Jump to content

Кокле

Кокле
Различные виды коклесов от Гунтиса Недолиньша.
Струнный инструмент
Другие имена Кокле [ 1 ]
Тортик, пирожные, пирожные, пирожное, пирожное, пирожное, пирожное, пирожное и пирожное ( Латгале ) [ 1 ]
Классификация Хордофон [ 1 ]
Классификация Хорнбостеля – Сакса 314.122-5 [ 1 ]
(Диатонический струнный инструмент типа лютни , на котором играют голыми руками и пальцами)
Изобретатель(и) Народный инструмент
Связанные инструменты
Канклес , каннель , кантеле , гусли
Музыканты
Мартиньш Бауманис, Николай Хенкис [ lv ] (1864–1934), Намейс Калниньш, [ 2 ] Петерис Коратс [ lv ] (1871–1957), Марис Муктупавелс , Валдис Муктупавелс , Бирута Алоизийс [ Озолиня [ lv ] , Латвите Подиня , Лайма Янсоне lv ] , Янис Порикис (1909–1992 ), Юсминньш [ lv ] ( 1915–1979; концертный коклес)
Строители
Николай Хенкис [ lv ] (1864–1934), Петерис Корат [ lv ] (1871–1957), Гунарс Игаунис [ lv ] , Марис Янсонс , Эдуардс Клинц , Иртс Лаубе , Кристс Лаздиньш , Карлис Липорс , Имантс Робежниекс [ lv ] (концерт тараканы), [ 3 ] Янис Порикис (1909–1992), Андрис Розе, Янис Розенбергс, Рихардс Валтерс, Эдгарс Вилманис-Межениекс, Донатс Вучинс [ lv ] (1934–1999)

Кокле [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] ( Латышское произношение: ['kʊ͡ɔk.le] ; Латгальский : kūkle ) или исторически коклес. [ 16 ] ( куклес ) — латвийский щипковый струнный инструмент ( хордофон ), принадлежащий к семейству балтийских коробчатых цитр, известных как балтийские гусли, наряду с литовскими канклесами , эстонскими каннелями , финскими кантеле и русскими крыловидными гуслями . Первые возможные археологические находки, связанные с коклесом, на территории современной Латвии относятся к 13 веку, а первые достоверные письменные сведения об игре на коклесе относятся к началу 17 века. Первая известная мелодия коклеса была записана в 1891 году, но первые записи коклеса на граммофонные пластинки и фильмы были сделаны в 1930-х годах. [ 17 ] И коклес, и игра на нем включены в Канон латвийской культуры . [ 18 ]

Этимология

[ редактировать ]

По мнению финского лингвиста Эйно Ниеминена [ fi ] , название инструмента, наряду с названиями большинства его соседних аналогов (литовский kanklės , финский kantele , эстонский kannel и ливонский kāndla ), возможно, происходит от протобалтийской формы *kantlīs. / *kantlēs , что первоначально означало «поющее дерево», [ 13 ] в конечном итоге происходит от протоевропейского корня *qan- («петь, звучать»). Однако литовский этнолог Ромуальдас Апанавичюс [ lt ] считает, что коклес может происходить от протоевропейского корня *gan(dh)- , что означает «сосуд; рукоять (меча)», что позволяет предположить, что оно может быть связано с русским словом гусли . [ 19 ]

Строительство

[ редактировать ]

Коклес имеет полое трапециевидное тело (ķermenis или korpuss), обычно вырезанное из цельного куска дерева (viunkcis) , увенчанное тонкой декоративной деревянной декой (skaņgaldiņš) . Отличительной особенностью, отличающей коклес от большинства других струнных инструментов, является то, что струны не опираются на подставку , что делает звук тише, но богаче по тембру . Деревянные (или иногда металлические) колки (тапас) вставляются в широкий кончик корпуса, а на узкий конец - металлический стержень (стигтурис) , на котором закрепляются струны, придавая им слегка веерообразную форму. Струны могут быть латунными или стальными. Традиционно было 6–9 струн, которые позже увеличились до 10 и более. [ 20 ]

Латгальский коклес игрок в Риге

Техника игры на коклесе отличается от большинства других щипковых струнных инструментов, в том числе от цитры , арфы и гитары . Существуют также некоторые игровые различия между региональными типами латгальских и курземских инструментов. В Курземе в коклес обычно играли, сидя на табуретке, скамейке или стуле без подлокотников и кладя его горизонтально на колени, слегка раздвинув ноги. В нее можно было играть и лежа на столе. Для латгальского коклеса размер и форма инструмента также позволяли устойчиво держать его на коленях в вертикальном положении, прижимая более короткий край коклеса к животу и помещая обе руки на инструмент для дополнительного комфорта и устойчивости. [ 21 ] [ 22 ]

Игра выполняется указательным пальцем правой руки, а левая рука используется для приглушения ненужных струн, слегка прикасаясь к ним пальцами. Альтернативная техника приглушения струн, обнаруженная в Латгалии, заключается в том, что пальцы вставляются между струнами, но такой вариант сильно ограничивает движение левой руки. Левой рукой также можно перебирать струны. [ 21 ] [ 22 ]

Настройка коклеса представляет собой диатоническую гамму с некоторыми нижними струнами, традиционно выполняющими функцию гудения . Несколько традиционных вариантов настройки включают DGAHC для 5-струнного коклеса, записанного Андреем Юрьянсом в конце 19 века, DCDEFGA для 7-струнного коклеса и DCDEFGAHC для 9-струнного коклеса, оба из которых использовались традиционным суитским коклесистом Янисом Порикисом . Однако по мере того, как коклесы стали изготавливаться с большим количеством струн и латгальские коклесы стали доминирующим типом кокле среди многих других факторов, [ 23 ] дроновые струны постепенно утратили свою функцию и стали всего лишь расширением нижнего диапазона диапазона коклеса. С 1980-х годов самыми популярными настройками 11-струнного кокле среди исполнителей на кокле являются GACDEFGABC (GA) и GACDEFGAB♭-C (GA-b♭). [ 24 ]

В своей книге «Балтийские гусли и традиции игры в Латвии » латвийский этномузыковед Валдис Муктупавелс выделяет 3 типа традиционных коклесов – курземские коклесы , латгальские коклесы и цитровые коклесы . [ 25 ] и 3 типа модернизированных коклесов - так называемые 15-струнные диатонические коклесы Краснопёрова-Кирписа и концертные коклесы - , разработанные в Латвийской ССР в 1940-1960-е годы, а также так называемые 13-струнные линауты. -Кокле Дравникса-Янсона (Linautas-Dravnieks-Jansonas kokles), возникшие в латышско-американской общине в 1960-е годы. [ 26 ]

Курземе коклес

[ редактировать ]
Вид сбоку на так называемый «Пилтенский кокле» (Piltenes kokle) . Ниже транскрипция выгравированных символов и ее возможный латышский перевод по данным этнографа Матиса Силиньша [ lv ]

В латвийском историческом регионе Курземе коклес традиционно строят меньшего размера и без «крыла», но с более богатой резьбой и орнаментом. У него также обычно меньше струн, чем у латгальских коклесов: от 5–6 жал у тех, что встречаются на западном побережье Курземе и Селии, до 7, 8 или даже 9 струн у суитских населенных пунктов. [ 27 ]

17 мая 2015 года, во время председательства Латвии в Совете Европейского Союза , Курземский коклес, построенный ремесленником Янисом Розенбергсом, был передан в дар Музею музыкальных инструментов Брюсселя . [ 28 ]

Латгальский коклес

[ редактировать ]
11-струнный латгальский коклес с корпусом из осины , ели декой из и дубовыми колками.

В преимущественно католическом Латгальском регионе Латвии было характерно, что коклес имел удлинение корпуса за пределы линии колышка, называемое крылом, которое усиливает звук инструмента, а также может использоваться в качестве опоры для рук. Эстонский этнолог Игорь Тынурист полагает, что крыло может быть более поздним нововведением, которое развилось где-то до XIV века для балтийских гуслей, игравшихся на Псковских и Новгородских землях, а позже было заимствовано некоторыми соседними балтийскими и балтийскими финскими народами, такими как сету , вепсы и латгалы . По сравнению с курземским коклесом отделка латгальского коклеса менее тщательная; инструмент крупнее и тяжелее, с большим количеством струн (иногда даже до 12 и лишь в редких случаях менее 9) и с более сдержанным оформлением. [ 29 ]

В Аугшземе - Видземском регионе строились как типы коклесов, так и смешанные формы (например, коклесы с небольшим крылом). [ 30 ]

Цитровые барабаны

[ редактировать ]

В конце 19-го и начале 20-го веков на традиции коклеса повлияла конструкция и стиль игры западных цитр, пришедших из Германии и других стран Центральной Европы . Так возникли так называемые цитровые кокле: кокле с более крупными корпусами типа цитры, стальными настроечными колками и увеличенным числом струн (от 17 до иногда даже до 30 одинарных или двойных струн). [ 31 ]

Концертные моллюски

[ редактировать ]
Латвийский концертный ансамбль Коклес

Первый более крупный «концертный кокле» с диапазоном в три с половиной октавы и 25 струнами был построен в 1951 году Романом Кирписом для солистки Латвийского оркестра народной музыки Хелены Клява-Биргмейстере. Это было первое устройство для изменения высоты звука струн с целью смены тональности. Спустя несколько лет концертные коклесы претерпели еще несколько нововведений в конструкции, и новый дизайн постепенно распространился в Латвийской консерватории и музыкальных школах, а также в любительских ансамблях коклеса. [ 32 ]

Долгое время концертные кокле производились на Рижской фабрике музыкальных инструментов , в основном из остатков материалов, используемых для фортепиано . После того, как Латвия восстановила свою независимость, фабрика была закрыта, и до середины 1990-х годов в ней не было преданных мастеров по изготовлению коклеса. Вскоре Имантс Робежниекс [ lv ] , ранее работавший на фабрике, снова начал изготавливать и чинить коклес после получения многочисленных запросов от игроков на коклесе. С тех пор он единственный профессиональный исполнитель концертных коклесов в Латвии. [ 33 ]

В мифологии

[ редактировать ]

Валдис Муктупавелс считает коклес самым ценным в социальном и экономическом отношении латвийским инструментом. Мифологически кокле, возможно, были связаны с солнечной и небесной сферой, поскольку их также иногда называют «коклес Диева » (Dieva kokles) или «золотыми коклес» (zelta kokles), а на деке традиционно вырезались солнечные орнаменты. Коклес, играющие на коклесе (koklēšana) и играющие на коклесе (koklētāji) упоминаются в 274 латвийских дайнах , а в мифологических коклесистах входят Янис [ lv ] и другие неназванные сыновья Диева, а также Сауле , играющий на коклесе, сидя в австрасском коксе . [ 4 ]

В современной музыке

[ редактировать ]
Марис Муктупавелс настраивает коклес во время концерта пост-фолк -группы Iļgi [ lv ] , 24 июля 2010 г.
Кокле-исполнительница Лайма Янсоне [ lv ] на концерте в Швеции , 5 февраля 2015 года

Уже при первом возрождении коклеса в 1930-х и 1940-х годах в музыке коклеса появился приток новых композиций, вдохновленных народной музыкой , и оркестровых аранжировок народных песен. Однако лишь недавно коклес по-настоящему вышел за рамки традиционной народной музыки. Из экспериментальной пост-фолк -группы Iļģi [ lv ] , [ 34 ] сотрудничество Бируты Озолини [ lv ] и DJ Monsta Электронное фолк- , [ 35 ] Свободные импровизации Лаймы Янсоне [ lv ] и сплав звучания коклеса с джазом в проекте "Зарбуганы" [ 36 ] [ 37 ] к более тяжелому фолк-металлическому звуку Skyforger в сопровождении коклеса . [ 38 ]

В 2002 году звукозаписывающий лейбл Upe выпустил двойной компакт-диск этномузыковеда Валдиса Муктупавелса под названием «Kokles», посвященный этому инструменту. Первый диск "Muktukokles" содержит 9 оригинальных композиций коклеса Муктупавела и 2 обработки традиционных песен в сопровождении других инструментов ( сарод , тамбура и табла ), а также вокал Руты Муктупавелы [ lv ] , а второй диск "Tradicionālās" kokles" содержит 24 Курземе, Суйти и Латгалии. традиционные мелодии и танцевальные мелодии [ 39 ] [ 40 ]

В 2016 году звукозаписывающий лейбл Lauska выпустил компакт-диск Trejdeviņi koklētāji (Три девять коклесов) с участием некоторых из самых известных латвийских коклесистов (Валдис Муктупавелс, Лайма Янсоне [ lv ] , Бирута Озолиня [ lv ] и Ансис Янсонс среди других) и балтийские гусли. музыканты из-за границы ( Леанне Барбо [ et ; lv ] из Эстонии и Йенни Веняляйнен [ fi ] из Финляндии), а также латвийские концертные ансамбли коклеса, с коллекцией из 13 композиций, охватывающих жанры от традиционного до этно-джаза и этнобарокко. . В комплект также включен двуязычный латышско-английский буклет в твердом переплете с заметками о музыкантах-исполнителях и их композициях, а также с краткой историей коклеса. [ 41 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д Муктупавелс 2018 , с. 141
  2. ^ «Магия латвийского кокле от молодого маэстро» . Общественное вещание Латвии . 16 декабря 2018 года . Проверено 17 декабря 2018 г.
  3. ^ Шитер, Лаура (29 октября 2005 г.). «Латвия празднует национальный инструмент» . Новости Би-би-си . Проверено 30 марта 2017 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Муктупаул, Уоллис (1999). «Систематика латышских музыкальных инструментов» (на латышском языке). Латвийская ассоциация художественных университетов. пп. 96, 100–101. Архивировано из оригинала 9 ноября 2005 года . Проверено 30 марта 2017 г. Горло, горло (К;З;В), горло (Л), горло (Л)
  5. ^ Jump up to: а б Бротон, Саймон; Эллингем, Марк; Трилло, Ричард, ред. (1999). Мировая музыка: Африка, Европа и Ближний Восток . Грубое руководство. стр. 16 , 19–20 и 24. ISBN.  978-1858-2863-5-8 . Проверено 30 марта 2017 г. Балтийские гусли, называемые по-разному: кантеле, каннель, коклес или канклес. (..) Коклес и цитара. (...) Латвийская балтийская цитра называется кокле или коклес ( обычно настраивают ...) самую нижнюю струну коклеса на гудение на кварту ниже ключевой ноты.
  6. ^ Слобин, Марк (1993). Субкультурные звуки: микромузыка Запада . Публикации Апа. п. 38. ISBN  978-0819-5626-1-6 . «возрождение» латышской кокле -цитры (...) взаимодействие с вновь появившимся кокле (...) полезность на кокле игры
  7. ^ Райс, Тимоти; Портер, Джеймс; Герцен, Крис, ред. (2017). Энциклопедия мировой музыки Garland: Европа . Рутледж. стр. 170, 503–504, 505. ISBN.  978-1351-5442-6-9 . Проверено 30 сентября 2017 г. Самым характерным и значимым инструментом в традиционной латвийской музыке является коклес , цитра с пятью-двенадцатью струнами. (...) К малым щипковым цитрам относятся лангелейк (Норвегия), кантеле (Финляндия), каннель (Эстония), канклес (Литва) и коклес (Латвия).
  8. ^ Стоун, Рут М., изд. (2017). Энциклопедия мировой музыки Garland: Музыка мира: общие перспективы и справочные инструменты . Рутледж. п. 503. ИСБН  978-1351-5441-1-5 . Проверено 30 марта 2017 г. коклес Латышская щипковая цитра, вырезанная из деревянной доски и имеющая от пяти до двенадцати струн. (8)
  9. ^ Дьюпшёбака, Туве (24 мая 2016 г.). «Кантеле – не исключительно финское» . Финский музыкальный ежеквартальный журнал . Проверено 24 мая 2017 г. Официальный статус кантелес варьируется от страны к стране. В странах Балтии эти инструменты ( канал в Эстонии, коклес в Латвии и канклес в Литве) имеют прочный официальный статус.
  10. ^ Кьюсак, Кэрол М.; Норман, Алекс, ред. (2012). Справочник новых религий и культурного производства . Брилл. стр. 351, 362–363. ISBN  978-9004-2218-7-1 . Проверено 30 марта 2017 г. Канклес . известен в Латвии как коклес и имеет аналоги в канале Эстонии, а также кантелес Финляндии
  11. ^ О'Коннор, Кевин (2006). Культура и обычаи стран Балтии . Издательская группа Гринвуд. стр. 176–177. ISBN  978-0313-3312-5-1 . Проверено 30 марта 2017 г. Самым популярным балтийским народным инструментом является доска цитра (псалтерий), известная как каннель по-эстонски, коклес в Латвии и канклес в Литве. (..) ранний каннель- коклес -канклес был пятиструнным инструментом
  12. ^ Jump up to: а б Уильямс, Роджер, изд. (1993). «Поющее дерево» . Информационные гиды: страны Балтии . APA Publications (HK) Ltd. с. 85. ИСБН  978-9624-2118-2-5 . Проверено 30 марта 2017 г.
  13. ^ Баусфилд, Джонатан (2011). Приблизительный путеводитель по Эстонии, Латвии и Литве (2-е изд.). Грубые гиды. стр. 379 и 381. ISBN.  978-1848-3688-8-0 . Балтийские цитры по-разному называются кантеле , каннель , коклес или канклес .
  14. ^ Уильямс, Роджер; Хофер, Ганс (1993). Прибалтика . Публикации Апа. п. 85. ИСБН  978-1848-3688-8-0 . Более сложные из них, такие как каннель/ коклес /канклес (...)
  15. ^ [ 4 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 6 ] [ 14 ] [ 15 ]
  16. ^ Муктопавел 2013 , стр. 102–100. CrossRef. Просмотреть запись в Scopus Google Scholar. 12–14
  17. ^ Уоллис Муктупол. «Коклес и моллюски играют» (на латышском языке). Канон латвийской культуры . Проверено 8 января 2018 г.
  18. ^ Ромуальдас Апанавичус. Древний литовский Канклес , Институт этномузыки, Вильнюс, Литва
  19. ^ Муктопавел 2013 , стр. 102–100. CrossRef. Просмотреть запись в Scopus Google Scholar. 15–16
  20. ^ Jump up to: а б Муктупаул 2013 , стр. 122–124 CrossRef Посмотреть запись в Scopus Google Scholar 41–42
  21. ^ Jump up to: а б Муктупаул 2013 , стр. 122–124 CrossRef Посмотреть запись в Scopus Google Scholar 69–70
  22. ^ Муктупавелс, Валдис (2009). «Маленький или большой коклес? Сдвиг предпочтений в контексте движения за возрождение фольклора» . Мусиикин Суунта (1): 12 . Проверено 30 марта 2017 г.
  23. ^ Муктупавелс 2013 , с. 90
  24. ^ Муктупавелс 2013 , с. 6
  25. ^ Муктупавел 2013 , стр. 122–124 CrossRef Просмотреть запись в Scopus Google Scholar 22–26
  26. ^ Муктупавелс 2013 , с. 15
  27. ^ «Латвия дарит кокле Брюссельскому музею музыкальных инструментов» . Министерство иностранных дел Латвийской Республики . 17 мая 2015 года . Проверено 30 марта 2017 г.
  28. ^ Муктупавелс 2013 , с. 17
  29. ^ Муктупавелс 2018 , с. 145
  30. ^ Муктупавел 2013 , стр. 122–124 CrossRef Просмотреть запись в Scopus Google Scholar 19–20
  31. ^ Муктупавелс 2013 , с. 240
  32. ^ «Мастер Кокле сохраняет «звучание латышской души» » . Китайская газета . 4 ноября 2005 года . Проверено 30 марта 2017 г.
  33. ^ Страутманис, Андрис (10 сентября 2001 г.). «Я не знаю, чего ожидать в Америке» . Латыши онлайн . Проверено 30 марта 2017 г.
  34. ^ Кальо, Эгилс (27 октября 2013 г.). «В новом выпуске представлены латвийские народные песни с изюминкой» . Латыши онлайн . Проверено 30 марта 2017 г.
  35. ^ Кальо, Эгилс (20 января 2014 г.). «Уникальная запись латышской инструментальной музыки» . Латыши онлайн . Проверено 30 марта 2017 г.
  36. ^ Питерс, Том (1 декабря 2015 г.). «Лайма Янсоне и ее крутой кокле» . Брузз . Проверено 30 марта 2017 г.
  37. ^ Кветковски, Питер (2 октября 2011 г.). «Куколка» . Скайфоргер . Проверено 30 марта 2017 г.
  38. ^ Ятниеце, Аманда (7 апреля 2003 г.). "Двойной альбом раскрывает диапазон латышского кокле" . Латвийский онлайн . Проверено 30 марта 2017 г.
  39. ^ Хэнсон, Дженнифер (21 июня 2003 г.). «Уолди Муктупавел, Моллюски» . Рамблс . Проверено 30 марта 2017 г.
  40. ^ Кальо, Эгилс (15 октября 2016 г.). "На новом диске разные исполнители демонстрируют разнообразие стилей "кокле"" . Латыши онлайн . Проверено 30 марта 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3d4fdc5bab0f6689d6a0a24a3d215067__1709297820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/67/3d4fdc5bab0f6689d6a0a24a3d215067.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kokle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)