Пи Ви Рассел
Пи Ви Рассел | |
---|---|
![]() Рассел в Нью-Йорке, 1946 год. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Чарльз Эллсворт Рассел |
Рожденный | Мейплвуд, Миссури , США | 27 марта 1906 г.
Источник | Маскоги, Оклахома , США |
Умер | 15 февраля 1969 г. Александрия, Вирджиния , США | (62 года)
Жанры | Джаз , бибоп , диксиленд , свинг , пост-боп , фри-джаз |
Род занятий | Кларнетист , саксофонист, композитор |
Инструмент(ы) | Кларнет , саксофон |
Чарльз Эллсворт «Пи-Ви» Рассел (27 марта 1906 г. - 15 февраля 1969 г.) [ 1 ] ) — американский джазовый музыкант. [ 2 ] В начале своей карьеры он играл на кларнете и саксофоне , но в конечном итоге сосредоточился исключительно на кларнете.
Обладая очень индивидуалистическим и спонтанным стилем кларнета, «бросающим вызов классификации», [ 2 ] Рассел начал свою карьеру, играя традиционный джаз , но на протяжении всей своей карьеры включал в себя элементы новых направлений, таких как свинг , бибоп и фри-джаз . В 1961 году поэт Филип Ларкин писал: «Никто, знакомый с характерным волнением его соло, с их зловещей, сопящей, астматической безмолвностью, нотами, на которые опирались до тех пор, пока они не раскололись, и внезапной страстной интенсивностью, не мог отрицать уникальность его вклада в джаз." [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Пи Ви Рассел родился в Мейплвуде, штат Миссури , США. [ 1 ] и вырос в Маскоги, Оклахома . В детстве он сначала учился игре на скрипке, но «не мог с этим ужиться», [ 4 ] затем фортепиано, не любящее гаммы и упражнения с аккордами, а затем барабаны – включая все связанные с этим спецэффекты. Затем его отец пригласил юного Эллсворта на танцы в местный клуб Elks Club под оркестр из четырех или пяти человек под руководством новоорлеанского джазового кларнетиста Олси «Йеллоу» Нуньеса . Рассел был поражен импровизациями Нуньеса: «[Он] сыграл мелодию, затем разгорячился и заиграл джаз. Это было что-то. Откуда он знал, где он находится и куда идет? » кларнет, а музыка, которую он будет играть, будет джаз. Он подошел к кларнетисту из пит-бэнда местного театра на уроки и купил инструмент системы Альберта . Его учителя звали Чарли Меррилл, и он часто заходил во время уроков, чтобы выпить кукурузного виски. [ 5 ]
Его семья переехала в Сент-Луис , штат Миссури , в 1920 году, и в сентябре Рассел был зачислен в Западную военную академию в Олтоне, штат Иллинойс . Он оставался там до октября следующего года, хотя большую часть времени проводил, играя на кларнете с различными танцевальными и джазовыми коллективами. Он начал профессионально гастролировать в 1922 году и много путешествовал с палаточным шоу Allen Brothers, а также на речных судах St. Paul и JS. Он также играл с группой Чарльза Крита в Театре Букера Т. Вашингтона, культурном эпицентре афроамериканцев в то время. [ 6 ] Рассела Дебютная запись состоялась в 1924 году с группой Херба Бергера в Сент-Луисе на песне "Fuzzy Wuzzy Bird".
Карьера
[ редактировать ]
С самого начала своей карьеры стиль Рассела был самобытным. Ноты, которые он играл, были несколько неортодоксальными по сравнению с его современниками, и его иногда обвиняли в том, что он играет фальшиво. К середине 1920-х годов Рассел был востребованным джазовым кларнетистом и работал с Джеком Тигарденом в пианиста Пека Келли в Техасе. группе [ 1 ] Вернувшись в Сент-Луис, Рассел играл с Фрэнки Трумбауэром и Биксом Байдербеке в бальном зале «Аркадия». [ 1 ] которая наняла Трумбауэра руководителем оркестра на сезон, охватывающий сентябрь 1925 года и май 1926 года. Некоторое время Джек Тигарден также играл в «Аркадии», и Рассел утверждал, что это была величайшая группа, в которой он когда-либо играл. [ 7 ] В 1926 году он присоединился к группе Джин Голдкетт , а в следующем году уехал в Нью-Йорк, чтобы присоединиться к Red Nichols . Находясь в группе Николса, Рассел часто работал в студии звукозаписи внештатно, играя на кларнете, сопрано, альт- и тенор-саксофоне, а также бас-кларнете . В 1932 году он записывался с группой Rhythmakers в Нью-Йорке. Он работал с различными руководителями оркестров (включая Луи Приму ), прежде чем начать серию резиденций в джаз-клубе «Nick's» в Гринвич-Виллидж , Манхэттен , в 1937 году. Он играл с биг-бэндом Бобби Хакетта и начал играть с Эдди Кондоном , с с которым он будет продолжать работать время от времени большую часть оставшейся жизни [ 1 ] - хотя он и жаловался: «Эти ребята [у Ника и Кондона] пошутили надо мной, клоуном, и я позволил так со мной обращаться, потому что боялся. Я не знал, куда еще пойти, где взять убежище». [ 8 ]
Начиная с 1940-х годов, здоровье Рассела часто было плохим, что усугублялось алкоголизмом. [ 1 ] – «Я жил на молочных коктейлях с бренди и бутербродах с яичницей. И на виски… Мне приходилось выпивать полпинты виски утром, прежде чем я мог встать с постели» [ 9 ] – что привело к серьезному расстройству здоровья в 1951 году. У него бывали периоды, когда он не мог играть. Некоторые люди считали, что после срыва его стиль изменился: Ларкин охарактеризовал его как «пустой перистый тон, обрамляющий фразы почти китайского самоанализа с тенденцией к неубедительной болтливости, о которой было бы неслыханно в те дни, когда Пи Ви мог вместить в себя больше». средняя восьмерка, чем любой другой игрок тридцатых годов». [ 10 ]
Во время Второй мировой войны он записывал партии V-Disc с Маггси Спэньером и V-Disc All Stars. Его композиция "Pee Wee Speaks" со Спэньером была выпущена на V-Disc, Navy V-Disc 135 и Army V-Disc 344 в январе 1945 года.
он играл с Артом Ходсом , Маггси Спэньером и иногда с группами под своим собственным именем. Помимо Кондона, [ 1 ] В последнее десятилетие своей жизни Рассел часто играл на джазовых фестивалях и в международных турах, организованных Джорджем Вейном , включая появление с Телониусом Монком с расширенным соло на песне Blue Monk на джазовом фестивале в Ньюпорте 1963 года , встрече, имеющей неоднозначную репутацию (впервые доступно на пластинка Miles & Monk at Newport и в настоящее время доступна как часть набора из двух компакт-дисков Monk At Newport 1963–65 ). Рассел сформировал квартет с клапанным тромбонистом Маршаллом Брауном и включил Джона Колтрейна и Орнетта Коулмана в свой репертуар мелодии . Хотя его часто называли музыкантом диксиленда из-за компании, которую он держал, он был склонен отвергать любые ярлыки. Уникальный и иногда высмеиваемый подход Рассела хвалили как опередивший свое время и некоторые называли его ранним примером фри-джаза . Во время записи Jazz Reunion ( Candid ) в 1961 году Коулман Хокинс (который первоначально записывался с Расселом в 1929 году и считал его дальтоником) заметил: «В течение тридцати лет я слушал, как он играет эти забавные заметки. Раньше он думал, что они неправы, но это не так. Он всегда был неправ, но тогда у них не было названия». [ 11 ] Альбом Джорджа Вейна Newport All-Stars включает медленный блюз под названием «Pee Wee Russell's Unique Sound».
К этому времени, воодушевленный своей женой Мэри, Рассел увлекся рисованием абстрактного искусства в качестве хобби. Смерть Мэри весной 1967 года тяжело повлияла на него. Его последнее выступление было с Вейном на инаугурационном балу президента Ричарда Никсона 21 января 1969 года. Рассел умер в больнице в Александрии, штат Вирджиния , менее чем через три недели. [ 1 ]
Награды и почести
[ редактировать ]- В 1987 году Пи Ви Рассел был введен в Зал славы биг-бэндов и джаза .
Композиции
[ редактировать ]Пи Ви Рассел написал или стал соавтором следующих песен: «Pee Wee's Blues», «Pee Wee Speaks», «Oh! No», «Muskeegie Blues», «Three-Two-One Blues», «Stuyvesant Blues», « Песня Пи Ви», «The Bends Blues», «Midnight Blue», «Englewood», «Cutie Pie», «What's the Pitch», «Мисси», «Это оно», «Мелодия Пи Ви» и «Но почему».
Дискография
[ редактировать ]Как лидер/соруководитель
[ редактировать ]- 1952: Two of Us and Jazz (концертная запись Storyville, впервые выпущенная Rondo-lette в 1958 году; более полный релиз сессий состоялся в 1994 году как Clarinet Strut (Drive Archive)
- 1952: Индивидуализм Пи Ви Рассела ( Savoy Jazz )
- 1952: Пи Ви Рассел и его ритммейкеры ( Атлантика )
- 1955: Джаз в Сторивилле, Том. 1 и 2 ( Савой ) с Руби Брафф
- 1956: We're In the Money ( Storyville , переизданный в 1988 году издательством Black Lion )
- 1957: Новый Орлеан Диксиленд (Master High Fidelity; переиздан в 1959 году как Dixieland USA лейблом Coronet Records )
- 1958: Портрет Пи Ви (Контрапункт)
- 1958: Над радугой ( Ксанаду )
- 1959: Пи Ви Рассел играет ( Dot ; переиздано как Salute to Newport Impulse!, 1978)
- 1959: Джазовый фестиваль в Ньюпорте All Stars (Атлантика, [выпуск 1960 года]) с Джорджем Вейном , Баком Клейтоном , Бадом Фрименом , Виком Дикенсоном , Чемпом Джонсом и Джейком Ханной
- 1960: Величайшие группы диксиленда (с Pee Wee Hunt , лейбл Hudson; только первая сторона альбома)
- 1960: Качаемся с Пи Ви ( Свингвилл ) с Баком Клейтоном ; переиздан как Prestige CD в 1999 году под этим названием с Portrait of Pee Wee.
- 1961: Джазовое воссоединение ( откровенный ) с Коулманом Хокинсом
- 1962: Нью-Грув ( Колумбия )
- 1964: Hot Licorice (концертная запись, впервые выпущенная Honey Dew в 1977 году)
- 1964: Gumbo (концертная запись, впервые выпущенная Honey Dew в 1977 году)
- 1965: Легенда ( мейнстрим )
- 1965: Спросите меня сейчас! (Импульс!)
- 1966: Концерт в колледже (Импульс!) с Генри Редом Алленом.
- 1967: Дух 67-го с Оливером Нельсоном (Импульс!)
Как помощник
[ редактировать ]- Бикс Байдербеке, Том. 2: На балу джаз-бэнда 1927–1928 (Колумбия, 1990)
- Привет-Fi Салют Банни ( RCA Victor , 1957)
- Октет Руби Брафф с Пи Ви Расселом и Бобби Хендерсоном в Ньюпорте ( Verve , 1957)
С Бойсом Брауном (он же «Брат Браун»)
- Брат Мэтью с джаз-бэндом Эдди Кондона ( ABC-Paramount , 1956) в главных ролях как « брата Мэтью и Эдди Кондона » Джаз-бэнд
- Эдди Кондон на сцене (концертная запись 1949 года, на первой стороне альбома, выпущенного Saga , 1973)
- Сокровищница джаза Эдди Кондона (Колумбия, 1956)
- Этот город Тудлин ( Warner Bros. , 1959)
С Джимми Макпартлендом и Диким Биллом Дэвисоном
- Диксиленд в Карнеги-холле (25 главных звезд) ( Рулетка , 1958)
- Майлз и Монк в Ньюпорте (Колумбия, 1963)
- Вещи уже не такие, какими были раньше (Свингвилл, 1961) в рамках престижного фестиваля свинга.
- Джордж Вейн и все звезды Ньюпорта (Импульс!, 1962)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . п. 2170. ИСБН 0-85112-939-0 .
- ^ Jump up to: а б «Биография, песни и альбомы Пи Ви Рассела» . Вся музыка . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ Ларкин, Все, что джаз , стр. 47 (14 октября 1961 г.).
- ^ Шапиро, Нат; Хентофф, Нат (1979). Создатели джаза . Книги Хачетта. п. 106.
- ^ Смит, «Пи-Ви Рассел», стр. 104, 106–7. В более позднем описании Рассел сказал, что он начал играть на фортепиано, барабанах и скрипке «примерно в таком порядке». Затем, после выступления на школьном концерте, однажды он положил свою скрипку на заднее сиденье семейной машины, и его мать села в нее и села на нее. «Это был конец моей скрипичной карьеры. «Слава Богу, все закончилось», — сказал я себе». (Баллиетт, «Даже его ноги выглядят грустными», стр. 129).
- ^ Деннис Оусли, Город Габриэлс: История джаза в Сент-Луисе 1895-1973 , Reedy Press, 2006, ISBN 978-1933370040
- ^ Жан-Пьер Лион: Бикс: Полная биография легенды джаза , с. 106, Континуум, 2008, ISBN 978-0826427540
- ^ Баллиетт, «Даже его ноги выглядят грустными», стр. 133–4.
- ^ Баллиетт, «Даже его ноги выглядят грустными», с. 131.
- ^ Ларкин, Все, что джаз , стр. 114 (10 июня 1964 г.).
- ^ Цитируется в примечаниях к книге Пи Ви Рассел / Коулман Хокинс, Jazz Reunion (Candid 9020)
Ссылки
[ редактировать ]- Баллиетт, Уитни, «Даже его ноги выглядят грустными», житель Нью-Йорка , 11 августа 1962 года; перепечатано в Balliett, American Musicians: Fifty-Six Portraits in Jazz (Нью-Йорк и Оксфорд: Oxford University Press, 1986), стр. 127–35 (также перепечатано в Robert Gottlieb (ed.), Reading Jazz: A Gathering of Autobiography, Репортаж и критика с 1919 года по настоящее время (Нью-Йорк: Пантеон, 1996), стр. 377–86)
- Ларкин, Филип, All What Jazz: A Record Diary (рецензии на пластинки для Daily Telegraph , 1961–71 ) (Лондон: Faber, ред. Ред. 1985 г.)
- Смит, Чарльз Эдвард, «Пи-Ви Рассел», в книге Ната Шапиро и Ната Хентоффа (ред.), The Jazz Makers (Лондон: Питер Дэвис, 1958), стр. 103–27.
- Стандартная дискография - Роберт Хилберт и Дэвид Нивен, Pee Wee Speaks: A Discography of Pee Wee Russell , Study in Jazz no. 13 (Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press, 1992).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вся музыка
- Чарльз «Пи-Ви» Рассел (1906-1969) Архив Red Hot Jazz
- 1906 рождений
- 1969 смертей
- Музыканты из округа Сент-Луис, штат Миссури
- Кларнетисты Диксиленда
- Свинг-кларнетисты
- Основные джазовые кларнетисты
- Американские джазовые кларнетисты
- Американские джазовые саксофонисты
- Американские саксофонисты-мужчины
- Джазовые музыканты из Сент-Луиса
- Жители Маскоги, Оклахома
- Артисты Savoy Records
- Импульс! Записывает исполнителей
- Артисты Columbia Records
- Исполнители Xanadu Records
- Артисты Atlantic Records
- Исполнители Candid Records
- Кларнетисты 20 века
- Американские саксофонисты 20-го века
- Джазовые музыканты из Оклахомы
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Участники Charleston Chasers
- Члены группы Маккензи и Кондона из Чикаго
- Участники оркестра Victor Recording