ирокезские народы
Коренные народы в Канаде |
---|
Коренные жители Северной Америки Портал Канады |
Ирокезские народы — этнолингвистическая группа народов восточной части Северной Америки . Их традиционные территории, часто называемые учеными Ирокеей, [ 1 ] простираются от устья реки Святого Лаврентия на севере до современной Северной Каролины на юге.
Историческими ирокезскими людьми были пять наций ирокезов или хауденосауни , гуронов или вендатов , петунов , нейтральных или аттавандаронов , людей Эри , венро , саскуэханноков и ирокезов Святого Лаврентия .
Чероки . также являются народом, говорящим на ирокезском языке
Существуют археологические свидетельства существования ирокезских народов «на территории вокруг современного штата Нью-Йорк примерно в 500–600 годах нашей эры, а возможно, еще в 4000 году до нашей эры. Их самобытная культура, по-видимому, развилась примерно к 1000 году нашей эры.
Список ирокезских народов
[ редактировать ]- Хауденосауни из Нью-Йорка , Квебека и Онтарио , Канада .
- Ирокез (Kanienkehá:ka): из Квебека и Онтарио, Канада, и Нью-Йорка, США.
- Сенека (Onödowá'ga): Нью-Йорк и Оклахома , США и Онтарио, Канада.
- Каюга (Gayogo̱hó꞉nǫʼ): Нью-Йорк и Оклахома, США и Онтарио, Канада.
- Онейда (Onyoteˀa·ká·): Нью-Йорк, Висконсин , США и Онтарио, Канада.
- Тускарора (Skarù:ręˀ): из Нью-Йорка, США, и Онтарио, Канада.
- Онондага (Onöñda'gaga'): Нью-Йорк, США, и Онтарио, Канада.
- Гурон ( Вендат ): залив Джорджиан , Онтарио , Канада .
- Аттингнавантан
- Аттиненьонгнахач
- В аренду
- Тахонтаенрат
- Атарохронон
- Петун (Табак или Тиононтати): Джорджиан Бэй , Онтарио , Канада.
- Нейтральная нация (Чоннонтон или Аттавандарон): юго-западный и юго-центральный Онтарио.
- Эри (Эрихронон): северная часть штата Нью-Йорк , Огайо и северо-западная Пенсильвания , США.
- Саскуэханнок (Конестога): Пенсильвания , Западная Вирджиния , Нью-Йорк и Мэриленд (США).
- Ирокезы Святого Лаврентия : река Святого Лаврентия , Квебек , Канада, и Нью-Йорк, США.
- Мононгахела : Пенсильвания, Западная Вирджиния и Огайо, США.
- Скахентоарронон : Долина Вайоминг , Пенсильвания.
- Ноттуэй (Чероенхака): Вирджиния, США.
- Сенедо : Вирджиния, США.
- Весто (Чичимеко или Ришахекриан): из Вирджинии и Южной Каролины , США.
- Венрохронон (Венро): Нью-Йорк, США.
- Чероки (Анигидуваги): Северная Каролина , юго-восточный Теннесси , окраины западной части Южной Каролины, северная Джорджия и северо-восточная Алабама .
- Мехеррин (Kauwets'a:ka): Северная Каролина.
История
[ редактировать ]Мифология ирокезов рассказывает, что ирокезский народ ведет свое начало от женщины, упавшей с неба. [ 2 ] и что они всегда были на Черепашьем острове. [ 3 ]
Ирокезские общества пострадали от волны инфекционных заболеваний , возникшей в результате прибытия европейцев. Например, по оценкам, к середине 17 века популяция гуронов сократилась с 20 000–30 000 примерно до 9 000, а популяция петунов сократилась примерно с 8 000 до 3 000. [ 4 ]
Археология
[ редактировать ]Традиция Хоупвелла описывает общие аспекты древней доколумбовой индейской цивилизации, которая процветала в поселениях вдоль рек на северо-востоке и среднем западе Восточных лесов с 100 г. до н.э. по 500 г. н.э. , в период Среднего леса . Традиция Хоупвелла представляла собой не единую культуру или общество, а широко рассредоточенную группу населения, связанную общей сетью торговых путей . Это известно как система обмена Хоупвелла.
Существуют археологические свидетельства существования ирокезских народов «на территории вокруг современного штата Нью-Йорк примерно в 500–600 годах нашей эры, а возможно, еще в 4000 году до нашей эры. Их самобытная культура, по-видимому, развилась примерно к 1000 году нашей эры». [ 5 ]
Традиция ирокезов Онтарио
[ редактировать ]Традиция ирокезов Онтарио была концептуализирована археологом Дж. В. Райтом в 1966 году. [ 6 ] Он охватывает группу археологических культур, которые археологи считают ирокезскими или протоирокезскими по своему характеру. На ранней стадии ирокезов Онтарио (вероятно, начиная с 900 г. н. э.) они включали культуры Глена Мейера и Пикеринга, [ 6 ] которые сгруппировались на юго-западе и востоке Онтарио соответственно. [ 7 ]
На этапе ирокезов Среднего Онтарио в начале 14 века произошли быстрые культурные изменения. [ 8 ] и заметные различия между культурами Глена Мейера и Пикеринга исчезли. Ирокезский этап Среднего Онтарио делится на хронологические подэтапы Урен и Миддлпорт. [ 9 ] которые иногда называют культурами. [ 10 ] Райт неоднозначно объяснил увеличение однородности «теорией завоевания», согласно которой культура Пикеринга стала доминировать над культурой Глена Мейера, а первая стала предшественником более поздних подэтапов Урена и Миддлпорта. Археологи, выступающие против теории Райта, раскритиковали ее на нескольких уровнях, например, задаваясь вопросом, существенно ли отличались друг от друга культуры Глена Мейера и Пикеринга. [ 8 ] реклассификация некоторых объектов в Урене и Миддлпорте как Глен Мейер, [ 11 ] и к 1990-м годам он стал все более неохотно классифицировать подгруппы памятников того периода в Онтарио в отдельные археологические культуры. [ 12 ]
В одной из статей 1990 года Рональд Уильямсон заявил, что культуры Глена Мейера и Пикеринга могут представлять собой «два конца континуума пространственной изменчивости, простирающейся через южный Онтарио», в своих аргументах против классификации ирокезских памятников Онтарио на группы, основанные на материальной культуре. [ 13 ] Этот спор соответствовал другим современным дискуссиям о полезности старой системы классификации материальной культуры, которая в основном была разработана в 1960-х и 1970-х годах, например, критике полезности ирокезского комплекса Саугин до Онтарио в качестве концептуальной модели. [ 14 ] В статье 1995 года Дин Сноу придерживался более посредственной точки зрения, поддерживая идею различия культур Глена Мейера и Пикеринга, но также признавая, что «теория завоевания» к тому моменту не была общепринятой среди археологов. [ 10 ]
Комплекс полуострова Пойнт представлял собой местную культуру, расположенную в Онтарио и Нью-Йорке с 600 г. до н.э. по 700 г. н.э. (в период Среднего Вудленда ). [ 15 ] Эта культура, возможно, во взаимодействии с другими комплексами, в конечном итоге превратилась в несколько ирокезоязычных народов Пенсильвании и Нью-Йорка.
Культура
[ редактировать ]У ирокезских народов существовала система матрилинейного родства. [ 16 ] Исторически они были оседлыми фермерами, которые жили в больших укрепленных деревнях, окруженных частоколами высотой тридцать футов для защиты от нападения врага. Ранние европейцы называли эти поселения «городами» и дополняли свой рацион дополнительной охотой и собирательством. [ 16 ] Длинные дома также были обычным явлением.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Андерсон 2020 , с. 4.
- ^ «Ирокезы | История, культура и факты | Британика» . www.britanica.com . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ «История создания ирокезов – урок четвертый» . www.collectionscanada.gc.ca . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ Макмиллан и Йеллоухорн 2004 , с. 78.
- ^ «Хауденосауни (Ирокезы) | Канадская энциклопедия» . www.thecanadianencyclepedia.ca . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Снег 1995 , с. 67.
- ^ «Краткое содержание археологии Онтарио» . Археологическое общество Онтарио . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Райт 1992 , с. 4.
- ^ Райт 1992 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Снег 1995 , с. 68.
- ^ Райт 1992 , с. 3.
- ^ Райт 1992 , с. 8.
- ^ Уильямсон 1990 , с. 295.
- ^ Феррис и Спенс 1995 , с. 98.
- ^ «Аборигены Среднего Леса» . Проверено 8 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Народы ирокезов» . Мировой Атлас . 25 апреля 2017 г. Проверено 23 января 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Чад Л. (2020). Легендарный пейзаж Ирокеи: история, завоевания и память на родном северо-востоке . Пограничье и транскультурные исследования. Издательство Университета Небраски. дои : 10.2307/j.ctvzpv65x . ISBN 9781496218650 . S2CID 219044376 .
- Феррис, Нил; Спенс, Майкл В. (июль – декабрь 1995 г.). «Лесные традиции Южного Онтарио». Журнал американской археологии (9). Панамериканский институт географии и истории: 83–138. JSTOR 27768356 .
- Макмиллан, Алан Д.; Йеллохорн, Элдон (2004). Первые народы в Канаде (3-е изд.). Дуглас и Макинтайр . ISBN 1-55365-053-0 .
- Сноу, Дин Р. (январь 1995 г.). «Миграция в доисторическую эпоху: случай Северного Ирокеза». Американская древность . 60 (1). Издательство Кембриджского университета: 59–79. дои : 10.2307/282076 . JSTOR 282076 . S2CID 164163259 .
- Уильямсон, Рональд Ф. (1990). Эллис, Крис Дж.; Феррис, Нил (ред.). «Ранний ирокезский период Южного Онтарио». Археология Южного Онтарио до 1650 года нашей эры . № 5. С. 291–320.
- Райт, СП (1992). «Теория завоевания ирокезской традиции Онтарио: переоценка» (PDF) . Археология Онтарио . 54 . Археологическое общество Онтарио: 3–16.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абель, Тимоти Дж.; Ваврасек, Джессика Л.; Харт, Джон П. (октябрь 2019 г.). «Радиоуглеродное датирование ирокезской оккупации северного Нью-Йорка». Американская древность . 84 (4). Издательство Кембриджского университета: 748–761. дои : 10.1017/aaq.2019.50 . JSTOR 26818405 . S2CID 198409952 .
- Баманн, Сьюзен; Кун, Роберт; Молнар, Джеймс; Сноу, Дин (1992). «Ирокезская археология». Ежегодный обзор антропологии . 21 . Годовые обзоры: 435–460. дои : 10.1146/annurev.an.21.100192.002251 . JSTOR 2155995 .
- Берч, Дженнифер (октябрь 2012 г.). «Объединенные сообщества: агрегация поселений и социальная интеграция в ирокезском Онтарио». Американская древность . 77 (4). Издательство Кембриджского университета: 646–670. дои : 10.7183/0002-7316.77.4.646 . JSTOR 23486483 . S2CID 163563683 .
- Берч, Дженнифер (сентябрь 2015 г.). «Текущие исследования исторического развития обществ северных ирокезов» . Журнал археологических исследований . 23 (3). Спрингер: 263–323. дои : 10.1007/s10814-015-9082-3 . JSTOR 43956789 . S2CID 254595251 .
- Браун, Грегори Винсент (2015). Ритуал, материальность и память в ирокезской деревне (PDF) (Диссертация). Университет Торонто.
- Берси, Джеффри А. (2003). «Проницательное хранилище и конструкции на участке Форстер: компонент Принцесс-Пойнт в Южном Онтарио». Канадский журнал археологии . 27 (2). Канадская археологическая ассоциация: 191–233. JSTOR 41103448 .
- Кроуфорд, Гэри В.; Смит, Дэвид Г. (октябрь 1996 г.). «Миграция в предыстории: Принцесс-Пойнт и случай северных ирокезов». Американская древность . 61 (4). Издательство Кембриджского университета: 782–790. дои : 10.2307/282018 . JSTOR 282018 . S2CID 163859412 .
- Криз, Джон Лоуренс (2011). Деюгнёнкваракда - «На опушке леса»: Развитие ирокезской деревни в Южном Онтарио, 900-1500 гг. н. э. (PDF) (Диссертация). Университет Торонто.
- Харт, Джон П.; Энгельбрехт, Уильям (июнь 2012 г.). «Этническая эволюция северных ирокезов: анализ социальных сетей». Журнал археологического метода и теории . 19 (2). Спрингер: 322–349. дои : 10.1007/s10816-011-9116-1 . JSTOR 23256843 . S2CID 254600558 .
- Джеймисон, Джеймс Брюс (январь 2016 г.). Кость, рог, зуб и панцирь: исследование ирокезских технологий (PDF) (Диссертация). Университет Макгилла.
- Джеймисон, Сьюзен М. (1992). «Региональное взаимодействие и эволюция ирокезов Онтарио». Канадский журнал археологии . 16 . Канадская археологическая ассоциация: 70–88. JSTOR 41102851 .
- Джонстон, Ричард Б. (1979). «Заметки о захоронениях в склепах среди ирокезов Онтарио». Канадский журнал археологии (3). Канадская археологическая ассоциация: 91–104. JSTOR 41102198 .
- Джонс, Эрик Э.; Криз, Джон Л., ред. (2016). Процесс и значение в пространственной археологии: исследования доколумбового ирокезского пространства и места . Университетское издательство Колорадо. ISBN 9781607325093 . JSTOR j.ctt1kc6hk0 .
- Капчес, Мима (осень 1980 г.). «Стенные траншеи на ирокезских стоянках». Археология восточной части Северной Америки . 8 . Археологическая федерация восточных штатов: 98–105. JSTOR 40914190 .
- Кербер, Джордан Э., изд. (2007). Археология ирокезов: избранные материалы для чтения и источники исследований . Издательство Сиракузского университета .
- Мэннинг, Стёрт В.; Берч, Дженнифер; Конгер, Меган А.; Ди, Майкл В.; и др. (5 декабря 2018 г.). «Радиоуглеродная передатировка ирокезской истории контактной эпохи на северо-востоке Северной Америки» . Достижения науки . 4 (12). eaav0280. дои : 10.1126/sciadv.aav0280 . ПМК 6281431 . ПМИД 30525108 .
- Ноубл, Уильям К. (1979). «Трубки с изображением ирокезов Онтарио». Канадский журнал археологии (3). Канадская археологическая ассоциация: 69–90. JSTOR 41102197 .
- Парментер, Джон (2010). Опушка леса: Ирокейя, 1534–1701 гг . Издательство Мичиганского государственного университета.
- Трафаган, Джон В. (2008). «Воплощение, ритуальная инкорпорация и каннибализм среди ирокезов после 1300 г. н.э.». Журнал ритуальных исследований . 22 (2): 1–12. JSTOR 44368787 .
- Уоррик, Гэри (декабрь 2000 г.). «Преконтактная ирокезская оккупация Южного Онтарио». Журнал мировой предыстории . 14 (4). Спрингер: 415–466. дои : 10.1023/А:1011137725917 . JSTOR 25801165 . S2CID 163183815 .
- Уэслер, Кит В. (октябрь 1983 г.). «Торговая политика и местная политика в Ирокезе и Асанте». Сравнительные исследования в обществе и истории . 25 (4). Издательство Кембриджского университета: 641–660. дои : 10.1017/S0010417500010653 . JSTOR 178668 . S2CID 145308030 .
- Уайт, Томас Р. (лето 2007 г.). «Прото-ирокезская дивергенция в период перехода от поздней архаики к раннему лесному периоду в Аппалачском нагорье». Юго-восточная археология . 26 (1). Тейлор и Фрэнсис: 134–144. JSTOR 40713422 .