Синяя Борода (балет)
Синяя Борода | |
---|---|
Ольга Леонова в костюме Духа Любопытства в опере Петипа «Синяя Борода» . Санкт-Петербург, 1896 год. | |
Хореограф | Мариус Петипа |
Музыка | Pyotr Schenk |
Либретто | Графиня Лидия Пашкова |
На основе | Шарля Перро Синяя Борода |
Премьера | 20 декабря [ OS 8 декабря] 1896 г. Императорский Мариинский театр, Санкт-Петербург |
Дизайн | Петр Ламбин (акт I) Konstantin Ivanov Генрих Левогт (акт III/сцена 2 и апофеоз) |
Создано для | 50-летие Мариуса Петипа на службе Императорских театров Санкт-Петербурга |
Тип | Балет-фея |
Barbe-bleue ( англ. Bluebeard ) ( рус. «Синяя борода», Sinjaja boroda ) — балет-феерия в трёх действиях и семи картинах, первоначально поставленная Мариусом Петипа на музыку Петра Шенка . Либретто создала автор и драматург графиня Лидия Пашкова по сказке «Синяя Борода» Шарля Перро . Впервые балет был представлен Императорским балетом 20 декабря [ OS 8 декабря] 1896 года в Императорском Мариинском театре в Санкт-Петербурге, Россия . Первое представление стало бенефисом в честь пятидесятилетия Мариуса Петипа на службе в Санкт-Петербурге. Императорские театры. [ 1 ] [ 2 ]
Роли и оригинальный состав
[ редактировать ]Роль | Танцор |
---|---|
Синяя Борода | Павел Гердт |
Исаур де Ренуаль | Пьерина Леньяни |
Артур | Сергей Легат |
Анна Ренуаль | Ольга Преображенская |
Эбремар де Ренуаль | Иосиф Кшесинский |
Раймон де Ренуаль | Alexander Oblakov |
друг Исаура | Клавдия Куличевская |
Рыцарь | Николай Аистов |
Дух любопытства | Olga Leonova |
Венера | Матильда Кшесинская [ 3 ] |
История
[ редактировать ]Мариус Петипа поставил балет «Синяя борода» для собственного бенефиса в честь 50-летия его службы Императорским театрам Санкт-Петербурга. Балету была поставлена щедрая постановка самых роскошных костюмов и декораций, а машинисты Мариинского театра создавали сложные и стремительные сценические метаморфозы. Многие критики, присутствовавшие на премьере балета, жаловались, что Синяя Борода пожертвовала сюжетом и художественным чутьем в пользу зрелища, а либретто просто служило оправданием для сложных сценических трансформаций и еще более сложных танцев. Тем не менее танцы Петипа для «Синей Бороды» были повсеместно признаны шедеврами классической хореографии. Критик «Санкт-Петербургских Ведомостей» так прокомментировал танцевальные номера в «Синей Бороде» :
...(Петипа) демонстрирует бесконечное разнообразие вкуса, мастерски исполняя его работы для кордебалета. В этом году балетмейстер отмечает 50-летие службы нашему театру, еще раз доказав, что никто в Европе не может претендовать на звание его соперника.
Хотя «Синяя Борода» имела большой успех на первом показе, балет не нашел постоянного места в репертуаре Императорского балета. Последняя презентация полнометражной постановки « Синей Бороды» состоялась в 1899 году для бенефиса Пьерины Леньяни. В 1901 году первый и третий акты балета были показаны в рамках программы, подготовленной для прощального концерта Леньяни перед отъездом в родную Италию.
Возрождение « Синей Бороды» было поставлено для Императорского балета в 1910 году выдающимся танцором и педагогом Николаем Легатом . Как и в случае с первоначальным созданием балета в 1896 году, первые спектакли возрожденной Легатом « Синей Бороды» имели успех. Тем не менее, к началу Первой мировой войны в 1914 году был невозможен большой актерский состав, необходимый для балета, и, в частности, сложные сценические эффекты. Полнометражный «Синяя Борода» был показан в последний раз в 1913 году. Отрывки из балета давались время от времени. в гала-концертах и бенефисах до 1916 года, когда балерина Эльза Вилл и танцор Федор Лофуков выступили в спектакле Петипа. праздновали Pas de deux éléctrique .
В 2009 году российские хореографы Юрий Бурлака и Василий Медведев использовали несколько фрагментов партитуры Петра Шенка для «Синей Бороды» в своей возрожденной версии «Эсмеральды» для балета Большого театра , с музыкой, сопровождающей новое Grand pas des fleurs во втором акте.
В 2014 году Василий Медведев поставил новую версию Grand Pas de deux électrique из оперы «Синяя Борода» для гала-концерта Dance Open Festival в Александринском театре в Санкт-Петербурге. В главных ролях в спектакле выступили Кристина Кретова и Семен Чудин из балета Большого театра , а в обрамлении - четыре пары.
Краткое содержание сцен и танцев
[ редактировать ]Взято из фортепианной обработки партитуры Петра Шенка, выпущенной издательством П. Юргенсоном .
Акт I, сцена 1
- Введение
- № 01 Сцена из Артура и страниц
- № 02 Обаде
- № 03 Любовная сцена (Соло скрипки для монсеньора Леопольда Ауэра )
- № 04 Танец пажей
- № 05 Сцена братьев Исаура
- № 06 Прогулка и сцена свиты Синей Бороды
- № 07 Танец деревенских детей
- № 08 Никаких действий: Конкурс танцевальных призов—
- -к. Анданте
- -б. Вариация (Виваче)
- — с. Вариация (время вальса)
- —д. Вариант (Квазивосточный)
- -И. Вариация (Пиццикато)
- -ф. Кода
- № 09 Распределение цен и норманнское крестьянство
- № 10 Большой шаг действия—
- -имеет. Адаге (соло на виолончели для монсеньора Николая Галкина )
- -б. Вариация (Модерато)
- — с. Вариация (Темп Мазурки)
- —д. Вариация (Темп вальса)
- — э. Вариация (Виваче)
- -ф. кодовый вальс
- № 11 Финал
Акт II, сцена 1
- № 12 Интродукция и сцена туалета Исаура де Ренуяля
- № 13 «Анжелика»: Канцонетта Артура сюр ле Люта (Solo de la harpe pour Mons. Albert Zabel )
- № 14 Паспье
- № 15 Танцевальная сценка: Кокетство перед зеркалом
- №16 Выход Синей Бороды и любовная сцена
- № 17 Рыцарская сцена
- № 18 Сцена с ключами
- № 19 Отъезд Синей Бороды
- № 20 Появление и место действия Духа Любопытства
- № 21 Премьер панорама
Акт II, сцена 2
- № 22 Серебряный свод
- № 23 Вакханалия
- № 24 Вторая панорама
Акт II, сцена 3
- № 25 Восточный шаг—
- -имеет. Японская поговорка
- -б. Индуистский танец
- — с. Восточная вариация
- —д. Восточный хвост
- № 26 Третья панорама
Акт II, сцена 4
- № 27 Не драгоценные камни—
- -имеет. Сцена и вальс
- -б. Записи рубинов, изумрудов, сапфиров и бриллиантов
- — с. Алмазный вариант
- —д. Вальс драгоценных камней
- № 28 Финал
Акт III, сцена 1
- № 29 Драматическая сцена: «Сестра Анна, вы ничего не предвидите?»
Акт III, сцена 2
- № 30 Большая польская
- № 31 Астрологические развлечения—
- -имеет. Вход астрологов
- -б. Астрономический танец
- — с. Группы и созвездия
- —д. Звездный танец
- -е. Вариация Венеры
- -ф. Вальс звезд
Время прошло
- № 32 Воплощение и Гайарда
- № 33 Монако
Настоящее время
- № 34 Воспоминание о Fin de siècle и полька
Будущее время
- № 35 Воплощение будущего
- № 36 Электрический гран-па-де-де—
- -имеет. Пословица
- -б. Вариация Первой танцовщицы: Монс. Сергей Легат
- — с. Вариация первой танцовщицы: Пьерина Леньяни.
- —д. Кода
- № 37 Общий танец: Котильон
- № 38 Апофеоз
Галерея
[ редактировать ]-
Фронтиспис фортепианной обработки партитуры Шенка, выпущенной музыкальным издательством П. Юргенсоном .
-
Сцена Императорского Мариинского театра украшена декорациями к первому акту работы Петра Ламбина.
-
Сергей Легат в роли Артура и Пьерина Леньяни в роли Исаура де Ренуаля в костюмах к первому акту.
-
Ольга Преображенская в третьем акте костюмировала богиню Венеру.
-
Танцующая сцена : Le coquetterie avant le verre из II акта/сцены 1. На снимке слева направо: Пьерина Леньяни в роли Изавра де Ренуаля (повернута спиной), Клавдия Куличевская в роли ее подруги, Сергей Легат в роли Артура и Ольга Преображенская. в роли Анны де Ренуаль.
-
Слева направо: Пьерина Леньяни в роли Изавра де Ренуаль, Сергей Легат в роли Артура и Ольга Преображенская в роли Анны де Ренуаль.
Либретто
[ редактировать ]Акт I
Сад перед замком, принадлежащий семье Де Ренональ.
Слева — замок с механизированными башнями и большим окном и дверью, ведущими на террасу. В глубине сада находятся тщательно продуманные ворота и перила, через которые можно увидеть красивый пейзаж, в котором доминируют актеры Синей Бороды. Это утро ранней весны
Паж Артур, влюбленный в Исауру де Ренуаль, пробирается в замок, принадлежащий ее братьям. Убедившись, что он вошел незамеченным, он делает знак своим товарищам-пажам, которые прокрадываются в масках и с музыкальными инструментами. Под руководством Артура они готовятся исполнить серенаду Изауру.
Во время серенады появляется Исауре; она с удовольствием слушает музыку. Артур умоляет ее спуститься. Она соглашается, и влюбленные обнимаются. Тем временем ее братья Раймон и Эбремар наблюдают за происходящим из укрытия галереи. Образуется танец, в котором принимают участие влюбленные, и в этот момент входят братья, и веселье резко прекращается. Они приказывают Артуру разоблачить маску. Пейдж и его друзья снимают маски. Артур говорит братьям, что страстно любит Исауру, и просит ее руки. Они указывают на его бедность и глупость его просьбы. Артур признает свое небогатство, но продолжает настаивать на своей любви, что вызывает только смех братьев. Раймон и Эбремар идут к своей сестре и сообщают ей, что Синяя Борода, богатый сосед, претендует на ее руку; они советуют ей принять его. Исаура полна горя, но соглашается с желанием своих братьев и входит в замок, чтобы подготовиться к визиту своего жениха.
Раздаются трубы, и мажордом объявляет о прибытии важного гостя. Через садовые ворота вьется великолепная процессия, в которую входят печальнолицый Артур и, наконец, сам Синяя Борода. Братья оказывают ему все почести, а Исауре спускается по ступенькам и предлагает ему чашу вина. Синяя Борода просит у Изаура ее руки. Она колеблется, затем соглашается. Артур не может скрыть свою печаль. Синяя Борода предлагает Изауре руку, и вместе они поднимаются на террасу, где ей представляются члены его свиты. Обручение празднуется чередой танцев.
Исауре рада видеть Артура среди танцоров, и они обмениваются словами любви. Братья Исауре, видя ее счастливое настроение, объясняют это ее удовольствием от брака, который они заключили. Синяя Борода страстно смотрит на свою невесту, так что у Артура возникает ревность, но он беспомощен. Когда танцы наконец заканчиваются, дамы Исаура приносят свадебное платье, в которое одевают свою госпожу, которая затем занимает свое место в носилках, которые несут процессия во время свадебной церемонии. Артур, оставшись один, плачет.
Синяя Борода и Исауре возвращаются, и супружеская пара в сопровождении своей свиты направляется к замку бывшего. Артур хочет подарить Исауре цветок, но ее сестра останавливает его руку. Когда несчастный паж бросает прощальный взгляд на свою возлюбленную, занавес падает.
Акт II
Сцена 1 – Комната Исаура
Заднюю стену украшает большое зеркало, занавешенное занавеской. Слева стоит богатая кровать с балдахином и драпировками. Справа диван. Исаура занимается туалетом, а ее дамы предлагают ей цветы и другие украшения. Артур развлекает Изаура игрой на лютне
Энн и Артур танцуют паспье . Затем Исауре приказывает задернуть занавеску и танцует перед зеркалом. Шаги возвещают о приближении Синей Бороды, который, войдя в комнату, спешит к жене. Тем временем Энн и Артур уходят. Пока Синяя Борода разговаривает с Исауре, входит Артур и объявляет, что рыцарь желает аудиенции у него. Удивленный и раздосадованный, Синяя Борода соглашается принять его. Рыцарь входит и, передав воинственное послание от своего господина, бросает перчатку. Синяя Борода берет трубку и принимает вызов. Рыцарь уходит.
Синяя Борода говорит жене, что ему необходимо отправиться в военную экспедицию, но обещает вскоре вернуться. Исауре выражает свою скорбь, но втайне радуется мысли о его уходе. Он предлагает ей не томиться в его отсутствие, а развлекаться играми и танцами. Он также дает ей коллекцию ключей, сделанных из различных металлов, которые открывают доступ к его подземным сокровищницам. Она может пользоваться всеми этими ключами, кроме одного, сделанного из железа, и если она не подчинится ему в этом отношении, он предупреждает ее о своем серьезном неудовольствии. Слышны далекие гудки. Слуги Синей Бороды входят в доспехи, которые они пристегивают к своему господину. Исауре перекидывает шарф себе на плечи. Он целует ее и уходит. Исаура, оставшаяся одна, полна рвения попробовать ключи, особенно запретный. Вдали слышны затихающие звуки военного марша.
Исауре теперь посещает Дух Любопытства, который пытается заставить Исауру следовать за ней под землю. Золотым ключом Дух Любопытства открывает дверь слева и спускается по лестнице.
Сцена 2 - Первая подземная палата
Стены украшены блестящими сосудами из золота и серебра; есть золотые канделябры со свечами и кариатиды, несущие на головах корзины с цветами.
Дух любопытства ведет Исаура через правую дверь в комнату. Исауре поражен сокровищами, которые там содержатся. Внезапно кариатиды оживают, а свечи загораются. Золотые и серебряные сосуды оживляются и издают сильный грохот, столкнувшись друг с другом. По завершении танца Исауре открывает еще одну дверь серебряным ключом.
Сцена 3 – Вторая подземная палата
Здесь стены покрыты чудесными материалами всех форм и размеров из каждой страны.
Все эти драгоценные вещи оживают. Есть японский танец с веером, индуистский танец, восточная вариация, кода и финальный ансамбль. Затем Исауре открывает левую дверь алмазным ключом.
Сцена 4 - Третья подземная палата
Исауре, побуждаемый Духом Любопытства, входит справа. В комнате полутьма, но постепенно она светлеет, и видно, что в ней лежат груды драгоценных камней, которые оживают и начинают танцевать. Сначала вальс «Бриллианты», затем танец «Изумруды», «Цветные бриллианты», «Рубины» и «Сапфиры». Далее следует вариация и, наконец, еще один вальс, в котором Драгоценности исчезают и наступает полная темнота.
Исауре замечает еще одну секретную дверь, которая плотно заперта. Дух Любопытства призывает вставить железный ключ, чтобы открыть эту дверь. По предложению Духа, Исауре полуохотно-полубоязненно направляется к двери. Дрожащими руками она вставляет ключ в замок и поворачивает его. Затем она берет свечу и, зажигая ее, идет к комнате, в которой, как видно, лежат тела многочисленных жен Синей Бороды, которых он убил в наказание за их непослушание. В ужасе Исауре роняет свечу и без чувств падает на порог.
Акт III
Сцена 1 – Терраса замка Синей Бороды
Справа большая башня со ступенями, ведущими на вершину. У входа в замок железное бра, слева невысокая каменная стена. Справа фонтан с каменной чашей.
Исауре, бледный и растерянный, выходит из замка. Она звонит своей сестре Анне и рассказывает ей о своем открытии за роковой дверью. "Смотреть!" плачет она, держа ключ, «он упал в кровь, и я не могу смыть пятно». Сестры спешат к фонтану и тщетно стремятся очистить ключ в проточной воде. В тот же момент далекие трубы возвещают о возвращении Синей Бороды. Сестры охвачены ужасом. Артур, наблюдавший за этой сценой, бежит к Исауре в надежде спасти ее. Она умоляет его немедленно привести ее братьев. Он спешит на свою миссию, и его видят верхом на лошади, скачущим к их замку. Исауре наблюдает за ним, пока он не теряется из виду, и горячо молится о помощи. Анна поднимается на башню, чтобы наблюдать за приходом своих братьев. Трубы звучат ближе, и вскоре с триумфом входит Синяя Борода, победив своего врага. Исауре идет ему навстречу. Синяя Борода целует жену и спрашивает, как она поживает во время его отсутствия. Она, стараясь сохранить внешнее спокойствие, выражает радость по поводу его возвращения, но он наблюдает за ее нервозностью и проникается подозрениями. Он просит ключи, которые Исаура с трепетом возвращает ему. Заметив отсутствие железного ключа, он требует знать, где он. Дрожа от страха, она дает ему это. Он осматривает ключ и спрашивает Исаура, почему он оказался запятнан кровью. Когда она заявляет о своем незнании дела, Синяя Борода говорит ей, что она не подчинилась его приказам и должна понести наказание. Исауре просит дать ей время помолиться. Синяя Борода соглашается, но просит ее поторопиться.
Охваченная горем, она с трудом может дойти до башни. Она спрашивает сестру, видно ли ее братьев. Энн отвечает, что ничего не видно. Синяя Борода приказывает Исауре спуститься с башни. Она еще раз спрашивает сестру, видит ли она какие-нибудь следы своих братьев. Анна отвечает, что теперь она видит всадников. Синяя Борода, в ярости от нетерпения, начинает подниматься по ступеням, ведущим к башне. Исауре, пытаясь выиграть время, спешит на самую верхнюю ступеньку. Синяя Борода следует за ней и тащит ее на террасу. Затем, подняв мечи, он готовится отсечь ей голову. В этот момент братья вбегают в ворота замка, а за ними следует Артур. Они спасают Исаура, и Эбремард вызывает Синюю Бороду на единоборство. Состязание ведется с переменным успехом, пока, наконец, Эбремар смертельно не ранит своего противника, который падает через стену в ров. Исауре теряет сознание в объятиях брата. Энн благодарит своих братьев за то, что они пришли вовремя. Они заявляют, что Исаур был бы убит, если бы не Артур. Паж вновь просит руки Исаура, и она ей даруется, и занавес опускается над счастьем воссоединившихся влюбленных.
Сцена 2 - Великолепный сад
В центре находится храм в честь бога Сатурна с колоннадой, состоящей из трех частей: храмов прошлого, настоящего и будущего. По бокам к этим храмам ведут лестницы, украшенные фантастическими мраморными сфинксами.
Гости на свадьбе входят в великолепном ансамбле. Следом идут четверо астрологов со своими поездами, поддерживаемыми пажами. По их команде с небес спускается бог Уран, за ним следуют богиня Венера и бог Марс и, наконец, Звезды разных степеней. Звезды собираются в группы и танцуют. Затем следует вариация Венеры, за которой следует вальс в исполнении Звезд.
Дверь Храма Прошлого открывается, и появляется процессия персонажей, типичных для древнего периода Франции, которые исполняют несколько ранних танцев, таких как Гайярд. Дверь Храма Настоящего открывается, и теперь входят персонажи современности, танцующие современные танцы.
Наконец, дверь Храма Будущего открывается, и Исавр и Артур представляют Grand Pas de deux éléctrique .
Балет завершается финальным ансамблем и апофеозом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мариус Петипа (1958). Русский балетмейстер: Мемуары Мариуса Петипа . ООО «Танцевальные книги».
- ^ Бомонт, Сирил (1937). Полная книга балетов . Патнэм, Лондон.
- ^ Кшесинская, Матидла (2005). Танцы в Петербурге: Воспоминания Матильды Кшесинской, Ее Светлость Княгиня Романовская-Красинская . ООО «Танцевальные книги».