Jump to content

Японские куклы

(Перенаправлено из традиционных японских кукол )
Японская кукла в традиционном кимоно и музыкальном инструменте

Японские куклы ( 人形 , нингё , букв. « человеческая форма » ) — одно из традиционных японских ремесел .

Существуют различные типы традиционных кукол , некоторые из которых представляют детей и младенцев, некоторые — императорский двор, воинов и героев, сказочных персонажей, богов и (редко) демонов, а также людей из повседневной жизни японских городов. Многие из них имеют давнюю традицию и до сих пор изготавливаются для домашних святынь, официальных подарков или для таких праздников, как Хинамацури , фестиваль кукол, или Кодомо но Хи , День защиты детей. Некоторые из них изготавливаются местными ремесленниками и покупаются паломниками на память о посещении храма или какой-либо другой поездке.

Кукольники, 1915 год.

Возможно, существует преемственность в создании гуманоидных фигур догу ( 土偶 ) в древней культуре Дзёмон в Японии (8000–200 гг. до н. э.), которые были связаны с плодородием или шаманскими обрядами, в то время, когда считалось, что куклы души . [1] Куклы также имеют преемственность от погребальных фигур Ханива последующей культуры Кофун (около 300–600 гг. Н.э.). Эксперт Алан Пейт отмечает, что в храмовых записях упоминается изготовление травяной куклы, которую нужно было благословить и бросить в реку в храме Исэ в 3 г. до н. э.; этот обычай, вероятно, был еще более древним, но он лежит в основе современного фестиваля кукол, или Хинамацури .

В начале 11 века, примерно на пике периода Хэйан , уже было определено несколько типов кукол, как известно из госпожи Мурасаки романа «Повесть о Гэндзи» . Девочки играли в куклы и кукольные домики; женщины делали защитные куклы для своих детей или внуков; куклы использовались в религиозных церемониях, принимая на себя грехи человека, к которому они прикоснулись. В то время считалось, что зло можно ритуально перенести на бумажное изображение, называемое катасиро ( 形代 ) , которое затем бросали в реку или море; [1] Сегодняшние японские куклы могут быть результатом сочетания катасиро и бумажных кукол, с которыми когда-то играли дети. [1] Хоко , хотя и не упоминается явно в «Повести о Гэндзи» , представляли собой куклы с мягким телом, которые давались молодым женщинам в возрасте и особенно беременным женщинам, чтобы защитить как мать, так и будущего ребенка. [2] Источники, упоминающие их по имени, начинают появляться в период Хэйан, но более очевидны в период Муромати . [3]

Окиагари-кобоси — это неваляные игрушки, сделанные из папье-маше , датируемые как минимум 14 веком. [ нужна ссылка ] Они являются талисманами на удачу и символами настойчивости и стойкости.

Вероятно, первыми профессиональными кукольниками были храмовые скульпторы, которые использовали свое мастерство для изготовления расписных деревянных изображений детей (куклы Сага). Возможности этого вида искусства с использованием резного дерева или древесных композиций, блестящего белого «кожного» лака под названием гофун, изготовленного из молотой устричной ракушки и клея, а также текстиля были обширны.

В период Эдо (1603–1867), когда Япония была закрыта для большей части торговли , развивались как прекрасные производители кукол, так и рынок богатых людей, которые платили за самые красивые наборы кукол для демонстрации в своих домах или в качестве ценных подарков. Наборы кукол стали включать в себя более крупные и сложные фигурки, причем в большом количестве. Конкурентная торговля в конечном итоге стала регулироваться правительством, а это означало, что производители кукол могли быть арестованы или изгнаны за нарушение законов о материалах и высоте. [ нужна ссылка ]

Ежегодный фестиваль кукол

[ редактировать ]

дома и магазины выставляют на красном помосте куклы разных размеров в традиционных одеждах Примерно 3 марта в честь фестиваля Хинамацури . На них изображены император и императрица в сопровождении придворной свиты: воинов, министров и т. д. Полные версии включают 15 кукол и приспособления, например, посуду для японской чайной церемонии ( 茶の湯 , ча но ю ) . Самые сложные наборы могут стоить многие миллионы иен (десятки тысяч долларов США). Фестиваль кукол отмечается для того, чтобы обеспечить будущее счастье девочек, и эта связь с дочерьми коренится в использовании кукол в детских играх. Однако сам Фестиваль кукол стал частью японской культуры лишь со времен Эдо. [1]

Именно в период Эдо появилось большинство традиционных типов кукол, известных сегодня.

Куклы Хинамацури императора и императрицы.
Деревянные кокэси куклы
Механический каракури нингё для подачи чая
Марионетка Бунраку во время спектакля
  • Куклы Хина — это куклы для Хинамацури , фестиваля кукол 3 марта. Они могут быть изготовлены из многих материалов, но классическая кукла Хина имеет пирамидальное тело из сложного многослойного текстиля, набитого соломой и/или деревянными блоками, резным деревом. руки (а в некоторых случаях ноги), покрытые гофуном , и голова из резного дерева или составного формованного дерева, покрытая гофуном , с врезанными стеклянными глазами (хотя примерно до 1850 года глаза были вырезаны в гофуне и раскрашены), и человеческие или шелковые волосы. Полный набор включает как минимум 15 кукол, представляющих конкретных персонажей, со множеством аксессуаров ( догу ), хотя базовый набор представляет собой пару мужчина-женщина, часто называемую Императором и Императрицей.
  • Куклы Кинтаро предлагаются японским детям во время праздника Танго-но Сэкку , чтобы пробудить в них храбрость и силу легендарного Кинтаро .
  • Муша , или куклы-воины, обычно изготавливаются из материалов, аналогичных куклам хина , но конструкция зачастую более сложна, поскольку куклы изображают мужчин (или женщин), сидящих на походных стульях, стоящих или едущих на лошадях. Доспехи, шлемы и оружие изготавливаются из лакированной бумаги, часто с металлическими вставками. Определенного «набора» таких кукол не существует; Сюжеты включают императора Дзимму , императрицу Дзингу со своим премьер-министром Такэноути, держащим на руках ее новорожденного императорского сына, Сёки-уничтожителя демонов, Тоётоми Хидэеси , его генералов и чайного мастера, а также сказочных персонажей, таких как Момотаро- персиковый мальчик или Кинтаро-золотой мальчик. .
  • Куклы Госё показывают толстых милых малышей в упрощенном виде. Основной госё — это почти обнаженный сидящий мальчик, вырезанный целиком из одного куска, с очень белой кожей, хотя госё с тщательно продуманной одеждой, прической и аксессуарами, как женскими, так и мужскими, также стали популярными. Они возникли как подарки, связанные с императорским двором, а госё можно перевести как «дворец» или «двор».
  • Кимекоми Куклы (木目込人形 ) изготавливаются из дерева. Прародителями кукол кимекоми являются куклы камо («ивовое дерево»), маленькие куклы, вырезанные из ивы и украшенные лоскутками ткани. Кимекоми — это метод изготовления кукол. Они начинаются с резной и/или формованной основы из дерева, древесного композита или (в некоторых современных куклах) пенопласта. Планируется конструкция из лоскутков ткани с разным рисунком, а основа рифленая, чтобы края ткани можно было спрятать в канавках. Ткань приклеивается и края подворачиваются. Голову и руки (если они есть) куклы обычно отделывают гофуном ; волосы могут быть частью формованной головы или представлять собой отдельный парик. Эти куклы стали очень популярным ремеслом, и можно приобрести наборы с готовыми головами. Этот метод также используется некоторыми авангардными японскими производителями кукол, которые адаптируют старые материалы к новым видениям.
  • Каракури нингё , марионетки или куклы механические; они включают в себя большие фигуры на фестивальных платформах для таких фестивалей, как Гион Мацури в Киото , и небольшие развлекательные сцены, часто с музыкальным элементом, сопровождающим движение. На них часто изображаются легендарные герои.
  • Бунраку — это форма театрального кукольного театра, которая соперничала и вдохновляла театр кабуки и сохранилась до наших дней.
  • Куклы Кокэси производятся уже 150 лет и родом из Северного Хонсю , главного острова Японии. Изначально их делали как игрушки для детей фермеров. У них нет рук и ног, но есть большая голова и цилиндрическое тело, напоминающее маленьких девочек. Из простой игрушки оно превратилось в известное японское ремесло, а теперь и в признанный сувенир для туристов.
  • Ики-нингё — куклы, похожие на живые, в натуральную величину, которые были популярны в мисэмоно . шоу [4] [5] Художники создавали ики-нингё , которые были новыми не только своими сюжетами, которые шокировали зрителей (например, фигуры, лежащие в лужах собственной крови), но и своим влиянием на японских кукол. Работы Мацумото Кисабуро и Ясумото Камехати, в частности, способствовали формированию крайнего чувства реализма. [6]
  • Ичимацу Куклы (市松人形 ) изображают маленьких девочек или мальчиков правильных пропорций, обычно с кожей телесного цвета и стеклянными глазами. Оригинальные ичимацу были названы в честь актера кабуки 18-го века и, должно быть, изображали взрослого мужчину, но с конца 19-го века этот термин стал применяться к детским куклам, которых обычно заставляли держать в руках, одевать и позы (либо с тщательно проработанные суставы или с мягкой тканью на плечах и бедрах). Куклы-младенцы с озорными выражениями лица были наиболее популярны в конце 19-го и начале 20-го века, но в 1927 году обмен куклами дружбы включал создание 58 кукол размером 32 дюйма (810 мм), изображающих маленьких девочек, которые были отправлены в качестве подарка из Японии в Соединенные Штаты, и эстетика этих кукол побудила производителей кукол подражать этому типу торжественной, нежной на вид маленькой девочки в изысканном кимоно.
  • Дарума — сферические куклы с красным телом и белым лицом без зрачков. Они представляют Бодхидхарму , жителя Восточной Индии, основавшего дзэн около 1500 лет назад; согласно легенде, он снял себе веки, чтобы сон не мешал ему сосредоточиться, а его конечности засохли после длительной медитации. Куклы Дарума — это обереги, приносящие удачу, дальнейшее процветание и силу духа для достижения целей. Обычно куклы дарума покупаются с пустыми глазами. Один глаз наполняется, когда загадываешь желание, другой — когда желание исполняется. Желания можно загадывать в течение всего года, но в Японии принято делать это в первый день Нового года .
  • Тэру теру бозу («сияющий монах»), строго говоря, не является куклой. Их делают вручную из белой бумаги или ткани и подвешивают к окну на веревке, чтобы обеспечить хорошую погоду и предотвратить дождь.
  • Куклы Хоко («ползающий ребенок») — это куклы с мягким телом, которые дарят молодым женщинам и особенно беременным женщинам в Японии в качестве талисмана для защиты матери и будущего ребенка.

С окончанием периода Эдо и наступлением современной эпохи Мэйдзи в конце 1800-х годов искусство изготовления кукол также изменилось:

  • Куклы с шелковой кожей или «лицом-маской» стали популярным ремеслом в Японии в 1920-х и 1930-х годах, что позволило людям создавать сложные кимоно для кукол, изображающих женщин различных периодов японской истории, особенно периода Эдо. Куклы этого типа продолжали производиться и были популярным предметом среди военнослужащих и туристов, которые привозили их после Второй мировой войны, хотя они также могли выбирать куклы, изображающие похожие предметы, сделанные с забавными лицами.
  • Бисквитные куклы изготовлены из обожженной глины. Фукуока — традиционный центр изготовления кукол из бисквита, а Хаката нингё известны на всю Японию.
  • Анесама нингё и сиори нингё (буквально «куклы старшей сестры» и «куклы-закладки» соответственно) сделаны из васи бумаги . Анесама нингё обычно трехмерны, тогда как сиори нингё плоские. Анесама-нингё часто имеют сложные прически и костюмы, сделанные из высококачественной бумаги васи. У них часто отсутствуют черты лица. те, что происходят из префектуры Симанэ Особенно известны .
    • Гибрид анесама нингё и сиори нингё , называемый сикиси нингё , стал популярным в последние годы. Сикиси нингё — это тип японских бумажных кукол, сделанных с фигурками и сценами и прикрепленных к сикиси , прямоугольному причудливому картону размером около квадратного фута (около десятой доли квадратного метра).
  • Более поздние и менее традиционные японские куклы — это шарнирные куклы (BJD), популярность которых распространилась на США и другие страны с появлением Super Dollfie , впервые выпущенной Volks в 1999 году. BJD могут выглядеть очень реалистично. или больше основано на эстетике аниме . Они изготовлены из полиуретановой смолы , что делает их очень прочными. Эти куклы легко настраиваются: владельцы могут отшлифовать их, изменить цвет парика и глаз и даже изменить краску на лице. Из-за этого практического аспекта настройки они популярны не только среди коллекционеров, но и среди любителей .

Коллекционеры

[ редактировать ]
Куклы-животные с иллюстрациями Симидзу Сейфу из его коллекции (1893–1923).

Японские куклы разбиты на несколько подкатегорий. Двумя наиболее известными из них являются День девочек, хина-нингё , и День мальчиков, муся-нингё , или демонстрационные куклы, сагу-нингё , госё-нингё и ишо-нингё . Коллекции можно разделить на категории по материалу, из которого они сделаны, например, деревянные куклы ( камо-нингё и нара-нингё ) и глиняные формы, такие как фусими нингё , кога нингё и хаката нингё .

В 19 веке нингё были завезены на Запад. С тех пор коллекционирование кукол стало популярным занятием на Западе. [7] В число известных западных коллекционеров входят такие личности, как Джеймс Тиссо (1836–1902), Жюль Аделина (1845–1909), Элоиза Томас (1907–1982) и Сэмюэл Прайор (1898–1985). [8] Джеймс Тиссо был известен как художник-религиозный историк. В 1862 году, после посещения лондонской выставки, он увлекся японским искусством . В 1860-х годах Тиссо был известен как один из самых важных коллекционеров японского искусства в Париже. Его коллекции включали косодэ в стиле кимоно , картины, бронзу, керамику, ширмы и несколько бидзин-нингё (куклы позднего периода Эдо). [9] Аделина была известна как работающий художник, а также он был известен как «Микика». За свою карьеру работающего художника Аделина создала множество работ. Он наиболее известен своими гравюрами и получил Крест Почетного легиона за свою картину «Le Parvis Notre-Dame» в Вье-Ровене. В отличие от Tissot, Аделина признана настоящим коллекционером. [ нужна ссылка ] Большую часть коллекции Аделины составляли нингё и лишь несколько гравюр.

В период Мэйдзи стали трое мужчин пионерами в коллекционировании нингё : Симидзу Сэйфу (1851–1913), Нисидзава Сенко (1864–1914) и Цубои Сёгоро (1863–1913). Этих троих мужчин называют Гангу Сан Кетсу («три великих коллекционера игрушек»). Они ввели систематический подход к сбору нингё , стремясь сохранить и документировать различные формы нингё . Симидзу, художник и каллиграф, использовал свои художественные способности, создав иллюстрированный каталог своей собственной коллекции, состоящей из 440 нингё кукол . Каталог был опубликован в 1891 году под названием Unai no Tomo . Нисидзава, банкир, собрал значительную коллекцию на хина-нингё . Он был активным исследователем, собирателем историй, документов и информации, касающихся развития хина-нингё в период Эдо . Сын Нисидзавы Текихо (1889–1965) унаследовал его коллекцию, но большая часть коллекции была потеряна во время землетрясения в Канто в 1923 году. Цубои, основатель Токийского антропологического общества, был самым подготовленным из троих, и он принес с собой научный опыт. элемент сбора нингё . [10]

Куклы уже много лет являются частью японской культуры , и их коллекционирование практикуется до сих пор. Многие коллекции хранятся в музеях, в том числе в музее Пибоди Эссекс , Национальном музее Киото и гостевом доме «Ёдоко» .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Сальвадор Хименес Мургия, «Хинамацури и японские женщины: критическая интерпретация фестиваля японских кукол». Журнал азиатско-тихоокеанских исследований 2.2 (2011): 231–247.
  2. ^ Пейт, Алан С. (2005). Нингё: Искусство японской куклы . Сингапур: Издательство Tuttle. ISBN  9781462907205 .
  3. ^ Закон, Джейн Мари (1997). Марионетки ностальгии: жизнь, смерть и возрождение японского «Авадзи Нинги?» Традиция . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 35. ISBN  9780691604718 .
  4. ^ Цутому Кавамото (июнь 2007 г.). «Нисики-э с изображением Ики-нингё» . Информационный бюллетень Национальной парламентской библиотеки (155).
  5. ^ Луи Фредерик (2005). Японская энциклопедия . перевод Кете Рот. Издательство Гарвардского университета. п. 379. ИСБН  978-0-674-01753-5 . {{cite encyclopedia}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  6. ^ Алан Скотт Пейт (2008). «Ики-нингё: живые куклы и экспортный рынок». Японские куклы: увлекательный мир нингё . Серия «Искусство и дизайн». Издательство Таттл. стр. 142–154. ISBN  978-4-8053-0922-3 .
  7. ^ Пейт (2008), с. 30
  8. ^ Пейт (2008), с. 22
  9. ^ Пейт (2008), стр. 35–36.
  10. ^ Пейт (2008), стр. 24–28.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Альберт, Кэти. Японские бумажные куклы мальчика и девочки . Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., 1991.
  • Ларсон, Джек Ленор. Народное искусство Глобальной деревни . Санта-Фе, Нью-Мексико: Музей прессы Нью-Мексико, 1995.
  • Пейт, Алан Скотт. Японские куклы: увлекательный мир Нингё . Токио, Ратленд, Сингапур: Tuttle Publishing, 2008.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с куклами из Японии, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e4885f96e80153b984c27f7e8b898bb__1684906920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/bb/4e4885f96e80153b984c27f7e8b898bb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese dolls - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)