История независимой Молдовы
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( апрель 2021 г. ) |
История Молдовы |
---|
![]() |
![]() |
Ниже приводится хронология истории независимой Молдовы , которая началась после обретения Молдовой независимости .

Дорога к независимости 1985–1991 гг.
[ редактировать ]В новых политических условиях, созданных после 1985 года политикой гласности , введенной Михаилом Горбачевым , в 1986 году для поддержки перестройки (реструктуризации) было сформировано Демократическое движение Молдовы ( румынский : Mişcarea Демократă din Молдова ), которое в 1989 году стало известно как Пронационалистический Народный фронт Молдовы (НФМ; румынский : Frontul Popular din Молдова ). [ 1 ] [ 2 ] Наряду с другими периферийными советскими республиками, начиная с 1988 года, Молдова начала двигаться к независимости. 29 июля 1989 года реформаторский коммунист Мирча Снегур был назначен председателем президиума Верховного Совета Молдавии (спикером парламента). 27 августа 1989 года ПФМ организовала массовую демонстрацию в Кишиневе , которая стала известна как Великое национальное собрание ( румынский : Marea Adunare Naţională ), которая оказала давление на власти Молдавской Советской Социалистической Республики с целью принятия 31 августа 1989 года закона о языке, который провозгласил молдавский язык, написанный латиницей, государственным языком Молдавской ССР . [ 1 ] [ 3 ] Гражданские беспорядки начались 7 ноября 1989 года в Молдавской Кишиневе ССР и продолжились 10 ноября, когда протестующие сожгли здание Министерства внутренних дел во главе с Владимиром Ворониным . Фестивали 7 ноября 1989 года, посвященные Октябрьской революции , и 10 ноября, посвященные чествованию советской полиции, предоставили оппозиции прекрасную возможность бросить вызов властям на видном месте и сорвать события, имеющие первостепенное значение для советского режима. Активисты Народного фронта Молдовы , зачастую выходя за рамки официальной санкции руководства движения, организовывали акции, ставившие в неловкое положение республиканское руководство, в конечном итоге вылившиеся в беспорядки в центре Кишинева . Эти беспорядки решили судьбу все более слабеющего Первого секретаря Коммунистической партии Молдовы . В конце года, когда Семен Гроссу и его организация подвергались нападкам как со стороны правых национал-возрожденцев, так и со стороны «ультрареволюционных» левых интернационалистов, Москва заменила Первого секретаря на Петр Лучинский на внеочередном пленуме ЦК 16 ноября 1989 года. [ 4 ]
Первые частично свободные выборы в парламент Молдовы состоялись в феврале и марте 1990 года. 27 апреля 1990 года реформистский коммунист Мирча Снегур был переизбран спикером парламента (председателем Верховного Совета Молдавии), а 26 мая 1990 Мирча Друч из Народного фронта Молдовы стал премьер-министром в переломный момент, когда КПСС потеряла власть в Молдавии. ССР . 23 июня 1990 года парламент принял Декларацию о суверенитете, которая, среди прочего, предусматривала верховенство законов Молдовы над законами Советского Союза и официально изменила название республики с Молдавской ССР на Молдавскую ССР . Мирча Снегур был избран президентом Молдовы 3 сентября 1990 года парламентом и выступает за независимость. 23 мая 1991 года название государства снова было изменено на нынешнюю Республику Молдова. [ 1 ]
После провала попытки советского государственного переворота 19–21 августа 1991 года Молдова провозгласила свою независимость 27 августа 1991 года, которая была признана в тот же день Румынией , а затем и многими другими странами. Противодействие президента Мирчи Снегура немедленному воссоединению с Румынией привело к расколу с Народным фронтом Молдовы в октябре 1991 года и к его решению баллотироваться в качестве независимого кандидата на президентских выборах 8 декабря 1991 года. Не встретив сопротивления, он победил после того, как попытки Народного фронта организовать бойкот избирателей провалились. 21 декабря 1991 года Молдова вместе с большинством бывших советских республик подписала учредительный акт, образовавший постсоветское Содружество Независимых Государств (СНГ). Объявив себя нейтральным государством , оно не присоединилось к военной отрасли СНГ. Три месяца спустя, 2 марта 1992 года, страна добилась официального признания в качестве независимого государства в ООН.
Приднестровский конфликт
[ редактировать ]
В 1992 году Молдова оказалась вовлеченной в краткий конфликт против местных повстанцев в Приднестровье , которым помогала 14-я гвардейская армия и российские, украинские и донские казачьи добровольцы, что привело к тому, что Молдова при поддержке Румынии не смогла восстановить контроль над Приднестровьем. отколовшаяся республика. О прекращении огня в этой войне договорились президенты Мирча Снегур и Борис Ельцин в июле 1992 года. Демаркационную линию должны были поддерживать трехсторонние миротворческие силы (состоящие из молдавских, российских и приднестровских сил), и Москва согласилась вывести свою 14-ю армию. параллельно с поиском окончательного решения приднестровского конфликта. Кроме того, Приднестровье будет иметь особый статус в составе Молдовы и будет иметь право на отделение, если Молдова изменит свою государственность. [ 5 ] например, объединившись с Румынией. [ 6 ] Однако в ходе последующих переговоров власти Приднестровья отклонили это предложение, взяв вместо этого курс на сохранение независимости. По состоянию на 2019 год этот конфликт остается неразрешенным.
В регионе к востоку от реки Днестр , в Приднестровье, где проживает значительная часть русскоязычных этнических русских и украинцев (по состоянию на 1989 год, 51%, в отличие от лишь 40% этнических молдаван ), и где расположены штаб и многие подразделения Советского Союза . Была размещена 14-я гвардейская армия , 16 августа 1990 г. была провозглашена независимая «Приднестровская Молдавская Республика» (ПМР) со столицей в г. Тирасполь. [ 1 ] Мотивами этого шага были страх перед ростом национализма в Молдове и ожидаемое воссоединение страны с Румынией после выхода из СССР.
Зимой 1991–1992 годов произошли столкновения между приднестровскими силами, поддерживаемыми частями 14-й гвардейской армии, и молдавской полицией. В период со 2 марта по 26 июля 1992 года конфликт перерос в военное столкновение . Переговоры, проходившие в ходе конфликта между Россией, Украиной, Румынией и Молдовой, не дали никаких практических результатов. После серии прямых переговоров при содействии России было достигнуто соглашение между Молдовой и Приднестровьем.
Российские военные, дислоцированные в этом регионе (14-я армия), были выведены из основной части Молдовы к январю 1993 года, но остаются по сей день к востоку от Днестра в сепаратистском регионе, несмотря на подписание международных обязательств по выводу войск и вопреки воле молдавского правительства. . [ 7 ] [ 8 ] Одно из таких обязательств было взято на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году и предусматривало вывод российских войск и боеприпасов в течение трех лет. Это обещание было подтверждено на следующем саммите в Порту в 2003 году. После 1992 года Румыния и Украина были исключены из дипломатической деятельности, направленной на решение Приднестровский кризис. Позже в состав организации была включена Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также вновь включена Украина. Послевоенный статус-кво сохраняется и по сей день: Кишинев предлагает большую автономию, а Тирасполь требует независимости. Де-юре Приднестровье признано на международном уровне частью Молдовы, но де-факто власти Кишинева не осуществляют никакого контроля над этой территорией. [ 1 ]
Переход к рыночной экономике
[ редактировать ]2 января 1992 года Молдова начала рыночные реформы, в том числе либерализацию цен. Это привело к инфляции в 2600% в 1992 году и дальнейшей инфляции в 700% в 1993 году. С 1992 по 2001 год молодая страна пережила худший экономический кризис, в результате которого большая часть населения оказалась за чертой бедности. [ нужна ссылка ] была введена новая национальная валюта – молдавский лей В 1993 году вместо советского рубля . Конец плановой экономики означал также, что промышленным предприятиям придется самим закупать материалы и продавать свою продукцию, а большая часть руководства не была готова к таким изменениям. [ нужна ссылка ] Молдова осуществила план приватизации, который оказался эффективным в передаче права собственности на дома народу. Попытка приватизации средств производства не привела к росту экономики, как хотелось. [ нужна ссылка ] Международные финансовые институты, судя по очевидному наличию ориентиров, указывающих на современное развитое общество в 1992 году, переоценили способность экономики и правительства Молдовы противостоять переходу к рыночной экономике и заставили страну открыть свой рынок для иностранных товаров без реализации каких-либо эффективные меры по поддержке внутреннего производства. В результате промышленность Молдовы, особенно машиностроение, практически прекратила свое существование, а безработица резко возросла. [ нужна ссылка ] Экономическое состояние Молдовы начало меняться в 2001 году; с тех пор в стране наблюдается устойчивый ежегодный рост от 5% до 10%. В начале 2000-х годов также наблюдался значительный рост эмиграции молдаван, ищущих работу (в основном нелегально) в Италии, Португалии, Испании, Греции, Кипре , Турции и других странах, помимо работы в России. [ нужна ссылка ] Одной из причин этого было то, что в 1991 году 1,3 миллиона молдаван, или ок. 60% рабочей силы было занято в сельском хозяйстве , которое обычно не требует такого большого количества людей. [ нужна ссылка ] Денежные переводы от молдаван за рубежом составляют ок. Молдовы 30% ВВП , самый большой процент в Европе. [ нужна ссылка ] Официально годовой ВВП Молдовы составляет порядка 1000 долларов на душу населения, однако значительная часть экономики остается незарегистрированной из-за коррупции . [ нужна ссылка ]
Политические события 1990-х годов
[ редактировать ]Переходу Молдовы к демократии изначально препятствовали неэффективный парламент, отсутствие новой конституции, сепаратистское движение, возглавляемое гагаузским (христианско-тюркским) меньшинством на юге, провозгласившим Гагаузскую Республику , и волнения в Приднестровье на левом фланге. берег реки Днестр, где сепаратистское движение, которому помогают российские вооруженные силы в регионе и возглавляемое сторонниками попытки государственного переворота 1991 года в Москве, объявило «Приднестровская республика».
На всех этих фронтах достигнут прогресс. В 1992 году правительство заключило соглашение о прекращении огня с официальными лицами России и Приднестровья (хотя напряженность сохраняется), и переговоры продолжаются. В феврале 1994 года были проведены новые выборы в законодательные органы, и неэффективный парламент, избранный в 1990 году на 5-летний срок, был заменен. Новая конституция была принята в июле 1994 года. Конфликт в Гагаузии был урегулирован предоставлением местной автономии в 1994 году, которая вступила в силу в 1995 году.
За пронационалистическими правительствами премьер-министров Мирчи Друка (25 мая 1990 г. - 28 мая 1991 г.) и Валериу Муравского (28 мая 1991 г. - 1 июля 1992 г.) последовало более умеренное правительство Андрея Сангели , которое привело к смещению наиболее реформаторски ориентированные личности. [ нужна ссылка ] и упадок прорумынских националистических настроений. [ 9 ]

В декабре 1991 года бывший коммунистический реформатор Мирча Снегур провел беспрепятственные выборы президента. 2 марта 1992 года страна добилась официального признания в качестве независимого государства в ООН . Советская система быстро разваливалась, и молдавское руководство решило полагаться на свои силы, чтобы вернуть отколовшееся Приднестровье под свой контроль. В апреле 1992 года парламент сформировал Министерство обороны, и Молдова начала организовывать собственные вооруженные силы.
Парламентские выборы в феврале 1994 года прошли мирно и получили хорошие оценки международных наблюдателей за свою справедливость. Премьер-министр Андрей Сангели был переизбран на свой пост в марте 1994 года, как и Петр Лучинский на пост спикера парламента. Власти Приднестровья отказались разрешить там голосование и отговорили местное население от участия; только около 7500 жителей проголосовали на специально созданных избирательных участках в правобережной Молдове. Однако жители сепаратистского региона Гагаузия в выборах приняли участие.
На выборах в феврале 1994 года только четыре из десятков политических партий преодолели порог в 4%. [ 1 ] Новый парламент, в котором большинство составляет Демократическая аграрная партия Молдовы, не столкнулся с тем тупиком, который характеризовал старый парламент с большинством консервативных националистов Народного фронта. Новое правительство было сформировано Андреем Сангели из Демократической аграрной партии .
в марте 1994 года На референдуме подавляющее большинство избирателей высказались за сохранение независимости. После выборов парламент ратифицировал договор о присоединении к Содружеству Независимых Государств , изменил государственный гимн с Deşteaptă-te, române на Limba noastră , принял новую конституцию, в которой официальным языком была названа Молдова , а не румынский (как он назывался в 1991 году). –93), а также принял другие меры, которые дистанцировали Молдову от Румынии. [ 1 ] Новая молдавская конституция также предусматривала автономию Приднестровья и Гагаузии . 23 декабря 1994 года Парламент Молдовы принял «Закон об особом правовом статусе Гагаузии», а в 1995 году он был учрежден.
В октябре 1994 года Россия и Молдова подписали соглашение о выводе российских войск из Приднестровья, но российское правительство его не ратифицировало; возникла еще одна тупиковая ситуация. Хотя прекращение огня оставалось в силе, дальнейшие переговоры, включавшие Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организацию Объединенных Наций, не принесли большого прогресса.
В 1994 году Молдова стала членом НАТО «Партнерство ради мира» . 29 июня 1995 года Молдова стала членом Совета Европы . [ 1 ]
В марте и апреле 1995 года молдавские учащиеся колледжей и средних школ приняли участие в серии забастовок и демонстраций в Кишиневе в знак протеста против политики правительства в области культуры и образования. К студентам присоединились и другие протестующие по экономическим причинам. Самым эмоциональным вопросом был вопрос о национальном языке – следует ли называть его молдавским, как он назван в конституции 1994 года, или румынским .
Выступая перед парламентом 27 апреля, президент Снегур обратился к парламенту с просьбой внести поправки в конституцию и изменить название языка на румынский. Окончательное решение правительства было отложено до осени 1995 года из-за условия, что должно пройти шесть месяцев, прежде чем можно будет внести предлагаемые изменения в конституцию. Студенческие демонстранты объявили мораторий на дальнейшие забастовки до 6 сентября.
Попытка президента Снегура в 1996 году изменить официальный язык на «румынский» была отклонена парламентом Молдовы как «содействие румынскому экспансионизму».
На президентских выборах 1996 года спикер парламента Петру Лучинский удивил досадной победой над действующим президентом Мирчей Снегуром во втором туре голосования. Международные наблюдатели оценили выборы как свободные и честные. После победы на президентских выборах 1996 года, 15 января 1997 года, Петр Лучинский , бывший первый секретарь ЦК Коммунистической партии Молдавии вторым президентом страны стал в 1989-91 годах.
Президенту Лучинскому действительно удалось провести несколько очень спорных реформ (возможно, самой противоречивой была программа приватизации земли «Пэмынт», финансируемая Соединенными Штатами по содействию международному развитию). Действительно, его пребывание в должности было отмечено постоянной законодательной борьбой с парламентом Молдовы. Несколько раз парламент рассматривал вопрос о вотуме недоверия президентскому правительству, а несколько умеренных, прозападных премьер-министров, выступавших за реформы, были отправлены в отставку парламентом, который все больше отдавал предпочтение растущей фракции Коммунистической партии.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом (ЕС) вступило в силу в июле 1998 года сроком на десять лет. Он установил институциональную основу для двусторонних отношений, определил основные общие цели и призвал к деятельности и диалогу в ряде областей политики.
На саммите ОБСЕ 1999 года Россия подписала соглашение о выводе своих войск из Приднестровья к 1 января 2002 года. Однако она до сих пор не выполнила это обещание.
Два предыдущих президента Молдовы, Мирча Снегур и Петр Лучинский, в советский период были соответственно президентом Верховного Совета Республики и первым секретарем Республиканской Коммунистической партии. Оба были членами Политбюро, а Лучинский был членом ЦК КПСС.
Альянс за демократию и реформы 1998–2001 гг.
[ редактировать ]
После победы на президентских выборах 1996 года, 15 января 1997 года, Петр Лучинский , бывший первый секретарь Коммунистической партии Молдавии в 1989–91 годах, стал вторым президентом страны.
На выборах в законодательные органы 22 марта 1998 года Партия коммунистов Республики Молдова , которая была повторно легализована в 1994 году после запрета в 1991 году, получила 40 из 101 места в парламенте, но была низведена до уровня оппозиции, когда Альянс За демократию и реформы была сформирована Демократическим съездом Молдовы (26 депутатов), Движением за демократическую и процветающую Молдову (24 депутата) и Партией Демократической Молдовы . Силы (11 МП). Однако деятельность нового правительства премьер-министра Иона Чубука (24 января 1997 г. - 1 февраля 1999 г.) характеризовалась хронической политической нестабильностью, которая препятствовала реализации последовательной программы реформ. [ 1 ] Альянс за демократию и реформы был первым коалиционным правительством в истории Молдовы. Внешняя политика характеризовалась двойственностью принадлежности к Содружеству Независимых Государств и шагами к сближению с Западной Европой .
Рублевой кризис 1998 года в России, главном экономическом партнере Молдовы в то время, привел к экономическому кризису в стране.
Молдова приняла специальную миссию Международного валютного фонда , которая консультировала правительство о том, как справиться с последствиями российского кризиса. Россия покупала тогда 85% молдавского вина и коньяка, а также большую часть консервов и табака. После падения рубля большинство российских импортеров приостановили сделки с Молдовой. Президент Молдовы Петр Лучинский заявил, что российский кризис стоил Молдове целых пять процентов ее ВВП. В парламенте страны обсуждалась программа, направленная на сокращение импорта и поиск новых рынков за пределами России.
Приватизация застопорилась, за год (август 1998 г. – июль 1999 г.) молдавский лей потерял 60% по отношению к доллару США, страну охватил энергетический кризис, зарплаты и пенсии выплачивались с существенной задержкой в несколько месяцев, распространилась коррупция. . Уровень жизни резко упал: 75% населения живет за чертой бедности, а экономическая катастрофа заставила 600 000 человек покинуть страну. В конечном итоге это привело к разрыву отношений с Международным валютным фондом. [ 1 ]
В экономическом плане кризис 1998 года спровоцировал эмиграцию рабочей силы, а также постоянную эмиграцию из Молдовы. По данным переписи населения, с 1989 по 2004 год Молдова потеряла около 400 тысяч жителей, или 9% населения. По оценкам аналитиков, фактическая эмиграция может быть выше, поскольку многие сезонные рабочие остаются зарегистрированными как проживающие в стране. [ нужна ссылка ]
После действующего правительства Серафима Урекяна (5–17 февраля 1999 г.) новые правительства были сформированы Ионом Стурзой (19–9 февраля 1999 г.) и Думитру Брагишем (21 декабря 1999 г. – 19 апреля 2001 г.). 21 июля 2000 года парламент принял поправку к Конституции, которая превратила Молдову из президентской республики в парламентскую , в которой президент избирается 3/5 голосов в парламенте, а не непосредственно народом. [ 1 ]
Позже в 2000 году, когда парламент трижды не смог избрать нового президента, Петру Лучинский воспользовался своим правом на роспуск парламента, назвав новые парламентские выборы. Однако, поскольку ни один кандидат не смог набрать большинства голосов, Лучинский временно остался президентом.
Разногласия, возникшие внутри Альянса за демократию и реформы , вызванные в некоторой степени недовольством распределением мест, привели к его распаду и подавляющей победе Партии коммунистов на парламентских выборах 2001 года .
В последующее десятилетие Партия коммунистов весьма успешно использовала бессвязную деятельность Альянса за демократию и реформы для дискредитации любой формы политической коалиции , сформированной без коммунистов. Их критика Альянса за европейскую интеграцию является хорошим примером.
Управление коммунистами 2001–2009 гг.
[ редактировать ]
Однако широко распространенное народное недовольство правительством, экономикой и реформами привело к неожиданности на выборах в феврале 2001 года. На выборах, признанных международными наблюдателями свободными и честными, население Молдовы подавляющим большинством проголосовало за коммунистов. Коммунистическая фракция, которая ранее занимала 40 из 101 места в парламенте с тех пор, как им было разрешено по закону существовать в 1998 году, подскочила до 71 места – явное большинство. Тогда депутаты-коммунисты смогли избрать Владимира Воронина президентом лидера своей фракции . Воронин ранее занимал должности чиновника ЦК Компартии Молдовы, а также первого секретаря Бендерского горкома партии и министра внутренних дел.
Только 3 из 31 политической партии преодолели 6%-ный барьер на выборах 25 февраля 2001 года. Набрав 49,9% голосов, Партия коммунистов получила 71 депутата из 101 и 4 апреля 2001 года избрала Владимира Воронина третьим президентом страны. Новое правительство было сформировано 19 апреля 2001 года Василе Тарлевым . Страна стала первым постсоветским государством, где к власти возвращается нереформированная Коммунистическая партия. [ 1 ]
После своего избрания президент Воронин продолжил реализацию планов Лучинского по приватизации ряда важных государственных предприятий и даже иногда разрывал отношения со своей партией по важным вопросам. Он также неоднократно заявлял о планах принять меры по содействию консолидации земель в сельской местности, шаг, который сторонние наблюдатели окрестили «реколлективизацией». Однако при президенте Воронине отношения с Румынией временами ухудшались. Напряженность возникла, когда президент попытался ввести русский язык в качестве второго национального языка, а также настоять на том, чтобы молдавский государственный язык назывался молдавским. Румынский язык в Молдове стал называться « молдавским », что вызвало долгие споры о том, идентичен ли этот язык или близко похож на румынский. В 2007 году правительство Молдовы не разрешило Румынии открыть два консульства в крупных городах Молдовы, Бельцах и Кагуле , которые были призваны упростить получение румынских виз для населения Молдовы. [ нужна ссылка ] .
В марте-апреле 2002 г. в Кишиневе произошло несколько массовых акций протеста против планов правительства выполнить свое предвыборное обещание и ввести русский язык в качестве второго государственного языка наряду с его обязательным изучением в школах. [ 1 ] Правительство в основном отказалось от этих планов, но в конечном итоге русский язык был вновь введен в качестве обязательного предмета в молдавских школах, хотя и только 1-2 часа в неделю. [ нужна ссылка ]

Попытка вновь ввести русский язык в молдавские школы вызвала протесты в центре Кишинева, возглавляемые националистической Христианско-демократической народной партией , и была прервана, поскольку движение потеряло темп. Коммунистическая партия также вызвала много критики по поводу все более авторитарного правления в Кишиневе. [ нужна ссылка ]
Отношения между Молдовой и Россией ухудшились в ноябре 2003 года из-за российского предложения по решению приднестровского конфликта, которое молдавские власти отказались принять из-за политического давления со стороны Запада, поскольку оно предусматривало 20-летнее военное присутствие России в Молдове. Федерализация Молдовы также превратила бы Приднестровье и Гагаузию в блокирующее меньшинство по всем основным политическим вопросам Молдовы.
После тупиковой ситуации в отношениях с Россией в ноябре 2003 года произошел ряд сдвигов во внешней политике Молдовы, направленных на сближение с Европейским Союзом. В контексте расширения ЕС на восток Молдова хочет подписать Соглашение о стабилизации и ассоциации и требует индивидуального плана действий для вступления в ЕС. Национальная комиссия по европейской интеграции была создана в июне 2003 года, а в ноябре 2003 года все три политические партии, присутствующие в парламенте, приняли общую декларацию, в которой говорится о проевропейской ориентации Молдовы. [ 1 ] С 1999 года Молдова подтвердила свое желание присоединиться к Европейскому Союзу. [ 10 ] [ 11 ] и реализовать свой первый трехлетний План действий в рамках Европейской политики соседства (ЕПС) ЕС. [ 12 ] [ 13 ] Аналитики утверждают, что на самом деле Молдова не сумела полностью реализовать План действий и вместо позитивных идей постоянно посылала Брюсселю противоречивые сигналы о своей приверженности осуществлению реформ. [ 14 ]
19 декабря 2003 года парламент принял Закон о национальностях, который провел спорное различие между молдавским большинством и румынским меньшинством (спорное различие исторически, этнически и лингвистически). [ 1 ] В переписи населения 2004 года , первой с момента обретения независимости, из 2 638 125 молдаван и румын (78,3% населения страны) 2 564 850 (97,2%) были зарегистрированы как молдаване и 73 276 (2,8%) как румыны (94,9%, соотв. 5,1%). в городской местности и 98,4%, соотв. 1,6% в сельской местности). 2 012 542 человека или 76,3% из них назвали родной язык молдавским (58,9% в городской местности и 84,8% в сельской местности), а 552 920 или 21,0% из них назвали его румынским (34,3% в городской местности и 14,4% в сельской местности).
Летом 2004 года власти Приднестровья принудительно закрыли четыре румыноязычные школы в Тирасполе , Бендерах и Рыбнице , в которых использовался румынский язык на латинице. Это вызвало рост напряженности между Молдовой и сепаратистским краем, в результате чего Молдова и Приднестровье ввели экономические санкции друг против друга. Конфликт был разрешен позже в том же году, когда власти Приднестровья предоставили этим учреждениям статус школ, финансируемых из частных источников.
На следующих выборах 2005 года Партия коммунистов была переизбрана на прозападной платформе, подчеркнув необходимость европейской интеграции. Позже в том же году парламент Молдовы переизбрал Воронина на второй срок президентом. Молдавские власти отказали во въезде российской организации ( CIS-EMO ), которая, по словам России, должна была следить за справедливостью выборов; некоторые члены организации, которые все же въехали в страну, были депортированы. Как следствие, российско-молдавские связи сильно ослабли, и нация оказалась расколота между построением отношений с Западом или с Россией.
На выборах 6 марта 2005 года Коммунистическая партия получила 46% голосов (56 из 101 места в парламенте), Блок «Демократическая Молдова» получил 28,5% голосов (34 депутата), а Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) ) набрал 9,1% (11 депутатов). 4 апреля 2005 года Владимир Воронин был переизбран президентом страны при поддержке части оппозиции, а 8 апреля Василе Тарлеву вновь были предъявлены обвинения в качестве главы правительства. [ 1 ] С 2005 года на политической сцене Молдовы произошло несколько серьезных изменений. Сначала большая часть оппозиции поддержала Владимира Воронина, который, как считалось, превратился из пророссийского в прозападного, но ситуация изменилась в значительной степени после того, как Воронин начал устойчивую словесную кампанию. кампанию (в прессе, официальных заявлениях и на европейских форумах) против румын и Румынии, которых он обвиняет в краже граждан Молдовы (около 100 000 молдаван имеют также румынское гражданство и другие 800 000 ждут своей очереди). [ нужна ссылка ]
Правительство было сформировано Партией коммунистов при парламентской поддержке ХДНП (по этой причине многие ее члены покинули страну) и в основном (не всегда) Демократической партии Молдовы . К основным оппозиционным партиям относятся Партия Альянс «Наша Молдова» , Либеральная партия , кандидат которой Дорин Киртоакэ победил 17 июня 2007 года на выборах мэра столицы Кишинева, [ 15 ] и Либерально-демократическая партия Молдовы .
По состоянию на 2006 год в Приднестровье оставалось около 1200 военнослужащих 14-й армии. В последние годы переговоры между лидерами Приднестровья и Молдовы идут при посредничестве ОБСЕ, России и Украины; в последнее время в качестве наблюдателей подключились наблюдатели от Евросоюза и США, создав формат 5+2 .
На выборах в марте 2005 года Партия коммунистов (ПКРМ) получила 46% голосов (56 из 101 места в парламенте), Блок «Демократическая Молдова» (БМД) набрал 28,5% голосов (34 депутата), и Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) получила 9,1% (11 депутатов). 4 апреля 2005 года Владимир Воронин был переизбран президентом страны при поддержке части оппозиции, а 8 апреля Василе Тарлеву вновь были предъявлены обвинения в качестве главы правительства. [ 1 ] сменила Зинаида Гречаная 31 марта 2008 года Василе Тарлева на посту главы правительства .
С тех пор, как Румыния присоединилась к Европейскому Союзу в 2007 году и ввела визовый режим для граждан Молдовы, около 800 000 граждан Молдовы подали заявления на получение румынского гражданства (любой, у кого хотя бы один дедушка или бабушка были гражданином Румынии в 1940 году, может подать заявление на получение румынского гражданства). [ нужна ссылка ]
18 ноября 2008 года Парламентская ассамблея НАТО приняла резолюцию 371 о будущем отношений между НАТО и Россией, в которой, среди прочего, «настоятельно призывает правительство и парламент России уважать свои обязательства, которые были приняты на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году и вывести свое незаконное военное присутствие из приднестровского региона Молдовы в ближайшее время». [ 16 ]
Проевропейские коалиции у власти с 2009 г. по настоящее время
[ редактировать ]
выборы 5 апреля 2009 года в Молдове прошли парламентские . Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) получила большинство мест (60 из 101) третий раз подряд. Явка составила 59,49 процента, что превышает 50 процентов, необходимых для признания выборов действительными. Новому парламенту пришлось избрать нового президента Молдовы , поскольку действующий президент Владимир Воронин был вынужден уйти в отставку после двух сроков полномочий. [ 17 ]
ЕС призвал Молдову реформировать свой избирательный закон, который предусматривает избирательный порог в 6% и мало допускает альянсы более мелких партий, чтобы более мелкие партии также могли пройти в парламент, но президент Владимир Воронин отклонил такие призывы. [ 18 ] Окончательные результаты были объявлены 8 апреля 2009 г.; правящая ПКРМ не смогла получить 61 место, необходимое для избрания президента, что оставило оппозиционным партиям возможность провести новые выборы. Пересчет бюллетеней, проведенный 21 апреля, подтвердил эти результаты.

Волна протестов началась 7 апреля 2009 года в крупных городах Молдовы (включая столицу Кишинев и Бельцы результатов выборов . ) после объявления Демонстранты утверждали, что выборы, на которых правящая ПКРМ, как сообщалось ранее, получила большинство мест, были сфальсифицированы, и в качестве альтернативы требовали пересчета голосов, новых выборов или отставки правительства. Подобные демонстрации прошли и в других крупных городах Молдовы, в том числе во втором по величине городе страны Бельцах, где протестовали более 7000 человек. [ нужна ссылка ] Протестующие организовались с помощью онлайн -социальной сети , Twitter отсюда и ее прозвище, используемое в средствах массовой информации, «Твиттерская революция». [ 19 ] [ 20 ] или Виноградная революция . В Кишиневе, где число протестующих превысило 15 000 человек, 7 апреля демонстрация переросла в беспорядки. Участники беспорядков напали на здание парламента и президентский кабинет , разбили окна, подожгли мебель и похитили имущество.
В результате протеста четыре человека погибли, 270 получили ранения и несколько человек были заключены в тюрьму, среди обвинений в применении пыток со стороны полиции и дипломатического скандала с Румынией после того, как президент Воронин обвинил Румынию в том, что она является движущей силой беспорядков в Кишиневе. После гражданских волнений климат в Молдове стал очень поляризованным. [ 21 ] Парламенту не удалось избрать нового президента . По этой причине парламент был распущен и досрочные выборы проведены . На выборах 29 июля победила Коммунистическая партия, набравшая 44,7% голосов. В результате бывшая правящая партия получила 48 депутатов, а оставшиеся 53 места в палате из 101 члена достались четырем оппозиционным партиям. Оппозиционные партии согласились создать Альянс за европейскую интеграцию, который подтолкнул Коммунистическую партию к оппозиции. Коммунисты находились у власти с 2001 года.
На парламентских выборах в Молдове в июле 2009 года Партия коммунистов набрала около 45% голосов, в то время как каждая из четырех других партий, получивших места, получила от 7% до 16%. [ 22 ] Однако в совокупности оппозиционные коммунистам партии получили больший процент голосов и сейчас обсуждают вопрос о формировании коалиции. [ 22 ] Это побудило некоторых комментаторов объявить выборы проигрышем для коммунистов. [ 22 ] [ 23 ]
В августе 2009 года четыре молдавские партии – Либерально-демократическая партия , Либеральная партия , Демократическая партия и Альянс «Наша Молдова» – договорились создать правящую коалицию, которая подтолкнет Коммунистическую партию к оппозиции. Название коалиции было «Альянс за европейскую интеграцию» .
Последующая попытка правящей коалиции внести поправки в конституцию Молдовы посредством референдума в 2010 году, чтобы обеспечить проведение президентских выборов всенародным голосованием, не смогла обеспечить требуемую явку в 33%. Поэтому Конституционный суд Молдовы постановил, что исполняющий обязанности президента Молдовы Михай Гимпу должен распустить парламент и провести новые выборы. [ 24 ]
Парламентские выборы в Молдове состоялись 28 ноября 2010 года после того, как непрямые президентские выборы провалились во второй раз в конце 2009 года. [ 25 ] Коммунисты получили 42 места, либерал-демократы - 32, Демократическая партия - 15, а либералы - 12. Это дало Альянсу за европейскую интеграцию 59 мест, что на 2 меньше 61 места, необходимого для избрания президента. Таким образом, в результате был сохранен статус-кво после конституционного тупика того времени . Наблюдатели от ОБСЕ и Совета Европы высоко оценили выборы. В декабре премьер-министр Влад Филат от ЛДПМ смог обеспечить парламентское большинство при поддержке либералов и Демократической партии, лидер которой Мариан Лупу был назначен временным спикером парламента и, таким образом, также исполняющим обязанности главы партии. состояние . [ 26 ]
16 марта 2012 г. [ 27 ] парламент избрал Николае Тимофти президентом 62 голосами из 101, при этом ПКРМ бойкотировала выборы, положив конец политическому кризису, продолжавшемуся с апреля 2009 года . [ 28 ] 30 мая 2013 года на смену Альянсу за европейскую интеграцию пришла Проевропейская коалиция, премьер -министром стал Юрие Лянкэ . На выборах в ноябре 2014 года проевропейские партии сохранили большинство в парламенте. [ 29 ]
-
Юрие Лянкэ ( ЛДПМ ), премьер-министр, 2013 г.
-
Николае Тимофти (независимый),
2012 Президент
См. также
[ редактировать ]- Политика Молдовы
- Распад Советского Союза
- Спорный статус Приднестровья
- Приднестровская Декларация независимости
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д (на румынском языке) Хория К. Матей, «Государства мира. Энциклопедия истории». Меронибна, Бухарест, 2006, стр. 292-294
- ^ «Румынский национализм в Республике Молдова». Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine Андреем Паничем, Американский университет в Болгарии, 2002 г.; страницы 40 и 41
- ^ Legea cu privire la functionarea Limbilor vorbite pe teritoriul RSS Moldovenesti Nr.3465-XI от 01.09.89 Вестиль № 9/217, 1989 г. Архивировано 19 февраля 2006 г. в Wayback Machine (Закон об использовании языков, на которых говорят на территории Республика Молдова): «Молдавская ССР поддерживает стремление Молдаванам, проживающим за пределами Республики, и, учитывая существующую языковую молдо-румынскую идентичность, румын, проживающих на территории СССР, обучаться и удовлетворять свои культурные потребности на родном языке».
- ↑ Publika TV , Файл из истории: 1989 год – антиседьмой ноябрьский год в Кишиневе.
- ^ Хьюз, Джеймс и Сасс, Гвендолин. Этническая принадлежность и территория в бывшем Советском Союзе: конфликтующие регионы , стр.109. Тейлор и Фрэнсис (2002), ISBN 0-7146-8210-1
- ^ Ольга Савчак, Приднестровско-Молдавский конфликт , Тематические исследования ICE Номер 182, май 2006 г.
- ↑ Заявление Его Превосходительства г-на Андрея Стратана на общих дебатах шестьдесят второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Нью-Йорк, 1 октября 2007 г. Архивировано 5 октября 2008 г. в Wayback Machine : «Я хотел бы повторить по этому поводу позицию Республики Молдова, согласно которому вывод российских войск, оставшихся на территории Молдовы против ее воли, соответствует обязательствам, принятым Российской Федерацией в 1999 году в Стамбуле, создаст необходимые предпосылки для ратификации и применения адаптированного ДОВСЕ».
- ^ «Президент Молдовы хочет уйти с орбиты России – Eurasia Daily Monitor» . Архивировано из оригинала 4 декабря 2007 года . Проверено 1 сентября 2009 г. Джеймстаун: «Президент Молдовы хочет уйти из орбиты России»
- ^ Хелен Федор, изд. Молдова: страновое исследование. Правительство. Вашингтон: Генеральный офис Библиотеки Конгресса, 1995.
- ^ Молдпрес: "Воронин подчеркнул, что мы будем стремиться стать членом ЕС"
- ^ ИТАР-ТАСС
- ↑ План действий Молдова-ЕС, одобренный Европейской комиссией. Архивировано 4 декабря 2007 г. на Wayback Machine , http://www.azi.md , 14 декабря 2004 г. Проверено 2 июля 2007 г.
- ^ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ЕС/МОЛДОВЫ
- ^ Ион Марандичи, Из отчета Европейской комиссии о будущем соглашении с ЕС, Время, нет. 45, 28 марта 2008 г. См.: http://europa.timpul.md/Article.asp?idIssue=179&idRubric=2146&idArticle=5509. Архивировано 11 января 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ «Итоги местных выборов 2007 года в Молдове» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2010 года . Проверено 3 января 2011 г.
- ^ «Резолюция 371 Парламентской ассамблеи НАТО» . Архивировано из оригинала 20 марта 2012 года . Проверено 3 января 2011 г.
- ↑ BBC : «Коммунисты побеждают на выборах в Молдове» , 6 апреля 2009 г.
- ^ «Молдова отвергает предложение ЕС об изменении закона о выборах» , Радио Свободная Европа/Радио Свобода, 3 декабря 2008 г.
- ^ «Твиттер-революция: опасаясь восстания, Россия поддерживает коммунистов Молдовы» , Spiegel, 10 апреля 2009 г.
- ↑ «Молдавская «Твиттер-революция»». Архивировано 29 июня 2011 г. в Wayback Machine , RFE/RL, 8 апреля 2009 г.
- ^ «Поляризованная Молдова голосует, помня о Западе и России» . Нью-Йорк Таймс . 29 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Хардинг, Люк (30 июля 2009 г.). «Молдова голосует за последних правящих коммунистов Европы» . Хранитель . Проверено 30 июля 2009 г.
- ^ Коле, Уильям; Корнелиу Руснак (30 июля 2009 г.). «Разгром коммунистов выдвинул на первый план малоизвестную Молдову» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 3 августа 2009 года . Проверено 30 июля 2009 г.
- ^ Actmedia.eu: Михай Гимпу распустит парламент Молдовы на следующей неделе , 22 сентября 2010 г.
- ^ «Молдова идет на третьи выборы за два года» . Новости Би-би-си . 28 сентября 2010 г. Проверено 30 сентября 2010 г.
- ↑ Обозреватель ЕС , 31 декабря 2010 г.
- ^ «Парламент Молдовы назначил президентские выборы на 16 марта» . Rferl.org. 7 марта 2012 года . Проверено 16 марта 2012 г.
- ^ Washington Post , Молдова избирает проевропейского судью Тимофти президентом, положив конец 3-летнему политическому тупику
- ^ Балмфорт, Ричард; Танас, Александр (1 декабря 2014 г.). «После выборов Молдова намерена продолжить проевропейский курс» . Рейтер . Проверено 28 августа 2018 г.