Индустриализация в Германии

Индустриализация в Германии была фазой прорыва индустриализации в Германии, начавшейся примерно с 1815 по 1835 год. [1] [2] Этому периоду предшествовали периоды доиндустриализации и ранней индустриализации. В целом десятилетия между 1830-ми и 1873 годами считаются фазой промышленного взлета. За промышленной революцией последовала фаза высокой индустриализации во времена Германской империи . (Догоняющая) промышленная революция в Германии отличалась от революции в стране-пионере Великобритании тем, что ключевыми отраслями промышленности стали не текстильная промышленность , а добыча угля, производство стали и строительство железных дорог .
Другой характерной чертой был региональный характер индустриализации. Частично на фоне старых традиций, частично из-за благоприятного местоположения (например, на торговых путях, реках, каналах, вблизи месторождений сырья или рынков сбыта) или по другим причинам, промышленная революция сосредоточилась в нескольких региональных зонах концентрации. В некоторых старых промышленных районах, где адаптация к новой эпохе не прошла успешно, происходили процессы экономического упадка. Первоначально промышленное развитие было слишком слабым, чтобы создать значительные новые рабочие места для растущего населения. Напротив, промышленная конкуренция первоначально усугубила кризис ремесел и многих традиционных профессий. было одной из причин пауперизма Формарца Это . Только с прорывом промышленной революции появились новые возможности трудоустройства в более широком масштабе. По мере развития социальный вопрос смещался от сельских низших классов к растущему работающему населению с плохими условиями труда и часто низкой заработной платой.
До-, ранняя и протоиндустриализация
[ редактировать ]Исходная ситуация для промышленной революции была значительно хуже в Германии, чем в стране начала индустриализации, Великобритании. Сюда входило отсутствие единого рынка, большое количество таможенных пошлин и валют , а также территориальная раздробленность Священной Римской империи , распавшейся в 1806 году. С точки зрения инфраструктуры империя была значительно менее развита, чем Англия, и существовала также отсутствие внешней торговли и колониальной экспансии. Отставание от Великобритании было также очевидным в гораздо более крупном сельскохозяйственном секторе Германии . Более того, в начале XIX века в этом секторе еще не произошло подобной «аграрной революции». Здесь еще существовали сильные феодальные элементы и, за исключением Восточной Эльбии , многочисленные малопроизводительные мелкие фермы, многие из которых все еще действовали старыми методами и едва были связаны с рынком в качестве натуральных хозяйств . Были и другие аспекты. Несмотря на меркантилизм XVIII в., например, гильдии и корпорации ремесленного сектора придерживались старых инструментов экономического регулирования. [3]
Но с раннего Нового времени в немецких государствах также происходили подготовительные мероприятия. Вернер Конзе сузил подготовительный этап примерно до периода между 1770 и 1850 годами. Это включало более сильный рост населения, начавшийся в середине 18 века. Это увеличило спрос и увеличило потенциальную рабочую силу. [4]
Протоиндустрия и кустарное производство
[ редактировать ]Хотя около 1800 года цеховые ремесла находились в кризисе, в коммерческом секторе наблюдался не только застой. На мануфактурах с численностью рабочей силы около 100 000 уже существовало своего рода массовое производство с разделением труда до известной степени . Система выпуска (протоиндустрия) сложилась в некоторых регионах уже в позднем средневековье и особенно в раннем Новом времени . Например, малоземельные классы в восточной Вестфалии и других регионах специализировались на кустарном производстве льна , которое скупалось купцами и продавалось на национальном рынке. По оценкам, около 1800 года в этом секторе было занято около миллиона человек.
Эти и другие события, в том числе в торговле железом и металлами и других областях, уже привели к возникновению различных региональных центров коммерческой концентрации. В западно- прусских провинциях Рейнланд и Вестфалия, например, это были Бергишес-Ланд , графство Марк и область Зигерланд с отрогами в Зауэрланд . Подобные контексты существовали в Рейнской области, где железо из региона Эйфель обрабатывалось между Аахеном , Эшвайлером , Штольбергом и Дюреном . Однако прежде всего латуни , цинка и свинца в этой области было сосредоточено производство . В Верхней Силезии добыча и переработка находились в ведении частично государства, частично крупных землевладельцев. В их число входили графы Доннерсмарк или принцы Гогенлоэ . В Королевстве Саксония существовала высокодифференцированная торговля, начиная от сельских и городских ремесел и заканчивая кустарным производством, мануфактурами, горнодобывающей промышленностью и, вскоре, первыми фабриками. Большая часть Саксонии - здесь прежде всего регион Хемница , который позже также назывался Саксонией. По словам Хана, Манчестер – были даже одними из самых быстрорастущих регионов Европы, как и северная Рейнская область. [5]

В связи с мануфактурами и издательствами в различных ландшафтах накапливался торговый капитал, который позже использовался для финансирования первых крупных фабрик. Однако эти ранние торговые ландшафты не всегда были прямым предшественником промышленного развития. В некоторых случаях, например, в некоторых частях Гессена или в Нижней Силезии , подключение к индустриализации не было успешным, а в областях сельской торговли происходили процессы экономического упадка. [6]
Ранняя индустриализация
[ редактировать ]
Таким образом, подходы к промышленной экспансии существовали самое позднее с начала XIX века. Тем не менее, имеет смысл предположить, что ранняя индустриализация в смысле непосредственной предыстории промышленной революции в Германии начнется примерно с 1815 года. После окончания наполеоновских войн и снятия континентальной блокады торговые барьеры упали на одну С другой стороны, немецкая экономика оказалась теперь в прямой конкуренции с британской промышленностью. Это значительно усилило необходимость адаптации. Кроме того, территориальные потрясения, последовавшие за Reichsdeputationshauptschluss , привели к исчезновению многочисленных микротерриторий и появлению ряда средних по размеру государств. Но единого экономического пространства по-прежнему не было. Важным институциональным фактором коммерческого развития стало основание в 1834 году Германского таможенного союза (Zollverein), который позволил осуществлять беспошлинный обмен товарами на территории договора. Это было ключевой предпосылкой для интеграции ранее связанных с регионом рынков в более широкий контекст. Однако прямая поддержка промышленного развития со стороны Цольферайна была ограниченной. Хотя оно и способствовало промышленному развитию, решающих импульсов роста от него не исходило. [7] Не менее важными были многочисленные другие реформы в области государства, общества и экономики. Особенно известны прусские реформы , которые аналогичным образом проводились в других государствах. Они включали освобождение крестьян и реформы торгового законодательства. Однако в зависимости от штата реализация затянулась до середины века. [8]
Уже в конце 18 века в Германии, помимо надомных промыслов и мануфактур, возникли первые современные фабрики. В 1784 году, например, вступила в работу первая механическая хлопкопрядильная фабрика — Кромфордская текстильная фабрика, в Ратингене а годом позже паровая машина вступила в работу первая в горнодобывающей промышленности в Хеттштедте . была построена первая коксовая печь В 1796 году на Королевском прусском чугунолитейном заводе в Гляйвице непрерывного производства . [9] В 1798 году в Хемниц-Хартау была основана прядильная фабрика К.Ф. Бернхардта. Помимо прочего, это расчистило путь для промышленного развития региона. В последующие годы в Хемнице и его окрестностях было построено бесчисленное количество прядильных фабрик по образцу Бернхардта. Однако эти ранние начинания не имели широкого воздействия и оставались изолированными.
Большинство заводских операций были относительно простыми и еще не использовали энергию пара. положили прядильные машины для производства пряжи Начало, в частности, ; механические ткацкие станки были добавлены в сектор текстильного производства с 1830-х годов. В целом ранние подходы к индустриализации основывались на производстве простых потребительских товаров и переработке сельскохозяйственной продукции (льняные и шерстяные мануфактуры, винокуренные, пивоваренные, маслобойные или табачные фабрики). Сравнительно рано в Бадене было основано несколько более крупных прядильных фабрик , таких как прядильные фабрики в Санкт-Блазиене с 28 000 веретен или столь же крупная Ettlinger Spinnerei AG. Новой отраслью текстильной промышленности начала XIX века была обработка хлопка. Лидирующее положение заняла Саксония, за ней следовали Пруссия и Баден. Центром в Пруссии был регион Дюссельдорф и, в частности, регион Бергишес-Ланд , который уже около 1800 г. находился на пороге промышленной революции на базе мелкой металлургической и текстильной промышленности. В Только в Рейдте и Гладбахе в 1836 г. было 16 прядильных фабрик. Текстильная промышленность в целом была одной из первых отраслей промышленности, подвергшихся индустриализации. Однако, в отличие от Англии, это не был ведущий сектор промышленной революции. Его рост был слишком мал для этого.
Фаза раннего промышленного бума, начавшаяся после 1815, завершилась уже в середине 1840-х годов, когда аграрный кризис и последствия революции 1848/49 серьезно затруднили развитие. В этот период приходится пик предмартовского пауперизма и последний аграрный кризис «старого типа» ( Вильгельм Абель ). [10]
Промышленная революция
[ редактировать ]Революция 1848/49 года также примерно отмечает разделительную линию между ранней индустриализацией и промышленной революцией. Это также соответствует переходу от охваченной кризисом уверенности в себе в 1840-х годах к общему оптимизму в следующем десятилетии. Примерно с этого времени общественное производство на душу населения увеличилось в десять раз по сравнению с доиндустриальной эпохой.
Важным показателем начала промышленной революции 1850-х годов стало внезапное увеличение использования каменного угля . За этим стояли различные процессы роста: резкий рост производства железа и особенно стали, увеличение строительства машин, в том числе локомотивов , а также увеличение транспортных услуг железных дорог привели к росту спроса на энергию. Растущий спрос на топливо и промышленные товары привел к дальнейшему расширению железнодорожной сети и, в свою очередь, увеличил спрос на новые локомотивы и рельсы. В целом промышленная революция 1850-х и 1860-х годов также характеризовалась прежде всего инвестициями в строительство железных дорог и тяжелую промышленность .
Упадок старых ремесел
[ редактировать ]Однако общее экономическое развитие в этот период было не просто историей успеха. Скорее, импорт товаров машинного производства, особенно из Великобритании, и появление фабрик в самой Германии означали угрозу существовавшим старым экономическим формам. Это касалось изделий из железа, изготовленных с использованием древесного угля , а также тканей, производимых на мануфактурах или в издательской системе. Торговля льном, в частности, потеряла значение из-за удешевления хлопчатобумажных изделий. Таким образом, существование важнейшей отрасли немецкой текстильной промышленности оказалось под угрозой.
Какое-то время старые методы производства сохранялись. В некоторых случаях это делалось весьма успешно за счет специализации на определенных продуктах. В других местах издатели отреагировали снижением гонораров, выплачиваемых домашним ткачам. Однако в долгосрочной перспективе многие отрасли оказались неспособны противостоять конкуренции со стороны машин – за исключением нескольких областей отступления. В результате, если бы старые профессии не смогли перейти к фабричной промышленности, у них не было бы возможностей трудоустройства, и они могли бы подвергнуться процессам деиндустриализации и реаграризации.
Еще одним кризисным фактором стал ремесленный сектор. В связи с ростом населения в первой половине века резко увеличилось количество ремесленников. Некоторые массовые профессии, такие как портняжное или сапожное дело, были раздуты, подмастерья уже не имели возможности стать мастерами, а заработки даже самозанятых мастеров были чрезвычайно низкими. Прежде всего, под давлением с этой стороны оказались ремесла, продукция которых конкурировала с промышленностью, что вылилось в такие беспорядки, как Берлинская портновская революция (1830 г.).
Региональная индустриализация
[ редактировать ]
Одной из характеристик промышленного развития было его неравномерное региональное распределение. Причины этого были многообразны. Свою роль сыграло подключение к железнодорожной сети или наличие сырья, рабочей силы или капитала.
За десятилетия индустриализации некоторые старые зоны коммерческой концентрации адаптировались к промышленному развитию. В Билефельде , например, крупные текстильные фабрики заменили домашних производителей льна. В Вуппертале и Саксонии промышленность также подхватила старые традиции. Хемниц был здесь центром саксонской индустриализации. Хемниц превратился в ведущий промышленный город Германии. Ведущую роль играли станкостроение, текстильное машиностроение, текстильная промышленность, велосипедостроение, мотоциклостроение, автомобилестроение, паромоторостроение, паровозостроение и химическая промышленность. В Берлине , например, основными отраслями экономики, которые нужно было обосноваться, были производство готовой одежды, машиностроение, банки и страховые компании. Рейнская область выиграла от своего транспортного положения. Рурский и частично в провинции регион, частично в Рейнской провинции Вестфалия, благодаря своему сырью превратился в центр промышленности, особенно угольной и сталелитейной промышленности. В некоторых местах горное дело уже существовало раньше, но миграция горного дела на север привела к совершенно новому развитию в некоторых областях. Близость заводов к сырью имела меньшее значение, например, в машиностроении, которое распространилось во многих местах. Так, паровозостроительные заводы часто возникали в столицах и городах-резиденциях.
Распределение станкостроительных заводов в 1846 году в Германии: [11]
- Хемниц / Цвикау = ок. 135 заводов
- Дрезден = ок. 60 заводов
- Берлин = ок. 38 заводов
- Лейпциг = ок. 19 заводов
- Кельн = ок. 5 заводов
- Дюссельдорф = ок. 5 заводов
- Средняя Франкония = ок. 5 заводов
Однако были и области, которые получили меньшую выгоду от промышленного развития. Например, некогда богатая Силезия отстала из-за своей относительно удаленности в транспортном отношении. Части регионов Зауэрланд и Зигерланд , где традиционно производилось железо, сочли трудным или невозможным выстоять против конкуренции со стороны близлежащей Рурской области. И наоборот, строительство главной линии железнодорожной компании Кельн-Минден до 1847 года и параллельной линии железнодорожной компании Бергиш-Маркиш на юге в 1862 году оказало благотворное влияние на формирующийся Рурский регион.
В конце эпохи можно выделить четыре типа регионов. В первую входят явно промышленно развитые территории, такие как Королевство Саксония (здесь в первую очередь регион вокруг Хемница), Рейнская область, Эльзас-Лотарингия , Рейн-Пфальц , а также Великое герцогство Гессен . Ко второй группе относятся те регионы, в которых некоторые отрасли или субрегионы кажутся пионерами индустриализации, но территорию в целом нельзя считать индустриализированной. К ним относятся Вюртемберг , Баден, Силезия, Вестфалия и прусские провинции Саксония и Гессен-Нассау . В третью группу входят регионы, в которых в некоторых городах возникло раннее промышленное начало, но в остальном они имели сравнительно небольшое промышленное развитие. К ним относятся королевство или провинция Ганновер , территории Тюринго -Саксонских княжеств в Тюрингском лесу и Южной Тюрингии , а также соседние Верхняя и Средняя Франкония . Кроме того, есть районы, которые были преимущественно сельскохозяйственными и промыслы которых были в основном кустарными. К ним относятся, например, Восточная и Западная Пруссия , Познань и Мекленбург . [12]
Ведущие отрасли
[ редактировать ]Главным двигателем роста индустриализации в Германии было строительство железных дорог. Спрос, создаваемый железной дорогой, стимулировал развитие трех тесно взаимосвязанных ключевых отраслей: горнодобывающей, металлургической и машиностроительной.
Строительство железных дорог
[ редактировать ]
В вторичном секторе железные дороги были самым сильным двигателем роста, а также занимали ключевую позицию в целом. Эпоха железных дорог началась в Германии с шестикилометровой линии между Нюрнбергом и Фюртом, построенной компанией Ludwigseisenbahn-Gesellschaft в 1834/35 году. Первой экономически значимой линией стала 115-километровая линия Лейпциг — Дрезден, построенная по решительной инициативе Фридриха Листа (1837).
Растущий спрос на перевозки привел к расширению железнодорожной сети, что, в свою очередь, увеличило спрос на железо и уголь. О силе этой связи свидетельствует тот факт, что между 1850 и 1890 годами около половины производства железа потреблялось железными дорогами. С расширением внутреннего производства железа с 1850-х годов строительство железных дорог также получило новый импульс. В ходе расширения железнодорожной сети цены на перевозки постоянно падали, что, в свою очередь, благотворно сказывалось на экономике в целом. Тот факт, что между 1850 и 1890 годами около 25 процентов всех инвестиций было направлено в железные дороги, говорит о важности железных дорог для экономики в целом. Долгое время инвестиции в железные дороги были выше, чем в обрабатывающую промышленность или промышленность.
Строительство железных дорог пережило свой первый пик в 1840-х годах. В 1840 году было около 580 километров путей; к 1850 году их было уже более 7000 километров, а к 1870 году — почти 25000 километров путей. Кроме того, в 1840 году на строительстве железных дорог и в их эксплуатации уже было занято более 42 тысяч человек, что было больше, чем в добыче угля. Это число продолжало расти в течение следующих нескольких лет, достигнув почти 180 000 рабочих в 1846 году. Лишь небольшая часть из примерно 26 000 рабочих была постоянно занята на производстве; остальные были задействованы в строительстве линий. [13]
Обработка металла
[ редактировать ]Примерно на рубеже веков в Германии были построены и использованы первые машины с паровым приводом. В 1807 году братья Франц и Иоганн Диннендалы первые паровые машины построили в Эссене . В основном они использовались для откачки воды в шахтах Рурской области. Фридрих Харкорт основал свою механическую мастерскую в Веттере в 1817 году. В 1836 году в районе Ахена действовало девять машиностроительных компаний с общей численностью рабочей силы в тысячу человек. В 1832 году во всей Пруссии было 210 паровых машин. В Ганноверском королевстве первый был запущен в 1831 году.
С наступлением эпохи железных дорог в 1835 году спрос на рельсы и локомотивы вырос. С 1830-х годов число производителей паровых машин и локомотивов росло. На вершине, несомненно, была компания Borsig , которая выпустила свой первый локомотив в 1841 году и тысячный в 1858 году, став третьим по величине локомотивным заводом в мире с 1100 сотрудниками. Их подъем, в свою очередь, увеличил потребность в продукции угольной и сталелитейной промышленности.
В области металлообработки ведущую роль играло машиностроение как наиболее современная и динамично развивающаяся отрасль. Помимо нескольких крупных компаний, в этом секторе существовало множество малых и средних предприятий, нередко принадлежащих семьям. Основными местами расположения были Хемниц и Цвикау, а также Берлин, Дрезден, Ганновер, Лейпциг, Мангейм и Кельн. Иоганн фон Циммерман основал первый в Германии станкостроительный завод в Хемнице в 1848 году. Кроме того, заводы этого типа привлекали клиентов, например, из тяжелой и текстильной промышленности. Машиностроение в Германии выиграло от создания различных профессиональных училищ , некоторые из которых позже стали техническими университетами . В то время как в Англии на основе эмпирического опыта еще разрабатывались новые изделия машиностроения, в Германии уже получали распространение инженерные расчеты. Если в 1860-х годах основной продукцией были паровые машины, то к 1871 году основное внимание в производстве было более или менее поровну разделено между текстильным оборудованием, паровыми машинами и сельскохозяйственными машинами. В 1846 году на территории Цольферайна было всего 1518 паровых машин; к 1861 г. их было 8695. В одной только Пруссии в 1873 г. было 25 000 растений. [14]
Горное дело
[ редактировать ]До 19 века добыча руд или угля находилась в ведении княжеского Бергрегала . В Саарском регионе прусское государство взяло на себя государственную собственность угольных шахт, за одним исключением. На западных территориях Пруссии в 1766 году был введен так называемый принцип управления. Создание судоходства по Руру на заключительном этапе правления Фридриха II значительно облегчило экспорт угля. После образования провинций Рейнланд и Вестфалия в 1815 году был создан Обербергамцбезирк Дортмунд. Он простирался от Эммериха на западе до Миндена на востоке, от Иббенбюрена на севере до Люденшайда на юге. Горное управление регулировало добычу полезных ископаемых, условия труда и оплату «горняков». Это означало значительную защиту сотрудников, но также ограничивало предпринимательские решения. Хотя производство значительно увеличилось со 177 000 до 513 000 тонн в период с 1790 по 1815 год, экономическое значение все еще оставалось весьма скромным. Например, в 1815 году было занято всего 3400 горняков. Одним из примеров возможности добиться успеха в горнодобывающей промышленности, несмотря на надзор властей, был Матиас Стиннес из портового города Мюльхайм. Начиная с 1818 года, он систематически создавал компанию по транспортировке угля с клиентами в Рейнской области и Голландии . Вскоре Стиннес получил в свое распоряжение множество барж и был одним из первых, кто использовал паровые буксиры. Он использовал прибыль для покупки акций горнодобывающих компаний. В год своей смерти он был самым важным горнодобывающим предпринимателем в округе, владея четырьмя собственными угольными шахтами и долями в 36 других шахтах.
Использование паровых машин для обезвоживания позволило вести добычу на большей глубине. Решающим фактором, однако, была возможность прорыва мергелевого слоя так называемыми глубокими шахтами. Франц Ханиэль (совладелец Gutehoffnungshütte) был одним из первых предпринимателей, построивших такие шахты недалеко от Эссена, начиная с 1830 года. В последующие годы количество глубоких шахт увеличилось до 48 с 95 паровыми машинами (1845 г.). К 1840 году объем производства в Обербергамтсбезирке вырос до 1,2 миллиона тонн, а рабочая сила - почти до 9000 человек. Добыча угля увеличилась и в других горнодобывающих районах в первые десятилетия XIX века. В их число входило угольное месторождение Ахен в горнодобывающем районе Дюрен. В 1836 году в этом районе действовало 36 угольных шахт.
Начиная с 1840-х годов спрос на железную продукцию, вызванный строительством железных дорог, оказал особенно положительное влияние на горнодобывающую промышленность. Кроме того, произошли изменения в законодательной базе. К ним относятся, в частности, постепенный отказ от официального контроля над горнодобывающей промышленностью, начиная с 1851 года. Это развитие не было завершено до реформы прусского горного законодательства в 1861 году, которая стала одной из причин подъема частной горнодобывающей промышленности в Руре и Силезии.
Изменения в горном законодательстве также способствовали созданию современной акционерной корпорации как формы горнодобывающего предприятия. Ирландец в 1854 году, а в 1856 году различные Уильям Томас Малвани создал Hibernia AG акционеры основали Harpener Bergbau AG . В последующие десятилетия обе компании выросли и стали ведущими горнодобывающими компаниями в горнодобывающем районе. В 1850-х годах в Рурской области было создано множество новых угольных шахт. В 1860 году их число достигло 277 компаний. Это сопровождалось значительным увеличением объемов производства. В последующие годы количество угольных шахт сократилось, а производственные мощности еще больше увеличились за счет слияния более мелких угольных шахт в более крупные. Самым успешным в конце промышленной революции стал Фридрих Грилло в 1873 году со своей компанией Gelsenkirchener Bergwerks AG . [15]
Производство чугуна и стали
[ редактировать ]
Возникновение ряда более поздних ведущих компаний тяжелой промышленности также приходится на период ранней индустриализации. На Сааре Карл Фердинанд фон Штумм-Хальберг и его семья играли ведущую роль в тяжелой промышленности, особенно когда они контролировали своего конкурента Диллинджера Хютте с 1827 года. В Стеркраде недалеко от Оберхаузена различные компании основали Gutehoffnungshütte в 1810 году. В то время компания имела только около 340 рабочих около 1830 г., к началу 1840-х гг. здесь работало уже около 2000 человек. Фридрих Крупп начал производство литой стали в Эссене в 1811 году, но в 1826 году оставил своему сыну Альфреду компанию с большими долгами. Положение компании оставалось проблематичным до тех пор, пока строительство железных дорог не привело к увеличению спроса в 1840-х годах.
Важным техническим новшеством первых десятилетий XIX века стало строительство пудлинговых мельниц, которые, работая на каменном угле, были гораздо более производительными и экономически эффективными, чем старые печи, работавшие на древесном угле. В 1824 году этот процесс был внедрен на плавильном заводе в Нойвиде , затем на плавильном заводе Эберхарда Хёша в Лендерсдорфе недалеко от Дюрена в 1825 году и на заводе Харкорта годом позже. Преобразования и новые предприятия, произошедшие в последующие два десятилетия, привели, как и в случае с Hüstener Gewerkschaft , к появлению дополнительных производственных подразделений, таких как прокатные станы , волочильные станы и машиностроительные подразделения. Расширение железной дороги привело к резкому падению спроса на железо, рельсы и другую продукцию горнодобывающей промышленности в течение короткого периода времени.
В производстве металлов технические инновации обеспечили значительный прогресс в производстве, например, вышеупомянутое производство железа с использованием коксующегося угля вместо использовавшегося ранее дорогого древесного угля. Если в 1850 году с коксом производилось только 25% железа, то всего три года спустя эта цифра выросла до 63%. В 1860-х годах в производстве стали утвердился бессемеровский процесс. Это позволило производить сталь из жидкого чугуна в промышленных масштабах.
Всего около 1850 года, в начале фактической промышленной революции на территории Германской Конфедерации , в производстве чугуна было занято всего 13 500 рабочих, а объем их производства составлял около 214 000 тонн. В последующие десять лет производство выросло на 150 %, в 1860-е годы ещё на 160 %, а в разгар промышленной революции с 1870 по 1873 год — на 350 %. За этот период количество рабочих выросло всего на 100%. Причины заключались в техническом совершенствовании производства, а также в появлении опытной квалифицированной рабочей силы. Производство стали, которое было технически более сложным, расширилось еще больше и к 1850 году почти сравнялось с производством железа. В то время было произведено около 200 000 тонн при участии около 20 000 рабочих. В 1873 году объем производства составил 1,6 миллиона тонн, при этом работало 79 000 человек. [16]
Корпоративное образование
[ редактировать ]Хотя в начале промышленной революции компании тяжелой промышленности зачастую все еще были малыми предприятиями, в течение этого периода некоторые из них превратились в гигантские предприятия. В 1835 году на Круппа работало 67 человек; к 1871 году рабочая сила выросла до 9 000, а к 1873 году - почти до 13 000. В то же время акционерные общества – за исключением таких компаний, как Крупп или несколько семейных предприятий Верхней Силезии – стали доминирующей формой предпринимательства.
Кроме того, на этом этапе уже появлялись вертикально и горизонтально связанные корпорации, особенно в тяжелой промышленности. Например, были объединены рудники, производство железа и стали, прокатные станы и машиностроительные предприятия. В этом направлении развивались компании Gutehoffnungshütte в Оберхаузене, Bochumer Verein , Hoesch и Thyssen , Hoerder Verein , а также семейные компании, такие как Henckel von Donnersmarck в Верхней Силезии. Хотя большинство компаний развивалось в этом направлении лишь постепенно, Дортмундерский союз был основан сразу в 1872 году как многопрофильная ассоциация компаний. То же самое относилось и к компании Gelsenkirchener Bergwerks AG (1873 г.). Оба проекта в значительной степени реализовывались Фридрихом Грилло и финансировались Disconto-Gesellschaft, возглавляемым Адольфом фон Ганземаном . [17]
Промышленные финансы и банковское дело
[ редактировать ]
Нередко финансирование первых промышленных предприятий осуществлялось за счет собственного капитала или семейных денег. В долгосрочной перспективе создание и дальнейшее развитие компаний зависело от банков, предоставляющих необходимый капитал. В первые десятилетия это были преимущественно частные банкиры. Кроме того, до 1870 года началось развитие акционерных банков и системы универсальных банков, типичной для более позднего развития Германии. Частные банки первоначально играли центральную роль, особенно в финансировании прибыльного строительства железных дорог. Они были агентами по выпуску соответствующих акций, а главы банков часто входили в управляющие комитеты или наблюдательные советы железнодорожных компаний. Роль частных банков в Rheinische Eisenbahngesellschaft особенно хорошо документирована. Первоначально ведущей силой был Людольф Кампгаузен . К ним присоединились представители банковского сообщества Кёльна А. Шаафхаузен , Авраам Оппенгейм и группа из Аахена. Дэвид Ханземанн . Позже Оппенгейм стал основным акционером. Железнодорожный бизнес также имел важное значение как мост к инвестициям в горнодобывающую и тяжелую промышленность. Однако финансирование железных дорог также было очень рискованным. По этой причине еще в 1840-х годах в кругах западногерманских частных банкиров возникли планы создания акционерных банков, но они провалились из-за прусской государственной бюрократии. В ответ на острый кризис банка Шаафхаузена в 1848 году был основан A. Schaaffhausen'scher Bankverein как первый акционерный банк. За этим в 1853 году последовал Bank für Handel und Industrie , также известный как Darmstädter Bank , в котором Густав Мевиссен , среди прочих, принял участие , в 1856 году — Disconto-Gesellschaft Давида Ханземанна, который был преобразован в акционерную корпорацию, а в в том же году компанией Berliner Handels-Gesellschaft . Эти акционерные общества занимались финансированием промышленных и других предприятий с высокими требованиями к капиталу. В результате, в отличие, например, от Великобритании, произошло разделение труда. Выпуск банкнот оставался в руках (полу)государственных учреждений. Банк Пруссии вскоре сыграл центральную роль. Напротив, частные и акционерные банки сосредоточили свое внимание на создании и эмиссии промышленных акционерных компаний. [18]
Экономические колебания
[ редактировать ]По отношению к экономике в целом в этот период темпы роста были не выше средних. Средний прирост чистого национального продукта в год составлял 2,36% в период с 1850 по 1857 год, увеличившись примерно до 3,31% в период с 1863 по 1871 год. [19] Иная картина вырисовывается при раздельном рассмотрении различных секторов экономики. Наибольший рост наблюдался в промышленном секторе. Это развитие было действительно новым. В промышленности первоначально преобладало производство товаров народного потребления, особенно текстильная промышленность. Таким образом, экономическое развитие промышленного сектора по-прежнему сильно зависело от изменения реальной заработной платы . Ситуация существенно изменилась после 1840 года, когда железные дороги и тяжелая промышленность стали ведущими отраслями промышленности. Промышленное циклическое развитие теперь в основном соответствовало собственным ожиданиям прибыли. [20]
Однако вторичный сектор еще не был достаточно силен, чтобы доминировать в общем экономическом развитии. Лишь в конце промышленной революции примерно в 1870 году он явно взял на себя ведущую роль. До этого развитие сельского хозяйства, т.е. основного компонента сырьевого сектора, все еще имело свою динамику. Это также одна из причин, почему макроэкономические бизнес-циклы в современном понимании не появлялись до начала Империи. До этого прежние подъемы и спады в сельском хозяйстве смешивались с влиянием промышленности в «экономических изменениях».
Аграрно-экономические кризисы старого типа были связаны прежде всего с неурожаями, т. е. с природными воздействиями. Хорошие урожаи сделали продукты питания более дешевыми, однако сильное падение цен привело к потере доходов фермеров, что, в свою очередь, существенно повлияло на спрос на промышленную продукцию. И наоборот, неурожаи привели к резкому росту цен на продовольствие. Сельскохозяйственные кризисы такого рода произошли в 1805/06, 1816/17 ( Год без лета ), 1829/30, [21] и худшим был период 1846/47 года ( Картофельная революция ). [22]
Промышленный тип делового цикла впервые можно проследить в Германии в середине 1840-х годов. В 1841–1845 годах произошел настоящий инвестиционный бум на железных дорогах, который за очень короткий период времени привлек капитал на невиданных доселе уровнях, но затем снова быстро прекратился.
Затухание этого подъема было связано с сельскохозяйственным кризисом 1847 года и еще более усилилось. К ценам на продовольствие и голодному кризису присоединились безработица и потеря заработков. Это еще больше усилило дореволюционную тенденцию даже среди низших классов. Экономический кризис не закончился до конца 1849 или начала 1850 года. [23]
По мнению историков, о фундаментальном повороте свидетельствовал тот факт, что неурожаи в начале 1850-х годов имели лишь региональное влияние, поскольку железнодорожный транспорт, в частности, обеспечивал внутриевропейское равновесие. В этот период инвестиции были направлены во все коммерческие сектора, особенно в железные дороги. Подъём промышленности был прерван с 1857 по 1859 год Паникой 1857 года , часто называемой «первым мировым экономическим кризисом» ( Ганс Розенберг ). По своей сути это был торговый, спекулятивный и банковский кризис, зародившийся преимущественно в Гамбурге . Кризис возник, когда лопнули торговые и оружейные сделки, финансируемые банковскими векселями, между Гамбургом, Америкой , Англией и Скандинавией . Истоки этого были в Соединенных Штатах, где крах одного банка вызвал своего рода цепную реакцию и крах множества других кредитных учреждений. Однако были и факторы в промышленном секторе. Например, во многих местах производственные мощности не успевали за спросом. Однако кризис был намного короче, а последствия менее серьезными, чем кризис основателей после 1873 года.
По сравнению с первой половиной 1850-х годов экономика в первой половине 1860-х годов оставалась сравнительно слабой. Это произошло главным образом из-за внешних влияний, таких как Гражданская война в США . Из-за отсутствия поставок хлопка из южных штатов больше всего пострадала текстильная промышленность. В других отношениях компании неохотно инвестировали после событий 1857–1859 годов. После середины 1860-х годов произошел еще один значительный экономический подъем, перешедший в «бум основателей». Это больше не было обусловлено исключительно тяжелой промышленностью; почти столь же значительно выросли текстильная промышленность и сельское хозяйство. Лишь ненадолго замедлившийся войной 1870/71 года , рост продолжался до начала грюндеркриза в 1873 году. Хотя экономические взлеты и падения в середине века также определялись сельским хозяйством, промышленность теперь явно доминировала. [24]
Страна/регион | 1830 | 1840 | 1850 | 1860 | 1870 | 1880 | 1890 | 1900 | 1910 | 1913 | 1925 | 1938 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Австро-Венгрия | 250 | 266 | 283 | 288 | 305 | 315 | 361 | 414 | 469 | 498 | – | – |
Бельгия | 295 | 345 | 411 | 490 | 571 | 589 | 630 | 721 | 854 | 894 | 985 | 1015 |
Франция | 264 | 302 | 333 | 365 | 437 | 464 | 515 | 604 | 680 | 689 | 893 | 936 |
Германия | 245 | 267 | 308 | 354 | 426 | 443 | 537 | 639 | 705 | 743 | 712 | 1126 |
Италия | 265 | 270 | 277 | 301 | 312 | 311 | 311 | 335 | 366 | 441 | 480 | 551 |
Нидерланды | 347 | 382 | 427 | 452 | 506 | 542 | 586 | 614 | 705 | 754 | 909 | 920 |
Россия/ СССР | 170 | 170 | 175 | 178 | 250 | 224 | 182 | 248 | 287 | 326 | 232 | 458 |
Испания | 263 | 288 | 313 | 346 | 329 | 323 | 321 | 351 | 370 | 367 | 426 | 337 |
Швеция | 194 | 198 | 211 | 225 | 246 | 303 | 356 | 454 | 593 | 680 | 765 | 1097 |
Швейцария | 276 | 315 | 391 | 480 | 549 | 676 | 705 | 785 | 895 | 964 | 1020 | 1204 |
Великобритания | 346 | 394 | 458 | 558 | 628 | 680 | 785 | 881 | 904 | 965 | 970 | 1181 |
Социальные изменения
[ редактировать ]За десятилетия промышленной революции не только экономика, но и общество претерпели серьезные изменения. Точно так же, как старые формы торговли и коммерции стали стоять бок о бок с современной промышленностью в экономической сфере, также смешались старые и новые образы жизни, социальные группы и социальные проблемы.
Буржуазия
[ редактировать ]
XIX век считается временем прорыва буржуазного общества . Однако буржуазия никогда не составляла количественного большинства общества. Вначале преобладало сельское общество, а в конце концов промышленная рабочая сила была готова обогнать буржуазию по численности. Буржуазный образ жизни, его ценности и нормы стали формирующими для XIX века. Хотя монархи и дворянство первоначально еще сохраняли свою ведущую роль в политике, она формировалась и оспаривалась исключительно новыми национальными и буржуазными движениями.
Однако буржуазия не была однородной группой, а состояла из разных частей. Продолжателем буржуазии раннего Нового времени была старая городская буржуазия ремесленников, трактирщиков и торговцев. Ниже она постепенно перешла в мелкую буржуазию мелких торговцев, отдельных мастеров или купцов. Число полноправных граждан колебалось от 15 до 30% жителей до 19 века. Они утратили исключительность статуса граждан после реформ в государствах Рейнской Конфедерации, в Пруссии, а затем и в других немецких государствах из-за концепции гражданского равенства и ее постепенного внедрения. За некоторыми исключениями, группа старых горожан в начале XIX века сохраняла традиционный образ жизни. В буржуазии учитывались классовая традиция, семейный ранг, привычные формы бизнеса и классовое потребление расходов. Напротив, эта группа скептически относилась к быстрому, но рискованному промышленному развитию. В численном отношении эта группа составляла самую большую группу граждан вплоть до середины XIX века.
Помимо старой буржуазии, с 18 века возникли новые группы граждан. В их число входила прежде всего образованная и деловая буржуазия. Ядро Bildungsbürgertum на территории Германской Конфедерации сформировали преимущественно высшие служащие государственной службы, судебной власти и системы высшего образования гимназий и университетов, которая расширилась в XIX веке. Помимо государственных служащих, только в 1830-40-х годах стали появляться независимые академические профессии, такие как врачи, юристы, нотариусы и архитекторы. Членство в этой группе основывалось не на классовых привилегиях, а на профессиональных качествах.
Хотя саморекрутирование было высоким, образованный средний класс в первой половине XIX века был весьма восприимчив к карьеристам. Около 15–20% происходили из довольно мелкобуржуазной среды и сумели получить степень бакалавра и университет. Различное происхождение уравнивалось образованием и схожими социальными кругами.
Образованная буржуазия, составлявшая значительную часть бюрократической и легальной функциональной элиты, безусловно, была самой влиятельной буржуазной подгруппой в политическом отношении. Однако в то же время оно также установило культурные нормы, которые были более или менее адаптированы другими буржуазными группами, включая рабочий класс и даже дворянство. К ним относится, например, доминировавший в ХХ в. буржуазный семейный образ публично активного мужчины и жены, заботящихся о доме и детях. Образованный средний класс основывался на неогуманистическом идеале образования. Это служило как для отличия ее от привилегированной аристократии, так и от необразованных классов.
По мере промышленного развития к городской и образованной буржуазии все больше присоединялась новая экономическая буржуазия. Немецкая форма буржуазии возникла из группы предпринимателей. По оценкам исследований, к середине XIX века в эту группу входило несколько сотен предпринимательских семей. К 1873 году их число возросло до нескольких тысяч семей, но экономическая буржуазия была численно самой малочисленной буржуазной подгруппой. Помимо промышленников, в их число входили банкиры, владельцы капитала и все чаще наемные менеджеры.
Социальное происхождение экономической буржуазии было различным. Некоторые из них, такие как Август Борсиг, были карьеристами из ремесленных кругов, в то время как значительное число, такое как Круппы, происходили из уважаемых, давно сложившихся и процветающих купеческих семей среднего класса. Подсчитано, что около 54% промышленников происходили из предпринимательских семей, 26% — из семей фермеров, самозанятых ремесленников или мелких торговцев, а остальные 20% — из образованных средних классов, из семей офицеров и крупных землевладельцев. . Практически ни один промышленник не происходил из семей рабочих или сельских низов. Уже во время промышленной революции тип социального альпиниста похудел. Если в 1851 году только 1,4% предпринимателей имели академическое образование, то к 1870 году 37% всех предпринимателей посещали университеты. Начиная с 1850-х годов экономическая буржуазия начала выделяться среди других буржуазных групп своим образом жизни – например, строя престижные виллы или покупая землю. В некоторых случаях они начали моделировать свой образ жизни по образцу аристократии. Однако средства на это были только у владельцев крупных поместий. [26]
пауперизм
[ редактировать ]
В некоторых областях рост новой отрасли был впечатляющим; однако в течение длительного времени этого стимула было недостаточно, чтобы обеспечить разумную занятость и пропитание растущего населения. Кроме того, развал старых профессий и кризис в ремесленном секторе усугубили социальные трудности. Особенно пострадали производственные предприятия, которые часто были перегружены персоналом. Однако в среднесрочной перспективе мастерам удалось адаптироваться к условиям индустриального капитализма. Например, строительная торговля выиграла от роста городов, а другие ремесла все больше ориентировались на ремонт, а не на производство.
В сельском обществе с 18 века резко возросло количество ферм, принадлежащих суб- или мелким фермерским классам с небольшим количеством пахотных земель или вообще без них. Этому во многом способствовали коммерческие способы зарабатывания на жизнь – будь то сельские ремесла или надомное производство. В условиях кризиса ремесел и упадка надомной промышленности значительная часть этих групп впала в нищету. Эти события немало способствовали пауперизму Формарца. В среднесрочной перспективе значительная часть фабричных рабочих принадлежала к этим группам, но в течение более длительного переходного периода индустриализация означала обнищание большого числа людей. Первоначально уровень жизни снизился вместе с возможностями получения прибыли, прежде чем значительная часть, например, работников надомной промышленности стала безработной. Наиболее известны в этом контексте силезские ткачи. [27]
Эмиграция
[ редактировать ]
Поскольку большинство новых отраслей изначально обеспечивали работой местные низшие классы, внутренняя миграция в первые десятилетия все еще играла незначительную роль. Вместо этого эмиграция казалась способом преодоления социальных трудностей. В первые десятилетия XIX века количественные масштабы этого вида миграции были еще ограничены. Между 1820 и 1830 годами число эмигрантов колебалось от 3000 до 5000 человек в год. С 1830-х годов численность стала значительно увеличиваться. Здесь сказалась основная фаза пауперизма и аграрный кризис 1846/47 гг. Таким образом, движение достигло первого пика в 1847 году, когда было 80 000 эмигрантов.
Сама эмиграция приняла организованные формы, сначала через эмиграционные ассоциации и все чаще через коммерчески ориентированных агентов, которые нередко действовали недостойными методами и обманывали свою клиентуру. В некоторых случаях, особенно в юго-западной Германии и особенно в Бадене, правительства поощряли эмиграцию как средство смягчения социального кризиса.
В начале 1850-х годов число эмигрантов продолжало расти, достигнув в 1854 году 239 000 человек в год. При этом смешивались социальные, экономические и даже скрытые политические мотивы. В период с 1850 по 1860 год эмигрировало в общей сложности около 1,1 миллиона человек, четверть из которых прибыла из регионов только на юго-западе Германии. [28]
Появление рабочей силы и рабочих движений
[ редактировать ]Примерно с середины 1840-х годов стали меняться состав и характер низших социальных слоев. Одним из показателей этого является то, что примерно с этого времени термин «пролетариат» стал играть все более важную роль в современном социальном дискурсе, вытеснив концепцию пауперизма к 1860-м годам. Современные определения показывают, насколько дифференцированной была эта группа при переходе от традиционного общества к индустриальному. В их число входили чернорабочие и поденщики, подмастерья и помощники и, наконец, фабричные и промышленные наемные рабочие. Эти «рабочие классы» в самом широком смысле составляли около 82% всех занятых лиц в Пруссии в 1849 г., а вместе со своими иждивенцами они составляли 67% всего населения.
Среди них современные фабричные рабочие поначалу все еще составляли небольшое меньшинство. В чисто количественном отношении в 1849 г. в Пруссии насчитывалось 270 тыс. фабричных рабочих (включая занятых на мануфактурах). С учетом 54 000 горняков общее число рабочих все еще было довольно небольшим и составляло 326 000 человек. К 1861 году это число выросло до 541 000. Промышленные рабочие по-прежнему оставались стратегически важной, но численно довольно небольшой группой рабочего класса. В конце промышленной революции в начале 1870-х годов статистики насчитали в Пруссии 885 000 промышленных рабочих и 396 000 горняков. На основе несколько иных данных новое Имперское статистическое управление насчитало, что к 1871 году 32% рабочей силы принадлежало к горнодобывающему, промышленному, металлургическому и строительному секторам. Число рабочих и слуг вне промышленности и сельского хозяйства все еще было высоким - 15,5 человек. %. По уровню занятости в горнодобывающей промышленности явно лидировала высокоразвитая Саксония с 49% рабочей силы.

Не только сельские поденщики и городские промышленные рабочие различались по потенциалу заработка, внутри этих групп также существовала четкая дифференциация. Например, организация труда на крупных фабриках привела к выраженной фабричной иерархии, состоящей из квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных рабочих. Ядро квалифицированных рабочих состояло в основном из подмастерьев и мастеров из охваченных кризисом квалифицированных профессий. Специализированные профессиональные группы, такие как печатники или наборщики, снова были четко выделены. Они часто имели значительное образование, организовывались на ранней стадии и чувствовали себя авангардом квалифицированной рабочей силы. Не случайно выходцем из этой среды был Стивен Борн , основатель и многие последователи Всеобщего немецкого рабочего братства . Неквалифицированные и полуквалифицированные рабочие в основном были выходцами из городских низов или из окрестных сельских районов. В десятилетия промышленной революции, т. е. с 1850-х годов, растущая промышленность стала привлекать больше внутренних мигрантов.
Женский труд был и остается широко распространенным в некоторых отраслях, таких как текстильная, но женщины почти не были заняты в горнодобывающей и тяжелой промышленности. Особенно в первые десятилетия детский труд также существовал в текстильной промышленности. Однако масштабы были намного меньшими, чем в первые десятилетия индустриализации в Англии. [ нужна ссылка ] Более того, это оставалось временным явлением. Однако детский и женский труд оставался широко распространенным явлением в сельском хозяйстве и надомной промышленности.
Слияние изначально очень разнородных групп в рабочую силу с более или менее общим самовосприятием первоначально произошло в городах и было не в последнюю очередь результатом иммиграции сельских низших классов. Представители обедневших классов Формарца надеялись найти в городах более постоянный и более высокооплачиваемый заработок. С течением времени первоначально очень разнородный слой «рабочих классов» сросся; сложилась постоянная социальная среда, чему способствовало тесное совместное проживание в узких рабочих кварталах.
Внутри «рабочего класса» произошла глубокая перемена в менталитете. В то время как городские и сельские низшие классы в основном считали свои трудности неизбежными, новые возможности заработка в промышленности привели к усилению воли к переменам. Пострадавшие считали свою ситуацию несправедливой и настаивали на переменах. Это было одной из социальных основ зарождающегося рабочего движения. [29] Социальные обиды, распространяющиеся на растущую группу зависимых рабочих, обсуждались как социальный вопрос, для которого социальные реформаторы и ранние социалисты разработали разные решения. [30] [31]
Историк Томас Нипперди отмечает:
В целом индустриализацию в Германии следует считать положительной по своим последствиям. Оно не только изменило общество и сельскую местность, и, наконец, мир... оно создало современный мир, в котором мы живем. Оно решило проблемы роста населения, неполной занятости и пауперизма в стагнирующей экономике, а также устранило зависимость от природного условия сельского хозяйства и, наконец, голод. Это привело к огромным улучшениям в производстве, а также к краткосрочному и долгосрочному повышению уровня жизни. Однако с точки зрения социального неравенства можно предположить, что оно не изменило относительные уровни доходов. Между 1815 и 1873 годами статистическое распределение богатства составляло порядка 77–23% для предпринимателей и рабочих соответственно. С другой стороны, возникли новые проблемы в виде прерванного роста и новых кризисов, таких как урбанизация, «отчуждение», новые низшие классы, пролетариат и пролетарская нищета, новая несправедливость и новые хозяева и, в конечном итоге, классовая война. [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хуберт Кизеветтер: Промышленная революция в Германии 1815–1914 , Франкфурт-на-Майне, 1989.
- ^ Фридрих-Вильгельм Хеннинг: Индустриализация в Германии с 1800 по 1914 год , Падерборн, 1973, стр. 111.
- ^ Хан, Промышленная революция, стр. 4-6.
- ^ Хан, Промышленная революция, стр. 7, Пиренкемпер, стр. 50.
- ^ Хан, Промышленная революция, стр. 7, Пиренкемпер, стр. 50.
- ^ Хан: Промышленная революция , стр. 8. Пиренкемпер: Гевербе , стр. 51 и далее, стр. 100 и далее. Велер: Социальная история, Том 2, стр. 78–81.
- ↑ Ботценхарт, Реформа, восстановление, кризис, стр. 95–104, Симанн, От Конфедерации штатов к национальному государству, стр. 337–342.
- ^ Хан, Промышленная революция, стр. 10.
- ^ Neumann, Bernhard (1904). Die Metalle (in German). Рипол Классик. ISBN 978-5-87731-632-4 .
- ^ Кауфхольд, Ремесла и промышленность, стр. 328–333, Велер, Социальная история, том 2, стр. 79–86, стр. 91–94, Пиренкемпер, Промышленность и торговля, стр. 49–58.
- ^ Ханс Дж. Науманн и др. (ред.): Станкостроение в Саксонии: от начала до настоящего времени. Хемниц, 2003.
- ^ Симанн, Общество, стр. 99 f., Велер, Социальная история, Том 2, стр. 627.
- ^ Райнер Фремдлинг: Железные дороги и экономический рост Германии 1840–1879 , Дортмунд, 1975, Келленбенц, транспорт и связь, стр. 370–373, Велер, том 3, стр. 67–74.
- ^ Герман Келленбенц , Транспорт и связь , стр. 370–373, Симанн, Общество, стр. 108–111, Велер, Социальная история, том 2, стр. 77, стр. 81, стр. 614, стр. 628, Кока, Трудовые отношения, стр. 68, ср. Райнер Фремдлинг : Модернизация и рост тяжелой промышленности в Германии 1830–1860 гг . В: История и общество, 5-й год 1979 г., стр. 201–227.
- ^ Фишер, Горное дело, промышленность и ремесла, стр. 544–548, Симанн, Общество, стр. 105 и далее, Велер, Социальная история, Том 2, стр. 73–82, стр. 626.
- ^ Симанн, стр. 106, Велер, том 2, стр. 76–78, 82 f., Велер, том 3, стр. 75–77, Кока, трудовые отношения, стр. 72.
- ^ Велер, Bd. 3, с. 85–87.
- ^ Тилли, стр. 59–66.
- ^ Велер, Социальная история, том 3, стр. 83.
- ^ Тилли, стр. 29.
- ^ Брахт, Йоханнес (2013). Безденежные времена и переполненная казна: сбережения, займы и наследование в сельском обществе Вестфалии (1830–1866) (на немецком языке). Люциус и Люциус Д.Э. ISBN 978-3-8282-0578-9 .
- ^ Музей Немецкого исторического фонда. «Только что видел на LeMO: Глава LeMO: Vormärz and Revolution» . www.dhm.de (на немецком языке) . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ Тилли, стр. 29.
- ^ Кнут Борхардт, Экономический рост, стр. 198–210, стр. 255–275, Симанн, Общество, стр. 102–104, стр. 115–123, Рейнхард Шпрее: Изменения в моделях циклического роста немецкой экономики от раннего к высокому. индустриализация . В: История и общество , 5-й год 1979 г., стр. 228–250.
- ^ Байрох 1976, стр. 286, таблица 6; 297, таблица 12; 301, таблица 14
- ^ Ганс-Ульрих Велер: Граждане, рабочие и проблема классообразования 1800–1870. В: Дерс.: Учимся у истории? Мюнхен, 1988 год. ISBN 3-406-33001-0 , стр. 161-190, Wehler, Vol. 3, 112-125, Siemann, Society, стр. 157-159.
- ^ Siemann, Gesellschaft, стр. 150–152, стр. 162 и далее, о восстании ткачей см. Hardtwig, Vormärz, стр. 27–32.
- ^ Симанн, Общество, стр. 123–136.
- ^ Велер, Том 3, стр. 141–166, Симанн, Общество, стр. 163–171.
- ^ Герхард Тэдди (ред.): Лексикон немецкой истории до 1945 года , статья: социальная политика . Знать. Книжное общество, Дармштадт, 1998, стр. 1189.
- ^ Юрген Ройлеке: Начало организованной социальной реформы в Германии . В: Рюдигер фон Брух (ред.): Ни коммунизм, ни капитализм. Гражданская социальная реформа в Германии . Бек, Мюнхен, 1985, стр. 21.
- ^ Нипперди 1996 , с. 178.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Английский
[ редактировать ]- Бёме, Гельмут. Введение в социальную и экономическую историю Германии: политика и экономические изменения в девятнадцатом и двадцатом веках (1978)
- Бринкманн, Карл. «Место Германии в экономической истории девятнадцатого века». Обзор экономической истории 4 № 2 (1933), стр. 129–146. онлайн .
- Бусе, Дитер К. изд. Современная Германия: Энциклопедия истории, людей и культуры 1871-1990 гг. (2 том, 1998 г.)
- Клэпхэм, Дж. Х. Экономическое развитие Франции и Германии: 1815-1914 (1921) онлайн , знаменитая классика, наполненная деталями.
- Кларк, Кристофер. Железное королевство: взлет и падение Пруссии, 1600–1947 (2006).
- Фэйрберн, Бретт, «Экономическое и социальное развитие», Джеймс Реталлак, Имперская Германия, 1871–1918 (2010)
- Хабер, Людвиг. Химическая промышленность в девятнадцатом веке: исследование экономического аспекта прикладной химии в Европе и Северной Америке (1958)
- Хабер, Людвиг. Химическая промышленность: 1900-1930: международный рост и технологические изменения (1971)
- Хамероу, Теодор С. Реставрация, революция, реакция: экономика и политика в Германии, 1815–1871 (1958)
- Хендерсон, Уильям О. Государство и промышленная революция в Пруссии, 1740-1870 (1958)
- Джеймс, Гарольд . Крупп: История легендарной немецкой фирмы . (Принстон, UP, 2012).
- Милвард, Алан С. и С.Б. Сол. Экономическое развитие континентальной Европы 1780–1870 (1973), стр. 365–431, охватывает 1815–1870 годы онлайн ;
- Милвард, Алан С. и С.Б. Сол. Развитие экономики континентальной Европы: 1850–1914 (1977), стр. 17–70 онлайн.
- Нипперди, Томас (1996). Германия от Наполеона до Бисмарка: 1800–1866 гг . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0691607559 .
- Перкинс, Дж. А. «Дуализм в немецкой аграрной историографии, Сравнительные исследования общества и истории» , апрель 1986 г., 28 № 2, стр. 287–330, сравнивает крупные землевладения на территориях к востоку от реки Эльбы и мелкое сельское хозяйство Западной Эльбы.
- Пиренкемпер Т. и Р. Тилли, Немецкая экономика в девятнадцатом веке (2004)
- Плампе, Вернер, Александр Нютценадель и Катрин Шенк. Deutsche Bank: The Global Hausbank, 1870–2020 (Bloomsbury, 2020), на английском языке.
- Пумпе, Вернер. История экономики и бизнеса Германии в XIX и XX веках (Palgrave Macmillan, 2016)
- Штерн, Фриц. Золото и железо: Бисмарк, Бляйхредер и строительство Германской империи (1979) - углубленное научное исследование с точки зрения отрывка из банкира Бисмарка и текстового поиска
- Тилли, Ричард Х. и Майкл Копсидис. От старого режима к индустриальному государству: история индустриализации Германии с восемнадцатого века до Первой мировой войны . (Издательство Чикагского университета, 2020).
немецкий
[ редактировать ]- Кнут Борхардт : Очерк немецкой экономической истории . Ванденхук и Рупрехт, Геттинген, 1978 г., ISBN 3-525-33421-4 .
- Кристоф Бюхайм: Промышленные революции. Долгосрочное экономическое развитие в Великобритании, Европе и за рубежом . DTV, Мюнхен, 1994 г., ISBN 3-423-04622-8 .
- Вольфрам Фишер , Йохен Кренгель, Ютта Витог: Рабочая тетрадь по социальной истории . Том 1: Материалы по истории Германской Конфедерации 1815–1870 гг . Мюнхен 1982, ISBN 3-406-04023-3 .
- Райнер Фремдлинг : Железные дороги и экономический рост Германии 1840–1879 гг . Дортмунд, 1975 год.
- Ханс-Вернер Хан : Промышленная революция в Германии . Мюнхен 2005, ISBN 3-486-57669-0 .
- Ханс-Вернер Хан: Между прогрессом и кризисом. Сороковые годы XIX века как переломный этап немецкой индустриализации (= сочинения Исторической коллегии . Лекции 38) . Мюнхен, 1995 г. (цифровая копия).
- Вольфганг Хардтвиг : Формарц. Монархическое государство и буржуазия . DTV, Мюнхен, 1998 г., ISBN 3-423-04502-7 .
- Фридрих-Вильгельм Хеннинг: Индустриализация в Германии с 1800 по 1914 год . Шенинг, Падерборн, 1973 г.
- Юрген Кока : Рабочие отношения и существование рабочих. Основы классообразования в XIX веке . Бонн 1990.
- Тони Пиренкемпер : Торговля и промышленность в XIX и XX веках . Мюнхен 1994, ISBN 3-486-55015-2 (Энциклопедия истории Германии, том 29).
- Вольфрам Зиман : Общество в движении. Германия 1849–1871 гг. Франкфурт 1990 г., ISBN 3-518-11537-5 .
- Оскар Стиллих : Черная металлургия (= экономические исследования в области крупных промышленных предприятий, том 1) Франц Зимерот, Берлин, 1904 г., OCLC 631629843 .
- Оскар Стиллих: Угольная промышленность (= политико-экономические исследования в области крупных промышленных предприятий, том 2) Jäh & Schunke, Лейпциг, 1906 г., OCLC 16399750 .
- Оскар Стиллих: Деньги и банковское дело . Учебник и книга для чтения. Издательство К. Курциуса, Берлин, 1909 г.
- Оскар Стиллих: Фондовая биржа и ее бизнес . Издательство К. Курциуса, Берлин, 1909 г.
- Ричард Х. Тилли : От таможенного союза к индустриальному государству. Экономическое и социальное развитие Германии с 1834 по 1914 годы . DTV, Мюнхен, 1990 г., ISBN 3-423-04506-X .
- Ганс-Ульрих Велер : Социальная история Германии . Том 2: От эпохи реформ к промышленной и политической двойной революции в Германии 1815–1845/49 гг . Мюнхен 1989.
- Ганс-Ульрих Велер: Социальная история Германии . Том 3: От немецкой двойной революции до начала Первой мировой войны . Мюнхен 1995.
- Вольфганг Цорн (ред.): Справочник по экономической и социальной истории Германии . Том 2: XIX и XX века . Штутгарт 1976, ISBN 3-12-900140-9 . Дарин уа:
- Кнут Борхардт : Экономический рост и меняющаяся ситуация . стр. 198–275.
- Карл Генрих Кауфхольд : Ремесла и промышленность 1800–1850 гг . стр. 321–368.
- Герман Келленбенц : Транспорт и связь, торговля, деньги, кредит и страхование . стр. 369–425.
- Вольфрам Фишер: Горное дело, промышленность и ремесла 1850–1914 гг . стр. 527–562.
- Ричард Тилли: Транспорт и связь, торговля, деньги, кредит и страхование 1850–1914 гг . стр. 563–596.
- Дитер Циглер: Промышленная революция . Научное книжное общество, Дармштадт, 2005.