Jump to content

Иорданское искусство

(Перенаправлено с «Искусство в Иордании »)

Фреска в Кусайр Амра Хаммам (баня), образец искусства Омейядов из Иордании, 8 век.

Иорданское искусство имеет очень древнюю историю. Некоторые из самых ранних фигурок, найденных в Айн-Газале недалеко от Аммана, относятся к периоду неолита. Особая иорданская эстетика в искусстве и архитектуре возникла как часть более широкой традиции исламского искусства , процветавшей с VII века. Традиционное искусство и ремесла связаны с материальной культурой, включая мозаику, керамику, ткачество, работу с серебром, музыку, выдувание стекла и каллиграфию. Рост колониализма в Северной Африке и на Ближнем Востоке привел к размыванию традиционной эстетики. В начале 20-го века, после создания независимого государства Иордания, возникло современное иорданское художественное движение, которое начало искать отчетливо иорданскую художественную эстетику, сочетающую в себе как традиции, так и формы современного искусства.

Традиционное искусство

[ редактировать ]

Иордания как независимое государство была основана в 1924 году. До этого на территории, которая сейчас является Иорданией, действовал ряд различных правил. Это была часть Набатейского царства , находившегося под властью эллинистов после завоевания этой территории Александром Великим; под римским правлением в I веке до нашей эры. [ 1 ] и когда-то был частью Королевства Омейядов в 7 веке (н.э.) и частью Османской империи с 15 века до конца Первой мировой войны. [ 2 ] когда он стал британским протекторатом до момента обретения независимости. [ 3 ] Его искусство является частью более широкой исламской художественной традиции со свидетельствами классических влияний. [ 4 ]

Традиционное искусство часто основывалось на материальной культуре, включая ручные ремесла, такие как изготовление ковров, плетение корзин, серебряное дело, мозаика, керамика и выдувание стекла. Бедуины были в значительной степени самостоятельны в производстве товаров: сами шили ковры, плели корзины и готовили керамику. Такие работы демонстрировали большое разнообразие стилей, поскольку племена часто использовали свои собственные племенные мотивы. [ 5 ]

Иорданский историк искусства Видждан Али утверждает, что традиционная исламская эстетика, проявляющаяся в ремесленных работах, была вытеснена приходом колониализма в Северную Африку и на Ближний Восток. [ 6 ] Однако в деколонизированный период 20-го века можно наблюдать форму современного искусства, сочетающую традиции и современные влияния. [ 7 ]

Доисламское искусство

[ редактировать ]

Еще в период неолита в Иордании изготавливали статуэтки и скульптуры. В некоторых из самых ранних примеров человеческие черепа были залиты гипсом, а для глазниц использовались вставки. [ 8 ] Два тайника статуэток, обнаруженные в Айн-Газале, недалеко от Аммана, включают модели животных и около трех десятков монументальных статуэток (на фото ниже), которые, по мнению ученых, играли важную роль в ритуальной и социальной структуре живущих там народов. [ 9 ] и, возможно, являлись частью погребального ритуала. [ 10 ] Статуи Айн-Газала очень большие, некоторые из них достигают трех футов в высоту. Айн-Газаль был заселен между 7000 и 5000 годами до нашей эры, а статуи датируются примерно 6500 годом до нашей эры. [ 11 ] Демонстрируя широкое использование штукатурки, [ 12 ] Статуи Айн-Газала представляют собой явный отход от крошечных безликих фигурок периода палеолита и знаменуют собой зарождение особого неолитического искусства. [ 13 ]

Набатейцы Петре использовали многочисленные скульптурные панели, фигурки и декоративные фризы в своих зданиях в и изготавливали керамику. Примеры включают архитектурные детали, использованные в храме Каср аль-Бинт в Петре. [ 14 ] и распространенная стела, изображающая богов в виде резных рельефов, вырезанных непосредственно в скале или вырезанных как отдельные блоки и помещенных в резные ниши. [ 15 ]

Римляне завоевали Палестину и Сирию в 64-63 гг. до н.э. и аннексировали Набатею в 106 г. н.э., после чего вся Иордания попала под власть Рима. Римская оккупация соответствовала расцвету изобразительного искусства – живописи, архитектуры. Ко времени правления императора Юстиниана (527–565 гг. н. э.) ландшафты Иордании были усеяны церквями с замысловатыми мозаичными полами, фресками и портиками. [ 16 ]

Исламское искусство

[ редактировать ]

Период Омейядов знаменует собой отправную точку исламского искусства и архитектуры. [ 17 ] Богатство и покровительство периода Омейядов стимулировали строительство религиозных, административных и королевских резиденций, а также породили особый стиль бейта (домашнего дома). В Иордании находятся одни из лучших образцов ранней исламской архитектуры, в том числе: караван-сараи , замки в пустыне (по-арабски известные как кусайр ), бани, охотничьи домики и дворцы, расположенные на окраине восточной пустыни. [ 18 ]

Примеры великих мечетей, построенных во время правления халифа Омейядов Аль-Валида I (705–714 гг.), включают: Великую мечеть Дамаска (706 г. н.э.), мечеть Аль-Акса в Иерусалиме (715 г. н.э.) и Мечеть Пророк в Медине (709-715). С середины 19-го века были раскопаны ряд памятников Омейядов, в ходе которых были обнаружены потрясающие фрески, настенные и потолочные росписи и скульптуры. [ 19 ] Одна из этих картин, « Картина шести королей», стала предметом серьезных исследований в отношении ее интерпретации. [ 20 ]

Известные фрески и рельефная резьба можно найти в пустынных замках Квасир-аль-Халлабат; Квасир аль-Харана , Квасир эль-Азрак , Каср Мшатта и Квасир Амра , где представлены фрески со сценами охоты, музыкантами, акробатами, артистами, обнаженными женщинами, борцами и сценами королевского двора. [ 21 ] Меньшие замки пустыни включают Квасир аль-Туба ; Квасир аль-Хайр аль-Гарби ; Квасир Бурку , Каср эль-Увейнид и Каср эль-Фейфе. [ 22 ]

Поэзия и каллиграфия были возведены в высокое искусство. При Омейядах письмо занимало особое место, часто основанное на Священных Писаниях и жизни пророка Магомета, но часто рассматривавшееся как носитель независимого значения и предмет, достойный украшения. [ 23 ] Мастеров-каллиграфов почитали. Искусство каллиграфии передавалось от мастера к ученику в рамках формальной, строгой системы обучения, которая продолжалась в течение многих лет и требовала от учеников изучения строгих правил и протоколов, регулирующих этот вид искусства. При династии Омейядов процветала как религиозная, так и светская письменность.

Считалось, что поэты (известные как шаир, что означает «волшебник») были вдохновлены духом ( джиннами ) и должны были защищать честь своего племени и увековечивать его дела и достижения. [ 24 ] « Муаллакат» , сборник из семи стихотворений разных поэтов, хотя и доисламского происхождения, считается предшественником арабской поэзии.

Раннее современное искусство

[ редактировать ]

Истоки современного искусства в Иордании уходят корнями в 1920-е и 1930-е годы, когда небольшое количество художников поселилось в Аммане. Омар Онси (1901–1969) был ливанским художником, поселившимся в Аммане примерно в 1922 году. [ 25 ] и давал уроки рисования детям Абдаллы I. [ 26 ] В 1930 году турецкий художник Зиауддин Сулейман (1880-1945) также поселился в Аммане и провел первую персональную выставку в отеле «Филадельфия». [ 27 ] В 1948 году Джордж Алиф прибыл в Иорданию с группой палестинских беженцев и открыл художественную студию, где обучал местных студентов. [ 28 ] Эти три художника познакомили местных студентов со станковой живописью и способствовали более широкому пониманию искусства. [ 29 ]

Еще в 1940-х годах в Иордании не было художественных галерей, а художественные выставки были практически неизвестны. [ 30 ] Те немногие художественные выставки, которые были организованы, проводились в общественных местах, таких как школы и залы парламента.

Иорданское движение современного искусства

[ редактировать ]

В конце 1950-х годов группа молодых художников, прошедших обучение в Европе, вернулась в Иорданию, чтобы заложить основы иорданского движения современного искусства. [ 31 ] Некоторые из этих студентов, в том числе Муханна ад-Дура , Рафик Лаххам и Суха Катиба Нурси, получили свое первое художественное образование в Иордании у русского эмигранта Джорджа Алифа , который был первым западным художником, основавшим студию в Аммане и преподававшим местным жителям. студенты. Согласно мемуарам Муханны Дура, Алиф обучал своих учеников основам акварели, рисунка и живописи, а также европейскому пониманию перспективы. [ 32 ] Дура вместе с этими молодыми художниками помог зажечь местное иорданское художественное движение. [ 33 ]

Муханна Дура в конечном итоге преподавал живопись и историю искусства в Педагогическом колледже в Аммане, а в 1964 году основал секцию изящных искусств на факультете культуры и искусства Аммана, а также в 1970 году основал Иорданский институт изящных искусств. Таким образом, он вдохновил поколение молодых художников. Среди его выдающихся учеников была принцесса Видждан Али , наиболее известная своими попытками возродить традиции исламского искусства. [ 34 ] и Наваль Абдаллах, один из ведущих представителей современного искусства Иордании, чье искусство часто включает в себя каллиграфию. [ 35 ]

Вторая группа художников, прошедших обучение в Европе и Америке в 1960-х годах, вернулась в Иорданию и начала искать своеобразное иорданское художественное выражение и утверждать свою арабскую идентичность. Среди известных художников иорданского художественного движения: Халид Хрейс (р. 1955); Набиль Шехаде (р. 1949); Ясир Дувайк (р. 1940); Махмуд Таха (р. 1942) и Азиз Амура (р. 1944). [ 36 ]

Художественное движение Хуруфия

[ редактировать ]
Крыша Frere Hall , Карачи, Пакистан, ок. 1986. Пакмураль художника Садекуэна Наккаша объединяет каллиграфию в современное произведение искусства.

Художественное движение Хуруфия (также известное как движение Аль-хуруфия или движение североафриканских леттеристов ) относится к использованию каллиграфии как графической формы в произведениях искусства. [ 37 ] Примерно с 1955 года художники, работавшие в Северной Африке и некоторых частях Азии, превратили арабскую каллиграфию в современное искусство. [ 38 ] Использование каллиграфии в современном искусстве возникло независимо в различных исламских государствах; немногие из этих художников знали друг друга, что позволяло различным проявлениям хуруфии возникать в разных регионах. [ 39 ] В Судане, например, произведения искусства включают как исламскую каллиграфию, так и западноафриканские мотивы. [ 40 ]

Деталь крыши Frere Hall

Художники-хуруфии отвергли западные художественные концепции и вместо этого искали новую художественную идентичность, черпаемую из их собственной культуры и наследия. Эти художники успешно интегрируют исламские визуальные традиции, особенно каллиграфию, в современные композиции коренных народов. [ 41 ] Хотя художники-хуруфии были озабочены своим индивидуальным диалогом с национализмом и пытались взаимодействовать с движением современного искусства, они также работали над эстетикой, которая превосходила национальные границы и представляла собой более широкую принадлежность к исламской идентичности. [ 42 ]

Наиболее известными представителями искусства хуруфия в Иордании являются керамист Махмуд Таха , а также художница и историк искусства принцесса Видждан Али , которая своими произведениями смогла привлечь внимание более широкой аудитории к художественному движению. [ 43 ]

Художественные галереи и музеи

[ редактировать ]
Бюст Айн-Газаль, выставленный в Иорданском музее, оценивается в 9500 лет и является старейшей известной человеческой фигурой.
  • Национальная галерея изящных искусств Иордании
  • Художественный музей Джабала Лувибде
  • Фонд Халида Шомана, Дарат аль-Фунун
  • Дар Аль-Анда, Амман — музей и исследовательский центр. [ 44 ]
  • Художественная галерея Foresight32, Амман
  • Мир, Амман
  • Вади Финан, Амман
  • Галерея Орфали, Ум Утайна
  • Галерея Востока, Абдун, Западный Амман
  • Джакаранда, Амман
  • Галерея Каирского банка Аммана, Вади Сакра, Амман

См. также

[ редактировать ]

Известные исторические архитектурные объекты

[ редактировать ]
  1. ^ Бьенковски, П., Искусство Джордана, Страуд, Аллан Саттон, 1991, стр. 16-17.
  2. ^ Блум, Дж. М. и Блэр, С. С. , Энциклопедия исламского искусства и архитектуры The Grove, стр. 362-363; Тейлор, Дж. Петра и затерянное царство набатеев, IB Tauris, 2001, стр. 11 и с. 47
  3. ^ Зухур, С. (ред.), Цвета волшебства: театр, танец, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока, Американский университет в Каире Press, 2001, стр. 369
  4. ^ Ближневосточный файл, Том. 4, Дополнительная информация, 1985, с. 265
  5. ^ Бьенковски П. и ван дер Стин Э., «Племена, торговля и города: новые рамки для позднего железного века в Южной Иордании и Негеве», Бюллетень американских школ восточных исследований, № 323 ( Август 2001 г.), стр. 21–47.
  6. ^ Али, В., Современное искусство исламского мира, Лондон, издательство Скорпион, 1989.
  7. ^ Флуд, Ф.Б. и Неджипоглу, Г. (ред.) Спутник исламского искусства и архитектуры, Wiley, 2017, стр. 1294; Линдгрен А. и Росс С. Модернистский мир, Routledge, 2015, с. 495; Мавракис, Н., «Художественное движение Хуруфия в ближневосточном искусстве», Блог журнала McGill Journal of Middle Eastern Studies, онлайн: https://mjmes.wordpress.com/2013/03/08/article-5/ ; Туохи А. и Мастерс К. Великие современные художники Аризоны, Hachette UK, 2015, стр. 56; Рамадан, К.Д., Периферийный инсайдер: перспективы современного интернационализма в визуальной культуре, Museum Tusculanum Press, 2007, стр. 49; Асфур. М., «Окно в современное арабское искусство», Художественная галерея НАБАД, онлайн: http://www.nabadartgallery.com/
  8. ^ Адамс, Л.С., Методологии искусства: введение, Routledge, 2018, [издание электронной книги], np.
  9. ^ Митэн, С., После льда: глобальная история человечества, 20 000–5 000 до н. э., Великобритания, Hachette UK, 2011, [издание электронной книги], np.
  10. ^ Кляйнер, Ф.С., Искусство Гарднера на протяжении веков: краткая западная история, Cengage Learning, 2016, стр. 21
  11. ^ Кляйнер, Ф.С., Искусство Гарднера на протяжении веков: краткая западная история, Cengage Learning, 2016, стр. 20-21.
  12. ^ Бурк, С., Ближний Восток: раскрыта колыбель цивилизации, Thames & Hudson, 2008, стр. 43
  13. ^ Кляйнер, Ф.С., Искусство Гарднера на протяжении веков: краткая западная история, Cengage Learning, 2016, стр. 20-21.
  14. ^ Базиль, Дж. Дж., «Недавно обнаруженные рельефные скульптуры из Великого храма в Аммане», Ежегодник Департамента древностей Иордании, том. 46, Иорданское Хашимитское Королевство , Амман, 2002 г.
  15. ^ Патрич, Дж., Формирование набатейского искусства: запрет на резные изображения среди набатейцев, Архив Брилла, 1990, стр. 59-76.
  16. ^ «Искусство Древнего Иордана», в Минерве, Aurora Publications, 1991, стр. 20-24.
  17. ^ Генеканд, Д., «Замки Омейядов: переход от позднеантичной военной архитектуры к раннему исламскому дворцовому строительству», в: Кеннеди, Х. (ред.), Мусульманская военная архитектура в Великой Сирии: от прихода ислама к периоду Османской империи. , [Серия «История войны», вып. 35, нет. 2, Бостон Брилл, Лейден, 2006 г., стр. 3–25; Ялман С., «Искусство периода Омейядов (661–750 гг.)», Музей Метрополитен, онлайн:
  18. ^ Генеканд, Д., «Замки Омейядов; переход от позднеантичной военной архитектуры к раннему исламскому дворцовому строительству», в: Кеннеди, Х. (ред.), Мусульманская военная архитектура в Великой Сирии: от прихода ислама к периоду Османской империи. , [Серия «История войны», вып. 35, нет. 2, Бостон Брилл, Лейден, 2006 г., стр. 3–25.
  19. ^ Фауден, Г., Кусайр Амра: Искусство и элита Омейядов в позднеантичной Сирии, University of California Press, 2004, стр. 49
  20. ^ Грабар, О., «Картина шести королей в Кусейре Амре», Ars Orientalis, Vol. 1, 1954, стр. 185–187.
  21. ^ Фауден, Г., Кусейр Амра: Искусство и элита Омейядов в позднеантичной Сирии, University of California Press, 2004, особенно см. стр. 55-68 для описания фресок в Кусейр Амре.
  22. ^ Кеннеди, Д. и Райли, Д., Границы пустыни Рима, Routledge, 2012, стр. 8-9.
  23. ^ Эттингхаузен Р., Грабар О. и Дженкинс К. (ред.), Исламское искусство и архитектура, 650-1250 Издательство Йельского университета, 2001, стр. 79
  24. ^ Исламское искусство, литература и культура, Britannica Educational Publishing, 2009, стр. 58-60.
  25. ^ Блум, Дж. М. и Блэр, С. С. , Энциклопедия исламского искусства и архитектуры The Grove, стр. 362-363; Зухур, С. (редактор), «Цвета волшебства: театр, танец, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока», Американский университет в Каире, 2001, стр. 375
  26. ^ Наеф, Сильвия (1996). В поисках арабской современности: эволюция пластического искусства в Египте, Ливане и Ираке (на французском языке). Слаткин. п. 160. ИСБН  978-2-05-101376-5 .
  27. ^ Блум, Дж. М. и Блэр, С. С. , Энциклопедия исламского искусства и архитектуры The Grove, стр. 362-363.
  28. ^ Зухур, С., Цвета волшебства: театр, танец, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока, Американский университет в Каире Press, 2001, стр. 375
  29. ^ Блум, Дж. М. и Блэр, С. С. , Энциклопедия исламского искусства и архитектуры The Grove, стр. 362
  30. ^ Мостин, Т., Иордания: Практическое руководство Meed, Middle East Economic Digest Limited, Иордания, 1983, стр. 72; автор утверждает, что первая художественная выставка состоялась в 1938 году, но не приводит никаких подробностей. Однако разные источники утверждают, что первая художественная выставка состоялась в 1951 году. См.: Иордания, Информационное бюро Иордании, 1981, с. 53 и Джонатан Блум и Шейла С. Блэр (редакторы), Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove, Vol. 1, Издательство Оксфордского университета , 2009, с. 362
  31. ^ Зухур. С., Цвета волшебства: театр, танец, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока, Американский университет в Каире, 2001, с. 377
  32. ^ Роджерс, С., «Моанна Дурра», в Энциклопедии современного искусства и арабского мира Mathaf, онлайн ; Мейчер-Атасси, С. и Шварц, Дж. П., Архивы, музеи и практика коллекционирования в современном арабском мире, Routledge, 2016, стр. 175
  33. ^ Мейхер-Атасси, С. и Шварц, Дж. П., Архивы, музеи и практика коллекционирования в современном арабском мире, Routledge, 2016, стр. 175.
  34. ^ Хашем Талхам, Г., Исторический словарь женщин на Ближнем Востоке и в Северной Африке, Rowman & Littlefield, 2013, стр. 24
  35. ^ Теллер, М., «Хит-лист иорданских художников» в Иордании, Rough Guides, 2002, стр. 425
  36. ^ Зухур. С., Цвета волшебства: театр, танец, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока, Американский университет в Каире, 2001, стр. 377-78.
  37. ^ Мавракис, Н., «Художественное движение Хуруфия в ближневосточном искусстве», Блог журнала McGill Journal of Middle Eastern Studies, онлайн: https://mjmes.wordpress.com/2013/03/08/article-5/ ; Туохи А. и Мастерс, К., Великие современные художники Аризоны, Hachette UK, 2015, стр. 56
  38. ^ Флуд, ФБ и Неджипоглу, Г. (ред.) Спутник исламского искусства и архитектуры, Wiley, 2017, стр. 1294
  39. ^ Дади. I., «Ибрагим Эль Салахи и каллиграфический модернизм в сравнительной перспективе», South Atlantic Quarterly, 109 (3), 2010, стр. 555–576, DOI: https://doi.org/10.1215/00382876-2010-006 ; Флуд, Ф.Б. и Нечипоглу, Г. (ред.) Спутник исламского искусства и архитектуры, Wiley, 2017, стр. 1294
  40. ^ Флуд, Ф.Б. и Неджипоглу, Г. (ред.) Спутник исламского искусства и архитектуры, Wiley, 2017, стр. 1298-1299 гг.
  41. ^ Линдгрен А. и Росс С., Модернистский мир, Routledge, 2015, с. 495; Мавракис, Н., «Художественное движение Хуруфия в ближневосточном искусстве», Блог журнала McGill Journal of Middle Eastern Studies, онлайн: https://mjmes.wordpress.com/2013/03/08/article-5/ ; Туохи А. и Мастерс К. Великие современные художники Аризоны, Hachette UK, 2015, стр. 56
  42. ^ Флуд, ФБ и Неджипоглу, Г. (ред.) Спутник исламского искусства и архитектуры, Wiley, 2017, стр. 1294
  43. ^ Рамадан, К.Д., Периферийный инсайдер: перспективы современного интернационализма в визуальной культуре, Museum Tusculanum Press, 2007, стр. 49; Мавракис, Н., «Художественное движение Хуруфии в ближневосточном искусстве», Блог журнала McGill Journal of Middle Eastern Studies, онлайн: https://mjmes.wordpress.com/2013/03/08/article-5/
  44. ^ Рейнольдс, Д.Ф. (редактор), Кембриджский спутник современной арабской культуры, Cambridge University Press, 2015, стр. 204

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Петр Беньковски, Сокровища древней земли: Искусство Иордании, A. Sutton Publishing, 1994, 1996.
  • Питер Вайн, Драгоценности королевства: наследие Иордании, Иммель, 1987 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49be49c6311f400a27d5cab287676d1a__1722461700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/1a/49be49c6311f400a27d5cab287676d1a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jordanian art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)