Концерт для фортепиано с оркестром № 5 (Бетховен)
Концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор | |
---|---|
№ 5 ( Император ) | |
Людвиг ван Бетховен | |
Ключ | Ми-бемоль мажор |
Опус | 73 |
Составленный | 1809 |
Преданность | Эрцгерцог Рудольф |
Движения | 3 |
Премьера | |
Дата | 28 ноября 1811 г. |
Расположение | Гевандхаус |
Дирижер | Иоганн Филипп Кристиан Шульц |
Исполнители |
|
Концерт для фортепиано с оркестром № 5 ми -бемоль мажор , соч. 73, известный как «Императорский концерт» в англоязычных странах , — фортепианный концерт, написанный Людвигом ван Бетховеном . Бетховен написал концерт в 1809 году на зарплату в Вене и посвятил его эрцгерцогу Рудольфу , который был его покровителем, другом и учеником. Его публичная премьера состоялась 28 ноября 1811 года в Лейпциге, где Фридрих Шнайдер солистом был Иоганн Филипп Кристиан Шульц дирижировал , а оркестром Гевандхауса . Бетховен, обычно солист, не мог выступать из-за ухудшения слуха.
Военный аспект и символика произведения характеризуют его героический стиль. Бетховен использовал в произведении новые подходы, такие как начало сольного вступления без оркестрового вступления, удлинение концерта и создание новых отношений между фортепиано и оркестром. Первая из трех частей , Аллегро, имеет сонатную форму и длиннее любой вступительной части ранних фортепианных концертов Бетховена. Вторая часть, Adagio un poco mosso, представляет собой ноктюрн , непосредственно перетекающий в третью часть. Последняя часть, «Рондо: Аллегро ма нон троппо», представляет собой семичастное рондо . Концерт длится около сорока минут.
Происхождение эпитета «Император» неясно; возможно, он был придуман Иоганном Баптистом Крамером , английским издателем концерта. Концерт не имеет никакого отношения к какому-либо императору, и, по словам Дональда Тови и Бетси Шварм, Бетховену он не понравился бы из-за его неодобрения завоевания Наполеона. В рамках своего репертуара Ференц Лист на протяжении всей своей жизни часто исполнял этот концерт. С 1912 года она неоднократно записывалась классическими пианистами.
Фон
[ редактировать ]Возвращение Бетховена в Вену из Хайлигенштадта в 1802 году ознаменовало изменение музыкального стиля и теперь часто обозначается как начало его среднего или «героического» периода, характеризующегося множеством оригинальных произведений, написанных в большом масштабе. [1] Осенью 1808 года, после того как Бетховен был отклонен на должность в Королевском театре, он получил предложение от брата Наполеона Жерома Бонапарта , короля Вестфалии , на хорошо оплачиваемую должность капельмейстера при дворе в Касселе . Чтобы убедить его остаться в Вене, эрцгерцог Рудольф, принц Кински и принц Лобковиц обязались выплачивать ему пенсию в размере 4000 флоринов в год. [2] Эрцгерцог Рудольф выплатил свою долю зарплаты в оговоренный день. [3] Кински, немедленно призванный на военную службу, не внес свой вклад и умер в ноябре 1812 года, упав с лошади. [4] [5] Когда в 1811 году австрийская валюта дестабилизировалась, Лобковиц обанкротился. Чтобы воспользоваться соглашением, Бетховену пришлось обратиться в суд, который в 1815 году принес ему некоторую плату. [6]
Бетховен почувствовал, что наполеоновские войны достигли Вены в начале 1809 года, и завершил написание фортепианного концерта в апреле, когда Вена была осаждена армиями Наполеона. [4] В июле 1809 года он писал своему издателю, что вокруг него «не было ничего, кроме барабанов, пушек, людей и всякого рода страданий». [7] Чтобы сохранить слух, он сбежал в подвал брата и закрыл уши подушками. [8] Героический стиль произведения отражает охваченную войной эпоху своей военной тематикой и героическим тоном. [9] Бетховен экспериментировал с новыми техниками, такими как вступление на фортепиано, начинающееся раньше, чем обычно, и с каденцией . [10]
Публичная премьера концерта состоялась 28 ноября 1811 года в Лейпциге с Фридрихом Шнайдером в качестве солиста. [7] Потеря слуха Бетховена не помешала ему сочинять музыку, но все больше затрудняла выступления на концертах. [11] Концерт дебютировал в Вене 12 февраля 1812 года с Карлом Черни , учеником Бетховена, в качестве солиста. [12] Английская премьера состоялась 8 мая 1820 года с Чарльзом Нитом в качестве солиста. [13] Феликс Мендельсон дал английское выступление 24 июня 1829 года. [14] Эрцгерцог Австрии Рудольф был аристократическим покровителем Бетховена, и в 1803 или 1804 году Рудольф начал изучать фортепиано и композицию у Бетховена. Они подружились, и их встречи продолжались до 1824 года. [15] Бетховен посвятил ему множество произведений, в том числе и этот концерт. [16]
Происхождение эпитета концерта « Император » неясно, и не существует единого мнения о его происхождении. Маловероятная и недостоверная история гласит, что на первом представлении в Вене французский офицер сказал: «C'est l'Empereur!» [7] Другие источники говорят, что его придумал Иоганн Баптист Крамер. [17] По словам Дональда Тови и Бетси Шварм, Бетховену не понравился бы этот эпитет из-за его неодобрения завоевания Наполеона. [7] Бетховен ранее пересмотрел посвящение своей третьей симфонии ; Первоначально посвященный Наполеону, Бетховен изменил его после того, как Наполеон принял титул императора в 1804 году. [18] По словам Яна Шена, музыковеды сходятся во мнении, что концерт не имеет никакого отношения к императору. [19]
Музыка
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Концерт написан для двух флейт , двух гобоев , двух кларнетов в B ♭ (кларнет 1 играет в A в части 2), двух фаготов , двух валторн , двух труб , литавр в E ♭ и B ♭ и струнных . Во второй части звучат 2-я флейта, 2-й кларнет, трубы и литавры . [20] Концерт разделен на следующие три части : [7]
- Аллегро ми ♭ мажор , ( 4
4 ) - Медленно немного грубо [а] , си мажор ( 4
4 ) - Рондо: Allegro ma non tanto ми ♭ мажор ( 6
8 )
Бетховен начал вводить новшества в жанр фортепианного концерта со своего третьего фортепианного концерта и продолжил свой пятый фортепианный концерт. [22] В то время как фортепианные концерты Вольфганга Амадея Моцарта состояли из фортепиано и оркестра, работающих в тандеме, в двух последних фортепианных концертах Бетховена пианист был «героем», доминирующим и направленным солистом. [23] [24] Кроме того, в концертах Моцарта солист был виртуозом и имел большее значение, чем композитор; у Бетховена пианист — вектор для композитора. [25] Бетховен создал традицию соединения частей в концертах, особенно средней и последней. Последующие композиторы соединяли и переходили через все части, пытаясь создать единство в произведении. [12]
И. Аллегро
[ редактировать ]Первая часть длиннее, чем все, что Бетховен ранее сочинил в жанре фортепианного концерта. [10] Бетховен придерживался традиционной сонатной формы , но существенно по-новому определил взаимодействие фортепиано и оркестра. [26] Вступительная каденция предшествует оркестровой экспозиции, сольной экспозиции, развитию, перепросмотру, письменной каденции и коде. [27] Бетховен категорически запрещает солисту исполнять собственную каденцию , являющуюся отходом от предыдущих фортепианных концертов. Стефан Линдеман и Уильям Киндерман предположили, что Бетховен хотел контролировать все аспекты произведения, поскольку он не мог лично исполнить его или создать лучшую последовательность без виртуозного прерывания. [28] [29] Вслед за этим произведением композиторы писали каденции, а не оставляли их исполнителю. [26]
Концерт открывается оркестром, предлагающим три звучных аккорда. Фортепиано соло реагирует на каждый аккорд россыпью арпеджио, трелей и гамм. Это начало было новым для классических концертов, и расцветы стали почти тематическими. [10]
Далее следует движущая первая тема , и пояснительный материал повторяется с вариациями, виртуозными фигурами и модифицированными гармониями. Вторая тема, марш, появляется сначала в форме си минор в струнных, затем тематически переходит в до-бемоль мажор у валторн. На протяжении всей части Бетховен трансформирует эти темы в ряд тональностей, настроений и фигур. После открытия часть следует трехтемной структуре сонаты Бетховена для концерта. Оркестровая экспозиция представляет собой двухтемную сонатную экспозицию. Вторая экспозиция с фортепиано представляет торжествующую, виртуозную третью тему, принадлежащую исключительно солирующему инструменту, что является визитной карточкой концертов Бетховена. Кода развивает открытую первую тему, наращивая интенсивность, а затем завершается финальным кульминационным достижением тоники ми ♭ мажор. [ нужна ссылка ]
II. Медленно немного грубо
[ редактировать ]Вторая часть си мажор представляет собой тихий ноктюрн для фортепиано соло, приглушенных струнных и духовых инструментов, которые общаются с фортепиано соло. Часть ненадолго меняется на ре мажор мажора концерта , очень далекую тональность от ми ♭ . Третья часть начинается без перерыва, когда одинокая фагота нота B понижается на полутон до B ♭ , доминанты тональной тональности E ♭ . Конец второй части непосредственно перетекает в третью.
Бетховен использует си-мажор как «неожиданную» тональность для резких отдаленных тональных отношений. Это разрешается до B ♭ при переходе к последней части. [30]
III. Рондо: Весело, но не слишком.
[ редактировать ]Как соната Appassionata и Концерт для скрипки , партитура отмечена attacca , чтобы указать практически на отсутствие разрыва с предыдущей частью, которая не закончилась полным закрытием . [31]
Заключительная часть концерта представляет собой семичастное рондо (АБАКАБА). Фортепиано соло представляет основную тему перед тем, как оркестр подтверждает заявление солиста. Часть B рондо начинается с фортепианных гамм , прежде чем снова отвечает оркестр. C-часть намного длиннее, в ней представлена тема из A-секции в трех разных тональностях, прежде чем фортепиано исполнит отрывок из арпеджио. Вместо того, чтобы закончить сильным вступлением оркестра, трель , завершающая каденцию, затихает до тех пор, пока снова не появляется вступительная тема, которую сначала исполняет фортепиано, а затем оркестр. В последнем разделе тема подвергается вариациям, прежде чем концерт заканчивается короткой каденцией и сильным оркестровым откликом. [ нужна ссылка ]
Прием
[ редактировать ]Современный прием был положительным: отзывы хвалили его оригинальность и красоту. В одном обзоре говорилось:
В расцвете своего гения он почти никогда не думает о ne quid nimium; [б] он занимается своей темой с неутомимой поспешностью, нередко делает отступления, кажущиеся барочными, и таким образом, через усилие, сам утомляет жадное внимание более слабого любителя музыки, который не может уследить за ходом его мыслей. [32]
- Робин Уоллес, Критический прием произведений Бетховена его немецкими современниками, соч. 73 к соч. 85 (2018)
Критика подверглась продолжительности концерта, заявив, что его продолжительность лишила его красоты. [33]
По словам Бетси Шварм, это произведение было любимым произведением Ференца Листа . [17] Лист часто исполнял этот концерт на протяжении всей своей жизни, в том числе на представлении 1841 года под дирижированием Гектора Берлиоза . [34] на открытии памятника Бетховену в 1845 году. [35] и на концерте Бетховена 1877 года с Ферруччо Бузони . участием [36] На концерте 1877 года Лист играл девятью пальцами из-за травмы левой руки. Одиннадцатилетний Бузони был «горько разочарован» его выступлением, но был единственным, кто это заметил. [37]
Музыковед Альфред Эйнштейн назвал этот концерт «апофеозом военной концепции». Он считал, что это родственная работа « Героической», потому что она вызывает образы такого императора, как Наполеон. [38] Альфред Брендель сказал, что у него «великое и сияющее видение, благородное видение свободы». [39] В издании своей биографии Бетховена 1860 года Антон Шиндлер написал, что этот концерт был «вершиной всей концертной музыки, когда-либо написанной». [40] Джозеф Керман заявил, что это был «триумф». [41] По состоянию на 2021 год [update]Это был самый исполняемый фортепианный концерт в Карнеги-холле : было исполнено 215 раз. [42]
Записи
[ редактировать ]2 октября 1912 года Фрэнк Ла Форж записал часть адажио со студийным оркестром для компании Victor Talking Machine ; запись была выпущена как Victor 55030-A. [43] В 1922 году Фредерик Ламонд сделал первую полную запись с Королевским оркестром Альберт-холла под управлением Юджина Гуссенса . [44] В 1945 году Вальтер Гизекинг сделал стереофоническую запись для немецкого радио вместе с Grosses Funkorchester под руководством Артура Ротера . Это одна из самых ранних стереозаписей и одна из примерно 300 таких записей, сделанных во время войны, пять из которых сохранились. Во время тихих переходов слышны выстрелы зенитных орудий. [45] Фортепианный концерт № 5, являющийся частью полных записей фортепианных концертов Бетховена, был записан Клаудио Аррау в 1958 году. [46] Вильгельм Кемпф в 1961 году. [47] Владимир Ашкенази в 1972 году. [48] Алисия де Ларроша в 1983 году. [49] Элен Гримо в 2006 году. [50] и Гленн Гулд . [51] Другие записи были сделаны Альфредом Бренделем в 1976 году. [52] Фридрих Гульда в 1971 году. [53] и Мюррей Перахия в 1986 году. [54]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тайсон 1969 , с. 138–141.
- ^ Тайер 1967a , с. 457.
- ^ Купер 2008 , с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б Купер 1996 , с. 48.
- ^ Купер 2008 , с. 48.
- ^ Соломон 1998 , с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стейнберг 1998 , с. 71.
- ^ Стейнберг 1998 , с. 73.
- ^ Шен 2015 , стр. 2–7.
- ^ Перейти обратно: а б с Стейнберг 1998 , с. 74.
- ^ Керман, Тайсон и Бернхэм 2001 , § 5.
- ^ Перейти обратно: а б Линдеман 1999 , с. 17.
- ^ Гроув 1905 , с. 176.
- ^ Блант 1974 , с. 100.
- ^ Локвуд 2005 , стр. 300–301.
- ^ Шиндлер 1972 , с. 196.
- ^ Перейти обратно: а б Рой 2011 , с. 118.
- ^ Сайп 1998 , стр. 30–31.
- ^ Шен 2015 , с. 2.
- ^ Бетховен 1999 , с. 1.
- ^ Бетховен 1809 , 74
- ^ железо и .
- ^ Киф 2005 , с. 89.
- ^ Эйзен и «В то время как в концертах Моцарта солист и ансамбль работают в тандеме, в концертах Бетховена солист явно является героем».
- ^ Эйзен и «... они все чаще считают героем произведений композитора, а не исполнителя».
- ^ Перейти обратно: а б Линдеман 1999 , с. 20.
- ^ Линдеман 1999 , с. 18.
- ^ Линдеман 1999 , стр. 19–20.
- ^ Университет Небраски Press 2000 , стр. 88.
- ^ Брибитцер-Сталл 2006 , с. 241.
- ^ Купер 2007 , с. 460.
- ^ Уоллес 2018 , с. 12.
- ^ Уоллес 2018 , с. 14.
- ^ Уокер 1987 , с. 182.
- ^ Уокер 1987 , с. 423.
- ^ Комини 2008 , с. 333.
- ^ Комини 2008 , с. 347.
- ^ Эйнштейн 1958 , с. 248.
- ^ Стейнберг 1998 , с. 72.
- ^ Шиндлер 1972 , с. 160.
- ^ Керман 1997 , с. 520.
- ^ «Пять наиболее часто исполняемых фортепианных концертов в Карнеги-холле» . www.carnegiehall.org . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ Кузница 1912 года .
- ^ Лето 2018 , с. 11.
- ^ SDRM nd , стр. 58–59.
- ^ Аррау 2011 .
- ^ Кемпфф 2013 .
- ^ Ашкенази 1972 .
- ^ Ларроша 1984 .
- ^ Гримо 2007 .
- ^ Гулд 2012 .
- ^ Брендель 1992 .
- ^ Гульда 1973 .
- ^ Перия 1986 .
Источники
[ редактировать ]Источники книг
[ редактировать ]- Бетховен, Людвиг ван (1 января 1999 г.). Концерт для фортепиано с оркестром №. 5 ми-бемоль мажор, соч. 73: «Император» . Курьерская корпорация. ISBN 978-0-486-40636-7 .
- Блант, Уилфрид (1974). На крыльях песни: Биография Феликса Мендельсона . Скрибнер. ISBN 978-0-684-13633-2 .
- Комини, Алессандра (2008). Меняющийся образ Бетховена: исследование мифотворчества . Санстоун Пресс. ISBN 978-0-86534-661-1 .
- Купер, Барри, изд. (1996). Сборник Бетховена: Путеводитель по жизни и музыке Бетховена (переработанная редакция). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-50-027871-0 .
- Купер, Барри (2008). Бетховен . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531331-4 .
- Эйнштейн, Альфред (1958). Очерки о музыке . Лондон: Фабер и Фабер. OCLC 713913183 .
- Форум, Бетховен (1 марта 2000 г.). Бетховенский форум . Университет Небраски Пресс. ISBN 978-0-8032-6195-2 .
- Киф, Саймон П. (27 октября 2005 г.). Кембриджский компаньон к концерту . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-83483-4 .
- Линдеман, Стефан Д. (1999). Структурная новизна и традиция раннеромантического фортепианного концерта . Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN 1576470008 .
- Локвуд, Льюис (2005). Бетховен: Музыка и жизнь . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 978-0-393-32638-3 .
- Шварм, Бетси (2011). Понимание классической музыки: понимание великолепной музыки и наслаждение ею . Траффорд Паб. ISBN 978-1-4269-9667-2 .
- Шиндлер, Антон (1972) [1860]. Макардл, Дональд В. (ред.). Бетховен, каким я его знал . Перевод Джолли, Констанс С. Нью-Йорк: WW Norton and Company, Inc. ISBN 0-393-00638-7 .
- Сайп, Томас (1998). Бетховен: Героическая симфония . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-47562-4 .
- Соломон, Мейнард (ноябрь 1998 г.). Бетховен (2-е исправленное изд.). Нью-Йорк: Торговые книги Ширмера. ISBN 978-0-8256-7268-2 .
- Стейнберг, Майкл (1998). Концерт: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 71. ИСБН 978-0-19-510330-4 .
- Тайер, Александр Уилок (1967a). Форбс, Эллиот (ред.). Жизнь Бетховена Тэйера . Том. 1. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-02717-3 .
- Уокер, Алан (1987). Ференц Лист: Виртуозные годы, 1811-1847 . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-9421-5 .
- Уоллес, Робин (2018). Критический прием произведений Бетховена его немецкими современниками, соч. 73 к соч. 85 (PDF) . Центр исследований Бетховена Бостонского университета. ISBN 978-0-692-12921-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Другие источники
[ редактировать ]- Бетховен, Людвиг ван (1809). «Концерты; pf, оркестр; ми-бемоль мажор; ор.73, 1809» . Оцифрованные коллекции Берлинской государственной библиотеки .
- Брибитцер-Сталл, Мэтью (2006). «Каденция как скобки: аналитический подход». Журнал теории музыки . 50 (2): 211–251. дои : 10.1215/00222909-2008-016 .
- Купер, Барри (2007). «Бетховен и двойной такт» . Музыка и письма . 88 (3): 458–483. дои : 10.1093/мл/gcm003 . ISSN 0027-4224 . JSTOR 30162867 . Проверено 12 июня 2022 г.
- Эйзен, Клифф (nd). «Людвиг ван Бетховен – Пять фортепианных концертов» . beethoven.org.pl .
- Гроув, Джордж (1905). «Концерт Бетховена для фортепиано с оркестром № 5 ми-бемоль (соч. 73)» . Музыкальные времена . 46 (745): 172–176. дои : 10.2307/902659 . JSTOR 902659 . Проверено 20 июня 2022 г.
- Керман, Джозеф ; Тайсон, Алан ; Бернхэм, Скотт Г. (2001). «Людвиг ван Бетховен». Оксфордская музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40026 .
- Керман, Джозеф (1997). «Фортепианные концерты Моцарта и Бетховена» . Ранняя музыка . 25 (3): 519–521. дои : 10.1093/earlyj/XXV.3.519 . ISSN 0306-1078 . JSTOR 3128439 . Проверено 12 июня 2022 г.
- Шен, Ян (май 2015 г.). «Повествовательный анализ Фортепианного концерта № 5 Бетховена» (PDF) . uh-ir.tdl.org .
- Саммерс, Джонатан (2018). «ФРЕДЕРИК ЛАМОНД. Записи Листа и электрические записи HMV и Electrola» (PDF) .
- Тайсон, Алан (февраль 1969 г.). «Героическая фаза Бетховена». Музыкальные времена . 110 (1512): 139–141. дои : 10.2307/952790 . JSTOR 952790 .
- «Звуковой дизайн и записанная музыка» (PDF) . Broadwaypress.com .
Записи
[ редактировать ]- Аррау, Клаудио (2011). Бетховен: Концерты для фортепиано с оркестром №№. 1-5 (Запись). Urania Records – через Presto Music.
- Ашкенази, Владимир (1972). Владимир Ашкенази, Чикагский симфонический оркестр, сэр Георг Шолти – Фортепианные концерты (запись). Декка Рекордс.
- Брендель, Альфред (1992). Альфред Брендель • Бетховен – Концерт №5 для фортепиано с оркестром - Император (Запись). Филипс Инсигния.
- Фордж, Фрэнк Ла (1912). Адажио из 5-го концерта, соч. 73 (Запись). Виктор – через Библиотеку Конгресса.
- Гулд, Гленн (2012). Гленн Гулд играет Бетховена: 5 фортепианных концертов (запись). Sony Music – через Presto Music.
- Гримо, Элен (2007). Бетховен: Концерт для фортепиано с оркестром № 5 и Соната для фортепиано № 28 ля ля, соч. 101 (Запись). Deutsche Grammophon – через Presto Music.
- Гульда, Фридрих (1973). Бетховен - Фридрих Гульда • Хорст Штейн • Венский филармонический оркестр – Пять фортепианных концертов (запись). Лондонские отчеты.
- Кемпфф, Вильгельм (2013). Вильгельм Кемпф: Записи концерта (Запись). Deutsche Grammophon – через Presto Music.
- Ларроша, Алисия де (1984). Бетховен: Фортепианные концерты №№ 1–5 и хоровая фантазия (запись). Decca Records – через Presto Music.
- Перахия, Мюррей (1986). Бетховен - Мюррей Перайя · Королевский оркестр Концертгебау · Бернар Хайтинк – Пять фортепианных концертов (запись). Сони Мьюзик.
- Цимерман, Кристиан (2021). Бетховен: Полное собрание фортепианных концертов · Лондонский симфонический оркестр · Сэр Саймон Рэттл (запись). Немецкий граммофон.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гутманн, Питер (2017). «Бетховен: Концерт № 5 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 73 («Император»)» . Классические заметки.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для фортепиано с оркестром № 5 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Оригинал автографа, 1809 г. , Берлинская государственная библиотека.
- BBC Discovering Music – анализ ( RealAudio , 29 минут)