Шафаа
Часть серии о Крид |
---|
Включая:
|
Шафаа (х) ( араб . شفاعة , «заступничество») в исламе — это обращение к Богу со стороны близкого друга Бога (мусульманского святого ) о прощении верующего грешника.
Слово Шафа происходит от слова шаф ( شَّفْعُ ), что означает четный, а не нечетный . Таким образом, ходатайствующий добавляет свою собственную рекомендацию к рекомендации просителя, так что есть два человека — четное число — просящих о прощении. Престиж ходатая усиливает слабую в других отношениях мольбу грешника. [ 1 ] Соответственно, Шафаат – это форма молитвы к Богу со стороны близкого к Нему человека от имени члена верующей общины, ищущего избавления от вечного проклятия (хотя и не обязательно от временного наказания). [ 2 ] [ 3 ]
Споры относительно Шафаата возникли по поводу того, кто может ходатайствовать перед Богом. Некоторые утверждают, что сторонники ваххабизма отрицают Шафаат Мухаммеда. [ 3 ] в то время как, по крайней мере, некоторые сторонники настаивают, что они выступают только против поиска Шафаата у «мертвых и им подобных». [ 4 ] Другой вопрос заключается в том, является ли использование святых людей в качестве посредников перед Богом «с конкретной просьбой» халялем (разрешенным) или «бессовестным нововведением ( бидаа ), превращающим мусульман в идолопоклонников». [ 5 ] Другой вопрос заключается в том, не грозит ли сосредоточенность на ходатайстве риском побудить людей к совершению грехов; его следует рассматривать как луч надежды, который ведет грешников на правильный путь после того, как они обидели себя. [ 6 ]
Ни одно из 29 упоминаний Шафаата в Судный день в Коране конкретно не включает Мухаммеда или «долг пророчества». Тем не менее, вера в заступничество Мухаммеда является доктриной как суннитов, так и шиитов, подкрепленной хадисами. Шииты также расширяют идею посредничества, включая Двенадцать Имамов и других « близких друзей Бога » (Аулия). [ 2 ] [ 6 ]
Среди мусульман распространено мнение, что «все мусульмане, кроме самых грешных», будут спасены благодаря заступничеству Мухаммеда и милости Бога в «последнее время». [ 7 ]
Заступничество в Коране и хадисах
[ редактировать ]В Коране
[ редактировать ]Стихи Корана , посвященные заступничеству, можно сгруппировать в три разные категории.
Первый тип полностью отрицает ходатайство; среди которых есть стихи, в которых говорится о том, как
- в день воскресения «нет ни торга, ни дружбы, ни заступничества», [ а ]
- «в тот день, когда одна душа не сможет помочь другой ни в малейшей степени, и заступничество за нее не будет принято» (Q.2:48), [ б ]
- когда «не будет вам спасителя от Аллаха» (Q.40:33). [ с ]
- День, когда, как сказано, никто, кроме Аллаха, не сможет ни навредить людям, ни принести им пользу (Q.10:18). [ д ] [ 1 ] [ 3 ]
Можно сказать, что эти аяты относятся к независимому заступничеству или заступничеству без разрешения Аллаха, которого не будет.
Второй тип утверждает, что заступничество будет, но только со стороны Бога. В этих стихах говорится, что
- «нет покровителя и заступника кроме Бога» (В.32:4). [ и ] [ ж ]
- В другом стихе сказано: «Кто может ходатайствовать перед Ним, как не с Его позволения?» (Вопрос 2:255) [ г ] [ 1 ]
Эти аяты могут относиться к тому, что единственное независимое заступничество принадлежит Аллаху и что ни одно заступничество не может быть осуществлено без его разрешения, другими словами, ни одно независимое заступничество, кроме заступничества Аллаха.
Состояние третьего типа: за грешников будут ходатайствовать некоторые люди в зависимости от Его благоволения. Стихи, которые заканчиваются такими фразами, как [ 3 ] [ 1 ]
- «…нет заступника, кроме как с Его позволения» (Коран 10:3), [ ч ] [ 3 ] или
- «…и они не заступаются, кроме тех, за кого Он благоволит, и от страха пред Ним они трепещут» (Коран 34:23). [ я ]
- «Никто не будет иметь права заступаться, кроме тех, кто принял завет с Милосердным» (Коран 19:87)
- «Представьте себе, сколько благородных ангелов на небесах! Даже их заступничество не принесет никакой пользы, пока Аллах не даст разрешение тому, кому пожелает, и только тем людям, которых Он одобрит» (Коран 53:26)
Во многих из этих стихов говорится, что заступничество не принесет никакой пользы/не будет принято без разрешения Аллаха, т.е. никакого независимого заступничества.
Взаимосвязь
[ редактировать ]Первый тип вышеупомянутых стихов полностью отвергает ходатайство, тогда как второй тип оставляет его только для Бога. Третий тип, однако, утверждает, что другие тоже могут ходатайствовать с Божьего позволения. ( Движение ваххабизма принимает веру в заступника Аллаха, но осуждает как неверующего любого, кто верит в заступничество кого-либо, кроме Бога.) [ 3 ] Однако, по словам Табатабаи (1903–1981), Коран известен тем, что сначала отвергает любую добродетель или совершенство для кого-либо, кроме Бога, но затем подтверждает ту же добродетель для других в зависимости от Его разрешения и удовольствия. [ 1 ] Чтобы доказать свою точку зрения, Табатабаи выдвигает следующий аналогичный аят, в котором сначала (в первом стихе) Коран говорит, что только Бог знает невидимое, затем (во втором стихе) Коран подтверждает это и для других: «И с Ним являются ключами невидимого, никто, кроме Него, не знает этого». [ Дж ] «[S] o Он не открывает Своих тайн никому, кроме того, кого Он изберет из апостолов». [ к ] [ 1 ]
Ниже приводится еще один пример такого рода, приведенный Табатабаи: «… они будут в огне; […] пребывая в нем, пока существуют небеса и земля, кроме тех случаев, когда будет угодно твоему Господу; поистине, твой Господь — ( могущественный) исполнитель того, что Он задумал. А что касается тех, кто стал счастливым, они будут в саду, пребывая в нем, пока существуют небеса и земля, за исключением дара, который никогда не будет отрезан; выключенный". [ л ] [ 1 ]
Заступничество в хадисе
[ редактировать ]Принцип заступничества упоминается в некоторых высказываниях Мухаммеда , когда он, например, сказал: «Я получил пять даров от Бога, [один из которых] — это заступничество, которое я приготовил для своей общины. Мое заступничество — это для тех, кто не связал ни одного партнера с Богом». [ 6 ]
В другой ситуации пророк говорит: «Моё заступничество особенно за совершивших тяжкие грехи в моей общине». По мнению Табатабаи, причина, по которой в этом хадисе упоминаются «большие грехи», заключается в том, что Коран уже обещал, что, если люди будут избегать больших грехов, Бог простит их мелкие грехи ( Коран, 4:31 ), чтобы не было потребность в прощении мелких грехов. [ 6 ]
Это также передал Ибн Аббас от пророка, который сказал, что верующие также могут ходатайствовать за своих братьев, что является своего рода молитвой за себя. Там сказано: «Если мусульманин умрёт, а за него помолятся сорок верующих в единство Бога, Бог примет их заступничество от его имени». [ 6 ]
Ходатайство в вероучениях
[ редактировать ]Основанием для «популярного убеждения», что «все, кроме самых грешных», будут спасены от адского огня благодаря заступничеству Мухаммеда и милости Бога в последнее время, является история из «вероучения ( акыды ) аль-Ашари, аль-Аш'ари, Насафи, ат-Тахави и Абу Ханифа»:
Затем Пророк обратился к Богу: пожалуйста, ускорь суд для моей общины. Он продолжает ходатайствовать, пока ему не выдадут документ для отправленных в Огонь. Хозяин места, где хранится Огонь, скажет: «О Мухаммад, ты не оставил после себя никакого топлива для гнева твоего Господа?» [ 8 ]
«Топливо для гнева вашего Господа» — это любой (мусульманин), которого нужно сжечь в «огне карающего правосудия Бога». Их отсутствие означает, что никто не попадет в ад. [ 7 ]
Возражения против ходатайства и ответов
[ редактировать ]Ваххабиты считают заступничество Бога в День Воскресения положительным, а Пророков и других аулия - отрицательным. Чтобы стать ближе к Богу, утверждают ваххабиты, это своего рода многобожие, когда отказываются от «более близких средств» (Бога) и прибегают к «отдаленным средствам» (отличным от Бога). [ 9 ] Они цитируют следующий аят, чтобы доказать, что не следует прибегать к заступничеству кого-либо, кроме Бога, даже если он пророк ислама , поскольку, по их словам, требование Таухида состоит в том, что следует просить о помощи только Бога: [ 9 ]
Они поклоняются помимо Аллаха тому, что не причиняет им никакого вреда и не приносит им никакой пользы, и говорят: «Это наши ходатаи перед Аллахом». [ м ] [ 9 ]
В ответ на это возражение сказано, что слова «рядом с Аллахом» в этом аяте относятся к идолам, а не к людям. По мнению Табатабаи, реальность поиска заступничества - это не что иное, как просьба о молитвах от заступника, примером чего, как рассказывается в Коране, является история сыновей Иакова, когда они попросили своего отца вымолить у Бога прощение. из них. Иаков принял их прошение и пообещал сделать это в назначенное время. [ о ] [ 6 ]
Согласно Корану, нежелание просить пророка о прощении для кого-либо (т.е. неприятие заступничества) считается актом лицемерия и гордыни, а обращение с этой просьбой является признаком смирения и веры: «Если бы, когда они обидели себя, они пришли бы к тебе (Мухаммеду) и попросили прощения у Бога, а Посланник попросил бы прощения для них, они нашли бы Бога Прощающим, Милосердным». [ п ] То же самое было сказано в стихе 63:5 . [ 6 ]
Также возражали, что если бы Аллах пообещал заступничество или если бы Его пророки донесли это послание до своих народов, люди получили бы смелость не подчиняться заповедям Бога, и это разрушило бы всю цель, стоящую за институтами пророчества и религии. . Чтобы показать свое отвращение к этому аргументу, Табатабаи спрашивает: «Что бы они сказали о стихе, в котором говорится: «Воистину, Аллах не прощает того, что что-либо связано с Ним, и прощает то, что сверх этого, кому пожелает?» [ q ] потому что «в случаях покаяния можно простить и многобожие». [ 1 ]
Заступники
[ редактировать ]Согласно Корану, пророки и ангелы имеют право ходатайствовать за верующих членов исламского сообщества. По мнению шиитских имамов и других близких друзей Бога, они также могли ходатайствовать о разрешении Бога. [ 2 ] [ 6 ] [ 10 ]
Пророки
[ редактировать ]Заступничество Мухаммеда в день воскресения принимают как сунниты, так и шииты. Однако без Его разрешения никакое ходатайство не принимается. [ 3 ] [ 10 ]
Следующий стих, посвященный сыновьям Иакова, показывает, как даже при их жизни пророки имели власть ходатайствовать за тех, кто кается. [ 3 ] (Братья Иосифа ) сказали: «О наш отец! Попроси у Аллаха прощения за наши грехи. Воистину, мы были грешниками». Он сказал: «Я попрошу у моего Господа прощения для тебя». Воистину, Он, и только Он – Прощающий, Милосердный». [ р ] [ 3 ] В другом случае Коран обращается к тем, кто был несправедлив к себе, заявляя, что если бы они пришли к Мухаммеду и «просили у Аллаха прощения, а Посланник просил прощения для них - действительно, они нашли бы Аллаха Всепрощающего, Милосердного». [ 3 ] Сам Мухаммед неоднократно подтверждал такое заступничество, в одном из которых он сказал, что будет ходатайствовать в Судный день «за того, у кого есть вера в сердце». [ 6 ] Первое документальное изложение эсхатологической роли Мухаммеда появляется в надписях Купола Скалы в Иерусалиме, завершенных в 72/691-692 гг. [ 11 ]
Ангелы
[ редактировать ]Ангелы также имеют способность ходатайствовать с позволения Бога, как это следует из стиха, в котором говорится, что ходатайство ангелов бесполезно, «кроме того, как Бог даст разрешение тому, кого Он изберет и примет!» [ с ] [ 6 ] В других местах указывается, что ангелы «просят прощения у живущих на земле». [ т ] и для «тех, кто верит». [ в ] [ 1 ]
Имамы
[ редактировать ]Вера в заступничество Мухаммеда, подтвержденная как суннитами, так и шиитами, распространилась среди шиитов и включила в себя и имамов . Для шиитов спасение было основано на истинной вере, но оно в значительной степени «измерялось привязанностью к Али и Ахль аль-Байту ». В шиитской традиции, приписываемой Мухаммеду Мухаммаду аль-Бакиру, валайя по отношению к Али рассматривается как важнейший критерий как веры, так и спасения. [ 2 ] В другой шиитской традиции Пророк заявляет, что валайат ему и жителям его дома является гарантией от попадания в огонь. [ 2 ] Джафар ас-Садик считает заступничество «одним из четырех уникальных доктринальных убеждений, требуемых от шиитов». [ 10 ]
По словам Мухаммада Бакира Маджлиси, шиитские имамы являются «посредниками между Богом и человечеством. Без их заступничества людям невозможно избежать наказания Бога». [ 2 ] [ 12 ] Ибн Бабувайхи также передал от Джафара ас-Садика , который сказал: «Наша ответственность перед человечеством действительно велика, поскольку, если мы призовем их принять нас, они не сделают этого, а если мы позволим им идти своим путем, они не найти других проводников». [ 10 ]
Это также передается как от шиитов, так и от суннитов от пророка, который сказал: «Тот, кто умирает и не знает имама своего времени, умирает в состоянии невежества, в котором люди умирали до назначения Пророка Божьего». Потому что, говорят шииты, невозможно познать Бога, кроме как через признание Имамов. В противном случае люди могли бы «думать о Боге как о том, кто сотворит человечество, а затем оставит его беспомощным, не назначив для него никакого имама», чтобы они не думали о Боге как о добром. [ 10 ]
Верующие (шиитская точка зрения): Шиитские традиции допускают возможность того, что сами верующие-шииты, такие как Пророк и имамы, могут выступать в качестве ходатаев за других; так что верующие-шииты считаются теми, кто одновременно принимает и дарует заступничество. [ 2 ] В некоторых других традициях утверждается, что шииты смогут заступаться за членов своих семей (ахл байтихим) или за тех, кто помогал им в их жизни. [ 2 ]
Этот вид заступничества считается параллельным суфийской точке зрения, которая также распространяла духовное заступничество на реализованных святых. Однако, в отличие от шиитов, суфии не распространяют посредническую функцию на всех верующих. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Коран, 2: 254.
- ^ Коран, 2:48.
- ^ Коран, 40:33.
- ^ Коран, 10:18.
- ^ Коран, 32:4.
- ^ Коран, 6:51.
- ^ Коран, 2: 255.
- ^ Коран, 10:3.
- ^ Коран, 21:26-28.
- ^ Коран, 6:59.
- ^ Коран, 72:27.
- ^ Коран, 11: 106–108.
- ^ Коран, 10:18.
- ^ Коран, 12:98.
- ^ Они сказали: О отец наш, испроси для нас прощения грехов наших, ибо воистину мы были грешны. Он сказал: «Я попрошу прощения для тебя у Господа Моего… [ н ]
- ^ Коран, 4:64.
- ^ Коран, 4:48.
- ^ Коран, 4:64.
- ^ Коран, 53:26.
- ^ Коран, 42:5.
- ^ Коран, 40:73.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Табатабаи, Мухаммад Хусейн (1983). аль-Мизан; Экзегеза Корана . Перевод Саида Саида Ахтара Ризви. Бейрут: Всемирная организация исламских услуг. стр. 264–293.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дакаке, Мария Масси. Сейед Хоссейн Наср (ред.). Харизматическая община Шиитская идентичность в раннем исламе . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 132–137, 172–173.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Аль-Казвини, Сайид Мустафа (9 января 2013 г.). «Запросы о шиитском исламе» . Ислам.орг . Исламский образовательный центр округа Ориндж.
- ^ «Отрицают ли ваххабиты Шафаат (заступничество)» . Салафия . Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ Черт возьми, Пол Л. (2012). «Ранний ответ ваххабизму из Марокко: политика заступничества» . Студия Исламика . 107 (2): 235–254. дои : 10.1163/19585705-12341247 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Собхани, аятолла Джафар (27 сентября 2001 г.). Реза Шах-Каземи (ред.). доктрины шиитского ислама; Сборник верований и практик имамитов . Перевод Резы Шаха-Каземи. Лондон: Издательство IBTauris. стр. 132–137. ISBN 978-1-86064-780-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.81.
- ^ аль-Газали, Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад. Ихья 'улум ад-дин . Каир, 1334 г. хиджры, IV, 378., цитируется в Smith & Haddad, «Исламское понимание» , 1981 : стр. 81.
- ^ Перейти обратно: а б с Ибрагими, Мухаммад Хусейн (23 января 2013 г.). «Новый анализ ваххабитских доктрин» . Аль-Ислам.орг . Перевод Мансура Лимбы. Издательско-полиграфический центр ABWA.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . БЕРЛИ ПРЕСС. стр. 339–358.
- ^ Тилье, Матье (03 апреля 2020 г.), « Абд аль-Малик, Мухаммад и Страшный суд: купол Скалы как выражение исламской ортодоксальности» , Живые и мертвые в средневековых обществах: XLVIII Конгресс ШМЕСП (Иерусалим, 2017) , Древняя и средневековая история, Париж: Éditions de la Sorbonne, с. 351, ISBN 979-10-351-0577-8
- ^ Сейед Хоссейн, Наср (1989). Ожидание тысячелетия: шиизм в истории . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 103.
Библиография
[ редактировать ]- Смит, Джейн И.; Хаддад, Ивонн Ю. (1981). Исламское понимание смерти и воскресения . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press.