Румыно-турецкие отношения
![]() | |
![]() Румыния |
![]() Турция |
---|

Румыно-турецкие отношения — это международные отношения между Румынией и Турцией . Две страны поддерживают давние исторические, географические и культурные связи. У Румынии есть посольство в Анкаре и два генеральных консульства в Стамбуле и Измире . Румыния также имеет четыре почетных консульства в Турции в Искендеруне , Эдирне , Трабзоне и Эскишехире . В Румынии также есть институт культуры Румынский институт культуры «Дмитрие Кантемир». У Турции есть посольство в Бухаресте и генеральное консульство в Констанце . Турция также имеет два почетных консульства в Клуж-Напоке и Яссах . Обе страны являются полноправными членами НАТО , BLACKSEAFOR и BSEC .
История
[ редактировать ]Тюркское поселение имеет долгую историю в регионе Добруджи , различные группы, такие как булгары , печенеги , половцы и туркмены, поселились в регионе между 7 и 13 веками и, вероятно, способствовали формированию христианского автономного государства в 14 веке. [ 1 ]
Существование строго турецкого населения на территориях современной Румынии, возможно, можно проследить до 13 века. В 1243 году турки-сельджуки в Анатолии (большая часть современной Турции) потерпели поражение от монголов в битве при Кёседаге . Монголы подчинили турок-сельджуков и разделили их земли между двумя братьями, Кылыч-Арсланом IV и Кайкаусом II . Кайкаус II, вынужденный подчиниться своему брату, воспротивился этому, для чего ему пришлось вместе с большой группой партизан покинуть Анатолию и искать убежища в Византийской империи . [ 2 ] Он и его сторонники были поселены византийским императором Михаилом VIII Палеологом в регионе между Варной и дельтой Дуная , который сегодня известен как Добруджа . Позже Кайкаус II предпринял неудачную попытку восстания в Византийской империи и отправился в изгнание в Крым , но его сторонники остались в Добрудже, и на посту лидера его сменил Сары Салтык . [ 3 ] В 1307 году некоторые добружанские турки-сельджуки вернутся в Анатолию. [ 2 ] Тем не менее, некоторые остались в этом районе и, сохранив свой язык, обратились в христианство . [ 3 ] Было высказано предположение, что эти турки-сельджуки со временем превратились в современных гагаузов , название которых предположительно произошло от Кайкауса II. [ 4 ]
Еще одним важным событием в истории турецкого населения Румынии стало османами завоевание региона в начале 15 века. Следовательно, к 17 веку большинство поселений в Добрудже имели турецкие названия либо из-за колонизации, либо из-за колонизации. [ 1 ] или через ассимиляцию исламизированного доосманского тюркского населения. В девятнадцатом веке турок и татар в Добрудже было больше, чем румын . [ 5 ]



Северная Добруджа была аннексирована Османской империей в 1420 году и оставалась под контролем Османской империи до конца 19 века. Первоначально она была организована как у- дидж (пограничная провинция), входившая в санджак Силистры, входящей в состав эялета Румелии . Позднее, при Мураде II или Сулеймане I , санджак Силистры и прилегающих территорий был организован как отдельный эялет . [ 6 ] восстание под руководством «ложного» ( düzme вспыхнуло В 1555 году против османской администрации в Румелии быстро распространилось на Добруджу, но было подавлено бейлербеем Нигболу ) Мустафы, претендента на турецкий престол, которое . [ 7 ] [ 8 ] В 1603 и 1612 годах регион пострадал от набегов казаков , которые сожгли Исакчи и разграбили Кюстендже .
В двух Дунайских княжествах османский сюзеренитет в целом уменьшил влияние на местное население, а влияние ислама само по себе было значительно уменьшено. Валахия и Молдавия пользовались значительной степенью автономии, и их история была отмечена эпизодами восстаний и кратковременной независимости. После 1417 года, когда османское господство над Валахией впервые вступило в силу, города Турну и Джурджу были присоединены как казы , и это правило действовало до Адрианопольского договора 1829 года (статус был ненадолго распространен на Брэилу в 1542 году). [ 9 ]
три обращения в ряды действующих или бывших местных господарей В течение следующих столетий задокументированы : валашские князья Раду чел Фрумос (1462–1475) и Михня Турчитул (1577–1591) и молдавский принц Илие II Рареш (1546–1551). На другом конце социального спектра в Молдавии проживало значительное количество татарских рабов , которые разделяли этот статус со всеми местными цыганами ( см. «Рабство в Румынии »). Хотя цыганское рабство также существовало в Валахии, присутствие там татарских рабов не задокументировано и является лишь теоретическим. [ 10 ] Население, возможно, в основном состояло из ногайцев-мусульман из буджаков , попавших в плен в стычках, хотя, согласно одной из теорий, первыми из них могли быть половцы, захваченные задолго до первых османских и татарских вторжений. [ 10 ]
Вопрос османского присутствия на территории двух стран часто рассматривается в контексте отношений между османскими султанами и местными князьями. Румынская историография обычно утверждает, что последние двое были связаны двусторонними договорами с Портой . Одним из главных вопросов был вопрос о капитуляции (османский турецкий язык: ahdnâme ), которая предположительно была согласована между двумя государствами и Османской империей в какой-то момент в средние века. Такие документы не сохранились: современные румынские историки обнаружили, что капитуляции , которые применялись в 18 и 19 веках для защиты прав румын по отношению к османам и которые были подтверждены националистическими дискурсами в 20 веке, были подделками. [ 11 ] Традиционно османские документы, относящиеся к Валахии и Молдавии, представляли собой односторонние указы, изданные султаном. [ 11 ] В одной компромиссной версии, опубликованной в 1993 году, румынский историк Михай Максим утверждает, что, хотя это были односторонние действия, они рассматривались правителями Валашии и Молдавии как договоры. [ 12 ]



Наряду с Добруджей, часть современной Западной Румынии перешла под прямое владычество Османской империи в 1551–1718 годах и представляла собой эялет Темешвара (сегодняшняя Тимишоара), ставя под угрозу регионы Банат и южную Кришану . Османское владычество распространилось на Арад (1551–1699) и до Оради (1661–1699) на севере Кришаны. [ 9 ] Многочисленные османские мусульмане поселились в этом районе, живя в основном в городах и занимаясь торговлей и управлением. регион Банат был в основном населен расками ( сербами ). На западе [ 13 ] и влахи ( румыны ) на востоке. Так, в одних исторических источниках регион Банат упоминался как Расция , а в других — как Валахия . [ 13 ] Тысячи османских мусульман, поселившихся там, были, однако, изгнаны Габсбургским завоеванием и поселились в Ада-Кале на реке Дунай .
К 17 веку, согласно заметкам путешественника Эвлии Челеби , Добруджа также была домом для особой общины людей смешанного турецкого и валашского происхождения. [ 9 ] Кроме того, часть общины добруджанских ромов традиционно придерживается ислама; [ 9 ] [ 14 ] Считается, что оно возникло среди групп цыган, служивших в Османской армии в 16 веке. [ 14 ] и, вероятно, включал в себя различных этнических турок, которые не осели в городах или деревнях. [ 15 ]
Также было засвидетельствовано присутствие османских мусульман в двух Дунайских княжествах, в основном турецких торговцев. [ 16 ] [ 17 ] и небольшие общины цыган-мусульман . [ 17 ] Также засвидетельствовано, что во время более поздних правил фанариотов и частых русско-турецких войн османские войска размещались на территории Валахии. [ 18 ]
Тысячи османских мусульман, поселившихся в современных Банате и Кришане, были изгнаны Габсбургской монархией после победы над османским владычеством, и большинство из них поселились в Ада-Кале на реке Дунай. В результате значительная турецкая община до 1967 года жила на острове Ада Калех в Банате на реке Дунай. Остров был населен турками со всех концов Османской империи, которые в основном производили турецкие товары для окружающего региона. Адакале-тюркш принадлежит к румелийской подгруппе (также известной как балканская подгруппа) турецкого языка. [ 19 ] До 1970 года Адакале был самой северной частью, где говорили на западнорумелийском языке. [ 20 ]

Мусульманская община Добруджан подвергалась культурным репрессиям во времена коммунистической Румынии . После 1948 года вся собственность исламских учреждений перешла в государственную собственность. [ 21 ] В следующем году государственная и светская система обязательного образования выделила специальные классы для татарских и турецких детей. [ 21 ] По словам Ирвина, это было частью попытки создать отдельный татарский литературный язык, призванный стать средством ассимиляции татарской общины. [ 22 ] Сообщаемое снижение стандартов привело к прекращению отдельной программы образования в 1957 году. [ 21 ] Как следствие, после 1959 года обучение на татарских диалектах и турецком языке было поэтапно ликвидировано и стало необязательным. [ 15 ] а медресе в Меджидии было закрыто в 1960-х годах. [ 15 ] [ 23 ] Население Ады-Кале переселилось в Анатолию незадолго до строительства в 1968 году плотины «Железные ворота» совместным югославско -румынским предприятием, в результате чего остров был затоплен. В то же время суфийские традиции не одобрялись коммунистическими чиновниками — в результате их политики суфийские группы стали почти полностью бездействующими. [ 24 ]
Традиционно крупномасштабная турецко-румынская миграция происходила в Турецкую Республику , куда большинство из них прибыло в качестве мухациров («беженцев») во время Первой и Второй мировых войн . Кроме того, в начале 20-го века некоторые турецкие румыны также мигрировали в Северную Америку , а затем в Западную Европу , особенно в Австрию , Германию , Францию и Нидерланды .
Экономика
[ редактировать ]Эти страны являются крупнейшими торговыми партнерами друг друга в Юго-Восточной Европе .
Миллион ($) | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
---|---|---|---|---|
Экспорт | 4.073 ![]() |
3.893 ![]() |
5.175 ![]() |
6.950 ![]() |
Импорт | 2.770 ![]() |
2.769 ![]() |
3.434 ![]() |
3.335 ![]() |
Баланс | +1.303 | +1.124 | +1.740 | +3.615 |
Объем | 6.843 | 6.662 | 8.609 | 10.285 |
Турция является одним из крупнейших инвесторов в Румынии, ее текущая стоимость инвестиций превышает 7,5 миллиардов долларов США, включая инвестиции из третьих стран. Около 7000 турецких компаний активно работают в Румынии. Румыния продолжает предлагать значительные возможности как для турецкого экспорта, так и для инвестиций. [ 25 ]
Турция была и остается одним из самых популярных туристических направлений для румын, особенно Стамбул и побережья Эгейского и Средиземного морей . В 2022 году Турцию посетили 886 555 румынских туристов. [ 26 ] В свою очередь, в 2022 году Румынию посетили 728 255 граждан Турции. [ 27 ]
Крупная авиакомпания Turkish Airlines и другие турецкие авиакомпании ежедневно выполняют рейсы между Турцией и несколькими городами Румынии.
Стратегическое партнерство
[ редактировать ]На основе обоюдной приверженности укреплению двусторонних отношений во всех областях, уровень отношений между двумя странами был повышен до стратегического партнерства с подписанием Декларации о стратегическом партнерстве в декабре 2011 года. План действий по реализации Декларации был подписан в Март 2013 г. 10-летие Стратегического партнерства в 2021 году было отмечено различными мероприятиями, проведенными в Анкаре и Бухаресте. [ 28 ]
Вступление Турции в Европейский Союз
[ редактировать ]Румыния решительно поддерживает членство Турции в Европейском Союзе . Еще до своего официального вступления в ЕС 1 января 2007 года Румыния открыто и решительно поддержала членство Турции и открытие новых глав переговоров. Эта поддержка стала естественным следствием отличного опыта сотрудничества между двумя странами на многих уровнях (включая взаимные интересы и проблемы в Черноморском регионе). Также важно подчеркнуть, что Турция также была одним из основных сторонников Румынии в ее вступлении в НАТО. [ 29 ]
После того, как Румыния присоединилась к ЕС, позиция поддержки членства Турции в правительстве, а также оппозиции даже усилилась. Траян Бэсеску , бывший президент Румынии (до 2014 года) и Клаус Йоханнис , нынешний президент, выразили решительную поддержку членству Турции в ЕС, назвав стратегическое партнерство между двумя странами отличным. [ 29 ]
Румынское общественное мнение относительно вступления Турции в ЕС в основном было благосклонным. По данным Евробарометра 2008 года, в Румынии даже зафиксирован самый высокий процент (среди стран-членов ЕС) граждан, поддержавших членство Турции – 64 процента. [ 29 ]
Визиты на высоком уровне
[ редактировать ]- Президент Ахмет Недждет Сезер посетил Румынию 8–9 июля 2004 г.
- Президент Траян Бэсеску посетил Турцию 28–29 сентября 2005 г.
- Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган посетил Румынию 24–26 октября 2007 года.
- Премьер-министр Кэлин Попеску-Тэричану посетил Турцию 1–2 февраля 2006 года.
- Министр иностранных дел Лазэр Комэнеску посетил Турцию 19 апреля и 20 ноября 2003 года.
- Глава парламента Богдан Олтяну посетил Турцию 7–9 ноября 2007 года.
- Спикер парламента Коксал Топтан посетил Румынию 27–30 мая 2008 года.
Постоянные дипломатические миссии
[ редактировать ]- Румыния имеет посольство в Анкаре и генеральные консульства в Стамбуле и Измире .
- У Турции есть посольство в Бухаресте и генеральное консульство в Констанце .
-
Генеральное консульство Румынии в Стамбуле
-
Генеральное консульство Румынии в Измире
См. также
[ редактировать ]- Международные отношения Румынии
- Международные отношения Турции
- Румыны в Турции
- Турки Румынии
- Большая мечеть Бухареста
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Brozba 2010 , ошибка 48
- ^ Перейти обратно: а б Проф. Яшар Юдже-проф. Али Севим: История Турции, том I , AKDTYKTTK Publications, Стамбул, 1991 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кейт Флит-Макиел Киль: Кембриджская история Турции, том 1, Cambridge Press, ISBN 978-0-521-62093-2 стр.141
- ^ Клод Каэн: Доосманская Турция (Дж. Джонс Уиллимс, Taplinger Publishing Co., Нью-Йорк, 1968, стр. 279)
- ^ Boia 2001 , .
- ^ А. Рэдулеску, И. Битолеану, История Добруджи , с. 205
- ^ А. Рэдулеску, И. Битолеану, История Добруджи , с. 249
- ^ Шоу, Стэнфорд Джей; Эзель Курал Шоу (1977). История Османской империи и современной Турции . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . п. 109 . ISBN 978-0-521-29163-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дульчу, Дэн Тома. «Мусульманское присутствие на румынском пространстве» . Журнал «Юго-Восток» . Архивировано из оригинала 24 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Виорел Ахим, Цыгане в истории Румынии , Издательство Центрально-Европейского университета , Будапешт, 2004, стр.28. ISBN 963-9241-84-9
- ^ Перейти обратно: а б Боя, стр.79
- ^ Бойя, стр.245
- ^ Перейти обратно: а б Палфи 2021 , с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б Опришан, Ана; Григоре, Джордж (8 сентября 2001 г.). «Цыгане-мусульмане в Румынии» (PDF) . Информационный бюллетень Международного института изучения ислама в современном мире (ISIM) . п. 32. Архивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Григоре, Джордж. «Мусульмане в Румынии» (PDF) . ИСИМ. п. 34. Архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 года.
- ^ Feodorov, p.301-302
- ^ Перейти обратно: а б Константин К. Джуреску , История Бухареста. С древнейших времен до наших дней , Литературное издательство , Бухарест, 1966, стр.273.
- ^ Неагу Джувара , Между Востоком и Западом. Румынские страны в начале современной эпохи , Humanitas , Бухарест, 1995, стр. 283 (упоминание об османском гарнизоне, дислоцированном недалеко от Бухареста в 1802 году, который вмешался в город, чтобы восстановить порядок после широко распространенной паники по слухам о нападении Османа Пазвантоглу войска)
- ^ Цинк, Кемаль. "АНАЛИЗ СКАЗКИ ОБ УРЕМ-БЕЕ И ДОЧЕРИ СУЛТАНА ПО УНИВЕРСАЛЬНЫМ СКАЗОЧНЫМ ПРИНЦИПАМ МАКСА ЛУТИ" . Фольклорная академия .
- ^ Вайновский-Михай, Ирина и Григоре, Георгий (январь 2019 г.). «От Добруджи до Ада-Кале: мост между империями» . Романо-Арабика .
- ^ Перейти обратно: а б с Ирвин, стр.402
- ^ Ирвин, стр.407
- ^ (на румынском языке) Cultul musulman. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , в культуры и религии Румынии Министерства Государственном секретариате по делам религии . Проверено 28 февраля 2008 г.
- ↑ Натали Клейер, Александр Попович, «Новая эра суфийских тенденций на Балканах». Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine , в информационном бюллетене 3 Международного института изучения ислама в современном мире (ISIM), июль 1999 г., стр.32. Проверено 2 июня 2007 г.
- ^ «Отношения между Турцией и Румынией» . mfa.gov.tr. Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ «Отношения между Турцией и Румынией» . mfa.gov.tr. Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ «Национальный институт статистики: международные поездки, зарегистрированные на границах Румынии в 2022 году» (PDF) . Insse.ro . Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ «Отношения между Турцией и Румынией» . mfa.gov.tr. Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Румыния» . feuture.uni-koeln.de . Проверено 24 июля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Закари Т. Ирвин, «Судьба ислама на Балканах: сравнение политики четырех государств», в Педро Рамете (редактор), « Религия и национализм в советской и восточноевропейской политике» , Duke University Press , Дарем и Лондон, 1989, п. 378-407. ISBN 0-8223-0891-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- МИД Турции об отношениях с Румынией
- Министерство иностранных дел Румынии об отношениях с Турцией (румынский)