Jump to content

Концерт для фортепиано с оркестром № 5 (Бетховен)

(Перенаправлено из Императорского концерта )

Концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор
№ 5 ( Император )
Людвиг ван Бетховен
Бетховен в 1815 году: портрет Йозефа Виллиброрда Мелера
Ключ Ми-бемоль мажор
Опус 73
Составленный 1809  ( 1809 )
Преданность Эрцгерцог Рудольф
Движения 3
Премьера
Дата 28 ноября 1811 г. ( 28 ноября 1811 )
Расположение Гевандхаус
Дирижер Иоганн Филипп Кристиан Шульц
Исполнители

Концерт для фортепиано с оркестром № 5 ми -бемоль мажор , соч. 73, известный как «Императорский концерт» в англоязычных странах , — фортепианный концерт, написанный Людвигом ван Бетховеном . Бетховен написал концерт в 1809 году на зарплату в Вене и посвятил его эрцгерцогу Рудольфу , который был его покровителем, другом и учеником. Его публичная премьера состоялась 28 ноября 1811 года в Лейпциге, где Фридрих Шнайдер солистом был Иоганн Филипп Кристиан Шульц дирижировал , а оркестром Гевандхауса . Бетховен, обычно солист, не мог выступать из-за ухудшения слуха.

Военный аспект и символика произведения характеризуют его героический стиль. Бетховен использовал в произведении новые подходы, такие как начало сольного вступления без оркестрового вступления, удлинение концерта и создание новых отношений между фортепиано и оркестром. Первая из трех частей , Аллегро, имеет сонатную форму и длиннее любой вступительной части ранних фортепианных концертов Бетховена. Вторая часть, Adagio un poco mosso, представляет собой ноктюрн , непосредственно перетекающий в третью часть. Последняя часть, «Рондо: Аллегро ма нон троппо», представляет собой семичастное рондо . Концерт длится около сорока минут.

Происхождение эпитета «Император» неясно; возможно, он был придуман Иоганном Баптистом Крамером , английским издателем концерта. Концерт не имеет никакого отношения к какому-либо императору, и, по словам Дональда Тови и Бетси Шварм, Бетховену он не понравился бы из-за его неодобрения завоевания Наполеона. В рамках своего репертуара Ференц Лист на протяжении всей своей жизни часто исполнял этот концерт. С 1912 года она неоднократно записывалась классическими пианистами.

покровитель Бетховена эрцгерцог Рудольф ; портрет Иоганна Баптиста фон Лампи

Возвращение Бетховена в Вену из Хайлигенштадта в 1802 году ознаменовало изменение музыкального стиля и теперь часто обозначается как начало его среднего или «героического» периода, характеризующегося множеством оригинальных произведений, написанных в большом масштабе. [1] Осенью 1808 года, после того как Бетховен был отклонен на должность в Королевском театре, он получил предложение от брата Наполеона Жерома Бонапарта , короля Вестфалии , на хорошо оплачиваемую должность капельмейстера при дворе в Касселе . Чтобы убедить его остаться в Вене, эрцгерцог Рудольф, принц Кински и принц Лобковиц обязались выплачивать ему пенсию в размере 4000 флоринов в год. [2] Эрцгерцог Рудольф выплатил свою долю зарплаты в оговоренный день. [3] Кински, немедленно призванный на военную службу, не внес свой вклад и умер в ноябре 1812 года, упав с лошади. [4] [5] Когда в 1811 году австрийская валюта дестабилизировалась, Лобковиц обанкротился. Чтобы воспользоваться соглашением, Бетховену пришлось обратиться в суд, который в 1815 году принес ему некоторую плату. [6]

Бетховен почувствовал, что наполеоновские войны достигли Вены в начале 1809 года, и завершил написание фортепианного концерта в апреле, когда Вена была осаждена армиями Наполеона. [4] В июле 1809 года он писал своему издателю, что вокруг него «не было ничего, кроме барабанов, пушек, людей и всякого рода страданий». [7] Чтобы сохранить слух, он сбежал в подвал брата и закрыл уши подушками. [8] Героический стиль произведения отражает охваченную войной эпоху своей военной тематикой и героическим тоном. [9] Бетховен экспериментировал с новыми техниками, такими как вступление на фортепиано, начинающееся раньше, чем обычно, и с каденцией . [10]

Публичная премьера концерта состоялась 28 ноября 1811 года в Лейпциге с Фридрихом Шнайдером в качестве солиста. [7] Потеря слуха Бетховена не помешала ему сочинять музыку, но все больше затрудняла выступления на концертах. [11] Концерт дебютировал в Вене 12 февраля 1812 года с Карлом Черни , учеником Бетховена, в качестве солиста. [12] Английская премьера состоялась 8 мая 1820 года с Чарльзом Нитом в качестве солиста. [13] Феликс Мендельсон дал английское выступление 24 июня 1829 года. [14] Эрцгерцог Австрии Рудольф был аристократическим покровителем Бетховена, и в 1803 или 1804 году Рудольф начал изучать фортепиано и композицию у Бетховена. Они подружились, и их встречи продолжались до 1824 года. [15] Бетховен посвятил ему множество произведений, в том числе и этот концерт. [16]

Происхождение эпитета концерта « Император » неясно, и не существует единого мнения о его происхождении. Маловероятная и недостоверная история гласит, что на первом представлении в Вене французский офицер сказал: «C'est l'Empereur!» [7] Другие источники говорят, что его придумал Иоганн Баптист Крамер. [17] По словам Дональда Тови и Бетси Шварм, Бетховену не понравился бы этот эпитет из-за его неодобрения завоевания Наполеона. [7] Бетховен ранее пересмотрел посвящение своей третьей симфонии ; Первоначально посвященный Наполеону, Бетховен изменил его после того, как Наполеон принял титул императора в 1804 году. [18] По словам Яна Шена, музыковеды сходятся во мнении, что концерт не имеет никакого отношения к императору. [19]

Концерт написан для двух флейт , двух гобоев , двух кларнетов в B (кларнет 1 играет в A в части 2), двух фаготов , двух валторн , двух труб , литавр в E и B и струнных . Во второй части звучат 2-я флейта, 2-й кларнет, трубы и литавры . [20] Концерт разделен на следующие три части : [7]

  1. Аллегро ми мажор , ( 4
    4
    )
  2. Медленно немного грубо [а] , си мажор ( 4
    4
    )
  3. Рондо: Allegro ma non tanto ми мажор ( 6
    8
    )

Бетховен начал вводить новшества в жанр фортепианного концерта со своего третьего фортепианного концерта и продолжил свой пятый фортепианный концерт. [22] В то время как фортепианные концерты Вольфганга Амадея Моцарта состояли из фортепиано и оркестра, работающих в тандеме, в двух последних фортепианных концертах Бетховена пианист был «героем», доминирующим и направленным солистом. [23] [24] Кроме того, в концертах Моцарта солист был виртуозом и имел большее значение, чем композитор; у Бетховена пианист — вектор для композитора. [25] Бетховен создал традицию соединения частей в концертах, особенно средней и последней. Последующие композиторы соединяли и переходили через все части, пытаясь создать единство в произведении. [12]

И. Аллегро

[ редактировать ]
\относительный с' {  \override TupletBracket #'stencil = ##f  \override Score.BarNumber #'stencil = ##f  \key es \major \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 4 = 120  es2~\f es8 \times 2/3 { f16( es d) } es8-. е-. |  g4( es c) bes8. бес16 |  es2~\sf es8 \times 2/3 { f16( es d) } es8-. е-. |  g4( es c) bes8. бес16 |  d2\sf es8 рфр |  g2\sf as4.\sf f8 |  es4\p}
Эскизы к первой части Пятого фортепианного концерта.

Первая часть длиннее, чем все, что Бетховен ранее сочинил в жанре фортепианного концерта. [10] Бетховен придерживался традиционной сонатной формы , но существенно по-новому определил взаимодействие фортепиано и оркестра. [26] Вступительная каденция предшествует оркестровой экспозиции, сольной экспозиции, развитию, перепросмотру, письменной каденции и коде. [27] Бетховен категорически запрещает солисту исполнять собственную каденцию , являющуюся отходом от предыдущих фортепианных концертов. Стефан Линдеман и Уильям Киндерман предположили, что Бетховен хотел контролировать все аспекты произведения, поскольку он не мог лично исполнить его или создать лучшую последовательность без виртуозного прерывания. [28] [29] Вслед за этим произведением композиторы писали каденции, а не оставляли их исполнителю. [26]

Концерт открывается оркестром, предлагающим три звучных аккорда. Фортепиано соло реагирует на каждый аккорд россыпью арпеджио, трелей и гамм. Это начало было новым для классических концертов, и расцветы стали почти тематическими. [10]

Далее следует движущая первая тема , и пояснительный материал повторяется с вариациями, виртуозными фигурами и модифицированными гармониями. Вторая тема, марш, появляется сначала в форме си минор в струнных, затем тематически переходит в до-бемоль мажор у валторн. На протяжении всей части Бетховен трансформирует эти темы в ряд тональностей, настроений и фигур. После открытия часть следует трехтемной структуре сонаты Бетховена для концерта. Оркестровая экспозиция представляет собой двухтемную сонатную экспозицию. Вторая экспозиция с фортепиано представляет торжествующую, виртуозную третью тему, принадлежащую исключительно солирующему инструменту, что является визитной карточкой концертов Бетховена. Кода развивает открытую первую тему, наращивая интенсивность, а затем завершается финальным кульминационным достижением тоники ми мажор. [ нужна ссылка ]

II. Медленно немного грубо

[ редактировать ]
\relative c' { \set Staff.midiInstrument = #"струнный ансамбль 1"  \key b \major \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 4 = 60  dis2(\p цис4 дис |  b4 и цис2) |  fis4 fis( ГИС АИС |  b4 дис, цис2) |}

Вторая часть си мажор представляет собой тихий ноктюрн для фортепиано соло, приглушенных струнных и духовых инструментов, которые общаются с фортепиано соло. Часть ненадолго меняется на ре мажор мажора концерта , очень далекую тональность от ми ♭ . Третья часть начинается без перерыва, когда одинокая фагота нота B понижается на полутон до B , доминанты тональной тональности E . Конец второй части непосредственно перетекает в третью.

Бетховен использует си-мажор как «неожиданную» тональность для резких отдаленных тональных отношений. Это разрешается до B при переходе к последней части. [30]

III. Рондо: Весело, но не слишком.

[ редактировать ]
\ относительно с'' {  \key es \major \time 6/8 \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 4 = 150  \частичный 8 bes8 | bes8\ff( es) es([ g)] r g16( bes) |  bes16( es) es4~\sf es es16( g) |  f8\pr d16( f) es8 rg,16( bes) |  bes4\trill~ bes16 и bes4}

Как соната Appassionata и Концерт для скрипки , партитура отмечена attacca , чтобы указать практически на отсутствие разрыва с предыдущей частью, которая не закончилась полным закрытием . [31]

Заключительная часть концерта представляет собой семичастное рондо (АБАКАБА). Фортепиано соло представляет основную тему перед тем, как оркестр подтверждает заявление солиста. Часть B рондо начинается с фортепианных гамм , прежде чем снова отвечает оркестр. C-часть намного длиннее, в ней представлена ​​тема из A-секции в трех разных тональностях, прежде чем фортепиано исполнит отрывок из арпеджио. Вместо того, чтобы закончить сильным вступлением оркестра, трель , завершающая каденцию, затихает до тех пор, пока снова не появляется вступительная тема, которую сначала исполняет фортепиано, а затем оркестр. В последнем разделе тема подвергается вариациям, прежде чем концерт заканчивается короткой каденцией и сильным оркестровым откликом. [ нужна ссылка ]

Современный прием был положительным: отзывы хвалили его оригинальность и красоту. В одном обзоре говорилось:

В расцвете своего гения он почти никогда не думает о ne quid nimium; [б] он занимается своей темой с неутомимой поспешностью, нередко делает отступления, кажущиеся барочными, и таким образом, через усилие, сам утомляет жадное внимание более слабого любителя музыки, который не может уследить за ходом его мыслей. [32]

- Робин Уоллес, Критический прием произведений Бетховена его немецкими современниками, соч. 73 к соч. 85 (2018)

Критика подверглась продолжительности концерта, заявив, что его продолжительность лишила его красоты. [33]

По словам Бетси Шварм, это произведение было любимым произведением Ференца Листа . [17] Лист часто исполнял этот концерт на протяжении всей своей жизни, в том числе на представлении 1841 года под дирижированием Гектора Берлиоза . [34] на открытии памятника Бетховену в 1845 году. [35] и на концерте Бетховена 1877 года с Ферруччо Бузони . участием [36] На концерте 1877 года Лист играл девятью пальцами из-за травмы левой руки. Одиннадцатилетний Бузони был «горько разочарован» его выступлением, но был единственным, кто это заметил. [37]

Музыковед Альфред Эйнштейн назвал этот концерт «апофеозом военной концепции». Он считал, что это родственная работа « Героической», потому что она вызывает образы такого императора, как Наполеон. [38] Альфред Брендель сказал, что у него «великое и сияющее видение, благородное видение свободы». [39] В издании своей биографии Бетховена 1860 года Антон Шиндлер написал, что этот концерт был «вершиной всей концертной музыки, когда-либо написанной». [40] Джозеф Керман заявил, что это был «триумф». [41] По состоянию на 2021 год Это был самый исполняемый фортепианный концерт в Карнеги-холле : было исполнено 215 раз. [42]

2 октября 1912 года Фрэнк Ла Форж записал часть адажио со студийным оркестром для компании Victor Talking Machine ; запись была выпущена как Victor 55030-A. [43] В 1922 году Фредерик Ламонд сделал первую полную запись с Королевским оркестром Альберт-холла под управлением Юджина Гуссенса . [44] В 1945 году Вальтер Гизекинг сделал стереофоническую запись для немецкого радио вместе с Grosses Funkorchester под руководством Артура Ротера . Это одна из самых ранних стереозаписей и одна из примерно 300 таких записей, сделанных во время войны, пять из которых сохранились. Во время тихих переходов слышны выстрелы зенитных орудий. [45] Фортепианный концерт № 5, являющийся частью полных записей фортепианных концертов Бетховена, был записан Клаудио Аррау в 1958 году. [46] Вильгельм Кемпф в 1961 году. [47] Владимир Ашкенази в 1972 году. [48] Алисия де Ларроша в 1983 году. [49] Элен Гримо в 2006 году. [50] и Гленн Гулд . [51] Другие записи были сделаны Альфредом Бренделем в 1976 году. [52] Фридрих Гульда в 1971 году. [53] и Мюррей Перахия в 1986 году. [54]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В оригинальном автографе (стр. 74r) написано Adagio un poco moto Адажио с небольшим движением»), а не mosso . [21]
  2. ^ Латынь, «ничего лишнего»
  1. ^ Тайсон 1969 , с. 138–141.
  2. ^ Тайер 1967a , с. 457.
  3. ^ Купер 2008 , с. 195.
  4. ^ Перейти обратно: а б Купер 1996 , с. 48.
  5. ^ Купер 2008 , с. 48.
  6. ^ Соломон 1998 , с. 194.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Стейнберг 1998 , с. 71.
  8. ^ Стейнберг 1998 , с. 73.
  9. ^ Шен 2015 , стр. 2–7.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Стейнберг 1998 , с. 74.
  11. ^ Керман, Тайсон и Бернхэм 2001 , § 5.
  12. ^ Перейти обратно: а б Линдеман 1999 , с. 17.
  13. ^ Гроув 1905 , с. 176.
  14. ^ Блант 1974 , с. 100.
  15. ^ Локвуд 2005 , стр. 300–301.
  16. ^ Шиндлер 1972 , с. 196.
  17. ^ Перейти обратно: а б Рой 2011 , с. 118.
  18. ^ Сайп 1998 , стр. 30–31.
  19. ^ Шен 2015 , с. 2.
  20. ^ Бетховен 1999 , с. 1.
  21. ^ Бетховен 1809 , 74
  22. ^ железо и .
  23. ^ Киф 2005 , с. 89.
  24. ^ Эйзен и «В то время как в концертах Моцарта солист и ансамбль работают в тандеме, в концертах Бетховена солист явно является героем».
  25. ^ Эйзен и «... они все чаще считают героем произведений композитора, а не исполнителя».
  26. ^ Перейти обратно: а б Линдеман 1999 , с. 20.
  27. ^ Линдеман 1999 , с. 18.
  28. ^ Линдеман 1999 , стр. 19–20.
  29. ^ Университет Небраски Press 2000 , стр. 88.
  30. ^ Брибитцер-Сталл 2006 , с. 241.
  31. ^ Купер 2007 , с. 460.
  32. ^ Уоллес 2018 , с. 12.
  33. ^ Уоллес 2018 , с. 14.
  34. ^ Уокер 1987 , с. 182.
  35. ^ Уокер 1987 , с. 423.
  36. ^ Комини 2008 , с. 333.
  37. ^ Комини 2008 , с. 347.
  38. ^ Эйнштейн 1958 , с. 248.
  39. ^ Стейнберг 1998 , с. 72.
  40. ^ Шиндлер 1972 , с. 160.
  41. ^ Керман 1997 , с. 520.
  42. ^ «Пять наиболее часто исполняемых фортепианных концертов в Карнеги-холле» . www.carnegiehall.org . Проверено 21 сентября 2021 г.
  43. ^ Кузница 1912 года .
  44. ^ Лето 2018 , с. 11.
  45. ^ SDRM nd , стр. 58–59.
  46. ^ Аррау 2011 .
  47. ^ Кемпфф 2013 .
  48. ^ Ашкенази 1972 .
  49. ^ Ларроша 1984 .
  50. ^ Гримо 2007 .
  51. ^ Гулд 2012 .
  52. ^ Брендель 1992 .
  53. ^ Гульда 1973 .
  54. ^ Перия 1986 .

Источники

[ редактировать ]

Источники книг

[ редактировать ]

Другие источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7b8a7fcae35b447276e08a242ca4a7e0__1721676600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/e0/7b8a7fcae35b447276e08a242ca4a7e0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Concerto No. 5 (Beethoven) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)