Рейд в Индийском океане (1944 г.)
Второй рейд в Индийском океане | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Тихоокеанской войны | |||||||
Опознавательный знак ВМС США японских Аоба тяжелых крейсеров класса | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Япония | Великобритания | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Контр-адмирал Наомаса Сакондзю | |||||||
Сила | |||||||
3 тяжелых крейсера | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
никто |
1 пароход затонул, 3 убитых, неизвестный раненый | ||||||
|
В марте 1944 года отряд из трех Императорского флота Японии (IJN) тяжелых крейсеров совершил набег на корабли союзников в Индийском океане . Кодовое название этой операции - операция SA No.1. Крейсеры покинули территорию, удерживаемую японцами, 1 марта при поддержке других кораблей и самолетов IJN. 9 марта они встретили и потопили британский пароход «Бехар» , а тяжелый крейсер « Тон» подобрал более 100 выживших. Опасаясь обнаружения, японские войска впоследствии вернулись в Нидерландскую Ост-Индию (NEI), прибыв туда 16 марта. Двумя днями позже большая часть и пассажиров Бехара команды была убита на борту «Тоне» . После войны командующий рейдом контр-адмирал Наомаса Сакондзю был казнен за это военное преступление , а Тонэ Харуо капитан Маюзуми ( ja:黛治夫 ) был приговорен к семи годам тюремного заключения.
Фон
[ редактировать ]Японии В феврале 1944 года Объединенный флот отошёл со своей базы Трук в центральной части Тихого океана на Палау и Сингапур . Появление мощных японских военно-морских сил в Сингапуре обеспокоило союзников, поскольку существовали опасения, что эти корабли потенциально могут совершать рейды в Индийском океане и против Западной Австралии . [ 1 ] В ответ союзники усилили свои военно-морские и военно-воздушные силы в этом районе, перебросив два британских легких крейсера из Атлантики и Средиземного моря , а также несколько военных кораблей ВМС США из Тихого океана. Также было увеличено количество авиационных частей на Цейлоне и в районе Бенгальского залива . [ 2 ] Адмирал Джеймс Сомервилль , командующий британским Восточным флотом , опасался, что японцы повторят свой разрушительный рейд в Индийском океане в начале 1942 года, и 25 февраля запросил разрешение вывести свой флот со своей базы в Тринкомали , чтобы он не подвергался риску более крупные японские силы. Адмиралтейство отклонило эту просьбу и распорядилось, чтобы флот оставался в Тринкомали, если только ему не будут угрожать превосходящие силы Японии, поскольку его вывод повлияет на моральный дух и нанесет ущерб престижу Великобритании в регионе. Однако было решено, что Восточный флот не должен вступать в бой с превосходящими силами Японии и может отступить, если Сомервилл сочтет это необходимым. [ 3 ]
В конце февраля вице-адмирал Сиро Такасу — главнокомандующий флотом Юго-Западного региона — приказал тяжёлым крейсерам «Аоба» , «Чикума» и «Тонэ» совершить набег на корабли союзников на главном маршруте между Аденом и Фримантлом . командовал контр-адмирал Наомаса Сакондзю Этими силами на борту «Аоба» . В своих инструкциях Сакондзю вице-адмирал Такасу предписал, что, если войска захватят моряков торгового флота союзников, все пленные, кроме радистов и другого персонала, который может обладать полезной информацией, должны быть убиты. [ 3 ] Саконью не подверг сомнению этот приказ. Японские крейсеры подготовили для этой операции специализированные абордажные группы, поскольку предполагалось, что они смогут захватить торговые суда, чтобы уменьшить нехватку судоходства в Японии. [ 4 ]
Рейд
[ редактировать ]Три японских тяжелых крейсера покинули стоянку Объединенного флота на островах Линга 27 февраля. [ 5 ] Легкие крейсеры «Кину» и «Ои» , а также три эсминца сопровождали силы через Зондский пролив 1 марта. Рейдеров поддерживали 10 средних бомбардировщиков и три-четыре гидросамолета, базировавшиеся на Суматре и западной Яве , которые осуществляли патрулирование в направлении Цейлона. Три или четыре подводные лодки 8-й флотилии также следили за перемещением кораблей союзников вблизи Цейлона, Мальдивских островов и архипелага Чагос . [ 3 ] Союзники не заметили ухода японских войск, но усилили свои силы в Западной Австралии американская подводная лодка столкнулась с Кину и Ои, действовавшими возле пролива Ломбок после того, как 6 марта . Присутствие этих кораблей было воспринято как указание на то, что вражеские силы, возможно, были отправлены в Индийский океан. [ 6 ] 8 марта Сомервилл приказал всем кораблям союзников, следовавшим между 80 и 100 ° восточной долготы, отклониться на юг или запад. [ 7 ]
Выйдя из Зондского пролива, японские тяжелые крейсера направились на юго-запад по основному маршруту между Аденом и Фримантлом. Корабли были рассредоточены на 50 км (27 морских миль ; 31 миль ) днем и на 20 км (11 морских миль; 12 миль) ночью и сохраняли радиомолчание . [ 7 ] Утром 9 марта они встретили британский пароход «Бехар» водоизмещением 6100 тонн (6200 т) . 20 ° 32'ю.ш., 87 ° 10' в.д. / 20,533 ° ю.ш., 87,167 ° в.д. , примерно на полпути между Фримантлом и Коломбо . [ 3 ] Корабль следовал из Фримантла в Бомбей в рамках рейса между Ньюкаслом, Новый Южный Уэльс и Соединенным Королевством, с грузом цинка . [ 8 ]
Увидев японские корабли, Бехара капитан , капитан Морис Саймонс, приказал своему радисту передать код «RRR», чтобы уведомить другие корабли и базы союзников о том, что торговое судно подверглось нападению надводных рейдеров. Тона Комната связи перехватила это сообщение. Сначала « Тон» неоднократно подавал сигнал «Бехару » сдаться, но, поскольку « Бехар» продолжал бежать, крейсер открыл по « Бехару» огонь . [ 9 ] Японский крейсер не пытался захватить пароход, так как было сочтено слишком рискованным отправлять его обратно на территорию Японии. [ 7 ] «Тона » Артиллеристы нанесли попадания в нос и корму «Бехара » , в результате чего погибли трое членов ее экипажа. Через пять минут после обнаружения и пассажиры Бехара экипаж покинули корабль. Вскоре после этого пароход затонул, и Тоне спас 104 или 108 выживших . [ 10 ] [ 11 ] (Я)
подверглись Выжившие в Бехаре жестокому обращению со стороны членов Тона команды . Японские моряки заставили выживших сдать все ценные личные вещи, а затем с помощью веревок связали выживших в болезненных положениях, из-за чего им было трудно дышать. Старшего помощника торгового судна избили после того, как он пожаловался, что такое обращение с гражданскими лицами нарушает Женевскую конвенцию . Однако позже с выживших женщин сняли веревки. [ 11 ] Когда выживших увели под палубу и заключили в тюрьму, японские моряки жестоко избили их. [ 12 ]
решил, что продолжать рейд слишком опасно, поскольку сообщение Бехара После атаки Саконью могло предупредить союзников о присутствии его войск. Соответственно, в тот день японцы повернули обратно к NEI. [ 13 ] Тяжелые крейсера снова сопровождались через Зондский пролив «Кину» , «Ои» и пятью эсминцами и вернулись в НЭИ 15 марта. [ 3 ] [ 5 ] Все это время выжившие из Бехара содержались в маленькой и очень жаркой кладовой на борту «Тоне» и имели ограниченный доступ к еде и воде, санитарным помещениям и физическим упражнениям. [ 14 ]
Несмотря на опасения Саконью, союзники не сразу узнали о нападении на Бехар . Ее сигнал бедствия был принят только одним торговым судном союзников, которое не сообщило об этом до тех пор, пока не прибыло во Фримантл 17 марта. Тем временем 16 марта Сомервилл решил, что надводные рейдеры больше не представляют угрозы для судоходства в Индийском океане, и позволил судам союзников возобновить свой обычный маршрут. [ 7 ]
резня
[ редактировать ]Вскоре после того, как выжившие из Бехара были спасены, Сакондзю отправил радиосообщение Тонэ командиру , капитану Харуо Маюзуми, с упреком за то, что он взял в плен второстепенный персонал и не захватил торговое судно. В этом сообщении Саконью приказал убить выживших. Однако Маюзуми не хотел этого делать, поскольку чувствовал, что это нарушит его христианские религиозные убеждения. Его старший офицер, командир Джунсукэ Мии, также выступал против убийства заключенных. Маюзуми передала Сакондзю по рации просьбу высадить пленников на берег, но она была отклонена. Затем капитан посетил Аобу , чтобы аргументировать свою точку зрения, но Сакондзю остался равнодушным и сказал Маюзуми «подчиняться моим приказам». Несмотря на свои опасения, Маюзуми решил убить пленников. [ 14 ]
15 марта три тяжелых крейсера бросили якорь в Танджунг-Приоке недалеко от Явы. После этого либо 15, либо 36 выживших были переведены в Аобу . [ 13 ] [ 14 ] (II) В группу, отправленную на Аобу, входили Саймондс, главный помощник « Бехара » и несколько старших офицеров, а также обе пассажирки корабля. [ 14 ] Вся эта группа позже была высажена в Танджунг Приоке. [ 15 ]
Три крейсера отплыли из Танджунг Приока в Сингапур 18 марта. [ 5 ] Той ночью все заключенные на борту «Тоне» были обезглавлены несколькими офицерами крейсера. [ 13 ] [ 16 ] Маюзуми наблюдала за убийствами с мостика корабля, но Мии отказалась участвовать. [ 16 ] Число казнимых членов экипажа составляло от 65 до как минимум 100 человек.
Последствия
[ редактировать ]Аоба , Чикума и Тоне прибыли в Сингапур 25 марта. [ 5 ] Рейд в Индийском океане был последней операцией, проведенной надводными рейдерами Оси во время Второй мировой войны. [ 6 ] В результате «Бехар» стал последним торговым кораблем союзников, потопленным надводными рейдерами во время войны. [ 17 ] Рейд примечателен главным образом резней в Бехаре ; в военном отношении он мало что добился. Рейд не смог нарушить движение союзников в регионе, поскольку диверсии, заказанные Сомервиллем 8 марта, были отменены к 16 марта. Единственным ощутимым результатом было затопление одного корабля, « Бехара» ; напротив, подводные лодки Оси за тот же период потопили три корабля в Индийском океане. Рейд также был менее успешным, чем сопоставимые рейды надводных кораблей в регионе, такие как рейд «Адмирала Шеера» в 1941 году. Японцы не предприняли никаких попыток извлечь выгоду из своего численного превосходства в регионе, и к концу месяца оно исчезло. ; Подкрепление Восточного флота позволило Сомервиллю начать серию авианосных рейдов, начиная с атаки на Сабанг 19 апреля 1944 года. [ 18 ]
Группа выживших из Бехара , высадившаяся в Танджунг Приоке, сначала была интернирована в лагеря для военнопленных на Яве; заключенных-мужчин отправили в лагерь недалеко от Батавии , а женщин держали в женском лагере неподалеку. После того, как все члены группы были допрошены, выжившие были разделены и отправлены в другие лагеря на Яве или работать в качестве рабов в Японии. Все выжившие были освобождены после окончания войны в августе 1945 года. [ 15 ] Одна из выживших, миссис Агнес (Нэнси) Шоу, ехала в Индию, чтобы присоединиться к своему мужу. Их разлучили, когда они бежали из Малайи на разных кораблях. Ее заключили в лагерь Маккасар в Батавии (ныне Ява), где она работала в лагерной пекарне. Она воссоединилась со своим мужем после освобождения Явы. Когда британское правительство договаривалось о выплате пособий дальневосточным военнопленным, министерство иностранных дел и по делам Содружества отрицало, что ему было известно о ее пленении. Однако за то, что им показали артефакты из плена, в том числе альбом для рисования пастелью, вознаграждение было выплачено. Она умерла в Абердине в феврале 2002 года в возрасте 89 лет.
После войны союзники привлекли к ответственности офицеров, ответственных за убийства на борту «Тона» . Вице-адмирал Такасу умер от болезни в сентябре 1944 года, но Сакондзю предстал перед судом британцев в 1947 году в Гонконге , приговорен к смертной казни и казнен 21 января 1948 года. [ 19 ] Маюзуми также был признан виновным за участие в убийствах и приговорен к семи годам тюремного заключения. [ 6 ] Саконью заявил в своих показаниях, что он «принял ответные меры против казни и бесчеловечного обращения с японскими пленными со стороны союзников на Гуадалканале», а также заявил в свою защиту, что Тоне казнил пленных после окончания операции и покинул свое командование. Маюзуми заявил в свою защиту, что следовал приказам Сакондзю. Маюзуми получил легкий приговор из-за своих неоднократных просьб о помиловании жизни заключенного.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ (I) Число выживших из Бехара , спасенных после затопления корабля, в разных источниках различается. Ламонт-Браун (2002), с. 111 утверждает, что 108 из 111 человек, находившихся на борту корабля, были спасены, а Гилл (1968), с. В 389 заявлении говорится, что в живых осталось 104 человека, и все они были спасены.
- ^ (II) Гилл (1968), с. 389 утверждает, что 15 выживших из Бехара были высажены в Танджунг Приоке, а Ламонт-Браун (2002), стр. 389. 112 дает цифру 36.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Оджерс (1968), стр. 134–135.
- ^ Гилл (1968), с. 387
- ^ Jump up to: а б с д и Гилл (1968), с. 388
- ^ Исторический отдел Королевского флота (1957), стр. 183–184.
- ^ Jump up to: а б с д Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2007). «IJN Aoba: Табличный отчет о движении» . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 28 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Гилл (1968), с. 390
- ^ Jump up to: а б с д Исторический отдел Королевского флота (1957), с. 184
- ^ Уивер (2000), с. 12
- ^ Ламонт-Браун (2002), стр. 110–111.
- ^ Гилл (1968), стр. 388–389.
- ^ Jump up to: а б Ламонт-Браун (2002), с. 111
- ^ Ламонт-Браун (2002), стр. 111–112.
- ^ Jump up to: а б с Гилл (1968), с. 389
- ^ Jump up to: а б с д Ламонт-Браун (2002), с. 112
- ^ Jump up to: а б Ламонт-Браун (2002), с. 114
- ^ Jump up to: а б Ламонт-Браун (2002), стр. 112–114.
- ^ Роскилл (1960), с. 351
- ^ Роскилл (1960), стр. 354–356.
- ^ Фуллер (1992), с. 284
Ссылки
[ редактировать ]- Фуллер, Ричард (1992). Шокан. Самурай Хирохито . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-151-4 .
- Гилл, Г. Хермон (1968). Королевский флот Австралии 1942–1945 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 2 – Военно-Морской Флот . Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 65475 .
- Ламонт-Браун, Раймонд (2002). Корабли из ада: военные преступления Японии в открытом море . Страуд, Глостершир: Саттон. ISBN 0-7509-2719-4 .
- Оджерс, Джордж (1968). Воздушная война против Японии 1943–1945 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 3 – Воздух (переиздание). Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 569568982 . Архивировано из оригинала 14 октября 2013 года.
- Роскилл, Юго-Запад (1960). Война на море 1939–1945 гг.: Наступление, часть I, 1 июня 1943 г. – 31 мая 1944 г. История Второй мировой войны. Военная серия Соединенного Королевства. Том. III. Лондон: HMSO. OCLC 570500225 .
- Исторический отдел Королевского флота (1957). Война с Японией Том IV. Операции в Юго-Восточной Азии и наступление в центральной части Тихого океана . Лондон: Королевский флот. OCLC 651943668 .
- Уивер, Пол (2000). «Резня в Бехаре — обзор малоизвестных злодеяний военного времени» (PDF) . Ежеквартальный информационный бюллетень — Австралийская ассоциация морской истории (80). Перт: Австралийская ассоциация морской истории. ISSN 1440-5164 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 октября 2009 года . Проверено 28 июня 2009 г.