Японские куклы

Японские куклы ( 人形 , нингё , букв. « человеческая форма » ) — одно из традиционных японских ремесел .
Существуют различные типы традиционных кукол , некоторые из которых представляют детей и младенцев, некоторые — императорский двор, воинов и героев, сказочных персонажей, богов и (редко) демонов, а также людей из повседневной жизни японских городов. Многие из них имеют давнюю традицию и до сих пор изготавливаются для домашних святынь, официальных подарков или для таких праздников, как Хинамацури , фестиваль кукол, или Кодомо но Хи , День защиты детей. Некоторые из них изготавливаются местными ремесленниками и покупаются паломниками на память о посещении храма или какой-либо другой поездке.
История
[ редактировать ]
Возможно, существует преемственность в создании гуманоидных фигур догу ( 土偶 ) в древней культуре Дзёмон в Японии (8000–200 гг. до н. э.), которые были связаны с плодородием или шаманскими обрядами, в то время, когда считалось, что куклы души . [1] Куклы также имеют преемственность от погребальных фигур Ханива последующей культуры Кофун (около 300–600 гг. Н.э.). Эксперт Алан Пейт отмечает, что в храмовых записях упоминается изготовление травяной куклы, которую нужно было благословить и бросить в реку в храме Исэ в 3 г. до н. э.; этот обычай, вероятно, был еще более древним, но он лежит в основе современного фестиваля кукол, или Хинамацури .
В начале 11 века, примерно на пике периода Хэйан , уже было определено несколько типов кукол, как известно из госпожи Мурасаки романа «Повесть о Гэндзи» . Девочки играли в куклы и кукольные домики; женщины делали защитные куклы для своих детей или внуков; куклы использовались в религиозных церемониях, принимая на себя грехи человека, к которому они прикоснулись. В то время считалось, что зло можно ритуально перенести на бумажное изображение, называемое катасиро ( 形代 ) , которое затем бросали в реку или море; [1] Сегодняшние японские куклы могут быть результатом сочетания катасиро и бумажных кукол, с которыми когда-то играли дети. [1] Хоко , хотя и не упоминается явно в «Повести о Гэндзи» , представляли собой куклы с мягким телом, которые давались молодым женщинам в возрасте и особенно беременным женщинам, чтобы защитить как мать, так и будущего ребенка. [2] Источники, упоминающие их по имени, начинают появляться в период Хэйан, но более очевидны в период Муромати . [3]
Окиагари-кобоси — это неваляные игрушки, сделанные из папье-маше , датируемые как минимум 14 веком. [ нужна ссылка ] Они являются талисманами на удачу и символами настойчивости и стойкости.
Вероятно, первыми профессиональными кукольниками были храмовые скульпторы, которые использовали свое мастерство для изготовления расписных деревянных изображений детей (куклы Сага). Возможности этого вида искусства с использованием резного дерева или древесных композиций, блестящего белого «кожного» лака под названием гофун, изготовленного из молотой устричной ракушки и клея, а также текстиля были обширны.
В период Эдо (1603–1867), когда Япония была закрыта для большей части торговли , развивались как прекрасные производители кукол, так и рынок богатых людей, которые платили за самые красивые наборы кукол для демонстрации в своих домах или в качестве ценных подарков. Наборы кукол стали включать в себя более крупные и сложные фигурки, причем в большом количестве. Конкурентная торговля в конечном итоге стала регулироваться правительством, а это означало, что производители кукол могли быть арестованы или изгнаны за нарушение законов о материалах и высоте. [ нужна ссылка ]
Ежегодный фестиваль кукол
[ редактировать ]дома и магазины выставляют на красном помосте куклы разных размеров в традиционных одеждах Примерно 3 марта в честь фестиваля Хинамацури . На них изображены император и императрица в сопровождении придворной свиты: воинов, министров и т. д. Полные версии включают 15 кукол и приспособления, например, посуду для японской чайной церемонии ( 茶の湯 , ча но ю ) . Самые сложные наборы могут стоить многие миллионы иен (десятки тысяч долларов США). Фестиваль кукол отмечается для того, чтобы обеспечить будущее счастье девочек, и эта связь с дочерьми коренится в использовании кукол в детских играх. Однако сам Фестиваль кукол стал частью японской культуры лишь со времен Эдо. [1]
Типы
[ редактировать ]Именно в период Эдо появилось большинство традиционных типов кукол, известных сегодня.




- Куклы Хина — это куклы для Хинамацури , фестиваля кукол 3 марта. Они могут быть изготовлены из многих материалов, но классическая кукла Хина имеет пирамидальное тело из сложного многослойного текстиля, набитого соломой и/или деревянными блоками, резным деревом. руки (а в некоторых случаях ноги), покрытые гофуном , и голова из резного дерева или составного формованного дерева, покрытая гофуном , с врезанными стеклянными глазами (хотя примерно до 1850 года глаза были вырезаны в гофуне и раскрашены), и человеческие или шелковые волосы. Полный набор включает как минимум 15 кукол, представляющих конкретных персонажей, со множеством аксессуаров ( догу ), хотя базовый набор представляет собой пару мужчина-женщина, часто называемую Императором и Императрицей.
- Куклы Кинтаро предлагаются японским детям во время праздника Танго-но Сэкку , чтобы пробудить в них храбрость и силу легендарного Кинтаро .
- Муша , или куклы-воины, обычно изготавливаются из материалов, аналогичных куклам хина , но конструкция зачастую более сложна, поскольку куклы изображают мужчин (или женщин), сидящих на походных стульях, стоящих или едущих на лошадях. Доспехи, шлемы и оружие изготавливаются из лакированной бумаги, часто с металлическими вставками. Определенного «набора» таких кукол не существует; Сюжеты включают императора Дзимму , императрицу Дзингу со своим премьер-министром Такэноути, держащим на руках ее новорожденного императорского сына, Сёки-уничтожителя демонов, Тоётоми Хидэеси , его генералов и чайного мастера, а также сказочных персонажей, таких как Момотаро- персиковый мальчик или Кинтаро-золотой мальчик. .
- Куклы Госё показывают толстых милых малышей в упрощенном виде. Основной госё — это почти обнаженный сидящий мальчик, вырезанный целиком из одного куска, с очень белой кожей, хотя госё с тщательно продуманной одеждой, прической и аксессуарами, как женскими, так и мужскими, также стали популярными. Они возникли как подарки, связанные с императорским двором, а госё можно перевести как «дворец» или «двор».
- Кимекоми Куклы (木目込人形 ) изготавливаются из дерева. Прародителями кукол кимекоми являются куклы камо («ивовое дерево»), маленькие куклы, вырезанные из ивы и украшенные лоскутками ткани. Кимекоми — это метод изготовления кукол. Они начинаются с резной и/или формованной основы из дерева, древесного композита или (в некоторых современных куклах) пенопласта. Планируется конструкция из лоскутков ткани с разным рисунком, а основа рифленая, чтобы края ткани можно было спрятать в канавках. Ткань приклеивается и края подворачиваются. Голову и руки (если они есть) куклы обычно отделывают гофуном ; волосы могут быть частью формованной головы или представлять собой отдельный парик. Эти куклы стали очень популярным ремеслом, и можно приобрести наборы с готовыми головами. Этот метод также используется некоторыми авангардными японскими производителями кукол, которые адаптируют старые материалы к новым видениям.
- Каракури нингё , марионетки или куклы механические; они включают в себя большие фигуры на фестивальных платформах для таких фестивалей, как Гион Мацури в Киото , и небольшие развлекательные сцены, часто с музыкальным элементом, сопровождающим движение. На них часто изображаются легендарные герои.
- Бунраку — это форма театрального кукольного театра, которая соперничала и вдохновляла театр кабуки и сохранилась до наших дней.
- Куклы Кокэси производятся уже 150 лет и родом из Северного Хонсю , главного острова Японии. Изначально их делали как игрушки для детей фермеров. У них нет рук и ног, но есть большая голова и цилиндрическое тело, напоминающее маленьких девочек. Из простой игрушки оно превратилось в известное японское ремесло, а теперь и в признанный сувенир для туристов.
- Ики-нингё — куклы, похожие на живые, в натуральную величину, которые были популярны в мисэмоно . шоу [4] [5] Художники создавали ики-нингё , которые были новыми не только своими сюжетами, которые шокировали зрителей (например, фигуры, лежащие в лужах собственной крови), но и своим влиянием на японских кукол. Работы Мацумото Кисабуро и Ясумото Камехати, в частности, способствовали формированию крайнего чувства реализма. [6]
- Ичимацу Куклы (市松人形 ) изображают маленьких девочек или мальчиков правильных пропорций, обычно с кожей телесного цвета и стеклянными глазами. Оригинальные ичимацу были названы в честь актера кабуки 18-го века и, должно быть, изображали взрослого мужчину, но с конца 19-го века этот термин стал применяться к детским куклам, которых обычно заставляли держать в руках, одевать и позы (либо с тщательно проработанные суставы или с мягкой тканью на плечах и бедрах). Куклы-младенцы с озорными выражениями лица были наиболее популярны в конце 19-го и начале 20-го века, но в 1927 году обмен куклами дружбы включал создание 58 кукол размером 32 дюйма (810 мм), изображающих маленьких девочек, которые были отправлены в качестве подарка из Японии в Соединенные Штаты, и эстетика этих кукол побудила производителей кукол подражать этому типу торжественной, нежной на вид маленькой девочки в изысканном кимоно.
- Дарума — сферические куклы с красным телом и белым лицом без зрачков. Они представляют Бодхидхарму , жителя Восточной Индии, основавшего дзэн около 1500 лет назад; согласно легенде, он снял себе веки, чтобы сон не мешал ему сосредоточиться, а его конечности засохли после длительной медитации. Куклы Дарума — это обереги, приносящие удачу, дальнейшее процветание и силу духа для достижения целей. Обычно куклы дарума покупаются с пустыми глазами. Один глаз наполняется, когда загадываешь желание, другой — когда желание исполняется. Желания можно загадывать в течение всего года, но в Японии принято делать это в первый день Нового года .
- Тэру теру бозу («сияющий монах»), строго говоря, не является куклой. Их делают вручную из белой бумаги или ткани и подвешивают к окну на веревке, чтобы обеспечить хорошую погоду и предотвратить дождь.
- Куклы Хоко («ползающий ребенок») — это куклы с мягким телом, которые дарят молодым женщинам и особенно беременным женщинам в Японии в качестве талисмана для защиты матери и будущего ребенка.
С окончанием периода Эдо и наступлением современной эпохи Мэйдзи в конце 1800-х годов искусство изготовления кукол также изменилось:
- Куклы с шелковой кожей или «лицом-маской» стали популярным ремеслом в Японии в 1920-х и 1930-х годах, что позволило людям создавать сложные кимоно для кукол, изображающих женщин различных периодов японской истории, особенно периода Эдо. Куклы этого типа продолжали производиться и были популярным предметом среди военнослужащих и туристов, которые привозили их после Второй мировой войны, хотя они также могли выбирать куклы, изображающие похожие предметы, сделанные с забавными лицами.
- Бисквитные куклы изготовлены из обожженной глины. Фукуока — традиционный центр изготовления кукол из бисквита, а Хаката нингё известны на всю Японию.
- Анесама нингё и сиори нингё (буквально «куклы старшей сестры» и «куклы-закладки» соответственно) сделаны из васи бумаги . Анесама нингё обычно трехмерны, тогда как сиори нингё плоские. Анесама-нингё часто имеют сложные прически и костюмы, сделанные из высококачественной бумаги васи. У них часто отсутствуют черты лица. те, что происходят из префектуры Симанэ Особенно известны .
- Гибрид анесама нингё и сиори нингё , называемый сикиси нингё , стал популярным в последние годы. Сикиси нингё — это тип японских бумажных кукол, сделанных с фигурками и сценами и прикрепленных к сикиси , прямоугольному причудливому картону размером около квадратного фута (около десятой доли квадратного метра).
- Более поздние и менее традиционные японские куклы — это шарнирные куклы (BJD), популярность которых распространилась на США и другие страны с появлением Super Dollfie , впервые выпущенной Volks в 1999 году. BJD могут выглядеть очень реалистично. или больше основано на эстетике аниме . Они изготовлены из полиуретановой смолы , что делает их очень прочными. Эти куклы легко настраиваются: владельцы могут отшлифовать их, изменить цвет парика и глаз и даже изменить краску на лице. Из-за этого практического аспекта настройки они популярны не только среди коллекционеров, но и среди любителей .
Коллекционеры
[ редактировать ]
Японские куклы разбиты на несколько подкатегорий. Двумя наиболее известными из них являются День девочек, хина-нингё , и День мальчиков, муся-нингё , или демонстрационные куклы, сагу-нингё , госё-нингё и ишо-нингё . Коллекции можно разделить на категории по материалу, из которого они сделаны, например, деревянные куклы ( камо-нингё и нара-нингё ) и глиняные формы, такие как фусими нингё , кога нингё и хаката нингё .
В 19 веке нингё были завезены на Запад. С тех пор коллекционирование кукол стало популярным занятием на Западе. [7] В число известных западных коллекционеров входят такие личности, как Джеймс Тиссо (1836–1902), Жюль Аделина (1845–1909), Элоиза Томас (1907–1982) и Сэмюэл Прайор (1898–1985). [8] Джеймс Тиссо был известен как художник-религиозный историк. В 1862 году, после посещения лондонской выставки, он увлекся японским искусством . В 1860-х годах Тиссо был известен как один из самых важных коллекционеров японского искусства в Париже. Его коллекции включали косодэ в стиле кимоно , картины, бронзу, керамику, ширмы и несколько бидзин-нингё (куклы позднего периода Эдо). [9] Аделина была известна как работающий художник, а также он был известен как «Микика». За свою карьеру работающего художника Аделина создала множество работ. Он наиболее известен своими гравюрами и получил Крест Почетного легиона за свою картину «Le Parvis Notre-Dame» в Вье-Ровене. В отличие от Tissot, Аделина признана настоящим коллекционером. [ нужна ссылка ] Большую часть коллекции Аделины составляли нингё и лишь несколько гравюр.
В период Мэйдзи стали трое мужчин пионерами в коллекционировании нингё : Симидзу Сэйфу (1851–1913), Нисидзава Сенко (1864–1914) и Цубои Сёгоро (1863–1913). Этих троих мужчин называют Гангу Сан Кетсу («три великих коллекционера игрушек»). Они ввели систематический подход к сбору нингё , стремясь сохранить и документировать различные формы нингё . Симидзу, художник и каллиграф, использовал свои художественные способности, создав иллюстрированный каталог своей собственной коллекции, состоящей из 440 нингё кукол . Каталог был опубликован в 1891 году под названием Unai no Tomo . Нисидзава, банкир, собрал значительную коллекцию на хина-нингё . Он был активным исследователем, собирателем историй, документов и информации, касающихся развития хина-нингё в период Эдо . Сын Нисидзавы Текихо (1889–1965) унаследовал его коллекцию, но большая часть коллекции была потеряна во время землетрясения в Канто в 1923 году. Цубои, основатель Токийского антропологического общества, был самым подготовленным из троих, и он принес с собой научный опыт. элемент сбора нингё . [10]
Куклы уже много лет являются частью японской культуры , и их коллекционирование практикуется до сих пор. Многие коллекции хранятся в музеях, в том числе в музее Пибоди Эссекс , Национальном музее Киото и гостевом доме «Ёдоко» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст редакторов Citizendium, доступный по лицензии CC BY-SA 3.0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Сальвадор Хименес Мургия, «Хинамацури и японские женщины: критическая интерпретация фестиваля японских кукол». Журнал азиатско-тихоокеанских исследований 2.2 (2011): 231–247.
- ^ Пейт, Алан С. (2005). Нингё: Искусство японской куклы . Сингапур: Издательство Tuttle. ISBN 9781462907205 .
- ^ Закон, Джейн Мари (1997). Марионетки ностальгии: жизнь, смерть и возрождение японского «Авадзи Нинги?» Традиция . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 35. ISBN 9780691604718 .
- ^ Цутому Кавамото (июнь 2007 г.). «Нисики-э с изображением Ики-нингё» . Информационный бюллетень Национальной парламентской библиотеки (155).
- ^ Луи Фредерик (2005). Японская энциклопедия . перевод Кете Рот. Издательство Гарвардского университета. п. 379. ИСБН 978-0-674-01753-5 .
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Алан Скотт Пейт (2008). «Ики-нингё: живые куклы и экспортный рынок». Японские куклы: увлекательный мир нингё . Серия «Искусство и дизайн». Издательство Таттл. стр. 142–154. ISBN 978-4-8053-0922-3 .
- ^ Пейт (2008), с. 30
- ^ Пейт (2008), с. 22
- ^ Пейт (2008), стр. 35–36.
- ^ Пейт (2008), стр. 24–28.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альберт, Кэти. Японские бумажные куклы мальчика и девочки . Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., 1991.
- Ларсон, Джек Ленор. Народное искусство Глобальной деревни . Санта-Фе, Нью-Мексико: Музей прессы Нью-Мексико, 1995.
- Пейт, Алан Скотт. Японские куклы: увлекательный мир Нингё . Токио, Ратленд, Сингапур: Tuttle Publishing, 2008.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с куклами из Японии, на Викискладе?
- Коллекция азиатских артефактов Оксфордского колледжа (коллекция японских кукол) в Оксфордском колледже Университета Эмори.