Ваххабит (эпитет)
Термин « ваххабит » использовался внешними наблюдателями как уничижительный эпитет для обозначения широкого спектра религиозных, социальных и политических движений в мусульманском мире , начиная с 18 века. [ 1 ] Первоначально термин « ваххабия » использовался политическими противниками движения религиозных реформ, начатого Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом (ум. 1792 г. н. э./ 1206 г. хиджры) на Аравийском полуострове и продолженного его преемниками. Этот термин произошел от имени его отца Абд аль-Ваххаба и широко использовался соперниками для осуждения его движения. Между тем, Ибн Абд аль-Ваххаб и его ученики отвергли эту терминологию и назвали себя « Муваххидун ». [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Позднее этот термин был популяризирован Британской империей для обозначения многочисленных исламских религиозных движений различного происхождения, которым они противостояли. Еще в XIX веке Британская империя популяризировала идею воображаемого заговора ваххабитов, который изображался как непосредственная угроза имперской безопасности. [ 5 ] На протяжении всех этих лет термин «ваххабит» использовался как исламофобский, а также сектантский эпитет. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Различные ученые описали этот эпитет как часть «Риторики страха», призванной подавить правящие власти альтернативных социальных, политических и религиозных голосов. [ 9 ]
Некоторые авторитарные государства , особенно в постсоветской сфере , включили эпитет «ваххабит» в свои антиисламские , нативистские пропагандистские дискурсы; изображая диссидентов мусульманского происхождения как подрывников и «предателей» нации. В эпоху после 11 сентября эта стратегия была усилена различными диктаторами, которые начали подавление публичных проявлений религиозности, изображая такие кампании как защиту современных идей « Просвещения ». Жертвами этих кампаний являются практикующие мусульмане, которые молятся в мечетях , носят бороды или помогают исламским образовательным учреждениям; изображают которые авторитарные режимы как противников современности и дегуманизируют в государственной пропаганде посредством антимусульманских стереотипов. Этот ярлык также использовался как «объединяющая фраза» для цензуры мусульманских интеллектуалов, активистов и политических оппонентов с помощью различных репрессивных мер, таких как насильственные исчезновения и произвольные задержания , характеризуя такие ликвидации как попытки обеспечить «стабильность» и «национальную единство". [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Историческое использование
[ редактировать ]Британская Индия
[ редактировать ]Хотя слово «вахаби» употребляется неправильно. Настойчивое использование этого наименования английскими, а также некоторыми индийскими авторами кажется преднамеренным и вызвано скрытыми мотивами… В глазах британского правительства слово «вахаби» было синонимом слова «вахаби». «предатель» и «бунтарь». Таким образом, называя последователей Сайида Ахмада ваххабитами, современные правительственные чиновники стремились убить двух зайцев одним выстрелом, заклеймив их как мятежников в глазах высших кругов правительства, как «экстремистов» и «осквернителей святынь». в глазах обычных мусульман. Эпитет стал термином религиозно-политического оскорбления.
- Историк Кейамуддин Ахмад [ 13 ]
В колониальную эпоху различные европейские путешественники начали использовать термин «ваххабиты» для обозначения широкого спектра исламских реформ и политических движений, свидетелями которых они стали в мусульманском мире. [ 14 ] Ханафитский ученый Фазл-е Хак Хайрабади , самый яростный противник шаха Исмаила Дельви (ум. 1831 г. н. э./ 1246 г. хиджры), был первой крупной фигурой в Южной Азии, которая обвинила социально-политическое движение джихада Сайида Ахмада Шахида (ум. 1831 г. н. э.). 1246 г. хиджры) и Шах Исмаил с «ваххабизмом». Отмечая общие хиджазские учителя исламского реформатора Шаха Валиуллы Дехлави (ум. 1762 г. н.э. / 1176 г. хиджры) - деда шаха Исмаила - с Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом ; колониальная администрация с готовностью обвинила последователей шаха Валиуллы в «ваххабизме». После смерти Сайида Ахмада его последователей заклеймили как «ваххабитов», обвинив их в панисламских восстаниях, и подверглись преследованиям в ходе «Великих ваххабитских процессов» со стороны британцев. Между тем, ученики Сайида Ахмада отвергли этот термин и идентифицировали себя как Ахли Хадис (Последователи Хадиса), Тарика-и Мухаммадийя (Путь Мухаммада) и т. д. Выдающиеся деятели школ Ахли Хадис и Деобанди преследовались В число британцев входят Сиддик Хасан Хан (ум. 1890 г. н.э. / 1307 г. хиджры), Мухаммад Касим Нанаутви (ум. 1880 г. н. э./ 1297 г. хиджры) и т. д. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Осуждая хаотическое положение дел, выдающийся индийский -модернист ученый XIX века сэр Сайед Ахмад Хан (1817-1898) заявил:
«Тот, кто следует суннату [учениям и практикам Мухаммеда ], называется ваххабитом, а тот, кто практикует бидат [еретические нововведения], называется вали [святым человеком]» [ 18 ]
Исламский ученый Сиддик Хасан Хан публично оспорит обоснование использования британцами термина «ваххабит» и составит несколько трактатов, осуждающих его использование. [ 19 ] [ 20 ] Другой влиятельный хадисов Ахли исследователь Мухаммад Хусейн Баталви (ум. 1920 г. н. э. / 1338 г. хиджры) в 1880-х годах начал народную кампанию протеста против британской администрации с целью запретить официальное использование слова «ваххабит». В 1887 году администрация провинции Пенджаб согласилась с требованиями кампании, и к 1889 году движению удалось добиться реализации своих требований во всех провинциях Британской Индии . Хотя термин «ваххабит» подвергался порицанию в официальных документах, его использование во внутрирелигиозном дискурсе продолжается и по сей день. Очень часто движения Ахли Хадис , Деобанди и модернистские движения подвергались такфиру (отлучению от церкви) соперничающими сектами; по обвинению в «ваххабизме». [ 21 ]
Современное использование
[ редактировать ]Россия
[ редактировать ]Поздняя советская эпоха
[ редактировать ]В советское время религиозные свободы мусульман подавлялись советским государством посредством различных антирелигиозных кампаний , которые были частью его марксистско-ленинской социальной программы. Государственная атеистическая пропаганда разжигала исламофобскую истерию, направленную на преследование мусульман , регулярно заявляя о существовании панисламистских заговоров с целью свержения коммунистического строя посредством подпольной деятельности. Термины « суфизм » и «фанатик» использовались как пугало в советской пропаганде при проведении советских антиисламских кампаний, особенно в эпоху застоя . Анти-ваххабитский дискурс КГБ появился еще в 1970-х годах в координации с одобренными Советским Союзом священнослужителями САДУМ , репрессировавшими многих местных суфийских реформаторов и политических диссидентов. Саудовско-советские отношения были плохими, и Кремль считал правительство Саудовской Аравии « реакционным ». Однако в перестройки период в пропагандистских изображениях произошел существенный сдвиг. Заменив «суфиев» и «фанатиков», КГБ начал напрямую заимствовать Дискурс британской колониальной эпохи о «ваххабизме» и западной терминологии о « фундаментализме » соответственно; создать стереотип предполагаемого явления, обозначенного в государственной пропаганде как «исламская угроза». Антиисламские стереотипы о культурах мусульманских стран регулярно появлялись в советских СМИ на протяжении 1980-х годов, что отговаривало мусульман, живущих на территории Советского Союза, от религиозных контактов с мусульманским миром. [ 22 ] [ 23 ]
Использование слова «ваххабит» для людей в бывшем Советском Союзе увеличилось по мере того, как старый порядок рухнул, но люди, достигшие при нем привилегированного положения, хотели сохранить свои преимущества. Среди первых популяризаторов этого термина были люди, входившие в «официальное духовенство» ислама (то есть небольшая часть религиозных функционеров, которым было разрешено действовать на законных основаниях под контролем административных органов, подчиненных советскому режиму) и которые в основном оставался на своем посту и в постсоветское время . Они нашли «ваххабитов» удобным ярлыком, чтобы очернить любого, кто их критиковал. Этот процесс начался еще до распада Советского Союза . Например, чиновник позднесоветской эпохи У.А. Рустамов, курировавший Узбекистан в Совете по делам религий применял Совета Министров СССР, этот термин к людям, которые обвиняли «официальное духовенство» в том, что оно слишком мало заботится о значении религиозных обряды для мусульман .
В политических, а также религиозных вопросах любой мусульманин, бросающий вызов статус-кво, рискует быть названным ваххабитом. Именно так КГБ и его постсоветские преемники использовали этот термин. Фактически, КГБ , возможно, сыграл большую роль в содействии его использованию.
- Историк Мюриэл Аткин о использовании в российских СМИ эпитета «ваххабит» в 1990-е годы. [ 24 ]
Постсоветская эпоха
[ редактировать ]К 1990-м годам в постсоветских российских СМИ ярлык «ваххабит» стал наиболее распространенным термином для обозначения бывших советских представлений о так называемой «исламской угрозе»; в то время как «суфизм» изображался новым правительством как «умеренная» сила, противостоящая предполагаемому «радикализму» мусульманских диссидентов. Несмотря на улучшение российско-саудовских отношений , конспирологическая риторика, связывающая панисламистов в Центральной Азии и на Кавказе с Саудовской Аравией, продолжала сохраняться. Бывшая элита КПСС , а также российские ультранационалисты регулярно использовали этот ярлык для разжигания антимусульманской истерии против возрождения исламской религиозности в Центральной Азии , на Кавказе и в различных регионах Российской Федерации. [ 25 ]
Российское правительство также использовало этот эпитет для нападок на политических оппонентов и движения за независимость в регионах с мусульманским большинством — Чечне , Дагестане , Татарстане и т. д. [ 26 ] [ 27 ] BBC News сообщила в 2001 году:
«Термин «ваххабит» часто используется очень свободно. Российские СМИ , например, используют его как оскорбительный термин в отношении мусульманских активистов в Центральной Азии и на Кавказе, а также в самой России.» [ 28 ]
В современной России термин «ваххабизм» часто используется для обозначения любого проявления того, что правительство называет «нетрадиционными» формами ислама. Некоторые российские политики характеризуют «ваххабизм» как «сектантскую ересь», чуждую исламу в России . Другие российские интеллектуалы заняли позицию разграничения ваххабитского движения Саудовской Аравии , которое характеризовалось как «традиционное», тогда как его проявления в зарубежных странах стали называть «нетрадиционными». Последний подход стал прописан в официальной российской религиозной политике. В различных провинциях «ваххабизм» будет запрещен законом. [ 29 ] Раскрывая политику правительства, российский правитель Владимир Путин заявил в 2008 году: «Ваххабизм в своей изначальной форме — нормальное течение внутри ислама, и в нем нет ничего страшного. Но внутри самого ваххабизма есть экстремистские тенденции». [ 30 ]
Ученые сравнили правительственные измышления о «ваххабитских» заговорах с антисемитскими стереотипами, пропагандируемыми в эпоху императорской России . [ 31 ] Различные российские учёные оспаривают использование этого термина как «универсальной фразы» для характеристики тенденций, отходящих от «нормативного ислама», и предупреждают об уродующих выводах такого подхода. В их число входят профессор Виталий Наумкин , директор Центра исламских исследований Российской академии наук , и писатель Алексей Малашенко, которые утверждают, что: [ 32 ]
- Ваххабитское движение Ибн Абд аль-Ваххаба было лишь одним из различных салафитских движений и имело внутри себя разные направления.
- Использование термина «ваххабизм» предполагает монополистический менталитет, который проводит различие между «истинным исламом» и неправильной версией, подрывая способность представить себе «религиозный плюрализм». Это также может привести к радикализации неотрадиционалистского истеблишмента, который станет враждебно относиться к салафитам , реформистам и различным мусульманским группам, которые они считают неортодоксальными.
- Этот термин часто используется в оскорбительной форме и все чаще используется в качестве политкорректного ярлыка для осуждения любых политических соперников. Зачастую многие аполитичные мусульмане становятся первыми жертвами антиваххабитских кампаний. [ 33 ]
Центральная Азия
[ редактировать ]По всей Центральной Азии авторитарные правительства концептуализируют «ваххабизм», чтобы обозначить различные исламские возрожденческие , социальные и политические оппозиционные движения и группировать их вместе с воинствующими исламистами . Политические классы широко используют термин «ваххабизм» для подавления любой несанкционированной религиозной деятельности. В результате суфийские реформаторы, интеллектуалы-модернисты и различные политические активисты подверглись обвинениям в «ваххабизме». активистов , вдохновленных Ираном, Зачастую шиитских также называют «ваххабитами». Официальный политический дискурс заимствует такие теги, как « фундаменталист », «ваххабит» и т. д., чтобы обозначить то, что правительство считает «неправильным типом ислама». многочисленные произвольные аресты, задержания, пытки К тем, кому предъявлены эти ярлыки, применяются и другие репрессивные меры. В 1998 году громкоговорители в узбекских мечетях были запрещены, утверждая, что это «ваххабитская» практика. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Утверждения российских СМИ изображают призрак «ваххабитских революций» в Центральной Азии, поддерживаемых панисламскими организациями, которым предположительно оказывают финансовую поддержку анонимные религиозные благотворительные организации из Персидского залива, как экзистенциальную угрозу стабильности постсоветского порядка . Автократы Центральной Азии охотно подхватили подобные идеи и используют их для подавления возрождения исламской религиозности и ареста различных диссидентов. Модернистские интеллектуалы, критикующие правящие правительства, регулярно подвергаются нападкам со стороны государственных СМИ, обвиняя их в симпатиях к «ваххабитам». Во время гражданской войны в Таджикистане правительственная пропаганда и российские средства массовой информации яростно использовали эту «утку» против Объединенной таджикской оппозиции , разнообразной коалиции демократов, исламистов и националистов, изображая их как угрозу постсоветскому порядку. В 1997 году бывший премьер-министр Кыргызстана Феликс Кулов обвинил Иран в поддержке «ваххабитских эмиссаров» по всей Центральной Азии, хотя идеология считала ваххабитов Аравии хомейнистская быть «еретиками». [ 37 ] [ 38 ]
автократ Узбекистана Посткоммунистический Каримов был основным сторонником теории страшилки, подчеркивая существование того, что он называл «ваххабитской угрозой», посредством государственной пропаганды и на встречах с другими иностранными официальными лицами. Правительство Узбекистана развернуло несколько антирелигиозных кампаний во имя борьбы с «ваххабизмом»; в результате которого арестовываются и подвергаются пыткам многочисленные лица, обвиненные в «измене» и «подрывной деятельности». [ 39 ] [ 40 ]
Описывая репрессивный характер этих кампаний, в отчете Хьюман Райтс Вотч говорится:
политика нетерпимости правительства к тем, кого оно считает основной угрозой государственной стабильности – мусульманам, которых правительство обычно называет «ваххабитами», – превращает в пародию утверждение правительства о том, что стабильность, рожденная репрессиями, необходима. Нарушения прав человека совершенные во время репрессий в Ферганской долине, оплоте ислама, которые интенсивно начались в начале декабря 1997 года, являются естественным результатом бесконтрольных репрессий правительства в отношении тех, кого можно условно назвать «независимыми» мусульманами. Большинство жертв, похоже, практиковали Мусульмане, которых правительство и местные власти обычно называют «ваххабитами». Полиции удалось опознать этих мужчин, потому что... в их районе было известно, что они посещают мечети... или поддерживают исламскую школу, или носят бороду, которая часто считается признаком благочестия... несколько местных бизнесменов без явной принадлежности с исламом были задержаны под угрозой серьезных уголовных обвинений с целью вымогательства выкупа у своих родственников. вера... Хьюман Райтс Вотч получила многочисленные сообщения... о том, что сотрудники полиции и службы безопасности заставляли людей сбривать бороду
- Отчет HRW о репрессиях против «ваххабитов» узбекского правительства в Ферганской долине в 1997–1998 годах , [ 41 ]
Иран
[ редактировать ]Учебная программа семинарий, контролируемых хомейнистами в Иране, известна своими сектантскими нападками на суннитский ислам , и священнослужители этих семинарий часто изображают суннитов в своей риторике как «ваххабитов». Сахабы Абу (сподвижники Пророка) и другие почитаемые деятели суннитской истории, такие как Ханифа , Абд аль-Кадир Джилани и т. д., регулярно подвергаются клевете в этих семинариях как «ваххабиты». [ 42 ]
Саудовская Аравия
[ редактировать ]Использование Западом термина «ваххабизм» для описания религиозной культуры общества Саудовской Аравии было официально отвергнуто правительством Саудовской Аравии. Во время разговора в 2008 году с королем Саудовской Аравии Салманом ибн Абд аль-Азизом (тогдашним губернатором провинции Эр-Рияд ) американский ученый египетского происхождения Ахмед Зеваил обсуждал использование термина «ваххабизм» некоторыми сегментами западных СМИ. Король Салман ответил:
«Нет такого понятия, как ваххабизм. Они нападают на нас, используя этот термин. Мы мусульмане-сунниты , которые уважают четыре школы мысли. Мы следуем Пророку ислама ( Мухаммад , мир ему), а не кому-либо другому.... Имам Мухаммад бин Абдель-Вахаб был выдающимся юристом и человеком знаний, но он не привнес ничего нового. Первое саудовское государство не создало новой школы мысли... Исламская мысль, господствующая в Саудовской Аравии, выступает против. экстремизм.... Мы устали от того, что нас называют ваххабитами. Это неправильно и неприемлемо». [ 43 ]
В интервью американскому журналисту Джеффри Голдбергу в 2018 году наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман отрицал существование «ваххабизма» в своей стране и утверждал, что западное использование этого термина является неправильным . Заявив, что сама терминология не поддается определению, Мухаммед бен Салман сказал: «Когда люди говорят о ваххабизме, они не знают точно, о чем говорят». [ 44 ]
Западное использование
[ редактировать ]В западном мире до 2000-х годов термин «ваххабизм» в основном использовался в академических кругах в контексте Ибн Абд аль-Ваххаба движения Муваххидун и его исторической эволюции на Аравийском полуострове . В эпоху после 11 сентября этот термин стал использоваться для обозначения широкого спектра исламистских движений в изображениях западных СМИ . [ 45 ] Американская пропаганда постоянно изображала Талибан как «ваххабитскую» организацию во время войны в Афганистане , несмотря на принадлежность Талибана к традиции Деобанди , научному движению, возникшему на Индийском субконтиненте в 19 веке и выступавшему против британского колониального правления. [ 46 ] [ 47 ]
Некоторые западные ученые подвергли резкой критике эти изображения и стереотипы в средствах массовой информации, утверждая, что такие неточные изображения сделали использование этого термина неопределенным и бессмысленным. Общие изображения, сделанные некоторыми западными феминистками , которые объединяют женоненавистнические и консервативные социально-моральные обычаи арабского мира с «ваххабизмом», также подвергаются сомнению со стороны различных ученых; отмечая, что юридические труды Ибн Абд аль-Ваххаба отражают заботу о благополучии женщин и защите их прав. [ 48 ] [ 49 ] Само определение «ваххабизма» было спорной категорией в западном использовании: различные журналисты, авторы, средства массовой информации, политики, религиозные лидеры и т. д. придавали ему противоречивые значения. Некоторые ученые утверждают, что сам термин утратил свою «объективную реальность» в современной западной лингвистике ; из-за того, что оно используется по-разному в разных контекстах и по-разному понимается различными слоями общества, очень часто в резком противоречии друг с другом. [ 50 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвис, Рохан (2018). Западное воображение: интеллектуальное соревнование по определению ваххабизма . Каир, Египет: Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-416-864-2 .
- ^ Мандавиль, Питер; Хаммонд, Эндрю (2022). Ваххабизм и мир: понимание глобального влияния Саудовской Аравии на ислам . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 35. ISBN 978-0-19-753257-7 .
- ^ Мулин, Набиль (2014). «Введение: улемы, священнослужители ислама». Священнослужители ислама: религиозная власть и политическая власть в Саудовской Аравии . Лондон: Издательство Йельского университета. п. 8. ISBN 978-0-300-17890-6 .
- ^ Беарман, Бьянкис, Босворт, ван Донзель, Генрихс, Пи Джей, TH , CE, E., WP (2002). Энциклопедия ислама: новое издание, том. XI Конинклийке, Брилл, Лейден, Нидерланды: Брилл. п. 39. ИСБН 90-04-12756-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Стивенс, Джулия (январь 2013 г.). «Призрачный ваххабит: либерализм и мусульманский фанатик в середине викторианской Индии» . Современные азиатские исследования . 47 (1): 22–52. дои : 10.1017/S0026749X12000649 . JSTOR 23359778 . S2CID 145092951 – через JSTOR.
- ^ Дэйли Меткалф, Барбара (1982). Исламское возрождение в Британской Индии: Деобанд, 1860–1900 гг . Издательство Принстонского университета. стр. 271–72, 279. JSTOR j.ctt7zvmm2 .
- ^ Аткин, Мюриэл (2004). «Риторика исламофобии» . Средняя Азия и Кавказ . 1 : 126–137. Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года – через CA&C Press.
- ^ Рим, Абу (1 апреля 2007 г.). «Ваххабитский миф: развенчание Бугимена» . Мусульманские вопросы . Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 года.
- ^ Кныш, Александр (2004). «Ясная и реальная опасность: «ваххабизм» как риторический фон» . 44 (1). Брилл: 9–13. JSTOR 1571334 – через JSTOR.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Халид, Адиб (2003). «Нация, государство и религия в Узбекистане» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 35 (4). США: Издательство Кембриджского университета: 573–598. дои : 10.1017/S0020743803000242 . JSTOR 3879864 . S2CID 162710583 – через JSTOR.
- ^ «Репрессии в Ферганской долине: произвольные аресты и религиозная дискриминация» . Хьюман Райтс Вотч . Май 1998 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2000 г.
- ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
- ^ Ахмед, Кейамуддин (2020). «Предисловие к первому изданию». Ваххабитское движение в Индии (второе исправленное издание). Абингдон, Оксон: Рутледж: Группа Тейлора и Фрэнсиса. стр. ix, х. ISBN 978-0367514839 .
- ^ Меткалф, Б.Д. (2002). «Традиционалистский исламский активизм: Деобанд, Таблигис и Талибы» . Международный институт изучения ислама в современном мире : 6. hdl : 1887/10068 – через научные публикации Лейденского университета.
- ^ Стивенс, Джулия (5 января 2009 г.). «Великий процесс ваххабитов»: правовое построение и деконструкция мусульманского джихада в Британской Индии, 1869–71» . Американская историческая ассоциация . Архивировано из оригинала 5 октября 2020 года.
- ^ Стивенс, Джулия (январь 2013 г.). «Призрачный ваххабит: либерализм и мусульманский фанатик в середине викторианской Индии» . Современные азиатские исследования . 47 (1): 22–52. дои : 10.1017/S0026749X12000649 . JSTOR 23359778 . S2CID 145092951 – через JSTOR.
- ^ Джалал, Аиша (2008). Сторонники Аллаха: Джихад в Южной Азии . Издательство Принстонского университета. стр. 64, 80–81, 115, 122–123, 147. ISBN. 978-0-674-02801-2 .
- ^ Стивенс, Джулия (январь 2013 г.). «Призрачный ваххабит: либерализм и мусульманский фанатик в середине викторианской Индии» . Современные азиатские исследования . 47 (1): 26. дои : 10.1017/S0026749X12000649 . JSTOR 23359778 . S2CID 145092951 – через JSTOR.
- ^ Алави, Сима (2015). «Глава 5: Наваб Сиддик Хасан Хан и мусульманский космополис». Мусульманский космополитизм в эпоху Империи . Кембридж, Массачусетс, Лондон, Англия: Издательство Гарвардского университета. стр. 273–275, 294. ISBN. 978-0-674-73533-0 .
- ^ Алави, Сима (2011). «Сиддик Хасан Хан (1832-90) и создание мусульманского космополитизма в XIX веке» . Журнал экономической и социальной истории Востока . 54 (1). Koninklijke Brill NV, Лейден: Brill Publishers: 8–10. дои : 10.1163/156852011X567373 . JSTOR 41305791 – через JSTOR.
- ^ Дэйли Меткалф, Барбара (1982). Исламское возрождение в Британской Индии: Деобанд, 1860-1900 гг . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 281, 298–299, 309–310. ISBN 9780195660494 .
- ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
- ^ Данройтер, Марч, Роланд, Люк (2010). Россия и ислам: Государство, общество и радикализм . Парк-сквер, 2, Милтон-Парк, Абингдон, Оксон OX14 4RN: Рутледж: Тейлор и Фрэнсис. стр. 12, 18, 24, 32, 138. ISBN. 978-0-415-55245-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
- ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
- ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
- ^ Кныш, Александр (2004). «Ясная и реальная опасность: «ваххабизм» как риторический фон» . 44 (1). Брилл: 3–26. JSTOR 1571334 – через JSTOR.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Харди, Роджер (30 сентября 2001 г.). «Анализ: внутри ваххабитского ислама» . Архивировано из оригинала 19 октября 2002 года.
- ^ Данройтер, Марч, Роланд, Люк (2010). Россия и ислам: Государство, общество и радикализм . Парк-сквер, 2, Милтон-Парк, Абингдон, Оксон OX14 4RN: Рутледж: Тейлор и Фрэнсис. стр. 12, 18, 24, 32, 138. ISBN. 978-0-415-55245-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Данройтер, Марч, Роланд, Люк (2010). Россия и ислам: Государство, общество и радикализм . Парк-сквер, 2, Милтон-Парк, Абингдон, Оксон OX14 4RN: Рутледж: Тейлор и Фрэнсис. п. 17. ISBN 978-0-415-55245-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
- ^ Данройтер, Марч, Роланд, Люк (2010). Россия и ислам: Государство, общество и радикализм . Парк-сквер, 2, Милтон-Парк, Абингдон, Оксон OX14 4RN: Рутледж: Тейлор и Фрэнсис. стр. 18–19. ISBN 978-0-415-55245-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Данройтер, Марч, Роланд, Люк (2010). Россия и ислам: Государство, общество и радикализм . Парк-сквер, 2, Милтон-Парк, Абингдон, Оксон OX14 4RN: Рутледж: Тейлор и Фрэнсис. стр. 18–19. ISBN 978-0-415-55245-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Комминс, Дэвид (2006). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . Лондон: ИБ Таурис. п. vi, 137, 192. ISBN. 1-84511-080-3 .
- ^ Эспозито, Джон Л. (2011). Что каждый должен знать об исламе (2-е изд.). Нью-Йорк; Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 55. ИСБН 978-0199794133 .
- ^ Халид, Адиб (2003). «Нация, государство и религия в Узбекистане» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 35 (4). Издательство Кембриджского университета: 573–598. дои : 10.1017/S0020743803000242 . JSTOR 3879864 . S2CID 162710583 – через JSTOR.
- ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
- ^ Кныш, Александр (2004). «Ясная и реальная опасность: «ваххабизм» как риторический фон» . 44 (1). Брилл: 3–26. JSTOR 1571334 – через JSTOR.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Халид, Адиб (2003). «Нация, государство и религия в Узбекистане» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 35 (4). США: Издательство Кембриджского университета: 573–598. дои : 10.1017/S0020743803000242 . JSTOR 3879864 . S2CID 162710583 – через JSTOR.
- ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
- ^ «Репрессии в Ферганской долине: произвольные аресты и религиозная дискриминация» . Хьюман Райтс Вотч . Май 1998 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2000 г.
- ^ Луз, Анвар (28 февраля 2023 г.). «Как два месяца в иранской семинарии изменили мою жизнь» . Журнал «Новые линии» . Архивировано из оригинала 9 марта 2023 года.
- ^ Эль-Муслемани, Ахмед (3 октября 2021 г.). «Новая Саудовская Аравия: встреча с королем Салманом» . Ахрамонлин . Архивировано из оригинала 3 октября 2021 года.
- ^ Голдберг, Джеффри (2 апреля 2018 г.). «Наследный принц Саудовской Аравии: Верховный лидер Ирана «выставляет Гитлера в хорошем свете» » . Атлантика . Архивировано из оригинала 18 января 2019 года . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ Дэвис, Рохан (2018). "Введение". Западное воображение: интеллектуальное соревнование по определению ваххабизма . Каир, Египет: Американский университет в Каире Press. стр. 3–4. ISBN 978-977-416-864-2 .
- ^ МакХьюго, Джон (2018). «11: От иранской революции до вторжения в Ирак в 2003 году». Краткая история суннитов и шиитов . США: Издательство Джорджтаунского университета. п. 272. ИСБН 9781626165878 . LCCN 2017050401 .
- ^ Д. Меткалф, Барбара (2002). « Традиционалистский» исламский активизм: Деобанд, Таблигис и Талибы» . ИСИМ . Лейден, Нидерланды: 1–17 – через научные публикации Лейденского университета.
- ^ Делонг-Бас, Натана Дж. (2004). «4. Женщины и ваххабиты: в защиту прав женщин». Ваххабитский ислам: от возрождения и реформы к глобальному джихаду (6 Салем-роуд, Лондон, изд. W2 4BU). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 123, 124. ISBN. 0-19-516991-3 .
- ^ Дэвис, Рохан (2018). Западное воображение: интеллектуальное соревнование по определению ваххабизма . Каир: Американский университет в Каире Press. ISBN 978-9774168642 .
- ^ Дэвис, Рохан (2018). "Введение". Западное воображение: интеллектуальное соревнование по определению ваххабизма . Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 1–44. ISBN 978-9774168642 .