Китайский нефрит
Китайский нефрит относится к нефриту , добываемому или вырезаемому в Китае, начиная с эпохи неолита . Это основной твердый камень китайской скульптуры . Хотя глубокий и ярко-зеленый жадеит более известен в Европе, на протяжении большей части истории Китая нефрит имел множество цветов, и белый нефрит «бараньего жира» пользовался наибольшими похвалами и ценностями. Местные источники в провинции Хэнань и вдоль реки Янцзы эксплуатировались с доисторических времен и в значительной степени исчерпаны; большая часть китайского нефрита сегодня добывается в северо- провинции Синьцзян западной .
Нефрит ценился за свою твердость , долговечность , музыкальные качества и красоту. [ 1 ] В частности, его тонкие, полупрозрачные цвета и защитные свойства. [ 1 ] заставило его ассоциироваться с китайскими представлениями о душе и бессмертии . [ 2 ] Вместе с золотом оно считалось символом неба. [ 3 ] Производство нефрита началось в Китае более семи тысячелетий назад ( около 5000 г. до н.э. ), в результате чего было получено самое большое количество искусно изготовленных нефритовых артефактов, созданных какой-либо отдельной цивилизацией. [ 4 ] Выдающимся ранним использованием было изготовление Шести Ритуальных Нефритов третьего тысячелетия до нашей эры , найденных в культуре Лянчжу : [ 5 ] би , цун , хуан , ху , гуй и чжан . [ 6 ] Поскольку значения этих форм не упоминались до восточной династии Чжоу, ко времени составления Обрядов Чжоу считалось, что они представляют небо , землю и четыре направления . [ 7 ] Во времена династии Хань королевскую семью и выдающихся лордов хоронили полностью закутанными в нефритовые погребальные костюмы, сшитые золотой нитью, полагая, что это сохранит тело и привязанные к нему души. Считалось также, что нефрит помогает бороться с усталостью у живых. [ 1 ] Хан также значительно улучшил предыдущую художественную обработку нефрита. [ 8 ]
это использование уступило место Троецарствия После периода буддийским практикам и новым разработкам в даосизме, таким как алхимия . Тем не менее, нефрит оставался частью традиционной китайской медицины и важным художественным средством.
Имя
[ редактировать ]Китайское jade слово yù 玉 «нефрит; драгоценные камни всех видов; (женщины) красивые; (учтивые) ваши» имеет семантически более широкое значение, чем английское « любой из различных твердых зеленоватых драгоценных камней, используемых в ювелирных изделиях и художественной резьбе, включая жадеит и нефрит; зеленый цвет среднего оттенка; из нефрита, зеленого цвета, как нефрит». [ 9 ] [ 10 ] Ю упомянул многие породы и минералы, которые хорошо обрабатываются и полируются, особенно жадеит , нефрит и агальматолит , а также бовенит и другие разновидности серпентина . [ 11 ] Жадеит теперь известен как yìngyù 硬玉 ( букв. «твердый нефрит»), а нефрит, соответственно, как ruَnyù 軟玉 ( букв. «мягкий нефрит»). Многозначный « термин yù используется в различных китайских чэнъюйских » устоявшихся фразах , таких как pāozhuānyِ nyù拋磚引玉 ( букв. «отбросить кирпич, взять нефрит») «предлагать банальные/скромные замечания, чтобы зажечь разговор других; пожертвуй малым, чтобы получить много» — одна из Тридцати шести стратагем и идиом , например yùlì 玉立 ( букв. «Нефритовый стоящий»), «милостивый; изящный».
Китайский иероглиф 玉 , обозначающий ю «нефрит», восходит к ок. XI века до н.э. Надпись на кости оракула времен поздней династии Шан , когда на ней были изображены куски нефрита, висящие на веревке. Китайские иероглифы чаще всего сочетают в себе радикал , такой как « нефритовый радикал » 玉 или 王 , который предполагает значение, и фонетику, намекающую на произношение. «Нефритовый радикал» часто встречается в иероглифах названий драгоценных камней (например, bì 碧 «зеленый нефрит; голубовато-зеленый» и shānhú 珊瑚 «коралл»), а иногда и в словах, обозначающих «драгоценность» ( bώo 寶 «сокровище» и bƎobǎo 寶寶 ). «драгоценный/любимый ребенок»).
История
[ редактировать ]Нефрит использовался практически во все периоды китайской истории и в целом соответствует стилю декоративного искусства, характерному для каждого периода. Его глубокое значение в китайской культуре сделало его достойным символа древней китайской этики и идеологии, а также представителя развития китайской культуры. [ 12 ] Таким образом, самые ранние нефриты периода неолита представляют собой неукрашенные ритуальные и непрактичные версии инструментов и оружия, которые обычно использовались, часто намного большего размера, чем обычные образцы. Предполагается, что это были символы политической власти или, возможно, религиозной власти. [ 13 ]
В эпоху неолита существовало несколько основных центров обработки нефрита. [ 13 ] Первый известный центр известен как культура Лянчжу ( ок. 3300 – ок. 2200 до н. э. ). [ 13 ] Этот центр располагался в районе озера Тай. [ 13 ] Нефриты этого периода представляли собой в основном небольшие предметы личного украшения, такие как небольшие диски, нанизанные на ожерелья. [ 13 ] Обычно нефрит полировали по поверхности и перфорировали. [ 13 ] В этот период начали появляться ритуальные нефриты и персональные декоративные нефриты различной формы. [ 13 ] Эту религиозную природу нефрита часто оценивают как связь между духовностью и неолитической социальной структурой, в которой нефрит производился. [ 7 ]
Второй известный центр — культура Яншао. В 21 веке в провинции Хэнань была обнаружена серия мастерских по обработке нефрита, построенная 5000 лет назад, причем две из самых крупных мастерских занимали площадь более 120 квадратных метров каждая. [ 14 ]
Третий нефритовый центр известен как культура Луншань и возник в 2500 году до нашей эры. [ 13 ] Центр располагался на восточном побережье Китая. [ 13 ] Нефритовые предметы, найденные в этих центрах, представляли собой ритуальные орудия, такие как топоры, ножи и долота. [ 13 ] Есть предположение о криволинейных антропоморфных изображениях. [ 13 ] Для создания тонкого рельефного рельефа антропоморфных изображений использована своеобразная техника резьбы. [ 13 ]
Четвертый известный нефритовый центр известен как культура Хуншань ( ок. 3800 – ок. 2700 до н. э. ). [ 13 ] Центр располагался вдоль современной северо-восточной границы Китая. [ 13 ] Предметами этого центра, как правило, были подвески и крупные С-образные украшения. [ 13 ] Реалистичные фигурки рыб, черепах, цикад и совиных птиц с распростертыми крыльями были типичными резными изделиями культуры Хуншань. [ 13 ]
Во времена неолита ключевыми известными источниками нефрита в Китае для изготовления утилитарных и церемониальных изделий из нефрита были ныне истощенные месторождения в районе Ниншао в дельте реки Янцзы ( культура Лянчжу 3400–2250 гг. до н.э.) и в районе провинции Ляонин в Внутренняя Монголия ( культура Хуншань 4700–2200 гг. до н. э.). [ 15 ] Археологические находки также обнаружили в этой провинции нефритовые предметы в форме драконов и вылепленные из глины человеческие фигурки, что символизирует существование развитой социальной группы вдоль реки Ляо и во внутренней Монголии. [ 7 ] Еще в 6000 году до нашей эры Душан добывали нефрит . В руинах Инь династии Шан в Аньяне в гробницах царей Шан были обнаружены нефритовые украшения Душань.
Би — и конг это типы предметов, которые в ранние периоды можно было найти только в нефрите и, вероятно, имели религиозное или космическое значение. Би представляет собой круглый диск с отверстием, первоначально обычно простой, но все более украшенный, а конг представляет собой сосуд, квадратный снаружи, но круглый внутри. В более поздней литературе конг представляет землю, а би — небо.
Нефриты Шан , Чжоу и Хань династий все чаще украшаются животными и другими декоративными мотивами, характерными для того времени, а мастера развили большое мастерство в детальной барельефной работе с такими предметами, как крючки для ремня , которые стали частью элитного костюма. В более поздние периоды древние нефритовые формы, заимствованные из бронзовых жертвенных сосудов , и мотивы живописи использовались, чтобы продемонстрировать необычайное техническое мастерство мастера .
Во времена династии Чжоу (1122–255 гг. До н. э.) система правления была завершена, и внутри правительства существовали различные уровни департаментов. Нефритовые пуговицы использовались для обозначения различных уровней официального общества. [ 3 ]
Нефрит использовался для создания многих утилитарных и церемониальных предметов, от декоративных предметов для интерьера до нефритовых погребальных костюмов , что отражает древнюю китайскую веру в то, что нефрит дарует бессмертие или продлевает жизнь и предотвращает разложение. Нефритовые ложки, лопаточки и пестики использовались для приготовления лекарств, чтобы нефрит придавал лекарственным соединениям свои особые свойства. [ 3 ]
Примерно со времен самых ранних китайских династий и до наших дней нефрит добывался из месторождений в западных регионах, таких как Хотан , и других частях Китая, таких как Ланьтянь и Шэньси . В Ланьтяне белый и зеленоватый нефритовый нефрит встречается в небольших карьерах, а также в виде гальки и валунов в реках, текущих с горного хребта Кунь-Лунь на север в район пустыни Такла-Макан . Сбор речного нефрита был сосредоточен в реках Яркенд , Белый нефрит ( Юрунгкаш ) и Черный нефрит ( Каракаш ). Из Королевства Хотан , на южном участке Шелкового пути , ежегодные дани, состоящие из самого драгоценного белого нефрита, передавались китайскому императорскому двору и там квалифицированные мастера превращали его в предметы искусства , поскольку нефрит считался более ценным, чем золото или серебро , а белый более ценен, чем зеленый.
Нефрит стал излюбленным материалом для изготовления китайских письменных принадлежностей, таких как подставки для кистей для каллиграфии, а также мундштуки некоторых опиумных трубок , из-за убеждения, что дыхание через нефрит дарует долголетие курильщикам, которые использовали такую трубку. [ 16 ]
Династия Цин была последней династией, получившей политическую власть в Китае, начиная с 1644 по 1911 год. Император Шэнцзу, также известный как император Канси, правил между ок. С 1662 по 1722 год. Во время правления императора Канси династическая семья заказала особенные пары львов или собак, сделанных из нефрита. [ 17 ]
Техники резьбы
[ редактировать ]Твердость нефрита представляла собой препятствие для тех, кто хотел вырезать из него и превращать в различные предметы. [ 18 ] Чтобы добыть нефритовый нефрит, рядом с нефритом разводили костры, чтобы нагреть его, и на поверхность камня лили воду. [ 18 ] Из-за резкого изменения температуры нефрит раскололся, и для его дальнейшего разрушения были использованы деревянные клинья. [ 18 ] Однако этот метод добычи также уничтожил нефрит. [ 18 ] Лучший способ добыть нефрит с точки зрения его наилучшего состояния — извлечь его из гальки и валунов, найденных в реках. [ 18 ]
Неолитические мастерские по изготовлению нефрита, также известные как расточители, были обнаружены в районах, где использование нефрита было очевидным и популяризированным. [ 19 ] Большинство свидетельств развития нефритовой технологии и инструментов взяты из отходов, а также отходов и готовых работ, присутствующих в этих мастерских. [ 19 ] По следам нефрита, оставленным на этих участках, можно увидеть эволюцию ремесленных процедур от скалывания и полировки до более продвинутого сверления и нарезки. [ 19 ] Из-за прочности нефрита процедуры скалывания и полировки кардинально отличаются от обычного камня. [ 18 ] Единственный возможный метод изменения формы или текстуры этой плотной минеральной породы не претерпел особых изменений с момента ее появления до наших дней, поскольку в обоих случаях по-прежнему используется метод истирания . [ 18 ] Чтобы преодолеть абразивность нефрита и подчинить его формованию, мастер по нефриту должен использовать предмет с более высоким абразивным коэффициентом. [ 18 ] На заре резьбы по нефриту кварц , минерал с высоким уровнем твердости. объектом выбора был [ 18 ] В начале династии Сун , в период бурного развития технологий, «красный песок» с уровнем твердости 7,5 стал доминирующим инструментом в отрасли. [ 20 ] К 1939 году, когда появились более совершенные инструменты для резьбы, пекинские резчики по нефриту уже использовали шесть различных типов абразивов: кварц , альмандиновый гранат , корунд , карборунд , алмаз и среду, сочетающую карборунд и известковый ил или лесс . [ 21 ]
Что касается нефрита Хуншань (культура, состоящая из таких регионов, как Дунцзяйингзи, Аохан и Внутренняя Монголия ), четыре основных инструмента составляют основу резьбы по нефриту: веревка, шило, полое сверло и медленно вращающийся диск. [ 19 ] Струнные инструменты конкретно использовались для придания формы сырью и нарезки нефрита на плоские диски. [ 19 ] Помимо нарезки, этот инструмент выполнял еще и ажурные работы, а именно прорезание прорезей. [ 19 ] И шила, и полые сверла использовались для деликатного прокалывания отверстий в нефритовом материале, однако шила позволяли делать небольшие проколы в украшениях, тогда как полые сверла делали более крупные проколы для различных целей. [ 19 ] Наконец, медленно вращающийся диск был полезен при резке и подготовке нефритового материала для других методов сверления. [ 19 ] Хотя технологии производства других крупных неолитических центров неолита Давэнкоу или Луншань мало исследованы , культура Хуншань довольно известна своим техническим качеством производства нефритовых изделий и поэтому служит надежным источником при изучении вершины изготовления нефритовых изделий в эпоху неолита. период . [ 19 ] Появление металлических инструментов произошло в конце периода Чжоу (1050–256 гг. До н.э.). [ 18 ] Вполне вероятно, что использование меди в этих инструментах предшествовало использованию железа. [ 18 ]
Поскольку нефрит считался редким и трудоемким в работе, куски нефрита меняли минимально, а куски каким-то образом использовали повторно. [ 18 ] Особенно микроструктура виде с ее составом плотно упакованных волокнистых кристаллов в войлочной массы способствовала прочности минерала и сложности его обработки. [ 21 ] Благодаря своей прочности и уникальным технологиям изготовления изученные нефритовые предметы предполагают организованную рабочую структуру, состоящую из квалифицированных рабочих и обученных обращению с определенными инструментами. [ 7 ] Аналогичным образом, стилистические особенности и методы резьбы, наблюдаемые в различных китайских культурах, предполагают плавную передачу знаний между культурами, а не ограниченность знаний, изолирующих культуры. [ 7 ]
Цвет нефрита был фактором, который принимался во внимание при принятии решения о том, какую форму примет кусок нефрита. [ 18 ]
Категории
[ редактировать ]Нефритовые предметы раннего возраста (от неолита до Чжоу) делятся на пять категорий: небольшие декоративные и функциональные украшения, такие как бусы , подвески и крючки для ремня; оружие и сопутствующее оборудование; самостоятельная скульптура , особенно реальных и мифологических животных; небольшие предметы, вероятно, символической ценности, в том числе хан (украшения, часто вырезанные в форме цикады , которые помещаются в рот мертвеца), а также множество примеров более крупных предметов, таких как конг (полый цилиндр или усеченный цилиндр) . конус). В культуре Хуншань наиболее распространенными были диски би и конг , а также бусы, подвески и украшения для волос и одежды в различных формах животных. [ 7 ] Оружие, изготовленное из нефрита, было типичным для ритуальных процессов, таких как жертвоприношения и символы власти. [ 7 ] В частности, топоры и клинки встречались в ритуалах культуры Луншань. [ 7 ]
Шесть ритуальных и шесть церемониальных нефритов
[ редактировать ]Шестью ритуальными нефритами, возникшими в доисторические времена, были би (плоский диск с отверстием в центре), конг (призматическая трубка) , [ 7 ] хуан лезвие (плоский полукольцевой кулон), ху , плоский, похожий на гуй и чжан . Оригинальные названия, ценность и функции этих объектов вызвали много спекуляций. В « Чжоу Ли» , составленном, вероятно, во времена династии Хань , круговое би представляет небо, цунь — землю, гуй — восток , чжан — юг, ху — запад и хуан — север. Несмотря на то, что им более двух тысячелетий, эти названия и символизм были даны этим объектам гораздо более поздними авторами, которые интерпретировали объекты таким образом, который отражал их собственное понимание космоса.
Первоначальное использование «Шести ритуальных нефритов» было утеряно, и такие нефриты стали символами статуса , а полезность и религиозное значение были забыты. Объекты стали отражать статус владельца из-за затрат и полномочий, необходимых для управления ресурсами и трудом при создании объекта. Таким образом, формы некоторых из этих нефритов были увековечены как «Церемониальные нефриты». В «Чжоу Ли» говорится, что король (ван) имел право на гуй типа чжэнь , герцоги (гун) — хуан, маркизы — гуй типа синь , графы (бо) — гуй типа гун , виконты ( цзы) к би типа гу и бароны (нан) к би типа пу .
Символизм и значение
[ редактировать ]Нефритовые предметы изначально начинались как формы духовных связей или ценностей, но в последующие годы превратились в символы власти и статуса. [ 19 ] Однако на протяжении всей неолитической китайской культуры нефрит оставался насыщенным целенаправленной иконографией и символизмом. [ 7 ] Особенно в период Восточной Чжоу и династии Шан на нефритовых предметах можно увидеть изображения небесных существ, которые играли ключевую роль в общении с духами предков. [ 7 ] Позже, с переходом к раннему периоду Западной Чжоу, нефритовые предметы начали терять связь с Небесными силами и вместо этого отражали политический авторитет и статус своих владельцев. [ 7 ] Этот сдвиг ознаменовал важный период в развитии китайского нефрита, исправление его использования и, таким образом, новое определение китайской культуры. [ 7 ]
Концентрация на духовности
[ редактировать ]На ранних этапах своего развития визуальные изображения из китайского нефрита воплощали одну из первых форм повествования. [ 7 ] Повествования с универсальными характеристиками, связанными с религией и духовностью, используют природные элементы, окружающие человечество, и предполагают религию, связанную с Небом и Землей. [ 7 ] Из-за глубокой зависимости древнего Китая от сельского хозяйства и цикличности природных явлений многие мистические свойства стали ассоциироваться с природой. [ 7 ] Духовность, мифологическая связь между мирской Землей и трансцендентностью Небес, была проявлена во многих нефритовых предметах на позднем этапе династии Шан. [ 7 ] Поскольку нефрит добывали в высоких горах и руслах рек, а горы в китайской культуре символизировали путь восхождения за пределы Земли на Небеса, нефрит имел силу в погребальных обрядах и других обрядах, связанных с мистикой. [ 22 ] Погребальные ритуальные нефритовые предметы включали такие вещи, как декоративный нефрит остроконечной формы, бусы и даже сельскохозяйственные инструменты, такие как топоры и лопаты (используемые для подтверждения связи между природой и небесами). [ 23 ] Эти сельскохозяйственные инструменты помещались в гробницы либо как символы процветающей загробной жизни, либо для того, чтобы освятить гробницу для духов, ответственных за природные явления и благополучие человека. [ 23 ] Наряду с крупными предметами, многие более мелкие предметы в форме животных отражали то же чувство духовности в природе и оставались распространенными на протяжении всей династии Шан. Птицы, черепахи, шелковичные черви, драконы и цикады появлялись больше всего, и каждая из них олицетворяла отношения раннего Китая между религией и природой. [ 7 ] Например, полет птиц символизировал духовное путешествие: путешествие от естественной земли к небесным небесам. [ 24 ] Точно так же путешествие черепахи по суше и морю представляло собой экспедицию с земли в подземный мир. [ 25 ] Нефритовые цикады и шелковичные черви означали возрождение, символизируя возрождение мертвых, помещенных в гробницы. [ 7 ]
Наряду с предметами в форме животных нефрит также принимал форму облаков, земли и ветра; создание более буквального перевода убеждений. [ 26 ] Подвески в виде облаков и нефрит в форме облаков, найденные в гробницах элиты, вызывают веру в иерархическую социальную структуру, в которой лидеры обладают как политической, так и духовной властью. [ 27 ] Би-диски и конг, обычно структурированные нефритовые предметы, также приобрели погребальное значение благодаря их использованию в ритуалах. [ 7 ] Би-диски, в частности, использовались в жертвоприношениях Небесам. [ 27 ] , изготовленные Джейд, Подвески хуан также имели важную погребальную связь, поскольку их включали в типичную шаманскую одежду. [ 7 ]
Нефритовые человеческие фигурки в культуре Шицзяхэ — еще один способ использования нефрита в небесном контексте. Эти фигурки предположительно использовались для проведения ритуальных жертвоприношений и для сохранения памяти о жертвоприношении для последующих поколений. [ 22 ]
Галерея
[ редактировать ]Этот раздел содержит неэнциклопедическую или чрезмерную галерею изображений . |
-
Чашка с ручками дракона
(12 век) -
Резьба по нефриту времен династии Сун
-
династии Тан Головной убор из селадонового нефрита
-
династии Мин Нефритовый кулон
-
Воюющие государства Джейд Хуан
-
Нефритовый дракон династии Хань
-
Китайская резьба по нефриту в Британском музее
-
Резьба по нефриту времен династии Цин
-
Нефрит династии Цин
См. также
[ редактировать ]- Китайская культура
- Китайское искусство
- Нефритовый погребальный костюм
- Использование нефрита в Мезоамерике
- Жадеитовая капуста
- Юпей – Нефритовый кулон
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Фиеро, Глория К. (2010). Гуманистическая традиция . Том. Я (6-е изд.). МакГроу-Хилл.
- ^ Папа-Хенесси, Глава II.
- ^ Перейти обратно: а б с Д., К. (1921). «КИТАЙСКИЙ НЕФРИТ». Бюллетень Городского художественного музея Сент-Луиса . 6 : 32–47 – через JSTOR.
- ^ Итак, Дженни Ф. (2019). Ранние китайские нефриты в художественных музеях Гарварда . Кембридж, Массачусетс: Гарвардские художественные музеи. п. 17. ISBN 9781891771767 .
- ^ Ховард, 19–22.
- ^ Папа-Хенесси, гл. IV.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Лопес, Руи Оливейра (2014). «Обеспечение гармонии между высоким и низким: властные животные и символы политической власти в древних китайских нефритах и бронзах». Азиатские перспективы . 53 (2): 195–225. дои : 10.1353/asi.2014.0019 . hdl : 10125/42779 . ISSN 1535-8283 . S2CID 96457018 .
- ^ Уотсон, 77 .
- ^ Вэньлинь , (2016).
- ^ нефрит . Словарь английского языка Коллинза . 2011.
- ^ Десотель, Поль Э. (1986). Нефритовое королевство . Спрингер. п. 81.
- ^ «Обзор прогресса научного изучения древнего китайского нефрита» . Исследовательские ворота . Проверено 20 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Джессика Роусон; Чжоу Лицзюнь; Уильям Р. Сарджент; Хенрик Х. Соренсен; Шейла С. Блэр; и др. (2003). «Китайская Народная Республика» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T016513 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ «Археологи раскопали 5000-летнюю нефритовую основу» .
- ^ Лю, Ли 2003: 3–15
- ^ Мартин, Стивен (2007). Искусство опиумного антиквариата . Чиангмай: Книги шелкопряда.
- ^ «Список правителей Китая» . 4 октября 2004 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м ФитцХью, Э. (1 января 2003 г.). «Джейд» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t043200 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж П., Дематт (2006). «Китайский нефритовый век: между антикваризмом и археологией» . Журнал социальной археологии . 6 (2): 202–226. дои : 10.1177/1469605306064241 . ISSN 1469-6053 . S2CID 145526495 .
- ^ «Династия Сун в Китае» . afe.easia.columbia.edu . Проверено 03 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сакс, Маргарет; Микс, Найджел Д.; Майклсон, Кэрол; Миддлтон, Эндрю П. (1 октября 2004 г.). «Определение техник резьбы по китайскому нефриту». Журнал археологической науки . 31 (10): 1413–1428. Бибкод : 2004JArSc..31.1413S . дои : 10.1016/j.jas.2004.03.007 . ISSN 0305-4403 .
- ^ Перейти обратно: а б Нельсон, Сара (1995). Археология северо-восточного Китая: за пределами Великой стены . Лондон: Рутледж. стр. 21–64.
- ^ Перейти обратно: а б Лю, Ли; Чен, Синцань (2008), «Социополитические изменения от неолита к бронзовому веку в Китае», Археология Азии , John Wiley & Sons, Ltd, стр. 149–176, doi : 10.1002/9780470774670.ch8 , ISBN 9780470774670
- ^ Башляр, Гастон (1943). Воздух и мечты. Очерк о воображении движения . Париж: Библиотека Хосе Корти.
- ^ Лю, Ли (2004). Китайский неолит: пути к ранним государствам . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 64–67.
- ^ Чайлдс-Джонсон, Элизабет (1988). «Драконы, маски, топоры и клинки из четырех недавно задокументированных культур обработки нефрита Древнего Китая». Ориентация . 19 :30–41.
- ^ Перейти обратно: а б Дэн, Шу Пин (2000). «Первоначальное значение би-дисков: идеи, основанные на нефритовом би Лянчжу с вырезанными символическими мотивами». Журнал восточноазиатской археологии . 2 : 165–194. дои : 10.1163/156852300509835 . ISSN 1387-6813 .
Библиография
[ редактировать ]- Ховард, Анджела Фалько; Хун, Ву; Сун, Ли; Хун, Ян (1 января 2006 г.). Китайская скульптура . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10065-5 – через Google Книги . ( ISBN 0-300-10065-5 )
- Поуп-Хеннесси, Уна (октябрь 2008 г.). Ранние китайские нефриты (переиздание). ЧИТАЙТЕ КНИГИ. ISBN 978-1-4437-7158-0 – через Google Книги . ( ISBN 978-1-4437-7158-0 )
- Скотт-Кларк, Кэти; Леви, Адриан (2002). Камень Неба: раскрытие тайной истории императорского зеленого нефрита . Бостон: Литтл, Браун. ISBN 0-316-52596-0 .
- Уотсон, Уильям; Хо, Чуймэй (2007). Искусство Китая после 1620 года . Издательство Йельского университета «Пеликанская история искусства». Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10735-7 . ( ISBN 978-0-300-10735-7 )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лауфер, Бертольд, 1912, Джейд: исследование китайской археологии и религии , перепечатка: Dover Publications, Нью-Йорк. 1974.
- Роусон, Джессика , 1975, Китайский нефрит на протяжении веков , Лондон: Альберт Сайфер, ISBN 0-87556-754-1
- Искусство в поисках рая и истины: китайский нефрит сквозь века . Тайбэй: Национальный дворец-музей.
- Между адом и камнем рая: статья обозревателя о добыче нефрита в Бирме
- Старые китайские нефриты: настоящие или подделка?
- ОБЗОР КНИГИ Адриана Леви и Кэти Скотт-Кларк «Камень небес: Тайная история императорского зеленого нефрита». Архивировано 12 мая 2008 г. в Wayback Machine.