Лакандонские джунгли
Джунгли Лакандон – это область тропических лесов, которая простирается от штата Чьяпас в Мексике до Гватемалы . Сердце этого тропического леса расположено в биосферном заповеднике Монтес-Азулес в Чьяпасе, недалеко от границы с Гватемалой, в регионе Монтаньяс-дель-Ориенте штата. Хотя большая часть джунглей за пределами заповедника уже вырублена, Лакандон по-прежнему остается одним из крупнейших горных тропических лесов Мексики. Он содержит 1500 видов деревьев, 33% всех видов мексиканских птиц, 25% всех мексиканских видов животных, 56% всех мексиканских дневных бабочек и 16% всех видов рыб Мексики.
Лакандон в штате Чьяпас также является домом для ряда важных археологических памятников майя, включая Паленке , Яшчилан и Бонампак , а также множество небольших объектов, которые остаются частично или полностью нераскопанными. Этот тропический лес, особенно территория внутри биосферного заповедника, является источником политической напряженности, настраивая АНОС или сапатистов и их союзников из числа коренных народов, которые хотят обрабатывать землю, против международных экологических групп и майя Лакандон , коренной группы этого района и тот, который владеет правом собственности на большую часть земель в Монтес-Азулес.
Среда
[ редактировать ]Джунгли занимают площадь около 1,9 миллиона гектаров и простираются от юго-востока штата Чьяпас до северной Гватемалы и южного полуострова Юкатан. Часть Чьяпаса расположена на Монтаньяс-дель-Ориенте (Восточные горы) с центром в серии каньоноподобных долин, называемых Каньядас, между небольшими горными хребтами, ориентированными с северо-запада на юго-восток. Он граничит с гватемальской границей с двух сторон с Комитаном-де-Домингесом на юго-западе и городом Паленке на севере. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Часть леса Чьяпаса со стороны Гватемалы отделяет река Усумасинта , которая является крупнейшей рекой в Мексике и седьмой по величине в мире по объему воды. [ 2 ]
Ядром леса штата Чьяпас является биосферный заповедник Монтес-Азулес , но он также включает в себя некоторые другие охраняемые территории, такие как Наха-Мецабок , Бонампак , Яшчилан , Чан-Кин , Лакан-Тун и коммунальный заповедник Ла-Кожолита.
В этом районе преимущественно жаркий и влажный климат ( Köppen Amg ), большая часть осадков выпадает с лета по осень, в среднем от 2300 до 2600 миллиметров (от 91 до 102 дюймов) в год. С марта по май длится короткий засушливый сезон, когда выпадает всего 30 миллиметров (1,2 дюйма). Средняя годовая температура составляет 24,7 ° C (76,5 ° F). [ 4 ] [ 5 ] Обилие дождей поддерживает большое количество небольших рек и ручьев, многие из которых имеют быстрое течение и имеют водопады, такие как водопады Агуа-Асуль и Лаканха. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Почвы в этом районе в основном глинистые и лишены фосфора , но достаточны для поддержания большого разнообразия видов растений. [ 5 ]
Несмотря на то, что большая часть территории превратилась в лоскутное одеяло под скотоводческие ранчо и крестьянские общины, [ 3 ] Лакандон содержит одни из самых обширных и лучше всего сохранившихся остатков нижних горных тропических лесов Мексики и Центральной Америки . [ 1 ] Лучше всего сохранившаяся территория находится на территории биосферного заповедника Монтес-Азулес, площадь которого составляет около 290 000 гектаров заповедника в хорошем состоянии. [ 9 ] Лакандон - самый известный из тропических лесов Мексики из-за внимания, которое он получил в прессе, и усилий международных организаций по защите того, что от него осталось. [ 10 ] Лакандон — один из самых биоразнообразных тропических лесов в мире, в нем сосредоточено до 25% общего видового разнообразия Мексики. [ 1 ] [ 6 ] Преобладающей местной растительностью являются многолетние высокие тропические леса с деревьями, средняя высота которых может достигать тридцати метров, а часто и пятидесяти или шестидесяти метров, включая Guatteria anomala , Ceiba pentandra , Swietenia macrophylla , Terminalia amazonia и Ulmus mexicana . [ 4 ] [ 5 ] гигантские деревья гуанакасте , окутанные виноградными лозами и бромелиями , огромные папоротники, пальмы и растения с ушами дикого слона. Среди прозрачных ручьев все еще можно увидеть [ 8 ] Одним из наиболее распространенных растений является Cynodon plectostachyus , неместный вид травы, завезенный в качестве пастбищной культуры для скота. [ 5 ] Здесь обитают 1500 видов деревьев, 33% всех видов мексиканских птиц, 25% всех видов мексиканских животных, 44% всех мексиканских дневных бабочек и 10% всех видов рыб Мексики. [ 3 ] В джунглях обитает множество исчезающих видов, таких как красный ара , орел, тапир , обезьяна-паук , обезьяны-ревуны и болотный крокодил. [ 2 ] о ягуарах из этого леса. Сообщается [ 8 ] [ 11 ]
Его размер и биоразнообразие определили его как « горячую точку биоразнообразия » базирующейся в Вашингтоне, округ Колумбия, экологической группы Conservation International и в рамках Плана Пуэбла-Панама . Он является частью Мезоамериканского биологического коридора , целью которого является соединение подобных участков от перешейка Теуантепек через Центральную Америку в целях сохранения. Особенно это касается тех «горячих точек», которые расположены в отдаленных трансграничных тропических лесах. [ 3 ]
В части этого тропического леса штата Чьяпас есть две основные достопримечательности: водопад Эль-Чифлон и пещера Грута-де-Сан-Франциско. Эль-Чифлон расположен в 53 километрах (33 миль) к западу от Комитан-де-Домингес, образованный реками Сан-Висенте. Вода падает с высоты более семидесяти метров в окружении крутых холмов. Эль-Чифлону предшествуют два водопада поменьше: Суспиро и Ала-дель-Анхель, высота которых составляет около шести метров. Каскад после него называется Вело де Новиа. Грута-де-Сан-Франциско расположен в муниципалитете Ла-Тринитария, недалеко от общины Санта-Мария. Пещера имеет ряд камер, заполненных сталактитами и сталагмитами причудливой формы, образовавшимися в результате капания воды через полость. Эти пещеры считались священными в доиспанский период как проходы в подземный мир. Пещера также является домом для миллионов летучих мышей, которые появляются ночью, чтобы кормиться в окружающих джунглях. [ 12 ]
Археологические памятники
[ редактировать ]В джунглях также находятся одни из самых многочисленных и впечатляющих археологических памятников Мексики, все из которых принадлежат цивилизации майя . [ 6 ] Наиболее важными из этих мест являются Паленке , Бонампак и Яшчилан , но есть еще много мест и руин, которые до сих пор лежат нераскопанными под растительностью. [ 13 ] Паленке расположен на краю Лакандона, где Восточные горы встречаются с равнинами побережья Мексиканского залива. Это не самый крупный археологический памятник майя, но здесь сохранились некоторые хорошо сохранившиеся скульптуры и архитектура, созданные этой культурой. Основные сооружения включают Храм Надписей , Храм Солнца и Храм Креста ; однако раскопана лишь небольшая его часть. Вдали от церемониального центра и по дороге к музею расположены небольшие здания вокруг ручья Отулум с небольшим водопадом. [ 6 ]
Яшчилан процветал в VIII и IX веках. На этом месте находятся обширные руины с дворцами и храмами, граничащими с большой площадью и террасой над рекой Усумасинта . Архитектурные остатки простираются через более высокие террасы и холмы к югу от реки, откуда открывается вид как на саму реку, так и на низменности за ней. [ 14 ] Яшчилан известен большим количеством превосходных скульптур на этом месте, таких как монолитные резные стелы и повествовательные каменные рельефы , вырезанные на перемычках, перекрывающих дверные проемы храма. [ 14 ] [ 15 ]
На различных памятниках этого места было обнаружено более 120 надписей. [ 16 ] Основными группами являются Центральный Акрополь, Западный Акрополь и Южный Акрополь. Южный Акрополь занимает самую высокую часть территории. [ 16 ] Участок выровнен по отношению к реке Усумасинта, что иногда приводит к нетрадиционной ориентации основных сооружений, таких как две площадки для игры в мяч . [ 17 ] Это место относительно естественное: внутри и вокруг зданий можно увидеть воющих обезьян, летучих мышей, туканов и других диких животных. [ 6 ]
В городе Бонампак можно увидеть исключительно хорошо сохранившиеся фрески майя, изображающие одежду, ритуалы, игры, еду и другие аспекты жизни майя того времени. Реалистично выполненные картины изображают человеческие жертвоприношения , музыкантов и сцены королевского двора. [ 6 ] [ 18 ] Название означает «раскрашенные фрески». Он расположен на большой площади и имеет лестницу, ведущую к Акрополю. Есть также ряд примечательных стел майя . [ 19 ]
Тонина представляет собой набор террас все меньшего размера, поднимающихся на гору, а не группу зданий. На многих камнях вырезаны изображения, в том числе жилищ, принадлежащих к различным социальным слоям. Это место было обнаружено в 17 веке и раскопки продолжаются до сих пор. Здесь есть музей, в котором представлены фотографии того, как он выглядел до недавних раскопок, полностью покрытый джунглями.
Тенам Пуэнте находится на западном берегу Лакандона, недалеко от Комитан-де-Домингес. Первоначально это место было построено на холме с видом на местность как укрепление. Он содержит около 160 зданий с толстыми каменными стенами, доступ к которым осуществляется по пандусам, выполняющим роль контрфорсов. Основными зонами на территории являются Мезоамериканская площадка для игры в мяч и Акрополь. [ 12 ]
Лагартеро расположен в 74 км к югу от Комитана в Ла-Тринитарии. На территории находятся различные курганы площадью восемь гектаров, самые крупные из которых содержат захоронения. При раскопках захоронений были обнаружены глиняные фигурки, разноцветные черепки керамики и музыкальные инструменты. Одна территория была определена как мезоамериканская площадка для игры в мяч, а другая — как Акрополь для правящей элиты. Было установлено, что около двух третей зданий предназначены для правительственных или религиозных целей. Религиозные сооружения содержат ряд стел и барельефов фигур с детализированными лицами. Участок окружен озерами Лагос-де-Колон или Колумбус. [ 12 ]
Другие руины включают руины в Лаканхе. [ 7 ]
Люди
[ редактировать ]Население района составляют в основном натуральные крестьяне. К ним относятся коренные группы Чьяпаса, такие как цоциль , цельталь , чол , тохолабал и лакандон майя , а также некоренные жители. [ 2 ] Однако, за исключением майя Лакандон, почти все население мигрировало в Лакандон, особенно в 20 веке. [ 20 ]
Из местных жителей джунглей Лакандон те, кто живет к югу от биосферного заповедника Монтес-Азулес, принадлежат к трем этническим группам, проживающим в четырех деревнях и одном городе: Лакандон-майя , Целталь (еще одна этническая группа майя) и метисы . Целталы являются самыми многочисленными (15 000 человек) и живут в городе Нуэва Палестина . Они иммигрировали в джунгли из высокогорья Чьяпас в 1970-х годах, чтобы основать фермы, часто выращивающие кукурузу, фасоль или перец чили, в основном организованные в эхидо. система. Лакандонов насчитывается около 550 человек; они выживают за счет подсечно-огневого земледелия, выращивая почти те же культуры, что и Цельталь, а также туризма и сбора листьев диких пальм Хамедорея для производства срезанных цветов . Есть две очень маленькие деревни метисов с населением в 500 человек. Эти люди также являются фермерами, но они также держат домашний скот, например, крупный рогатый скот и свиней, для местного рынка, а также выращивают сельскохозяйственные культуры, такие как кофе и какао, помимо типичных сельскохозяйственных культур. [ 11 ]
Ранняя история
[ редактировать ]До начала 18 века джунгли Лакандон и приграничные районы Гватемалы были заняты ныне вымершими видами Лакандон Чол ., [ 21 ] которые жили вдоль притоков верхней реки Усумасинта и предгорий Сьерра -де-лос-Кучуматанес . [ 22 ] Большая часть Лакандон Чол была насильственно переселена Уэуэтенанго испанцами в район в Гватемале в начале 18 века. Переселенные Лакандон Чол вскоре были поглощены местным населением майя и перестали существовать как отдельная этническая группа. [ 23 ] До испанского завоевания Xocmo были группой, говорящей на чоланском языке ; они заняли отдаленный лес где-то к востоку от Лакандона. [ 24 ] Шокмо так и не были побеждены, и им удалось избежать неоднократных попыток Испании найти их; их окончательная судьба неизвестна, но они могут быть предками современного народа Лакандон. [ 25 ] После падения Ицы столицы Нойпетена испанским захватчикам в 1697 году смесь беженцев из Ицы, Кехаче и Ковой бежала в джунгли Лакандон, где они тоже стали предками современного народа Лакандон . [ 26 ]
Люди и охота
[ редактировать ]Исследование 2004 года, посвященное использованию дикой фауны обитателями джунглей, показало, что все местные этнические группы охотятся. Винтовка .22 — самый популярный охотничий инструмент. Различий в охотничьих практиках между разными этническими группами было довольно мало, но с точки зрения мяса, добываемого на одного охотника, лакандоны были наиболее успешными, метисы добывали половину этого количества, а охотники-целтальцы добывали только десятую часть мяса, добываемого охотниками-лакандонами. По сравнению с показателями вылова, мясо добывается в год на км 2 Метисы охотились больше — это потому, что они держались ближе к своим домам и охотились на относительно крупных животных. Метисы также получают гораздо меньшую государственную поддержку, чем коренные американцы, что рассматривается как фактор, влияющий на урожайность. Лакандонцы были самыми богатыми и, возможно, поэтому тратили на охоту меньше всего усилий с точки зрения добычи мяса на км. 2 . Всего был добыт 51 вид и добыто из леса 8160 кг мяса в год из 32 наиболее часто добываемых видов. Постоянных охотников было очень мало, охота не считалась прибыльной профессией; охота практикуется оппортунистически. Те, кто чаще охотился, скорее всего, были из более бедной семьи. Мясо охотники почти никогда не продают, оно используется для личного или семейного пропитания.
Иногда туристы или военные, находящиеся в этом районе, покупают такие предметы, как когти, шкуры, когти, перья ара и т. д., но это редкость; охотники знают законы и боятся штрафов и конфискации оружия. Большая часть охоты происходит в общинных лесах вблизи ферм или на сельскохозяйственных угодьях, лишь изредка некоторые люди решаются поохотиться в заповеднике. Поскольку немногие люди могут позволить себе регулярно покупать мясо на рынке, охота, вероятно, является важным источником животного белка для местного населения с точки зрения диетических потребностей. Тем не менее, на человека в год съедается всего от 0,5 до 4,5 кг мяса дичи, в зависимости от того, как это подсчитывать, что намного ниже, чем у охотничьих сообществ в других частях Латинской Америки. Это может быть связано с истощением фауны, но также может быть связано с более широким участием сельских жителей Мексики в рыночной экономике и доступом к более дешевому и лучше доступному домашнему мясу. [ 11 ]
Виды, на которые охотились, были аналогичны тем, на которых охотились в других общинах Латинской Америки, но на обезьян никогда или редко охотились. Лакандон когда-то ел обезьян, вплоть до конца 1980-х годов, но культурное отношение майя к мясу дичи в целом изменилось, возможно, благодаря большей доступности консервов и домашнего мяса. Иммигранты из высокогорья или других мест считают, что обезьяны слишком похожи на маленьких людей, чтобы их можно было есть. На мясо пака , которое ценится за свой вкус и содержание жира, обычно охотились представители всех этнических групп, и оно, по-видимому, способно переносить давление охоты и нарушение среды обитания. Копытные были самой охотничьей группой животных, около двух третей добываемой биомассы приходилось на этих животных. По словам охотников, тапиры и белогубые пекари становятся все более редкими, в то время как другие животные, похоже, страдают от давления охоты и изменения среды обитания без видимого воздействия на популяцию. [ 11 ]
Лакандон люди
[ редактировать ]Лакандоны — потомки древних майя. С 16 века они смогли выжить как культура, живя глубоко в тропических лесах, при этом многие общины не имели контактов с остальным миром до 20 века. До завоевания Лакандоны доминировали примерно на миллионе гектаров этих земель, но с начала 20 века другие люди, в основном майя из других районов Чьяпаса, начали колонизировать лес. Это изменило их образ жизни и мировоззрение. [ 20 ] [ 27 ] Сегодня лакандон-майя в основном проживают в трех деревнях: Наджа , Лаканджа Чансаяб и Мецобок. [ 4 ] [ 28 ] возле руин Бонампака и Яшчилана. Краеведение гласит, что здесь жили боги, когда жили на земле. [ 27 ]
Традиционная одежда — неокрашенная туника, называемая ксикул . [ 7 ] Некоторые Лакандоны до сих пор носят традиционную одежду, но другие также используют современную одежду и удобства. [ 13 ] Традиционные убежища Лакандона представляют собой хижины, построенные из листьев и дерева, с земляным полом, но в основном они уступили место современным постройкам. [ 27 ] Лакандонские майя веками поддерживали себя, практикуя подсечно-огневое земледелие, называемое милпа . [ 11 ] который можно рассматривать как метод « свирепого агролесомелиорации ». Часть девственного леса уничтожается путем его сжигания, временно сажаются сельскохозяйственные культуры, а затем поля забрасываются после снижения плодородия почвы . После цикла естественного облесения, продолжающегося от 7 до 30 лет, плодородие почвы будет восстановлено, и джунгли можно будет снова сжечь для выращивания сельскохозяйственных культур. По мнению Даймонта, такой тип земледелия может быть полезен при восстановлении лесов. [ 28 ]
В середине 20-го века Франц и Труди Блом были одними из первых европейцев, установивших устойчивый контакт с лакондонами после испанского завоевания. Всю оставшуюся жизнь Бломы работали над освещением тяжелого положения этих людей, и к моменту своей смерти в 1999 году Труди Блом создала коллекцию из более чем 55 000 фотографий как людей, так и джунглей Лакандона. Усилия пары, а также усилия активиста Лакандона Чан Кина побудили Лакандонов работать над сохранением своей земли и культуры. Это включало развитие экотуризма с домиками, рафтингом, верховой ездой и многим другим. Хотя есть опасения, что экотуризм превратит джунгли в товар и вызовет изменения в культуре Лакандона, он также помогает удержать молодое поколение от миграции из этого района. [ 29 ] Сегодня численность майя Лакандон увеличилась и, по оценкам, составляет от 600 до 1000 человек примерно в дюжине деревень. [ 13 ] [ 27 ]
Вырубка лесов
[ редактировать ]В лесу Лакандон в Мексике произошла значительная вырубка лесов. [ 2 ] В 1990 году исследование Всемирного банка заявило, что следующее десятилетие улучшит или уничтожит шансы Лакандон Сельвы на выживание, поскольку тропический лес «уменьшился до минимального размера, необходимого для целостности его экосистемы». [ 3 ] Большая часть оставшихся девственных лесов находится на охраняемых территориях . [ 11 ] Из оставшегося леса в начале 2000-х годов ежегодно терялось около 5%. [ 28 ] Расчистка джунглей была настолько велика, что в 2003 году журналист заявил, что на спутниковых фотографиях видна граница Мексики и Гватемалы, где вырубка лесов на мексиканской стороне прекращается. [ 3 ] По состоянию на 2019 год спутниковые снимки показывают, что за последние полвека лес сократился на 70%. [ 30 ]
Вырубка лесов началась в середине 19 века с появлением лесорубов и чиклеро , которые вырубали сок некоторых деревьев для производства жевательной резинки. К 1940-м годам большая часть старых лесов уже была уничтожена. [ 29 ] В 2002 году незаконные вырубки по-прежнему вызывали серьезную озабоченность. Двадцать один муниципалитет штата Чьяпас имел серьезные проблемы с незаконными вырубками, большинство из которых находятся на территории заповедника Монтес-Азулес или вблизи него. [ 31 ] Хотя миграция людей в низинные тропические леса продолжалась с 1930-х годов, она ускорилась в 1960-х и 1970-х годах, поскольку в высокогорных районах наблюдался высокий рост населения. [ 8 ] Правительство поощряло людей, особенно коренных американцев, переселяться в низины и требовать там земель. [ 3 ] В течение 20-го века население муниципалитетов в этой области, таких как Альтамирано , Лас-Маргаритас , Окосинго и Паленке, выросло с 11 000 в 1920 году до более чем 376 000 в 2000 году. [ 20 ]
По словам Даймонта, большая часть разрушения тропических лесов произошла в результате подсечно-огневого земледелия , которое практически не оставляет времени под паром и вызывает эрозию почвы. [ 28 ]
Небольшое количество питательных веществ, содержащихся в почве, истощается из-за эрозии, вызванной сильными тропическими дождями после вырубки леса и ведения сельского хозяйства. [ 5 ] По оценкам, по состоянию на 2002 год около двух третей территории Лакандона за пределами основного биосферного заповедника было преобразовано в пастбища или пахотные земли. [ 8 ] [ 32 ] Как только эта земля будет использована для скотоводства, она не скоро превратится в тропический лес после того, как будет заброшена, потому что почва уплотняется из-за вытаптывания скота. [ 5 ] По словам одного журналиста, пастбищная трава представляет собой особую проблему, поскольку после того, как она приживется, она вытеснит естественную растительность. Он считает, что вырубка лесов приводит к высыханию ручьев, поскольку скорость испарения увеличивается из-за отсутствия тени. [ 8 ]
В конце 1970-х годов правительство изменило свою политику в отношении Лакандона, создав биосферный заповедник Монтес-Азулес. Он выселил некоторых скваттеров и предоставил крошечной группе Лакандонов право собственности на огромные участки в заповеднике. Это вызвало негодование в других общинах коренных американцев и стало одним из факторов восстания сапатистов два десятилетия спустя. Однако даже после создания заповедника правительство не защитило его в достаточной степени, и многие скваттеры проникли на земли, создав лоскутные домики из деревень. В 2002 году в заповеднике работало всего около двадцати лесников. [ 8 ]
Охраняемые территории
[ редактировать ]Биосферный заповедник Монтес-Азулес был основан в 1978 году как первый биосферный заповедник Мексики. [ 33 ] Этот заповедник охватывает часть джунглей Лакандон, занимая 331 200 гектаров, что составляет одну пятую первоначального тропического леса в штате Чьяпас. [ 3 ] [ 7 ] В 1994 году он получил некоторое финансирование от Глобального экологического фонда . [ 33 ] Оно признано Программой ООН по окружающей среде за его глобальное биологическое и культурное значение. [ 3 ] Его план управления направлен на достижение баланса между сохранением среды обитания и потребностью в исследованиях его огромных генетических ресурсов. [ 33 ]
площадью 61 874 га В 1992 году был определен биосферный заповедник Лакан-Тун , примыкающий к первоначальному биосферному заповеднику на востоке. [ 3 ] [ 34 ]
Другие охраняемые территории Мексики в джунглях Лакандон включают:
- Биосферный заповедник Наха-Мецабок (134,53 км 2 ) защищает две природные озерные системы и окружающие их лесные массивы. [ 34 ]
- Заповедник флоры и фауны Чан-Кин (121,85 км 2 ) защищает анклав равнинных тропических лесов между заповедником Лакан-Тун и рекой Усумасинта. [ 34 ]
- Национальный парк Паленке (17,72 км 2 ) защищает древний город Паленке и окружающий его тропический лес. [ 34 ]
- Бонампак (43,57 км 2 ) и Яшчилан (26,21 км 2 ) археологические памятники признаются памятниками природы . [ 3 ] [ 34 ]
Существует значительная разница в растительности между территориями заповедника и джунглями за его пределами. [ 3 ] Однако некоторые участки заповедника были повреждены, поскольку он разделен на отдельные участки. Во многих районах тапиры , ревуны и попугаи больше не встречаются. [ 8 ] По данным Conservation International , в биосферном заповеднике насчитывается 140 общин крестьянских поселенцев и 225, включая общины на других охраняемых территориях Лакандона. Все из них, за исключением тридцати двух, имеют определенную правовую защиту, поскольку были зарегистрированы как эхидо до создания заповедника. [ 3 ] С момента создания заповедника эти тридцать два человека находились в подвешенном состоянии, и правительство предпринимало некоторые усилия, чтобы заставить их переехать, обещая другие земли в Чьяпасе. Однако эти фермеры оказали сопротивление при поддержке АННО . АНОС считает, что выселения являются предлогом для того, чтобы лишить их поддержки и передать Лакандон в пользование корпорациям, поскольку этот район богат лесом, нефтью, гидроэлектростанциями и генетическими ресурсами. [ 3 ]
Заповедник и сапатисты
[ редактировать ]АНОС . , широко известная как Сапатисты, вышла на передний план политики Чьяпаса в середине 1990-х годов С тех пор их поддержка в основном исходит от коренных общин в населенных районах джунглей Лакандон и в окрестностях Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. Хотя миграция в Лакандон происходила ранее в 20 веке, она еще больше ускорилась в 1990-х годах, когда сапатисты поощряли людей захватывать «незанятые джунгли». [ 6 ] [ 29 ] По этой причине сапатисты не имеют поддержки со стороны майя Лакандон, которые также опасаются за безопасность своих деревень и людей при столкновении с АННО. [ 8 ] [ 35 ]
Сапатисты утверждают, что как коренные фермеры они являются лучшими защитниками тропических лесов и что они хотят превратить Монтес-Азулес в «заповедник индийских фермеров», лоскутное одеяло из ферм и джунглей. [ 8 ]
Это настраивает их против майя Лакандона и групп защитников окружающей среды, которые заявляют, что джунгли больше не выдерживают сельского хозяйства. Они также заявляют, что методы ведения сельского хозяйства не помогают облегчить экономическую систему мигрантов, поскольку они могут обработать участок только для получения нескольких урожаев, прежде чем почва истощится. [ 8 ]
Сапатисты обвиняют защитников окружающей среды в поддержке интересов правительства и корпораций, а число Лакандонов слишком мало, чтобы бросить вызов другим группам, несмотря на то, что они являются законными владельцами большей части заповедника. Были попытки выселить поселенцев из заповедника, особенно из тридцати двух незарегистрированных поселений, но они встретили ожесточенное сопротивление со стороны сапатистов. [ 3 ] [ 8 ]
В 2005 году некоторые союзные сапатистам общины решили переехать самостоятельно, при этом по-прежнему выступая против принудительного переселения. В их число входили поселения Примеро-де-Энеро, Санта-Крус, Очо-де-Октубре и Сан-Исидро, причем все они были перенесены в районы за пределами заповедника. [ 33 ] С тех пор в коммюнике лидер АНОС субкоманданте Маркос предостерег от попыток насильственного изгнания какой-либо союзной сапатистской общины. [ 3 ]
В 2008 году сапатисты и их союзники запретили въезд федеральной полиции и армии в такие эхидо, как Ла-Гарруча, Сан-Алехандро и Эрменегильдо-Галена, для поиска полей марихуаны, заявив, что эти силы находятся за пределами их юрисдикции. [ 36 ] Однако еще в 2010 году незаконные поселения, новые и старые, были вытеснены полицией и вооруженными силами и перемещены в районы за пределами природоохранных зон. [ 37 ] В 2011 году АННО выступила с еще одним предупреждением о том, что операции против этих поселений представляют угрозу для коренного населения штата. Они и некоторые неправительственные организации, такие как Maderas del Pueblo de Sureste, выступают против таких программ, как « Сокращение выбросов в результате обезлесения и деградации лесов » (REDD), утверждая, что они превращают культуру коренных народов в товар, придавая ей коммерческую ценность по отношению к окружающей среде. Одним из аспектов программы REDD является оплата местным эхидо или другим общинным землевладельцам за сохранение части их земель в диком состоянии и/или участие в их лесовосстановлении. [ 38 ] В 2011 году более 600 фермеров из Фронтера-Коросаль , города Чол на границе с Гватемалой, заключили соглашение с правительством о выращивании лесов на своих землях в обмен на оплату по плану REDD+. Общинные землевладельцы создали на своих землях семь заповедников. Взамен каждый член общинной организации получил по 2000 песо в качестве первого взноса, внесенного лично губернатором штата Хуаном Сабинесом Герреро . Соглашение предусматривает ежемесячные выплаты, а также помощь в создании туристических возможностей и рощ масличных пальм на нерезервных землях. [ 39 ]
Биопиратство
[ редактировать ]В заповеднике есть исследователи, собирающие растения. Одна из них — станция организации Conservation International, которая составляет карты флоры и фауны Монтес-Азулес. Мексиканское агропромышленное предприятие Grupo Pulsar также имеет исследовательские станции в Чьяпасе. На исследователей часто смотрят с подозрением, и многие представители коренных общин считают их ворами. [ 3 ] Сапатисты выразили обеспокоенность тем, что принуждение к исследованию природных ресурсов региона является биопиратством , то есть патентованием диких растений и животных за счет коренных народов. [ 33 ]
Различные группы, проявляющие культурный и экологический интерес к этому региону, в целом выступают против исследований биоразнообразия тропических лесов. В 2002 году коалиция традиционных целителей майя под названием «Совет традиционных акушерок и целителей коренных народов Чьяпаса» сумела добиться отмены финансируемой США программы лечения местными травами. предприятие между правительством Мексики и американской фирмой Diversa В том же году из-за давления общественности было отменено , в результате чего генеральный прокурор Мексики заявил, что соглашение с национальным университетом UNAM недействительно. [ 3 ]
Масло
[ редактировать ]Скальные образования с залежами нефти были обнаружены в районе Лакандона как в Мексике, так и в Гватемале. Были проведены некоторые разведочные работы и добыча, а разведанные запасы в значительной степени истощены, однако вполне вероятно, что их гораздо больше. По мнению американских бухгалтеров, некоторые скальные образования в лесных районах, контролируемых сапатистами, представляют собой большие перспективы в качестве потенциальных месторождений, но многие геологи и правительство Мексики настаивают на том, что в этих районах мало перспектив для добычи нефти. Сапатисты утверждают, что правительство скрывает наличие нефти в этом районе, пытаясь заставить их и поддерживающее их коренное население покинуть эти земли, после чего они смогут добывать нефть без компенсации. [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ченг, Кейти (2009). Роль Дао ( Beloitia mexicana ) в традиционной экосистеме сменного культивирования майя Лакандон (диссертация магистра). Колледж экологических наук и лесного хозяйства Государственного университета Нью-Йорка. Регистрационный номер 1482097.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Штат Чьяпас» . Всемирный фонд дикой природы. 2011 . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Вайнберг, Билл (май – июнь 2003 г.). «Мексика: конфликт в Лакандон-Сельве растет». Отчет NACLA по Америке . 26 (6): 26. дои : 10.1080/10714839.2003.11724544 . S2CID 185178958 .
- ^ Перейти обратно: а б с Руан-Сото, Фелипе; Сифуэнтес, Хоакин; Мариака, Рамон; Лимон, Фернандо; Перес-Рамирес, Лилия; Сьерра, Зигфридо (июнь 2009 г.). «Использование диких грибов и обращение с ними в двух общинах тропического леса Лакандона, Чьяпас, Мексика » . Мексиканский журнал микологии (на испанском языке). 29 : 61–72.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Франсиско Роман Даньобейтия; Сэмюэл Леви Тахер; Уго Пералес Ривера; Нептали Рамирес Марсьяль; Дэвид Дутерлунгне и Серхио Лопес Мендоса (декабрь 2007 г.). «Создание шести местных видов деревьев на деградированном пастбище в джунглях Лакандона, штат Чьяпас, Мексика » . Прикладная экология (на испанском языке). 6 (1–2). Перу: Национальный аграрный университет Ла Молины: 1–8. дои : 10.21704/rea.v6i1-2.335 . ISSN 1726-2216 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Карсон Браун (1 декабря 2007 г.). «Руины в тропическом лесу: Экскурсия в Ла Сельва Лакандона» . Информационный бюллетень Mexconnect . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роберт Леон (12 февраля 2008 г.). «Дух древних майя: джунгли Лакандон в Мексике» . Девять MSN . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Марк Стивенсон (Ассошиэйтед Пресс) (14 июля 2002 г.). «Вокруг джунглей формируются необычные боевые линии» . Майами Геральд . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ Адриана Алаторра (27 ноября 2009 г.). «Аменазан вторжения а-ля Сельва Лакандона» [Вторжения угрожают джунглям Лакандона]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 17.
- ^ Кэри Редфилд. «Увидеть лес за деревьями» . Тусонский еженедельник . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Наранхо, Эдуардо Х.; Герра, Мишель М.; Бодмер, Ричард Э.; Боланос, Хорхе Э. (зима 2004 г.). «Охота для пропитания трех этнических групп леса Лакандон, Мексика» (PDF) . Журнал этнобиологии . 24 (2): 233–253 . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хименес Гонсалес, Виктор Мануэль, изд. (2009). Чьяпас: Путеводитель по прелестям штата [ Чьяпас: Путеводитель по прелестям штата ] (на испанском языке). Мехико: Редакция Oceano de México, SA de CV. стр. 52–54. ISBN 978-607-400-059-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мелани Бидюк (1 марта 2007 г.). «Последний из Лакандонов» . Онлайн Пионер Плюс . Архивировано из оригинала 27 ноября 2010 года . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . п. 435 . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
- ^ Мартин, Саймон ; Николай Грубе (2000). Хроники королей и королев майя: расшифровка династий древних майя . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 117, 125 . ISBN 0-500-05103-8 . OCLC 47358325 .
- ^ Перейти обратно: а б Келли, Джойс (2001). Археологический путеводитель по Центральной и Южной Мексике . Норман: Университет Оклахомы Пресс . стр. 341–348. ISBN 0-8061-3349-Х .
- ^ Скарборо, Вернон Л. (1991). «Ухаживание в низменностях южных майя: исследование доиспанской архитектуры игры в мяч» . В Верноне Скарборо; Дэвид Р. Уилкокс (ред.). Мезоамериканская игра в мяч . Тусон: Издательство Университета Аризоны. стр. 129–144 . ISBN 0-8165-1360-0 . OCLC 51873028 .
- ^ «Чьяпас» . США: Исторический канал. 2011 . Проверено 8 мая 2011 г.
- ^ "Zonas arqueológicas" [Археологические зоны] (на испанском языке). Чьяпас, Мексика: Штат Чьяпас. 2 марта 2011 года. Архивировано из оригинала 16 марта 2011 года . Проверено 8 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Идальго, Маргарита, изд. (2006). Вклад в социологию языка: языки коренных народов Мексики на заре двадцать первого века . Берлин: DEU: Walter de Gruyter & Co. Издательство КГ. п. 106. ИСБН 978-3-11-018597-3 .
- ^ Томпсон, Дж. Эрик С. (октябрь – декабрь 1938 г.). «Отчеты шестнадцатого и семнадцатого веков о чол-майя». Американский антрополог . Новая серия. 40 (4 (Часть 1)). Уайли от имени Американской антропологической ассоциации: 586–587. дои : 10.1525/aa.1938.40.4.02a00040 . JSTOR 661615 . (требуется подписка)
- ^ Джонс, Грант Д. (1998). Завоевание последнего королевства майя . Стэнфорд, Калифорния, США: Издательство Стэнфордского университета. п. 112. ИСБН 9780804735223 .
- ^ Джонс, Грант Д. (2000). «Низменные майя, от завоевания до наших дней». В Ричарде Э.В. Адамсе; Мердо Дж. Маклауд (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. II: Мезоамерика, часть 2 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . п. 365. ИСБН 0-521-65204-9 . OCLC 33359444 .
- ^ Джонс, Грант Д. (2000). «Низменные майя, от завоевания до наших дней». В Ричарде Э.В. Адамсе; Мердо Дж. Маклауд (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. II: Мезоамерика, часть 2 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . п. 353. ИСБН 0-521-65204-9 . OCLC 33359444 .
- ^ Фельдман, Лоуренс Х. (2000). Затерянные берега, забытые народы: испанские исследования юго-восточной низменности майя . Дарем, Северная Каролина, США: Издательство Университета Дьюка . п. 221. ИСБН 0-8223-2624-8 . OCLC 254438823 .
- ^ Хофлинг, Чарльз Эндрю (2009). «Лингвистический контекст Ковой». В Пруденс М. Райс; Дон С. Райс (ред.). Ковой: идентичность, миграция и геополитика в позднем постклассическом Петене, Гватемала . Боулдер, Колорадо, США: Университетское издательство Колорадо . п. 78. ИСБН 978-0-87081-930-8 . OCLC 225875268 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Хименес Гонсалес, Виктор Мануэль, изд. (2009). Чьяпас: Путеводитель по прелестям штата [ Чьяпас: Путеводитель по прелестям штата ] (на испанском языке). Мехико: Редакция Oceano de México, SA de CV. стр. 19–21. ISBN 978-607-400-059-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Даймонт, Стюарт AW (2006). Управление и восстановление экосистем в практике коренных народов Лакандон Майя из Чьяпаса, Мексика (Диссертация).
- ^ Перейти обратно: а б с Крейг Уркарт (1 октября 2009 г.). «В джунгли вторгается цивилизация» . Звезда (Торонто) . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ Рабаса, Диего (26 октября 2019 г.). «В джунглях Лакандоны заканчивается кислород» . Эль Паис (на испанском языке). Чьяпас . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Уго Корсо (13 июня 2002 г.). «Detectan tala ilegal en 119 comunes» [Обнаружение незаконных вырубок в 119 муниципалитетах]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 2.
- ^ Гретхен Питерс (14 января 2002 г.). «Нет быстрого решения проблемы вырубки лесов в пышном штате Чьяпас». Христианский научный монитор.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Талли Науман (30 мая 2005 г.). «Своевременная защита джунглей Лакандона коренными повстанцами». Эль Универсал . Мехико: Службы контента глобальной сети.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ЮНЕП-ВЦМК (2021 г.). Профиль охраняемой территории Мексики из Всемирной базы данных охраняемых территорий. По состоянию на 2 октября 2021 г. [1]
- ^ «Инбридинг, повстанцы и телевидение угрожают существованию мексиканского племени джунглей» . Чикаго Трибьюн . 24 февраля 1994 года . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ Оскар Гутьеррес (7 июня 2008 г.). «Сапатисты препятствуют входу солдат». Универсал . Мехико.
- ^ Адриана Алаторра (24 января 2010 г.). «Desalojan en Chiapas poblados en reserva» [Удалены две общины в заповеднике в Чьяпасе]. Эль Норте (на испанском языке). Монтеррей, Мексика. п. 2.
- ^ Эмилио Годой (10 мая 2011 г.). «Мексика: угроза коренным лесным жителям замечена в правительственном плане» [Удалены две общины в заповеднике в штате Чьяпас]. Глобальная информационная сеть (на испанском языке). Нью-Йорк. п. 2.
- ^ «600 общинных землевладельцев Фронтераль Коросаль получают выплаты за сохранение джунглей Лакандоны » . Ла Хорнада (на испанском языке). Мехико. 20 марта 2011 г. с. 34 . Проверено 1 мая 2011 г.
- ^ Барреда, Андрес (январь – февраль 2001 г.). «Что скрывается под: нефть, недра и конфликт в Чьяпасе». Отчет NACLA по Америке . 34 (4). Североамериканский конгресс по Латинской Америке: 38–41. дои : 10.1080/10714839.2001.11722607 . S2CID 157296406 .