Греки в Южном Судане
Общая численность населения | |
---|---|
90, + неизвестное количество потомков | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Джуба , я | |
Языки | |
Английский , греческий и другие Языки Южного Судана | |
Религия | |
Греческая православная церковь , католицизм | |
Родственные этнические группы | |
Греки , белые африканцы европейского происхождения. |
Греки в Южном Судане представляют Омогению в том, что в 2011 году стало Республикой Южный Судан. Численность населения невелика – по оценкам, около 90 человек – но исторически она играла важную роль и имеет некоторых видных членов, особенно первую леди Мэри Айен Майардит . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Досовременные времена
[ редактировать ]Неясно, когда произошел первый межчеловеческий и культурный обмен между эллинской и южносуданской цивилизациями. Однако, поскольку контакты Греции с нубийскими королевствами Северного Судана были установлены более чем на два с половиной тысячелетия, [ 2 ] вполне можно утверждать, что благодаря обменам Южного Судана с Нубией существовали, по крайней мере, косвенные отношения с древних времен. Ученые Древней Греции, очевидно, были вдохновлены экзотическими землями южнее и особенно истоками реки Нил . Наиболее заметно то, что историк-первопроходец Геродот (ок. 484–425 гг. до н.э.) сделал причудливые упоминания о дикой земле «обожженных лиц» ( Афиопия ). [ 3 ]
Поскольку эллинская культура продолжала вдохновлять и влиять на нубийские королевства Нобадия , Макурия и Альва в средневековые времена, [ 4 ] Точно так же можно утверждать, что непрямые контакты между обществами Южного Судана и греческим миром, возможно, придется продолжать через Нубию. До миграции на свое современное место южносуданские люди динка жили в непосредственной близости от Алвы, и это родство подтверждается значительным влиянием нубийского языка на вакабулярию динка . [ 5 ]
Турция (1821–1885)
[ редактировать ]Когда турецко-египетские силы османского хедива Мохамеда Али завоевали королевство Фундж в 1821 году, в армию вторжения, как сообщается, входили греческие наемники арванитского происхождения, которые помогали прокладывать мост. путь для последующего завоевания южносуданских земель. [ 1 ]
По мере того как все больше греков следовали за захватчиками из Египта в Северный Судан, некоторые из них направляли экспедиции дальше на юг. Греческие купцы, отправившиеся на юг, были в основном заинтересованы в торговле слоновой костью . [ 6 ] Их численность и коммерческая деятельность значительно возросли после отмены в 1849 году монополии торговли и Белого Нила . открытия для судоходства [ 7 ]
Некоторые из них также стали участвовать в торговле рабами , которая опустошала большую часть Южного Судана до 1870-х годов. Греческий историк Антониос Халдеос, написавший докторскую диссертацию по истории греческих общин в Судане, на основании местных историй жителей Омдурмана убедительно предполагает, что одним из этих работорговцев был Джордж Аверов . [ 6 ] которого до сих пор широко считают « филантропом » и « одним из величайших национальных благотворителей Греции ». Омдурманский квартал Абу Руфа до сих пор носит имя Аверова. [ 6 ]
Однако другие греки приехали в Южный Судан не по коммерческим причинам. Например, Панайотис Потагос , греческий путешественник и врач, исследовал Бахр-эль-Газаль в 1876–1877 годах. [ 3 ]
Махдия (1885–1898)
[ редактировать ]После победы в 1885 году местного движения махдистов Северного Судана над египетско-турецким правлением исламисты также взяли под свой контроль большую часть территории нынешнего Южного Судана, но удерживали ее довольно свободно, что побудило империалистические бельгийские и французские миссии в Южный Судан. . Возможно, именно в этом контексте в 1895 году греческий купец по имени Григорис Апостолидис начал активную деятельность в Самби на берегу Нила. Он произошел из Имвроса и через несколько лет перешел к открытию магазина Yirol . Он женился на местной женщине и имел от нее двоих сыновей. [ 1 ]
Англо-египетский кондоминиум (1899–1955)
[ редактировать ]Вскоре после поражения режима Махдистов и последующего инцидента в Фашоде в 1898 году колониальный режим, в котором доминировали британцы, начал устанавливать контроль в Южном Судане. В то же время греческие купцы вновь последовали за захватчиками. Самым важным игроком в те первые годы был бизнес-магнат Анджело Капато , который был родом с острова Кефалония ионического и с 1883 года снабжал британскую армию и флот в на Красном море портовом городе Суакин . [ 8 ] Он имел британское гражданство и был особенно близок с генерал-губернатором Реджинальдом Вингейтом : [ 1 ]
«около 1900 года правительство предоставило ему, вопреки обещанию снабдить экспедиционный корпус необходимыми провиантами, монополию (на два-три года?) на торговлю слоновой костью в Экватории » [ 8 ]
По словам Халдея, Капато также получил такую исключительную лицензию на торговлю слоновой костью в Боре . Еще одним направлением его коммерческой деятельности был регион Бахр-эль-Газаль. Он создал сеть торговых постов по всему Южному Судану для сбора слоновой кости и обслуживания колониальных чиновников. [ 1 ] Для этих предприятий он в основном набирал греческих агентов, предпочтительно со своего родного острова Кефалония и особенно из своей тамошней семьи. [ 8 ] Его бизнес-империя вскоре расширилась до контролируемого Бельгией Свободного государства Конго. [ 9 ] тем самым он способствовал созданию греческой общины в Конго , которая существует до сих пор. [ 10 ] Агенты Капато также предоставили информацию о контролируемом Бельгией анклаве Ладо офицерам британской разведки в Хартуме. [ 11 ]
Когда Капато после череды несчастий, в том числе пожара, уничтожившего его склад в Гондокоро , был вынужден объявить о банкротстве в 1912 году, [ 8 ] многие из его агентов продолжали бизнес самостоятельно. Колониальное правительство поддержало эту иммиграцию, поскольку оно предпочитало выдавать лицензии греческим, еврейским и сирийским купцам, а не северным суданским торговцам «Джеллаба». [ 12 ]
В районе Верхнего Нила несколько греков поселились в Малакале , Боре , который был центром торговли слоновой костью, и Тауфикии . В Экватории некоторые греки – в основном торговцы слоновой костью, а также несколько подрядчиков, инженеров и служащих – поселились в Мариди , Ямбио , Тамбуре , Нзаре , Ли Юбу , Эзо , Йеи и Монгалле . Однако наибольшее количество греков поселилось в Бахр-эль-Газале, главным образом в его торговом центре Вау , [ 1 ] Сообщалось, что в 1910 году пятнадцать греческих купцов получили большую прибыль. [ 13 ] Священник -миссионер Комбони Стефано Сантанддреа, служивший в Вау с 1928 по 1948 год, а затем до 1955 года в Дейм Зубейре , подчеркивал, однако, что «их конкуренция не позволяла их [северным] соперникам эксплуатировать туземцев». [ 14 ]
Некоторые греки отправились открывать магазины в более отдаленные места региона, такие как Авейль , Дейм Зубейр, Коссинга , Мешра эр Рек , Рага , Румбек , Тондж. [ 1 ] и Луоньякер . [ 15 ] Другие греки вскоре поселились в Бельгийском Конго , Французской Центральной Африке и других африканских землях. [ 16 ]
Когда в 1920-х годах Джуба , расположенная рядом с Гондокоро, была застроена как новая столица провинции Монгалла, «греки и киприоты сыграли значительную роль, что особенно очевидно в кирпичной архитектуре, расположенной вокруг городского центра Джубы». [ 17 ] Известный греко-южносуданский предприниматель Джордж Гайнс утверждает, что
«Первые поселенцы прибыли в Пагери (Восточная Экватория), всего в нескольких милях от приграничного города Нимуле, процветающего торгового района. Оттуда они решили расположиться поближе к британскому лагерю в Монгалле и выбрали стратегическое место на противоположном берегу Белого Нила, которое позже стало Джубой. Будучи чистой прародиной общины Бари, первые греки установили дружеские отношения с бари и завоевали их доверие. Бари, а затем и британцы высоко оценили предпринимательство греков и призвали их больше инвестировать, в основном в торговлю и услуги. [..] Гостиницы, пекарни, кафе, продуктовые магазины, небольшие предприятия, кинотеатры и другие коммерческие объекты в основном принадлежали и управлялись греками, которые считали Судан своей новой страной, а Джубу – своим домом». [ нужна ссылка ]
На основе архивных исследований антрополог Брендан Таттл описывает пейзажи Джубы следующим образом:
«К середине 1930-х годов путешественники, высадившиеся на причале, где причалил пароход «Белый Нил», оказывались на небольшой пристани недалеко от центра маленького колониального городка с населением около двенадцатисот человек. Прямо перед ними лежал небольшой участок дороги, идущей параллельно реке. На перекрестке стоял хорошо укомплектованный магазин г-на Красса, греческого купца, в окружении двух лавок индийских владельцев, ряда небольших мастерских и складов, пекарни и нескольких небольших коттеджей». [ 18 ]
В 1935 году, когда в Джубе проживало около сорока греков, они основали Эллинскую общину Джуба с намерением основать греко-православную церковь и школу. Герасимос Контомихалос , племянник Капато и самый выдающийся деловой магнат Судана, сделал существенное пожертвование ассоциации. Однако сбор средств на строительство церкви продолжался до 1951 года, когда Стелиос Руссос сделал крупное пожертвование. В честь благотворителя церковь была названа в честь Святого Стилиана и открыта в 1954 году. [ 1 ] Район Хай Джалаба в Джубе стал известен как греческий квартал города. К тому времени существовало два социальных клуба. [ 19 ]
В Вау, где в конце 1930-х годов проживало около пятидесяти греков, в 1939 году была основана греческая община Бахр-эль-Газаль. Власти предоставили ей участок земли, где община начала строить здания, которые сдавались в аренду в чтобы создать устойчивый источник дохода для ассоциации. Соответственно, строительство других зданий было отложено, и церковь Пророка Илии , названная в честь благотворителя Элиаса Папуцидиса, открылась только в 1955 году. На тот момент в общине насчитывалось около 65 членов. [ 1 ]
Республика Судан (1956–2011)
[ редактировать ]Хотя греки в Южном Судане, похоже, продолжали процветать в первые несколько лет после обретения Суданом независимости, признак растущей нестабильности произошел в 1960 году, когда многие из них предоставили убежище грекам, бежавшим от кризиса в Конго . [ 1 ] Всего несколько лет спустя они сами оказались под давлением, поскольку Ананьи с 1963 года повстанческое движение эскалировало весь регион Южного Судана: после нападения повстанцев на Вау в начале 1964 года военный режим Ибрагима Аббуда , как сообщается, «объявил, что иностранные торговцы будут только разрешено проживать в столицах провинций или округов на юге, где их можно было держать под наблюдением, а не в деревнях. Это ограничение было направлено на сирийских и греческих торговцев, которых подозревали в помощи повстанцам». [ 20 ]
Вскоре после этого четыре греческих купца предстали перед судом по обвинению в сборе пожертвований для повстанцев, но были оправданы. [ 21 ] В конце 1964 года два греческих торговца в Бахр-эль-Газале и Экватории были арестованы соответственно по обвинению в том, что они выступали в качестве связующего звена между повстанцами и внешним миром. [ 22 ] Фактически, внутренняя газета Anyanya утверждала, что «греческие купцы Тембуры помогли, снабдив припасами» лагерь повстанцев в Центральноафриканской Республике . [ 23 ]
В 1967 году два внука Дмитрия Ялориса , грека, ранее жившего в Гогриале , и его жена-динка были убиты в Бахр-эль-Газале по обвинению в поддержке повстанцев Ананьи. [ 24 ] По словам Халедоса, они стали объектом нападения армии в ходе спецоперации, поскольку действительно через свое предприятие поставляли повстанцам оружие. [ 1 ]
Более того, греки Южного Судана, многие из которых вышли замуж за местных жителей, оказались под давлением обеих воюющих сторон: хотя обвинения из Хартума продолжались, [ 25 ] Южные оппозиционные силы обвинили греческих монополистов в том, что они держат цены на животных «как можно более низкими в свою пользу» для экспорта на Ближний Восток. [ 26 ] Таким образом, греческая община на Юге в 1960-е годы еще больше сократилась. [ 1 ] после того, как его численность уже сократилась за годы до 1956 года. [ 14 ] В Бахр-эль-Газале многие греки уехали из небольших городов и переехали в столицу провинции Вау с ее существующими общественными помещениями. [ 27 ]
С другой стороны, греки в Южном Судане, казалось, были более устойчивыми, чем греки в тогдашнем Северном Судане, откуда большой исход начался в 1969 году с режимом Гаафара Нимейри и его политикой национализации. Сообщается, что до 90% греков на Юге женились на местных жителях, тогда как на Севере такие отношения были редкостью. [ 28 ] Таким образом, можно утверждать, что потомки бикультурных пар больше укоренились в Южном Судане. 2014 года В диссертации Даремского университета цитируется житель Гогриала:
« Среди торговцев я должен упомянуть Горгора, он был знаменитым греческим торговцем. Он женился на уроженке Вау... его сын был очень белым, но мог говорить на языке динка и пел песни динка » . [ 15 ]
Однако норвежско-греческий историк Александрос Цакос приходит к выводу, что отношения между «классом» «чистых» греков и «полукровками», «которые саркастически называют себя базрамитами – «полукровками»», исторически сложились не просто так. был «плодотворным», но и «трудным». Он иллюстрирует это через биографическое изображение жизни Фотини Пулу-Местрелли как «парадигмы» для последнего. Пулу родилась в Авейле в семье грека и матери -креишки из Раджи в 1923 году. Большую часть своей жизни она провела в Вау и вышла замуж за греческого купца, но враждовала как с другими базрамитами, так и с общиной в Хартуме: за нее и потомков другие смешанные браки «главный вопрос — признать греческими». [ 27 ]
Мало что известно о том, как греческая община восстановилась после Аддис-Абебского соглашения 1972 года и создания автономного региона Южного Судана . Николас Гайнс, который вслед за двумя дядями поселился на Экваторе в 1947 году и открыл транспортный бизнес, в 1972 году открыл компанию по охоте на сафари. [ 19 ]
В 1994 году Греческая община Хартума взяла на себя собственность бездействующих общин на юге: клуб и церковь в Джубе были сданы в аренду Католической архиепархии. «То же самое произошло и в Вау». Однако, когда некоторые греки вернулись в Вау в 1995 году, им удалось вернуть себе владения общины. [ 1 ]
После Всеобъемлющего мирного соглашения 2005 года греческая община Джубы снова официально зарегистрировалась. [ 1 ] Известный греко-южносуданец Джордж Гайнс пишет, что
«Notos Lounge Bar & Grill, известное сегодня кафе-ресторан в Джубе, называемое сегодня , является ярким примером архитектуры первых греческих поселенцев, пришедших из региона Греции (греческая часть Македонии в Северной Греции сегодня), отличные каменщики. Здание было должным образом отреставрировано в 2009 году, и многие строительные элементы были сохранены. Оно было построено в начале 1900-х годов семьей Потамианос (кефалонийский грек) и принадлежало им, пока не было куплено Джорджем Н. Гайнсом в 2009 году. В 2007 году начались реставрационные работы. Здание представляло собой склад вина и спиртных напитков, сахара, угля, каучука, трофеев и импорта из Европы, в основном из Великобритании. Это то же самое здание, которое описал бывший президент США полковник Теодор Рузвельт. его воспоминания, когда он провел ночь в том же здании». [ нужна ссылка ]
Республика Южный Судан (с 2011 г.)
[ редактировать ]В 2015 году «Божественную литургию впервые за 38 лет совершила в церкви Св. Стилиана в центре Джубы митрополит Нубийский Наркисс». Наркисс также заложил фундамент нового миссионерского центра в Монгалле. [ 29 ] Греческая Православная Церковь (Александрийский Патриархат) является членом Совета церквей Южного Судана. [ 30 ]
По словам Гинса,
«Сегодня около 85 сооружений все еще существуют и напоминают о славном прошлом греков в Джубе, в первую очередь Греческая православная церковь Агиос Стилианос, новый греческий клуб, казино, дома, офисные здания и, конечно же, Кинотеатр, превращенный в церковь». [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Халдеи, Антонис (2017). Греческая община в Судане (19-21 века ) Афины. стр. 100-1 29, 111–116, 130–137, 147–155, 177, 210, 221–223, 242–243. ISBN 9786188233454 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Крамер, Роберт; Лоббан, Ричард; Флер-Лоббан, Кэролайн (2013). Исторический словарь Судана (4-е изд.). Лэнхэм / Торонто / Плимут (Великобритания): The Scarecrow Press. стр. 191–192. ISBN 978-0-8108-6180-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Хилл, Ричард Лесли (1967). Биографический словарь Судана (2-е изд.). Лондон: Фрэнк Касс и компания, с. 163. ИСБН 0-7146-1037-2 .
- ^ Шинни, Маргарет. Краткая история Судана (до 1500 г. н.э.) . Хартум: Суданская служба древностей. п. 8 – через Открытый архив Судана.
- ^ Бесвик, Стефани (2004). Кровавая память Судана . Университет Рочестера. п. 21. ISBN 1-58046-231-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Халдей, Антониос (2017). «Суданские топонимы, связанные с предпринимательской деятельностью Греции» . Дотаво: Журнал нубийских исследований . 4: Ст. 1.
- ^ Ахмед, Хасан Абдель Азиз (1967). Караванная торговля и пути в Северном Судане в XIX веке: исследование по исторической географии . Дарем: Даремский университет. п. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с д Макрис, Герасимос; Стиансен, Эндре (апрель 1998 г.). «АНДЖЕЛО КАПАТО: ГРЕЧЕСКИЙ ТОРГОВЕЦ В СУДАНЕ» (PDF ) Суданские исследования 21 . Общество суданских исследований Соединенного Королевства (SSSUK): 10–18. Архивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2018 г. Получено 1 августа 2018 г.
- ^ Антиппа, Жорж (2008). Невоспетые пионеры Бельгийского Конго (на французском языке). Брюссель: издания Masoin. стр. 54–57.
- ^ Кацигерас, Михалис (21 января 2009 г.). «ГРЕКИ В КОНГО » на сайте timer.com . Получено 14 августа.
- ^ Леонарди, Черри (2005). Знающий авторитет: колониальное управление и местное сообщество в Экваториальной провинции, Судан, 1900–1956 гг . (докторская степень). Даремский университет. п. 98.
- ^ Дэн, Фрэнсис Мэдинг; Дейли, М.В. (1989). Шелковые узы: человеческий фактор в британской администрации Судана . Издательство Мичиганского государственного университета. п. 3.
- ^ Дин, Дэниел Табо Ньибонг (2005). Влияние агентов перемен на историю Южного Судана, ١٨٩٨ – ١٩٧٣ . Хартум: Институт африканских и азиатских исследований, аспирантура Хартумского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Сантанддреа, Стефано (1977). Популярная история Вау: (Бахр-эль-Газаль – Судан) от основания до примерно 1940 года . Рим. стр. 46, 71 – из Открытого архива Судана.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б КОРМАК, ЗОЯ ТРОЙ (2014). Создание и переделка Гогриала: ландшафт, история и память в Южном Судане (PDF) (докторская степень). Дарем: Даремский университет. стр. 175, 216.
- ^ Фефопулу, Александра (март 2016 г.). «Роль греческой православной религии в формировании этнической идентичности среди греческой общины Лубумбаши, ДРК» . Труды Экклесиастикос Фарос . 2014 (1): 116 – через Сабинет.
- ^ Накао, Шуичиро (2013). «История снизу: Малакия в Джубе, Южный Судан, ок. 1927–1954» . Журнал Софийских азиатских исследований . 31 : 139–160 – через Academia.edu.
- ^ Таттл, Брендан (11 марта 2021 г.). «На пристань Джубы» . Джуба в процессе создания . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «146-е колено Судана» (PDF) . В СУДАНЕ . МООНВС: 14–15. Июль 2010.
- ^ О'Баланс, Эдгар (2000). Судан, гражданская война и терроризм, 1956–99 гг . Спрингер. п. 21.
- ^ «29 заключенных в тюрьму и 34 оправданных по суду о терроризме» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 4 марта 1964 года . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ «Зеркало Ближнего Востока 1965 года. 17». Арабское информационное агентство .
- ^ МакКолл, Сторрс. Рукопись по истории первой гражданской войны в Южном Судане (Анья-Нья) . Открытый архив Судана. п. 77.
- ^ Надин, Алекс (2005). «Лавка греческого купца Гогриал» . Коллекции из Южного Судана в музее Питта Риверса . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ Халид, Мансур (2003). Война и мир в Судане: история двух стран . Рутледж. п. 113.
- ^ «Негритуда и прогресс». Голос Южного Судана . II (4). Суданский Африканский национальный союз. 17 февраля 1965 г. - через Открытый архив Судана.
- ^ Перейти обратно: а б Цакос, Александрос (2009). Хафсаас-Цакос, Генриетта; Цакос, Александрос (ред.). Агарик в современном Судане – повествование, посвященное Ниании-Па и Махмуду Салиху . Берген: БРИК – Unifob Global и Центр ближневосточных и исламских исследований Бергенского университета. стр. 115–129. ISBN 978-82-7453-079-9 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Хаджигеоргиу, Грузия (16 февраля 2017 г.). «300 Леонидов» в Хартуме, от Пломари, жены президента и Греческой ассоциации» . The National Herald (на греческом языке) . Проверено 16 августа 2018 года .
- ^ «Возрождение православия в Южном Судане» . Православное миссионерское братство. 13 января 2015 года . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ «Совет церквей Южного Судана» . ойкумена . Проверено 17 августа 2018 г.