Jump to content

Китайский нефрит

(Перенаправлено с Jadeware )
«бараньего жира» Белый нефрит , Музей культуры Хотана.
Джейд качается в грузовике в Хотане , 2011 год.
Сбор нефрита в реке Белый Нефрит близ Хотана.

Китайский нефрит относится к нефриту , добываемому или вырезаемому в Китае, начиная с эпохи неолита . Это основной твердый камень китайской скульптуры . Хотя глубокий и ярко-зеленый жадеит более известен в Европе, на протяжении большей части истории Китая нефрит имел множество цветов, и белый нефрит «бараньего жира» пользовался наибольшими похвалами и ценностями. Местные источники в провинции Хэнань и вдоль реки Янцзы эксплуатировались с доисторических времен и в значительной степени исчерпаны; большая часть китайского нефрита сегодня добывается в северо- провинции Синьцзян западной .

Нефрит ценился за свою твердость , долговечность , музыкальные качества и красоту. [ 1 ] В частности, его тонкие, полупрозрачные цвета и защитные свойства. [ 1 ] заставило его ассоциироваться с китайскими представлениями о душе и бессмертии . [ 2 ] Вместе с золотом оно считалось символом неба. [ 3 ] Производство нефрита началось в Китае более семи тысячелетий назад ( около 5000 г. до н.э. ), в результате чего было получено самое большое количество искусно изготовленных нефритовых артефактов, созданных какой-либо отдельной цивилизацией. [ 4 ] Выдающимся ранним использованием было изготовление Шести Ритуальных Нефритов третьего тысячелетия до нашей эры , найденных в культуре Лянчжу : [ 5 ] би , цун , хуан , ху , гуй и чжан . [ 6 ] Поскольку значения этих форм не упоминались до восточной династии Чжоу, ко времени составления Обрядов Чжоу считалось, что они представляют небо , землю и четыре направления . [ 7 ] Во времена династии Хань королевскую семью и выдающихся лордов хоронили полностью закутанными в нефритовые погребальные костюмы, сшитые золотой нитью, полагая, что это сохранит тело и привязанные к нему души. Считалось также, что нефрит помогает бороться с усталостью у живых. [ 1 ] Хан также значительно улучшил предыдущую художественную обработку нефрита. [ 8 ]

это использование уступило место Троецарствия После периода буддийским практикам и новым разработкам в даосизме, таким как алхимия . Тем не менее, нефрит оставался частью традиционной китайской медицины и важным художественным средством.

Сценарий кости Oracle для « нефрита ».

Китайское jade слово «нефрит; драгоценные камни всех видов; (женщины) красивые; (учтивые) ваши» имеет семантически более широкое значение, чем английское « любой из различных твердых зеленоватых драгоценных камней, используемых в ювелирных изделиях и художественной резьбе, включая жадеит и нефрит; зеленый цвет среднего оттенка; из нефрита, зеленого цвета, как нефрит». [ 9 ] [ 10 ] Ю упомянул многие породы и минералы, которые хорошо обрабатываются и полируются, особенно жадеит , нефрит и агальматолит , а также бовенит и другие разновидности серпентина . [ 11 ] Жадеит теперь известен как yìngyù 硬玉 ( букв. «твердый нефрит»), а нефрит, соответственно, как ruَnyù 軟玉 ( букв. «мягкий нефрит»). Многозначный « термин используется в различных китайских чэнъюйских » устоявшихся фразах , таких как pāozhuānyِ nyù拋磚引玉 ( букв. «отбросить кирпич, взять нефрит») «предлагать банальные/скромные замечания, чтобы зажечь разговор других; пожертвуй малым, чтобы получить много» — одна из Тридцати шести стратагем и идиом , например yùlì 玉立 ( букв. «Нефритовый стоящий»), «милостивый; изящный».

Китайский иероглиф , обозначающий ю «нефрит», восходит к ок. XI века до н.э. Надпись на кости оракула времен поздней династии Шан , когда на ней были изображены куски нефрита, висящие на веревке. Китайские иероглифы чаще всего сочетают в себе радикал , такой как « нефритовый радикал » или , который предполагает значение, и фонетику, намекающую на произношение. «Нефритовый радикал» часто встречается в иероглифах названий драгоценных камней (например, «зеленый нефрит; голубовато-зеленый» и shānhú 珊瑚 «коралл»), а иногда и в словах, обозначающих «драгоценность» ( bώo «сокровище» и bƎobǎo 寶寶 ). «драгоценный/любимый ребенок»).

Неолитический конг , 3 тысячелетие до н.э.
Нефритовый орнамент с цветочным узором, династия Цзинь (12 или 13 век), Шанхайский музей .
Ритуальный предмет (би), период неолита, культура ЛянЧжу (3200–2000 гг. до н. э.)
Нефритовый диск с насечками, период неолита, культура Луншань (2400–1900 гг. до н. э.)

Нефрит использовался практически во все периоды китайской истории и в целом соответствует стилю декоративного искусства, характерному для каждого периода. Его глубокое значение в китайской культуре сделало его достойным символа древней китайской этики и идеологии, а также представителя развития китайской культуры. [ 12 ] Таким образом, самые ранние нефриты периода неолита представляют собой неукрашенные ритуальные и непрактичные версии инструментов и оружия, которые обычно использовались, часто намного большего размера, чем обычные образцы. Предполагается, что это были символы политической власти или, возможно, религиозной власти. [ 13 ]

В эпоху неолита существовало несколько основных центров обработки нефрита. [ 13 ] Первый известный центр известен как культура Лянчжу ( ок. 3300 – ок. 2200 до н. э. ). [ 13 ] Этот центр располагался в районе озера Тай. [ 13 ] Нефриты этого периода представляли собой в основном небольшие предметы личного украшения, такие как небольшие диски, нанизанные на ожерелья. [ 13 ] Обычно нефрит полировали по поверхности и перфорировали. [ 13 ] В этот период начали появляться ритуальные нефриты и персональные декоративные нефриты различной формы. [ 13 ] Эту религиозную природу нефрита часто оценивают как связь между духовностью и неолитической социальной структурой, в которой нефрит производился. [ 7 ]

Мемориальная доска, период неолита, культура Хуншань ( ок. 3500–2000 до н.э.)

Второй известный центр — культура Яншао. В 21 веке в провинции Хэнань была обнаружена серия мастерских по обработке нефрита, построенная 5000 лет назад, причем две из самых крупных мастерских занимали площадь более 120 квадратных метров каждая. [ 14 ]

Третий нефритовый центр известен как культура Луншань и возник в 2500 году до нашей эры. [ 13 ] Центр располагался на восточном побережье Китая. [ 13 ] Нефритовые предметы, найденные в этих центрах, представляли собой ритуальные орудия, такие как топоры, ножи и долота. [ 13 ] Есть предположение о криволинейных антропоморфных изображениях. [ 13 ] Для создания тонкого рельефного рельефа антропоморфных изображений использована своеобразная техника резьбы. [ 13 ]

Четвертый известный нефритовый центр известен как культура Хуншань ( ок. 3800 – ок. 2700 до н. э. ). [ 13 ] Центр располагался вдоль современной северо-восточной границы Китая. [ 13 ] Предметами этого центра, как правило, были подвески и крупные С-образные украшения. [ 13 ] Реалистичные фигурки рыб, черепах, цикад и совиных птиц с распростертыми крыльями были типичными резными изделиями культуры Хуншань. [ 13 ]

Во времена неолита ключевыми известными источниками нефрита в Китае для изготовления утилитарных и церемониальных изделий из нефрита были ныне истощенные месторождения в районе Ниншао в дельте реки Янцзы ( культура Лянчжу 3400–2250 гг. до н.э.) и в районе провинции Ляонин в Внутренняя Монголия ( культура Хуншань 4700–2200 гг. до н. э.). [ 15 ] Археологические находки также обнаружили в этой провинции нефритовые предметы в форме драконов и вылепленные из глины человеческие фигурки, что символизирует существование развитой социальной группы вдоль реки Ляо и во внутренней Монголии. [ 7 ] Еще в 6000 году до нашей эры Душан добывали нефрит . В руинах Инь династии Шан в Аньяне в гробницах царей Шан были обнаружены нефритовые украшения Душань.

Би и конг это типы предметов, которые в ранние периоды можно было найти только в нефрите и, вероятно, имели религиозное или космическое значение. Би представляет собой круглый диск с отверстием, первоначально обычно простой, но все более украшенный, а конг представляет собой сосуд, квадратный снаружи, но круглый внутри. В более поздней литературе конг представляет землю, а би — небо.

Нефриты Шан , Чжоу и Хань династий все чаще украшаются животными и другими декоративными мотивами, характерными для того времени, а мастера развили большое мастерство в детальной барельефной работе с такими предметами, как крючки для ремня , которые стали частью элитного костюма. В более поздние периоды древние нефритовые формы, заимствованные из бронзовых жертвенных сосудов , и мотивы живописи использовались, чтобы продемонстрировать необычайное техническое мастерство мастера .

Во времена династии Чжоу (1122–255 гг. До н. э.) система правления была завершена, и внутри правительства существовали различные уровни департаментов. Нефритовые пуговицы использовались для обозначения различных уровней официального общества. [ 3 ]

Нефрит использовался для создания многих утилитарных и церемониальных предметов, от декоративных предметов для интерьера до нефритовых погребальных костюмов , что отражает древнюю китайскую веру в то, что нефрит дарует бессмертие или продлевает жизнь и предотвращает разложение. Нефритовые ложки, лопаточки и пестики использовались для приготовления лекарств, чтобы нефрит придавал лекарственным соединениям свои особые свойства. [ 3 ]

Примерно со времен самых ранних китайских династий и до наших дней нефрит добывался из месторождений в западных регионах, таких как Хотан , и других частях Китая, таких как Ланьтянь и Шэньси . В Ланьтяне белый и зеленоватый нефритовый нефрит встречается в небольших карьерах, а также в виде гальки и валунов в реках, текущих с горного хребта Кунь-Лунь на север в район пустыни Такла-Макан . Сбор речного нефрита был сосредоточен в реках Яркенд , Белый нефрит ( Юрунгкаш ) и Черный нефрит ( Каракаш ). Из Королевства Хотан , на южном участке Шелкового пути , ежегодные дани, состоящие из самого драгоценного белого нефрита, передавались китайскому императорскому двору и там квалифицированные мастера превращали его в предметы искусства , поскольку нефрит считался более ценным, чем золото или серебро , а белый более ценен, чем зеленый.

Нефрит стал излюбленным материалом для изготовления китайских письменных принадлежностей, таких как подставки для кистей для каллиграфии, а также мундштуки некоторых опиумных трубок , из-за убеждения, что дыхание через нефрит дарует долголетие курильщикам, которые использовали такую ​​трубку. [ 16 ]

Нефритовые львы, династия Цин, период Канси, Музей Галуста Гюльбенкяна , Лиссабон, Португалия.

Династия Цин была последней династией, получившей политическую власть в Китае, начиная с 1644 по 1911 год. Император Шэнцзу, также известный как император Канси, правил между ок. С 1662 по 1722 год. Во время правления императора Канси династическая семья заказала особенные пары львов или собак, сделанных из нефрита. [ 17 ]

Техники резьбы

[ редактировать ]

Твердость нефрита представляла собой препятствие для тех, кто хотел вырезать из него и превращать в различные предметы. [ 18 ] Чтобы добыть нефритовый нефрит, рядом с нефритом разводили костры, чтобы нагреть его, и на поверхность камня лили воду. [ 18 ] Из-за резкого изменения температуры нефрит раскололся, и для его дальнейшего разрушения были использованы деревянные клинья. [ 18 ] Однако этот метод добычи также уничтожил нефрит. [ 18 ] Лучший способ добыть нефрит с точки зрения его наилучшего состояния — извлечь его из гальки и валунов, найденных в реках. [ 18 ]

Неолитические мастерские по изготовлению нефрита, также известные как расточители, были обнаружены в районах, где использование нефрита было очевидным и популяризированным. [ 19 ] Большинство свидетельств развития нефритовой технологии и инструментов взяты из отходов, а также отходов и готовых работ, присутствующих в этих мастерских. [ 19 ] По следам нефрита, оставленным на этих участках, можно увидеть эволюцию ремесленных процедур от скалывания и полировки до более продвинутого сверления и нарезки. [ 19 ] Из-за прочности нефрита процедуры скалывания и полировки кардинально отличаются от обычного камня. [ 18 ] Единственный возможный метод изменения формы или текстуры этой плотной минеральной породы не претерпел особых изменений с момента ее появления до наших дней, поскольку в обоих случаях по-прежнему используется метод истирания . [ 18 ] Чтобы преодолеть абразивность нефрита и подчинить его формованию, мастер по нефриту должен использовать предмет с более высоким абразивным коэффициентом. [ 18 ] На заре резьбы по нефриту кварц , минерал с высоким уровнем твердости. объектом выбора был [ 18 ] В начале династии Сун , в период бурного развития технологий, «красный песок» с уровнем твердости 7,5 стал доминирующим инструментом в отрасли. [ 20 ] К 1939 году, когда появились более совершенные инструменты для резьбы, пекинские резчики по нефриту уже использовали шесть различных типов абразивов: кварц , альмандиновый гранат , корунд , карборунд , алмаз и среду, сочетающую карборунд и известковый ил или лесс . [ 21 ]

Что касается нефрита Хуншань (культура, состоящая из таких регионов, как Дунцзяйингзи, Аохан и Внутренняя Монголия ), четыре основных инструмента составляют основу резьбы по нефриту: веревка, шило, полое сверло и медленно вращающийся диск. [ 19 ] Струнные инструменты конкретно использовались для придания формы сырью и нарезки нефрита на плоские диски. [ 19 ] Помимо нарезки, этот инструмент выполнял еще и ажурные работы, а именно прорезание прорезей. [ 19 ] И шила, и полые сверла использовались для деликатного прокалывания отверстий в нефритовом материале, однако шила позволяли делать небольшие проколы в украшениях, тогда как полые сверла делали более крупные проколы для различных целей. [ 19 ] Наконец, медленно вращающийся диск был полезен при резке и подготовке нефритового материала для других методов сверления. [ 19 ] Хотя технологии производства других крупных неолитических центров неолита Давэнкоу или Луншань мало исследованы , культура Хуншань довольно известна своим техническим качеством производства нефритовых изделий и поэтому служит надежным источником при изучении вершины изготовления нефритовых изделий в эпоху неолита. период . [ 19 ] Появление металлических инструментов произошло в конце периода Чжоу (1050–256 гг. До н.э.). [ 18 ] Вполне вероятно, что использование меди в этих инструментах предшествовало использованию железа. [ 18 ]

Поскольку нефрит считался редким и трудоемким в работе, куски нефрита меняли минимально, а куски каким-то образом использовали повторно. [ 18 ] Особенно микроструктура виде с ее составом плотно упакованных волокнистых кристаллов в войлочной массы способствовала прочности минерала и сложности его обработки. [ 21 ] Благодаря своей прочности и уникальным технологиям изготовления изученные нефритовые предметы предполагают организованную рабочую структуру, состоящую из квалифицированных рабочих и обученных обращению с определенными инструментами. [ 7 ] Аналогичным образом, стилистические особенности и методы резьбы, наблюдаемые в различных китайских культурах, предполагают плавную передачу знаний между культурами, а не ограниченность знаний, изолирующих культуры. [ 7 ]

Цвет нефрита был фактором, который принимался во внимание при принятии решения о том, какую форму примет кусок нефрита. [ 18 ]

Категории

[ редактировать ]

Нефритовые предметы раннего возраста (от неолита до Чжоу) делятся на пять категорий: небольшие декоративные и функциональные украшения, такие как бусы , подвески и крючки для ремня; оружие и сопутствующее оборудование; самостоятельная скульптура , особенно реальных и мифологических животных; небольшие предметы, вероятно, символической ценности, в том числе хан (украшения, часто вырезанные в форме цикады , которые помещаются в рот мертвеца), а также множество примеров более крупных предметов, таких как конг (полый цилиндр или усеченный цилиндр) . конус). В культуре Хуншань наиболее распространенными были диски би и конг , а также бусы, подвески и украшения для волос и одежды в различных формах животных. [ 7 ] Оружие, изготовленное из нефрита, было типичным для ритуальных процессов, таких как жертвоприношения и символы власти. [ 7 ] В частности, топоры и клинки встречались в ритуалах культуры Луншань. [ 7 ]

Шесть ритуальных и шесть церемониальных нефритов

[ редактировать ]

Шестью ритуальными нефритами, возникшими в доисторические времена, были би (плоский диск с отверстием в центре), конг (призматическая трубка) , [ 7 ] хуан лезвие (плоский полукольцевой кулон), ху , плоский, похожий на гуй и чжан . Оригинальные названия, ценность и функции этих объектов вызвали много спекуляций. В « Чжоу Ли» , составленном, вероятно, во времена династии Хань , круговое би представляет небо, цунь — землю, гуй — восток , чжан — юг, ху — запад и хуан — север. Несмотря на то, что им более двух тысячелетий, эти названия и символизм были даны этим объектам гораздо более поздними авторами, которые интерпретировали объекты таким образом, который отражал их собственное понимание космоса.

Первоначальное использование «Шести ритуальных нефритов» было утеряно, и такие нефриты стали символами статуса , а полезность и религиозное значение были забыты. Объекты стали отражать статус владельца из-за затрат и полномочий, необходимых для управления ресурсами и трудом при создании объекта. Таким образом, формы некоторых из этих нефритов были увековечены как «Церемониальные нефриты». В «Чжоу Ли» говорится, что король (ван) имел право на гуй типа чжэнь , герцоги (гун) — хуан, маркизы — гуй типа синь , графы (бо) — гуй типа гун , виконты ( цзы) к би типа гу и бароны (нан) к би типа пу .

Символизм и значение

[ редактировать ]
Чугунный меч с нефритовой рукоятью, Западная Чжоу (1046 г. до н.э.-771 г. до н.э.)

Нефритовые предметы изначально начинались как формы духовных связей или ценностей, но в последующие годы превратились в символы власти и статуса. [ 19 ] Однако на протяжении всей неолитической китайской культуры нефрит оставался насыщенным целенаправленной иконографией и символизмом. [ 7 ] Особенно в период Восточной Чжоу и династии Шан на нефритовых предметах можно увидеть изображения небесных существ, которые играли ключевую роль в общении с духами предков. [ 7 ] Позже, с переходом к раннему периоду Западной Чжоу, нефритовые предметы начали терять связь с Небесными силами и вместо этого отражали политический авторитет и статус своих владельцев. [ 7 ] Этот сдвиг ознаменовал важный период в развитии китайского нефрита, исправление его использования и, таким образом, новое определение китайской культуры. [ 7 ]

Концентрация на духовности

[ редактировать ]

На ранних этапах своего развития визуальные изображения из китайского нефрита воплощали одну из первых форм повествования. [ 7 ] Повествования с универсальными характеристиками, связанными с религией и духовностью, используют природные элементы, окружающие человечество, и предполагают религию, связанную с Небом и Землей. [ 7 ] Из-за глубокой зависимости древнего Китая от сельского хозяйства и цикличности природных явлений многие мистические свойства стали ассоциироваться с природой. [ 7 ] Духовность, мифологическая связь между мирской Землей и трансцендентностью Небес, была проявлена ​​во многих нефритовых предметах на позднем этапе династии Шан. [ 7 ] Поскольку нефрит добывали в высоких горах и руслах рек, а горы в китайской культуре символизировали путь восхождения за пределы Земли на Небеса, нефрит имел силу в погребальных обрядах и других обрядах, связанных с мистикой. [ 22 ] Погребальные ритуальные нефритовые предметы включали такие вещи, как декоративный нефрит остроконечной формы, бусы и даже сельскохозяйственные инструменты, такие как топоры и лопаты (используемые для подтверждения связи между природой и небесами). [ 23 ] Эти сельскохозяйственные инструменты помещались в гробницы либо как символы процветающей загробной жизни, либо для того, чтобы освятить гробницу для духов, ответственных за природные явления и благополучие человека. [ 23 ] Наряду с крупными предметами, многие более мелкие предметы в форме животных отражали то же чувство духовности в природе и оставались распространенными на протяжении всей династии Шан. Птицы, черепахи, шелковичные черви, драконы и цикады появлялись больше всего, и каждая из них олицетворяла отношения раннего Китая между религией и природой. [ 7 ] Например, полет птиц символизировал духовное путешествие: путешествие от естественной земли к небесным небесам. [ 24 ] Точно так же путешествие черепахи по суше и морю представляло собой экспедицию с земли в подземный мир. [ 25 ] Нефритовые цикады и шелковичные черви означали возрождение, символизируя возрождение мертвых, помещенных в гробницы. [ 7 ]

Наряду с предметами в форме животных нефрит также принимал форму облаков, земли и ветра; создание более буквального перевода убеждений. [ 26 ] Подвески в виде облаков и нефрит в форме облаков, найденные в гробницах элиты, вызывают веру в иерархическую социальную структуру, в которой лидеры обладают как политической, так и духовной властью. [ 27 ] Би-диски и конг, обычно структурированные нефритовые предметы, также приобрели погребальное значение благодаря их использованию в ритуалах. [ 7 ] Би-диски, в частности, использовались в жертвоприношениях Небесам. [ 27 ] , изготовленные Джейд, Подвески хуан также имели важную погребальную связь, поскольку их включали в типичную шаманскую одежду. [ 7 ]

Нефритовые человеческие фигурки в культуре Шицзяхэ — еще один способ использования нефрита в небесном контексте. Эти фигурки предположительно использовались для проведения ритуальных жертвоприношений и для сохранения памяти о жертвоприношении для последующих поколений. [ 22 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Фиеро, Глория К. (2010). Гуманистическая традиция . Том. Я (6-е изд.). МакГроу-Хилл.
  2. ^ Папа-Хенесси, Глава II.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Д., К. (1921). «КИТАЙСКИЙ НЕФРИТ». Бюллетень Городского художественного музея Сент-Луиса . 6 : 32–47 – через JSTOR.
  4. ^ Итак, Дженни Ф. (2019). Ранние китайские нефриты в художественных музеях Гарварда . Кембридж, Массачусетс: Гарвардские художественные музеи. п. 17. ISBN  9781891771767 .
  5. ^ Ховард, 19–22.
  6. ^ Папа-Хенесси, гл. IV.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Лопес, Руи Оливейра (2014). «Обеспечение гармонии между высоким и низким: властные животные и символы политической власти в древних китайских нефритах и ​​бронзах». Азиатские перспективы . 53 (2): 195–225. дои : 10.1353/asi.2014.0019 . hdl : 10125/42779 . ISSN   1535-8283 . S2CID   96457018 .
  8. ^ Уотсон, 77 .
  9. ^ Вэньлинь , (2016).
  10. ^ нефрит . Словарь английского языка Коллинза . 2011.
  11. ^ Десотель, Поль Э. (1986). Нефритовое королевство . Спрингер. п. 81.
  12. ^ «Обзор прогресса научного изучения древнего китайского нефрита» . Исследовательские ворота . Проверено 20 ноября 2018 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Джессика Роусон; Чжоу Лицзюнь; Уильям Р. Сарджент; Хенрик Х. Соренсен; Шейла С. Блэр; и др. (2003). «Китайская Народная Республика» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T016513 . ISBN  978-1-884446-05-4 . Проверено 12 марта 2018 г.
  14. ^ «Археологи раскопали 5000-летнюю нефритовую основу» .
  15. ^ Лю, Ли 2003: 3–15
  16. ^ Мартин, Стивен (2007). Искусство опиумного антиквариата . Чиангмай: Книги шелкопряда.
  17. ^ «Список правителей Китая» . 4 октября 2004 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м ФитцХью, Э. (1 января 2003 г.). «Джейд» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t043200 . ISBN  978-1-884446-05-4 . Проверено 26 ноября 2018 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж П., Дематт (2006). «Китайский нефритовый век: между антикваризмом и археологией» . Журнал социальной археологии . 6 (2): 202–226. дои : 10.1177/1469605306064241 . ISSN   1469-6053 . S2CID   145526495 .
  20. ^ «Династия Сун в Китае» . afe.easia.columbia.edu . Проверено 03 декабря 2018 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б Сакс, Маргарет; Микс, Найджел Д.; Майклсон, Кэрол; Миддлтон, Эндрю П. (1 октября 2004 г.). «Определение техник резьбы по китайскому нефриту». Журнал археологической науки . 31 (10): 1413–1428. Бибкод : 2004JArSc..31.1413S . дои : 10.1016/j.jas.2004.03.007 . ISSN   0305-4403 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Нельсон, Сара (1995). Археология северо-восточного Китая: за пределами Великой стены . Лондон: Рутледж. стр. 21–64.
  23. ^ Перейти обратно: а б Лю, Ли; Чен, Синцань (2008), «Социополитические изменения от неолита к бронзовому веку в Китае», Археология Азии , John Wiley & Sons, Ltd, стр. 149–176, doi : 10.1002/9780470774670.ch8 , ISBN  9780470774670
  24. ^ Башляр, Гастон (1943). Воздух и мечты. Очерк о воображении движения . Париж: Библиотека Хосе Корти.
  25. ^ Лю, Ли (2004). Китайский неолит: пути к ранним государствам . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 64–67.
  26. ^ Чайлдс-Джонсон, Элизабет (1988). «Драконы, маски, топоры и клинки из четырех недавно задокументированных культур обработки нефрита Древнего Китая». Ориентация . 19 :30–41.
  27. ^ Перейти обратно: а б Дэн, Шу Пин (2000). «Первоначальное значение би-дисков: идеи, основанные на нефритовом би Лянчжу с вырезанными символическими мотивами». Журнал восточноазиатской археологии . 2 : 165–194. дои : 10.1163/156852300509835 . ISSN   1387-6813 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c77fd88288d51192fcf5a8e9fecfc85__1711943820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/85/0c77fd88288d51192fcf5a8e9fecfc85.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chinese jade - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)