Jump to content

Ваххабит (эпитет)

Термин « ваххабит » использовался внешними наблюдателями как уничижительный эпитет для обозначения широкого спектра религиозных, социальных и политических движений в мусульманском мире , начиная с 18 века. [ 1 ] Первоначально термин « ваххабия » использовался политическими противниками движения религиозных реформ, начатого Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом (ум. 1792 г. н. э./ 1206 г. хиджры) на Аравийском полуострове и продолженного его преемниками. Этот термин произошел от имени его отца Абд аль-Ваххаба и широко использовался соперниками для осуждения его движения. Между тем, Ибн Абд аль-Ваххаб и его ученики отвергли эту терминологию и назвали себя « Муваххидун ». [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Позднее этот термин был популяризирован Британской империей для обозначения многочисленных исламских религиозных движений различного происхождения, которым они противостояли. Еще в XIX веке Британская империя популяризировала идею воображаемого заговора ваххабитов, который изображался как непосредственная угроза имперской безопасности. [ 5 ] На протяжении всех этих лет термин «ваххабит» использовался как исламофобский, а также сектантский эпитет. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Различные ученые описали этот эпитет как часть «Риторики страха», призванной подавить правящие власти альтернативных социальных, политических и религиозных голосов. [ 9 ]

Некоторые авторитарные государства , особенно в постсоветской сфере , включили эпитет «ваххабит» в свои антиисламские , нативистские пропагандистские дискурсы; изображая диссидентов мусульманского происхождения как подрывников и «предателей» нации. В эпоху после 11 сентября эта стратегия была усилена различными диктаторами, которые начали подавление публичных проявлений религиозности, изображая такие кампании как защиту современных идей « Просвещения ». Жертвами этих кампаний являются практикующие мусульмане, которые молятся в мечетях , носят бороды или помогают исламским образовательным учреждениям; изображают которые авторитарные режимы как противников современности и дегуманизируют в государственной пропаганде посредством антимусульманских стереотипов. Этот ярлык также использовался как «объединяющая фраза» для цензуры мусульманских интеллектуалов, активистов и политических оппонентов с помощью различных репрессивных мер, таких как насильственные исчезновения и произвольные задержания , характеризуя такие ликвидации как попытки обеспечить «стабильность» и «национальную единство". [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

Историческое использование

[ редактировать ]

Британская Индия

[ редактировать ]

Хотя слово «вахаби» употребляется неправильно. Настойчивое использование этого наименования английскими, а также некоторыми индийскими авторами кажется преднамеренным и вызвано скрытыми мотивами… В глазах британского правительства слово «вахаби» было синонимом слова «вахаби». «предатель» и «бунтарь». Таким образом, называя последователей Сайида Ахмада ваххабитами, современные правительственные чиновники стремились убить двух зайцев одним выстрелом, заклеймив их как мятежников в глазах высших кругов правительства, как «экстремистов» и «осквернителей святынь». в глазах обычных мусульман. Эпитет стал термином религиозно-политического оскорбления.

- Историк Кейамуддин Ахмад [ 13 ]

В колониальную эпоху различные европейские путешественники начали использовать термин «ваххабиты» для обозначения широкого спектра исламских реформ и политических движений, свидетелями которых они стали в мусульманском мире. [ 14 ] Ханафитский ученый Фазл-е Хак Хайрабади , самый яростный противник шаха Исмаила Дельви (ум. 1831 г. н. э./ 1246 г. хиджры), был первой крупной фигурой в Южной Азии, которая обвинила социально-политическое движение джихада Сайида Ахмада Шахида (ум. 1831 г. н. э.). 1246 г. хиджры) и Шах Исмаил с «ваххабизмом». Отмечая общие хиджазские учителя исламского реформатора Шаха Валиуллы Дехлави (ум. 1762 г. н.э. / 1176 г. хиджры) - деда шаха Исмаила - с Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом ; колониальная администрация с готовностью обвинила последователей шаха Валиуллы в «ваххабизме». После смерти Сайида Ахмада его последователей заклеймили как «ваххабитов», обвинив их в панисламских восстаниях, и подверглись преследованиям в ходе «Великих ваххабитских процессов» со стороны британцев. Между тем, ученики Сайида Ахмада отвергли этот термин и идентифицировали себя как Ахли Хадис (Последователи Хадиса), Тарика-и Мухаммадийя (Путь Мухаммада) и т. д. Выдающиеся деятели школ Ахли Хадис и Деобанди преследовались В число британцев входят Сиддик Хасан Хан (ум. 1890 г. н.э. / 1307 г. хиджры), Мухаммад Касим Нанаутви (ум. 1880 г. н. э./ 1297 г. хиджры) и т. д. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Осуждая хаотическое положение дел, выдающийся индийский -модернист ученый XIX века сэр Сайед Ахмад Хан (1817-1898) заявил:

«Тот, кто следует суннату [учениям и практикам Мухаммеда ], называется ваххабитом, а тот, кто практикует бидат [еретические нововведения], называется вали [святым человеком]» [ 18 ]

Исламский ученый Сиддик Хасан Хан публично оспорит обоснование использования британцами термина «ваххабит» и составит несколько трактатов, осуждающих его использование. [ 19 ] [ 20 ] Другой влиятельный хадисов Ахли исследователь Мухаммад Хусейн Баталви (ум. 1920 г. н. э. / 1338 г. хиджры) в 1880-х годах начал народную кампанию протеста против британской администрации с целью запретить официальное использование слова «ваххабит». В 1887 году администрация провинции Пенджаб согласилась с требованиями кампании, и к 1889 году движению удалось добиться реализации своих требований во всех провинциях Британской Индии . Хотя термин «ваххабит» подвергался порицанию в официальных документах, его использование во внутрирелигиозном дискурсе продолжается и по сей день. Очень часто движения Ахли Хадис , Деобанди и модернистские движения подвергались такфиру (отлучению от церкви) соперничающими сектами; по обвинению в «ваххабизме». [ 21 ]

Современное использование

[ редактировать ]

Поздняя советская эпоха

[ редактировать ]

В советское время религиозные свободы мусульман подавлялись советским государством посредством различных антирелигиозных кампаний , которые были частью его марксистско-ленинской социальной программы. Государственная атеистическая пропаганда разжигала исламофобскую истерию, направленную на преследование мусульман , регулярно заявляя о существовании панисламистских заговоров с целью свержения коммунистического строя посредством подпольной деятельности. Термины « суфизм » и «фанатик» использовались как пугало в советской пропаганде при проведении советских антиисламских кампаний, особенно в эпоху застоя . Анти-ваххабитский дискурс КГБ появился еще в 1970-х годах в координации с одобренными Советским Союзом священнослужителями САДУМ , репрессировавшими многих местных суфийских реформаторов и политических диссидентов. Саудовско-советские отношения были плохими, и Кремль считал правительство Саудовской Аравии « реакционным ». Однако в перестройки период в пропагандистских изображениях произошел существенный сдвиг. Заменив «суфиев» и «фанатиков», КГБ начал напрямую заимствовать Дискурс британской колониальной эпохи о «ваххабизме» и западной терминологии о « фундаментализме » соответственно; создать стереотип предполагаемого явления, обозначенного в государственной пропаганде как «исламская угроза». Антиисламские стереотипы о культурах мусульманских стран регулярно появлялись в советских СМИ на протяжении 1980-х годов, что отговаривало мусульман, живущих на территории Советского Союза, от религиозных контактов с мусульманским миром. [ 22 ] [ 23 ]

Использование слова «ваххабит» для людей в бывшем Советском Союзе увеличилось по мере того, как старый порядок рухнул, но люди, достигшие при нем привилегированного положения, хотели сохранить свои преимущества. Среди первых популяризаторов этого термина были люди, входившие в «официальное духовенство» ислама (то есть небольшая часть религиозных функционеров, которым было разрешено действовать на законных основаниях под контролем административных органов, подчиненных советскому режиму) и которые в основном оставался на своем посту и в постсоветское время . Они нашли «ваххабитов» удобным ярлыком, чтобы очернить любого, кто их критиковал. Этот процесс начался еще до распада Советского Союза . Например, чиновник позднесоветской эпохи У.А. Рустамов, курировавший Узбекистан в Совете по делам религий применял Совета Министров СССР, этот термин к людям, которые обвиняли «официальное духовенство» в том, что оно слишком мало заботится о значении религиозных обряды для мусульман .

В политических, а также религиозных вопросах любой мусульманин, бросающий вызов статус-кво, рискует быть названным ваххабитом. Именно так КГБ и его постсоветские преемники использовали этот термин. Фактически, КГБ , возможно, сыграл большую роль в содействии его использованию.

- Историк Мюриэл Аткин о использовании в российских СМИ эпитета «ваххабит» в 1990-е годы. [ 24 ]

Постсоветская эпоха

[ редактировать ]

К 1990-м годам в постсоветских российских СМИ ярлык «ваххабит» стал наиболее распространенным термином для обозначения бывших советских представлений о так называемой «исламской угрозе»; в то время как «суфизм» изображался новым правительством как «умеренная» сила, противостоящая предполагаемому «радикализму» мусульманских диссидентов. Несмотря на улучшение российско-саудовских отношений , конспирологическая риторика, связывающая панисламистов в Центральной Азии и на Кавказе с Саудовской Аравией, продолжала сохраняться. Бывшая элита КПСС , а также российские ультранационалисты регулярно использовали этот ярлык для разжигания антимусульманской истерии против возрождения исламской религиозности в Центральной Азии , на Кавказе и в различных регионах Российской Федерации. [ 25 ]

Российское правительство также использовало этот эпитет для нападок на политических оппонентов и движения за независимость в регионах с мусульманским большинством — Чечне , Дагестане , Татарстане и т. д. [ 26 ] [ 27 ] BBC News сообщила в 2001 году:

«Термин «ваххабит» часто используется очень свободно. Российские СМИ , например, используют его как оскорбительный термин в отношении мусульманских активистов в Центральной Азии и на Кавказе, а также в самой России.» [ 28 ]

В современной России термин «ваххабизм» часто используется для обозначения любого проявления того, что правительство называет «нетрадиционными» формами ислама. Некоторые российские политики характеризуют «ваххабизм» как «сектантскую ересь», чуждую исламу в России . Другие российские интеллектуалы заняли позицию разграничения ваххабитского движения Саудовской Аравии , которое характеризовалось как «традиционное», тогда как его проявления в зарубежных странах стали называть «нетрадиционными». Последний подход стал прописан в официальной российской религиозной политике. В различных провинциях «ваххабизм» будет запрещен законом. [ 29 ] Раскрывая политику правительства, российский правитель Владимир Путин заявил в 2008 году: «Ваххабизм в своей изначальной форме — нормальное течение внутри ислама, и в нем нет ничего страшного. Но внутри самого ваххабизма есть экстремистские тенденции». [ 30 ]

Ученые сравнили правительственные измышления о «ваххабитских» заговорах с антисемитскими стереотипами, пропагандируемыми в эпоху императорской России . [ 31 ] Различные российские учёные оспаривают использование этого термина как «универсальной фразы» для характеристики тенденций, отходящих от «нормативного ислама», и предупреждают об уродующих выводах такого подхода. В их число входят профессор Виталий Наумкин , директор Центра исламских исследований Российской академии наук , и писатель Алексей Малашенко, которые утверждают, что: [ 32 ]

  • Ваххабитское движение Ибн Абд аль-Ваххаба было лишь одним из различных салафитских движений и имело внутри себя разные направления.
  • Использование термина «ваххабизм» предполагает монополистический менталитет, который проводит различие между «истинным исламом» и неправильной версией, подрывая способность представить себе «религиозный плюрализм». Это также может привести к радикализации неотрадиционалистского истеблишмента, который станет враждебно относиться к салафитам , реформистам и различным мусульманским группам, которые они считают неортодоксальными.
  • Этот термин часто используется в оскорбительной форме и все чаще используется в качестве политкорректного ярлыка для осуждения любых политических соперников. Зачастую многие аполитичные мусульмане становятся первыми жертвами антиваххабитских кампаний. [ 33 ]

Центральная Азия

[ редактировать ]

По всей Центральной Азии авторитарные правительства концептуализируют «ваххабизм», чтобы обозначить различные исламские возрожденческие , социальные и политические оппозиционные движения и группировать их вместе с воинствующими исламистами . Политические классы широко используют термин «ваххабизм» для подавления любой несанкционированной религиозной деятельности. В результате суфийские реформаторы, интеллектуалы-модернисты и различные политические активисты подверглись обвинениям в «ваххабизме». активистов , вдохновленных Ираном, Зачастую шиитских также называют «ваххабитами». Официальный политический дискурс заимствует такие теги, как « фундаменталист », «ваххабит» и т. д., чтобы обозначить то, что правительство считает «неправильным типом ислама». многочисленные произвольные аресты, задержания, пытки К тем, кому предъявлены эти ярлыки, применяются и другие репрессивные меры. В 1998 году громкоговорители в узбекских мечетях были запрещены, утверждая, что это «ваххабитская» практика. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]

Утверждения российских СМИ изображают призрак «ваххабитских революций» в Центральной Азии, поддерживаемых панисламскими организациями, которым предположительно оказывают финансовую поддержку анонимные религиозные благотворительные организации из Персидского залива, как экзистенциальную угрозу стабильности постсоветского порядка . Автократы Центральной Азии охотно подхватили подобные идеи и используют их для подавления возрождения исламской религиозности и ареста различных диссидентов. Модернистские интеллектуалы, критикующие правящие правительства, регулярно подвергаются нападкам со стороны государственных СМИ, обвиняя их в симпатиях к «ваххабитам». Во время гражданской войны в Таджикистане правительственная пропаганда и российские средства массовой информации яростно использовали эту «утку» против Объединенной таджикской оппозиции , разнообразной коалиции демократов, исламистов и националистов, изображая их как угрозу постсоветскому порядку. В 1997 году бывший премьер-министр Кыргызстана Феликс Кулов обвинил Иран в поддержке «ваххабитских эмиссаров» по ​​всей Центральной Азии, хотя идеология считала ваххабитов Аравии хомейнистская быть «еретиками». [ 37 ] [ 38 ]

автократ Узбекистана Посткоммунистический Каримов был основным сторонником теории страшилки, подчеркивая существование того, что он называл «ваххабитской угрозой», посредством государственной пропаганды и на встречах с другими иностранными официальными лицами. Правительство Узбекистана развернуло несколько антирелигиозных кампаний во имя борьбы с «ваххабизмом»; в результате которого арестовываются и подвергаются пыткам многочисленные лица, обвиненные в «измене» и «подрывной деятельности». [ 39 ] [ 40 ]

Описывая репрессивный характер этих кампаний, в отчете Хьюман Райтс Вотч говорится:

политика нетерпимости правительства к тем, кого оно считает основной угрозой государственной стабильности – мусульманам, которых правительство обычно называет «ваххабитами», – превращает в пародию утверждение правительства о том, что стабильность, рожденная репрессиями, необходима. Нарушения прав человека совершенные во время репрессий в Ферганской долине, оплоте ислама, которые интенсивно начались в начале декабря 1997 года, являются естественным результатом бесконтрольных репрессий правительства в отношении тех, кого можно условно назвать «независимыми» мусульманами. Большинство жертв, похоже, практиковали Мусульмане, которых правительство и местные власти обычно называют «ваххабитами». Полиции удалось опознать этих мужчин, потому что... в их районе было известно, что они посещают мечети... или поддерживают исламскую школу, или носят бороду, которая часто считается признаком благочестия... несколько местных бизнесменов без явной принадлежности с исламом были задержаны под угрозой серьезных уголовных обвинений с целью вымогательства выкупа у своих родственников. вера... Хьюман Райтс Вотч получила многочисленные сообщения... о том, что сотрудники полиции и службы безопасности заставляли людей сбривать бороду

- Отчет HRW о репрессиях против «ваххабитов» узбекского правительства в Ферганской долине в 1997–1998 годах , [ 41 ]

Учебная программа семинарий, контролируемых хомейнистами в Иране, известна своими сектантскими нападками на суннитский ислам , и священнослужители этих семинарий часто изображают суннитов в своей риторике как «ваххабитов». Сахабы Абу (сподвижники Пророка) и другие почитаемые деятели суннитской истории, такие как Ханифа , Абд аль-Кадир Джилани и т. д., регулярно подвергаются клевете в этих семинариях как «ваххабиты». [ 42 ]

Саудовская Аравия

[ редактировать ]

Использование Западом термина «ваххабизм» для описания религиозной культуры общества Саудовской Аравии было официально отвергнуто правительством Саудовской Аравии. Во время разговора в 2008 году с королем Саудовской Аравии Салманом ибн Абд аль-Азизом (тогдашним губернатором провинции Эр-Рияд ) американский ученый египетского происхождения Ахмед Зеваил обсуждал использование термина «ваххабизм» некоторыми сегментами западных СМИ. Король Салман ответил:

«Нет такого понятия, как ваххабизм. Они нападают на нас, используя этот термин. Мы мусульмане-сунниты , которые уважают четыре школы мысли. Мы следуем Пророку ислама ( Мухаммад , мир ему), а не кому-либо другому.... Имам Мухаммад бин Абдель-Вахаб был выдающимся юристом и человеком знаний, но он не привнес ничего нового. Первое саудовское государство не создало новой школы мысли... Исламская мысль, господствующая в Саудовской Аравии, выступает против. экстремизм.... Мы устали от того, что нас называют ваххабитами. Это неправильно и неприемлемо». [ 43 ]

В интервью американскому журналисту Джеффри Голдбергу в 2018 году наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман отрицал существование «ваххабизма» в своей стране и утверждал, что западное использование этого термина является неправильным . Заявив, что сама терминология не поддается определению, Мухаммед бен Салман сказал: «Когда люди говорят о ваххабизме, они не знают точно, о чем говорят». [ 44 ]

Западное использование

[ редактировать ]

В западном мире до 2000-х годов термин «ваххабизм» в основном использовался в академических кругах в контексте Ибн Абд аль-Ваххаба движения Муваххидун и его исторической эволюции на Аравийском полуострове . В эпоху после 11 сентября этот термин стал использоваться для обозначения широкого спектра исламистских движений в изображениях западных СМИ . [ 45 ] Американская пропаганда постоянно изображала Талибан как «ваххабитскую» организацию во время войны в Афганистане , несмотря на принадлежность Талибана к традиции Деобанди , научному движению, возникшему на Индийском субконтиненте в 19 веке и выступавшему против британского колониального правления. [ 46 ] [ 47 ]

Некоторые западные ученые подвергли резкой критике эти изображения и стереотипы в средствах массовой информации, утверждая, что такие неточные изображения сделали использование этого термина неопределенным и бессмысленным. Общие изображения, сделанные некоторыми западными феминистками , которые объединяют женоненавистнические и консервативные социально-моральные обычаи арабского мира с «ваххабизмом», также подвергаются сомнению со стороны различных ученых; отмечая, что юридические труды Ибн Абд аль-Ваххаба отражают заботу о благополучии женщин и защите их прав. [ 48 ] [ 49 ] Само определение «ваххабизма» было спорной категорией в западном использовании: различные журналисты, авторы, средства массовой информации, политики, религиозные лидеры и т. д. придавали ему противоречивые значения. Некоторые ученые утверждают, что сам термин утратил свою «объективную реальность» в современной западной лингвистике ; из-за того, что оно используется по-разному в разных контекстах и ​​по-разному понимается различными слоями общества, очень часто в резком противоречии друг с другом. [ 50 ]

  1. ^ Дэвис, Рохан (2018). Западное воображение: интеллектуальное соревнование по определению ваххабизма . Каир, Египет: Американский университет в Каире Press. ISBN  978-977-416-864-2 .
  2. ^ Мандавиль, Питер; Хаммонд, Эндрю (2022). Ваххабизм и мир: понимание глобального влияния Саудовской Аравии на ислам . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 35. ISBN  978-0-19-753257-7 .
  3. ^ Мулин, Набиль (2014). «Введение: улемы, священнослужители ислама». Священнослужители ислама: религиозная власть и политическая власть в Саудовской Аравии . Лондон: Издательство Йельского университета. п. 8. ISBN  978-0-300-17890-6 .
  4. ^ Беарман, Бьянкис, Босворт, ван Донзель, Генрихс, Пи Джей, TH , CE, E., WP (2002). Энциклопедия ислама: новое издание, том. XI Конинклийке, Брилл, Лейден, Нидерланды: Брилл. п. 39. ИСБН  90-04-12756-9 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Стивенс, Джулия (январь 2013 г.). «Призрачный ваххабит: либерализм и мусульманский фанатик в середине викторианской Индии» . Современные азиатские исследования . 47 (1): 22–52. дои : 10.1017/S0026749X12000649 . JSTOR   23359778 . S2CID   145092951 – через JSTOR.
  6. ^ Дэйли Меткалф, Барбара (1982). Исламское возрождение в Британской Индии: Деобанд, 1860–1900 гг . Издательство Принстонского университета. стр. 271–72, 279. JSTOR   j.ctt7zvmm2 .
  7. ^ Аткин, Мюриэл (2004). «Риторика исламофобии» . Средняя Азия и Кавказ . 1 : 126–137. Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года – через CA&C Press.
  8. ^ Рим, Абу (1 апреля 2007 г.). «Ваххабитский миф: развенчание Бугимена» . Мусульманские вопросы . Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 года.
  9. ^ Кныш, Александр (2004). «Ясная и реальная опасность: «ваххабизм» как риторический фон» . 44 (1). Брилл: 9–13. JSTOR   1571334 – через JSTOR. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  10. ^ Халид, Адиб (2003). «Нация, государство и религия в Узбекистане» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 35 (4). США: Издательство Кембриджского университета: 573–598. дои : 10.1017/S0020743803000242 . JSTOR   3879864 . S2CID   162710583 – через JSTOR.
  11. ^ «Репрессии в Ферганской долине: произвольные аресты и религиозная дискриминация» . Хьюман Райтс Вотч . Май 1998 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2000 г.
  12. ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
  13. ^ Ахмед, Кейамуддин (2020). «Предисловие к первому изданию». Ваххабитское движение в Индии (второе исправленное издание). Абингдон, Оксон: Рутледж: Группа Тейлора и Фрэнсиса. стр. ix, х. ISBN  978-0367514839 .
  14. ^ Меткалф, Б.Д. (2002). «Традиционалистский исламский активизм: Деобанд, Таблигис и Талибы» . Международный институт изучения ислама в современном мире : 6. hdl : 1887/10068 – через научные публикации Лейденского университета.
  15. ^ Стивенс, Джулия (5 января 2009 г.). «Великий процесс ваххабитов»: правовое построение и деконструкция мусульманского джихада в Британской Индии, 1869–71» . Американская историческая ассоциация . Архивировано из оригинала 5 октября 2020 года.
  16. ^ Стивенс, Джулия (январь 2013 г.). «Призрачный ваххабит: либерализм и мусульманский фанатик в середине викторианской Индии» . Современные азиатские исследования . 47 (1): 22–52. дои : 10.1017/S0026749X12000649 . JSTOR   23359778 . S2CID   145092951 – через JSTOR.
  17. ^ Джалал, Аиша (2008). Сторонники Аллаха: Джихад в Южной Азии . Издательство Принстонского университета. стр. 64, 80–81, 115, 122–123, 147. ISBN.  978-0-674-02801-2 .
  18. ^ Стивенс, Джулия (январь 2013 г.). «Призрачный ваххабит: либерализм и мусульманский фанатик в середине викторианской Индии» . Современные азиатские исследования . 47 (1): 26. дои : 10.1017/S0026749X12000649 . JSTOR   23359778 . S2CID   145092951 – через JSTOR.
  19. ^ Алави, Сима (2015). «Глава 5: Наваб Сиддик Хасан Хан и мусульманский космополис». Мусульманский космополитизм в эпоху Империи . Кембридж, Массачусетс, Лондон, Англия: Издательство Гарвардского университета. стр. 273–275, 294. ISBN.  978-0-674-73533-0 .
  20. ^ Алави, Сима (2011). «Сиддик Хасан Хан (1832-90) и создание мусульманского космополитизма в XIX веке» . Журнал экономической и социальной истории Востока . 54 (1). Koninklijke Brill NV, Лейден: Brill Publishers: 8–10. дои : 10.1163/156852011X567373 . JSTOR   41305791 – через JSTOR.
  21. ^ Дэйли Меткалф, Барбара (1982). Исламское возрождение в Британской Индии: Деобанд, 1860-1900 гг . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 281, 298–299, 309–310. ISBN  9780195660494 .
  22. ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
  23. ^ Данройтер, Марч, Роланд, Люк (2010). Россия и ислам: Государство, общество и радикализм . Парк-сквер, 2, Милтон-Парк, Абингдон, Оксон OX14 4RN: Рутледж: Тейлор и Фрэнсис. стр. 12, 18, 24, 32, 138. ISBN.  978-0-415-55245-5 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  24. ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
  25. ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
  26. ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
  27. ^ Кныш, Александр (2004). «Ясная и реальная опасность: «ваххабизм» как риторический фон» . 44 (1). Брилл: 3–26. JSTOR   1571334 – через JSTOR. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  28. ^ Харди, Роджер (30 сентября 2001 г.). «Анализ: внутри ваххабитского ислама» . Архивировано из оригинала 19 октября 2002 года.
  29. ^ Данройтер, Марч, Роланд, Люк (2010). Россия и ислам: Государство, общество и радикализм . Парк-сквер, 2, Милтон-Парк, Абингдон, Оксон OX14 4RN: Рутледж: Тейлор и Фрэнсис. стр. 12, 18, 24, 32, 138. ISBN.  978-0-415-55245-5 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  30. ^ Данройтер, Марч, Роланд, Люк (2010). Россия и ислам: Государство, общество и радикализм . Парк-сквер, 2, Милтон-Парк, Абингдон, Оксон OX14 4RN: Рутледж: Тейлор и Фрэнсис. п. 17. ISBN  978-0-415-55245-5 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  31. ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
  32. ^ Данройтер, Марч, Роланд, Люк (2010). Россия и ислам: Государство, общество и радикализм . Парк-сквер, 2, Милтон-Парк, Абингдон, Оксон OX14 4RN: Рутледж: Тейлор и Фрэнсис. стр. 18–19. ISBN  978-0-415-55245-5 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  33. ^ Данройтер, Марч, Роланд, Люк (2010). Россия и ислам: Государство, общество и радикализм . Парк-сквер, 2, Милтон-Парк, Абингдон, Оксон OX14 4RN: Рутледж: Тейлор и Фрэнсис. стр. 18–19. ISBN  978-0-415-55245-5 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  34. ^ Комминс, Дэвид (2006). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . Лондон: ИБ Таурис. п. vi, 137, 192. ISBN.  1-84511-080-3 .
  35. ^ Эспозито, Джон Л. (2011). Что каждый должен знать об исламе (2-е изд.). Нью-Йорк; Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 55. ИСБН  978-0199794133 .
  36. ^ Халид, Адиб (2003). «Нация, государство и религия в Узбекистане» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 35 (4). Издательство Кембриджского университета: 573–598. дои : 10.1017/S0020743803000242 . JSTOR   3879864 . S2CID   162710583 – через JSTOR.
  37. ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
  38. ^ Кныш, Александр (2004). «Ясная и реальная опасность: «ваххабизм» как риторический фон» . 44 (1). Брилл: 3–26. JSTOR   1571334 – через JSTOR. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  39. ^ Халид, Адиб (2003). «Нация, государство и религия в Узбекистане» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 35 (4). США: Издательство Кембриджского университета: 573–598. дои : 10.1017/S0020743803000242 . JSTOR   3879864 . S2CID   162710583 – через JSTOR.
  40. ^ Аткин, Мюриэл (2000). «Риторика исламофобии» . CA&C Пресс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года.
  41. ^ «Репрессии в Ферганской долине: произвольные аресты и религиозная дискриминация» . Хьюман Райтс Вотч . Май 1998 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2000 г.
  42. ^ Луз, Анвар (28 февраля 2023 г.). «Как два месяца в иранской семинарии изменили мою жизнь» . Журнал «Новые линии» . Архивировано из оригинала 9 марта 2023 года.
  43. ^ Эль-Муслемани, Ахмед (3 октября 2021 г.). «Новая Саудовская Аравия: встреча с королем Салманом» . Ахрамонлин . Архивировано из оригинала 3 октября 2021 года.
  44. ^ Голдберг, Джеффри (2 апреля 2018 г.). «Наследный принц Саудовской Аравии: Верховный лидер Ирана «выставляет Гитлера в хорошем свете» » . Атлантика . Архивировано из оригинала 18 января 2019 года . Проверено 26 января 2021 г.
  45. ^ Дэвис, Рохан (2018). "Введение". Западное воображение: интеллектуальное соревнование по определению ваххабизма . Каир, Египет: Американский университет в Каире Press. стр. 3–4. ISBN  978-977-416-864-2 .
  46. ^ МакХьюго, Джон (2018). «11: От иранской революции до вторжения в Ирак в 2003 году». Краткая история суннитов и шиитов . США: Издательство Джорджтаунского университета. п. 272. ИСБН  9781626165878 . LCCN   2017050401 .
  47. ^ Д. Меткалф, Барбара (2002). « Традиционалистский» исламский активизм: Деобанд, Таблигис и Талибы» . ИСИМ . Лейден, Нидерланды: 1–17 – через научные публикации Лейденского университета.
  48. ^ Делонг-Бас, Натана Дж. (2004). «4. Женщины и ваххабиты: в защиту прав женщин». Ваххабитский ислам: от возрождения и реформы к глобальному джихаду (6 Салем-роуд, Лондон, изд. W2 4BU). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 123, 124. ISBN.  0-19-516991-3 .
  49. ^ Дэвис, Рохан (2018). Западное воображение: интеллектуальное соревнование по определению ваххабизма . Каир: Американский университет в Каире Press. ISBN  978-9774168642 .
  50. ^ Дэвис, Рохан (2018). "Введение". Западное воображение: интеллектуальное соревнование по определению ваххабизма . Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 1–44. ISBN  978-9774168642 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4bafc05938f72b5049ff9ed98135587f__1721988720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/7f/4bafc05938f72b5049ff9ed98135587f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wahhabi (epithet) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)