Jump to content

ирокезские народы

(Перенаправлено с ирокезского народа )
Распространение ирокезских языков до контакта

Ирокезские народы этнолингвистическая группа народов восточной части Северной Америки . Их традиционные территории, часто называемые учеными Ирокеей, [ 1 ] простираются от устья реки Святого Лаврентия на севере до современной Северной Каролины на юге.

Историческими ирокезскими людьми были пять наций ирокезов или хауденосауни , гуронов или вендатов , петунов , нейтральных или аттавандаронов , людей Эри , венро , саскуэханноков и ирокезов Святого Лаврентия .

Чероки . также являются народом, говорящим на ирокезском языке

Существуют археологические свидетельства существования ирокезских народов «на территории вокруг современного штата Нью-Йорк примерно в 500–600 годах нашей эры, а возможно, еще в 4000 году до нашей эры. Их самобытная культура, по-видимому, развилась примерно к 1000 году нашей эры.

Список ирокезских народов

[ редактировать ]

Мифология ирокезов рассказывает, что ирокезский народ ведет свое начало от женщины, упавшей с неба. [ 2 ] и что они всегда были на Черепашьем острове. [ 3 ]

Ирокезские общества пострадали от волны инфекционных заболеваний , возникшей в результате прибытия европейцев. Например, по оценкам, к середине 17 века популяция гуронов сократилась с 20 000–30 000 примерно до 9 000, а популяция петунов сократилась примерно с 8 000 до 3 000. [ 4 ]

Археология

[ редактировать ]

Традиция Хоупвелла описывает общие аспекты древней доколумбовой индейской цивилизации, которая процветала в поселениях вдоль рек на северо-востоке и среднем западе Восточных лесов с 100 г. до н.э. по 500 г. н.э. , в период Среднего леса . Традиция Хоупвелла представляла собой не единую культуру или общество, а широко рассредоточенную группу населения, связанную общей сетью торговых путей . Это известно как система обмена Хоупвелла.

Существуют археологические свидетельства существования ирокезских народов «на территории вокруг современного штата Нью-Йорк примерно в 500–600 годах нашей эры, а возможно, еще в 4000 году до нашей эры. Их самобытная культура, по-видимому, развилась примерно к 1000 году нашей эры». [ 5 ]

Традиция ирокезов Онтарио

[ редактировать ]

Традиция ирокезов Онтарио была концептуализирована археологом Дж. В. Райтом в 1966 году. [ 6 ] Он охватывает группу археологических культур, которые археологи считают ирокезскими или протоирокезскими по своему характеру. На ранней стадии ирокезов Онтарио (вероятно, начиная с 900 г. н. э.) они включали культуры Глена Мейера и Пикеринга, [ 6 ] которые сгруппировались на юго-западе и востоке Онтарио соответственно. [ 7 ]

На этапе ирокезов Среднего Онтарио в начале 14 века произошли быстрые культурные изменения. [ 8 ] и заметные различия между культурами Глена Мейера и Пикеринга исчезли. Ирокезский этап Среднего Онтарио делится на хронологические подэтапы Урен и Миддлпорт. [ 9 ] которые иногда называют культурами. [ 10 ] Райт неоднозначно объяснил увеличение однородности «теорией завоевания», согласно которой культура Пикеринга стала доминировать над культурой Глена Мейера, а первая стала предшественником более поздних подэтапов Урена и Миддлпорта. Археологи, выступающие против теории Райта, раскритиковали ее на нескольких уровнях, например, задаваясь вопросом, существенно ли отличались друг от друга культуры Глена Мейера и Пикеринга. [ 8 ] реклассификация некоторых объектов в Урене и Миддлпорте как Глен Мейер, [ 11 ] и к 1990-м годам он стал все более неохотно классифицировать подгруппы памятников того периода в Онтарио в отдельные археологические культуры. [ 12 ]

В одной из статей 1990 года Рональд Уильямсон заявил, что культуры Глена Мейера и Пикеринга могут представлять собой «два конца континуума пространственной изменчивости, простирающейся через южный Онтарио», в своих аргументах против классификации ирокезских памятников Онтарио на группы, основанные на материальной культуре. [ 13 ] Этот спор соответствовал другим современным дискуссиям о полезности старой системы классификации материальной культуры, которая в основном была разработана в 1960-х и 1970-х годах, например, критике полезности ирокезского комплекса Саугин до Онтарио в качестве концептуальной модели. [ 14 ] В статье 1995 года Дин Сноу придерживался более посредственной точки зрения, поддерживая идею различия культур Глена Мейера и Пикеринга, но также признавая, что «теория завоевания» к тому моменту не была общепринятой среди археологов. [ 10 ]

Комплекс полуострова Пойнт представлял собой местную культуру, расположенную в Онтарио и Нью-Йорке с 600 г. до н.э. по 700 г. н.э. (в период Среднего Вудленда ). [ 15 ] Эта культура, возможно, во взаимодействии с другими комплексами, в конечном итоге превратилась в несколько ирокезоязычных народов Пенсильвании и Нью-Йорка.

Культура

[ редактировать ]

У ирокезских народов существовала система матрилинейного родства. [ 16 ] Исторически они были оседлыми фермерами, которые жили в больших укрепленных деревнях, окруженных частоколами высотой тридцать футов для защиты от нападения врага. Ранние европейцы называли эти поселения «городами» и дополняли свой рацион дополнительной охотой и собирательством. [ 16 ] Длинные дома также были обычным явлением.

  1. ^ Андерсон 2020 , с. 4.
  2. ^ «Ирокезы | История, культура и факты | Британика» . www.britanica.com . Проверено 22 января 2022 г.
  3. ^ «История создания ирокезов – урок четвертый» . www.collectionscanada.gc.ca . Проверено 22 января 2022 г.
  4. ^ Макмиллан и Йеллоухорн 2004 , с. 78.
  5. ^ «Хауденосауни (Ирокезы) | Канадская энциклопедия» . www.thecanadianencyclepedia.ca . Проверено 22 января 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б Снег 1995 , с. 67.
  7. ^ «Краткое содержание археологии Онтарио» . Археологическое общество Онтарио . Проверено 8 января 2023 г.
  8. ^ Jump up to: а б Райт 1992 , с. 4.
  9. ^ Райт 1992 , с. 5.
  10. ^ Jump up to: а б Снег 1995 , с. 68.
  11. ^ Райт 1992 , с. 3.
  12. ^ Райт 1992 , с. 8.
  13. ^ Уильямсон 1990 , с. 295.
  14. ^ Феррис и Спенс 1995 , с. 98.
  15. ^ «Аборигены Среднего Леса» . Проверено 8 октября 2009 г.
  16. ^ Jump up to: а б «Народы ирокезов» . Мировой Атлас . 25 апреля 2017 г. Проверено 23 января 2022 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Андерсон, Чад Л. (2020). Легендарный пейзаж Ирокеи: история, завоевания и память на родном северо-востоке . Пограничье и транскультурные исследования. Издательство Университета Небраски. дои : 10.2307/j.ctvzpv65x . ISBN  9781496218650 . S2CID   219044376 .
  • Феррис, Нил; Спенс, Майкл В. (июль – декабрь 1995 г.). «Лесные традиции Южного Онтарио». Журнал американской археологии (9). Панамериканский институт географии и истории: 83–138. JSTOR   27768356 .
  • Макмиллан, Алан Д.; Йеллохорн, Элдон (2004). Первые народы в Канаде (3-е изд.). Дуглас и Макинтайр . ISBN  1-55365-053-0 .
  • Сноу, Дин Р. (январь 1995 г.). «Миграция в доисторическую эпоху: случай Северного Ирокеза». Американская древность . 60 (1). Издательство Кембриджского университета: 59–79. дои : 10.2307/282076 . JSTOR   282076 . S2CID   164163259 .
  • Уильямсон, Рональд Ф. (1990). Эллис, Крис Дж.; Феррис, Нил (ред.). «Ранний ирокезский период Южного Онтарио». Археология Южного Онтарио до 1650 года нашей эры . № 5. С. 291–320.
  • Райт, СП (1992). «Теория завоевания ирокезской традиции Онтарио: переоценка» (PDF) . Археология Онтарио . 54 . Археологическое общество Онтарио: 3–16.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 14dee60f4ae3d78a02ddbb081d964d2e__1722902400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/2e/14dee60f4ae3d78a02ddbb081d964d2e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iroquoian peoples - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)