Висенте Аранда
Висенте Аранда | |
---|---|
Рожденный | Висенте Аранда Эскерра 9 ноября 1926 г. |
Умер | 26 мая 2015 г. | (88 лет)
Род занятий | Кинорежиссер , сценарист |
Годы активности | 1964–2015 |
Награды | Гойя Лучший режиссер фильма «Влюбленные» Лучший фильм для влюбленных |
Висенте Аранда Эскерра (англ. Испанский: [biˈθente aˈɾanda eθˈkera] ; 9 ноября 1926 — 26 мая 2015) — испанский кинорежиссёр , сценарист и продюсер . [ 1 ]
Благодаря своему утонченному и индивидуальному стилю он был одним из самых известных испанских режиссеров. Он начинал как один из основателей Барселонской школы кино и стал известен тем, что воплощал в жизнь современные испанские романы на большом экране. Аранда также был известен тем, что исследовал сложные социальные проблемы и вариации на тему желания, используя коды мелодрамы.
Любовь как неконтролируемая страсть, эротика и жестокость — постоянные темы его фильмографии. Откровенное исследование сексуальности является одной из отличительных черт его работ, о чем свидетельствует его самый успешный на международном уровне фильм: Amantes (1990) (Любовники) .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Висенте Аранда Эскерра родился в Барселоне . 9 ноября 1926 года [ 2 ] Он был младшим сыном в большой и бедной семье, эмигрировавшей из Арагона в Барселону за двадцать лет до его рождения. [ 3 ] Он почти не знал своего отца, странствующего фотографа, который умер, когда ребенку было всего семь лет. Гражданская война в Испании , в которой его семья встала на сторону проигравших республиканцев, ознаменовала его детство. [ 3 ] Думая, что война будет более терпимой в маленьком городке, чем в Барселоне, семья в начале войны переехала в Пеньяльбу , родную деревню его матери. Тяжелая ситуация там, недалеко от линии фронта в Арагоне, вынудила их вернуться в Барселону в 1938 году. [ 4 ]
После окончания войны Аранда много времени проводил в местном кинотеатре, во многом вопреки желанию своей матери, которая по возвращении стала нюхать его на наличие следов дезинфицирующего средства, которое распылялось в кинотеатрах того времени. [ 5 ] Он так и не закончил свое формальное обучение. В тринадцать лет он начал работать, чтобы прокормить свою семью. [ 4 ] У него было много разных работ в своем родном городе, он пробовал множество профессий, прежде чем последовать за своим братом Пальмиро в Венесуэлу в 1952 году. [ 5 ] Он эмигрировал по экономическим и политическим причинам. [ 4 ] В Венесуэле Аранда работал техником по грузовым перевозкам в американской судоходной компании. Позже он руководил программами в NCR . [ 6 ] Через семь лет он вернулся в Испанию в 1959 году.
Богатый и женатый по возвращении, он намеревался стать писателем, но обнаружил, что ему не хватает писательского таланта. Он познакомился с культурной элитой Каталонии , и ему предложили попробовать свои силы в кинопроизводстве. Ему не разрешили поступить в Школу кино в Мадриде, поскольку он не окончил среднюю школу. [ 5 ] В Барселоне, будучи полностью самоучкой, Аранда нашел способ снять свой первый полнометражный фильм.
Когда ему было почти 40 лет, когда он начал заниматься режиссурой, Аранда добился международного успеха только в 60 лет. У него была долгая и плодотворная карьера: за более чем 40 лет работы в качестве режиссера он снял 27 фильмов. [ 7 ]
Висенте Аранда был женат дважды. Его первая жена Луиза (имя, которое он неоднократно использовал для главных женских ролей в своих фильмах) покончила жизнь самоубийством спустя годы после их развода. У них не было детей. Вторая жена Аранды, Тереза Фонт , была на тридцать лет моложе его. Она была редактором его фильмов с середины 1980-х годов; у них было две дочери, но они расстались за несколько лет до смерти Аранды.
Кинокарьера и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Ранние фильмы (1964–1974)
[ редактировать ]Аранда дебютировал в качестве режиссера в малобюджетном фильме «Бриллиант Порвенир» (1964) ( «Многообещающее будущее» ), снявшись вместе со сценаристом Романом Губерном, чтобы избежать проблем с гильдией режиссеров Испании. [ 6 ] Вдохновленный американским романом «Великий Гэтсби» , фильм использовал эстетику неореализма в истории молодого человека из провинции, который пытается пробиться в каталонский средний класс. [ 5 ] «Брильянте Порвенир» , вырезанный цензурой, был холодно встречен публикой и критиками. Эта неудача заставила Аранду обратиться к экспериментальной форме кинопроизводства для своего следующего проекта. [ 5 ]
Второй фильм режиссёра, «Фата Моргана» (1965), необычная работа в испанском кино , представляет собой экспериментальный фильм, снятый по сценарию, написанному совместно с Гонсало Суаресом . Графический визуальный стиль фильма был вдохновлен телевизионной рекламой и комиксами. [ 8 ] Проигнорированная после выпуска, Фата Моргана в конечном итоге была признана вдохновителем особой эстетики китча La Escuela de Barcelona (Барселонской школы кино). [ 5 ] авангардное движение , стремившееся к творческим инновациям в испанских фильмах.
В последующие годы работа Аранды варьировала между расширением художественных границ и использованием виртуального стиля, позаимствованного из средств массовой информации. В этих фильмах Аранда затронул устоявшиеся киножанры, стремясь пересмотреть и модернизировать их. [ 8 ]
Поскольку его первые полнометражные фильмы не получили широкого распространения, Аранда снял коммерчески ориентированный фильм с фантастическим и эротическим подтекстом: Las Crueles (1969) ( «Изысканный труп» ). В нем загадочная женщина разрабатывает план, как отомстить за смерть своей подруги бессердечному издателю. Этот фильм имел ряд проблем: его создание длилось долго; Аранда попал в аварию во время съемок, из-за чего ему пришлось работать на носилках, и, наконец, у него возникла судебная тяжба с продюсерами. [ 9 ] Аранде потребовалось бы много лет, чтобы вернуть себе право собственности на этот фильм. Этот опыт побудил его основать собственную продюсерскую компанию: Morgana Film, которая выпустила его следующие шесть полнометражных фильмов. [ 10 ]
В «La Novia Ensangrentada» (1972) ( «Забрызганная кровью невеста») , свободной адаптации «Кармиллы» , лесбиянка-вампир вербует молодую невесту, чтобы помочь ей отомстить всем мужчинам. Жанровый фильм для культурной элиты, он ускользнул от цензуры в силу своей непонятности. По собственному признанию Аранды, он пожертвовал традиционной связностью ради кинематографических и феноменологических возможностей каждого действия. [ 5 ] Фильм распространялся по всему миру в США, Франции и Италии. [ 10 ]
Аранда начал использовать коды мелодрамы в фильме «Клара эс эль Пресио» (1974) ( «Клара — цена» ), необычной смеси мелодрамы, пародии и сюрреалистической комедии. Он выбрал Ампаро Муньос , будущую испанскую Мисс Вселенная , на роль наивной домохозяйки, плывущей по течению в мире без табу. Она делает карьеру актрисы порнографических фильмов, чтобы финансировать бизнес-проект своего импотента-мужа. [ 4 ]
Это было сделано во время Эль-Дестапе , периода в испанском кино, когда наблюдалось распространение обнаженной натуры в кино в условиях новых социальных свобод в политический период после падения режима Франко шокировать . Попытка фильма «Клара» также была его целью. [ 4 ] Как и сюрреалисты , способность Аранды шокировать сама по себе была политическим заявлением. "Мы жили в состоянии консенсуса, и это фатально для кино, - жаловался он. - Мы стали сами себе цензорами и все, что нам нужно, - это забывать, молчать, а не говорить". [ 4 ]
Смена пола (1976)
[ редактировать ]После падения режима Франко социальная цензура была отменена. В условиях новой вседозволенности Аранда снял более смелые фильмы, такие как Cambio de Sexo (1976) ( «Смена пола» ), умело затрагивая тему транссексуальности и используя ее как воплощение современного политического перехода. Этот фильм знаменует собой поворот в фильмографии Аранды.
Он начал использовать более реалистичный стиль, а не стильную эстетику, характерную для его ранних фильмов. [ 11 ] «Камбио де Сексо» также знаменует собой начало его долгого сотрудничества с Викторией Абриль , ставшей его любимой актрисой. [ 11 ] В течение следующих трех десятилетий режиссер и звезда вместе работали над дюжиной фильмов, которые стали для обоих крупными художественными триумфами. Камбио де Сексо драматизирует развитие дестапе – периода конца 1970-х и начала 1980-х годов в Испании, характеризующегося гораздо более открытым изображением секса в прессе, литературе и кино.
Камбио де Сексо рассказывает историю женоподобного мальчика, которого играет Виктория Абриль, который живет на окраине Барселоны и сбегает в город, чтобы исследовать свое желание стать женщиной. Характер молодого человека является воплощением перемен в Испании с политическими крайностями бескомпромиссной ортодоксальности и безудержной анархии. «Камбио де Сексо» соблазнил публику своей противоречивой темой и был выпущен, получив признание критиков.
Девушка в золотых трусиках (1980)
[ редактировать ]Сексуальность и прошлое, ключевые темы в творчестве Аранды, находятся в центре «La Muchacha de las Bragas de Oro» (1980) (« Девушка с золотыми трусиками» ). [ 11 ] Это была адаптация популярного романа его коллеги-каталонца Хуана Марсе , в котором Аранда продемонстрировал более зрелый стиль. [ 8 ] Персонаж-фалангист пишет свои мемуары и приспосабливает свое прошлое к новым демократическим реалиям. Его мир лжи рушится, когда он сталкивается с беззаботной племянницей, которая игриво начинает игру обольщения.
Всегда интересовавшийся литературой, в течение следующих пятнадцати лет Аранда стал ведущим в Испании экранизатором популярных современных романов в кино. [ 8 ] Его фильмы адаптированы от коротких рассказов к романам, а также к биографиям. Его выбор обычно определялся центральной ролью эротически определенного женского персонажа и современной историей, подчеркивающей влияние среды на формирование действий. [ 8 ]
Для Аранды адаптация литературного произведения не предполагала сложностей с соблюдением или отсутствием такового оригинального текста. Для него роман был сырьевым материалом для создания новых форм: «Что касается адаптаций, я чувствую себя очень комфортно, делая их. У меня нет проблем с авторством. Я не думаю, что я буду большим автором, если написать сценарий чего-нибудь, что я прочитал в газетах или увидел на улице, если я возьму роман и сниму фильм на основе его содержания». [ нужна ссылка ]
Убийство в ЦК (1982)
[ редактировать ]После того, как в Испании была установлена демократия, Аранда снял политически заряженный фильм о последствиях режима Франко: Asesinato en el Comité Central (1982) ( Убийство в Центральном комитете ). В этом триллере отключение электроэнергии прерывает работу Коммунистического съезда. Когда снова зажигается свет, лидера находят мертвым. Фильм основан на одном из циклов романов Мануэля Васкеса Монтальбана , в которых рассказывается о крутом детективе по имени Пепе Карвальо . [ 12 ] Эта интрига отстает от комментариев Аранды о переходе Испании к демократии . [ 12 ] «Правда в том, что я не могу вспомнить ни одного другого фильма, посвященного этому увлекательному периоду», - заявил он, - об этом времени существует своего рода коллективная амнезия». [ 13 ]
Большая часть действия фильма фильтруется через заголовки и телевизионные репортажи, имитируя то, как испанская публика пережила переходный период. [ 12 ] Транслируемые по телевидению похороны коммунистического лидера - это хитрый монтаж скорбящих на похоронах Франко . Ла Пасионария (легендарный испанский коммунистический лидер, живший в изгнании в Советском Союзе на протяжении большей части диктатуры) изображается как дряхлый старик, который сидит рядом с жертвой, но не осознает, что он мертв. Как и «Мучача де лас Брагас де Оро» , это был фильм об объединении экстремистов в условиях демократии, в данном случае для раскрытия преступления. [ 12 ] Кто не знает? неважно. Как восклицает министр внутренних дел: «Точно так же, как нам пришлось все забыть, так и вам следует сделать то же самое». [ 12 ]
Это была первая работа Аранды, снятая в Мадриде, а не в его родной Барселоне. Коммерческого успеха фильм не имел. [ 12 ]
Фанни Пугало (1984)
[ редактировать ]популярного каталонского писателя Андреу Мартина « Аранда адаптировал нуар- детектив Протесис » . Он превратил главного героя-мужчину в женщину и назвал свой фильм «Фанни Пелопая» (1984). [ 8 ] В фильме показаны жестокие отношения любви и ненависти между преступницей и коррумпированным полицейским, с которым она хочет отомстить.
При совместном финансировании французских продюсеров фильм был снят в Барселоне с участием испанских актеров и съемочной группы второго плана, а также с двумя французскими актерами в главных ролях. Недовольный французским дубляжом фильма, сделанным без его надзора, Аранда попытался помешать премьере фильма во Франции. Он был выпущен под названием Á coups de crosse . В результате этого спора Аранда продал акции фильма Morgana Films, созданной им продюсерской компании. [ 14 ] «Фанни Пелопая» не нашла публики при первом выпуске, но теперь стала одной из самых уважаемых работ Аранды. [ 14 ]
Преступление капитана Санчеса (1984)
[ редактировать ]Нуждаясь в заработке, Аранда согласился на работу, чтобы принять участие в La Huella del Crimen ( «След преступления »), телесериале, состоящем из шести эпизодов, изображающих печально известные преступления в Испании. Он был одним из нескольких известных испанских кинорежиссёров: Педро Олеа , Анджелино Фонса , Рикардо Франко , Хуана Антонио Бардема , Педро Косты и Висенте Аранды, каждый из которых был приглашен снять эпизод. [ 15 ]
Глава Аранды «Преступление капитана Санчеса » (1984) была признана лучшим эпизодом сериала. [ 16 ] Сделано в 16 мм и с очень низким бюджетом. [ 16 ] Одночасовой фильм рассказывает историю, в которой смешались инцест, ревность и смерть в Испании начала 20 века. Главный герой — военный офицер, который поддерживает свою бедную семью и выплачивает игровые долги, замышляя тщательно продуманную ловушку, чтобы выманить деньги у тех, кто поддался чарам его хорошенькой старшей дочери.
Время молчания (1986)
[ редактировать ]Карьера Аранды начала стремительно расти, когда он снял Tiempo de Silencio (1986) ( «Время молчания» ), экранизацию знаменитого Луиса Мартина Сантоса романа одноименного . [ 8 ] В фильме был задействован основной актерский состав во главе с Иманолом Ариасом , Викторией Абриль и Франсиско Рабалем . Сюжет разворачивается в 1940-е годы, на заре режима Франко, амбициозного врача, которого обвиняют в убийстве женщины. Но он пытался спасти ей жизнь после неудачного аборта , который тогда был незаконным. История переходит от грязной жизни бедняков в трущобах к лицемерию среднего класса при режиме Франко. Аранда использовал темы сексуальности для исследования политических и исторических проблем. [ 8 ] Хотя некоторые критиковали фильм за упрощение сложности повествования романа Мартина Сантоса, « Время тишины» в целом было хорошо встречено зрителями. [ 8 ]
Лютня (1987)
[ редактировать ]Аранда применил деконструктивный подход к манипулированию популярным мифом в своем биографическом фильме, состоящем из двух частей: El Lute: camina o revienta (1987) ( El Lute, Run for Your Life ) и El Lute II, mañana seré libre (1988) ( El Lute Tomorrow I’ll be Free ), основанный на двух томах мемуаров легендарного преступника Элеутерио Санчеса , несколько раз сбегавшего из тюрьмы. [ 17 ] El Lute: camina o revienta (1987) ( El Lute, Run for Your Life ) касается ранней жизни Санчеса, известного как Эль Лют , который утверждал, что в 1960-х годах был вынужден совершить правонарушение из-за бедности и отсутствия образования. После раннего кочевого периода своей жизни Эль Люте переезжает на окраину мадридских трущоб. Он оказался замешан в грабеже и убийстве; был осужден, и в возрасте 23 лет ему посчастливилось добиться замены смертного приговора 30 годами тюремного заключения. Побеги из тюрьмы превратили его в популярного народного героя и врага номер один для франкистской полиции.
Гибридное сочетание исторической драмы, триллера и соцреализма в исполнении Аранды показывает, как власти манипулировали криминальной карьерой и репутацией этого мелкого вора в СМИ и использовали их в качестве отвлекающей тактики во время политических волнений. [ 17 ] El Lute: camina o revienta (1987) ( El Lute, Run for Your Life ) была одной из самых успешных экранизаций Аранды. Это был самый кассовый испанский фильм 1987 года. [ 17 ]
Лютня II, завтра я буду свободен (1988)
[ редактировать ]Во второй части: El Lute II, mañana seré libre (1988) ( Эль-Лютя: Завтра я буду свободен ), Эль-Лютя как беглец воссоединился со своими братьями и сестрами. Он пытается начать новую жизнь, но не может вписаться в нормального члена общества. После побега из тюрьмы Эль Люте становится объектом навязчивого преследования франкистских властей. Он был объектом массового интереса прессы и общественности в конце 1960-х - начале 1970-х годов.
По сравнению с крайне реалистичным и политическим тоном Аранды в первой части, в «Lute II, mañana seré libre » он применил более художественный, фольклорный подход, приняв более выраженный стиль триллера. [ 18 ] Показывающий насилие и эротизм, фильм представляет собой громкую критику режима Франко и его жестокого обращения с испанским населением мерчеро и гитано . [ 18 ]
Если тебе скажут, что я упал (1989)
[ редактировать ]Аранда снял свой самый откровенно сексуальный фильм в фильме «Si te dicen que caí» (1989) (« Если они скажут тебе, что я упал »), адаптированном по одноименному роману Хуана Марсе . [ 19 ] Основная часть истории, имеющая лабиринтную структуру, в которой воображаемые факты и реальные события смешаны в стиле кроссвордов, происходит в старом квартале Барселоны 1940-х годов, в первые годы франкистских репрессий. В сюжете рассказывается о молодом человеке, который, пытаясь выжить после Гражданской войны, нанимается для полового акта с проституткой; их должен увидеть богатый фалангист , искалеченный во время войны. Благодаря большому актерскому составу, в том числе Виктории Абриль, игравшей трех разных персонажей, фильм получился смелым и амбициозным по своему масштабу. [ 20 ]
Всадники зари (1990)
[ редактировать ]По просьбе Пилар Миро , тогдашнего директора TVE , Аранда взялся за фильм Los Jinetes del Alba (1990) ( «Всадники зари» ), адаптацию романа Хесуса Фернандеса Сантоса о гражданской войне в Испании и анархистском движении. [ 21 ]
Это пятисерийный телевизионный мини-сериал. В нем рассказывается о молодой женщине, стремящейся владеть курортом, на котором она работает, в небольшом городке в Астурии . Когда она наконец достигает своей цели, радоваться ей нечему. Любимые темы Аранды: жестокость, насилие и секс пронизывают эту историю, созданную на основе бурной жизни Испании 1930-х годов, восстания в Астурии в 1934 году и гражданской войны в Испании. [ 21 ] Это одна из самых парадигматических работ Аранды. [ 22 ]
Любовники (1991)
[ редактировать ]В 1990-е годы Аранда продолжал снимать фильмы, которые имели коммерческий успех дома и демонстрировались на кинофестивалях по всему миру. В фильме «Амантес» (1991) ( «Любовники» ) он, наконец, добился широкой международной известности и признания критиков. Эта трагическая история запретных страстей и преданной невинности — фильм-нуар , вдохновленный реальными событиями. В репрессивной Испании начала 1950-х годов молодой человек, только что закончивший военную службу, разрывается между влечением к двум противоположным женщинам, которые его любят: его девушке, наивной горничной, и его домовладелице, привлекательной и коварной вдове.
Первоначально задуманный как телевизионный проект, «Амантес» создавался с небольшим количеством актеров, небольшой командой и небольшим количеством внешних локаций. [ 23 ] Эту картину многие считают самой успешной работой режиссера, став классикой испанского кино . [ 24 ] Это ознаменовало начало самого плодотворного периода Аранды. [ 25 ]
Двуязычный любовник (1993)
[ редактировать ]Продолжая исследовать страсть любви, Аранда поставил «Эль Аманте Билингюэ» (1993) ( «Двуязычный любовник» ), экранизацию рассказа Хуана Марсе. Этот ироничный фильм, действие которого происходит в Барселоне, сочетает в себе каталонскую языковую политику, национализм и эротизм с образцом двойной идентичности. Главный герой – скромный мужчина, влюбляющийся в красивую богатую женщину; они женятся, но неверная жена позже бросает его. После того, как он был ужасно изуродован взрывом, он постепенно принимает новую личность, пытаясь вернуть свою избалованную бывшую жену.
Злоумышленник (1993)
[ редактировать ]В некоторых фильмах Висенте Аранды представлены реальные события, события, происходящие на улице, но имеющие вид исключительных происшествий, где страсть, жесткость и насилие приобретают оттенок нереальности, почти литературный. В «Интрузо» (1993) ( «Злоумышленник» ) Аранда доводит тему отношений между любовью и смертью через страстную любовь до своего окончательного завершения. [ 26 ] Этот фильм представляет собой психологический триллер со свойственной ему визуальной атмосферой и обострением страстей. [ 27 ] Женщина из среднего класса разрывается между любовью к супругу и больному бывшему мужу, оба из которых были ее друзьями детства. После десяти лет разлуки они запутываются в трагической истории.
Турецкая страсть (1994)
[ редактировать ]В фильмах Аранды женщина является главным героем и центром, вокруг которого разворачивается история. [ 28 ] La Pasión Turca (1994) ( «Турецкие страсти» ), экранизация романа Антонио Гала , исследует женское сексуальное желание. Скучающая домохозяйка из обеспеченной семьи решает рискнуть всем, бросив мужа вернуться к возлюбленному, которого встретила во время отпуска в Турции . Ее стремление к сексуальному удовольствию приводит ее к навязчивой зависимости, деградации и полному падению ее самооценки . [ 29 ] La Pasión Turca стал одним из самых кассовых фильмов Испании 1990-х годов.
Либертарианец (1996)
[ редактировать ]Аранда вернулась к гражданской войне в Испании в «Либертариас» (1996) ( «Либертарианцы» ), эпической драме с ансамблевым составом, реконструирующей роль, которую играли женщины-анархистки во время гражданской войны в Испании . [ 30 ] Действие происходит в Барселоне в начале войны, где молодая наивная монахиня бежит из монастыря и ищет убежища в борделе. Там ее и проституток вербуют на сторону анархистов. Вместе группа из шести женщин ( Mujeres Libres или Свободные женщины ) сталкивается с опасностями войны, но их идеалистические мечты жестоко сокрушаются.
Взгляд другого (1998)
[ редактировать ]La Mirada del Otro (1998) ( «Невооружённым глазом ») — по роману Фернандо Дж. Дельгадо — эротическая психодрама . В «Аранде» изображена женщина 30-ти лет, которая отправляется на поиски сексуального удовольствия, что приносит ей только одиночество. В этом случае публика и критики сочли сюжет отвратительным до такой степени, что он подорвал доверие к персонажам; это не преуспело. [ 31 ]
Ревность (1999)
[ редактировать ]Аранда вернулся на знакомую территорию с «Селосом» (1999) ( «Ревность» ), своей третьей работой в трилогии, исследующей любовный треугольник, вместе с его более ранними «Амантесом» и «Интрузо» . Он создал историю о разрушительных страстях, которые приводят к трагедии. Водителя грузовика мучает ревность к мужчине, который был бывшим бойфрендом его прекрасной невесты. Водитель пытается найти мужчину и узнать больше об их предыдущих отношениях.
«Ревность находится в центре историй о страсти», — объяснила Аранда. «Чтобы страдать с удовольствием, нет ничего лучше, чем неопределенность. Хорошая история требует, чтобы зрители разделяли те же сомнения, что и главные герои истории: есть или нет предательство. Всегда скрывается что-то еще, и мы тоже знаем это преступление среди нас, даже если оно существует, хотя и только в глубине наших сердец». [ нужна ссылка ]
Хуана ла Лока (2001)
[ редактировать ]В начале 21 века Аранда начал исследовать исторические произведения, положив начало трилогии исторических костюмированных драм с Хуаной Ла Лока (2001) ( «Безумная любовь» ), новой интерпретацией трагической судьбы испанской королевы 15-го века Иоанны Кастильской . В то время, когда королевские браки заключались для закрепления политических союзов, она безумно влюбилась в своего мужа и страдала от его неверности. Этот фильм, получивший коммерческий успех и успех у критиков в Испании, стал официальным представителем страны на церемонии вручения премии Оскар 2001 года за лучший фильм на иностранном языке. Этот фильм стал самым кассовым фильмом Аранды.
Кармен (2003)
[ редактировать ]Желание и предательство — темы, которые постоянно повторялись в карьере Аранды. [ 30 ] занимают центральное место в сюжете фильма «Кармен» (2003), основанного на новелле Проспера Мериме 1845 года о ревности и страсти. оперы одноименной на создание (Это также вдохновило Жоржа Бизе . Действие происходит в Андалусии в 1830 году. Военный офицер соблазняется эффектной цыганкой, работающей на сигаретной фабрике. Его любовь к ней приводит его к падению. Фильм был сделанный с высокой производственной ценностью, и это был еще один успех режиссера-ветерана у зрителей. [ 32 ]
Тирант Белый (2006)
[ редактировать ]Аранда завершил свою трилогию костюмированной драмы фильмом «Тиран ло Блан» (2006) («Девичий заговор»), адаптацией основополагающего каталонского рыцарского романа, написанного в 15 веке Жоано Мартореллом . Сюжет повествует о приключениях Тиранта, рыцаря скромного происхождения из Византийской империи , который завоевывает благосклонность больного императора своими победами в борьбе с вторжением в Константинополь турок . Позже Тиранте соблазняет единственного выжившего ребенка королевской семьи, юную, причудливую и впечатлительную принцессу.
Это самая дорогая работа Аранды, сделанная с большим бюджетом. В фильме есть и юмор, и драма, он роскошный, рискованный и искусно написанный, но его сочли поверхностным и неудовлетворительным. [ 33 ] Тиран ло Блан не пользовался успехом двух предыдущих фильмов режиссера.
Песни о любви в клубе Лолиты (2007)
[ редактировать ]Аранда создал нишу в адаптации романов Хуана Марсе для кино. [ 29 ] С «Девочкой в золотых трусиках» (1980); Если вам скажут, что я упала (1989), «Эль Аманте Билингюэ» (1993) и «Клуб Лолиты» (2007) («Клуб Лолиты»), то в послужном списке режиссера четыре экранизации современных романов Марсе.
Canciones de amor en Lolita's Club (2007) — эротический триллер, в котором секс и жестокость смешаны в истории очень разных братьев-близнецов. Один — бессердечный и жестокий полицейский; другой — беспомощный романтик, страдающий умственной отсталостью. Два брата связываются с проституткой, которая работает в борделе, в честь которого назван фильм. Вышедший в ноябре 2007 года фильм вызвал разочарование и быстро исчез с испанских экранов. [ 34 ]
Горячая луна (2009)
[ редактировать ]Последний фильм Аранды, Luna Caliente (2009) ( «Горячая луна» ), рассказывает историю поэта, который ненадолго возвращается в родной город и запутывается в паутине секса и насилия. Он насилует маленькую дочь своего хозяина. Сценарий основан на романе аргентинца Мемпо Джардинелли , действие которого происходит во время последнего военного переворота в Аргентине .
Аранда разворачивает историю в Испании 1970-х годов во время Бургосского процесса, в рамках которого были приведены в исполнение некоторые из последних смертных приговоров в Испании во время режима Франко. Премьера «Луны Кальенте» состоялась в октябре 2009 года на Международном кинофестивале в Вальядолиде , но зрителей она не нашла.
Фильмография
[ редактировать ]Год | Английское название | Оригинальное название | Примечания | Аудитория |
---|---|---|---|---|
1964 | Многообещающее будущее | Светлое будущее | Сорежиссер с критиком и историком Романом Губерном. | 130,012 |
1965 | Девушка Моргана | Девушка Моргана | Оригинальный сценарий написан совместно с Гонсало Суаресом. | 40,053 |
1969 | Изысканный труп | Жестокие | По рассказу Гонсало Суареса. | 338,695 |
1972 | Забрызганная кровью невеста | Кровавая невеста | 531,108 | |
1974 | Клара - цена | Ясно, это цена | Оригинальный сценарий написан совместно с Хесусом Ферреро. | 1,013,439 |
1976 | Смена пола | Смена пола | 840,261 | |
1980 | Девушка с золотыми трусиками | Девушка в золотых трусиках | Экранизация романа Хуана Марсе. | 795,848 |
1982 | Убийство в ЦК | Убийство в ЦК | По роману Мануэля Васкеса Монтальбана. | 170,618 |
1984 | Фанни Пелопая | Фанни Пелопая / Á coups de crosse (Франция) | По роману «Протезис». Андреу Мартина | 182,664 |
1984 | Преступление капитана Санчеса | Преступление капитана Санчеса | Сделано для телевизора толщиной 16 мм. | |
1986 | Время тишины | Тихое время | По роману Луиса Мартина Сантоса. | 433,149 |
1987 | Эль Лютня: Беги ради своей жизни | Лютня: иди или лопни | На основе биографии Элеутерио Санчеса. | 1,422,188 |
1988 | Эль Лютня: Завтра я буду свободен | Лютня II: завтра я буду свободен | На основе биографии Элеутерио Санчеса. | 382,764 |
1989 | Если тебе скажут, что я упал | Если они скажут тебе, что я упал | Экранизация романа Хуана Марсе. | 338,369 |
1990 | Всадники зари | Всадники зари | По роману Хесуса Фернандеса Сантоса. Премьера пятисерийного телевизионного мини-сериала состоялась на Каннском кинофестивале 1990 года как двухсерийный художественный фильм. | |
1991 | Любители | Любители | Обладатель двух премий «Гойя» : лучший фильм и лучший режиссёр. Показан на 41-м Берлинском международном кинофестивале. [ 35 ] |
697,368 |
1993 | Двуязычный любовник | Двуязычный любовник | По роману Хуана Марсе. | 273,218 |
1993 | нарушитель | нарушитель | 249,087 | |
1994 | Турецкая страсть | Турецкая страсть | По роману Антонио Гала. Участник 19-го Московского международного кинофестиваля . [ 36 ] |
1,240,044 |
1996 | Либертарианец | Либертарианец | 594,978 | |
1998 | Невооруженным глазом | Взгляд другого | Экранизация романа Фернандо Дж. Дельгадо. Показан на 48-м Берлинском международном кинофестивале. [ 37 ] |
107.489 |
1999 | ревность | ревность | 338,073 | |
2001 | безумная любовь | Хуана Сумасшедшая | По мотивам пьесы | 2,067,004 |
2003 | Кармен | Кармен | По мотивам Проспера Мериме знаменитой новеллы . | 1,362,874 |
2006 | Заговор девушек | Тиранте эль Бланко | По роману Жоано Марторелла. | 296,585 |
2007 | Клуб Лолиты | Песни о любви в Клубе Лолиты | По роману Хуана Марсе. | 59,308 |
2009 | Горячая луна | Горячая луна | По роману Мемпо Джардинелли. | 59,388 |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Галан, Диего (26 мая 2015 г.). «Висенте Аранда умирает» . Страна . Проверено 26 мая 2015 г.
- ^ Вера, Висенте Аранда , с. 13
- ^ Перейти обратно: а б Кольмена, Висенте Аранда , с. 14
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стоун, Испанское кино , с. 115
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Стоун, Испанское кино , с. 114
- ^ Перейти обратно: а б Торрес, Словарь испанского кино , с. 80
- ^ Колмена, Висенте Аранда , с. 11
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Д'Луго, Путеводитель по кино Испании , с. 119
- ^ Кановас, Взгляды на кино Висенте Аранды , с. 54
- ^ Перейти обратно: а б Кановас, Взгляды на кино Висенте Аранды , с. 55
- ^ Перейти обратно: а б с Мира, Исторический словарь испанского кино , с. 21
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стоун, Испанское кино , с. 119
- ^ Альварес и Фриас, Висенте Аранда , с. 130
- ^ Перейти обратно: а б Кановас, Взгляды на кино Висенте Аранды , с. 59
- ^ Вера, Висенте Аранда , с. 152
- ^ Перейти обратно: а б Кановас, Взгляды на кино Висенте Аранды , с. 66
- ^ Перейти обратно: а б с Морган, Современное испанское кино , с. 26
- ^ Перейти обратно: а б Морган, Современное испанское кино , с. 27
- ^ Колмена, Висенте Аранда , с. 184
- ^ Колмена, Висенте Аранда , с. 188
- ^ Перейти обратно: а б Кольмена, Висенте Аранда , с. 191
- ^ Колмена, Висенте Аранда , с. 200
- ^ Колмена, Висенте Аранда , с. 202
- ^ Кановас, Взгляды на кино Висенте Аранды , с. 69
- ^ Торрес, Словарь испанского кино , стр. 81
- ^ Перриам, Звезды и мужественность , с. 31
- ^ Кановас, Взгляды на кино Висенте Аранды , с. 30
- ^ Перейти обратно: а б Джордан и Морган, Современное испанское кино , с. 170
- ^ Перейти обратно: а б Мира, Исторический словарь испанского кино , с. 22
- ^ Кановас, Взгляды на кино Висенте Аранды , с. 74
- ^ «Киноблизость» . Проверено 20 сентября 2008 г.
- ^ «Строго киношкола» . Проверено 20 сентября 2008 г.
- ^ «Киноблизость» . Проверено 20 сентября 2008 г.
- ^ «Берлинале: Лауреаты премии 1991 года» . berlinale.de . Архивировано из оригинала 15 октября 2013 года . Проверено 21 марта 2011 г.
- ^ «19-й Московский международный кинофестиваль (1995)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 22 марта 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «Берлинале: Программа 1998 года» . berlinale.de . Проверено 21 марта 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Альварес, Роза и Фриас, Белен. Висенте Аранда: Кино как страсть . Уэльва, XX Иберо-американский кинофестиваль в Уэльве, 1994 г., ISBN 84-87737-04-8
- Бенавент, Франсиско Мария. Испанское кино девяностых . Издания Мессенджера, 2000 г., ISBN 84-271-2326-4
- Кановас, Хоакин (редактор), Различные авторы: Взгляды на кино Висенте Аранды . Мурсия: Университет Мурсии, 2000 г., ISBN 84-607-0463-7
- Кольмена, Энрике. Висенте Аранда . Председатель, Мадрид, 1986 г., ISBN 84-376-1431-7
- Д'Луго, Марвин. Путеводитель по кино Испании . Гринвуд Пресс, 1997. ISBN 0-313-29474-7
- Гарнер, Хосе Луис. Тревожное кино Висенте Аранды . Имагфик, DL1985
- Махарин, Сара. Жизнь кино: Страсть, Утопия, История: Уроки Висенте Аранды . Редакция Zumaque SL, 2013. ISBN 9788494011016
- Джордан, Барри и Морган-Томосунас, Рикки. Современное испанское кино , Издательство Манчестерского университета, 1998, ISBN 0-7190-4413-8
- Мира, Альберто. Исторический словарь испанского кино . Пугало Пресс, 2010, ISBN 0-8108-5957-2
- Перриам, Крис. Звезды и мужественность в испанском кино: от Бандераса до Бардема . Издательство Оксфордского университета, 2003. ISBN 0-19-815996-X .
- Стоун, Роб, Испанское кино . Пирсонское образование, 2002 г., ISBN 0-582-43715-6
- Торрес, Аугусто. Словарь испанского кино . Эспаса Кальпе, 1994 г., ISBN 84-239-9203-9
- Вера, Паскуаль. Висенте Аранда . JC Editions, Мадрид, 1989 г., ISBN 84-85741-46-3