Макларен 12С
Макларен 12С | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | Макларен Автомобильный |
Производство | Февраль 2011 г. – апрель 2014 г. |
Сборка | Великобритания: Уокинг, Суррей |
Дизайнер | Фрэнк Стивенсон |
Кузов и шасси | |
Сорт | Спортивный автомобиль |
Тип кузова | 2-дверное купе 2-дверный кабриолет с убирающейся жесткой крышей |
Макет | Продольный задний среднемоторный, задний привод |
Двери | двугранный |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 3,8-литровый M838T с двойным турбонаддувом двигатель V8 |
Передача инфекции | 7-ступенчатая SSG Graziano с двойным сцеплением |
Размеры | |
Колесная база | 2670 мм (105,1 дюйма) [1] |
Длина | 4509 мм (177,5 дюйма) [2] |
Ширина | 1908 мм (75,1 дюйма) [1] |
Высота | 1204 мм (47,4 дюйма) [2] |
Снаряженная масса | 1434 кг (3161 фунт) [3] |
Хронология | |
Преемник | Макларен 650С |
McLaren MP4-12C , позже переименованный в McLaren 12C , — спортивный автомобиль, выпускаемый британским автопроизводителем McLaren Automotive . выпускавшийся в период с 2011 по 2014 год и спроектированный Фрэнком Стивенсоном MP4-12C, , был доступен как в кузове купе , так и в кузове кабриолет с убирающейся жесткой крышей , последний был известен как «Spider».
McLaren начала разработку 12C в 2005 году. Компания использовала прототипы других автопроизводителей в качестве испытательных автомобилей для предстоящего проекта. 12C ознаменовал возвращение McLaren к производству серийных автомобилей после F1 , производство которого было прекращено в 1998 году. 12C дебютировал в сети как MP4-12C в сентябре 2009 года, а McLaren начал серийное производство автомобиля в феврале 2011 года на заводе компании в Уокинге. , Суррей . Модель 12C имеет из композитного материала из углеродного волокна шасси и с турбонаддувом двигатель V8 , мощность которого составляет 453 кВт (616 л.с.), а крутящий момент — 600 ньютон-метров (440 фунт-сила-фут).
McLaren дебютировал с 12C Spider в июле 2012 года. Производство 12C закончилось в апреле 2014 года после трехлетнего производственного периода, в течение которого было изготовлено более 3400 единиц. На смену ему пришел 650S , с которым 12C разделяет большинство своих компонентов.
Имя
[ редактировать ]Команда McLaren Formula One использует префикс «MP4» в качестве обозначения шасси с 1981 года. Этот акроним расшифровывается как «McLaren Project 4», который возник в результате слияния Рона Денниса организации Project Four Racing с McLaren. Цифра «12» в названии относится к внутреннему индексу McLaren «Vehicle Performance», который оценивает автомобили на основе четырех ключевых критериев: мощность, вес, выбросы и аэродинамика . Буква «С» в названии означает, что автомобиль имеет карбоновую конструкцию. [4] В 2012 году McLaren отказалась от части «MP4» в своем названии, упростив ее до «12C». [5]
Разработка
[ редактировать ]McLaren начала разработку 12C в 2005 году. [6] В июне 2007 года журнал Autocar McLaren сообщил, что будущий спортивный автомобиль будет построен компанией самостоятельно, заявив, что это даст компании «шанс восстановить [свои] полномочия на верхнем уровне рынка». [7] Предстоящий спортивный автомобиль ознаменует возвращение McLaren к производству серийных автомобилей со времен Формулы-1 , производство которой было прекращено в 1998 году. [8] Для разработки будущего спортивного автомобиля McLaren использовала в качестве тестовых моделей модифицированные версии существующих автомобилей других производителей . Первым прототипом , получившим название MV1, был Ferrari 360 с 3,8-литровым с двойным турбонаддувом двигателем V8 и боковыми вентиляционными отверстиями для дополнительного охлаждения, которые были включены в серийную модель. Второй прототип, MV2, представлял собой модифицированную версию Ultima GTR, использовавшуюся для испытаний тормозной системы и компонентов подвески . Третий прототип, MV3, представлял собой еще один модифицированный Ferrari 360, использовавшийся для испытаний выхлопной системы. Впоследствии McLaren разработала два собственных прототипа, CP1 и CP2, которые имели и MonoCell монокок использовались для тестирования управления теплом и производительности. [9]
McLaren произвела более пятидесяти экспериментальных прототипов и протестировала их в различных регионах, чтобы оценить их эффективность в различных условиях. Места испытаний включали жаркие погодные условия в Бахрейне , Аризоне и Неваде , холодные погодные условия в Арктике и Швеции , высокогорные условия в Южной Африке и испытания на выносливость на различных трассах и дорогах в Европе. Руководитель тестирования программы Джефф Гроуз отметил, что команда разработчиков создала базы в Идиаде на севере Испании и на объекте Прототипо недалеко от Нардо в Италии, где они проводили 24-часовые сеансы тестирования, а также 18-часовые сеансы с 8 часов утра. до 2 часов ночи следующего дня. [6]
В 2008 году Фрэнк Стивенсон был назначен ведущим директором по дизайну McLaren. [10] [11] стал руководителем проекта на позднем этапе его разработки. Стивенсон внес некоторые коррективы в дизайн фар , переднего бампера и элементов интерьера. Его вклад заключался в основном в небольших изменениях, поскольку на тот момент общая конструкция автомобиля уже была устоявшейся. [12] Окончательный дизайн MP4-12C был представлен в Интернете в сентябре 2009 года. [13] [14] [15] его физический дебют состоялся на Фестивале скорости в Гудвуде в июле 2010 года. [16] [17] [18] После того, как McLaren инвестировала 50 миллионов фунтов стерлингов в свое производственное предприятие в Уокинге, графство Суррей , которое могло производить около 4000 автомобилей в год, [9] [19] Официальное производство MP4-12C началось 2 февраля 2011 года. [20] [21] Дэвид Кэмерон , премьер-министр Великобритании , официально открыл здание 18 ноября 2011 года. [22] [23] [24]
Дизайн
[ редактировать ]Модель 12C имеет структуру из углеродного волокна, называемую MonoCell. По сравнению с традиционными конструкциями из клепаного сплава вес MonoCell уменьшен, а его жесткость улучшена. Экономическая эффективность, быстрота производства и гибкость конструкции сделали ее подходящей для использования в других моделях McLaren. [25] Компания инвестировала в MonoCell 127,7 миллиона фунтов стерлингов. Изготовлено компанией Carbo Tech в Зальцбурге , Австрия. [26] конструкция из углеродного волокна весит 80 кг (176 фунтов). [27] [28] [29] Достижения в производстве углеродного волокна сократили время, необходимое для производства MonoCell, с 3000 часов для F1 и 500 часов для Mercedes-Benz SLR McLaren до четырех часов для 12C. [30] [31] [32] Разработка MonoCell также создала около 100 новых рабочих мест, как при строительстве нового предприятия, так и при производстве монокока. Carbo Tech продолжала производить MonoCell для автомобилей McLaren более восьми лет, что сделало это крупнейшим в мире заказом на углеродное волокно для серийных автомобилей. [33]
Мы считаем, что сотрудничество с McLaren Automotive в этом фундаментальном инженерном шаге в разработке и производстве углеродного волокна позволит углеродным технологиям еще больше утвердиться в производстве автомобилей.
— Карл Вагнер, генеральный директор Carbo Tech [33]
12C — спортивный автомобиль. [34] [35] с кузовом двухдверного купе . [36] [37] [38] Включая двугранные двери , [39] [40] Модель 12C имеет заднеприводную компоновку с продольно расположенным средним двигателем . [41] [42] Модель 12C оснащена двойным поперечным рычагом и гидравлической подвеской , последняя называется ProActive Chassis Control. [43] [44] [45] В автомобиле используется реечное рулевое управление и электроусилитель руля . Стандартные передние тормоза автомобиля имеют четырехпоршневую конструкцию с фиксированным суппортом в паре с двухсекционным передним ротором . [46] В модели 12C используется 3,8-литровый двигатель V8 с двойным турбонаддувом под названием «M838T». [47] [48] который был произведен Ricardo PLC в Западном Суссексе, Англия . [49] [50] Он производит выходную мощность 453 киловатта (616 л.с.) при 7500 оборотах в минуту (об/мин) и крутящий момент 601 ньютон-метр (443 фунт-фут) при 3000 об/мин. [51] достаточно, чтобы обеспечить автомобилю время разгона 0–97 км/ч (0–60 миль в час) за 3,1 секунды и максимальную скорость 333 км/ч (207 миль в час). [52] [53] [54] Трансмиссия автомобиля представляет собой семиступенчатую коробку передач с двойным сцеплением производства Graziano под названием SSG. [55] [примечание 1]
Прием
[ редактировать ]10 июля 2011 года MP4-12C установил второй самый быстрый круг на Top Gear , тестовом треке показав время 1 минуту 16,2 секунды. [58] Автомобиль был разработан и протестирован компанией McLaren на испытательном треке Top Gear в рамках разработки своего продукта задолго до его появления на выставке. Он был на 1,1 секунды медленнее, чем Ariel Atom 500 , и на 2,4 секунды медленнее, чем Pagani Huayra . [59]
MP4-12C проехал Нюрбургринг за 7 минут 28 секунд. [60]
MP4-12C получил награду « Автомобиль года » на Ближнем Востоке как «Лучший суперкар» в 2012 году и в целом «Автомобиль года» на выставке Middle East Motor Awards в том же году. [61] [62]
Паук
[ редактировать ]12C Spider — это кабриолет MP4-12C с выдвижной жесткой крышей. Поскольку купе с самого начала проектировалось с учетом версии с откидным верхом, для Spider не потребовалось никакого дополнительного усиления, и он весит всего на 40 кг (88 фунтов) больше, чем купе. [63] McLaren постарался сохранить максимальную скорость Spider на уровне 204 миль в час (328 км/ч), близкую к максимальной скорости купе в 207 миль в час (333 км/ч), а с опущенной крышей можно развивать скорость до 196 миль в час (315 км/ч). При этом двугранные двери купе сохранены. [64]
МП4-12С ХС
[ редактировать ]В марте 2012 года McLaren опубликовала фотографии пяти 12C HS, сделанные перед Технологическим центром McLaren. HS означает «высокий спорт». У 12C HS другие колеса и измененные аэродинамические характеристики, вдохновленные 12C GT3, такие как измененная передняя часть и задний бампер, увеличенные вентиляционные отверстия и диффузор, а также модифицированное заднее антикрыло. Мощность также была увеличена на 75 лошадиных сил. [65] Mclaren произвела всего 10 единиц MP4-12C HS. В январе 2016 года автомобиль 12C HS, окрашенный в цвета F1 Vodafone Racing Team, как сообщается, заказанный Роном Деннисом, был выставлен на продажу на аукционе Mecum's в Киссимми с пробегом в 203 мили. Он имел оценку в 1 300 000–1 600 000 долларов и не был продан. [66] Та же команда F1 Vodafone Racing снова была предложена в январе 2017 года на аукционе Mecum в Киссимми с эстимейтом 950 000–1 200 000 долларов, но так и не была продана. [67]
Макларен Х-1
[ редактировать ]McLaren X-1 — единственный в своем роде спортивный автомобиль, созданный на базе McLaren 12C и построенный McLaren Special Operations (MSO). Он был показан на Конкурсе элегантности в Пеббл-Бич в 2012 году . По словам Пола Маккензи, директора программы MSO, X-1 разрабатывался последние три года. Для оформления X-1 McLaren использовала идеи Facel Vega 1961 года , Chrysler D'Elegance Ghia 1953 года , Buick Electra 1959 года , Mercedes-Benz 540K 1939 года и Citroën SM 1971 года . [68] [69]
Автоспорт
[ редактировать ]ГТ3
[ редактировать ]В декабре 2010 года McLaren объявила, что выпустит небольшое количество автомобилей MP4-12C, чтобы они могли соревноваться в группе FIA GT3 . McLaren заявила, что они обеспечат техническое обслуживание автомобилей и начнут участвовать в гонках в 2012 году с командой CRS Racing . [70] MP4-12C был первым автомобилем компании, участвовавшим в гонках спортивных автомобилей после F1 GTR . [71] Он дебютировал с участием одной машины в этапе Спа-Франкоршам британского чемпионата GT . За этим последовало участие трех автомобилей в гонке « 24 часа Спа» 2011 года . [72] Еще один автомобиль также участвовал в кубке GT Гран-при Макао 2011 года , которым управлял Дэнни Уоттс . [73]
В марте 2012 года McLaren подготовила 25 автомобилей MP4-12C GT3 к полному гоночному сезону чемпионата мира FIA GT1 2012 года, а ее пилоты GT протестировали автомобиль на испытательном треке в Дансфолде, том же испытательном треке, который использовался в телепередаче Top Gear BBC. показывать. [74] McLaren выпустила несколько рекламных видеороликов для MP4-12C в преддверии гоночного сезона, в том числе один со звездой Формулы-1 Льюисом Хэмилтоном, управляющим автомобилем на объектах в США.
По сравнению с дорожным автомобилем, MP4-12C GT3 производит меньшую мощность - всего 493 л.с. (368 кВт; 500 л.с.) из-за омологации . Автомобиль оснащен специальной шестиступенчатой коробкой передач, которая на 80 кг (176 фунтов) легче семиступенчатой коробки передач дорожного автомобиля, разработанной совместно с Рикардо. Руль заимствован у автомобиля McLaren MP4-24 Формулы-1. [75]
Автомобиль одержал свои первые победы в мире на двух гонках этапа de Navarra Circuito сезона чемпионата мира FIA GT1 2012 года, проводимого Hexis Racing .
Маркетинг
[ редактировать ]Tag Heuer выпустила ограниченную (1000 экземпляров) серию наручных часов Carrera MP4-12C Chronograph, вдохновленных спортивным автомобилем MP4-12C. Часы были представлены на выставке TAG Heuer Mastering Speed 2011 в зале Сешерон в Женеве. [76] [77] [78]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шерман, Дон (14 февраля 2011 г.), «Первая поездка McLaren MP4-12C 2012 года» , Автомобиль и водитель , заархивировано из оригинала 26 июля 2023 г. , получено 30 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Трио из McLaren» , Detroit Free Press , Детройт, Мичиган , 9 сентября 2012 г., стр. B2, заархивировано из оригинала 1 июля 2024 г. , получено 30 июня 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ Бут, Дэвид (12 августа 2011 г.), «Этот зверь очень цивилизован» , Times Colonist , Виктория, Британская Колумбия , стр. 53, заархивировано из оригинала 30 июня 2024 г. , получено 30 июня 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ Анема (2010) , с. 182.
- ^ Франкель, Эндрю (24 октября 2012 г.), "McLaren MP4-12C Spider" , Motor Sport , получено 2 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Полная информация: McLaren MP4-12C» , Independent Online , 14 февраля 2011 г. , дата обращения 5 июля 2024 г.
- ^ Холлоуэй, Хилтон (27 июня 2007 г.), «Uncovered: McLaren F2» , Autocar , заархивировано из оригинала 30 июня 2024 г. , получено 30 июня 2024 г.
- ^ Поллард, Тим (9 сентября 2009 г.), «McLaren MP4-12C | Mclaren P11 | Новости и фотографии» , Автомобиль , получено 2 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Петрани, Мате (7 сентября 2016 г.), «McLaren Automotive тайно использовала эти два Ferrari для разработки своего первого автомобиля» , Road & Track , заархивировано из оригинала 31 января 2023 г. , получено 1 июля 2024 г.
- ^ «McLaren P11», Колеса , март 2009 г., с. 28, ISSN 0043-4779.
- ^ Армитидж, Том (30 августа 2008 г.), «McLaren нанимает бывшего руководителя отдела дизайна Fiat Стивенсона» , Automotive News Europe , заархивировано из оригинала 1 июля 2024 г. , получено 1 июля 2024 г.
- ^ Дрон, Уилл (15 ноября 2013 г.), «Интернет-эксклюзив: вопросы и ответы с Фрэнком Стивенсоном, главным дизайнером McLaren» , The Sunday Times , заархивировано из оригинала 1 июля 2024 г. , получено 1 июля 2024 г.
- ^ «McLaren представляет суперкар» , The Daily Telegraph , Лондон, Англия , 12 сентября 2009 г., стр. 82, заархивировано из оригинала 1 июля 2024 г. , получено 1 июля 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Нам нужны британские таланты, которые будут руководить автомобильной промышленностью, чтобы вернуться в нужное русло» , The Independent , 13 сентября 2009 г., стр. 70 , получено 1 июля 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ Гудвин, Антуан (9 сентября 2009 г.), «Раскрыт McLaren MP4-12C — фотографии» , CNET , заархивировано из оригинала 1 июля 2024 г. , получено 1 июля 2024 г.
- ^ «McLaren объявит о дилерах в Гудвуде» , The Daily Telegraph , Лондон, Англия , 29 мая 2010 г., стр. 110, заархивировано из оригинала 1 июля 2024 г. , получено 1 июля 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Водители признают, что потеряли управление из-за чихания» , Times Colonist , Виктория, Британская Колумбия , 11 июня 2010 г., стр. 61, заархивировано из оригинала 1 июля 2024 г. , получено 1 июля 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ Поллард, Тим (30 июня 2010 г.), «McLaren MP4-12C | Гудвуд | Фестиваль скорости 2010» , Автомобиль , заархивировано из оригинала 1 июля 2024 г. , получено 1 июля 2024 г.
- ^ «McLaren меняет гоночную трассу на автостраду, чтобы преследовать Ferrari» , Bloomberg News , 18 ноября 2011 г. , дата обращения 3 июля 2024 г.
- ^ «Первый MP4-12C поступает в производство» , Top Gear , BBC , 2 февраля 2011 г., заархивировано из оригинала 1 июля 2024 г. , получено 1 июля 2024 г.
- ^ Курчевски, Ник (2 февраля 2011 г.), «McLaren MP4-12C запускается в производство» , Road & Track , получено 1 июля 2024 г.
- ^ Кэри, Том (17 ноября 2011 г.), «Премьер-министр Дэвид Кэмерон приветствует британскую команду Формулы-1 McLaren как источник вдохновения в трудные времена» , The Daily Telegraph , Лондон, Англия , получено 6 июля 2024 г.
- ^ Вахман, Ричард (17 ноября 2011 г.), «Кэмерон открывает завод спортивных автомобилей McLaren стоимостью 50 миллионов фунтов стерлингов» , The Guardian , Лондон, Англия , получено 6 июля 2024 г.
- ^ «Завод суперкаров McLaren в Уокинге, открытый Дэвидом Кэмероном» , BBC , 17 ноября 2011 г. , дата обращения 6 июля 2024 г.
- ^ «От Формулы-1 к дороге» , The Daily Telegraph , Лондон, Англия , 26 ноября 2011 г., стр. 142 , получено 3 июля 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ «McLaren инвестирует в углеродные технологии» , Autocar , 1 июня 2010 г. , дата обращения 3 июля 2024 г.
- ^ «Факты: McLaren MP4-12C» , The Daily Telegraph , Лондон, Англия , 20 марта 2010 г., стр. 131 , получено 3 июля 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Вращает головы в McLaren MP4-12C Spider 2013 года» , The Boston Globe , Бостон, Массачусетс , 11 августа 2013 г., стр. J1 , получено 3 июля 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ Стюарт, Ричард (2011), «Приветственные новости о восстановлении автомобильной промышленности для FRP», Reinforced Plastics , 55 (1): 38–44, doi : 10.1016/S0034-3617(11)70036-4
- ^ Майерсон, Норман (15 апреля 2011 г.), «Ткань меняется от гонок к шоссе» , National Post , Торонто, Онтарио , стр. 36 , получено 4 июля 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ Рекопф (2011) , с. 6.
- ^ Майерсон, Норман (8 апреля 2011 г.), «McLaren снижает цены на свое меню из углеродного волокна» , The New York Times , Нью-Йорк, Нью-Йорк , получено 4 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «McLaren заказывает карбоновые монококи» , The Engineer , 28 мая 2010 г. , дата обращения 3 июля 2024 г.
- ^ «От трассы Формулы-1 до ближайшей к вам общественной автомагистрали» , The Independent , Лондон, Англия , 28 марта 2010 г., стр. 90 , получено 4 июля 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ «McLaren выигрывает колл-колл на сумму 260 миллионов фунтов стерлингов» , Sunday Telegraph , Лондон, Англия , 25 июля 2010 г., стр. 35 , получено 4 июля 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Обзор McLaren 12C» , Top Gear , BBC , 5 февраля 2019 г. , дата обращения 4 июля 2024 г.
- ^ «McLaren создан для гонок, но готов к улицам» , The Leader-Post , Регина, Саскачеван , 24 мая 2013 г., стр. 43 , получено 4 июля 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ Анема (2010) , с. 178.
- ^ Чейни, Питер (28 июня 2012 г.), «В картинках: Внутри суперкара McLaren» , The Globe and Mail , получено 5 июля 2024 г.
- ^ «McLaren Dallas представляет MP4-12C» , Fort Worth Star-Telegram , Форт-Уэрт, Техас , 2 октября 2010 г., стр. Z13 , получено 4 июля 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ Ло, Эдвард (14 февраля 2011 г.), «Первая поездка McLaren MP4-12C 2012 года» , Motor Trend , получено 4 июля 2024 г.
- ^ Вивиан, Дэвид (12 октября 2009 г.), "McLaren MP4-12C" , Evo , получено 5 июля 2024 г.
- ^ Вон, Марк (10 мая 2012 г.), «McLaren MP4-12C: создан для быстрого удовольствия» , Autoweek , получено 5 июля 2024 г.
- ^ Дайер, Эзра (3 августа 2012 г.), «Обвинен в преуменьшении, но теперь оправдан» , The New York Times , Нью-Йорк, Нью-Йорк , дата обращения 5 июля 2024 г.
- ^ «Это было эмоционально» , The Daily Telegraph , Лондон, Англия , 20 октября 2010 г., стр. 136 , получено 4 июля 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ Эдмундс, Дэн (6 сентября 2010 г.), «McLaren MP4-12C 2012 года: обход подвески» , Эдмундс , получено 5 июля 2024 г.
- ^ «McLaren Automotive представляет MP4-12C» , The Hamilton Spectator , Гамильтон, Онтарио , 17 сентября 2009 г., стр. 57 , получено 5 июля 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Новый родстер — цивилизованный зверь» , The Ottawa Citizen , Оттава, Онтарио , 5 августа 2011 г., стр. 35 , получено 5 июля 2024 г. - через Newspapers.com.
- ^ Рудник (2013) , с. 791.
- ^ «Сделка с McLaren стимулирует расширение Ricardo» . Институт инженеров-механиков . 15 января 2014 года . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ «McLaren MP4-12C 2dr conv Spider 2014 года, особенности и характеристики» . Автомобиль и водитель . 14 мая 2019 года . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ «Фактор острых ощущений от ветра» , The Independent , Лондон, Англия , 2 декабря 2012 г., стр. 143 – через Newspapers.com
- ^ «McLaren 12C Spider: паукообразный, вызывающий привыкание» , The Day , Нью-Лондон, Коннектикут , 5 октября 2013 г., стр. 29 – через Newspapers.com
- ^ Гой, Алекс (15 августа 2013 г.), «McLaren 12C: Охота на итальянцев» , CNET , получено 5 июля 2024 г.
- ^ «McLaren MP4-12C 2012» , Los Angeles Times , Лос-Анджелес, Калифорния , 31 мая 2012 г., стр. 16 – через Newspapers.com
- ^ Куа, Ян (8 сентября 2011 г.), «Первая поездка McLaren MP4-12C 2012 года» , Motor Trend , получено 6 июля 2024 г.
- ^ «Вдохновленные Формулой-1 и готовые к дороге» , The Gazette , Монреаль, Квебек , 14 апреля 2012 г., стр. 97 – через Newspapers.com
- ^ «Заезды Top Gear Power» . 10 июля 2011 года . Проверено 11 июля 2011 г.
- ^ «Мощные круги TopGear Stig» . Би-би-си. 20 октября 2008 года . Проверено 20 июля 2011 г.
- ^ «MoterSport-McLaren MP4-12C: тест на Нюрбургринге» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года.
- ^ «McLaren 12C назван «Автомобилем года» на Ближнем Востоке » . Автомобильный наркоман. Архивировано из оригинала 8 декабря 2012 года . Проверено 29 ноября 2012 г.
- ^ «McLaren 12C назван «Автомобилем года» на Ближнем Востоке » . завья.
- ^ Комер, Колин (январь 2013 г.). «Нет крыши, нет перемен, нет проблем». Дорога и трек . 64 (5): 44–49.
- ^ «McLarenAutomotive.com 12C Spider» . Макларен Автомобильный. 3 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 5 июля 2012 года . Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ «В центре внимания McLaren MP4-12C High Sport» . Автоблог . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «McLaren MP4-12C High Sport 2012 | S148 | Киссимми 2016» . Аукционы Мекум . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «McLaren MP4-12C High Sport 2012 | F183.1 | Киссимми 2017» . Аукционы Мекум . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «Официально: McLaren X-1» .
- ^ Кнапман, Крис (17 августа 2012 г.). «Сделанный на заказ X-1 от McLaren выходит из укрытия» . «Дейли телеграф» . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ «Сайт объявлений McLaren MP4-12C GT3» . Mclarengt.com. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 19 февраля 2011 г.
- ^ Элизальде, Пабло (17 декабря 2010 г.). «McLaren MP4-12C будет участвовать в гонках с 2012 года» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 18 декабря 2010 .
- ^ Филипп, Сэм (20 апреля 2011 г.). «McLaren MP4-12C GT3: эксклюзив Top Gear» . Архивировано из оригинала 8 мая 2011 года . Проверено 5 мая 2011 г.
- ^ «Квалификационный» . 19 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 4 мая 2012 года . Проверено 19 ноября 2011 г.
- ^ «McLaren MP4-12C GT3 Top Gear, тестовое видео и гоночный дебют – автомобили и тенденции» . Интернэшнл Бизнес Таймс . 29 марта 2012 года . Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ "evo: гоночный автомобиль McLaren MP4-12C GT3: новые фото и видео" . Проверено 5 мая 2011 г.
- ^ КирГарлитос (23 декабря 2012 г.). "Хронограф Tag Heuer Carrera MP4-12C" . Максимальная скорость .
- ^ «Единственный официальный магазин McLaren – Командная одежда McLaren – Подарки McLaren – Аксессуары McLaren – Рубашки-поло McLaren – Куртки McLaren – Футболки McLaren – Головные уборы McLaren – Обувь McLaren – Книги McLaren – DVD-диски McLaren – Аксессуары McLaren» . mclarenstore.com . Архивировано из оригинала 14 декабря 2013 года . Проверено 13 декабря 2013 г.
- ^ Ной Джозеф. «TAG Heuer создает часы, достойные McLaren MP4-12C» . Автоблог .
Библиография
[ редактировать ]- Анема, Sybrand (2010), Клуб 300 , издательство Dorrance , ISBN 978-1-4349-5564-7
- Рекопф, Джеки Д. (2011), Автомобильные композиты из углеродного волокна , SAE International , ISBN 978-0-7680-7577-9
- Рудник, Лесли Р. (2013), Синтетика, минеральные масла и смазочные материалы на биологической основе , CRC Press , ISBN 978-1-4398-5538-6