Белая птица
Белая птица | |
---|---|
![]() | |
Открытка 1927 года с изображением L'Oiseau Blanc и изображениями Нунгессера (слева) и Коли (справа) | |
Тип | Левассер пл.8 |
Строительный номер | ПЛ.8-01 |
Первый полет | апрель 1927 г. |
Судьба | Пропал без вести при попытке трансатлантического перелета. |
L'Oiseau Blanc (английский: Белая птица [ примечание 1 ] ) — французский биплан Левассер PL.8, пропавший в 1927 году во время попытки совершить первый беспосадочный трансатлантический перелет между Парижем и Нью-Йорком для борьбы за премию Ортейга . Герои французской авиации Первой мировой войны Шарль Нунгессер (третий по величине французский ас с 43 победами в воздушных боях во время Первой мировой войны) и Франсуа Коли вылетели из Парижа 8 мая 1927 года, и в последний раз их видели над Ирландией. Менее чем через две недели Чарльз Линдберг успешно совершил путешествие Нью-Йорк-Париж и завоевал приз в « Духе Сент-Луиса» .
Исчезновение L'Oiseau Blanc считается одной из величайших загадок в истории авиации. [ 2 ] Ходило много слухов о судьбе самолета и экипажа, причем в то время господствовало мнение, что он, вероятно, погиб во время шквала над Атлантикой. Расследования, начавшиеся в 1980-х годах, предполагают, что он, вероятно, достиг Ньюфаундленда и, возможно, разбился в штате Мэн .
Исчезновение Нунгессера и Коли имеет обширное наследие и упоминается во многих фильмах и музеях. В их честь названа улица в Париже, а в 1967 году была выпущена памятная почтовая марка. Статуя в парижском аэропорту Ле Бурже посвящена этому полету, а на скалах Этрета установлен мемориал , где их самолет в последний раз видели во Франции.


Фон
[ редактировать ]В 1919 году владелец нью-йоркского отеля Раймонд Ортейг предложил премию Ортейга в размере 25 000 долларов США (приблизительно эквивалентную 439 000 долларов США в 2023 году) первым авиаторам, совершившим беспосадочный трансатлантический перелет между Нью-Йорком и Парижем в течение следующих пяти лет. [ 3 ] Никто не выиграл премию, поэтому он возобновил предложение в 1924 году. В тот момент авиационная технология была более развитой, и многие люди работали над ее получением. [ 4 ] Большинство из них пытались перелететь из Нью-Йорка в Париж, но ряд французских авиаторов планировали перелететь из Парижа в Нью-Йорк. [ 5 ]
Франсуа Коли, 45 лет, был ветераном Первой мировой войны и награжден орденом Почетного легиона Франции , совершив рекордные полеты вокруг Средиземного моря. Он также планировал трансатлантический перелет с 1923 года. [ 6 ] Его первоначальные планы заключались в том, чтобы летать вместе со своим товарищем по войне Полом Тарасконом , летным асом , одержавшим на войне 12 побед. Они заинтересовались премией Ортейга в 1925 году, но в конце 1926 года в результате аварии их биплан Potez 25 был уничтожен . [ 6 ] Тараскон получил серьезные ожоги и уступил свое место пилота 35-летнему Шарлю Нунгессеру, многоопытному летному асу, одержавшему более 40 побед, что является третьим по величине среди французов. [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ] Он планировал одиночный переход, чтобы выиграть приз Ортейга , но дизайнер Пьер Левассер настоял на том, чтобы он рассматривал Коли в качестве своего штурмана в новом двухместном варианте Levasseur PL.4 . [ 6 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В компании Pierre Levasseur в Париже Нунгессер и Коли в тесном сотрудничестве с главным инженером Эмилем Фарре и руководителем производства Альбертом Лонгело помогали в разработке нового биплана Levasseur PL.8 . На основе Levasseur PL.4, разработанного для Aéronavale для эксплуатации с французского авианосца Béarn , [ 9 ] PL.8 представлял собой обычный однопролетный биплан с деревянной и тканевой обшивкой, вмещавший экипаж из двух человек в расположенной бок о бок открытой кабине. [ нужна ссылка ]
Основные модификации включали усиление фанерного фюзеляжа и удаление двух передних кабин, чтобы можно было расширить основную кабину, чтобы Нунгессер и Коли могли сидеть рядом. Размах крыльев также был увеличен примерно до 15 м (49 футов). Два дополнительных топливных бака были установлены в кормовой части брандмауэра, а это означает, что три топливных бака PL.8 вмещали в общей сложности 4025 л (1063 галлона США) бензина. [ 10 ]
PL.8 также имел несколько функций безопасности на случай высадки в море. Помимо небольших поплавков, прикрепленных непосредственно к нижней части нижнего крыла, основные узлы неподвижного хвостового шасси можно было сбрасывать при взлете, чтобы уменьшить вес самолета. Нижняя часть фюзеляжа имела лодочную форму и была сделана водонепроницаемой для посадки на воду. План Нунгессера и Коли заключался в том, чтобы высадиться на воду в Нью-Йорке, перед Статуей Свободы . [ 7 ]
Был использован один двигатель W-12 Lorraine-Dietrich мощностью 340 киловатт (460 л.с.) с цилиндрами, расположенными в трех рядах, расположенных под углом 60 ° друг от друга, аналогично расположению, используемому в двигателях Napier . Двигатель был протестирован, чтобы гарантировать, что он прослужит весь полет, и проработал более 40 часов, еще находясь на парижском заводе. [ 2 ]
Самолет, получивший название L'Oiseau Blanc , был окрашен в белый цвет. [ примечание 2 ] и имел французскую трехцветную маркировку с личным логотипом Нунгессера, летающего аса времен Первой мировой войны: череп и скрещенные кости , свечи и гроб на черном сердце, нарисованном на фюзеляже. [ 12 ] Биплан не имел радиосвязи [ примечание 3 ] и полагался только на астронавигацию, специальность Коли, полученную в его предыдущих полетах вокруг Средиземного моря. [ 7 ]
В 1928 году был построен второй PL-8, оснащенный двигателем Hispano-Suiza 12M мощностью 375 кВт (500 л.с.). [ 14 ]

Операционная история
[ редактировать ]В апреле 1927 года PL.8-01 был отправлен с завода в Нунгессер, чтобы начать серию контрольных испытаний для определения характеристик самолета. Большинство полетов выполнялось в районе Виллакубле и Шартра . Хотя полная загрузка топлива никогда не осуществлялась, во время одного полета он достиг скорости 207 километров в час (129 миль в час) и высоты полета 4900 м (16 100 футов). [ нужна ссылка ]
Оценки прошли успешно на протяжении всего полета без серьезных изменений, необходимых в базовой конструкции. Единственным примечательным происшествием стал пожар, возникший в ангаре, где хранился ПЛ.8-01. В результате обгорела ткань на верхнем крыле, и вскоре после этого был проведен эффективный ремонт. 7 мая 1927 года, после завершения испытаний, самолет был подготовлен к своему рекордному полету — перелету из Виллакубле на Ле-Бурже -Филд . [ 15 ]
Трансатлантическая попытка
[ редактировать ]Нунгессер и Коли вылетели в 5:17 утра 8 мая 1927 года с поля Ле Бурже в Париже, направляясь в Нью-Йорк. [ 12 ] [ 16 ] Их PL.8-01 весил 5000 кг (11000 фунтов) на взлете, что было чрезвычайно тяжело для одномоторного самолета и едва преодолевало ряд деревьев в конце поля. [ 17 ] Собрав эскорт из французских истребителей, Нунгессер и Коли повернули назад, как и планировали, и на малой высоте немедленно сбросили основную ходовую часть. [ 2 ]
Предполагаемая траектория полета представляла собой большой круговой маршрут, который должен был привести их через Ла-Манш , над юго-западной частью Англии и Ирландии, через Атлантику к Ньюфаундленду, затем на юг через Новую Шотландию , в Бостон и, наконец, к приземлению на воду. в Нью-Йорке. [ 18 ] [ 19 ]
Поднявшись в воздух, биплан сопровождали к побережью Франции четыре военных самолета под командованием капитана французских ВВС Венсона и видели из прибрежного города Этрета . [ 17 ] Наблюдение было произведено командиром британской подводной лодки HMS H50 , который сделал запись в своем журнале о том, что он наблюдал биплан на высоте 300 м, в 20 морских милях к юго-западу от оконечности Нидлс на острове Уайт . В Ирландии о пролете самолета над головой сообщил житель города Дангарван , а католический священник сообщил о наблюдении над деревней Карригахольт , после чего никаких дополнительных подтвержденных сообщений сделано не было. [ 20 ]
Толпы людей собрались в Нью-Йорке, чтобы стать свидетелями исторического прибытия, а десятки тысяч людей собрались в Бэттери-парке на Манхэттене, чтобы полюбоваться Статуей Свободы, где должен был приземлиться самолет. Ходили слухи, что L'Oiseau Blanc был замечен по пути следования, в Ньюфаундленде или над Лонг-Айлендом . [ 7 ] Во Франции некоторые газеты даже сообщили, что Нунгессер и Коли благополучно прибыли в Нью-Йорк, что вызвало волну французского патриотизма. L'Oiseau Blanc имел на борту значительную загрузку топлива - 4000 литров (1100 галлонов США), что дало бы им примерно 42 часа полета. По прошествии этого времени, а о судьбе самолета не было никакой информации, стало ясно, что самолет потерян. [ 21 ] Во Франции общественность была возмущена такими газетами, как La Presse , которые напечатали ложные сообщения о прибытии самолета, и вызвало возмущение против причастных к этому компаний, вызвавших уличные демонстрации. [ 5 ] [ 22 ]
Сразу после их исчезновения был начат международный поиск Нунгессера и Коли. Aviation Digest спонсировал известного пилота Флойда Беннета для девятидневного обыска территории между Нью-Йорком и Ньюфаундлендом. Канадские правительственные поисково-спасательные организации также направили два поисковых самолета, один из которых разбился. Поисковики, включая ВМС Франции, ВМС США и Королевский флот Канады, прочесали маршрут, включая Лабрадор , северо-восточное побережье США и территорию вокруг реки Святого Лаврентия . [ 20 ] Из-за отсутствия признаков самолета дальнейшие поиски были прекращены. [ 7 ]
Через двенадцать дней после отъезда Нунгессера и Коли Чарльз Линдберг, летевший в одиночку на « Духе Сент-Луиса» , вылетел из Нью-Йорка в свое знаменитое путешествие. После полета продолжительностью 33 часа 30 минут его встретили как героя, когда он прибыл в Париж, в то время как французы оплакивали потерю Нунгессера и Коли. [ 23 ]
Тайна
[ редактировать ]Основная точка зрения заключалась в том, что L'Oiseau Blanc разбился над Атлантикой из-за шквала. Тем не менее, 12 свидетелей в Ньюфаундленде и Мэне утверждали, что слышали звук самолета, когда он пролетал над головой. Жители Харбор-Грейс , Ньюфаундленд, сообщили, что видели белый самолет, круживший в дымке или тумане поздно вечером 9 мая 1927 года. На острове не было самолетов и не было никаких облетов, а местные газеты выделили «загадочный» самолет. [ 24 ] Если бы эти наблюдения были за L'Oiseau Blanc , это означало бы, что рейс сильно отставал от графика, поскольку они были бы на 40-м часу полета. Однако эту задержку можно объяснить тем, что самолет летел вопреки преобладающим погодным условиям. Рыбаки у берегов Ньюфаундленда сообщили, что погода стала холодной и ненастной, что могло стать причиной задержки. [ 12 ] В мае 1927 года береговая охрана США обнаружила крыло самолета в заливе Напиг в заливе Форт-Понд , пролив Лонг-Айленд; [ 25 ] [ 26 ] Обломки самолета были замечены в августе 1927 года в 200 милях от побережья Нью-Йорка. [ 27 ]

Ходило множество слухов об исчезновении самолета, в том числе версия о том, что авиаторы были сбиты торговцами ромом на борту ромового катера «Амистад». [ 28 ] а также убеждение, что Нунгессер и Коли жили с коренными народами в Канаде. В 1930 году распространились слухи о том, что двигатель Л'Уазо Блана находился в штате Мэн, но ничего не подтвердилось. [ 2 ] В 1948 году появились сообщения о том, что охотники на карибу и звероловы нашли обломки самолетов в пруду Грейт-Галл в Ньюфаундленде. [ 29 ]
Статья Гуннара Хансена «Неоконченный полет белой птицы» в июньском номере журнала Yankee за 1980 год возобновила популярный интерес к L'Oiseau Blanc . [ 24 ] Он описал Энсона Берри (ум. 1936), отшельника, жившего недалеко от Макиаса, штат Мэн , который поздно вечером 9 мая 1927 года услышал, как над его изолированным лагерем на Раунд-Лейк пролетел самолет. [ 14 ] Берри не смог увидеть самолет из-за тумана и низкой облачности, но услышал вдалеке грохот или вынужденную посадку. [ 30 ] Он пытался найти место крушения, но безуспешно. [ 31 ] Хансен и другие исследовали эту тайну в 1980-х годах и нашли нескольких свидетелей, которые рассказали о своих воспоминаниях о самолете на линии от Новой Шотландии до восточного штата Мэн. [ 32 ]
В 1984 году французское правительство провело официальное расследование и пришло к выводу, что самолет вполне мог достичь Ньюфаундленда. [ 5 ] [ 18 ] В 1989 году телесериал NBC «Неразгаданные тайны» выдвинул теорию о том, что два авиатора пересекли океан, но разбились и погибли в лесах штата Мэн. Родственник Нунгессера Уильям Нунгессер совершил несколько поездок в Мэн в поисках, сосредоточив свои силы на северном склоне холмов Раунд-Лейк-Хиллз в округе Вашингтон , а также на территории вокруг озера Виннипесоки . [ 12 ]
Клайв Касслер и его организация Национального агентства по подводным и морским водам (NUMA) также попытались разгадать тайну, разыскивая самолет в штате Мэн и в Ньюфаундленде. В 1980-х годах они неоднократно посещали остров и брали интервью у охотников, рыбаков и других людей, которые рассказали, что видели или слышали, как пролетал самолет в 1927 году.

Экспедиция NUMA получила название «Полуночный призрак». [ 8 ] после комментария Линдберга в «Духе Сент-Луиса» о том, что Нунгессер и Коли «исчезли, как полуночные призраки». [ 14 ] [ 29 ] В 1992 году дайверы отправились на Ньюфаундленд и обыскали пруд Грейт-Галл в поисках затонувшего судна, но ничего не нашли и даже не были уверены, что нашли то самое озеро. [ 29 ] [ 30 ] Обыскивались и другие озера, от Макиаса до Честерфилда. [ 32 ]
Были найдены некоторые предметы, которые позволяют предположить, что L'Oiseau Blanc добрался до континента. От самолета мало что бы осталось, так как он создавался преимущественно из фанеры и полотна. Скорее всего, выживут двигатель и алюминиевые топливные баки. [ 2 ] [ 12 ] [ 32 ] [ 33 ] В штате Мэн, [ где? ] Были найдены кусочки стоек и древесина, похожая на ту, из которой был построен биплан. Металл двигателя был также найден недалеко от города Макиас, что не было типично для США и Канады. Двое жителей описали большой металлический предмет, «действительно большой мотор», который вытащили из леса в поисках спасения по лесозаготовительной тропе. [ 12 ] [ 29 ] В 2011 году The Wall Street Journal сообщила, что неофициальная французская группа сосредоточилась на теориях о том, что самолет разбился у берегов Канады после пролета над Ньюфаундлендом. [ 34 ]
Наследие
[ редактировать ]Исчезновение Л'Уазо Блана назвали « Эверестом загадок авиации». TIGHAR , Международная группа по восстановлению исторических самолетов, назвала этот самолет «Самым важным пропавшим самолетом в истории». [ 2 ] Утверждалось, что, если бы самолет успешно завершил свой полет, Линдберг не смог бы претендовать на премию Ортейга. Когда Линдбергу удалось совершить собственный перелет через Атлантику, международное внимание к его достижению, возможно, усилилось из-за исчезновения L'Oiseau Blanc всего несколькими днями ранее. Предполагается также, что именно исторический успех Линдберга дал мощный толчок развитию американской авиационной промышленности, без которого ход военных и промышленных достижений Америки мог бы быть совершенно иным. [ 32 ]
был установлен памятник В 1927 году в Этрета , отмечающий последнее место, с которого видели биплан во Франции, но он был разрушен в 1942 году оккупационной немецкой армией. Новый памятник высотой 24 м (79 футов) «Памятник Нунгессеру и Коли» был установлен в 1963 году на вершине одной из скал. Также неподалеку находится музей. [ 35 ] [ 36 ]

Еще один памятник во Франции был открыт 8 мая 1928 года в аэропорту Ле Бурже . [ 37 ] В честь Линдберга, Нунгессера и Коли на нем написано: «A ceux qui tenèrent et celui qui accomplit» (перевод: «Тем, кто пытался, и тому, кто преуспел»). Французы выпустили памятную почтовую марку в 1967 году, через 40 лет после полета, в честь попытки Нунгессера и Коли. [ 38 ] В честь авиаторов названа улица Rue Nungesser et Coli, расположенная вдоль стадиона Жана Буэна в 16-м округе Парижа .
В 1928 году генеральный инспектор Онтарио назвал ряд озер на северо-западе провинции в честь авиаторов, погибших в 1927 году, в основном при попытке океанских полетов. [ 39 ] [ 40 ] Среди них озеро Коли ( 51°19′N 93°35′W / 51.32°N 93.59°W) and Nungesser Lake (51 ° 29' с.ш. 93 ° 31' з.д. / 51,49 ° с.ш. 93,52 ° з.д. ).
Судьба Уазо Блана время от времени упоминается в литературе и фильмах. В снятом в 1999 году для телевидения канадском фильме « Беспокойные духи» , детском фильме с альтернативным названием « Мертвые авиаторы» , тайна исчезновения Нунгессера и Коли используется в качестве ключевого сюжета. Молодая девушка, которая много лет назад переживает смерть своего отца-пилота в авиакатастрофе, навещает свою бабушку в Ньюфаундленде. Там она встречает призраков Нунгессера и Коли, чьи беспокойные души постоянно переживают свою неожиданную катастрофу 1927 года в ближайшем пруду. Девушка решает помочь паре перейти в загробную жизнь, помогая им восстановить самолет и завершить полет, чтобы их можно было освободить, и, тем самым, преодолевает собственное эмоциональное потрясение из-за смерти своего отца в испытательном полете. [ 41 ] Во вступительном монтаже фильма 2005 года «Сахара» , основанного на романе Касслера, показана статья во французской газете, в которой рассказывается вымышленная история о том, как NUMA нашла самолет. [ 42 ] А в романе 2018 года «Шанс на прорыв» [ 43 ] Оуэна Прелла , главный герой размышляет о судьбах французских авиаторов и сравнивает их с доблестными спортсменами, терпящими поражение на спортивной арене.
По состоянию на 2008 год шасси (или, точнее, «взлетное шасси», поскольку намерения на него приземлиться не было) является единственной подтвержденной оставшейся частью биплана и выставлено в Музее воздуха и др. de l'Espace (Французский музей авиации и космонавтики) в аэропорту Ле Бурже в Париже, откуда L'Oiseau Blanc . взлетел [ 23 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: Два
- Длина: 9,75 м (31 фут 11 дюймов)
- Размах крыльев: 15 м (49 футов 0 дюймов)
- Высота: 3,89 м (12 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 61,0 м 2 (656 кв. футов)
- Вес пустого: 1905 кг (4200 фунтов)
- Полная масса: 5000 кг (11000 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Lorraine-Dietrich W-12ED, 340 кВт (460 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 193 км/ч (120 миль в час, 100 узлов)
- Крейсерская скорость: 165 км/ч (102 миль в час, 89 узлов)
- Дальность действия: 7000 км (4350 миль, 3780 миль)
- Выносливость: 40 часов
- Практический потолок: 7000 м (22 965 футов)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Монтегю 1971, стр. 102, 132.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Всего доброго, Чарльз и Франсуа. «Тайна Белой птицы». aero-news.net, 9 мая 2006 г. Дата обращения: 16 января 2009 г.
- ^ Шнайдер, Кейт. «Выигрывайте потрясающие призы, и все это во имя инноваций». Нью-Йорк Таймс, 12 ноября 2007 г.
- ^ Стофф 2000, стр. 24–25.
- ^ Перейти обратно: а б с «Нунгессер и Коли исчезают на борту «Белой птицы», май 1927 года». Архивировано 30 августа 2017 года в Министерстве транспорта Wayback Machine , Французская Республика, июнь 1984 года, сайт tighar.org. Проверено: 18 января 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с МакДонаф 1966, с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с д и О'Мара, Ричард. «Выжившая Амелия». Солнце, 10 января 1999 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Вызов занавеса». Архивировано 21 октября 2016 года на Wayback Machine Tighar Tracks (TIGHAR), том 3, выпуск 1, весна 1987 года. Дата обращения: 17 января 2009 года.
- ^ Джордан, Джон (28 мая 2020 г.). Военный корабль 2020 . Издательство Блумсбери. п. 21. ISBN 9781472840691 .
- ^ МакДоно 1966, с. 29.
- ^ Джексон 2012, с. 239.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Виггенс, Билл. «Тайна Белой птицы». Air Classics, июль 1999 г.
- ^ Мосли 2000, с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с «Проект «Полуночное привидение». Архивировано 8 августа 2017 года на сайте Wayback Machine tighar.org, 2006. Дата обращения: 18 января 2009 года.
- ^ МакДоно 1966, с. 30.
- ^ Берг 1999, стр. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Макдонаф 1966, с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Фаррелл, Джон Алоизиус. «Разгадка тайны полета Белой Птицы». The Boston Globe , 8 марта 1987 г.
- ^ Уилл 2008, стр. 21–22.
- ^ Перейти обратно: а б Клейтон, Джон. «Белая птица: отслеживание авиационной тайны до Нью-Хэмпшира». Нью-Гэмпширские воскресные новости , 28 мая 2006 г.
- ^ Мосли 2000, с. 86.
- ^ Возможно, 2007, с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Уорд, Джон В. «Значение полета Линдберга». American Quarterly (Издательство Университета Джона Хопкинса), том 10, выпуск 1, весна 1958 г., стр. 3–16. doi : 10.2307/2710171 , JSTOR 2710171 .
- ^ Перейти обратно: а б Хансен, Гуннар. «Неоконченный полет Белой птицы». Архивировано 30 августа 2017 года в журнале Wayback Machine Yankee Magazine, июнь 1980 года. Дата обращения: 18 января 2009 года.
- ^ «Национальный архив» . 4 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 1 июня 2015 года . Проверено 1 июня 2015 г.
- ↑ Meridan Daily Journal, 9 июня 1927 г. - неизвестно, были ли обломки L'Oiseau Blanc или пропавшего самолета Мэнселла Джеймса, пропавшего в 1919 г.
- ^ «Национальный архив США» . 4 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 1 июня 2015 года . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ Джексон, Джо, «Атлантическая лихорадка: Линдберг, его конкуренты и гонка за пересечение Атлантики», Фаррар, Штраус и Жиру, Нью-Йорк, 2012, номер карты Библиотеки Конгресса 2011046068, ISBN 978-0-374-10675-1 , стр. 257.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ласки, Джейн. «Раскрытие призраков». Сент-Клауд Таймс, 10 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Белая птица» . Архивировано 25 декабря 2013 года в Wayback Machine NUMA. Проверено: 16 января 2009 г.
- ^ «Бангор Дейли Ньюс, 13 июля 1987 г.» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2017 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хайнс, Кэтрин. «След Белой Птицы тает – многие убежденные трансатлантические летчики добрались до штата Мэн». Бангор Дейли Ньюс , 29 июля 1998 г.
- ^ "Bangor Daily News, 11 сентября 1986 г., стр. 8" . Архивировано из оригинала 6 апреля 2017 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ Моффетт, Себастьян. «Чарльз Линдберг выиграл приз, но добрался ли его соперник первым? Земляк пытается разгадать неразгаданную тайну последнего полета Чарльза Нунгессера». Архивировано 28 августа 2017 года в Wayback Machine The Wall Street Journal , 6 сентября 2011 года.
- ^ Лагард, Мишель. “Естественно красивая Этрета.” (на французском языке). Архивировано 4 мая 2008 года в туристическом офисе Wayback Machine в Этрета. Проверено: 16 января 2009 г.
- ^ Шофилд, Брайан. «Перелет: пятидневная поездка через Ла-Манш – Франция». Санди Таймс , 22 сентября 2002 г.
- ^ «Воздушная жизнь: сегодня утром произошло два больших вылета для установления рекорда выносливости». (на французском языке) Архивировано 23 октября 2016 года в Wayback Machine журнале политических и литературных дебатов , 9 мая 1928 года.
- ^ "Timbre Nungesser Coli" (на французском языке) . Архивировано 18 июля 2011 года на сайте Wayback Machine phil-ouest.com. Проверено: 8 октября 2009 г.
- ^ "Стратегия сайта подписи Святого Рафаэля" . Архивировано 27 сентября 2012 года в Wayback Machine Министерства природных ресурсов Онтарио (Торонто, Онтарио), 2007, стр. 14. Дата обращения: 19 июля 2011 года.
- ^ «Потерянные авиаторы: Названы новые озера». Архивировано 13 декабря 2019 года в Wayback Machine The West Australian (Перт, Западная Австралия ), 16 января 1928 года, стр. 13. Дата обращения: 19 июля 2011 г.
- ^ Беспокойные духи на IMDb . Проверено: 16 января 2009 г.
- ^ Сахара (2005) на IMDb . Проверено: 16 января 2009 г.
- ^ Прелл, Оуэн (2018). Шанс на перерыв , Книги North Loop. ISBN 1545619263 .
Источники
[ редактировать ]- Берг, А. Скотт. Линдберг . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1999, первое издание 1998 г. ISBN 978-0-42517-041-0 .
- Джексон, Джо. Атлантическая лихорадка: Линдберг, его конкуренты и гонка за пересечение Атлантики . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2012. ISBN 978-0-37410-675-1 .
- МакДоно, Кеннет. Atlantic Wings 1919–1939: Завоевание Северной Атлантики самолетом . Хемел Хемпстед, Хертс, Великобритания: Model Aeronautical Press, 1966. ISBN 978-0-85344-125-0 .
- Монтегю, Ричард. Океаны, полюса и летчики: первые полеты над широкими водами и пустынным льдом . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1971. ISBN 978-0-39446-237-0 .
- Мосли, Леонард. Линдберг: Биография (Dover Transportation). Минеола, Нью-Йорк: Courier Dover Publications, 2000. ISBN 978-0-48640-964-1 .
- Стофф, Джошуа. Трансатлантический перелет: история в картинках, 1873–1939 гг . Минеолоа, Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., 2000. ISBN 0-486-40727-6 .
- Уилл, Гэвин. Большой прыжок: воздушная гонка в Северной Атлантике . Португалия Коув-Св. Филлипс, Ньюфаундленд: Boulder Publications, 2008. ISBN 978-0-9730271-8-1 .
- Воль, Роберт. Зрелище полета: авиация и западное воображение, 1920–1950 гг . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2007 г., первое издание 2005 г. ISBN 978-0-30012-265-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- L'Oiseau Blanc («Белая птица»), check-six.com
- Изображение шасси L'Oiseau Blanc во Французском музее авиации и космонавтики.
- Французские летающие асы «побили рекорд Чарльза Линдберга», Генри Сэмюэл, telegraph.co.uk
- «Чарльз Линдберг выиграл приз, но добрался ли его соперник первым?» Себастьян Моффетт, Wall Street Journal