже на одиннадцать месяцев. [10] [11] В своей автобиографии он написал, что случайно застрелил женщину, когда пытался застрелить оскорбившего его музыканта. Он вызвал этого человека на дуэль и сказал: «Сидни Беше никогда не играет неправильный аккорд». [12] После освобождения он был депортирован в Нью-Йорк, куда прибыл вскоре после краха фондового рынка в 1929 году . Он присоединился к Лоренцо Тио , а также познакомился с трубачом Роем Элдриджем . [5]
В 1932 году Беше вернулся в Нью-Йорк, чтобы возглавить группу с Томми Ладнье . Группа, состоящая из шести участников, выступила в бальном зале Savoy . Играл в Нобля Сиссле оркестре , который гастролировал в Германии и России.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1938 году песня «Hold Tight, Hold Tight (Want Some Seafood Mama)», широко известная как « Hold Tight », была написана гитаристом Беше Леонардом Уэром и двумя сессионными певцами при участии самого Беше. Песня стала известна своим многообещающим текстом, а затем серией судебных исков по поводу гонораров авторам песен .
В 1939 году Беше и пианист Уилли «Лев» Смит возглавили группу, которая записала несколько ранних версий того, что позже было названо латинским джазом , адаптируя традиционные безе , румбу и гаитянские песни к джазовой идиоме. 28 июля 1940 года Беше появился в качестве гостя в NBC радиошоу «Общество камерной музыки Лоуэр-Бейсин-стрит» , сыграв два из своих экспонатов («Shake It and Break It» и « St. Louis Blues Генри Левайна. ») с диксилендом группа. Левин пригласил Беше в студию звукозаписи RCA Victor (на 24-й улице в Нью-Йорке), где Беше одолжил свой сопрано-саксофон для исполнения традиционной аранжировки Левина « Muskrat Ramble ». 18 апреля 1941 года, в качестве раннего эксперимента по наложению у Виктора, Беше записал версию поп-песни « Арабский шейх », играя на шести разных инструментах: кларнете , сопрано-саксофоне , тенор-саксофоне , фортепиано , басе и барабанах . До сих пор неизданный мастер этой записи был включен в LP Bechet of New Orleans 1965 года , выпущенный RCA Victor как LPV-510. В примечаниях Джордж Хёффер процитировал Беше:

«Я начал с игры «Шейха» на фортепиано и играл на барабанах, слушая фортепиано. Я хотел играть на всех ритм-инструментах, но все перепутал, схватил сопрано, затем бас, затем тенор-саксофон и, наконец, закончил с кларнетом».
В 1944, 1946 и 1953 годах он записывался и выступал на концертах с чикагским джазовым пианистом и вибрафонистом Максом Миллером ; частные записи из архива Миллера никогда не публиковались. Эти концерты и записи описаны в Джона Чилтона биографии «Сидни Беше: Волшебник джаза» . [13]
Поскольку работу в сфере музыки найти было трудно, он вместе с Ладнье открыл ателье по пошиву одежды. К ним приходили музыканты и играли в задней части магазина. В 1940-е годы Беше играл в нескольких группах, но его финансовое положение не улучшилось до конца того десятилетия. К концу 1940-х Беше устал заниматься музыкой в Соединенных Штатах. Его контракт с Jazz Limited, звукозаписывающей компанией из Чикаго, ограничивал количество мероприятий, на которых он мог выступать (например, лейбл не разрешал ему выступать на Европейском фестивале 1948 года в Ницце ). Он считал, что джазовая сцена в Соединенных Штатах мало что может ему предложить и устаревает. [5]
В 1958 году Беше выступал в качестве солиста и с другими известными музыкантами, включая Бака Клейтона и Сару Вон, на запоминающихся, энергичных концертах в павильоне США на выставке Expo 58 , Всемирной выставке в Брюсселе , Бельгия. [14]
Постоянное поселение в Париже
[ редактировать ]В 1951 году он навсегда эмигрировал во Францию. [2] после выступления в качестве солиста на Парижской ярмарке джаза вызвало всплеск его популярности в этой стране, где он легко нашел хорошо оплачиваемую работу. Также в 1951 году он женился на Элизабет Циглер на Антибе .

В 1953 году он подписал контракт с Disques Vogue на запись , который продлился до конца его жизни. [5] Он записал множество хитов, в том числе «Les Oignons», «Promenade aux Champs-Elysées» и международный хит « Petite Fleur ». Он также написал классическую балетную партитуру в стиле позднего романтизма Чайковского ( под названием La nuit est une sorcière «Ночь - ведьма»). Некоторые экзистенциалисты во Франции стали называть его le dieu («бог»). [15]
Автобиография и смерть
[ редактировать ]Незадолго до смерти Беше продиктовал свою автобиографию Treat It Gentle Элу Роузу, продюсеру и радиоведущему. Он несколько раз работал с Роузом в рамках промоушена концертов, и у него были с ним непростые отношения. В своей автобиографии взгляд Беше на себя резко отличался от того, который знала Роуз.
«Добрый старый джентльмен в своей книге был полон милосердия и сострадания. Тот, кого я знал, был эгоцентричным, холодным и способным на самую зверскую жестокость, особенно по отношению к женщинам». [16]
Хотя другие интернет-источники подхватили утверждение, что Беше продиктовал свою автобиографию Элу Роузу, в самой автобиографии « Относитесь к этому нежно» (Twayne, 1960) отмечается, что «среди тех, кто помогал записывать и редактировать кассеты, на которых основана эта книга, есть Джоан Рид, Десмонд Флауер и Джон Чиарди». В «Предисловии» к книге Десмонда Флауэра подробно объясняется, как материал из различных интервью был собран в форму книги, и нет никаких упоминаний о каком-либо участии Эла Роуза в процессе интервьюирования или редактирования.
Несмотря на приукрашенность и зачастую неточную информацию, « Относитесь к этому нежно» остается основным источником «взгляда инсайдера на традиции Нового Орлеана». [17]
Беше умер в Гарше , недалеко от Парижа, от рака легких 14 мая 1959 года, в свой 62-й день рождения. Он похоронен на местном кладбище. В том же году умерли еще два крупных джазовых музыканта: Билли Холидей и Лестер Янг . [6]
Наследие
[ редактировать ]В 2013 году кратеру на Меркурии было присвоено имя Беше. [18]



В романе Степной волк « Германа Гессе » Беше послужил источником вдохновения для создания персонажа «Пабло». [7]
Музыка Беше вошла в саундтреки примерно к 60 фильмам, в том числе к следующим: «Флирт» (1991), «Джон Кеннеди» (1991), «Шоколад» (2000), «Тихий американец» (2002) и «Полночь в Париже » (2011). [7]
Филип Ларкин написал стихотворение под названием «Для Сидни Беше». Его можно найти в Полном собрании стихотворений . [19] Об этом написано на сайте Общества Филипа Ларкина. [20]
Ван Моррисон упоминает Сидни Бечета в песне «See Me Through Part II (Just A Closer Walk With Thee)» из альбома 1990 года « Hymns to the Silence» : «...Сидни Беше в воскресенье днем зимой/Сидни Беше, в воскресенье днем в зима..." [21]
В Антибе, Франция, небольшой парк, занимающий один квартал, назван в его честь площадью Сиднея Беше. В парке установлен памятник с бюстом Беше и мемориальной доской с надписью: «Сидни БЕШЕ, одному из величайших джазовых музыкантов мира, удостоенному такой чести в своем новом доме». - Сидни Дж. БАРТЕЛЕМИ, мэр Нового Орлеана, 16 апреля. 1994 год».
Беллетризованный Сидни Беше появляется в двух эпизодах « Джорджа Лукаса » Хроник молодого Индианы Джонса в роли Джеффри Райта . [22]
Кроме того, в интервью Вуди Аллену, когда его спросили, с каким «мертвым человеком он хотел бы поужинать», он ответил: «... Я думаю, может быть, с Сидни Бечетом». [23] Беше продолжает жить в фильмах Аллена.
Личная жизнь
[ редактировать ]Беше был католиком. [24]
Беше был известен своим резким отношением, которое сравнивали с отношением Коулмана Хокинса . [25] Они оба были невероятно уверены в своей относительной значимости в музыкальной индустрии в то время, когда джаз терял популярность. Они были упрямы и им не хватало терпения по отношению к молодым артистам с меньшим опытом и знаниями в джазовой индустрии. [25]
Беше ненадолго взял перерыв в музыкальной индустрии в 1938 году, открыв ателье в Нью-Йорке. [7]
У Беше было три жены: Элизабет Зиглер (1951 – смерть), Мария-Луиза Кроуфорд (1934–1942) и Норма Хейл (1918–1929). [7]
Награды
[ редактировать ]- DownBeat , 1968 год. журнала Зал славы [26]
- Беше был введен в Зал славы биг-бэндов и джаза в 1983 году. [7]
- Награжден синей мемориальной доской возле своего бывшего дома в Лондоне в 2014 году (на фото). [27]
Дискография
[ редактировать ]Одиночные игры
[ редактировать ]- «Техасский Moaner Blues» с Луи Армстронгом , 1924 год.
- "Cake Walkin' Babies from Home" с Red Onion Jazz Babies , 1925 год.
- «Есть скамейка, есть парк (но тебя нет)», 1930 г.
- «Блюз в трети», 1940 г.
- «Дорогой старый Юг», 1940 год.
- «Египетская фантазия», 1941 год.
- «Ондатровая прогулка», 1944 год.
- «Голубой горизонт», 1944 год.
- "Блюз голландского свинг-колледжа", 1954 г. [28]
- "Блюз человека из Канзас-Сити", 1954 год. [28]
- « Маленькая флёр », 1959 год.
- «На улицах Антиба», 1960 год. [28]
- «Премьер-бал», 1960 год. [28]
- «Кто сейчас сожалеет», 1961 г. [28]
- «Усталый блюз», 1979 г. [28]
Альбом
[ редактировать ]- «Джазовый шедевр», 1948 г.
- «Сидни Беше и Клод Лютер», 1950 год.
- "Классика джаза. Том 1", 1950 г.
- "Классика джаза. Том 2", 1950 г.
- «Сидни Беше - Банк Джонсон: Дни после воспоминания», 1951 г.
- «Сидни Беше, Клод Лютер: На параде», 1951 г.
- «Сидни Беше, Клод Лютер, Андре Ревелиотти и его оркестр: Сувениры Беше», 1951 г.
- «Сидни Беше, Маггси Спэньер: Джем-сессия», 1952 г.
- «Сидни Беше», 1952 год.
- «Порт Гарлема Шесть», 1952 год.
- "Соло-саксофон сопрано", 1952 г.
- «Французское кино», 2014 г.
Фильмы
[ редактировать ]
Беше снялся в трех фильмах и сыграл джазового музыканта. [7]
- Черная серия , [29]
- Ревизор знает музыку , [30]
- Какая команда! [30]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ежегодник Американской народной энциклопедии (1953). п. 542.
- Беше, Сидни (1960). Относитесь к этому нежно . Твейн. Перепечатка, Да Капо, 1978.
- Чилтон, Джон (1987). Сидни Беше, «Волшебник джаза» . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-520623-1.
- Хофер, Джордж (1946). Статья в журнале «Метроном» , декабрь 1946 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Яноу, Скотт. «Сидни Беше» . AllMusic.com . Проверено 28 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Хадсон, Роб (14 января 2008 г.). «Сидней Беше (1897–1959)*» . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Сидни Беше | Ассоциация культурного равенства» . Ассоциация культурного равенства . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Портер, Льюис; Ульман, Майкл (1988). «Сидни Беше и его длинная песня». Черная перспектива в музыке . 16 (2): 135–150. дои : 10.2307/1214805 . JSTOR 1214805 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хоррикс, Раймонд (1991). Профили в джазе . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Сделка. стр. 1–10 . ISBN 9780887384325 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ЮДКИН, ДЖЕРЕМИ (2010). «Обзор Сидни Беше: относитесь к нему нежно; жизнь и времена мастера джаза» . Ежегодник традиционной музыки . 42 : 237–238. дои : 10.1017/S0740155800013023 . ISSN 0740-1558 . JSTOR 41201416 . S2CID 251633340 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час «Сидни Беше» . IMDB . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Шак, Уильям А. (2001). Гарлем на Монмартре . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 35 . ISBN 0-520-22537-6 .
- ^ «Путешествия Жозефины Бейкер и Сидни Беше | Музыкальная география» . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Кохэсси, Джон. «Сидни Беше» . www.энциклопедия.com . Проверено 10 сентября 2018 г.
- ^ Палмер, Роберт (1976). Сидни Беше: мастер-музыкант (примечания для СМИ). Блюберд Рекордс .
- ^ «Борьба в Париже» . Моя жизнь — Сидни Беше . Проверено 10 сентября 2018 г.
- ^ Чилтон, Джон (1987). Сидни Беше: Волшебник джаза . Макмиллан. ISBN 0333443861 .
- ^ «Брюссельская ярмарка 1958 года Сидни Беше и его квартета» .
- ^ Филан, Кеназ (2011). «Приложение 2». Справочник по вуду Нового Орлеана . Рочестер, Вермонт: Книги судьбы. ISBN 978-1594774355 .
- ^ Роуз, Эл (1987). Я помню джаз: шесть десятилетий среди великих джазменов . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана. стр. 60–65 . ISBN 0-8071-2571-7 .
- ^ Стивен Коттрелл (2013). Саксофон (серия Йельских музыкальных инструментов) . Йельская серия музыкальных инструментов. п. 187.
- ^ «Беше» . Справочник планетарной номенклатуры . НАСА . Проверено 27 июля 2021 г.
- ^ Ларкин, Филип (2012). Бернетт, Арчи (ред.). Полное собрание сочинений . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Гируз. п. 54. ИСБН 978-0-374-12696-4 .
- ^ Дикинсон, Питер. «Для Сидни Беше» . Общество Филипа Ларкина . Проверено 6 июля 2022 г.
- ^ Моррисон, Ван (29 сентября 2010 г.). «Увидишь меня через часть II (Просто прогулка с тобой поближе)» . Ютуб . Проверено 6 июля 2022 г.
- ^ «TheRaider.net – Хроники молодого Индианы Джонса» . www.theraider.net . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ https://www.youtube.com/watch?v=hpniYxRjX3o&t=98s
- ^ Хилл, Гэри (30 апреля 2007 г.). «Историческая джазовая церковь в Новом Орлеане продолжает жить» . Рейтер . Проверено 3 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Такер, Марк (1991). «Обзор Сидни Беше: Волшебник джаза; Песня ястреба: Жизнь и записи Коулмана Хокинса, Джона Чилтона» . Американская музыка . 9 (3): 320–325. дои : 10.2307/3051437 . ISSN 0734-4392 . JSTOR 3051437 .
- ^ «Radio Swiss Jazz — Музыкальная база данных» . Проверено 1 апреля 2018 г.
- ^ «Сидни Беше награжден синей табличкой» . www.telegraph.co.uk . 25 ноября 2014 года . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Сидни Беше» . Дискогс . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ «Черная серия» . Allocine.fr . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Ах, quelle équipe!» . Allocine.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сидни Беше в Red Hot Jazz Archive
- Профиль с картинками
- Сидни Беше в Швейцарии: проект консервации United Music Foundation. Архивировано 5 ноября 2018 г. в Wayback Machine.
- Записи Сидни Беше в Дискографии американских исторических записей .
- Франция: Джазовый музыкант Сидни Беше похоронен в пригороде Парижа: никакого прощального блюза. 1959 год
- NPR: История Сидни Беше
- 10 основных записей мелодий Беше
- Сидни Беше на IMDb
- 1897 рождений
- 1959 смертей
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Американские композиторы 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские саксофонисты 20-го века
- Джазовые композиторы 20 века
- Афро-американские католики
- Афро-американские джазовые музыканты
- Американские эмигранты во Франции
- Американские джазовые кларнетисты
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые сопрано-саксофонисты
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские саксофонисты-мужчины
- Исполнители Blue Note Records
- Смертность от рака легких во Франции
- Кларнетисты Диксиленда
- Саксофонисты диксиленда
- Исполнители Gennett Records
- Джазовые музыканты из Нового Орлеана
- Джазовые сопрано-саксофонисты
- Исполнители Jazzology Records
- Луизианские креолы
- Окей Рекордс артисты
- Участники оркестра «Олимпия»
- Участники группы Red Onion Jazz Babies
- Участники группы Eagle Band