Греки в Сирии

Греки прибыли в Сирию в VII веке до нашей эры и стали более заметными в эллинистический период , когда там была сосредоточена империя Селевкидов . проживает греческая община численностью около 4500 человек Сегодня в Сирии , большинство из которых имеют сирийское гражданство и живут в основном в Алеппо (главном торговом и финансовом центре страны), Баниясе , Тартусе и Дамаске . столице [1] также проживает около 8000 грекоязычных мусульман критского происхождения В Аль-Хамидии .
История
[ редактировать ]Греческое присутствие засвидетельствовано с самого начала, и фактически, название самой Сирии происходит от греческого слова, обозначающего Ассирию . [2]
Железный век
[ редактировать ]Дополнительная информация: Крах позднего бронзового века.

Первоначально в Древнем Леванте доминировали несколько коренных семитоязычных народов ; хананеи амореи , ; и ассирийцы , помимо индоевропейских держав лувийцы , митанни и хетты . Однако во время краха позднего бронзового века прибрежные регионы подверглись нападению со стороны девяти племен мореплавателей, известных как « народы моря» . Историки считают, что переходный период был жестоким, внезапным и разрушительным в культурном отношении временем. В этот период в Восточном Средиземноморье произошло падение Микенских царств , Хеттской империи в Анатолии и Сирии. [3] и Новое Египетское царство в Сирии и Ханаане. [4]
Среди «народов моря» были первые этнические греки, мигрировавшие в Левант. Считается, что по крайней мере три из девяти племен народов моря были этническими греками; Дениен включают , Эквеш и Пелесет, хотя некоторые из них также Тьекер . По мнению ученых, пелесетам было разрешено заселить прибрежную полосу от Газы до Иоппы, став филистимлянами . Дениены же поселились от Иоппы до Акры, а текеры — в Акре. Политический вакуум, возникший в результате распада Хеттской и Египетской империй, привел к возникновению сиро-хеттских государств , филистимлянской и финикийской цивилизаций и, в конечном итоге, Неоассирийской империи .
Аль-Мина была греческой торговой колонией .
Эллинистический век
[ редактировать ]Дополнительная информация: Войны Александра Великого , Империя Селевкидов , Коэле-Сирия.


История греков в Сирии традиционно начинается с Александром Македонским завоевания Персидской империи . После смерти Александра его империя была разделена на несколько государств-преемников, что положило начало эллинистической эпохе. Для Леванта и Месопотамии это означало переход под контроль Селевка I Никатора и Империи Селевкидов . Эллинистический период характеризовался новой волной греческой колонизации. [5] Этнические греческие колонисты прибыли со всех концов греческого мира, а не, как раньше, из конкретного «материнского города». [6] Основными центрами этой новой культурной экспансии эллинизма в Леванте были такие города, как Антиохия и другие города Тетраполя Селевкис . Смешение говорящих по-гречески породило общий аттический диалект, известный как греческий койне , который стал лингва-франка во всем эллинистическом мире.
Империя Селевкидов была крупной империей эллинистической культуры, которая поддерживала преобладание греческих обычаев, в которых доминировала греческая политическая элита, в недавно основанных городских районах. [7] [8] [9] [10] Греческое население городов, составлявшее господствующую элиту, было подкреплено эмиграцией из Греции. [7] [8] Созданию новых греческих городов способствовал тот факт, что материковая часть Греции была перенаселена, что сделало обширную империю Селевкидов созревшей для колонизации. Помимо этих городов, существовало также большое количество селевкидских гарнизонов (хория), военных колоний (катоикиас) и греческих деревень (комаи), которые Селевкиды основали по всей империи, чтобы укрепить свое правление.
Это был Роман
[ редактировать ]Левантийский эллинизм процветал под римским правлением в нескольких регионах, таких как Декаполис . Антиохийцы в Северном Леванте оказались под властью Рима, когда Селевкия была в конечном итоге аннексирована Римской республикой в 64 г. до н.э. Помпеем во время Третьей Митридатовой войны. [11] А жители Южного Леванта постепенно были поглощены Римским государством. В конце концов, в 135 году нашей эры, после восстания Бар-Кохбы, Север и Юг были объединены в римскую провинцию Сирия Палестина , которая существовала примерно до 390 года. [12] За время своего существования население Сирии-Палестины на севере состояло из смешанного политеистического населения финикийцев , арамейцев и евреев , составлявших большинство, а также из того, что осталось от греческих колонистов, арабских обществ итуреев , а позже и Гассанидов . На Востоке арамейцы и ассирийцы составляли большинство. На Юге самаритяне , набатеи и греко-римляне к концу II века составляли большинство.
Византийская эпоха
[ редактировать ]
На протяжении всего Средневековья византийские греки называли себя ромеями или ромиами (греч. Ῥωμαῖοι, Ρωμιοί, что означает «римляне») и грейкой (Γραικοῖ, что означает «греки»). Лингвистически они говорили на византийском или средневековом греческом языке, известном как «ромейский». [13] который находится между эллинистической (койне) и современной фазами языка. [14] Византийцы, воспринимавшие себя потомками классической Греции, [15] [16] [17] политические наследники императорского Рима, [18] [19] и последователи апостолов. [15] Таким образом, их чувство «романости» отличалось от чувства их современников на Западе. «Ромейский» был названием вульгарного греческого языка, в отличие от «эллинского», который был его литературной или доктринальной формой. [20]
Византийское владычество в Леванте, известное как Восточная епархия , было одним из основных торговых, сельскохозяйственных, религиозных и интеллектуальных районов Империи, а его стратегическое расположение напротив Империи Сасанидов и непокорных пустынных племен придавало ему исключительное военное значение. . [21] Вся территория бывшей епархии находилась под оккупацией Сасанидов между 609 и 628 годами, но была отвоевана императором Ираклием до тех пор, пока не была безвозвратно потеряна арабами после битвы при Ярмуке и падения Антиохии.
Арабское завоевание
[ редактировать ]Дополнительная информация: мусульманское завоевание Леванта , арабо-византийские войны.
Арабское завоевание Сирии (араб. Исламское завоевание Леванта) произошло в первой половине VII в. [22] и относится к завоеванию Леванта, который позже стал известен как исламская провинция Билад аш-Шам . Накануне арабо-мусульманских завоеваний византийцы все еще находились в процессе восстановления своей власти в Леванте, которая была потеряна для них почти двадцать лет назад. [23] Во время арабского завоевания Билад аль-Шам был населен в основном местными христианами, говорящими на арамейском языке, гассанидскими и набатейскими арабами, а также греками, а также нехристианскими меньшинствами евреев, самаритян и итурийцев. Население региона стало преимущественно мусульманским и арабским по своей идентичности только спустя почти тысячелетие после завоевания.
В Южном Леванте
[ редактировать ]Арабская мусульманская армия напала на Иерусалим, удерживаемый византийцами в ноябре 636 года. Осада продолжалась четыре месяца. В конце концов, православный патриарх Иерусалима Софроний согласился лично сдать Иерусалим халифу Умару. Умар, находившийся тогда в Медине, согласился на эти условия и весной 637 года отправился в Иерусалим, чтобы подписать капитуляцию. Софроний Иерусалимский также заключил с халифом Умаром договор, известный как «Завет Умарийя» или «Завет Омара», разрешающий свободу вероисповедания для Христиане в обмен на джизью , налог, который нужно платить побежденным немусульманам, называемым «зимми». [24] Хотя большинство населения Иерусалима во время арабского завоевания составляло греко-христианское население, [25] большая часть населения Палестины (около 300 000–400 000 жителей) по-прежнему составляла евреи. [26] После этого произошел процесс культурной арабизации и исламизации, сочетающий иммиграцию в Палестину с принятием арабского языка и обращением части местного населения в ислам. [27]
Османский период
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что последователи Греческой православной церкви и мелькитской греко-католической церкви частью ром-проса независимо от этнической принадлежности считались османскими властями (millet-i Rûm), или «римской нации».
Согласно редкому этнографическому исследованию, опубликованному французским историком и этнографом Александром Синветом в 1878 году, на всей территории Сирии, Ливана и Палестины проживало 160 000 греков. [28]
Греческая война за независимость
[ редактировать ]Как только началась греческая революция, Рум по всей Империи подвергся преследованиям, и Сирия не избежала гнева Османской империи. [29] Опасаясь, что Сирийский Рум может помочь греческой революции, Порта издала приказ о их разоружении. [30] В Иерусалиме греко-христианское население города, которое, по оценкам, составляет около 20% от общей численности населения города, [31] Османские власти также заставили их отказаться от оружия, носить черное и помочь улучшить укрепления города. Греческие православные святыни, такие как монастырь Богоматери Баламандской , расположенный к югу от города Триполи в Ливане, подвергались вандализму и нападениям из мести, что фактически вынудило монахов покинуть его до 1830 года. [32] Даже Греческий Православный Патриарх не был в безопасности, поскольку сразу после казни Вселенского Патриархата в Константинополе был получен приказ убить и Антиохийского Патриарха, но местные власти не выполнили этот приказ. [ нужна ссылка ]

18 марта 1826 года флотилия из примерно пятнадцати греческих кораблей под предводительством Васоса Мавровуниотиса попыталась распространить греческую революцию на Османский Левант. По словам тогдашнего британского консула Джона Баркера , [33] размещен в Алеппо, в докладной записке британскому послу Стратфорду Каннингу в Константинополе. Греческие революционеры высадились в Бейруте . [30] но им помешал местный муфтий и наспех организованные силы обороны. Хотя поначалу греки были отброшены, им удалось удержать небольшую часть города недалеко от берега моря в районе, населенном местными ромами, во время чего они обратились к ромам «подняться и присоединиться к ним». [33] и даже направил приглашение вождю местных друзов тоже присоединиться к революции. Несколько дней спустя, 23 марта 1826 года, губернатор региона Абдулла-паша послал своего лейтенанта и около 500 албанских нерегулярных формирований, чтобы отомстить за неудавшееся восстание. [33]
Резня в Алеппо 1850 года.
[ редактировать ]17–18 октября 1850 года мусульманские бунтовщики напали на христианские кварталы Алеппо . После этого, как показывают османские записи, было повреждено 688 домов, 36 магазинов и 6 церквей, включая греко-католический патриархат и его библиотеку. [34] Эти события вынудили сотни христиан эмигрировать, в основном в Бейрут и Смирну. [35]
Дамасская резня 1860 года.
[ редактировать ]10 июля 1860 года святой Иосиф Дамаскин и 11 000 антиохийских греческих православных и католиков. [36] [37] были убиты, когда мародеры-друзы разрушили часть старого города Дамаска. Румы укрылись в церквях и монастырях Баб Тумы («Ворота Святого Фомы»). Резня была частью гражданской войны в Горном Ливане 1860 года , которая началась как восстание маронитов в Горном Ливане и завершилась резней в Дамаске.
Первая мировая война и геноцид османских греков
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны Рум, наряду с османскими греками, подвергся нападению со стороны иттихадистских властей Османской империи в ходе того, что сейчас исторически известно как геноцид османских греков . [38] В результате три Антиохийские греко-православные епархии были полностью уничтожены; митрополия Тарс и Адана , митрополия Амида и митрополия Феодосиуполь . Те антиохийцы, которые проживали за пределами французского мандата в Сирии и Ливане, подверглись принудительному обмену населением в 1923 году , который положил конец геноциду османских греков. Одним из современных греческих городов, который состоит из антиохийцев, выживших в результате обмена населением, является Неа Селефкия. [ нужна ссылка ] который расположен в Эпире . Основателями Неа Селефкии были беженцы из Силифке в Киликии.
Текущая ситуация
[ редактировать ]Дамаск является домом для организованной греческой общины с 1913 года, но есть также значительное количество греческих мусульман родом из Османского Крита, которые со времен поздней Османской империи жили в нескольких прибрежных городах и деревнях Сирии и Ливана. Они были переселены туда султаном Абдул Хамидом II после греко-турецкой войны 1897–1898 годов, в которой Османская империя уступила Крит Королевству Греции. Самая известная, но до сих пор недостаточно изученная критская мусульманская деревня в Сирии — Аль-Хамидия , многие жители которой продолжают говорить на греческом как на родном языке. Конечно, также проживает значительная часть греко-сирийского населения в Алеппо, а также более мелкие общины в Латакии , Тартусе и Хомсе . [1]
Греческие мусульмане в Сирии
[ редактировать ], проживает около 8000 грекоязычных мусульман критского происхождения В Аль-Хамидии , Сирия . [39] Греческие мусульмане составляют большинство населения Аль-Хамидии . [39] К 1988 году многие греческие мусульмане из Ливана и Сирии сообщили, что подвергаются дискриминации со стороны посольства Греции из-за своей религиозной принадлежности. К членам общины будут относиться безразлично и даже враждебно, им будет отказано в визах и возможности улучшить свой греческий посредством поездок в Грецию. [39]
Из-за гражданской войны в Сирии многие греки-мусульмане искали убежища на соседнем Кипре , а некоторые даже отправились на свою родину, на Крит, однако их по-прежнему считают иностранцами. [40]
См. также
[ редактировать ]- Отношения Греции и Сирии
- Антиохийские греческие христиане
- Греки в Армении
- Греки в Израиле
- Греки в Ливане
- Греки в Турции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Министерство иностранных дел Греции. Архивировано 19 августа 2012 г. в Wayback Machine. Отношения с Сирией.
- ^ Геродот . «Геродот VII.63» . Архивировано из оригинала 20 февраля 1999 г. Проверено 18 декабря 2008 г.
VII.63: Ассирийцы шли на войну со шлемами на головах, сделанными из меди и заплетенными странным образом, который нелегко описать. Они несли щиты, копья и кинжалы, очень похожие на египтян. но кроме того у них были деревянные дубинки, связанные железом, и льняные панцири. Этот народ, которого эллины называют сирийцами, варвары называют ассирийцами. В их рядах служили халдеи, а командиром у них был Отасп, сын Артахея.
- ^ О Сирии см. М. Ливерани, «Коллапс ближневосточной региональной системы в конце бронзового века: случай Сирии» в « Центре и периферии в древнем мире» , М. Роулендс, М. Т. Ларсен, К. Кристиансен. , ред. (Издательство Кембриджского университета) 1987.
- ^ С. Ричард, «Археологические источники по истории Палестины: ранний бронзовый век: взлет и крах урбанизма», Библейский археолог (1987)
- ^ Профессор Герхард Ремпель, Эллинистическая цивилизация (Колледж Западной Новой Англии). Архивировано 5 июля 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Ульрих Вилькен, Греческая история в контексте древней истории .
- ^ Jump up to: а б Глабб, сэр Джон Бэгот, 1967 г., 34.
- ^ Jump up to: а б Стивен С. Хауз, Уильям С. Молтби (2004). Западная цивилизация: история европейского общества . Томсон Уодсворт. п. 76 . ISBN 978-0-534-62164-3 .
Греко-македонская элита. Селевкиды уважали культурные и религиозные чувства своих подданных, но предпочитали полагаться на греческих или македонских солдат и администраторов в повседневном управлении. Греческое население городов, усиленное до второго века до нашей эры за счет иммиграции из Греции, составляло доминирующую, хотя и не особенно сплоченную, элиту.
- ^ Виктор, Ройс М. (2010). Колониальное образование и классовое образование в раннем иудаизме: постколониальное прочтение . Международная издательская группа «Континуум». п. 55. ИСБН 978-0-567-24719-3 .
Как и другие эллинистические цари, Селевкиды правили с помощью своих «друзей» и греко-македонского элитного класса, отдельного от коренного населения, которым они управляли.
- ^ Британика , «Царство Селевкидов», 2008, O.Ed.
- ^ Сикер, Мартин (2001). Между Римом и Иерусалимом: 300 лет римско-иудейских отношений Мартин Сикер . Академик Блумсбери. ISBN 9780275971403 . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 года . Проверено 26 июля 2012 года .
- ^ Леманн, Клейтон Майлз (лето 1998 г.). «Палестина: История: 135–337: Сирия Палестина и Тетрархия» . Интернет-энциклопедия римских провинций . Университет Южной Дакоты. Архивировано из оригинала 11 августа 2009 г. Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ Адрадос 2005 , с. 226.
- ^ Алексиу 2001 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Каждан и Констебль 1982 , с. 12; Рансимен 1970 , с. 14; Нихофф 2012 , Маргалит Финкельберг , «Канонизирование и деканонизация Гомера: рецепция поэм Гомера в древности и современности», с. 20.
- ^ Pontificium Institutum Orientalium Studiorum 2003 , с. 482: «Как наследники древних греков и римлян, византийцы считали себя ромайями , или римлянами, хотя они прекрасно знали, что они этнические греки». (см. также: Саввидес и Хендрикс, 2001 г. )
- ^ Китцингер 1967 , «Введение», с. x: «На протяжении всего средневековья византийцы считали себя хранителями и наследниками эллинской традиции».
- ^ Каждан и Констебль 1982 , с. 12; Рансимен 1970 , с. 14; Хэлдон 1999 , с. 7.
- ^ Браунинг 1992 , «Введение», с. xiii: «Византийцы называли себя не византийцами, а Romaioi — римлянами. Они хорошо осознавали свою роль наследников Римской империи, которая на протяжении многих веков объединяла под единым правительством весь Средиземноморский мир и многое, что находилось за его пределами. ."
- ^ Рансимэн 1985 , с. 119.
- ^ Каждан, Александр, изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. стр. 1533–1534. ISBN 978-0-19-504652-6 .
- ^ «Сирия | История, люди и карты | Британника» . www.britanica.com . 14 июля 2023 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2015 г. Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ "Британника Иран"
- ^ Рансиман, Стивен (1951). История крестовых походов: Первый крестовый поход и основание Иерусалимского королевства . Книги о пингвинах. Том 1, стр. 3–4. ISBN 0-521-34770-Х .
- ^ Луз, Нимрод (2018). «Аспекты исламизации пространства и общества в мамлюкском Иерусалиме и его внутренних районах» (PDF) . Обзор мамлюкских исследований . Еврейский университет Иерусалима . дои : 10.6082/M1K935NX . Архивировано (PDF) из оригинала 04 октября 2020 г. Проверено 6 июня 2015 г.
- ^ Исраэль Коэн (1950). Современное еврейство: обзор социальных, культурных, экономических и политических условий, стр. 310.
- ^ Лорен С. Бар; Бернард Джонстон (Массачусетс); Луиза А. Блумфилд (1996). Энциклопедия Кольера: с библиографией и указателем. Коллиер. п. 328. Проверено 19 декабря 2011 г.
- ^ «Анеми - Электронная библиотека новогреческих исследований - Греки Османской империи: Статистическое и этнографическое исследование / А. Синвет» . anemi.lib.uoc.gr . Архивировано из оригинала 16 августа 2018 г. Проверено 11 февраля 2020 г.
- ^ Записки из жизни сирийца Антониуса Амейнея . АВ Беннетт. 1860. с. 1 . Проверено 4 июня 2015 г. - из Интернет-архива .
Греческая революция в Ливане.
- ^ Jump up to: а б Пристли, Гавайи; Американская историческая ассоциация (1938). Франция за рубежом: исследование современного империализма, 1938 г. Книги Октагона. п. 87. ИСБН 9780714610245 . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 г. Проверено 16 апреля 2015 г.
- ↑ Фиск и Кинг, «Описание Иерусалима», в The Christian Magazine , июль 1824 г., стр. 220. Ассоциация Мендона, 1824 г.
- ^ Баламандский патриарший монастырь . antiochpatriarchate.org. Архивировано из оригинала 8 января 2019 года . Проверено 4 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Бедлам в Бейруте: британский взгляд в 1826 году . Университет Северной Флориды. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 4 июня 2015 г.
- ^ Элдем, Гоффман и Мастерс 1999 , стр. 70.
- ^ Комминс 2004 , стр. 31
- ^ Шоу, Стэнфорд Дж.; Шоу, Эзель Курал (27 мая 1977 г.). История Османской империи и современной Турции: Том 2, Реформа, революция и республика: Возвышение современной Турции 1808–1975 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-29166-8 . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 г. Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ «СИРИЙСКАЯ ВСПЫШКА. ПОДРОБНОСТИ ДАМАСКСКОЙ РЕЗНИ. ИНОСТРАННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ В СИРИИ» . Нью-Йорк Таймс . 13 августа 1860 г. ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ «Чёрная книга» . www.greece.org . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. Проверено 11 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Грекоязычные анклавы Ливана и Сирии. Архивировано 9 октября 2022 г. в Ghost Archive Рулой Цокалиду. Труды II Международного симпозиума по двуязычию . Получено 18 декабря 2008 г.
- ^ «Забытые в Европе греческие мусульмане все еще страдают спустя 120 лет после изгнания» . Т-Вайн . 24 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. . Проверено 6 июля 2018 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Адрадос, Франсиско Родригес (2005). История греческого языка: от истоков до наших дней . Лейден: Издательство Brill Academic. ISBN 978-90-04-12835-4 . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 г. Проверено 12 мая 2023 г.
- Алексиу, Маргарет (2001). После античности: греческий язык, миф и метафора . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-3301-6 . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 г. Проверено 12 мая 2023 г.
- Браунинг, Роберт (1992). Византийская империя . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 978-0-8132-0754-4 . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 г. Проверено 12 мая 2023 г.
- Комминс, Дэвид Дин (2004). Исторический словарь Сирии . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-4934-1 . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 года . Проверено 15 октября 2012 г.
- Элдем, Эдем; Гоффман, Дэниел; Мастерс, Брюс (11 ноября 1999 г.). Османский город между Востоком и Западом: Алеппо, Измир и Стамбул . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-64304-7 . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 года . Проверено 15 октября 2012 г.
- Хэлдон, Джон (1999). Война, государство и общество в византийском мире, 565–1204 гг . Лондон: UCL Press. ISBN 1-85728-495-Х .
- Каждан Александр Петрович; Констебль, Джайлз (1982). Народ и власть в Византии: введение в современные византийские исследования . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-103-2 . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 г. Проверено 12 мая 2023 г.
- Китцингер, Эрнст (1967). Справочник византийской коллекции . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-025-7 . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 г. Проверено 12 мая 2023 г.
- Нихофф, Марен Р. (2012). Гомер и Библия глазами древних толкователей . Лейден: Брилл. ISBN 978-9-00-422134-5 . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 г. Проверено 12 мая 2023 г.
- Папский институт востоковедения (2003 г.). Восточно-христианские периодические издания, том 69 Папский институт востоковедения. Архивировано из оригинала 15 июля 2023 г. Проверено 12 мая 2023 г.
- Рансиман, Стивен (1970). Последний византийский ренессанс . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. Архивировано из оригинала 15 июля 2023 г. Проверено 12 мая 2023 г.
- Рансиман, Стивен (1985). Великая Церковь в плену: исследование Константинопольского Патриархата от кануна турецкого завоевания до греческой войны за независимость . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-31310-0 . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 г. Проверено 12 мая 2023 г.
- Саввидес, Алексиос Г.К.; Хендрикс, Бенджамин (2001). Знакомство с византийской историей (пособие для начинающих) . Париж: Университет Геродота. ISBN 978-2-911859-13-7 . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 г. Проверено 12 мая 2023 г.