Военная карьера Яна Смита
Ян Смит | |
---|---|
Рожденный | Селукве , Родезия | 8 апреля 1919 г.
Умер | 20 ноября 2007 г. Кейптаун , Южная Африка | (88 лет)
Верность | |
Услуга/ | Королевские ВВС |
Лет службы | 1941–45 |
Классифицировать | Лейтенант полета |
Сервисный номер | 80463 |
Единица |
|
Битвы/войны | |
Другая работа | Премьер- Родезии министр |
Будущий Родезии премьер-министр Ян Смит служил в Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны , прервав учебу в Университете Родоса в Южной Африке, чтобы присоединиться к армии в 1941 году. После года обучения пилотов в Южной Родезии в рамках Имперской воздушной подготовки 237 - В конце 1942 года он был направлен в ю эскадрилью (Родезия) , затем дислоцированную на Ближнем Востоке . Смит прошел шестинедельную оперативную подготовку в Леванте , затем поступил на действительную службу в качестве пилота-офицера в Иране и Ираке . 237-я эскадрилья, действовавшая в Западной пустыне с 1941 по начало 1942 года, вернулась на этот фронт в марте 1943 года. Смит летал в Западной пустыне до октября того же года, когда авария во время ночного взлета привела к серьезным травмам, в том числе уродства лица и сломанная челюсть. После реконструктивной пластической операции на лице, других операций и пятимесячного выздоровления Смит вернулся в 237-ю эскадрилью на Корсике в мае 1944 года. Там он достиг своего высшего звания: лейтенант полета .
В конце июня 1944 года во время обстрела железнодорожной станции в долине По на севере Италии Смит был сбит зенитным огнем. Спрыгнув с парашютом со своего самолета, он без серьезных травм приземлился в Лигурийских Альпах , в районе, который находился в тылу немецких войск, но в значительной степени находился под контролем антинемецко настроенных итальянских партизан . Смит провел три месяца, работая с местным движением сопротивления, прежде чем отправиться на запад, через Приморские Альпы , с тремя другими военнослужащими союзников, надеясь присоединиться к силам союзников, которые только что вторглись в южную Францию. После 23 дней пешего похода он и его товарищи были восстановлены американскими войсками и репатриированы.
Смит некоторое время находился в Великобритании, а затем в апреле 1945 года его направили в 130-ю (Пенджаб) эскадрилью на западе Германии. Он выполнял там боевые вылеты, пока Германия не капитулировала в мае. Он оставался в 130-й эскадрилье до конца своей службы и вернулся домой в конце 1945 года. После завершения учебы на Родосе он был избран в Законодательное собрание от места своего рождения, Селукве в 1948 году . Он стал премьер-министром в 1964 году, во время спора его страны с Великобританией относительно условий независимости; На Смита как политика повлиял его опыт военного времени, и военный послужной список Родезии от имени Великобритании стал центральным в его чувстве предательства со стороны послевоенного британского правительства. его администрации Частично это стало мотивацией для односторонней декларации независимости в 1965 году. Его статус ветерана ВВС Великобритании во время Второй мировой войны помог ему завоевать поддержку как внутри страны, так и за рубежом.
Фон
[ редактировать ]Ян Смит родился в 1919 году в семье британских поселенцев в Селукве , Южная Родезия . [ а ] Он учился в школе Чаплина в Гвело , где был старшим префектом , обладателем награды Виктора Лудорума по легкой атлетике, капитаном школьных команд по крикету , регби и теннису , а также добился успехов в учебе. После окончания учебы в 1937 году он поступил в Университетский колледж Родса в Грэхемстауне , Южная Африка, который часто посещали родезийские студенты, отчасти потому, что в Родезии тогда не было собственного университета. Поступив в начале 1938 года, Смит получил степень бакалавра коммерции . [ 3 ] Он был примерно на середине своего курса, когда в сентябре 1939 года разразилась Вторая мировая война. [ б ]
Зачисление и обучение в Родезии
[ редактировать ]Смит был очарован идеей стать летчиком-истребителем, и особенно его воодушевляла перспектива летать на «Спитфайре» . [ 5 ] Он хотел немедленно покинуть Родос и присоединиться к ВВС Южной Родезии , но не сделал этого, потому что военным вербовщикам в колонии было приказано не принимать студентов университетов до тех пор, пока они не закончат учебу. Как и во время Первой мировой войны , белые родезийцы в целом очень хотели записаться на военную службу; Поскольку существовали опасения, что отсутствие этих людей может отрицательно повлиять на стратегически важные шахты, был введен контроль за рабочей силой, чтобы не допустить некоторых белых к военной службе и к их гражданским занятиям. [ 6 ] Южной Родезии Одним из главных вкладов в военные усилия союзников стало ее участие с 1940 года в Имперской программе подготовки авиации . [ с ] ВВС Южной Родезии были включены в состав Британских Королевских ВВС (RAF) в апреле 1940 года, став 237-й (Родезия) эскадрильей RAF . [ 10 ] Еще две эскадрильи Королевских ВВС, № 44 и № 266 , впоследствии также были обозначены как «родезийские» формирования. [ 11 ]
Оставаясь на Родосе в течение 1940 учебного года, Смит тайно планировал отправиться на военную службу, несмотря на указание закончить учебу. В июне 1940 года, во время перерыва в учебе в середине года, он незаметно отправился в столицу Южной Родезии Солсбери , чтобы сообщить начальнику отдела кадров колонии Уильяму Аддисону, что хочет присоединиться к военно-воздушным силам; Чтобы избежать запрета на военную службу, Смит не упомянул о своем посещении университета и назвал свой адрес в селукве. [ 6 ] Во время рождественских каникул в конце 1940 года Смит снова поехал в Солсбери и успешно прошел второе собеседование с представителем ВВС и медицинский осмотр. В начале 1941 года, получив документы о призыве на курсы пилотов, Смит прошел последнее собеседование, в ходе которого выяснилось, что он студент университета; интервьюер ненадолго возразил, но принял Смита, когда тот настоял на своем желании зарегистрироваться. [ 5 ]
В сентябре 1941 года Смит официально был зачислен в Королевские ВВС и получил военный номер 80463. [ 12 ] [ 13 ] Он начал свое обучение в крыле начальной подготовки в Булавайо , а через шесть недель перешел в начальную школу летной подготовки в Цесарке, недалеко от Гвело. [ 14 ] Большинство людей, вместе с которыми он тренировался, были австралийцами, а многие другие — британцами. Смит был рад оказаться на курсе, который в конечном итоге привел к полетам на истребителях, а не на бомбардировщиках, поскольку в «Цесарке» он научился пилотировать «Тигровые мотыльки» , а затем в Гарварде . Он также был рад, что его отправили всего в получасе езды на машине от Селукве. В конце курса его выбрали для прохождения обучения в качестве курсанта , что означало, что его перевели на Торнхилл , еще одну авиабазу в Гвело. [ 15 ] Он ушел из жизни в сентябре 1942 года в звании летчика-офицера ; [ 12 ] его обучение в Южной Родезии заняло в общей сложности год. [ 15 ]
Услуга
[ редактировать ]Ближний Восток и Северная Африка
[ редактировать ]Смит надеялся, что по окончании обучения его отправят в Великобританию. [ 14 ] и первоначально ему сказали, что это должно было произойти, но вместо этого его отправили на Ближний Восток . [ 16 ] В конце 1942 года его отправили на Идку , небольшую базу Королевских ВВС недалеко от Каира . [ 13 ] откуда его направили в подразделение оперативной подготовки, базирующееся в Баальбеке в Ливане. Он провел там шесть недель, облетев большую часть Леванта на истребителе Hawker Hurricane , а затем был направлен в 237-ю эскадрилью (Родезия) для начала активной службы, снова пилотируя Hurricanes. Когда Смит присоединился к ней, эскадрилья дислоцировалась недалеко от иранской столицы Тегерана , но почти сразу же была переброшена в Киркук в Ираке, чтобы помогать охранять там нефтяные скважины и трубопроводы. [ 17 ] В марте 1943 года он снова был задействован в кампании в Западной пустыне в Северной Африке, ранее служив там в 1941–1942 годах. [ 10 ] и Смит служил на этом фронте пилотом «Харрикейна». [ 17 ] ему было присвоено звание летного офицера . 25 марта 1943 года [ 18 ]
4 октября 1943 года Смит на рассвете вылетел из Идку на Hurricane Mk IIC, чтобы сопровождать грузовой конвой. [ 13 ] Свет был очень плохим, а дроссельная заслонка Смита вышла из строя; [ 19 ] ему не удалось взлететь достаточно быстро, чтобы преодолеть взрывную стену в конце взлетно-посадочной полосы. Шасси самолета зацепилось за мешки с песком на стене, в результате чего Смит потерял контроль над самолетом и разбился. [ 13 ] Плечевые ремни его ремня безопасности, рассчитанные на нагрузку до 1000 кг (2200 фунтов), порвались. [ 19 ] «Харрикейна» и его лицо было разбито о гироскопический прицел . Смит получил серьезные травмы лица, сломал челюсть, ногу и плечо. [ 17 ] Врачи сначала подумали, что у него тоже сломана спина, но она всего лишь согнулась. [ 14 ]
Команда врачей и хирургов Пятнадцатой шотландской больницы в Каире активно работала над Смитом, восстанавливая его челюсть с помощью сложного набора повязок, гипса, гаек, болтов и проволоки, а также восстанавливая его лицо с помощью кожных трансплантатов и других реконструктивных операций . [ 20 ] В марте 1944 года, примерно через пять месяцев выздоровления, его признали годным к полетам. [ 14 ] Он отклонил предложение поехать домой в Южную Родезию в качестве инструктора и, после курса повышения квалификации в Египте, [ 20 ] [ 21 ] отправился на Корсику , чтобы присоединиться к 237-й эскадрилье, которая к тому времени летала на Spitfire Mk IX. [ 21 ]
Италия
[ редактировать ]Смит присоединился к 237-й эскадрилье на Корсике 10 мая 1944 года и через два дня возобновил боевые полеты. [ 13 ] ему было В полевых условиях присвоено звание летного лейтенанта . [ д ] Подразделение было прикреплено к американской бомбардировочной группе и было поручено прикрывать ее во время атак на города северной Италии . Боевики также предприняли обстрелы в долине реки По железнодорожному движению и тяжелой технике. [ 20 ] Смит совершил 10 боевых вылетов, и в последнем из них, 22 июня, [ 13 ] возглавил обстрел большой железнодорожной станции, когда его самолет был поражен зенитной артиллерией при втором заходе. Он предупредил других пилотов, чтобы они не пытались совершить второй проход по железнодорожной станции, и повернул к берегу, надеясь броситься в море. [ 23 ] Ведущий Смита Алан Дуглас сообщил ему по радио, что из самолета идет черный дым, а затем двигатель загорелся. [ 24 ] Смит выручил. Он никогда раньше не прыгал с парашютом. Он перевернул свой «Спитфайр», выдвинул ручку вперед, выпустил фонарь кабины, выпал из самолета и без серьезных травм приземлился на склоне горы. [ 25 ]
По его собственным словам, сначала он спрятался в большом кусте, но решил, что это слишком очевидно, и перебрался в куст поменьше. Прибыл немецкий патруль, осмотрел первоначальный куст и перед уходом обстрелял его очередями из автоматического оружия. «Кто-то следил за мной, когда я подумал, что мне лучше выбраться из этого куста…» - позже сказал он Филиппе Берлин. [ 25 ] Район, в котором он высадился, был преимущественно антинемецким и в основном находился под контролем просоюзнических итальянских партизан ; один из них увидел спуск Смита и забрал его парашют, чтобы не дать немцам его найти. [ 25 ] Смит еще некоторое время прятался, прежде чем выйти и поприветствовать мальчика лет 12. Мальчик, Лео, не знал английского языка; используя язык жестов, он велел Смиту сесть и подождать и вскоре вернулся со своим старшим братом Лоренцо. [ 26 ] Лоренцо предложил Смиту прийти к ним домой поесть, и Смит согласился. Родители мальчиков, крестьяне-земледельцы Зунино, приняли его к себе, но решили, что держать его в доме так скоро после крушения слишком рискованно, и спрятали в пещере на горе. На следующий день в дом Зунино пришли немцы в поисках Смита. Примерно через неделю опасность утихла, и Зунино предоставили Смиту комнату в доме. [ 27 ]
Смит работал на ферме Зунино и начал изучать итальянский язык, который, как он понимал, ему необходимо выучить, если ему предстоит путешествовать через территорию противника к позициям союзников. [ 28 ] Через месяц местный партизанский командир Антонио Боццано (прозванный «Барбетта» из-за бороды) пришел встретиться со Смитом и предложил ему вступить в его ряды. Смит сопровождал Барбетту в его штаб-квартиру, расположенную примерно в 10 милях (16 км) от него, в деревне под названием Пьянкастанья. Когда Барбетта спросил о его звании, Смит ответил, что он капитан . «Ну ладно», ответила Барбетта, похлопав его по плечу; «Теперь ты майор. Я делаю тебя майором». [ 29 ] Смит понял, что Барбетта дала ему это «повышение» в надежде поднять свою репутацию в движении сопротивления - «ни один из других полков в этом районе не мог похвастаться английским пилотом и майором в придачу», - объяснил он в своих мемуарах. . [ 30 ] Смит хорошо ладил с Барбеттой и около трех месяцев в конце 1944 года принимал участие в диверсионных операциях. Тем временем он хорошо владел итальянским языком. [ 29 ] После того, как немцы покинули свой местный гарнизон в Сасселло в октябре 1944 года, Смит сказал Барбетте, что собирается попытаться вернуться на позиции союзников. [ 31 ] Партизаны пытались отговорить его от этого, говоря, что это слишком рискованно, но когда Смит настоял, они дали ему письма, чтобы он взял с собой, рекомендуя его другим итальянским партизанским группам, с которыми он мог столкнуться на своем пути. Капрал британской армии, известный Смиту как «Билл», который прятался в соседней деревне, спросил, может ли он тоже приехать, и Смит согласился. [ 32 ]
Смит направился на запад, через Лигурийские Альпы , в сторону южной Франции, в которую, как он знал, только что вторглись войска союзников, в основном американцы, Свободная Франция и британцы. В пути ему и Биллу помогали итальянские партизанские отряды и другие местные жители. После 10 дней в пути к походу присоединились еще трое военнослужащих союзников — француз, австриец и поляк, встретив Смита и Билла в партизанском лагере. Язык группы сменился на итальянский, и пятеро мужчин направились к границе, где их принял старый фермер Жан Батист Шамбрен, который дал им инструкции, как пройти мимо немецких часовых, охраняющих границу с Францией. Солдаты решили, что, поскольку пытаться переправиться всем вместе было бы слишком рискованно, Смит и Билл пойдут первыми, а на следующий день француз, австриец и поляк. [ 33 ]
Шамбрен не говорил по-английски, но вызвал своего англоговорящего брата. [ 33 ] Смит предъявил свой знак различия Королевских ВВС в качестве доказательства своей личности. [ 33 ] Смит и Билл направились к пограничному переходу в сопровождении Чамбрина, который сказал им, что его брат встретит их на другой стороне границы. Единственным переходом был мост, охраняемый немецкими часовыми. Смит какое-то время наблюдал за контрольно-пропускным пунктом и увидел, что пешеходы, переходящие дорогу в одиночку или парами, редко сталкиваются с препятствиями, в то время как большие группы часто подвергаются опасности. Он подумал, что можно просто пройти, и посоветовал Биллу «просто посмотреть прямо перед собой и спокойно идти дальше». [ 34 ] Им не бросили вызов, и они встретили брата Шамбрена в нескольких милях отсюда. На следующий день к ним присоединились австриец и француз; Польский солдат, который показался Смиту несовершеннолетним, потерял самообладание, увидев немцев, и вернулся. [ 34 ]
Переправившись во Францию, они искали дружественные войска. Они решили обойти немецкие позиции, переправившись через Приморские Альпы в течение двух дней с местным гидом. Им не хватало снаряжения и одежды для альпинизма. Ночью Смит снял туфли, а утром обнаружил, что они замерзли и он не может их надеть. Он продолжил путь в носках, которые протерлись, что вынудило его закончить путь босиком по льду и снегу. [ 35 ] Через двадцать три дня после того, как Смит и Билл отправились из Пьянкастаньи, они встретили американские войска, которые отвезли их в местный базовый лагерь, откуда они были возвращены в свои силы. Американцы доставили Смита в Марсель , откуда его переправили самолетом в транзитный лагерь Королевских ВВС в Неаполе . По прибытии в конце ноября 1944 года Смит отправил домой Селукве короткую телеграмму: «Жив и здоров. С любовью ко всем вам, Ян». [ 35 ]
Поздняя война и демобилизация
[ редактировать ]Британским военнослужащим было хорошо известно, что отсутствие в тылу врага в течение трех или более месяцев приводило к автоматическому отправке домой, чего Смит не хотел; поэтому он был осторожен, когда приходил на собеседование на транзитной базе в Неаполе. Когда был предложен обратный проезд в Родезию через Египет, Смит успешно запросил разрешение поехать в Великобританию, заявив, что у него там много родственников, и он считает ее вторым домом. В Англии его направили на шестинедельный курс повышения квалификации в Шропшире , где он летал на «Спитфайрах». [ 36 ] Смит показал очень хорошие результаты на учениях и по собственному желанию был отправлен обратно на действительную службу всего через три недели обучения. [ 35 ] Он был прикреплен к 130-й (Пенджаб) эскадрилье , входящей в состав 125-го крыла, которым командовал капитан группы (впоследствии вице-маршал авиации ) Джонни Джонсон , один из самых успешных летных асов войны Королевских ВВС. [ 36 ] Явившись на службу в 130-ю эскадрилью в Целле , на западе Германии, 23 апреля 1945 года. [ 13 ] он выполнял там боевые вылеты, «[получив] немного удовольствия, стреляя в странные вещи», вспоминал он, [ 37 ] пока европейская война не закончилась 7 мая капитуляцией Германии . [ 37 ]
Смит оставался в 130-й эскадрилье до конца своей службы, летая с ней в Копенгаген , а затем через Великобританию в Норвегию. [ и ] Он провел около пяти месяцев в Норвегии в составе послевоенных оккупационных сил, но не выучил норвежский язык, позже сказав Берлину, что он показался ему намного сложнее, чем итальянский, «и все они говорили по-английски, видите ли». [ 37 ] После того, как 130-я эскадрилья вернулась в Великобританию в ноябре 1945 года, Смит был демобилизован и отправлен домой. Его встретила в ВВС Великобритании Кумало в Булавайо его семья, с которой он поехал обратно в Селукве. [ 38 ] Журналист Р. У. Джонсон писал, что военная служба Смита была «несомненно, главным событием его жизни». [ 39 ]
Боевые раны
[ редактировать ]Его правый глаз был постоянно прищурен, как у человека, прицеливающегося в ствол пистолета. Пока он говорил, его лицо с вытянутой челюстью оставалось почти бесстрастным, как и всегда с 1943 года... [ 40 ]
- Ли Холл в интервью журналу Smith for Life , 1966 год.
Пластическая хирургия, использованная для реконструкции лица Смита после его крушения в Западной пустыне в 1943 году, оставила его лицо несколько искаженным, с частичным параличом. [ 41 ] В своей биографии Смита 1978 года Берлин пишет, что пересаженная кожа на его лице «почти скрывает травмы даже сегодня, хотя и оставила у него слегка пустое выражение лица». [ 20 ] Наблюдатели часто комментировали это, и когда Смит умер в 2007 году, это было заметно во многих его некрологах. «В первую очередь внимание людей привлек поврежденный войной левый глаз Яна Смита, — начинался отчет, напечатанный в лондонской « Таймс »: — широко открытый, с тяжелыми веками и бесстрастный после экспериментальной пластической хирургии, он намекал на скучную, бесхарактерную натуру. другой был узким, раскосым и слегка прикрытым. Смотреть на него было неприятно. Каждый глаз мог принадлежать разному человеку». [ 42 ] Газета Daily Telegraph заняла аналогичную позицию, сообщив, что операция по восстановлению лица Смита «придала ему несколько угрожающий взгляд». [ 43 ]
Травмы Смита также лишили его возможности долго сидеть без боли, поэтому, когда он посещал конференции в качестве политика, он время от времени ненадолго вставал со своего места. Во время переговоров с премьер-министром Великобритании Гарольдом Вильсоном на борту HMS Tiger в 1966 году Смит регулярно вставал и выглядывал в иллюминатор ; Британцы неправильно истолковали это как чувство страха Смита перед Вильсоном или морскую болезнь. [ 44 ]
Влияние на политическую карьеру
[ редактировать ]Смит завершил учебу на Родосе в 1946 году и занялся политикой в 1948 году , когда он успешно боролся за место селукве от имени Либеральной партии , став представителем своего родного города в Законодательном собрании в возрасте 29 лет. [ 45 ] [ ж ] Он поднялся по политической лестнице вместе с Объединенной федеральной партией в 1950-е годы. [ 47 ] а в 1962 году помог сформировать Родезийский фронт , правую партию, провозглашенной целью которой была полная независимость от Великобритании без немедленного перехода к правлению черного большинства. Он стал заместителем премьер-министра в декабре того же года, когда новая партия, возглавляемая Уинстоном Филдом в этом месяце , удивила большинство наблюдателей, победив на выборах . [ 48 ] После того, как Кабинет министров вынудил Филда уйти в отставку в апреле 1964 года из-за того, что ему не удалось получить независимость от Великобритании, они выбрали Смита новым премьер-министром. [ 49 ] [ 50 ]
Смит, первый глава правительства Южной Родезии, уроженец [ 49 ] [ 50 ] На посту премьер-министра на него сильно повлиял опыт военного времени. [ 43 ] Воспоминания Смита о его службе Великобритании в Королевских ВВС заставили его почувствовать себя преданным, когда британское правительство оказалось одним из его главных противников на посту премьер-министра. [ 43 ] [ г ] После того, как переговоры неоднократно проваливались, правительство Смита в одностороннем порядке провозгласило независимость . 11 ноября 1965 года [ 52 ] В 1970 году по итогам референдума он объявил Родезию республикой. [ ч ] Он утверждал, что в сложившейся ситуации виновата Великобритания, заявив: «Родезия не хотела завоевывать независимость от Великобритании. Это было нам навязано». [ 54 ]
Собственная военная служба Смита и его репутация храброго человека породили положительные настроения в отношении него лично, когда он был премьер-министром. Белые родезийцы широко приветствовали его как героя войны, как и многие зарубежные комментаторы. [ 55 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 56 ] В большинстве сообщений британской прессы о Смите упоминались его военные раны или иным образом упоминалась его прошлая военная служба. [ 57 ] В 1966 году сторонники Смита в Великобритании прислали ему картину, изображающую два «Спитфайра», отправляющихся в утренний рейд, «от имени многих британцев, которые остались верными, несмотря на ошибочное руководство правительства». [ 58 ] Смит сохранил свою привязанность к «Спитфайру»; в своих мемуарах он описал его как «самый красивый самолет из когда-либо созданных». [ 21 ] Он также сохранил некоторое знание итальянского языка, хотя, по словам одного итальянского посетителя, его акцент был «ужасным». [ 59 ]
Годы Смита в качестве пилота Королевских ВВС часто упоминались в политической риторике и популярной культуре. По словам Мартина Фрэнсиса, «ни одна белая родезийская кухня 1960-х и 1970-х годов не была полной без иллюстрированного кухонного полотенца с изображением «Старого доброго кузнеца» и его верного «Спитфайра». [ 58 ] Что касается освещения войны Буша в Родезии, историк Луиза Уайт писала: «Военная служба Смита неизменно упоминалась иностранными журналистами, но не представляла реального интереса для национальных военнослужащих». [ 60 ] Избирательная стратегия Родезийского фронта, направленная на подчеркивание репутации Смита как героя войны, подверглась критике со стороны журналиста Питера Низеванда , депортированного из Родезии в 1973 году; по словам Низеванда, вклад Смита в военные усилия союзников заключался в том, чтобы «разбить два совершенно хороших самолета «Харрикейн», не потеряв при этом ни одного немца». [ 61 ] Смит одержал решающую победу на выборах в 1970 , 1974 и 1977 годах и оставался на своем посту до тех пор, пока в 1979 году страна не была преобразована под правлением большинства в Зимбабве-Родезия . [ 62 ] Он продолжал носить галстук пилота RAF Spitfire до самой старости. [ 55 ] в том числе в последний день перед официальным созданием Зимбабве-Родезии 1 июня 1979 года - «последний жест неповиновения», пишет Билл Шварц, «символизирующий целый потерянный мир». [ 63 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Южная и Северная Родезия тогда находились в ведении Британской Южно-Африканской компании . Южная Родезия получила ответственное правительство и в 1923 году стала самоуправляющейся колонией Великобритании, получив контроль над большинством вопросов, за исключением иностранных дел. [ 1 ] Северная Родезия стала британским протекторатом прямого управления в 1924 году. [ 2 ]
- ↑ Южная Родезия, не имея дипломатических полномочий, автоматически вступила в конфликт, когда Великобритания объявила войну, но ее правительство все равно выступило с символическим объявлением войны. Австралия и Новая Зеландия оказались в аналогичной ситуации, еще не ратифицировав Вестминстерский статут 1931 года , который при принятии передавал дипломатическую ответственность от Великобритании соответствующему местному правительству. [ 4 ]
- ↑ Родезийская группа авиационной подготовки за время войны проинструктировала 8235 пилотов, штурманов, артиллеристов, наземный экипаж и других союзников. [ 7 ] [ 8 ] В составе Королевских ВВС Южной Родезии насчитывалось 2409 человек (977 офицеров и 1432 других чина), из которых 498 человек погибли во время войны. [ 9 ]
- ↑ Об этом стало официально 25 сентября 1944 года, когда Смит пропал без вести в Италии. [ 22 ]
- ↑ Это была первая эскадрилья Королевских ВВС, высадившаяся в Дании, а также первая эскадрилья, высадившаяся в Норвегии. [ 37 ]
- ↑ Он был самым молодым членом парламента в истории Южной Родезии. [ 46 ]
- ↑ Первая книга мемуаров Смита, опубликованная в 1997 году, называется «Великое предательство» . Возражение правительства Великобритании против продолжения правления белого меньшинства, основанное на моральных и геополитических факторах, противоречило отказу Смита установить график постепенного введения правления большинства в Южной Родезии. [ 51 ]
- ↑ Название Родезия использовалось в официальном контексте Солсбери с конца 1964 года, хотя официальным названием колонии в соответствии с британским законодательством оставалось « Южная Родезия ». Правительство Южной Родезии разработало закон об официальном исключении слова «Южная» из ее названия в октябре 1964 года, мотивируя это тем, что географический определитель стал излишним после переименования Северной Родезии в Замбию после обретения независимости. Великобритания отказалась одобрить это предложение, заявив, что колония не может по закону переименовать себя, но Солсбери все равно продолжал использовать сокращенное название. [ 53 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Берлин 1978 , стр. 103–104.
- ^ Ганн 1969 , стр. 191–192.
- ^ Берлин 1978 , стр. 35, 41–43.
- ^ Вуд 2005 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 1997 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Берлин, 1978 , стр. 45–46.
- ^ Джексон 2006 , с. 39.
- ^ Макдональд 1976 , с. 173.
- ^ Петтер-Бойер 2005 , стр. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Петтер-Бойер 2005 , с. 15.
- ^ Макдональд 1976 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Лондонская газета, январь 1943 г. , стр. 489.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Каудерой и Несбит 1987 , стр. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б с д Смит 1997 , стр. 11–12.
- ^ Перейти обратно: а б Берлин, 1978 , стр. 47–49.
- ^ Берлин 1978 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б с Берлин, 1978 , стр. 50–54.
- ^ Лондонская газета, апрель 1943 г. , стр. 1861.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Ренсбург 1975 , с. 315.
- ^ Перейти обратно: а б с д Берлин 1978 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 1997 , с. 13.
- ^ Лондонская газета, январь 1945 г. , стр. 222.
- ^ Берлин 1978 , с. 56.
- ^ Смит 1997 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с Берлин, 1978 , стр. 56–57.
- ^ Берлин 1978 , с. 58.
- ^ Берлин 1978 , стр. 58–59.
- ^ Берлин 1978 , стр. 61–62.
- ^ Перейти обратно: а б Берлин, 1978 , стр. 63–65.
- ^ Смит 1997 , с. 16.
- ^ Смит 1997 , стр. 16–17.
- ^ Берлин 1978 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б с Берлин, 1978 , стр. 67–71.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 1997 , стр. 18–19.
- ^ Перейти обратно: а б с Берлин, 1978 , стр. 71–75.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 1997 , стр. 21–23.
- ^ Перейти обратно: а б с д Берлин, 1978 , стр. 74–75.
- ^ Берлин 1978 , с. 76.
- ^ Джонсон, RW (25 ноября 2007 г.). «Потерянный рай большого белого вождя» . Таймс . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Жизнь 1966 года .
- ^ Перейти обратно: а б Киссинджер 2000 , с. 998.
- ^ Таймс 2007 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дейли Телеграф 2007 .
- ^ Берлин 1978 , стр. 174–176.
- ^ Берлин 1978 , с. 81.
- ^ Экономист 2007 .
- ^ Ван Ренсбург 1975 , с. 316.
- ^ Смит 1997 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Берлин, 1978 , стр. 131–132.
- ^ Перейти обратно: а б Весселс 2010 , стр. 102–104.
- ^ Уильямс и Хакленд 1988 , с. 182.
- ^ Вуд 2012 , стр. 1–8.
- ^ Палли 1966 , стр. 742–743.
- ^ Би-би-си 1970 .
- ^ Перейти обратно: а б «Индепендент», 2007 год .
- ^ Время и прилив 1977 .
- ^ Ритшерле 2005 , стр. 266–267.
- ^ Перейти обратно: а б Фрэнсис 2008 , стр. 192–193.
- ^ После битвы 1975 , с. 45.
- ^ Белый 2021 , с. 14.
- ^ Помощник библиотекаря 1973 , с. 35.
- ^ Уильямс и Хакленд 1988 , с. 289.
- ^ Черный 2011 , с. 424.
Библиография
[ редактировать ]- Берлин, Филиппа (апрель 1978 г.). Тихий человек: Биография достопочтенного. Ян Дуглас Смит . Солсбери: М.О. Коллинз. OCLC 1037141890 .
- Каудерой, Дадли; Несбит, Джеймс (1987). Война в воздухе: ВВС Родезии 1935–1980 гг . Йоханнесбург: Галаго. ISBN 978-0-947-02013-2 .
- Фрэнсис, Мартин (2008). Флаер: британская культура и Королевские ВВС 1939–1945 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-191-61696-9 .
- Ганн, Льюис Х. (1969). История Северной Родезии: от первых дней до 1953 года . Нью-Йорк: Гуманитарная пресса. OCLC 46853 .
- Джексон, Эшли (2006). Британская империя и Вторая мировая война . Лондон и Нью-Йорк: Международная издательская группа Continuum . ISBN 978-1-852-85417-1 .
- Киссинджер, Генри (март 2000 г.). Годы обновления . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 978-0-857-20720-3 .
- Макдональд, Дж. Ф. (1976). Военная история Южной Родезии 1939–1945 гг. Том 1 . Булавайо: Книги Родезии. ISBN 978-0-869-20138-1 .
- Палли, Клэр (1966). Конституционная история и право Южной Родезии 1888–1965 годов с особым упором на имперский контроль . Издательство Оксфордского университета . OCLC 1046304429 .
- Петтер-Бойер, PJH (2005). Ветры разрушения: автобиография родезийского боевого летчика . Йоханнесбург: Издательство 30 ° South. ISBN 978-0-958-48903-4 .
- Ритшерле, Алиса Мари (2005). Отказ от утопии: раса и политическая культура рабочего класса в Великобритании в эпоху деколонизации, 1948–1968 (доктор философии). Мичиганский университет. OCLC 712612672 .
- Шварц, Билл (2011). Мир белого человека . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-191-61995-3 .
- Смит, Ян (1997). Великое предательство: Мемуары Яна Дугласа Смита . Лондон: Издательство Джона Блейка . ISBN 978-1-857-82202-1 .
- Ван Ренсбург, APJ (1975). Современные лидеры Африки . Кейптаун: ХАУМ. ISBN 0-7986-0156-6 . OCLC 1676807 .
- Вессельс, Ханнес (2010). ПК ван дер Бил: африканский государственный деятель . Йоханнесбург: Издательство 30 ° South. ISBN 978-1-920-14349-7 .
- Уайт, Луиза (2021). Борьба и письмо: Родезийская армия на войне и после войны (онлайн-изд.). Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-1-4780-2128-5 .
- Уильямс, Гвинет; Хакленд, Брайан (1988). Словарь современной политики Южной Африки . Лондон: Рутледж . ISBN 978-1-317-27080-5 .
- Вуд, JRT (2005). Так далеко и не дальше! Заявка Родезии на независимость во время отступления от империи 1959–1965 гг . Блумингтон, Индиана: Trafford Publishing . ISBN 978-0-958-48902-7 .
- Вуд, JRT (2012). Вопрос недель, а не месяцев: тупик между Гарольдом Уилсоном и Яном Смитом . Блумингтон, Индиана: Trafford Publishing. ISBN 978-1-466-93410-8 .
- Помощник библиотекаря. Тома 66–68 . Лондон: Ассоциация помощников библиотекарей. 1973.
Газеты и журналы
[ редактировать ]- «№35876» . Лондонская газета (Приложение). 26 января 1943 года.
- «№35989» . Лондонская газета (Приложение). 20 апреля 1943 года.
- «№36878» . Лондонская газета (Приложение). 2 января 1945 года.
- «Йен подобен раненому буйволу» . Жизнь . Нью-Йорк. 27 мая 1966 г. с. 30.
- «Ян Смит объявляет Родезию республикой» . Лондон: Би-би-си . 2 марта 1970 года . Проверено 2 августа 2018 г.
- «Личность: лейтенант авиации Ян Смит. Военная история премьер-министра Родезии». После битвы . № 10. Лондон. 1975. стр. 43–46.
- «Почему Ян Смит хочет гарантию». Время и Прилив . Том. 57. Лондон. 1977. с. 11. ISSN 0040-7828 .
- «Некролог: Ян Смит» . «Дейли телеграф» . Лондон. 21 ноября 2007 года . Проверено 2 августа 2018 г.
- «Некролог: Ян Смит» . Таймс . Лондон. 21 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 29 августа 2008 г. Проверено 2 августа 2018 г.
- «Некролог: Ян Смит» . Независимый . Лондон. 22 ноября 2007 года . Проверено 2 августа 2018 г.
- «Некролог: Ян Смит» . Экономист . Лондон. 22 ноября 2007 года . Проверено 2 августа 2018 г.