Алодия
Алодия | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
VI век – ок. 1500 | |||||||||||||
Возможный флаг согласно Каталонскому Атласу 1375 года. | |||||||||||||
![]() Предполагаемые размеры Алодии в 10 веке. | |||||||||||||
Капитал | Комната | ||||||||||||
Общие языки | Нубийский Меройский (возможно, до сих пор говорят) Греческий (литургический) Другие [ а ] | ||||||||||||
Религия | Коптское православие Традиционная африканская религия | ||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||||||||
• Первое упоминание | 6 век | ||||||||||||
• Разрушено | в. 1500 | ||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Судан Эритрея |
Алодия , также известная как Алва ( греч . Αρουα , Аруа ; [ 3 ] Арабский : علوة , ʿАлва ) — средневековое королевство на территории современного центрального и южного Судана. Ее столицей был город Соба , расположенный недалеко от современного Хартума в месте слияния рек Голубой и Белый Нил .
Основанная где-то после падения древнего королевства Куш , около 350 года нашей эры, Алодия впервые упоминается в исторических записях в 569 году. Это было последнее из трех нубийских королевств, принявшее христианство в 580 году, после Нобадии и Макурии . Возможно, он достиг своего пика в IX–XII веках, когда записи показывают, что он превосходил своего северного соседа Мукурию, с которым поддерживал тесные династические связи, по размерам, военной мощи и экономическому процветанию. Алодия была большим многокультурным государством, которым управлял могущественный король и назначаемые им губернаторы провинций. Столица Соба, описываемая как город «обширных жилищ и церквей, полных золота и садов». [ 4 ] процветал как торговый центр. Товары поступали из Мукурии, Ближнего Востока, Западной Африки, Индии и даже Китая. грамотность как на нубийском , так и на греческом языках Процветала .
С 12-го и особенно 13-го века Алодия пришла в упадок, возможно, из-за вторжений с юга, засухи и изменения торговых путей. В 14 веке страну могла опустошить чума , а арабские племена начали мигрировать в долину Верхнего Нила . Примерно к 1500 году Соба перешла либо к арабам, либо к Фунджу . Вероятно, это ознаменовало конец Алодии, хотя некоторые суданские устные традиции утверждали, что она сохранилась в форме Королевства Фазугли на эфиопско -суданской границе. После разрушения Собы Фундж основал Султанат Сеннар , положив начало периоду исламизации и арабизации .
Источники
[ редактировать ]

Алодия, безусловно, наименее изученное из трех средневековых нубийских королевств. [ 5 ] следовательно, доказательства очень невелики. [ 6 ] Большая часть того, что известно о нем, исходит от горстки средневековых арабских историков. Наиболее важными из них являются исламские географы аль-Якуби (9 век), Ибн Хаукал и аль-Асуани (10 век), которые оба посетили страну, и копт Абу аль-Макарим. [ 7 ] (12 век). [ 8 ] События вокруг христианизации царства в VI веке описал современный ему епископ Иоанн Эфесский ; [ 9 ] Различные постсредневековые суданские источники рассказывают о его падении. [ 10 ] [ 11 ] Аль-Асуани отметил, что он общался с нубийским историком, который «хорошо знаком со страной Алва». [ 12 ] но никаких средневековых нубийских историографических работ до сих пор обнаружено не было. [ 13 ]
Хотя известны многие алодианские сайты, [ 14 ] только столица Соба подверглась обширным раскопкам. [ 15 ] Части этого места были раскопаны в начале 1950-х годов, дальнейшие раскопки проводились в 1980-х и 1990-х годах. [ 16 ] Новый междисциплинарный исследовательский проект планировалось начать в конце 2019 года. [ 17 ] Соба находится примерно в 2,75 км. 2 (1,06 квадратных миль) и покрыт многочисленными насыпями кирпичных обломков, ранее принадлежавших монументальным сооружениям. [ 16 ] Открытия, сделанные на данный момент, включают несколько церквей, дворец, кладбища и множество мелких находок. [ 18 ]
География
[ редактировать ]Алодия располагалась в Нубии, регионе, который в средние века простирался от Асуана на юге Египта до неопределенной точки к югу от слияния рек Белый и Голубой Нил . [ 19 ] Сердцем королевства была Гезира , плодородная равнина, ограниченная Белым Нилом на западе и Голубым Нилом на востоке. [ 20 ] В отличие от долины Белого Нила, долина Голубого Нила богата известными алодийскими археологическими памятниками, в том числе Соба. [ 21 ] Степень влияния Алодиана на юге неясна. [ 22 ] хотя вполне вероятно, что оно граничило с Эфиопским нагорьем. [ 23 ] Самые южные из известных алодианских стоянок находятся недалеко от Сеннара . [ б ]
К западу от Белого Нила Ибн Хавкал проводил различие между Аль-Джеблианом, который контролировался Макурией и, вероятно, соответствовал северному Кордофану , и контролируемым Алодианом Аль-Ахдином, который был отождествлен с Нубийскими горами и, возможно, простирался до далеко на юге, как Джебель-эль-Лири , недалеко от современной границы с Южным Суданом . [ 26 ] связях Нубии с Дарфуром , но доказательств недостаточно. Высказывались предположения о [ 27 ]
Северный регион Алодии, вероятно, простирался от места слияния двух Нилов вниз по течению до Абу-Хамада возле острова Мограт . [ 28 ] Абу Хамад, вероятно, представлял собой самый северный форпост провинции Алодиан, известный как аль-Абваб («ворота»). [ 29 ] хотя некоторые ученые также предполагают более южное расположение, ближе к реке Атбара . [ 30 ] Никаких свидетельств существования крупного алодийского поселения к северу от места слияния двух Нилов обнаружено не было. [ 31 ] хотя там зафиксировано несколько фортов. [ 32 ]
Между Нилом и Атбарой лежала Бутана , [ 33 ] луга, пригодные для содержания скота . [ 28 ] Вдоль Атбары и прилегающей к ней дельте Гаша (близ Кассалы ) отмечено множество христианских памятников. [ 34 ] По словам Ибн Хаукаля, вассальный король, верный Алодии, управлял регионом вокруг дельты Гаша. [ 35 ] Фактически, большая часть суданско-эфиопско- эритрейских приграничных территорий, когда-то находившихся под контролем эфиопского королевства Аксум , по-видимому, находилась под влиянием Алодии. [ 36 ] Сообщения Ибн Хаукаля и аль-Асуани предполагают, что Алодия также контролировала пустыню вдоль побережья Красного моря . [ 23 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Имя Алодия может иметь значительную древность и, возможно, впервые появилось как Алут на кушитской стеле царя Настасена конца IV века до нашей эры. Он снова появился как Альва в списке кушитских городов римского автора Плиния Старшего (I век нашей эры), который, как утверждается, расположен к югу от Мероэ . [ 37 ] Другой город под названием Алва упоминается в аксумской надписи IV века на камне Эзана , причем город расположен недалеко от слияния рек Нил и Атбара. [ 38 ]
К началу IV века Королевство Куш, которое раньше контролировало большую часть берегов реки Судан, пришло в упадок, и нубийцы (носители нубийских языков ) начали селиться в долине Нила. [ 40 ] Первоначально они жили к западу от Нила, но изменения климата вынудили их двинуться на восток, что привело к конфликтам с Кушем, по крайней мере, с I века до нашей эры. [ 41 ] В середине IV века нубийцы заняли большую часть территории, когда-то контролируемой Кушем. [ 38 ] тогда как оно ограничивалось северными участками Бутаны. [ 42 ] В аксумской надписи упоминается, что воинственные нубийцы также угрожали границам Аксумского царства к северу от реки Текезе , в результате чего была организована аксумская экспедиция. [ 43 ] В нем описывается поражение нубийцев от аксумских войск и последующий марш к слиянию Нила и Атбары. Там аксумиты разграбили несколько кушитских городов, в том числе Алву. [ 38 ]

Археологические данные свидетельствуют о том, что Кушское царство прекратило свое существование в середине IV века. Неизвестно, сыграли ли аксумские экспедиции прямую роль в его падении. Кажется вероятным, что присутствие аксумцев в Нубии было недолгим. [ 44 ] Со временем в регионе возникли региональные центры, правящая элита которых была похоронена в больших курганах . [ 45 ] Такие курганы внутри того, что впоследствии стало Алодией, известны из Эль-Хобаги , Джебель-Киси и, возможно, Джебель-Аулии . [ 46 ] Раскопанные курганы Эль-Хобаги датируются концом IV века. [ 47 ] и содержал разнообразное оружие, имитирующее кушитские царские погребальные ритуалы. [ 48 ] Между тем, многие кушитские храмы и поселения, в том числе бывшая столица Мероэ, похоже, в значительной степени заброшены. [ 49 ] Сами кушиты были поглощены нубийцами [ 50 ] и их язык был заменен нубийским. [ 51 ]
Как возникло Королевство Алодия, неизвестно. [ 52 ] Его формирование было завершено к середине VI века, когда, как говорят, оно существовало наряду с другими нубийскими королевствами Нобадия и Макурия на севере. [ 30 ] Соба, которая к VI веку превратилась в крупный городской центр. [ 53 ] служил ее столицей. [ 30 ] В 569 году впервые упоминается Королевство Алодия, описанное Иоанном Эфесским как царство, находящееся на пороге христианизации . [ 52 ] Независимо от Иоанна Эфесского, существование королевства также подтверждается греческим документом конца VI века из Византийского Египта , в котором описывается продажа алодийской рабыни. [ 54 ]
Христианизация и пик
[ редактировать ]

В рассказе Иоанна Эфесского подробно описываются события, связанные с христианизацией Алодии. Будучи самым южным из трех нубийских королевств, Алодия была последней, принявшей христианство. По словам Иоанна, король Алодии знал об обращении Нобадии в 543 году и попросил его прислать епископа, который также крестил бы его народ. Просьба была удовлетворена в 580 году, и был отправлен Лонгин , что привело к крещению короля, его семьи и местной знати. Таким образом, Алодия стала частью христианского мира под управлением Коптского Александрийского Патриархата . После преобразования несколько языческих храмов, таких как храм в Мусавварате-эс-Суфре , вероятно, были преобразованы в церкви. [ 56 ] Степень и скорость, с которой христианство распространилось среди населения Алодии, неизвестны. Несмотря на обращение дворянства, вполне вероятно, что христианизация сельского населения продвигалась очень медленно, если вообще продвигалась. [ 57 ] Отчет Иоанна Эфесского также подразумевает напряженность между Алодией и Макурией. К этому периоду недавно были отнесены несколько фортов к северу от места слияния двух Нилов. Однако их оккупация не превышала VII века, что позволяет предположить, что макурианско-алодийский конфликт вскоре был разрешен. [ 58 ]
Между 639 и 641 годами арабы-мусульмане отвоевали Египет у Византийской империи . [ 59 ] Мукурия, которая к этому времени была объединена с Нобадией, [ 60 ] отразил два последующих мусульманских вторжения: одно в 641/642 году , а другое в 652 году . После этого Мукурия и арабы согласились подписать Бакт , мирный договор, который включал ежегодный обмен подарками и социально-экономические правила между арабами и нубийцами. [ 61 ] Алодия была прямо упомянута в договоре как не затронутая им. [ 62 ] Хотя арабам не удалось завоевать Нубию, они начали селиться вдоль западного побережья Красного моря. Они основали портовые города Айдхаб и Бади в VII веке и Суакин , впервые упоминаемый в X веке. [ 63 ] С 9 века они двинулись дальше вглубь страны, поселившись среди беджа по всей Восточной пустыне. Арабское влияние оставалось ограниченным к востоку от Нила до 14 века. [ 64 ]

На основании археологических данных было высказано предположение, что столица Алодии Соба достигла своего пика развития между 9 и 12 веками. [ 65 ] В 9 веке Алодия была впервые, хотя и кратко, описана арабским историком аль-Якуби. В его кратком отчете говорится, что Алодия является более сильным из двух нубийских королевств, и для ее пересечения требуется трехмесячное путешествие. Он также записал, что мусульмане время от времени туда приезжали. [ 66 ]
Столетие спустя, в середине 10 века, Алодию посетил путешественник и историк Ибн Хавкал, в результате чего был составлен наиболее полный известный отчет о королевстве. Он очень подробно описал географию и население Алодии, создавая впечатление большого полиэтнического государства. Он также отметил его процветание, имея «непрерывную цепь деревень и непрерывную полосу обрабатываемых земель». [ 67 ] Когда прибыл Ибн Хавкал, правящего царя звали Евсевий, которому после его смерти наследовал его племянник Стефанос. [ 68 ] [ 69 ] Другим алодианским царем этого периода был Давид, известный по надгробию в Собе. Первоначально его правление было датировано 999–1015 годами, но по палеографическим основаниям теперь оно датируется более широко - IX или X веками. [ 70 ]
Отчет Ибн Хаукаля с описанием географии Алодии был в значительной степени подтвержден аль-Асуани, послом Фатимидов , отправленным в Мукурию, который продолжил поездку в Алодию. Подобно описанию аль-Якуби, сделанному 100 лет назад, Алодия была отмечена как более могущественная, чем Мукурия, более обширная и имеющая большую армию. Столица Соба была процветающим городом с «прекрасными зданиями, обширными жилищами и церквями, полными золота и садами», а также большим мусульманским кварталом. [ 4 ]

Абу аль-Макарим (12 век) [ 7 ] был последним историком, подробно упоминавшим Алодию. Его по-прежнему описывали как большое христианское королевство, в котором насчитывалось около 400 церквей. Говорят, что особенно большая и прекрасно построенная церковь находилась в Собе и называлась «Церковью Манбали». [ 71 ] Два алодийских царя, Василий и Павел, упоминаются в арабских письмах XII века из Касра Ибрима . [ 69 ]
Есть свидетельства того, что в определенные периоды между алодианскими и макурскими царскими семьями существовали тесные отношения. Возможно, трон часто переходил к королю, отец которого принадлежал к королевской семье другого государства. [ 72 ] Нубиолог Влодзимеж Годлевский утверждает, что именно при макурском короле Меркурии (начало 8 века) два королевства начали сближаться друг с другом. [ 73 ] В 943 году аль-Масуди писал, что Мукурийский царь правил Алодией, а Ибн Хавкаль писал, что все было наоборот. [ 72 ] В XI веке в искусстве Макурии появилась новая царская корона; Было высказано предположение, что это произошло от алодианского двора. [ 74 ] Король Мышей Георгиос , который, как известно, правил в Мукурии во второй половине XII века, правил, скорее всего, обоими королевствами посредством личной унии . Учитывая, что в его королевском титуле («король Аруадов и Макуритаев») Алодия упоминается раньше Макурии, возможно, изначально он был королем Алодии. [ 75 ]
Отклонить
[ редактировать ]
Археологические данные из Собы предполагают упадок города и, следовательно, возможно, Алодийского королевства с 12 века. [ 76 ] К ц. 1300 г. Упадок Алодии был уже далеко позади. [ 77 ] Никакой керамики или стеклянной посуды, датируемой XIII веком, в Собе обнаружено не было. [ 78 ] Две церкви, очевидно, были разрушены в 13 веке, но вскоре после этого были восстановлены. [ 79 ] Было высказано предположение, что Алодия подверглась нападению со стороны африканца, возможно, Нилота . [ 80 ] люди по имени Дамадим, которые произошли из приграничного региона современного Судана и Южного Судана, вдоль реки Бахр-эль-Газаль . [ 81 ] По словам географа Ибн Саида аль-Магриби , они напали на Нубию в 1220 году. [ 82 ] Соба, возможно, была завоевана в это время, страдая от оккупации и разрушений. [ 81 ] В конце 13 века произошло еще одно вторжение неизвестного народа с юга. [ 83 ] В тот же период поэт аль-Харрани писал, что столица Алодии теперь называется Вайлула. [ 77 ] описывается как «очень большой» и «построенный на западном берегу Нила». [ 84 ] В начале XIV века географ Шамсаддин ад-Димашки писал, что столицей было место под названием Куша, расположенное вдали от Нила, где воду приходилось добывать из колодцев. [ 85 ] На современной итальянско - майоркинской карте Дульсерта изображены как Алодия («Уголь»), так и Соба («Собаа»). [ 86 ]
Экономические факторы, похоже, также сыграли свою роль в упадке Алодии. С 10 по 12 века на побережье Восточной Африки возникли новые торговые города, такие как Килва . Это были прямые торговые конкуренты, поскольку они экспортировали аналогичные товары в Нубию. [ 87 ] Период сильных засух, произошедших в Африке к югу от Сахары между 1150 и 1500 годами, также повлиял бы на экономику Нубии. [ 88 ] Археоботанические данные из Собы позволяют предположить, что город пострадал от чрезмерного выпаса скота и чрезмерного возделывания земель. [ 89 ]
К 1276 году аль-Абваб, ранее описываемый как самая северная провинция Алодии, был записан как независимое отколовшееся королевство, правящее обширными территориями. Точные обстоятельства его отделения и его отношения с Алодией после этого остаются неизвестными. [ 90 ] На основании находок керамики было высказано предположение, что Аль-Абваб продолжал процветать до 15, а возможно, даже до 16 века. [ 91 ] В 1286 году принц -мамлюк отправил послов к нескольким правителям центрального Судана. Неясно, подчинялись ли они еще королю в Собе. [ 92 ] или если бы они были независимыми, что означало бы фрагментацию Алодии на несколько мелких государств к концу 13 века. [ 77 ] В 1317 году экспедиция мамлюков преследовала арабских разбойников вплоть до Кассалы в Таке (один из регионов, принявших посланника мамлюков в 1286 году). [ 92 ] ), маршируя по возвращению через аль-Абваб и Мукурию. [ 93 ]

В XIV и XV веках большая часть территории современного Судана была захвачена арабскими племенами. [ 94 ] в то время как султанат Адал оказывал некоторое влияние на территорию вокруг Суакина. [ 95 ] [ 96 ] Бедуины, возможно, извлекли выгоду из чумы , которая, как предполагается, опустошила Нубию в середине 14 века, убив многих оседлых нубийцев, но не затронув кочевых арабов. [ 97 ] Затем они смешались бы с оставшимся местным населением, постепенно взяв под свой контроль землю и людей. [ 98 ] получают большую выгоду от своего большого населения в распространении своей культуры. [ 99 ] Первая зарегистрированная миграция арабов в Нубию датируется 1324 годом. [ 100 ] , именно распад Макурии в конце 14 века По словам археолога Уильяма Адамса привел к тому, что «ворота паводка» «распахнулись настежь». [ 101 ] Многие, первоначально пришедшие из Египта, следовали по течению Нила, пока не достигли Аль-Даббы . Здесь они направились на запад, чтобы мигрировать вдоль Вади-эль-Малик , чтобы добраться до Дарфура или Кордофана. [ 102 ] Алодия, в частности Бутана и Гезира, была целью тех арабов, которые жили среди беджа. [ 103 ] в Восточной пустыне на протяжении веков. [ 104 ]
Первоначально королевство могло осуществлять власть над некоторыми вновь прибывшими арабскими группами, заставляя их платить дань. Ситуация становилась все более опасной по мере прибытия новых арабов. [ 105 ] Ко второй половине XV века арабы заселили всю центральную суданскую долину Нила, за исключением территории вокруг Собы. [ 98 ] это было все, что осталось от владений Алодии. [ 106 ] В 1474 г. [ 107 ] было зарегистрировано, что арабы основали город Арбаджи на Голубом Ниле, который быстро превратился в важный центр торговли и исламского образования. [ 108 ] Было зарегистрировано, что примерно в 1500 году нубийцы находились в состоянии полной политической раздробленности, поскольку у них не было короля, но было 150 независимых владений, сосредоточенных вокруг замков по обе стороны Нила. [ 77 ] Археология свидетельствует, что Соба к этому времени была практически разрушена. [ 10 ]
Падать
[ редактировать ]
Неясно, было ли разрушено Королевство Алодия арабами под предводительством Абдаллы Джаммы или Фунджем , африканской группой с юга, возглавляемой их королем Амарой Дункасом . [ 10 ] Большинство современных ученых теперь согласны с тем, что оно пало из-за арабов. [ 109 ] [ 110 ]
Абдалла Джамма («Абдаллах собиратель»), одноименный предок. [ 111 ] из суданского племени Абдаллаб , был руфаа [ 112 ] Араб, который, согласно суданским традициям, поселился в долине Нила после прихода с востока. Он укрепил свою власть и основал свою столицу в Керри , к северу от места слияния двух Нилов. [ 113 ] В конце 15 века он собрал арабские племена, чтобы выступить против алодийской «тирании», как ее называют, которая интерпретировалась как имеющая религиозно-экономические мотивы. Арабы-мусульмане больше не признавали правление христианского правителя и его налогообложение. Под руководством Абдаллы Алодия и ее столица Соба были разрушены. [ 114 ] В результате была получена богатая добыча, такая как «украшенная драгоценностями корона» и «знаменитое ожерелье из жемчуга и рубинов». [ 113 ]

Согласно другой традиции, записанной в старых документах из Шенди , Соба была разрушена Абдаллахом Джаммой в 1509 году, уже подвергнувшись нападению в 1474 году. Говорят, что идея объединения арабов против Алодии уже была в голове у эмира , жившего между 1439 годом. и 1459. С этой целью он переселился из Бары в Кордофане на гору близ Эд-Дуэйма на Белом Ниле. При его внуке по имени Эмир Хумайдан был перейден Белый Нил. Там он встретил другие арабские племена и напал на Алодию. Король Алодии был убит, но «патриарху», вероятно, архиепископу Собы, удалось бежать. Вскоре он вернулся в Соба. Был коронован марионеточный король и собрана армия нубийцев, беджа и абиссинцев, чтобы сражаться «во имя религии». Тем временем арабский союз был на грани распада, но Абдалла Джамма воссоединил их, а также вступил в союз с королем Фунджа Амарой Дункасом. Вместе они наконец победили и убили патриарха, после чего разрушили Собу и поработили ее население. [ 11 ]
The Funj Chronicle , сборник авторов [ 115 ] история султаната Фундж , составленная в 19 веке, приписывает разрушение Алодии королю Амаре Дункасу; он также был союзником Абдаллы Джаммы. [ 110 ] Это нападение датируется 9 веком после Хиджры ( ок. 1396–1494). Говорят, что после этого Соба служила столицей Фунджа до основания Сеннара в 1504 году. [ 116 ] В «Табакат Дайфаллах» , истории суфизма в Судане ( около 1700 г.), кратко упоминается, что Фундж напал на «королевство нубийцев» и разгромил его в 1504–1505 гг. [ 117 ]
Наследие
[ редактировать ]
Историк Джей Сполдинг предполагает, что падение Собы не обязательно было концом Алодии. По словам еврейского путешественника Давида Рубени , посетившего страну в 1523 году, на восточном берегу Голубого Нила все еще существовало «Королевство Соба», хотя он прямо отмечал, что сама Соба находится в руинах. Это соответствует устным традициям Верхнего Голубого Нила, которые утверждают, что Алодия пережила падение Собы и все еще существовала вдоль Голубого Нила. Постепенно оно отступило в горы Фазугли на эфиопско-суданской границе, образовав Королевство Фазугли . [ 118 ] Недавние раскопки в западной Эфиопии, похоже, подтверждают теорию алодийской миграции. [ 119 ] В конце концов Фундж завоевал Фазугли в 1685 году, и его население, известное как Хамадж , стало основной частью Сеннара, в конечном итоге захватив власть в 1761–1762 годах. [ 120 ] Совсем недавно, в 1930 г. [ 111 ] Жители деревни Хамадж на юге Гезиры клялись: «Соба - дом моих дедушек и бабушек, который может заставить камень плавать, а ватный тампон тонуть». [ 92 ]
В 1504–1505 годах Фундж основал султанат Фундж, включивший в себя владения Абдаллы Джаммы, что, согласно некоторым традициям, произошло после битвы, в которой Амара Дункас победил его. [ 121 ] Фунджи сохранили некоторые средневековые нубийские обычаи, такие как ношение корон с чертами, напоминающими бычьи рога, называемые такия умм карнейн . [ 122 ] бритье головы короля во время его коронации, [ 123 ] и, по словам Джея Сполдинга, обычай воспитывать принцев отдельно от их матерей, в строгом заключении. [ 124 ]
После падения Алодии произошла обширная арабизация , когда нубийцы приняли племенную систему арабских мигрантов. [ 125 ] Те, кто жил вдоль Нила между Аль-Даббой на севере и местом слияния двух Нилов на юге, были включены в племя Джаалин . [ 126 ] К востоку, западу и югу от Джаалина в стране теперь доминировали племена, претендующие на происхождение от Джухайны . [ 127 ] В окрестностях Собы преобладала племенная идентичность Абдаллаб. [ 128 ] На нубийском языке говорили в центральном Судане до 19 века, когда его заменил арабский язык . [ 129 ] В суданском арабском языке сохранилось много слов нубийского происхождения. [ 130 ] а нубийские топонимы можно найти даже на юге штата Голубой Нил . [ 131 ]
Судьба христианства в регионе остается во многом неизвестной. [ 132 ] Церковные институты рухнули бы вместе с падением королевства. [ 125 ] что привело к упадку христианской веры и появлению вместо нее ислама. [ 133 ] Исламизированные группы из северной Нубии начали обращать в свою веру Гезиру. [ 134 ] Еще в 1523 году король Амара Дункас, который изначально был язычником или номинальным христианином, был записан как мусульманин. [ 135 ] Тем не менее, в XVI веке значительная часть нубийцев все еще считала себя христианами. [ 136 ] Путешественник, посетивший Нубию около 1500 года, подтверждает это, а также говорит, что нубийцам настолько не хватало христианского наставления, что они не имели никакого знания о вере. [ 137 ] В 1520 году нубийские послы прибыли в Эфиопию и обратились к императору с просьбой предоставить священников. Они утверждали, что священники больше не могут добраться до Нубии из-за войн между мусульманами, что привело к упадку христианства на их земле. [ 138 ] в Христианское захоронение , датированное радиоуглеродным методом, Гейли к югу от 6-го водопада, также датируется 16 веком. [ 139 ] В первой половине 17 века в пророчестве суданского шейха Идриса Вад аль-Арбаба упоминалась церковь в Нубийских горах. [ 140 ] Еще в начале 1770-х годов в районе эфиопско-суданской границы существовало христианское княжество под названием Шайра. [ 141 ] Апотропные ритуалы, возникшие из христианских практик, пережили обращение в ислам. [ 142 ] Еще в 20 веке несколько практик несомненно христианского происхождения были «распространены, хотя, конечно, и не универсальны, в Омдурмане , Гезире и Кордофане». [ 143 ] обычно вращается вокруг нанесения крестов на людей и предметы. [ с ]
Соба, которая оставалась заселенной как минимум до начала 17 века. [ 149 ] служил, среди многих других разрушенных алодианских памятников, постоянным источником кирпича и камней для близлежащих святилищ Куббы , посвященных суфийским святым. [ 150 ] В начале 19 века многие из оставшихся в Собе кирпичей были разграблены для строительства Хартума , новой столицы Турецкого Судана . [ 151 ]
Администрация
[ редактировать ]Хотя информация о правительстве Алодии скудна, [ 152 ] вероятно, оно было похоже на то, что было у Макурии . [ 153 ] Главой государства был король, который, по мнению аль-Асуани, правил как абсолютный монарх . [ 152 ] Было записано, что он мог по своему желанию поработить любого из своих подданных, которые не сопротивлялись его решению, а падали ниц перед ним. [ 154 ] Как и в Макурии, наследование Алодийского престола было по материнской линии : на престол унаследовал сын сестры короля, а не его сын. [ 153 ] Могут быть свидетельства существования передвижного королевского лагеря, хотя перевод первоисточника Абу аль-Макарима не является точным. [ 155 ] Известно, что подобные мобильные суды существовали в раннем султанате Фундж, Эфиопии и Дарфуре . [ 156 ]
Королевство было разделено на несколько провинций, находящихся под суверенитетом Соба. [ 157 ] Похоже, этими провинциями управляли делегаты короля. [ 152 ] Аль-Асуани заявил, что губернатор северной провинции Аль-Абваб был назначен королем. [ 158 ] Это было похоже на то, что Ибн Хавкал записал для региона дельты Гаша, которым управлял назначенный арабофон (говоривший на арабском языке). [ 35 ] В 1286 году эмиссары мамлюков были отправлены к нескольким правителям центрального Судана. Неясно, были ли эти правители на самом деле независимыми. [ 77 ] или если бы они остались в подчинении короля Алодии. Если бы последнее было так, это дало бы понимание территориальной организации королевства. « Сахиб » аль-Абваба [ 92 ] кажется, несомненно, был независимым. [ 90 ] Помимо Аль-Абваба, упоминаются следующие регионы: Аль-Анаг (возможно, Фазугли); Ари; Бара; Бефал; Данфу; Кедру (возможно, в честь Кадеро, деревни к северу от Хартума); Керса (Гезира); и Така (район вокруг дельты Гаша). [ 159 ]
В Алодии переплелись государство и церковь. [ 160 ] его покровителями, вероятно, были короли Алоди. [ 161 ] Коптские документы, обнаруженные Иоганном Михаэлем Ванслебом в конце 17 века, перечисляют следующие епископства в Алодийском королевстве: Ародиас, Борра, Гагара, Мартин, Банази и Менкеса. [ 162 ] «Ародиас» может относиться к епископству в Собе. [ 160 ] Епископы зависели от Александрийского патриарха. [ 4 ]
У Алодии могла быть постоянная армия, [ 159 ] в котором кавалерия, вероятно, демонстрировала силу и символизировала королевскую власть в глубине провинций. [ 163 ] Из-за своей скорости лошади также были важны для связи, обеспечивая быструю курьерскую службу между столицей и провинцией. [ 163 ] Помимо лошадей, лодки также играли центральную роль в транспортной инфраструктуре. [ 164 ]
Имя | Дата правила | Комментарий |
---|---|---|
Джорджиос | ? | Записано на надписи в Собе. [ 69 ] |
Дэйвид | 9 или 10 век | Записано на его надгробии в Собе. Первоначально предполагалось, что он правил с 999 по 1015 год, но теперь предполагается, что он жил в 9-10 веках. [ 70 ] |
Евсевий | в. 938–955 | Упоминается Ибн Хаукалом. [ 69 ] [ 165 ] |
Стивен | в. 955 | Упоминается Ибн Хаукалом. [ 69 ] [ 165 ] |
Мыши Георгиос | в. 1155–1190 гг. | Совместный правитель Макурии и Алодии. Записано на письмах Касра Ибрима и граффито Фараса. [ 75 ] |
?Базилик | 12 век | Записано в арабском письме Касра Ибрима. [ 69 ] и граффито из Мероэ(?). [ 166 ] |
?Пол | 12 век | Записано на арабском письме Касра Ибрима. [ 69 ] |
Культура
[ редактировать ]Языки
[ редактировать ]

Хотя Алодия была полиэтничной и, следовательно, полиязычной, [ 167 ] По сути, это было нубийское государство, большинство которого говорило на нубийском языке. [ 168 ] На основании нескольких надписей, найденных на территории Алодии, было высказано предположение, что алодийцы говорили на диалекте, отличном от древнего нобиина северной Нубии, получившем название алван-нубийского . Это предположение основано прежде всего на письме, использованном в этих надписях. [ 169 ] который, хотя и основан на греческом алфавите , [ 170 ] отличается от используемого в Макурии тем, что не использует коптские диакритические знаки , а вместо этого использует специальные символы, основанные на меройских иероглифах . Однако в конечном итоге классификация этого языка и его связь со старым нобиином еще предстоит уточнить. [ 171 ] Похоже, что он вымер к 19 веку, когда его заменил арабский язык. [ 172 ] Несколько путешественников XIX века сообщили, что на донголави или близком к нему диалекте все еще говорят на юге, вплоть до 5-го порога, если не на Шенди. [ 173 ]

Хотя использовался греческий, престижный сакральный язык, похоже, на нем не говорили. [ 174 ] Примером использования греческого языка в Алодии является надгробие царя Давида из Собы, где он написан с вполне правильной грамматикой. [ 175 ] Аль-Асуани отметил, что книги были написаны на греческом языке, а затем переведены на нубийский язык. [ 4 ] Христианская литургия также велась на греческом языке. [ 176 ] Коптский, вероятно, использовался для общения с Александрийским Патриархом. [ 153 ] но письменные коптские остатки очень редки. [ 177 ]
Помимо нубийского, по всему королевству говорили на множестве языков. В Нубийских горах диалектами встречались несколько кордофанских языков вместе с горнубийскими . Вверх по течению Голубого Нила на восточносуданских языках, таких как берта или гумуз говорили . На восточных территориях жили беджа, говорившие на своем кушитском языке , как и семитские арабы. [ 1 ] и Тигре . [ 2 ]
Церковная архитектура
[ редактировать ]
По всему королевству зарегистрировано существование 400 церквей; большинство из них еще предстоит обнаружить. [ 178 ] На данный момент идентифицированы только семь человек, учитывая простые названия церквей «А», «Б», «С», «Е», церкви «Курган С» в Собе, церкви в Сакади и храма-церкви в Мусавварате. ас-Суфра. [ 179 ] Гипотетическая церковь была недавно обнаружена в Абу-Эртейле на западе Бутаны. [ 180 ] Церкви «А» – «С», а также церковь «Курган С» представляли собой базилики, сравнимые с крупнейшими макурскими церквями. Церковь Сакади представляла собой вставку в уже существовавшую структуру. Церковь «Е» и церковь Мусавварат эс-Суфра были «нормальными» церквями. Таким образом, известные алодианские молитвенные дома можно разделить на три класса. [ 178 ]


На «Кургане Б» в Собе находился отдельно стоящий комплекс из трех церквей «А», «Б» и «С». Церкви «А» и «Б», обе, вероятно, построенные в середине IX века, представляли собой большие здания: первая имела размеры 28 × 24,5 м (92 × 80 футов), а вторая — 27 × 22,5 м (89 × 80 футов). 74 фута). Церковь «С» была намного меньше. [ 181 ] и построен после двух других церквей, вероятно, после ок. 900. [ 78 ] Три церкви имели много общего, в том числе наличие притвора , широких входов по главной оси восток-запад и кафедры вдоль северной стороны нефа . Различия очевидны в толщине используемых кирпичей. Церковь «С» не имела внешних приделов . [ 182 ] Кажется вероятным, что комплекс был церковным центром Соба, если не всего королевства. [ 183 ]

Церковь «Е», стоящая на естественной горе, имела размеры 16,4 × 10,6 м (54 × 35 футов) (и, как и все постройки из красного кирпича в Собе, сильно разграблена). [ 184 ] Его планировка была необычной, [ 185 ] например, его L-образный нартекс. [ 186 ] Крышу поддерживали деревянные балки, опирающиеся на каменные постаменты . Внутренние стены раньше были покрыты крашеной беленой глиной; внешние стены были оштукатурены белым известковым раствором. [ 187 ]
Церковь «Курган С», возможно, самая старая из церквей Собы. [ 188 ] имел длину около 13,5 м (44 фута). Это была единственная известная алодианская церковь с каменными колоннами. [ 178 ] От него осталось очень мало, а стены, вероятно, из красного кирпича, полностью исчезли. Было отмечено пять капителей , принадлежащих к стилю, появившемуся в Нубии на рубеже VIII века. [ 189 ]

Церковь Мусавварат эс-Суфра, называемая «Храмом III А», изначально была языческим храмом, но была преобразована в церковь, вероятно, вскоре после королевского обращения в 580 году. [ 190 ] Он был прямоугольным и слегка перекошенным, его размеры составляли 8,6–8,8 м × 7,4–7,6 м (28–29 футов × 24–25 футов). Он был разделен на одну большую и три маленьких комнаты. [ 185 ] Крышу неопределенной формы поддерживали деревянные балки. [ 191 ] Несмотря на то, что изначально это был кушитский храм, он по-прежнему имеет сходство со специально построенными церквями, например, имея вход как с северной, так и с южной стороны. [ 185 ]
Самая южная известная нубийская церковь находилась в Сакади. [ 24 ] здание из красного кирпича [ 192 ] вставлен в уже существующее здание неизвестной природы. [ 178 ] У него был неф, из которого выступали две Г-образные стены и по крайней мере два нефа с прямоугольными кирпичными опорами между ними, а также ряд, возможно, из трех комнат в западном конце, что было типично нубийским расположением. [ 192 ]
Нубийская церковная архитектура находилась под сильным влиянием архитектуры Египта, Сирии и Армении . [ 193 ] Созвездие комплекса «Курган Б» может отражать византийское влияние. [ 194 ] Отношения между церковной архитектурой Мукурии и Алодии остаются неопределенными. [ 195 ] Что кажется очевидным, так это то, что алодийским церквям не хватало восточных входов и трибун , что характерно для церквей северной Нубии. [ 196 ] Кроме того, в алодианских церквях использовалось больше дерева. [ 194 ] Сходства со средневековой эфиопской церковной архитектурой найти труднее, совпадают лишь некоторые детали. [ 192 ]
Керамика
[ редактировать ]В средневековой Нубии керамика и ее украшение ценились как вид искусства. [ 197 ] До VII века наиболее распространенным типом керамики, найденным в Собе, была так называемая «красная посуда». Эти полусферические чаши в форме колеса изготавливались из красного или оранжевого шликера и расписывались отдельными мотивами, такими как коробочки с внутренней штриховкой, стилизованные цветочные мотивы или кресты. Контуры мотивов были нарисованы черным, а внутренняя часть — белым. По своему дизайну они являются прямым продолжением кушитских стилей с возможным влиянием аксумской Эфиопии. Из-за их относительной редкости было высказано предположение, что они были импортированы, хотя они имеют сходство с типом керамики, известным как « Посуда Соба », пришедшим на смену им. [ 198 ]
«Соба Посуда» представляла собой разновидность колесной посуды. [ 199 ] керамика с характерным декором, сильно отличающимся от той, что встречается в остальной части Нубии. [ 200 ] Форма керамики была разнообразной, как и набор расписных украшений. Одной из наиболее отличительных особенностей было использование лиц в качестве расписного украшения. Они были упрощенной, если не сказать геометрической формы, и с большими круглыми глазами. Этот стиль чужд Мукурии и Египту, но имеет сходство с картинами и рукописями из Эфиопии. [ 201 ] Возможно, гончары скопировали эти мотивы с росписей местных церквей. [ 202 ] Уникальным было также применение боссов в форме животных ( протомов ). [ 203 ] глазурованные Выпускались также сосуды, копирующие персидские акваманилы , но не достигающие их качества. [ 204 ] Начиная с 9 века, «посуда соба» все чаще заменялась изысканной посудой, импортированной из Макурии. [ 205 ]
Экономика
[ редактировать ]Сельское хозяйство
[ редактировать ]

Алодия находилась в поясе саванн , что давало ей экономическое преимущество перед северным соседом Макурией. [ 5 ] По словам аль-Асуани, «продовольствие страны Альвы и ее царя» пришло из Керсы, которую отождествляли с Гезирой. [ 157 ] К северу от слияния двух Нилов сельское хозяйство ограничивалось фермами вдоль реки. [ 28 ] поливают с помощью таких устройств, как шадуф или более сложная сакия . [ 207 ] Напротив, фермеры Гезиры получали прибыль от достаточного количества осадков, чтобы сделать выращивание дождевых осадков основой экономики. [ 208 ] Археологические данные дали представление о типах продуктов питания, выращиваемых и потребляемых в Алодии. В Соба основным злаком было сорго , хотя ячмень и просо . , как известно, употреблялись также [ 209 ] Аль-Асуани отметил, что сорго используется для приготовления пива , и сказал, что виноградники в Алодии довольно редки по сравнению с Мукурией. [ 210 ] Есть археологические свидетельства существования винограда. [ 211 ] По словам аль-Идриси, лук , хрен , огурцы , арбузы и рапс . выращивались также [ 212 ] но в Собе ничего не было найдено. [ 213 ] Вместо этого инжир , плоды акации , плоды пальмы дум и финики . были идентифицированы [ 214 ]
Одну часть сельского хозяйства Алодии составляли оседлые земледельцы, другую составляли кочевники, занимавшиеся животноводством. [ 153 ] Отношения между этими двумя группами были симбиотическими, что приводило к обмену товарами. [ 215 ] Аль-Асуани писал, что в Алодии было много говядины , что он объяснял обильными пастбищами. [ 154 ] Археологические данные из Собы свидетельствуют о значимости крупного рогатого скота . здесь [ 216 ] поскольку к этому виду относят большинство костей животных, за ними следуют кости овец и коз . [ 217 ] Кур , вероятно, разводили и в Собе, [ 216 ] хотя доступные археологические доказательства очень ограничены, вероятно, из-за хрупкости костей птиц. [ 218 ] Останки свиней не обнаружены. [ 217 ] Были обнаружены останки верблюдов, но ни на одном из них не было следов бойни. [ 219 ] Рыбалка и охота вносили лишь незначительный вклад в общий рацион соба. [ 215 ]
Торговля
[ редактировать ]Торговля была важным источником дохода для жителей Алодии. Соба служил торговым центром с торговыми путями с севера на юг и с востока на запад; Товары поступали в королевство из Макурии, Ближнего Востока , Западной Африки, Индии и Китая . [ 220 ] Торговля с Мукурией, вероятно, проходила через пустыню Баюда , следуя по Вади-Абу-Дом или Вади-Мукаддам , тогда как другой путь шел от Абу-Хамада до Короско в Нижней Нубии . Маршрут, идущий на восток, начинался вокруг Бербера недалеко от места слияния Нила и Атбары и заканчивался в Бади, Суакине и Дахлаке . [ 221 ] Купец Бенджамин из Туделы упоминает маршрут, ведущий на запад, из Алодии в Зувилу в Феццане . [ 222 ] Археологические свидетельства торговли с Эфиопией практически отсутствуют. [ 223 ] хотя торговые отношения предполагаются и другими свидетельствами. [ д ] Торговлей с внешним миром занимались преимущественно арабские купцы. [ 228 ] Было зарегистрировано, что мусульманские торговцы пересекали Нубию, некоторые из них жили в районе Соба. [ 229 ]
Экспорт из Алодии, вероятно, включал сырье, такое как золото , слоновая кость , соль и другие тропические продукты. [ 230 ] а также скрывается. [ 231 ] Согласно устному преданию, арабские купцы приезжали в Алодию продавать шелк и ткани, получая взамен бусы, слоновьи зубы и кожу. [ 232 ] В Собе были найдены шелк и лен, вероятно, происходящие из Египта. [ 233 ] Большая часть найденного там стекла также была импортирована. [ 79 ] Бенджамин Туделский утверждал, что купцы, путешествующие из Алодии в Зувилу, везли с собой шкуры, пшеницу, фрукты, бобовые и соль, а на обратном пути везли с собой золото и драгоценные камни. [ 234 ] Принято считать, что рабов экспортировали из средневековой Нубии. [ 235 ] Адамс постулирует, что Алодия была специализированным государством работорговли, которое эксплуатировало языческое население на западе и юге. [ 236 ] Доказательства регулируемой работорговли очень ограничены. [ 237 ] [ и ] И только с XVI века, после падения христианских королевств, такие свидетельства начинают появляться. [ 239 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кордофанские языки ; различные восточносуданские языки , на которых говорят в долине Верхнего Голубого Нила (например, Берта ); арабский , Бежа ; [ 1 ] и Тигре [ 2 ]
- ^ «Самая южная известная церковь, которая предположительно находилась на территории королевства Альва, находилась в Сакади, в 50 км к западу от Сеннара», [ 24 ] в то время как «самая южная находка алванского материала на Голубом Ниле - это керамическая чаша из Халил-эль-Кубры, в 40 км вверх по течению от Сеннара». [ 25 ]
- ^ В 1918 году было зарегистрировано, что в некоторых частях Омдурмана, Гезиры и Кордофана практики христианского происхождения включали нанесение крестов на лоб новорожденных или на животы больных мальчиков, а также надевание соломенных крестов на миски с молоком. [ 144 ] В 1927 году было зафиксировано, что вдоль Белого Нила на чашах, наполненных пшеницей, были нарисованы кресты. [ 145 ] В 1930 году было зафиксировано не только раскрашивание крестами юношей в Фазугли и Гезире, но и ношение монет с крестами для оказания помощи от болезней. [ 146 ] Очень похожий обычай был известен в Нижней Нубии, где женщины носили такие монеты по особым праздникам. Вполне вероятно, что это было живым воспоминанием о налоге джизья , которым облагали христиан, отказывавшихся принять ислам. [ 147 ] Ритуалы христианизации известны и в Нубийских горах: кресты рисовали на лбу и груди, наносили на одеяла и корзины. [ 148 ]
- ↑ Иоанн Эфесский писал об аксумитах в Алодии, возможно, имея в виду купцов, [ 224 ] в то время как современный Косма Индикоплевст сообщил об аксумских торговых экспедициях в долину Голубого Нила, которая, возможно, находилась в сфере влияния Алода. В XII веке аль-Идриси упомянул торговый город в северной Бутане, место, «где купцы из Нубии и Эфиопии собираются вместе с купцами из Египта». [ 225 ] Историк Мордехай Абир предполагает, что купцы из королевства Загве путешествовали через Алодию, чтобы добраться до Египта. [ 226 ] Некоторые эфиопские традиции напоминают о народе по имени Соба Ноба. [ 227 ]
- ↑ Африканские рабские армии, которые были развернуты в Египте Тулунидами , Ихшидидами и Фатимидами , часто упоминаются как свидетельство нубийской работорговли, но более вероятно, что эти рабы пришли из бассейна Чада . (В источниках Фатимидов они фигурируют как Зувайла , что указывает на происхождение из Зувилы в Феццане.) [ 238 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Зарруг, 1991 , стр. 89–90.
- ^ Jump up to: а б Заборский 2003 , с. 471.
- ^ Лайтар 2009 , стр. 93–94.
- ^ Jump up to: а б с д Зарруг 1991 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Уэлсби 2014 , с. 183.
- ^ Уэлсби 2014 , с. 197.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2013 , с. 93.
- ^ Заррог 1991 , стр. 15–23.
- ^ Заррог 1991 , стр. 12–15.
- ^ Jump up to: а б с Уэлсби 2002 , с. 255.
- ^ Jump up to: а б Вантини 2006 , стр. 487–491.
- ^ Зарруг 1991 , стр. 19–20.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 9.
- ^ Зарруг 1991 , стр. 58–70.
- ^ Вернер 2013 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Эдвардс 2004 , с. 221.
- ^ Джевецкий и др. 2018 , стр. 28.
- ^ Вернер 2013 , стр. 161–164.
- ^ Вернер 2013 , стр. 28–29.
- ^ Зарруг 1991 , с. 41.
- ^ Уэлсби, 2014 , Рисунок 2.
- ^ Облуски 2017 , стр. 15.
- ^ Jump up to: а б Уэлсби и Дэниэлс 1991 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Уэлсби 2002 , с. 86.
- ^ Уэлсби 2014 , с. 185.
- ^ Сполдинг 1998 , с. 49.
- ^ Эдвардс 2004 , с. 253.
- ^ Jump up to: а б с Зарруг 1991 , с. 74.
- ^ Заррог 1991 , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б с Уэлсби 2002 , с. 26.
- ^ Уэлсби 2014 , с. 192.
- ^ Уэлсби 2014 , стр. 188–190.
- ^ Зарруг 1991 , с. 62.
- ^ Уэлсби 2014 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б Зарруг 1991 , с. 98.
- ^ Фаттович 1984 , стр. 105–106.
- ^ Зарруг 1991 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Хатке 2013 , §4.5.2.3.
- ^ Рилли 2008 , рис. 3.
- ^ Рилли 2008 , с. 211.
- ^ Рилли 2008 , стр. 216–217.
- ^ Вернер 2013 , с. 35.
- ^ Hatke 2013 , §4.5.2.1., см. также §4.5. за обсуждение греческой надписи аналогичного содержания.
- ^ Хатке 2013 , §4.6.3.
- ^ Уэлсби 2002 , стр. 22–23.
- ^ Уэлсби 2014 , с. 191.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 28.
- ^ Уэлсби 2002 , стр. 40–41.
- ^ Эдвардс 2004 , с. 187.
- ^ Вернер 2013 , с. 39.
- ^ Эдвардс 2004 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2013 , с. 45.
- ^ Уэлсби 1998 , с. 20.
- ^ Пирс 1995 , стр. 148–166.
- ^ Цакос и Кляйниц 2018 , с. 127.
- ^ Вернер 2013 , стр. 51–62.
- ^ Эдвардс 2001 , с. 95.
- ^ Джевецкий и Седро 2019 , стр. 129.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 68.
- ^ Вернер 2013 , с. 77.
- ^ Уэлсби 2002 , стр. 68–71.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 77.
- ^ Власть 2008 .
- ^ Адамс 1977 , стр. 553–554.
- ^ Шинни 1961 , с. 76.
- ^ Зарруг 1991 , стр. 16–17.
- ^ Зарруг 1991 , стр. 17–19.
- ^ Зарруг 1991 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уэлсби 2002 , с. 261.
- ^ Jump up to: а б Лайтар 2003 , с. 203.
- ^ Заррог 1991 , стр. 22–23.
- ^ Jump up to: а б Уэлсби 2002 , с. 89.
- ^ Годлевски 2012 , стр. 204.
- ^ Данис и Зелинска 2017 , с. 184.
- ^ Jump up to: а б Лайтар 2009 , стр. 89–94.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 252.
- ^ Jump up to: а б с д и О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Уэлсби и Дэниэлс 1991 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Уэлсби и Дэниэлс 1991 , с. 9.
- ^ Бесвик 2004 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2013 , с. 115.
- ^ Вантини 1975 , с. 400.
- ^ Хасан 1967 , с. 130.
- ^ Вантини 1975 , с. 448.
- ^ Адамс 1977 , стр. 537–538.
- ^ Хирш 1990 , с. 88.
- ^ Граецкий 2009 , стр. 121–122.
- ^ Журавски 2014 , с. 84.
- ^ Картрайт 1999 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б Уэлсби 2002 , с. 254.
- ^ Вернер 2013 , стр. 127, 159.
- ^ Jump up to: а б с д Зарруг 1991 , с. 99.
- ^ Вернер 2013 , с. 138.
- ^ Хасан 1967 , с. 176.
- ^ Оуэнс, Трэвис. Осажденные мусульманские крепости и имперская экспансия Эфиопии с 13 по 16 век (PDF) . Военно-морская аспирантура. п. 23. Архивировано (PDF) из оригинала 12 ноября 2020 г.
- ^ Пауэлс, Рэндалл (31 марта 2000 г.). История ислама в Африке Издательство Университета Огайо. п. 229. ИСБН 978-0-8214-4461-0 .
- ^ Вернер 2013 , стр. 142–143.
- ^ Jump up to: а б Хасан 1967 , с. 128.
- ^ Хасан 1967 , с. 175.
- ^ Хасан 1967 , с. 106.
- ^ Адамс 1977 , с. 556.
- ^ Браукэмпер 1992 , стр. 108–109, 111.
- ^ Хасан 1967 , с. 145.
- ^ Адамс 1977 , с. 554.
- ^ Хасан 1967 , стр. 129, 132–133.
- ^ Адамс 1977 , с. 545.
- ^ Вантини 1975 , стр. 784.
- ^ МакХью 1994 , с. 38.
- ^ Зарруг 1991 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Адамс 1977 , с. 538.
- ^ Jump up to: а б Адамс 1977 , с. 539.
- ^ Хасан 1967 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 23.
- ^ Хасан 1967 , стр. 132–133.
- ^ Хасан 1967 , с. 213.
- ^ Вантини 1975 , стр. 786–787.
- ^ Вантини 1975 , стр. 784–785.
- ^ Сполдинг 1974 , стр. 12–21.
- ^ Гонсалес-Руибаль и Фалькина 2017 , стр. 16–18.
- ^ Сполдинг 1974 , стр. 21–25.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , стр. 25–26.
- ^ Журавски 2014 , стр. 148–149.
- ^ Журавски 2014 , с. 149.
- ^ Сполдинг 1985 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2013 , с. 156.
- ^ Адамс 1977 , стр. 557–558.
- ^ Адамс 1977 , с. 558.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 29.
- ^ Эдвардс 2004 , с. 260.
- ^ Абу-Манга 2009 , с. 377.
- ^ Таха 2012 , с. 10 (Таха приписывает эти имена нубийскому происхождению Донголави ).
- ^ Вернер 2013 , с. 171.
- ^ Адамс 1977 , с. 564.
- ^ МакХью 1994 , с. 59.
- ^ Вернер 2013 , стр. 170–171.
- ^ Журавски 2014 , стр. 84–85.
- ^ Хасан 1967 , стр. 131–132.
- ^ Вернер 2013 , с. 150.
- ^ Канева 1988 , стр. 212–214.
- ^ Вернер 2013 , с. 181.
- ^ Сполдинг 1974 , с. 22, примечание 31.
- ^ Вернер 2013 , с. 177.
- ^ Кроуфут 1918 , с. 56.
- ^ Кроуфут 1918 , стр. 55–56.
- ^ Вернер 2013 , стр. 177–178.
- ^ Чатауэй 1930 , с. 256.
- ^ Вернер 2013 , с. 178.
- ^ Вернер 2013 , с. 182.
- ^ Кроуфорд 1951 , стр. 28–29.
- ^ МакХью 2016 , с. 110.
- ^ Зарруг 1991 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с Зарруг 1991 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с д Облуски 2017 , стр. 16.
- ^ Jump up to: а б Вантини 1975 , с. 614.
- ^ Seignobos 2015 , с. 224.
- ^ Сполдинг 1972 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Зарруг 1991 , с. 100.
- ^ Зарруг 1991 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Зарруг 1991 , стр. 98–100.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2013 , с. 165.
- ^ Зарруг 1991 , с. 101.
- ^ Кроуфорд 1951 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Зарруг 1991 , с. 22.
- ^ Зарруг 1991 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Вантини 1975 , с. 153.
- ^ Манро-Хей 1982 , с. 113.
- ^ Зарруг 1991 , стр. 88–90.
- ^ Вернер 2013 , с. 46.
- ^ Брейер 2014 , стр. 188–189.
- ^ Вернер 2013 , с. 186, примечание 6.
- ^ Брейер 2014 , стр. 189–190.
- ^ Герхард 2023 , с. 147.
- ^ Герхард 2023 , с. 140–141.
- ^ Очала 2014 , стр. 43–44.
- ^ Уэлсби и Дэниелс 1991 , стр. 274–276.
- ^ Вернер 2013 , с. 197.
- ^ Очала 2014 , стр. 37.
- ^ Jump up to: а б с д Уэлсби 2002 , с. 153.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 149, примечание 38.
- ^ Baldi & Varriale 2010 , стр. 284–288.
- ^ Вернер 2013 , с. 163.
- ^ Уэлсби 1996 , с. 188.
- ^ Эдвардс 2004 , с. 222.
- ^ Уэлсби 1998 , стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б с Уэлсби 2002 , с. 154.
- ^ Уэлсби 1998 , с. 275.
- ^ Уэлсби 1998 , стр. 30–32.
- ^ Уэлсби 1996 , с. 187.
- ^ Уэлсби и Дэниелс 1991 , стр. 321–322.
- ^ Турецкий 1974 , с. 100.
- ^ Турецкий 1974 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б с Уэлсби и Дэниэлс 1991 , с. 322.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2013 , с. 164.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 149.
- ^ Уэлсби 1996 , с. 189.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 194.
- ^ Данис и Зелинска 2017 , стр. 177–178.
- ^ Данис и Зелинска 2017 , с. 182.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 234.
- ^ Данис и Зелинска 2017 , стр. 179–181.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 235.
- ^ Данис и Зелинска 2017 , с. 180.
- ^ Уэлсби 2002 , стр. 194–195.
- ^ Данис и Зелинска 2017 , с. 183.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 185.
- ^ Заррог 1991 , стр. 77–79.
- ^ Зарруг 1991 , с. 75.
- ^ Уэлсби и Дэниелс 1991 , стр. 265–267.
- ^ Вантини 1975 , с. 613.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 186.
- ^ Вантини 1975 , стр. 274.
- ^ Уэлсби и Дэниелс 1991 , с. 273.
- ^ Уэлсби и Дэниэлс 1991 , Таблица 16.
- ^ Jump up to: а б Уэлсби 2002 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б Уэлсби 1998 , с. 245.
- ^ Jump up to: а б Уэлсби 2002 , с. 187.
- ^ Уэлсби 1998 , с. 241.
- ^ Уэлсби 1998 , с. 240.
- ^ Вернер 2013 , с. 166.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 213.
- ^ Зарруг 1991 , с. 87.
- ^ Уэлсби 2002 , стр. 214–215.
- ^ Хатке 2013 , §5.3.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 215.
- ^ Абир 1980 , с. 15.
- ^ Брита 2014 , с. 517.
- ^ Зарруг 1991 , с. 86.
- ^ Хасан 1967 , с. 46.
- ^ Зарруг 1991 , с. 84.
- ^ Зарруг 1991 , с. 82.
- ^ Абд ар-Рахман 2011 , с. 52.
- ^ Уэлсби и Дэниелс 1991 , с. 307.
- ^ Гесс 1965 , с. 17.
- ^ Эдвардс 2011 , стр. 87–88.
- ^ Адамс 1977 , с. 471.
- ^ Эдвардс 2011 , с. 103.
- ^ Эдвардс 2011 , стр. 89–90.
- ^ Эдвардс 2011 , стр. 95–96.
Источники
[ редактировать ]- Абд ар-Рахман, Рабаб (2011). «Археология Королевства Альва 500 г. н.э. – 1500 г. н.э. (регион Соба) ] (PDF) (на арабском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 19 сентября 2018 г. Проверено 14 октября 2018 г.
- Абир, Мордехай (1980). Эфиопия и Красное море: взлет и упадок Соломоновой династии и соперничество мусульманских европейцев в регионе . Рутледж. ISBN 978-0-7146-3164-6 .
- Абу-Манга, Аль-Амин (2009). "Судан". В Кис Верстиг (ред.). Энциклопедия арабских языков и лингвистики. Том IV. Вопрос-Z . Брилл. стр. 367–375. ISBN 978-90-04-17702-4 .
- Адамс, Уильям Ю. (1977). Нубия. Коридор в Африку . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-09370-3 .
- Балди, Марко; Варриале, Мария Рита (2010). «Гипотетическая 3D-реконструкция так называемой церкви в Абу Эртелии» . Африка . 1–4 . Итало-Африканский институт. ISSN 0001-9747 .
- Бесвик, Стефани (2004). Кровавая память Судана . Университет Рочестера . ISBN 978-1-58046-231-0 .
- Браукэмпер, Ульрих (1992). Миграция и этнические изменения. Расследования из зоны восточного Сахеля [«Миграция и этнические изменения. Исследования из зоны восточного Сахеля»] (на немецком языке). Издательство Франца Штайнера . ISBN 978-3-515-05830-8 .
- Брейер, Фрэнсис (2014). Введение в мероитис (на немецком языке). Лит . ISBN 978-3-643-12805-8 .
- Брита, Антонелла (2014). «Изменить новое». В Зигберте Улиге, Алессандро Баузи (ред.). Эфиопская энциклопедия . Том. 5. Харрасовиц Верлаг . п. 517. ИСБН 978-3-447-06740-9 .
- Канева, И. (1988). «От позднего неолита до недавних могил в Гейли». В И. Канева (ред.). Эль Гейли. История среды Среднего Нила 7000 г. до н.э. – 1500 г. н.э. БАР. стр. 151–226. ISBN 0860545482 .
- Картрайт, Кэролайн Р. (1999). «Реконструкция древесных ресурсов средневекового королевства Алва, Судан». В Марийке ван дер Вин (ред.). Эксплуатация растительных ресурсов в древней Африке . Клювер Академик /Пленум. стр. 241–259. ISBN 978-1-4757-6730-8 .
- Чатауэй, JDP (1930). «Заметки по истории Фунгов» (PDF) . Суданские заметки и записи . 13 : 247–258.
- Кроуфорд, OGS (1951). Королевство Фунг Сеннар . Джон Беллоуз Лтд. OCLC 253111091 .
- Кроуфут, JW (1918). «Крестное знамение» (PDF) . Суданские заметки и записи . 1 : 55–56, 216.
- Дэнис, Кэтрин; Зелинская, Доброчная (2017). «Алванское искусство. К пониманию эстетики Королевства Алва через расписные керамические украшения». Судан и Нубия . 21 : 177–185. ISSN 1369-5770 .
- Джевецкий, Мариуш; Седро, Анета; Рындзиевич, Роберт; Хогли Али Ахмед, Сельма (2018). Экспедиция в форты Хош-эль-Каб, Абу-Нафиса и Умм-Маррахи. Предварительный отчет второго сезона полевых работ, проведенных с 13 ноября по 8 декабря 2018 г., с приложением по аэросъемке Восточной Собы 12 и 13 декабря 2018 г. (Отчет). Омдурман. дои : 10.13140/RG.2.2.26111.66724/1 .
- Джевецкий, Мариуш; Седро, Анета (2019). «Недавние исследования в Джебель Умм Маррахи (провинция Хартум)». Древний Судан. Объявления Суданского археологического общества Берлина eV . Суданское археологическое общество в Берлине: 117–130. ISSN 0945-9502 .
- Эдвардс, Дэвид (2001). «Христианизация Нубии: некоторые археологические указатели» . Судан и Нубия . 5 : 89–96. ISSN 1369-5770 .
- Эдвардс, Дэвид (2004). Нубийское прошлое: археология Судана . Рутледж. ISBN 978-0-415-36987-9 .
- Эдвардс, Дэвид (2011). «Рабство и рабство в средневековых и постсредневековых королевствах Среднего Нила». У Пола Лейна и Кевина С. Макдональда (ред.). Сравнительные размеры рабства в Африке: археология и память . Британская академия . стр. 79–108. ISBN 978-0-19-726478-2 .
- Фаттович, Родольфо (1984). «Заметки о заселении северной эфиопско-суданской границы в древние исторические времена». Rivista degli studi orientali . 58 . Фабрицио Серра Редактор: 85–106. ISSN 0392-4866 .
- Герхардс, Габриэль (2023). «Доарабские языки Джаалиина и Абабде в европейской литературе девятнадцатого века» . Древний Судан (на немецком языке). 34 . Суданское археологическое общество в Берлине eV: 135–152.
- Гонсалес-Руибаль, Альфредо; Фалькина, Альваро (2017). «На восточной границе Судана: пограничные общества региона Квара (ок. 600–1850 гг. Н.э.)» . Журнал африканской археологии . 15 (2): 173–201. дои : 10.1163/21915784-12340011 . ISSN 1612-1651 .
- Граецки, Вольфрам (2009). «Конец христианских нубийских царств» (PDF) . Интернет-статьи по египтологии и суданской археологии (на немецком языке). Х. Публикации Золотого Дома. ISBN 978-1-906137-13-7 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2019 г. Проверено 14 июля 2017 г.
- Годлевский, Влодзимеж (2012). "Меркурий" В Эммануэле Кваку; Стивен Дж. Нивен (ред.). Словарь африканской биографии Том. 4. Оксфордский университет. п. 204. ИСБН 978-0-19-538207-5 .
- Хасан, Юсуф Фадл (1967). Арабы и Судан. С седьмого по начало шестнадцатого века . Издательство Эдинбургского университета . ОСЛК 33206034 .
- Хатке, Г. (2013). Аксум и Нубия: война, торговля и политические фантазии в древней Северо-Восточной Африке . Нью-Йоркский университет ISBN 978-0-8147-6066-6 .
- Гесс, Роберт Л. (1965). «Маршрут Бенджамина Туделовского: еврейское описание Северо-Восточной Африки в двенадцатом веке». Журнал африканской истории . 6 (1): 15–24. дои : 10.1017/S0021853700005302 . ISSN 0021-8537 . S2CID 161989448 .
- Хирш, Бетранд (1990). «Пространство Нубии и Эфиопии на картах-портоланах XIV века». Средневековье (на французском языке). 9 (18). Исследовательский центр Парижского университета: 69–92. дои : 10.3406/medi.1990.1168 . ISSN 0751-2708 .
- Лайтар, Адам (2003). Каталог греческих надписей в Национальном музее Судана в Хартуме . Питерс. ISBN 978-90-429-1252-6 .
- Лайтар, Адам (2009). «Вариа Нубика XII-XIX» (PDF) . Журнал юридической папирологии (на немецком языке). XXXIX : 83–119. ISSN 0075-4277 .
- Макхью, Нил (1994). Святые люди Голубого Нила: создание арабо-исламской общины в Нилотском Судане . Северо-Западный университет . ISBN 978-0-8101-1069-4 .
- Макхью, Нил (2016). «Исторический взгляд на куполообразный храм в Нилотском Судане». В Абдельмаджиде Ханнуме (ред.). Практикуя суфизм: суфийская политика и деятельность в Африке . Рутледж. стр. 105–130. ISBN 978-1-138-64918-7 .
- Манро-Хей, Южная Каролина (1982). «Короли и королевства древней Нубии». Обзор эфиопских исследований . 29 . Институт Востока CA Наллино: 87–137. ISSN 0390-0096 .
- Облуски, Артур (2017). «Алва». В Сахиде Адеринто (ред.). Африканские королевства: Энциклопедия империй и цивилизаций . АВС-КЛИО . стр. 15–17. ISBN 978-1-61069-580-0 .
- Очала, Гжегож (2014). «Многоязычие в христианской Нубии: качественный и количественный подходы» . Дотаво. Журнал нубийских исследований . 1 . Журнал юридической папирологии. дои : 10.5070/D61110007 . ISBN 978-0-692-22914-9 . S2CID 128122460 .
- О'Фэйи, RS; Сполдинг, Джей Л. (1974). Королевства Судана . Книги Метуэна Янга. ISBN 978-0-416-77450-4 .
- Пирс, Ричард Холтон (1995). «Продажа алодийской рабыни: повторное исследование папируса Страсбург, инв. 1404». Символы Ослоенсес . LXX : 148–166. дои : 10.1080/00397679508590895 . ISSN 0039-7679 .
- Мощность, Тим (2008). «Происхождение и развитие суданских портов (Айдхаб, Ба/ди, Савакин) в ранний исламский период» . Хроники йеменцев . 15 : 92–110. ISSN 1248-0568 .
- Рилли, Клод (2008). «Братья-враги: Родство и взаимоотношения мероитов и нубийцев (ноба)» . Между катарактами: материалы 11-й конференции нубийских исследований, Варшава, 27 августа – 2 сентября 2006 г. Часть первая . ПАМ. стр. 211–225. ISBN 978-83-235-0271-5 .
- Сеньобос, Робин (2015). «Нубийские епископы: Новые свидетельства. Источник списка Ванслеба и двух других малоизвестных текстов» . В Адаме Лайтаре; Гжегож Очала; Жак ван дер Влит (ред.). Нубийские голоса II. Новые тексты и исследования христианской нубийской культуры (на французском языке). Фонд Рафаэля Таубеншлага. ISBN 978-83-938425-7-5 .
- Шинни, П. (1961). Раскопки в Собе . Суданская служба древностей. OCLC 934919402 .
- Сполдинг, Джей (1972). «Фундж: пересмотр». Журнал африканской истории . 13 (1): 39–53. дои : 10.1017/S0021853700000256 . ISSN 0021-8537 . S2CID 161129633 .
- Сполдинг, Джей (1974). «Судьба Алодии» (PDF) . Мероитский вестник . 15 :12–30. ISSN 1266-1635 .
- Сполдинг, Джей (1985). Героический век в Сеннаре . Красное море. ISBN 978-1-56902-260-3 .
- Сполдинг, Джей (1998). «Ранний Кордофан». В Эндре Стиансене и Майкле Кеване (ред.). Вторжение в Кордофан: периферийное объединение в исламской Африке . Брилл. стр. 46–59. ISBN 978-90-04-11049-6 .
- Таха, А. Таха (2012). «Влияние нубийцев Донголави на суданский арабский язык» (PDF) . Калифорнийские лингвистические заметки . XXXVII . ISSN 0741-1391 .
- Торёк, Ласло (1974). «Ein christianisiertes Tempelgebäude in Musawwarat es Sufra (Судан) [«Христианизированное здание храма в Musawwarat es Sufra (Судан)»]» (PDF) . Археологический журнал Венгерской академии наук (на немецком языке). 26 : 71–104. ISSN 0001-5210 .
- Цакос, Александрос; Кляйниц, Корнелия (2018). «Средневековые граффити в карьерах песчаника Мероэ: тексты, монограммы и криптограммы христианской Нубии». Карьеры Мероэ, Судан . Том. Часть 1, Текст. ХБКУ. стр. 127–142. ISBN 978-9927-118-87-6 .
- Вантини, Джованни (1975). Восточные источники о Нубии . Гейдельбергская академия наук. OCLC 174917032 .
- Вантини, Джованни (2006). «Некоторый новый свет на конец Собы». Алессандро Роккати и Изабелла Канева (ред.). Акта Нубика. Материалы X Международной конференции нубийских исследований, Рим, 9–14 сентября 2002 г. Библиотека Делло Стато. стр. 487–491. ISBN 978-88-240-1314-7 .
- Уэлсби, Дерек (1996). «Средневековое королевство Альва». У Рольфа Гундлаха; Манфред Кропп; Анналис Лейбундгут (ред.). Судан в прошлом и настоящем (Sudan Past and Present) . Питер Лэнг . стр. 179–194. ISBN 978-3-631-48091-5 .
- Уэлсби, Дерек (1998). Соба II. Возобновились раскопки на территории мегаполиса Королевства Алва в Центральном Судане . Британский музей . ISBN 978-0-7141-1903-8 .
- Уэлсби, Дерек (2002). Средневековые королевства Нубии. Язычники, христиане и мусульмане вдоль Среднего Нила . Британский музей. ISBN 978-0-7141-1947-2 .
- Уэлсби, Дерек (2014). «Королевство Альва». У Джули Р. Андерсон; Дерек А. Уэлсби (ред.). Четвертая катаракта и дальше: материалы 12-й Международной конференции по нубийским исследованиям . Издательство Питерс . стр. 183–200. ISBN 978-90-429-3044-5 .
- Уэлсби, Дерек; Дэниелс, CM (1991). Соба. Археологические исследования в средневековой столице на Голубом Ниле . Британский институт в Восточной Африке . ISBN 978-1-872566-02-3 .
- Вернер, Роланд (2013). Христианство в Нубии. История и облик африканской церкви [«Христианство в Нубии. История и облик африканской церкви»] (на немецком языке). Лит . ISBN 978-3-643-12196-7 .
- Заборский, Анджей (2003). «Бакулин». В Зигберте Улиге (ред.). Эфиопская энциклопедия . Том. 1. Харрасовиц Верлаг . п. 471. ИСБН 978-3-447-04746-3 .
- Зарруг, Мохи Эль-Дин Абдалла (1991). Королевство Альва . Университет Калгари Пресс . ISBN 978-0-919813-94-6 .
- Журавский, Богдан (2014). Короли и паломники. Церковь Святого Рафаэля II в Банганарти, середина одиннадцатого — середина восемнадцатого века . ИКСиО ПАН. ISBN 978-83-7543-371-5 .
15 ° 31'26 "N 32 ° 40'51" E / 15,52389 ° N 32,68083 ° E
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джевецкий, Мариуш; Михалик, Томаш (2021). «Начало зарождения столицы Алвана Соба в свете новых археологических свидетельств» . Польская археология в Средиземноморье . 30/2 (30/2). Варшавский университет: 419–438. дои : 10.31338/uw.2083-537X.pam30.2.09 . ISSN 2083-537X . S2CID 247652880 .
- Джевецкий, Мариуш; Рындзиевич, Роберт (2019). «Разработка нового подхода к исследованиям в Собе, столице средневекового королевства Альва» (PDF) . Археологии: Журнал Всемирного археологического конгресса . 15 (2): 314–337. дои : 10.1007/s11759-019-09370-x . ISSN 1935-3987 . S2CID 200040640 .
- Герхардс, Габриэль (2021). «Некоторые заметки о христианском средневековом наследии Гезиры (центральный Судан)» . Польская археология в Средиземноморье . 30/2 (30/2). Варшавский университет: 439–460. дои : 10.31338/uw.2083-537X.pam30.2.12 . ISSN 2083-537X . S2CID 247653902 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Государства и территории, основанные в VI веке.
- Государства и территории, упраздненные в 15 веке.
- История Нубии
- Страны древней Африки
- Страны средневековой Африки
- Бывшие монархии Африки
- Заведения VI века в Африке
- Разрушения XVI века в Африке
- Средневековый исламский мир
- Распространение ислама
- Сахельские королевства
- Христианство в средние века
- Христианство в Судане
- Коптская православная церковь
- Бывшие страны