Патаны в Шри-Ланке
Общая численность населения | |
---|---|
551 [ 1 ] (1946) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Коломбо · Канди · Баттикалоа | |
Языки | |
Тамильский · Сингальский | |
Религия | |
Ислам ( сунниты ) | |
Родственные этнические группы | |
Патаны Тамилнада · Пуштунская диаспора |
Патаны Шри-Ланки были мусульманской общиной в Шри-Ланке пуштунского происхождения . [ 2 ] Большинство из них уехали в 20 веке, однако небольшое количество семей, живущих в стране, до сих пор заявляют о патанском происхождении. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Торговцы- патаны из нынешних Афганистана и Пакистана прибыли на лодке в восточную Шри-Ланку еще в 15 веке через колониальную Индию . [ 4 ] [ 5 ] Они высадились в Баттикалоа , который был ключевым портом. [ 4 ] Экономическая конкуренция в то время приводила к частым конфликтам между тамильскими рыболовецкими кастами , особенно из-за контроля над ресурсами. [ 5 ] Одна близлежащая деревня, известная как Эравур , населенная муккуварами , стала объектом многочисленных нападений и грабежей во время сезона сбора урожая со стороны жителей Тимилара из Баттикалоа. [ 4 ] Муккувары заключили союз с патанскими воинами Баттикалоа, заручившись их помощью, чтобы отразить вторжения и защитить деревню. Тимилары потерпели поражение и отступили на север. [ 4 ] [ а ]
Союз Муккувар-Патан стал ключевой частью местного фольклора и храмовой мифологии. [ 4 ] [ 5 ] Патаны были вознаграждены браками с местными женщинами и поселились в Эравуре. [ 4 ] Их заселение могло быть преднамеренным, чтобы сформировать буфер против будущих вторжений с севера. [ 5 ] Некоторые топонимы в Баттикалоа до сих пор относятся к легендарным битвам между тимиларами и муккувар-патанами. [ 3 ] Они достигли сильного социального статуса, став преуспевающими землевладельцами и торговцами в регионе Баттикалоа. [ 4 ] [ 5 ] Поскольку патаны были немногочисленны, они ассимилировались с более широкой мусульманской общиной и обычно называли себя маврами . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Похожая история записана в Аккарайпатту , где странствующие торговцы-патаны помогли Муккуварам подавить группу веддских бандитов, после чего поселились там. [ 5 ]
Колониальный период
[ редактировать ]Прибытие патанских поселенцев продолжалось и в колониальную эпоху, в основном с целью торговли. [ 2 ] Тяжелые экономические условия на их родине , возможно, побудили их мигрировать в южные регионы субконтинента в 19 веке. [ 2 ]
Культура и религия
[ редактировать ]Термин «патан» представляет собой хиндустанского вариант слова «пуштун» происхождения. Он используется на Индийском субконтиненте для обозначения лиц, принадлежащих к этнической группе пуштунов. [ 3 ] На местном уровне патаны были также известны как Паттани , Паттанияр , [ 3 ] Кабули , или просто Афган . [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ] Некоторые местные жители добавили к своим именам термин Бхаи (что означает «брат»). [ 3 ] Они были приверженцами суннитского ислама и в основном происходили из Хайбер-Пахтунхвы и Белуджистана в Британской Индии (современный Пакистан). [ 1 ] [ 10 ] в то время как другие прибыли из Афганистана. [ 11 ] Патаны говорили на пушту и обычно разрешали свои споры между собой посредством системы джирг . [ 2 ] Поскольку это были преимущественно мужчины, которые мигрировали в поисках работы, оставив свои семьи, большинство из них оставались там лишь на временный период. [ 10 ] Те, кто решил остаться, женились на местных женщинах. [ 10 ]
По словам М.М. Махаруфа, иммигранты-патаны колониальной эпохи смогли сохранить свою культурную самобытность. [ 2 ] Их отношения с другими мусульманами в основном ограничивались «территорией мечети » . [ 10 ] Однако те, кто вступал в брак с местными мусульманами, такими как мавры и малайцы, полностью интегрировались в эти общины. [ 2 ] [ 10 ] перенимая их обычаи и диалекты ( тамильский , сингальский или шри-ланкийский малайский ) [ 3 ] и потеряли большую часть своей культуры. [ 2 ] Лишь несколько семей в Шри-Ланке сегодня заявляют о своем происхождении от патанов. [ 3 ]
Демография
[ редактировать ]Год | Поп. | ±% |
---|---|---|
1881 | 1,000 | — |
1901 | 270 | −73.0% |
1911 | 466 | +72.6% |
1921 | 304 | −34.8% |
1946 | 551 | +81.2% |
Источник: Перепись населения Шри-Ланки. [ 12 ] [ 3 ] |
В 1880 году популяция патанов на территории тогдашнего Британского Цейлона насчитывала около 1000 человек . [ 2 ] [ б ] В их число входили коневоды, торговцы тканями, торговцы, ростовщики и рабочие плантаций в поместьях на окраине страны. [ 2 ] [ 8 ] Другие открыли магазины и продуктовые магазины в небольших городах или нашли работу дворецкими, камердинерами и колониальными служащими. [ 3 ] Около 300 из них базировались в Канди , 100 — в Тринкомали и Баттикалоа, 150 — в Коломбо , а остальные 450 — в Джафна , Курунегала , Бадулла , Халдуммулла и Ратнапура . округах [ 11 ] В 1898 году журнал Church Missionary Review отметил, что в Коломбо проживали 64 мужчины и десять женщин-«афганцев». [ 3 ] Патрик Пиблс утверждает, что патанов можно было узнать по физическим чертам и чертам лица, характерной одежде и тюрбанам. [ 9 ] и были объектом дискриминационных законов о ростовщичестве . [ 8 ] Они отличались своими спортивными навыками, [ 11 ] участие в таких играх, как борьба или бузкаши , [ 3 ] и обычно жили вместе. [ 13 ] Патаны принадлежали к разным племенам , включая Африди , Хильджи , Юсуфзай , Ахмадзай и Какар фамилия Хан . , и среди них была распространена [ 3 ] В 1901 году их население сократилось примерно до 270 человек. [ 3 ]
В отчете переписи 1911 года они описывались следующим образом:
Они хорошо известны на улицах Коломбо и Канди, а также на базарах поместий. Они высокие, хорошо сложенные... Одежда у них своеобразная – свободная туника, мешковатые панталоны, толстые сапоги. Головной убор у них намотан вокруг головы, обычно поверх небольшой тюбетейки. Среди них есть отличные борцы. У них есть свои вожди, и они разрешают споры между собой. Профессией своей они обычно называют торговцев тканями или лошадьми, но основной их промысел — ростовщичество; они являются мелкими ростовщиками страны. [ 12 ]
Помимо активной торговли в провинциальных городах, таких как Коломбо (включая Невольничий остров ) [ 9 ] и Канди, община также была разбросана по горным городам, таким как Пассара и Бандаравела . [ 2 ] В 1921 году численность населения была зафиксирована на уровне 304 особей, уменьшившись по сравнению с 466 при предыдущей переписи. [ 12 ] Многие патаны вернулись домой в 1940-х годах, а некоторые мигрировали в Индию. [ 8 ] [ 9 ]
Перепись 1946 года выявила 551 патана, проживающего на острове, большинство из них сконцентрировано в Коломбо и городских центрах. [ 1 ] [ 10 ] В первую очередь они были ростовщиками и кредиторами - профессия, традиционно не занимавшаяся местными жителями. [ 1 ] [ 6 ] [ 14 ] и считались процветающими. [ 3 ] Некоторые из-за импозантной внешности были наняты охранниками или работали в почтовой службе . [ 3 ] [ 10 ] КПС Менон отмечает, что цейлонцы «не возражали против того, чтобы занять деньги» у патанских кредиторов, но держали их на расстоянии, поскольку они, как известно, взимали высокие процентные ставки . Фактически «почти весь железнодорожный состав был в долгу» перед ними и «закрывал глаза, когда их кредиторы ездили без билетов». [ 1 ] Неуплата пошлин часто безжалостно приводила к взятию закона в свои руки, что заставляло цейлонцев сильно настороженно относиться к ним. [ 11 ] [ 14 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Гул Магомет , афганский погонщик верблюдов в Австралии, первоначально работавший на Цейлоне.
- Туан М. Замир Карим Хан Историк медицины, автор и исследователь [ 3 ] [ 15 ] [1]
См. также
[ редактировать ]- Ислам в Шри-Ланке
- Мемоны в Шри-Ланке
- Патаны в Индии
- Патаны Тамил Наду
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Чаттопадхьяя, Харапрасад (1994). Этнические волнения в современной Шри-Ланке: отчет о тамильско-сингальских расовых отношениях . Публикации доктора медицинских наук. п. 11. ISBN 9788185880525 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Махруф, МММ (1986). Этнологический обзор мусульман Шри-Ланки: от древнейших времен до независимости . Фонд сэра Разика Фарида. п. 9.
Термин «афганцы» относится к тем жителям северо-западного приграничного региона Индийского субконтинента, которые поселились на острове. Сюда входят патаны и белуджи, которые составляют самую большую группу среди них.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Карим, Туан М. Замир (5 мая 2020 г.). «Выписанные из истории: забытые афганцы Шри-Ланки» . Коломбо Телеграф . Архивировано из оригинала 10 мая 2020 года . Проверено 11 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эссед, Филомена; Фреркс, Георг; Шрийверс, Шутка (2004). Беженцы и трансформация обществ: агентство, политика, этика и политика . Книги Бергана. стр. 50–51. ISBN 9781571818669 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я МакГилврей, Деннис Б. (2008). Горнило конфликта: тамильское и мусульманское общество на восточном побережье Шри-Ланки . Издательство Университета Дьюка. стр. 73–77, 375. ISBN. 9780822389187 .
- ^ Jump up to: а б Смит, Ллин (январь 1997 г.). «Исламская идеология и религиозная практика среди мусульман в городе на юге Шри-Ланки» (PDF) . Кафедра антропологии Университетского колледжа Лондона . п. 28 . Проверено 26 января 2017 г.
- ^ Шивараджа, Амбалаванар (1996). Политика тамильского национализма в Шри-Ланке . Издательства Южной Азии. п. 23. ISBN 9788170031956 .
Помимо мавров, мусульманская община Шри-Ланки включает значительное количество малайцев, бохров и мемонов, а также недавних мигрантов, таких как прибрежные мавры, ходжи и афганцы.
- ^ Jump up to: а б с д и Пиблс, Патрик (2015). Исторический словарь Шри-Ланки . Роуман и Литтлфилд. п. 27. ISBN 9781442255852 .
- ^ Jump up to: а б с д Карим, Туан М. Замир (13 ноября 2014 г.). «Забытые афганцы Шри-Ланки» . Азиатские мировые новости . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шукри, МАМ (1986). Мусульмане Шри-Ланки: пути к древности . Институт Джамии Налемии. стр. 54, 312.
Одно время существовала процветающая группа, которую обычно называли «афганцами». Это были мусульмане из Белуджистана, которые занимались мелким кредитным бизнесом... Наряду с кредитным бизнесом были и другие, которые работали наблюдателями.
- ^ Jump up to: а б с д Пиппет, ГК; Деп, AC (1969). История полиции Цейлона, Том 2 . Таймс Цейлонской компании. п. 144.
Афганцы первоначально прибыли на Цейлон в качестве коневодов из разных частей Афганистана. По прибытии некоторые из них занялись мелкой торговлей и проникли в отдаленные деревни Канди, принимая на продажу ткани индийского производства... В 1880 году 13 и 14 ноября около 150 афганцев собрались в Канди на фестиваль и предались играм на ловкость. .
- ^ Jump up to: а б с Тернер, Льюис Джеймс Барнетсон (1923). Публикации переписи населения: Цейлон, 1921 год . ХР Коттл. п. 228.
Их число в 1921 году уменьшилось с 466 до 304, но ясно, что людей, широко известных на Цейлоне как «афганцы», во многих случаях, справедливо или ошибочно, описывали как белуджей или представителей какой-либо другой индейской расы.
- ^ Натесан, Джорджия (1935). Индийское обозрение, том 36 . GA Natesan & Co. с. 232.
Есть мусульмане из Белуджистана, которых на Цейлоне называют афганцами. В основном они занимаются кредитованием денег под высокие проценты...
- ^ Jump up to: а б Викрамасингхе, Нира (2006). Шри-Ланка в современную эпоху: история спорных идентичностей . Издательство Гавайского университета. стр. 100-1 133, 139. ISBN. 9780824830168 .
- ^ «Посол Хайдари встретился с афгано-шриланкийцем Замиром Каримом Ханом, чтобы обсудить свое афганское происхождение - ПОСОЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН | КОЛОМБО - ШРИ-ЛАНКА» . Проверено 7 июля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карим, Туан М. Замир (10 апреля 2019 г.). «Забытые патаны Шри-Ланки» . Цейлон сегодня . Проверено 14 мая 2019 г.
- Карим, Туан М. Замир (9 ноября 2020 г.). «Афганцы в Шри-Ланке» . Цейлон сегодня . Архивировано из оригинала 11 декабря 2020 года . Проверено 11 декабря 2020 г.