Языческий Христос
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Том Харпур |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Сравнительное религиоведение |
Жанр | Религия, история, христианство |
Издатель | Издательство Томаса Аллена |
Дата публикации | 2004 |
Место публикации | Канада |
Тип носителя | Твердый переплет, Мягкая обложка, Электронная книга |
ISBN | 0-88762-145-7 |
270.1 | |
С последующим | Вода в вино: вдохновляющее видение Евангелий |
«Языческий Христос: возвращение утраченного света» — научно-популярная книга канадского писателя Тома Харпура (1929–2017), бывшего англиканского священника, журналиста и профессора греческого языка и Нового Завета в Университете Торонто , вышедшая в 2004 году, в которой поддерживается миф о Христе. теория . [ 1 ] Харпур утверждает, что Новый Завет имеет большое количество общего с древнеегипетскими и другими языческими религиями, что ранние церковные лидеры создали буквального и человеческого Иисуса на основе древних мифов и что мы должны вернуться к всеобъемлющей и универсальной религии, в которой дух Христа или Христос живет внутри каждого из нас.
Книга была названа канадским бестселлером года в жанре научно-популярной литературы по версии газет Toronto Star и The Globe and Mail . Позже он был выпущен под названием « Языческий Христос: слепая вера убивает христианство?» в США издательством Walker Books и в Австралии Алленом Анвином. Он также был опубликован на пяти других языках: в Монреале ( Le Christ païen ) издательством Éditions du Boréal, в Нидерландах ( De heidense Christus ) издательством Ankh-Hermes bv, в Германии ( Der heidnische Heiland ) издательством Ansata Verlag, в Бразилии ( O Cristo Dos Pagaos ) от Editora Cultrix-Pensamento и в Японии. ( 異教キリスト ) Базилико. [ 2 ] [ 3 ] В 2007 году книга стала основой для документального фильма CBC , и в том же году Харпур опубликовал более научное продолжение под названием « Вода в вино: вдохновляющее видение Евангелий» .
Краткое содержание
[ редактировать ]Сходства между христианством и языческими религиями
[ редактировать ]На протяжении всей книги Харпур подробно описывает истории и высказывания из Нового Завета , которые, по его утверждению, также встречаются в древних мифах, особенно указывая на сходство между Иисусом и египетским богом солнца Гором . Он утверждает, что ряд языческих культур в разных регионах и в разные периоды времени опирались на символические темы, такие как непорочное зачатие, божество-отец, звезда на востоке, воскрешение мертвых, сошествие в ад, распятие, воскресение и другие. Харпур утверждает, что практически все слова и действия, приписываемые Иисусу в Евангелиях, «возникли за тысячи лет до этого». [ 4 ] Хотя лидеры ранней церкви, такие как Юстин Мученик и Святой Августин , как сообщается, признавали определенные общие черты между языческими религиями и христианством, Харпур объясняет, что степень этого сходства была скрыта до открытия Розеттского камня в 1799 году.
Плагиат ранней христианской церкви
[ редактировать ]По словам Харпура, большинство современных исследователей Библии согласны с тем, что Евангелия были написаны спустя много десятилетий после предполагаемой смерти Иисуса, и он приходит к выводу, что Священные Писания непоследовательны, неточны и не представляют собой поддающихся проверке исторических записей. Харпур даже утверждает, что первоначальные авторы Нового Завета намеревались объединить популярные языческие мифы с пророчествами Ветхого Завета, никогда не желая, чтобы читатели воспринимали эти аллегорические истории буквально. В том, что он называет «одной из самых далеко идущих трагедий в истории», он представляет случай, когда христианская церковь в третьем и четвертом веках «совершила фатальную и роковую ошибку», а именно изобрела миф о буквальном и историческом Иисусе. основанный на «высшей истине». [ 5 ] Далее он предполагает, что ультраконсервативные христианисты «сделали все, что в их силах, посредством подделок и других мошенничеств, сожжения книг, убийств и самих убийств, чтобы уничтожить важные доказательства». [ 6 ] Согласно источникам Харпура, их пропаганда включала выборочное редактирование Священных Писаний и вставку ложных отрывков об Иисусе в текст еврейского историка Иосифа Флавия . [ 7 ]
Личное сомнение в историческом Иисусе
[ редактировать ]Задавая вопрос: «Можем ли мы с какой-либо уверенностью сказать, что Иисус из Назарета действительно существовал как историческая личность», он заключает: «У меня очень серьезные сомнения, что мы можем это сделать», добавляя, что его постепенное осознание того, что Иисус был «мифической копией многих предшествующие спасители» было трудно принять самого себя. [ 8 ] В соответствии с теорией мифа об Иисусе , утверждает Харпур, «нет убедительных исторических доказательств существования Иисуса» и «ни один современный нехристианский писатель даже не знал об Иисусе». [ 9 ] Отмечая свою уверенность в том, что послания Павла или письма Святого Павла (которые были написаны до появления четырех Евангелий ) не упоминают притчи и чудеса Христа и не ссылаются на биографические детали, такие как Назарет, Харпур заключает: «Я вынужден, следовательно, путем моего собственного независимого исследования я пришел к выводу, что Христос Павла не был Иисусом из Назарета». [ 10 ] С этой целью он заявляет, что библейский буквализм «совершает идолопоклонство, превращая человека из плоти и крови в Бога». [ 11 ] и что поклонение совершенному сверхчеловеку с магическими способностями, который предположительно жил 2000 лет назад, не является устойчивым путем для будущего христианства.
Продолжающаяся вера в божественного Христа
[ редактировать ]На веб-сайте Харпура и на обложке обложки говорится, что «Языческий Христос» раскрывает «космическую веру, основанную на этих истинах, от которых отказалась современная церковь», и призывает к «возврату к инклюзивной религии, где Христос живет внутри каждого из нас». [ 2 ] По словам Харпура, он всю свою жизнь искал ответы, и теперь, когда он понимает, что Священные Писания представляют собой символические аллегории на центральную тему, а не загадочную историю, Бог кажется более «актуальным и реальным». [ 12 ] и «Библия оживает совершенно по-новому». [ 13 ] Вместо того, чтобы бросить вызов своей религиозной вере, Харпур свидетельствует, что его открытия «оставили радостный и изменяющий жизнь отпечаток», которые «превратили мой взгляд на будущее христианства в взгляд на надежду». [ 14 ]
Источники
[ редактировать ]Библиография « Языческого Христа» содержит более 80 опубликованных авторов, цитируемых в книге. Харпур изучает классику и Библию с тех пор, как он был стипендиатом Родса он привлекает таких разных людей, как святой Августин и Зигмунд Фрейд в начале 1950-х годов, и в качестве подтверждения цитат . Однако многие свои аргументы он основывает на трудах относительно неизвестных авторов Элвина Бойда Куна (которому посвящена книга), Джеральда Мэсси и Годфри Хиггинса . Он также открывает себя для критики, цитируя современных атеистов, таких как Эрл Доэрти и Ачарья С. , на которых часто нападают библейские буквалисты и апологеты. Что касается «ученых и критиков, которые считают, что Иисус не был историческим персонажем», Харпур представляет список американского историка Гарри Элмера Барнса , который был впервые опубликован в 1929 году, в котором фигурируют Бруно Бауэр , Альберт Калтофф , Артур Дрюс , Дж. К. Стендель , Эмиль Фельден , [ 15 ] [ 16 ] Питер Дженсен , [ 17 ] [ 18 ] Самюэль Люблински , Жерар Болланд , Густав ван ден Берг , Шарль Виролло , Поль-Луи Кушу [ 19 ] Джеральд Мэсси , Эмилио Босси [ 20 ] Георг Брандес , Дж. М. Робертсон , Г. Р. С. Мид , Томас Уиттакер , Эдвард Карпентер и У. Б. Смит . ( Анджей Немоевский и Дей были отмечены в первоначальном списке Барнса, но исключены из списка в «Языческом Христе » ) [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] (примечание: Стендель может быть ошибкой транскрипции Фридриха Штойделя). [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] и Дей Альберта Байе [ 27 ] [ 28 ] )
документальный фильм CBC
[ редактировать ]В декабре 2007 года Канадская радиовещательная корпорация выпустила в эфир документальный фильм « Языческий Христос» , основанный на книге Харпура, в рамках серии Doc Zone. Снятый компанией Bank Productions, этот фильм стал одним из самых просматриваемых телевизионных документальных фильмов в Канаде в том году и получил в основном положительные отзывы на веб-сайте CBC. [ 29 ] Программа получила премию Platinumo Remi на Международном кинофестивале в Хьюстоне и премию «Золотая камера» за лучший документальный фильм на Международном фестивале кино и видео США в Редондо-Бич, Калифорния. [ 30 ]
«Языческий Христос» присоединяется к списку документальных фильмов с сенсационными обвинениями против ортодоксального христианства, которые первоначально транслировались перед Рождеством или Пасхой, в том числе « Раскрытые библейские тайны» (ноябрь-декабрь 2013 г.) и «Затерянная гробница Христа» (март 2007 г.).
Прием и критика
[ редактировать ]В статье 2004 года, озаглавленной «Ведущий писатель-религиовед в Канаде... Знает ли он, о чем говорит?», пастор из Ванкувера У. Уорд Гаск резко критикует «Языческого Христа», утверждая, что «доказательства существования Иисуса как исторической личности неоспоримо». [ 31 ] Он сообщает, что только один из десяти египтологов, ответивших на его электронные письма (девять из которых не были идентифицированы), был знаком с Куном, Хиггинсом и Мэсси, и что они единогласно отвергли египетскую этимологию Иисуса. [ 31 ]
Рон Лепроон, профессор египтологии в Университете Торонто, продемонстрировал, что Харпур и его наставник Элвин Бойд Кун были неправы по крайней мере в одном пункте. Утверждение Харпура и Куна о том, что египетское божество Гор и Иисус — одно и то же божество, основано на ошибочном синтаксисе. «В любом случае, имени «Иуса» просто не существует в египетском языке». [ 32 ]
Джеймс А. Беверли, писатель и профессор семинарии Тиндейл в Торонто, в 2004 году написал краткую статью под названием «Языческий Том Харпур» для Евангелического братства Канады , используя более беззаботный тон, чем предполагалось в названии. [ 33 ] [ 34 ]
Стэнли Э. Портер и Стивен Дж. Бедард предлагают опровержение идей Харпура с евангелической точки зрения в книге « Разоблачение языческого Христа: евангелический ответ на идею космического Христа» . Книга 2006 года, выпущенная издательством Clements Publishing, бросает вызов ключевым идеям, лежащим в основе диссертации Харпура. Портер, президент и декан Макмастерского богословского колледжа в Гамильтоне , и Стивен Дж. Бедард, баптистский священник и выпускник Макмастерского богословского колледжа, заявляют: «Если бы у сторонников теории языческого Христа были какие-либо доказательства, хотя бы близкие к качеству « Эпоса о Материал Гильгамеша , то будет некоторая причина рассмотреть их претензии. К несчастью для их аргументов, их доказательства лишены содержания, и поэтому их утверждения шокирующе слабы». [ 35 ] Портер и Бедард приходят к выводу, что существует достаточно доказательств историчности Иисуса, и утверждают, что Харпур стремится продвигать «универсалистскую духовность». Портер появился в документальном фильме CBC, а компания David Brady Productions обратилась к авторам с предложением создать встречный документальный фильм для канадского VisionTV в 2008 году. [ 36 ]
Коллега Портера из Богословского колледжа Макмастера Гордон Л. Хит также подготовил статью под названием «Ни научно, ни решение», в которой содержится критика книги. Автор признает, что он согласен с Харпуром по нескольким пунктам, таким как их общее отвращение к жесткому фундаментализму и то, что церковь совершала постыдные поступки в прошлом, но не согласен по большинству других пунктов. [ 37 ]
В 2009 году теолог и писатель Роберт М. Прайс написал обзор, который вызвал ряд опасений по поводу предпосылок и доказательств Харпура. Прайс отметил, что книга «содержит множество сомнительных фактов». [ 38 ]
Барт Д. Эрман , профессор религиоведения Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл , в своем блоге ehrmanblog в 2012 году и в опубликованной в том же году книге « Существовал ли Иисус?» В «Историческом аргументе в пользу Иисуса из Назарета » Харпур упоминается вместе с другими «мифистами», такими как Прайс, но конкретно не критикуется детали « Языческого Христа» . [ 39 ]
В 2013 году исследователь Нового Завета Крейг А. Эванс отметил, что взгляды Харпура и Куна были «полностью опровергнуты и не поддерживаются ни одним авторитетным историком или египтологом». [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ [1] «Ведущий писатель-религиовед в Канаде… Знает ли он, о чем говорит?» У. Уорд Гаск
- ^ Jump up to: а б «Языческий Христос — Том Харпур» .
- ^ «Томас Аллен и сын» .
- ^ Том Харпур, Языческий Христос (Торонто: Thomas Allen Publishers, 2004), стр. 10.
- ^ Харпур, 2004, с. 2
- ^ Харпур, 2004, стр. 12-13.
- ^ Харпур, 2004, стр. 55.
- ^ Харпур, 2004, стр. 158.
- ^ Харпур, 2004, с. 160
- ^ Харпур, 2004, с. 173
- ^ Харпур, 2004, с. 175
- ^ Харпур, 2004, с. 176
- ^ Харпур, 2004, с. 181
- ^ Харпур, 2004, с. 3
- ^ Фельден, Эмиль (1918) [впервые опубликовано в 1910 году]. Спиритуализм и другие оккультные системы нашего времени . Лейпциг: Ольденбург.
- ^ Фельден, Эмиль [на немецком языке] (1914). «Фельденский пастор церкви Св. Мартини в Бремене» [Пастор церкви Св. Мартини, Бремен, Германия]. В Шмидте, Генрих (ред.). Чем мы обязаны Эрнсту Геккелю: книга почитания и благодарности (на немецком языке). Том 2. Немецкая ассоциация монистов. Лейпциг: Verlag Unesma GmbH, стр. 125–128.
свидетельство Эмиля Фельдена в книге «Чем мы обязаны Эрнсту Геккелю» , том. 2, с. 125.
- ^ Дженсен, Питер (1906). Эпос о Гильгамеше в мировой литературе: Истоки ветхозаветной легенды о патриархах, пророках и освободителях и новозаветной легенды об Иисусе. Первый том . Том I. Карл Дж. Трюбнер. ISBN 9780790525952 .
Эпос о Гильгамеше в мировой литературе.
- ^ Питер Кристиан Альбрехт Йенсен (1910). Действительно ли жил Иисус из Евангелий?: ответ Юлихеру . Франкфурт-на-Майне: Новый Frankfurter Verlag. ОЛ18686614М . Гугл Книги .
- ^ Кушу, Поль-Луи ; Райнер, Хан (1926). Иисус — историческая личность или легендарный персонаж? Правда об Иисусе. Публичная полемика между ММ. Доктор Кушу и Хан Райнер (стенографический отчет) . Печатные издания «L'Idée libre.
Правда об Иисусе: является ли Иисус исторической фигурой или легендарной личностью?»
- ^ Босси, Эмилио (1904). Иисус Христос никогда не существовал (на итальянском языке) (2-е изд.). Миланское издательство.
Иисус Христос никогда не существовал
- ^ Харпур, 2004, с. 163
- ^ Харпур, Том (1 октября 2005 г.). Языческий Христос: возвращение утраченного света . Дандурн. п. 101. ИСБН 978-0-88762-829-0 .
Барнсу удалось объявить Иисуса мифической личностью, продуктом мифотворческих тенденций, свойственных религиозным людям всех возрастов, особенно периода ранней Римской империи. Он перечисляет Бруно Бауэра, Альберта Калтоффа, Артура Дрюса, Дж. К. Стенделя, Эмиля Фельдена, Йенсена, Люблински, Болланда, Ван дерберга, Шарля Виролло, Райнера Кушу, Джеральда Мэсси, Эмилио Босси, Георга Брандеса, Джона М. Робертсона, Г. Р. С. Мида, Уиттакер, Эдвард Карпентер и У.Б. Смит среди выдающихся ученых и критиков, утверждавших что Иисус не был историческим человеком.
- ^ Барнс, Гарри Элмер (1929). Сумерки христианства . Нью-Йорк: Авангард Пресс. стр. 390–391.
Среди наиболее выдающихся ученых и критиков, которые утверждали, что Иисус не был реальной исторической фигурой, мы упоминаем Бруно Бауэра, Кайтофа, Дрюса, Стенделя, Фельдера, Дейе, Йенсена, Люблински, Болланда, Ван дер Берга, Вироло, Кушу, Мэсси, Босси. , Немоевски, Брандес, Робертсон, Мид, Уиттакер, Карпентер и У.Б. Смит.
- ^ Штойдель, Фридрих (1910). Мы, ученые в этой области!: Полемика против книги профессора Д. фон Зодена «Жил ли Иисус?» (на немецком языке). Издательство «Новый Франкфурт».
«Иисусизм» современной теологии фундаментально нерелигиозен и сам по себе представляет собой величайшее препятствие для всякого истинного религиозного прогресса.
- ^ Дрюс, Артур (1921). Евангелие от Марка как свидетельство против историчности Иисуса . Э. Дидерихс. п. 330.
Изображение с. 330 в Google Книгах
{{cite book}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|quote=
- ^ Гуманитарный обзор . 1910. с. 749.
Изображение с. 749 в Google Книгах
{{cite book}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|quote=
- ^ Байе, Альберт (1927). Les Morales de l'Evangile . Ридер.
Иисуса Христа не существовало, и мораль Евангелий представляет собой две разные серии заповедей, принадлежащих разным социальным группам.
- ^ Альфарик, Проспер; Кушу, Поль-Луи; Байе, Альберт (1932). Проблема Иисуса и истоки христианства, П. Альфарик, Поль-Луи Кушу и Альбер Байе . распечатать заведения Бюссона; Представительские работы, 41, улица Вожирар.
Проблема Иисуса и истоки христианства
- ↑ Архивное послесловие Харпура, декабрь 2007 г.
- ^ Международный фестиваль кино и видео в США (2008) - IMDb
- ^ Jump up to: а б «Ведущий писатель-религиовед в Канаде… Знает ли он, о чем говорит?» . хнн.нас . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Разоблачение языческого Христа: евангелический ответ на идею космического Христа , Стэнли Портер и Стивен Бедард (Торонто: Clements Publishing, 2006), стр. 73
- ^ Стэнли Э. Портер и Стивен Дж. Бедард, Разоблачение языческого Христа: евангелический ответ на идею космического Христа (Торонто: Clements Publishing, 2006), стр. 73.
- ^ «EFC — Языческий Том Харпур» . www.evangelicalfellowship.ca . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Стэнли Э. Портер и Стивен Дж. Бедард, Разоблачение языческого Христа: евангелический ответ на идею космического Христа (Торонто: Clements Publishing, 2006), стр. 69.
- ^ Веб-сайт Стивена Бедарда «Надежда»
- ↑ Ни с научной точки зрения, ни с решением: ответ на книгу Тома Харпура «Языческий Христос» . Гордон Л. Хит.
- ^ «Том Харпур, Языческий Христос: возвращение утраченного света» . Роберт М. Прайс .
- ^ «Существовал ли Иисус? Рождение божественного человека - христианство в древности (ЦРУ): Блог Барта Эрмана» . ehrmanblog.org . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Эванс, Крейг А. (2012). Иисус и Его мир: археологические свидетельства . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 5. ISBN 978-0-664-23413-3