Jump to content

Алодия

Координаты : 15 ° 31'26 "N 32 ° 40'51" E  /  15,52389 ° N 32,68083 ° E  / 15,52389; 32.68083
(Перенаправлено с Альвы )

Алодия
VI век – ок. 1500
Флаг Алодии
Возможный флаг согласно Каталонскому Атласу 1375 года.
Карта, показывающая размеры Алодии в 10 в.
Предполагаемые размеры Алодии в 10 веке.
Капитал Комната
Общие языки Нубийский
Меройский (возможно, до сих пор говорят)
Греческий (литургический) Другие [ а ]
Религия
Коптское православие
Традиционная африканская религия
Правительство Монархия
Историческая эпоха Средний возраст
• Первое упоминание
6 век
• Разрушено
в. 1500
Предшественник
Преемник
Королевство Куш
Фунджский султанат
Королевство Фазугли
Королевство аль-Абваб
Сегодня часть Судан
Эритрея

Алодия , также известная как Алва ( греч . Αρουα , Аруа ; [ 3 ] Арабский : علوة , ʿАлва ) — средневековое королевство на территории современного центрального и южного Судана. Ее столицей был город Соба , расположенный недалеко от современного Хартума в месте слияния рек Голубой и Белый Нил .

Основанная где-то после падения древнего королевства Куш , около 350 года нашей эры, Алодия впервые упоминается в исторических записях в 569 году. Это было последнее из трех нубийских королевств, принявшее христианство в 580 году, после Нобадии и Макурии . Возможно, он достиг своего пика в IX–XII веках, когда записи показывают, что он превосходил своего северного соседа Мукурию, с которым поддерживал тесные династические связи, по размерам, военной мощи и экономическому процветанию. Алодия была большим многокультурным государством, которым управлял могущественный король и назначаемые им губернаторы провинций. Столица Соба, описываемая как город «обширных жилищ и церквей, полных золота и садов». [ 4 ] процветал как торговый центр. Товары поступали из Мукурии, Ближнего Востока, Западной Африки, Индии и даже Китая. грамотность как на нубийском , так и на греческом языках Процветала .

С 12-го и особенно 13-го века Алодия пришла в упадок, возможно, из-за вторжений с юга, засухи и изменения торговых путей. В 14 веке страну могла опустошить чума , а арабские племена начали мигрировать в долину Верхнего Нила . Примерно к 1500 году Соба перешла либо к арабам, либо к Фунджу . Вероятно, это ознаменовало конец Алодии, хотя некоторые суданские устные традиции утверждали, что она сохранилась в форме Королевства Фазугли на эфиопско -суданской границе. После разрушения Собы Фундж основал Султанат Сеннар , положив начало периоду исламизации и арабизации .

Источники

[ редактировать ]
Старая фотография мужчины, смотрящего на столицу
Британский колониальный чиновник осматривает руины Соба , 1905 год.
Фото сайта Соба
Соба во время раскопок в конце 2019 года.

Алодия, безусловно, наименее изученное из трех средневековых нубийских королевств. [ 5 ] следовательно, доказательства очень невелики. [ 6 ] Большая часть того, что известно о нем, исходит от горстки средневековых арабских историков. Наиболее важными из них являются исламские географы аль-Якуби (9 век), Ибн Хаукал и аль-Асуани (10 век), которые оба посетили страну, и копт Абу аль-Макарим. [ 7 ] (12 век). [ 8 ] События вокруг христианизации царства в VI веке описал современный ему епископ Иоанн Эфесский ; [ 9 ] Различные постсредневековые суданские источники рассказывают о его падении. [ 10 ] [ 11 ] Аль-Асуани отметил, что он общался с нубийским историком, который «хорошо знаком со страной Алва». [ 12 ] но никаких средневековых нубийских историографических работ до сих пор обнаружено не было. [ 13 ]

Хотя известны многие алодианские сайты, [ 14 ] только столица Соба подверглась обширным раскопкам. [ 15 ] Части этого места были раскопаны в начале 1950-х годов, дальнейшие раскопки проводились в 1980-х и 1990-х годах. [ 16 ] Новый междисциплинарный исследовательский проект планировалось начать в конце 2019 года. [ 17 ] Соба находится примерно в 2,75 км. 2 (1,06 квадратных миль) и покрыт многочисленными насыпями кирпичных обломков, ранее принадлежавших монументальным сооружениям. [ 16 ] Открытия, сделанные на данный момент, включают несколько церквей, дворец, кладбища и множество мелких находок. [ 18 ]

География

[ редактировать ]

Алодия располагалась в Нубии, регионе, который в средние века простирался от Асуана на юге Египта до неопределенной точки к югу от слияния рек Белый и Голубой Нил . [ 19 ] Сердцем королевства была Гезира , плодородная равнина, ограниченная Белым Нилом на западе и Голубым Нилом на востоке. [ 20 ] В отличие от долины Белого Нила, долина Голубого Нила богата известными алодийскими археологическими памятниками, в том числе Соба. [ 21 ] Степень влияния Алодиана на юге неясна. [ 22 ] хотя вполне вероятно, что оно граничило с Эфиопским нагорьем. [ 23 ] Самые южные из известных алодианских стоянок находятся недалеко от Сеннара . [ б ]

К западу от Белого Нила Ибн Хавкал проводил различие между Аль-Джеблианом, который контролировался Макурией и, вероятно, соответствовал северному Кордофану , и контролируемым Алодианом Аль-Ахдином, который был отождествлен с Нубийскими горами и, возможно, простирался до далеко на юге, как Джебель-эль-Лири , недалеко от современной границы с Южным Суданом . [ 26 ] связях Нубии с Дарфуром , но доказательств недостаточно. Высказывались предположения о [ 27 ]

Северный регион Алодии, вероятно, простирался от места слияния двух Нилов вниз по течению до Абу-Хамада возле острова Мограт . [ 28 ] Абу Хамад, вероятно, представлял собой самый северный форпост провинции Алодиан, известный как аль-Абваб («ворота»). [ 29 ] хотя некоторые ученые также предполагают более южное расположение, ближе к реке Атбара . [ 30 ] Никаких свидетельств существования крупного алодийского поселения к северу от места слияния двух Нилов обнаружено не было. [ 31 ] хотя там зафиксировано несколько фортов. [ 32 ]

Между Нилом и Атбарой лежала Бутана , [ 33 ] луга, пригодные для содержания скота . [ 28 ] Вдоль Атбары и прилегающей к ней дельте Гаша (близ Кассалы ) отмечено множество христианских памятников. [ 34 ] По словам Ибн Хаукаля, вассальный король, верный Алодии, управлял регионом вокруг дельты Гаша. [ 35 ] Фактически, большая часть суданско-эфиопско- эритрейских приграничных территорий, когда-то находившихся под контролем эфиопского королевства Аксум , по-видимому, находилась под влиянием Алодии. [ 36 ] Сообщения Ибн Хаукаля и аль-Асуани предполагают, что Алодия также контролировала пустыню вдоль побережья Красного моря . [ 23 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Имя Алодия может иметь значительную древность и, возможно, впервые появилось как Алут на кушитской стеле царя Настасена конца IV века до нашей эры. Он снова появился как Альва в списке кушитских городов римского автора Плиния Старшего (I век нашей эры), который, как утверждается, расположен к югу от Мероэ . [ 37 ] Другой город под названием Алва упоминается в аксумской надписи IV века на камне Эзана , причем город расположен недалеко от слияния рек Нил и Атбара. [ 38 ]

Бронзовая фигурка связанного человека.
Кушитская бронзовая статуэтка, I век до н.э. Меройская надпись на его нижней стороне идентифицирует пленника как нубийского короля. [ 39 ]

К началу IV века Королевство Куш, которое раньше контролировало большую часть берегов реки Судан, пришло в упадок, и нубийцы (носители нубийских языков ) начали селиться в долине Нила. [ 40 ] Первоначально они жили к западу от Нила, но изменения климата вынудили их двинуться на восток, что привело к конфликтам с Кушем, по крайней мере, с I века до нашей эры. [ 41 ] В середине IV века нубийцы заняли большую часть территории, когда-то контролируемой Кушем. [ 38 ] тогда как оно ограничивалось северными участками Бутаны. [ 42 ] В аксумской надписи упоминается, что воинственные нубийцы также угрожали границам Аксумского царства к северу от реки Текезе , в результате чего была организована аксумская экспедиция. [ 43 ] В нем описывается поражение нубийцев от аксумских войск и последующий марш к слиянию Нила и Атбары. Там аксумиты разграбили несколько кушитских городов, в том числе Алву. [ 38 ]

Аэрофотосъемка руин форта
Остатки крепости Умм Маррахи близ Омдурмана , датируемые VI веком.

Археологические данные свидетельствуют о том, что Кушское царство прекратило свое существование в середине IV века. Неизвестно, сыграли ли аксумские экспедиции прямую роль в его падении. Кажется вероятным, что присутствие аксумцев в Нубии было недолгим. [ 44 ] Со временем в регионе возникли региональные центры, правящая элита которых была похоронена в больших курганах . [ 45 ] Такие курганы внутри того, что впоследствии стало Алодией, известны из Эль-Хобаги , Джебель-Киси и, возможно, Джебель-Аулии . [ 46 ] Раскопанные курганы Эль-Хобаги датируются концом IV века. [ 47 ] и содержал разнообразное оружие, имитирующее кушитские царские погребальные ритуалы. [ 48 ] Между тем, многие кушитские храмы и поселения, в том числе бывшая столица Мероэ, похоже, в значительной степени заброшены. [ 49 ] Сами кушиты были поглощены нубийцами [ 50 ] и их язык был заменен нубийским. [ 51 ]

Как возникло Королевство Алодия, неизвестно. [ 52 ] Его формирование было завершено к середине VI века, когда, как говорят, оно существовало наряду с другими нубийскими королевствами Нобадия и Макурия на севере. [ 30 ] Соба, которая к VI веку превратилась в крупный городской центр. [ 53 ] служил ее столицей. [ 30 ] В 569 году впервые упоминается Королевство Алодия, описанное Иоанном Эфесским как царство, находящееся на пороге христианизации . [ 52 ] Независимо от Иоанна Эфесского, существование королевства также подтверждается греческим документом конца VI века из Византийского Египта , в котором описывается продажа алодийской рабыни. [ 54 ]

Христианизация и пик

[ редактировать ]
Граффито в виде креста, высеченного на кирпиче.
Крест- граффито из Мусавварата эс-Суфры
Вензеля архангела Михаила в каменоломне близ Мероэ. Такие монограммы, по-видимому, были самым популярным эпиграфическим выражением в Алодии, тогда как более длинные надписи сравнительно редки. [ 55 ]

В рассказе Иоанна Эфесского подробно описываются события, связанные с христианизацией Алодии. Будучи самым южным из трех нубийских королевств, Алодия была последней, принявшей христианство. По словам Иоанна, король Алодии знал об обращении Нобадии в 543 году и попросил его прислать епископа, который также крестил бы его народ. Просьба была удовлетворена в 580 году, и был отправлен Лонгин , что привело к крещению короля, его семьи и местной знати. Таким образом, Алодия стала частью христианского мира под управлением Коптского Александрийского Патриархата . После преобразования несколько языческих храмов, таких как храм в Мусавварате-эс-Суфре , вероятно, были преобразованы в церкви. [ 56 ] Степень и скорость, с которой христианство распространилось среди населения Алодии, неизвестны. Несмотря на обращение дворянства, вполне вероятно, что христианизация сельского населения продвигалась очень медленно, если вообще продвигалась. [ 57 ] Отчет Иоанна Эфесского также подразумевает напряженность между Алодией и Макурией. К этому периоду недавно были отнесены несколько фортов к северу от места слияния двух Нилов. Однако их оккупация не превышала VII века, что позволяет предположить, что макурианско-алодийский конфликт вскоре был разрешен. [ 58 ]

Между 639 и 641 годами арабы-мусульмане отвоевали Египет у Византийской империи . [ 59 ] Мукурия, которая к этому времени была объединена с Нобадией, [ 60 ] отразил два последующих мусульманских вторжения: одно в 641/642 году , а другое в 652 году . После этого Мукурия и арабы согласились подписать Бакт , мирный договор, который включал ежегодный обмен подарками и социально-экономические правила между арабами и нубийцами. [ 61 ] Алодия была прямо упомянута в договоре как не затронутая им. [ 62 ] Хотя арабам не удалось завоевать Нубию, они начали селиться вдоль западного побережья Красного моря. Они основали портовые города Айдхаб и Бади в VII веке и Суакин , впервые упоминаемый в X веке. [ 63 ] С 9 века они двинулись дальше вглубь страны, поселившись среди беджа по всей Восточной пустыне. Арабское влияние оставалось ограниченным к востоку от Нила до 14 века. [ 64 ]

Средневековая карта, показывающая регион Нила под Египтом.
Южная карта Нубии, составленная аль-Идриси (1192 г. н.э.). Алодия («галуа») ошибочно изображена находящейся к северу от Макурии («домкола», в честь Донголы , столицы Макурии).

На основании археологических данных было высказано предположение, что столица Алодии Соба достигла своего пика развития между 9 и 12 веками. [ 65 ] В 9 веке Алодия была впервые, хотя и кратко, описана арабским историком аль-Якуби. В его кратком отчете говорится, что Алодия является более сильным из двух нубийских королевств, и для ее пересечения требуется трехмесячное путешествие. Он также записал, что мусульмане время от времени туда приезжали. [ 66 ]

Столетие спустя, в середине 10 века, Алодию посетил путешественник и историк Ибн Хавкал, в результате чего был составлен наиболее полный известный отчет о королевстве. Он очень подробно описал географию и население Алодии, создавая впечатление большого полиэтнического государства. Он также отметил его процветание, имея «непрерывную цепь деревень и непрерывную полосу обрабатываемых земель». [ 67 ] Когда прибыл Ибн Хавкал, правящего царя звали Евсевий, которому после его смерти наследовал его племянник Стефанос. [ 68 ] [ 69 ] Другим алодианским царем этого периода был Давид, известный по надгробию в Собе. Первоначально его правление было датировано 999–1015 годами, но по палеографическим основаниям теперь оно датируется более широко - IX или X веками. [ 70 ]

Отчет Ибн Хаукаля с описанием географии Алодии был в значительной степени подтвержден аль-Асуани, послом Фатимидов , отправленным в Мукурию, который продолжил поездку в Алодию. Подобно описанию аль-Якуби, сделанному 100 лет назад, Алодия была отмечена как более могущественная, чем Мукурия, более обширная и имеющая большую армию. Столица Соба была процветающим городом с «прекрасными зданиями, обширными жилищами и церквями, полными золота и садами», а также большим мусульманским кварталом. [ 4 ]

Картина мужчины в красно-белой королевской одежде и короне.
Царь Мышей Георгиос, который, вероятно, правил одновременно Мукурией и Алодией. Фарас , конец 12 века.

Абу аль-Макарим (12 век) [ 7 ] был последним историком, подробно упоминавшим Алодию. Его по-прежнему описывали как большое христианское королевство, в котором насчитывалось около 400 церквей. Говорят, что особенно большая и прекрасно построенная церковь находилась в Собе и называлась «Церковью Манбали». [ 71 ] Два алодийских царя, Василий и Павел, упоминаются в арабских письмах XII века из Касра Ибрима . [ 69 ]

Есть свидетельства того, что в определенные периоды между алодианскими и макурскими царскими семьями существовали тесные отношения. Возможно, трон часто переходил к королю, отец которого принадлежал к королевской семье другого государства. [ 72 ] Нубиолог Влодзимеж Годлевский утверждает, что именно при макурском короле Меркурии (начало 8 века) два королевства начали сближаться друг с другом. [ 73 ] В 943 году аль-Масуди писал, что Мукурийский царь правил Алодией, а Ибн Хавкаль писал, что все было наоборот. [ 72 ] В XI веке в искусстве Макурии появилась новая царская корона; Было высказано предположение, что это произошло от алодианского двора. [ 74 ] Король Мышей Георгиос , который, как известно, правил в Мукурии во второй половине XII века, правил, скорее всего, обоими королевствами посредством личной унии . Учитывая, что в его королевском титуле («король Аруадов и Макуритаев») Алодия упоминается раньше Макурии, возможно, изначально он был королем Алодии. [ 75 ]

Отклонить

[ редактировать ]
Бронзовая курильница с нубийской надписью.
Бронзовая курильница с поврежденной коптской надписью. Предположительно обнаружен в Собе.

Археологические данные из Собы предполагают упадок города и, следовательно, возможно, Алодийского королевства с 12 века. [ 76 ] К ц. 1300 г. Упадок Алодии был уже далеко позади. [ 77 ] Никакой керамики или стеклянной посуды, датируемой XIII веком, в Собе обнаружено не было. [ 78 ] Две церкви, очевидно, были разрушены в 13 веке, но вскоре после этого были восстановлены. [ 79 ] Было высказано предположение, что Алодия подверглась нападению со стороны африканца, возможно, Нилота . [ 80 ] люди по имени Дамадим, которые произошли из приграничного региона современного Судана и Южного Судана, вдоль реки Бахр-эль-Газаль . [ 81 ] По словам географа Ибн Саида аль-Магриби , они напали на Нубию в 1220 году. [ 82 ] Соба, возможно, была завоевана в это время, страдая от оккупации и разрушений. [ 81 ] В конце 13 века произошло еще одно вторжение неизвестного народа с юга. [ 83 ] В тот же период поэт аль-Харрани писал, что столица Алодии теперь называется Вайлула. [ 77 ] описывается как «очень большой» и «построенный на западном берегу Нила». [ 84 ] В начале XIV века географ Шамсаддин ад-Димашки писал, что столицей было место под названием Куша, расположенное вдали от Нила, где воду приходилось добывать из колодцев. [ 85 ] На современной итальянско - майоркинской карте Дульсерта изображены как Алодия («Уголь»), так и Соба («Собаа»). [ 86 ]

Экономические факторы, похоже, также сыграли свою роль в упадке Алодии. С 10 по 12 века на побережье Восточной Африки возникли новые торговые города, такие как Килва . Это были прямые торговые конкуренты, поскольку они экспортировали аналогичные товары в Нубию. [ 87 ] Период сильных засух, произошедших в Африке к югу от Сахары между 1150 и 1500 годами, также повлиял бы на экономику Нубии. [ 88 ] Археоботанические данные из Собы позволяют предположить, что город пострадал от чрезмерного выпаса скота и чрезмерного возделывания земель. [ 89 ]

К 1276 году аль-Абваб, ранее описываемый как самая северная провинция Алодии, был записан как независимое отколовшееся королевство, правящее обширными территориями. Точные обстоятельства его отделения и его отношения с Алодией после этого остаются неизвестными. [ 90 ] На основании находок керамики было высказано предположение, что Аль-Абваб продолжал процветать до 15, а возможно, даже до 16 века. [ 91 ] В 1286 году принц -мамлюк отправил послов к нескольким правителям центрального Судана. Неясно, подчинялись ли они еще королю в Собе. [ 92 ] или если бы они были независимыми, что означало бы фрагментацию Алодии на несколько мелких государств к концу 13 века. [ 77 ] В 1317 году экспедиция мамлюков преследовала арабских разбойников вплоть до Кассалы в Таке (один из регионов, принявших посланника мамлюков в 1286 году). [ 92 ] ), маршируя по возвращению через аль-Абваб и Мукурию. [ 93 ]

Карта Судана, Эритреи, Джибути и северной Эфиопии.
Карта, изображающая миграционные маршруты, используемые арабскими племенами для проникновения в Судан.

В XIV и XV веках большая часть территории современного Судана была захвачена арабскими племенами. [ 94 ] в то время как султанат Адал оказывал некоторое влияние на территорию вокруг Суакина. [ 95 ] [ 96 ] Бедуины, возможно, извлекли выгоду из чумы , которая, как предполагается, опустошила Нубию в середине 14 века, убив многих оседлых нубийцев, но не затронув кочевых арабов. [ 97 ] Затем они смешались бы с оставшимся местным населением, постепенно взяв под свой контроль землю и людей. [ 98 ] получают большую выгоду от своего большого населения в распространении своей культуры. [ 99 ] Первая зарегистрированная миграция арабов в Нубию датируется 1324 годом. [ 100 ] , именно распад Макурии в конце 14 века По словам археолога Уильяма Адамса привел к тому, что «ворота паводка» «распахнулись настежь». [ 101 ] Многие, первоначально пришедшие из Египта, следовали по течению Нила, пока не достигли Аль-Даббы . Здесь они направились на запад, чтобы мигрировать вдоль Вади-эль-Малик , чтобы добраться до Дарфура или Кордофана. [ 102 ] Алодия, в частности Бутана и Гезира, была целью тех арабов, которые жили среди беджа. [ 103 ] в Восточной пустыне на протяжении веков. [ 104 ]

Первоначально королевство могло осуществлять власть над некоторыми вновь прибывшими арабскими группами, заставляя их платить дань. Ситуация становилась все более опасной по мере прибытия новых арабов. [ 105 ] Ко второй половине XV века арабы заселили всю центральную суданскую долину Нила, за исключением территории вокруг Собы. [ 98 ] это было все, что осталось от владений Алодии. [ 106 ] В 1474 г. [ 107 ] было зарегистрировано, что арабы основали город Арбаджи на Голубом Ниле, который быстро превратился в важный центр торговли и исламского образования. [ 108 ] Было зарегистрировано, что примерно в 1500 году нубийцы находились в состоянии полной политической раздробленности, поскольку у них не было короля, но было 150 независимых владений, сосредоточенных вокруг замков по обе стороны Нила. [ 77 ] Археология свидетельствует, что Соба к этому времени была практически разрушена. [ 10 ]

Рисунок пером и тушью всадника в арабской одежде с копьем в руках.
с изображением арабского всадника конца XV ​​века. Иллюстрация Арнольда фон Харфа

Неясно, было ли разрушено Королевство Алодия арабами под предводительством Абдаллы Джаммы или Фунджем , африканской группой с юга, возглавляемой их королем Амарой Дункасом . [ 10 ] Большинство современных ученых теперь согласны с тем, что оно пало из-за арабов. [ 109 ] [ 110 ]

Абдалла Джамма («Абдаллах собиратель»), одноименный предок. [ 111 ] из суданского племени Абдаллаб , был руфаа [ 112 ] Араб, который, согласно суданским традициям, поселился в долине Нила после прихода с востока. Он укрепил свою власть и основал свою столицу в Керри , к северу от места слияния двух Нилов. [ 113 ] В конце 15 века он собрал арабские племена, чтобы выступить против алодийской «тирании», как ее называют, которая интерпретировалась как имеющая религиозно-экономические мотивы. Арабы-мусульмане больше не признавали правление христианского правителя и его налогообложение. Под руководством Абдаллы Алодия и ее столица Соба были разрушены. [ 114 ] В результате была получена богатая добыча, такая как «украшенная драгоценностями корона» и «знаменитое ожерелье из жемчуга и рубинов». [ 113 ]

Портрет темнокожего мужчины в белом тюрбане со шрамом на щеке
Абдаллаб с типичными племенными шрамами . Абдаллаб ведут свое происхождение от Абдаллы Джаммы , предполагаемого разрушителя Алодии.

Согласно другой традиции, записанной в старых документах из Шенди , Соба была разрушена Абдаллахом Джаммой в 1509 году, уже подвергнувшись нападению в 1474 году. Говорят, что идея объединения арабов против Алодии уже была в голове у эмира , жившего между 1439 годом. и 1459. С этой целью он переселился из Бары в Кордофане на гору близ Эд-Дуэйма на Белом Ниле. При его внуке по имени Эмир Хумайдан был перейден Белый Нил. Там он встретил другие арабские племена и напал на Алодию. Король Алодии был убит, но «патриарху», вероятно, архиепископу Собы, удалось бежать. Вскоре он вернулся в Соба. Был коронован марионеточный король и собрана армия нубийцев, беджа и абиссинцев, чтобы сражаться «во имя религии». Тем временем арабский союз был на грани распада, но Абдалла Джамма воссоединил их, а также вступил в союз с королем Фунджа Амарой Дункасом. Вместе они наконец победили и убили патриарха, после чего разрушили Собу и поработили ее население. [ 11 ]

The Funj Chronicle , сборник авторов [ 115 ] история султаната Фундж , составленная в 19 веке, приписывает разрушение Алодии королю Амаре Дункасу; он также был союзником Абдаллы Джаммы. [ 110 ] Это нападение датируется 9 веком после Хиджры ( ок. 1396–1494). Говорят, что после этого Соба служила столицей Фунджа до основания Сеннара в 1504 году. [ 116 ] В «Табакат Дайфаллах» , истории суфизма в Судане ( около 1700 г.), кратко упоминается, что Фундж напал на «королевство нубийцев» и разгромил его в 1504–1505 гг. [ 117 ]

Наследие

[ редактировать ]
Мужчина в мантии с мечом
начала XIX века Фундж -манджил («королек») из Фазугли , изображенный Фредериком Кайо . На голове он носит такия умм карнейн .

Историк Джей Сполдинг предполагает, что падение Собы не обязательно было концом Алодии. По словам еврейского путешественника Давида Рубени , посетившего страну в 1523 году, на восточном берегу Голубого Нила все еще существовало «Королевство Соба», хотя он прямо отмечал, что сама Соба находится в руинах. Это соответствует устным традициям Верхнего Голубого Нила, которые утверждают, что Алодия пережила падение Собы и все еще существовала вдоль Голубого Нила. Постепенно оно отступило в горы Фазугли на эфиопско-суданской границе, образовав Королевство Фазугли . [ 118 ] Недавние раскопки в западной Эфиопии, похоже, подтверждают теорию алодийской миграции. [ 119 ] В конце концов Фундж завоевал Фазугли в 1685 году, и его население, известное как Хамадж , стало основной частью Сеннара, в конечном итоге захватив власть в 1761–1762 годах. [ 120 ] Совсем недавно, в 1930 г. [ 111 ] Жители деревни Хамадж на юге Гезиры клялись: «Соба - дом моих дедушек и бабушек, который может заставить камень плавать, а ватный тампон тонуть». [ 92 ]

В 1504–1505 годах Фундж основал султанат Фундж, включивший в себя владения Абдаллы Джаммы, что, согласно некоторым традициям, произошло после битвы, в которой Амара Дункас победил его. [ 121 ] Фунджи сохранили некоторые средневековые нубийские обычаи, такие как ношение корон с чертами, напоминающими бычьи рога, называемые такия умм карнейн . [ 122 ] бритье головы короля во время его коронации, [ 123 ] и, по словам Джея Сполдинга, обычай воспитывать принцев отдельно от их матерей, в строгом заключении. [ 124 ]

После падения Алодии произошла обширная арабизация , когда нубийцы приняли племенную систему арабских мигрантов. [ 125 ] Те, кто жил вдоль Нила между Аль-Даббой на севере и местом слияния двух Нилов на юге, были включены в племя Джаалин . [ 126 ] К востоку, западу и югу от Джаалина в стране теперь доминировали племена, претендующие на происхождение от Джухайны . [ 127 ] В окрестностях Собы преобладала племенная идентичность Абдаллаб. [ 128 ] На нубийском языке говорили в центральном Судане до 19 века, когда его заменил арабский язык . [ 129 ] В суданском арабском языке сохранилось много слов нубийского происхождения. [ 130 ] а нубийские топонимы можно найти даже на юге штата Голубой Нил . [ 131 ]

Судьба христианства в регионе остается во многом неизвестной. [ 132 ] Церковные институты рухнули бы вместе с падением королевства. [ 125 ] что привело к упадку христианской веры и появлению вместо нее ислама. [ 133 ] Исламизированные группы из северной Нубии начали обращать в свою веру Гезиру. [ 134 ] Еще в 1523 году король Амара Дункас, который изначально был язычником или номинальным христианином, был записан как мусульманин. [ 135 ] Тем не менее, в XVI веке значительная часть нубийцев все еще считала себя христианами. [ 136 ] Путешественник, посетивший Нубию около 1500 года, подтверждает это, а также говорит, что нубийцам настолько не хватало христианского наставления, что они не имели никакого знания о вере. [ 137 ] В 1520 году нубийские послы прибыли в Эфиопию и обратились к императору с просьбой предоставить священников. Они утверждали, что священники больше не могут добраться до Нубии из-за войн между мусульманами, что привело к упадку христианства на их земле. [ 138 ] в Христианское захоронение , датированное радиоуглеродным методом, Гейли к югу от 6-го водопада, также датируется 16 веком. [ 139 ] В первой половине 17 века в пророчестве суданского шейха Идриса Вад аль-Арбаба упоминалась церковь в Нубийских горах. [ 140 ] Еще в начале 1770-х годов в районе эфиопско-суданской границы существовало христианское княжество под названием Шайра. [ 141 ] Апотропные ритуалы, возникшие из христианских практик, пережили обращение в ислам. [ 142 ] Еще в 20 веке несколько практик несомненно христианского происхождения были «распространены, хотя, конечно, и не универсальны, в Омдурмане , Гезире и Кордофане». [ 143 ] обычно вращается вокруг нанесения крестов на людей и предметы. [ с ]

Соба, которая оставалась заселенной как минимум до начала 17 века. [ 149 ] служил, среди многих других разрушенных алодианских памятников, постоянным источником кирпича и камней для близлежащих святилищ Куббы , посвященных суфийским святым. [ 150 ] В начале 19 века многие из оставшихся в Собе кирпичей были разграблены для строительства Хартума , новой столицы Турецкого Судана . [ 151 ]

Администрация

[ редактировать ]

Хотя информация о правительстве Алодии скудна, [ 152 ] вероятно, оно было похоже на то, что было у Макурии . [ 153 ] Главой государства был король, который, по мнению аль-Асуани, правил как абсолютный монарх . [ 152 ] Было записано, что он мог по своему желанию поработить любого из своих подданных, которые не сопротивлялись его решению, а падали ниц перед ним. [ 154 ] Как и в Макурии, наследование Алодийского престола было по материнской линии : на престол унаследовал сын сестры короля, а не его сын. [ 153 ] Могут быть свидетельства существования передвижного королевского лагеря, хотя перевод первоисточника Абу аль-Макарима не является точным. [ 155 ] Известно, что подобные мобильные суды существовали в раннем султанате Фундж, Эфиопии и Дарфуре . [ 156 ]

Королевство было разделено на несколько провинций, находящихся под суверенитетом Соба. [ 157 ] Похоже, этими провинциями управляли делегаты короля. [ 152 ] Аль-Асуани заявил, что губернатор северной провинции Аль-Абваб был назначен королем. [ 158 ] Это было похоже на то, что Ибн Хавкал записал для региона дельты Гаша, которым управлял назначенный арабофон (говоривший на арабском языке). [ 35 ] В 1286 году эмиссары мамлюков были отправлены к нескольким правителям центрального Судана. Неясно, были ли эти правители на самом деле независимыми. [ 77 ] или если бы они остались в подчинении короля Алодии. Если бы последнее было так, это дало бы понимание территориальной организации королевства. « Сахиб » аль-Абваба [ 92 ] кажется, несомненно, был независимым. [ 90 ] Помимо Аль-Абваба, упоминаются следующие регионы: Аль-Анаг (возможно, Фазугли); Ари; Бара; Бефал; Данфу; Кедру (возможно, в честь Кадеро, деревни к северу от Хартума); Керса (Гезира); и Така (район вокруг дельты Гаша). [ 159 ]

В Алодии переплелись государство и церковь. [ 160 ] его покровителями, вероятно, были короли Алоди. [ 161 ] Коптские документы, обнаруженные Иоганном Михаэлем Ванслебом в конце 17 века, перечисляют следующие епископства в Алодийском королевстве: Ародиас, Борра, Гагара, Мартин, Банази и Менкеса. [ 162 ] «Ародиас» может относиться к епископству в Собе. [ 160 ] Епископы зависели от Александрийского патриарха. [ 4 ]

У Алодии могла быть постоянная армия, [ 159 ] в котором кавалерия, вероятно, демонстрировала силу и символизировала королевскую власть в глубине провинций. [ 163 ] Из-за своей скорости лошади также были важны для связи, обеспечивая быструю курьерскую службу между столицей и провинцией. [ 163 ] Помимо лошадей, лодки также играли центральную роль в транспортной инфраструктуре. [ 164 ]

Короли Алодии
Имя Дата правила Комментарий
Джорджиос ? Записано на надписи в Собе. [ 69 ]
Дэйвид 9 или 10 век Записано на его надгробии в Собе. Первоначально предполагалось, что он правил с 999 по 1015 год, но теперь предполагается, что он жил в 9-10 веках. [ 70 ]
Евсевий в. 938–955 Упоминается Ибн Хаукалом. [ 69 ] [ 165 ]
Стивен в. 955 Упоминается Ибн Хаукалом. [ 69 ] [ 165 ]
Мыши Георгиос в. 1155–1190 гг. Совместный правитель Макурии и Алодии. Записано на письмах Касра Ибрима и граффито Фараса. [ 75 ]
?Базилик 12 век Записано в арабском письме Касра Ибрима. [ 69 ] и граффито из Мероэ(?). [ 166 ]
?Пол 12 век Записано на арабском письме Касра Ибрима. [ 69 ]

Культура

[ редактировать ]
Эскиз нубийских надписей
Нубийские граффити из Мусавварата эс-Суфры
Надгробие царя Давида (9 или 10 век), вырезанное на греческом языке в Собе.

Хотя Алодия была полиэтничной и, следовательно, полиязычной, [ 167 ] По сути, это было нубийское государство, большинство которого говорило на нубийском языке. [ 168 ] На основании нескольких надписей, найденных на территории Алодии, было высказано предположение, что алодийцы говорили на диалекте, отличном от древнего нобиина северной Нубии, получившем название алван-нубийского . Это предположение основано прежде всего на письме, использованном в этих надписях. [ 169 ] который, хотя и основан на греческом алфавите , [ 170 ] отличается от используемого в Макурии тем, что не использует коптские диакритические знаки , а вместо этого использует специальные символы, основанные на меройских иероглифах . Однако в конечном итоге классификация этого языка и его связь со старым нобиином еще предстоит уточнить. [ 171 ] Похоже, что он вымер к 19 веку, когда его заменил арабский язык. [ 172 ] Несколько путешественников XIX века сообщили, что на донголави или близком к нему диалекте все еще говорят на юге, вплоть до 5-го порога, если не на Шенди. [ 173 ]

Рисунок фрагментов мрамора с надписями на нубийском языке.
Фрагментарный мраморный камень из Соба с нубийской надписью.

Хотя использовался греческий, престижный сакральный язык, похоже, на нем не говорили. [ 174 ] Примером использования греческого языка в Алодии является надгробие царя Давида из Собы, где он написан с вполне правильной грамматикой. [ 175 ] Аль-Асуани отметил, что книги были написаны на греческом языке, а затем переведены на нубийский язык. [ 4 ] Христианская литургия также велась на греческом языке. [ 176 ] Коптский, вероятно, использовался для общения с Александрийским Патриархом. [ 153 ] но письменные коптские остатки очень редки. [ 177 ]

Помимо нубийского, по всему королевству говорили на множестве языков. В Нубийских горах диалектами встречались несколько кордофанских языков вместе с горнубийскими . Вверх по течению Голубого Нила на восточносуданских языках, таких как берта или гумуз говорили . На восточных территориях жили беджа, говорившие на своем кушитском языке , как и семитские арабы. [ 1 ] и Тигре . [ 2 ]

Церковная архитектура

[ редактировать ]
План церковного комплекса
Примерный план церкви «Курган С», Соба.

По всему королевству зарегистрировано существование 400 церквей; большинство из них еще предстоит обнаружить. [ 178 ] На данный момент идентифицированы только семь человек, учитывая простые названия церквей «А», «Б», «С», «Е», церкви «Курган С» в Собе, церкви в Сакади и храма-церкви в Мусавварате. ас-Суфра. [ 179 ] Гипотетическая церковь была недавно обнаружена в Абу-Эртейле на западе Бутаны. [ 180 ] Церкви «А» – «С», а также церковь «Курган С» представляли собой базилики, сравнимые с крупнейшими макурскими церквями. Церковь Сакади представляла собой вставку в уже существовавшую структуру. Церковь «Е» и церковь Мусавварат эс-Суфра были «нормальными» церквями. Таким образом, известные алодианские молитвенные дома можно разделить на три класса. [ 178 ]

План церкви
Церковный комплекс «Курган Б», Соба, включая сверху вниз: «Церковь А», «Церковь Б» и «Церковь С».
Рисунок пером и тушью орнаментированных капителей
Капители и другие мелкие находки из Собы

На «Кургане Б» в Собе находился отдельно стоящий комплекс из трех церквей «А», «Б» и «С». Церкви «А» и «Б», обе, вероятно, построенные в середине IX века, представляли собой большие здания: первая имела размеры 28 × 24,5 м (92 × 80 футов), а вторая — 27 × 22,5 м (89 × 80 футов). 74 фута). Церковь «С» была намного меньше. [ 181 ] и построен после двух других церквей, вероятно, после ок. 900. [ 78 ] Три церкви имели много общего, в том числе наличие притвора , широких входов по главной оси восток-запад и кафедры вдоль северной стороны нефа . Различия очевидны в толщине используемых кирпичей. Церковь «С» не имела внешних приделов . [ 182 ] Кажется вероятным, что комплекс был церковным центром Соба, если не всего королевства. [ 183 ]

План церкви
Храм-церковь, Мусавварат эс-Суфра

Церковь «Е», стоящая на естественной горе, имела размеры 16,4 × 10,6 м (54 × 35 футов) (и, как и все постройки из красного кирпича в Собе, сильно разграблена). [ 184 ] Его планировка была необычной, [ 185 ] например, его L-образный нартекс. [ 186 ] Крышу поддерживали деревянные балки, опирающиеся на каменные постаменты . Внутренние стены раньше были покрыты крашеной беленой глиной; внешние стены были оштукатурены белым известковым раствором. [ 187 ]

Церковь «Курган С», возможно, самая старая из церквей Собы. [ 188 ] имел длину около 13,5 м (44 фута). Это была единственная известная алодианская церковь с каменными колоннами. [ 178 ] От него осталось очень мало, а стены, вероятно, из красного кирпича, полностью исчезли. Было отмечено пять капителей , принадлежащих к стилю, появившемуся в Нубии на рубеже VIII века. [ 189 ]

Черно-белая фотография места археологических раскопок.
Раскопки церкви Сакади в 1913 году.

Церковь Мусавварат эс-Суфра, называемая «Храмом III А», изначально была языческим храмом, но была преобразована в церковь, вероятно, вскоре после королевского обращения в 580 году. [ 190 ] Он был прямоугольным и слегка перекошенным, его размеры составляли 8,6–8,8 м × 7,4–7,6 м (28–29 футов × 24–25 футов). Он был разделен на одну большую и три маленьких комнаты. [ 185 ] Крышу неопределенной формы поддерживали деревянные балки. [ 191 ] Несмотря на то, что изначально это был кушитский храм, он по-прежнему имеет сходство со специально построенными церквями, например, имея вход как с северной, так и с южной стороны. [ 185 ]

Самая южная известная нубийская церковь находилась в Сакади. [ 24 ] здание из красного кирпича [ 192 ] вставлен в уже существующее здание неизвестной природы. [ 178 ] У него был неф, из которого выступали две Г-образные стены и по крайней мере два нефа с прямоугольными кирпичными опорами между ними, а также ряд, возможно, из трех комнат в западном конце, что было типично нубийским расположением. [ 192 ]

Нубийская церковная архитектура находилась под сильным влиянием архитектуры Египта, Сирии и Армении . [ 193 ] Созвездие комплекса «Курган Б» может отражать византийское влияние. [ 194 ] Отношения между церковной архитектурой Мукурии и Алодии остаются неопределенными. [ 195 ] Что кажется очевидным, так это то, что алодийским церквям не хватало восточных входов и трибун , что характерно для церквей северной Нубии. [ 196 ] Кроме того, в алодианских церквях использовалось больше дерева. [ 194 ] Сходства со средневековой эфиопской церковной архитектурой найти труднее, совпадают лишь некоторые детали. [ 192 ]

Керамика

[ редактировать ]

В средневековой Нубии керамика и ее украшение ценились как вид искусства. [ 197 ] До VII века наиболее распространенным типом керамики, найденным в Собе, была так называемая «красная посуда». Эти полусферические чаши в форме колеса изготавливались из красного или оранжевого шликера и расписывались отдельными мотивами, такими как коробочки с внутренней штриховкой, стилизованные цветочные мотивы или кресты. Контуры мотивов были нарисованы черным, а внутренняя часть — белым. По своему дизайну они являются прямым продолжением кушитских стилей с возможным влиянием аксумской Эфиопии. Из-за их относительной редкости было высказано предположение, что они были импортированы, хотя они имеют сходство с типом керамики, известным как « Посуда Соба », пришедшим на смену им. [ 198 ]

«Соба Посуда» представляла собой разновидность колесной посуды. [ 199 ] керамика с характерным декором, сильно отличающимся от той, что встречается в остальной части Нубии. [ 200 ] Форма керамики была разнообразной, как и набор расписных украшений. Одной из наиболее отличительных особенностей было использование лиц в качестве расписного украшения. Они были упрощенной, если не сказать геометрической формы, и с большими круглыми глазами. Этот стиль чужд Мукурии и Египту, но имеет сходство с картинами и рукописями из Эфиопии. [ 201 ] Возможно, гончары скопировали эти мотивы с росписей местных церквей. [ 202 ] Уникальным было также применение боссов в форме животных ( протомов ). [ 203 ] глазурованные Выпускались также сосуды, копирующие персидские акваманилы , но не достигающие их качества. [ 204 ] Начиная с 9 века, «посуда соба» все чаще заменялась изысканной посудой, импортированной из Макурии. [ 205 ]

Экономика

[ редактировать ]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]
Старый рисунок водяного колеса Сакия
Нубийская сакия в XIX веке.
Фотография крупным планом взрослого растения сорго.
Сорго было основным продуктом питания в средневековой Нубии. [ 206 ]

Алодия находилась в поясе саванн , что давало ей экономическое преимущество перед северным соседом Макурией. [ 5 ] По словам аль-Асуани, «продовольствие страны Альвы и ее царя» пришло из Керсы, которую отождествляли с Гезирой. [ 157 ] К северу от слияния двух Нилов сельское хозяйство ограничивалось фермами вдоль реки. [ 28 ] поливают с помощью таких устройств, как шадуф или более сложная сакия . [ 207 ] Напротив, фермеры Гезиры получали прибыль от достаточного количества осадков, чтобы сделать выращивание дождевых осадков основой экономики. [ 208 ] Археологические данные дали представление о типах продуктов питания, выращиваемых и потребляемых в Алодии. В Соба основным злаком было сорго , хотя ячмень и просо . , как известно, употреблялись также [ 209 ] Аль-Асуани отметил, что сорго используется для приготовления пива , и сказал, что виноградники в Алодии довольно редки по сравнению с Мукурией. [ 210 ] Есть археологические свидетельства существования винограда. [ 211 ] По словам аль-Идриси, лук , хрен , огурцы , арбузы и рапс . выращивались также [ 212 ] но в Собе ничего не было найдено. [ 213 ] Вместо этого инжир , плоды акации , плоды пальмы дум и финики . были идентифицированы [ 214 ]

Одну часть сельского хозяйства Алодии составляли оседлые земледельцы, другую составляли кочевники, занимавшиеся животноводством. [ 153 ] Отношения между этими двумя группами были симбиотическими, что приводило к обмену товарами. [ 215 ] Аль-Асуани писал, что в Алодии было много говядины , что он объяснял обильными пастбищами. [ 154 ] Археологические данные из Собы свидетельствуют о значимости крупного рогатого скота . здесь [ 216 ] поскольку к этому виду относят большинство костей животных, за ними следуют кости овец и коз . [ 217 ] Кур , вероятно, разводили и в Собе, [ 216 ] хотя доступные археологические доказательства очень ограничены, вероятно, из-за хрупкости костей птиц. [ 218 ] Останки свиней не обнаружены. [ 217 ] Были обнаружены останки верблюдов, но ни на одном из них не было следов бойни. [ 219 ] Рыбалка и охота вносили лишь незначительный вклад в общий рацион соба. [ 215 ]

Торговля

[ редактировать ]

Торговля была важным источником дохода для жителей Алодии. Соба служил торговым центром с торговыми путями с севера на юг и с востока на запад; Товары поступали в королевство из Макурии, Ближнего Востока , Западной Африки, Индии и Китая . [ 220 ] Торговля с Мукурией, вероятно, проходила через пустыню Баюда , следуя по Вади-Абу-Дом или Вади-Мукаддам , тогда как другой путь шел от Абу-Хамада до Короско в Нижней Нубии . Маршрут, идущий на восток, начинался вокруг Бербера недалеко от места слияния Нила и Атбары и заканчивался в Бади, Суакине и Дахлаке . [ 221 ] Купец Бенджамин из Туделы упоминает маршрут, ведущий на запад, из Алодии в Зувилу в Феццане . [ 222 ] Археологические свидетельства торговли с Эфиопией практически отсутствуют. [ 223 ] хотя торговые отношения предполагаются и другими свидетельствами. [ д ] Торговлей с внешним миром занимались преимущественно арабские купцы. [ 228 ] Было зарегистрировано, что мусульманские торговцы пересекали Нубию, некоторые из них жили в районе Соба. [ 229 ]

Экспорт из Алодии, вероятно, включал сырье, такое как золото , слоновая кость , соль и другие тропические продукты. [ 230 ] а также скрывается. [ 231 ] Согласно устному преданию, арабские купцы приезжали в Алодию продавать шелк и ткани, получая взамен бусы, слоновьи зубы и кожу. [ 232 ] В Собе были найдены шелк и лен, вероятно, происходящие из Египта. [ 233 ] Большая часть найденного там стекла также была импортирована. [ 79 ] Бенджамин Туделский утверждал, что купцы, путешествующие из Алодии в Зувилу, везли с собой шкуры, пшеницу, фрукты, бобовые и соль, а на обратном пути везли с собой золото и драгоценные камни. [ 234 ] Принято считать, что рабов экспортировали из средневековой Нубии. [ 235 ] Адамс постулирует, что Алодия была специализированным государством работорговли, которое эксплуатировало языческое население на западе и юге. [ 236 ] Доказательства регулируемой работорговли очень ограничены. [ 237 ] [ и ] И только с XVI века, после падения христианских королевств, такие свидетельства начинают появляться. [ 239 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кордофанские языки ; различные восточносуданские языки , на которых говорят в долине Верхнего Голубого Нила (например, Берта ); арабский , Бежа ; [ 1 ] и Тигре [ 2 ]
  2. ^ «Самая южная известная церковь, которая предположительно находилась на территории королевства Альва, находилась в Сакади, в 50 км к западу от Сеннара», [ 24 ] в то время как «самая южная находка алванского материала на Голубом Ниле - это керамическая чаша из Халил-эль-Кубры, в 40 км вверх по течению от Сеннара». [ 25 ]
  3. ^ В 1918 году было зарегистрировано, что в некоторых частях Омдурмана, Гезиры и Кордофана практики христианского происхождения включали нанесение крестов на лоб новорожденных или на животы больных мальчиков, а также надевание соломенных крестов на миски с молоком. [ 144 ] В 1927 году было зафиксировано, что вдоль Белого Нила на чашах, наполненных пшеницей, были нарисованы кресты. [ 145 ] В 1930 году было зафиксировано не только раскрашивание крестами юношей в Фазугли и Гезире, но и ношение монет с крестами для оказания помощи от болезней. [ 146 ] Очень похожий обычай был известен в Нижней Нубии, где женщины носили такие монеты по особым праздникам. Вполне вероятно, что это было живым воспоминанием о налоге джизья , которым облагали христиан, отказывавшихся принять ислам. [ 147 ] Ритуалы христианизации известны и в Нубийских горах: кресты рисовали на лбу и груди, наносили на одеяла и корзины. [ 148 ]
  4. Иоанн Эфесский писал об аксумитах в Алодии, возможно, имея в виду купцов, [ 224 ] в то время как современный Косма Индикоплевст сообщил об аксумских торговых экспедициях в долину Голубого Нила, которая, возможно, находилась в сфере влияния Алода. В XII веке аль-Идриси упомянул торговый город в северной Бутане, место, «где купцы из Нубии и Эфиопии собираются вместе с купцами из Египта». [ 225 ] Историк Мордехай Абир предполагает, что купцы из королевства Загве путешествовали через Алодию, чтобы добраться до Египта. [ 226 ] Некоторые эфиопские традиции напоминают о народе по имени Соба Ноба. [ 227 ]
  5. Африканские рабские армии, которые были развернуты в Египте Тулунидами , Ихшидидами и Фатимидами , часто упоминаются как свидетельство нубийской работорговли, но более вероятно, что эти рабы пришли из бассейна Чада . (В источниках Фатимидов они фигурируют как Зувайла , что указывает на происхождение из Зувилы в Феццане.) [ 238 ]
  1. ^ Jump up to: а б Зарруг, 1991 , стр. 89–90.
  2. ^ Jump up to: а б Заборский 2003 , с. 471.
  3. ^ Лайтар 2009 , стр. 93–94.
  4. ^ Jump up to: а б с д Зарруг 1991 , с. 20.
  5. ^ Jump up to: а б Уэлсби 2014 , с. 183.
  6. ^ Уэлсби 2014 , с. 197.
  7. ^ Jump up to: а б Вернер 2013 , с. 93.
  8. ^ Заррог 1991 , стр. 15–23.
  9. ^ Заррог 1991 , стр. 12–15.
  10. ^ Jump up to: а б с Уэлсби 2002 , с. 255.
  11. ^ Jump up to: а б Вантини 2006 , стр. 487–491.
  12. ^ Зарруг 1991 , стр. 19–20.
  13. ^ Уэлсби 2002 , с. 9.
  14. ^ Зарруг 1991 , стр. 58–70.
  15. ^ Вернер 2013 , с. 25.
  16. ^ Jump up to: а б Эдвардс 2004 , с. 221.
  17. ^ Джевецкий и др. 2018 , стр. 28.
  18. ^ Вернер 2013 , стр. 161–164.
  19. ^ Вернер 2013 , стр. 28–29.
  20. ^ Зарруг 1991 , с. 41.
  21. ^ Уэлсби, 2014 , Рисунок 2.
  22. ^ Облуски 2017 , стр. 15.
  23. ^ Jump up to: а б Уэлсби и Дэниэлс 1991 , с. 8.
  24. ^ Jump up to: а б Уэлсби 2002 , с. 86.
  25. ^ Уэлсби 2014 , с. 185.
  26. ^ Сполдинг 1998 , с. 49.
  27. ^ Эдвардс 2004 , с. 253.
  28. ^ Jump up to: а б с Зарруг 1991 , с. 74.
  29. ^ Заррог 1991 , стр. 21–22.
  30. ^ Jump up to: а б с Уэлсби 2002 , с. 26.
  31. ^ Уэлсби 2014 , с. 192.
  32. ^ Уэлсби 2014 , стр. 188–190.
  33. ^ Зарруг 1991 , с. 62.
  34. ^ Уэлсби 2014 , с. 187.
  35. ^ Jump up to: а б Зарруг 1991 , с. 98.
  36. ^ Фаттович 1984 , стр. 105–106.
  37. ^ Зарруг 1991 , с. 8.
  38. ^ Jump up to: а б с Хатке 2013 , §4.5.2.3.
  39. ^ Рилли 2008 , рис. 3.
  40. ^ Рилли 2008 , с. 211.
  41. ^ Рилли 2008 , стр. 216–217.
  42. ^ Вернер 2013 , с. 35.
  43. ^ Hatke 2013 , §4.5.2.1., см. также §4.5. за обсуждение греческой надписи аналогичного содержания.
  44. ^ Хатке 2013 , §4.6.3.
  45. ^ Уэлсби 2002 , стр. 22–23.
  46. ^ Уэлсби 2014 , с. 191.
  47. ^ Уэлсби 2002 , с. 28.
  48. ^ Уэлсби 2002 , стр. 40–41.
  49. ^ Эдвардс 2004 , с. 187.
  50. ^ Вернер 2013 , с. 39.
  51. ^ Эдвардс 2004 , с. 182.
  52. ^ Jump up to: а б Вернер 2013 , с. 45.
  53. ^ Уэлсби 1998 , с. 20.
  54. ^ Пирс 1995 , стр. 148–166.
  55. ^ Цакос и Кляйниц 2018 , с. 127.
  56. ^ Вернер 2013 , стр. 51–62.
  57. ^ Эдвардс 2001 , с. 95.
  58. ^ Джевецкий и Седро 2019 , стр. 129.
  59. ^ Уэлсби 2002 , с. 68.
  60. ^ Вернер 2013 , с. 77.
  61. ^ Уэлсби 2002 , стр. 68–71.
  62. ^ Уэлсби 2002 , с. 77.
  63. ^ Власть 2008 .
  64. ^ Адамс 1977 , стр. 553–554.
  65. ^ Шинни 1961 , с. 76.
  66. ^ Зарруг 1991 , стр. 16–17.
  67. ^ Зарруг 1991 , стр. 17–19.
  68. ^ Зарруг 1991 , с. 17.
  69. ^ Jump up to: а б с д и ж г Уэлсби 2002 , с. 261.
  70. ^ Jump up to: а б Лайтар 2003 , с. 203.
  71. ^ Заррог 1991 , стр. 22–23.
  72. ^ Jump up to: а б Уэлсби 2002 , с. 89.
  73. ^ Годлевски 2012 , стр. 204.
  74. ^ Данис и Зелинска 2017 , с. 184.
  75. ^ Jump up to: а б Лайтар 2009 , стр. 89–94.
  76. ^ Уэлсби 2002 , с. 252.
  77. ^ Jump up to: а б с д и О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 19.
  78. ^ Jump up to: а б Уэлсби и Дэниэлс 1991 , с. 34.
  79. ^ Jump up to: а б Уэлсби и Дэниэлс 1991 , с. 9.
  80. ^ Бесвик 2004 , с. 24.
  81. ^ Jump up to: а б Вернер 2013 , с. 115.
  82. ^ Вантини 1975 , с. 400.
  83. ^ Хасан 1967 , с. 130.
  84. ^ Вантини 1975 , с. 448.
  85. ^ Адамс 1977 , стр. 537–538.
  86. ^ Хирш 1990 , с. 88.
  87. ^ Граецкий 2009 , стр. 121–122.
  88. ^ Журавски 2014 , с. 84.
  89. ^ Картрайт 1999 , с. 256.
  90. ^ Jump up to: а б Уэлсби 2002 , с. 254.
  91. ^ Вернер 2013 , стр. 127, 159.
  92. ^ Jump up to: а б с д Зарруг 1991 , с. 99.
  93. ^ Вернер 2013 , с. 138.
  94. ^ Хасан 1967 , с. 176.
  95. ^ Оуэнс, Трэвис. Осажденные мусульманские крепости и имперская экспансия Эфиопии с 13 по 16 век (PDF) . Военно-морская аспирантура. п. 23. Архивировано (PDF) из оригинала 12 ноября 2020 г.
  96. ^ Пауэлс, Рэндалл (31 марта 2000 г.). История ислама в Африке Издательство Университета Огайо. п. 229. ИСБН  978-0-8214-4461-0 .
  97. ^ Вернер 2013 , стр. 142–143.
  98. ^ Jump up to: а б Хасан 1967 , с. 128.
  99. ^ Хасан 1967 , с. 175.
  100. ^ Хасан 1967 , с. 106.
  101. ^ Адамс 1977 , с. 556.
  102. ^ Браукэмпер 1992 , стр. 108–109, 111.
  103. ^ Хасан 1967 , с. 145.
  104. ^ Адамс 1977 , с. 554.
  105. ^ Хасан 1967 , стр. 129, 132–133.
  106. ^ Адамс 1977 , с. 545.
  107. ^ Вантини 1975 , стр. 784.
  108. ^ МакХью 1994 , с. 38.
  109. ^ Зарруг 1991 , с. 25.
  110. ^ Jump up to: а б Адамс 1977 , с. 538.
  111. ^ Jump up to: а б Адамс 1977 , с. 539.
  112. ^ Хасан 1967 , с. 132.
  113. ^ Jump up to: а б О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 23.
  114. ^ Хасан 1967 , стр. 132–133.
  115. ^ Хасан 1967 , с. 213.
  116. ^ Вантини 1975 , стр. 786–787.
  117. ^ Вантини 1975 , стр. 784–785.
  118. ^ Сполдинг 1974 , стр. 12–21.
  119. ^ Гонсалес-Руибаль и Фалькина 2017 , стр. 16–18.
  120. ^ Сполдинг 1974 , стр. 21–25.
  121. ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , стр. 25–26.
  122. ^ Журавски 2014 , стр. 148–149.
  123. ^ Журавски 2014 , с. 149.
  124. ^ Сполдинг 1985 , с. 23.
  125. ^ Jump up to: а б Вернер 2013 , с. 156.
  126. ^ Адамс 1977 , стр. 557–558.
  127. ^ Адамс 1977 , с. 558.
  128. ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 29.
  129. ^ Эдвардс 2004 , с. 260.
  130. ^ Абу-Манга 2009 , с. 377.
  131. ^ Таха 2012 , с. 10 (Таха приписывает эти имена нубийскому происхождению Донголави ).
  132. ^ Вернер 2013 , с. 171.
  133. ^ Адамс 1977 , с. 564.
  134. ^ МакХью 1994 , с. 59.
  135. ^ Вернер 2013 , стр. 170–171.
  136. ^ Журавски 2014 , стр. 84–85.
  137. ^ Хасан 1967 , стр. 131–132.
  138. ^ Вернер 2013 , с. 150.
  139. ^ Канева 1988 , стр. 212–214.
  140. ^ Вернер 2013 , с. 181.
  141. ^ Сполдинг 1974 , с. 22, примечание 31.
  142. ^ Вернер 2013 , с. 177.
  143. ^ Кроуфут 1918 , с. 56.
  144. ^ Кроуфут 1918 , стр. 55–56.
  145. ^ Вернер 2013 , стр. 177–178.
  146. ^ Чатауэй 1930 , с. 256.
  147. ^ Вернер 2013 , с. 178.
  148. ^ Вернер 2013 , с. 182.
  149. ^ Кроуфорд 1951 , стр. 28–29.
  150. ^ МакХью 2016 , с. 110.
  151. ^ Зарруг 1991 , с. 43.
  152. ^ Jump up to: а б с Зарруг 1991 , с. 97.
  153. ^ Jump up to: а б с д Облуски 2017 , стр. 16.
  154. ^ Jump up to: а б Вантини 1975 , с. 614.
  155. ^ Seignobos 2015 , с. 224.
  156. ^ Сполдинг 1972 , с. 52.
  157. ^ Jump up to: а б Зарруг 1991 , с. 100.
  158. ^ Зарруг 1991 , с. 19.
  159. ^ Jump up to: а б Зарруг 1991 , стр. 98–100.
  160. ^ Jump up to: а б Вернер 2013 , с. 165.
  161. ^ Зарруг 1991 , с. 101.
  162. ^ Кроуфорд 1951 , с. 26.
  163. ^ Jump up to: а б Зарруг 1991 , с. 22.
  164. ^ Зарруг 1991 , с. 85.
  165. ^ Jump up to: а б Вантини 1975 , с. 153.
  166. ^ Манро-Хей 1982 , с. 113.
  167. ^ Зарруг 1991 , стр. 88–90.
  168. ^ Вернер 2013 , с. 46.
  169. ^ Брейер 2014 , стр. 188–189.
  170. ^ Вернер 2013 , с. 186, примечание 6.
  171. ^ Брейер 2014 , стр. 189–190.
  172. ^ Герхард 2023 , с. 147.
  173. ^ Герхард 2023 , с. 140–141.
  174. ^ Очала 2014 , стр. 43–44.
  175. ^ Уэлсби и Дэниелс 1991 , стр. 274–276.
  176. ^ Вернер 2013 , с. 197.
  177. ^ Очала 2014 , стр. 37.
  178. ^ Jump up to: а б с д Уэлсби 2002 , с. 153.
  179. ^ Уэлсби 2002 , с. 149, примечание 38.
  180. ^ Baldi & Varriale 2010 , стр. 284–288.
  181. ^ Вернер 2013 , с. 163.
  182. ^ Уэлсби 1996 , с. 188.
  183. ^ Эдвардс 2004 , с. 222.
  184. ^ Уэлсби 1998 , стр. 28–29.
  185. ^ Jump up to: а б с Уэлсби 2002 , с. 154.
  186. ^ Уэлсби 1998 , с. 275.
  187. ^ Уэлсби 1998 , стр. 30–32.
  188. ^ Уэлсби 1996 , с. 187.
  189. ^ Уэлсби и Дэниелс 1991 , стр. 321–322.
  190. ^ Турецкий 1974 , с. 100.
  191. ^ Турецкий 1974 , с. 95.
  192. ^ Jump up to: а б с Уэлсби и Дэниэлс 1991 , с. 322.
  193. ^ Уэлсби 2002 , с. 155.
  194. ^ Jump up to: а б Вернер 2013 , с. 164.
  195. ^ Уэлсби 2002 , с. 149.
  196. ^ Уэлсби 1996 , с. 189.
  197. ^ Уэлсби 2002 , с. 194.
  198. ^ Данис и Зелинска 2017 , стр. 177–178.
  199. ^ Данис и Зелинска 2017 , с. 182.
  200. ^ Уэлсби 2002 , с. 234.
  201. ^ Данис и Зелинска 2017 , стр. 179–181.
  202. ^ Уэлсби 2002 , с. 235.
  203. ^ Данис и Зелинска 2017 , с. 180.
  204. ^ Уэлсби 2002 , стр. 194–195.
  205. ^ Данис и Зелинска 2017 , с. 183.
  206. ^ Уэлсби 2002 , с. 185.
  207. ^ Заррог 1991 , стр. 77–79.
  208. ^ Зарруг 1991 , с. 75.
  209. ^ Уэлсби и Дэниелс 1991 , стр. 265–267.
  210. ^ Вантини 1975 , с. 613.
  211. ^ Уэлсби 2002 , с. 186.
  212. ^ Вантини 1975 , стр. 274.
  213. ^ Уэлсби и Дэниелс 1991 , с. 273.
  214. ^ Уэлсби и Дэниэлс 1991 , Таблица 16.
  215. ^ Jump up to: а б Уэлсби 2002 , с. 188.
  216. ^ Jump up to: а б Уэлсби 1998 , с. 245.
  217. ^ Jump up to: а б Уэлсби 2002 , с. 187.
  218. ^ Уэлсби 1998 , с. 241.
  219. ^ Уэлсби 1998 , с. 240.
  220. ^ Вернер 2013 , с. 166.
  221. ^ Уэлсби 2002 , с. 213.
  222. ^ Зарруг 1991 , с. 87.
  223. ^ Уэлсби 2002 , стр. 214–215.
  224. ^ Хатке 2013 , §5.3.
  225. ^ Уэлсби 2002 , с. 215.
  226. ^ Абир 1980 , с. 15.
  227. ^ Брита 2014 , с. 517.
  228. ^ Зарруг 1991 , с. 86.
  229. ^ Хасан 1967 , с. 46.
  230. ^ Зарруг 1991 , с. 84.
  231. ^ Зарруг 1991 , с. 82.
  232. ^ Абд ар-Рахман 2011 , с. 52.
  233. ^ Уэлсби и Дэниелс 1991 , с. 307.
  234. ^ Гесс 1965 , с. 17.
  235. ^ Эдвардс 2011 , стр. 87–88.
  236. ^ Адамс 1977 , с. 471.
  237. ^ Эдвардс 2011 , с. 103.
  238. ^ Эдвардс 2011 , стр. 89–90.
  239. ^ Эдвардс 2011 , стр. 95–96.

Источники

[ редактировать ]

15 ° 31'26 "N 32 ° 40'51" E  /  15,52389 ° N 32,68083 ° E  / 15,52389; 32.68083

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5dae9cdf58e2506212fd2d0319a78c24__1724760660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/24/5dae9cdf58e2506212fd2d0319a78c24.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alodia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)