Твердотельный аккумулятор
— Твердотельный аккумулятор это электрический аккумулятор используется твердый электролит , в котором для ионной проводимости между электродами вместо жидких или гелеобразных полимерных электролитов, используемых в обычных батареях. [ 1 ] Твердотельные батареи теоретически обеспечивают гораздо более высокую плотность энергии , чем типичные литий-ионные или литий-полимерные батареи. [ 2 ]
![]() Полностью твердотельная батарея с твердым электролитом между двумя электродами. | |
Удельная энергия | Тип тонкой пленки: 300–900 Втч/кг (490–1470 кДж/фунт) Объемный тип: 250–500 Втч/кг (410–820 кДж/фунт) |
---|---|
Скорость саморазряда | 6%ー85 °C (месяц) [ 3 ] |
Долговечность цикла | 10 000–100 000 циклов [ 3 ] |
Номинальное напряжение ячейки | Тип тонкой пленки: 4,6 В [ 4 ] Массовый тип: 2,5 В , [ 3 ] |
Интервал рабочих температур | -50 °С 〜 125 °С |
Интервал температуры зарядки | -20 °С 〜 105 °С |
Хотя твердые электролиты были впервые обнаружены в 19 веке, ряд проблем помешал их широкому применению. События конца 20-го и начала 21-го века вызвали новый интерес к этой технологии, особенно в контексте электромобилей .
Твердотельные батареи могут использовать металлический литий в качестве анода и оксиды или сульфиды в качестве катода , что увеличивает плотность энергии. Твердый электролит действует как идеальный сепаратор, пропускающий только ионы лития. По этой причине твердотельные батареи потенциально могут решить многие проблемы используемых в настоящее время литий-ионных батарей с жидким электролитом , такие как воспламеняемость, ограниченное напряжение, нестабильное образование границы раздела твердый электролит, плохие циклические характеристики и прочность. [ 5 ]
Материалы, предлагаемые для использования в качестве электролитов, включают керамику (например, оксиды, сульфиды, фосфаты) и твердые полимеры. Твердотельные батареи используются в кардиостимуляторах , а также в RFID и носимых устройствах. Твердотельные батареи потенциально безопаснее, поскольку имеют более высокую плотность энергии. Проблемы широкого внедрения включают плотность энергии и мощности , долговечность , стоимость материалов , чувствительность и стабильность. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Между 1831 и 1834 годами Майкл Фарадей открыл твердые электролиты сульфид серебра и фторид свинца (II) , которые заложили основу для твердотельной ионики . [ 7 ] [ 8 ]
1900-е-2009 гг.
[ редактировать ]К концу 1950-х годов в нескольких электрохимических системах, проводящих серебро, использовались твердые электролиты ценой низкой плотности энергии и напряжения элементов, а также высокого внутреннего сопротивления . [ 9 ] [ 10 ] В 1967 году открытие быстрой ионной проводимости β- оксида алюминия для широкого класса ионов (Li+, Na+, K+, Ag+ и Rb+) положило начало разработке твердотельных электрохимических устройств с повышенной плотностью энергии. [ 11 ] [ 10 ] [ 12 ] Сразу же в компании Ford Motor Company в США были разработаны расплавленные натриевые/β-глиноземные/серные элементы. [ 13 ] и NGK в Японии. [ 10 ] Это волнение проявилось в открытии новых систем как в органических веществах, например, в поли(этилен)оксиде ( ПЭО ), так и в неорганических соединениях, таких как НАЗИКОН. [ 10 ] Однако многие из этих систем требовали работы при повышенных температурах и/или были дорогими в производстве, что ограничивало коммерческое внедрение. [ 10 ] В 1990-х годах появился новый класс твердотельных электролитов — оксинитрид лития-фосфора (LiPON), разработанный Окриджской национальной лабораторией . LiPON успешно использовался для изготовления тонкопленочных литий-ионных аккумуляторов . [ 14 ] хотя применение было ограничено из-за стоимости, связанной с нанесением тонкопленочного электролита, а также из-за небольшой емкости, к которой можно было получить доступ при использовании тонкопленочного формата. [ 15 ] [ 16 ]
2010-2019
[ редактировать ]В 2011 году Камайя и др. продемонстрировал первый твердый электролит Li 10 GeP 2 S 12 (LGPS), способный достигать объемной ионной проводимости, превышающей аналоги жидких электролитов при комнатной температуре. [ 17 ] Благодаря этому объемные твердоионные проводники наконец смогут технологически конкурировать с литий-ионными аналогами.
Исследователи и компании транспортной отрасли возродили интерес к технологиям твердотельных аккумуляторов. В 2011 году Bolloré запустила парк автомобилей модели BlueCar. Демонстрация была призвана продемонстрировать элементы компании и включала в себя литий-металлическую полимерную батарею (LMP) мощностью 30 кВтч с полимерным электролитом, созданным путем растворения соли лития в полиоксиэтилена сополимере .
В 2012 году Toyota начала проводить исследования в области автомобильной промышленности. [ 18 ] В то же время Volkswagen начал сотрудничать с небольшими технологическими компаниями, специализирующимися на этих технологиях.
В 2013 году исследователи из Университета Колорадо в Боулдере объявили о разработке твердотельной литиевой батареи с твердым железо - серным композитным катодом , который обещал более высокую энергию. [ 19 ]
В 2017 году Джон Гуденаф , соавтор литий-ионных батарей, представил твердотельную стеклянную батарею , в которой используется стеклянный электролит и щелочного металла из анод , состоящий из лития , натрия или калия . [ 20 ] Позже в том же году Toyota расширила свое многолетнее партнерство с Panasonic , включив в него сотрудничество в области твердотельных батарей. [ 21 ] По состоянию на 2019 год Toyota владела наибольшим количеством патентов, связанных с SSB. [ 22 ] За ними последовал BMW , [ 23 ] Хонда , [ 24 ] Хюндай Мотор Компани ., [ 25 ] и Ниссан . [ 26 ]
В 2018 году Solid Power выделилась из Университета Колорадо в Боулдере. [ 27 ] получила финансирование в размере 20 миллионов долларов от Samsung и Hyundai на создание производственной линии, которая могла бы производить копии прототипа полностью твердотельной перезаряжаемой литий-металлической батареи, [ 28 ] с прогнозируемой мощностью 10 мегаватт-часов в год. [ 29 ]
В 2018 году Цин Тао запустил первую китайскую линию по производству твердотельных аккумуляторов для поставок SSB для «специального оборудования и высококачественной цифровой продукции». [ 30 ]
2020-настоящее время
[ редактировать ]QuantumScape — стартап по производству твердотельных аккумуляторов, созданный на базе Стэнфордского университета . Он стал публичным на Нью-Йоркской фондовой бирже 29 ноября 2020 года в рамках слияния SPAC с Kensington Capital. [ 31 ] [ 32 ] В 2022 году компания представила прототип 24-слойных ячеек A0. В первом квартале 2023 года компания представила QSE-5, литий-металлический элемент емкостью 5 ампер-часов. Компания Volkswagen PowerCo заявила, что прототип A0 соответствует заявленным показателям производительности. Конструкция FlexFrame компании QuantumScape сочетает в себе призматическую и пакетную конструкции ячеек, что позволяет обеспечить расширение и сжатие ячеек во время езды на велосипеде. [ 33 ] [ 34 ]
В июле 2021 года Murata Manufacturing объявила, что начнет массовое производство, ориентированное на производителей наушников и других носимых устройств. [ 35 ] Емкость ячейки до 25 мАч при напряжении 3,8 В, [ 36 ] что делает его подходящим для небольших мобильных устройств, таких как наушники, но не для электромобилей. Литий-ионные элементы, используемые в электромобилях, обычно имеют емкость от 2000 до 5000 мАч при аналогичном напряжении: [ 37 ] электромобилю потребуется как минимум в 100 раз больше ячеек Мурата, чтобы обеспечить эквивалентную мощность.
Ford Motor Company и BMW профинансировали стартап Solid Power, выделив 130 миллионов долларов, а по состоянию на 2022 год компания привлекла 540 миллионов долларов. [ 38 ]
В сентябре 2021 года Toyota объявила о своем плане использовать твердотельную батарею, начиная с гибридных моделей в 2025 году. [ 39 ]
В феврале 2021 года Hitachi Zosen анонсировала демонстрационные эксперименты на Международной космической станции . Запущенный 19 февраля 2022 года корабль Cygnus № 17 подтвердил, что на МКС будут испытаны полностью твердотельные батареи. [ 40 ]
В январе 2022 года ProLogium подписала соглашение о техническом сотрудничестве с Mercedes-Benz . Инвестиции будут использованы для разработки твердотельных аккумуляторов и подготовки производства. [ 41 ]
первый в мире завод по производству экологически чистых твердотельных батарей В начале 2022 года компания Swiss Clean Battery (SCB) объявила о планах открыть к 2024 году во Фрауэнфельде с первоначальной годовой производительностью 1,2 ГВтч. [ 42 ]
В июле 2022 года компания Sult объявила о производстве электрической батареи емкостью 20 Ач с плотностью энергии 350-400 Втч/кг. [ 43 ]
В июне 2023 года корпорация Maxell начала массовое производство твердотельных аккумуляторов большой ёмкости. Эта батарея имеет длительный срок службы и термостойкость. Производство цилиндрических твердотельных аккумуляторов емкостью 200 мм·ч должно было начаться в январе 2024 года. Размер: диаметр 23 мм/высота 27 мм. [ 44 ]
В сентябре 2023 года Panasonic представила твердотельный аккумулятор для дронов . Его можно заряжать с 10% до 80% за 3 минуты, а его срок службы составляет от 10 000 до 100 000 циклов при 25 °C. Ожидалось, что батарея появится в продаже в конце 2020-х годов. [ 45 ]
В октябре 2023 года Toyota объявила о партнерстве с Idemitsu Kosan по производству твердотельных аккумуляторов для своих электромобилей, начиная с 2028 года. [ 46 ]
В октябре 2023 года Factorial Energy открыла завод по производству аккумуляторов в Метуэне, штат Массачусетс , и начала поставлять Mercedes-Benz образцы A емкостью 100 Ач автомобильным партнерам, а всего более 1000 элементов A-образца. В его технологии используется литий-металлический анод, квазитвердый электролит и катод высокой емкости. Его плотность энергии составляет 391 Втч/кг. [ 47 ]
В ноябре 2023 года Guangzhou Automobile Group объявила, что в 2026 году перейдет на твердотельные батареи. Компания также сообщила, что ее батарея достигла 400 Втч/кг. Массовое производство планировалось начать в 2025 году. [ 48 ]
28 декабря 2023 года Hyundai опубликовала патент на «полностью твердотельную аккумуляторную систему, оснащенную устройством повышения давления». Элемент представляет собой твердотельную батарею, которая поддерживает постоянное давление независимо от скорости зарядки и разрядки. Система включает в себя изотемпературный элемент. [ 49 ]
В январе 2024 года Volkswagen объявил, что результаты испытаний прототипа твердотельного аккумулятора сохранили 95% своей емкости после пробега 500 000 км. Он также прошел другие тесты производительности. [ 50 ]
В апреле 2024 года Factorial подписала меморандум о взаимопонимании с LG Chem. В июне компания отправила свои первые образцы B емкостью 106 Ач в Mercedes-Benz для испытаний. [ 47 ]
Материалы
[ редактировать ]Кандидатные материалы для твердотельных электролитов (SSE) включают керамику, такую как ортосиликат лития , [ 51 ] стекло , [ 20 ] сульфиды [ 52 ] и RbAg 4 I 5 . [ 53 ] [ 54 ] Основные оксидные твердые электролиты включают Li 1,5 Al 0,5 Ge 1,5 (PO 4 ) 3 (LAGP), Li 1,4 Al 0,4 Ti 1,6 (PO 4 ) 3 (LATP), перовскитного типа Li 3x La 2/3-x TiO 3 (LLTO). ), и гранат типа Li 6,4 La 3 Zr 1,4 Ta 0,6 O 12 (LLZO) с металлическим Li. [ 55 ] Термическая стабильность четырех SSE в зависимости от Li была в порядке LAGP < LATP < LLTO < LLZO. В качестве еще одного перспективного твердого электролита были предложены хлоридные суперионные проводники. Они обладают ионной проводимостью, а также деформируемыми сульфидами, но в то же время не страдают от плохой устойчивости сульфидов к окислению. В остальном их стоимость считается ниже, чем у оксидных и сульфидных СЭЭ. [ 56 ] Существующие хлоридные твердые электролитные системы можно разделить на два типа: Li 3 MCl 6 [ 57 ] [ 58 ] и Li 2 M 2/3 Cl 4 . [ 59 ] Элементы M включают Y, Tb-Lu, Sc и In. Катоды изготовлены на основе лития. Варианты включают LiCoO 2 , LiNi 1/3 Co 1/3 Mn 1/3 O 2 , LiMn 2 O 4 и LiNi 0,8 Co 0,15 Al 0,05 O 2 . Аноды различаются больше и зависят от типа электролита. Примеры включают In, Si , Ge x Si 1- x , SnO–B 2 O 3 , SnS –P 2 S 5 , Li 2 FeS 2 , FeS, NiP 2 и Li 2 SiS 3 . [ 60 ]
Одним из многообещающих катодных материалов является Li–S , который (как часть твердого литиевого анода/элемента Li 2 S) имеет теоретическую удельную емкость 1670 мАч·г. −1 , «в десять раз превышающее эффективное значение LiCoO 2 ». Сера является непригодным катодом для применений с жидкими электролитами, поскольку она растворима в большинстве жидких электролитов, что резко сокращает срок службы батареи. Сера изучается в твердотельных приложениях. [ 60 ] Недавно была разработана керамическая ткань, которая показала себя перспективной для использования в твердотельных Li-S батареях. Этот текстиль способствовал передаче ионов, а также выдерживал нагрузку серы, хотя и не достиг запланированной плотности энергии. Результат «с электролитной подложкой толщиной 500 мкм и использованием площади электролита 63%» составил «71 Втч/кг». тогда как прогнозируемая плотность энергии составляла 500 Втч/кг. [ 61 ]
Li-O 2 также обладают высокой теоретической емкостью. Основная проблема этих устройств заключается в том, что анод должен быть изолирован от окружающей атмосферы, а катод должен контактировать с ней. [ 60 ]
Батарея Li/ LiFePO 4 перспективна в качестве полупроводникового приложения для электромобилей. Исследование 2010 года представило этот материал как безопасную альтернативу перезаряжаемым батареям для электромобилей, которая «превосходит цели USABC-DOE». [ 62 ]
Ячейка с анодом из чистого кремния μSi||SSE||NCM811 была собрана Дарреном Х.С. Таном и др. с использованием анода μSi (чистота 99,9 мас. %), твердотельного электролита (SSE) и оксидно-литий-никель-кобальт-марганцевого катода (NCM811). Этот вид твердотельной батареи продемонстрировал высокую плотность тока до 5 мА см. −2 , широкий диапазон рабочей температуры (-20°С и 80°С), а также площадь ёмкости (для анода) до 11 мАч см. −2 (2890 мАч/г). В то же время после 500 циклов тока менее 5 мА см −2 , батареи по-прежнему обеспечивают сохранение 80 % емкости, что является лучшим показателем среди всех твердотельных батарей μSi, о которых сообщалось на данный момент. [ 63 ]
Хлоридные твердые электролиты также более перспективны по сравнению с обычными оксидными твердыми электролитами, поскольку хлоридные твердые электролиты теоретически имеют более высокую ионную проводимость и лучшую формуемость. [ 64 ] Кроме того, исключительно высокая стойкость к окислению и высокая пластичность хлоридного твердого электролита повышают его эффективность. В частности, семейство твердых электролитов со смешанными металлами и хлоридами лития Li 2 In x Sc 0,666-x Cl 4, разработанное Чжоу и др., демонстрирует высокую ионную проводимость (2,0 мСм·см). −1 ) в широком диапазоне состава. Это связано с тем, что хлоридный твердый электролит можно использовать в сочетании с активными материалами с голым катодом в отличие от активных материалов с катодом с покрытием, а также с его низкой электронной проводимостью. [ 65 ] Альтернативные более дешевые составы хлоридных твердых электролитов с более низкой, но все же впечатляющей ионной проводимостью можно найти с твердым электролитом Li 2 ZrCl 6 . Этот конкретный хлоридный твердый электролит поддерживает высокую ионную проводимость при комнатной температуре (0,81 мСм·см). −1 ), деформируемость и устойчивость к высокой влажности. [ 66 ]
Использование
[ редактировать ]Твердотельные батареи потенциально полезны в кардиостимуляторах , RFID , носимых устройствах и электромобилях . [ 67 ] [ 68 ]
Электромобили
[ редактировать ]Гибридные и подключаемые электромобили используют различные технологии аккумуляторов, включая литий-ионные (Li-ion) , никель-металлогидридные (NiMH) , свинцово-кислотные и электрические двухслойные конденсаторы (или ультраконденсаторы). [ 69 ] на рынке доминируют литий-ионные аккумуляторы из-за их превосходной плотности энергии . [ 70 ]
В 2022 году компания Honda заявила, что планирует запустить в эксплуатацию демонстрационную линию по производству полностью твердотельных аккумуляторов в начале 2024 года. [ 71 ] и Nissan объявили, что к 2028 финансовому году они планируют выпустить электромобиль с полностью твердотельными батареями, которые будут разработаны собственными силами. [ 72 ]
В июне 2023 года Toyota обновила свою стратегию в отношении аккумуляторных электромобилей , объявив, что не будет использовать коммерческие твердотельные аккумуляторы как минимум до 2027 года. [ 73 ] [ 74 ]
Носимые устройства
[ редактировать ]Характеристики высокой плотности энергии и сохранения высокой производительности даже в суровых условиях ожидаются при создании новых носимых устройств , которые меньше и надежнее, чем когда-либо. [ 67 ] [ 75 ]
Оборудование в космосе
[ редактировать ]В марте 2021 года промышленный производитель Hitachi Zosen Corporation анонсировал твердотельную батарею, которая, по их утверждениям, имеет одну из самых высоких мощностей в отрасли и имеет более широкий диапазон рабочих температур, потенциально пригодную для суровых условий, таких как космос. [ 76 ] [ 77 ] Испытательная миссия была запущена в феврале 2022 года, а в августе Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) объявило [ 78 ] твердотельные батареи правильно работали в космосе, питая фотооборудование японского экспериментального модуля Кибо на Международной космической станции (МКС).
Дроны
[ редактировать ]Поскольку коммерческие дроны легче и мощнее традиционных литий-ионных батарей, вполне разумно, что они выиграют от твердотельных батарей. Vayu Aerospace, производитель и разработчик дронов, отметил увеличение времени полета после того, как они включили их в свой дальнемагистральный дрон G1. [ 79 ] Еще одним преимуществом дронов является то, что все твердотельные аккумуляторы можно быстро заряжать. В сентябре 2023 года Panasonic анонсировала прототип полностью твердотельного аккумулятора, который может заряжаться от 10% до 80% за 3 минуты. [ 45 ]
Промышленное оборудование
[ редактировать ]Полностью твердотельные аккумуляторы имеют длительный срок службы и отличную термостойкость. Поэтому ожидается, что его будут использовать в суровых условиях. Производство твердотельных аккумуляторов Maxell для использования в промышленном оборудовании уже началось.
Портативные солнечные генераторы
[ редактировать ]В 2023 году Yoshino станет первым производителем твердотельных портативных солнечных генераторов с плотностью энергии в 2,5 раза выше, двойной номинальной мощностью и импульсной выходной мощностью переменного тока по сравнению с нетвердотельными литиевыми генераторами (NMC, LFP). [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ]
Проблемы
[ редактировать ]Расходы
[ редактировать ]Производство тонкопленочных твердотельных батарей дорогое. [ 83 ] и используют производственные процессы, которые, как считается, трудно масштабировать и требуют дорогостоящего для вакуумного осаждения . оборудования [ 14 ] В результате стоимость тонкопленочных твердотельных батарей в потребительских приложениях становится непомерно высокой. В 2012 году было подсчитано, что с учетом современной технологии 20 Ач твердотельный аккумулятор емкостью будет стоить 100 000 долларов США , а для электромобиля с большим запасом хода потребуется от 800 до 1000 таких элементов. [ 14 ] Аналогичным образом, стоимость препятствовала внедрению тонкопленочных твердотельных батарей в других областях, таких как смартфоны . [ 67 ]
Чувствительность к температуре и давлению
[ редактировать ]Работа при низких температурах может оказаться сложной задачей. [ 83 ] Твердотельные батареи исторически имели низкую производительность. [ 19 ]
Твердотельные батареи с керамическими электролитами требуют высокого давления для поддержания контакта с электродами. [ 84 ] Твердотельные аккумуляторы с керамическими сепараторами могут сломаться от механического воздействия. [ 14 ]
В ноябре 2022 года японская исследовательская группа, состоящая из Киотского университета , Университета Тоттори и Sumitomo Chemical , объявила, что им удалось стабильно эксплуатировать твердотельные аккумуляторы без приложения давления емкостью 230 Втч/кг за счет использования новых сополимеризованных материалов в качестве электролита. [ 85 ]
В июне 2023 года японская исследовательская группа Высшей инженерной школы столичного университета Осаки объявила, что им удалось стабилизировать высокотемпературную фазу. Ли 3 ПС 4 (а- Li 3 PS 4 ) при комнатной температуре. Это было достигнуто путем быстрого нагревания для кристаллизации Ли 3 ПС 4 стекло. [ 86 ]
Межфазное сопротивление
[ редактировать ]Высокое межфазное сопротивление между катодом и твердым электролитом было давней проблемой для полностью твердотельных батарей. [ 87 ]
Межфазная нестабильность
[ редактировать ]Межфазная нестабильность электрод-электролит всегда была серьезной проблемой твердотельных аккумуляторов. [ 88 ] После контакта твердотельного электролита с электродом химические и/или электрохимические побочные реакции на границе раздела обычно приводят к пассивации границы раздела, что препятствует диффузии Li. + через интерфейс электрод-SSE. При циклическом воздействии высокого напряжения некоторые SSE могут подвергаться окислительной деградации.
Дендриты
[ редактировать ]
Твердые литий -металлические аноды в твердотельных батареях являются кандидатами на замену литий-ионных батарей, обеспечивая более высокую плотность энергии , безопасность и более быстрое время перезарядки. Такие аноды имеют тенденцию страдать от образования и роста дендритов лития , неоднородные наросты металла, проникающие в электролит, приводят к электрическим коротким замыканиям . Это замыкание приводит к разряду энергии, перегреву , а иногда и к возгоранию или взрыву из-за температурного разгона . [ 89 ] Дендриты лития снижают кулоновскую эффективность . [ 90 ]
Точные механизмы роста дендритов остаются предметом исследований. Исследования роста дендритов металлов в твердых электролитах начались с исследования расплавленных натрий/натрий-β-глинозем/сера ячеек при повышенной температуре. В этих системах дендриты иногда растут в результате расширения микротрещин из-за наличия индуцированного гальванизацией давления на границе раздела натрий/твердый электролит. [ 91 ] Однако рост дендритов может происходить и из-за химического разложения твердого электролита. [ 92 ]
В литий-ионных твердых электролитах, очевидно устойчивых к металлу Li, дендриты распространяются в первую очередь за счет повышения давления на границе раздела электрод/твердый электролит, что приводит к расширению трещин. [ нужны разъяснения ] [ 93 ] Между тем, для твердых электролитов, химически нестабильных по отношению к соответствующему металлу, [ нужны дальнейшие объяснения ] Межфазный рост и возможное растрескивание часто препятствуют образованию дендритов. [ нужны дальнейшие объяснения ] [ 94 ]
Рост дендритов в твердотельных литий-ионных элементах можно уменьшить, эксплуатируя элементы при повышенной температуре. [ 95 ] или путем использования остаточных напряжений для повышения вязкости электролитов, [ 93 ] тем самым отклоняя дендриты и задерживая вызванное дендритами короткое замыкание. Также было показано, что алюминийсодержащие электронные выпрямляющие промежуточные фазы между твердотельным электролитом и анодом из металлического лития эффективно предотвращают рост дендритов. [ 96 ]
Механическая неисправность
[ редактировать ]Распространенным механизмом отказа твердотельных аккумуляторов является механическое повреждение из-за изменения объема. [ нужны дальнейшие объяснения ] в аноде и катоде во время заряда и разряда за счет добавления и удаления ионов лития из основных структур. [ 97 ]
Катод
[ редактировать ]Катоды обычно состоят из активных катодных частиц, смешанных с частицами SSE для улучшения ионной проводимости . По мере зарядки/разрядки аккумулятора объем катодных частиц изменяется обычно порядка нескольких процентов. [ 98 ] Такое изменение объема приводит к образованию межчастичных пустот , что ухудшает контакт между катодом и частицами ССЭ, что приводит к значительной потере емкости из-за ограничения транспорта ионов. [ 97 ] [ 99 ] [ 100 ]
Одним из предложенных решений этой проблемы является использование анизотропии изменения объема катодных частиц. Поскольку во многих катодных материалах объем изменяется только в определенных кристаллографических направлениях , если частицы вторичного катода выращиваются в кристаллографическом направлении, которое не сильно расширяется при зарядке/разряде, то изменение объема частиц можно свести к минимуму. [ 101 ] [ 102 ] Другое предложенное решение состоит в том, чтобы смешивать различные катодные материалы, которые имеют противоположные тенденции расширения, в правильном соотношении, так чтобы чистое изменение объема катода было равно нулю. [ 98 ] Например, LiCoO 2 (LCO) и LiNi 0,9 Mn 0,05 Co 0,05 O 2 (NMC) являются двумя хорошо известными катодными материалами для литий-ионных аккумуляторов. Было показано, что LCO подвергается расширению объема при выпуске, в то время как NMC, как было показано, подвергается сокращению объема при выпуске. Таким образом, композитный катод из LCO и NMC в правильном соотношении может претерпевать минимальное изменение объема при разряде, поскольку сжатие NMC компенсируется расширением LCO.
Анод
[ редактировать ]В идеале в твердотельной батарее должен использоваться анод из чистого металлического лития из-за его высокой энергоемкости. Однако во время зарядки объем лития значительно увеличивается примерно на 5 мкм на 1 мАч/см. 2 из плакированного Li. [ 97 ] Для электролитов с пористой микроструктурой это расширение приводит к увеличению давления, что может привести к проскальзыванию металлического лития через поры электролита за пределы ячейки. [ 103 ] Металлический литий имеет относительно низкую температуру плавления (453 К) и низкую энергию активации самодиффузии ( 50 кДж/моль), что указывает на его высокую склонность к значительной ползучести при комнатной температуре. [ 104 ] [ 105 ] Было показано, что при комнатной температуре литий претерпевает степенную ползучесть, когда температура достаточно высока по отношению к температуре плавления, что дислокации в металле могут выходить из своей плоскости скольжения, чтобы избежать препятствий. Напряжение ползучести при степенной ползучести определяется выражением:
Где газовая постоянная , это температура, – скорость одноосной деформации , ползучести – напряжение , а для металлического лития , , . [ 104 ]
Для использования металлического лития в качестве анода необходимо проявлять большую осторожность, чтобы минимизировать давление элемента до относительно низких значений, порядка его предела текучести 0,8 МПа. [ 106 ] Нормальное рабочее давление элемента для литий-металлического анода составляет от 1 до 7 МПа. Некоторые возможные стратегии минимизации нагрузки на металлический литий заключаются в использовании элементов с пружинами выбранной жесткости пружины или контролируемом повышении давления во всей ячейке. [ 97 ] Другая стратегия может заключаться в том, чтобы пожертвовать некоторой энергоемкостью и использовать анод из сплава металлического лития , который обычно имеет более высокую температуру плавления, чем чистый металлический литий, что приводит к меньшей склонности к ползучести. [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] Хотя эти сплавы действительно немного расширяются при литировании, часто в большей степени, чем металлический литий, они также обладают улучшенными механическими свойствами, позволяющими им работать при давлениях около 50 МПа. [ 110 ] [ 111 ] Это более высокое давление ячейки также имеет дополнительное преимущество, заключающееся в возможном уменьшении образования пустот в катоде. [ 97 ]
Преимущества
[ редактировать ]![]() | Эта статья содержит неприятные слова : расплывчатые формулировки, которые часто сопровождают предвзятую или непроверяемую информацию . ( июль 2024 г. ) |
Считается, что технология твердотельных аккумуляторов [ кем? ] для обеспечения более высокой плотности энергии (в 2,5 раза). [ 112 ]
Твердотельные батареи имеют превосходные теоретические [ сомнительно – обсудить ] плотность энергии.
Литий-ионный аккумулятор: Катод: кобальтат лития ⇄ Анод: графит → Плотность энергии 370 Втч/кг (тип кобальта: теоретическое предельное значение)
Твердотельный аккумулятор: Катод: оксид/сульфид ⇄ Анод: металлический литий → Плотность энергии 1440 Втч/кг (тип сульфида: теоретическое предельное значение)
Они могут избегать [ сомнительно – обсудить ] использование опасных или токсичных материалов, содержащихся в коммерческих батареях, таких как органические электролиты. [ 113 ]
Поскольку большинство жидких электролитов огнеопасны, а твердые электролиты негорючи, считается, что твердотельные батареи [ кем? ] чтобы снизить риск возгорания. Требуется меньше систем безопасности, что еще больше увеличивает плотность энергии на уровне модуля или блока элементов. [ 2 ] [ 113 ] Недавние исследования показывают, что выделение тепла внутри составляет лишь ~20-30% от обычных аккумуляторов с жидким электролитом при термическом разгоне. [ 114 ]
Считается, что технология твердотельных аккумуляторов [ сомнительно – обсудить ] чтобы обеспечить более быструю зарядку. [ 115 ] [ 116 ] Также возможны более высокое напряжение и более длительный срок службы. [ сомнительно – обсудить ] [ 113 ] [ 83 ]
Тонкопленочные твердотельные аккумуляторы
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Самые ранние тонкопленочные твердотельные батареи были найдены Кейичи Канехори в 1986 году. [ 117 ] на основе литиевого электролита. Однако в то время этой технологии было недостаточно для питания более крупных электронных устройств, поэтому она не была полностью разработана. За последние годы было проведено много исследований в этой области. Гарбайо продемонстрировал, что «полиаморфизм» существует помимо кристаллических состояний для тонкопленочных твердотельных батарей на литий-гранате в 2018 году. [ 118 ] Моран продемонстрировал, что в 2021 году компания Ample сможет производить керамические пленки желаемого размера от 1 до 20 мкм. [ 119 ]
Структура
[ редактировать ]Материалы анода: Li предпочтителен из-за его аккумулирующих свойств, в качестве анодов также подходят сплавы Al, Si и Sn.
Катодные материалы: требуют легкого веса, хорошей циклической емкости и высокой плотности энергии. Обычно включают LiCoO2, LiFePO4, TiS2, V2O5 и LiMnO2. [ 120 ]
Техники подготовки
[ редактировать ]Некоторые методы перечислены ниже. [ 121 ]
- Физические методы:
- Магнетронное распыление (МС) — один из наиболее широко используемых процессов изготовления тонких пленок, основанный на физическом осаждении из паровой фазы. [ 122 ]
- Ионно-лучевое осаждение (IBD) аналогично первому методу, однако в этом процессе не применяется смещение и между мишенью и подложкой не возникает плазма. [ нужна ссылка ]
- Импульсное лазерное осаждение (PLD), лазер, используемый в этом методе, имеет импульсы высокой мощности, примерно до 10. 8 В см −2 . [ нужна ссылка ]
- Вакуумное испарение (VE) — это метод получения тонких пленок альфа-Si. В ходе этого процесса Si испаряется и осаждается на металлической подложке. [ 123 ]
- Химические методы:
- Электроосаждение (ЭО) предназначено для изготовления пленок Si, что является удобным и экономически выгодным методом. [ 124 ]
- Химическое осаждение из паровой фазы (CVD) — это метод осаждения, позволяющий изготавливать тонкие пленки высокого качества и чистоты. [ 125 ]
- Плазменное осаждение тлеющего разряда (GDPD) представляет собой смешанный физико-химический процесс. В этом процессе температура синтеза была увеличена для уменьшения содержания лишнего водорода в пленках. [ 126 ]
Разработка тонкопленочной системы
[ редактировать ]- Литий-кислородные и азотсодержащие полимерные тонкопленочные электролиты получили полное применение в твердотельных аккумуляторах.
- Были изучены тонкопленочные твердотельные батареи без лития, такие как тонкопленочная твердотельная электролитная система из легированного Ag халькогенида германия. [ 127 ] Также была изучена тонкопленочная система, легированная барием, толщина которой может составлять не менее 2 мкм. [ 128 ] Кроме того, Ni также может быть компонентом тонкой пленки. [ 129 ]
- Существуют также другие методы изготовления электролитов для тонкопленочных твердотельных батарей, а именно: 1. метод электростатического осаждения распылением, 2. процесс DSM-Soulfill и 3. использование нанолент MoO3 для улучшения характеристик тонких литиевых аккумуляторов. пленочные твердотельные аккумуляторы. [ 130 ]
Преимущества
[ редактировать ]- По сравнению с другими батареями, тонкопленочные батареи имеют как высокую весовую, так и объемную плотность энергии. Это важные показатели для измерения эффективности накопленной энергии аккумулятора. [ нужны разъяснения ] [ 131 ]
- Помимо высокой плотности энергии, тонкопленочные твердотельные батареи имеют длительный срок службы. [ нужны разъяснения ] , исключительная гибкость [ нужны разъяснения ] и малый вес. [ нужны разъяснения ] Эти свойства делают тонкопленочные твердотельные батареи пригодными для использования в различных областях, таких как электромобили, военные объекты и медицинские устройства.
Проблемы
[ редактировать ]- Его производительность и эффективность ограничены природой его геометрии. Ток, потребляемый тонкопленочной батареей, во многом зависит от геометрии и интерфейсных контактов электролит/катод и границ раздела электролит/анод. [ нужны разъяснения ]
- Малая толщина электролита и межфазное сопротивление на границе электрода и электролита влияют на производительность и интеграцию тонкопленочных систем. [ нужны разъяснения ]
- В процессе загрузки-разгрузки значительное изменение объема приводит к потере материала. [ нужны разъяснения ] [ 131 ]
См. также
[ редактировать ]- Безанодный аккумулятор
- Твердотельный электролит
- двухвалентный
- Проводник быстрых ионов
- Ионная проводимость
- Ионный кристалл
- Джон Б. Гуденаф
- Список типов батарей
- Литий-воздушная батарея
- Литий-железо-фосфатный аккумулятор
- Сепаратор (электричество)
- Суперконденсатор
- Тонкопленочный литий-ионный аккумулятор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вандервелл, Энди (26 сентября 2017 г.). «Что такое твердотельная батарея? Объяснение ее преимуществ» . Проводная Великобритания . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Райш, Марк С. (20 ноября 2017 г.). «Твердотельные батареи постепенно выходят на рынок». C&EN Глобальное предприятие . 95 (46): 19–21. doi : 10.1021/cen-09546-bus .
- ^ Jump up to: а б с «Полностью твердотельная батарея в керамическом корпусе/комплект модуля оценочного питания | Аккумуляторная батарея | Biz.maxell - . » Maxell
- ^ «Твердотельные аккумуляторы монетного типа/Твердотельные аккумуляторы биполярного типа | Аккумуляторные батареи | Biz.maxell — . » Maxell
- ^ Пин, Вэйвэй; Ян, Чунпэн; Бао, Иньхуа; Ван, Ченгвэй; Се, Хуа; Хитц, Эмили; Ченг, Цзянь; Ли, Дэн; Ху, Лянбин (сентябрь 2019 г.). «Кремниевый анод для твердотельных батарей на основе граната: интерфейсы и наномеханика». Материалы для хранения энергии . 21 : 246–252. Бибкод : 2019EneSM..21..246P . дои : 10.1016/j.ensm.2019.06.024 . S2CID 198825492 .
- ^ Веппнер, Вернер (сентябрь 2003 г.). «Техника твердотельных ионных устройств». Международный журнал ионики . 9 (5–6): 444–464. дои : 10.1007/BF02376599 . S2CID 108702066 .
Твердотельные ионные устройства, такие как высокопроизводительные батареи...
- ^ Функе К. (август 2013 г.). «Твердотельная ионика: от Майкла Фарадея к зеленой энергетике – европейское измерение» . Наука и технология перспективных материалов . 14 (4): 043502. Бибкод : 2013STAdM..14d3502F . дои : 10.1088/1468-6996/14/4/043502 . ПМК 5090311 . ПМИД 27877585 .
- ^ Ли, Сихи (2012). «Химия и конструкция твердотельных ячеек» (PDF) . АРПА-Э . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Оуэнс, Бун Б.; Мунши, МЗА (январь 1987 г.). «История твердотельных батарей» (PDF) . Центр оборонной технической информации . Центр исследования коррозии, Университет Миннесоты . Бибкод : 1987umn..rept.....O . Архивировано (PDF) из оригинала 24 февраля 2020 г. Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Уиттингем, М. Стэнли (01 февраля 2021 г.). «Твердотельная ионика: ключ к открытию и доминированию литиевых батарей: некоторые выводы из β-оксида алюминия и дисульфида титана» . Вестник МРС . 46 (2): 168–173. Бибкод : 2021MRSBu..46..168W . дои : 10.1557/s43577-021-00034-2 . ISSN 1938-1425 . ОСТИ 1848581 . S2CID 233939199 .
- ^ Юнг-Фан Ю Яо; Куммер, Дж. Т. (1 сентября 1967 г.). «Ионообменные свойства и скорость ионной диффузии в бета-глиноземе» . Журнал неорганической и ядерной химии . 29 (9): 2453–2475. дои : 10.1016/0022-1902(67)80301-4 . ISSN 0022-1902 .
- ^ Уиттингем, М.С. «Бета-оксид алюминия - прелюдия к революции в электрохимии твердого тела». Специальные публикации НБС . 13 (364): 139–154.
- ^ «Новые аккумуляторы мощной мощности — USATODAY.com» . usatoday30.usatoday.com . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джонс, Кевин С.; Рудавский, Николас Г.; Оладеджи, Исайя; Питтс, Роланд; Фокс, Ричард. «Состояние твердотельных аккумуляторов» (PDF) . Бюллетень Американского керамического общества . 91 (2).
- ^ Лакост, Джед Д.; Закутаев Андрей; Фей, Линг (25 февраля 2021 г.). «Обзор оксинитрида лития и фосфора» . Журнал физической химии C. 125 (7): 3651–3667. дои : 10.1021/acs.jpcc.0c10001 . ISSN 1932-7447 . ОСТИ 1772959 . S2CID 234022942 .
- ^ Лян, Сяопин; Тан, ФэйХу; Вэй, Фэн; Ду, июнь (23 февраля 2019 г.). «Ход исследования всех твердотельных тонкопленочных литиевых батарей» . Серия конференций IOP: Науки о Земле и окружающей среде . 218 (1): 012138. Бибкод : 2019E&ES..218a2138L . дои : 10.1088/1755-1315/218/1/012138 . ISSN 1755-1315 . S2CID 139860728 .
- ^ ; Хираяма, Масааки; Камияма, Такаси; Кавамото, Кодзи (июль 2011 г.). Камая, Кэндзи Литиевый суперионный проводник» . Nature Materials . 10 (9): 682–686. Бибкод : 2011NatMa..10..682K . doi : 10.1038/nmat3066 . ISSN 1476-4660 . PMID 21804556 .
- ^ Граймель, Ганс (27 января 2014 г.). «Toyota готовит твердотельные аккумуляторы к 20-м годам» . Автомобильные новости . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Твердотельные батареи, разработанные в CU-Boulder, могут удвоить запас хода электромобилей» . Университет Колорадо в Боулдере . 18 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2013 года . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Изобретатель литий-ионных аккумуляторов представляет новую технологию быстрой зарядки негорючих аккумуляторов» . Техасский университет в Остине . 28 февраля 2017 года . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Бакленд, Кевин; Сагиике, Хидеки (13 декабря 2017 г.). «Toyota углубляет связи с батареями Panasonic в гонке за электромобилями» . Технология Блумберг . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Бейкер, Дэвид Р. (3 апреля 2019 г.). «Почему литий-ионная технология может доминировать в будущем в области хранения энергии» . www.renewableenergyworld.com . Блумберг . Проверено 7 апреля 2019 г.
- ^ «Solid Power, партнер BMW по разработке аккумуляторов для электромобилей следующего поколения» . Рейтер . 18 декабря 2017 года . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Крок, Андрей (21 декабря 2017 г.). «Honda переходит на твердотельные аккумуляторы» . Роуд-шоу от CNET . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Ламберт, Фред (6 апреля 2017 г.). «Сообщается, что Hyundai начала пилотное производство твердотельных аккумуляторов нового поколения для электромобилей» . Электрек . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ «Сообщается, что Honda и Nissan разрабатывают твердотельные аккумуляторы следующего поколения для электромобилей» . Джапан Таймс . Новости Киодо . 21 декабря 2017 года . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Датчанин, Пол (12 сентября 2018 г.). «Прямо из Калифорнийского университета (и Луисвилля): батарея, которая может изменить мир» . Боулдер Еженедельник . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ «Solid Power привлекает 20 миллионов долларов на создание полностью твердотельных батарей — Quartz» . qz.com . 10 сентября 2018 года . Проверено 10 сентября 2018 г.
- ^ «Samsung Venture и Hyundai инвестируют в производителя аккумуляторов» . Bloomberg.com . 10 сентября 2018 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Ламберт, Фред (20 ноября 2018 г.). «Китай начинает производство твердотельных батарей, повышая плотность энергии» . Электрек .
- ^ Вэйланд, Майкл (03 сентября 2020 г.). «Поставщик автомобильных аккумуляторов, поддерживаемый Биллом Гейтсом, станет публичным через сделку SPAC» . CNBC . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ Манчестер, Бетт (30 ноября 2020 г.). «QuantumScape успешно становится публичной» . lectrive.com .
- ^ Кукла, Самокат (16 января 2024 г.). «QuantumScape представляет бьющееся сердце своей технологии твердотельных аккумуляторов: элемент FlexFrame» . Электрек.ко .
- ^ QuantumScape (16 января 2024 г.), «Представляем FlexFrame, собственный формат ячеек QuantumScape (видео)» , Youtube , получено 9 февраля 2024 г.
- ^ Фукутоми, Сюнтаро. «Осенью компания Murata начнет массовое производство твердотельных батарей» . Никкей Азия . Проверено 19 июля 2021 г.
- ^ «Murata разрабатывает твердотельные аккумуляторы для носимых устройств» . 29 июля 2021 г.
- ^ «Категория: 18650/20700/21700 Аккумуляторные батареи» . 29 июля 2021 г.
- ^ Праншу Верма (18 мая 2022 г.). «В гонке за автомобильным аккумулятором, который быстро заряжается и не загорается» . Вашингтон Пост .
- ^ «Toyota описывает технологию твердотельных аккумуляторов» . 8 сентября 2021 г. Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Дегучи, Хаябуса (27 февраля 2022 г.) «Корабль снабжения Northrop Grumman Cygnus успешно запущен, на борту которого также находится японское экспериментальное оборудование и микроспутники» . Сайт космического портала sorae (на японском языке) . Получено двадцать два ноября 2023 г.
- ^ «Тайваньский производитель аккумуляторов ProLogium подписывает инвестиционное соглашение с Mercedes-Benz» . Рейтер. 27 января 2022 г. Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ «Swiss Clean Battery планирует построить гигафабрику мощностью 7,6 ГВтч» . Возобновляемые источники энергии сейчас . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ «Sult Energy разрабатывает твердотельные аккумуляторные элементы, которые позволят транспортным средствам проезжать более 1000 км» . 19 июля 2022 г.
- ^ «Ежеквартальный онлайн-отчет компании | Библия для инвестирования в акции и исследования акций» . shikiho.toyokeizai.net Проверено 28 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Nikkei Cross Tech (xTECH) (03.10.2023). «Panasonic HD — это полностью твердотельный аккумулятор, который можно зарядить за 3 минуты » . Nikkei Cross Tech (xTECH) (на японском языке) . Проверено 2023-12-. 01 .
- ^ «Toyota подписывает соглашение о массовом производстве твердотельных аккумуляторов для электромобилей с запасом хода 932 мили» . ПКМАГ . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Вайс, CC (13 июня 2024 г.). «Твердотельные батареи от американского производителя аккумуляторов достигли нового рубежа» . Новый Атлас . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ «Китайская компания Guangzhou Automobile Group планирует установить «полностью твердотельные аккумуляторы» в 2026 году, проводя обширную подготовку, включая венчурные инвестиции и дочерние компании (Toyo Keizai Online)» Yahoo! Finance (на японском языке) , получено 5 декабря 2023 г. .
- ^ Джонсон, Питер (2 января 2024 г.). «Hyundai патентует в США полностью твердотельную аккумуляторную систему для электромобилей» . Электрек.ко . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Флаэрти, Ник (6 января 2024 г.). «VW проверяет работоспособность литий-металлических твердотельных аккумуляторов» . eeNews Европа . Проверено 08 января 2024 г.
- ^ Чендлер, Дэвид Л. (12 июля 2017 г.). «Исследование предлагает путь к улучшению перезаряжаемых литиевых батарей» . Массачусетский технологический институт .
Исследователи попытались обойти эти проблемы, используя электролит, изготовленный из твердых материалов, таких как керамика.
- ^ Чендлер, Дэвид Л. (2 февраля 2017 г.). «На пути к твердотельным литиевым батареям» . Массачусетский технологический институт .
Исследователи исследуют механику сульфидов лития, которые перспективны в качестве твердых электролитов.
- ^ Ван, Юйчен; Акин, Мерт; Цяо, Сяояо; Ян, Живэй; Чжоу, Сянъян (сентябрь 2021 г.). «Значительно повышенная плотность энергии твердотельной аккумуляторной батареи, работающей в условиях высокой влажности» . Международный журнал энергетических исследований . 45 (11): 16794–16805. Бибкод : 2021IJER...4516794W . дои : 10.1002/er.6928 . S2CID 236256757 .
- ^ Акин, Мерт; Ван, Юйчен; Цяо, Сяояо; Ян, Живэй; Чжоу, Сянъян (сентябрь 2020 г.). «Влияние относительной влажности на кинетику реакции в твердотельной батарее на основе йодида рубидия-серебра». Электрохимика Акта . 355 : 136779. doi : 10.1016/j.electacta.2020.136779 . S2CID 225553692 .
- ^ , Цзюньян; Мо, Ифэй; Хуан, Сюэцзе; Апрель 2020 г. Чен, Русонг; Лу, Цзязе; Ван с металлическим литием» . Джоуль . 4 (4): 812–821. Бибкод : 2020Джоуль...4..812C doi : 10.1016 /дж.джоуль.2020.03.012 . S2CID 218672049 .
- ^ Ван, Кай, Гу, Чжэньци; Ван, Чжу, Фэн; Хао, Цзипэн; Хэ, Лунхуа; Ван, Цзинь-Вэй; Ма, Цзе; Ма, Ченг (декабрь 2021 г.). «Экономичный и устойчивый к влажности твердый хлоридный электролит для литиевых батарей». . Nature Communications . 12 4410. Бибкод : 2021NatCo..12.4410W . doi : 10.1038/s41467-021-24697-2 . PMC 8292426. . PMID 34285207 (1) :
- ^ Ли, Сяньвэнь, Ло, Цзин; Ван, Чанхун, Сысу; Чжао, Фейпэн; Шам, Цун-Конг; ; Чжао, Шанцянь; Лу, Хуан, Хуан, Адайр, Киган Р.; InCl 6, совместимый с высоким напряжением, для твердотельных батарей». Energy & Environmental Science . 12 (9): 2665–2671. : 10.1039 / . C9EE02311A (2019). «Аэростабильный электролит Li 3 doi
- ^ Шлем, Роман; Муй, Соксейха; Принц, Нильс; Баник, Ананья; Шао-Хорн, Ян; Зобель, Мириджам; Зейер, Вольфганг Г. (февраль 2020 г.). «Механохимический синтез: инструмент для настройки беспорядка в катионных узлах и свойств ионного транспорта суперионных проводников Li 3 MCl 6 (M = Y, Er)» . Передовые энергетические материалы . 10 (6): 1903719. Бибкод : 2020AdEnM..1003719S . дои : 10.1002/aenm.201903719 . hdl : 1721.1/128746 . S2CID 213539629 .
- ^ Чжоу, Лайдун; Квок, Чун Юэнь; Шьямсундер, Абхинандан; Чжан, Цян; Ву, Сяохань; Назар, Линда Ф. (2020). «Новый галоспинелевой суперионный проводник для высоковольтных твердотельных литиевых батарей». Энергетика и экология . 13 (7): 2056–2063. дои : 10.1039/D0EE01017K . ОСТИ 1657953 . S2CID 225614485 .
- ^ Jump up to: а б с Такада, Казунори (февраль 2013 г.). «Прогресс и перспективы твердотельных литиевых батарей». Акта Материалия 61 (3): 759–770. Бибкод : 2013AcMat..61..759T . дои : 10.1016/j.actamat.2012.10.034 .
- ^ Гун, Юньхуэй; Фу, Кун; Сюй, Шаомао; Дай, Цзяци; Хаманн, Таннер Р.; Чжан, Лей; Хитц, Грегори Т.; Фу, Жежень; Ма, Чжаохуэй; МакОуэн, Деннис В.; Хан, Сяоган; Ху, Лянбин; Ваксман, Эрик Д. (июль 2018 г.). «Литий-ионно-проводящая керамическая ткань: новая архитектура гибких твердотельных литий-металлических батарей» . Материалы сегодня . 21 (6): 594–601. дои : 10.1016/j.mattod.2018.01.001 . ОСТИ 1538573 . S2CID 139149288 .
- ^ Дэмен, Л.; Хассун, Дж.; Мастрагостино, М.; Скросати, Б. (октябрь 2010 г.). «Твердотельный перезаряжаемый полимерный аккумулятор Li/LiFePO4 для электромобилей». Журнал источников энергии . 195 (19): 6902–6904. Бибкод : 2010JPS...195.6902D . дои : 10.1016/j.jpowsour.2010.03.089 .
- ^ Тан, Даррен Х.С.; Чен, Ю-Тин; Ян, Хеди; Бао, Вуригумула; Шринараянан, Бхагат; Ду, Жан-Мари; Ли, Вэйкан; Лу, Бингю; Хам, Со-Ён; Саяхпур, Бахарак; Шарф, Джонатан; Ву, Эрик А.; Дейшер, Грейсон; Хан, Хе Ын; Ха, Хо Джин; Чон, Хери; Ли, Чон Бом; Чен, Чжэн; Мэн, Ин Ширли (24 сентября 2021 г.). «Безуглеродные кремниевые аноды с высокой нагрузкой на основе сульфидных твердых электролитов» . Наука . 373 (6562): 1494–1499. Бибкод : 2021Sci...373.1494T . дои : 10.1126/science.abg7217 . ПМИД 34554780 . S2CID 232147704 .
- ^ Танибата, Наото; Такимото, Шута; Накано, Коки; Такеда, Хаями; Накаяма, Масанобу; Суми, Хирофуми (03 августа 2020 г.). «Метастабильный хлоридный твердый электролит с высокой формуемостью для перезаряжаемых твердотельных литий-металлических аккумуляторов» . Письма о материалах ACS . 2 (8): 880–886. doi : 10.1021/acsmaterialslett.0c00127 . ISSN 2639-4979 . S2CID 225759726 .
- ^ Чжоу, Лайдун; Цзо, Тонг-Тонг; Квок, Чун Юэнь; Ким, Се Ён; Ассуд, Абдельджалил; Чжан, Цян; Янек, Юрген; Назар, Линда Ф. (январь 2022 г.). «Керамические полностью твердотельные литий-ионные аккумуляторы 4 В с большой емкостью и длительным сроком службы на основе хлоридных твердых электролитов» . Энергия природы . 7 (1): 83–93. Бибкод : 2022NatEn...7...83Z . дои : 10.1038/s41560-021-00952-0 . ISSN 2058-7546 . ОСТИ 1869086 . S2CID 245654129 .
- ^ Ван, Кай, Гу, Чжэньци; Ван, Чжу, Фэн; Хао, Цзипэн; Хэ, Лунхуа; Ван, Цзинь-Вэй; Ма, Цзе; Ма, Ченг (20 июля 2021 г.). «Экономичный и устойчивый к влажности твердый хлоридный электролит для лития». батареи» . Nature Communications . 12 (1): 4410. Bibcode : 2021NatCo..12.4410W . doi : /s41467-021-24697-2 . ISSN 2041-1723 . PMC 8292426. . PMID 34285207 10.1038
- ^ Jump up to: а б с Карлон, Крис (24 октября 2016 г.). «Батарейная технология, которая может положить конец возгораниям аккумуляторов» . Администрация Андроида . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ «Будут ли твердотельные батареи питать нас всех?» . Экономист . 16 октября 2017 г.
- ^ «Аккумуляторы для гибридных и подключаемых электромобилей» . Центр данных по альтернативным видам топлива . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ «Хранение энергии» . Национальная лаборатория возобновляемых источников энергии . Проверено 7 января 2018 г.
Многие автопроизводители выбрали литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы в качестве предпочтительного варианта хранения энергии EDV, способного обеспечивать необходимую энергию и плотность мощности в относительно небольшом и легком корпусе.
- ^ «Технология полностью твердотельных аккумуляторов» . Хонда . Август 2022 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ «Высококачественная аккумуляторная технология, которая значительно повышает производительность электромобилей» . Ниссан . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ Юрий Кагеяма (13 июня 2023 г.). «Японская компания Toyota объявляет об инициативе по использованию полностью твердотельных аккумуляторов в рамках плана по производству электромобилей» . АП Новости . Проверено 17 июня 2023 г.
- ^ «Toyota представляет новую технологию, которая изменит будущее автомобилей» (пресс-релиз). Тойота . 13 июня 2023 г. Проверено 17 июня 2023 г.
- ^ Генри Браун (4 мая 2021 г.). «Мурата скоро начнет массовое производство твердотельных аккумуляторов» . тенденция гаджета . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ «Полностью твердотельные литий-ионные аккумуляторы» . Корпорация Хитачи Дзосен . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Рётаро Сато (4 марта 2021 г.). « Твердотельный аккумулятор самой большой в мире емкости разработан в Японии» . Никкей Азия . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ «JAXA и Hitachi Zosen совместно подтверждают возможность зарядки/разрядки твердотельных литий-ионных аккумуляторов в космосе, впервые в мире» . Японское агентство аэрокосмических исследований. 5 августа 2022 г. Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ «Твердотельные аккумуляторы прибыли!» . 5 ноября 2022 г.
- ^ ВСЕ новые электростанции на CES 2023!? - EcoFlow, Bluetti, Jackery, Zendure, Yoshino, UGreen! , 13 января 2023 г. , получено 23 сентября 2023 г.
- ^ «Твердотельные технологии» . Ёсино Пауэр . Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ «Переносные электростанции Ёсино» . Ёсино Пауэр . Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Джонс, Кевин С. «Состояние твердотельных батарей» (PDF) . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ «Новый гибридный электролит для твердотельных литиевых аккумуляторов» . 21 декабря 2015 года . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Достигнуто при разработке «Гибкой твердотельной» батареи: большая емкость благодаря новому материалу] . Киотский университет (на японском языке). 7 ноября 2022 г. Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Кимура, Такуя; Инаока, Такеаки; Идзава, Ре; Накано, Такуми; Хотехама, Чи; Сакуда, Ацуши; Тацумисаго, Масахиро; Хаяси, Акитоши (20 июня 2023 г.). «Стабилизация высокотемпературного α-Li3PS4 путем быстрого нагрева стекла» . Журнал Американского химического общества . 145 (26): 14466–14474. дои : 10.1021/jacs.3c03827 . ПМИД 37340711 .
- ^ Лу, Шуайфэн; Ю, Чжэньцзян; Лю, Цинсун; Ван, Хан; Чен, Мин; Ван, Цзяцзюнь (сентябрь 2020 г.). «Многомасштабное изображение интерфейсов твердотельных батарей: от атомного масштаба до макроскопического масштаба» . Хим . 6 (9): 2199–2218. Бибкод : 2020Chem....6.2199L . doi : 10.1016/j.chempr.2020.06.030 . S2CID 225406505 .
- ^ Ричардс, Уильям Д.; Миара, Линкольн Дж.; Ван, Ян; Ким, Джэ Чоль; Седер, Гербранд (12 января 2016 г.). «Стабильность интерфейса в твердотельных батареях». Химия материалов . 28 (1): 266–273. doi : 10.1021/acs.chemmater.5b04082 . hdl : 1721.1/101875 . S2CID 14077506 .
- ^ Ван, Сюй; Цзэн, Вэй; Хун, Лян; Сюй, Вэньвэнь; Ян, Хаокай; Ван, Фан; Дуань, Хуйгао; Тан, Мин; Цзян, Ханьцин (март 2018 г.). «Механизм роста дендритов лития, вызванный стрессом, и смягчение последствий дендритов путем гальванопокрытия на мягкие подложки». Энергия природы . 3 (3): 227–235. Бибкод : 2018NatEn...3..227W . дои : 10.1038/s41560-018-0104-5 . S2CID 139981784 .
- ^ Ченг, Синь-Бин; Чжан (17 ноября 2015 г.). «Обзор межфазных переходов твердых электролитов на литий-металлическом аноде» . Передовая наука . 3 (3): 1500213. doi : 10.1002/advs.201500213 . ПМК 5063117 . ПМИД 27774393 .
- ^ Армстронг, доктор медицинских наук; Дикинсон, Т.; Тернер, Дж. (1974). «Распад керамического электролита на основе бета-глинозема» . Электрохимика Акта . 19 (5): 187–192. дои : 10.1016/0013-4686(74)85065-6 .
- ^ Де Йонге, Лутгард К.; Фельдман, Лесли; Бешель, Эндрю (1 марта 1981 г.). «Медленная деградация и электронная проводимость в натрии/бета-оксидах алюминия» . Журнал материаловедения . 16 (3): 780–786. Бибкод : 1981JMatS..16..780J . дои : 10.1007/BF02402796 . ISSN 1573-4803 . ОСТИ 1070020 . S2CID 189834121 .
- ^ Jump up to: а б Д. Финчер, Коул; Афанасиу, Христос Э.; Гильгенбах, Колин; Ван, Майкл; Шелдон, Брайан В.; Картер, В. Крейг; Чан, Йет-Мин (ноябрь 2022 г.). «Контроль за распространением дендритов в твердотельных батареях с искусственным напряжением» . Джоуль . 6 (11): 2542–4351. Бибкод : 2022Джоуль...6.2794F . дои : 10.1016/j.joule.2022.10.011 . S2CID 253694787 .
- ^ Типпенс, Джаред; Майерс, Джон К.; Афшар, Арман; Льюис, Джон А.; Кортес, Франсиско Хавьер Кинтеро; Цяо, Хайпэн; Марчезе, Томас С.; Ди Лео, Клаудио В.; Салдана, Кристофер; Макдауэлл, Мэтью Т. (14 июня 2019 г.). «Визуализация химико-механического разложения электролита твердотельной батареи» . Энергетические письма ACS . 4 (6): 1475–1483. doi : 10.1021/acsenergylett.9b00816 . ISSN 2380-8195 . S2CID 195582019 .
- ^ Ван, Майкл; Вулфенстайн, Джеффри Б.; Сакамото, Джефф (10 февраля 2019 г.). «Температурно-зависимый баланс потоков интерфейса Li/Li7La3Zr2O12» . Электрохимика Акта . 296 : 842–847. дои : 10.1016/j.electacta.2018.11.034 . ISSN 0013-4686 . S2CID 106296290 .
- ^ «Новый «умный слой» может повысить долговечность и эффективность твердотельных батарей» . Университет Суррея . Проверено 16 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дейшер, Грейсон; Ридли, Филипп; Хам, Со-Ён; Ду, Жан-Мари; Чен, Ю-Тин; Ву, Эрик А.; Тан, Даррен Х.С.; Кронк, Эшли; Чан, Джихён; Мэн, Ин Ширли (01 мая 2022 г.). «Транспортные и механические аспекты твердотельных литиевых батарей» . Материалы сегодня Физика . 24 : 100679. Бибкод : 2022MTPhy..2400679D . дои : 10.1016/j.mtphys.2022.100679 . ISSN 2542-5293 . S2CID 247971631 .
- ^ Jump up to: а б Кервер, Раймунд; Чжан, Вэньбо; де Бьязи, Леа; Швайдлер, Саймон; Кондраков Александр О.; Коллинг, Стефан; Брежезински, Торстен; Хартманн, Паскаль; Зейер, Вольфганг Г.; Янек, Юрген (2018). «Хемо-механическое расширение материалов литиевых электродов – на пути к механически оптимизированным твердотельным батареям» . Энергетика и экология . 11 (8): 2142–2158. дои : 10.1039/C8EE00907D . ISSN 1754-5692 .
- ^ Кервер, Раймунд; Айгюн, Изабель; Лейхтвайс, Томас; Дитрих, Кристиан; Чжан, Вэньбо; Биндер, Ян О.; Хартманн, Паскаль; Зейер, Вольфганг Г.; Янек, Юрген (11 июля 2017 г.). «Снижение емкости твердотельных аккумуляторов: образование межфазных фаз и химико-механические процессы в богатых никелем слоистых оксидных катодах и твердых электролитах из тиофосфата лития» . Химия материалов . 29 (13): 5574–5582. doi : 10.1021/acs.chemmater.7b00931 . ISSN 0897-4756 .
- ^ Ши, Тан; Чжан, Я-Цянь; Ту, Цинсун; Ван, Юхао; Скотт, MC; Седер, Гербранд (2020). «Характеристика механического разрушения катода твердотельной батареи» . Журнал химии материалов А. 8 (34): 17399–17404. дои : 10.1039/D0TA06985J . ISSN 2050-7488 . S2CID 225222096 .
- ^ Чжоу, Юн-Нин; Ма, Джун; Ху, Эньюань; Ю, Сицянь; Гу, Линь; Нам, Кён Ван; Чен, Лицюань; Ван, Чжаосян; Ян, Сяо-Цин (18 ноября 2014 г.). «Настройка дыхания элементарных ячеек, индуцированного зарядом-разрядом, в катодных материалах со слоистой структурой для литий-ионных батарей» . Природные коммуникации . 5 (1): 5381. Бибкод : 2014NatCo...5.5381Z . дои : 10.1038/ncomms6381 . ISSN 2041-1723 . ПМИД 25451540 .
- ^ Ким, Ун Хёк; Рю, Хун Хи; Ким, Джэ Хён; Мюке, Роберт; Кагазчи, Паям; Юн, Чонг С.; Сунь, Ян Кук (апрель 2019 г.). «Никтриевый катодный материал с контролируемой микроструктурой с помощью микромасштабного композиционного разделения для электромобилей следующего поколения» . Передовые энергетические материалы . 9 (15): 1803902. Бибкод : 2019AdEnM...903902K . дои : 10.1002/aenm.201803902 . ISSN 1614-6832 . S2CID 104475168 .
- ^ Ду, Жан-Мари; Нгуен, Хан; Тан, Даррен Х.С.; Банерджи, Абхик; Ван, Сюэфэн; Ву, Эрик А.; Джо, Чихо; Ян, Хеди; Мэн, Ин Ширли (январь 2020 г.). «Аспекты давления в дымовой трубе для твердотельных литий-металлических батарей, работающих при комнатной температуре» . Передовые энергетические материалы . 10 (1): 1903253. arXiv : 1910.02118 . Бибкод : 2020AdEnM..1003253D . дои : 10.1002/aenm.201903253 . ISSN 1614-6832 . S2CID 203838056 .
- ^ Jump up to: а б ЛеПейдж, Уильям С.; Чен, Юйсинь; Казьяк, Эрик; Чен, Куан-Хун; Санчес, Адриан Дж.; Поли, Андреа; Арруда, Эллен М.; Таулесс, доктор медицины; Дасгупта, Нил П. (2019). «Механика лития: роль скорости деформации и температуры и последствия для литий-металлических батарей» . Журнал Электрохимического общества . 166 (2): А89–А97. Бибкод : 2019JElS..166A..89L . дои : 10.1149/2.0221902jes . ISSN 0013-4651 . S2CID 104319914 .
- ^ Мессер, Р.; Ноак, Ф. (1 февраля 1975 г.). «Ядерная магнитная релаксация путем самодиффузии в твердом литии: зависимость Т1 от частоты» . Прикладная физика . 6 (1): 79–88. Бибкод : 1975ApPhy...6...79M . дои : 10.1007/BF00883553 . ISSN 1432-0630 . S2CID 94108174 .
- ^ Масиас, Альваро; Фельтен, Нандо; Гарсия-Мендес, Регина; Вулфенстайн, Джефф; Сакамото, Джефф (февраль 2019 г.). «Упругие, пластические и ползучесть, механические свойства металлического лития» . Журнал материаловедения . 54 (3): 2585–2600. Бибкод : 2019JMatS..54.2585M . дои : 10.1007/s10853-018-2971-3 . ISSN 0022-2461 . S2CID 139507295 .
- ^ Окамото, Х. (февраль 2009 г.). «Лий-Си (Литий-Кремний)» . Журнал фазового равновесия и диффузии . 30 (1): 118–119. Бибкод : 2009JPED...30..118O . дои : 10.1007/s11669-008-9431-8 . ISSN 1547-7037 . S2CID 96833267 .
- ^ Предель Б. (1997), Маделунг О. (редактор), «Li-Sb (литий-сурьма)» , Li-Mg – Nd-Zr , Ландольт-Бёрнштейн - Физическая химия группы IV, том. H, Берлин/Гейдельберг: Springer-Verlag, стр. 1–2, doi : 10.1007/10522884_1924 , ISBN. 978-3-540-61433-3 , получено 19 мая 2022 г.
- ^ Шерби Олег Д.; Берк, Питер М. (январь 1968 г.). «Механическое поведение кристаллических твердых тел при повышенной температуре» . Прогресс в материаловедении . 13 : 323–390. дои : 10.1016/0079-6425(68)90024-8 .
- ^ Тан, Даррен Х.С.; Чен, Ю-Тин; Ян, Хеди; Бао, Вуригумула; Шринараянан, Бхагат; Ду, Жан-Мари; Ли, Вэйкан; Лу, Бингю; Хам, Со-Ён; Саяхпур, Бахарак; Шарф, Джонатан (24 сентября 2021 г.). «Безуглеродные кремниевые аноды с высокой нагрузкой на основе сульфидных твердых электролитов» . Наука . 373 (6562): 1494–1499. Бибкод : 2021Sci...373.1494T . дои : 10.1126/science.abg7217 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 34554780 . S2CID 232147704 .
- ^ Ло, Шутинг; Ван, Чжэньюй; Ли, Сюэлэй; Лю, Синьюй; Ван, Хайдун; Ма, Вейган; Чжан, Ляньци; Чжу, Линюнь; Чжан, Син (декабрь 2021 г.). «Рост литий-индийных дендритов в твердотельных литиевых батареях с сульфидными электролитами» . Природные коммуникации . 12 (1): 6968. Бибкод : 2021NatCo..12.6968L . дои : 10.1038/s41467-021-27311-7 . ISSN 2041-1723 . ПМЦ 8630065 . ПМИД 34845223 .
- ^ Дадни, Нэнси Дж ; Уэст, Уильям С; Нанда, Джагджит, ред. (2015). Справочник по твердотельным батареям . Материалы и энергия. Том. 6 (2-е изд.). World Scientific Publishing Co. Pte. дои : 10.1142/9487 . hdl : 10023/9281 . ISBN 978-981-4651-89-9 .
- ^ Jump up to: а б с Буллис, Кевин (19 апреля 2011 г.). «Твердотельные аккумуляторы — высокоэнергетические элементы для более дешевых электромобилей» . Обзор технологий Массачусетского технологического института . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Иноуэ, Такао; Мукаи, Кадзухико (18 января 2017 г.). «Действительно ли твердотельные литий-ионные аккумуляторы безопасны? Проверка методом дифференциальной сканирующей калориметрии с комплексной микроячейкой». Прикладные материалы и интерфейсы ACS . 9 (2): 1507–1515. дои : 10.1021/acsami.6b13224 . ПМИД 28001045 .
- ^ Эйзенштейн, Пол А. (1 января 2018 г.). «От мобильных телефонов до автомобилей эти аккумуляторы могут навсегда перерезать провод» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Лимер, Эрик (25 июля 2017 г.). «Toyota работает над электромобилями, которые заряжаются за считанные минуты, к 2022 году» . Популярная механика . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Канехори, К; Ито, Ю; Кирино, Ф; Мияучи, К; Кудо, Т. (январь 1986 г.). «Пленки дисульфида титана, полученные методом плазменного CVD». Ионика твердого тела . 18–19: 818–822. дои : 10.1016/0167-2738(86)90269-9 .
- ^ Гарбайо, Иньиго; Струзик, Михал; Боуман, Уильям Дж.; Пфеннингер, Рето; Стилп, Эвелин; Рупп, Дженнифер Л.М. (апрель 2018 г.). «Полиаморфизм стеклянного типа в тонкопленочных твердотельных аккумуляторных проводниках литий-граната» . Передовые энергетические материалы . 8 (12): 1702265. Бибкод : 2018AdEnM...802265G . дои : 10.1002/aenm.201702265 . hdl : 1721.1/140483 . S2CID 103286218 .
- ^ Балаиш, Моран; Гонсалес-Росильо, Хуан Карлос; Ким, Кун Джун; Чжу, Юньтун; Худ, Закари Д.; Рупп, Дженнифер Л.М. (март 2021 г.). «Обработка тонких, но прочных электролитов для твердотельных аккумуляторов». Энергия природы . 6 (3): 227–239. Бибкод : 2021NatEn...6..227B . дои : 10.1038/s41560-020-00759-5 . S2CID 231886762 .
- ^ Ким, Джу Гон; Сын, Бюнграк; Мукерджи, Сантану; Шупперт, Николас; Бейтс, Алекс; Квон, Осунг; Чхве, Мун Чон; Чон, Хён Ёль; Пак, Сэм (май 2015 г.). «Обзор твердотельных батарей на литиевой и нелитиевой основе». Журнал источников энергии . 282 : 299–322. Бибкод : 2015JPS...282..299K . дои : 10.1016/j.jpowsour.2015.02.054 .
- ^ Муканова Алия; Жетыбаева, Альбина; Мён, Сын Тэк; Ким, Сон Су; Бакенов, Жумабай (сентябрь 2018 г.). «Мини-обзор о разработке тонкопленочных анодов на основе Si для литий-ионных аккумуляторов» . Материалы сегодня Энергия . 9 : 49–66. Бибкод : 2018MTEne...9...49M . дои : 10.1016/j.mtener.2018.05.004 . S2CID 103894996 .
- ^ Суонн, С. (март 1988 г.). «Магнетронное распыление». Физика в технике . 19 (2): 67–75. Бибкод : 1988PhTec..19...67S . дои : 10.1088/0305-4624/19/2/304 .
- ^ , Кёичи; Цутому (1 июня 2003 г.) «Реакция внедрения/экстракции лития в пленку кремния, напыленную на никелевую фольгу» Охара, Сигэки, Дзюндзи; Секинэ . . Бибкод : ... . 119..591O 2003JPS 10.1016/С0378-7753(03)00301-Х .
- ^ Доган, Фуля; Санджиева, Лиурукара Д.; Хву, Шиу-Джых; Воги, Джей Ти (май 2016 г.). «Электроосажденные пенопласты меди как подложки для тонкопленочных кремниевых электродов» . Ионика твердого тела . 288 : 204–206. дои : 10.1016/j.ssi.2016.02.001 .
- ^ Муканова А.; Тусупбаев Р.; Сабитов А.; Бондаренко И.; Немкаева Р.; Алдамжаров Б. ; Бакенов, Ж. (1 января 2017 г.). «Рост графена CVD на поверхности жидкого галлия». Материалы сегодня: Труды . 4 (3, Часть А): 4548–4554. дои : 10.1016/j.matpr.2017.04.028 .
- ^ Кулова, ТЛ; Плесков, Ю. В.; Срочность, AM; Теруков Е.И.; Коньков О.И. (1 июля 2006 г.). «Интеркаляция лития в тонкие пленки аморфного кремния: исследование электрохимического импеданса». Российский журнал электрохимии . 42 (7): 708–714. дои : 10.1134/S1023193506070032 . S2CID 93569567 .
- ^ Козицки, Миннесота; Миткова М.; Аберуэтт, JP (1 июля 2003 г.). «Наноструктура твердых электролитов и поверхностные электроосаждения». Физика E: Низкоразмерные системы и наноструктуры . 19 (1): 161–166. Бибкод : 2003PhyE...19..161K . дои : 10.1016/S1386-9477(03)00313-8 .
- ^ «Нанесение протонпроводящих электролитов BCZY радиочастотным распылением» (PDF) .
- ^ Ся, Х.; Мэн, Ю.С.; Лай, Миссури; Лу, Л. (2010). «Структурные и электрохимические свойства тонкопленочных электродов LiNi[sub 0,5]Mn[sub 0,5]O[sub 2], полученных методом импульсного лазерного осаждения». Журнал Электрохимического общества . 157 (3): А348. дои : 10.1149/1.3294719 .
- ^ Май, LQ; Центр.; Чен, В.; Ци, ГГ; Лао, CS; Ян, РС; Дай, Ю.; Ван, ЗЛ (2007). «Литированные наноремни MoO3 со значительно улучшенными характеристиками для литиевых батарей». Продвинутые материалы . 19 (21): 3712–3716. Бибкод : 2007AdM....19.3712M . дои : 10.1002/adma.200700883 . S2CID 33290912 .
- ^ Jump up to: а б Патил, Арун; Патил, Вайшали; Ук Шин, Дон; Чой, Джи-Вон; Пайк, Донг Су; Юн, Сок-Джин (4 августа 2008 г.). «Проблемы и проблемы, с которыми сталкиваются перезаряжаемые тонкопленочные литиевые батареи». Бюллетень исследования материалов . 43 (8): 1913–1942. doi : 10.1016/j.materresbull.2007.08.031 .