Jump to content

Ростислав Добужинский

(Перенаправлено с Ротислава Добужинского )
Ростислав Добужинский
Добужинский работает в своей мастерской.
Рожденный ( 1903-04-03 ) 3 апреля 1903 г.
Санкт-Петербург , Российская Империя
Умер 23 июня 2000 г. (23 июня 2000 г.) (97 лет)
Париж , Франция
Место отдыха Сент-Женевьев-де-Буа , Иль-де-Франс,
Известный Дизайн масок, костюмов, декораций, сцены, афиш, интерьеров
Заметная работа
Супруг
Lydia Nikolaevna nee Kopniaeff
(умер в 1965 г.)
Семья

Ростислав Добужинский (3 апреля 1903 — 23 июня 2000) — российский дизайнер костюмов, масок, декораций и интерьеров, художник и иллюстратор. Он принадлежал ко второму поколению русских художников, развивших традицию «Русских балетов» в Западной Европе. Он был известен своей работой над Луи Жуве в «Ундиной » Жана Жироду 1930-х годах и фильмом Макса Офуля «Плезир» в 1951 году, масками и костюмами мышей, которые он создал для Рудольфа Нуриева » «Щелкунчика (1967), костюмами для Балет «Спящая красавица» в лондонском Ковент-Гардене (1968) и маски животных из «Сказок Беатрикс Поттер». (1971). Он добился международного успеха благодаря своим маскам для Альфредо Ариаса адаптации Бальзака « Pines de Coeur d'une Chatte Anglaise» (1977). [ 1 ] [ 2 ]

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Рисунок Добужинского — Портрет русского поэта , 1939 год.

Ростислав Мстиславович Добужинский родился 3 апреля 1903 года в Санкт-Петербурге, Российская империя. Он был старшим сыном балетного и оперного художника Мстислава Валериановича Добужинского основал движение Le Monde de l'art — «Мир искусства , который вместе с Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым » . [ 1 ] С детства приобщенный отцом к миру искусства, он получил классическое среднее образование в России и посещал Высшую школу изящных искусств в Петрограде. В 1920 году он работал помощником художника в театре имени Горького в Петрограде, в 1921 году получил свой первый диплом художника-декоратора, а в 1922 году работал художником-постановщиком и художником по костюмам в авангардно-исследовательской группе «Женский театр». [ 3 ] В 1924 году семья бежала в Литву, где молодой Добужинский работал в Каунасском театре. Через год Ростислав вместе с женой Лидией переехал во Францию, где работал сценографом, а Лидия основала дом моды, поставлявший костюмы для балетов в Швеции и Монте-Карло. В 1925–27 он также учился в Национальной школе декоративного искусства и на литературном факультете Сорбонны . [ 3 ] В 1939 году Добужинский разработал костюмы для «Ундины» , затем работал с Кристианом Бераром , Леонорой Фини , Лилой де Нобили и вместе с Лидией основал собственную сценографическую мастерскую. [ 1 ] В 1950 году он стал членом Общества авторов, композиторов и музыкальных издателей (SACEM). [ 3 ]

«Спящая красавица» (1968) и «Сказки Беатрикс Поттер» (1971)

[ редактировать ]
Маска волка из «Спящей красавицы» (1968)

Лила де Нобили привезла Добужинского из Парижа, чтобы он сделал маски животных для первого акта «Спящей красавицы» в Ковент-Гардене. Согласно V&A, маска волка Добужинского для этого балета была:

"превосходный образец изготовления головных уборов в виде животных. Его придумал великий мастер масок Ростислав Добужинский... Танцевать под палящим светом сцены неудобно, а носить полную маску не нравится артистам, поэтому маски должны быть как можно более легкими и обеспечивать некоторую вентиляцию. К 1960-м годам новые материалы позволили Добужинскому создать головы, которые были прочными, но достаточно легкими, чтобы их можно было носить в течение длительного времени, обеспечивающими максимально широкий угол обзора и попытки. чтобы гарантировать, что владелец не перегреется». [ 4 ]

Мышиные маски из «Сказок Беатрикс Поттер» (1971)

Находясь в Ковент-Гардене, Добужинский беседовал с Ричардом Гудвином и Кристин Эдзард , продюсером и сценаристом «Сказок Беатрикс Поттер» (1971). В октябре 1969 года он согласился сделать образец маски для мышиного персонажа «Сказок» «Хунка Мунка», лицо которого «возможно, самое привлекательное в фильме». За зиму он переделывал маску тринадцать раз, работая «в своем собственном темпе и в соответствии со своими стандартами совершенства», пока не был удовлетворен четырнадцатой попыткой в ​​феврале 1970 года. [ 5 ] Добужинский сотрудничал с Кристин Эдзард над масками, «от которых во многом зависел успех картины». [ 5 ] Его оригинальные маски для фильма, сделанные из велосипедных шлемов, полистирола, сшитых вручную волос и отверстий для зрения, закрытых марлей, пришлось воссоздать для сцены с большим полем зрения для танцоров. Художник использовал слепки оригиналов, просверлив сотни отверстий спереди и покрыв маску нейлоновыми волосами, «используя электростатические заряды». [ 6 ]

Дизайн интерьера

[ редактировать ]
Люстры: Большой гала-концерт, май 1962 года. Архив Королевского Альберт-Холла, ссылка: RAHE/3/1962/1.

Сотрудничество в 1960-х годах с Ренцо Монджардино на Гала-концерте Второго Всемирного конгресса искусственных волокон привело Добужинского в дизайн интерьера, где он работал вместе с другими выдающимися дизайнерами, включая Лукино Висконти , Франко Дзеффирелли и Джорджио Стрелера . [ 7 ] Большой гала-концерт состоялся в Королевском Альберт-Холле в Лондоне 3 мая 1962 года и представлял собой «Гала-дивертисмент музыки, песни, танца и блестящего декора» с участием известных артистов, в том числе Иегуди Менухина . [ 8 ] Его поставил Дзеффирелли с костюмами Лилы де Нобили , оркестром под управлением Адриана Боулта и дизайном Монджардино . Тонтон создал люстру высотой 20 футов, окруженную дюжиной меньших по размеру, каждый кусок «хрусталя» был создан с использованием крошечных формочек для печенья. [ 7 ]

Его первой работой для семьи Ротшильдов была вечеринка по случаю совершеннолетия в замке Ферьер недалеко от Парижа, для которой он сделал дюжину больших пластиковых люстр для бального зала и огромный канделябр для крыши. Роскошные люстры стали визитной карточкой Добужинского. Еще одним проектом стала реконструкция в 1974 году командой Монджардино одной из резиденций Ротшильдов – отеля Lambert на острове Сен-Луи в Париже. Добужинский разработал поддельный дадо из кордованной кожи и бордюры, чтобы обрамить серию панелей 17-го века, изображающих триумф Давида над Голиафом, на четырех стенах одной комнаты. Для спальни Мари-Элен де Ротшильд он создал экстравагантные настенные покрытия, вдохновленные ковром 17 века. [ 7 ] [ 3 ]

Техника Добужинского представляла собой сочетание «нестандартных материалов» и «кропотливого ремесла». Для дадо в отеле «Ламбер» он сделал неглубокую форму, добавив в нее латекс, чтобы получились листы тисненой «кожи», которые он позолотил и покрыл глазурью, используя многовековые методы. Дизайнер Клаудио Бриганти описал Добужинского как «чрезвычайно любознательного человека», исследующего «множество ремесленных техник», а не полагающегося просто на трафареты и «искусственный мрамор». Для обоев в спальне Мари-Элен де Ротшильд он черпал вдохновение из очень старого, «огромного» и «очень потертого» персидского ковра, переплетение которого невозможно было воспроизвести. Вместо этого Добужинский комбинировал методы живописи, используя пигменты масляных красок и гуашь, наносимые на обратную сторону холста, которые просачивались на лицевую сторону, чтобы вызвать цвета и мотивы оригинала и «представить его прекрасную потертость». [ 7 ]

В 1981–82 годах Добужинский работал над дизайном нью Ганса Генриха Тиссена-Борнемисы , вдохновленным цветочным узором турецкого ковра XVIII века. -йоркской столовой [ 7 ] [ 3 ] Добужинский использовал методы шелкографии и текстильной печати на различных подходящих материалах — шелке, бархате, махровой ткани и мешковине — чтобы добиться «соответствия» цвета и мотива оригинальному старинному ковру, а не точной копии. По словам Бриганти, таланты Добужинского в живописи и скульптуре «редко сочетались в одном столь гениально изобретательном человеке» и именно это делало его «исключительно ценным». [ 7 ]

Печали сердца английского кота (1977) и последующие годы

[ редактировать ]
Маски из скорби сердца английского музея кошек города Нью-Йорка. Доступ. нет. 95 139 958

Добужинский получил международное признание за маски, которые он создал для постановки Альфредо Ариаса в 1977 году « Pines du Coeur d'une chate anglaise» , основанной на рассказе Оноре де Бальзака в «Сценах из частной и общественной жизни животных» , иллюстрированной Ж. Дж. Гранвилем . [ 1 ] [ 2 ] Спектакль был поставлен для фестиваля в Ширазе и гастролировал по Франции с 1977 по 1983 год. В марте 1980 года он был показан на Бродвее в Театре Анта под названием « Сердечные боли кошечки» . Костюмы разработала Клоди Гастин, а маски животных — Добужинский. [ 9 ] [ 10 ]

Уолтер Керр, обозревая бродвейское шоу для New York Times в марте 1980 года, писал:

«Есть усатые коты в сюртуках, таксы с лентами в нарядах для чаепития. Птицы с клювами, от которых лучше бы сторониться... Я не могу поверить, что кто-нибудь когда-либо создавал маски - на самом деле это полные трехмерные головы - более убедительные, чем те, которые здесь предоставил Р. Добужинский. » [ 11 ]

В возрасте восьмидесяти лет в сотрудничестве с Сабиной Дютиль он разработал декорации, костюмы и маски для «Арии» и « Sortileges» Кадо Костцера в 1983 году, которые были «сильной стороной постановки». В его дизайнерских работах было «множество изысканных деталей», таких как горностаевые хвосты по краю красных занавесок и «особенно причудливый» костюм Шута, в котором «яйцеобразная лысина спереди уравновешивалась грушевидным животом». создавая эффект «нежного гротеска». [ 12 ]

Личная жизнь и наследие

[ редактировать ]
Рисунок Лилы де Нобили «Тонтон»

Скромный человек, Добужинский называл себя «мастером на все руки», «всего лишь дилетантом, всего лишь дилетантом», а вся профессия называла его «Тонтон» («дядя»). [ 7 ] [ 1 ]

Актриса Марилу Марини , сыгравшая английскую кошку Красавицу в опере Арии « Pines de Coeur d'une Chatte Anglaise», сказала о нем: «Он был великим артистом, который остался похож на ребенка, впервые идущего в театр и желающего узнать, что находится за кулисами». [ 1 ] Журналист Жан-Луи Перье написал в Le Monde : «Он никогда не выставлял напоказ свою огромную культуру или науку. Каждый раз он изобретал что-то новое. Все для него было мостом к воображению. И во всех его творениях была эта барочная, экспрессивная, фантастическая, русская сторона». [ 1 ]

Альфредо Ариас и Рене де Чеккатти отдали дань уважения Добужинскому в «Les Peines de coeur d'une chat française» (1999) в образе большого медведя по имени Джински. [ 1 ]

Хотя Добужинский был настолько детальен в своей работе и одержим мастерством, он жил в минималистской обстановке, проводя большую часть своего времени в захламленной студии в рабочем квартале Бельвиль в Париже. Он сказал: «Я никогда не планировал для себя декор», в детстве «Я жил среди картин и мебели огромной ценности, которые послужили основой для моего визуального образования…..Теперь я предпочел бы посвятить свои дни созданию интерьеров для другие». [ 7 ]

В 1983 году он объединил усилия с Сабиной Дутиль, которая до этого была его помощницей. Они сотрудничали в разработке и создании произведений. [ 3 ]

В течение своей долгой жизни во Франции Добужинский сохранял статус литовского политического беженца. Он подал заявление и получил французское гражданство за несколько месяцев до своей смерти в Париже 23 июня 2000 года. [ 1 ]

Список работ

[ редактировать ]
Десятилетия / с Год Роль Производство / Театр Информация
1920-е годы 1920 Помощник дизайнера Театр Горького , Петроград
1922 Художник-постановщик и костюмер Молодой театр
1924 Дизайнер Камерный театр, Рига, Латвия [ 3 ]
Помощник Мстислава Добужинского (отца) Каунас, Литва [ 3 ]
1925 Художник-постановщик Пиковая дама ( Чайковский ), Каунасский театр, Литва [ 1 ]
Дизайнер Театр де ла Шов-Сури , Париж [ 3 ]
Создатель декораций и моделей костюмов Литовский национальный театр оперы и балета , Compagnie Georges Pitoeff , «Ballet National Suedois» и Ballet Russe de Monte Carlo [ 3 ] [ 1 ]
Создатель моделей киноплакатов Месяц кино
Создатель плакатов листовки и рекламные щиты – Лубок, Париж
Дизайнер игры и игрушки - Вера
Создатель анимаций, сетов Киносервис и связанные с ним мультфильмы
1930-1940-е годы 1939 Художник по костюмам Луи Жуве » « Ундина Жана Жироду первый спектакль « Ундины » открылся 27 апреля 1939 года в Театре Атене. [ 13 ] [ 1 ]
Создатель декораций и костюмов Труппа Бориса Князева , Русский театр и Балет маркиза де Куэваса [ 3 ]
Ткань, театральный костюм, маска и аксессуары. Компания Шарль Дюллен («Уазы») , Жан Вилар в Национальном народном театре (Нуклеа) , Компания Жана-Луи Барро ( «Юлий Сезар» , «Золотая тетушка» , «Похищение Лукреции» , «Носорог» Эжена Ионеско ), Парижская опера ( «Кармен» , «Ла «Дама с камелиями» ), «Французская комедия» ( Рюи Блас) ) [ 3 ]
1950-е годы 1950 Художник по костюмам Максима Горького » «На дне в Театре творчества в сотрудничестве с Сашей Питоеффом
1951 Создатель маски Макса Офюльса Фильм «Удовольствие» Добужинский создал маску Амбруаза, которого играет Жан Галлан , чтобы замаскировать его постаревший вид. [ 1 ]
1957 Художник-постановщик и костюмер Горнило (Салемские ведьмы) (фильм) Раймона Руло В сотрудничестве с Лилой де Нобили . [ 1 ] [ 3 ] [ 14 ]
Создатель дизайн-моделей Рождественские витрины – Снежная королева – для Galeries Lafayette В сотрудничестве с Лилой де Нобили . [ 3 ]
1960-е годы 1962 Производитель люстр Второй Всемирный конгресс искусственных волокон или Большой гала-концерт , Королевский Альберт-холл , Лондон В сотрудничестве с Ренцо Монджардино . [ 7 ]
Дизайнер, создатель скульптур Рауля Леви » « Марко Поло (фильм). одежда и попоны для мужчин, лошади и слоны – живые фигуры шахматной игры. [ 1 ] [ 3 ]
1963 Художник по костюмам, руководитель мастерской дизайна костюмов Сирано де Бержерак , «Комеди Франсез» . [ 3 ]
1965 Художник по костюмам Нюманс , Жан-Луи Барро , Одеон . [ 3 ]
Создатель скульптур для масок и аксессуаров. Сказки Оффмана , Комическая опера . [ 3 ]
Создатель моделей, скульптур и масок, художник по костюмам. Венецианский купец , Театр Валле , Рим. [ 3 ]
1966 Руководитель отдела специального проектирования «Укрощение строптивой» (фильм) Франко Дзеффирелли . [ 3 ]
1967 Художник-модельер декораций и костюмов. Л'Орфео , Амстердам В сотрудничестве с Жан-Мари Симоном [ 3 ]
Создатель мышиных масок и костюмов – Щелкунчик , Стокгольм, Рудольф Нуреев . [ 1 ] [ 3 ]
1968-1969 Художник по костюмам, изготовитель масок «Спящая красавица» , Ковент-Гарден, Лондон В сотрудничестве с Лилой де Нобили . [ 1 ] [ 3 ] [ 15 ] [ 16 ]
Модели дизайна костюмов Кровавая свадьба , Лион. [ 3 ]
(1960-е) Создание люстр и канделябров Замок Ферьер , Франция. [ 7 ]
1970-е годы 1969–1970 Изготовитель масок, соавтор дизайна костюмов «Сказки Беатрикс Поттер» (фильм) Кристин Эдзард , Лондон. [ 17 ]
Создатель лекал и расписных украшений костюмов. Малатеста , Комеди Франсез
Создатель моделей костюмов и масок Расёмон , Лион и Сполето ( Фестиваль двух миров )
Скульптор голов для животных. Рождественские витрины – «Частная и общественная жизнь животных», автор Джей Джей Гранвиль – для Galeries Lafayette
Костюмы и маски Репортаж о фильме «Скелет или маски и бергамаски» , снятом Мишелем Митрани в сотрудничестве с Леонор Фини . [ 18 ]
1971 Модельер декораций и костюмов История солдата , Картушери Венсенн.
Скульптуры и модели, доспехи и нагрудники Дон Кихот , Каркассонский фестиваль
1973 Создатель моделей костюмов Лилианы Кавани « Фильм Миларепа ». [ 1 ]
Создатель, скульптор и модельер бальных масок. Бал-маскарад , режиссёр Франко Дзеффирелли , Театр Ла Скала , Милан
1974 Моделирование, лепка, живопись и творческие работы обрамление «Триумфа Давида» и создание настенных покрытий для спальни – Hôtel Lambert , Париж. [ 7 ]
1977 Создатель масок Душевная боль английской киски автора Альфредо Ариас с Марилу Марини в главной роли. [ 1 ]
1978 Дизайнер египетской гробницы Смерть Агаты Кристи на Ниле (фильм), режиссёр Джон Гильермин
Создатель маски Алиса в стране чудес , Праздник на льду
1979 Костюмы и живопись Ballet de Legumes in Little Ida's Flowers - Кристины Эдзард фильм «Истории из летающего сундука» как костюмы для балета Pas de legumes . , позже разработанный Фредериком Эштоном
1980-е годы 1980 Создатель кошачьих масок и костюмов «Дитя и заклинания» , Метрополитен-опера
1981–1982 Создание различных декоративных интерьерных панно. «готико-индийское» украшение чайной комнаты английской резиденции; краски для ткани для стен Ганса Генриха Тиссена-Борнемисы в Нью-Йорке; столовой [ 7 ] стены гостиной, набережная Вольтера (Париж)
1982 Рисунки и скульптуры для барельефа «Дворец» – Луиза Миллер , Театр де ла Монне
Дизайнер столешница для Biennale des Antiquaires, Париж.
Дизайнер миниатюрных наборов, создание анимированных фигурок. Соловей (фильм) Кристины Эдзард для Sands Films , Лондон
1983 Создатель масок, художник по декорациям и костюмам Заклинания и Альфредо Ариаса Кадо Костцер. [ 1 ]
Дизайн интерьера Квартира в Нью-Йорке
1984–1985 Работа над костюмами и декорациями первая выставка – Музей моды и костюма, Париж.
1985 Наборы моделей, скульптура попугая Кристины Эдзард Фильм «Маленькая Доррит» , Лондон.
1986–1987 Дизайнер декоративные панели и драпировки для входа и лестницы на виллу – Мадрид
Дизайнер холстовые панно, в том числе «Группа Гротесков», покрывало и панно для виллы – Лос-Анджелес. [ 3 ]
1987 Дизайнер Настенные украшения и панно для гостиной – Place Iena, Париж
Год Заголовок Режиссер Премия Категория
1966 Укрощение строптивой фильм Франко Дзеффирелли Серебряная лента Лучший дизайн костюмов Победитель [ 19 ]
Премия Оскар Лучший дизайн костюмов номинирован [ 20 ]
1980 Душевные боли кошечки играть Альфредо Ариас Премия Broadway World's Drama Desk Выдающийся дизайн костюмов номинирован [ 21 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Жан-Луи Перье (28 июня 2000 г.). «Ростислав Добужинский» . Мир .
  2. ^ Jump up to: а б Olga Medvedkova. "Dobuzhinsky Rostislav" . Universalis .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Добужинский, Ростислав (1987). «Резюме для регистрации в Доме художника» (Документ). Личная коллекция Клоди Гастин.
  4. ^ «Театральный костюм 1968 года (сделан)» . Музей Виктории и Альберта .
  5. ^ Jump up to: а б Румер Годден (1971). Сказка сказок: Балет Беатрикс Поттер . Frederick Warne & Co. Ltd. с. 30.
  6. ^ Джейд Бейтс. «5 фактов о «Сказках о Беатрикс Поттер» сэра Фредерика Эштона» . Шатер ТВ .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Брикер, Чарльз (апрель 1987 г.). «Ростислав Добужинский: мастер роскошного фейка». Архитектурный дайджест . Конде Наст. стр. 238, 240, 242, 244.
  8. ^ «Работы: 1960-е» . Фонд Питера Даррелла .
  9. ^ «Сердечная боль английского кота» . Архив шоу .
  10. ^ «Сердечные боли кошечки, Бродвей, оригинал» . Афиша .
  11. ^ Уолтер Керр (20 марта 1980 г.). «Театр: «Кошачья боль» » . Нью-Йорк Таймс .
  12. ^ Фелиция Хардисон Лондрэ, Хелен М. Уолл (май 1984 г.). «Рецензируемая работа: Sortilèges Альфредо Ариаса, Кадо Костцера» . Театральный журнал . 36 (2, Предел производительности): 259–262. дои : 10.2307/3207002 .
  13. ^ Гроссфогель, Дэвид И. (1958), Французская драма 20-го века , с. 342, издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк.
  14. ^ Дэвид Джейс (2 марта 2002 г.). «Некролог: Лила де Нобили» . Хранитель .
  15. ^ «Спящая красавица (1968)» . Королевский оперный театр .
  16. ^ «Театральный костюм 1968 года (сделан)» . Коллекции Виктории и Альберта .
  17. ^ «Сказки Беатрикс Поттер (1970)» . Фонд Фредерика Эштона .
  18. ^ «Репортаж о скелете, или Маски и бергамаски (1970)» . IMDB .
  19. ^ «Укрощение строптивой» . ИМдБ .
  20. ^ «Номинанты и победители 40-й церемонии вручения премии Оскар (1968)» . Академия кинематографических искусств и наук . Проверено 27 августа 2011 г.
  21. ^ «Ростислав Добужинский» . Бродвейский мир .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 54b1a3655ad89af030b18efb7367aa37__1714279560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/37/54b1a3655ad89af030b18efb7367aa37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rostislav Doboujinsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)