Jump to content

Стефан Граппелли

(Перенаправлено со Стефана Грапелли )

Стефан Граппелли
Граппелли в 1976 году, автор Аллан Уоррен.
Граппелли в 1976 году, автор Аллан Уоррен.
Справочная информация
Рожденный ( 1908-01-26 ) 26 января 1908 г.
Париж , Франция
Умер 1 декабря 1997 г. ( 1997-12-01 ) (89 лет)
Париж, Франция
Жанры Свинг , континентальный джаз , цыганский джаз
Род занятий Музыкант
Инструмент(ы) Скрипка, фортепиано, саксофон, аккордеон
Ранее из Джанго Рейнхардт , Квинтет Hot Club de France , Иегуди Менухин , Оскар Петерсон , Дэвид Грисман

Стефан Граппелли (англ. Французское произношение: [stefan ɡʁapɛli] ; 26 января 1908 — 1 декабря 1997) — французский джазовый скрипач. Он наиболее известен как основатель Quintette du Hot Club de France с гитаристом Джанго Рейнхардтом в 1934 году. Это был один из первых струнных джазовых коллективов. Его называли «дедушкой джазовых скрипачей», и он продолжал давать концерты по всему миру даже после восьмидесяти лет. [ 1 ]

В течение первых трех десятилетий своей карьеры ему выставлялся счет с галлицизированным написанием его фамилии, Grappelly , а в 1969 году он вернулся к итальянскому написанию Grappelli . Последнее используется при обращении к скрипачу, включая переиздания его ранних работ.

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Граппелли родился в больнице Ларибуазьер в Париже, Франция . [ 2 ] Его отец, итальянец Эрнесто Граппелли, родился в Алатри , Лацио , а его мать-француженка, Анна Эмили Ханоке, была из Сен-Омера . Эрнесто был ученым, который преподавал итальянский язык, продавал переводы и писал статьи для местных журналов. [ 3 ] Мать Граппелли умерла, когда ему было пять лет, оставив отца заботиться о нем. [ 4 ] Хотя Эрнесто проживал во Франции, когда началась Первая мировая война , он все еще был гражданином Италии и, следовательно, был призван в итальянскую армию в 1914 году. [ 3 ]

Написав об американской танцовщице Айседоре Дункан , жившей в Париже, Эрнесто обратился к ней с просьбой позаботиться о его сыне. Стефан был зачислен в танцевальную школу Дункана в возрасте шести лет и научился любить музыку французских импрессионистов . С приближением войны Дункан бежал из страны; она передала свой замок под военный госпиталь. [ 5 ] Впоследствии Эрнесто отдал своего сына в католический приют. Граппелли сказал об этом времени:

Я вспоминаю это как отвратительное воспоминание... Это место должно было быть под присмотром правительства, но правительство посмотрело в другое место. Мы спали на полу и часто оставались без еды. Много раз мне приходилось бороться за корку хлеба. [ 5 ]

Граппелли сравнил свою молодость с романом Диккенса : [ 4 ] и сказал, что однажды он пытался съесть мух, чтобы утолить голод. [ 5 ] Он оставался в приюте до тех пор, пока его отец не вернулся с войны в 1918 году, поселив их в квартире в Барбесе. Раздосадованный своим опытом общения с итальянскими военными, Эрнесто отвез Стефана в мэрию, вытащил двух свидетелей с улицы и 28 июля 1919 года натурализовал своего сына как гражданина Франции. [ 5 ] Его имя Стефано было галлицизировано до Стефана. Граппелли начал играть на скрипке в 12 лет на скрипке размером в три четверти, которую его отец купил, заложив костюм. Хотя Стефан брал уроки игры на скрипке, он предпочитал изучать инструмент самостоятельно:

Мои первые уроки проходили на улице, я смотрел, как играют другие скрипачи... Первый скрипач, которого я увидел, был на станции метро «Барбес», укрытый под надземными путями метро. Когда я спросил, как надо играть, он разразился смехом. Я ушел, совершенно униженный, со скрипкой под мышкой. [ 5 ]

После непродолжительного периода самостоятельного обучения 31 декабря 1920 года Граппелли был зачислен в Парижскую консерваторию , что, как надеялся его отец, дало ему возможность изучить теорию музыки , тренировку слуха и сольфеджио . В 1923 году Граппелли получил диплом второй степени. [ 5 ] Примерно в это же время его отец женился на женщине по имени Анна Фукс и переехал в Страсбург . Граппелли остался в Париже, потому что не любил Фукса. [ 5 ]

В 15 лет Граппелли начал постоянно заниматься уличной деятельностью, чтобы прокормить себя. Его игра привлекла внимание пожилого скрипача, который пригласил его аккомпанировать немым фильмам в оркестре театра Гомон. Он играл там по шесть часов ежедневно в течение двух лет. [ 6 ] Во время перерывов в оркестре он посещал пивной ресторан Le Boudon , где слушал песни из американского прото-музыкального автомата. Здесь он познакомился с джазом. В 1928 году Граппелли был участником оркестра отеля «Амбассадор», где руководитель оркестра Пол Уайтман и джазовый скрипач Джо Венути выступали . Джазовые скрипачи были редкостью, и хотя Венути играл в основном коммерческие джазовые темы и редко импровизировал, Граппелли был поражен его смычком, когда он играл « Дину ». [ 6 ] В результате Граппелли начал развивать скрипичный стиль музыки с джазовым влиянием.

Граппелли жил с Мишелем Варлопом , скрипачом с классическим образованием. Варлоп восхищался джазовой игрой Граппелли, а Граппелли завидовал доходам Варлопа. [ 6 ] Поэкспериментировав с фортепиано, Граппелли перестал играть на скрипке, отдав предпочтение простоте, новому звучанию и платным выступлениям фамильярности. [ 6 ] Он начал играть на фортепиано в биг-бэнде, которым руководил музыкант по имени Грегор. В 1929 году, после пьянки, Грегор узнал, что Граппелли играл на скрипке. Грегор одолжил скрипку и попросил Граппелли импровизировать под «Дину». [ 7 ] Обрадованный услышанным, Грегор призвал Граппелли вернуться к игре на скрипке.

В 1930 году Грегор столкнулся с финансовыми проблемами. Он попал в автомобильную аварию, в результате которой несколько человек погибли, и бежал в Южную Америку, чтобы избежать ареста. [ 7 ] Группа Грегора воссоединилась в джазовый ансамбль под руководством пианиста Алена Романса и саксофониста Андре Экяна . Играя с этой группой, Граппелли в 1931 году познакомился с цыганским джазовым гитаристом Джанго Рейнхардтом. В поисках скрипача, интересующегося джазом, он пригласил Граппелли играть с ним в его фургоне. Хотя в тот день они играли часами, [ 8 ] их обязательства перед своими группами помешали им продолжить совместную карьеру.

В 1934 году они снова встретились в ресторане Claridge's в Лондоне, Англия, и начали музыкальное сотрудничество. Пьер Нурри, секретарь Hot Club de France , пригласил Рейнхардта и Граппелли сформировать Quintette du Hot Club de France с Луи Волой на басу и Жозефом Рейнхардтом и Роджером Шапутом на гитаре. [ 9 ]

Также в районе Монмартра располагался художественный салон Р-26 , в котором регулярно выступали Граппелли и Рейнхардт. [ 10 ]

Quintette du Hot Club de France распался в 1939 году с началом Второй мировой войны ; Граппелли в то время находился в Лондоне и оставался там на время войны. В 1940 году джазовый пианист Джордж Ширинг дебютировал в качестве ассистента в оркестре Граппелли.

Пост-был

[ редактировать ]
Стефан Граппелли в Лондоне

Когда война закончилась, Рейнхардт приехал в Англию, чтобы воссоединиться с Граппелли. Они записали несколько композиций в Лондоне с «English Quintette» в январе и феврале 1946 года для EMI и Decca, используя ритм-секцию, состоящую из английских гитаристов Джека Ллевелина и Алана Ходжкисса вместе с ямайским джазовым басистом Кольриджем Гудом . Граппелли решил остаться в Англии, в то время как Рейнхардт вернулся в Париж, прежде чем совершить лишь умеренно успешный визит в Соединенные Штаты, где он выступил в новом стиле, используя усиленную гитару с арктопом с Дюка Эллингтона оркестром . По возвращении Рейнхардта он и Граппелли периодически воссоединялись для концертов в тех случаях, когда последний приезжал в Париж; однако довоенный Квинтет так и не был реформирован. Пара также ненадолго гастролировала по Италии, где их поддерживала итальянская ритм-секция фортепиано, баса и ударных; тур был задокументирован, для итальянской радиостанции было записано около 50 треков, около половины из которых можно услышать на альбоме. Джангология (выпущена в 2005 г.). Это должен был быть последний набор записей с участием этой пары: Рейнхардт перешел на более современный джазовый стиль и играл с более молодыми французскими музыкантами до своей ранней смерти в 1953 году в возрасте всего 43 лет. [ 11 ]

На протяжении 1950-х годов Граппелли время от времени посещал студию звукозаписи, но возможности скрипача его поколения становились ограниченными; несмотря на попытки модернизировать свой стиль, Граппелли никогда особенно не интересовался бибоп модным в то время в джазовом мире стилем . Он ненадолго появился в кино в фильме Поля Павио «Джанго Рейнхардт » 1957 года , в котором он играет «Маленькие качели» вместе с Джозефом Рейнхардтом , Анри Кроллой и другими. В 1960-х годах Граппелли регулярно появлялся в программе BBC Light , Французском общественном радио и пиратской станции Radio Luxembourg . В 1967 году он вернулся в Париж, чтобы регулярно заниматься музыкой для посетителей ресторана Le Toit de Paris в отеле Paris Hilton. Эту должность он занимал до 1972 года, поскольку она обеспечивала постоянную работу и проживание в отеле. . Он играл в стандартном формате «лаунж-джаза» в сопровождении пианиста и барабанщика. Граппелли зарабатывал на жизнь, но к тому времени имел очень мало влияния на мир джаза.

В 1971 году британскому ведущему ток-шоу Майклу Паркинсону , давнему поклоннику джаза, пришла в голову идея включить Граппелли в свое шоу «Паркинсон» , где к нему присоединится классический скрипач Иегуди Менухин , и два музыканта выступят дуэтом. Хотя Менухин не имел джазового образования и обладал ярко выраженным классическим стилем игры, результат очень понравился британской публике. В период с 1972 по 1976 год пара записала три совместных альбома, в которых Менухин играл партии, написанные Граппелли, а последний импровизировал в классической джазовой манере. Во время своего выступления на шоу Паркинсона. [ 12 ] Менухин играл на своей любимой Страдивари 1714 года, а Граппелли рассказал, что его инструмент был изготовлен Гоффредо Каппа в 1695 году.

В 1973 году британскому гитаристу Дизу Дисли пришла в голову идея вывести Граппелли из его формата «лаунж-джаза» с пианистами, чтобы он снова играл под аккомпанемент акустических гитар и контрабаса, воссоздав версию звучания «Hot Club». , но теперь с Граппелли в качестве единоличного лидера. Сомнения Граппелли по поводу возвращения к этому формату рассеялись после восторженного приема группы «нового» (старого) формата на Кембриджском фолк-фестивале в том же году , после чего он отдал предпочтение гитарному трио (с контрабасом) в серии все более успешных композиций. концертные туры по всему миру. Эти туры практически заняли остаток жизни Граппелли; Однако за пределами гастролей он также отдавал предпочтение множеству других записанных инструментальных комбинаций. Среди других гитаристов британского «Diz Disley Trio», обеспечивающих его инструментальную поддержку на протяжении многих лет, были Денни Райт , Айк Айзекс , ирландский гитарист Луи Стюарт , Джон Этеридж и Мартин Тейлор , а контрабас часто обеспечивал голландец Джек Сьюинг; в более поздние годы Граппелли также использовал парижское трио, в которое входил гитарист Марк Фоссет и басист Патрис Каратини.

В апреле 1973 года Граппелли с большим успехом выступил в течение недели в «Jazz Power» в Милане в сопровождении итальянских джазовых музыкантов, таких как гитарист Франко Черри , басист/аранжировщик Пино Прести и барабанщик Туллио Де Пископо . [ 13 ]

Граппелли играл на сотнях записей, в том числе на сессиях с Дюком Эллингтоном , джазовыми пианистами Оскаром Петерсоном , Мишелем Петруччиани и Клодом Боллингом , джазовыми скрипачами Сведом Асмуссеном , Жан-Люком Понти и Стаффом Смитом , индийским классическим скрипачом Л. Субраманиамом , вибрафонистом Гэри Бертоном , поп-музыкой. певец Пол Саймон , мандолинец Дэвид Грисман , классический скрипач Иегуди Менухин , оркестровый дирижер Андре Превен , гитарист Баки Пиццарелли , гитарист Джо Пасс , виолончелист Йо Йо Ма , гитарист на губной гармошке и джазовый гитарист Тутс Тилеманс , джазовый гитарист Анри Кролла , басист Джон Берр и скрипач Марк О'Коннор .

Граппелли записал соло для заглавной песни альбома Pink Floyd 1975 года Wish You Were Here . В миксе это было сделано почти не слышно, поэтому, по словам Роджера Уотерса , скрипач не упоминался, так как это было бы «немного оскорблением». [ нужна ссылка ] Обновлённую версию с полностью слышимым вкладом Граппелли можно найти в выпусках Wish You Were Here 2011 года .

Граппелли написал музыку к двум французским фильмам: « Going Places» ( Бертран Блие , 1974) и «Первомайские дураки» ( Луи Малль , 1990). [ 14 ]

Граппелли сыграл эпизодическую роль в фильме 1978 года «Король цыган» с мандолинистом Дэвидом Грисманом . Через три года они выступили с концертом. Он также сыграл эпизодическую роль скрипача в 1975 году в «Маленьком доме в прерии» , 2-й сезон, 8-й эпизод. В 1980-х годах он дал несколько концертов с британским виолончелистом Джулианом Ллойдом Уэббером . В 1997 году Граппелли получил премию «Грэмми» за заслуги перед жанром . Он является членом даун-бит- Зала славы джаза.

Граппелли продолжал гастролировать до последнего года своей жизни; В 1997 году, хотя его здоровье было плохим, в марте он совершил поездку по Соединенному Королевству, а затем отыграл концерты в Австралии и Новой Зеландии, дав свое последнее публичное выступление в Крайстчерче , Новая Зеландия, прежде чем вернуться в Париж через Гонконг. Свою последнюю запись, четыре трека, он сделал с классическим скрипачом Ивао Фурусавой, а также гитаристом Марком Фоссетом и басистом Филиппом Вире в Париже в августе 1996 года (выпущен как As Time Goes By: Стефан Граппелли и Ивао Фурусава ).

Личная жизнь и наследие

[ редактировать ]
Место последнего упокоения Граппелли в склепе 417 Отдела 87 ( Колумбариум ) на кладбище Пер-Лашез.

В мае 1935 года у Граппелли был короткий роман с Сильвией Каро, в результате которого родилась дочь по имени Эвелин. Сильвия оставалась в Париже со своей дочерью на время Второй мировой войны. Отец и дочь воссоединились в 1946 году, когда Эвелин приехала в Лондон из Франции, чтобы пробыть с Граппелли около года. [ 15 ] С 1952 по 1980 год он прожил большую часть своей жизни с подругой Джин Барклай, к которой он испытывал глубокую братскую привязанность. [ 16 ] [ 17 ] Однако Граппелли никогда не был женат, и широко распространено мнение, что он был геем; [ 18 ] [ 19 ] в 1981 году он встретил Джозефа Олденхове, который был его спутником до самой смерти. [ 20 ]

Граппелли умер в Париже 1 декабря 1997 года от сердечной недостаточности после серии легких мозговых приступов. Его похороны 5 декабря состоялись в церкви Сен-Венсан-де-Поль в Париже , недалеко от входа в больницу Ларибуазьер , где он родился 89 лет назад. Его тело было кремировано, а прах захоронен на городском кладбище Пер-Лашез .

Он является героем документального фильма «Стефан Граппелли – Жизнь в веке джаза» . [ 21 ]

Дискография

[ редактировать ]

Сотрудничество

[ редактировать ]

Оценка фильмов

[ редактировать ]
  1. ^ «Французский джазовый скрипач Стефан Граппелли умер в возрасте 89 лет» . Cyberbites.com . Проверено 18 октября 2020 г.
  2. ^ Смит, Джеффри (1987). Стефан Граппелли: Биография . Павильон. ISBN  978-1-85145-012-1 .
  3. ^ Jump up to: а б Дрегни 2004 , стр. 70.
  4. ^ Jump up to: а б Смит, Джеффри (2 декабря 1997 г.). «Некролог: Стефан Граппелли» . Независимый . Архивировано из оригинала 25 мая 2022 года . Проверено 23 августа 2018 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Дрегни 2004 , с. 71.
  6. ^ Jump up to: а б с д Дрегни 2004 , с. 72.
  7. ^ Jump up to: а б Дрегни 2004 , с. 73.
  8. ^ Дрегни 2004 , с. 74.
  9. ^ Дрегни, Майкл (2006). Джанго Рейнхардт и иллюстрированная история цыганского джаза . Спек Пресс. стр. 45–59. ISBN  978-1-933108-10-0 .
  10. ^ Граппелли, Стефан (1992). Моя скрипка для любого багажа . Издания Кальманн-Леви, Париж. [ нужна страница ]
  11. ^ Балмер, главы 13, 14, 15.
  12. ^ «Стефан Граппелли – дань уважения Иегуди Менухину» , Daily Motion , 31 декабря 1997 г.
  13. Витторио Франкини, Стефан Граппелли, священный монстр джаза в Милане , Corriere della Sera , 27 апреля 1973 г.
  14. ^ «Стефан Граппелли» . IMDB . Проверено 18 марта 2024 г.
  15. ^ Балмер, Пол (2003). Стефан Граппелли: С Джанго и без него . Святилище. стр. 96, 142. ISBN.  978-1-86074-453-2 .
  16. ^ Балмер, Пол (2003). Стефан Граппелли: Жизнь в джазе . Книги Бобкэт. стр. 161–163. ISBN  978-1-84772-576-9 .
  17. ^ Граппелли, Стефан; Олденхов, Джозеф; Бреми, Жан-Марк (1994). Стефан Граппелли – Моя скрипка в багаже . Кальман-Леви. ISBN  9782702151136 .
  18. ^ Аке, Дэвид (2004). "Джаз". В Киммеле, Майкл; Аронсон, Эми (ред.). Мужчины и мужественность . Том. 1. АВС-КЛИО. п. 438. ИСБН  978-1-57607-774-0 .
  19. ^ "Некролог: Стефан Граппелли" . Телеграф , 2 декабря 1997 г.
  20. ^ Балмер, с. 274.
  21. ^ Стефан Граппелли - Жизнь в век джаза на постановках Music On Earth.
  22. ^ Кент, Дэвид (1993). Австралийский картографический справочник 1970–1992 годов (иллюстрированное издание). Сент-Айвс, Новый Южный Уэльс: Австралийский картографический справочник. п. 129. ИСБН  0-646-11917-6 .
  23. ^ «Аделаида-холл: всплыла редкая запись BBC (1939): Ты пресыщен (HD)» . Ютуб . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года . Проверено 27 июля 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Граппелли, Стефан; Жан-Марк Бреми (2002). Только с моей скрипкой: Мемуары Стефана Граппелли . Нью-Йорк: Добро пожаловать, издательство Rain. ISBN  978-1-56649-151-8 .
  • Смит, Джеффри (1987). Стефан Граппелли: Биография . Лондон: М. Джозеф. ISBN  978-1-85145-012-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0bb0db6eff9b821417976aff98f11274__1723606200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/74/0bb0db6eff9b821417976aff98f11274.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stéphane Grappelli - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)