Гаутамипутра Сатакарни
Гаутамипутра Сатакарни | |
---|---|
Раджараджа [ нужна ссылка ] Махараджа | |
![]() Чеканка Гаутамипутры Сатакарни с легендой письма Брахми «Король Лорд Сатакарни, сын Готами», начиная с 12 часов. Декоративными рисунками являются « Трёхарочный холм » и « Символ Уджайна ». [1] Эти монеты были перечеканены на серебряных монетах Нахапаны . [2] [1] | |
Сатавахана Монарх | |
Царствование | 1-й или 2-й век н.э. |
Предшественник | Сивасвати |
Преемник | Васиштипутра Шри Пуламави |
Супруг | Васиштхи |
Военная карьера | |
Битвы/войны | |
Проблема | Васиштипутра Шри Пуламави , Вашиштипутра Сатакарни |
Династия | Сатавахана |
Мать | Гаутами Балашри |
короли сатаваханы 100 г. до н.э. – 2 в. н.э. | ||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||
Гаутамипутра Сатакарни ( Брахми : 𑀕𑁄𑀢𑀫𑀺𑀧𑀼𑀢 𑀲𑀸𑀢𑀓𑀡𑀺 , Готамипута Сатакани , IAST : Гаутамипутра Шатакарни ) был правителем Империи Сатавахана в современный регион Декан в Индии. Он упоминался как важный и величайший правитель династии Сатавахана. Он правил в I или II веке нашей эры, хотя точный период его правления неизвестен. Его правление датируется по-разному: 86-110 гг. [3] ок. 103–127 гг. н.э., [4] 106-130 гг. н.э., [5] или совсем недавно и конкретно ок. 60-85 гг. н.э. [6] [7]
Доступная информация о Гаутамипутре Сатакарни получена из его монет, надписей Сатаваханы и царских генеалогий в различных Пуранах . Самым известным из них является надпись «Нашик прашасти » ( восхваление ) его матери Гаутами Балашри, в которой ему приписывают обширные военные завоевания. Исторические данные свидетельствуют о том, что Гаутамипутра возродил власть Сатаваханы после упадка, вызванного вторжениями саков . [8]
Родословная
[ редактировать ]За исключением « Брахманда-пураны» , все Пураны , содержащие генеалогию царей Сатаваханы, упоминают Гаутамипутру. Согласно «Бхагавате» , «Матья» и «Вишну- пуранам», его предшественником был Шивасвати ( ИАСТ : Шивасвати). Однако Шивасвати остается исторически не засвидетельствованным: ни монет, ни надписей, выпущенных им, обнаружено не было. [9] Вайю -пурана называет предшественника Гаутамипутры Шивасвами (IAST: Шивасвами). В «Брахманада-пуране» вообще не упоминается имя «Гаутамипутра»; вместо этого он называет царя по имени Янтрамати, который правил 34 года, и ему предшествовал Сватисена. [10] [11]
Матерью Гаутамипутры Сатакарни была Гаутами Балашри (IAST: Гаутами Балашри), о чем свидетельствует Насик прашасти , надпись, найденная в пещере № 3 пещер Пандавлени в Нашике . Надпись датирована 19-м годом правления его сына Васиштипутры Пулумави (или Пулумайи). [12] [13] В нем записано о предоставлении деревни буддийским монахам секты Бхадраяния. [14]
«Гаутамипутра» буквально означает «сын Гаутами», а Сатакарни — это титул, общий для нескольких царей Сатаваханы. Такая матронимика также встречается в именах других царей Сатаваханы, в том числе Васиштхипутры Пулумави («Пулумави, сын Васиштхи»). Они не указывают на матриархат или систему матрилинейного происхождения . [13] Реальное объяснение матронимики, по-видимому, состоит в том, что, поскольку правители женились на нескольких женах из разных королевских семей, принца лучше всего идентифицировать по его матери. [15]
Военные завоевания
[ редактировать ]Исторические данные свидетельствуют о том, что западные кшатрапы (известные сатаваханам как шаки ) расширили свою империю за счет сатаваханов в годы, предшествовавшие правлению Гаутамипутры Сатакарни. Судя по надписи Нашик его матери, кажется, что Гаутамипутра возродил власть Сатаваханы. В надписи говорится, что он победил шаков ( западных кшатрапов ), пехлевов ( индо-парфян ) и яванов ( индо-греков ). [13] В нем также говорится, что он вышел победителем в нескольких битвах с конфедерацией врагов. [16]
Имперская степень согласно Нашик Прашасти
[ редактировать ]Надпись Нашик прашасти матери Гаутамипутры, расположенная в пещерах Насик , называет его «царем царей» и утверждает, что его приказам подчинялся круг всех царей. [17] Это указывает на то, что его правление простиралось от малва и Саураштры на севере до реки Кришна на юге; и от Конкана на западе до Видарбхи (Берара) на востоке. [13] В нем говорится, что он правил следующими регионами: [17] [18]

- Асика (район в долине Годавари )
- Ашмака ( Ашмака в долине Годавари)
- Мудхака или Мулака (район вокруг Пайтана )
- Сураштра (Саураштра)
- расти
- Апаранта (северный Конкан )
- Анупа (территория вокруг Махишмати в долине Нармада )
- Видарбха (Берар)
- Акара - Аванти (восточные и западные малва )
Личность «Кукура» неизвестна. Р.Г. Бхандаркар отождествил его с частью Раджпутаны , а Александр Каннингем отождествил его с Гурджарой . [19] Судхакар Чаттопадхьяя отождествил его с областью в Мадхья-Прадеше , возможно, недалеко от западной части Виндхья . [18]
Надпись также называет Гаутамипутру повелителем следующих гор: [17] [20]
- Виндхьяват (часть Виндхьяса)
- Париятра (часть Виндхьи)
- Сахья (Западные Гаты)
- Кришнагири (Канхагири)
- Малайя (южная часть Западных Гат)
- Махендра
- Срешта-гири или Сетагири
- чакора
Судхакар Чаттопадхьяя отождествляет Махендру, Срештха-гири и Чакору с частями Восточных Гат . Поэтому он считает, что империя Гаутамипутры включала регионы Телангана и прибрежная Андхра . М. Рама Рао также поддерживает эту теорию на основании монет, обнаруженных в восточном регионе Декана. Хотя монеты могут перемещаться посредством торговли, Чаттопадхьяя считает, что надпись Нашик подтверждает эту теорию. [21] Однако нет никаких других записей о присутствии Сатаваханы в восточном регионе Декана до периода его сына Вашиштипутры Пулумави. [22]
«Нашик Прашасти», надпись царицы Готами Баласири. Пещера Насик №3 , надпись №2 (правление Шри Пулумави ) | |
|
Надпись в Карле свидетельствует о предоставлении деревни Караджика (отождествляемой с деревней в районе Пуны ), подтверждая, что регион Пуна находился под его контролем. Гаутамипутрой [13]
В надписи Нашик Прашасти далее говорится, что лошади Гаутамипутры пили воды «трех океанов». [13] ( Аравийское море , Бенгальский залив и Индийский океан ). [25] Это означает, что Гаутамипутра подчинил Чола и Пандьи на юге Индии. Однако исторических подтверждений этому нет. Одна из точек зрения состоит в том, что это всего лишь традиционный литературный прием: империя Гаутамипутры не была такой обширной, как утверждается в надписи. [22] Судхакар Чаттопадхьяя предполагает, что Гаутамипутра мог совершить набег на некоторые территории на юге. [26]
По словам американского академика Карлы М. Синополи, неясно, действительно ли Гаутамипутра эффективно контролировал все территории, заявленные в надписи как часть его империи. В любом случае его военные успехи были недолгими. [27]
Гаутамипутра и Нахапана
[ редактировать ]Пещеры, раскопанные Гаутамипутрой Сатакарни, а также царем западных кшатрапов Нахапаной, расположены в Нашике. Надпись Нашик Прашасти гласит, что Гаутамипутра искоренил семью Кшахарата (или Кхагарата), к которой принадлежал Нахапана. Надпись Нашик, датированная 18-м годом правления Гаутамипутры, гласит, что он подтвердил предоставление земли буддийским монахам, живущим на пике Трирасми. Эта земля ранее принадлежала зятю Нахапаны Ришабхадатте (также известному как Ушавадата), который подарил ее монахам. [16]
Клад монет Нахапаны, обнаруженный в Джогалтамби в районе Нашик, включает монеты, повторно отчеканенные Гаутамипутрой. [13] На этих монетах изображена арочная чайтья (буддийская святыня) и « символ Удджайна » (крест с четырьмя кругами на конце). [28]
Большинство историков теперь согласны с тем, что Гаутамипутра и Нахапана были современниками и что Гаутамипутра победил Нахапану. [29] [16] МК Дхаваликар датирует это событие ок. 124 г. н.э., по его словам, был 18-м годом правления Гаутамипутры. [29] RCC Fynes датирует это событие где-то после 71 года нашей эры. [30] Точно так же Шайлендра Бхандаре относит победу Гаутамипутры и конец правления Нахапаны к началу эры саков, 78 г. н. э., в год воцарения Кастаны, [31] и считает, что время правления Гаутамипутры длилось ок. 60-85 гг. н.э. [32]
Чеканка Гаутамипутры Сатакарни | |
|
Последние годы
[ редактировать ]
Согласно Матсья-пуране и Ваю-пуране , Гаутамипутра правил 21 год. [33] Однако в пещере Нашик была найдена надпись, датированная 24-м годом его правления. В надписи его мать упоминается как джива-сута («имеющая живого сына»). Д.С. Сиркар истолковал это как означающее, что король болен, а термин джива-сута был предназначен для того, чтобы заверить людей, что король жив, в то время как его мать управляет администрацией. [34] Шайлендра Натх Сен также предположил, что мать могла помогать королю в управлении из-за его болезни или военных занятий. [35] В. В. Мираши отверг теорию Сирджара как «смехотворную», утверждая, что джива-сута — выражение, используемое в нескольких древних источниках, и просто подчеркивает удачливость женщины. [34] Судхакар Чаттопадхьяя также критикует интерпретацию Сирчара, указывая, что первая строка надписи относится к приказу короля. Он добавляет, что джива-сута — это просто «нежное выражение матери», и его не следует чрезмерно анализировать. [36]
Д-р Бхандаркар и Р. Г. Бхандаркар считали, что Гаутамипутра и его сын Васиштипутра Пулумави правили совместно в последние годы его правления. [37] Эта теория основана на их интерпретации различных надписей Сатаваханы. В «Нашик прашасти » Гаутами Балашри называет себя матерью великого царя, а также бабушкой великого царя, указывая на то, что оба были королями в то время. Есть также указания на то, что Гаутамипутра был жив, когда эта надпись была сделана в 19-й год правления его сына. Несмотря на это, надпись описывает достижения Гаутамипутры Сатакарни, но умалчивает о подвигах его сына. Основываясь на этих аргументах, Бхандаркар предположил, что Гаутамипутра правил восточным Деканом, а Васиштхипутра правил западным Деканом. [38] Эта теория была отвергнута несколькими другими учеными, в том числе К. А. Нилакантой Шастри и Х. К. Райчаудхури . Г. Ж. Дюбрей предполагает, что раскопки пещеры (где была найдена эта надпись) начались во времена правления Гаутамипутры. Однако работа была закончена только после его смерти, а надпись от его имени поставила его мать, во времена правления сына. [39] Теория Бхандаркара еще больше ослабляется тем фактом, что существуют явные исторические свидетельства правления Гаутамипутры над западным Деканом. Более того, никаких надписей, сделанных совместно дуэтом отец-сын, не сохранилось. [40]
Вполне возможно, что к концу своего правления Гаутамипутра уступил часть своей территории Кардамакам , западной династии Кшатрап, пришедшей на смену династии Кшахаратов Нахапаны. [13] В надписи Джунагадха правителя Кардамаки Рудрадамана I говорится, что он дважды победил Сатакарни, господина Дакшинапатхи (Деккан). Там также говорится, что он сохранил жизнь побежденному правителю из-за близких отношений. [4] [41] «Сатакарни» — это титул, общий для нескольких царей Сатаваханы. По словам доктора Бхандаркара и Динешчандры Сирчара , правителем, побежденным Рудрадаманом, был Гаутамипутра Сатакарни. Однако Э. Дж. Рэпсон считал, что побежденным правителем был его сын и преемник Васиштхипутра Пулумави. [42] Шайлендра Натх Сен и Чарльз Хайэм полагают, что побежденным правителем был преемник Вашиштипутры Шивасканда или Шива Шри Пулумайи (или Пулумави). [4] [43]
Администрация
[ редактировать ]
Местоположение столицы Гаутамипутры неизвестно. [44] В надписи Нашик, датированной 18-м годом его правления, он описан как «Повелитель Бенакатаки». [18] Карла М. Синополи идентифицирует Бенакатаку как место в регионе Нашик. [45] В. В. Мираши отождествил его с районом Пауни Бхандара . [46]
Надписи Гаутамипутры Сатакарни указывают на то, что его империя была разделена на части, известные как ахара . Каждой ахара управляла аматья или амача . [44] В надписях названы три типа поселений: нагара (город), нигама (город) и гама (село). [27]
Надпись Нашик Прашасти называет его экабрахмана . Одна из интерпретаций этого слова — «несравненный брамин ». [13] или «стойкий брамин », [44] поскольку в той же надписи также говорится, что он уничтожил высокомерие других кшатриев . [13] Однако этот термин также интерпретировался по-разному как «единственный защитник брахманов». [35] . [47] Тем не менее король покровительствовал и буддийским монахам. [44] Согласно одной из его надписей в Нашике, монахи были освобождены от налогов и получили иммунитет от любого вмешательства со стороны королевских офицеров. [45]
Нашик прашасти также утверждает, что радости и печали царя были такими же, как и у его граждан. Он утверждает, что не любил разрушать жизнь, даже жизнь обидевших его врагов. Указ сравнивает его с легендарными героями, такими как Рама , Кешава , Арджуна , Бхимасена , Набхага , Нахуша , Джанамеджая , Сагара , Яяти и Амбариша . [17]
В популярной культуре
[ редактировать ]Гаутамипутра Сатакарни , фильм на телугу режиссера Криша с Нандамури Балакришной в главной роли, был выпущен 12 января 2017 года. [48]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Гаутамипутра Сатакарни нанес ответный удар по серебряным монетам Махакшатрапы Нахапаны с трех- или шестиарочным изображением на лицевой стороне и символом Удджайна на реверсе». Джайн, Рекха (1995). Древняя индийская чеканка монет: систематическое исследование денежной экономики от периода джанапада до периода раннего средневековья (600 г. до н.э. - 1200 г. н.э.) . ДК Принтмир. ISBN 9788124600511 .
- ^ Рэпсон, Э.Дж. (Эдвард Джеймс) (1908). Каталог монет династии Андхра, западных кшатрапов, династии Трайкутака и династии «Бодхи» . Лондон: Отпечатано по заказу Попечителей. п. Табличка IX.
- ^ Карла М. Синополи 2001 , стр. 166–168.
- ^ Jump up to: а б с Чарльз Хайэм 2009 , с. 299.
- ^ Раджеш Кумар Сингх (2013). Картины Аджанты: 86 панелей с джатаками и другими темами . Хари Сена. стр. 15–16. ISBN 9788192510750 .
- ^ Бхандаре, Шайлендра (1999). Исторический анализ, стр. 168-178; Симада, Акира (2012). Ранняя буддийская архитектура в контексте: Великая ступа в Амаравати (ок. 300 г. до н.э. – 300 г. н.э.), Brill, стр. 51
- ^ Оллетт, Эндрю, (2017). Язык змей: пракрит, санскрит и языковой порядок досовременной Индии, University of California Press, Окленд, (Таблица 2, Приложение A), стр. 189.
- ^ Рао 1994 , с. 13.
- ^ Ингува Картикея Сарма (1980). Чеканка Империи Сатавахана . Агам. п. 132.
- ^ Роберт Сьюэлл (1884). Списки надписей и очерки династий Южной Индии . Э. Ключи. п. 145 .
- ^ Иоганн Самуэль Эрш; Иоганн Готфрид Грубер; Иоганн Георг Генрих Хассель (1840). Общая энциклопедия наук и искусств в алфавитном порядке: Второй раздел: HN (на немецком языке). Гледич. стр. 87–88.
- ^ Р. Г. Бхандаркар 1876 , с. 310.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Упиндер Сингх 2008 , с. 383.
- ^ Р. Г. Бхандаркар 1876 , с. 312.
- ^ Конгресс истории Индии (1976). Слушания . п. 65.
- ^ Jump up to: а б с Судхакар Чаттопадхьяя 1974 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б с д Р.Г. Бхандаркар 1876 , с. 311.
- ^ Jump up to: а б с Судхакар Чаттопадхьяя 1974 , с. 78.
- ^ Р. Г. Бхандаркар 1876 , с. 312-313.
- ^ Судхакар Чаттопадхьяя 1974 , стр. 78–79.
- ^ Судхакар Чаттопадхьяя 1974 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Судхакар Чаттопадхьяя 1974 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Хульч, Э. (1906). Индийская эпиграфия, том 8 . п. 60.
- ^ Индийская эпиграфия стр.61-62.
- ^ Ален Даниэлу 2003 , с. 136.
- ^ Судхакар Чаттопадхьяя 1974 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Карла М. Синополи 2001 , с. 170.
- ^ Мала Дутта 1990 , стр. 44–46.
- ^ Jump up to: а б МК Дхаваликар 1996 , с. 135.
- ^ RCC Fynes 1995 , с. 44.
- ^ Бхандаре, Шайлендра, (1999). Исторический анализ, стр. 168–178; Симада, Акира (2012). Ранняя буддийская архитектура в контексте: Великая ступа в Амаравати (ок. 300 г. до н.э. – 300 г. н.э.), Брилл, стр.51.
- ^ Бхандаре, Шайлендра, (1999). Исторический анализ, стр. 168-178
- ^ Судхакар Чаттопадхьяя 1974 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б В.В. Мираши 1975 , с. 192.
- ^ Jump up to: а б Саилендра Нат Сен 1999 , с. 173.
- ^ Судхакар Чаттопадхьяя 1974 , с. 85.
- ^ Жанна Л. Трабольд (1970). Хронология индийской скульптуры: хронология Сатаваханы в Насике. Артибус Азиатский. п. 70.
- ^ Судхакар Чаттопадхьяя 1974 , с. 91.
- ^ Судхакар Чаттопадхьяя 1974 , с. 92.
- ^ Судхакар Чаттопадхьяя 1974 , с. 93.
- ^ Э. Джей Рэпсон (1989). Каталог монет династии Андхра, западных сатрапов, династии Трайкутака и династии «Бодхи» . Азиатские образовательные услуги. п. 250. ИСБН 978-81-206-0522-0 .
- ^ Мала Дутта 1990 , стр. 52.
- ^ Саилендра Нат Сен 1999 , стр. 172–176.
- ^ Jump up to: а б с д Судхакар Чаттопадхьяя 1974 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Карла М. Синополи 2001 , с. 177.
- ^ Аджай Митра Шастри (1998). Сатаваханы и западные кшатрапы: историческая основа . Дэттсоны. п. 91. ИСБН 978-81-7192-031-0 .
- ^ BSL Хануманта Рао (1995). Социокультурная история древней и средневековой Андхры . Телугуский университет. п. 200. ИСБН 9788186073087 .
- ^ «Выпуск Гутамипутры Сатакарни с свиданием Нандамури Балакришны в главной роли» .
Библиография
[ редактировать ]- Ален Даниэлу (11 февраля 2003 г.). Краткая история Индии . Внутренние традиции / Медведь и компания с. 136 . ISBN 978-1-59477-794-3 .
- Карла М. Синополи (2001). «На краю империи: форма и содержание в династии Сатавахана» . В Сьюзан Э. Алкок (ред.). Империи: перспективы археологии и истории . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-77020-0 .
- Чарльз Хайэм (2009). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Информационная база. ISBN 9781438109961 .
- МК Дхаваликар (1996). «Хронология Сатаваханы: пересмотр». Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 77 (1/4): 133–140. JSTOR 41702166 .
- Мала Дутта (1990). Исследование чеканки сатаваханы . Харман. ISBN 978-81-85151-39-7 .
- РСС Файнс (1995). «Религиозное покровительство династии Сатавахана». Исследования Южной Азии . 11 (1): 43–50. дои : 10.1080/02666030.1995.9628494 .
- Сайлендра Нат Сен, Шайлендра Нат (1999). Древняя индийская история и цивилизация . Нью Эйдж Интернэшнл. ISBN 9788122411980 .
- Судхакар Чаттопадхьяя (1974). Некоторые ранние династии Южной Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-2941-1 .
- Р. Г. Бхандаркар (1876 г.). «Надписи пещеры Насик» . В Роберте Кеннауэе Дугласе (ред.). Протоколы второй сессии, состоявшейся в Лондоне в сентябре 1874 года . Трюбнер.
- Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. ISBN 978-81-317-1120-0 .
- В. В. Мираши (1975). Литературно-исторические исследования в индологии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0417-3 .
- Рао, Рагхунадха (1994), История и культура Андхра-Прадеша: с древнейших времен до наших дней , SterlingPublishers, ISBN 978-81-207-1719-0