Иорданское искусство

Иорданское искусство имеет очень древнюю историю. Некоторые из самых ранних фигурок, найденных в Айн-Газале недалеко от Аммана, относятся к периоду неолита. Особая иорданская эстетика в искусстве и архитектуре возникла как часть более широкой традиции исламского искусства , процветавшей с VII века. Традиционное искусство и ремесла связаны с материальной культурой, включая мозаику, керамику, ткачество, работу с серебром, музыку, выдувание стекла и каллиграфию. Рост колониализма в Северной Африке и на Ближнем Востоке привел к размыванию традиционной эстетики. В начале 20-го века, после создания независимого государства Иордания, возникло современное иорданское художественное движение, которое начало искать отчетливо иорданскую художественную эстетику, сочетающую в себе как традиции, так и формы современного искусства.
Традиционное искусство
[ редактировать ]Иордания как независимое государство была основана в 1924 году. До этого на территории, которая сейчас является Иорданией, действовал ряд различных правил. Это была часть Набатейского царства , находившегося под властью эллинистов после завоевания этой территории Александром Великим; под римским правлением в I веке до нашей эры. [ 1 ] и когда-то был частью Королевства Омейядов в 7 веке (н.э.) и частью Османской империи с 15 века до конца Первой мировой войны. [ 2 ] когда он стал британским протекторатом до момента обретения независимости. [ 3 ] Его искусство является частью более широкой исламской художественной традиции со свидетельствами классических влияний. [ 4 ]
Традиционное искусство часто основывалось на материальной культуре, включая ручные ремесла, такие как изготовление ковров, плетение корзин, серебряное дело, мозаика, керамика и выдувание стекла. Бедуины были в значительной степени самостоятельны в производстве товаров: сами шили ковры, плели корзины и готовили керамику. Такие работы демонстрировали большое разнообразие стилей, поскольку племена часто использовали свои собственные племенные мотивы. [ 5 ]
Иорданский историк искусства Видждан Али утверждает, что традиционная исламская эстетика, проявляющаяся в ремесленных работах, была вытеснена приходом колониализма в Северную Африку и на Ближний Восток. [ 6 ] Однако в деколонизированный период 20-го века можно наблюдать форму современного искусства, сочетающую традиции и современные влияния. [ 7 ]
Доисламское искусство
[ редактировать ]Еще в период неолита в Иордании изготавливали статуэтки и скульптуры. В некоторых из самых ранних примеров человеческие черепа были залиты гипсом, а для глазниц использовались вставки. [ 8 ] Два тайника статуэток, обнаруженные в Айн-Газале, недалеко от Аммана, включают модели животных и около трех десятков монументальных статуэток (на фото ниже), которые, по мнению ученых, играли важную роль в ритуальной и социальной структуре живущих там народов. [ 9 ] и, возможно, являлись частью погребального ритуала. [ 10 ] Статуи Айн-Газала очень большие, некоторые из них достигают трех футов в высоту. Айн-Газаль был заселен между 7000 и 5000 годами до нашей эры, а статуи датируются примерно 6500 годом до нашей эры. [ 11 ] Демонстрируя широкое использование штукатурки, [ 12 ] Статуи Айн-Газала представляют собой явный отход от крошечных безликих фигурок периода палеолита и знаменуют собой зарождение особого неолитического искусства. [ 13 ]
Набатейцы Петре использовали многочисленные скульптурные панели, фигурки и декоративные фризы в своих зданиях в и изготавливали керамику. Примеры включают архитектурные детали, использованные в храме Каср аль-Бинт в Петре. [ 14 ] и распространенная стела, изображающая богов в виде резных рельефов, вырезанных непосредственно в скале или вырезанных как отдельные блоки и помещенных в резные ниши. [ 15 ]
Римляне завоевали Палестину и Сирию в 64-63 гг. до н.э. и аннексировали Набатею в 106 г. н.э., после чего вся Иордания попала под власть Рима. Римская оккупация соответствовала расцвету изобразительного искусства – живописи, архитектуры. Ко времени правления императора Юстиниана (527–565 гг. н. э.) ландшафты Иордании были усеяны церквями с замысловатыми мозаичными полами, фресками и портиками. [ 16 ]
-
Статуи Айн-Газаля, период неолита, 6700–6500 гг. До н.э., сейчас находятся в Иорданском археологическом музее, Амман.
-
Статуя Айна Газала, сейчас находится в Лувре.
-
Фриз храма Каср-эль-Бинт, Петра.
-
Лепнина в Каср-эль-Бинте, Петра
-
Набатейский петроглиф, II или III век.
-
Набатейский бетил (священный камень или каменная плита)
Исламское искусство
[ редактировать ]Период Омейядов знаменует собой отправную точку исламского искусства и архитектуры. [ 17 ] Богатство и покровительство периода Омейядов стимулировали строительство религиозных, административных и королевских резиденций, а также породили особый стиль бейта (домашнего дома). В Иордании находятся одни из лучших образцов ранней исламской архитектуры, в том числе: караван-сараи , замки в пустыне (по-арабски известные как кусайр ), бани, охотничьи домики и дворцы, расположенные на окраине восточной пустыни. [ 18 ]
Примеры великих мечетей, построенных во время правления халифа Омейядов Аль-Валида I (705–714 гг.), включают: Великую мечеть Дамаска (706 г. н.э.), мечеть Аль-Акса в Иерусалиме (715 г. н.э.) и Мечеть Пророк в Медине (709-715). С середины 19-го века были раскопаны ряд памятников Омейядов, в ходе которых были обнаружены потрясающие фрески, настенные и потолочные росписи и скульптуры. [ 19 ] Одна из этих картин, « Картина шести королей», стала предметом серьезных исследований в отношении ее интерпретации. [ 20 ]
Известные фрески и рельефная резьба можно найти в пустынных замках Квасир-аль-Халлабат; Квасир аль-Харана , Квасир эль-Азрак , Каср Мшатта и Квасир Амра , где представлены фрески со сценами охоты, музыкантами, акробатами, артистами, обнаженными женщинами, борцами и сценами королевского двора. [ 21 ] Меньшие замки пустыни включают Квасир аль-Туба ; Квасир аль-Хайр аль-Гарби ; Квасир Бурку , Каср эль-Увейнид и Каср эль-Фейфе. [ 22 ]
Поэзия и каллиграфия были возведены в высокое искусство. При Омейядах письмо занимало особое место, часто основанное на Священных Писаниях и жизни пророка Магомета, но часто рассматривавшееся как носитель независимого значения и предмет, достойный украшения. [ 23 ] Мастеров-каллиграфов почитали. Искусство каллиграфии передавалось от мастера к ученику в рамках формальной, строгой системы обучения, которая продолжалась в течение многих лет и требовала от учеников изучения строгих правил и протоколов, регулирующих этот вид искусства. При династии Омейядов процветала как религиозная, так и светская письменность.
Считалось, что поэты (известные как шаир, что означает «волшебник») были вдохновлены духом ( джиннами ) и должны были защищать честь своего племени и увековечивать его дела и достижения. [ 24 ] « Муаллакат» , сборник из семи стихотворений разных поэтов, хотя и доисламского происхождения, считается предшественником арабской поэзии.
-
Настенная фреска в Квасыр Амре, VIII век.
-
Фрески Квасыр Амры, VIII век.
-
Деталь фрески Квасир Амра, VIII век.
-
Мозаичный пол в Квасир Аль Халлабат
-
Потолок Хаммам аль-Сара в Квасир Аль-Халабат
-
Слоновая кость, усадьба Аббасидов в Хумейме, Иордания. Стиль указывает на происхождение из северо-восточного Ирана.
-
Декоративный элемент из Квасир аль-Хараны.
-
Картина Шести королей (повреждена) Квазир Амра
Раннее современное искусство
[ редактировать ]Истоки современного искусства в Иордании уходят корнями в 1920-е и 1930-е годы, когда небольшое количество художников поселилось в Аммане. Омар Онси (1901–1969) был ливанским художником, поселившимся в Аммане примерно в 1922 году. [ 25 ] и давал уроки рисования детям Абдаллы I. [ 26 ] В 1930 году турецкий художник Зиауддин Сулейман (1880-1945) также поселился в Аммане и провел первую персональную выставку в отеле «Филадельфия». [ 27 ] В 1948 году Джордж Алиф прибыл в Иорданию с группой палестинских беженцев и открыл художественную студию, где обучал местных студентов. [ 28 ] Эти три художника познакомили местных студентов со станковой живописью и способствовали более широкому пониманию искусства. [ 29 ]
Еще в 1940-х годах в Иордании не было художественных галерей, а художественные выставки были практически неизвестны. [ 30 ] Те немногие художественные выставки, которые были организованы, проводились в общественных местах, таких как школы и залы парламента.
Иорданское движение современного искусства
[ редактировать ]В конце 1950-х годов группа молодых художников, прошедших обучение в Европе, вернулась в Иорданию, чтобы заложить основы иорданского движения современного искусства. [ 31 ] Некоторые из этих студентов, в том числе Муханна ад-Дура , Рафик Лаххам и Суха Катиба Нурси, получили свое первое художественное образование в Иордании у русского эмигранта Джорджа Алифа , который был первым западным художником, основавшим студию в Аммане и преподававшим местным жителям. студенты. Согласно мемуарам Муханны Дура, Алиф обучал своих учеников основам акварели, рисунка и живописи, а также европейскому пониманию перспективы. [ 32 ] Дура вместе с этими молодыми художниками помог зажечь местное иорданское художественное движение. [ 33 ]
Муханна Дура в конечном итоге преподавал живопись и историю искусства в Педагогическом колледже в Аммане, а в 1964 году основал секцию изящных искусств на факультете культуры и искусства Аммана, а также в 1970 году основал Иорданский институт изящных искусств. Таким образом, он вдохновил поколение молодых художников. Среди его выдающихся учеников была принцесса Видждан Али , наиболее известная своими попытками возродить традиции исламского искусства. [ 34 ] и Наваль Абдаллах, один из ведущих представителей современного искусства Иордании, чье искусство часто включает в себя каллиграфию. [ 35 ]
Вторая группа художников, прошедших обучение в Европе и Америке в 1960-х годах, вернулась в Иорданию и начала искать своеобразное иорданское художественное выражение и утверждать свою арабскую идентичность. Среди известных художников иорданского художественного движения: Халид Хрейс (р. 1955); Набиль Шехаде (р. 1949); Ясир Дувайк (р. 1940); Махмуд Таха (р. 1942) и Азиз Амура (р. 1944). [ 36 ]
Художественное движение Хуруфия
[ редактировать ]
Художественное движение Хуруфия (также известное как движение Аль-хуруфия или движение североафриканских леттеристов ) относится к использованию каллиграфии как графической формы в произведениях искусства. [ 37 ] Примерно с 1955 года художники, работавшие в Северной Африке и некоторых частях Азии, превратили арабскую каллиграфию в современное искусство. [ 38 ] Использование каллиграфии в современном искусстве возникло независимо в различных исламских государствах; немногие из этих художников знали друг друга, что позволяло различным проявлениям хуруфии возникать в разных регионах. [ 39 ] В Судане, например, произведения искусства включают как исламскую каллиграфию, так и западноафриканские мотивы. [ 40 ]

Художники-хуруфии отвергли западные художественные концепции и вместо этого искали новую художественную идентичность, черпаемую из их собственной культуры и наследия. Эти художники успешно интегрируют исламские визуальные традиции, особенно каллиграфию, в современные композиции коренных народов. [ 41 ] Хотя художники-хуруфии были озабочены своим индивидуальным диалогом с национализмом и пытались взаимодействовать с движением современного искусства, они также работали над эстетикой, которая превосходила национальные границы и представляла собой более широкую принадлежность к исламской идентичности. [ 42 ]
Наиболее известными представителями искусства хуруфия в Иордании являются керамист Махмуд Таха , а также художница и историк искусства принцесса Видждан Али , которая своими произведениями смогла привлечь внимание более широкой аудитории к художественному движению. [ 43 ]
Художественные галереи и музеи
[ редактировать ]
- Национальная галерея изящных искусств Иордании
- Художественный музей Джабала Лувибде
- Фонд Халида Шомана, Дарат аль-Фунун
- Дар Аль-Анда, Амман — музей и исследовательский центр. [ 44 ]
- Художественная галерея Foresight32, Амман
- Мир, Амман
- Вади Финан, Амман
- Галерея Орфали, Ум Утайна
- Галерея Востока, Абдун, Западный Амман
- Джакаранда, Амман
- Галерея Каирского банка Аммана, Вади Сакра, Амман
См. также
[ редактировать ]- Каллиграфия
- Замки пустыни
- Исламское искусство
- Исламская архитектура
- Исламская каллиграфия
- Национальная галерея изящных искусств Иордании
- Список художников-востоковедов
- Список иорданцев
- Осман Вакилла
- Омейядская архитектура
Известные исторические архитектурные объекты
[ редактировать ]- Джабаль аль-Кала - группа домов высшего сословия
- Аль-Кастал, Иордания - дворец Омейядов
- Хаммам аль-Сара – баня Омейядов
- Каср Амра – дворец Омейядов
- Каср Аль-Халлабат – замок/охотничий домик в пустыне
- Каср Аль-Харана – замок в пустыне
- Каср Аль-Мшатта – замок в пустыне.
- Каср Бурку – замок в пустыне
- Каср Туба – замок в пустыне
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бьенковски, П., Искусство Джордана, Страуд, Аллан Саттон, 1991, стр. 16-17.
- ^ Блум, Дж. М. и Блэр, С. С. , Энциклопедия исламского искусства и архитектуры The Grove, стр. 362-363; Тейлор, Дж. Петра и затерянное царство набатеев, IB Tauris, 2001, стр. 11 и с. 47
- ^ Зухур, С. (ред.), Цвета волшебства: театр, танец, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока, Американский университет в Каире Press, 2001, стр. 369
- ^ Ближневосточный файл, Том. 4, Дополнительная информация, 1985, с. 265
- ^ Бьенковски П. и ван дер Стин Э., «Племена, торговля и города: новые рамки для позднего железного века в Южной Иордании и Негеве», Бюллетень американских школ восточных исследований, № 323 ( Август 2001 г.), стр. 21–47.
- ^ Али, В., Современное искусство исламского мира, Лондон, издательство Скорпион, 1989.
- ^ Флуд, Ф.Б. и Неджипоглу, Г. (ред.) Спутник исламского искусства и архитектуры, Wiley, 2017, стр. 1294; Линдгрен А. и Росс С. Модернистский мир, Routledge, 2015, с. 495; Мавракис, Н., «Художественное движение Хуруфия в ближневосточном искусстве», Блог журнала McGill Journal of Middle Eastern Studies, онлайн: https://mjmes.wordpress.com/2013/03/08/article-5/ ; Туохи А. и Мастерс К. Великие современные художники Аризоны, Hachette UK, 2015, стр. 56; Рамадан, К.Д., Периферийный инсайдер: перспективы современного интернационализма в визуальной культуре, Museum Tusculanum Press, 2007, стр. 49; Асфур. М., «Окно в современное арабское искусство», Художественная галерея НАБАД, онлайн: http://www.nabadartgallery.com/
- ^ Адамс, Л.С., Методологии искусства: введение, Routledge, 2018, [издание электронной книги], np.
- ^ Митэн, С., После льда: глобальная история человечества, 20 000–5 000 до н. э., Великобритания, Hachette UK, 2011, [издание электронной книги], np.
- ^ Кляйнер, Ф.С., Искусство Гарднера на протяжении веков: краткая западная история, Cengage Learning, 2016, стр. 21
- ^ Кляйнер, Ф.С., Искусство Гарднера на протяжении веков: краткая западная история, Cengage Learning, 2016, стр. 20-21.
- ^ Бурк, С., Ближний Восток: раскрыта колыбель цивилизации, Thames & Hudson, 2008, стр. 43
- ^ Кляйнер, Ф.С., Искусство Гарднера на протяжении веков: краткая западная история, Cengage Learning, 2016, стр. 20-21.
- ^ Базиль, Дж. Дж., «Недавно обнаруженные рельефные скульптуры из Великого храма в Аммане», Ежегодник Департамента древностей Иордании, том. 46, Иорданское Хашимитское Королевство , Амман, 2002 г.
- ^ Патрич, Дж., Формирование набатейского искусства: запрет на резные изображения среди набатейцев, Архив Брилла, 1990, стр. 59-76.
- ^ «Искусство Древнего Иордана», в Минерве, Aurora Publications, 1991, стр. 20-24.
- ^ Генеканд, Д., «Замки Омейядов: переход от позднеантичной военной архитектуры к раннему исламскому дворцовому строительству», в: Кеннеди, Х. (ред.), Мусульманская военная архитектура в Великой Сирии: от прихода ислама к периоду Османской империи. , [Серия «История войны», вып. 35, нет. 2, Бостон Брилл, Лейден, 2006 г., стр. 3–25; Ялман С., «Искусство периода Омейядов (661–750 гг.)», Музей Метрополитен, онлайн:
- ^ Генеканд, Д., «Замки Омейядов; переход от позднеантичной военной архитектуры к раннему исламскому дворцовому строительству», в: Кеннеди, Х. (ред.), Мусульманская военная архитектура в Великой Сирии: от прихода ислама к периоду Османской империи. , [Серия «История войны», вып. 35, нет. 2, Бостон Брилл, Лейден, 2006 г., стр. 3–25.
- ^ Фауден, Г., Кусайр Амра: Искусство и элита Омейядов в позднеантичной Сирии, University of California Press, 2004, стр. 49
- ^ Грабар, О., «Картина шести королей в Кусейре Амре», Ars Orientalis, Vol. 1, 1954, стр. 185–187.
- ^ Фауден, Г., Кусейр Амра: Искусство и элита Омейядов в позднеантичной Сирии, University of California Press, 2004, особенно см. стр. 55-68 для описания фресок в Кусейр Амре.
- ^ Кеннеди, Д. и Райли, Д., Границы пустыни Рима, Routledge, 2012, стр. 8-9.
- ^ Эттингхаузен Р., Грабар О. и Дженкинс К. (ред.), Исламское искусство и архитектура, 650-1250 Издательство Йельского университета, 2001, стр. 79
- ^ Исламское искусство, литература и культура, Britannica Educational Publishing, 2009, стр. 58-60.
- ^ Блум, Дж. М. и Блэр, С. С. , Энциклопедия исламского искусства и архитектуры The Grove, стр. 362-363; Зухур, С. (редактор), «Цвета волшебства: театр, танец, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока», Американский университет в Каире, 2001, стр. 375
- ^ Наеф, Сильвия (1996). В поисках арабской современности: эволюция пластического искусства в Египте, Ливане и Ираке (на французском языке). Слаткин. п. 160. ИСБН 978-2-05-101376-5 .
- ^ Блум, Дж. М. и Блэр, С. С. , Энциклопедия исламского искусства и архитектуры The Grove, стр. 362-363.
- ^ Зухур, С., Цвета волшебства: театр, танец, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока, Американский университет в Каире Press, 2001, стр. 375
- ^ Блум, Дж. М. и Блэр, С. С. , Энциклопедия исламского искусства и архитектуры The Grove, стр. 362
- ^ Мостин, Т., Иордания: Практическое руководство Meed, Middle East Economic Digest Limited, Иордания, 1983, стр. 72; автор утверждает, что первая художественная выставка состоялась в 1938 году, но не приводит никаких подробностей. Однако разные источники утверждают, что первая художественная выставка состоялась в 1951 году. См.: Иордания, Информационное бюро Иордании, 1981, с. 53 и Джонатан Блум и Шейла С. Блэр (редакторы), Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove, Vol. 1, Издательство Оксфордского университета , 2009, с. 362
- ^ Зухур. С., Цвета волшебства: театр, танец, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока, Американский университет в Каире, 2001, с. 377
- ^ Роджерс, С., «Моанна Дурра», в Энциклопедии современного искусства и арабского мира Mathaf, онлайн ; Мейчер-Атасси, С. и Шварц, Дж. П., Архивы, музеи и практика коллекционирования в современном арабском мире, Routledge, 2016, стр. 175
- ^ Мейхер-Атасси, С. и Шварц, Дж. П., Архивы, музеи и практика коллекционирования в современном арабском мире, Routledge, 2016, стр. 175.
- ^ Хашем Талхам, Г., Исторический словарь женщин на Ближнем Востоке и в Северной Африке, Rowman & Littlefield, 2013, стр. 24
- ^ Теллер, М., «Хит-лист иорданских художников» в Иордании, Rough Guides, 2002, стр. 425
- ^ Зухур. С., Цвета волшебства: театр, танец, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока, Американский университет в Каире, 2001, стр. 377-78.
- ^ Мавракис, Н., «Художественное движение Хуруфия в ближневосточном искусстве», Блог журнала McGill Journal of Middle Eastern Studies, онлайн: https://mjmes.wordpress.com/2013/03/08/article-5/ ; Туохи А. и Мастерс, К., Великие современные художники Аризоны, Hachette UK, 2015, стр. 56
- ^ Флуд, ФБ и Неджипоглу, Г. (ред.) Спутник исламского искусства и архитектуры, Wiley, 2017, стр. 1294
- ^ Дади. I., «Ибрагим Эль Салахи и каллиграфический модернизм в сравнительной перспективе», South Atlantic Quarterly, 109 (3), 2010, стр. 555–576, DOI: https://doi.org/10.1215/00382876-2010-006 ; Флуд, Ф.Б. и Нечипоглу, Г. (ред.) Спутник исламского искусства и архитектуры, Wiley, 2017, стр. 1294
- ^ Флуд, Ф.Б. и Неджипоглу, Г. (ред.) Спутник исламского искусства и архитектуры, Wiley, 2017, стр. 1298-1299 гг.
- ^ Линдгрен А. и Росс С., Модернистский мир, Routledge, 2015, с. 495; Мавракис, Н., «Художественное движение Хуруфия в ближневосточном искусстве», Блог журнала McGill Journal of Middle Eastern Studies, онлайн: https://mjmes.wordpress.com/2013/03/08/article-5/ ; Туохи А. и Мастерс К. Великие современные художники Аризоны, Hachette UK, 2015, стр. 56
- ^ Флуд, ФБ и Неджипоглу, Г. (ред.) Спутник исламского искусства и архитектуры, Wiley, 2017, стр. 1294
- ^ Рамадан, К.Д., Периферийный инсайдер: перспективы современного интернационализма в визуальной культуре, Museum Tusculanum Press, 2007, стр. 49; Мавракис, Н., «Художественное движение Хуруфии в ближневосточном искусстве», Блог журнала McGill Journal of Middle Eastern Studies, онлайн: https://mjmes.wordpress.com/2013/03/08/article-5/
- ^ Рейнольдс, Д.Ф. (редактор), Кембриджский спутник современной арабской культуры, Cambridge University Press, 2015, стр. 204
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Петр Беньковски, Сокровища древней земли: Искусство Иордании, A. Sutton Publishing, 1994, 1996.
- Питер Вайн, Драгоценности королевства: наследие Иордании, Иммель, 1987 г.