Jump to content

Шафаа

(Перенаправлено с «Заступничества в исламе »)

Шафаа (х) ( араб . شفاعة , «заступничество») в исламе — это обращение к Богу со стороны близкого друга Бога (мусульманского святого ) о прощении верующего грешника.

Слово Шафа происходит от слова шаф ( شَّفْعُ ), что означает четный, а не нечетный . Таким образом, ходатайствующий добавляет свою собственную рекомендацию к рекомендации просителя, так что есть два человека — четное число — просящих о прощении. Престиж ходатая усиливает слабую в других отношениях мольбу грешника. [ 1 ] Соответственно, Шафаат – это форма молитвы к Богу со стороны близкого к Нему человека от имени члена верующей общины, ищущего избавления от вечного проклятия (хотя и не обязательно от временного наказания). [ 2 ] [ 3 ]

Споры относительно Шафаата возникли по поводу того, кто может ходатайствовать перед Богом. Некоторые утверждают, что сторонники ваххабизма отрицают Шафаат Мухаммеда. [ 3 ] в то время как, по крайней мере, некоторые сторонники настаивают, что они выступают только против поиска Шафаата у «мертвых и им подобных». [ 4 ] Другой вопрос заключается в том, является ли использование святых людей в качестве посредников перед Богом «с конкретной просьбой» халялем (разрешенным) или «бессовестным нововведением ( бидаа ), превращающим мусульман в идолопоклонников». [ 5 ] Другой вопрос заключается в том, не грозит ли сосредоточенность на ходатайстве риском побудить людей к совершению грехов; его следует рассматривать как луч надежды, который ведет грешников на правильный путь после того, как они обидели себя. [ 6 ]

Ни одно из 29 упоминаний Шафаата в Судный день в Коране конкретно не включает Мухаммеда или «долг пророчества». Тем не менее, вера в заступничество Мухаммеда является доктриной как суннитов, так и шиитов, подкрепленной хадисами. Шииты также расширяют идею посредничества, включая Двенадцать Имамов и других « близких друзей Бога » (Аулия). [ 2 ] [ 6 ]

Среди мусульман распространено мнение, что «все мусульмане, кроме самых грешных», будут спасены благодаря заступничеству Мухаммеда и милости Бога в «последнее время». [ 7 ]

Заступничество в Коране и хадисах

[ редактировать ]

В Коране

[ редактировать ]
этот стих относится к Шафаату

Стихи Корана , посвященные заступничеству, можно сгруппировать в три разные категории.

Первый тип полностью отрицает ходатайство; среди которых есть стихи, в которых говорится о том, как

  • в день воскресения «нет ни торга, ни дружбы, ни заступничества», [ а ]
  • «в тот день, когда одна душа не сможет помочь другой ни в малейшей степени, и заступничество за нее не будет принято» (Q.2:48), [ б ]
  • когда «не будет вам спасителя от Аллаха» (Q.40:33). [ с ]
  • День, когда, как сказано, никто, кроме Аллаха, не сможет ни навредить людям, ни принести им пользу (Q.10:18). [ д ] [ 1 ] [ 3 ]

Можно сказать, что эти аяты относятся к независимому заступничеству или заступничеству без разрешения Аллаха, которого не будет.

Второй тип утверждает, что заступничество будет, но только со стороны Бога. В этих стихах говорится, что

  • «нет покровителя и заступника кроме Бога» (В.32:4). [ и ] [ ж ]
  • В другом стихе сказано: «Кто может ходатайствовать перед Ним, как не с Его позволения?» (Вопрос 2:255) [ г ] [ 1 ]

Эти аяты могут относиться к тому, что единственное независимое заступничество принадлежит Аллаху и что ни одно заступничество не может быть осуществлено без его разрешения, другими словами, ни одно независимое заступничество, кроме заступничества Аллаха.

Состояние третьего типа: за грешников будут ходатайствовать некоторые люди в зависимости от Его благоволения. Стихи, которые заканчиваются такими фразами, как [ 3 ] [ 1 ]

  • «…нет заступника, кроме как с Его позволения» (Коран 10:3), [ ч ] [ 3 ] или
  • «…и они не заступаются, кроме тех, за кого Он благоволит, и от страха пред Ним они трепещут» (Коран 34:23). [ я ]
  • «Никто не будет иметь права заступаться, кроме тех, кто принял завет с Милосердным» (Коран 19:87)
  • «Представьте себе, сколько благородных ангелов на небесах! Даже их заступничество не принесет никакой пользы, пока Аллах не даст разрешение тому, кому пожелает, и только тем людям, которых Он одобрит» (Коран 53:26)

Во многих из этих стихов говорится, что заступничество не принесет никакой пользы/не будет принято без разрешения Аллаха, т.е. никакого независимого заступничества.

Взаимосвязь

[ редактировать ]

Первый тип вышеупомянутых стихов полностью отвергает ходатайство, тогда как второй тип оставляет его только для Бога. Третий тип, однако, утверждает, что другие тоже могут ходатайствовать с Божьего позволения. ( Движение ваххабизма принимает веру в заступника Аллаха, но осуждает как неверующего любого, кто верит в заступничество кого-либо, кроме Бога.) [ 3 ] Однако, по словам Табатабаи (1903–1981), Коран известен тем, что сначала отвергает любую добродетель или совершенство для кого-либо, кроме Бога, но затем подтверждает ту же добродетель для других в зависимости от Его разрешения и удовольствия. [ 1 ] Чтобы доказать свою точку зрения, Табатабаи выдвигает следующий аналогичный аят, в котором сначала (в первом стихе) Коран говорит, что только Бог знает невидимое, затем (во втором стихе) Коран подтверждает это и для других: «И с Ним являются ключами невидимого, никто, кроме Него, не знает этого». [ Дж ] «[S] o Он не открывает Своих тайн никому, кроме того, кого Он изберет из апостолов». [ к ] [ 1 ]

Ниже приводится еще один пример такого рода, приведенный Табатабаи: «… они будут в огне; […] пребывая в нем, пока существуют небеса и земля, кроме тех случаев, когда будет угодно твоему Господу; поистине, твой Господь — ( могущественный) исполнитель того, что Он задумал. А что касается тех, кто стал счастливым, они будут в саду, пребывая в нем, пока существуют небеса и земля, за исключением дара, который никогда не будет отрезан; выключенный". [ л ] [ 1 ]

Заступничество в хадисе

[ редактировать ]

Принцип заступничества упоминается в некоторых высказываниях Мухаммеда , когда он, например, сказал: «Я получил пять даров от Бога, [один из которых] — это заступничество, которое я приготовил для своей общины. Мое заступничество — это для тех, кто не связал ни одного партнера с Богом». [ 6 ]

В другой ситуации пророк говорит: «Моё заступничество особенно за совершивших тяжкие грехи в моей общине». По мнению Табатабаи, причина, по которой в этом хадисе упоминаются «большие грехи», заключается в том, что Коран уже обещал, что, если люди будут избегать больших грехов, Бог простит их мелкие грехи ( Коран, 4:31 ), чтобы не было потребность в прощении мелких грехов. [ 6 ]

Это также передал Ибн Аббас от пророка, который сказал, что верующие также могут ходатайствовать за своих братьев, что является своего рода молитвой за себя. Там сказано: «Если мусульманин умрёт, а за него помолятся сорок верующих в единство Бога, Бог примет их заступничество от его имени». [ 6 ]

Ходатайство в вероучениях

[ редактировать ]

Основанием для «популярного убеждения», что «все, кроме самых грешных», будут спасены от адского огня благодаря заступничеству Мухаммеда и милости Бога в последнее время, является история из «вероучения ( акыды ) аль-Ашари, аль-Аш'ари, Насафи, ат-Тахави и Абу Ханифа»:

Затем Пророк обратился к Богу: пожалуйста, ускорь суд для моей общины. Он продолжает ходатайствовать, пока ему не выдадут документ для отправленных в Огонь. Хозяин места, где хранится Огонь, скажет: «О Мухаммад, ты не оставил после себя никакого топлива для гнева твоего Господа?» [ 8 ]

«Топливо для гнева вашего Господа» — это любой (мусульманин), которого нужно сжечь в «огне карающего правосудия Бога». Их отсутствие означает, что никто не попадет в ад. [ 7 ]

Возражения против ходатайства и ответов

[ редактировать ]

Ваххабиты считают заступничество Бога в День Воскресения положительным, а Пророков и других аулия - отрицательным. Чтобы стать ближе к Богу, утверждают ваххабиты, это своего рода многобожие, когда отказываются от «более близких средств» (Бога) и прибегают к «отдаленным средствам» (отличным от Бога). [ 9 ] Они цитируют следующий аят, чтобы доказать, что не следует прибегать к заступничеству кого-либо, кроме Бога, даже если он пророк ислама , поскольку, по их словам, требование Таухида состоит в том, что следует просить о помощи только Бога: [ 9 ]

Они поклоняются помимо Аллаха тому, что не причиняет им никакого вреда и не приносит им никакой пользы, и говорят: «Это наши ходатаи перед Аллахом». [ м ] [ 9 ]

В ответ на это возражение сказано, что слова «рядом с Аллахом» в этом аяте относятся к идолам, а не к людям. По мнению Табатабаи, реальность поиска заступничества - это не что иное, как просьба о молитвах от заступника, примером чего, как рассказывается в Коране, является история сыновей Иакова, когда они попросили своего отца вымолить у Бога прощение. из них. Иаков принял их прошение и пообещал сделать это в назначенное время. [ о ] [ 6 ]

Согласно Корану, нежелание просить пророка о прощении для кого-либо (т.е. неприятие заступничества) считается актом лицемерия и гордыни, а обращение с этой просьбой является признаком смирения и веры: «Если бы, когда они обидели себя, они пришли бы к тебе (Мухаммеду) и попросили прощения у Бога, а Посланник попросил бы прощения для них, они нашли бы Бога Прощающим, Милосердным». [ п ] То же самое было сказано в стихе 63:5 . [ 6 ]

Также возражали, что если бы Аллах пообещал заступничество или если бы Его пророки донесли это послание до своих народов, люди получили бы смелость не подчиняться заповедям Бога, и это разрушило бы всю цель, стоящую за институтами пророчества и религии. . Чтобы показать свое отвращение к этому аргументу, Табатабаи спрашивает: «Что бы они сказали о стихе, в котором говорится: «Воистину, Аллах не прощает того, что что-либо связано с Ним, и прощает то, что сверх этого, кому пожелает?» [ q ] потому что «в случаях покаяния можно простить и многобожие». [ 1 ]

Заступники

[ редактировать ]

Согласно Корану, пророки и ангелы имеют право ходатайствовать за верующих членов исламского сообщества. По мнению шиитских имамов и других близких друзей Бога, они также могли ходатайствовать о разрешении Бога. [ 2 ] [ 6 ] [ 10 ]

Заступничество Мухаммеда в день воскресения принимают как сунниты, так и шииты. Однако без Его разрешения никакое ходатайство не принимается. [ 3 ] [ 10 ]

Следующий стих, посвященный сыновьям Иакова, показывает, как даже при их жизни пророки имели власть ходатайствовать за тех, кто кается. [ 3 ] (Братья Иосифа ) сказали: «О наш отец! Попроси у Аллаха прощения за наши грехи. Воистину, мы были грешниками». Он сказал: «Я попрошу у моего Господа прощения для тебя». Воистину, Он, и только Он – Прощающий, Милосердный». [ р ] [ 3 ] В другом случае Коран обращается к тем, кто был несправедлив к себе, заявляя, что если бы они пришли к Мухаммеду и «просили у Аллаха прощения, а Посланник просил прощения для них - действительно, они нашли бы Аллаха Всепрощающего, Милосердного». [ 3 ] Сам Мухаммед неоднократно подтверждал такое заступничество, в одном из которых он сказал, что будет ходатайствовать в Судный день «за того, у кого есть вера в сердце». [ 6 ] Первое документальное изложение эсхатологической роли Мухаммеда появляется в надписях Купола Скалы в Иерусалиме, завершенных в 72/691-692 гг. [ 11 ]

Ангелы также имеют способность ходатайствовать с позволения Бога, как это следует из стиха, в котором говорится, что ходатайство ангелов бесполезно, «кроме того, как Бог даст разрешение тому, кого Он изберет и примет!» [ с ] [ 6 ] В других местах указывается, что ангелы «просят прощения у живущих на земле». [ т ] и для «тех, кто верит». [ в ] [ 1 ]

Вера в заступничество Мухаммеда, подтвержденная как суннитами, так и шиитами, распространилась среди шиитов и включила в себя и имамов . Для шиитов спасение было основано на истинной вере, но оно в значительной степени «измерялось привязанностью к Али и Ахль аль-Байту ». В шиитской традиции, приписываемой Мухаммеду Мухаммаду аль-Бакиру, валайя по отношению к Али рассматривается как важнейший критерий как веры, так и спасения. [ 2 ] В другой шиитской традиции Пророк заявляет, что валайат ему и жителям его дома является гарантией от попадания в огонь. [ 2 ] Джафар ас-Садик считает заступничество «одним из четырех уникальных доктринальных убеждений, требуемых от шиитов». [ 10 ]

По словам Мухаммада Бакира Маджлиси, шиитские имамы являются «посредниками между Богом и человечеством. Без их заступничества людям невозможно избежать наказания Бога». [ 2 ] [ 12 ] Ибн Бабувайхи также передал от Джафара ас-Садика , который сказал: «Наша ответственность перед человечеством действительно велика, поскольку, если мы призовем их принять нас, они не сделают этого, а если мы позволим им идти своим путем, они не найти других проводников». [ 10 ]

Это также передается как от шиитов, так и от суннитов от пророка, который сказал: «Тот, кто умирает и не знает имама своего времени, умирает в состоянии невежества, в котором люди умирали до назначения Пророка Божьего». Потому что, говорят шииты, невозможно познать Бога, кроме как через признание Имамов. В противном случае люди могли бы «думать о Боге как о том, кто сотворит человечество, а затем оставит его беспомощным, не назначив для него никакого имама», чтобы они не думали о Боге как о добром. [ 10 ]

Верующие (шиитская точка зрения): Шиитские традиции допускают возможность того, что сами верующие-шииты, такие как Пророк и имамы, могут выступать в качестве ходатаев за других; так что верующие-шииты считаются теми, кто одновременно принимает и дарует заступничество. [ 2 ] В некоторых других традициях утверждается, что шииты смогут заступаться за членов своих семей (ахл байтихим) или за тех, кто помогал им в их жизни. [ 2 ]

Этот вид заступничества считается параллельным суфийской точке зрения, которая также распространяла духовное заступничество на реализованных святых. Однако, в отличие от шиитов, суфии не распространяют посредническую функцию на всех верующих. [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Табатабаи, Мухаммад Хусейн (1983). аль-Мизан; Экзегеза Корана . Перевод Саида Саида Ахтара Ризви. Бейрут: Всемирная организация исламских услуг. стр. 264–293.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дакаке, Мария Масси. Сейед Хоссейн Наср (ред.). Харизматическая община Шиитская идентичность в раннем исламе . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 132–137, 172–173.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Аль-Казвини, Сайид Мустафа (9 января 2013 г.). «Запросы о шиитском исламе» . Ислам.орг . Исламский образовательный центр округа Ориндж.
  4. ^ «Отрицают ли ваххабиты Шафаат (заступничество)» . Салафия . Проверено 28 апреля 2022 г.
  5. ^ Черт возьми, Пол Л. (2012). «Ранний ответ ваххабизму из Марокко: политика заступничества» . Студия Исламика . 107 (2): 235–254. дои : 10.1163/19585705-12341247 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Собхани, аятолла Джафар (27 сентября 2001 г.). Реза Шах-Каземи (ред.). доктрины шиитского ислама; Сборник верований и практик имамитов . Перевод Резы Шаха-Каземи. Лондон: Издательство IBTauris. стр. 132–137. ISBN  978-1-86064-780-2 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Смит и Хаддад, Исламское понимание , 1981 : стр.81.
  8. ^ аль-Газали, Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад. Ихья 'улум ад-дин . Каир, 1334 г. хиджры, IV, 378., цитируется в Smith & Haddad, «Исламское понимание» , 1981 : стр. 81.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Ибрагими, Мухаммад Хусейн (23 января 2013 г.). «Новый анализ ваххабитских доктрин» . Аль-Ислам.орг . Перевод Мансура Лимбы. Издательско-полиграфический центр ABWA.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . БЕРЛИ ПРЕСС. стр. 339–358.
  11. ^ Тилье, Матье (03 апреля 2020 г.), « Абд аль-Малик, Мухаммад и Страшный суд: купол Скалы как выражение исламской ортодоксальности» , Живые и мертвые в средневековых обществах: XLVIII Конгресс ШМЕСП (Иерусалим, 2017) , Древняя и средневековая история, Париж: Éditions de la Sorbonne, с. 351, ISBN  979-10-351-0577-8
  12. ^ Сейед Хоссейн, Наср (1989). Ожидание тысячелетия: шиизм в истории . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 103.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 824dc4c2b7826ce889afdf3b03d2b376__1718690760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/76/824dc4c2b7826ce889afdf3b03d2b376.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shafa'a - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)