Кокле
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | Кокле [ 1 ] Тортик, пирожные, пирожные, пирожное, пирожное, пирожное, пирожное, пирожное и пирожное ( Латгале ) [ 1 ] |
Классификация | Хордофон [ 1 ] |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 314.122-5 [ 1 ] (Диатонический струнный инструмент типа лютни , на котором играют голыми руками и пальцами) |
Изобретатель(и) | Народный инструмент |
Связанные инструменты | |
Канклес , каннель , кантеле , гусли | |
Музыканты | |
Мартиньш Бауманис, Николай Хенкис (1864–1934), Намейс Калниньш, [ 2 ] Петерис Коратс (1871–1957), Марис Муктупавелс , Валдис Муктупавелс , Бирута Алоизийс [ , Латвите Подиня , Лайма Янсоне Янис Порикис (1909–1992 ), Юсминньш ( 1915–1979; концертный коклес) | |
Строители | |
Николай Хенкис (1864–1934), Петерис Корат (1871–1957), Гунарс Игаунис , Марис Янсонс , Эдуардс Клинц , Иртс Лаубе , Кристс Лаздиньш , Карлис Липорс , Имантс Робежниекс (концерт тараканы), [ 3 ] Янис Порикис (1909–1992), Андрис Розе, Янис Розенбергс, Рихардс Валтерс, Эдгарс Вилманис-Межениекс, Донатс Вучинс (1934–1999) |
Кокле [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] ( Латышское произношение: ['kʊ͡ɔk.le] ; Латгальский : kūkle ) или исторически коклес. [ 16 ] ( куклес ) — латвийский щипковый струнный инструмент ( хордофон ), принадлежащий к семейству балтийских коробчатых цитр, известных как балтийские гусли, наряду с литовскими канклесами , эстонскими каннелями , финскими кантеле и русскими крыловидными гуслями . Первые возможные археологические находки, связанные с коклесом, на территории современной Латвии относятся к 13 веку, а первые достоверные письменные сведения об игре на коклесе относятся к началу 17 века. Первая известная мелодия коклеса была записана в 1891 году, но первые записи коклеса на граммофонные пластинки и фильмы были сделаны в 1930-х годах. [ 17 ] И коклес, и игра на нем включены в Канон латвийской культуры . [ 18 ]
Этимология
[ редактировать ]По мнению финского лингвиста Эйно Ниеминена , название инструмента, наряду с названиями большинства его соседних аналогов (литовский kanklės , финский kantele , эстонский kannel и ливонский kāndla ), возможно, происходит от протобалтийской формы *kantlīs. / *kantlēs , что первоначально означало «поющее дерево», [ 13 ] в конечном итоге происходит от протоевропейского корня *qan- («петь, звучать»). Однако литовский этнолог Ромуальдас Апанавичюс считает, что коклес может происходить от протоевропейского корня *gan(dh)- , что означает «сосуд; рукоять (меча)», что позволяет предположить, что оно может быть связано с русским словом гусли . [ 19 ]
Строительство
[ редактировать ]Коклес имеет полое трапециевидное тело (ķermenis или korpuss), обычно вырезанное из цельного куска дерева (viunkcis) , увенчанное тонкой декоративной деревянной декой (skaņgaldiņš) . Отличительной особенностью, отличающей коклес от большинства других струнных инструментов, является то, что струны не опираются на подставку , что делает звук тише, но богаче по тембру . Деревянные (или иногда металлические) колки (тапас) вставляются в широкий кончик корпуса, а на узкий конец - металлический стержень (стигтурис) , на котором закрепляются струны, придавая им слегка веерообразную форму. Струны могут быть латунными или стальными. Традиционно было 6–9 струн, которые позже увеличились до 10 и более. [ 20 ]
Играя
[ редактировать ]Техника игры на коклесе отличается от большинства других щипковых струнных инструментов, в том числе от цитры , арфы и гитары . Существуют также некоторые игровые различия между региональными типами латгальских и курземских инструментов. В Курземе в коклес обычно играли, сидя на табуретке, скамейке или стуле без подлокотников и кладя его горизонтально на колени, слегка раздвинув ноги. В нее можно было играть и лежа на столе. Для латгальского коклеса размер и форма инструмента также позволяли устойчиво держать его на коленях в вертикальном положении, прижимая более короткий край коклеса к животу и помещая обе руки на инструмент для дополнительного комфорта и устойчивости. [ 21 ] [ 22 ]
Игра выполняется указательным пальцем правой руки, а левая рука используется для приглушения ненужных струн, слегка прикасаясь к ним пальцами. Альтернативная техника приглушения струн, обнаруженная в Латгалии, заключается в том, что пальцы вставляются между струнами, но такой вариант сильно ограничивает движение левой руки. Левой рукой также можно перебирать струны. [ 21 ] [ 22 ]
Тюнинг
[ редактировать ]Настройка коклеса представляет собой диатоническую гамму с некоторыми нижними струнами, традиционно выполняющими функцию гудения . Несколько традиционных вариантов настройки включают DGAHC для 5-струнного коклеса, записанного Андреем Юрьянсом в конце 19 века, DCDEFGA для 7-струнного коклеса и DCDEFGAHC для 9-струнного коклеса, оба из которых использовались традиционным суитским коклесистом Янисом Порикисом . Однако по мере того, как коклесы стали изготавливаться с большим количеством струн и латгальские коклесы стали доминирующим типом кокле среди многих других факторов, [ 23 ] дроновые струны постепенно утратили свою функцию и стали всего лишь расширением нижнего диапазона диапазона коклеса. С 1980-х годов самыми популярными настройками 11-струнного кокле среди исполнителей на кокле являются GACDEFGABC (GA) и GACDEFGAB♭-C (GA-b♭). [ 24 ]
Типы
[ редактировать ]В своей книге «Балтийские гусли и традиции игры в Латвии » латвийский этномузыковед Валдис Муктупавелс выделяет 3 типа традиционных коклесов – курземские коклесы , латгальские коклесы и цитровые коклесы . [ 25 ] и 3 типа модернизированных коклесов - так называемые 15-струнные диатонические коклесы Краснопёрова-Кирписа и концертные коклесы - , разработанные в Латвийской ССР в 1940-1960-е годы, а также так называемые 13-струнные линауты. -Кокле Дравникса-Янсона (Linautas-Dravnieks-Jansonas kokles), возникшие в латышско-американской общине в 1960-е годы. [ 26 ]
Курземе коклес
[ редактировать ]В латвийском историческом регионе Курземе коклес традиционно строят меньшего размера и без «крыла», но с более богатой резьбой и орнаментом. У него также обычно меньше струн, чем у латгальских коклесов: от 5–6 жал у тех, что встречаются на западном побережье Курземе и Селии, до 7, 8 или даже 9 струн у суитских населенных пунктов. [ 27 ]
17 мая 2015 года, во время председательства Латвии в Совете Европейского Союза , Курземский коклес, построенный ремесленником Янисом Розенбергсом, был передан в дар Музею музыкальных инструментов Брюсселя . [ 28 ]
Латгальский коклес
[ редактировать ]В преимущественно католическом Латгальском регионе Латвии было характерно, что коклес имел удлинение корпуса за пределы линии колышка, называемое крылом, которое усиливает звук инструмента, а также может использоваться в качестве опоры для рук. Эстонский этнолог Игорь Тынурист полагает, что крыло может быть более поздним нововведением, которое развилось где-то до XIV века для балтийских гуслей, игравшихся на Псковских и Новгородских землях, а позже было заимствовано некоторыми соседними балтийскими и балтийскими финскими народами, такими как сету , вепсы и латгалы . По сравнению с курземским коклесом отделка латгальского коклеса менее тщательная; инструмент крупнее и тяжелее, с большим количеством струн (иногда даже до 12 и лишь в редких случаях менее 9) и с более сдержанным оформлением. [ 29 ]
В Аугшземе - Видземском регионе строились как типы коклесов, так и смешанные формы (например, коклесы с небольшим крылом). [ 30 ]
Цитровые барабаны
[ редактировать ]В конце 19-го и начале 20-го веков на традиции коклеса повлияла конструкция и стиль игры западных цитр, пришедших из Германии и других стран Центральной Европы . Так возникли так называемые цитровые кокле: кокле с более крупными корпусами типа цитры, стальными настроечными колками и увеличенным числом струн (от 17 до иногда даже до 30 одинарных или двойных струн). [ 31 ]
Концертные моллюски
[ редактировать ]Первый более крупный «концертный кокле» с диапазоном в три с половиной октавы и 25 струнами был построен в 1951 году Романом Кирписом для солистки Латвийского оркестра народной музыки Хелены Клява-Биргмейстере. Это было первое устройство для изменения высоты звука струн с целью смены тональности. Спустя несколько лет концертные коклесы претерпели еще несколько нововведений в конструкции, и новый дизайн постепенно распространился в Латвийской консерватории и музыкальных школах, а также в любительских ансамблях коклеса. [ 32 ]
Долгое время концертные кокле производились на Рижской фабрике музыкальных инструментов , в основном из остатков материалов, используемых для фортепиано . После того, как Латвия восстановила свою независимость, фабрика была закрыта, и до середины 1990-х годов в ней не было преданных мастеров по изготовлению коклеса. Вскоре Имантс Робежниекс , ранее работавший на фабрике, снова начал изготавливать и чинить коклес после получения многочисленных запросов от игроков на коклесе. С тех пор он единственный профессиональный исполнитель концертных коклесов в Латвии. [ 33 ]
В мифологии
[ редактировать ]Валдис Муктупавелс считает коклес самым ценным в социальном и экономическом отношении латвийским инструментом. Мифологически кокле, возможно, были связаны с солнечной и небесной сферой, поскольку их также иногда называют «коклес Диева » (Dieva kokles) или «золотыми коклес» (zelta kokles), а на деке традиционно вырезались солнечные орнаменты. Коклес, играющие на коклесе (koklēšana) и играющие на коклесе (koklētāji) упоминаются в 274 латвийских дайнах , а в мифологических коклесистах входят Янис и другие неназванные сыновья Диева, а также Сауле , играющий на коклесе, сидя в австрасском коксе . [ 4 ]
В современной музыке
[ редактировать ]Уже при первом возрождении коклеса в 1930-х и 1940-х годах в музыке коклеса появился приток новых композиций, вдохновленных народной музыкой , и оркестровых аранжировок народных песен. Однако лишь недавно коклес по-настоящему вышел за рамки традиционной народной музыки. Из экспериментальной пост-фолк -группы Iļģi , [ 34 ] сотрудничество Бируты Озолини и DJ Monsta Электронное фолк- , [ 35 ] Свободные импровизации Лаймы Янсоне и сплав звучания коклеса с джазом в проекте "Зарбуганы" [ 36 ] [ 37 ] к более тяжелому фолк-металлическому звуку Skyforger в сопровождении коклеса . [ 38 ]
В 2002 году звукозаписывающий лейбл Upe выпустил двойной компакт-диск этномузыковеда Валдиса Муктупавелса под названием «Kokles», посвященный этому инструменту. Первый диск "Muktukokles" содержит 9 оригинальных композиций коклеса Муктупавела и 2 обработки традиционных песен в сопровождении других инструментов ( сарод , тамбура и табла ), а также вокал Руты Муктупавелы , а второй диск "Tradicionālās" kokles" содержит 24 Курземе, Суйти и Латгалии. традиционные мелодии и танцевальные мелодии [ 39 ] [ 40 ]
В 2016 году звукозаписывающий лейбл Lauska выпустил компакт-диск Trejdeviņi koklētāji (Три девять коклесов) с участием некоторых из самых известных латвийских коклесистов (Валдис Муктупавелс, Лайма Янсоне , Бирута Озолиня и Ансис Янсонс среди других) и балтийские гусли. музыканты из-за границы ( Леанне Барбо из Эстонии и Йенни Веняляйнен из Финляндии), а также латвийские концертные ансамбли коклеса, с коллекцией из 13 композиций, охватывающих жанры от традиционного до этно-джаза и этнобарокко. . В комплект также включен двуязычный латышско-английский буклет в твердом переплете с заметками о музыкантах-исполнителях и их композициях, а также с краткой историей коклеса. [ 41 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Муктупавелс 2018 , с. 141
- ^ «Магия латвийского кокле от молодого маэстро» . Общественное вещание Латвии . 16 декабря 2018 года . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ Шитер, Лаура (29 октября 2005 г.). «Латвия празднует национальный инструмент» . Новости Би-би-си . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Муктупаул, Уоллис (1999). «Систематика латышских музыкальных инструментов» (на латышском языке). Латвийская ассоциация художественных университетов. пп. 96, 100–101. Архивировано из оригинала 9 ноября 2005 года . Проверено 30 марта 2017 г.
Горло, горло (К;З;В), горло (Л), горло (Л)
- ^ Jump up to: а б Бротон, Саймон; Эллингем, Марк; Трилло, Ричард, ред. (1999). Мировая музыка: Африка, Европа и Ближний Восток . Грубое руководство. стр. 16 , 19–20 и 24. ISBN. 978-1858-2863-5-8 . Проверено 30 марта 2017 г.
Балтийские гусли, называемые по-разному: кантеле, каннель, коклес или канклес. (..) Коклес и цитара. (...) Латвийская балтийская цитра называется кокле или коклес ( обычно настраивают ...) самую нижнюю струну коклеса на гудение на кварту ниже ключевой ноты.
- ^ Jump up to: а б Педди, Ян (2016). Популярная музыка и права человека: Том II: Мировая музыка . Рутледж. стр. 74, 82. ISBN. 9781317078180 . Проверено 30 марта 2017 г.
оркестры народных музыкальных инструментов и ансамбли кокле (...), кокле а также многочисленные ансамбли . Вся модернизированная семья кокле (...) включала в себя появление на кокле . игроков
- ^ Слобин, Марк (1993). Субкультурные звуки: микромузыка Запада . Публикации Апа. п. 38. ISBN 978-0819-5626-1-6 .
«возрождение» латышской кокле -цитры (...) взаимодействие с вновь появившимся кокле (...) полезность на кокле игры
- ^ Райс, Тимоти; Портер, Джеймс; Герцен, Крис, ред. (2017). Энциклопедия мировой музыки Garland: Европа . Рутледж. стр. 170, 503–504, 505. ISBN. 978-1351-5442-6-9 . Проверено 30 сентября 2017 г.
Самым характерным и значимым инструментом в традиционной латвийской музыке является коклес , цитра с пятью-двенадцатью струнами. (...) К малым щипковым цитрам относятся лангелейк (Норвегия), кантеле (Финляндия), каннель (Эстония), канклес (Литва) и коклес (Латвия).
- ^ Стоун, Рут М., изд. (2017). Энциклопедия мировой музыки Garland: Музыка мира: общие перспективы и справочные инструменты . Рутледж. п. 503. ИСБН 978-1351-5441-1-5 . Проверено 30 марта 2017 г.
коклес Латышская щипковая цитра, вырезанная из деревянной доски и имеющая от пяти до двенадцати струн. (8)
- ^ Дьюпшёбака, Туве (24 мая 2016 г.). «Кантеле – не исключительно финское» . Финский музыкальный ежеквартальный журнал . Проверено 24 мая 2017 г.
Официальный статус кантелес варьируется от страны к стране. В странах Балтии эти инструменты ( канал в Эстонии, коклес в Латвии и канклес в Литве) имеют прочный официальный статус.
- ^ Кьюсак, Кэрол М.; Норман, Алекс, ред. (2012). Справочник новых религий и культурного производства . Брилл. стр. 351, 362–363. ISBN 978-9004-2218-7-1 . Проверено 30 марта 2017 г.
Канклес . известен в Латвии как коклес и имеет аналоги в канале Эстонии, а также кантелес Финляндии
- ^ О'Коннор, Кевин (2006). Культура и обычаи стран Балтии . Издательская группа Гринвуд. стр. 176–177. ISBN 978-0313-3312-5-1 . Проверено 30 марта 2017 г.
Самым популярным балтийским народным инструментом является доска цитра (псалтерий), известная как каннель по-эстонски, коклес в Латвии и канклес в Литве. (..) ранний каннель- коклес -канклес был пятиструнным инструментом
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Роджер, изд. (1993). «Поющее дерево» . Информационные гиды: страны Балтии . APA Publications (HK) Ltd. с. 85. ИСБН 978-9624-2118-2-5 . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Баусфилд, Джонатан (2011). Приблизительный путеводитель по Эстонии, Латвии и Литве (2-е изд.). Грубые гиды. стр. 379 и 381. ISBN. 978-1848-3688-8-0 .
Балтийские цитры по-разному называются кантеле , каннель , коклес или канклес .
- ^ Уильямс, Роджер; Хофер, Ганс (1993). Прибалтика . Публикации Апа. п. 85. ИСБН 978-1848-3688-8-0 .
Более сложные из них, такие как каннель/ коклес /канклес (...)
- ^ [ 4 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 6 ] [ 14 ] [ 15 ]
- ^ Муктопавел 2013 , стр. 102–100. CrossRef. Просмотреть запись в Scopus Google Scholar. 12–14
- ^ Уоллис Муктупол. «Коклес и моллюски играют» (на латышском языке). Канон латвийской культуры . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Муктопавел 2013 , стр. 102–100. CrossRef. Просмотреть запись в Scopus Google Scholar. 15–16
- ^ Jump up to: а б Муктупаул 2013 , стр. 122–124 CrossRef Посмотреть запись в Scopus Google Scholar 41–42
- ^ Jump up to: а б Муктупаул 2013 , стр. 122–124 CrossRef Посмотреть запись в Scopus Google Scholar 69–70
- ^ Муктупавелс, Валдис (2009). «Маленький или большой коклес? Сдвиг предпочтений в контексте движения за возрождение фольклора» . Мусиикин Суунта (1): 12 . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Муктупавелс 2013 , с. 90
- ^ Муктупавелс 2013 , с. 6
- ^ Муктупавел 2013 , стр. 122–124 CrossRef Просмотреть запись в Scopus Google Scholar 22–26
- ^ Муктупавелс 2013 , с. 15
- ^ «Латвия дарит кокле Брюссельскому музею музыкальных инструментов» . Министерство иностранных дел Латвийской Республики . 17 мая 2015 года . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Муктупавелс 2013 , с. 17
- ^ Муктупавелс 2018 , с. 145
- ^ Муктупавел 2013 , стр. 122–124 CrossRef Просмотреть запись в Scopus Google Scholar 19–20
- ^ Муктупавелс 2013 , с. 240
- ^ «Мастер Кокле сохраняет «звучание латышской души» » . Китайская газета . 4 ноября 2005 года . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Страутманис, Андрис (10 сентября 2001 г.). «Я не знаю, чего ожидать в Америке» . Латыши онлайн . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Кальо, Эгилс (27 октября 2013 г.). «В новом выпуске представлены латвийские народные песни с изюминкой» . Латыши онлайн . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Кальо, Эгилс (20 января 2014 г.). «Уникальная запись латышской инструментальной музыки» . Латыши онлайн . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Питерс, Том (1 декабря 2015 г.). «Лайма Янсоне и ее крутой кокле» . Брузз . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Кветковски, Питер (2 октября 2011 г.). «Куколка» . Скайфоргер . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Ятниеце, Аманда (7 апреля 2003 г.). "Двойной альбом раскрывает диапазон латышского кокле" . Латвийский онлайн . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Хэнсон, Дженнифер (21 июня 2003 г.). «Уолди Муктупавел, Моллюски» . Рамблс . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Кальо, Эгилс (15 октября 2016 г.). "На новом диске разные исполнители демонстрируют разнообразие стилей "кокле"" . Латыши онлайн . Проверено 30 марта 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Муктупавелс, Валдис (2013). Балтийские гусли и традиции игры в Латвии . Перевод Ятниеце, Аманды (2-е изд.). Рига: Лауска . ISBN 978-9934-8276-2-4 .
- http://dx.doi.org/10.1037/0022-001X.11.2.200 Муктупавел, В. (2018). Слишейн, Лаура (ред.). Народные музыкальные инструменты в Латвии . Перевод Дамберги, Андра. университета Издательство Латвийского . ISBN 978-9934-1824-8-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Муктупавелс, Валдис . О некоторых отношениях между стилями коклеса и контекстами в ХХ веке . Журнал балтийских исследований , Vol. XXXI, № 4, зима 2000 г., стр. 388–405.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Игра Кокле в 21 веке / Игра Кокле в 21 веке . Латвийский Этнографический музей под открытым небом . 22 августа 2023 г.
- Кокле (на английском языке) The Stringdom. 15 ноября 2017 г.
- Студия игры в куколей "Cuckle Forest" (на латышском языке)
- Видео о методах, стилях игры на коклесе и репортажи (на латышском языке)
- Видеоурок песни к книге "Горловая песня для души "