Явапай
![]() Явпайская чаша в начале 20-го века соткана из ивы и тростника | |
Общая численность населения | |
---|---|
1,550 (1992) [ 1 ] | |
Регионы со значительным населением | |
Соединенные Штаты ( Аризона ) | |
Языки | |
Yavapai (три диалекта нагорья Юмана ), английский | |
Религия | |
Религия коренных народов , христианство | |
Связанные этнические группы | |
Havasupai , Hualapai , Mohave , Western Apache |
Yavapai yav ( / ˈ J æ V ə ˌ P aɪ / американцев -py ) -племя коренных в Аризоне . Их язык Явапая принадлежит к Юману из предполагаемого языкового языка . [ 1 ]
Сегодня народ Явапай зачислен в следующие федеральные племена :
- Форт Макдауэлл Явапай Нация
- Нация Явапай-Апаха из лагеря Верде Индийская резервация
- Явапай-Прескотт Индийское племя . [ 1 ]
Явапай исторически контролировал около 10 миллионов акров земли в Западной Центральной Аризоне. [ 1 ] Их земли граничали с вершинами Сан -Франциско на севере, горах Пиналоно и горах Мазатзала на юго -востоке и реке Колорадо на западе и почти к реке Гила и Солт -реке на юге. [ 2 ]
Явапаи исторически были разделены на географически различные полосы или подтриб:
- Kewevkepaya, [ 3 ] Gwev g'paaya (юго -востока)
- Tolkepaya, [ 3 ] Tolkepaye [ 1 ] (Западный)
- Wipukepa, [ 3 ] Wiipukpaa (северо -восточный), также известный как Verde Valley Yavapai
- Явепе, [ 3 ] Яавпе (северо -запад)
Имя
[ редактировать ]Название Yavapai происходит от языкового термина Mojave Enyaéva Pai , переводимого как «народ солнца». [ 1 ] [ 4 ]
Американские поселенцы часто по ошибке называли Явапай «Мохаве-Апач», «Юма-Апач» или «Тонт-Апаш». [ 5 ] [ 1 ]
Язык
[ редактировать ]
Язык Явапая является одним из трех диалектов нагорья юмана , который сам является членом отделения PAI из семейства Yuman Language. [ 6 ] Их нагорный юманский язык может быть частью предлагаемой семьи Хокана . [ 1 ]
Язык включает в себя три диалекта, известные как Kwevkepaya (Southern), Tolkepaya (Western), Wipukepa (Verde Valley) и Yavepe (Prescott). [ 7 ]
Население
[ редактировать ]Население Явапая составило около 1550 в 1992 году. [ 1 ] В 1500 г. н.э. было около 1500 явапая. [ 1 ]
История
[ редактировать ]
Их история творения объясняет, что народ Явапай возник «вначале» или «много лет назад», когда из земли прорастали дерево или кукуруза, в том, что сейчас хорошо Монтесума , принесло явапай в мир.
Западные археологи считают, что Явапай, полученный от народов Патамана ( Хакатая ), которые мигрировали на восток от региона реки Колорадо , чтобы стать нагорными юманами. Археологические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что они разделяются, чтобы развиваться как явапай где -то около 1300 г. н.э. [ 8 ]
16 век
[ редактировать ]Первый записанный контакт с Явапай был в 1583 году, когда руководства Хопи возглавлял испанского исследователя Антонио де Эспеджо , [ 9 ] к горе Джерома. Де Эспеджо искал золото и был разочарован, чтобы найти только медь. В 1598 году Хопи привел Маркоса Фарфана де Лос Годос и его группы в той же шахты к их волнению. Фарфан назвал Явапай Крузадосом из -за крестов, нарисованных на их головах. [ 10 ]
17 и 18 веков
[ редактировать ]Хуан де Онате возглавил другую группу через земли Явапая в 1598 году и снова в 1604–1605 гг. В поисках маршрута к морю, о котором им рассказал Явапай.
Война не была редкостью в мире Явапая, и они сделали меняющиеся альянсы для безопасности. WI: группы Pukba (Wipukepa) и Гувеевкабая (Kwevkepaya) сформировали альянсы с западными группами Apache , чтобы атаковать и защищать от рейдов Akimel O'odham и Maricopa Bands с юга. Из-за большей силы Акимеля О'Одхэма/Марикопы, рейды Явапай/Апач обычно проводили мелкие быстрые набеги, а затем отступило, чтобы избежать контратаки. Явапай защищал свои земли от вторжений Акимеля О'Одхэма, когда Акимель О'Одхэм вторгся в урожай Сагуаро . фруктов [ 11 ]
На севере и северо-западе, WI: Pukba и Yavbe's Bands имели отношения с людьми PAI на протяжении большей части своей истории. Хотя Пай и Явапаи оба говорили в диалектах Юмана в Upland и имели общую историю культуры, у каждого народа были рассказы о споре, который отделял их друг от друга. Согласно устной истории Пай , спор начался с «драки между детьми». Ученые считают, что этот раскол произошел около 1750 года. [ 12 ]
В прошлое время, через контакт с другими племенами, у которых был больше европейских контактов, Yavapai начал принимать определенные европейские практики. Они подняли немного скота и посаженных сельскохозяйственных культур, также приняв металлические инструменты и оружие. Синкретическим образом они приняли элементы христианства . По оценкам, квартал населения умер в результате оспы в 17 и 18 веках, меньших потери, чем для некоторых племен, но достаточно существенные, чтобы нарушить их общества. С использованием оружия и другого оружия они начали менять методы войны, дипломатии и торговли. Они использовали набег на скот, либо из других племен, таких как Марикопа, или из испанских поселений на юг, чтобы дополнить свою экономику. Они часто приобретали человеческих пленников во время рейдов, которых они торговали как рабы на испанцев в обмен на европейские товары. [ 13 ]
Испанский миссионер Франциско Гарсес жил среди Явапая в 1776 году. [ 1 ]
19 -й век
[ редактировать ]
В 1820 -х годах американские бобры, истощив популяцию бобра Скалистых гор , начали войти в территорию Явапая. Они оказались в ловушке бобра вдоль рек соль, Гилы и Билла Уильямса . Когда в 1829 году Кит Карсон и Юинг Янг возглавляли группу ловушек через территорию, группа была «ночной преследования ...» были украдены ловушки, а некоторые из их лошадей и мулов убили. [ 14 ]
Первые борьбы между американскими войсками и Явапай произошли в начале 1837 года, когда Толкепая присоединилась со своими соседями Кечана, чтобы защитить от майора Сэмюэля Хайнцельмана через переход на кеханском пароме на реке Колорадо. Кечан использовал паром для перевозки поселенцев над рекой, в Калифорнию. После того, как они убили группу во главе с Джоном Глантоном , который захватил перекресток, правительство США ответило на то, чтобы сжечь поля кеханов и взяв под контроль пересечение. [ 15 ]
По словам Томаса Суини, Толкепайя сообщит нам, что офицеры встретились на территории Кечана, что у них был 30-дневный марш на свою территорию. Они хотели отговорить нас вторжения на их землю. [ 16 ]
После объявления войны против Мексики в мае 1845 года и особенно после иска США о юго-западных землях в соответствии с договором Гуадалупе-Хидальго , военные вступления США на территорию Явапая значительно увеличились. После того, как золото было обнаружено в Калифорнии в 1849 году, больше евроамериканских эмигрантов прошли через территорию Явапая, чем когда-либо. [ 17 ] Несмотря на тысячи эмигрантов, проходящих через их территорию, Явапаи избегал контакта с американцами.
Последняя большая битва между альянсами реки Колорадо -Гила состоялась в августе 1857 года, когда около 100 воинов Явапая, Кечана и Мохаве напали на поселение Марикопы возле Пимы Бьютт. После того, как Явапай ушел. Группа Акимеля О'Одхэма, поставляемая с оружием и лошадьми от американских войск, и разгромила оставшихся Мохаве и Кечанов. [ 18 ]

В 1851 году группа Явапая напала на американских поселенцев, семью Оатман. [ 19 ] Ройс Оатман и его жена были убиты вместе с четырьмя из семи детей. Сын, Лоренцо, был оставлен на мертвых, но выжил, в то время как сестры Олив Оатман и Мэри Энн были позже проданы Мохаве как рабов. История была широко опубликована и увеличил страхи белых поселенцев перед атакой в Аризоне. [ 20 ]
Войны Явапая , или войны Тонто, были серией вооруженных конфликтов между Явапай и Тонто Апач против Соединенных Штатов в Аризоне. Период начался не позднее 1861 года, с прибытия американских поселенцев на землю Явапаи и Тонто. В то время явапай считался полосой жителей Западного Апача из -за их тесных отношений с племенами, такими как Тонто и Пинал. С 366 до 489 Явапаи были убиты в массовых убийствах, [ 21 ] и 375 погибли в индийских депортациях из 1400 оставшихся явапай. [ 22 ] [ 23 ]
Когда в начале 1863 года вечеринка Уокера обнаружила золото в Линкс-Крик (недалеко от современного Прескотта, Аризона ), она создала цепочку событий, в которых были бы белые поселения вдоль Хассайайампа и Агуа Фриа рек В Прескотте и Форт Уиппл будет построен, все к концу года и все на традиционной территории Явапая.
Американцы, возглавляемые генералом Джорджем Круком , сражались против Явапаи и Тонто Апач в 1872–73 годах. [ 24 ] При поддержке скаутов PAI американцы убили многие из явапая и вынудили их в резервацию в Кэмп -Верде, где треть выживших Явапаи умерла от болезней. [ 24 ] В 1875 году они были насильственно перемещены в резервацию Сан -Карлос в марше слез. После всего лишь 25 лет их население составило 1500 до 200 выживших. [ 24 ]
20 -й век
[ редактировать ]К 1900 году большинство Yavapai покинули резервацию Сан -Карлос, чтобы вернуться в долину Верде и соседние родины. [ 24 ]
Культура
[ редактировать ]Кухня
[ редактировать ]
Прежде чем быть ограниченным оговоркой , Явапай был в основном охотниками-собирателями , после ежегодной миграции в разные области, чтобы следовать созреванию различных съедобных растений и движения игровых животных. Некоторые общины дополняли эту диету небольшим выращиванием « Три сестры » (кукуруза, сквош и бобы) в плодородных руслах. В частности, Толкепайя, которая жила на землях, которые менее поддерживали сбор пищи, обратились к сельскому хозяйству больше, чем другие явапаи. Они должны были работать, чтобы выращивать культуры, поскольку их земля также менее поддерживала сельское хозяйство. В свою очередь, Толкепайя часто обменивалась такими предметами, как шкуры животных, корзины и группы агавы , для кеханских групп для еды.
Собранными основными растительными продуктами были грецкие орехи, фрукты сагуаро , ягоды можжевельника , желубы, семена подсолнечника, и яблоки манзаниты , хакберри , луковицы квамаша и зелень помещений балома , скрофулярии и ягоды Лупинуса растений . Агава была самым важным урожаем, так как это была единственная растительная пища, доступная с поздней осени до начала весны. Сердца растения жарили в ямах с каменными, и их можно было хранить для последующего использования. [ 25 ] Основными животными были оленя, кролика, Джекраббит , перепела и Вудрат . Рыба [ 26 ] и водяные птицы [ 27 ] были отказались от большинства групп Явапая. Некоторые группы Толкепая начали есть рыбу после контакта со своими соседями -кечаном. [ 28 ]
Танцы
[ редактировать ]Явапай практиковал традиционные танцы, такие как танец горного духа, военные танцы, победные танцы и социальные танцы. Танец горного духа был танцем в маске, который использовался для руководства или исцеления больного. Танцоры в масках представляли горные духи, которые жили в четырех вершинах , горах Макдауэлл , Красной горе (недалеко от форта Макдауэлл), Мингус -Маунтин -( Черные холмы ) недалеко от Кэмп -Верде и Гранитная гора возле современного Прескотта. Горные духи также живут в пещерах замка Монтесума и Монтесумы в долине Верде.
Явапай также участвует в танцах и пении, которые делятся с соседними племенами, такими как Apache Sunrise Dance и Птица, поющая и танцы народа Мохаве .
- Церемония танца восхода солнца, возможно, пришла на Явапай через Apache. с Apache и Yavapai часто вступают в брак и принимают элементы культур друг друга; Эти два племена находятся вместе в лагерях Верде и Форт Макдауэлл. The Sunrise Dance-это четырехдневный обряд для молодых Apache Girls, который обычно происходит с марта по октябрь. The Sunrise Dance - это древняя практика, уникальная для Apache. Это связано с изменяющейся женщиной, мощной фигурой в культуре Apache, связанной с долговечностью. Сила смены женщины перенесена в опушенную девушку через песни, которые спели медициной . К к мученике присоединяются другие члены племени в пении серии песен, до 32, которые, как полагают, впервые пели за изменение женщины.
- Птичья пение и танцы: первоначально часть культуры народа мохаве в регионе реки Колорадо, пение птиц и танцы были приняты современной культурой явапая. Птицы пения и танцы не принадлежат к народу Явапая в целом, но эта практика была поднята различными племенами семьи Юмана. По словам старейшин Мохаве, песни птиц рассказывают историю. Необходима целая ночь, чтобы петь весь цикл, от солнца до солнца вверх. Эта история рассказывает о создании Юмана и о том, как они стали. Партницы поют в сопровождении тыквы, обычно окрашенной в различные дизайны и сделаны из ручки из хлопкового дерева. Современное пение и танцы используются для различных целей, таких как траур, празднование и социальные цели.
Историческое жилье
[ редактировать ]
Явапай построил жилища для укрытия кисти под названием Wa'm Bu Nya: VA (Wom-Boo-Nya-Va). Летом они построили простые наклоны без стен. В зимние месяцы закрытые хижины (называемые UWAS ) были бы построены из ветвей Ocotillo или других дерева и покрыты кожурами животных, травы, корой и/или грязью. В районе реки Колорадо Толкепайя построил Uwađ a'mađva, прямоугольную хижину, в которой грязь навалила его по бокам для изоляции, и плоская крыша. Они также искали укрытие в пещерах или брошенных пуэбло , чтобы избежать холода. [ 29 ]
Предолониальная социально -политическая организация
[ редактировать ]
Основная социально -политическая организация Явапая была местными группами расширенных семей, которые были выявлены с определенными географическими регионами, в которых они проживали. [ 30 ] Эти местные группы будут формировать группы во времена войны, набега или защиты. Для большей части истории Явапая семья была основной группой, будь то ядерная семья или расширенная. Это отчасти потому, что большинство мест для обеспечения пищи были недостаточно большими, чтобы поддержать большие популяции. Однако исключения известны.
Рядом с Фиш -Крик, штат Аризона , был Ananyiké (Quail's Roost), летний лагерь Гувеевкабая, который поддерживал более 100 человек за раз. Он поддерживал урожай фруктов в колючих грушах и охоту на кроликов и вудратов. [ 31 ] Зимой были сформированы лагеря из более крупных групп, состоящих из нескольких семей. Они расстались на более мелкие группы в конце зимы, как раз к весеннему урожаю.
Правительство среди явапая, как правило, было неформальным. Там не было племенных и ручных вождей. Некоторые мужчины стали признанными лидерами, основанными на других, которые решили следовать за ними, прислушаться к их советам и поддерживать их решения. Мужчин, которые были отмечены своими навыками, как воины, назывались мастава («не боясь») или Бамулвой («человек, который идет вперед»). Другие воины были готовы следовать за такими людьми в бою. Некоторые мужчины Явапая были отмечены своей мудростью и говорящими способностями. Названный Bakwauu («человек, который говорит»), они будут уладить споры в лагере и консультировать других по выбору кемпингов, трудовой этики и производства продуктов питания.
Явапайские группы
[ редактировать ]
Явапаи никогда не были объединены одним центральным правительством. Исторически это было четыре отдельных автономных полос, связанных через родство и общие культуры и язык, которые, в свою очередь, состояли из кланов. [ 32 ] Полосы или субтрибсы связаны с внешними племенами независимо друг от друга. Эти четыре подтриб - Кевевкепая (юго -восточная), Толкепая (западная), Випукепа (северо -восточная), Явепе (северо -запад) [ 3 ]
Кевкепайя гор жила на юго -востоке, вдоль реки Верде к югу от Мазатзала и Соленой реки до горов суеверия и гор Сьерра Этрелла , включая южные и западные склоны Пинальных гор, горы Макдауэлл , капающие источники, пружины, Четыре вершины и горы Мазатзала на юго-западной Аризоне. Они вступали в брак с Tonto Apache и San Carlos Apache и говорили на своем языке в дополнение к своим. Их также называли Гувеевкабайей, Квевкепайей, Квевикопайей или Южной Явапай. [ Цитация необходима ]
Толкепая на юго -западе Аризоны жила на западной территории Явапая вдоль реки Хассайампам . Они поддерживали тесные связи с Кечаном и Мохаве. Их также называли ɖO: Lkabaya, Tulkepaia или Western Yavapai. [ Цитация необходима ]
Випукепа . жил на северо-востоке, в Каньоне Оук-Крик и вдоль ископаемого ручья и Рио-Верде, штат Аризона , в северо-центральной Аризоне Они часто вступали в брак с Tonto Apache и говорили на своем языке, а также Yavapai. Их также называли Wipukpaya или WI: Pukba, что переводится как «нога горы (красные батеты) людей» или «люди с подножия красной скалы». [ Цитация необходима ]
Явапе к жил на северо -западной территории Явапаи от Уильямсона (долины Уильямсона) югу от гор Брэдшоу до реки Агуа Фриа . Их также называли Северо -Западным Явапай, Явбе, Центральным Явапай или «настоящим Явапаем», потому что на них мало культурно влияли соседние народы. [ Цитация необходима ]
Пятой группой Yavapai, больше не существовавшей, была Mađqwarrpaa или «Desert People». Члены этой группы вступили в брак с народами Мохаве и Кечана . Явапай имеет много общего со своими лингвистическими родственниками на севере, Хавасупае и Хуалапае . [ 33 ]
Взаимодействие с соседним Apache
[ редактировать ]WI : Pukba («Люди из подножия красного рока») и Гувеевкабая жили рядом с Tonto Apache в Центральной и Западной Аризоне. Tonto Apache жил обычно к востоку от реки Верде , и большинство групп Yavapai жили к западу от нее. Племенные районы WI: Pukba на вершинах Сан -Франциско , вдоль реки Верхнего Верде , каньона Оук -Крик и ископаемого ручья , перекрываются с северными Апачем Тонто .
Аналогичным образом, Гувеевкабая разделил охоту и собрание к востоку от реки Верде, вдоль ископаемого ручья, реки Ист -Верде , Солт -Ривер, а также в горах суеверия , Сьерра Анчи и горы Пинанано с южным Апаче Тонто и группами Апаче Сан -Карлос . Поэтому они образовали двуязычные смешанные племенные полосы . [ 32 ] Посторонние, такие как испанские, мексиканцы и американцы, отличали народов в основном языком, но часто называли их одним именем. Apache говорил на диалекте Tonto на западном языке Apache ( Ndee Biyati ' / nnee Biyati ' ), а Явапай говорил на языке Явапая , филиале нагорья Юмана . Живя вместе в общих ранчериях, семьи идентифицировались как Apache или Yavapai на основе их « родного языка ». У обеих групп были системы матрилинейного родства, причем дети считались рожденными в семье и клане матери, с наследством и собственностью, фигурируемыми по материнской линии.
Большинство людей в этих смешанных группах говорили на обоих языках. У головного директора каждой группы обычно было два имени, по одному от каждой культуры. Таким образом, враг навахо на севере называется как Tonto Apache, так и их союзников, Yavapai, Dilzhʼí dinéʼi'i- «Люди с высокими голосами». Этнические европейцы называли Yavapai и Apache вместе как Tonto Apache. Народы совершили набег и воевали вместе против вражеских племен, таких как Тохоно О'Дам и Акимель О'Дам .
Ученые не могут сказать из записей, были ли авторы того времени, когда используют термин Tonto Apache, ссылались на Yavapai или Apache, или эти смешанные полосы. Кроме того, европейцы часто упоминали WI: Pukba и Guwevkabaya неправильно, как Apache Yavapai или Yuma Apache. Европейцы ссылались на Толкепайю, западную группу Явапаи и Хуалапай (принадлежавший к народам Юмы Юма ), как Юма Апач или Мохаве Апач.
Этнологические сочинения описывают некоторые серьезные физические различия между народами Явапая и Tonto Apache. Явапай был описан как более высокий, более мускулистый сборка, хорошо пропорционально и густо, в то время как Tonto Apache был легким и менее мускулистым, меньшим ростом и мелко. Женщины Явапая были описаны как зернистые и имеющие «красивые» лица, чем Юма, в историческом докладе Смитсоновского учреждения . Явапай часто приобретал татуировки , но Apache редко использовал татуировки. Они создали различные окрашенные дизайны на лицах. У них также были разные похоронные практики. В одежде явапаи мокасины были округлены, тогда как у апачей были формированы заостренные пальцы. Обе группы были охотниками-собирателями. Они оставили лагеря настолько похожими, что ученые редко могут различать их. [ 34 ]
Явапай племена и оговорки
[ редактировать ]Явапай -Апач Нация
[ редактировать ]После переезда в резервацию Кэмп-Верде , на реке Верде недалеко от Кэмп-Верде , явапай начал строить ирригационные системы (включая пятимильную (8 км) длиной) [ 24 ] Это функционировало достаточно хорошо, чтобы пожинать достаточные урожая, делая племя относительно самодостаточным. Но подрядчики, которые работали с правительством для предоставления резерваций, были разочарованы и ходатайствовали о том, чтобы оговорка была отменена. Правительство подчинилось, а в марте 1875 года правительство закрыло резервирование и прошло в 180 милях (290 км) в резервацию Сан -Карлос . Более 100 Явапая погибли во время зимнего похода. [ 35 ]
К началу 20 -го века Явапай уходил от резервации Сан -Карлоса и просил разрешения жить на территории первоначального резервации Кэмп -Верде. В 1910 году 40 акров (161 874 м. 2 ) был отменен как резервация в Индии Кэмп -Верде, а в следующее десятилетие добавило 248 акров (1 003 620 м. 2 ) в двух посылках, которые стали индийской резервацией Среднего Верде. Эти два резервации были объединены в 1937 году, чтобы сформировать племя Camp Verde Yavapai -Apache. [ 36 ] Сегодня резервирование охватывает 665 акров (2,7 км 2 ), в четырех отдельных местах. [ 37 ] Туризм вносит большой вклад в экономику племени, в основном из -за присутствия многих сохранившихся участков, включая Национальный памятник замка Монтесума . Нация Явапай -Апаха - это объединение двух исторически различных племен, которые занимали верхний верде до Европейского. Tonto Apache , называя себя Dilzhe'e, использовал земли на севере, востоке и юге; В то время как WI: Pukba или северо -восточный Yavapai использовали страну на севере, запад и юг. Это был верхний верде, где они перекрывали. [ 38 ]
Явапай Прескотт Индийский резервация
[ редактировать ]
Резервирование Yavapai в Прескотте была основана в 1935 году, первоначально состоявшаяся всего из 75 акров (300 000 м. 2 ) земли, ранее занятой военным заповедником Форт -Уиппл. [ 39 ] В 1956 году еще 1320 акров (5 км 2 ) были добавлены. Сменивая первого вождя племени, Сэм Джимулла, его жена Виола стала первой женщиной -вождем североамериканского племени. Сегодня племя состоит из 159 официальных членов. [ 40 ] Население состоит в основном из группы Yavbe '/Yavapé of Yavapais.
Форт Макдауэлл Бронирование
[ редактировать ]
Нация форта Макдауэлл Явапай расположена в округе Марикопа примерно в 20 милях к северо -востоку от Феникса. Резервирование возникла, когда Теодор Рузвельт Форт Макдауэлл объявил 40 квадратных миль (100 км 2 ) резервирование в 1903 году, [ 41 ] Но к 1910 году Управление по делам индейцев пыталось переместить жителей, открыть этот район и права на воду для других интересов. Делегация Явапая дала показания в комитет Конгресса против этого и победила. Сегодня племенное сообщество состоит из 900 членов, 600 из которых живут в резервации, а оставшиеся 300, живущие вне резервации. Гувеевкабая - «народ» , или юго -восточная явапай в резервации Форт Макдауэлл называют себя a'ba: ja поэтому некоторые антропологи и лингвисты считают, что имя apache для различных южных атабасканских народов вытекает из самоопределения явапая. Население форта Макдауэлл состоит из Гувеевкабая Явапай. [ 42 ]
Орме Плоть Конфликт
[ редактировать ]Отвечая на рост в районе Феникса , в начале 1970 -х годов чиновники Аризона предложили построить плотину в точке, где встречаются Верде и Солт -Риверс . Плотина затопила бы две трети 24 000 акров (97 км 2 ) Бронирование. В свою очередь, членам племени (в то время, состоящим из 425 членов) были предложены дома и расчеты денежных средств. Но в 1976 году племя отклонило предложение голосованием 61%, утверждая, что племя будет эффективно расформировано этим движением. В 1981 году, после долгих ходатайств о правительстве США и трехдневный марш примерно 100 Явапай, [ 43 ] План построения плотины был снят. [ 44 ]
Примечательный Явапай
[ редактировать ]
- Виола Джимулла (Prescott Yavapai, 1878–1966), начальник племени Явапай-Прескотт с 1940 по 1966 год
- Патриция Энн МакГи (Yavapai/Hulapai, 1926–1994), начальник племени Yavapai-Prescott
- Carlos Montezuma , Wassaja (Yavapai/Apache, C. 1866–1923), доктор, активист по правам коренных народов, соучредитель Общества Америки индейцев
- Ohatchecama , лидер 19-го века в резне в Викенбурге
- Пакота , путешествовал со своим племянником Такодавой в качестве представителя в 1872 году в Вашингтон, округ Колумбия, и встретился с президентом Улисс С. Грант [ 45 ]
- Клинтон Паттеа (Yavapai, 1930–2013), президент нации форта McDowell Yavapai, защитник индийских игр
- YB Rowdy (Yavapai, c. 1862–1893), разведчик армии США, Медаль Чести
Смотрите также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Притцкер, энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы , с. 103
- ^ Зальцманн, с. 58
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Браац, выживание завоевания , с. 27
- ^ Ходж, Фредерик Уэбб (1968). Справочник американских индейцев к северу от Мексики . Научная пресса. п. 994.
- ^ Utley, p. 255
- ^ Джонс, с.79
- ^ Mithun (1999) с. 578.
- ^ Браац, выживание завоевания , с. 27
- ^ Руланд Торн, с. 2
- ^ Свантон, с. 368
- ^ Браац, выживание завоевания , с. 45
- ^ Hoxie, p. 456
- ^ Браац, стр. 63-67
- ^ Браац, с. 71
- ^ Браац, с. 76
- ^ Браац, с. 77
- ^ Браац, с. 74
- ^ Браац, выживание завоевания , с. 78
- ^ Браац, стр. 253-54
- ^ Кэмпбелл, с. 80
- ^ Ojibwa. «Война против Явапая» . Коренные американцы сеть . Архивировано с оригинала 2019-04-17 . Получено 2019-05-05 .
- ^ Иммануэль, Марк (21 апреля 2017 г.). «Принудительное перемещение явапая» .
- ^ Манн, Николас (2005). Седона, Священная Земля: гид по округу Красной Рок . Легкая технология. ISBN 978-1622336524 Полем Архивировано с оригинала 2019-05-04.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Притцкер, с.104
- ^ Браац, с. 29
- ^ Гиффорд, с. 250, 255
- ^ Рыба, с. 21
- ^ Браац, с. 42
- ^ Браац, с. 36
- ^ «Индейцы Явапая - коренные американские сети» . Архивировано с оригинала 2012-04-19 . Получено 2013-06-20 .
- ^ Braatz 2003 , p. 35
- ^ Jump up to: а беременный Тимоти Браац: Выживание завоевания: история народов Явапая , 2003, Университет Небраски Пресс, ISBN 978-0-8032-2242-7
- ^ Гиффорд, с. 249
- ^ «Резня в пещере скелета» . Архивировано из оригинала 2012-11-15 . Получено 2012-05-18 .
- ^ Зальцманн, с.59
- ^ Браац, с.221
- ^ «Официальный сайт нации Явапай -Апаха» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2007 года . Получено 2008-01-01 .
- ^ ITCA-Явапай-Апач Архивировал 2011-07-09 на The Wayback Machine
- ^ COFFER, с.51
- ^ «Явапай Прескотт Индийское племя - о Ypit» . Получено 2008-01-01 .
- ^ Hoxie, с.457
- ^ «История Явапая» . Архивировано из оригинала 2007-06-23 . Получено 2008-01-01 .
- ^ Нельсон Эспеланд, стр.185-186
- ^ «Орме дама праздновала» . Аризонская Республика . Получено 2008-01-01 .
- ^ Waterstat, Elaine (1998). Долгое путешествие Хумоти 1865–1897 гг.: Правдивая история индейца Явапая. Mount McDowell Press. С. 79–80. ISBN 0-9636649-1-3 .
Источники
[ редактировать ]- Браац, Тимоти (2003). Выживание завоевания . Университет Небраски Пресс. ISBN 978-0-8032-2242-7 .
- Кэмпбелл, Джули А. (1998). Исследования в истории Аризоны . Тусон, Аризона: Историческое общество Аризоны. ISBN 0910037388
- Коффер, Уильям Э. (1982). Sipapu, История индейцев Аризоны и Нью -Мексико , Ван Ностренд Рейнхольд, ISBN 0-442-21590-8 .
- Fenn, AL, « История Микки Бернса », Sun Valley Spur Shopper, 30 сентября 1971 г.
- Fish, Paul R. and Fish, Suzanne K. (1977). Археология Верде -Вэлли: обзор и проспекция , Флагстафф: Музей Северной Аризоны, Антропологический отчет № 8
- Гиффорд, Эдвард (1936). Северо -восточный и западный Явапай . Беркли, Калифорния: издательство Калифорнийского университета.
- Hoxie, Frederick E. (1996). Энциклопедия североамериканских индейцев , Houghton Mifflin Books, ISBN 0-395-66921-9 .
- Джонс, Терри Л. и Клар, Кэтрин А. (2007). Калифорнийская предыстория: колонизация, культура и сложность , Роуман Альтамира, ISBN 0-7591-0872-2 .
- Кендалл, Марта Б. (1976). Выбранные проблемы в синтаксисе Yavapai . Нью -Йорк: Garland Publishing, Inc., ISBN 0-8240-1969-5 .
- Нельсон Эспеланд, Венди (1998). Борьба за воду: политика, рациональность и идентичность в американском юго -западе , Чикагская Пресс. ISBN 0-226-21793-0
- Притцкер, Барри (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд: издательство Оксфордского университета. С. 103–05. ISBN 978-0-1951-38771 Полем Получено 20 августа 2024 года . </ref>
- Руланд Торн, Кейт; Родда, Джанетт; Смит, Нэнси Р. (2005). Опыт Джерома: Магнаты, шахтеры и любовницы Клеопатра Хилл , издатели праймеров, ISBN 0-935810-77-3 .
- Salzmann, Zdenek and Salzmann, Joy M. (1997). Коренные американцы юго -запада: введение серьезного путешественника в народах и местах . Боулдер, Колорадо: Westview Press. ISBN 0-8133-2279-0
- Свантон, Джон Рид (1952). Индийские племена Северной Америки , правительственная типография США.
- Калифорнийский университет, Беркли (1943). Университет Калифорнийского университета в области лингвистики , издательство Калифорнийского университета.
- Утли, Роберт Маршалл (1981). Frontiersmans in Blue: армия Соединенных Штатов и индейца, 1848–1865 , Университет Небраски Пресс, ISBN 0-8032-9550-2 .
- Big Dry Wash Battlfield, штат Аризона, в NPS
- Форт Макдауэлл Явапай национальный архив 2009-04-19 на Wayback машине , история и культура
- Yavapai-Apache Nation Archived 2017-09-10 на машине Wayback , официальном сайте
- Явапай Прескотт Индийское племя , официальный сайт
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Форт Макдауэлл Явапай Нация
- Нация Явапай-Апаха из лагеря Верде Индийская резервация
- Явапай-Прескотт Индийское племя
- Явапайские коллекции , Национальный музей американских индейцев