Сондерс-Роу А.36 Леруик
А.36 Леруик | |
---|---|
Lerwick L7265 , «WQ-Q» из 209-й эскадрильи. Взлет с Лох-Райана , март 1941 года. | |
Роль | Морской патруль / Противолодочная авиация |
Производитель | Сондерс-Роу |
Первый полет | ноябрь 1938 г. |
Введение | 1940 |
Ушедший на пенсию | 1942 |
Основные пользователи | Королевские ВВС Королевские ВВС Канады |
Количество построенных | 21 |
Saunders -Roe A.36 Lerwick — британская летающая лодка, построенная компанией Saunders-Roe Limited (Саро). Он предназначался для использования с Short Sunderland в Королевских ВВС, прибрежном командовании но его конструкция имела недостатки, и было построено лишь небольшое количество самолетов. У них был плохой послужной список и высокий уровень аварийности; из 21 самолета 10 погибли в результате аварий и один по неизвестной причине.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Спецификация R.1/36 Министерства авиации (для удовлетворения эксплуатационных требований 32) была выдана в марте 1936 года нескольким компаниям, имевшим опыт строительства летающих лодок. [ 1 ] Спецификация предназначалась для летающей лодки средней дальности для противолодочных операций , сопровождения конвоев и разведки , которая заменит летающие лодки-бипланы Королевских ВВС, такие как Saro London и Supermarine Stranraer . Спецификация предусматривала крейсерскую скорость 230 миль в час (370 км/ч) и вес не более 25 000 фунтов (11 000 кг). [ 2 ]
Проекты были предложены компаниями Saunders-Roe (S.36), Supermarine (Type 314), Blackburn Aircraft (р. 20) и Shorts . Blackburn B.20 представлял собой радикальную конструкцию, которая предлагала гораздо лучшие характеристики за счет уменьшения сопротивления, связанного с корпусом летающей лодки, поэтому для проверки этой концепции был заказан прототип. Из других моделей Supermarine был первым выбором, а Саро и Шортс заняли второе место. Supermarine был заказан «с чертежной доски», то есть без необходимости изготовления прототипов и предварительного полета. Приверженность Supermarine созданию Spitfire означала, что работы не должны были начаться в течение двух лет, поэтому министерство рассмотрело другие проекты. Тем временем Сондерс-Роу модернизировал S.36, заменив низкий корпус и крыло «чайка» на глубокий корпус и высокое крыло, и заказ Supermarine был передан S.36. [ 3 ] В июне 1937 года был заключен контракт на покупку 21 самолета S.36, получившего служебное название Lerwick (в честь города Леруик ). Самолет представлял собой компактный двухмоторный высокоплан цельнометаллической конструкции с обычным корпусом летающей лодки, глиссирующим днищем и двумя стабилизирующими поплавками, несущимися под крыльями на длинных стойках. Он был оснащен двумя Bristol Hercules радиальными двигателями и первоначально имел два киля и рули направления . Для защиты «Леруик» был оснащен тремя орудийными башнями с электроприводом . В носовой турели была установлена одна 0,303-дюймовая пушка Vickers K ; два других имели пулеметы Browning 0,303 , два орудия в башне Nash & Thompson FN.8 в спинном положении и четыре в башне Nash & Thompson FN4.A в хвостовой части. [ 4 ] Наступательное вооружение представляло собой в общей сложности 2000 фунтов (910 кг) бомб или глубинных бомб - четыре 500-фунтовые (230 кг) или восемь 250-фунтовых (110 кг) бомб или четыре глубинные бомбы, размещенные в двух обтекаемых гондолах за двигателями. , аналогичный Martin PBM Mariner . [ 5 ] [ 6 ]
Первые три самолета использовались в качестве прототипов, первый из которых был запущен 31 октября 1938 года после многочисленных задержек в проектировании и строительстве. Сразу выяснилось, что «Леруик» неустойчив в воздухе и на воде и не подходит для полета без участия рук. Последнее было серьезной проблемой для самолета, предназначенного для дальнего патрулирования. Многочисленные корректировки, включая добавление значительно увеличенного одинарного киля и увеличение угла атаки крыла , не смогли исправить его нежелательные характеристики, которые включали ужасное сваливание и неудовлетворительную скорость крена и рыскания . [ 7 ] В эксплуатации несколько самолетов были потеряны из-за отлома поплавков крыла, что позволяет предположить, что это была слабость конструкции. Постоянные проблемы с гидравликой приводили к тому, что бомбовые створки иногда открывались во время полета. [ 8 ]
На одном двигателе «Лервик» не мог поддерживать высоту и постоянный курс, поскольку органы управления не могли противодействовать крутящему моменту одного двигателя на максимальной мощности. [ 9 ] Отказ двигателя неизбежно привел бы к тому, что самолет начал бы летать по медленно снижающимся кругам. Однажды из-за отказа двигателя «Лервик» совершил вынужденную посадку в Каледонском канале . Затем самолет отбуксировали в Обан в конце вереницы угольных барж. [ 10 ]
Операционная история
[ редактировать ]В середине 1939 года четыре «Лервика» были выделены в состав 240-й эскадрильи . К октябрю эскадрилья прекратила их использование и вернулась к своим старым и медленным летающим лодкам Saro London. Программа Леруика была отменена 24 октября, но возобновлена 1 ноября. В декабре 1939 года вице-маршал авиации Шолто Дуглас рекомендовал сдать «Лервики» на слом и передать Сондерс-Роу на строительство «Шорт Сандерлендов», но изменение производства заняло бы месяцы, а с началом Второй мировой войны самолеты срочно потребовались. [ 11 ]
Производство продолжалось, и этот тип поступил на вооружение 209-й эскадрильи, базирующейся в Обане, в 1940 году, заменив Short Singapore ; вскоре эскадрилья начала терять самолеты из-за аварий. За время службы в 209-й эскадрилье все «Лервики» дважды приземлялись из-за срочных модификаций безопасности; только два раза подводные лодки были атакованы «Лервиком», и ни одна подводная лодка не была повреждена. [ 12 ]
В апреле 1941 года 209-я эскадрилья начала прием американских Consolidated Catalina . Последний из 21 Lerwicks был доставлен в мае, но в том же месяце этот тип был выведен из боевой службы. [ 12 ] Большинство оставшихся «Лервиков» были переведены в подразделение оперативной подготовки номер 4 (прибрежное) в Инвергордоне ; трое были отправлены в 240-ю эскадрилью для прохождения эксплуатационных испытаний на сверхсекретной базе. [ нужна ссылка ] Экспериментальный завод морской авиации в Хеленсбурге .
В середине 1942 года «Лервики» были ненадолго возвращены в строй для целей оперативной подготовки в 422-й и 423-й эскадрильях Королевских ВВС Канады , базировавшихся в Лох-Эрне . К концу 1942 года этот тип был признан устаревшим; к началу 1943 года оставшиеся в живых были списаны. [ 13 ]
Операторы
[ редактировать ]- Экспериментальный завод морской авиации
- Королевские ВВС
- № 209-й эскадрильи RAF : 1939–1941 гг.
- 240-я эскадрилья RAF : три Леруика использовались для эксплуатационных испытаний.
- № 4 (Береговая) часть оперативной подготовки : 1941 г.
Технические характеристики (Саро Леруик)
[ редактировать ]Данные Saunders Roe and Saro Aircraft с 1917 года. [ 14 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 6-9 человек
- Длина: 63 фута 7,5 дюйма (19,393 м)
- Размах крыльев: 80 футов 10 дюймов (24,64 м)
- Высота: 20 футов 0 дюймов (6,10 м)
- Площадь крыла: 845 кв. футов (78,5 м 2 )
- Полная масса: 28 400 фунтов (12 882 кг)
- Максимальный взлетный вес: 33 200 фунтов (15 059 кг)
- Запас топлива: 780 имп галлонов (937 галлонов США; 3546 л) нормальный; 1440 имп галлонов (1729 галлонов США; 6546 л) перегрузка
- Силовая установка: 2 14-цилиндровых радиально-поршневых двигателя Bristol Hercules II с воздушным охлаждением, мощностью 1356 л.с. (1011 кВт) каждый при 2750 об/мин на высоте 4000 футов (1219 м).
- 1272 л.с. (949 кВт) при 2800 об/мин на взлете
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты de Havilland Hydromatic, диаметром 13 футов 6 дюймов (4,11 м) с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 214 миль в час (344 км/ч, 186 узлов)
- Крейсерская скорость: 166 миль в час (267 км/ч, 144 узла)
- Диапазон: 1540 миль (2480 км, 1340 миль) при скорости 200 миль в час (174 узла; 322 км/ч)
- Практический потолок: 14 000 футов (4300 м)
- Скорость набора высоты: 880 футов/мин (4,5 м/с)
Вооружение
- Орудия: одна калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) Vickers K пушка калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) в носовой башне, два пулемета Browning в спинной башне и четыре в хвостовой башне.
- Бомбы: 2000 фунтов (907 кг) бомб или глубинных бомб.
Операционные потери
[ редактировать ]Одиннадцать из 21 построенного Lerwicks были потеряны или списаны за три года, когда этот тип находился в эксплуатации.
Дата | Самолет | Причина потери |
---|---|---|
1 сентября 1939 г. | L7249 | Работавший в Экспериментальном центре морской авиации в Феликстоу , затонул после запуска, поскольку люк камеры остался открытым; списано |
20 февраля 1940 г. | L7253 (WQ-G) | Совершил аварийную посадку в заливе Ферт-оф-Лорн , в 5 милях к западу от Обана . [ 15 ] При приземлении отломился поплавок крыла, самолет перевернулся, четыре члена экипажа погибли. [ 8 ] |
29 июня 1940 г. | L7261 | Поплавок крыла отломился во время руления после приземления, перевернулся и затонул в заливе Ардентрив, Керрера ; никаких жертв. Самолет был восстановлен, но полностью потерян. [ 16 ] |
21 ноября 1940 г. | L7251 | Затонул у причала в Лох-Райане. |
6 декабря 1940 г. | L7255 (WQ-А) | Затонул, когда во время шторма потерял поплавок крыла во время стоянки на озере Лох-Райан. |
7 января 1941 г. | L7262 | Затонул после аварии при взлете на озере Лох-Райан; [ 17 ] два члена экипажа погибли. |
22 февраля 1941 г. | L7263 (WQ-L) | Пропал без вести во время патрулирования в хорошую погоду с экипажем из 14 человек. [ 12 ] |
24 марта 1941 г. | L7252 | Затонул после аварийной посадки в Бристольском проливе: двигатель частично оторвался от креплений, а одна из лопастей винта порезала фюзеляж. Самолет медленно затонул: экипаж был спасен HMS Jackal (F22), проведя 24 часа в надувной шлюпке. [ 18 ] |
14 октября 1941 г. | L7268 | Работавший с № 4 (C)OTU, упал в море возле Тарбат-Несс из-за отказа левого двигателя. [ 12 ] Шестеро членов экипажа погибли. [ 19 ] |
16 октября 1941 г. | L7254 | Затонул после удара о камень во время руления. |
21 октября 1941 г. | L7248 | Первый построенный Леруик. Во время калибровочного полета MAEE отказал правый двигатель. Не имея возможности поддерживать высоту на одном двигателе, L7248 задел телеграфные провода, а затем врезался в склон холма над Фаслейном , в результате чего погибли шесть военнослужащих Королевских ВВС и гражданский техник. Расследование не смогло установить причину отказа двигателя. [ 20 ] |
11 ноября 1941 г. | L7257(WQ-F) | Затонул у причала во время шторма; спасен в декабре 1941 года. [ 21 ] Снят с вооружения в 1942 году как не подлежащий ремонту. |
21 декабря 1941 г. | L7265 (WQ-Q) | Летал с № 4(С)ОТУ, был списан после крушения при посадке. |
6 сентября 1942 г. | L7267 | Потерявшись во время прерванной посадки, пилот увеличил мощность для ухода на второй круг , но один двигатель не ответил. Законцовка крыла ударилась о воду, и самолет развернулся, образовав в корпусе трещину. Экипаж выбрался через астрокупол и поплыл к берегу, когда самолет затонул, но был подобран лодкой. [ 22 ] |
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список самолетов Королевских ВВС
- Список летающих лодок и гидросамолетов
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Баттлер с. 236
- ^ Баттлер с. 136
- ^ Баттлер с. 137
- ^ Лондон 2003, с. 172.
- ^ Баттлер с. 145
- ^ Лондон 2003, с. 173.
- ^ Бойер 1991, с. 149.
- ^ Jump up to: а б Лондон 2003, с. 185.
- ^ Лондон 2003, с. 183.
- ^ «Жизнь и времена 422-й эскадрильи RCAF» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2009 года . Проверено 20 февраля 2009 г.
- ^ Лондон 2003, с. 174.
- ^ Jump up to: а б с д Лондон 2003, с. 186.
- ^ «Саро Леруик» . RCAF.com . AEROWARE/RCAF.com. Архивировано из оригинала 28 марта 2009 года . Проверено 9 сентября 2009 г.
- ^ Лондон 1988, с. 189.
- ^ «Саро Леруик I, Ферт-оф-Лорн» . Королевская комиссия по древним и историческим памятникам Шотландии . Проверено 10 апреля 2013 г.
- ^ «Саро Леруик I, залив Ардантрив, Керрера, Ферт-оф-Лорн» . Королевская комиссия по древним и историческим памятникам Шотландии . Проверено 10 апреля 2013 г.
- ^ «Саро Леруик I, Лох Райан» . Королевская комиссия по древним и историческим памятникам Шотландии . Проверено 10 апреля 2013 г.
- ^ «Полицейский Рональд Джон Файф и Саро Леруик S36» . Архивировано из оригинала 22 октября 2012 года . Проверено 10 апреля 2013 г.
- ↑ Бюсси, Джеффри, «Забытая летающая лодка: неудачливый Лервик Саро», Air Enthusiast , Стэмфорд, Линкс, Великобритания, номер 124, июль – август 2006 г., стр. 25, 27.
- ^ «САРО А.36 Леруик L7248» . На местах крушения Шотландия . Проверено 10 апреля 2013 г.
- ^ «Саро Леруик L7257» . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ «Жизнь и времена 422-й эскадрильи RCAF» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2009 года . Проверено 20 февраля 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бойер, Чез. Береговое командование в войне . Шеппертон, Суррей, Великобритания: Ян Аллан, 1979. ISBN 0-7110-0980-5 . (стр. 30.)
- Бойер, Майкл Дж. Ф. Самолеты для немногих: истребители и бомбардировщики Королевских ВВС в 1940 году . Спаркфорд, недалеко от Йовила, Сомерсет, Великобритания: Патрик Стивенс, 1991. ISBN 1-85260-040-3 . (стр. 148–151.)
- Берни, Аллан. Летающие лодки Второй мировой войны (Аэроплан; Серия авиационного архива журнала Flight Magazine). Лондон: Key Publishing, 2015. ISBN 978 1909786 110
- Баттлер, Т. Британские секретные проекты: истребители и бомбардировщики, 1935–1950 гг., издательство Midland Publishing. Хинкли. 2004. ISBN 1-85780-179-2 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том пятый: Летающие лодки . Лондон: Макдональд, 1962 (Пятое впечатление, 1972). ISBN 0-356-01449-5 . (стр. 84–87.)
- Лондон, Питер. Британские летающие лодки . Издательство Саттон. 2003. ISBN 0-7509-2695-3
- Лондон, Питер. Самолеты Сондерса и Саро с 1917 года . Лондон: Патнэм (Conway Maritime Press), Лондон, 1988. ISBN 0-85177-814-3 .
- Марч, Дэниел Дж. Британские военные самолеты Второй мировой войны: боевые самолеты ВВС Великобритании и флота, 1939–1945 гг . Ху, недалеко от Рочестера, Кент, Великобритания: Aerospace Publishing, 1998. ISBN 1-84013-391-0 . (стр. 191.)
- Монди, Дэвид. Краткий справочник Хэмлина по британским самолетам времен Второй мировой войны . Хэмлин (издатели) , 1982 г. (переиздано в 1994 г. издательством Chancellor Press, переиздано в 2002 г.). ISBN 1-85152-668-4 . (стр. 181.)