Схема полуденного питания
Схема полуденного питания | |
---|---|
![]() | |
![]() Учащиеся получают обед в школе в округе Воха штата Нагаленд . | |
Тип проекта | Правительство Индии |
Страна | Индия |
Запущен | 1995 |
Статус | Активный |
Веб-сайт | https://pmposhan.education.gov.in/ |
Программа питания в середине дня — это программа школьного питания в Индии, призванная улучшить состояние питания детей школьного возраста по всей стране. [ 1 ] Схема была переименована в схему PM-POSHAN. [ 2 ] Программа обеспечивает бесплатными обедами в рабочие дни детей в государственных начальных и старших начальных школах, получающих помощь от правительства в Анганвади , Мадарсе и Мактабах . [ 3 ] Программа полуденного питания, обслуживающая 120 миллионов детей в более чем 1,27 миллиона школ и центров Программы гарантий образования, является крупнейшей в своем роде в мире. [ 4 ]
Схема полуденного питания действует на союзной территории Пудучерри, находящейся под управлением французской администрации, с 1930 года. [ 5 ] В постнезависимой Индии программа полуденного питания была впервые запущена в Тамил Наду был бывший главный министр К. Камарадж , инициатором которой в начале 1960-х годов . К 2002 году схема была реализована во всех штатах по распоряжению Верховного суда Индии . [ 6 ]
Аджай Кумар, директор Poshan Abhiyaan, поделился: «В сентябре 2021 года название схемы было изменено на схему PM-POSHAN ( Pradhan Mantri Poshan Shakti Nirman ) Министерством образования (Министерством образования), которое является министерством, ответственным за эту схему». . [ 7 ] Центральное правительство также объявило, что к 2022 году в эту схему также будут включены еще 24 миллиона учащихся, получающих дошкольное образование в государственных и субсидируемых государством школах. [ 8 ]
Согласно пункту 2с статьи 24 [ 9 ] Конвенции о правах ребенка , участницей которой является Индия, [ 10 ] Индия взяла на себя обязательство обеспечивать детей «адекватной питательной пищей». Программа претерпела множество изменений с момента ее запуска в 1995 году. Схема полуденного питания регулируется Законом о национальной продовольственной безопасности 2013 года . Юридическая поддержка индийской программы школьного питания аналогична юридической поддержке, предоставляемой в США в соответствии с Законом о национальных школьных обедах .
История
[ редактировать ]Программа полуденного питания относится к программе правительства Индии, введенной во всех государственных начальных школах и обеспечивающей детей приготовленными обедами. Тамилнад был первым штатом Индии, который ввел эту схему. Первой школой, в которой была принята эта схема, была средняя школа для мальчиков Сураштры в Мадурае, которая внедрила ее в 1955 году. 28 ноября 2001 года Верховный суд обратился к правительствам всех штатов с просьбой начать эту программу в своих школах в течение 6 месяцев. [ 6 ] Программа показала множество положительных эффектов. Многие родители, которые не могли отправить своих детей в школу из-за бедности, стремились обеспечить своих детей бесплатным питательным питанием, и это стимулировало их отправлять своих детей в школу. Программа полуденного питания увеличила количество детей, посещающих школу.
Корни программы
[ редактировать ]Корни этой программы уходят корнями в эпоху, предшествовавшую обретению независимости, когда в 1925 году в Тамилнаде была введена программа полуденного питания. [ 11 ] Инициативы правительств штатов начались в 1962–63 учебном году. [ 12 ]
Индийский штат Тамил Наду был пионером во внедрении программ полуденного питания в Индии, чтобы увеличить количество детей, посещающих школу; К. Камарадж , в то время главный министр Тамил Наду, сначала представил его в Ченнаи, а затем распространил его на все районы Тамилнада. [ 12 ] Начиная с 1 июля 1982 года, главный министр Тамилнада М.Г. Рамачандран повысил существующую в штате схему полуденного питания до «Питательной схемы полуденного приема пищи». [ 13 ] учитывая, что около 68 тысяч детей недоедали. [ 14 ] Гуджарат был вторым штатом, который ввел схему MDM в 1984 году, но позже она была прекращена. [ 15 ]
Схема полуденного питания была введена в Керале в 1984 году и постепенно расширялась, включив в нее больше школ и классов. [ 16 ] К 1990–91 году двенадцать штатов финансировали эту схему для всех или большинства студентов в своем районе: Гоа , Гуджарат , Керала , Мадхья-Прадеш , Махараштра , Мегхалая , Мизорам , Нагаленд , Сикким , Тамил Наду , Трипура и Уттар-Прадеш . Карнатака , Одиша и Западная Бенгалия получили международную помощь для помощи в реализации программы, в то время как в АП и Раджастхане программа полностью финансировалась за счет иностранной помощи. [ 17 ]
В Карнатаке Children 's LoveCastle Trust начал предоставлять полуденное питание в 1997 году. Всего было создано восемь школ, а также запущена программа продовольственных банков и программа молока Ангганваси. Программа продовольственных банков была заменена схемой полуденного питания правительства штата. [ 18 ]
Инициативы центрального правительства
[ редактировать ]
Правительство Индии инициировало Национальную программу питательной поддержки начального образования (NP-NSPE) 15 августа 1995 года. [ 4 ] Целью программы является повышение эффективности начального образования путем улучшения питания детей начальной школы. Первоначально схема была реализована в 2408 кварталах страны для обеспечения питанием учащихся классов с первого по пятый государственных, государственных и местных школ. К 1997–98 годам эта схема была реализована по всей стране. В рамках этой программы всем детям, зачисленным в классы с первого по пятый, предоставляется приготовленный полдник, содержащий 300 калорий и 12 граммов белка. В октябре 2007 года в эту схему были включены учащиеся старших классов начальной школы с 6 по 8 классов в 3479 отсталых в плане образования блоках. [ 19 ] и название было изменено с Национальной программы поддержки питания для начального образования на Национальную программу полуденного питания в школах. [ 20 ] Хотя вареная еда должна была предоставляться, большинство штатов (за исключением тех, которые уже предоставляют вареную еду) предпочли предоставлять студентам «сухие пайки». «Сухой паек» означает предоставление 3 кг сырой пшеницы или риса детям с посещаемостью 80%.
Постановление Верховного суда
[ редактировать ]В апреле 2001 года Народный союз гражданских свобод (PUCL) инициировал судебный процесс по делу об общественных интересах (гражданский) № 196/2001 «Народный союз гражданских свобод против Союза Индии и других». [ 21 ] – широко известное как дело «права на питание». PUCL утверждал, что статья 21 – «право на жизнь» индийской конституции, если ее читать вместе со статьями 39 (a) и 47 , делает право на питание производным фундаментальным правом , которое подлежит принудительному исполнению в силу конституционного средства правовой защиты, предусмотренного статьей 32. конституции. PUCL утверждала, что избыточные запасы продовольствия у Продовольственной корпорации Индии следует накормить голодающим гражданам. Это включало предоставление обедов в начальных школах. Схема вступила в силу постановлением Верховного суда от 28 ноября 2001 г. [ 22 ] который требует, чтобы все государственные и финансируемые государством начальные школы обеспечивали приготовленную полуденную еду. [ 23 ]
Промежуточные заказы
[ редактировать ]Верховный суд иногда издает временные постановления относительно полуденного питания. [ 24 ] Некоторые примеры: [ 23 ]
Заказ относительно | Точный текст | Дата заказа |
---|---|---|
Основное право | «Каждый ребенок в любом месте и правительство помогали начальным школам с приготовлением полуденного обеда с минимальным содержанием 300 калорий и 8–12 граммов белка каждый день в школе в течение как минимум 200 дней» | 28 ноября 2001 г. [ 25 ] |
Начисления на стоимость конверсии | «Затраты на переработку приготовленной еды ни при каких обстоятельствах не взыскиваются с детей или их родителей» | 20 апреля 2004 г. [ 26 ] |
Центральная помощь | «Центральное правительство... должно также выделить средства для покрытия расходов на переработку продовольственного зерна в приготовленные полуденные обеды» | 20 апреля 2004 г. [ 26 ] |
Кухонные навесы | «Центральное правительство должно предусмотреть строительство кухонных сараев» | 20 апреля 2004 г. [ 26 ] |
Приоритет поварам-далитам | «При назначении поваров и помощников предпочтение должно отдаваться далитам, зарегистрированным кастам и зарегистрированным племенам» | 20 апреля 2004 г. [ 26 ] |
Гарантии качества | «Должны быть предприняты попытки улучшить инфраструктуру, улучшить условия (безопасная питьевая вода и т. д.), более тщательный мониторинг (регулярные проверки и т. д.) и другие гарантии качества, а также улучшить состав еды, чтобы обеспечить детей питательной пищей. начальной школы» | 20 апреля 2004 г. [ 26 ] |
Районы засухи | «В районах, пострадавших от засухи, полдник должен обеспечиваться даже во время летних каникул» | 20 апреля 2004 г. [ 26 ] |
Права
[ редактировать ]Рекомендации по питанию, минимальному количеству продуктов и калорийности на ребенка в день таковы: [ 3 ]
Элемент | Начальная школа (классы с первого по пятый) | Старшая начальная школа (классы с шестого по восьмой) |
---|---|---|
Калории | 450 | 700 |
Белок (в граммах) | 12 | 20 |
Рис/пшеница (в граммах) | 100 | 150 |
Дал (в граммах) | 20 | 30 |
Овощи (в граммах) | 50 | 75 |
Масло и жир (в граммах) | 5 | 7.5 |
В случае таблеток с микроэлементами ( витамин А , железо и фолиевая кислота ) и лекарств от глистов учащийся имеет право на получение количества, предусмотренного школьной программой здравоохранения Национальной миссии сельского здравоохранения . [ 27 ]
Финансы
[ редактировать ]Центральное правительство и правительства штатов разделяют расходы по программе полуденного питания: центр обеспечивает 60 процентов, а штаты - 40 процентов. [ 28 ] Центральное правительство предоставляет зерно и финансирование других продуктов питания. Затраты на оборудование, транспорт и рабочую силу распределяются между федеральным правительством и правительством штата. [ 29 ] Участвующие штаты/территории вносят разные суммы денег, в зависимости от того, являются ли они штатами Гималаев, штатами Северо-Восточного региона (NER), союзными территориями без законодательного органа или остаточными (штатами, не входящими в NER, и союзными территориями с законодательным органом). [ 23 ] [ 30 ] Доля, вносимая государствами, часто превышает предусмотренную. В то время как в одиннадцатом пятилетнем плане на эту схему было выделено фунтов стерлингов 384,9 миллиарда (что эквивалентно 450 миллиардам фунтов стерлингов или 5,4 миллиарда долларов США в 2023 году), в двенадцатом пятилетнем плане было выделено фунтов стерлингов 901,55 миллиарда (11 миллиардов долларов США), что на 134 процента больше. [ 31 ] Государственные расходы на программу обеда в полдень выросли с фунтов стерлингов 73,24 миллиарда (880 миллионов долларов США) в 2007–08 годах до фунтов стерлингов 132,15 миллиарда (1,6 миллиарда долларов США) в 2013–2014 годах. [ 32 ] В 2020–2021 годах бюджет программы полуденного питания составлял 11% от общего бюджета Министерства образования. [ 30 ] Стоимость приготовления пищи в день на ребенка на уровне начальной школы установлена на уровне 4,13 фунта стерлингов (4,9 цента США), а на старших уровнях начальной школы — фунта 6,18 стерлингов (7,4 цента США). [ 33 ]
Модели реализации
[ редактировать ]Децентрализованная модель
[ редактировать ]Это самая распространенная практика. В децентрализованной модели еда готовится на месте местными поварами и помощниками или группами самопомощи . Преимущество этой системы заключается в возможности предлагать блюда местной кухни, обеспечивать рабочие места в этом районе и сводить к минимуму отходы. Это также позволяет лучше контролировать ситуацию (например, со стороны родителей и учителей). В общей сложности в схеме MDM работает более 2,5 миллионов поваров/приготовителей еды (называемых поварами-помощниками), которым обычно выплачивается небольшой гонорар за их работу (приблизительно 14 долларов США в месяц). [ 34 ]
Отсутствие соответствующей инфраструктуры (например, кухонных навесов, посуды и т. д.) может привести к несчастным случаям, а поддержание гигиены может быть затруднено. [ 35 ] В 2004 году 87 детей погибли, когда соломенная крыша класса загорелась от искр от кухонного костра. [ 36 ] В 2011 году ребенок умер от ожогов, полученных ею после случайного падения в кухонную посуду. [ 37 ]
Централизованная модель
[ редактировать ]В централизованной модели внешняя организация готовит и доставляет еду в школы, в основном в рамках государственно-частного партнерства . Централизованные кухни чаще встречаются в городских районах, где плотность школ высока, поэтому транспортировка продуктов питания является экономически выгодным вариантом. Преимущества централизованных кухонь включают обеспечение большей гигиены, поскольку приготовление пищи в больших масштабах осуществляется с помощью в значительной степени автоматизированных процессов. Различные неправительственные организации , такие как Фонд Налаботу, Фонд Акшая Патра, Фонд Экта Шакти, Фонд Наанди и Гуманитарное общество Джея Джи, предоставляют обеды в полдень. [ 28 ]
Исследование централизованных кухонь в Дели в 2007 году показало, что даже при наличии централизованных кухонь качество еды необходимо улучшить. [ 38 ] Исследование также показало, что когда приходит еда ненадлежащего качества, даже учителя чувствуют себя беспомощными и не знают, кому жаловаться.
Министерство развития человеческих ресурсов сообщило, что 95% протестированных образцов еды, приготовленных НПО в Дели, не соответствовали стандартам питания в 2010–2012 годах. В ответ министерство удержало 50% оплаты недостающего питания. [ 39 ]
Международная помощь
[ редактировать ]Помощь оказали международные волонтерские и благотворительные организации. Всемирная служба Церкви предоставила сухое молоко Муниципальной корпорации Дели и Мадраса; Компания CARE предоставила кукурузно-соевый шрот, булгарскую пшеницу и растительные масла; ЮНИСЕФ . предоставил продукты с высоким содержанием белка и образовательную поддержку [ 40 ] В 1982 году при поддержке Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) была запущена программа «Продовольствие ради обучения». Первоначально программа была нацелена на девушек из зарегистрированных каст и зарегистрированных племен. [ 40 ] подготовил схему В 1983 году федеральный департамент образования под эгидой Всемирной продовольственной программы снабжения питанием 13,6 миллиона девочек из зарегистрированных каст и 10,09 миллиона девочек из зарегистрированных племен в классах с первого по пятый в 15 штатах и трех союзных территориях. Стоимость самой еды составила 163,27 миллиона долларов в год. [ 40 ] Затраты на рабочую силу, оборудование и транспорт должны были быть оплачены правительствами штатов. Реакция штатов и союзных территорий была неоднозначной. Многие государства были заинтересованы, но некоторые были обеспокоены своей способностью себе это позволить, если поддержка ФАО будет прекращена. [ 1 ]
Титхи Еда
[ редактировать ]Титхи Бходжан — это концепция, призванная обеспечить более широкое участие общественности в программе полуденного питания, которая стартовала в штате Гуджарат . Чтобы обеспечить более широкое участие сообщества, местным членам было предложено отмечать социальные события, такие как рождение ребенка и новоселье, делая пожертвования на полуденные обеды, подаваемые в местных школах. Оно добровольно подается сообществом/семьей школьников в нескольких формах, таких как сладости и пикантные закуски, а также регулярные MDM, полноценные обеды, дополнительные питательные вещества, такие как проросшие бобы, и вклады в натуральной форме, такие как посуда, посуда, обеденные сервизы и т. д. стаканы для питьевой воды. Концепция была принята еще 10 штатами, некоторые из которых имеют местные номенклатуры, такие как «Самприти Бходжан» в Ассаме , «Дхам» в Химачал-Прадеше , «Снех Бходжан» в Махараштре , «Шалегаги Нааву Ниву» в Карнатаке , «Анна Дханам» в Пудучерри. , «Прити Бходж» в Пенджабе и «Утсав Бходж» в Раджастане . В североиндийских штатах Уттаракханд , Харьяна и союзной территории Чандигарх . , схема сохраняет свое первоначальное название Титхи Бходжан [ 41 ]
Мониторинг и оценка
[ редактировать ]Механизм мониторинга
[ редактировать ]Уровень | комитет | Частота встреч |
---|---|---|
Национальный | Руководящий/мониторинговый комитет национального уровня Совет по утверждению программы (PAB) |
Ежеквартальный |
Состояние | Руководящий/мониторинговый комитет государственного уровня | Ежеквартальный |
Округ | Комитет районного уровня | Ежемесячно |
Муниципальный | Муниципальный комитет | Ежемесячно |
Блокировать | Комитет уровня Мандал | Раз в две недели |
Деревня | Подкомитет уровня Панчаята | Повседневное функционирование реализации схемы |
Школа | Комитет по управлению и развитию школы или Ассоциация родителей и учителей. |
Ежемесячно и когда это
необходимый |
В 2010 году была создана миссия правительства Индии по обзору схемы питания в полдень, в состав которой входят представители центрального правительства, правительств штатов, ЮНИСЕФ и офиса комиссара Верховного суда для рассмотрения программы и предложения предложений по ее улучшению. [ 42 ] Схема проходит независимый мониторинг два раза в год. [ 43 ]
Оценка схемы
[ редактировать ]Схема MDM имеет множество потенциальных преимуществ: привлечение детей из малообеспеченных слоев населения (особенно девочек, далитов и адиваси ) в школу, улучшение регулярности обучения, улучшение питания, преимущества социализации и преимущества для женщин - вот некоторые из них, которые были подчеркнуты. [ 44 ]

Исследования экономистов показывают, что некоторые из этих преимуществ действительно были реализованы. Положительное влияние на зачисление детей из неблагополучных семей ( Дрезе и Кингдон), на посещаемость (по Чакраборти, Джаяраману, Панде), [ 45 ] об усилиях по обучению (Буруа, Африди и Соманатан), об улучшении питательных веществ (Африди) и об улучшении результатов питания (Сингх, Деркон и Паркер). Тем не менее, политические комментарии д-ра Эдмонда Фернандеса показали, что было бы разумно решить эту проблему через межсекторальную перспективу, поскольку каскадные риски во всем мире влияют на продовольственную безопасность и здоровое питание. [ 46 ]
Дискриминация по кастовому признаку продолжает иметь место при подаче еды, хотя правительство, похоже, не желает это признавать. [ 47 ]
Сухдео Торат и Джоэл Ли в своем исследовании 2005 года обнаружили, что кастовая дискриминация происходит в сочетании с программой обедов в середине дня. [ 48 ]
В сообщениях СМИ также документируется положительный эффект программы для женщин, особенно работающих женщин. [ 49 ] и его популярность среди родителей, детей и учителей. В сообщениях средств массовой информации также освещаются некоторые проблемы реализации, в том числе нарушения, коррупция, гигиена, кастовая дискриминация и т. д. Некоторые из таких инцидентов перечислены ниже:
- В декабре 2005 года полиция Дели конфисковала восемь грузовиков с 2760 мешками риса, предназначенными для детей начальной школы. Рис перевозили из продовольственной корпорации Индии в районе Буландшахр в Северный Дели. Полиция остановила грузовики, а позже следователи обнаружили, что рис была украдена неправительственной организацией. [ 50 ]
- В ноябре 2006 года жители деревни Пембонг (30 км от Дарджилинга ) обвинили группу учителей в растрате полуденных обедов. В письменной жалобе жители утверждали, что учащиеся начальной школы не получали полуденного обеда в течение последних полутора лет. [ 51 ]
- В декабре 2006 года газета The Times of India сообщила, что сотрудники школы завышают посещаемость, чтобы получить продовольственное зерно. [ 52 ]
- Двадцать три ребенка умерли в деревне Дхарма Сати Саранского района 16 июля 2013 года после того, как съели зараженную пестицидами еду в середине дня. [ 32 ] 31 июля 2013 года 55 учеников государственной средней школы заболели в деревне Калюга в районе Джамуи после полуденного обеда, предоставленного НПО. В тот же день 95 учеников начальной школы Чаманди в Арвалском районе почувствовали себя плохо после еды. [ 53 ]
- За последние 20 лет сумма, выделяемая на одного учащегося в рамках программы полуденного питания (Пошан Шакти Нирман премьер-министра), увеличилась на рупий. 3.45. В 2004-05 году рупий. Для классов с первого по пятый было выделено по 2 рупии на ребенка, а теперь эта сумма выросла до рупий. 5,45 и рупий. 8.17 для классов с шестого по восьмой, включая стоимость ингредиентов для приготовления пищи, таких как рис, чечевица, овощи, специи, масло и соль, а также стоимость газа для приготовления пищи. Программа полуденного питания осуществляется совместно центральным правительством и правительством штата, при этом 60% средств предоставляется центральным правительством, а 40% - правительством штата. [ 54 ]
Критика
[ редактировать ]Несмотря на успех программы, детский голод как проблема в Индии сохраняется. Согласно текущей статистике, 42,5% детей до 5 лет имеют недостаточный вес. Некоторые простые меры по охране здоровья, такие как использование йодированной соли. [ нужно обновить ] и получение прививок в Индии - редкость. [ 55 ] «Индия является домом для крупнейшего в мире населения, страдающего от отсутствия продовольственной безопасности: более 500 миллионов человек голодают», - говорится в Индексе голода штата Индии (ISHI). Многие дети не получают достаточно еды, что имеет далеко идущие последствия для показателей страны в целом. «Уровни детского недоедания здесь выше, чем в большинстве стран Африки к югу от Сахары», - отметили в нем. [ 56 ] 2009 года В Глобальном индексе голода Индия заняла 65-е место из 84 стран. В том году в Индии голодало более 200 миллионов человек – больше, чем в любой другой стране мира. В докладе говорится, что «улучшение детского питания имеет первостепенную важность в большинстве индийских штатов». [ 57 ]
Поскольку схема MDM действует только в государственных школах, она не обслуживает большую часть детей в Индии, посещающих частные школы. С 2015 по 2018 год количество детей, получающих питание по схеме MDM, снизилось во многих штатах, и эта закономерность может, по крайней мере частично, отражать растущую популярность частных школ в стране. [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Четтипарамбил-Раджан, Анжелика (июль 2007 г.). «Индия: Аналитический обзор программы полуденного питания» (PDF) . Всемирная продовольственная программа . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2013 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ «Пошан Абхияан - Джан Андолан» . poshanabhiyaan.gov.in . Проверено 24 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Часто задаваемые вопросы о схеме питания в середине дня» (PDF) . mdm.nic.in (Программа обеда в полдень, Министерство образования, правительство Индии) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября 2013 года . Проверено 24 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «О схеме полуденного питания» . mdm.nic.in (Программа обеда в полдень, Министерство образования, правительство Индии) . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ «Полуденный обед, Пудучерри» . mdm.py.gov.in. Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Школьное полуденное питание – кампания за право на питание» . www.righttofoodcampaign.in . Архивировано из оригинала 16 октября 2021 года . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ «Схема полуденного питания теперь будет называться PM POSHAN, и она будет охватывать также учащихся дошкольных классов — Times of India» . Таймс оф Индия . 29 сентября 2021 г. Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ «Центр расширяет программу полуденного питания для 24 тысяч учеников дошкольных учреждений» . Индус . 29 сентября 2021 г. ISSN 0971-751X . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ «Конвенция о правах ребенка» . ohchr.org (Управление Верховного комиссара по правам человека. ООН по правам человека) . Объединенные Нации. 20 ноября 1989 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ «Индия и Организация Объединенных Наций – права человека» . www.un.int (Постоянные представительства ООН) . Архивировано из оригинала 2 мая 2010 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Сваминатан, Падмини; Джейаранджан, Дж.; Шринивасан, Р.; Джаяшри, К. (2004). «Схема полуденного обеда в Тамил Наду: где предполагаемые преимущества превышают достоверные данные» . Экономический и политический еженедельник . 39 (44): 4811–4821. ISSN 0012-9976 . JSTOR 4415741 .
- ^ Jump up to: а б «Программа полуденного питания» . Национальный институт здоровья и благополучия семьи. 2009 . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Субраманиан, К. (22 декабря 2022 г.). «Когда MGR доказала, что Манмохан ошибался в своей дальновидной схеме» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ «Тамил Наду: Полуденная манна» . Архив «Индия сегодня». 15 ноября 1982 года . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ «Годовой план работы и бюджет на 2010–2011 годы, Схема полуденного питания, штат Гуджарат» (PDF) . Правительство Гуджарата. Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2015 года . Проверено 24 июня 2014 г.
- ^ «Оценочная записка: Штат: Керала» (PDF) . Правительство Индии, Министерство развития человеческих ресурсов. Архивировано из оригинала (PDF) 15 сентября 2014 года . Проверено 24 июня 2014 г.
- ^ «Полуденный обед» (PDF) . Бюро пресс-информации правительства Индии . Проверено 24 июня 2014 г.
- ^ Чандра, Мегана (24 июня 2010 г.). «Уроки вне класса» . Индус . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ Гарг, Маниша; Мандал, Калян Санкар (27 июля 2013 г.). «Полдник для бедных, приватизированное образование для небедных» . Экономический и политический еженедельник . 48 (30): 155 . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ «Повестка дня 5-го заседания Национального руководящего и контролирующего комитета» (PDF) . Mdm.nic.in. Архивировано из оригинала (PDF) 16 марта 2016 года . Проверено 26 июля 2013 г.
- ^ Доктор Н. К. Саксена. «Шестой отчет членов комиссии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ «Кампания за право на питание: обед в полдень» . Righttofoodindia.org. 20 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 1 июня 2013 г. Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Обед в середине дня: введение» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2015 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ «Правовые действия: постановления Верховного суда» . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ «ПРЕКРАЩЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ОТ 28 НОЯБРЯ 2001 ГОДА» . Сайт Rightoffoodindia.org . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «ПРЕКРАЗ ОТ 20 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА» . Сайт Rightoffoodindia.org .
- ^ «Руководство программы школьного здравоохранения» (PDF) . Mohfw.nic.in . Проверено 13 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Информационное бюро для прессы, HRD, правительство Индии (22 декабря 2015 г.). «Схема полуденного питания, питание и корпоративный капитал» . Информация для прессы (30). Министерство развития человеческих ресурсов . Проверено 8 ноября 2016 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Джойита Гхош (23 июля 2013 г.). «Блог PRS «Схема питания в середине дня» . Prsindia.org . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Глобальный фонд детского питания (GCNF). 2021. Государственное обследование программ школьного питания: Индия, 2020 г. GCNF: Сиэтл.
- ^ Тивари, Сантош (1 января 2013 г.). «123-процентный скачок в деньгах, выделенных на флагманские проекты УПА» . Бизнес-стандарт Индии . Бизнес-стандарт . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Обвинительное заключение по делу о трагедии, связанной с полуденным обедом в Бихаре» . Индус . 22 октября 2013 года . Проверено 26 июня 2014 г.
- ^ «MHRD увеличивает стоимость приготовления пищи в рамках схемы полуденного питания» . ИАНС . news.biharprabha.com . Проверено 15 июля 2014 г.
- ^ Глобальный фонд детского питания (GCNF). 2021. Страновой отчет о глобальном исследовании программ школьного питания, Индия. Доступ осуществлен 26 января 2023 г. по адресу: https://gcnf.org/country-reports/ .
- ^ Прия Шанкар; Наташа СК Адити Бам (ред.). «Опрос «лучших практик» реализации программ школьного питания в городах Индии» (PDF) . Центр исследований рынка акций, Дели . Архивировано из оригинала (PDF) 29 ноября 2014 года . Проверено 28 июля 2013 г. Отчет Управления комиссаров Верховного суда в CWP 196/2001.
{{cite web}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ «87 детей погибли при пожаре в школе» . Индус . 17 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 18 июля 2004 г. Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ « Ошибка «подливки»: 8-летняя девочка упала в горячий самбар и погибла» . ДНК Индии . 17 декабря 2011 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ «На пути к большим преимуществам полуденного питания» (PDF) . Cordindia.com . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2021 года . Проверено 17 июля 2019 г.
- ^ «Схема обеда в столичных школах MCD не прошла тест на питание!» . Zeenews.india.com . 23 мая 2013 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Историческая справка» . Поддержка питания в образовании: отчет Комитета по полуденному питанию . Департамент школьного образования и грамотности правительства Индии. Май 1995 года. Архивировано из оригинала 17 мая 2014 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ П. Кумаран (13 ноября 2021 г.). «Тити Бходжан, но под другим именем» . Бангалорское зеркало . Проверено 18 сентября 2021 г.
- ^ «Схема питания в середине дня, первая обзорная миссия, Уттар-Прадеш» (PDF) . mdm.nic.in (Программа обеда в полдень, Министерство образования, правительство Индии) . Февраль 2010 г. Архивировано (PDF) из оригинала 16 марта 2016 г. Проверено 2 августа 2013 г.
- ^ «Мониторинг схемы полуденного питания» (Пресс-релиз). Бюро пресс-информации правительства Индии. 4 марта 2011 г. Проверено 2 августа 2013 г.
- ^ Апараджита Гоял; Жан Дрез (1 ноября 2003 г.). «Будущее полуденных обедов» . Экономический и политический еженедельник . Архивировано из оригинала 15 декабря 2014 года . Проверено 20 ноября 2014 г.
- ^ Талукдар, Ратна Бхарали (7 мая 2007 г.). «Посещаемость высокая, но проникновение плохое» . Indiatogether.org .
- ^ Гош, Шаумик (24 февраля 2024 г.). «Тайна продовольственной политики и возможные варианты ее решения» . Современная дипломатия . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ «Кастовая и гендерная дискриминация в условиях MDMS» (пресс-релиз). Бюро пресс-информации правительства Индии. 14 декабря 2012 года . Проверено 2 августа 2013 г.
Команды не столкнулись с какой-либо дискриминацией, за исключением одной школы в округе Боуд в Одише.
- ^ Ли, Джоэл; Торат, Сухдео (24 сентября 2005 г.). «Кастовая дискриминация и программы продовольственной безопасности». Экономический и политический еженедельник . 40 (39): 4198–4201. JSTOR 4417187 .
- ^ Николс, Карли Э (27 августа 2013 г.). «Смотрите дальше еды» . Indiatogether.org .
- ^ «Раскрыта масштабная афера в программе полуденного питания: изъято 2760 мешков риса» . «Трибьюн», Дели. 20 января 2006 года . Проверено 2 декабря 2006 г.
- ^ «Мошенническая тень на схеме питания» . Телеграф, Калькутта. 14 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 25 июня 2014 г. . Проверено 2 декабря 2006 г.
- ^ «Учитель сигнализирует о мошенничестве: карманные деньги администрации школы во имя программы полуденного питания» . «Таймс оф Индия», Бангалор. 2 декабря 2006 г.
- ^ «Студенты заболевают после обеда в Бихаре» . Индус . 31 июля 2013 года . Проверено 31 июля 2013 г.
- ^ «Как накормить рисом, далом, пападом и салатом во время полдника за 5,45 рупий в школах?» . Прабхат Хабар . 29 октября 2023 г.
- ^ Сенгупта, Сомини. (12 марта 2009 г.) Недоедание детей в Индии продолжается . Nytimes.com. Проверено 18 февраля 2012 г.
- ^ «Мадхья-Прадеш возглавляет список из 17 голодающих в штате Индия» . LiveMint. 14 октября 2008 года . Проверено 25 июня 2014 г.
- ^ Голод в Индии вызывает тревогу . BBC News (14 октября 2008 г.). Проверено 18 февраля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные со схемой полуденного питания, на Викискладе?