Джильдс
Святой Джильдс | |
---|---|
![]() Статуя Святого Гилда, недалеко от деревни Сен-Гилдс-де-Руис (Франция). | |
Аббат | |
Рожденный | в 450-500 Королевство Стратклайд |
Умер | 570 (традиционный) Rhuys , Бриттани |
Почитаемый в | Восточная православная церковь [ 1 ] Костел Англиканское причастие |
Основная храм | Аббатство Гластонбери (разрушено) Rhuys Церковь |
Праздник | 29 января |
Атрибуты | Монах держит кельтский колокол или писать в книге |
Покровительство | Уэльские историки; колокола Основатели |
Джильдас (английское произношение: / ˈ ɡ ɪ l d ə s / , breton : gweltaz ; c. 450/500 - c. 570 ) [ А ] [ B ] -Также известный как Гилд Бадоник , Гилдас Фаб-Кау (в текстах средних валлийских текстов и антикварных работах) и Гилдас Сапиенс (Гилдс мудрец)-был британским наиболее известным благодаря своим бурным религиозным полемическим декорациям . монахом 6-го века , История британцев до и во время пришествия саксов . Он является одной из наиболее документированных фигур христианской церкви на Британских островах во время суб-римского периода и был известен своими библейскими знаниями и литературным стилем. В своей более поздней жизни он эмигрировал в Бриттани , где основал монастырь, известный как Сен-Гилд-де-Руис .
Агиография
[ редактировать ]Существуют разные версии жизни святого Гилда , но оба согласны с тем, что он родился в том, что сейчас является Шотландией на берегах реки Клайд , и что он был сыном королевской семьи. Эти работы были написаны в одиннадцатом и двенадцатом веках и рассматриваются учеными неисторическими. Теперь он считается, что его происхождение дальше на юг. [ 6 ] В своей собственной работе он утверждает, что родился в том же году, что и битва при горе Бадон . Он получил образование в монашеском центре, в колледже Святого Илтуда, где он решил отказаться от своего королевского наследия и принять монашизм. Он стал известным учителем, превратив многих в христианство и основав многочисленные церкви и монастыри по всей Британии и Ирландии. Считается, что он совершил паломничество в Рим, прежде чем эмигрировать в Бриттани, где он взял на себя жизнь отшельника . Тем не менее, его жизнь одиночества была недолгой, и вскоре ученики искали его и умоляли его научить их. В конце концов он основал монастырь для этих студентов в Saint-Gildas-de-Rhuys в Бриттани , где он написал De Excidio Britanniae, критикуя британских правителей и призывая их отложить свои грехи и принять истинную христианскую веру. Считается, что он умер в Rhuys и был похоронен там.

Rhuys жизнь
[ редактировать ]Первая жизнь Джильда была написана в 9 -м веке неназванным монахом в монастыре, который Гилдс основал в Rhuys , Бриттани. [ 7 ] Согласно этой традиции, Джильдс -сын Каунуса, короля Альт -Клуда в курице , Бриреноническом регионе Северной Британии. У него было четыре брата; Его брат Куйллум поднялся на трон после смерти своего отца, а остальные стали монахами. Джильдас был отправлен в детстве в колледж Святого Илтуда в Гламоргане , под опекой Сент -Илтуда , и был спутником Святого Самсона из Дол и Святого Пола Аурелиана . Его хозяин Иллтуд нежно любил его и научил его особому рвению. Предполагалось, что он получил образование в области гуманитарных наук и божественных Писаний, но решил изучать только священную доктрину и оставить свое благородное рождение в пользу религиозной жизни.
После окончания учебы при Иллуде Джильдс отправился в Ирландию, где он был рукоположен в качестве священника. Он вернулся на свои родные земли в Северной Британии, где он действовал в качестве миссионера, проповедовал языческому народу и обратил многих из них в христианство . Затем его спросил Айнмерикус, высокий король Ирландии ( Ainmuire Mac Sétnai , 566–569), чтобы восстановить порядок в церкви в Ирландии, которая вообще потеряла христианскую веру. Джильдс повиновался повестку короля и путешествовал по всему острову, превращая жителей, строительство церквей и создавая монастыри. Затем он отправился в Рим и Равенну, где исполнял много чудес, включая убийство дракона в Риме. Намечая вернуться в Великобританию, он вместо этого остановился на острове Хоуат от Бриттани, где он вел одиночную, строгую жизнь. Примерно в это же время он также проповедовал Нонниту (не) , мать святого Давида , в то время как она была беременна святой. [ 8 ] В конечном итоге его искали те, кто хотел учиться под ним, и ему было убедилось создать монастырь в Бриттани, который он занимал в месте, которое теперь известно как Сен-Гилд-де-Руис .
Llancarfan Life : Gildas и King Arthur
[ редактировать ]Вторая «жизнь» Джильдас была написана Карадоком из Лланкарфана , другом Джеффри из Монмута и его нормандскими покровителями. [ 9 ] Тем не менее, работа Карадока, скорее всего, исторически неточна, поскольку его агиографии склонны к фиктивным, а не к строго историческому. [ 10 ] «Жизнь» Карадока была написана в 12-м веке и включает в себя множество элементов того, что стало известно как мифические псевдоистории с участием короля Артура , Гиневеры и аббатства Гластонбери , что приводит к общему мнению, что эта «жизнь» меньше Исторически точный, чем более ранняя версия.
В жизни Лланкарфана Гилдс представлен как сын Нау, короля Шотландии. У Нау было 24 сына, все победоносные воины. Гилдс изучал литературу в молодости, прежде чем покинуть свою родину в Галлию, где он учился в течение семи лет. Когда он вернулся, он вернул с собой обширную библиотеку и был искал в качестве мастера -учителя. Он стал самым известным учителем во всех трех королевствах Британии. Гилдс был предметом мифического короля Артура, которого он любил и желал подчиняться. Тем не менее, его 23 брата всегда поднимались против своего законного короля, а его старший брат Хьюил не подчинялся бы законным высоким королем, даже Артуру. Хьюил часто ударил из Шотландии, чтобы сражаться с битвами и унести добытки, и во время одного из этих набегов Хейл преследовал и убит королем Артуром. Когда новости об убийстве его брата достигли Джильда в Ирландии, он был сильно огорчен, но смог простить Артура и молиться за спасение своей души. Затем Джильд отправился в Британию, где он встретил Артура лицом к лицу, и поцеловал его, когда он молился о прощении, и Артур принял покаяние за убийство брата Джильдас. [ 11 ]
После этого Джильдас преподавал в школе Сент -Кадока, а затем ушел на секретный остров в течение семи лет. Пираты с Оркнейских островов пришли и уволили его остров, неся товары и его друзей в качестве рабов. В беде он покинул остров и приехал в Гластонбери, а затем управлял Мелвас , король «летней страны» ( Gwlad YR Haf , Сомерсет ). Джильд вмешался между королем Артуром и Мелвасом, которые похитили и изнасиловали жену Артура Гиневера и привели ее к своей оплоте в Гластонбери. Вскоре пришел Артур, чтобы осадить его, но миротворческий святой убедил Мелваса освободить Гиневеру, и два короля принес мир. Затем, желая жить жизнью отшельника, Гилдс построил эрмитаж, посвященный Троицу на берегу реки в Гластонбери. Он умер и был похоронен в аббатстве Гластонбери, [ 11 ] На полу церкви Святой Марии.
Жизнь Лланкарфана содержит самое раннее выживание похищения эпизода Гвиневеры, распространенного в более поздней артурийской литературе. Расхождение Хуайла с Артуром также была, по -видимому, популярным предметом в средневековой Великобритании: он упоминается как враг Артура в валлийской прозе -рассказе Culhwch и Olwen , написанном около 1100 года. Сильная традиция в Северном Уэльсе помещает обезглавливание брата Гилдса Хуайла . Рутин , где утверждается, что камень казни ( Maen Huail ). на городской площади был сохранен [ 12 ] Другой брат Джильда, Селин А.П. Кау, базировался в северо-восточном углу Англси .
Разрушение британцев и завоевание
[ редактировать ]Гилдс наиболее известен своими полемиками британских британцев , в котором рассказывается о суб-римской истории Британии, и которая является единственным существенным источником истории этого периода, написанного почти соблюдением, хотя он не предназначен для Объективная хроника. [ 11 ]
Работа - это проповедь в трех частях, осуждающих акты его современников, как светских, так и религиозных. [ 13 ] Первая часть состоит из объяснения Джильдас о его работе и краткого повествования о римской Британии от ее завоевания под принципом времени Джильдас. Он описывает поступки римлян и стонов британцев , в которых британцы делают последний запрос на военную помощь от покойных римских военных. Он нарастает своих коллег -британцев за их грехи, в то же время хвалит таких героев, как Амброзий Аурелиан , которого он первым описывает как лидер сопротивления саксам . Он упоминает о победе в битве при Монсе Бадонике , подвиге, приписываемом королю Артуру в более поздних текстах, хотя Гилдс не упоминает, кто возглавил битву.
Часть вторая состоит из осуждения пяти британских королей, Константина , Аурелия Конануса , Вортипориуса , Кунегласа и Малгвна . Поскольку это единственная современная информация о них, она представляет особый интерес для ученых британской истории. Часть третья - аналогичная атака на духовенство того времени.
Работы Джильда, в том числе Excidio , можно найти в томе 69 Patologia Latina .
De Excidio was usually dated to the 540s, but the historian C. 490. inclines to an "early Gildas" c. 490.[ 14 ] Кембриджский историк Карен Джордж предложил дату даты c. 510–530 г. н.э. [ 15 ]
Почитание
[ редактировать ]Джильда Реликвии были почитались в аббатстве, которое он основал в Rhuys, до 10 -го века, когда они были удалены в Берри . В 18 веке они, как говорили, были перенесены в собор в Ваннесе , а затем спрятаны во время французской революции . Различные реликвии пережили революцию и с тех пор были возвращены в Сен-Гилдс-де-Руис , где они видны в разное время года в преданном «казначействе» в деревне. Тело святого Джильда (за исключением части, включенных в различные реликвии), похоронен за алтарем в церкви Сент -Гилд -де -Руис. [ 16 ]
Покрытые золотом и серебром реликвии святого Джильдас включают в себя:
- Реликварийная голова, содержащая части черепа святого [ 16 ]
- Реликварию рук, содержащий кусочки кости, увенчанные блюдами [ 16 ]
- Реликварийная бедренная кость и колено [ 16 ]
Вышитая митра, предположительно носившаяся Джильдасом, также хранится с этими реликвиями. [ 16 ] Джильдс - покровитель нескольких церквей и монастырей в Бриттани, и его праздник отмечается 29 января.
Дальнейшие традиции
[ редактировать ]Джильду приписывают гимн, называемый « Лорика » или «Нагрузка» , молитву за освобождение от зла , которое содержит образцы Хиберно-латина . приписывается Маб Посылка также Джильдас . 27
В Bonedd y Saint Гилдс зарегистрирован как с тремя сыновьями и дочерью. Gwynnog Ap Gildas и Noethon Ap Gildas названы в самых ранних участках вместе со своей сестрой Долгаром. Другой сын, Тайдеч, назван в более позднем документе. Иоло Морганвг добавляет Сен -Ценидд в список.
Ученый Дэвид Дамвилл предполагает, что Джильдс был учителем финнца Мовиля в свою очередь, был учителем Святой Колумбы Иона , который , .
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Композиция De Excidio была датирована между 479 и 484 Ником Хайэмом , [ 2 ] и между 515 и 530 Томасом Д. Салливаном. [ 3 ] Это дает дату рождения Джильдас в середине пятого века. [ 4 ] Тем не менее, Дэвид Дамвилл помещает его позже в c. 500. [ 5 ]
- ^ Дата смерти Джильдас взята из Annales Cambriae , это считается Франсуа Керлуеган «как, в лучшем случае, традиционным». [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 11 февраля/января .
- ^ Higham. Английский завоевание: Гилдс и Британия в пятом веке. п. я и р. 141
- ^ Салливан. Подлинность и дата. п. 171
- ^ Jump up to: а беременный Керлууган. Джильдс в Оксфордском словаре национальной биографии.
- ^ Дамвиль. Хронология разрушения британского стр. 61-84
- ^ Kerlouegan, "Gildas"; Уильямс, "Гилдс"
- ^ Уильямс, Хью. «Жизнь Джильдас у монаха Руиса» . Две жизни Джильдас у монаха Руиса и Карадока из Лланкарфана . Получено 18 февраля 2014 года .
- ^ « Гилдс мудрый», Католическое информационное агентство » . Архивировано из оригинала 23 февраля 2014 года . Получено 27 января 2013 года .
- ^ Уильямс, Хью. «Жизнь Джильдас Карадок из Лланкарфана, ок. 1130–1150» . Две жизни Джильдас у монаха Руиса и Карадока из Лланкарфана . Получено 18 февраля 2014 года .
- ^ Томас Монмута; Рубин, Мири (2014). Жизнь и страсть Уильяма Норвича . Нью -Йорк: Penguin Classics. с. XII.
- ^ Jump up to: а беременный в Lambdin, Laura C. и Lambdin, Robert T., Arthurian писатели: биографическая энциклопедия , Abc-Clio, 2008, p. 2 ISBN 9780313346828
- ^ Maen Huail, площадь Святого Петра, Рутин (ID NPRN306840) . в Королевской комиссии по древним и историческим памятникам Уэльса (RCAHMW)
- ^ Батлер, преподобный Албан, «Жизни или отцы, мученики и другие главные святые», Vol. I, D. & J. Sadlier & Company, 1864
- ^ Halsall, Guy (2013). Миры Артура: Факты и фикции темных веков . Оксфорд, Великобритания: издательство Оксфордского университета. п. 54. ISBN 978-0-19-870084-5 .
- ^ Джордж, Карен, Джильдас де Экссидио Бритонум и ранняя британская церковь, исследования в «Кельтской истории» 26, Бойделл Пресс, 2009, с. 125
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и «Formenadenn-e-Ruiz-Promenade A Rhuys-Saint-Gildas-de-Rhuys-l'eglise-le Trésor» .
Библиография
[ редактировать ]- Дамвиль, Дэвид Н. (1984). «Хронология разрушения Британской книги 1». В Дамвилле, Дэвид; Лапидж, Майкл (ред.). Джильдс: новые подходы . Мартинхэм: Бойделл Пресс. ISBN 978-0-85115-403-9 .
- Джайлс, Джон Аллен , изд. (1841), Работы Джильдас и Нениуса , Лондон: Джеймс Бон - Английский перевод
- Джайлс, Джон Аллен, изд. (1847), История древних британцев , вып. II (Второе изд.), Оксфорд: В. Бакстер (опубликовано 1854) - в латыни
- Higham, N.J. (1994). Английский завоевание: Гилдс и Британия в пятом веке . Манчестер: Манчестер Юнайтед Пресс. ISBN 978-0-7190-4080-1 .
- Kerlouégan, François (2007). «Гилдс [Сент -Гилдс] (фт. 5 -й -6 -й век.)» . Оксфордский словарь национальной биографии . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref: ODNB/10718 . Получено 14 марта 2015 года . ( требуется членство в публичной библиотеке в Великобритании )
- Ллойд, Джон Эдвард (1911), история Уэльса с самых ранних времен до Edwardian Conquest , Vol. I (2 -е изд.), Лондон: Longmans, Green и Co (опубликовано в 1912 году)
- Миллер, Молли. «Использование Беде Джильдас». Английский исторический обзор (1975): 241–261. JStor
- Салливан, Томас Д. (1978). De Excidio of Gildas: его подлинность и дата Нью -Йорк: Брилл. ISBN 978-90-04-05793-7 .
- Уильямс, Энн (1991). "Джильдский автор фл. Середина шести века". В Уильямсе, Энн; Смит, Альфред П.; Кирби, Д.П. (ред.). Биографический словарь темного возраста Британия . Морской ISBN 978-1-85264-047-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лука Ларпи, Prolegomena в новое издание Gildas Sapiens «de Excidio Britanniae» , Florence, Sismel - Edizioni del Galluzzo, 2012 ( It: Международная компания для изучения латинских средневековье )
- Winterbottom, Майкл Эд. и транс., (1978) Гилдс: руины Британии и других работ , Филлимор, Чичестер
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Гилдс 1 в просопографии англосаксонской Англии
- Работы Джильдас в Project Gutenberg
- Работает по Джильдасу в интернет -архиве
- Работает Джильдас в открытой библиотеке
- Работает Джильдас в Librivox (аудиокниги общественного достояния)
- Жизнь Джильдас монахом Rhuys.
- Жизнь Джильдас Карадок из Лланкарфана .
- Гилдс и история комментариев британцев из Кембриджской истории английской и американской литературы , том 1, 1907–21.
- Vortigernstudies: Gildas (источники)
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). " Британская (11 -е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- 400 -е рождение
- 500 -е рождение
- 570 смертей
- Христианские святые 6-го века
- Историки 6-го века
- Артурийские персонажи
- Артурийская легенда
- Средневековая уэльская литература
- Северные Бритонические Святые
- Юго -западный Бритонический Святой
- Суб-римские писатели
- Средневековые уэльские святые
- Средневековые Бретон Святые
- Уэльские люди 6-го века
- Последние римлян
- Авторы 6-го века на латыни
- Бретонский народ 6-го века