Афро-карибская история
Чтобы узнать об истории афро-карибских народов в Великобритании, см. Британское африканско-карибское сообщество .
Афро-карибская история (или афро-карибская история) — это часть истории Карибского бассейна , в которой конкретно обсуждается афро-карибское или черное расовое (или этническое) население Карибского региона. Большинство афро-карибских народов являются потомками пленных африканцев, удерживаемых в Карибском бассейне с 1502 по 1886 год в эпоху атлантической работорговли .
Чернокожие выходцы из Карибского бассейна, мигрировавшие (добровольно или принудительно) в США, Канаду, Европу, Африку и другие страны, вносят значительный элемент диаспоры в афро-карибскую историю. Из-за сложной истории региона многие люди, идентифицирующие себя как афро-карибцы, также имеют европейские , ближневосточные, тайно , китайские и/или восточно-индийские генеалогии.
Именно эти народы, которые в прошлом назывались и коллективно идентифицировались как цветные, черные или негритянские жители Вест-Индии , теперь обычно считают себя черными, смешанного происхождения, креольскими или африканскими потомками людей в Карибском бассейне и его диаспорах. Их историю изучали такие историки, как К.Л.Р. Джеймс (автор книги «Черные якобинцы »), Эрик Уильямс и Питер Фрайер ( «Остаться в силе: история чернокожих людей в Британии ») – и именно их история находится в центре внимания этой статьи.
15 и 16 века
[ редактировать ]Архипелаги и острова Карибского моря были первыми местами расселения африканской диаспоры в западной Атлантике в постколумбовую эпоху. В частности, в 1492 году Педро Алонсо Ниньо , чернокожий испанский мореплаватель, пилотировал один из Колумба кораблей . Он вернулся в 1499 году, но не поселился. В начале 16 века все больше африканцев начали поступать в население испанских карибских колоний, иногда в качестве вольноотпущенников, но все чаще в качестве порабощенных слуг, рабочих и чернорабочих. Этот растущий спрос на африканскую рабочую силу в Карибском бассейне был отчасти результатом массовой депопуляции, вызванной массовыми убийствами, суровыми условиями и болезнями, принесенными европейскими колонистами таино и другим коренным народам региона. [1]
К середине 16 века работорговля из Африки в Карибский бассейн была настолько прибыльной, что Фрэнсис Дрейк и Джон Хокинс были готовы заниматься пиратством, а также нарушать испанские колониальные законы, чтобы насильственно перевезти около 1500 порабощенных людей из Сьерра-Леоне в Сан-Доминго (современные Гаити и Доминиканская Республика ). [2]
17 и 18 веков
[ редактировать ]В течение 17-го и 18-го веков европейский колониализм в Карибском бассейне все больше зависел от плантационного рабства, так что к концу 18-го века на многих островах порабощенные (и свободные) афро-карибские жители намного превосходили численностью своих европейских правителей. [3] По всему региону африканцы по-разному отреагировали на систему плантаций. Один из них заключался в том, чтобы добиваться освобождения обычными законными методами, такими как работа по покупке или иному обеспечению личной свободы у отдельных рабовладельцев. [4]
Среди людей, выбравших этот путь, были Олауда Эквиано и Оттоба Кугоано . Часто, особенно в Сан-Доминго, освобождение происходило, когда отцы-рабовладельцы освобождали своих детей от африканских матерей. Одним из таких случаев был случай с композитором классической музыки Жозефом Бо(у)лонем (известным как Шевалье де Сен-Жорж ). Возможно, самым опасным методом освобождения от порабощения была разработанная афро-карибами система «марронажа», при которой люди бежали с плантаций, чтобы основать (или присоединиться) к вооруженным, независимым лесным и горным общинам, известным как мароны , где их возглавляли такие люди, как Няня Маронов . [5]
Разногласия между маронами и владельцами плантаций привели к Первой маронской войне. [6] и способствовал созданию атмосферы нарастающего восстания и все более жестких репрессий со стороны властей. Однако для большинства порабощенных афро-карибских народов индивидуальный побег или освобождение на свободу были лишь частичным ответом и не могли привести к общим политическим и социальным реформам. В результате суровые условия, постоянные межимперские войны и растущие революционные настроения в регионе в конечном итоге привели к Гаитянской революции, которую возглавил Туссен Л'Увертюр. [7] и Жан-Жак Дессалин .
19 век
[ редактировать ]В 1804 году, после 13 лет войны, Гаити с ее подавляющим большинством чернокожего населения и руководством стало второй страной в Америке, получившей независимость от европейского государства, когда армия бывших рабов разбила силы вторжения Наполеона . В 19 веке дальнейшие волны восстаний, такие как Баптистская война , возглавляемая Сэмом Шарпом на Ямайке , [8] создали условия для постепенной отмены рабства в регионе, причем Куба стала последним островом, добившимся освобождения в 1886 году.
Эмансипация создала больше возможностей для саморазвития и путешествий, а афро-карибские люди, такие как пионер медсестры Мэри Сикол, в полной мере использовали большую личную свободу. Когда эмансипированные афрокарибцы покинули плантации, британские колонизаторы, особенно в Тринидаде и Тобаго, стремились заменить сокращающуюся рабочую силу наемными рабочими, привезенными из колониальной Индии и Китая.
20 век
[ редактировать ]В течение 20-го века афро-карибские народы начали с еще большей энергией отстаивать свои культурные, экономические и политические права на мировой арене, начиная с Маркуса Гарви . UNIA движения [9] в США и продолжая движение негритуизма Эме Сезера . [10] С 1960-х годов бывшее рабское население начало завоевывать независимость от британского колониального правления и сыграло выдающуюся роль в создании новых культурных форм, таких как музыка регги , калипсо и растафари, в самом Карибском бассейне. Однако за пределами региона новая афро-карибская диаспора, включающая таких фигур, как Стокли Кармайкл и диджей Кул Херк, оказала влияние на создание хип-хопа и движений за власть чернокожих в США, а также на культурное развитие в Европе. о чем свидетельствуют влиятельные теоретики, такие как Франц Фанон [11] и Стюарт Холл . [12]
Тем не менее, во французских карибских владениях Гваделупе и Мартинике движения за независимость не достигли такого же успеха, как в бывшем Британском Карибском бассейне, отчасти из-за предложения Франции полной политической интеграции во французское государство и общество. Таким образом, большинство французов афро-карибского происхождения рождаются гражданами Франции, имеющими право голоса и другие привилегии гражданства.
21 век
[ редактировать ]В начале 21 века поп-певица Рианна с ее пикантными костюмами и элитным образом жизни, кажется, олицетворяет растущее чувство культурного самоутверждения и космополитизма среди афро-карибской молодежи. В то время как в политической истории избрание Порши Симпсон Миллер премьер-министром Ямайки подчеркнуло растущее значение афро-карибских женщин в повседневной жизни. Но, несмотря на многие такие очевидные индивидуальные успехи, миллионы афро-карибских людей по всему региону продолжают сталкиваться с серьезными историческими проблемами, в том числе с искоренением широко распространенной бедности и безработицы в крупных населенных пунктах, таких как Гаити и Ямайка. [13] Кроме того, остаются вопросы о том, насколько далеко продвинулось расовое равенство афро-карибских народов со времен эпохи расового рабства, особенно в странах со значительным белым населением. [ нужна ссылка ]
Также наблюдается тенденция современной миграции жителей Западной Африки в такие страны, как Ямайка и Тринидад и Тобаго.
Список основных фигур в истории афро-карибского бассейна
[ редактировать ]Политика
[ редактировать ]- Грантли Герберт Адамс — барбадосский политик.
- Жан-Бертран Аристид — гаитянский политик, священник и глава государства.
- Хуан Алмейда Боске — кубинский революционер и политик.
- Пол Богл — ямайский политический активист.
- Датти Букман — борец за свободу Ямайки и Гаити.
- Педро Альбису Кампос — пуэрториканский политик и адвокат.
- Форбс Бёрнем — глава правительства Гайаны.
- Бусса — борец за свободу Барбадоса.
- Мэри Юджиния Чарльз — глава правительства Доминиканской Республики.
- Анри Кристоф — гаитянский революционер, генерал и глава государства.
- Жан-Жак Дессалин — гаитянский революционер, генерал и глава государства.
- Франсуа Дювалье – президент Гаити.
- Жан-Клод Дювалье — президент Гаити.
- Жюльен Федон - гренадский борец за свободу
- Маркус Гарви — ямайский политик и писатель.
- Сэм Хиндс — глава правительства Гайаны.
- Джозеф Роберт Лав - багамский политический деятель на Ямайке, повлиявший на расовое сознание Маркуса Гарви.
- Антонио Масео Грахалес — кубинский революционер и генерал.
- Майкл Мэнли — ямайский политик.
- Эндрю Холнесс — глава правительства Ямайки.
- Няня маронов — ямайский борец за свободу.
- Линден Пиндлинг - первый премьер-министр Багамских Островов и бывший лидер ПЛП, приведшей к власти большинства.
- Франсиско дель Росарио Санчес - политический деятель и отец-основатель Доминиканской Республики
- Сэм Шарп — ямайский борец за свободу.
- Туссен Л'Увертюр — гаитянский революционер, генерал и губернатор.
- Эрик Уильямс — политик Тринидада и Тобаго, писатель и глава правительства.
Наука и философия
[ редактировать ]- Стокли Кармайкл — активист и писатель Тринидада и Тобаго.
- Оттоба Кугоано — философ естественных прав [14] и аболиционист
- Олауда Эквиано - аболиционист
- Артуро Шомбург — пуэрториканский историк и писатель.
- Франц Фанон — писатель Мартинике, психиатр и борец за свободу.
- Стюарт Холл — ямайский философ.
- CLR Джеймс — активист и писатель Тринидада и Тобаго.
- Уолтер Родни — гайанский активист и писатель.
- Мэри Сикол — директор ямайской больницы.
Искусство и культура
[ редактировать ]- Карлос Акоста – кубинский артист балета.
- Джон Барнс — футболист ямайского происхождения.
- Фрэнк Боулинг — художник гайанского происхождения.
- Эме Сезер — Мартиниканский писатель.
- Селия Крус — кубинская певица.
- Брайан Лара — игрок в крикет из Тринидада.
- Боб Марли — ямайский композитор, певец и музыкант.
- Сидни Пуатье - американский актер багамского происхождения.
- Рыцарь Святого Георгия — композитор Гваделупы.
- Бебо Вальдес — кубинский музыкант.
- Дерек Уолкотт — поэт Сент-Люсии.
- Берт Уильямс - багамский актер и певец
См. также
[ редактировать ]- История Карибского бассейна
- Афро-Карибский
- Афро-карибская музыка
- Британское афро-карибское сообщество
- Атлантическая работорговля
- Французский Карибский бассейн
- История Гаити
- История Ямайки
- История Кубы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид М. Трабуле (1994). Колумб и Лас-Касас: завоевание и христианизация Америки, 1492–1566 гг . Университетское издательство Америки. п. 44. ИСБН 9780819196422 . Проверено 6 ноября 2012 г.
- ^ Некоторые исторические сведения о Гвинее: исследование возникновения и развития работорговли , стр. 48, в Google Книгах
- ^ Стивен Д. Берендт , Дэвид Ричардсон и Дэвид Элтис, WEB Институт африканских и афроамериканских исследований Дюбуа , Гарвардский университет . На основе «записей о 27 233 рейсах за рабами для Америки». Берендт, Стивен (1999). «Трансатлантическая работорговля». Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта . Нью-Йорк: Основные книги Civitas. ISBN 0-465-00071-1 .
- ^ Джером С. Хэндлер и Джон Т. Полманн, «Освобождение рабов и вольноотпущенники на Барбадосе семнадцатого века», в The William and Mary Quarterly , Третья серия, Том. 41, № 3, июль 1984 г., стр. 390–408. .
- ^ «Правительство Ямайки, список национальных героев» . Архивировано из оригинала 15 мая 2011 г. Проверено 6 ноября 2012 г.
- ^ Паттерсон, Орландо (1970), «Рабство и восстания рабов: социально-исторический анализ первой маронской войны, 1665-1740», в Ричарде Прайсе, Маронские общества: повстанческие рабские сообщества в Америке , Anchor Books, 1973, ISBN 0-385-06508-6
- ^ CLR Джеймс, Черные якобинцы: Туссен Л'Увертюр и революция Сан-Доминго , Vintage Books, 1963, Penguin Books, 2001. ISBN 0-14-029981-5
- ^ Филип Шерлок, 1998. История ямайского народа , Центральный.
- ^ Тони Мартин, «Гонка прежде всего: идеологическая и организационная борьба Маркуса Гарви и Всемирной ассоциации улучшения негров» . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1976.
- ^ Малела, Буата Б., Эме Сезер. Нить и уток: критика и изображение колониальности власти . Париж: Анибве, 2009.
- ^ Найджел К. Гибсон, Фанон: Постколониальное воображение (2003: Оксфорд, Polity Press)
- ^ Чен, Куан-Синг. «Формирование диаспорного интеллектуала: интервью со Стюартом Холлом», собрано в книге Дэвида Морли и Куан-Синг Чена (редакторы), Стюарт Холл: Критические диалоги в культурных исследованиях . Нью-Йорк: Рутледж, 1996.
- ^ "Бедность и неравенство доходов на Ямайке растут - доклад" . Ямайка-gleaner.com . 9 октября 2011 г.
- ^ Богс, Энтони (2003). Черные еретики, черные пророки: радикальные политические интеллектуалы . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 25–46.
Библиография
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Мэвис К. Мароны Ямайки, 1655–1796 гг . Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press. 1990.
- Фрайер, Питер. Пребывание у власти: история чернокожих людей в Великобритании . Лондон: Pluto Press, 1984.
- Габриэль, Дебора. «Настоящая королева Ямайки: няня маронов» , Jamaicans.com.
- Готлиб, Карла. Мать всех нас: история королевы-няни . Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press, 2000.
- Джеймс, CLR Черные якобинцы: Туссен Л'Увертюр и революция Сан-Доминго , Vintage Books, 1963 (Penguin Books, 2001). ISBN 0-14-029981-5
- Шерлок, Филип. 1998. История ямайского народа , Центральный.
- Уильямс, Э.Э. От Колумба до Кастро: история Карибского бассейна 1492–1969 гг . Первое издание старинных книг, 1984 г. (1970 г.)
- Мартин, Тони. Раса прежде всего: идеологическая и организационная борьба Маркуса Гарви и Всемирной ассоциации улучшения негров . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1976.